Конспект занятия в доу по фгос старшая группа. Конспект открытого занятия в старшей группе

Мелкую моторику руки, воспитывать самостоятельность мышления, сообразительность

Демонстрационный материал, оборудование: календари, обручи, объявление.

Раздаточный материал: тетради с заданием, наборы цифр, карандаши.

Предварительная работа: чтение сказки «Старик годовик».

Ход занятия комплексного занятия в старшей группе

Воспитатель: Дети, отгадайте загадку:

Потянулся мост

На семь вёрст,

А в конце моста

Золотая верста.

Что это за мост такой удивительный? Давайте разгадаем загадку вместе с вами (выставляются по порядку дни недели из календаря природы). Семь верст - это долгих семь дней; мост соединяет все семь дней, образуя неделю. Верста-это старинная мера расстояний. В современной системе мер - почти километр. Дети, как вы думаете, почему в конце моста «золотая звезда»? (Ответы детей).

Сейчас я вам прочитаю стихотворение «Календарик»:

С понедельника до пятницы

Время долго тянется:

Из дому по будним дням

Мать уходит по утрам.

- Детка,

Мама на работу

В будни ходит не гулять.

- Этих будней много что-то:

Раз - два- три - четыре - пять!

Хочет Маша перекрасить

Каждый листик

В красный цвет.

Хорошо живётся разве,

Если мамы дома нет?

Воспитатель: Дети, как вы думаете, почему Маша хочет перекрасить в красный цвет каждый листик в календаре? (Ответы детей).

- А как называются выходные дни? Какие они по порядку?

- Дети, к нам пришла сегодня в гости неделя, да вот беда, её дни заблудились и никак не могут стать по порядку. Помогите им, пожалуйста.

(Работа в тетради: вразброс написаны цифры от 1 до 7. Детям предлагается выстроить недельку, проговаривая порядковые номера, соединить стрелками).

- Какие вы умники и умницы! Прямо «семи пядей во лбу»! Сейчас я вам расскажу, почему я так сказала. «В представлении древних людей высокий, широкий лоб у человека является признаком его ума. Давным-давно одна из мер длины называлась пядь. Это расстояние между большим и указательным пальцем взрослого человека. В среднем пядь равна 18 см и соответствовала ширине лба обычного человека. Люди считали цифру 7 магической, поэтому всё, что вызывало удивление и восхищение, связывали с ней. «Он семи пядей во лбу» - с уважением говорят об очень умном, мудром человеке.» -А сейчас я вас приглашаю в удивительное путешествие. Путешествовать мы будем по-особенному - глазками по дням недели.

Всю недельку по порядку

Глазки делают зарядку.

В понедельник как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

Во вторник часики глаза,

Водят взгляд туда-сюда,

Ходят влево. Ходят вправо

Не устанут никогда.

В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять

Чтобы глазки закалялись,

Нужно воздухом дышать

Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя.

Воспитатель: Глазки наши отдохнули, попутешествовали, давайте теперь поиграем с неделькой. (У каждого ребёнка карточка с цифрой от 1 до 7). По сигналу воспитателя «Неделька» дети выстраиваются согласно порядковому номеру дней недели.

- Дети, посмотрите, а что это за листок бумаги у нас на доске висит? Давайте подойдём и посмотрим поближе. Это объявление. Сейчас я вам его прочитаю:

В четверг объявление было в газете:

«Внимание, дети!

Внимание, дети!

Пропала собака

По кличке Барбос.

Барбос от хвоста

И до носа оброс.

Он жил у вокзала

По улице Новой,

В квартире 14

У Ивановой.

Нашедшему выдадут

Много наград:

Конфеты, пирожные

И шоколад.

Не спит Иванова

Четвёртые сутки

И двести мальчишек

Не спят ни минутки,

И триста девчонок

Награду хотят:

Конфеты, пирожные и

Но вот уже пятые

Сутки настали,

Мальчишки устали,

Девчонки устали,

Хозяйка от горя

Повесила нос,

Как вдруг в понедельник

Явился Барбос,

Нашёл он квартиру

По улице Новой

И радостно руку

Лизнул Ивановой.

И просит за то, что вернулся назад

Конфеты, пирожные и шоколад!

- Сколько суток дети искали Барбоса?

- В какой день недели нашелся Барбос?

Воспитатель: Дети, дни недели приготовили для нас загадки. Давайте попробуем разгадать их.

  • Как можно перечислить три дня недели, не называя их? (вчера сегодня, завтра).
  • Может ли дождь идти два дня подряд? (нет, день разделяет ночь и утро).
  • В субботу отец посадил два дерева, в воскресенье посадил ещё два. Сколько деревьев посадил отец в выходные дни? (ответ дети показывают цифрами).
  • Если сегодня среда, то какой день недели будет завтра, послезавтра?

А сейчас давайте вместе с вами проговорим скороговорку. Три сегодня. Три вчера. Три ещё позавчера.

А вот весёлая игра «Сегодня, завтра и вчера».

(Кладутся три обруча, обозначающие «вчера, сегодня, завтра». Читаются стихи. Дети бегут к тому обручу, который соответствует упоминаемому временному понятию).

Вчера я с мамой в парке был,

За хлебом в магазин ходил,

А с папой в шахматы играл

С сестрёнкой домик рисовал.

Сегодня в зоопарк идём,

С Наташей песенку поём,

Из снега лепим бабу,

Коту бинтуем лапу.

Ласточки пропали,

А вчера зарёй

Всё грачи летали

Да, как есть мелькали

Вон над той зарёй.

Завтра в детский сад пойдём,

Орехов белке принесём,

С собакой будем мы гулять,

Поедем бабушку встречать.

Творятся в мире чудеса-

Сегодня днём я встретил пса!

Красивого! Огромного!

Совсем-совсем бездомного!

Завтра! Завтра! - не сегодня

Так ленивцы говорят.

Завтра свой урок начну.

Завтра не хочу лениться!

Завтра надо потрудиться!

«Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня» - это совет, чтобы преодолеть лень, нежелание заниматься чем-либо и сделать работу сейчас. А правильно ли поняла выражение «не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня» девочка Наташа?

Есть в квартире нашей

Девочка Наташа

Мама ей в коробке

Принесла конфет

И сказала строго:

«Съешь сейчас немного,

Остальные завтра

Положи в буфет».

А Наташа села,

Все конфеты съела,

Съела и смеётся:

«Мама, не ругай,

Я не позабыла,

Помнишь, ты учила:

Никогда на завтра

Дел не оставляй».

(Аргументированные ответы детей).

Воспитатель: Дети, а у вас остались невыполненные, отложенные дела? Тогда я предлагаю вам завершить начатое дело. Ведь (дети повторяют поговорку) «не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня».

Конспект комплексного занятия в старшей группе подготовила Л. Прохорович

Вот уже ваш ребенок, еще недавно такой маленький, и полностью нуждающийся в вашей опеке и заботе, достиг пятилетнего возраста (как ни как круглая дата!) и перешел в старшую группу детского сада. А значит, он уже кое в чем самостоятелен и может справляться с посильными задачами. Конечно, он так же нуждается в вашей поддержке, дорогие мамы и папы. И если вы будете знать, какие ожидания применяются к деткам в ней, то сможете лучше подготовить своего ребенка и помочь ему влиться в его первую социальную группу – ведь с этого все начинается. Она считается третьей возрастной, туда набираются детки с 5 до 6 лет.

Практически в любом, даже самом простом детском саду, существует план развивающих занятий, которые проводятся ежедневно и соответствуют возрасту и потребностям детей. Продолжительность таких занятий, согласовано с инструктивно-методическими письмами Министерства образования, и составляет 20-25 минут. Часто в середине занятий предусмотрены физкультминутки, а между занятиями существуют перерывы не меньше 10 минут.

Обучающие занятия

Занятия в старшей группе, которые являются наиболее познавательными и требующие сильной умственной активности, планируются в первой половине дня, в наиболее работоспособные дни (вторник, среду). Чтобы не допустить переутомления, добавляются музыкальные занятия и физические игровые упражнения.

Какие познания будет получать ваш пятигодовалый ребенок, и какие навыки ему придется освоить. Вот приблизительный конспект занятий, которые проводятся в старших группах:

Дни недели

Старшая группа

понедельник

9.00-9.25 Ребенок и мир вокруг;

9.45-10.05 Музыкальное занятие;

10.15-10.40 Урок рисования

вторник

9.00-9.25 Развитие речи, художественная литература;

9.35-10.00 Занятие ручного труда,

10.10-10.30 Физические упражнения

среда

9.00-9.25 Основы математики

9.35-10.00 Формирование экологического мировоззрения

11.00-11.20Физкультура на улице

15.15-15.40 Кружок "Сделай сам"

четверг

9.00-9.25Развитие речи и стихотворения

9.45-10.05 Музыкальное занятие

10.15-10.40 Рисование красками

пятница

9.00-9.25 Лепка и аппликация

9.50-10.10 Физкультурное занятие

Приведем пример такого обучающего занятия в старшей группе.

Кстати, подобные обучающие моменты, родители могут практиковать и дома, это поможет вашему ребенку лучше развиваться в детском саду и не отставать от своих сверстников.

Мир дикой природы

Цель занятия: помочь детям отличать домашних животных от обитателей дикой природы, развитие способностей рисования, развитие речи.

Материал: картинки диких и домашних животных, лист чистой бумаги.

Вначале воспитатель рассказывает о животных, которые считаются дикими, и объясняет, почему они так называются. Как определить домашнее животное, какие у них особенности.

Затем детям показываются иллюстрированные примеры диких и домашних животных, рассказывается о среде обитания и образе жизни каждого. Коротко описывается посезонные особенности их проживания. Этот рассказ занимает не более 8 минут.

Затем проводится физкультминутка, в ходе которой детям можно предложить изобразить какое-то животное.

Затем раздаются детям наборы карточек с животными дикими и домашними. Задание разделить животных на два вида. Пример возможных вариантов карточек:

После того, как дети справились с заданием, на заранее подготовленных листах они изображают понравившееся животное.

Занятие заканчивается игрой: воспитатель читает рассказ, в тексте которого встречаются различные животные, когда дети слышат название животного из дикой природы – они хлопают в ладоши, когда названо домашние животное ничего не делают. Рассказ должен занимать 5-8 минут.

Развивающие игры

Конечно, это не значит, что ребенок занят развивающим обучением все время в саду, это сильно утомительно для ребенка такого возраста. Основное занятие деток дошкольного возраста – это игры, в которых тоже способствует развитию способностей и навыков общения. Существует несколько видов игр: сюжетно-ролевые, дидактические, игры – наблюдения, подвижные, стимулирующие самостоятельность и инициативность ребенка, его творческие мыслительные способности.

Давайте отдельно рассмотрим, в чем заключаются сюжетно-ролевые игры и обучающие занятия для деток старше.

У дошкольников появляется более развитое содержание игры. В играх вместе с поступками добавляются всевозможные общественные отношения, эмоции. В играх получает отражение особенности деятельности взрослых, их взаимное сотрудничество в труде, их отношения к самому труду и лично друг к другу во время работы.

Понемногу в игры проникает все больше личного практического опыта детей, а также знания, которые были узнаны из книг и бесед со взрослыми.

К пятому году жизни, ребенок уже достаточно хорошо справляется с основами ролевого поведения, поэтому педагогу необходимо помочь ребенку разворачивать во время игры различные сюжеты. Расширяется также тематика игр, углубляется их содержание и смысловая нагрузка.

С возрастом количество участников в играх становится больше и составляет от 3 до 5 человек.

Целью таких игр является развитие у деток самостоятельности и самоорганизации, развитие умений договориться о сути игры, определить роли, создать основной ход сюжета, подготовить обстановку для игры.

Также крайне важно, чтобы ребенок мог соблюдать режим, установленный в саду, и приучать к этому следует еще дома. Зная режим в детском саду, попытайтесь создать похожий домашний ритм жизни.

Примерный режим дня

Режимные пункты в старшей группе

Прием и осмотр детей, игры, утренняя гимнастика, дежурство

с 6.45 до 8.25

Завтрак

с 8.25 до 8.50

Подготовка к занятиям

с 8.55 до 9.00

Занятия

с 9.00 до 11.05

Второй завтрак

в 10.00

Игры, подготовка к прогулке, прогулка (либо игры, труд)

с 11.05 до 12:35

Возвращение с прогулки

с 12.35 до 12.45

Обед

с 12.50 до 13.15

Подготовка ко сну, дневной сон

с 13.15 до 15.00

Подъем, зарядка после сна

с 15.00 до 15.10

Игры, труд, индивидуальная работа

с 15.25 до 16.20

Полдник

с 16.20 до 16.40

Игры, подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой

с 16.40 до 18.45

Конечно, несмотря на все усилия воспитателей и педагогов детского сада, основная ответственность за умственное, физическое и эмоциональное развитие ребенка отвечают родители. Поэтому будьте внимательны к своим детям, и все будет хорошо.

Этот День Победы.

Цели и задачи занятия:

1.Расширять знания детей о Великой Отечественной войне, о подвиге советских воинов, активизировать словарь по теме.

2.Закрепить знания детей о военных профессиях.

3.Учить дружно и слаженно выполнять предложенное задание.

4.Закрепить навыки и умения работы с бумагой, развивать мелкую моторику.

5.Воспитывать любовь к родной Отчизне, чувство гордости за свою страну, уважение к людям, стоящим на ее защите.

Материал:

Иллюстрации о Великой Отечественной войне, картинки военных профессий, макет корабля, рисунок ордена, шарики гелевые, магнитофон с записью музыки военной тематики.

Предварительная работа:

Беседа о Великой Отечественной войне.

Чтение художественной литературы: К.Симонов–«Сын артиллериста», К.Твардовский–«Василий Теркин», «Рассказ танкиста».

Прослушивание песен военных лет, рассматривание картинок с изображением военных профессий, заучивание пословиц и поговорок о защитниках Отечества, чтение стихотворения М.Исаковского «Куда б не шел…».

План проведения:

Занятие проходит в музыкальном зале. Зал украшен. Дети входят, здороваются и встают рядом с воспитателем.

Воспитатель:

Давайте подойдем к столу.

На столе иллюстрации о Великой отечественной войне.

Воспитатель:

Посмотрите. Что изображено на этих иллюстрациях?

Ответы детей.

Воспитатель:

Правильно. На иллюстрациях изображены некоторые события Великой Отечественной войны и воины, которые защищали нашу Родину. Родина….Это слово выражает самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство человека. Что такое Родина?

Дети:

Родина–это наш дом, улица, город. Родина–это наша земля. Родина–это страна, где мы родились и живем.

Воспитатель:

Правильно дети. На нашу Родину не раз нападали враги. Ранним утром, 22 июня 1941 года, когда люди в городах и селах спали, на нашу Родину напали фашисты. Немецко-фашистские захватчики напали без объявления войны. Началась Великая Отечественная война. Все, от мала до велика, поднялись на защиту Отечества. В те грозные годы, словно клятва Родине, звучала песня «Священная война»,музыку к которой написал Александр Александров, а слова Василий Лебедев-Кумач. Давайте послушаем эту песню.

Слушание первого куплета песни «Священная война».

Воспитатель:

Вы услышали. Какая это могучая музыка, какие зовущие на подвиг слова? А сейчас садитесь на стулья.

После слушания музыки дети садятся на стулья, расставленные полукругом. Воспитатель продолжает рассказ.

Воспитатель:

Первыми врага встретили наши военные. Дети. Какие военные профессии вы знаете?

Дети:

Пограничники

Пехотинцы

Летчики

Десантники

Ракетчики

Танкисты

Моряки

Артиллеристы

Связисты

Воспитатель :

Правильно. А скажите, в каких войсках служат:

Пограничники – пограничные войска

Пехотинцы – пехотные войска

Летчики – военно-воздушные силы

Десантники– десантные войска

Ракетчики – ракетные войска

Танкисты – танковые войска

Моряки – военно-морской флот

Артиллеристы – артиллерийские войска

Связисты – войска связи

Воспитатель:

Во время войны было придумано много пословиц и поговорок. Мы с вами знаем поговорки о войне. Давайте вспомним их.

1.Герой за славой не гонится.

2.Герой никогда не умрет – он вечно живет.

3.За правое дело сражайся смело.

4.Жить – Родине служить!

5.Кто за правое дело стоит – всегда победит.

6.На фронте воевать – славу добывать.

7.Красна девушка косами, а солдат орденами.

8.Друг за друга стой – выиграешь бой.

9.Воюй до победы, как воевали деды.

10.Умный боец – везде молодец.

Молодцы, много вспомнили поговорок!

Воспитатель:

За долгие годы войны нашими бойцами было совершено много подвигов, героических поступков. Наши солдаты отличались необыкновенной храбростью. За подвиги солдат награждали орденами и медалями, такими как орден Славы, медаль «За отвагу» и т. д. Но высшей наградой является звезда Героя Советского Союза. Посмотрите как она выглядит.

Воспитатель показывает иллюстрацию с награды. Дети и воспитатель рассматривают иллюстрацию звезды Героя Советского Союза.

Воспитатель:

Эта награда представляет собой пятиконечную звезду. Пять лучиков расходятся в разные стороны. А это орденская планка. Это звезда Героя Советского Союза. Как называется эта награда?

Хоровые и индивидуальные ответы детей – звезда Героя Советского Союза.

Воспитатель:

Среди солдат, воинов,имеющих эту награду есть и наши земляки – егорьевцы. В нашем городе у Дворца Культуры имени Конина находится Аллея Славы, где увековечены имена егорьевцев – героев Советского Союза, которые защищали нашу Родину.

Исполнение детьми песни «Вечный огонь».

ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ

Над могилой, в тихом парке

Расцвели тюльпаны ярко.

Вечно тут огонь горит,

Тут солдат советский спит.

Мы склонились низко-низко

У подножья обелиска,

Наш венок расцвёл на нём

Жарким, пламенным огнём.

Мир солдаты защищали,

Жизнь за нас они отдали.

Сохраним в сердцах своих

Память светлую о них!

Воспитатель:

Такой наградой награждали воинов, особо отличившихся в боях, совершивших подвиг. Среди них были и летчики. И пехотинцы, и танкисты, и моряки. Посмотрите,что я вам покажу.

Воспитатель показывает детям стол, на котором находятся корабли воспитателя и детей.

Воспитатель:

Дети, это военные корабли. Такие корабли охраняют мир и покой нашей Родины. Военные корабли, выстроенные в определенном порядке, называются эскадрой. Как они называются?

Хоровые и индивидуальные ответы детей– эскадра.

Воспитатель:

Во время войны наши корабли плавали под кранным флагом. Давайте мы с вами сделаем кораблям красные флаги.

Дети садятся за столы, звучит тихая музыка.Воспитатель объясняет последовательность выполнения работы. Выполнение работы детьми.

Воспитатель:

А давайте теперь попробуем, поплывет наш корабль или нет. Поставьте корабль на стол и тихонько подуйте на него. Плывет? Очень хорошо. А давайте теперь мы с вами опять поставим корабли в определенном порядке. У нас с вами получилась эскадра.

Хоровые и индивидуальные ответы детей. Дети садятся на стулья.

Воспитатель:

Советские солдаты храбро сражались с врагом, совершили много подвигов. защищая нашу Родину. Много солдат не вернулось с той войны. Но мы всегда будем помнить их. В каждом городе есть памятник солдатам, погибших в Великую Отечественную войну. И всегда люди приносят к их подножию живые цветы.

Чтение стихотворения М. Исаковского.

Куда б ни шел, ни ехал ты

Но здесь остановись.

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б не был ты – рыбак, шахтер.

Ученый иль пастух –

Навек запомни: здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя, и для меня

Он сделал все что мог.

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберег.

Воспитатель:

Долго продолжалась эта война. Почти 4 года. И, наконец наступил тот счастливый день, который ждал весь советский народ – этот день 9 мая 1945 года. Что это за день? Кто знает?

Дети:

День Победы

Воспитатель:

Правильно. 9 мая 1945 года был объявлен праздником Победы, днем всенародного торжества. Скажите, как мы празднуем этот день?

Дети:

Слушаем песни военных лет, смотрим фильмы о войне, поздравляем ветеранов, ходим на парад, возлагаем цветы к памятнику.

Чтение стихотворения С. Михалкова.

ПОГИБШИМ И ЖИВЫМ

Погибшим –

Быть бессменно на посту,

Им жить в названьях улиц и в былинах.

Их подвигов святую красоту

Отобразят художники в картинах.

Живым –

Героев чтить, не забывать,

Их имена хранить в бессмертных списках,

Об их отваге всем напоминать

И класть цветы к подножьям обелисков

Воспитатель:

А чем заканчивается этот праздник?

Дети:

Праздничным салютом.

Воспитатель:

Правильно.

Песни фронтовые,

Награды боевые,

Красные тюльпаны,

Встречи ветеранов

И салют в полнеба,

Огромный, как Победа

Я хочу, чтобы мы с вами тоже устроили салют в честь Дня Победы. Я хочу раздать вам шары. Но вы их пока не отпускайте, мы их отпустим, когда я скажу.(Воспитатель раздает шары детям).

А сейчас послушаем еще одну великую песню, слова к которой написал Владимир Харитонов, а музыку Давид Тухманов – это песня «День Победы».

Дети слушают 1-ый куплет «День Победы». На словах «день Победы» воспитатель предлагает детям отпустить шары. Дети отпускают шары вверх.

Воспитатель:

Какой красивый получился у нас салют, как настоящий. Вы молодцы. Хорошо отвечали, много интересного знаете про великий праздник День Победы. И я надеюсь, что когда вы подрастете, то будете настоящими защитниками нашей великой Родины.

Литература

  1. Примерная образовательная программа под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой «От рождения до школы»
  2. Жуковская Р. П., Виноградова Н. Ф. Козлова С. А. «Родной край»
  3. М. Б. Зацепина «Дни воинской славы» патриотическое воспитание дошкольников
  4. Т. И. Подрезова «Планирование занятий по развитию речи в ДОУ» патриотическое воспитание
  5. Н. В Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью»
  6. Жариков А. Д. «Растите детей патриотами»
  7. Козлова С. А. «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром»
  8. В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова «Нравственное воспитание в детском саду»
  9. Виноградова Н. Ф., Куликова Т, А. «Дети, взрослые и мир вокруг»
  10. Алешина Н. В. «Знакомим дошкольников с родным городом»
  11. Л.Ф. Островская «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника»
  12. Е. И. Макеева «Нравственное воспитание в детском саду»
  13. М. Ю. Новицкая «Наследие». Патриотическое воспитание в детском саду

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы; закрепление навыков порядкового и количественного счета (в т. ч. предметов) в пределах числового ряда первого десятка.

Задачи

Обучающие

продолжать изучать с детьми свойства натурального ряда чисел

упражнять в установлении соответствия между цифрой и внешними свойствами объектов

совершенствовать умения составлять числовой ряд и находить место числа в ряду

закреплять умения считать в пределах семи, пользуясь различными приёмами

закреплять умения анализировать объекты и вычленять из представленного ряда лишний по характерному признаку

совершенствовать навыки счета, умения самостоятельно составлять и решать простейшие математические задачи

закреплять умения правильно называть порядковые числительные.

Развивающие

развивать в дидактических играх умения сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, количество)

развивать познавательные процессы (речь, внимание, логическое мышление, воображение, тактильное восприятие)

развивать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки

способствовать развитию образного и логического мышления, умению делать простейшие умозаключения.

Воспитательные

воспитывать интерес к математике

воспитывать наблюдательность при сравнении групп предметов

воспитывать навыки коллективной работы

воспитывать чувство взаимопомощи через сотрудничество во время образовательной деятельности, радоваться достигнутым успехам.

Демонстрационный материал: сердцевинка и лепестки семи цветов, рисунок с 5 цветами, 3 ряда последовательностей изображений, аппликация «волк, лиса и рыбы» , ножки мухоморов с цифрами.

Раздаточный материал: цветные карандаши, карточки с цифрами (для соединения по точкам) , карточки с домиками, шляпки мухоморов с точками.

Структура и ход занятия:

организационный этап (3-5 минут) – мотивирующее начало занятия;

основной этап (15-19 минут) – воспитатель поясняет суть упражнений, с которыми дети должны справиться, следит за ходом решения заданий и задач;

итоговый этап, рефлексия деятельности (3-5 минут) – воспитатель благодарит детей за активное участие, проводит вместе с ними анализ и оценку результатов проделанной работы, рефлексию деятельности и эмоционального состояния.

Ход НОД

Организационный этап

Воспитатель: Добрый день, дорогие дети! Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие. А путешествие будет не простое, а волшебное. Далеко-далеко есть волшебная страна, там растёт необыкновенный цветок, он может исполнить любое желание. Как вы думаете, что это за цветок?

Дети: Это Цветик-семицветик.

Воспитатель: Правильно.

На макушке у цветочка
Семь волшебных лепесточков,
Исполняющих мечты.
Не спеши сорвать их ты –

Много в мире роз, ромашек,
Незабудок, маков, кашек,
Но один на свете
Цветик-семицветик.

Ребята, а как звали девочку, у которой был такой цветок?

Дети: Девочку звали Женя.

Воспитатель: А где Женя взяла этот цветок?

Дети: Ей его подарила волшебница.

Воспитатель: Ребята, а сколько лепестков у «Цветика-семицветика» ?

Дети: У цветика-семицветика семь лепестков.

Воспитатель: Правильно. Однажды в ту страну ворвался озорной ветер и разбросал лепестки волшебного цветка. У девочки Жени осталась только сердцевинка, вот она на доске. А вы, хотели бы иметь такой цветок? (Ответы детей) . Давайте тогда мы с вами отправимся в путь и соберём все-все лепестки волшебного цветка. Вы готовы? (Ответы детей) Я вижу, что вы готовы к путешествию.

Нужно в путь нам отправляться.
Ума, разума набраться,
Лепестки все отыскать,
Чтоб желанье загадать.

Основной этап

Воспитатель: И для начала нам нужно расставить цифры от 1 (одного) до 5 (пяти) по порядку, начав с самого высоко цветка и закончив самым низким. (Упражнение 1 на соотнесение цифр от 1 до 5 и длины цветка; воспитатель вывешивает рисунок на доске, дети отвечают с места) .

Воспитатель: Молодцы, дети! Вы справились с заданием. Ой, посмотрите, а вот и первый лепесток. Какого он цвета?

Дети: Лепесток красного цвета. (Попросить ребёнка прикрепить лепесток к серединке) .

Воспитатель: Ребята, давайте отгадаем загадку:

Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.

О ком речь? (О бабочке) . Чтобы проверить нашу отгадку, давайте соединим точки по порядку и посмотрим, кто получится. (Упражнение 2 на соединение «от точки к точке» под номера 1-10; воспитатель раздает карточки-заготовки, дети работают индивидуально) . Перед вами лист бумаги, а на нём точки, каждой соответствует цифра. Надо соединить цифры по порядку. Кто у вас получился?

Дети: Бабочка.

Воспитатель: А сколько кружочков на крыльях ваших бабочек?

Дети: Шесть кружочков.

Воспитатель: Молодцы! Задание выполнили и за это в награду вам второй лепесток! (Дети крепят к доске оранжевый лепесток)

Воспитатель: Сколько лепестков нам с вами уже удалось отыскать?

Дети: Два лепестка.

Воспитатель: Правильно, а сколько ещё нужно найти?

Дети: Пять лепестков.

Воспитатель: Отправляемся на поиски дальше. На пути нам встретились домики. (Упражнение 3 на закрепление представлений о числовом ряде, умение называть «соседей» числа: последующее и предыдущее число; воспитатель раздает «домики», дети вписывают недостающие числа) . Какие цифры здесь спрятались?

Воспитатель: Мы заполнили все домики и можем прикрепить к нашему цветку ещё один волшебный лепесток! На этот раз он желтого цвета.

Воспитатель: (Физминутка)

За тучку солнце спряталось –
Но это только в шутку!
А мы все дружно проведем
Спортивную минутку:

В ладошки мы похлопаем
И чуть-чуть потопаем.
Раз – присели, два – привстали,
Три – нагнулись и достали

Правой ручкой башмачок,
Левой ручкой – потолок.
И еще разок присядем!
А теперь на место сядем.

Мы устали чуточку,
Отдохнем минуточку.

Ребята, посмотрите, пока мы играли, ветер принёс нам ещё один волшебный лепесток. Какого он цвета?

Дети: Лепесток зелёного цвета. (Дети крепят лепесток на доску)

Воспитатель: Ребята! Озорной ветер перемешал карточки, и в каждый ряд попало по одному лишнему изображению, давайте все вместе отыщем их? (Упражнение 5 – дидактическая игра «Что лишнее?» призвана исследовать процессы образного и логического мышления; воспитатель по очереди показывает карточки, дети отвечают с места) . Что лишнее в этом ряду? Почему? (Воспитатель по очереди показывает детям ряды, дети должны найти лишний объект и объяснить почему) .

Воспитатель: Молодцы, ребята! Держите ещё один лепесток и крепите его, скорее к волшебному цветику.

Воспитатель: Дети, сколько лепестков мы уже нашли?

Дети: Мы нашли пять лепестков.

Воспитатель: Сколько ещё нам надо найти лепестков?

Дети: Нам надо найти ещё два лепестка.

Воспитатель: А сейчас вместе с волком и лисичкой мы с вами отправимся на сказочную рыбалку. (Упражнение 6 на формирование и развитие умения самостоятельно составлять и решать простейшие математические задачи; воспитатель вывешивает на доске аппликацию, дети крепят к ней рыбок) . Посмотрите, волк поймал четыре рыбки, а лиса на одну меньше. Сколько рыбок у лисы? (Три) Поместим в ведерко лисы нужное количество рыбок. Кто из них поймал меньше, а кто больше? (Волк поймал на 1 рыбку больше лисы) Сколько рыбок волк и лиса поймали вместе? (Всего 7 рыбок на двоих)

Воспитатель: А вот и ещё один лепесток приплыл к нам. Какого он цвета?

Дети: Лепесток синего цвета.

Воспитатель: Правильно, как и цвет воды на рыбалке волка с лисой. Дети, сколько лепестков нам ещё не хватает?

Дети: Нам не хватает одного лепестка.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, озорной ветер разбросал по полянке мухоморы: шляпки отдельно, а ножки отдельно. (Упражнение 7 «Затейливые мухоморы», дети должны посчитать количество точек и найти соответствующую «ножку» с цифрой; воспитатель раздает каждому ребенку шляпку мухомора, дети самостоятельно подбирают к нему нужную ножку с цифрой) . Нам нужно оживить мухоморы, возьмите каждый в руки одну красную шляпку, посчитайте количество точек на ней и подберите ножку с цифрой, соответствующей количеству точек на шляпке вашего мухомора.

Воспитатель: Молодцы! Вот и отыскали мы с вами все лепестки. (Дети крепят на доску последний лепесток) . Теперь какой цветок стал, кроме как волшебный?

Дети: Красивый, яркий, цветной, разноцветный… (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята сегодня вы мне сказали, что хотели бы иметь такой волшебный цветок! Давайте вместе попробуем вспомнить волшебные слова, чтобы желание исполнилось: «Лети, лети, лепесток через запад на восток, лишь коснешься ты земли, быть, по-моему, вели» . (Звучит волшебная музыка, воспитатель в этот момент переворачивает лепестки, на обратной стороне которых написаны буквы «МОЛОДЦЫ!») . Ребята, ваше желание исполнилось, теперь у каждого из вас есть волшебный цветок «Цветик-семицветик» , вы сможете загадать свои заветные желания, которые будут приносить только добро, радость и счастье людям.

Итоговый этап, рефлексия деятельности

Воспитатель: (Рефлексия) Дети, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей) Какое задание вам интереснее всего было выполнять? (Ответы детей) Какое задание для вас оказалось самым сложным? (Ответы детей) Сколько разноцветных лепестков нам с вами удалось собрать? (Семь) Спасибо вам. Вы так много знаете, были внимательными, сообразительными, помогали друг другу, поэтому хорошо справились со всеми заданиями, которые встретились нам на пути. В награду за это я приготовила вам сладкое угощение и нам пора подкрепиться после нашего такого волшебного путешествия. Я уверена, что вы всегда будете стараться, как сегодня. Молодцы!

Всегда остро стоял и стоит такой вопрос, как Многие воспитатели и родители предпочитают просто-напросто «натаскивать» детей по программе, предназначенной для обучения в 1 классе. Кажется, что, считать и писать, можно значительно облегчить ему школьную жизнь. Но это совсем не так. Такой вариант совершенно неэффективен.

Вред от «натаскивания» дошкольника по школьной программе

Да, первое время малышу будет очень просто учиться, ведь то, что проходят сверстники, он уже знает. Поэтому у него будет постепенно пропадать интерес к занятиям. А после того как запас полученных в знаний иссякнет, он просто-напросто будет отставать от одноклассников.

Этот обратный эффект объясняется тем, что в начальной школе нужны не приобретённые заранее знания, а сформированные навыки к учебной деятельности. Сразу же встаёт вопрос о том, достаточно ли для подготовки к школе только последнего года дошкольного детства.

Для того чтобы просто «натаскать» ребёнка, этого времени может оказаться достаточно, а вот чтобы качественно подготовить к обучению, требуется начинать занятия в детском саду в старшей группе. Причём обучение детей должно проходить в форме игры, а не пародировать школьные уроки.

Какую цель преследуют занятия с дошкольниками?

Раз решение вопроса по качественной подготовке дошкольников к учёбе в 1 классе взял на себя детский сад, занятия старшая группа теперь проходит такие же, как и подготовительная, чтобы у детей успели сформироваться необходимые навыки, усидчивость, умение логически мыслить.

Задачей педагога при этом становится передача детям не только необходимых знаний, но и навыков, и умений. Это даёт возможность сформировать у ребёнка любознательность, способность к совместной деятельности, самостоятельность, а также обогащает духовную и физическую культуру.

Всеми педагогами дошкольных учреждений в обязательном порядке должны готовиться конспекты занятий в детском саду. ДОУ, которое начинает работать по системе ФОГС, основным требованием к обучению выставляет присутствие в любых из них различных игровых элементов. Через такую форму детьми намного лучше постигаются необходимые знания и умения.

В чём заключаются особенности и структура занятий в старшей группе?

Отводится основное место. Обучение у старших дошкольников осуществляется по большей части в форме работы в подгруппах. Сюда включены занятия из познавательного цикла: подготовка к освоению грамоты, математика, ознакомление с окружающим миром, развитие музыкально-ритмических способностей и художественно-продуктивной деятельности.

Особенностями их является как проведение всего занятия в форме игры, так и включение в его структуру различных игровых элементов. Этим облегчается не только получение ребёнком необходимых знаний, но и их закрепление. Через игру проще бывает и научиться применять их на практике, так как подобная деятельность является основной для детей этого возраста.

Структуру занятия в детском саду в старшей группе обуславливает его программное содержание. Оно обычно состоит из нескольких частей (от одной до пяти). Количество зависит от возраста детей и характера ставящихся перед ними задач.

Каждая часть занятия является его структурной единицей и включает в себя различные методы и приёмы, а также дидактические средства, которые направлены на реализацию определённой задачи.

Какие математические знания нужны старшим дошкольникам?

Программа старшей группы детского сада предусматривает значительное расширение и обобщение самых элементарных математических представлений, а также счёта. Дети
этого возраста должны научиться считать до 10 и воспринимать различные предметы, причём не только зрительно, но и на ощупь или по звукам.

В возрасте 5 лет можно начинать формировать понятие о том, что любой предмет делится на несколько одинаковых или разных по размеру частей, и можно сравнить их. Кроме того, дети убеждаются, что множества, которые содержат одинаковое число входящих в него элементов, соответствуют одному натуральному числу (у звёздочки 5 концов, 5 яблок, 5 зайчиков и др.).

Какие знания приобретаются дошкольниками на математических занятиях?

Занятие математики в старшей группе детского сада учит детей правильно различать такие которые близки по форме, например, квадрат и прямоугольник, а также анализировать предметы и описывать их форму, оценивать размеры по трём показателям: длине, ширине и высоте.

Закрепляется у старших дошкольников и умение определять словами то, как предметы расположены относительно друг дружки (справа, слева, впереди), свободно ориентироваться в пространстве (стою около шкафчика, перед столом, за стулом), изменять направление своего движения (направо, налево) и запоминать названия дней недели, а также их последовательность.

Организация работы дошкольников на занятиях познавательного цикла

Работа начинается с повторения того, что пройдено в средней группе, выявляется уровень математических представлений. Для этого отводится примерно 5 занятий, на которых закрепляется всё то, что дети узнали раньше, - представления о форме, количестве и величинах, счёте в пределах 10.

Продолжительность занятий в старшей группе практически не изменяется, однако увеличиваются объём передаваемых знаний и темп работы. Но деятельность детей облегчает то, что проводится она в форме игры, чем очень привлекательна для ребёнка.

Программа дошкольного образования предусматривает то, что старшая группа ДОУ занятия всегда начинает с повторения, которое даёт возможность ввести в систему усвоенных раньше знаний новые. Проводится оно в форме игровых упражнений, чем стимулирует интерес ребёнка. С них же начинаются и закрепляющие занятия.

Игровые упражнения в структуре занятия. В чём их смысл?

Можно предложить детям такое упражнение, как «Найдите ошибку Незнайки». Оно позволит не только создать подходящий настрой, но и будет стимулировать проявление сообразительности и смекалки, позволит сосредоточить внимание и активизировать мышление.

Такие упражнения хорошо стимулируют смекалку и развивают Также широкое применение нашли комбинированные упражнения, которые позволяют решать одновременно 2 или 3 задачи. Причём работа в это время может идти над материалом, который содержится в разных разделах программы.

Польза, которую приносит детям занятие ритмикой

Помимо занятий по подготовке к обучению грамоте, чтению и первоначальным математическим понятиям программой дошкольных учреждений предусмотрено развитие музыкально-ритмических способностей у детей. Для этого в неё многие ДОУ включили занятия ритмикой.

Как показывает опыт, такие занятия в детском саду в старшей группе не только приносят радость ребёнку и забавляют его, но и имеют множество других положительных факторов. Среди них выделяют следующие:

  • Они прививают любовь к танцам и музыке и воспитывают музыкальный вкус.
  • Застенчивые дети благодаря им могут раскрепоститься, а активные получают хорошую физическую разрядку.
  • Все детишки начинают разделять такие понятия, как стиль музыки, её ритм и темп.
  • Значительно улучшается как физическая форма ребёнка, так и координация движений.
  • У детишек появляется возможность научиться реагировать на любую ситуацию адекватно, контролировать своё душевное состояние и правильно выражать эмоции.

Всё это привело к тому, что занятиям ритмикой в дошкольной системе воспитания стали уделять большое внимание.

Так как мамам и папам всегда хочется знать, чем их чадо занимается в садике и чему там учится, особенно если в программе учреждения имеются занятия, не входящие в обязательную дошкольную программу, открытое занятие по ритмике в старшей группе детский сад чаще всего стремится проводить одновременно с родительским собранием.

Это делается для того, чтобы была возможность продемонстрировать родителям навыки и умения, полученные их детьми, а также стиль проведения уроков.

Инструкция для воспитателя по проведению занятий

Для того чтобы занятия в группе старших дошкольников были результативными и интересными для детей, педагогу следует соблюдать некоторые правила.

  • Занятия в детском саду в старшей группе предусматривают преподнесение нового, достаточно сложного материала в форме игры. Это хорошо развивает зрительную память и образное мышление. Кроме того, присутствующий в них соревновательный элемент подстёгивает ребятишек к лучшему усвоению знаний.
  • Стоит достаточное время отводить повторению. Но необязательно делать это во время занятия, можно провести несколько повторяющих занятий в начале месяца.
  • Чтобы не потерять внимание детей, нужно следить за сменой их деятельности. Различные виды песни, загадки и танцы должны перемежаться между собой.

И помните, что взрослые должны общаться с малышами только по-дружески. Ни в коем случае нельзя использовать на занятиях приказной тон, а тем более ругать ребёнка.


Top