Картина ежи п меньшиковой м просвещение. Составление рассказа по картине"ежи" старшая руппа


Конспект ООД
по развитию речи в старшей группе
«Составление рассказа по картине «Ежи».
Цель. Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана.
Программное содержание:
Продолжать учить детей составлять последовательный рассказ по картине, ориентируясь на план, предложенный воспитателем.
Упражнять детей в образовании однокоренных слов от существительного еж, в подборе прилагательных, характеризующих животных;
Уточнить знания детей о жизни диких животных (ежей) в природе.
Активизация словаря: мухоморы-великаны, принюхивается, колючий клубок
Материал: картина «Ежи» (из серии «Дикие животные», автор П.С. Меньшикова), мольберт, указка.Предварительная работа: чтение рассказов И. Акимушкин «Жил-был ежик», И. Соколов-Митков «Ежи», беседа о жизни ежей в природе, рассматривание иллюстраций на тему «Дикие животные».
Ход занятия
- Ребята, скажите мне, каких лесных животных вы знаете?
- Много в лесу живет животных. А про кого говорится в этой загадке:
Лесом катится клубок, У него колючий бок,Он охотится ночами За жуками и мышами.
- Как вы догадались, что это еж?
- Ежи – очень интересные животные. Живут они семьями: папа -… (еж или ежик), мама -… (ежиха), дети -... (ежата), можно назвать их ласково… (ежатки), а если один малыш – то… (ежонок). - Садитесь на стульчики.
Среди палых листьев тихо
Пробирается ежиха,
А за ней гуськом спешат
Четверо её ежат….
(На мольберт выставляется картина. Дети некоторое время рассматривают ее.)- Кто изображен на картине?
- Как вы думаете, где они находятся?
- Как вы догадались, что это лес?
Воспитатель обобщает: «В осенний день мама ежиха привела свое колючее семейство на лесную полянку, где растут мухоморы-великаны».
- Как вы думаете, зачем мама привела ежат на лесную полянку?
- Значит, какая она мама?
- Посмотрите, что делает ежиха?
Проводится обобщение высказываний
- А что делают ежата?
- Как можно сказать о ежатах, которые делят червяка?
- Почему этот ежонок спрятался?
- На что он стал похож?
- Каким мы можем назвать этого ежонка?
Обобщение высказываний
- Как вы думаете, нравится ежам на лесной полянке? Почему?
Физминутка-Ребята, давайте покажем, как заботится о своей семье папа ёж.
Ёж спешил к себе домой,Нёс запасы он с собой.
Через кочки он скакал,Быстро по лесу бежал.
Вдруг он сел и изменился,В шарик круглый превратился.
А потом опять вскочилИ к детишкам поспешил.
Шагать на месте.
Продолжать шагать и «нести мешок за спиной».
Прыжки на месте.
Бег на месте, руки согнуть.
Присесть на корточки.
Прижать голову к коленям, обнять руками колени.
Подняться в рост.
Шагать на месте.
- Посмотрите еще раз внимательно на картину. Как бы вы ее назвали?
Расскажите о том, кто нарисован на картине; в какое время года и где происходит действие.
Расскажите зачем пришли сюда ежи, расскажите о маме-ежихе, о ее детенышах – ежатах.
Закончить рассказ можно словами о том, как себя чувствуют ежи на лесной полянке.
Послушайте, ребята мой рассказ: - Стоял тихий летний вечер. Ежиха вывела ежат на небольшую лесную полянку. Там росли мухоморы-великаны, лежали опавшие листья.Ежата разбежались по полянке. Двое из них нашли червяка, ухватились за него, потащили каждый себе. К ним спешит третий ежонок. Четвертый, убежавший далеко в сторону, повстречался с крупным черным жуком. «Очень страшный!» - подумал ежонок и на всякий случай свернулся в клубок.Ежиха занята своими делами. Она заметила на дереве улитку и подбирается к ней.Хорошо ежатам на лесной полянке.
- Понравился ли вам мой рассказ? Что в моем рассказе вам запомнилось, показалось интересным? - Придумайте рассказ по этой картине.
Заслушиваются по очереди 3-4 детских рассказа.
- Молодцы, хорошо рассказали теперь немного поиграем. Я буду называть животных, а вы поможете мне подобрать к ним слова о том, какие они.
Проводится дидактическая игра «Подбери слово» на подбор прилагательных к существительным, обозначающих животных.
- Посмотрите еще раз на колючую семью, видите, как им хорошо всем вместе? Помните, что нельзя разлучать животных, ведь у каждого животного есть своя семья.

Цель. Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана.

Ход занятия

Воспитатель предлагает вниманию детей картину «Ежи» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой (М.: Просвещение)). Просит их подумать, как можно назвать картину. Оценивает ответы детей. Напоминает, что правильнее и результативнее рассматривать картину в определенной последовательности, то есть по плану.

«Но сначала нужно подумать, как начать рассказ по картине», – говорит педагог и выслушивает ответы детей.

Воспитатель предлагает свое начало рассказа: «В теплый летний вечер ежиха вывела ежат на лесную полянку. Это вечер? Не ошиблась ли я? А вдруг это день?»

Педагог повторяет первую фразу рассказа и добавляет фразу-связку, дающую детям ориентир, что рассматривать и о чем рассказывать: «Ежата разбежались по полянке и каждый нашел себе занятие, не так ли? Вот и расскажите об этом».

После того как воспитатель выслушает всех желающих, он предлагает кому-нибудь из детей составить рассказ о ежатах (1–2 ответа).

Педагог обращает внимание детей на ежиху и просит рассказать о ней.

Воспитатель обобщает сказанное и дополняет ответы детей.

«Теперь нам осталось описать полянку, – говорит воспитатель, – и закончить наш рассказ, выразив свое отношение к увиденному, например: „Хорошо ежам в теплый летний вечер на лесной полянке“».

В заключение педагог напоминает детям содержание «Тихой сказки» С. Маршака, в частности, момент, когда волчица хотела съесть ежонка:

Вертит ежика она:

У него кругом спина.

Где же шея, брюхо,

Нос и оба уха?..

«Не хотите подойти к картине поближе и поискать у ежат нос и уши», – смеется педагог.

Занятие 6. Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»

Цель. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обработка И. Карнауховой), помочь понять ее смысл.

Ход занятия

Воспитатель напоминает детям, что они уже упражнялись в подборе слов, отвечающих на вопрос «какой?» (какая? какое?).

«Сегодня новое задание, – говорит педагог. – Я предлагаю вам ответить на следующие вопросы. Что бывает крылатое? Про кого и про что можно сказать крылатый, крылатая? А мохнатый, мохнатые – это кто, что? Масляный, масляная может быть…»

Воспитатель выслушивает и дополняет ответы детей, обогащая их словарный запас. Сообщает, что они недаром вспоминали все крылатое, мохнатое и масляное, так как эти слова составляют название русской народной сказки«Крылатый, мохнатый да масляный».

Педагог организует беседу по прочитанному примерно такого содержания: «Поняли, что бывает, когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет? Как же бывает? (Плохо.) Да, правильно, бедой для всех это „кивание на других“ обернулось. Припомните, как выглядел блин, вернувшийся с охоты. (Полбока лиса съела.) А с мышью что стало? (Обварилась, ошпарилась. Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит.) А каким нашел блин воробья на завалинке? (Клюв на сторону, слезами воробей заливается.) Когда же, друзья мои, так бывает? (Когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет.)

Коль так случилось, делать нечего: „Поплакали-погоревали, да и стали снова жить-поживать по-старому“», – напоминает педагог одну из заключительных фраз сказки.

Дети негромко повторяют концовку сказки: «Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают».

Если останется время, воспитатель по просьбе детей читает 2–3 отрывка.

Занятие 7. Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет»

Цель. Продолжать упражнять детей в умении быть вежливыми. Помочь запомнить стихотворение Р. Сефа «Совет», научить выразительно читать его.

Ход занятия

Воспитатель просит детей вспомнить, какие правила поведения им уже известны. Объясняет, что любые обращения к незнакомым людям за помощью следует начинать с волшебных слов простите или извините (не принято говорить: «Я извиняюсь»).

«Представьте себе, что вы куда-то идете, не зная дороги. Придется обращаться к прохожим», – говорит педагог.

Два-три ребенка изображают прохожих, а двое детей, помогая друг другу, расспрашивают их:

– Простите, как найти улицу Веселую (как быстрее пройти на улицу)?

– Прямо, а потом около желтого дома налево.

– Большое спасибо.

Если необходимо, воспитатель подсказывает, о чем можно еще спросить и что нужно ответить.

Затем педагог вызывает других детей. Упражнение повторяется 3–4 раза.

Во второй части занятия педагог знакомит детей со стихотворением Романа Сефа «Совет». Предварительно он напоминает ребятам о том, что и в старшей группе дети иногда ссорятся, а это «очень опасно»: сразу появляются обида, грусть, раздражение.

Поссорились

Чашка и блюдце,

Они разобьются,

В кухне, на полке,

Будут лежать

Не ссорься напрасно -

Воспитатель произносит выделенные слова, а дети продолжают стихотворение. Для того чтобы дети запомнили стихотворение, они повторяют его 2–3 раза. Педагог показывает, как можно по-разному прочитать первые четыре строки.

Далее стихотворение читают двое детей, а слушатели в корректной форме высказывают свои впечатления («Мне показалось, что…», «Пусть Оля не обижается, но Наташу было интереснее слушать», «Может быть, я не прав, но…»).

Педагог напоминает детям, как своей оценкой не обидеть сверстника.


Конспект открытого
занятия по развитию речи в старшей группе
«Составление рассказа по картине «Ежи».
Программное содержание:
Продолжать учить детей составлять последовательный рассказ по картине, ориентируясь на план, предложенный воспитателем.
Упражнять детей в образовании однокоренных слов от существительного еж, в подборе прилагательных, характеризующих животных;
Уточнить знания детей о жизни диких животных (ежей) в природе.
Воспитывать умение внимательно выслушивать рассказ товарища, давать ему оценку.
Активизация словаря: мухоморы-великаны, принюхивается, колючий клубок
Материал: картина «Ежи» (из серии «Дикие животные», автор П.С. Меньшикова), мольберт, указка, графические модели.
Предварительная работа: чтение рассказов Г.Скребицкий «Пушок», И. Акимушкин «Жил-был ежик», И. Соколов-Митков «Ежи», беседа о жизни ежей в природе, рассматривание иллюстраций на тему «Дикие животные».
Ход занятия.
- Ребята, скажите мне, каких лесных животных вы знаете?
- Много в лесу живет животных. А про кого говорится в этой загадке:
Лесом катится клубок, У него колючий бок,Он охотится ночами За жуками и мышами.
- Как вы догадались, что это еж?
- Ежи – очень интересные животные. Живут они семьями: папа -… (еж или ежик), мама -… (ежиха), дети -... (ежата), можно назвать их ласково… (ежатки), а если один малыш – то… (ежонок).
- Садитесь на стульчики.
Среди палых листьев тихо
Пробирается ежиха,
А за ней гуськом спешат
Четверо её ежат….
(На мольберт выставляется картина. Дети некоторое время рассматривают ее.)
- Кто изображен на картине?
- Как вы думаете, где они находятся?
- Как вы догадались, что это лес?
Воспитатель обобщает: «В осенний день мама ежиха привела свое колючее семейство на лесную полянку, где растут мухоморы-великаны».
- Как вы думаете, зачем мама привела ежат на лесную полянку?
- Значит, какая она мама?
- Посмотрите, что делает ежиха?
Проводится обобщение высказываний
- А что делают ежата?
- Как можно сказать о ежатах, которые делят червяка?
- Почему этот ежонок спрятался?
- На что он стал похож?
- Каким мы можем назвать этого ежонка?
Обобщение высказываний
- Как вы думаете, нравится ежам на лесной полянке? Почему?
Физминутка
-Ребята, давайте покажем, как заботится о своей семье папа ёж.
Ёж спешил к себе домой,Нёс запасы он с собой.
Через кочки он скакал,Быстро по лесу бежал.
Вдруг он сел и изменился,В шарик круглый превратился.
А потом опять вскочилИ к детишкам поспешил.
Шагать на месте.
Продолжать шагать и «нести мешок за спиной».
Прыжки на месте.
Бег на месте, руки согнуть.
Присесть на корточки.
Прижать голову к коленям, обнять руками колени.
Подняться в рост.
Шагать на месте.
- Посмотрите еще раз внимательно на картину. Как бы вы ее назвали?
- Придумайте рассказ по этой картине.
Сначала расскажите о том, кто нарисован на картине; в какое время года и где происходит действие. – выставляется модель
Затем о том, зачем пришли сюда ежи, расскажите о маме-ежихе, о ее детенышах – ежатах. – выставляется модель
Закончить рассказ можно словами о том, как себя чувствуют ежи на лесной полянке. – выставляется модель
Заслушиваются по очереди 3-4 детских рассказа. Каждому рассказу воспитатель просит дать оценку, дополнить рассказ сверстника. Дает свою оценку детскому рассказу.
- Интересные рассказы рассказали дети. Теперь послушайте мой рассказ: «В теплый осенний день ежиха вывела ежат на лесную полянку. На лесной полянке много всего интересного: прячутся в траве великаны-мухоморы, в опавших листьях, в зарослях травы и на деревьях скрываются разные насекомые. «Есть чем полакомиться» - подумала мама-ежиха, а ежата тут же разбежались по полянке. Двое из них нашли червяка, ухватились за него и тащат каждый себе. Третий тоже не прочь полакомиться жирным червяком - ждет, может ему тоже достанется кусочек. А вот четвертый ежонок решил прогуляться чуть подальше и повстречался с крупным черным жуком, испугался и на всякий случай свернулся в клубок: «Хоть ты и страшный, но я тебя не боюсь». Ежиха тоже не теряет время. Она заметила на дереве жирную улитку. Вытянула нос, принюхалась и тихонько подбирается к ней. Хорошо и интересно ежатам на лесной полянке».
- Понравился ли вам мой рассказ? Что в моем рассказе вам запомнилось, показалось интересным?
- Молодцы, хорошо поработали, теперь немного поиграем. Я буду называть животных, а вы поможете мне подобрать к ним слова о том, какие они.
Проводится дидактическая игра «Подбери слово» на подбор прилагательных к существительным, обозначающих животных.
- Посмотрите еще раз на колючую семью, видите, как им хорошо всем вместе? Помните, что нельзя разлучать животных, ведь у каждого животного есть своя семья.

Конспект ООД

По развитию речи в старшей группе

«Составление рассказа по картине «Ежи».

Цель. Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана.

Программное содержание:

  • Продолжать учить детей составлять последовательный рассказ по картине, ориентируясь на план, предложенный воспитателем.
  • Упражнять детей в образовании однокоренных слов от существительного еж, в подборе прилагательных, характеризующих животных;
  • Уточнить знания детей о жизни диких животных (ежей) в природе.

Активизация словаря: мухоморы-великаны, принюхивается , колючий клубок

Материал: картина «Ежи» (из серии «Дикие животные», автор П.С. Меньшикова), мольберт, указка.

Предварительная работа: чтение рассказов И. Акимушкин «Жил-был ежик», И. Соколов-Митков «Ежи», беседа о жизни ежей в природе, рассматривание иллюстраций на тему «Дикие животные».

Ход занятия

Ребята, скажите мне, каких лесных животных вы знаете?

Много в лесу живет животных. А про кого говорится в этой загадке:

Лесом катится клубок,
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и мышами.

Как вы догадались, что это еж?

Ежи – очень интересные животные. Живут они семьями: папа -… (еж или ежик ), мама -… (ежиха ), дети -... (ежата), можно назвать их ласково… (ежатки), а если один малыш – то… (ежонок).

Садитесь на стульчики.

Среди палых листьев тихо

Пробирается ежиха,

А за ней гуськом спешат

Четверо её ежат….

(На мольберт выставляется картина. Дети некоторое время рассматривают ее.)

Кто изображен на картине?

Как вы думаете, где они находятся?

Как вы догадались, что это лес?

Воспитатель обобщает: «В осенний день мама ежиха привела свое колючее семейство на лесную полянку, где растут мухоморы-великаны».

Как вы думаете, зачем мама привела ежат на лесную полянку?

Значит, какая она мама?

Посмотрите, что делает ежиха?

Проводится обобщение высказываний

А что делают ежата?

Как можно сказать о ежатах, которые делят червяка?

Почему этот ежонок спрятался?

На что он стал похож?

Каким мы можем назвать этого ежонка?

Обобщение высказываний

Как вы думаете, нравится ежам на лесной полянке? Почему?

Физминутка

Ребята, давайте покажем, как заботится о своей семье папа ёж.

Ёж спешил к себе домой,
Нёс запасы он с собой.

Через кочки он скакал,
Быстро по лесу бежал.

Вдруг он сел и изменился,
В шарик круглый превратился.

А потом опять вскочил
И к детишкам поспешил.

Шагать на месте.

Продолжать шагать и «нести мешок за спиной».

Прыжки на месте.

Бег на месте, руки согнуть.

Присесть на корточки.

Прижать голову к коленям, обнять руками колени.

Подняться в рост.

Шагать на месте.

Посмотрите еще раз внимательно на картину. Как бы вы ее назвали?

  • Расскажите о том, кто нарисован на картине; в какое время года и где происходит действие.
  • Расскажите зачем пришли сюда ежи, расскажите о маме-ежихе, о ее детенышах – ежатах.
  • Закончить рассказ можно словами о том, как себя чувствуют ежи на лесной полянке.

Послушайте, ребята мой рассказ:

Стоял тихий летний вечер. Ежиха вывела ежат на небольшую лесную полянку. Там росли мухоморы-великаны, лежали опавшие листья.
Ежата разбежались по полянке. Двое из них нашли червяка, ухватились за него, потащили каждый себе. К ним спешит третий ежонок. Четвертый, убежавший далеко в сторону, повстречался с крупным черным жуком. «Очень страшный!» - подумал ежонок и на всякий случай свернулся в клубок.
Ежиха занята своими делами. Она заметила на дереве улитку и подбирается к ней.
Хорошо ежатам на лесной полянке.

Понравился ли вам мой рассказ? Что в моем рассказе вам запомнилось, показалось интересным? - Придумайте рассказ по этой картине.

Заслушиваются по очереди 3-4 детских рассказа.

Молодцы, хорошо рассказали теперь немного поиграем. Я буду называть животных, а вы поможете мне подобрать к ним слова о том, какие они.

Проводится дидактическая игра «Подбери слово» на подбор прилагательных к существительным, обозначающих животных.

Посмотрите еще раз на колючую семью, видите, как им хорошо всем вместе? Помните, что нельзя разлучать животных, ведь у каждого животного есть своя семья.



Top