Ребенок начинает говорить в возрасте. В каком возрасте дети начинают говорить

Вопрос, когда ребенок начинает говорить, тревожит ответственных родителей еще до рождения малыша. Изучая всевозможную информацию о том, как развивается малыш, мамы и папы разрабатывают стратегию развития крохи. Когда малыш готов заговорить, какие нормы речевого развития и на что обратить особое внимание? Об этом читайте в статье.

Когда ребенок начинает говорить первые фразы

С рождением малыша родители штудируют горы литературы, скупают в магазинах пособия и брошюры по развитию ребенка. С детками занимаются по новейшим программам, ожидая, что к году чадо порадует связными фразами и коротенькими предложениями. Возможно ли это и правильно ли ждать от ребенка в столь раннем возрасте, что он заговорит?

Важно понимать процесс формирования речи и знать особенности психического и физиологического развития малыша. Новорожденный начинает общаться с окружающим миром с первым вздохом. Крики младенца, плач, которые порой выводят родителей из себя и заставляют нервничать, - это и есть первые попытки наладить коммуникацию с теми, кто рядом.

Кроха слышит слова, которые говорят ему мама и папа, он запоминает интонацию, мимику. Хотя и не осознанно, но повторяет их.

Разберемся помесячно, чего ждать от ребенка. Итак:

  • 1-й месяц жизни.

К концу первого месяца жизни кроха способен протягивать гласные. Пока еще малыш не может передавать свои чувства и эмоции интонацией, он играет со звуками, издавая их. Для него это открытие и достижение.

  • 2-й – 3-й месяц жизни.

Малыш учится чередовать гласные с согласным [г]. Его гуление становится эмоциональным. Ребенок реагирует на речь мамы и папы. Уже в этом возрасте по «разговору» младенца можно понять, спокойно ему или тревожно, радостно или грустно.

  • 4-й – 5-й месяц жизни.

Ребеночек уверенно и упорно гулит. Малышу доставляет удовольствие, что он может контролировать звуки, которые издает. Звуковой запас ребенка становится шире и богаче, к согласному [г] добавляются согласные [к ], [х], [б], [п].

  • 6-й месяц жизни.

В полгода родители начинают несказанно радоваться тому, что их дитя говорит первые слова: «мама», «папа», «баба», «дада». Это, конечно, повод для радости, но еще не слова. Однако «ма», «па», «ба», «де», «да» - это форма проявления речи, но не слова.

В этот период у ребенка начинает формироваться пассивный словарный запас. Малыш еще не может произносить слова, но запоминает их. Например, услышав слово «баба», ребенок повернет голову в сторону бабушки или туда, откуда слышен ее голос.

  • 7-й месяц жизни.

Ребенок все еще не произносит связных и осмысленных фраз, но умеет контролировать громкость и тембр голоса. В это время детки нередко шепчут, а потом резко срываются на крик - это всего лишь испытания собственных возможностей, а не повод для беспокойства.

  • 8-й месяц жизни.

Кроха все еще не говорит, но активно запасается словами, которые слышит от близких. Малыш понимает короткие и простые фразы, может повторить слоги из трех букв.

  • 9-й – 10-й месяц жизни.

К этому возрасту малыш вступает в диалог, используя язык жестов. Кроха реагирует на названия предметов и умеет чередовать разные слоги.

  • 12-й месяц жизни.

Ближе к году ребенок уже осознанно скажет «ма-ма», «па-па», «ба-ба», «де-да». Это уже не повторение услышанных звуков, а конкретное обращение к тем, кто окружает его заботой с первых минут жизни.

С каждым месяцем малыш будет узнавать все больше слов, а первые связные фразы скажет еще через полгода.

Когда ребенок начинает говорить: норма

Произносить короткие и простые предложения ребенок начнет около двух лет. К этому времени его пассивный словарный запас существенно обогатится. В активном обиходе у малыша будет около 50 слов.

К двум годам с малышом можно начинать учить короткие стихи - это развивает память и помогает освоить новые слова.

Задаваясь вопросом, во сколько ребенок начинает говорить, важно понимать, что малыш не способен общаться на ровне со взрослыми.

Малыш должен знать названия предметов, откликаться на свое имя, узнавать голоса родных. Чем чаще и дольше родители общаются с ребенком, тем легче ему будет общаться с теми, кто его окружает.

Не стоит ожидать, что ровно к двум годам ребенок начнет разговаривать, если до этого молчал. В зависимости от психотипа малыш может быть молчаливым. Некоторые детки сохраняют режим тишины до 2,5 лет.

Фото: Всё о развитие ребёнка или молодая мама

Если и в этом возрасте ребенок молчит, необходимо обратиться за помощью к специалистам, чтобы выяснить причину того, почему кроха не разговаривает. Запоздалое развитие речи может быть спровоцировано следующим:

  • проблемы со слухом;
  • патологии внутриутробного развития плода;
  • врожденные патологии;
  • расстройства речи;
  • психологические проблемы;
  • индивидуальные особенности ребенка.

Часто девочки опережают мальчиков в речевом развитии. В среднем разница - 2 месяца. Также активные и физически развитые дети начинают говорить позже своих сверстников.

Если с ребенком мало разговаривают, ему не читают книг, не рассказывают сказок, с ним не беседуют на прогулке, ему не откуда черпать знания. Его словарный запас не обогащается, и развитие речи тормозится.

Двуязычие - одна из основных причин запоздалого развития речи у детей, не имеющих проблем с психическим и речевым расстройством.

Ждать 3-летнего возраста, чтобы забить тревогу, - непозволительная безответственность.

Если вас терзают сомнения по поводу того, нормально ли развивается малыш, обращайте внимание на следующее:

  • С первых минут жизни малыш должен кричать, когда ему хочется есть, больно, холодно, страшно, одиноко или скучно.
  • В полгода ребенок должен уметь управлять мышцами лица: улыбаться, складывать губки, высовывать язычок.
  • В этом же возрасте малыш должен без устали гулить, учить согласные звуки, эмоционально реагировать на появление родителей.

Отдельное внимание стоит уделить тому, реагирует ли ребенок на незнакомые и резкие звуки:

  • В 7 месяцев ребенок должен знать названия того, что его окружает, и находить глазками предметы, если было произнесено название.
  • К году ребенок должен произносить простые слова.
  • Еще через полгода малыш начинает произносить более сложные сова, иногда - связные фразы. Он понимает просьбы, реагирует на замечания, обращения.

Фото: Детский логопед-дефектолог в Раменском

Говоря о нормах развития речи, не ошибочно полагать, что речь - это только слова. Невозможно научиться говорить, если не слышишь.

Не стоит думать, что речь - это умение правильно называть предметы и отвечать на обращения. Умение реагировать на фразы и просьбы, умение находить взглядом и показывать пальчиком предметы - это тоже речь.

Общайтесь со своими детками еще до их рождения и помните, что они берут от родителей все до последней эмоции, жеста и слова. Растите здоровыми!

Что делать, если ребенок в 2 года не говорит? Как реагировать родителям? Есть ли методики обучения, направленные на развитие речи? Когда ребенок говорит первое слово? К каким специалистам обращаться? Читайте об этом в нашей статье.

Во сколько начинают говорить дети?

Обычно к году малыши уверенно произносят простейшие слова: «дай», «мама», «баба», «папа». Это время, когда ребенок говорит свое первое слово, пусть даже неосознанно. К двум с половиной годам ребенок по идее должен не только пополнить свой словарный запас, но и научиться складывать из слов простые предложения: «Дай мишку!», «Пойдем гулять!», «Купи мячик!», «Дай ручку!» и т. п. Но что делать, если ребенок в 2 года не говорит вообще или произносит невнятные, понятные лишь маме звуки? Почему у малыша «во рту каша», когда ровесники его уже вовсю «щебечут?» Стоит ли говорить в этом случае о какой-то отсталости, или такая упорная молчаливость — лишь индивидуальная особенность? И главное — как научить малыша, достигшего двух-трехлетнего возраста, говорить?

Причины молчания

Причин, по которым ребенок в 2 года не говорит, много.

    Поражение слуха. Когда кроха не очень хорошо слышит, то, соответственно, он и речь окружающих будет воспринимать плохо. При более тяжелых случаях (вплоть до глухоты) малыш может не говорить вообще либо сильно искажать звуки и слова в целом.

    Наследственность. Если вы, к примеру, сами произнесли первые внятные слова поздно, то в том, что ребенок в 2 года не говорит, нет ничего странного. Хотя, если малыш и к трем годам не овладел простыми предложениями, стоит побеспокоиться и обследовать чадо.

    Ослабление организма. Недоношенность или серьезная болезнь, например, могут вызвать задержку созревания (развития) нервной системы и, следовательно, самой речи.

    Гипоксия.

    Травмы (в т. ч. и родовые).

    Сильная интоксикация.

  1. Перенесенная операция.

    Неправильное воспитание (например, излишняя опека, когда желания ребенка буквально предугадываются).

    Нарушения развития в целом.

Между родителями ходят слухи, что девочки якобы начинают ходить и говорить раньше, чем мальчики. На самом деле теория эта не имеет обоснованных подтверждений. Бывает, что ребенок не хочет говорить два, а то и три года, а потом его вдруг «прорывает» на цельные, правильно составленные предложения. Если малыш прекрасно понимает, что говорят ему родители и окружающие и при этом даже выполняет какие-то несложные инструкции («подойди», «возьми», «положи», «сядь» и т.д.), то беспокоиться, скорее всего, не о чем.

Активная речь может возникнуть внезапно

Если малыш и повторяет за вами слова, которые вы ему говорите, это совсем не означает, что он их действительно усваивает. Не мучайте, не заставляйте его произносить то, что вы хотите слышать. У некоторых деток подражание может носить отсроченный характер. Старайтесь вызывать малыша на разговор. Например, почаще задавайте своему чаду вопросы, не спешите исполнять желания (пусть он их озвучит). У детей свои собственные ритмы развития. Конечно, существуют так называемые «нормы», но об индивидуальности забывать нельзя. У кого-то позже показываются зубки, кто-то пропускает период ползания и сразу начинает бегать. Поэтому, если ребенок мало говорит, не впадайте в панику. Просто дайте крохе время. Не спешите. Не делайте за него то, что он мог бы сделать самостоятельно (надеть тапочек, или выпить молоко, или покушать). Не получается? Помогите. Но только так, чтобы было это ненавязчиво. Подтолкните своего кроху к самостоятельности.

А еще многие психологи советуют пореже включать телевизор, поскольку ваша речь практически сливается со звуками из телевизора, соответственно, ваше чадо воспринимает ваш голос как общий шум. Поэтому от родителей в большинстве случаев зависит, во сколько начинают говорить дети.

Какие специалисты могли бы помочь?

Если ребенок в два года не говорит, выясните причину молчания. Каких специалистов потребуется пройти? В первую очередь — педиатра. Он не только проведет общий осмотр, но и даст направления к узким детским специалистам: лору, логопеду, неврологу, психиатру.

Логопед, проведя тестирование, определит соответствие уровней речи и умственного развития. Для подтверждения или опровержения он, возможно, направит малыша на осмотр к психоневрологу.

Задача лора — проверить, есть ли взаимосвязь между задержкой речи и проблемами с артикуляционным аппаратом (к примеру, укороченная подъязычная уздечка) и слухом. Врач проведет осмотр ротовой полости, сделает аудиограмму.

Чем раньше выяснится проблема, тем проще с ней справиться. Но как быть, если малыш здоров и интеллектуально развит? Часть специалистов утверждают, что родителям стоит подождать лет до трех, поскольку это возраст, при котором происходит резкий скачок во всем развитии, и ребенок после долгого молчания может заговорить не просто отдельными фразами, а и целыми предложениями. Кстати, такие детки не только не отстают от сверстников в учебе, но иногда и превосходят их. Разумеется, если ребенок в 2 года не говорит, просто ждать этого чудесного скачка нельзя. Нужно помогать ему развиваться по простым и довольно увлекательным методикам.

Когда стоит начать учить своего малыша разговаривать?

Однозначно на этот вопрос не ответить. Собственно, процесс обучения, по сути, начинается еще в утробе. Доказано, что ребенок воспринимает звуки и реагирует на них, находясь еще в мамином животике. Он затихает, «прислушиваясь», когда женщина напевает песенку или, напротив, «воюет», когда она ругается. Психология — наука тонкая, и то,что заложено до рождения, обязательно проявится после. Активные занятия с малышом стоит начинать, когда малыш:

    пытается звуками (либо жестами) что-то объяснить;

    не просто все слышит, но и понимает речь;

    наедине с собой говорит белиберду, однако достаточно четко выговаривает практически все звуки.

Взаимосвязь между развитием речи и мелкой моторикой

До полугода ребенок увлеченно повторяет мимику мамы, которая с ним разговаривает. Однако месяцев с семи имитация эта ослабевает. Малыш активно изучает столь богатый внешний мир, и внимание его на родителях уже не так заострено.

Замечено, что речевое развитие проходит параллельно с развитием моторики. Особенное значение лежит в противопоставлении большого пальчика всем другим. Давайте крохе катать мячик, приучайте работать с пластилином, купите ему разноцветные деревянные бусы (покрупнее). К полутора годам начинайте осваивать уже более сложные манипуляции:

    застегивание замков и пуговичек;

    завязывание узлов;

    шнуровка (речь пока не об умении завязывать шнурки на ботиночках, учите малыша просовывать шнурки в небольшие отверстия) и т.д.

Движения левой руки отвечают за развитие правого полушария и наоборот. Очень полезны те совместные игры, в которых содержатся элементы сгибания пальчиков.

Критические периоды в развитии речевой функции

Врачи выделяют несколько периодов:

    Между первым и вторым годом в речевом развитии прослеживаются четкие предпосылки речи. Это время "лепетных" слов: «ля-ля», «ня-ня», «ла-ла», «ба-ба» и т. д. Уже в это время надо думать о том, как научить ребенка правильно говорить. Почаще просите кроху показать птичку, лошадку, коровку, собачку, кошечку и т. д. Побуждайте его к произношению (озвучиванию) действий. Идеальный пример для подражания — собственный. Учите кроху новым движениям: «сядь», «дай», «ложись», «возьми». Используйте игры, в которых действия производятся по команде взрослых: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Топ-топ» и т. п.

    В промежуток между 1,5 и 2,2 годами дети пытаются связывать два, а то и три слова. Что в таком возрасте обычно может сказать малыш? Например, такие фразы, как: «Де баба?», «Дай пи» и т. д. К этому возрасту ребенком усваиваются обобщенные понятия. Слово «нельзя», например, используется в разного рода ситуациях. Начинайте увеличивать количество и сужать значение понимаемых малышом слов: называйте детали одежды (шапочка, носочек, кофточка, колготки и т. п.), мебели, игрушек. Важно комментировать и применяемые действия: «возьми игрушку», «одеваем рубашечку», «застегиваем пуговичку» и т. д. Желательно любое действие малыша сопровождать обращением.

    К 2,6 годам словарный запас крохи начинает стремительный рост. Он уже сам спрашивает, показывая пальчиком на незнакомый предмет: «Это что?» Сложно сказать, во сколько начинают говорить дети. Если имеется в виду уже осознанная речь (не период подражания), то, пожалуй, именно в этом возрасте. Ребенок не выговаривает слова достаточно четко, часто коверкает их. А взрослые, пытаясь «спуститься до уровня» ребенка, тоже начинают коверкать свой разговор, затормаживая становление речи малыша. Действительно, для чего ребенку учиться произносить слова четко и правильно, если понимают и так? Помните: малыш должен слышать все слова в правильной подаче! Тогда к трем - трем с половиной годам он и сам будет говорить достаточно ладно. К этому возрасту слова будут изменяться по падежам и числам, а предложения станут более сложными. Однако и завышать требования нельзя, иначе ребенок просто замкнется. Кстати это одна из причин того, почему ребенок не говорит.

    Три года — время, когда ребенок переходит к контекстной речи. Здесь уже требуется согласованность внимания, памяти, анализа, речедвигательного аппарата. Рассогласованность работы ЦНС может вызвать упрямство и негативизм со стороны малыша. Система эта еще довольно ранима, поэтому на фоне стресса (даже небольшого) возможен так называемый мутизм и заикание. Кстати, срывы возможны и в 6-7 лет, когда приходит время начать развитие В это время ЦНС подвержена сильной нагрузке и находится на грани стресса.

    Если задержка речевого развития не связана с заболеваниями ЦНС...

    Если ребенок в 2 года не говорит, если он отказывается повторять за вами слова, если не обращается за помощью и решает свои детские проблемы самостоятельно, помощь в развитии речи однозначно нужна. Некоторые родители списывают такое поведение на упертость или раннюю самостоятельность и не слышат «первых звоночков». Игнорирование приводит к отставанию в речевом развитии. Это, в свою очередь, чревато усугублением упрямства и своеволия. Могут усилиться и истерические реакции. Если ребенок 2,5 года не говорит, а взрослые бесконечно пристают с просьбой «повтори», «скажи», можно дождаться еще и усиления негативизма. В итоге ваше чадо не только не захочет дублировать слова, но и замолчит вообще. Забудьте о таких просьбах. Хотя бы на время.

    Что делать?

    Во-первых, создайте условия, в которых ребенок вынужден будет общаться. Отличный вариант — игровые площадки, идеальный — детский садик. Дети там развиваются быстрее, поскольку не только вынуждены брать пример с уже вовсю общающихся сверстников, но и как-то изъявлять желания и потребности. Многие детки, молчавшие лет до трех, вдруг начинают «выдавать» такие сложные слова, как «бронетранспортер», «синхрофазотрон» и т. д. Кстати, зачастую они начинают говорить наедине с собой, напрочь отказываясь общаться со взрослыми.

    И обязательно занимайтесь. Развитие речи — процесс кропотливый, требующий упорства, режима, терпеливости. Приготовьтесь к тому, что занятиями с логопедом вы не ограничитесь.

    Обязанности родителей

    Занимайтесь с малышом. Но уроки превратите в игру. Произносите названия тех предметов, которые вы вместе увидите. Если малыш не повторяет их — не настаивайте, пусть обучение будет незаметным, ненавязчивым. Искренне радуйтесь, если ваше чадо произнесет новое слово. Хвалите его. Не предупреждайте все желания крохи, ставьте наводящие вопросы: «Какого цвета?», «Хочешь кушать?», «Что коровка делает?» Причем сложность ответов увеличивайте постепенно, начав с простого. Читайте малышу детские стишки, сказки, напевайте песенки. Причем обязательно воспроизводите звуки (мяукание, жужжание), поощряя попытки повторить только что произнесенное вами. Не сюсюкайте — слова должны произноситься правильно, четко. Комментируйте действия (и его, и свои). Научите кроху кривляться (растягивать губы, вытягивать их в трубочку, щелкать язычком), это отличная зарядка для артикуляционного аппарата. Если малыш выражает желания какими-то жестами, поправляйте его, озвучивая его желания в вопросительной форме: «Ты пить хочешь?», «Игрушка упала?» и т. п. Заведите дневник, в который вы будете вносить все изменения: новые звуки, Так будет проще проследить рост речевого развития.

    Говорящие игры для детей

    Это еще одна весомая монетка в копилочку. Такой вид занятий понравится детям, которые любят смотреть телевизор. Если ребенок в 2 года не говорит, подберите ему диски с такими играми. Обучение превратится в настоящее веселье!

    Игры разработаны с учетом характерных Здесь и развитие речи, и расширение кругозора в целом. Для каждого возраста — своя программа, которая так же делится по темам: звукопроизношение («Пожужжим», «Тик-так» и др.), развитие кругозора («Домашние животные», «Дикие животные», «Кто здесь сказал «му» и др.), развитие внимания, памяти, слуха («Загадки звуков», «В гостях у жучка», «Волшебник», «Фея» и др.), развитие дыхания (преимущественно игры с микрофоном: «Вертолет», «Пчелка», «Торт и свечи»), говорящий и даже совместное творчество (можно придумывать большие и маленькие истории, сравнивать, называть, повторять). Дети воспринимают такие занятия гораздо лучше, поскольку они действительно проходят в игровой форме. С одной стороны, не давят взрослые, с другой — малышу предоставлена самостоятельность (разумеется, под вашим присмотром, но ведь он об этом и не догадывается). Есть и которая в какой-то степени может заменить логопеда. Вся эта коллекция проходит под названием «Учимся говорить» для детей от 2 до 7 лет.

Первым средством коммуникации новорожденного с родителями является плач. Малыш громко заявляет о себе и своих требованиях маме и папе, потому что иные способы общения он еще не освоил. Родители с нетерпением ждут первые осмысленные звуки речи своего чада. Во сколько дети начинают говорить, и о чем свидетельствует долгое молчание ребенка?

В первый годик жизни ребенок интенсивно растет и развивается, происходит адаптация к новому миру. Это очень ответственный этап в жизни маленького человечка, и родители должны помочь ему справиться со всеми трудностями данного периода. Малыш в рекордные сроки набирает массу тела, обзаводится зубками, приспосабливается к усвоению твердой пищи, начинает вставать и ходить. За год ребенок из крохотного беспомощного младенца превращается в человечка, который обладает почти всеми навыками и умениями взрослого человека.

Развитие речи — важный момент социализации ребенка, показатель правильного развития мозга и центральной нервной системы.

Речевой аппарат тесно связан со всем организмом маленького человечка, а не является какой-то автономно функционирующей его частью. Задержки в развитии речевого аппарата могут носить временный и патологический характер. Так, известно, что Эйнштейн заговорил в 4 года. Однако не нужно успокаивать себя и думать, что ваш молчаливый малыш — тоже маленький Эйнштейн: к году он должен произносить слова.

Свои первые звуки малыш начинает воспроизводить сразу после рождения. В это время он пользуется своим язычком и небом. Ребенок широко открывает ротик и кричит громко, как оперный певец: использует для этого еще и мышцы живота (поэтому младенцы могут накричать пупочную грыжу). Первыми звуками грудничка является гласные «а» и «у».

Далее малютка, попавший в звуковую среду нашего мира, начинает различать интонационную окраску, обогащая свой плач гневными, жалобными или обиженными нотками. Так происходит формирование эмоциональной сферы маленького человечка, первый опыт социализации. Речевой аппарат формируется не сам по себе, а как следствие взаимодействия с окружающим миром (вспомните Маугли). Молчание вокруг грудничка, отсутствие коммуникации не способствует активному развитию младенца.

В возрасте одного месяца кроха уже узнает голос матери, осознает ее заботу и внимание — и начинает пускать пузыри! Это тоже способ привлечения внимания к себе и попытка коммуникации с окружающим миром. Вместе с пузырями появляется и звуковое сопровождение — «гу, агу». Его речь больше похожа на мелодичное пение из гласных звуков.

Этот период очень показателен для развития речевого аппарата. Когда малютка начинает гулить, он готов осваивать новое звуковое пространство и воспроизводить звуки копированием. Мама должна всячески поощрять малыша на данном этапе становления речевого аппарата. Важно понимать: «гу» и «агу» — это первые слова младенца, доступные его несовершенному речевому аппарату.

Пассивный словарный запас

Как учить ребенка говорить? Важно понимать, что первые уроки развития речи осваиваются малышом только через копирование. Он имитирует все:

  • мимику;
  • движение губ;
  • звуки.

На данном этапе мать должна позаботиться о пополнении пассивного словарного запаса. Что это такое? Это слова, которые ребенок связывает ассоциативно с предметами. Мама показывает на кота и говорит: «кот» или «мяу». У ребенка в сознании откладывается визуальный образ кота и звуковая привязка к этому образу. Он пока не может сказать слово «кот», но в памяти эта информация останется.

Чтобы образы и их звуковая характеристика откладывались в памяти крохи, чаще проводите с ним беседы и всегда сопровождайте свою речь показом предметов. С какого возраста можно формировать пассивный словесный запас? Примерно с полугодика, когда малыш начинает осознанно фиксировать взгляд на предметах и осмысленно изучает их с помощью пальчиков.

В возрасте 6 месяцев малютка уже пытается выразить свое настроение, мысли и отношение к окружающим предметам с помощью звуковых комбинаций — но пока с его язычка слетают лишь непонятные «птичьи» звуки. Не стоит отчаиваться: со временем пассивный словарный запас примет активную форму. Сколько ждать? Время перехода пассивной словесной формы в активную зависит от родителей. С малышом необходимо:

  • часто общаться;
  • эмоционально хвалить за маленькие успехи;
  • играть в развивающие игры по возрасту.

Сколько раз повторять слова, чтобы маленькие дети их запоминали? Никто подсчет не вел, но не менее ста раз. Допустим, в течение дня вы показываете малютке кошку и говорите: «киса, мяу». Даете ему игрушку и говорите: «миша, мишка». И так постоянно. Для малютки выучить родную речь так же сложно, как ученику иностранный язык. Он больше понимает, чем может воспроизвести звучание речи.

Комментируйте все свои движения и действия ребенка: так он освоит глаголы. Например:

  • Оленька умывается;
  • Саша кушает кашку;
  • дай ручку маме.

Называйте правильно все предметы. Дети в грудном возрасте не могут точно воспроизводить звучание слов, однако, это не повод для мамы тоже их коверкать. Если вы будете подражать малютке, он не научится произносить слова правильно.

Во время произнесения слова смотрите малышу в глазки и четко артикулируйте слоги: малыш лучше усвоит новую информацию.

Развивающие игры

Дети легче овладевают информацией в игровом варианте. Можно придумать такие игры:

  • где мама?
  • повторение за ребенком слогов;
  • изучение новых предметов пальчиками;
  • пение песенок малышу.

Игра «Где мама?» научает ребенка осознанно произносить слово «мама». Спросите малютку: «Где мама?» и закройте лицо ладонями. Малыш будет пытаться разнять ладони, чтобы увидеть маму. Уберите свои ладони с лица и скажите радостно: «Вот мама!». Такая игра нравится малюткам в грудном возрасте. Они начинают связывать слово «мама» с ее образом, и вскоре осознанно начнут это произносить.

Повторение за грудничком его лепетания тоже носит обучающий характер. Малыш передвигается по манежу и с упоением лепечет: да-да-да-да-да или гм-гм-гм. Повторите за ним эти же слоги, а потом поменяйте гласные звуки: ди-ди-ди, гам-гам-гам. Можно поменять и согласные. Не ленитесь заниматься обучающими уроками с малюткой, считая это пустой тратой времени.

Ученые доказали взаимозависимость между моторикой и речью. Дети уже с трехмесячного возраста начинают интересоваться игрушками, находящимися в кроватке или коляске, трогать их. Особенно любопытные дети пытаются захватить любые предметы, попадающиеся под руку: не важно, сколько и какие. Давайте малютке трогать и рассматривать разные предметы:

  • круглые;
  • квадратные;
  • гладкие;
  • из ткани;
  • шуршащие.

Развитие моторики пальцев ускорит развитие речевых навыков.

Первое слово

Когда ребенок должен начать говорить, во сколько лет? Обычно, двуслоговые слова (папа, баба, мама, дядя) дети осознанно произносят в возрасте 12-13 месяцев. Этапы становления речи можно охарактеризовать так:

  • гуление: гу-агу;
  • лепет: да-да-да, на-на-на;
  • осмысленные двуслоговые слова: мама, баба, папа, дай.

На втором году жизни словарный запас малютки значительно увеличивается, и он пытается изъясняться в доступной для несовершенного речевого аппарата форме. Например, вместо «молоко» скажет «ко», а вместо «коко» — «км-км». Свою речь малыш сопровождает показом.

Например, он может сказать «дай км-км» и показать пальчиком на отварное яичко. Если малыш что-то требует, показывает пальчиком и кричит «дай», но выразить в речи не может,- обязательно дайте этот предмет и уточните его название. Постепенно словарный запас будет пополняться.

На третьем году жизни происходит разительная перемена в развитии речи малыша:

  • ребенок уже научился составлять из слов предложения;
  • кроха понимает вопросы «почему?», «кто это?» и другие;
  • он использует в разговоре разные части речи;
  • понимает разницу между множественным числом и единственным.

Молчание малыша

Почему некоторые детки долго молчат? Причин может быть несколько:

  • с малышом мало общались;
  • физиологические особенности строения речевого аппарата;
  • последствия родовой травмы;
  • наследственные особенности;
  • заболевание неврологического/психического характера.

Не стоит бить тревогу, если ребеночек все понимает и выполняет просьбы родителей осмысленно, но при этом молчит. Такой особенностью отличаются мальчики. В 3-4 года ребенок заговорит обязательно.

Долгое молчание может носить и наследственный характер, если кто-то из родственников отличился подобным в детстве. При некоторых особенностях строения речевого аппарата может возникнуть задержка в развитии речи: здесь необходимо вмешательство доктора.

Последствия родовых травм тоже негативно сказываются на функциональности речевого аппарата. Подобную проблему может исправить специалист, как и заболевания психического и неврологического характера.

Дефекты речи

Когда стоит бить тревогу и показывать малютку специалистам? Своевременное «созревание» речевых навыков характеризует полноценность умственного развития малютки. В возрасте 6-7 лет малыш должен владеть культурой речи в объеме, позволяющем учиться в первом классе школы.

Однако многие родители не придают развитию речевых навыков своего чада должного внимания. В результате, ребенок не сможет усваивать школьный материал и будет чувствовать себя ущемленным среди одноклассников. Так может сформироваться комплекс неполноценности. Бить тревогу необходимо, если существуют такие речевые дефекты:

  • ребенок не произносит гласные звуки;
  • малыш в 9 месяцев не понимает вопрос «Где мама?»;
  • ребенок не говорит в два годика;
  • к трем годам кроха не владеет фразовой речью;
  • после трех лет малыш продолжает сокращать слова;
  • малыш искажает слова до неузнаваемости.

Большую тревогу должны вызвать и такие физиологические проявления у малыша:

  • в три годика активно выделяется слюна;
  • держит рот открытым и высовывает кончик языка;
  • не может разжевывать еду и держит ее во рту;
  • при разговоре появляются хлюпающие призвуки;
  • произносит странные звуки, не похожие на нашу речь;
  • поведение нельзя назвать адекватным;
  • не хватает воздуха, чтобы произнести фразу;
  • не смотрит в глаза;
  • говорит гнусаво.

Подобное состояние ребенка вызвано неврологическими отклонениями в развитии. Важно обратиться к неврологу вовремя, пока малышу еще три года. Своевременное обращение за помощью гарантирует выздоровление.

Не следует полагать, что само собой все исправится. Возможно, ребенку необходимо показать и психиатру. Важно не упустить время и оказать маленькому человеку квалифицированную помощь. Дефекты неврологического и психического характера сами собой не исчезнут: лишь усилятся.

Как избавиться от растяжек после родов?

Мама учится понимать своего ребенка с самого рождения. Желания новорожденного пока вполне предсказуемы: он хочет кушать, замерз или ему пора поменять подгузник, но иногда узнать, что беспокоит кроху очень непросто.

Через две-три недели родителей ждет награда за бессонные ночи – младенец начнет улыбаться и стремиться к обществу. До первого простого слово ребенка и полноценного общения еще далеко - ни один педиатр точно не знает, в каком возрасте дети начинают говорить.

Произнесение первого слова ребенком - знаковое событие для семьи, которого родители ждут с нетерпением

Таблица развития речи

Четких сценариев речевого развития по месяцам не существует. В таблице приведены обобщенные сроки формирования словарного запаса у детей:

1-3 мес. Кроха активно агукает. Вначале он выдает протяжные звуки: «Аааа, уууу», затем слоги: «гуууу» «буууу»
4-5 мес. Младенец повизгивает, любит смеяться, петь – издавать протяжные звуки, меняя интонацию. Кроха начинает гулить: абу, апу
6 мес. Дитя реагирует на знакомые голоса, лепечет (проговаривает звуки: «ма», «та» и подобные)
7-8 мес. Младенец понимает фразы и просьбы («возьми уточку», «дай ручку»). Расширяется запас произносимых звуков. Кроха пытается подражать («Как лает собачка?» «Гав-гав», «А коровка?» «Муу»»). Кроха узнает некоторые предметы, ищет их взглядом, поворачивает голову
9-11 мес. Можно услышать новые звуки. Кроха проговаривает до 10 простых односложных фраз и звукоподражаний: «Ляля», «Баба», «Ко-ко», «Мяу»
1–1,5 года Любимое чадо может назвать членов семьи: папа, деда, баба. Может показать на картинке животных, части тела или лица. Играет в рифмованные стихи. Может повторять окончания простых стихов
2-3 года Детки понимают простые вопросы и выполняют просьбы, могут принести игрушки, свои вещи. Знают понятия «вверх» и «вниз», рассказывают простые стихи, сказки
3-4 года Ребенок активно общается со сверстниками и взрослыми людьми. Говорит простыми предложениями, может объяснить просьбу. Фразы хорошо понятны, звуки произносятся правильно

В 3-4 года детки уже активно общаются между собой, их речь становится осмысленной, новые слова быстро запоминаются

Это приблизительные, но общепринятые параметры. Если вы обнаружили значительные отклонения, стоит обратиться к специалистам – логопеду, неврологу, психологу, чтобы исключить задержку речевого и психического развития.

Первые занятия

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

В это время произносится первое слово маленького ребенка - «агу». Гулить младенец начинает в полтора месяца. Вначале это протяжные звуки: аааа, ууу, аууу. К трем месяцам появляются слоги «абу», «агу» и др. К полугоду кроха начнет петь, произнося звуки с меняющейся интонацией. К 6 месяцев появится лепет, а к 9 - и долгожданное «мама».

Гулит малыш только если ему комфортно. Убедившись, что он не голоден, ему тепло и сухо, присядьте рядом с ним, наклонитесь и тихо произносите звуки. Младенец обязательно вам ответит.

Разговаривать с новорожденным нужно ласково и с улыбкой, отвечая на все звуки, которые он произносит. Откликайтесь с улыбкой, а если крохе захочется пообщаться, откладывайте неотложные дела. Повторяйте агу, меняя сочетания звуков, и кроха будет повторять за вами.

Почему младенцы выбирают именно «агу»? Все звуки, произносимые новорожденными - гортанные. Звуки [а], [у] по артикуляции больше на «г-гу» или «г-ха», поэтому их воспроизведение легче дается младенцу. Сначала звуки произносятся рефлекторно, но после продолжительных тренировок, кроха начинает придавать эмоциональную окраску своему «агуу» в разговоре с родителями.


Первые «разговоры» младенца - это агуканье, при помощи которого грудничок выражает свои эмоции

Всегда ли «мама» – первое слово?

Мамы и папы ждут осознанных фраз от крохи с большим нетерпением. Когда ребенок начинает говорить, гордость переполняет молодых родителей. В лепете крохи долгожданное «мама» можно различить уже после 7 месяцев. Кроха еще не осознает значения этого выражения, просто сочетания звуков младенцу легко произнести.

Осознанно звать родителей детки будут только после года или даже позднее. При этом во многих книгах развития отмечено первое простое слово малыша - «дай», оказывается, оно гораздо полезнее, чем умение звать родителей.

С помощью игры можно помочь крохе поскорее сказать «мама». Выполняя любые действия, нужно проговаривать: «Мама кормит свою крошку, убирает, варит суп». Можно поиграть в прятки. Спрятать лицо за пеленку и спросить: «Где наша мама? Я здесь!». За игрой вы и не заметите, когда ваш ребенок начинает говорить «мама».

Становление осознанной речи

Как распознать слова в лепете? Порой сложно сразу сказать, когда маленький ребенок начинает говорить. Было ли это первое простое слово ребенка или еще лепет? Что это, часто повторяемые слоги, или уже осознанные фразы? Если вы обнаружите, что ваше чадо говорит: «дай» и показывает пальчиком телефон или любимую игрушку, можно с уверенностью сказать, что это и есть первое слово вашего ребенка.


Чтобы понять, что хочет сказать ребенок, нужно обращать внимание и на его жесты, тогда взаимопонимание установится быстрее

Нельзя установить единую норму и определить с точностью, в каком возрасте дети начинают говорить. При этом формирование речи у большинства деток происходит поэтапно – с милого «агу» до четких многосложных предложений и фраз.

Не нужно торопить детей, некоторые к году говорят до 15 простых слов, другие – не говорят и 4. Главное, чтобы кроха понимал обращенную к нему речь, выполнял простые просьбы, накапливал пассивный разговорный словарь.

Как проверить, понимает ли вас ваше чадо? Попросите его принести мячик, а потом машинку. Если задания выполнены правильно, значит малыш развивается хорошо, не о чем беспокоиться и вы вскоре услышите первое слово своего ребенка.

Как растет активный разговорный словарь?

Услышав первые слова малыша, родители задумываются: «А что же дальше? К какому возрасту заговорит мой сын?». В среднем, активный словарь годовалых детей пополняется ежемесячно на 6-8 фраз. Чаще всего после полутора лет происходит «лексический скачок», и малыш добавляет в речь по 8 новых слов в неделю.

В это время важно как можно больше говорить с детьми, читать им хорошие книги, петь песни. Спустя 2-3 месяца родители обнаруживают «лексический взрыв». Ежедневно кроха произносит столько фраз, сколько ранее разучивал неделями.


Чтение книг - прекрасный способ обогатить активный словарный запас ребенка и стимулировать его речевое развитие

Когда появляются фразы и простые предложения?

Речь полуторагодовалых детей понимают обычно только близкие родственники. Кроха проговаривает только ударные слоги или окончания фраз, но именно этот период признается отправной точкой формирования активного разговорного словаря. Часто фразы звучат так: «Дай куку», что переводится «Дай куклу».

После 2 лет кроха пробует говорить предложениями - это пока еще 2 -3 слова, не подчиняющиеся никаким грамматическим нормам. Если ваше чадо не говорит фразами до 2,5 лет, то его следует показать специалисту - дефектологу и детскому неврологу, чтобы исключить задержку в развитии.

Полноценными собеседниками детки становятся в трехлетнем возрасте. Они уже хорошо согласовывают слова, могут ответить на ряд вопросов. Некоторые крохи уже могут философствовать, их посещают непростые мысли: куда утром пропадают звезды, почему дует ветер, откуда берутся дети?

Почему ребенок молчит?

В практике врачей встречаются «молчуны» - детки, не разговаривающие до определенного возраста. В три года родители слышат только первые слова своего ребенка, а через пару недель дети вовсю говорят предложениями. Это скорее исключение из правил.

Если к трем годам ребенок не заговорил, то необходимо искать причины «упорного молчания» - это могут быть проблемы медицинского характера: задержка речевого развития, нарушение слуха, отставание в развитии нервной системы.

Есть и иные факторы. К ним относится недостаточно развитая мелкая моторика, настойчивое обучение, отсутствие мотивации к разговору, переизбыток эмоций.

Развитие мелкой моторики

Руки – второй по важности орган речи и от их развития напрямую зависит, как скоро кроха заговорит. С самого рождения деткам нужно делать легкий массаж, можно играть в пальчиковые игры: сорока, гуси-гуси и другие.

С полутора лет можно подключать и творческую активность: рисование, лепка из пластилина, кинетический песок, тактильные короба и другое (рекомендуем прочитать: ). Мелкую моторику прекрасно развивает нанизывание бус и шнуровка.

Отсутствие мотивации или настойчивое обучение

Часто дети молчат из-за чрезмерной опеки своих родителей. Взрослые настолько научились предугадывать желания своих чад, что крохе совсем не нужно говорить, а достаточно пролепетать пару звуков и указать на желанную вещь пальчиком. Как только родители «разучиваются» понимать своего ребенка, у малыша возникает потребность в более четком изложении своих желаний, тогда в скором времени речь появляется.

Некоторые родители слишком упорно учат ребенка говорить, постоянно требуя повторить одну и ту же фразу. Если малыш не справляется, родители раздражаются, исправляют, иногда даже кричат. Это не самые лучшие методы для развития речи, так можно только замкнуть ребенка в себе, задержав процесс развития на долгие месяцы.


Чрезмерная опека и попытки быстро разговорить ребенка могут привести к обратному результату - малыш замкнется в себе и откажется учиться

Переизбыток эмоций или недостаток внимания

Бывает и обратная ситуация. Когда ребенок говорит свое первое слово, родители счастливы. Заметив реакцию, кроха снова и снова повторяет это слово, не понимая, почему родители больше не радуются. Задача родителей - проверить, соотносит ли малыш фразу с ее значением. Понимает ли кроха, что «мяч», «машина» - это игрушки, а «сок» - это любимый напиток?

Плохо говорящие малыши встречаются у очень занятых работой родителей. Недостаток внимания взрослые искупают всевозможными игрушками. Дефицит живого общения, особенно без детского сада, приводит к тому, что кроха замолкает.

Что делать, чтобы ребенок заговорил вовремя?

Для того чтобы ребенок заговорил вовремя, уделять внимание развитию речи нужно с самого рождения. Психологи и логопеды предлагают ряд советов:

  • Не включайте телевизор в игровой комнате. Постоянный звуковой фон только мешает развитию речи.
  • Разговаривайте с детьми с самого рождения. Проговаривайте фразы четко и ласково.
  • Рассказывайте крохе стихи, которые нужно закончить «в рифму». Самое популярное стихотворение «Гуси-гуси га-га-га». Его можно разучивать с малышом уже после года.
  • Не нужно «сюсюкать» в общении с детьми. Коверкая таким образом звуки, вы лишаете малыша верного восприятия речи.
  • Разговаривайте с детками простым и понятным для них языком, без сложных и непонятных конструкций.
  • Не говорите слишком быстро. Общаясь к крохе, проговаривайте все фразы медленно и четко. Ребенок, отвечая, тоже не должен торопиться.
  • Позвольте своим деткам стать активными собеседниками. Отвечайте на гуление, поддерживайте пение, хвалите за новые слова.
  • Не упрощайте речь вашей крохи. Не называйте собаку «Гав-Гав», а курицу «Ко-ко». Услышав от ребенка фразу: «Мама, би-би!», подтвердите: «Правильно, сыночек, это машина!».
  • Научитесь внимательно слушать и отвечайте на все детские вопросы. Отшучиваясь и отнекиваясь от общения, вы лишаете себя интересного собеседника в будущем.
  • Не забывайте читать вслух. Выбирайте детские книги с короткими текстами и яркими интересными картинками. Чтение должно занимать не менее 10 минут в день.

Не пренебрегайте этими советами, решение проблемы «упорного молчания» начинать лучше на самом раннем этапе. Чем раньше родители обратят внимание на задержку речевого развития, тем лучших результатов можно достичь и первые простые слова малыша не заставят себя ждать.

Когда пора волноваться?

Большинство педиатров и детских неврологов сходятся во мнении, что до 3 лет детки могут развиваться без оглядки на сверстников. Если же к этому возрасту дошкольник так и не заговорил, обязательно стоит обратиться к дефектологу, психологу и неврологу, чтобы исправить проблемы в звукопроизношении как можно раньше.

В данной статье мы рассмотрим развитие ребенка в области разговорной речи. Т.е как быстро и с какого возраста дети начинают говорить.

Первое «агу», первые слова, предложения – все это запоминается новоиспеченным родителям на всю жизнь. Однако порой малыши заставляют своих родителей понервничать, не спеша произносить столь долгожданные слова.

Как же определить, пора ли ребенку разговаривать, соответствует ли развитие малыша его биологическому возрасту? Для этого нужно быть внимательным и знать определенную информацию. Об этом далее и пойдет речь.

В каком возрасте дети начинают разговаривать, произносить первые слоги, слова?

Человеческий организм состоит из множества органов, каждый из которых выполняет свою важную функцию. Однако специального органа, с помощью которого бы человек разговаривал, у нас нет. Возможность говорить обеспечивается головным мозгом, дыхательной системой, процессами глотания, голосообразования.

Процесс развития речевых навыков начинается у малыша сразу после рождения. Все, что мы по незнанию относим к невнятным звукам, мычанию, кряхтению – это уже развитие речи

Специалисты выделяют 3 основных этапа, во время которых ребенок учится говорить:

  1. Крик, гуканье, лепет
  • Момент появления малыша на свет сопровождается его первым криком. В этот момент в организме человечка происходит множество важнейших процессов. Но мало кому приходит в голову, что этот первый крик закладывает начало процесса развития речи.
  • Первое время после рождения именно крик спасает малыша. Таким образом он сигнализирует родителям о желании кушать, о том, что его что-то беспокоит или что-то не нравится.
  • Далее малыш осваивает гуканье или как еще называют этот процесс, «гуление». В этот период ребенок осваивает звуки и слоги. Чаще всего это непроизвольное произношение гласных и согласных букв. Говорит ребенок таким образом чаще всего в спокойной обстановке, когда его ничего не тревожит и не пугает. Длится данный период примерно до полугода.
  • Затем следует этап под названием «лепет». В это время малыш уже произносит звуки вроде «ба», «ма», «па». Произносит он их, подражая тому, как это делают окружающие его люди. Примерно к 9 месяцам малыш становится гораздо смышленее, он уже копирует интонацию, выражает свои эмоции с помощью звуков и движений. Разговоры становятся более длинными и понятными родным.
  • В это время нужно особо внимательно наблюдать за ребенком. Если вы видите, что малыш в возрасте 8-9 месяцев по-прежнему только «агукает», его звуки не становятся продолжительнее, возможно, нужно проверить его слух. Все предыдущие этапы характерны и для развития глухих малышей, но дальше речь может развиваться только в том случае, если ребенок слышит окружающих.
Существует 3 этапа обучения ребенка
  1. На данном этапе, который наступает примерно с 10 месяцев и длится до 1,5 лет, малыш учится распознавать и правильно применять интонацию звуков, слогов. Он уже осознанно отвечает жестами и действиями. Например, на вопрос: «Где мама?» малыш в таком возрасте покажет ручкой.
  2. 3-й период становления речи характеризуется тем, что ребенок уже хорошо понимает и осознает, когда обращаются именно к нему, когда его просят что-то сделать или наоборот не делать. На 2 году жизни малыш начинает произносить слова и звуки, понимая, что они значат. Пытается сказать то, что он хочет, сокращая слышимые им слова, до удобной для произношения формы.

То есть, речь развивается у малышей с самого рождения. Первые слоги можно услышать в возрасте около полугода, ближе к 8 месяцам, ну, а порадоваться первым словам вы сможете примерно в годик. Важно помнить, что все детки индивидуальны и развиваются по-разному. Кто-то может лениться и не говорить до 1 года вообще, а кто-то может радовать разговорами уже с 8-9 месяцев.

Как должен разговаривать ребенок в 1 год?

Рассуждая на эту тему, снова хотим обратить ваше внимание на то, что все детки разные и развиваются они все совершенно по-разному. Кто-то в 1 год не говорит ни слова, а кто-то употребляет в повседневной речи уже около 20 слов. Успехи малыша в данном деле не всегда зависят от того, занимаются ли родители его развитием и развитием его речи в частности. Достаточно часто дети молчат из-за ненадобности что-то говорить, например, в тех случаях, когда по первому крику ребенка сбегается вся семья и дается все то, что малыш чисто теоретически мог бы просить.

Если говорить о речи и ее развитии, в 1 год кроха должен знать и уметь следующее:

  • Знать свое имя и реагировать, когда кто-то зовет его, обращается к нему по имени
  • Говорить около 5-15 слов, упрощая их до приемлемой формы. То есть, малыш может не говорить «пить», а говорить «пи» и т.д.


  • Кроха должен знать слова «нельзя» и понимать, что оно значит
  • Разговаривать на своем языке с интонацией. Подражать звукам, говорить и показывать, как делают животные
  • Знать и выполнять самые простые просьбы вроде: «дай», «покажи», «подойди»
  • Показывать на картинках животных, хотя бы самых знакомых нам – кот, собака, птичка, лошадь, корова, курица

Если ровно в год вы не услышали первые слова малыша, паниковать не нужно. Постарайтесь больше говорить с ребенком, читайте ему книги и старайтесь вести с ним диалог, а не просто рассказывать ему что-то.

Если подобный выход из ситуации вас не устраивает, проконсультируйтесь с педиатром и логопедом. Для начала нужно понять, какой смысл вкладывается в понятие «разговаривать». Конечно же, в 1 годик малыш не будет говорить с вами на равных, да и предложениями говорить он тоже не будет.

Но однозначно есть детки, которые развиваются быстрее своих сверстников. В таких случаях крохи вместо положенных 5-15 слов могут говорить около 30 и больше. Слова эти естественно будут простыми или даже упрощенными.

Как должен разговаривать ребенок в 1.5 года?

В первые годы жизни кроха растет и меняется буквально каждый день. Поэтому еще полгода жизни однозначно вносят свои коррективы в развитие малыша. В 1,5 года ребенок уже более сознательный, много чего умеет, и каждый день радует родителей своими достижениями.

  • В этом возрасте ребенок, как правило, уже хорошо передвигается без какой-либо посторонней помощи, поэтому получает доступ ко многим вещам и предметам
  • Соответственно малыш слышит больше новых слов и запоминает их
  • Как правило, в 1,5 года ребенок говорит около 25-40 простых слов либо же их форм
  • В это время малыш уже понимает достаточно много слов, просто пока не говорит их
  • В этом возрасте ребенок еще не умеет обобщать понятия, зачастую его сокращенная форма какого-то слова вроде «па» может означать слова «упал», «палка», «спать» и т.д. Поэтому на данном этапе малыша понимают только его родители


  • В 1,5 года ребенок хорошо копирует животных и звуки, которые они издают
  • На картинках кроха уже без проблем показывает самых простых животных
  • Также в 1,5 года малыш уже произносит свое имя и показывает, сколько ему лет
  • Иногда дети пытаются сказать 2 слова, связав их в предложение, например, «дай пить», «иди сюда». Произношение слов естественно может отличаться от нашего

Кто быстрее начинает разговаривать, произносить первые слова: девочки или мальчики?

Нельзя сказать однозначно, что кто-то начинает разговаривать раньше, а кто-то позже, потому как многое зависит от самого малыша и среды, в которой он обитает.

Однако согласно выводам специалистов, можно говорить о том, что в некоторых случаях девочки действительно начинают разговаривать раньше мальчиков.

  • Как говорят специалисты, для более раннего развития речи у девочек есть естественные природные предпосылки. Все дело в том, что задачи, с которыми люди приходят в этот мир, отличаются в зависимости от пола человека.
  • Девочки рождены для того, чтобы в будущем давать потомство и продолжать род. Именно для этого нужна речевая функция: обмен информацией, общение и т.д.
  • Мальчишки же, по своей сути, должны быть добытчиками, кормить семью и защищать ее, а для этого, как известно, разговаривать вовсе не обязательно.
  • Конечно же, объяснения эти слишком преувеличены и изложены совсем простыми словами, но суть объяснения от этого не меняется.


  • Далее нужно сказать о таком понятии, как «биологический возраст». Казалось бы, о каком возрасте может идти речь, если мы говорим о малышах. Но это не так. Все дело в том, что вынашивание девочек несколько отличается от вынашивания мальчиков.
  • Девочки находятся в утробе матери дольше мальчишек и собственно там развиваются до нужного уровня. В то время как мальчики рождаются раньше, и им приходится догонять девчонок уже вне утробы мамы.
  • Этот фактор также влияет на то, что маленькие принцессы начинают говорить раньше.
  • Однако сравнивать всех с одним тоже не нужно. Это не правило, а исключение, ну или как минимум не закономерность.
  • Бывает и так, что мальчишка начинает говорить гораздо раньше своих сверстников, в том числе и представительниц прекрасного пола.
  • На это может влиять обстановка, в которой живет малыш, то, как с ним занимаются, его нужда в этом.

Ребенок не разговаривает в год, 1.5 года: это нормально?

Нормально или не нормально то, что ребенок молчит в 1 год и 1,5 года, нужно оценивать, учитывая множество факторов.

  • Многое зависит от беременности и родов. Если во время родов были какие-либо осложнения, то возможно, это скажется на речевом развитии ребенка
  • Но о таком, как правило, врачи всегда предупреждают молодых мам
  • Далее нужно учитывать, нет ли у малыша каких-либо признаков отставания в развитии
  • Если ребенок активно прошел все 3 стадии первичного развития речи, то есть, крик, гуканье, лепет, то бить тревогу в этом возрасте не стоит


  • Другое дело, если какие-то этапы развития прошли стороной, вы замечаете, что малыш не слышит ваши вопросы, не реагирует на просьбы. В этом случае задержка развития речи может быть из-за проблем со слухом
  • Также важно учитывать, разговаривают ли с малышом взрослые, занимаются ли они им
  • Это только кажется, что ребенок в столь юном возрасте ничего не понимает и общение ему не важно. На самом деле с малышом нужно говорить, нужно показывать ему картинки и рассказывать сказки
  • Если явных отклонений в развитии у малыша нет, то повода волноваться в этом возрасте относительно речи, так же нет

До скольки лет ребенок может не разговаривать?

Этот вопрос чем-то схож с предыдущим. Все детки индивидуальны, и сказать, до скольки лет ребенок может молчать, просто нереально.

Наверняка, вы слышали ни одну историю о том, как детки молчат до 3-х лет, а после начинают говорить чуть ли не как взрослые. Такое действительно бывает, этому могут способствовать определенные факторы или же индивидуальность ребенка.

  • То, что малыш не говорит до 2-х лет, совершенно не страшно.
  • Вы можете проконсультироваться с врачом по этому поводу, пройти специальные тесты, но, как правило, это всего лишь особенность вашего ребенка.
  • По советам специалистов панику не стоит поднимать до 2,5-3-х лет. До этого возраста малыш может не разговаривать из-за лени, ненадобности выражать словами свои желания, из-за стрессовой ситуации.
  • Вы в свою очередь занимайтесь с ребенком. Разговаривайте с ним, играйте в развивающие игры, читайте книги и тогда ваше чадо вскоре порадует вас своим разговором.

Как научить маленьких детей разговаривать: приемы

Ребенок – это губка, которая впитывает все, что видит и слышит. Именно поэтому молодым родителям с появлением в семье малыша нужно учить разговаривать не только его, но и себя.

  • Запомните, малыш учится разговаривать, смотря на взрослых и слушая их
  • Возьмите за привычку говорить правильно, не коверкая слова и не изменяя их. Следите за ударением, разговаривайте на «чистом» языке, забудьте о суржике
  • Разговаривайте с крохой с момента его рождения. Это вам может показаться, что это не важно и не нужно. На самом деле, таким образом, устанавливаемся эмоциональная связь малыша с вами, а это залог успеха
  • Настраивайте визуальный контакт, улыбайтесь ребенку, стройте ему мордашки, привлекайте его внимание
  • С самого начала говорите правильно, забудьте о сюсюканье и прочих неправильно произносимых словах, потому как в памяти у малыша постепенно будут откладываться подобные знания
  • Рассказывайте ребенку обо всем, что его окружает. Называйте вещи своими именами, при этом названия произносите четко
  • Не игнорируйте просьбы ребенка объяснить или рассказать что-то
  • Пойте вместе песни, читайте сказки, книги и смотрите мультики
  • Учите слова с помощью различных стихов, считалок, поговорок


  • Не забывайте в раннем возрасте о старых добрых играх вроде «сорока-ворона», «ладушки» и т.д.
  • Уделяйте время развитию моторики, поскольку специалисты считают, что эти два процесса тесно взаимосвязаны
  • Корректно поправляйте малыша, если он произносит слова не правильно. Нельзя при этом ругать, кричать, тем более наказывать. Только спокойные разговоры и объяснения помогут вам и вашему ребенку найти общий язык и добиться нужного результата
  • На этапе, когда кроха уже достаточно хорошо и внятно говорит, уделите внимание ударению слов, изучению синонимов. Старайтесь максимально пополнять словарный запас ребенка
  • Обязательно используйте в речи скороговорки. Рассказывайте их вместе с малышом, не смейтесь, если у него что-либо не будет получаться с первого раза

Как правильно разговаривать с грудным, годовалым ребенком, чтобы он начал говорить?

Многие родители допускают одну и ту же ошибку, с раннего возраста разговаривают с детками, коверкая слова.

Конечно же, дети вызывают сущее умиление, однако, нужно сразу искоренить у себя привычку сюсюкать и использовать только уменьшительно-ласкательные формы слов.

  • Несмотря на то, что малыш начнет отвечать вам на вопросы, да и вообще говорить первые слова еще совсем не скоро, вы уже должны разговаривать с ним
  • Грудной ребенок будет улавливать вашу интонацию, видеть мимику, запоминать эмоции. Все это вы должны проявлять в разговорах с крохой
  • Обязательно беседуйте с ним, реагируйте на все издаваемые им звуки, вскрики, подчеркивая тем самым их важность
  • Пойте колыбельные, другие песенки, читайте книжки, обязательно с интонацией
  • Носите малыша на руках, показывайте ему картинки, предметы, рассказывайте, что это такое. Поворачивайте ребенка в сторону исходящего звука, объясняйте, что происходит


С годовалым ребенком все еще проще. В этом возрасте малыш уже сам начинает проявлять интерес к окружающей обстановке, вещам, звукам, людям.

  • Постоянно разговаривайте с малышом
  • Показывая на родственников, называйте их имена или статус – бабушка, мама, папа, тетя, дядя и т.д.
  • Просите повторить слово, для этого выбирайте самые простые слова, упрощайте их до понятной для малыша формы, например, кукла – ляля, бабушка – баба, ба и т.д.
  • Не запрещайте исследовать окружающий мир, трогать, бросать, собирать и т.д.

Объясняйте во время таких игр, что малыш сделал, почему так делать нельзя, если это запрещено. Ни в коем случае не повышайте голос, ребенок не понимает крика, он должен понять, почему нельзя. Например, ребенок ударил животное, не нужно бить его по рукам и кричать, вопрошая, нормальный ли он. Стоит объяснить, что животному больно, при этом преподносите информацию понятно и доступно. Скажите, что животное будет плакать, проведите аналогию. На самом деле дети многое понимают, просто у нас взрослых складывается обратное впечатление из-за того, что малыши этого не проговаривают

Нужно ли специально разговаривать с ребенком, чтобы научить говорить?

Безусловно, да. Чем больше вы беседуете с малышом, тем скорее он порадует вас своими первыми словами и предложениями, потому, что кроха берет пример с окружающих и учится у них.

  • Если ребенок будет расти в среде, где никто не говорит, он никогда не будет разговаривать, потому, что мы не рождаемся с заложенными знаниями и умениями, мы приобретаем их в процесс нахождения в социуме
  • Если малыш будет расти в семье, где между собой все разговаривают, но малышу в этом плане уделяется мало внимания, он заговорит, но когда, вопрос времени
  • Там, где ребенком занимаются, где ему оказывают должное внимание, процесс овладения речевым аппаратом проходит гораздо быстрее и проще
  • Поэтому разговаривать с детьми нужно и делать это стоит, начиная с беременности
  • После рождения так же говорите с крохой и тогда результаты не заставят себя долго ждать

В каком возрасте ребенок должен разговаривать предложениями?

Опять-таки повторимся, что все это происходит сугубо индивидуально и зависит от многих факторов.

  • До 2-х лет разговоров предложениями ждать не стоит. В этом возрасте у малыша слишком маленький словарный запас и отсутствует понимание того, что так вообще делать нужно и можно
  • После 2-х лет ребенок начинает пробовать складывать слова в предложения. Чаще всего эти попытки происходят из-за необходимости ребенка получить что-то, например, «дай пить», «иди сюда» и т.д. При этом ребенок может произносить сокращенные формы слов
  • Около 3-х лет ребенок начинает изъясняться сложными предложениями. Речь в этом возрасте куда более понятна всем окружающим


  • В 3-летнем возрасте кроха понимает, как получить желаемое, может высказать требования, показать, что именно и как он хочет, может и активно выражает недовольство в случае отказа
  • То есть, простые предложения можно услышать примерно в 2-2,5 года, а вот осознанные сложные предложения будут радовать вас после 3-х лет

Появление в семье новорожденного малыша, это большое счастье. Все хлопоты, связанные с его воспитанием и обучением, приносят родителям огромное удовольствие, поэтому долгожданным ребенком всегда охотно занимаются. Будьте уверены, что уделяя своему чаду время, занимаясь его воспитанием и обучением с рождения, через несколько лет вы будете приятно удивлены.

Видео: Учим слова. Первые слова малыша. Учимся говорить. Развивающий мультик


Top