Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с предметным и социальным окружением: Моя семья. Конспект интегрированного НОД по Ознакомлению с окружающим миром и ОБЖ на тему: «Грибы» план-конспект занятия (младшая группа) на тему Нод ознакомлению

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим во второй младшей группе »Ягодка»

Тема: «Знакомство со свойствами и качествами бумаги».

Программное содержание :

1. Познакомить детей со свойствами бумаги (непрочная, рвется, мнется, можно склеить, мокнет) и ткани (прочная, трудно порвать, мнется меньше, чем бумага, можно шить).

2. Учить детей делать умозаключительные выводы.

3. Воспитывать доброжелательность, желание помочь, бережное отношение к книге.

Активизация словаря :

рвется, мнется, салфетка из ткани намокает, салфетка из бумаги размокает.

Обогащение словаря

: прочный –непрочный.

Оборудование :

кукла Маша, таз с водой, бумажные и тканевые салфетки, клей, нитка с иголкой, книги, тетради, настольно-печатная игра, бумага, полотенце, кукольное платье, перчаточная кукла, тканевая салфетка.

Ход занятия:

1. Организационный момент :

Воспитатель : Дети, к нам в гости пришла кукла Маша. Хотите с ней познакомиться? (Да)

2. Вводная часть :

Воспитатель : Кукла Маша вся в слезах, мама попросила ее собрать все разбросанные вещи и разобрать их на те, которые сделаны из бумаги и на те, которые сделаны из ткани, а кукла Маша ни про бумагу,ни про ткань ничего не знает. Поможем кукле Маше?

Дети : ДА, поможем.

Воспитатель : Для того чтобы помочь кукле Маше мы сами должны многое узнать о бумаге и о ткани. Для этого мы все вместе с куклой Машей пойдем в мастерскую.

Дети проходят в мастерскую и рассаживаются за столами.

3. Основная часть :

Воспитатель : Дети, посмотрите, за столом много различных предметов : это и бумажные салфетки, и салфетки из ткани, вода в тазу, клей, иголка с ниткой.

Сейчас начнутся настоящие чудеса-открытия, для этого надо меня внимательно слушать и выполнять все вместе со мной.

Возьмите в руки салфетку из бумаги и хорошо её помните.

Воспитатель : Что стало с салфеткой из бумаги? Она помялась?

Дети : Да, помялась.

Воспитатель : Разгладьте её рукой на столе. Она разгладилась?

Дети : Нет. (если дети говорят – да, то для сравнения показываю немятую бумажную салфетку)

Воспитатель : Дети, возьмите в руки салфетку из ткани и так же хорошо помните её. Что стало с салфеткой из ткани? Она помялась?

Дети : Она немного помялась. Не помялась.

Воспитатель : Кукла Маша запомни, что дети тебе говорить будут.

Воспитатель : Салфетка из бумаги что делает (показывает мятую бумажную салфетку)

Дети : Мнется.

Воспитатель : А салфетка из ткани, что делает (показывает не мятую тканевую салфетку)

Дети : Не мнется.

Хоровые и индивидуальные ответы детей.

Воспитатель : Молодцы, дети!

Воспитатель : Кукла Маша, что ты запомнила? (ответ куклы Маши : Бумажная салфетка мнется, а из ткани – нет).

Воспитатель : А теперь возьмите в руки салфетку из бумаги и сильно потяните её. Что с ней стало? Дети : Она порвалась.

Воспитатель : Возьмите салфетку из ткани и сильно потяните её. Что с ней стало?

Дети : Она не порвалась.

Воспитатель : Вот кукла Маша слушай и запоминай, что дети тебе говорят.

Воспитатель : Бумажная салфетка что делает? (показывает половинки салфеток)

Дети : Рвется.

Воспитатель : Тканевая салфетка что делает (показывает тканевую салфетку и тянет её)

Дети : Не рвется.

Хоровые и индивидуальные ответы.

Воспитатель : Дети, а из ткани какая салфетка?

Дети : Прочная.

Воспитатель : А из бумаги какая салфетка?

Дети : Не прочная.

Воспитатель : Кукла Маша запоминай – салфетка из бумаги рвется, она не прочная, а из ткани не рвется, она прочная. Все книги непрочные, рвутся, мнутся, они сделаны из бумаги, поэтому с ними надо бережно обращаться.

Воспитатель : Молодцы, дети!

Воспитатель : Дети, посмотрите у меня в руке две бумажные салфетки, а мне нужна одна большая салфетка. Кто знает, как их можно соединить?

Дети : Склеить. (выслушиваю варианты ответов, если молчат, то задаю наводящий вопрос – На аппликации мы бумагу клеим, а бумажные салфетки, как вы думаете, можно склеить)

Воспитатель : Да, бумажные салфетки можно склеить. Дети, склеивайте салфетки.

Воспитатель : Дети, у меня в руках две салфетки из ткани, как мне их соединить, чтобы получилась одна большая? Что нужно сделать (склеить, сшить (Если дети говорят склеить, то намазываю клеем концы салфетки и склеиваю.)

Воспитатель : Потянем за концы салфетки, чтобы узнать склеились ли они? (дети тянут) Они не соединились. Как можно еще соединить салфетки?

Варианты ответов детей.

Воспитатель : Давай те попробуем их сшить. Сшиваю. Потяните за концы. Салфетка не рассоединилась.

Воспитатель : Кукла Маша, слушай внимательно - Бумажные салфетки можно склеить, а салфетки из ткани – сшить.

Кукла Маша : Что – то я, дети. устала, давайте сделаем физкультминутку.

Воспитатель : хорошо мы поиграли, а теперь нас ждет еще один эксперимент. Наши салфетки замарались, давайте их постираем. Сначала замачивайте в воде салфетку из ткани. Что стало с ней? Она намокла. Отожмите её и расправьте. Покажите салфетку кукле Маше. Видишь Маша салфетка из ткани стала мокрой.

Воспитатель : Замочите салфетку из бумаги и отожмите её. Что с ней стало? Она размокла и порвалась.

Кукла Маша – если постирать салфетку из ткани, она намокнет, а если постирать салфетку из бумаги, то она размокнет, начнет рваться и её придется выбросить.

Воспитатель : теперь ты поняла кукла Маша, что такое бумага, а что такое ткань? Давайте напомним кукле Маше :

Бумага мнется , ткань не мнется

Бумага рвется , ткань не рвется.

Бумагу можно склеить , а ткань сшить.

Бумага размокает , а ткань нет.

4. Заключительная часть :

Пойдемте из мастерской домой к кукле Маше и поможем ей собрать и разложить вещи, предметы на те, которые сделаны из бумаги и из ткани.

Дети, на один стол кладем предметы бумажные, а на другой – из ткани.

Кукла Маша благодарит детей за помощь. Спасибо, ребята, вы настоящие друзья помогли мне разобраться, где бумажные предметы, а где из ткани.




Организация: МДОУ «Детский сад№1 «Сказка»

Населенный пункт: Республика Марий Эл, Пгт Советский

Цель: Развитие логического мышления посредством активизации мыслительных операций.

1) Развивать умение подбирать обобщающие понятия к ряду предметов.

2) Совершенствовать умение группировать предметы пот определённым признакам.

3) Развивать умение сравнивать предметы по трём и более признакам.

4) Формировать умение следовать по инструкции, а так же действовать по аналогии.

5) Развивать образное мышление, воображение, зрительное внимание, память.

6) Воспитывать гуманное отношение к пожилым людям.

Материалы и оборудование:

Демонстрационные карты-таблицы к игре «Найди девятый» (4 шт.); витрины магазинов; вывески с названиями отделов (4 шт.); карты с изображениями одежды, продуктов, цветов, рабочих инструментов, мебели, обуви; товары бытовой химии, игрушки, в том числе резиновые и меховые медведи, пакет с ручками, конфеты двух – трёх сортов, обувь, фрукты, овощи, другие продукты, записка, плакат к игре в ассоциации, стулья по количеству детей, стол, маркер, покрывала/накидки для витрин(4 шт.)

Орг. момент

В: Ребята, давайте поприветствуем гостей и начнём наше занятие.

Вводная часть

В: Ребята, послушайте и отгадайте загадку

Нужно хлеба нам купить

Иль подарок подарить –

Сумку мы скорей берём

И на улицу идём.

Там проходим вдоль витрин

И заходим в … (магазин).

В: Ребята, я предлагаю нам сегодня отправиться в магазин за конфетами! Хотите? (заходит старушка)

Старушка: Ой, ребята, подождите, пожалуйста! Я слышала, что вы хотите отправиться в магазин? Не могли бы вы купить моей любимой внучке подарок и ещё кое что? У неё скоро День Рождения, а я приболела, идти сама не могу. Вот вам пакет, загляните в него и узнаете, что нужно купить. Спасибо за помощь.

В: Хорошо, мы купим, всё, что нужно. Выручим бабушку, правда, ребята? (бабушка уходит, а мы садимся на стульчики)

Основная часть

Вступительная беседа

В: Ребята, а, что можно купить в магазинах? (хлеб, мыло, сметану, торт, шапку, мячик, рис, бананы, диван, и др.).

В: Конечно, мы можем купить в магазинах всё, что угодно. Магазины бывают разных видов, в зависимости от того, что в них продаётся

Игра «Назови одним словом» (на развитие обобщения)

В: Хлеб, бананы, молоко, макароны, печенье - всё это как мы назовём одним словом? (продукты). Значит, какой магазин, если в нём продаются продукты питания? (продуктовый));

Куртка, носки, платье - что это всё? (одежда). Значит, какой магазин, если в нём продаётся одежда? (магазин одежды). Какая ещё одежда в нём может продаваться? (дети перечисляют)

Диван, кровать, стол – одним словом….?(мебель);… (мебельный). Какая ещё мебель в нём может продаваться? (перечисляют)

Сапоги, валенки, ботинки -….?(обувь);… (обувной) Какая ещё обувь в нём может продаваться?

Молоток, топор, плоскозубцы -…? (рабочие инструменты)…(магазин рабочих инструментов)…

Орхидея, роза, декабрист-…? (цветы)… (цветочный)…

В: Ребята, давайте заглянем в пакет за списком товаров, которых нужно купить бабушке (вытаскиваю 4 таблицы с запиской).

Игра «Найди девятый»(на развитие логического мышления, аналогии)

В: (читаем записку) «Купите мне то, что должно быть в пустой клеточке» …(разгадываем: мыло, сандалии, яблоки, мягкого мишку). Здесь ещё написано: «Они должны быть: 10-го размера, туалетное детское, меховой бурый, зелёные 3 штуки»

В: Нам с вами ещё нужно купить конфет (напоминаю). Вот бы нам всё это купить сразу в одном месте. Как называют крупный магазин, в котором продаются и продукты, и игрушки, и моющие средства? (супермаркет). Правильно, и он как раз перед нами, а в нём разные отделы. Этот супермаркет необычный. В нём всё покупают не за деньги, а за загадки. Вот придумаем загадку про ту вещь, которая нам нужна и получим её. Давайте подойдём. (Подходим к первому отделу), (все витрины прикрыты)

В: читаю вывеску: отдел « Ч и с т ю л я ». Как вы думаете, ребята, что продаётся в этом отделе? (моющие средства или бытовая химия). (открываю витрину).

Игра «Что лишнее»

В: Как вы думаете, чего не должно продаваться в этом отделе? (дети находят 2 лишних предмета: банан, сланцы). Правильно! Наверное, продавец что–то перепутал. Что нам здесь нужно взять?(мыло туалетное детское) Давайте придумаем загадку про мыло (гладкое да не стекло, пенится да не шампунь) (берём с витрины мыло и подходим к следующему отделу).

В: читаем вывеску: отдел « К а б л у ч о к ». Как вы думаете, ребята, что мы можем купить в этом отделе? Скажем одним словом… (обувь). (рассматриваю обувь и преднамеренно некоторые пары меняю местами)

Игра «Что изменилось»? (на развитие зрительного внимания)

В: Ребята, вы помните, где стояла эта обувь? Ведь в магазине нужно ставить всё на свои места. (дети меняют местами, как было). Маша, напомни, пожалуйста, что нам здесь нужно было купить? (сандалии 10-го размера) Придумаем загадку про сандалии (носят на ногах да не туфли, в них ходят в помещении да не тапочки).(берём сандалии, идём дальше).

В: Часть покупок мы уже с вами сделали, немного отвлечёмся

Физкультминутка

Мы пойдём с тобой

В магазин обувной.

Купим чешки для зарядки,

Сапоги, - копать чтоб грядки,

Валенки – не замерзать,

Туфли, чтобы танцевать.

В: Пошлите дальше за покупками.(читаем вывеску) отдел « С ы т ы й ж и - в о т и к ». Что здесь можно купить, ребята?(продукты) . Что нам нужно здесь купить?(яблоки зелёные 3 штуки, конфеты по 10 штук каждого сорта). Конечно, (удивлённо) но только здесь, почему-то, всё перепутано,- наверное, это сделал какой-то рассеянный покупатель. Давайте мы разложим всё по своим местам.

Игра « Овощи, фрукты, конфеты» (на развитие классификации)

В: Девочки разложат овощи и фрукты, а мальчики – конфеты и печенье по контейнерам. Придумаем загадки про конфеты и про яблоки(берём яблоки и конфеты).

Игра «ассоциации»

В: ребята, а откуда продукты попадают в магазин? (…) Давайте нарисуем линию от продукта к тому месту, откуда он появляется

Раскладываю на стол плакат-таблицу:

Молоко – корова

Семечки – подсолнух

Хлеб – колоски

Банан – пальмы

Грибы – лес

Яйца – курица

Морковь – грядка

Яблоко - яблоня

В: читаем название отдела: отдел « Л у н т и к » . Что здесь может продаваться, ребята?(игрушки) (открываю) Кого нам здесь нужно купить?(мягкую игрушку - мишку). Сколько здесь медведей, Кирилл? (здесь три медведя). Они все разные или одинаковые?(разные)

Игра «Сравни медведей»

В: Чем похожи медведи?(цветом) А чем они отличаются?(размером, материалом: резиновый и меховые). Выбираем одного медведя. Складываем в пакет.

В: Вот, кажется, мы сделали с вами все покупки, отнесём их старушке чуть позже (после занятия).

Ребята, куда мы сегодня с вами ходили?

Что покупали? По чьей просьбе?

В каких отделах магазина побывали?

В каком отделе вам понравилось больше всего?

Угощайтесь конфетами

Список используемой литературы:

1 .Зак А. «Путешествие в сообразилию или как помочь ребенку быть смышленым» (игры интеллектуальные, игры на поиск преобразований и закономерностей, М., «Перспектива», 1993.

2. Севостьянова Е. О. «Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет», М., «Сфера», 2008

3. Большая книга логических игр/ Г.П.Шалаева. – М.: АСТ:СЛОВО,2011.

Название:
Номинация:

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ детский сад № 44 «Родничок»
Месторасположение: г. Саров, Нижегородская область


(подготовительная группа)

Уточнить и расширить представления детей о растительноядных и хищных животных, учить сравнивать животных по внешности, образу жизни, характеру питания, месту обитания (наиболее характерные признаки: сначала – различие, затем сходство).

Продолжать формировать у детей представления о приспособленности хищников к добыванию пищи (чуткие уши, острое зрение, хороший нюх, выносливость), приспособленности травоядных.

Развивать умение сравнивать

Воспитывать правила экологически безопасного поведения в природе, развивать познавательный интерес к окружающему миру.

Материал к занятию:

панно саванна, игрушка Сова, конверт, плоскостные изображения львов и жирафа, схема рассказа о животном, карта мира (физическая), кроссворд, Д/и «Цепи питания» (демонстрационный и раздаточный материал), игра «Электронный конструктор»

Воспитатель: Ребята, у меня для вас есть письмо. Передала его мне Мудрая Сова.

Только что-то я сомневаюсь, а действительно оно нам. Как проверить? (Прочитаем на письме, куда и кому оно адресовано)

Страна – Россия

Область – Нижегородская

Город – Саров

Улица – Силкина

Дом № — 34а

Детский сад – «Родничок»

Воспитатель: Ну, раз это письмо действительно нам, прочитаем его (ребенок читает: «Ждем в гости»

Воспитатель: Как коротко! Откуда? От кого?

(достает модель «Звери» + Растительноядные и хищные).

Воспитатель: Да, озадачили. Зверей на нашей планете Земля видимо-невидимо. Попробуй отгадать!

(Д/упражнение в кругу с мячом «Назови хищное животное», «Назови растительноядное животное»)

Сова помалкивает.

Воспитатель: Если угадать не удается, может быть, карта нам поможет. Сова просит, чтобы мы описали природную зону, а она даст знак, если мы угадаем.

(Д/упражнение «Опиши природную зону Земли»)

Дети описывают Арктику, пустыню, тропики, африканскую саванну. Сова дает знак.

Воспитатель: Наконец-то знаем, куда отправиться! Хотите путешествовать? А на чем же мы отправимся в путь, чтобы быстрее добраться? Конечно полетим!

Наши умелые механики (2 мальчика) нам помогут: как только они соберут волшебную электрическую цепь, мы услышим рев мотора и взлетим.

А пока скажите, какой климат в Африке, какая погода? (ответы детей). Что возьмем в путешествие? (ответы детей).

Физкультурная пауза «Взлетели» (Дети стоя с закрытыми глазами изображают полет самолета).

Воспитатель в это время вешает панно «Африканская саванна»

Воспитатель: Ну вот мы с вами приземлились в Африканской саванне. Есть ли здесь леса? Какого цвета покров земли (почва, трава). Ребята, а как нужно вести себя в незнакомой местности? Бегать и кричать? (Нет! Мы не знаем, какие опасности могут нас здесь подстерегать.) Давайте тихо сядем, понаблюдаем и прислушаемся, ведь мы в гостях.

Название:

Кто это? (Да это лев). Ах, какой красавец! Недаром его прозвали «царем зверей». Кто хочет рассказать про льва? А поможет нам схема, которую мы с вами сами придумали. Напомните мне, что обозначают символы в схеме?

(рассказ ребенка о льве по схеме).

Затем воспитатель выставляет изображение львицы со львятами. А как называют самку льва? (Львица). Чем отличаются лев и львица? (У львицы нет гривы, она поменьше размером). А как называют малышей? (Львята). На кого похожи львята. (На маленьких котят). Как они ведут себя? (Да, они любят играть. И еще они очень непослушны и непоседливы, поэтому львица часто перепрятывает своих малышей. Маленькие львята часто становятся добычей других крупных хищников, обитающих в саванне)

Воспитатель: Ребята, а вы хотите превратиться в африканских львят? Хорошо, только когда я подам знак «Опасность!», вы сразу тихо спрячетесь.

Ф/пауза – пластический этюд под музыку « Львята резвятся»

Воспитатель: Ребята, а кого боится лев? Кто может дать ему отпор? (Правильно, слон – самое крупное животное в африканских саваннах. А еще лев, как и все животные, очень боится огня и засухи)

Воспитатель: Лев со львицей и львятами уходят. Может быть пойдем за ними по следам? (Да, ребята, идти за ними ни в коем случае нельзя. Самка будет защищать своих детенышей, бросаться на всех, кто приблизится к ним. Да и добычей льва мы тоже стать не хотим. Лучше мы тихонько их сфотографируем.)

Воспитатель: Ой, ребята, слышу какой-то странный звук, будто о высохшую землю копыта стучат. Кто бы это мог быть? Да, ребята, это жираф. Кто хочет про него рассказать? (рассказ ребенка о жирафе по схеме).

Как помогает жирафу его высокий рост? (Он видит своих врагов издалека и успевает убежать, поэтому рядом с ним часто пасутся другие растительноядные животные.)

Воспитатель: Ребята, скажите, чем отличаются лев и жираф? (Лев – хищное животное, а жираф растительноядное; на лапах льва – когти, а у жирафа на ногах копыта;) А чем похожи? (Оба живут в африканской саванне; млекопитающие;

Ребята, а что вы можете сказать об окраске животных. (Да, и лев, и жираф имеют защитную окраску, но жирафу она помогает защищаться (прятаться), а льву – притаиться и напасть).

Воспитатель: Ребята, жаркое солнце так сильно припекает, что даже мысли путаются. Никак не пойму, кто чем питается в африканской саванне? Может, вы мне поможете разобраться в этом и составите цепи питания?

(Один ребенок у доски, а другие за столом составляют цепи питания) – детям предлагаются карточки с животными различных климатических зон, они должны самостоятельно выбрать подходящие к Африке.

Воспитатель: Все верно. Молодцы! Заговорили мы о питании, и сразу пить захотелось, а вода наша уже закончилась. Ой, да там что-то блестит синее, наверно, какой-то водоем! Пойдем к нему и напьемся? (Нет!!! Это водопой для диких животных; вода может быть загрязненной микробами – можно заболеть; в воде могут встретиться очень неприятные сюрпризы – «бревно с глазами и пастью»!)

Название статьи:

Воспитатель: Вы правы. Пить запрещено. А вот вкусными сочными фруктами утолить жажду можно. Вон их сколько висит на дереве! Только не понятно, что это: то ли апельсины, то ли грейпфруты, то ли еще что-то…Может, попробуем? (Нет, есть незнакомую пищу нельзя!)

Воспитатель: Молодцы! Вас не проведешь! На все хитрые вопросы дали правильные ответы. А не пора ли нам домой? В гостях хорошо, а дома лучше. Да к тому же смеркается, а с наступлением темноты львы и другие хищники выходят на охоту. Где же наш самолет? Надо как-то подать ему знак. Можно кричать? (Нет, нас услышат звери). Пусть наши знатоки соберут электрическую цепь и зажгут лампочку. Это будет нашим сигналом к тому, что мы готовы лететь.

(Дети собирают электрическую цепь, загорается лампочка, но звука мотора не слышно)

Воспитатель: Что такое? Почему самолет не летит за нами? Ах, да это Мудрая Сова хитрит, не отпускает нас домой, пока не решим кроссворд (выставляет на доску). Обожаем разгадывать кроссворды! Сейчас расщелкаем, как орешки!

1. С Т P А У С

2. Ж И P А Ф

3. Ч Е P Е П А Х А

4. К Р О К О Д И Л

5. К Е Н Г У Р У

6. З Е Б P А

1. Эта птица хоть куда! 2. Как высок тот зверь пятнистый.

Не летает никогда. Говоришь с ним, хоть кричи.

Только бегает как ветер. Шел бы он в баскетболисты,

(Страус) (Жираф)

3. Что за чудо? Вот так чудо: 5. По реке плывет бревно,

Сверху блюдо, снизу блюдо. Ох, и злющее оно!

Ходит чудо по дороге, (Крокодил)

Голова торчит да ноги.

(Черепаха)

5. В сумке не пакеты, и не булки. 6. Лошадь как лошадь, только в полоску

Я у мамы в сумке на прогулке Видели когда-нибудь лошадь-

(Кенгуру) матроску?

Воспитатель: Молодцы, ребята! Как быстро справились с заданием. Только вот ответьте: все ли животные из нашего кроссворда живут в Африке? Может быть, кто-то с другого континента? (Правильно, кенгуру обитает только в Австралии). А вот и наш самолет появился. Все готовы к полету? Тогда в путь, взлетаем (рев мотора, дети имитируют полет самолета движениями рук и туловища).

Вот мы и дома, в нашем родном детском саду. Понравилось вам путешествовать? Только жаль, что не всех жителей саванны нам удалось понаблюдать. А давайте мы с вами их нарисуем и поселим в нашей саванне.

Название:
Номинация: Детский сад, Методические разработки,проектная деятельность, Подготовительная группа

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Зима. Зимние приметы»

Цель: Закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом.

Материал:

Картинки с признаками зимы; картинки: сугроб, метель, иней, узоры на стекле, снежинки, рыбы под толщей льда; для дид. игры: картинки с изображением водопада, реки, лужи, льда, снегопада, тучи, дождя, пара, снежинки, капли и т. д. ; для рисования: цветная бумага (черная или фиолетовая, белый карандаш, муз. композиция «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Непосредственно образовательная деятельность:

1. Беседа о зиме.

Дети сидят на стульчиках.

На доске висят иллюстрации с зимними пейзажами. Воспитатель читает стихотворение И. Никитина «Встреча зимы».

Здравствуй, гостья - зима!

Просим милости к нам,

Песни севера петь по лесам и степям.

Есть раздолье у нас - где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам и ковры расстилай.

Нам не стать привыкать, -

Пусть мороз твой трещит,

Наша русская кровь на морозе горит!

Воспитатель: Ребята, вы рады зиме? А что вам больше всего нравится делать зимой?

Давайте рассмотрим иллюстрации и поговорим о признаках зимы. Чем зима отличается от других времен года?

Дети называют признаки зимы:

Небо серое, солнце светит мало. Если светит - то не греет.

Все кругом покрыто белым покрывалом- снегом.

Люди одели теплую одежду- на улице стало холодно.

Звери в лесу сменили легкие шубки на теплые, зимние. Некоторые звери впали в спячку.

Зимующим птицам холодно и голодно. Они прилетают ближе к жилью человека.

Воспитатель:

Сколько месяцев длится зима? Назовите зимние месяцы. Ребята, а вы знаете, почему наступает зима?

Потому что Земля, наша планета, в это время года так наклонена к Солнцу, что на нее попадает меньше солнечных лучей, а следовательно, она получает меньше тепла и света. Поэтому понижается температура, дни становятся короче, а ночи длиннее.

Почему зимой идет снег? Откуда он берется?

Зимой, когда холодно, капельки воды в облаках замерзают и превращаются в снежинки. Поэтому зимой идет снег, а в теплое время года – дождь.

Давайте рассмотрим снежинки. Одинаковые они? Чем они отличаются?

Все снежинки разные: есть шестилучевые звезды, игольчатые батареи, пушинки, пластинчатые ежи, снежинки-запонки. Форма снежинок сильно изменяется в зависимости от погоды. В безветренный морозный день снежинки падают медленно, они крупные, блестящие, похожие на звездочки. Они падают по одной, поэтому их легко рассмотреть, поймав снежинку на рукавичку. При слабом морозе снежинки похожи на мелкие шарики, поэтому говорят, что идет «снежная крупа». А при сильном ветре идет сплошная «снежная пыль» - это ветер обломал у снежинок их красивые лучи. В сильный мороз снег хрустит под ногами – это ломаются от нашей тяжести лучики снежинок, которые от мороза стали хрупкими, ломкими. Когда нет мороза, снег падает хлопьями. Эти хлопья состоят из множества слипшихся снежинок.

Как называется ветер со снегом? (метель)

Метель- это снежная буря. Сильный ветер поднимает вверх отдельные, похожие на крупу снежинки. Иногда метель бывает такой сильной, что ничего вокруг не видно.

Как называется снег, который образуется на веточках деревьев, после небольшой оттепели? (иней)

В мороз на траве или на деревьях образуются кристаллики льда. Иногда иней бывает такой белый, что его можно принять за снег.

Как называются расписные окна зимой? (зимние узоры, изморозь)

В сильный мороз на окнах часто образуются красивые узоры. Эти узоры разные: одни похожи на листья папортника, их называют «Сад Деда Мороза», другие похожи на лесную сказку.

Физминутка «Прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

На катке потом катались,

А ещё в снегу валялись,

Все в снегу домой пришли,

Съели суп и спать легли.

Воспитатель: Молодцы, ребята, как много вы знаете о зиме. А

отгадывать умеете?

Мягкий он, а не подушка.

Белый он, а не пушок,

Он холодный, как лягушка,

А согреешь- ручеек. (снег)

Покружилась звездочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке. (снежинка)

Кто, угадай, седая хозяйка:

Тряхнет перинки - над миром пушинки. (зима)

Кто мостит на реке мосток

Без топора, без гвоздей, без досок? (мороз)

И не снег, и не лед,

А серебром зимой деревья уберет. (иней)

Дидактическая игра с мячом «Подбери нужное слово»

Какие слова можно сказать про зиму, какая она? - Снежная, вьюжная, морозная, холодная, суровая, мягкая, белая и т. д.

Какой бывает снег? (белый, пушистый, холодный, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий и т. д.)

Какая бывает снежинка? (легкая, воздушная, ажурная, прозрачная, резная, красивая, белая и т. д.)

Дидактическое упражнение «Назови родственные слова»

(хлопнуть в ладоши) :

Выделение родственных слов к слову снег из ряда слов близких по смыслу: зимушка, снежок, снегопад, холод, зимовье, снеговик, заснеженный, метель, Снегурочка, заморозки, Дед Мороз, морозец, морозилка, снежинка, зимовье, подснежник, зимующий, вьюга, зимовка, снегирь.

Дидактическая игра «Где снежинки? »

Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинки, капля и т. д.

Во время движения по кругу произносятся следующие слова:

Вот и лето наступило.

Солнце ярче засветило.

Стало жарче припекать,

Где снежинку мне искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец, пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Выходите погулять.

Где снежинку нам искать?

Вновь выбираются нужные картинки и объясняется их выбор.

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием.

5. Художественное творчество.

Воспитатель: Сегодня мы много говорили о зиме, о снежинках. Послушайте стихотворение:

Снежинки пуховые,

Веселые, живые!

Вы кружитесь, мерцаете

В молчании лесном.

И землю устилаете

Блестящим серебром!

Воспитатель: Я предлагаю вам изобразить снежинки на цветной бумаге белым карандашом.

Дети по образцам, прикрепленным на мольберте, выполняют работу, изображая снежинку по всему листу бумаги разными способами (по выбору)

Работа выполняется под музыкальную композицию «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Готовые рисунки ребята прикрепляют на доску.

6. Рефлексия.

Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?

Что нового вы узнали? Что больше всего понравилось?

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим для подготовительной группы, тема: «Мексика»

Цели:

Познакомить детей с характерными особенностями природы, культуры Мексики.
Совершенствовать навыки аппликации, лепки, ручного труда.
Развивать любознательность, память, мелкую и общую моторику.

Оборудование:

Глобус с наклейкой (легко снимающейся) на Мексике.
Карта.
Картинки: флаг Мексики, национальная одежда, тарантул, скунс, кактусы, атцтеки, чихуахуа.
Раскраски «Мексиканцы».
Видеозапись «Кукарача».
Разрезанный на пазлы флаг Мексики. Клеящие карандаши, бумага.
Зеленый пластилин, хвоя, пробки, стеки.
Пластиковые ложки, контейнеры из-под киндер-сюрприза, горох, цветная изолента, наклейки.

Ход занятия:

Крутите глобус! Найдите наклейку, которая укажет нам место путешествия. Снимаем наклейку, что же там за страна? Мексика. Отправляемся в путешествие - в Мексику!
Вас ждет много интересного! Вы узнаете, почему на флаге Мексике изображен орел, пожирающий змею. Узнаете об индейцах-ацтеках, о мексиканской одежде и кухне, о том, почему Мексику называют «землей кактусов». Познакомитесь с мохнатым пауком, невоспитанным скунсом и самой маленькой собачкой.

Показ страны на карте

Вот здесь, в Северной Америке находится страна Мексика. Ее столица - главный город Мехико - самый большой город в мире.

Раз мы с вами оказались в Мексике, давайте поприветствуем друг друга так, как это делают мексиканцы. Скажем друг другу "Ола"!

Взгляните на флаг Мексики.

Согласно легенде, бог Уицилопочтли предсказал индейцам-ацтекам, искавшим землю для проживания, что они должны найти орла, сидящего на каменистом месте на вершине кактуса и пожирающего змею. Когда они нашли этого орла, то обосновались там. Этот орёл и изображён посередине флага.

Аппликация-пазл «Мексиканский флаг»

Сложите пазлы так, чтобы получился целый флаг. Наклейте его.

Давным-давно в Мексике жили индейцы-ацтеки. Они были храбрыми воинами, носили на голове украшения из птичьих перьев, строили города. Правил народом император Монтесума. Когда король Испании услышал рассказ о правите столь богатого государства, то послал туда отряд под командованием Кортеса. И хотя, ацтеки дружески встретили и щедро одарили гостей, отряд Кортеса покорил народ ацтеков и уничтожил их государство.

Показ национального мексиканского костюма

Поглядите как выглядит одежда мексиканцев. Шляпа с широкими полями - сомбреро, короткий плащ или накидка - пончо. Вот эти раскраски с изображением мексиканцев вы сможете раскрасит дома. (Раздать раскраски)

Современные мексиканцы - очень веселый и гостеприимный народ. Они любят большие праздники с вкусными угощениями, танцами и весельем. В Мексике почти каждый день отмечается какой-нибудь праздник.

Сейчас мы сделаем маракасы - музыкальный инструмент и научимся танцевать «Кукарачу».

Ручной труд «Маракасы»

Между двух пластиковых ложек зажимается контейнер от киндер-сюрприза (со вложенными внутрь горошинами), перематывается цветной клейкой лентой, украшается наклейками.

Физминутка

Давайте потанцуем мексиканский танец «Кукарача». (Под музыку и видеоряд дети танцуют).

Мексику можно назвать «землей кактусов» (показ фото) - ведь в ее пустынях растут множество разных кактусов. Большинство покрыто колючками - так кактусы защищаются от животных, которые хотели бы ими полакомиться. Есть ядовитые кактусы. Есть и такие кактусы, которые люди едят с большим удовольствием.
Гигантская мексиканская пуйя (показ фото) живет долго, дольше чем человек. А цветет лишь один раз - покрывается сотнями маленьких цветочков (показ фото) и умирает. Такое удивительное растение. А высотой бывает с двухэтажный дом.

Лепка «Кактус»

Из зеленого пластилина дети лепят кактус, стеками надрезают полоски, зубочисткой делают точки-углубления, втыкают колючки - нарезанные и высушенные иголки сосны или ели. Кактус сажают - помещают в крышку от бутылки.

Множество продуктов пришли к нам из Мексики - томаты (помидоры), арахис, стручковый перец. А шоколад впервые появился благодаря ацтекам. Одно из самых любимых блюд мексиканцев - горячие маисовые лепешки.

В Мексике живут скунсы - черно-белые зверьки размером с кошку (показ фото). Но, в отличие от кошек, люди не держат скунсов в своих домах. Да и большинство хищников обходят его стороной.

В случае опасности скунс исполняет боевой танец: распушив хвост, притопывая лапками, приближается к неприятелю. Большинство животных после такого танца сразу убегают. А если враг не уходит, тогда скунс поворачивается к нему задом и выпускает зловонную струю. Этот запах такой отвратительный, что человека может стошнить! Ну а, нападающему на скунса зверю, и того хуже - от зловонной струи можно ослепнуть и перестать дышать на какое-то время. Больше ему нападать на скунса не захочется. Единственный, кто не боится ужасного запаха скунса - это большой сыч. Эта птица обычно и охотится на скунса.
Живут скунсы в норах в лесу. Днем отдыхают, а ночью выходят на охоту, вынюхивая что-нибудь вкусненькое и с помощью своих длинный когтей выкапывают сочных жуков и червяков.

А вот суперпаук - тарантул. Этих мохнатых пауков называют птицеедами. Как вы думаете, почему? Кроме насекомых. Тарантулы едят птенцов. Мексиканский красноногий тарантул бывает величиной с ладонь человека. И, хотя, на вид тарантулы ужасны, еще не один человек не умирал от его укуса.

Хотя паук похож на насекомое, он им не является. Все пауки относятся к особому классу паукообразных и имеют восемь ног, а не шесть, как у насекомых.
В отличие от других пауков, тарантул не плетет паутину, а выстилает ею норку, которую выкапывает зубами. Как только в паутину попадется добыча, тарантул прыгает на нее сверху и впрыскивает яд из своих зубов.
Паука очень трудно поймать. Потому что своими восемью глазами он видит и впереди, и сбоку, и позади себя.

А еще, самая маленькая в мире собачка - это мексиканская чихуахуа. Взрослые собаки этой породы могут весить меньше одного килограмма.

Наше путешествие по Мексике закончено. Поиграем и вспомним, что мы узнали об этой удивительной стране.

Игра «Верно или неверно?»

На флаге Мексики изображен ёж, кусающий змею.
Скунсы бывают размером с зебру.
Сомбреро - мексиканская шляпа с широкими полями.
Чихуахуа - самая большая в мире собака.
Кактусы покрыты нежными листочками, которые очень любят животные.
Одно из самых любимых блюд мексиканцев - горячие маисовые лепешки.
У тарантула десять ног.
Маракасы - это мексиканское блюдо.
В Мексике почти каждый день отмечается какой-нибудь праздник.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы:

Занятия для средней группы.


Top