Кгн второй младшей группе целями. Проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей

НОД во второй младшей группе ДОУ в ОО "Познавательное развитие" на тему: "Да здравствует мыло душистое"

Цель: развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей младшего дошкольного возраста
Задачи:
Образовательные:
- формировать познавательный интерес и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности через экспериментирование в условиях здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности;
- познакомить детей со свойствами мыла;
- закрепить и уточнить знания детей о том, для чего люди используют мыло.
Развивающие:
- способствовать проявлению любознательности и познавательной мотивации;
- обогащать словарный запас детей.
Воспитательные:
- поддерживать интерес к познанию многообразия окружающего мира;
- воспитывать культурно - гигиенические навыки.

Предварительная работа
- чтение, рассматривание книги К.И. Чуковского «Мойдодыр»;
- беседа о культурно - гигиенических навыках;
-игровая деятельность (дидактическая игра «Хорошо – плохо», словесная игра «Как вырасти здоровым», сюжетно - ролевая игры «Больница», творческие игры с мыльными пузырями);
-рассматривание иллюстраций на тему «Гигиена и здоровье»
- решение проблемных ситуаций «Грязные руки», «В доме больной».

Предметно-пространственная среда
- киоск с образцами мыла: туалетное, банное, хозяйственное, жидкое;
- выставка «Чистота – залог здоровья»;
- алгоритм «Моем руки»;
- мини - лаборатория для экспериментирования с мылом и водой;
- ноутбук.
Материал
посылка с письмом от Мойдодыра; кусочки туалетного мыла по количеству детей разных форм, размера, цвета и назначения; для опыта: ёмкости с водой на каждого ребёнка, трубочки для коктейля, жидкое мыло; алгоритм «Моем руки»; флешкарта с мультфильмом «Мойдодыр».
Виды детской деятельности:
игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная, самообслуживание.
Используемые современные образовательные технологии:
- игровые;

Проблемные;
- ИКТ;
- исследовательская;
- личностно – ориентированные.
Ожидаемые результаты
- проявляет любознательность и интерес в познавательно-исследовательской деятельности;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследования и экспериментирования;
- может использовать в речи новые слова и выражения: душистое, туалетное мыло, пена, гигиена.

Вхождение в занятие
Настроение у нас – отличное,
(показ сжатыми кулачками и поднятым вверх большим пальцем)
А улыбки – дело привычное,
(показ рисование улыбки на лице – указательными пальцами обеих рук)
Пожелаем друг другу добра,
(руки в стороны над головой и опустить вниз.)
А сейчас, мультфильм смотреть нам пора!
Показ отрывка из мультфильма «Мойдодыр» и постановка проблемно- игровой ситуации.
- Узнали эту сказку?
- Да, это «Мойдодыр». Что делал неправильно, не так этот мальчик? Как его называли в начале сказки?
- Мы можем помочь мальчику – грязнуле?
- Как ему помочь? (научить, рассказать, показать, как надо ухаживать за собой, чтобы быть чистым и опрятным.)
Сюрпризный момент – Мойдодыр прислал посылку.
- А нам Мойдодыр прислал посылку с письмом. Давайте прочитаем:
«Дети, эта посылка волшебная, чтобы её открыть нужно отгадать загадку и тогда вы узнаете, что находится внутри:
- Чтоб грязнулею не быть,
Следует со мной дружить.
Пенное, душистое,
Ручки будут чистые.
Правильно, ребята, это мыло. Теперь мы можем открыть посылку… Действительно, ребята, здесь мыло. Тут его много, на всех хватит. Возьмите каждый по кусочку.
Исследовательская деятельность «Узнай какое мыло»
- Какое мыло на ощупь? (гладкое, твёрдое)
- Какое мыло по запаху? Понюхайте его. (душистое, ароматное, приятно пахнет…)
- Какое мыло по цвету? (разноцветное: белое, розовое, жёлтое, красное, голубое, зелёное…)
- Какое мыло по форме? (овальное, круглое, прямоугольное…)
- Какое есть у вас мыло по размеру (большое и маленькое)
- А для чего нужно мыло? (мыть руки, умываться, стирать, купаться, смывать грязь…)
- А зачем умываться, купаться, мыть руки? (чтобы быть чистым и опрятным, соблюдать гигиену и чистоту, не заболеть, уничтожить микробы…)
Экскурсия в киоск по продаже мыла
- А сейчас мы отправляемся в киоск, в котором продаётся мыло.
(Детей встречает продавец мыла)
Продавец мыла:
- Здравствуйте, ребята!
- Посмотрите как много здесь разного мыла. И у каждого своё назначение.
Мыло, которым моют руки и умываются, называется туалетное. Которым купаются, называется банное. А мыло, которым стирают, называется хозяйственным. А кроме твёрдого мыла, есть ещё и жидкое мыло.
- Если мы просто потрём мыло в руках, они у нас станут от этого чистыми? (нет)
А у мыла есть подружка:
«Мною можно умываться,
Я умею проливаться.
В кранах я живу всегда.
Ну, конечно, я –… (вода)
- Правильно, вода. Мыло и вода дружат и вместе помогают нам быть чистыми, опрятными и аккуратными.
Алгоритм «Моем руки»
- Я предлагаю рассмотреть картинки и показать, как правильно, в какой последовательности нужно мыть руки.
Физминутка «Если дети утром умываются» (песенка из м/ф «Маша и медведь»
Продавец мыла:
- Дети, какие вы молодцы! И я хочу вам подарить мыльные пузыри. Когда вы пойдёте на прогулку, вы сможете поиграть с ними на улице.
Проведение опыта с водой и мылом. Игра «У кого пена выше и пышнее»
- Дети, а как же получают мыльные пузыри. Как вы думаете? Хотите узнать?
- Сейчас мы отправимся в нашу мини - лабораторию и узнаем, как люди делают мыльные пузыри и какими свойствами обладает мыло.
- Ребята, мыло и вода - наши друзья и помощники. Но мыло может быть и опасным. Ни в коем случае нельзя, чтобы оно попало в глазки или ротик. Что тогда может произойти? (будет щипать, кусать, будет больно и неприятно…)
- И что нужно сразу же сделать, если такое произошло? (скорей промыть подружкой водой)
- Давайте поиграем: размешаем трубочкой жидкое мыло в воде и станем выдувать воздух в воду с растворённым мылом для образования пены и узнаем, у кого пена выше и пышнее.
- Мы пришли к выводу: мыло растворяется в воде, пенится и образуется много пузырьков. Вот так люди делают мыльные пузыри для игры и забавы детей.
Релаксация. Показ отрывка из мультфильма «Мойдодыр.
- Мы узнали много о пользе, важности и необходимости в жизни людей мыла. А теперь вспомним, как об этом говорится в сказке « Мойдодыр»

Введение

Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. В детском саду у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях. Особое внимание в дошкольных учреждениях уделяется формированию нового навыка, привычки, когда у детей появляются новые обязанности, новые вещи, новый вид деятельности, которыми дети должны овладеть. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.
Воспитание у воспитанников навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения воспитанниками необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других воспитанников. В процессе повседневной работы с воспитанниками необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Культурно-гигиеническое воспитание – основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем. Культурно-гигиеническое воспитание в детском учреждении является одним из разделов воспитательно – образовательной работы. А чтобы понять всю многогранность этой проблемы, хотелось бы вспомнить, что такое здоровье. Чаще всего мы судим о здоровье как об отсутствии на данный момент заболеваний.
В настоящее время значительно возросло количество воспитанников с плохим здоровьем, появляется все больше воспитанников с простудными заболеваниями, нарушениями осанки. Тема здоровья воспитанников сегодня волнует всех.
У воспитанников формируются: навыки по соблюдению чистоты рук, лица, навыки культуры в еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми. И для того, чтобы воспитание культурно-гигиенических навыков осуществлялось успешно в дошкольном образовательном учреждении необходимо организовать обстановку так, чтобы она не препятствовала этому процессу, поэтому для успешного формирования культурно-гигиенических навыков следует:
1. Изучить и проанализировать источники по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков.
2. Выявить, созданные в группе детей младшего дошкольного возраста условия для формирования культурно-гигиенических навыков.
3. Разработать рекомендации по воспитанию культурно-гигиенических навыков.
Овладение воспитанниками младшего дошкольного возраста культурно-гигиеническими навыками будет успешнее, благодаря организации обстановки, способствующей поддержанию интереса к выполнению культурно-гигиенических навыков.
Объектом исследованияявляется процесс формирования культурно-гигиенических навыков у воспитанников младшего дошкольного возраста.
Предметом исследования – организация рациональной обстановки для формирования культурно-гигиенических навыков у воспитанников младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: овладение детьми младшего дошкольного возраста культурно-гигиеническими навыками будет успешнее, благодаря организации обстановки, способствующей поддержанию интереса к выполнению культурно-гигиенических навыков.
Я считаю эту тему очень актуальной на сегодняшний день, ведь культура поведения – это показатель воспитанности.
Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к законам общества. Хочешь, чтобы уважали тебя, – уважай других. Культура отношений – дело не только личное, но и общественное. Нормы поведения человека, его отношение к окружающим, в основе которых лежат принципы нравственности, – важнейший показатель культуры.
Это актуальный вопрос нашего общества и я считаю, что нужно уделять больше внимания детям в этом направлении.
Понятие культуры поведения дошкольника можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в различных видах деятельности.
Воспитание у детей навыков и привычек, способствующих формированию нравственного поведения, должно осуществляться непрерывно на протяжении всего дошкольного детства. Только тогда поведение ребёнка становится выражением его воспитанности.

2.Теоритические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Цель: воспитывать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста в ходе режимных моментов в детском саду.
В работе дошкольного учреждения уделяется большое внимание воспитанию у воспитанников культурно-гигиенических навыков. Содержание работы по формированию культурно-гигиенических навыков включает следующие задачи:
1.Формировать умения овладевать культурно – гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.
2. Развивать предпосылки к трудовой деятельности.
3.Учить воспитанников под контролем воспитателя, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
4. Формировать умение с помощью воспитателя приводить себя в порядок.
5. Во время еды учить воспитанников правильно держать ложку.
6. Обучать воспитанников порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи воспитателя формировать умение снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь. Побуждать воспитанников к самостоятельности.
7.Повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании у детей младшего дошкольного возраста культурно – гигиенических навыков.
В процессе гигиенического воспитания и обучения необходимо сообщать воспитанникам разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня.

2.Значение культурно-гигиенических навыков для детей младшего дошкольного возраста.
Основой полноценного физического развития воспитанника дошкольного возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни. Воспитание культурно-гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья воспитанников. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку.
По мере усвоения культурно – гигиенические навыки переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление игровой деятельности. В игре воспитанники отражают взаимоотношения, которые складываются в ходе игровых процессов. Ребенок так относится к кукле, как родители к нему в соответствующих ситуациях. В игре воспитанники имитируют бытовые действия (мытье рук, прием пищи, тем самым закрепляя действия с бытовыми предметами (ложкой, чашкой и пр). Они также отражают правила, которые стоят за выполнением культурно – гигиенических навыков: одежду куклы надо аккуратно сложить, посуду на столе расставить красиво.
Формирование навыков культуры поведения направлены на самого ребенка. Выполняя гигиенические процедуры, воспитанники знакомятся с собой. Воспитанник начинает обращать внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит воспитателя помочь привести себя в порядок, у него формируется потребность в чистоте и опрятности. Обуваясь, малыш рассматривает свои ножки, надевая перчатки – ручки.
Таким образом, следует стремиться к тому, чтобы соблюдение правил личной гигиены стало для воспитанников естественной потребностью, такой же, как потребность в пище, сне, отдыхе, игре; а навыки гигиены постепенно совершенствовались и становились привычными.
Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. Воспитанники испытывают удовольствие от того, что они выполняют действия самостоятельно и когда это подтверждается соответствующей оценкой воспитателя. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим его к выполнению действия. И только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный.
Главное условие – регулярность занятий, а также непрерывность воспитательного процесса, единство требований воспитателей, родителей. Только в этом случае сформированные у детей навыки становятся осознанными действиями, а затем и привычкой.
Содержание культурно-гигиенических навыков осваивается детьми прежде всего в самостоятельной деятельности, в процессе обучения, в дидактических играх и игровых ситуациях.
Поэтому, нужно выработать общие критерии в оценке отдельных действий, установить общий порядок выполнения этих действий, четко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.
Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменение системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате.

3. Методика воспитания культурно-гигиенических навыков для детей младшего дошкольного возраста.
Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, возраста, с которого начинается эта работа, эмоционального отношения ребенка, упражнений в определенных действиях.
К числу основных условий успешного формирования культурно-гигиенических навыков относятся: рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство воспитателей.
Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. По режиму дня заметно, что время на гигиену и самообслуживание воспитанникам младшего возраста отводится больше, чем детям более старшего возраста.
У воспитанников младшего дошкольного возраста преобладает конкретное, наглядно-образное мышление. В связи с этим для успешного формирования у них гигиенических навыков необходимо прибегать к показу и объяснению. Воспитатели показывают, как надо держать ложку, выходить из-за стола, мыть руки. Показ сопровождается объяснением. Воспитанникам становится понятна целесообразность требований воспитателя. На начальной стадии навыка особенно важен контроль. По мере приобретения навыка непосредственная помощь воспитателя сокращается, а доля самостоятельного участия воспитанника увеличивается.
Все культурно-гигиенические навыки развиваются достаточно успешно в том случае, если все окружающие ребенка взрослые являются примером для малыша в отношении как культуры поведения, так и личной гигиены. Дети, как известно, склонны к подражанию и достаточно быстро перенимают действия окружающих. Поэтому самое успешное гигиеническое воспитание – это личный пример. Внешний вид, поведение воспитателей и родителей должны служить образцом для детей; их указания не должны идти вразрез с собственным поведением, так как ничто не проходит мимо внимательных детских глаз.
Особое внимание следует уделять формированию нового навыка, привычки, связанных с изменением обстановки, вида деятельности, с появлением новых обязанностей. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять. Очень полезно вовлекать воспитанников в разные игры, персонажи которых – куклы, мишки, зайчики – помогут ребенку усвоить необходимые навыки более успешно. Используя игры, взрослые закрепляют у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. Видное место отводится при этом дидактическим (обучающим) играм «Кукла Наташа хочет спать», «Умывание куклы». Подобные игры не сложно придумать и родителям, их можно сделать разнообразными, интересными для ребенка и подчас гораздо более эффективными, нежели любые беседы.
Большое влияние на формирование навыков оказывают соответствующие иллюстрации, художественные произведения, фольклор. Художественное слово позволяет воспитанникам глубже понять окружающий мир. Они воспринимают художественную литературу, запоминают полюбившиеся им потешки, сказки. В то время, когда дети играют и прослушивают художественный материал, не подозревая этого, они осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Необходимо стремиться к тому, чтобы воспитанник был не просто наблюдателем и слушателем, а активным участником всех доступных ему бытовых процессов.
Если все необходимые правила гигиены будут достаточно четко усвоены воспитанником, можно рассчитывать на то, что и в дальнейшем он будет всегда их выполнять. А это – главное условие формирования здорового образа жизни, охраны и укрепления здоровья растущего человека. Для успешной работы в этот период очень важно вызвать у детей положительные эмоции. В младшем возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций.
Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения я использую целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество. Навыки у воспитанников достаточно быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы воспитанникам было интересно и чтобы они могли видеть результаты своих действий (кто-то стал значительно опрятнее, красивее; приятно обедать за чистым, красиво накрытым столом и т. п.).
Овладение воспитанниками правилами личной, общественной гигиены предполагает умение ребенка вести себя в разных местах, где он бывает. Они должны твердо усвоить, что нельзя сорить не только в квартире, групповой комнате, в общественных зданиях, но и на улицах, в скверах, во дворах, в транспорте.
Все сведения по гигиене прививаются воспитанникам в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.
Обязательным условием формирования гигиенических навыков у воспитанников, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.

4.Пути формирования культурно-гигиенических навыков
Формирование культурно-гигиенических навыков совпадает с основной линией психического развития в младшем дошкольном возрасте – становлением необходимых и соотносящих действий. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: ребёнок кладёт мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок, застёгивает пуговицы, зашнуровывает ботинки, правильно одевает одежду. Воспитатели должны помнить об этом и создавать соответствующие условия: в ванной (туалетной) комнате обязательно должны быть крючочки, полочки, расположенные на удобном для ребёнка уровне, на полотенцах должны быть петельки и т. д.
По мере освоения культурно-гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности – игры. В играх воспитанник отражает (особенно поначалу) бытовые действия, прежде всего потому, что они ему хорошо знакомы и неоднократно совершались по отношению к нему самому. Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ему: “Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?”. Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиеническими навыками.
Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию. После того как воспитанник научился одевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т.д. То есть происходит укрупнение единиц действия, когда малыш работает уже не с одним элементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия объединяются в сложные формы поведения. При этом он переносит отношение к себе на отношение к предметам, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком.
Для воспитанников этого возраста очень важным является мотив своей внешней привлекательности: «Надо причесываться, чтобы красивым быть». Выразить в речи составляющую навык последовательность операций, условия их выполнения младшие воспитанники еще затрудняются. Легче они выделяют предметы, необходимые для проведения бытового процесса, например для умывания – мыло, полотенце и вода, детей по-прежнему привлекает сам бытовой процесс. Но особенно значимым становится выполнение действий в правильной последовательности, потому что ее положительно оценивает взрослый.
Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.
Культурно-гигиенические навыки выступают как важная составная часть культуры поведения. Действия воспитанника все более автоматизируются, а его сознание освобождается для анализа условий, в которых они протекают, и для контроля за качеством их выполнения. Навыки усложняются и постепенно превращаются в системы поведения.
Таким образом, освоенные культурно-гигиенические навыки превращаются в привычки – действия, выполнение которых стало потребностью. Необходимыми условиями формирования привычек выступает положительное отношение ребенка к бытовой деятельности и систематическое повторение бытовых процессов, предполагающих его известную самостоятельность.

3.Заключение
К первоочередным задачам воспитания младших дошкольников следует отнести воспитание культурно-гигиенических навыков.
Прежде всего, необходимо вызвать у воспитанников желание действовать определенным образом. Этому во многом могут способствовать условия детского сада: благоустроенное помещение, мебель, соответствующая возрасту детей. Но мало вызвать желание, надо научить воспитанника действовать соответствующим образом. Деятельность детей носит ярко выраженный подражательный характер, поэтому необходимо больше уделять внимание показу как держать ложку, чашку, как двигать руками при умывании.
Показ, сопровождаемый объяснением, позволяет быстро перейти к словесным указаниям или требованиям. Следует учитывать, что маленькому воспитаннику трудно отказаться от своих желаний, трудно затормозить свои действия, ему гораздо легче что-то сделать, поэтому в своих требованиях надо стараться отвлечь его от ненужного действия и переключить его на нужное.
Если постоянно пользоваться запретом: «Нельзя брызгаться водой, нельзя трогать вещи, нельзя бросать куклу», то у него уже в этом возрасте может развиться упрямство и своеволие. Ведь складывается понятие, что взрослые «мешают» ребенку интересно действовать: вертеть, крутить, двигать, стучать. А действовать ему просто необходимо, поэтому и нужно переключить малыша с ненужного действия на полезное.
Постепенно повышая требования к воспитаннику, необходимо проводить работу с семьей. Приглашать родителей в группу, показывать условия жизни их детей и приемы обучения. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей – первооснова всей дальнейшей работы и основа для развития физически крепкого ребенка. К тому же культурно-гигиенические навыки – это элементы самообслуживания, что является первой ступенью и основой для трудового воспитания.
В процессе моей работы были замечены такие изменения: воспитанники стали самостоятельно одеваться, стали следить за своим внешним видом, по назначению использовать носовой платок, без напоминания убирать за собой игрушки, благодарить друг друга и взрослых, правильно стали сидеть за столом, хорошо держат ложку, стараются кушать аккуратно. Дети начали замечать неполадки во внешнем виде друг друга или окружающей обстановке. Большинство ребят стали бережно обращаться с игрушками.
Исходя из проделанной и описанной мной работы, можно прийти к выводу, что гипотеза о том, что овладение детьми младшего дошкольного возраста культурно-гигиеническими навыками будет успешнее, благодаря организации обстановки, способствующей поддержанию интереса к выполнению культурно-гигиенических навыков.

4.Список используемой литературы

  1. Жукова Р.А. Трудовое воспитание.- Волгоград: ИТД « Котофей», 2010.-96с.
  2. Меремьянина О.Р.Вместе с куклой я расту.- Волгоград: Учитель, 2013.-221с.
  3. Пашкевич Т.Д.Социально – эмоциональное развитие детей 3-7 лет.-Волгоград: Учитель, 2014.-123с.
  4. Смирнова Т.В. Ребёнок познаёт мир.- Волгоград: Учитель, 2013.-167с.
  5. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. – Москва: ВАКО, 2013.-240с.

Приложение N 1
Потешки для формирования культурно-гигиенических навыков
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят-
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся!
***
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
***
Мыли мылом ушки,
Мыли мылом ножки-
Вот какие ладушки,
Ладушки-ладошки!
***
Буль-буль-буль!
Журчит водица.
Все ребята любят мыться.
Льется чистая водица,
Вот как мы умеем мыться!
Руки надо чисто мыть,
Рукава нельзя мочить.
***
Замарашка рук не мыл,
Месяц в баню не ходил.
Сколько грязи,
Сколько ссадин!
Мы на шее лук посадим,
Репу- на ладошках,
На щеках- картошку,
На носу морковь взойдет!-
Будет целый огород!
***

Раз, два, три, четыре, пять -
Собираемся гулять.
Завязала Катеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.
***
Носик, носик! Где ты, носик?
Ротик, ротик! Где ты, ротик?
Щёчка, щечка! Где ты, щёчка?
Глазки, глазки! Где вы, глазки?
Будут чистыми ребятки!
***
Не жалела Таня мыла,
Мылом тёрла куклу Зину.
Зина, больше не шали,
Свое платье не грязни.

Приложение N 2
Дидактические игры и упражнения
«Умывание куклы».
Цель: формировать у детей культурно-гигиенические навыки; закреплять умение выделять и назвать части тела человека; активизировать в речи детей слова: лицо, шея, зубы, руки, мыло, полотенце.
Ход: создание игровой проблемы и обыгрывание с детьми ситуации (сопровождение чтением потешки).
Катя, мой лицо и шейку,
Мылься мылом хорошенько,
Чисти зубки- будут белы.
Ушки мой, не забывай!
Воду ты не проливай,
Сухо ручки вытирай.
«Поможем Андрюше и Маше найти свои вещи и оденем их на прогулку».
Цель: формирование у детей представление об образах мальчика и девочки; закрепить знания о предметах одежды для мальчика, для девочки; формировать умения назвать элементы одежды; последовательность одевания.
Ход: создание игровой проблемы и обыгрывание с детьми ситуации.

«Кукла Наташа хочет спать».
Цель: развивать умения свободно называть предметы постельного белья и применять их по назначению, умению последовательно застилать и расстилать постель.
Ход: дети по очереди застилают постель. Действия детей обсуждаются; проговариваются названия постельных принадлежностей и последовательность застилания постели. Игру можно сопровождать чтением стихотворения С.Маршака «Усатый, полосатый» (отрывок)
…Вот тебе под спинку-
Мягкую перинку.
Сверху на перинку-
Чистую простынку.
Вот тебе под ушки-
Белые подушки.
Одеяльце на пушу
И платочек наверху.
Дети помогают кукле «раздеться» , готовят её ко сну.
«Причешем кукол».
Цель: формирование культурно гигиенических навыков.
Ход: рассказываю детям, что куклы собрались на праздник, а как им причесаться? Девочки с удовольствием обыгрывают ситуацию, а заодно просят поправить и им причёски.

«Накроем праздничный стол для кукол».
Цель: научить детей называть чайные и столовые принадлежности, накрывать на стол, учить правильно вести себя за столом, пользоваться приборами, салфетками.
Ход: создание игровой мотивации, что сейчас к нам придут гости. Приглашение куклы с подружками на чай. Чаепитие сопровождается чтением стихотворения:
Пейте, куколки, наш чай.
Чай душистый, ароматный,
вкусный, сладкий- вот какой
Для гостей напиток мой!

Приложение N 3
Конспект занятия по формированию культурно гигиенических навыков «Мойдодыр» во второй младшей группе.
Образовательная область: «Познание»
Программное содержание. Формирование навыков здорового образа жизни; закрепление навыков в умывании, в знании предметов туалета и их назначении; развивать наблюдательность; воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивым, чистым, аккуратным.
Оборудование : кувшин с водой и тазиком, над которым надо будет лить воду, полотенце, расчёска, зеркало, письмо; мягкие игрушки: собака, утёнок, котёнок, свинья.
Предварительная работа : чтение произведения К. Чуковского “Мойдодыр”; разучивание потешек о формировании культурно- гигиенических навыков; беседы о здоровом образе жизни.
Ход занятия:
Дети входят в группу, приветствуют гостей. Образуют круг. Подвижная игра с речевым сопровождением “Не хотим мы больше спать”
В центре круга находиться педагог. Он показывает движения, читает текст стихотворения, дети повторяют движения вслед за педагогом.
Мы проснулись рано утром, (шагают на месте)
Потянулись бодро, шумно(поднимаются на носки, разводят руки через стороны вверх).
Чтобы сон ушёл, зевнули,
Головой слегка тряхнули(выполняют наклоны влево- вправо. отводят руки к плечам).
Разбудил нас бег на месте(бегут на месте).
К ванне побежали вместе (руки на поясе приседают).
Умывались и плескались. Зубы вычистить пытались(выполняют круговые движения ладонями около лица).
Причесались аккуратно(гладят ладонями голову от макушки к вискам).
приоделись все опрятно(выполняют руками 2 раза движения от груди вниз опускают руки к бёдрам, пальцы рук сжаты в кулачки).
Не хотим мы больше спать, будем весело играть(руки на поясе приседают, хлопают в ладоши).
-Вот какие молодцы. А сейчас садитесь тихонько на стульчики.(дети садятся)
вышло солнышко опять.
-Раз, два, три, четыре, пять,
вышла Катя погулять.
(выходит девочка-замарашка, взлохмаченные волосы, грязная. В руках у неё мяч, она читает стихотворение “Мой весёлый, звонкий мяч…”)
В: Вот так Катя, вот так Катя. Ты забыла умыться что ли?
Катя: А что такого?
В: Вышли звери в огород, встали дружно в хоровод. Окружили Катю, не узнали что ли?(воспитатель берёт в руки по очереди мягкие игрушки и говорит за них)
Говорит собака Катя: “Гав, гав, гав. Ты б пошла умылась что ли, гав, гав, гав”.
Катя: -Ну, вот ещё!
В: И сказала Кате утка: “Кря, кря, кря. Видеть это, просто жутко, кря, кря, кря”.
Катя: -Ну и подумаешь!
В: Предложила Кате кошка: “Мяу, мяу, мяу. Дай лизну тебя немножко, мяу, мяу, мяу”.
Катя: Вот ещё!
В: Лишь свинья от смеха давится (обнимает Катю за плечи, хрюкает). Как мне эта Катя нравится! Она красива, как и я.
Катя: Вот ещё! (делает вид, что убегает).
В: Вот так насмешили, чуть Катю не умыли.
-Ребята, а вы тоже грязные выходите гулять? (ответы детей).-Перед тем, как выйти на улицу, нужно обязательно посмотреть на себя в зеркало, всё ли в порядке.
Воспитатель обращается к Кате: “Посмотри на себя в зеркало, ты наверно и умываться не умеешь?”.
Катя: Не умею.
В: -Ребята, научим Катю умываться? (ответы детей).
-А что нужно, чтобы научить Катю умываться, подскажите ей, пожалуйста. (ответы детей: вода, мыло, полотенце).
Выносится кувшин с водой, тазик, мыло, полотенце.
-Давайте представим, что перед нами настоящая раковина с умывальником.
Но что мы сделаем перед тем, как открыть кран с водой (надо закатать рукава, чтобы не намочить рубашку, платье).
-Правильно, нужно закатать рукава. Артём покажи Кате, как нужно закатывать рукава. А ты Катя смотри и делай как Артём.
Чтение потешки:
Руки надо с мылом мыть,
Рукава нельзя мочить.
Кто рукавчик не засучит,
тот водички не получит.
Рукава закатали, теперь покажем Кате, как надо мыть руки, одна ладошка моет другую.
-Альбина, покажи пожалуйста Кате, как ты моешь руки.
Воспитатель наклоняет кувшин с водой над тазиком, помогает Кате умыться.
-Сначала руки смочим водой, потом намылим мылом, потрём одну ладошку о другую. А после этого смываем водой.
Чтение потешки:
Водичка, водичка, умой моё личико,
чтобы щёчки краснели, чтобы глазки блестели.
Чтобы смеялся роток, чтобы кусался зубок.
-Вот мы умылись, смыли с рук мыло, что нужно сделать? (стряхнуть руки над раковиной и вытереть их полотенцем).
-Артём, покажи Кате как надо стряхивать ручки.
-Вот теперь у нас Катя чистая, осталось её причесать. (помогаем Кате расчесаться).
Подводит Катю к зеркалу:
-Теперь ты Катя чистая и красивая.
Катя: Спасибо вам, ребята. Я поняла, как важно следить за своей чистотой – это полезно и красиво.
В: Мы рады, что ты это поняла. Ведь если человек всегда ходит чистым, то он помогает своему здоровью.
-А вы ребята, запомнили, как правильно умываться?
-Давайте ещё раз повторим.
Динамическая пауза:
Льётся чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берём,
Крепко щёткой зубы трём.
Моем уши, моем шею,
на глазах мы хорошеем.
-Вот какие мы чистые и красивые.
-Ой, ребята я забыла вам сказать, когда я утром пришла, а вас ещё не было, мне принесли письмо. А прислал её главный начальник по чистоте-Мойдодыр.
Найти ошибки.
“Полотенцем моют руки”
“Расчёской вытираются”
“Зубной щёткой намыливают тело”
“Мылом причёсываются” .
-Ой, ребята, что-то я не поняла, кажется, Мойдодыр, всё перепутал. Давайте вместе попробуем разобраться:
-полотенцем (что делают?)…
-Расчёской…………….
-Зубной щёткой……………
-Мылом……………..
-Вот какое смешное письмо нам прислал Мойдодыр.
-А ещё он вам даёт советы:
“Умывайтесь по утрам, после сна. Мойте руки, лицо и шею”.
“Мойте руки и ноги перед сном каждый день”.
“Мойте руки после игр, прогулки, туалета”.
-Будете выполнять советы Мойдодыра?…Хорошо
Надо, надо умываться
по утрам и вечерам,
а нечистым трубочистам
стыд и срам, стыд и срам!

Исполнитель: Санникова Светлана Александровна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад N3» г. Прокопьевска.

СЕНТЯБРЬ

Формы работы

Задачи

Игровые ситуации:

«Кукла Катя за столом»

«Мы правильно моем руки».

«Домик для расчески»

Ситуативная беседа:

«Хлеб печется из муки, что дают нам колоски»

Я. Аким «Где живет вода?», потешка «Кто из нас хороший?»

стихотворение «Для чего нужна расческа»

Продолжать учить детей:

  • есть аккуратно, правильно пользоваться салфеткой
  • правильно мыть руки, тщательно вытирать каждый пальчик
  • класть расческу в пакетик и на свое место в шкафу

Продолжать учить правильно есть хлеб, воспитывать бережное отношение к нему. Обратить внимание детей на систематическое выполнение к.г.н., используя пример героев литературных произведений

ОКТЯБРЬ

Дидактическое упражнение

«Найди свою метку»

Игровые ситуации:

«Почему у Сашки мокрая рубашка»

«Хрюша в гостях у Степашки»

Способствовать запоминанию ребенком местонахождение:

  • своего полотенца
  • места за столом
  • своего шкафа
  • своей кровати

Сконцентрировать внимание детей на том, что перед мытьем рук следует закатывать рукава; побуждать обращаться за помощью к взрослому; приучать правильно и тщательно мыть руки. Отрабатывать элементарные навыки поведения (правильно пользоваться столовой ложкой, салфеткой, не крошить хлеб)

НОЯБРЬ

Ситуативная беседа:

«Подтяни свои штанишки»

Игровая ситуация «Школа «Мойдодыра»:

Урок 1. «Как и когда мы пользуемся салфеткой»

Урок 2. «Когда надо мыть руки»

Дидактическая игра:

«Вымоем кукле руки»

Сформировать у детей:

  • привычку
  • навыки пользования салфеткой во время еды
  • потребность мыть руки после прогулки, после туалета, перед едой

Осуществлять контроль правильного и последовательного мытья рук

ДЕКАБРЬ

Дидактические упражнения:

«Кукла Таня простудилась».

«Доброе утро, расчёска!»

Чтение художественной литературы:

К.И. Чуковского «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая»

Проблемные ситуации:

«Почему у куклы Кати грязное полотенце?»

«Почему поросенка Хрюшу не приглашают за стол»

Отрабатывать навыки:

  • правильного пользования носовым платком
  • пользования расчёской и ухода за ней.

Поддерживать стремление следить за своим внешним видом на примере литературных героев, воспитывать опрятность

Подвести детей к самостоятельному умозаключению:

  • руки надо мыть тщательно с мылом
  • есть надо аккуратно, следить за своим поведение во время обеда.

ЯНВАРЬ

Ситуативные беседы:

«Чистота и опрятность»

«Путешествие в страну личных вещей»

Чтение и обсуждение художественной литературы:

B. Бардадым «Вот как Галю одевали»

Г. Лагздынь «Одевали малыша»

Игровые ситуации:

«Хрюша завтракает»

«У нас в гостях вилка и ложка»

Мультзал:

«Как Коксик и Шуня учились правилам поведения за столом»

  • следить за своим внешним видом

Сформировать навыки опрятности в процессе одевания на примере героев литературных произведений

Сформировать у детей умение:

  • правильно есть хлеб (не крошить, не играть, не класть в тарелку)
  • правильно пользоваться столовыми приборами

Показать детям значимость владения навыками опрятной еды и культуры поведения за столом на примере героев мультфильма

ФЕВРАЛЬ

Игровые ситуации:

«За что нам зубки скажут спасибо»

«Мыло - это хорошо или плохо»

Рассматривание иллюстраций:

«Такие нужные предметы»

Чтение художественной литературы

Н.Мигунова «Почему надо чистить зубы»

Мультзал:

« Королева зубная щетка»

«Доктор кролик. Как чистить зубы»

Сформировать у детей потребность:

  • полоскать рот после приема пищи
  • всегда мыть руки с мылом

Стимулировать детей к систематическому использованию предметов личной гигиены зубной щетки и зубной пасты

Поощрять стремление следить за своим внешним видом, используя пример героев мультипликационных фильмов и литературных произведений

МАРТ

Дидактические упражнения:

«Поможем зверюшкам застегнуть пуговицы».

«Доброе утро, расчёска!»

Проблемные ситуации:

«Правильно ли кукла оделась на прогулку?»

«Хлебушек не кроши, хлебную крошку береги!»

Отрабатывать навыки застегивания пуговиц.

Сформировать навыки ежедневного пользования расчёской и ухода за ней (хранить в пакете на верхней полочке)

Подвести детей к пониманию того, что необходимо:

  • самостоятельно замечать недостатки в своем внешнем виде, пользоваться для этого зеркалом
  • есть аккуратно, не крошить хлеб на пол

АПРЕЛЬ

Ситуативные беседы:

«В гости к Мойдодыру»

«Мои друзья: платочек и расческа»

Продуктивная деятельность:

Плакат «А не чистым трубочистам - стыд и срам»

Мультзал:

Просмотр и обсуждене мультфильма

« Три котенка: чем и что нам надо есть» https://www.youtube.com/results?

Игровые ситуации:

«Покажем Лунтику, как пользоваться мылом»

«Приглашаем в гости кукол»

Поддерживать у детей стремление:

  • следить за своим внешним видом
  • пользоваться только своими вещами

Закрепить у детей:

  • знания об основных средствах личной гигиены (мыло, мочалка, зубная щетка и зубная паста, полотенце и т.д.)

Упражнять детей в умении правильно:

  • намыливать руки
  • держать ложку и вилку

МАЙ

Ситуативные беседы:

«Кто опрятен, тот приятен»

«Если друг попросил платочек твой вдруг»

Практическое занятие:

«Моем расческу»

Игра-этюд по стиховорению:

«Митя и рубашка» Э.Мошковской

Просмотр презентации:

«Чайная ложка»

Поддерживать у детей стремление:

  • следить за своим внешним видом
  • пользоваться только своими вещами

Отрабатывать с детьми:

  • навыки ухода за предметами личной гигиены
  • навыки опрятной еды и культуры поведения за столом
  • умение пользоваться чайной ложкой

ПРИЛОЖЕНИЕ. Художественное слово

Девочка чумазая

Ах ты, девочка чумазая,

где ты руки так измазала?

Чёрные ладошки;

на локтях - дорожки.

Я на солнышке лежала,

руки кверху держала.

ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.

Ах ты, девочка чумазая,

где ты носик так измазала?

Кончик носа чёрный,

будто закопчённый.

Я на солнышке лежала,

нос кверху держала.

ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ.

Ах ты, девочка чумазая,

ноги в полосы измазала,

не девочка, а зебра,

ноги - как у негра.

Я на солнышке лежала,

пятки к верху держала.

ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.

Ой ли, так ли? Так ли дело было?

Отмоем всё до капли.

Ну-ка, дайте мыло.

МЫ ЕЁ ОТОТРЁМ.

Громко девочка кричала,

как увидела мочалу,

царапалась, как кошка:

Не трогайте ладошки!

Они не будут белые:

они же загорелые.

А ЛАДОШКИ-ТО ОТМЫЛИСЬ.

Оттирали губкой нос -

разобиделась до слёз:

Ой, мой бедный носик!

Он мыла не выносит!

Он не будет белый:

он же загорелый.

А НОС ТОЖЕ ОТМЫЛСЯ.

Отмывали полосы -

Ой, боюсь щекотки!

Уберите щётки!

Не будут пятки белые,

они же загорелые.

А ПЯТКИ ТОЖЕ ОТМЫЛИСЬ.

Вот теперь ты белая,

Ничуть не загорелая.

ЭТО БЫЛА ГРЯЗЬ.

А.Барто

Расческа

Я волшебная расческа, Я дружу с любой прической, Все мне, братцы, по плечу, Я украсить вас хочу. Если волосы опрятны, Всем вокруг вы так приятны, Все любуются на вас, Отвести не могут глаз.

И. Хоменко

Потешка

Кто у нас хороший, кто у нас пригожий? Ванечка - хороший, Ванечка - пригожий! Ай, лады, лады, не боимся мы воды, Чисто умываемся, Маше улыбаемся. Водичка, водичка, умой моё личико, Чтобы глазоньки блестели, чтобы щёчки краснели, Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

Одеваем малыша

Одеваем малыша

Одеваем ревушку:

Шапку - на головушку,

Валенки - на ножки,

А на них - калошки!

Ты постой, не реви,

А шубейку натяни.

Г. Лагздынь

Это Митина рубашка . На, рубашка, простоквашку! Съела маслица она.

Съела кашку из пшена

И подливку из барашка…

(Выразительные движения: ребенок рассматривает свои грязные руки, вытирает их о свою одежду.) Ты сыта, моя рубашка?

Э.Мошковская

Где живет вода

Сын, умываясь,

Подумал: «Куда

Так быстро бежит

Из-под крана вода?»

И маму спросил потом:

— Мама, а где у водички дом?

— Речкой, сынок,

Этот дом зовут.

Струйки и капли

В речке живут.

Утром взбегают они

По трубе,

Чтобы помочь

Умыться тебе.

Ворчат они: «Скоро ли

Дети проснутся?» —

Каплям не терпится

Я. Аким

Почему надо чистить зубы

Жил в лесу зайчишка серый, Он веселым, шустрым был, Но представьте, зайчик этот Чистить зубы не любил! «Для чего мне ваша паста? Щетка тоже не нужна. Я и так сгрызу морковку, Если сладкая она». Съест листочек у капусты Да отправиться гулять. Как-то раз, придя с прогулки, Захотел зайчонок спать. Лег, уснул и сон увидел. Страшный кариес пришел: «Наконец, ты мне попался, Наконец, тебя нашел!» А за ним микробов ряд. «Здравствуй, зайка, - говорят. - И для нас всех щетка - враг. От тебя мы ни на шаг.

Дружим с теми, кто не чистит Зубки щёткой по утрам. Мы их хвалим, уважаем, Говорим: «Спасибо вам!» Зубки белые не любим. Быстро их тебе исправим. И по дырке, чтоб болела, На зубах твоих оставим!» Тут проснулся зайчик: «Мама, Ой, что видел я во сне! Злющий кариес, микробы, Приходили вдруг ко мне. Поскорее дай мне щетку, Пасту или порошок!» Успокойся, зайка милый, Успокойся, малышок! Если будешь чистить зубки Вечерком и по утрам, То противные микробы Не страшны твоим зубам!»

Наталья Мигунова

I квартал

II квартал

III квартал

Питание

Закреплять умение:

  • есть вилкой второе блюдо,
  • Учить
  • Закреплять

Совершенствовать умение:

  • правильно держать ложку,
  • есть второе блюдо, чередуя мясо с гарниром,
  • доедать пищу до конца.

Учить:

  • держать вилку большим и средним пальцами правой руки, придерживая сверху указательным,
  • есть мясо, рыбу, котлеты.

Одевание-

раздевание

Совершенствовать умения:

Закреплять умения :

Упражнять в умении застегивать молнии, липучки.

Закреплять умения:

  • надевать обувь, рейтузы,
  • вешать в шкаф одежду.
  • просьбу о помощи выражать словесно.
  • снимать платье или рубашку, затем обувь,
  • правильно снимать колготки,
  • вешать одежду на стульчик.

Учить выворачивать вещи налицо.

Приучать соблюдать правила поведения в раздевалке:

Не сорить,

- помогать товарищам,

- не мешать другим,

- вытирать ноги при входе в помещение.

Упражнять:

Учить

Закреплять умение:

Учить

Закреплять

Умывание

Закреплять навыки:

  • тщательно смывать,
  • вешать полотенце на место,

Продолжать учить :

  • намыливать руки до образования пены,
  • мыть их круговыми движениями,
  • тщательно смывать мыло,
  • отжимать воду.

Учить:

  • мыть лицо обеими руками прямыми и круговыми движениями;
  • проявлять аккуратность:

На мочить одежду,

Не разбрызгивать воду.

Закреплять умение:

  • пользоваться своим полотенцем, развернув его, вытирать сначала лицо, затем руки, вешать на место;
  • пользоваться расческой,
  • своевременно пользоваться носовым платком, развернув его.

Закреплять умение:

  • не разбрызгивать воду.

Приучать Учить расчесывать волосы.

ние

в порядке

одежды

и обуви

  • Учить замечать непорядок в одежде,
  • Продолжать учить замечать непорядок в одежде и устранять его с помощью взрослых или других детей.
  • Воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам.

Методические приемы: показ с подробным объяснением действий, подробное словесное объяснение, частичный показ, игровые приемы, дидактические игры (Расскажем мишке: 1.как правильно кушать, 2.как складывать одежду, 3.как вытирать руки, 4.как полоскать рот после еды, 5.как кушать вилкой и т.д.), художественные произведения; беседы «Почему нужно полоскать рот после еды», «Как и когда мы пользуемся салфеткой», «Дети умываются» (с рассматриванием картинок), настольные игры «Лото».

Воспитание культуры поведения и положительных моральных качеств. 2 младшая группа. I квартал

Темы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Культура поведения

1. Д.и. «К нам гости пришли», 2. Д.и. «Поучим мишку знакомиться»,

3. Д.и.

2.Д.и.

1.Рассматривание картинок из серии «Дети играют»

2.Д.и. «

3.Д.и.

Положите

льные моральные качества

1.Чтение А.Барто «Мяч»,

2.Чтение «Лошадка»

3.Д.и. Как утешить куклу Нину»

1.Рассматривание иллюстраций

2.Д.и.

1.Чтение М.Ивенсон «Кто поможет?»

2.Чтение Н.Павлова «На машине»

3. Д.и.

4. Д.и.

Воспитание культуры поведения и положительных моральных качеств. 2 младшая группа. II квартал

Для воспитания культуры поведения и положительных моральных качеств ежедневно используются приемы (прямое обучение, напоминание, предложение помочь, пожалеть, объяснение). Кроме этого используются приемы для каждого конкретного случая: беседы, поручения, дидактические и сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы.

Темы

Декабрь

Январь

Февраль

Культура поведения

1.Д.и. «Можно-нельзя»

2.Д.и. «Уложим куклу спать»

4. С/р игра «Детский сад»

2.Беседа «Как мы дружим»

3.Чтение Я.Тайц «Поезд»

4.Чтение Я.Тайц «Карандаш»

Положите

льные моральные качества

2.Рассказ воспитателя

2.Беседа «Кто я»

Воспитание культуры поведения и положительных моральных качеств. 2 младшая группа. III квартал

Для воспитания культуры поведения и положительных моральных качеств ежедневно используются приемы (прямое обучение, напоминание, предложение помочь, пожалеть, объяснение). Кроме этого используются приемы для каждого конкретного случая: беседы, поручения, дидактические и сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы.

Темы

Март

Апрель

Май

Культура поведения

1. Рассказ воспитателя

4. С/р ига «Семья» (гости)

2. Беседа «Хорошо и плохо»

Положите

льные моральные качества

Воспитание культурно-гигиенических навыков средняя группа

I квартал

II квартал

III квартал

Питание

Закреплять умение:

  • есть вилкой второе блюдо,
  • есть котлету, запеканку, отделяя вилкой кусочки по мере съедания, не дробить заранее;
  • брать пирожки, хлеб из общей тарелки, не касаясь других кусочков руками;
  • пережевывать пищу с закрытым ртом;
  • пользоваться салфеткой по мере необходимости.
  • Учить полоскать рот после приема пищи.
  • Закреплять умение пользоваться салфеткой по мере необходимости.

Учить есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть

Чтение:

С.Капутикян

«Кто скорее допьет?»,

«Маша обедает».

Д.и.:

«Расскажем Мишке как надо правильно кушать»,

«Зайка пригласил в гости мишку и ежика»

Одевание-

раздевание

Совершенствовать умения:

  • быстро одеваться и раздеваться в определенной последовательности,
  • правильно размещать свои вещи в шкафу,
  • аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном.

Закреплять умения :

  • пользоваться всеми видами застежек,
  • узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей.
  • Учить просушивать мокрую после прогулки одежду в сушильном шкафу.
  • Закреплять навыки вежливого обращения за помощью, благодарить за оказанную помощь.

Упражнять:

  • в одевании и раздевании в определенной последовательности,
  • в умении застегивать пуговицы.

Учить собирать гольфы, носки в гармошку, прежде чем надеть их, начиная с носка.

Закреплять умение:

  • аккуратно складывать вещи в шкаф,
  • вешать платье или рубашку на спинку стула, шорты, колготки класть на сиденье.

Учить наводить порядок в своем шкафчике.

Закреплять навык вежливо обращаться за помощью к взрослому.

Чтение:

И.Муравейкина «Я сама»,

Н.Павлова «Чьи башмачки?»,

С.Прокофьева «Сказка про башмачки».

Д.и.:

«Покажем, как нужно складывать одежду перед сном», «Покажем мишке, как складывать вещи в раздевальном шкафчике»

Умывание

Закреплять навыки:

  • намыливать руки до образования пены,
  • тщательно смывать,
  • насухо вытирать лицо и руки своим полотенцем,
  • вешать полотенце на место,
  • пользоваться индивидуальной расческой,
  • своевременно пользоваться носовым платком.

Формировать умение правильно вести себя в умывальной комнате:

  • не шуметь
  • не толкаться
  • не разбрызгивать воду.

Учить:

  • перед умыванием засучивать рукава
  • мыть руки после пользования туалетом

Закреплять умение:

  • самостоятельно засучивать рукава,
  • не мочить при умывании одежду,
  • мыть кисти и запястья рук, лицо,
  • не разбрызгивать воду.

Приучать пользоваться своим носовым платком, разворачивая его. Учить расчесывать волосы.

ние

в порядке

одежды

и обуви

Учить:

  • замечать непорядок в одежде,
  • обращаться за помощью к взрослым.
  • Учить самостоятельно или с помощью взрослого приводить в порядок внешний вид:

Подтянуть колготки и носки

Расправить рубашку и т.д.

Учить видеть непорядок в одежде товарища, предлагать ему свою помощь.

Процесс формирования всех навыков осуществляется постоянно и практически одновременно. Но наибольшее внимание нужно обращать на последовательность работы, запланированную в каждом квартале.

Методические приемы : показ с подробным объяснением действий, подробное словесное объяснение, частичный показ, игровые приемы, дидактические игры (Расскажем мишке: 1. «Как правильно кушать», 2. «Как складывать одежду», 3. «Как вытирать руки», 4. «Как полоскать рот после еды», 5. «Как кушать вилкой» и т.д.), художественные произведения; беседы «Почему нужно полоскать рот после еды», «Как и когда мы пользуемся салфеткой», «Дети умываются» (с рассматриванием картинок), настольные игры «Лото».

Воспитание культуры поведения и положительных моральных качеств. Средняя группа. I квартал.

Для воспитания культуры поведения и положительных моральных качеств ежедневно используются приемы (прямое обучение, напоминание, предложение помочь, пожалеть, объяснение). Кроме этого используются приемы для каждого конкретного случая: беседы, поручения, дидактические и сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы.

Темы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Культура поведения

Учить приветливо здороваться при встрече, прощаться при расставании.

1. Д.и. «К нам гости пришли», 2. Д.и. «Поучим мишку знакомиться»,

3. Д.и. «Подскажем мишке, как надо прощаться»

Закреплять навыки здороваться и прощаться, вежливо обращаться с просьбой, называя взрослых по имени отчеству.

1.Создание проблемных ситуаций

2.Д.и. «Учим мишку обращаться к воспитателю с просьбой»

Учить правильно вести себя в группе: не толкаться, не отнимать игрушки. Закреплять умение благодарить за еду, помощь.

1.Рассматривание картинок из серии «Дети играют»

2.Д.и. « Научим мишку делиться с товарищами»

3.Д.и. «Расскажем мишке, как надо играть с товарищами»

Положите

льные моральные качества

Воспитывать желание выражать сочувствие, утешить, пожалеть товарища.

1.Чтение А.Барто «Мяч»,

2.Чтение «Лошадка»

3.Д.и. Как утешить куклу Нину»

Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, умение делиться игрушками.

1.Рассматривание иллюстраций об играх детей, рассказ воспитателя.

2.Д.и. «Как зайка играет с товарищами»

Учить помогать друг другу и обращаться за помощью к товарищам.

1.Чтение М.Ивенсон «Кто поможет?»

2.Чтение Н.Павлова «На машине»

3. Д.и. «Поможем мишке попросить зайку помочь»

4. Д.и. «Как правильно попросить о помощи»

Воспитание культуры поведения и положительных моральных качеств. Средняя группа. II квартал.

Для воспитания культуры поведения и положительных моральных качеств ежедневно используются приемы (прямое обучение, напоминание, предложение помочь, пожалеть, объяснение). Кроме этого используются приемы для каждого конкретного случая: беседы, поручения, дидактические и сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы.

Темы

Декабрь

Январь

Февраль

Культура поведения

Закреплять умение правильно вести себя в спальне, раздевальной комнате.

1.Д.и. «Можно-нельзя»

2.Д.и. «Уложим куклу спать»

3.Расскажем мишке, как мы укладываемся спать»

4. С/р игра «Детский сад»

Закреплять знания и навыки поведения в группе: не обижать детей, не отнимать игрушки, вежливо просить, дружно играть.

1.Беседа «Как играют воспитанные дети»

2.Беседа «Как мы дружим»

3.Чтение Я.Тайц «Поезд»

4.Чтение Я.Тайц «Карандаш»

5.Чтение Л.Толстой «Был у Пети и Миши конь»

Д.и. «Что мне делать, если нужно убрать игрушки»

Приучать детей общаться спокойно, без крика.

1.Беседа «Как мы разговариваем друг с другом»

Положите

льные моральные качества

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание дружно играть, пожалеть, помочь; продолжать учить не отнимать игрушки друг у друга.

1.Чтение Н.Калинина «Как петух утащил Васин хлеб»

2.Чтение «Н.Калинина «Разве так играют?»

3.Чтение Я.Тайц «Кубик на кубик»

Д.и. «В группу принесли новую игрушку, все хотят играть с ней»

Продолжать воспитывать доброжелательное отношение к родным и близким, товарищам.

1.Рассматривание картин и иллюстраций

2.Рассказ воспитателя

3.Чтение РНС «Петушок и бобовое зернышко»

4.Чтение эскимосская сказка «Как лисичка бычка обидела»

5.Чтение В.Берестов «Больная кукла»

6.Чтение О.Высотская «Холодно»

7.Чтение К.Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»

Формировать у детей образ Я, помочь осознать себя.

1.Рассматривание иллюстраций (части тела)

2.Беседа «Кто я»

3.Беседа «Что для чего» (части тела)

4.Чтение Г.Зайцев «Уроки Мойдодыра»

5.Рассматривание себя в зеркале.

Воспитание культуры поведения и положительных моральных качеств. Средняя группа. III квартал.

Для воспитания культуры поведения и положительных моральных качеств ежедневно используются приемы (прямое обучение, напоминание, предложение помочь, пожалеть, объяснение). Кроме этого используются приемы для каждого конкретного случая: беседы, поручения, дидактические и сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы.

Темы

Март

Апрель

Май

Культура поведения

Учить детей встречать гостей, здороваться, приглашать в группу, предлагать присесть.

1. Рассказ воспитателя

2. Создание проблемных ситуаций

3. Д.и. «Расскажем мишке, как надо встречать гостей»

4. С/р ига «Семья» (гости)

Закреплять умение оценивать поступки, показать на примере отрицательные стороны капризов и упрямства.

1.Беседа «Как ведут себя воспитанные дети»

2. Беседа «Хорошо и плохо»

3.Чтение Т.Карамаренко «Капризка»

Подводить к осознанию некоторых правил культуры поведения и нравственных качеств: быть вежливым хорошо; вежливых, добрых и внимательных любят, с ними хорошо играть и дружить.

1. Беседа «С кем мне нравится играть и почему»

2. Беседа «Как поступают добрые дети»

3. Д.и. «Расскажем мишке, как играют воспитанные дети»

4. «Поможем мишке быть вежливым»

Положите

льные моральные качества

Продолжать работу по формированию образа Я, сообщить детям некоторые сведения об их прошлом (был маленьким, ел из бутылочки, не умел рисовать и т.д.).

1. Рассматривание фотографий, рисунков детей 1 младшей группы

2. Беседа «Какими мы были, какими мы стали»

3. Беседа «Как надо помогать малышам»


№ п/п Тематика основных мероприятий Методические задачи
1 Упражнение «Мы правильно моем руки». Чтение потешки «Водичка-водичка». Формировать у детей базовые культурно-гигиенические навыки, учить правильно мыть руки, тщательно вытирать каждый пальчик.
2 Беседа и упражнение «В гостях у Мойдодыра» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, рассказать о важности поддержания чистоты одежды и тела, познакомить с понятием «опрятность».
Учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть лицо, руки, уши, насухо вытираться после умывания.
3 Упражнение «Аккуратная прическа» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания.
Учить пользоваться индивидуальной расческой, контролировать свой внешний вид с помощью зеркала.
4 Упражнение «Полотенце пушистое» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить правильно пользоваться индивидуальным полотенцем, вешать его на место (в свою индивидуальную ячейку).
5 Беседа «Поведение за столом» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, продолжать знакомить с правилами поведения за столом, учить есть аккуратно, правильно пользоваться салфеткой.
6 Беседа «Поведение за столом» Формировать навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки, учить детей есть самостоятельно, обращать внимание на то, что нужно правильно держать столовую ложку, наклоняться над тарелкой, стараться есть бесшумно, пережевывать пищу с закрытым ртом.
7 Презентация «Чайная ложка» Формировать навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки, познакомить детей с таким столовым прибором как чайная ложка, учить пользоваться ею.
Обогащать словарный запас.
8 Мультзал: просмотр фрагмента мультипликационного фильма «Мойдодыр» Предложить детям просмотреть фрагмент мультфильма, прослушать песенку Мойдодыра, способствовать формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
9 Игровая презентация «Мама учит зайчонка правильно вести себя за столом» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, учить правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами.
10 Игровая ситуация «Степашка учится чистить зубы». Упражнение «Послушная щетка» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, продолжать знакомить с приемами чистки зубов, учить правильно держать щетку.
11 Мультзал: просмотр мультфильма «Вини-Пух» в горстях у кролика». Предложить детям посмотреть отрывок мультфильма.
Способствовать формированию навыков культурного поведения за столом.
12 Презентация «Кукла Катя умывается» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, учить аккуратно и правильно умываться.
Формировать понимание важности данной гигиенической процедуры, привычку по необходимости мыть руки и лицо.
13 Игровая ситуация «Как Машенька утром просыпается» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить правильно осуществлять ежедневные гигиенические процедуры (умываться, чистить зубы, причесываться), понимать их назначение и важность.
14 Игровая ситуация «Филя простудился» Рассказать о том, как избежать простудные заболевания, о правилах культурного поведения (использования носового платка, салфеток и т.д.), формировать соответствующие культурно-гигиенические навыки.
15 Игровая ситуация «Кукла Полина умывается» Формировать у детей навыки самообслуживания культурно-гигиенические навыки, учить обозначать словом и понимать назначение выполняемых действий, поощрять стремление выполнять их правильно.
16 Театрализованная игра по стихотворению А. Барто «Девочка чумазая» Учить детей выполнять действия по передаче сюжета произведения, работать над повышением выразительности речи, мимики, жестов. Воспитывать желание быть опрятными, чистыми.
17 Игровая ситуация «Что мы умеем» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, актуализировать знания о правилах поведения за столом, учить правильно пользоваться салфеткой.
18 Беседа «За столом» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, систематизировать знания о поведении за столом, учить применять свои знания на практике.
19 Упражнение «Мойдодыр» Формировать у детей навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки, уточнить название и назначение предметов туалета, их свойства.
Формировать осознанное стремление быть аккуратными.
20 Игровая ситуация «Кукла умывается». Чтение Я. Акима «Где живет вода?» Формировать у детей навыки самообслуживание и культурно-гигиенические навыки.
Предложить детям рассказать и показать кукле, как нужно правильно и аккуратно мыть руки, лицо, пояснить, зачем нужно тщательно вытирать.
21 Игровая ситуация Медвежонок умывается» Формировать культурно-гигиенические навыки. Предложить детям посмотреть, как умывается игрушечный медвежонок, ответить на вопрос «Все ли он делает правильно?».
22 Презентация «Вилка» Формировать у детей навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки, учить пользоваться столовыми приборами во время еды.
Актуализировать знания о правилах поведения за столом.
23 Учимся аккуратно кушать хлеб Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить правильно вести себя за столом.
Показать способы обращения с хлебом: порционный кусочек хлеба откусывать маленькими кусочками. Воспитывать бережное отношение к хлебу.
24 Игровая ситуация «Медвежонок ужинает» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Учить есть аккуратно, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой.
25 Игровая ситуация «Хрюша завтракает» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, учить культурно вести себя за столом, пользоваться салфеткой, правильно держать ложку, после еды класть ложку в тарелку и т. д.
26 Презентация «Послушная ложка» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить соблюдать правила поведения за столом.
Учить собирать остатки пищи ложкой, наклонять тарелку от себя.
27 Игровая ситуация «Доброе утро, Петушок» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки. Учить осуществлять ежедневные гигиенические процедуры: умыться, чистить зубы, причесываться.
28 Презентация «Учимся правильно пользоваться вилкой» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить пользоваться вилкой.
Обращать внимание на необходимость соблюдения знакомых детям правил поведения за столом.
29 Игровая ситуация «Научим Хрюшу умываться» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить правильно умываться, способствовать росту осознанности действий детей.
30 Игровое упражнение «Румяные щечки» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить следить за своим внешним видом, мыть руки с мылом, тщательно умывать лицо, мыть уши.
31 Практические упражнение «Носовой платок» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить пользоваться носовым платком, содержать его в чистоте, во время обращаться за помощью к взрослым.
32 Упражнение, беседа «Чистота, здоровье» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, акцентировать внимание детей на том, как нужно правильно намыливать руки, смывать мыло, вытирать руки.
С опорой на рисунки обсудить, когда необходимо мыть руки.
33 Практическое упражнение «Земляничное мыло» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, осознанное отношение к соблюдению правил личной гигиены. Формировать привычку мыть руки после посещения туалета, перед едой, а так же по мере загрязнения, учить правильно мыть и вытирать руки.
34 Практическое упражнение «Крепкие зубы» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, умение правильно чистить зубы. Продолжать знакомить детей с правилами ухода за зубами (необходимо регулярно чистить зубы, после каждого приема пищи полоскать рот, избегать чередования холодно и горячей пищи и т.д.), рассказать о важности их соблюдения.
35 Игровая ситуация «Филя ужинает» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить культурно вести себя за столом, способствовать осознанному, способствовать осознанному выполнению детьми правил этикета и безопасности.
36 Упражнение «Самые аккуратные». Чтение К. Чуковского «Мойдодыр» Формировать у детей навыки самообслуживания, выявлять с помощью взрослого устранять недостатки в одежде, прическе. Воспитывать опрятность.


Top