Правильные игрушки детей до года. Выбираем развивающие и нужные игрушки для детей до года


Все малыши, только появившись на свет, начинают активно изучать окружающий мир. Первыми помощниками в этом нелегком деле становятся, конечно же, родители. Груднички внимательно следят за мимикой лица, движениями, а со временем начинают распознавать голоса. Но любому ребенку необходимы дополнительные источники положительных эмоций – игрушки. Они развивают у детей много важнейших полезных навыков:

  • логику;
  • моторику;
  • образное мышление;
  • физические навыки (ловкость и т.д.);
  • внимательность;
  • воображение.

Безусловно развитие малыша зависит от его возраста и конкретной игрушки. Самым маленьким интересно щупать и грызть, слушать разные звуки и следить за движением (например, за мобилем). Детям от полугода до года уже не интересно играть с погремушками, им нравится строить башни из кубиков, листать книжки, нажимать на кнопочки, заниматься с обучающими центрами, телефонами и т.д. Каждая игрушка имеет свои полезные функции, а задача родителей подобрать самую подходящую для своего малыша.

Во время игры ребенок учится решать несложные задачи, находить выход из различных ситуаций, мыслить образно и т.д. Все эти навыки тяжело развить без специальных приспособлений. Если раньше в доступе у родителей было лишь ограниченное число игрушек, то сейчас в магазинах представлены сотни самых разных вариантов. Некоторые из них не помогают, а мешают малышу наличием слишком большого количества функций, высокой громкостью и т.д. Мы составили рейтинг самых полезных и интересных развивающих игрушек для детей до 1 года в разных ценовых категориях: до 5000, 3000 и 1000 рублей.

Ребёнок и игрушки - Школа доктора Комаровского

Лучшие развивающие игрушки для детей до 1 года: бюджет до 5000 руб.

3 Бизиборд

Лучшее развитие моторики
Рейтинг (2018): 4.7

Модная среди молодых родителей развивающая доска была придумана еще 100 лет назад, но современный вид приобрела совсем недавно. Сейчас бизиборд представляет собой деревянную панель, к которой приделаны всевозможные предметы: крючки, замки, розетки, шнурки, дверцы, счеты и т.д. Все они являются уменьшенными копиями обычных предметов ежедневного обихода. Специалисты считают, что самое эффективное развитие малыша происходит в тот момент, когда он изучает окружающие предметы. Такая доска как раз дает отличную возможность провести время с пользой. Производители делают бизиборд как в форме объемных фигур (домиков, кубов), так и плоских (прямоугольная панель, мишка и др). Эта игрушка помогает сильно развить моторику благодаря наличию мелких деталей, которые необходимо закрыть, застегнуть, завязать и т.д. Во время занятий с бизиборд малыш учится отличать материалы, предметы, цвета. Подходит детям с возраста 6 месяцев.

Достоинства:

  • эффективно развивает моторику рук;
  • учит восприятию текстур, цветов, форм;
  • яркий внешний вид;
  • сильно привлекает внимание детей;
  • интересно играть вместе с родителями.

Недостатки:

  • качественные доски стоят дорого;
  • чтобы малыш не поранился ему необходим постоянный присмотр взрослых.

2 Интерактивная игрушка

Лучшее обучение, очень нравится деткам
Рейтинг (2018): 4.8

Интерактивная игрушка – уникальное современное изобретение, которое бывает самых разных форм, размеров и видов. Главное отличие заключается в возможности двигаться самостоятельно. Популярные производители выпускают их в виде роботов, животных и др. Обычно они умеют ходить либо двигать руками, головой, а иногда даже танцевать. Оснащены встроенными обучающими музыкальными функциями: перечисление алфавита, цифр, проигрывание разных звуков, сказок и мелодий. Чаще всего обучение происходит в форме веселых песенок, что очень нравится детям до года. На корпусе расположены специальные кнопки, после нажатия которых воспроизводится музыка, включается световой эффект, начинается движение и т.д. Все интерактивные игрушки имеют очень яркий интересный вид, который с первого взгляда нравится ребенку.

Достоинства:

  • отлично развивает;
  • двигается (ходит, танцует и т.д.);
  • становится любимой игрушкой многих детей;
  • рассказывает алфавит;
  • проигрывает мелодии, звуки;
  • высокое качество материалов и сборки;
  • наличие разных клавиш.

Недостатки:

  • высокая цена.

1 Развивающий центр

Самая многофункциональная
Рейтинг (2018): 4.9

Среди дорогих развивающих игрушек для детей до года самой популярной считается игровой центр. Обычно он изготавливается в виде столика с ножками, который имеет большое количество встроенных возможностей. Часто конструкция может регулироваться по высоте или трансформироваться, а иногда даже передвигаться с помощью колесиков. Многообразие таких центров очень велико и все они хорошо развивают важные умения малышей. Стоит отметить, что такие игрушки начинают использовать только после того, как ребенок научится сидеть. На панели столика находятся разные клавиши, каждая из которых выполняет свою функцию (выпрыгивание разных предметов, проигрывание мелодий, световой эффект и т.д.). В центре есть и другие возможности: различные музыкальные инструменты (барабан, пианино), пирамидки, домики с фигурками и многое другое. Во время игры у ребенка развивается логика, моторика, воображение, восприятие цветов, звуков.

Достоинства:

  • лучший функционал;
  • высокое качество;
  • надежность конструкции;
  • разнообразные варианты воплощения;
  • развивает моторику, логику, воображение и др.;
  • надолго занимает ребенка;
  • много полезных игрушек в одной.

Недостатки:

  • высокая цена;
  • используется минимум с 6 месяцев.

Лучшие развивающие игрушки для детей до 1 года: бюджет до 3000 руб.

3 Обучающий телефон

Самые полезные функции
Рейтинг (2018): 4.7

В современных семьях дети часто видят телефоны в руках у родителей. Естественно, эти предметы привлекают их внимание. Вместо того, чтобы дать ребенку настоящий смартфон намного полезнее предложить ему его собственный детский телефон. Он имеет форму стационарной трубки, сделан из высококачественного пластика и оснащен целым рядом полезных функций. Стандартные числовые клавиши при нажатии издают разные звуки и мелодии. Такая игрушка проигрывает много разных песенок, сказок. Она обучает малыша знанию цифр, букв, умению отличать звуки, цвета. Световые эффекты привлекают внимание и развивают зрение ребенка. Детский телефон актуален с 3 месяцев и до 1 года, а в некоторых случаях еще дольше. Среди функций есть диктофон, который позволяет малышу слышать свой голос со стороны.

Достоинства:

  • яркий внешний вид;
  • полезные встроенные мелодии и сказки;
  • способствует запоминанию цифр, букв и цветов;
  • отлично развивает моторику, зрение, слух;
  • диктофон;
  • много интересных кнопок;
  • прочные материалы.

Недостатки:

  • громкий звук.

2 Коврик

Лучшее физическое развитие ребенка
Рейтинг (2018): 4.8

Развивающий коврик – универсальное приспособление, помогающее не только развивать ребенка до года, но и занимать его на некоторое время. На небольшой коврик (стандартный размер метр на метр) наносятся яркие рисунки и крепится специальная конструкция с игрушками сверху. До 3-х месяцев малыш лежит и наблюдает за ними либо пытается их потрогать, затем яркие изображения снизу стимулируют его переворачиваться, в более старшем возрасте он уже учится ползать по коврику и с удовольствием рассматривает его. Игрушки разных форм и материалов учат малыша отличать текстуры, цвета, звуки. Их даже можно грызть, что очень нравится детям до года. Но с момента как ребенок начинает сидеть коврик чаще всего перестает быть ему интересен.

Достоинства:

  • стимулирует к хватанию, ползанию и переворачиванию;
  • позволяет ощущать разные текстуры и материалы;
  • яркие рисунки на коврике;
  • привлекает внимание ребенка;
  • безопасная ткань;
  • легко складывается.

Недостатки:

  • маленький срок использования.

1 Мобиль в кроватку

Отличная игрушка для новорожденных
Рейтинг (2018): 4.9

Иногда вдали от мамы малышу бывает очень скучно. Речь идет о нахождении в своей кроватке. Когда погремушки не помогают, на помощь приходит уникальное устройство – мобиль. Он устанавливается к боковине или основанию кроватки на определенную высоту и представляет собой особый вращающийся механизм с яркими игрушками. Многообразие моделей поражает: есть простейшие устройства, которые заводятся вручную и оснащены несколькими пластиковыми подвесками; более современные мобили имеют встроенный электронный механизм и невероятно красивые яркие игрушки, издающие звуки при вращении. Неотъемлемая часть мобиля – музыкальное сопровождение. Дорогие модели имеют целую панель управления с набором самых разных мелодий (звуки природы, колыбельные песни, сказки), некоторые из них оснащены дистанционным пультом. Мобиль развивает внимание, восприятие цветов, слух, зрение.

Достоинства:

  • отвлекает малыша даже если рядом нет родителей;
  • развивает цветовое восприятие, зрение, слух;
  • проигрывает приятные мелодии;
  • удобные дополнения у некоторых моделей;
  • яркий цвет;
  • большой выбор.

Недостатки:

  • обычно интересен до возраста 6-7 месяцев;
  • при неправильной сборке или плохом качестве игрушки могут упасть на ребенка.

Лучшие недорогие развивающие игрушки для детей до 1 года: бюджет до 1000 руб.

4 Неваляшка

Неваляшка – легендарная развивающая игрушка, которую придумали около 200 лет назад. Представляет собой куклу округлой формы, которая за счет специального грузила внутри всегда стремится вернуться в исходное положение, т.е. ее невозможно уронить. Для детей советского времени она была первой и часто самой любимой игрушкой. Сама кукла может иметь абсолютно разную внешность, иногда она раскрашена в стиле разных животных или персонажей. Игры с неваляшкой помогают развить в малыше восприятие цветов, координацию, органы чувств, фантазию. Важные преимущества неваляшки – безопасная форма, материалы, отсутствие мелких деталей. Яркая внешность привлекает интерес детей с рождения до 1 года.

Достоинства:

  • безопасность;
  • нет мелких деталей;
  • прочный материал;
  • красивый яркий внешний вид;
  • уникальная конструкция;
  • много расцветок на выбор;
  • хорошая цена;
  • отличные отзывы;
  • развитие полезных умений.

Недостатки:

  • не обнаружено.

3 Пирамидка

Самое эффективное развитие в возрасте с 6 месяцев
Рейтинг (2018): 4.7

Первым серьезным навыком ребенка является умение собирать пирамидку. Обычно оно достигается к возрасту 10-12 месяцев. До этого времени малыши с удовольствием трогают, кидают, перекладывают разноцветные кружки. Несмотря на простую конструкцию и внешний вид пирамидка может дать огромный толчок к развитию сразу нескольких важных навыков: логики, моторики, интеллекта в целом. Также она обучает ребенка воспринимать разные цвета, формы, размеры, а со временем и отличать их. Играть в пирамидку обычно начинают в возрасте 6 месяцев, когда малыш пытается или уже умеет сидеть. Преимущество этой игрушки в большом многообразии. Современные производители изготавливают пирамидки из дерева, пластика, ткани, делают их разными по высоте, количеству колец и добавляют музыкальные или световые элементы.

Достоинства:

  • отлично развивает интеллект, логику;
  • учит распознавать цвета, формы, размеры;
  • вызывает большой интерес с 6 месяцев до 1 года и старше;
  • широкий ассортимент;
  • оптимальная цена;
  • безопасная в использовании;
  • легко моется.

Недостатки:

  • не обнаружено.

2 Мягкие кубики

Самая безопасная игрушка
Рейтинг (2018): 4.8

По мере взросления малышу требуются более интересные развивающие игрушки. Кубики – отличный вариант для детей от 3 месяцев и до 1 года (иногда даже дольше). Сначала они пригодятся для развития моторики рук, затем для постройки разных башен и стимуляции воображения. Современные кубики сделаны из мягкой набивки, обшитой тканью. Самое главное достоинство игрушки ‒ безопасность. Малыши могут кидать, падать на нее без опасности пораниться (в отличие от деревянных или пластиковых аналогов). Обычно на них нанесены полезные рисунки (цифры, буквы, животные и т.д.), которые привлекают внимание ребенка из-за яркости. При производстве используются особые материалы, не оказывающие негативное воздействие на здоровье детей. Специальная краска не выцветает и не выделяет токсинов. Еще одно преимущество кубиков – они очень приятны на ощупь. Продаются почти во всех магазинах и стоят совсем недорого.

Достоинства:

  • абсолютная безопасность;
  • универсальность;
  • невысокая стоимость;
  • приятны на ощупь;
  • доступность;
  • нравится ребенку на протяжении долгого времени;
  • развивает моторику и творческое мышление;
  • можно стирать в машинке.

Недостатки:

  • не обнаружено.

1 Погремушка

Лучшая игрушка для новорожденных
Рейтинг (2018): 4.9

Погремушка – самая первая развивающая игрушка ребенка. Она интересна ему тем, что издает новые необычные звуки, сделана в ярких оттенках и ее удобно держать в маленьких ручках. Некоторые дети настолько привыкают к своей первой игрушке, что даже не могут без нее уснуть. Она всегда должна быть рядом в кроватке. Традиционно погремушка представляет собой пластиковый предмет небольшого размера со специальным наполнением, обеспечивающим особый звук при движении. Но современные производители предлагают множество других вариантов: мягкую ткань вместо пластика, самые разные звучания, формы любых животных или предметов и т.д. Погремушка выполняет важную роль в развитии первых важных умений малыша (слуха, зрения). Тканевые вставки удобны тем, что их безопасно грызть, а это детям очень нравится делать.

Достоинства:

  • отличная цена;
  • нравится самым маленьким;
  • можно использовать с рождения;
  • огромный выбор;
  • развитие органов чувств;
  • некоторые модели подходят для стерилизации;
  • яркие цвета и интересные формы;
  • может успокоить малыша;
  • простой уход.

Недостатки:

  • не обнаружено.

Как выбрать развивающую игрушку для детей до 1 года

Игра для ребенка – очень важный процесс. Он не только доставляет ему положительные эмоции, но и всесторонне его развивает. Выбрать правильную игрушку иногда бывает очень сложно. Большое многообразие самых разных вариантов может сбить вас с толку. Чтобы малышу понравилась покупка и одновременно она была полезной, необходимо придерживаться следующих правил:

  • Обращайте внимание на возрастное ограничение. На упаковке должно быть указано «детям до года» или «0+»;
  • Игрушки с наличием мелких деталей не подходят детям до года, т.к. они могут нечаянно проглотить их или пораниться;
  • Внимательно изучайте материал – он должен быть абсолютно безопасным (гипоаллергенным, нетоксичным);
  • Игрушки для детей до 1 года должны развивать физические навыки (учить ползать и т.д.) либо стимулировать воображение, память, логику, моторику.
  • Проверяйте наличие сертификатов качества – они дают гарантию безопасности;
  • Конструкция должна быть прочной – если корпус игрушки расколется, то малыш может порезаться;
  • Большим плюсом будет возможность простого ухода (мытья водой и т.д.);
  • Если игрушка музыкальная, то в магазине проверяйте громкость и возможность ее регулировки. Если звуки слишком резкие и громкие, то не стоит делать такую покупку;
  • Отдавайте предпочте­ние только проверенным производителям.

Едва появившись на свет, малыш начинает познавать мир. Сначала он просто наблюдает за тем, что происходит вокруг него, за действиями мамы и папы, а затем уже сам стремится потрогать окружающие его предметы, потрепать их и попробовать на вкус. У современных родителей есть замечательные помощники - развивающие игрушки для детей. До года ребенок узнает очень много, и этот процесс познания очень важен. Давайте подробнее разберемся в том, какие игрушки из огромного ассортимента, предлагаемого магазинами, действительно стоят внимания.

Подвески и музыкальный мобиль

Это развивающие игрушки для детей до года, которые идут в ход одними из самых первых. Мобиль, или карусель, вешают над кроваткой ребенка, закрепляя на специальном кронштейне. Обычно он оснащен несколькими яркими игрушками, которые различаются по цвету и, возможно, по размерам. Они движутся по кругу, и это сопровождается легкой, незатейливой мелодией. Малыш учится следить за игрушками, наблюдает за их перемещением, а затем старается дотянуться до них. Позднее можно будет снять подвески с основы мобиля и использовать по отдельности. Они могут иметь световые эффекты, шуршать или звенеть.

Развивающий коврик

Если мобиль вешается над кроваткой, то коврик располагается просто на полу. Он также оснащен подвесными игрушками. Малыш тянется к ним, достает, исследует. Если ребенок лежит на коврике на спинке, то он видит те подвески, которые находятся на дуге, но если он перевернется на животик, скучно тоже не станет, ведь на основе обычно прикреплены веревочки, за которые можно дергать, шуршащие зверюшки, а, может быть, даже и зеркало, конечно, совершенно безопасное для ребенка. Часто развивающие игрушки для маленьких детей (подвески) можно подбирать отдельно к коврику, ведь они съемные, как и сами дуги.

Как выбрать подвески

Музыкальные развивающие игрушки для детей не должны звучать громко. Мелодия должна быть ненавязчивой, легкой и приятной.

Подвески могут иметь разные формы, размеры и фактуры, но они обязательно должны быть яркими и иметь приятный оттенок. Лучше, если это будет один из цветов радуги. Но ни в коем случае не берите игрушки кислотных тонов, они могут раздражать, чем поспособствуют перевозбуждению ребенка или его утомлению.

Можно приобрести несколько игрушек, различных по форме, тактильным ощущениям и издаваемым звукам. Это могут быть как деревянные развивающие игрушки для детей, так и пластиковые, мягкие и т. д. Но не нужно подвешивать их все сразу на коврик. Лучше чередовать их, чтобы они не надоели малышу.

При покупке обращайте внимание на то, чтобы игрушки соответствовали реальным образам. Например, птичка должна быть похожа на птичку, а не на гибрид слона и страуса. И лучше, если летать над малышом будут те, кто и в природе летает: птицы, бабочки, пчелки, а слоны и собаки пусть остаются на земле.

Погремушки

С давних времен люди используют такие развивающие игрушки для детей до года. Сначала мама показывает малышу погремушку, звенит ею, убирает ее из поля зрения ребенка и проверяет, как он реагирует на посторонние звуки. А потом и сам младенец, едва начинает уверенно держать что-то в крохотной ручке, берет игрушку, пробует ее на вкус (без этого никак), рассматривает, потряхивает и радуется своим первым достижениям.

Погремушка способствует развитию слухового и зрительного восприятия, концентрации внимания. Некоторые из них помогают овладевать навыками мелкой моторики.

Для совсем крохотного малыша, который появился на свет буквально месяц назад, лучше выбирать небольшие погремушки на ручке или на кольце. Их удобно будет брать маленьким кулачком и не тяжело держать. Позднее уже можно познакомить ребенка с другими видами этой игрушки. Например, для разнообразия следует приобрести погремушку с бусинами или «грохотушку». Она не только звучит, но и позволяет малышу развивать так как он может тянуть за шнурочки, перемещать элементы, теребить детали. И чаще всего такие игрушки издают не звенящие звуки, а постукивающие или гремящие.

Пирамидка

По мнению многих родителей, пирамидки - это лучшие развивающие игрушки для детей. Они подходят для тех, кому уже исполнилось полгода. У такого маленького ребенка игрушка помогает формировать сенсомоторную координацию, а детки постарше с ее помощью могут изучать цвета, размеры и формы.

Для малыша до года выбирайте пирамидку из 3-4 колец, не больше. Ему будет сложно расставить большое количество элементов в верном порядке. Стержень должен быть коротким, чтобы ребенку было удобнее снимать кольца. Лучше, если пирамидка будет пластмассовая, так будет проще мыть ее, и мама сможет быть спокойной, когда малыш потянет ее в рот.

Вкладыши

Многие педагоги различных времен, включая Никитиных, Зайцева, Монтесорри и др., считают, что лучшие развивающие игрушки для детей обязательно включают в свой список вкладыши. Они могут быть двух видов: рамки и мисочки. Первые - это объемные коробки или рамки, в которых выполнены прорези разных форм. В них, в свою очередь, вставляются сами вкладыши. Обычно это деревянные развивающие игрушки для детей. Мисочки же представляют собой комплект вещиц одинаковой формы и разных размеров. Чаще это стаканчики, кубики, половинки шара и т.д. Их вставляют друг в друга или выстраивают из них пирамидку.

Играя с вкладышами, малыш получает первые знания о размерах, учится соотношению величины и формы предметов, координации действий рук и глаз. Это игрушки весьма полезны. Они способствуют развитию воображения, ведь с ними можно играть по-разному. Опять же можно устроить первое знакомство с цветом. Пригодятся вкладыши-мисочки и в песочнице, и в ванной, и даже для импровизированного чаепития.

Динамические детские развивающие игрушки

Для детей такие игрушки несут новые открытия и радость. Взять, к примеру, юлу. Стоит легко надавить на ее ручку, как она закружится. Несложно представить восторг и удивление ребенка. Таким образом, динамические игрушки - это такие, которые реагируют на целенаправленное усилие. Так, к примеру, современные роботы к этой категории не относятся, ведь они включаются кнопкой или пультом, а малыш при этом ничего нового для себя не узнает, не может соотнести действие с реакцией.

Напротив, динамическая игрушка помогает установить взаимосвязь между воздействием на нее и возникающим «сюрпризом» - движением, звуком и т. д. Это способствует развитию познавательной активной деятельности. Лучшие развивающие игрушки для детей, если говорить о динамических, следующие:

Юла. Популярна во все времена. Для приведения ее в движение нужно нажать на кнопку или ручку. Для ребенка важно то, что он может сделать это сам, без помощи взрослых. Он осознает, что его действие влечет за собой что-то неожиданное.

Волчки бывают разные. Некоторые просто вертятся, другие издают при этом звуки, третьи оснащены световыми эффектами, а четвертые совмещают в себе сразу несколько функций. Музыкальные развивающие игрушки для детей подойдут и совсем маленьким. В таком случае мама или папа будет вращать юлу, а малыш - наблюдать за ней и слушать мелодию.

Также интересны игрушки, внутри которых находятся фигурки животных или всадник на лошади. В первом случае при движении создается визуальный эффект хоровода, а во втором кажется, будто наездник перепрыгивает через препятствия. Такое «оживание» персонажей здесь является ключевым моментом.

Акробат-кувыркун. Это фигурка клоуна, сидящего на лесенке. Стоит переместить его на верхнюю ступень, как он начинает кувыркаться, спускаясь вниз. Самое интересное, что он не падает.

Неваляшка. Каждый помнит этого «друга детства». Раньше это были стандартные матрешки, а сегодня это могут быть и различные зверюшки. Суть заключается в том, что если наклонить игрушку, она опять встает и никак не хочет ложиться. Приятный бонус - звук, который издает неваляшка при движении. Такую игрушку можно подарить даже самому маленькому ребенку - ее очень легко привести в действие.

Образные игрушки

Развивающие игрушки для детей до года - это еще и разнообразные куклы и зверюшки. С их помощью мама выстраивает определенный сюжет, рассказывает малышу сказки. Такие игры влияют на социально-эмоциональные позиции ребенка, способствуют развитию его личностной сферы. Если выбрать в качестве такой игрушки куклу-младенца, то малыш постепенно станет сопоставлять себя и ее. Все это поможет в дальнейшем ребенку войти в большой мир людей.

Для первых игр малыша до года подойдут такие сюжетные (образные) игрушки, как:

Колобок;

Неваляшка;

Фигурки животных (в том числе, плюшевые и резиновые).

Для физического развития

Это одна из самых больших групп игрушек. Но это не только спортивный инвентарь вроде мячей. Сюда относятся и подвески, растяжки на кроватку. Они способствуют развитию координации движений.

Те же мячи тоже могут быть разными. Так, для крохи отлично подойдет маленький мячик, который он будет учиться держать в руках. Практически с рождения с детьми проводят гимнастику на фитболе, а в более старшем возрасте (после полугода) пригодится массажный мячик.

Интересно будет малышу поиграть с «умными» игрушками, которые «убегают» от него. Они стимулируют ползание. Стоит ребенку задеть игрушку, как она откатывается от него и снова «ждет», пока ее догонят.

Обсуждая развивающие игрушки для детей (фото ряда из них имеется в статье), невозможно не сказать и про каталки. Если малыш учится ходить, ему пригодится устойчивая тележка с ручкой. Тому, кто еще даже не помышляет о первых шагах, придется по душе каталка на веревочке. Ну а если ребенок уже более-менее хорошо ходит, подойдет каталка на палочке.

Заключение

Как видим, игрушки - это не только развлечения, но еще и незаменимые помощники в развитии малыша. Однако нужно отметить, что необязательно скупать полмагазина, чтобы обеспечить своего ребенка всем необходимым. Конечно, музыкальные развивающие игрушки для детей могут сделать самостоятельно только настоящие умельцы. Но кое-какие вещицы вполне можно «переквалифицировать». К примеру, из браслетов с крупными пуговицами получатся отличные развивающие моторику игрушки для детей. Правда, не стоит оставлять ребенка без присмотра, когда он ими играет.

Может ли быть детская игра только забавой? Детский психолог немедленно воскликнет: "Ни в коем случае! Без игры невозможно полноценное развитие ребенка".

Детская игра - это в полном смысле слова исследовательская деятельность. Малыш основательно, всерьез знакомится с предметами окружающего мира - в первую очередь с игрушками.

Выбор игрушек для малыша никак нельзя пускать на самотек. Если годовалый человек целыми днями трещит погремушкой и не знает, что такое кубики, пирамидки, пищалки и пр., он наверняка отстанет в развитии от своих сверстников. Попробуем понять, как наилучшим образом организовать игровое пространство ребенка в течение первого года его жизни.

Игрушки для новорожденного

Новорожденному от 0 до месяца игрушки не требуются, поскольку вся его жизнь определяется исключительно контактами со взрослыми. А вот в период от одного до трех месяцев у ребенка формируются механизмы зрительного и слухового восприятия. Так, в месячном возрасте малыш не только фиксирует взгляд на лице взрослого, но и пытается за ним следить. В два месяца ребенка уже интересуют различные предметы, контрастные рисунки, узор на обоях. Почти все время, свободное от сна и еды, он что-то разглядывает, к чему-то прислушивается… Теперь самое время обеспечить малышу удобный материал для рассматривания и фиксации взгляда. Пусть это будут декоративные пятна чистого, яркого цвета (светло-красного, желтого, голубого, ярко-зеленого на сером или кремовом фоне). Пятна эти могут представлять собой геометрические фигуры или рисунки, наклеенные на стены или потолок. Можно еще подвешивать к потолку разноцветные фигурки на ниточках. Заметим, что дети в этом возрасте охотнее всего фиксируют взгляд на предметах желтого цвета. Следите за тем, чтобы в поле зрения ребенка не попало слишком много ярких объектов - это помешает ему сфокусировать зрение на каком-то одном пятне (рисунке) и хорошенько рассмотреть его.

Координация движений глаз - очередной этап развития зрительного аппарата ребенка. Здесь ему поможет специальная глазодвигательная гимнастика. Возьмите яркую погремушку и поместите ее на расстоянии 40 см от глаз ребенка. После того как он остановит на ней взгляд, отведите игрушку вправо, затем влево, вверх, вниз… Следите за глазками малыша. Если он "потерял" погремушку, повторите упражнение, только не переусердствуйте: занятие должно длиться не более двух минут.

Полезно вкладывать погремушку в ручку малыша (разумеется, она должна быть легкой и не слишком объемной). Ребенок еще не может играть ею, но постепенно, по мере развития двигательной системы, начнет подносить игрушку к лицу, затем намеренно помещать ее в поле зрения, чтобы получше разглядеть. И тогда игрушка начнет выполнять формирующую функцию, стимулируя целенаправленные движения и развивая координацию "глаз - рука".

Игрушки ребенку от 3 до 6 месяцев

В период от 3 до 6 месяцев набор освоенных ребенком движений расширяется: он может, например, не только дотянуться ручкой или ножкой до игрушки, но и докатиться до нее - в буквальном смысле слова. Значит, пора расширять игровое пространство - время от времени устраивать малыша на ковре или помещать его в обширный манеж.

Если прежде ребенок познавал мир с помощью зрения и слуха, теперь он старается ощупать тот или иной предмет. На этом этапе желательно, чтобы доступные ему игрушки были разнообразны по форме и фактуре. Можно предлагать малышу не только пластмассовые и резиновые игрушки, но и мягкие (при условии, что их легко чистить). Очень хороши звучащие игрушки - они как никакие другие стимулируют осмысленные движения. Если подвесить к кроватке колокольчик - малыш, двигая ручками или ножками, может раскачать кроватку, и колокольчик зазвенит. Ему понравится этот звук, и он захочет услышать его еще раз. Погремушки, которые крепятся к запястью как браслет, тоже побуждают ребенка шевелить ручками.

Поскольку в это время - от 3 до 6 месяцев - значительно расширяется арсенал движений ребенка, приходит пора обновлять ассортимент доступных ему игрушек. Резиновые зверьки-пищалки, куклы-неваляшки и примитивные музыкальные инструменты с крупными клавишами представляют для 5-месячного малыша неиссякаемый источник интереса - ведь они "живые". Они разговаривают, плачут, смеются, когда он прикасается к ним (опрокидывает, прижимает к себе и т.д.).

Такие простейшие занятия с игрушками способствуют установлению связей между отделами мозга, отвечающими за зрительное, слуховое, тактильное восприятие, а также за двигательные функции. Усилия, которые прилагает ребенок, пытаясь овладеть интересующим его предметом, и связанные с этим трудности формируют одну из важнейших человеческих способностей - действовать целенаправленно и осмысленно. Поведение ребенка с игрушкой в руках - это еще не игра, но уже настоящее, всамделишное исследование как предмета, так и возможностей собственного тела.

На этом этапе очень важно не перегружать внимание ребенка - дайте ему возможность разобраться с одной игрушкой и лишь после этого предлагайте другую. Здесь есть такой момент: ребенка больше всего привлекает новизна, и, чтобы знакомая игрушка не приедалась, время от времени прячьте ее. Через пару дней малыш будет радоваться ей как новой.

Игрушки для ребенка 6-9 месяцев

С 6 до 9 месяцев двигательные возможности ребенка обогащаются и усложняются. Он свободно перемещается на четвереньках и пробует вставать. Одновременно с этим развивается мелкая моторика рук: малыш пытается захватывать предмет не только ладошкой, но и щепотью, и пальчиками.

Прежде знакомство ребенка с предметами происходило как бы случайно - теперь его действия целенаправленны. Расширение кругозора маленького человека во многом зависит от взрослых. Это очень серьезное дело - показать ребенку, как обращаться с различными игрушками. Каким образом крутить барабанчик, как нажимать пальчиками на клавиши, как заставить мячик покатиться. В этом возрасте ребенок все еще возится с погремушками и пищалками, но интересны ему более сложные игрушки: машинки, раскладные книжки с яркими картинками (маленьким, но полным яростного интереса читателям не случайно рекомендуются книжки из плотного картона!).

Это особое время для родителей: выражение "за ним глаз да глаз" точнее всего обрисовывает ситуацию. Многие пытаются сдерживать двигательную активность ребенка из соображений безопасности (или не имея времени присматривать за ним). Но оберегать ребенка следует лишь от того, что для него действительно опасно. Учатся-то ведь на ошибках.

К 9 месяцам малыш понимает, что можно играть сразу двумя предметами. Например, если колотить одной игрушкой о другую, возникает звук (звон, грохот), и это ему ужасно нравится. Теперь он может наконец разобраться и с набором формочек, кубиками и пирамидками. Поначалу малыш будет разрушать собранные вами пирамидки и замки из кубиков, но через какое-то время обязательно попробует что-то соорудить сам. Для 7-9-месячных существуют специальные, из гибкой пластмассы конструкторы. Это, как правило, незамкнутые кольца, которые замечательно легко сцепляются (хотя дети почему-то больше любят их грызть).

К этому времени ребенку доступны простые игры со взрослыми: "ладушки", "ку-ку", "шу-у, полетели"… Попросите малыша указать (найти) ту или иную игрушку: "Где зайка?" Если ребенок вас не понял или затрудняется с ответом, помогите ему: "Да вот же он, зайка!"


Игрушки для ребенка 1 года

Величайшее достижение в жизни годовалого ребенка - ходьба без поддержки, то есть обретение чувства равновесия. В этот период (и даже раньше, после 9 месяцев) день ото дня совершеннее становится мелкая моторика рук. Если раньше ребенок случайно ронял игрушки, теперь он делает это намеренно. Возникает игра, утомительная для взрослого, но бесконечно привлекательная для малыша: он снова и снова бросает слоника, а терпеливая мама снова и снова поднимает его.

Годовичок уже владеет обеими руками: вкладывает формочки одну в другую, нанизывает на стержень кольца пирамидки, раздевает и одевает матрешку.

Любимая всеми юла - как раз для годовалых, а также металлофон и барабан. Осваивая их, ребенок учится, помимо прочего, рассчитывать силу удара для извлечения разнообразных звуков.

Именно сейчас ребенка следует знакомить с огромным для него миром квартиры или комнаты, с предметами домашнего обихода. Ему нужно показать, как обращаться с водой, с посудой (небьющейся, разумеется). Чем раньше он начнет постигать эту сторону домашней жизни, тем безопаснее будут его игры.

Годовалый ребенок бурно радуется таким игрушкам, как пластиковый телефон, наборы кукольной посуды, кукольная парикмахерская. Ему это тем более интересно, что в это время он изо всех сил обезьяничает - стремится копировать взрослых. Мама причесывается - и дочь лепечет, требуя расческу. И еще: в этом возрасте дети любят все проверять на прочность, поэтому игрушки (любые предметы, которыми малыш занимается) не должны ломаться и уж тем более разбиваться.

Поскольку в этом возрасте ребенок учится владеть телом, с ним надо играть в игры, формирующие чувство равновесия и координацию движений. Лучше всего координируют движение игры с мячом: маленький мячик можно бросать и ловить, большой - толкать ручками и ножками, бежать за ним, догонять его и останавливать. Очень хороши насаженные на длинную палку бабочки (божьи коровки, стрекозы) на колесиках, которые малыш катит перед собой.

Качели, прыгунки, лошадка-качалка - отличные объекты для развития чувства равновесия (конечно, раскачиваться на лошадке можно только с мамой - она и посадит, и покачает, и снимет).

Необычайно интересны малышу игры с "водоплавающими" игрушками - уточками, рыбками и пр. А играм в песочнице вообще нет равных: годовалый человек способен часами пыхтеть над формочками, пересыпая песок из одной в другую. В это время ему остро необходимы собственное ведерко, совок и грузовичок-самосвал. Выпекание куличиков из песка, то есть активное и осмысленное формообразование, - настоящий акт творчества, один из первых шагов на пути развития творческого мышления.

Кстати, годовалому ребенку уже можно дать в руки карандаши-полицветы и бумагу, а собирая его на улицу, сунуть в кармашек курточки мелки. Когда до него дойдет, что эти предметы оставляют след, ему станет жгуче интересен результат манипуляций ими. Детские каракули - совсем не то, что вкладывают в это понятие взрослые. Это первая попытка опознать и хоть в малой (младенчески малой) степени осознать мир. Кроме того, каракули формируют скоординированность системы "глаз-рука".

Резюмируем: в первый год жизни ребенка между игрой и познанием окружающего мира можно смело ставить знак равенства. Позднее наступит время сюжетно-ролевых игр, и тогда отношение ребенка к игрушкам станет иным. А сейчас жить и играть для него - одно и то же.

Внимание!

  • Игрушки не должны легко ломаться, разбиваться. У них не должно быть мелких деталей, которые могут попасть малышу в рот или в нос.
  • Мягкие игрушки можно давать ребенку только в том случае, если их легко чистить.
  • Когда ребенок начнет осваивать пространство комнаты, оберните чем-нибудь мягким острые углы мебели, закройте электророзетки, уберите с пола провода.
  • Входя в комнату, не забывайте, что за дверью может оказаться малыш.
  • Смотрите, чем играет ваш маленький. Среди его "игрушек" может оказаться не только вполне безопасный мамин тапочек, но и шуршащий полиэтиленовый пакет (который ребенок непременно попробует надеть на голову).

Ольга Семенова нейропсихолог

Статья предоставлена журналом "Семейный доктор"

Обсуждение

Да мне кажется у каждого ребенка по возможностям родителей

Спасибо за полезную информацию. Единственное не соглашусь что годовасику нужны качели, прыгунки.
Для них могут подойти машинки каталки, например как тут [ссылка-1] , но остальное перечисленное подойдет только более старшеньким, примерно от 2 лет...ну, это мое мнение...

Отличная статья! Спасибо

У нас в почете те что можно катать,да и до сих пор любит с такими играть. Музыкальные тоже любит. Недавно купила ей зеркало игрушечное чикко, нам 1,2, рекомендует фирма производитель игрушку с 6 мес. Впечатление положительное. Кнопока- сердечко нажать и музыка играет милая, да еще и личико Белоснежки появляется - забавно очень. Оно так и называется " волшебное зеркало белоснежки ",цена так же адекватная

Хорошая, четкая, доступная статья для начинающих "мам" и медикам для просветительной работы с беременными

26.12.2008 12:10:58, Любовь

Спасибо за интересную статью. Раз мы в рубрике до года, то хотелось бы так же обнаружить здеь информацию о развивающих и возможных играх для каждого трехмесячного периода до года.

06.12.2007 16:38:15, Yana

Спасибо за советы, много интересной и полезной информации.

07.06.2007 23:39:37, Екатерина

интересно, но мало... хотелось бы узнать подробнее как играть с малышом 2 месяцев...

11.08.2006 15:02:48, ольга

Комментировать статью "Какие игрушки нужны ребенку"

Игрушки и игры. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие Я очень много статей поначитывалась про полезные игрушки для деток. Понятное дело, что для малышей не нужно покупать ничего...

Обсуждение

Я очень много статей поначитывалась про полезные игрушки для деток. Понятное дело, что для малышей не нужно покупать ничего пластмасового, острого, неприятного на ощупь и так далее. Я вот сейчас в восторге от вязаных игрушек, у моих целая коллекция и могу рекомендовать их даже как развивающие. Там такая неоднородная структура, что дети сидят и пальчиками перебирают эти петельки и им нравится - хохочут, да и качество, мне кажется хорошее. Я покупала в магазине [ссылка-1] , может кому пригодится (там и для сына брала Бэтмена и для дочки), но в интернете сейчас много игрушек ручной работы, просто этот магазин проверенный.

14.11.2018 00:58:00, mamusyakat

У меня младшая очень любила ботиночки ТЛ в вашем возрасте. Думала, ей неинтересно буде, игрушка простая достаточно. Так она взяла и реально научилась сама завязывать шнурки, для сада потом пригодилось. Вот такие: [ссылка-1]
Теперь в наследство мелкой остались, она уже тоже начинает проявлять к ним интерес)

Игрушки и игры. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни Требуются игрушки для детей, больных раком. Отзовитесь! Нужны игрушки в коробку храбрости В наших детских больницах есть одна гениальная вещь.

Обсуждение

Последние наши супер-хиты:
- пазлы контурные,Castorland. Есть наборы из 4х картинок из 3-9 деталей. Предложила сын в 2г9мес, очень понравилось. Может долго собирать. Сейчас из 15 собирает. Уже штук 7 разных наборов есть.
- робокар Поли от Silverlit. Он трансформируется легко из машинки в робота. 10 см примерно. Сын просто не выпускал его из рук. Заказала еще дргих героев мультика. Хотя сын вообще не был фанатом мультика, но в магазине игрушка понравилась, сам выбрал.
-робот тоже от Silvrlit, программируемый. Не могу назвать его супер-хитом, но сыну нравится. Его вообще тема роботов сейчас увлекает (ровно в 3 года).
-пожарная машина Bruder. Мигает, брызгает, сигналит. Качество на ура!

Девочка 2,5 - пожарная машина из Поли-робокара - наше все. Ещё любит всякие книжки с тестами и заданиями и мозаики, и красками рисовать.

Нервничает когда играет с игрушками. Игрушки. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. Я помню ещё по старшей дочери, что наступает такой период, когда ребёнок нервничает во время развлечения игрушками.

Обсуждение

У нашей старшей не было пустышки (сначала муж был против - мол, она такая маленькая (2470 при рождении), что с любой соской как хоккейный вратарь в шлеме с забралом - не дал, короче, мне ребенка сразу приучить, а когда сам начал вешаться от детского ора из-за колик, уже было поздно - девочка напрочь отказывалась от любых пустышек). Так вот она сама себе в качестве "успокоительного" определила тряпочку - я такими всегда все вокруг нее устилала, чтобы вытирать срыгивания, коих было много. И с такой тряпочкой первые год-полтора она не расставалась практически, всегда ее искала в "критические" моменты и утыкалась в нее пятачком, нюхая и как-то причмокивая языком) А позже тряпа прописалась в детской кроватке, служила снотворным и жила там до Вивиных лет пяти.

РАЗВИВАЮЩИЕ игрушки для 1.6-2 года. Дамы, милые, подскажите какие развивашки, именно Вещи для новорожденного - коляска, кроватка, слинг. Игрушки для ребенка своими руками - погремушка, бусы, мобиль. Развитие ребенка до 1 года: какие нужны игрушки?

Мерчендайзеры и продавцы в детских магазинах не тратят времени даром, и, попав в торговый зал в поисках пеленок или подгузников для приданного малыша, вам уже никак не миновать рядов с игрушками. А на полках все такое яркое, красивое, блестящее, пищащее и двигающееся!

Прибавьте сюда манящие надписи на упаковках «0+», «Развивает с рождения», «Для самых маленьких», «Первая игрушка малыша» и вот вы уже на кассе с целой кучей игрушек, которые не планировали покупать. Давайте разберемся какие игрушки действительно необходимы новорожденному и какие будут способствовать развитию малыша на протяжении первого года жизни.

Игрушки для ребенка до года: 0-3 месяца

С самого рождения и до 3-х месяцев для ребенка самое лучшее средство развлечения и развития это родное человеческое лицо – мамино или папино. Любой предмет домашнего обихода вроде мягкой щеточки, которой вы причесываете малыша, махровой рукавички, которой вы его моете, упаковки бумажных салфеток и т.п. несет огромный развивающий потенциал для ребенка первых трех месяцев жизни и служит основой . Помните об этом, когда составляете список предметов первой необходимости перед походом в магазин.

Очень может быть, что вы самостоятельно смастерите для крохи первые игрушки, а приобрести останется только самый минимум или вы в этот период обойдетесь совсем без покупных игрушек.

Тем не менее, приведу список, в который вошли необходимые игрушки для ребенка с рождения до 3-х месяцев, которые могут развлечь его и послужить реквизитом для ваших совместных развивающих игр. Здесь же вы найдете краткие рекомендации по выбору этих игрушек.

  • Мобиль для подвешивания над кроваткой. При покупке обратите особое внимание на музыку, которую издает мобиль – она не должна быть слишком громкой, резкой, печальной, и должна нравится вам – кто знает, сколько раз за день вам придется ее слушать:) Также убедитесь в прочности крепления и отсутствии мелких деталей, которые могут отломиться и упасть на малыша. Хорошо, если элементы мобиля представляют собой реальных, а не вымышленных персонажей – например, цветочки, бабочки, рыбки и т.п. и имеют натуральную расцветку. В идеале – элементы мобиля должны быть съемными, чтобы вы могли легко заменить их на другие интересные предметы для поддержания эффекта новизны.
  • Дуга с подвешенными игрушками для крепления в кроватке / коляске / автомобильном кресле. Для этой игрушки справедливы приведенные выше рекомендации, но особенно актуальна становится возможность менять игрушки. Ежедневные прогулки и игры делают необходимой регулярную чистку игрушек и их периодическую замену – в противном случае, дуга быстро наскучит малышу.
  • Подвески и гирлянды с погремушками, пищалками, шуршалками на коляску – их малыш с удовольствием будет рассматривать, а позднее теребить и тянуть в рот, поэтому отдайте предпочтение игрушкам чистых естественных цветов, из моющихся прочных материалов. Для поддержания интереса ребенка достаточно будет приобрести по 2-3 гирлянды и подвески с разным звучанием и содержанием (например, в одной — пищалка и безопасное зеркальце, в другой — погремушка и шуршалка, в третьей — бубенчик и грызунки).
  • Мячики . Для игр с крохой с рождения и позже вам понадобятся мячи разных размеров. Приобретите легкий надувной «пляжный» мяч диаметром 20-25 см, маленькие мячики-ежики для массажа ручек и ножек малыша, мягкие текстильные и вязаные мячики с разными наполнителями – звенящими, шуршащими, пищащими. Исчерпывающий перечень вы узнаете по ссылке.
  • Развивающий коврик. Честно говоря, мне не попадались в продаже коврики, которые соответствовали бы моим высоким ожиданиям, но, может быть, вам повезет больше. Если нет – сшейте коврик самостоятельно или закажите у какой-нибудь рукодельницы. Цена такого изделия будет сопоставима с ценой фабричного коврика, а качество и развивающий потенциал – существенно выше.
  • Погремушки . Подберите 3-4 разной конструкции (в форме гантели, бублика, шарика с ручкой, бубенчиков на палочке и т.п.), цвета, звучания, желательно, из разных материалов. Пусть некоторые погремушки будут пока сложны для захвата маленькими пальчиками – малыш будет стараться схватить игрушку и, тем самым, и координацию «глаз-рука». Проследите, чтобы погремушки не издавали слишком громких и резких звуков, которые могут напугать ребенка, не имели острых краев и выступающих углов.
  • Неваляшка. Эту замечательную игрушку вы сможете использовать уже сейчас, и позже, когда кукла-неваляшка сможет стать героиней сюжетно-ролевых игр. Можно приобрести пару кукол – большую, ростом до 30 см, и поменьше, удобную для манипулирования.

Игрушки для ребенка до года: 3-6 месяцев


В этом возрасте ваш «игрушечный арсенал» можно существенно расширить. Самые главные критерии, которыми вы должны продолжать руководствоваться при выборе – безопасность для ребенка и развивающий потенциал игрушки. Что же заинтересует и развлечет ? Во-первых, все то, что вы уже купили ранее, — при условии, что вы регулярно заменяете игрушки на дугах, коврике и подвесках. После 2-3-х дней «разлуки», малыш радуется и исследует забытую игрушку, как новую. А вот и список новых приобретений:

  • Матрешка. Купите обычную классическую деревянную матрешку, расписанную не слишком темными красками и сразу же уберите подальше маленькие фигурки, оставив 3-4 самых больших.
  • Игрушки для купания. В этом возрасте для купания целесообразно использовать резиновые игрушки небольшого размера, удобные для захвата ручками. Покупайте продукцию проверенных производителей, обратите особое внимание на цвет и запах игрушки. Слишком резкий «аромат» и фантастическая расцветка – повод отказаться от покупки. Внимательно следите за чистотой игрушек для купания, мойте их с детскими моющими средствами, тщательно просушивайте после каждого купания и заменяйте новыми при первых признаках появления плесени. Идеи по использованию этих игрушек вы найдете в статье « «.
  • Кубики. Для первого знакомства отдайте предпочтение легким пластмассовым кубикам со слегка закругленными краями и кубикам-мякишам.
  • Грызунки . Хотя это не совсем игрушки, но, тем не менее, – выбирайте экземпляры удобные для захвата детской ручкой, предполагающие возможность охлаждения в холодильнике и, конечно, санобработки.
  • Фигурки животных . Приобретите или смастерите фигурки животных, которые вы будете использовать для демонстрации потешек, иллюстрации сказок и т.п. Игрушки должны быть реалистичными, не слишком большими (оптимальный размер до 12-15 см в высоту) и вызывающими положительные эмоции у малыша. Для начала пригодятся мишка, собачка, кошечка, зайка и белочка или лисичка.

Игрушки для ребенка до года: 6-9 месяцев


Многие игрушки из предыдущего периода все еще интересны малышу, только способы игры с ними меняются и усложняются. Например, погремушкой, за которой раньше ребенок следил взглядом, пытался поймать и перекладывал из одной ручки в другую, теперь можно учиться звенеть громче и тише или даже под музыку или в такт потешке, исполняемой неугомонной мамочкой. Другие необходимые игрушки для подросшего крохи в возрасте от 6 до 9 месяцев:

  • Кубики . Пришла пора деревянных кубиков. Но будьте осторожны с острыми углами и облупляющейся краской. Лучший выбор – кубики из неокрашенного дерева. Проследите, чтобы поверхность кубиков была гладкой, без зазубрин и царапин, и все равно не оставляйте малыша без присмотра наедине с этой игрушкой.
  • Конструктор . Можно приобрести крохе первый конструктор с крупными деталями и простым механизмом соединения. Не пытайтесь конструировать сложные фигуры, достаточно будет башенок, которые кроха пока будет только ломать.
  • Стаканчики-вкладыши. Мега-игрушка на все времена, которую я не раз уже упоминала и в статьях, и на своих вебинарах. Обязательно ее приобретите или сделайте что-то подобное из стаканчиков от йогуртов-творожков и т.п. В возрасте от 6 до 9 месяцев малыш будет с большим удовольствием вытаскивать и пытаться складывать стаканчики один в один, а немного позже начнет вместе с вами строить из них башенки.
  • Сортер. «Коробка» — домик, машинка, кораблик, грибок и т.п. с прорезями разной формы и набор маленьких фигурок, которые малыш должен научиться просовывать в соответствующие отверстия. Постарайтесь подобрать вариант с достаточно крупными деталями, которые исключают возможность проглатывания. Убедитесь, что отверстия достаточно большие, чтобы ребенок мог свободно протолкнуть в них подходящие фигурки, и обратите внимание на возможность ребенку самостоятельно доставать фигурки из коробки для повторения игры.
  • Интерактивные игрушки с кнопками, клавишами, рычажками . Конечно, это не самая необходимая игрушка при условии, что вы много внимания уделяете развитию мелкой моторики малыша – и водой, регулярно делаете пальчиковую гимнастику и т.д. Но малыши любят эти игрушки, поэтому никакого вреда от 2-3-х игрушек с кнопками не будет. Только не надо пытаться купить игрушку, как я их называю «100 в 1», которые обучают и голосам животных, и алфавиту, и цифрам, и цветам, и формам, и как говорить «Привет» на 5 языках и т.п. Пусть это лучше будут 1-2 функции, но соответствующие возрасту ребенка, тогда игрушка будет для него действительно интересной и полезной. Кстати, к этой же категории относится игрушка с безупречной репутацией – юла .
  • Пупс и аксессуары для него. И мальчикам, и девочкам рекомендую приобрести самого обычного пупса – с подвижными ручками и ножками, без волос, из моющегося материала. Для указанного возраста можно ограничиться комплектом одежды и кроваткой (которую с успехом заменяет соответствующим образом задекорированная коробка из-под обуви), в которую малыш будет учиться укладывать свою «лялю».
  • Куклы-бибабо. Перчаточные куклы буквально завораживают малышей, и для этого потребуется совсем немного ваших актерских способностей. В продаже имеются как отдельные персонажи, так и целые наборы героев сказок – выбирайте на свой вкус и кошелек. От себя добавлю, что сшить или связать такую куклу не составляет большого труда.

В этом же возрасте уместно предложить крохе первые настоящие книги – не книги-игрушки-погремушки-пищалки, а именно книги для чтения. Рекомендации по выбору книг вы найдете в статье « «

Игрушки для ребенка до года: 9-12 месяцев


Игры малыша с кубиками, конструктором, пирамидкой, матрешками становятся все более разнообразными и интересными, а мы с вами предлагаем ему новые развивающие игрушки, которые позволят малышу развивать новые навыки и умения.

Недавно стали мамой малыша?

  • Пирамидка . Для первых подойдет вариант с крупными, существенно отличающимися друг от друга по размеру кольцами и расширяющимся книзу основанием – такую пирамидку просто невозможно собрать неправильно, и вам будет легче объяснить принцип действия малышу. В дальнейшем можно будет приобрести еще 1-2 пирамидки другого размера и из других материалов.
  • Мозаика . Приобретаем для малыша первую настольную или, лучше, напольную мозаику с крупными элементами. Учим выкладывать дорожку, гусеничку, цветочек и другие простые элементы.
  • Игрушки-каталки. Актуальны для ползающих и начинающих ходить детей. Приобретите пару экземпляров на палочке, чтобы катить перед собой, и на веревочке, чтобы тащить за собой. Удачным приобретением будет машинка-каталка, которую малыш может толкать перед собой за ручку или сесть на нее и кататься, отталкиваясь ногами – мы до сих пор (с 9 мес. до 2,5 лет) с удовольствием используем эту машину.
  • Набор посудки и игрушечных продуктов. Пришло время разнообразить ваши игры с пупсом (кстати, ему для компании можно приобрести еще 1-2 куколки) – пригодится набор посуды (рекомендую хотя бы частично использовать настоящую посуду – например, пластиковые чашечки, миски, контейнеры с крышками, разделочную доску, деревянные и силиконовые лопаточки, ситечко и т.п.) и продуктов для игры «в повара». При покупке обратите внимание на соответствие игрушечных продуктов настоящим по цвету, форме, соотношению размеров. Можно сделать продукты для игры самостоятельно, например, сшить из фетра, свалять из шерсти или связать крючком. В вы найдете подборку игр с игрушечным продуктами.

Вот такой список игрушек для ребенка до года у меня получился. Не берусь утверждать, что он является исчерпывающим для всех или что все его пункты обязательны к выполнению, но лично мне он кажется таким. Замечу, что я не упоминала здесь о , и , поскольку на эту тему есть отдельные публикации в соответствующих рубриках. Также в списке не упоминаются многие игрушки, которые можно сделать своими руками – об этом тоже есть .

Приглашаю опытных и будущих мам обсудить мой список в комментариях. Какие пункты вы бы добавили в список для своего ребенка? Какие и почему считаете лишними?

Читайте другие статьи о развитии ребенка по месяцам:

Еще одна статья себе в меморис:

Игрушки для ребенка

Игрушка для младенца - это источник получения новой информации, инструмент, при помощи которого взрослый объясняет ребёнку, что он чувствует и видит.

Игрушка - способ привлечения внимания ребёнка, попытка вызвать у малыша направленный взгляд на новый для него объект.
Покупать следует те игрушки, которые изготовлены из безопасных для малыша материалов - дерева, резины, пластика. Игрушки должны быть прочными.
Игрушки для малышей должны быть ярких цветов с хорошо различимыми деталями. Так называемые основные цвета для малыша - это синий, жёлтый, красный, и зелёный. Их он начинает воспринимать и различать первыми. Выбирая игрушки, помните об этом.
Не размещайте вокруг кроватки слишком много игрушек и предметов. Можно переусердствовать и внимание малыша не будет задерживаться ни на чём. Для малыша достаточно 2-3 игрушек, которые нужно менять через 4-5 дней, иначе ребёнок перестаёт на них реагировать.
Игрушки первого года жизни функционально необходимы для:
- получения разнообразной информации и совершенствования развития основных органов чувств, прежде всего тактильной чувствительности, зрения, слуха;
- развития мелкой и крупной моторики ребёнка (движений рук и всего тела) ;
- своения информации о различии форм, цвета, размера окружающих предметов, пространственных отношениях между ними.

Игрушки для детей от 0 до 3 месяцев .
1. Разноцветные «мобиле» (подвижные конструкции с укреплёнными на них пластмассовыми фигурками). Данные игрушки способствуют развитию зрения малыша, так как заставляют его фиксировать взгляд на движущемся предмете, стимулируют зрительное сосредоточение и прослеживающие движения глаз. «Мобиль» закрепляется на расстоянии 15-20 см от глаз ребёнка. Не стоит подвешивать на «мобиль» много игрушек, 2-4 вполне достаточно, которые необходимо менять с периодичностью 4-5 дней.
2. Воздушные шары. Они способствуют развитию зрения (стимулируют зрительное сосредоточение) и координации движений. Можно воздушный шарик привязывать к ручке малыша так, чтобы, двигая рукой, ребёнок наблюдал за его движением и со временем смог установить взаимосвязь между движением руки и шарика.
3. Картонные кубики, призмы, шары с чёрно -белым геометрическим рисунком. Они также способствуют развитию зрения. Кубики подвешивают на расстоянии 15-20 см от глаз ребёнка. Эти объекты необходимо время от времени менять, чтобы они не надоели малышу.
4. Схематическое изображение человеческого лица. Ребёночек наделён способностью узнавать человеческие лица и рассматривает их с большим интересом, чем другие объекты.
5. Музыкальные игрушки (погремушки, колокольчики, дудочки, резиновые пищалки). К 3-м месяцам у ребёнка формируется реакция локализации источника звука, то есть малыш поворачивает голову в сторону звучащей игрушки.
6. Погремушки и любые другие игрушки, которые можно хватать и сжимать. Они формируют у малыша представление о двигательных возможностях рук, способствуют развитию координации движений. Лучше подбирать погремушки и пластмассовые кольца контрастных цветов.
7. Поющий волчок, игрушки типа «Ванька - встанька». Такие игрушки способствуют развитию зрения, слуха и познавательных способностей. Эта игрушка предназначена для игры ребёнка со взрослым. К примеру, возьмите малыша на руки, покажите и дайте потрогать ему волчок. Раскрутите волчок и, после того как он начнёт гудеть, скажите «Послушай, как поёт волчок!». Играя с «Ванькой-встанькой», покажите малышу, как раскачивается игрушка-неваляшка. Продолжайте играть до тех пор, пока малышу не надоест. Со временем ребёнок сможет справляться с этими игрушками самостоятельно.
8. Тряпичный яркий браслет с колокольчиком или бубенчиком, застёгивающийся на липучку. Он способствует развитию координации движений рук и развитию слуха (стимулирует слуховое сосредоточение). Браслет надевается малышу на запястье, попеременно на правую и левую руку. Ребёнок размахивает ручками, колокольчики позвякивают и привлекают внимание.
9. Игрушки из разных тканей (например, меха, фланели, перышек и т. д.) Ощупывание различных поверхностей способствует развитию тактильной чувствительности. Касаясь поверхностей различных материалов, ребёнок получает богатую информацию о разнообразии окружающего мира.
10. Деревянные или пластмассовые кольца, закреплённые над кроватью. Данные кольца развивают представление ребёнка о своих двигательных возможностях, способствуют развитию координации движений. К концу 3-го месяца над кроваткой прикрепляют кольца таким образом, чтобы они были доступны для малыша. Такие игрушки нужны для того, чтобы малыш научился двигать полуоткрытой ладошкой по направлению к предмету

Игрушки для детей в возрасте от 4 до 6 месяцев
1. Кольцо - прорезыватель - игрушка, предназначенная для жевания, сосания, засовывания в рот. Такие игрушки необходимы малышу тогда, когда у него прорезаются зубки.
2. Игрушки - подвески способствуют развитию зрения, мелкой моторики и тактильных ощущений, так как в возрасте 4-6 месяцев ребёнок может дотянуться до игрушек и потрогать их. На такие игрушки подвешиваются не только разнообразные яркие погремушки, но и любые предметы быта, а также резиновые и тряпичные фигурки животных и птиц.
3. Тряпичный мяч или кубик. Эти мягкие игрушки способствуют развитию зрительно-моторной координации, помогают сформировать навык хватания. Мяч желательно использовать небольшого размера и удобный для захватывания. Если внутри мяча находится бубенчик, то такая игрушка будет развивать ещё и слух. К концу 6-го месяца малыш может играть с мячом, сидя на коленях у взрослого или лёжа на животе и опираясь на вытянутые руки.
4. Разнообразные музыкальные игрушки (дудки, свистки, погремушки).
Музыкальные игрушки способствуют развитию слухового восприятия, с их помощью малыш учится находить источник звучания, расположенный справа, слева, сзади. В этом возрасте расстояние до источника звука можно увеличить. Кроме того, развитие слуха стимулируют громкие и тихие звуки, отличающиеся по тембру.

Игрушки для детей в возрасте от 7 до 9 месяцев
1. Резиновый мяч или игрушка для пинания ногами. Такая игра способствует развитию мышц ног и координации движений ног.
2. Игрушечный молоток с деревянными колышками, которые можно забивать. Такие игрушки стимулируют развитие рук. С помощью молотка ребёнок развивает зрительно-моторную координацию, укрепляет мышцы.
3. Музыкальные центры - способствуют развитию зрительно-моторной координации и стимулирует развитие мышления, так как побуждает к установлению логической связи между действием (нажатием на кнопку) и звуковым эффектом.
4. Любые предметы, которые можно ронять на пол (кубики, мягкие игрушки, деревянные ложки, резиновые пищащие игрушки и т. д.) Выбрасывая предметы из кроватки, малыш развивает мелкую моторику, познавательные способности, слух, зрение.
5. Мягкие книжки из ткани или пластика способствуют развитию зрительного восприятия, познавательного интереса, понимания речи, а также развитию мелкой моторики и тактильных ощущений. В этом возрасте малыш пробует всё на вкус, поэтому книжки должны быть вымыты. Научите малыша переворачивать страницы, покажите картинки, назовите зверушек или предметы, которые на них изображены.
6. Игрушки для игры в ванне (плавающие уточки, кораблики, губки в виде зверушек и т. д.) Игры в ванне с разнообразными плавающими игрушками способствуют развитию моторных навыков, познавательных способностей и зрения (тренируют прослеживающие движения глаз).
7. Игровые центры. Как правило в такие центры входят зеркальце, яркие фигурки, движущиеся вверх-вниз, крутящиеся шарики, цилиндрики, колокольчики, телефонный диск. Игровые центры способствуют развитию мелкой моторики, слухового восприятия, а также помогают малышу научиться манипулировать различными предметами.

Игрушки для детей в возрасте от 9 до 12 месяцев
1. Пирамидки. Игра с пирамидками способствует развитию зрительно-моторной координации и мелкой моторики, а также развитию познавательных способностей.
2. Игрушки-гнёзда (вкладывающиеся друг в друга цилиндрические и прямоугольные стаканчики). Такие игрушки развивают координацию движений, мелкую моторику и познавательный интерес.
3. Набор строительных кубиков. Игры с кубиками способствуют развитию зрительно-моторной координации. Учите ребёнка строить и разрушать.
4. Игры-головоломки (матрёшки и т. д.) - стимулируют развитие понимания речи и познавательных способностей, формированию понятия величины и т. д.
5. «Логические кубы», «Волшебное лукошко» (пластмассовые формы с прорезями на поверхностях и фигурки соответствующей формы и размера) - способствуют развитию зрительно-моторной координации и стимулирует развитие познавательных способностей. Можно продемонстрировать малышу какое это удовольствие - бросать шарики в круглые дырочки, а кубики - в квадратные прорези.
6. Игрушки-каталки на колёсиках с длинной ручкой. Когда ребёнок учиться ходить, такие игрушки служат ему опорой и таким образом способствуют развитию координации движений.
7. Устойчивые машины, которые можно катать взад вперёд. Такие игры учат совершать простые манипуляции с предметами. Машинки необходимы и мальчикам и девочкам, так как они являются своеобразной опорой для ребёнка и способствуют развитию координации движений.
8. Качалки, мячи и спортивные игрушки. Они учат ребёнка управлять своим телом, учат ходить, бегать.
9. Музыкальные игрушки (барабан, металлофон) - способствуют развитию слухового восприятия и зрительно-моторной координации.
10. Наклонный жёлоб с шариком или специальные игровые центры, в которых шарик скатывается по спиралевидным проволочкам. Подобные игрушки способствуют развитию зрения и познавательных способностей. Следя за шариком, скатывающимся по наклонной плоскости, ребёнок учится предсказывать их движение.
11. Заводные игрушки. Игрушки, которые нужно заводить с помощью ключика, способствуют развитию мелкой моторики.
12. Тряпичные куклы с крупными чертами лица. С помощью кукол ребёнок учится простым манипуляциям (качать куклу, укладывать спать, кормить). Такие игрушки - хорошее наглядное пособие для знакомства с названиями основных частей тела и лица.


Top