Сценарии познавательная программа свет рождественской звезды. Рождественская звезда

Сценарий Рождественского праздника для школьников

«Под Рождественской звездой»

Цель:
Приобщение детей к духовно-нравственным ценностям через знакомство их с событиями Рождества Христова.
Задачи:
1. Создать радостную, дружескую атмосферу праздника.
2. Формировать у детей представление о смысле праздника Рождество.
3. Воспитывать у обучающихся духовно нравственные качества: стремление к доброте, любви к ближнему, послушанию, вежливости.
4. Развивать у обучающихся навыки доброжелательного общения, внимание, инициативу.
Оборудование:
Праздничное оформление зала с новогодней ёлкой, две тарелки с кусочками фруктов (для эстафеты), компьютер с колонками, фонограммы песен, подарки для детей.

Ход мероприятия:
Ведущая: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы в очередной раз собрались в нашем праздничном уютном зале. Мы будет отмечать весёлый праздник. А кто из вас знает, какой это праздни? (Рождество)
Ведущая: Под покровом мягким, снежным
Дремлет русское село,
Все дороги, все тропинки
Белым снегом замело.
Снег под солнцем серебрится,
Яркий свет над ним струится,
И звучат слова:
" Здравствуй, праздник,
Светлый, ясный,
Величавый и прекрасный,
Праздник Рождества"

Вот и постучалось снова к нам в дверь Рождество. Великое это чудо. Бог стал человеком, чтобы спасти человека. Поздравляю вас с этим великим праздником!

Рождество – это значит радость.

Рождество – это значит мир.

Рождество – это значит надо

всех простить, как Христос простил.

Рождество – это значит людям

доступ к Богу открылся вновь.

Рождество в нашей стране отмечают 7 января. Самое главное – не забывать, что Рождество – это день рождения Иисуса Христа Ребята, а какой подарок мы можем подарить Иисусу Христу на Его день рождения? (спеть для Него от всего сердца) Дети поют песню «На лошадке в санках».
Ведущая: Ребята, кто из вас знает, где родился Спаситель?
(в Вифлееме - в хлеву).
Ведущая: Подскажите мне, что такое хлев
. (Хлев - это пещера, куда на ночь загоняли животных). Вот в одной из таких пещер и родился Иисус Христос.
Ведущая: Я предлагаю вам отгадать загадки про Рождество, и из них мы многое узнаем об этом светлом празднике.
Загадки о Рождестве
В целом мире торжество,
Потому что…
(Рождество)
Нет смиренней в целом мире
Юной девушки…
(Марии)
К ней от Бога приходил
Ангел Божий…
(Гавриил)
Этот Ангел весть принёс,
Что родился ей…
(Христос)
Все сомнения отбросив,
В Вифлеем идёт…
(Иосиф)
Нет пристанища Царю,
Им придётся спать …
(в хлеву)
Не в дворцах и не в шатрах,
Спит малыш Христос…
(в яслях)
Из восточной стороны
К малышу идут…
(волхвы)
Как же им найти Царя?
Путь укажет им…
(звезда)
Поклонившись до земли,
Поднесли они…
(дары)
Вы внимательные очень.
Но ещё задам вопрос;
Что от вас в подарок хочет
Получить Иисус Христос?
Ведущая: С 7 по 19 января - период празднования зимних святок в традиционном народном и православном календаре от Рождества до Крещения. Это время на Руси отмечено как одно из самых веселых, радостных и шумных. В деревнях, селах и городах ходили по дворам колядовщики с новогодними поздравительными песнями-колядами, получали за песню угощение - пироги, блины, пряники. Чтобы обеспечить благополучие, плодородие в наступающем году, по традиции хозяевам следовало устроить радостную, приветливую встречу. Все поздравляли друг друга с Новым годом особым способом - песнями, пожеланиями каждому здоровья и добра. Соседи, родственники, дети ходили из дома в дом под видом сеятелей, бросали горсть зерна в красный угол и пели:

Сею-вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю,

Со скотом, с животом,

С малыми детушками!

Ведущая: Накануне Рождества и в день праздника одевались во все новое, да еще и переодевались по нескольку раз, чтобы весь год были обновы. С 8 января начинаются Святки, длящиеся 12 дней до Крещения. По древнему верованию, в дни святок новорожденный Бог странствует по земле и рассылает щедрые дары; о чем попросишь в молитве, то и получишь. Считалось, что в это время исполнялись самые заветные желания. Святки сопровождались своими обычаями и обрядами - святочные гуляния, святочные колядования, щедрования, гадания под Рождество, Новый год и Крещение. Святки являлись временем отдыха, игр, развлечений, гуляний.

С первого дня Рождества ходили «христославы» по дворам с нарядно украшенной звездой на большом шесте и пели рождественский тропарь или поздравительные песни, за что тоже получали дары в виде хлеба, что обеспечивало плодородие в будущем году. Две недели не прекращались святочные игрища, где молодежь (отдельно дети) устраивала хороводы, пляски, игры. Обязательно на святочных вечерах появлялись люди в масках, в особой одежде, которых называли «ряженые». Любимыми персонажами ряженых были медведь, коза и лошадь - символы плодородия и благополучия. Ряженые устраивали импровизированные сцены из жизни, всех смешили, хулиганили. В дома также приходили бродячие актеры - кукольники, которые устраивали вертепные представления: «Поклонение Христу- младенцу», «Смерть царя Ирода».

Дети исполняют колядки

Коляда, коляда! А бывает коляда
Накануне Рождества!
Коляда пришла -
Рождество принесла!
А дай Бог тому,
Кто в этом дому:
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста!
Ему с колосу осьминка,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна - пирог!
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем,
И богатством!
И создай вам, Господи,
Еще лучше того!
Далее по очереди:
Дай вам, Господи,
Скота, живота,
корову с теленочком,
овцу с ягненочком,
лошадь с жеребеночком,
свинью с поросеночком!

Ведущая: Множество примет помнит народная память. Считалось, что все сны, увиденные в святочную неделю, обязательно сбудутся.
Чтобы избежать различных неприятностей, запрещалось в Сочельник и первый день Рождества подметать пол, выбрасывать мусор, нельзя было шить, а то уродится слепой, а лапти плести - уродится кривой. Считалось плохой приметой, если 7 января в дом первой войдет женщина - значит, круглый год женщины этого дома будут болеть.
Считается, что елка - неотъемлемая принадлежность Нового года. Это не совсем так. Ставить елку - это рождественский обычай. С глубокой древности у всех народов символом мира было дерево. Символ рая - вечнозеленая ель, которую принято наряжать в ночь на Рождество и оставлять в течение всех святок. Кстати, рождественская елка тем и отличается от новогодней, что ее украшали исключительно белыми и синими шарами.

Ведущая: Люди издавна верили, что в эти морозные январские дни, в канун Рождества Христова, ходит по свету добрая богиня Коляда, несет в дом радость и здоровье. Спасибо вам, милые колядовщики, за ваши добрые слова и поздравления. А теперь пора раздать деткам святочные пряники.
Под песню «Пряники русские»

Ведущая: А сейчас давайте поиграем: ребята разделятся на две команды, а на стульях стоит по тарелочке с праздничным угощением - кусочками фруктов. Участники команд по очереди подбегают к тарелке и берут по одной дольке фрукта и съедают. Посмотрим, чья команда победит.
Ведущая: Молодцы, ребята! Быстро опустошили тарелочки.
Игра «Золотые ворота».
Девочка и мальчик встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом (мальчик, девочка) и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка проходит под «воротиками» под русскую народную мелодию «Как под наши ворота».
«Воротики» произносят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас! Тот, кто не прошел под воротами читает стихотворение или поет песню.

Игра «Гонки мячей»

Участники располагаются по кругу. Два игрока, стоящие напротив друг друга, получают по мячу. По сигналу ведущего игроки начинают передавать мячи по кругу в одном направлении. Игрок, у которого окажутся сразу два мяча, выбывает из игры.

Игра «Ноев ковчег»

Игроки вытягивают из мешка названия животных, но не показывают и не говорят о том, что достали. Названий каждого животного может быть в мешке не более двух. Затем в комнате меркнет свет, а игроки, имитируя звуки своего животного, должны найти себе пару. Время поиска ограничивает ведущий.

Во время праздника дети водят новогодние хороводы.


Ведущая: И, конечно же, какое Рождество без подарков? Обычай дарить в Рождество подарки связан с евангельскими преданиями о дарах волхвов. Как известно, золото, ладан и мирру. Но это не значит, что и мы должны дарить золото и прочие дорогие подарки. Главное - чтобы подарок был сделан от чистого сердца. Чаще всего на Рождество дарят фигурки ангелочков, красивые открытки, книги.

Всем присутствующим вручаются небольшие подарки.

Главная > Сценарий

Сценарий «Рождественская звезда»

(сказка)

Классы:1-5

Действующие лица: -2Автор-ведущий-3 Чтец-3 звездочки-Вифлеемская звезда-2 пастуха-2 ангела- большой, маленький-3 Волхвы-хорАвтор-1 Слушайте, дети,слушайте сказаниеПравды прекрасной о том,Как родился Христос.Дню рождения ГосподаРадуйтесь, Радуйтесь, дети!Украшайте колкие елки,Пусть блестят и сверкают они!Пойте веселые песни, танцуйте быстрые танцы,дарите друг другу подарки,И сын Божий вас благословит!(Звучит фонограмма П. И. Чайковский «Щелкунчик».) Автор-2 За окном морозится январь,Млечный путь без края и конца.Всякое дыхание и тварьСлавит, славит своего творца.Стекла в украшениях резных, замер под сугробами погост.На верхушке стынущей сосныПтицами таится стайка звезд.И земля, не зная суеты,Дышит чистотою голубой.Дерева, дороги и кусты-Все кругом исполнено тобой.Служит Богу весь подлунный мир,Тихий лес над спящею рекой.О места, забытые людьми,Лобызаю дивный ваш покой.(Звучит фонограмма П. И. Чайковский «Щелкунчик» , появляются, шепчась 2 звезды) Ведущий. В небе полуночном звезды горят,Тихо блистают. Тихо звенят.И глядя на снежный земли узор.Такой меж собой ведут разговор.(Вбегают звездочки) 1-я звезда: Рождественская ночь, безгрешна и светла,В величии своем на землю снизошла.И все окутала таинственным покровом.Священная звезда затеплилась над кровом.2 Звездочка :В вышине небесной много звезд горит,Но одна всех ярче радостно блестит.3-я звездочка :Христова вестница рождения,Сияя красотой,Горит звезда спасенияНад страждущей землей.2-я звездочка: И горит, и сияет на небе звезда, льет лучи, словно солнце вдали.3-я звезда: Не светили так звезды нигде, никогдаС сотворенья самой земли.(Входит Вифлеемская звезда, звездочки отдают ей поклон, Звезда кланяется в ответ) Вифлеемская звезда :Как я счастлива, звезды-сестрички,Я Творцом для того создана,Чтоб сияньем своим необычнымВозвестить о рожденье Царя.Я в далекий путь отправляюсь,В Вифлеем Иудейский лечу,Сердцем радостным тихо смиряясь,Всей Вселенной Христа укажу.Сценка с волхвами: 1-Й (Каспар): Яркая звезда зажглась на небе,В путь далекий нас с собой маня.2-Й (Валтасар): Долго, долго, очень долго едем,Ослики копытами стучат.3-Й (Мельхиор): Из далеких стран везем мы злато,Смирну и прекрасный нежный ладан,Нужно нам всем вместе торопиться, первыми у Бога появиться.Каспар: Мы цари-звездочеты (кланяется зрителям), в звездном небе подсчеты мы ведем. Валтасар, Каспар, Мельхиор.Валтасар: Мы царю Вселенной красоты несравненной дар везем.Мельхиор: Злато, смирну и ладан, драгоценного нарда мы несем. Каспар: Свети, звезда над миром в чистых небесахВедомы мы твоим сияньем,Валтасар: Мы за тобой пойдем,Рожденного младенца-Спасителя найдем(уходят за сцену). Сценка «Пастухи» 1-й пастух: Там в долине среди горВдалеке горит костер.Это мы -пастухи у реки.2-й пастух: Долгой ночью нам не спать, Всю отару охранятьИ рассвета ожидать у реки.1-й пастух: Вдруг разверзлись небеса,И, услышав голоса, Испугались пастухи у реки.2-й пастух: Головы свои склонив, в страхе думают они:Что за чудо из чудес у реки?(Выходят ангелы, Большой и маленький.) Большой ангел: Не ужасайтесь, пастыри, а радости внемлите,На поклонение Христу скорее поспешите. Маленький ангел: Найдете в яслях вы Царя.На сене золотистомЛежит Он, в пеленах повит,Рожден от Девы Чистой. Большой ангел: Вы не бойтесь, пастухи,Бог сошел простить грехи.Он рожден в вертепе ныне;Иисус Спаситель Ему имя.(ангелы становятся по обеим сторонам от хора) хор (поет): Небо сумрачно и черно, но земля бела;Люди, радуйтесь, звоните вы в колокола!Родился Христос Спаситель-О блаженный миг!И к нему склоняет Дева свой прекрасный лик.И младенец небогатым пологом укрыт,С перекладин паутины кружево весит.Дрогнет Он среди соломы-Тут же, рядом с нимМул и вол дыханьем греют Господа своим.Но над яслями раскрылась неба синева-Это славят серафимы полночь Рождества!(Сценка с волхвами) Чтец: (Фонограмма (1)) -Три светлых царя из восточной страныСтучались у всяких домишек,Справляясь, как пройти в Вифлеем,У девочек всех, у мальчишек.-Ни старый, ни милый не мог рассказать.Цари прошли все страны;Любовным лучом золотая звездаВ пути разгоняла туманы.-Над домом Иосифа встала звезда.Они туда постучали;Мычал бычок, кричало Дитя,Три светлых царя распевали.Появляются волхвы Валтасар: Тебе, Христе, Царю всемирный,Мы злато принесли и смирну.Мельхиор: Тебе, Царю, ладан приносим,Прощенья прегрешеньям просим.(Волхвы кланяются перед иконой Рождества или изображением вертепа, кладут дары.) Пастухи: Мы все сердца ему отдалиИ чистым сердцем величали!Пастух-1 :Христос рождается- прославьте!Христос с небес- Его встречайте!Пастух-2 Христос Спаситель на земле-К нему вы сердцем возноситесь И воздыхайте, и молитесь.Вместе хором: О Боже, мир нам ниспошли!Чтец (самый маленький): С неба нам радость большая пришла.Дева Мария Христа родила.Ангел об этом сказал пастушкам, звездочка путь указала волхвам.В детский наш праздник прославим Христа,Пусть всех коснется Его красота.

Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было младенцу в вертепе
На склоне холма.

Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере,
Над яслями теплая дымка плыла.

Доху отряхнув от постельной трухи
И зернышек проса,
Смотрели с утеса
Спросонья в полночную даль пастухи.

Вдали было поле в снегу и погост,
Ограды, надгробья,
Оглобля в сугробе,
И небо над кладбищем, полное звезд.

А рядом, неведомая перед тем,
Застенчивей плошки
В оконце сторожки
Мерцала звезда по пути в Вифлеем.

Она пламенела, как стог, в стороне
От неба и Бога,
Как отблеск поджога,
Как хутор в огне и пожар на гумне.

Она возвышалась горящей скирдой
Соломы и сена
Средь целой вселенной,
Встревоженной этою новой звездой.

Растущее зарево рдело над ней
И значило что-то,
И три звездочета
Спешили на зов небывалых огней.

За ними везли на верблюдах дары.
И ослики в сбруе, один малорослей
Другого, шажками спускались с горы.

И странным виденьем грядущей поры
Вставало вдали все пришедшее после.
Все мысли веков, все мечты, все миры,
Все будущее галерей и музеев,
Все шалости фей, все дела чародеев,
Все елки на свете, все сны детворы.
Весь трепет затепленных свечек, все цепи,
Все великолепье цветной мишуры...
...Все злей и свирепей дул ветер из степи...
...Все яблоки, все золотые шары.

Часть пруда скрывали верхушки ольхи,
Но часть было видно отлично отсюда
Сквозь гнезда грачей и деревьев верхи.
Как шли вдоль запруды ослы и верблюды,
Могли хорошо разглядеть пастухи.
-Пойдемте со всеми, поклонимся чуду,-
Сказали они, запахнув кожухи.

От шарканья по снегу сделалось жарко.
По яркой поляне листами слюды
Вели за хибарку босые следы.
На эти следы, как на пламя огарка,
Ворчали овчарки при свете звезды.

Морозная ночь походила на сказку,
И кто-то с навьюженной снежной гряды
Все время незримо входил в их ряды.
Собаки брели, озираясь с опаской,
И жались к подпаску, и ждали беды.

По той же дороге, чрез эту же местность
Шло несколько ангелов в гуще толпы.
Незримыми делала их бестелесность,
Но шаг оставлял отпечаток стопы.

У камня толпилась орава народу.
Светало. Означились кедров стволы.
- А кто вы такие?- спросила Мария.
- Мы племя пастушье и неба послы,
- Пришли вознести вам обоим хвалы.
- Всем вместе нельзя. Подождите у входа.
Средь серой, как пепел, предутренней мглы
Топтались погонщики и овцеводы,
Ругались со всадниками пешеходы,
У выдолбленной водопойной колоды
Ревели верблюды, лягались ослы.

Светало. Рассвет, как пылинки золы,
Последние звезды сметал с небосвода.
И только волхвов из несметного сброда
Впустила Мария в отверстье скалы.

Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.

Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то в потемках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.

Сценарий проведения православного праздника

«Свет Рождественской звезды»

Идея праздника, хореография: Фоменко О.В.

Музыкальное и видео-оформление: Дубровина А.Н.

Декорации: Фоменко О.В., Дубровина А.Н.

Костюмирование: Павленко Е.В., Таланова Л.В., Губенко И.В.,

Колещатая Е.А.

Цель: Знакомство с православными традициями русского народа: праздник «Рождество Христово».

Задачи:

Обучающие: Расширять представления детей о культурном наследии своего народа, формировать духовно-нравственную сторону личности ребенка.

Коррекционно- развивающие: Развивать мышление, память, внимание, усердие.

Воспитательные: воспитывать стремление к доброте, скромности, любви к ближнему, бережное отношение к природе, послушание, трудолюбие, вежливость. Воспитывать познавательный интерес к истории возникновения одного из главных православных праздников в году.

Социальные: развивать коммуникативные навыки.

Предварительная работа: Разучивание песни «Овечки, коровки», «Белый снег», стихотворений, колядок, рассматривание иллюстраций.

Словарная работа: Рождество Христово, Иисус Христос, Иосиф, Святая Мария, Вифлеем, ясли, вертеп, волхвы, кутья

Актуальность: Наш проект является актуальным в связи с возрождением традиций русского народа.

(Звучат колокола. Видео «Рождественский звон». Слайд №2)

Ведущая: Слышите? Слышите? Колокольный звон! Он оповещает нам большую радость-рождение Господа нашего Иисуса Христа!

(Музыкальный фон №1, слайд №3 )

Давно погасла в зимней мгле

Восточная звезда,

Но не забыто на земле

Рождение Христа.

Как, проповедуя любовь

И правду Божества,

Он каждый год рождался вновь

На праздник Рождества

Ведущая:

Уже более двух тысяч лет Рождество празднуют все христиане Земли. И сегодня мы с вами вспомним настоящую Рождественскую историю, которая происходила много - много лет назад.

(Слайд №4)

Действительно 7 января мы встретили самый теплый, светлый и любимый праздник РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО. День рождения Христа празднуют во всем мире. Рождество стало важнейшим событием для всего человечества, современное летосчисление ведется именно от этого дня.

Смотрим мультфильм «Рождество Христово».

(Слайд №4, стрелка)

Ведущая:

Христос рождается - прославьте!

Христос с небес - Его встречайте!

Христос - Спаситель на земле!

К нему вы сердцем вознеситесь

И всей душой возвеселитесь!

Ведущая:

- В каком городе родился Иисус Христос?

Дети: Вифлеем (показать карточку и повесить на магнитную доску).

Где родился младенец Христос?

Дети: вертеп – пещера (карточка).

Как звали мать Иисуса Христа?

Дети: Мария.

Что же такое Рождество и с чем оно связано?

(Слайд №5)
Рождество - это светлый, радостный праздник,который издавна праздновали на Руси и сейчас празднуют во всех странах мира.
Рождество - это значит радость,
Рождество - это значит мир,
Рождество - это значит надо
Всех простить, как Христос простил.
Рождество - это значит людям
Доступ к Богу открылся вновь
Петь, играть и дружить мы будем,
Прославляя Христа любовь.

(Слайд №6)

Ночь с 6 января на 7 называется Сочельник, носят кутью - это сочиво (каша) из пшеницы с мёдом. (Слайд №7)

Иногда добавляют мак, изюм.

Идут нарядные в храм, украшенный зелёными ветвями ели, на всенощную службу. (Слайд №8)

А в храме стоит вертеп – это пещера куда во время непогоды загоняли скот, где и родился наш Спаситель.

Дети:

1.Утро вечер подгоняло,(Диана)

Рождество для всех настало,

В доме праздник, В доме радость.

Наступил Священный день!

2.В церковь все спешат теперь! (Ангелина)

Держат незакрытой дверь…

Родился Иисус Христос,

Он спасенье всем принёс!

3. В этот день святого Рождества (Оля)
Каждый ждёт от жизни волшебства:
Чтоб больной здоровье вмиг обрёл,
Чтобы странник до огня добрёл,
Чтоб добро царило, а не зло,
Что бы всем, кто верит, повезло!

Ведущая: А сейчас, ребята, вы услышите главное песнопение этого праздника и называют его Тропарь. Раньше его знали в каждой семье с детства наизусть.

(Слайд №9)

Звучит в записи (№3) Тропарь (исполняет ХОР)

(Муз. фон №4)

Ведущая:

Ребята, признайтесь, вы любите получать подарки? (Да)
А откуда пошёл обычай дарить на Рождество друг другу подарки? (ответы)

Когда на свете родился Иисус Христос, на небе взошла большая яркая звезда, и эту звезду увидели волхвы (карточка) – мудрецы с востока. (Слайд №10)

Они как раз наблюдали за движением небесных светил, и они поняли, что эта звезда возвестила им о том, что на свете родился великий Царь, Спаситель мира.
Волхвы принесли подарки, поклонились до земли Ему. (Слайд №11)

ЗОЛОТО – как царю, в виде дани.
ЛАДАН (карточка) – как Богу (маленькие шарики душистой смолы), использовали при богослужении, когда кадят благовонным дымом, изображая облака и воздух.

(Обойти детей, показать, дать подержать в руках ладан. Спросить, нравится ли вам его запах.)
СМИРНУ (карточка) (это масло) – человеку, идущему на смерть, потому что, умерших людей помазывали благовонным маслом.

Мария хранила эти дары всю свою жизнь. Сейчас они находятся в монастыре на горе Афон. От даров и поныне исходит удивительное благоухание.

И вот с тех самых пор все люди на Рождество стали дарить друг другу подарки.

(Звучит музыка №5, заходит Звезда)Слайд №12

Звезда: (Анастасия 5а кл)

Я, Вифлеемская звезда,

Пришла из космоса пустого.

Там вечный мрак и холода.

И там впервые Божье Слово

Меня нашло. И вот, я здесь,

Чтоб ночью этой долгожданной

Вам возвестить благую весть:

Уже явился вам желанный

Спаситель мира. На земле

Пусть каждый, преклонив колени,

Прославит в радостной хвале

Любовь и полное прощенье.

И будет мир в душе того,

Кто примет Господа, как друга

И верным станет для Него,

Хваля дела Его повсюду.

(Слайд №13)

Вокруг в домах светился свет, но там закрыты двери,

Там Иисусу места нет - родился Христос в хлеве.

И в пещере, где всю ночь не гасли

Факелы, мигая и чадя,

Белые ягнята увидали в яслях

Спящее прекрасное Дитя.

(Слайд №14)

(Девочки- звёздочки под музыку танцуют, берут дары и относят в вертеп, возвращаются на сцену, а звезда танцуя уходит.)

Дети исполняют песню: «Овечки, коровки» (минусовка №6) Слайд №15

(Муз. фон №7) Слайд №16

Овечки, коровки,
Склоня свои головки,
Приятно удивились,
Что гости к ним явились.
Они совсем не знали,
Не знали, не знали,
Кого к себе приняли, приняли.
Иисус Христос смирился
И в нищете родился.

Вдруг ангелы запели,
И в яслях, в колыбели
Уснул Христос-младенец
На ароматном сене.
Пою и я, ликуя, ликуя, ликуя:
"Иисусу Аллилуйя, Аллилуйя!"
Что Он рожден в пещере
И спас меня по вере!

Ведущая:

Да, Рождество это особенный праздник, который не обходится без чудес. И разве не чудо, что сегодня мы с вами побывали в далёком Вифлееме, где родился Иисус Христос. И мы здесь в школе сдружились друг с другом - это тоже чудо. И эти все чудеса возможны потому, что Бог любит нас с вами. Потому, что все мы и маленькие, и взрослые его любимые дети.
А знаете ли вы, что в разных странах этот праздник празднуется по - разному.
Например: В Англии в эту ночь не закрывают двери для того, чтобы любой гость мог войти, и считается, что он обязательно принесёт счастье.
А в Германии, выкидывают старые вещи, чтобы было всё по- новому.
А в Дании к этому дню выращивают розы, чтобы вдруг среди зимы расцвели краски лета.
Помните в сказке «Снежная Королева» у Ганса Христиана Андерсена, Кай и Герда поют песню: «Розы цветут, красота- красота, скоро увидим младенца Христа».
Но у нас в России принято на Рождество колядовать. И если пришли к вам колядовщики год будет благодатным, урожайным и удачным. Дети наряжаются в разные костюмы и ходят от дома к дому, поют песни, славят рождение Христа и тоже к радости. Колядки (карточка) – величальные обрядовые песни с пожеланиями здоровья, удачи, богатства.

(Девочки надевают «сапожки» и муфты.)

Инсценировка песни-колядки «Белый снег, белешенький».(запись №8)

Белый снег белёшенький

Постели дороженьку,

Чтобы мы шагали

Рождество встречали.

К празднику шагаем мы

С разными дарами.

С песнями чудесными,

С добрыми делами.

Сцена украшена под русскую избу.

Звучит песня «Это ночь святая» (запись№9),слайд №17

Выходит из- за ширмы Хозяйка с подсвечником в руке, поправляет рушник, выглядывает в окно, садится мотает нитки на клубочек, подпевает.

Звучит тихий колокольный перезвон. (№10) Слайд №18

Стук в дверь.

Хозяйка. (Кричат колядовщики) Слайд №19,(муз. фон №11)
Заходят колядовщики (в руках одного из них кутья, у второго Вифлеемская звезда, у третьего мешок или «сапожок» для подарков).

Мир вашему дому (дети говорят).

С миром принимаем. (Хозяйка)

Дети говорят вместе:

Пришла коляда, отворяй ворота!

Нынче к вам пришли-

Счастье, радость принесли!

1.Пришло Рождество добрым людям под окно.(Настя)

Мы все звезду его носим,

Христа превозносим.

С нами звезда идёт, молитву поёт.

Дай бог тому,

Кто живёт в этом дому!

2.Гостей угощайте, (Марьяна)

Пироги нам давайте.

Или кружку молока,

Да чашку творога!

Мешок ватрушек,

Коробку игрушек,

Корзину овощей

И для супа, и для щей!

3. Коляда, коляда, (Кирилл)
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохолком,
Петушка с гребешком!
(Слайд № 20)

Дети исполняют песню колядку «Рождество Христово, Ангел прилетел»

1.Рождество Христово,

Ангел прилетел.

Он летел по небу,

Людям песню пел:

«Вы, люди, ликуйте,

Все днесь торжествуйте,

Днесь Христово Рождество!»

2.Пастыри в пещеру

Первые пришли

И младенца Бога

С Матерью нашли.

Стояли, молились,

Христу поклонились.

Днесь Христово Рождество!

3.Мудрецы с востока

Со звездой идут;

Ладан, смирну, злато

Ко Христу несут.

Стояли, рыдали,

Христу дары дали. Днесь Христово Рождество!

Хозяйка угощает колядовщиков.

Спасибо, хозяюшка!

Кирилл: Тем, кто детишек угощает,

Тому Бог целый год помогает!

(Слайд №21), муз. запись №12

Ведущая:

После Великого Рождества начинаются святки – почти две недели до самого Крещения. Это волшебные дни. Все ходят друг к другу в гости, желают добра, здоровья, благополучия и угощают друг друга.

13 января отмечали день Святой Маланьи или Васильева Коляда. Это был канун Нового года по старому стилю. Ходили посевать только мужчины.

14 января – праздник СТАРЫЙ НОВЫЙ ГОД, правда странное словосочетание, как же это понять?

Это совершенно удивительный праздник, который отмечается лишь в нескольких странах. Традиция отмечать старый Новый год в России возникла после 1918 года, когда было введено новое летоисчисление. Сначала этот праздник назывался Новый год по старому стилю. Но столь длинное название было неудобным, и появилось словосочетание «старый Новый год».

Старый Новый год отмечается в ночь с 13 на 14 января. Особое значение этот праздник имеет для верующих людей. Дело в том, что православная церковь продолжает отмечать все церковные праздники по прежнему, юлианскому, календарю (по «старому стилю»), а мы живём по григорианскому календарю (повторите за мной).

Самая распространённая традиция в России в ночь на старый Новый год - лепить и варить вареники. А теперь для тех, кто постарше: «Кто лепил вареники на Старый Новый год?» (ответы)

Можно сделать вареники с сюрпризом и договориться, что означает тот или иной сюрприз. Например, пуговка к обновке, монетка к подарку, нитка к путешествию, перчинка к неожиданной радости.

Этот праздник уютный и спокойный. В такой вечер после угощения неплохо поиграть в какую-нибудь интересную семейную игру, например в «Русское лото», поблагодарить ушедший год и помечтать, построить планы на будущее.

Дети, вы помните, что посевать на Старый Новый год ходят только мужчины. Примета такая: первый мужчина – быть добру, благополучию.

Звучит русская танцевальная музыка. Стук в дверь. Входят посевальщики.

(В руках сито с крупой)

(Слайд №22), муз. запись №13

Сею- вею, посеваю, (Саша 4 кл.)

С Новым годом поздравляю!

Насеваю вам добра

И душевного тепла.

Пусть пшеница колосится, (Дима 4 кл.)

Гречка в поле уродится
И на пастбищах травы

Выше будет головы.

Сею счастье в каждый дом. (Серёжа 3а кл.)

Чтоб богатство было в нём,

Были все здоровы, живы, (Максим 3а кл.)

Не грустили, не тужили,

Чтобы детский смех звучал

И надёжный был причал.

ХОЗЯЙКА: Ну, порадовали! Ну, повеселили! Как же вас не приветить! Как же вас не одарить!

(Дарит подарки, дети благодарят и уходят)
(Слайд №23, муз. запись №14)

Ведущая:

18 января – этим днём заканчиваются святки. С 18 на 19 января идут в храм, берут освящённую воду. Накануне Крещения мелом рисовали кресты на стенах, дверях, потолках, собирали снег для отбеливания тканей и умывания. В полночь люди ходили за водой на реку, считалось, что эта вода долго не портится.

19 января – Крещение господа нашего Иисуса Христа, а по- другому этот праздник называется Богоявление.

Хозяйка:

Главный обычай самого дня Богоявления (по нашему календарю этот праздник всегда отмечается 19 января) – торжественное освящение воды. В древности первые христиане Иерусалима в день Богоявления выходили к реке Иордан, освящали ее воды в память о Крещении Господнем. Эта традиция дошла и до наших дней. В праздник Крещения Господня служится особый водосвятный молебен, а во многих местах выходят из храмов крестные ходы и идут к ближайшему водоему: реке, пруду, озеру, чтобы освятить его воды. А там уже во льду водоема (ведь на дворе январь, часто в эти дни стоят сильные морозы) вырублена крестообразная прорубь. Называется эта прорубь иордань, в знак того, что вспоминается при водоосвящении в этот день Крещение Самого Спасителя в Иордане. В разных местах по-разному стараются украсить прорубь-иордань: церковными покровами, ледяными фигурами. Под пение церковного хора погружает священник на этом молебне в холодную воду крест, благословляет крестообразно гладь воды.
(Слайд №24)
Самые смелые христиане в этот день окунаются в освященной ледяной воде. А все люди после молебна в храме или на реке берут с собой освященную воду, наливая ее в принесенные бутылки и банки. Весь год, до следующего праздника Богоявления, хранится в домах крещенская вода: ею кропят жилище, с благоговением пьют по утрам. К святой воде, а особенно воде Крещенской, относятся как к святыне – с благоговением.
Вечерок крещенский, вечерок особый. Крещение-последний день зимних святок. Сегодня была я в церкви, взяла воды освящённой. Окроплю я святой водой избу, да и вас всех на счастье окроплю, на добрую долю.
(Хозяйка окропляет всех гостей и детей освящённой водой.)
Ведущая:

- А знаете ли вы дети приметы Крещенские или Богоявленские?
КОЛЯДОВЩИКИ:

Если в Крещенскую ночь небо чистое - будет много гороха.

Яркие звёзды в Крещенскую ночь – к хорошему приплоду овец.

- На Богоявление день тёплый – хлеб будет тёмный.
- Если снег хлопьями – быть урожаю.
- Если в крещенскую ночь небо усыпано звёздами, ожидай много грибов и ягод.
- Метель на дворе – пчёлы будут роиться.
Хозяйка:

А вот ещё что я расскажу: в Богоявленскую ночь, пред утренней, небо открывается; о чём открытому небу помолитесь, то и сбудется.

Рефлексия:

    Когда празднуют Рождество Христово? (ответы детей)

    В каком городе родился Христос?

    Где родился младенец Иисус?

    Кто первыми узнали о рождении Христа?

    Что подарили волхвы младенцу Иисусу?

    Как называются песни, которые пели и славили Христа?

    Как называется время между Рождеством и Крещением?

    А какой следующий праздник после Рождества?

    Какого числа отмечают Крещение?

Хозяйка:

Всех не спеть нам славных песен,
Добрых слов всем не сказать.
Вечер наш прошёл на славу.
В Святки любо поиграть!
Всем спасибо от хозяйки
За улыбки и за смех,
И за игры, и за пляски,
Благодарствуем мы всех!
(Слайд №25), муз. запись №15

Ведущая: Мы с вами должны благодарить Бога за то, что Он послал с небес Своего Сына, который учит нас любить, верить и прощать.
Христос пришёл на землю, чтобы в сердцах людей совершались самые главные чудеса: жадный – становился быть щедрым, завистливый – бескорыстным, плачущий был бы утешен, одинокий обрёл бы друга. И это всё возможно, если мы верим, надеемся и любим. Это самые главные дары.

(Слайд №26),запись «Рождество Царя»

Действующие лица:

Звучит вальс из балета «Спящая красавица». На площадку перед елкой выбегают девочки-снежинки и кружатся в танце. Постепенно их движе-ния становятся все медленнее, и, наконец, одна за другой они замирают на месте в разнообразных позах. Входит Метелица.

Метелица.

Под покровом мягким, снежным

Дремлет русское село.

Все дороги, все тропинки

Белым снегом замело.

Снег под солнцем серебрится,

Ясный свет над ним струится,

И звучат слова:

«Здравствуй, праздник, светлый, ясный,

Величавый и прекрасный,

Праздник Рождества!

Целый день метель кружила,

Над землей всю ночь мела,

Все в лесу метель укрыла,

Замела, запорошила —

И сюда пришла...»

Здравствуйте, дорогие ребята! Как много вас собралось здесь сегодня у этой чудесной рождественской елки! А я, седая волшебница Метелица, пришла к вам сюда из своего заснеженного леса не просто повеселиться. Много было у меня работы в последние дни перед Рождеством: нарядить все в лесу, укрыть потеплее. Ведь впереди рождественские морозы, суровые, трескучие! И вот показалось мне, что к вам сюда впорхнули несколько белых снежинок. Наверное, елочка их своими огнями завлекла. Не понимают, глупые, что здесь, в тепле, они уснут и растают. Вы не видели их? Ах! Вот они где! Уже уснули! Помогите их мне спасти. Ребята! Если мы споем им песенку про метель, про елочку в снежном лесу, они снова оживут, почувствовав дыхание зимы. Вставайте в круг!

Поют песню «В лесу родилась елочка». Снежинки постепенно оживают и встают в общий хоровод.

Метелица . Спасибо песенке про елку и, конечно, спасибо, вам, ребята, — вы оживили этой песенкой наши снежинки. А вы, снежинки, улетайте скорее на волю — а то снова растаете!

Снежинки «улетают», подбежав сначала к елочке, а затем прошептав что-то Метелице на ушко.

Метелица. Ребята, вы хотите узнать, что шепнули мне снежинки? Елочка рассказала очень интересную историю — о том, что произошло с ней, со всеми людьми, со всем миром две тысячи лет назад, когда впервые люди на Земле праздновали великий праздник Рождества. И теперь снежинки хотят поведать эту историю вам.

Звучит торжественная музыка. Снежинки вносят легкую ширму, на ко-торой укреплена декорация наподобие храма с тремя большими окнами-арками, задернутыми занавесками, — это вертеп. Открывается первое окно (гостиница). Появляются в окне куклы (вырезанные из бумаги).

Иосиф. Добрый вечер, хозяюшка! Нет ли у вас в гостинице свободной комнаты переночевать путникам?

Мария. Мы пешком шли сюда из далекого Назарета. И так устали!

Хозяин. Нет у меня ни одной свободной комнаты. Из-за приказа кесаря переписать народ нашей страны в Вифлеем пришло столько людей, что и не сосчитать!

Иосиф. Нам бы хоть чуланчик какой!

Хозяин. Я уже и чулан последний сдал купцу. Есть еще, прав-да, пещера для скота, да вы ведь туда не пойдете... Там ничего нет, кроме соломы.

Мария. Пойдем хоть в эту пещеру. Переночуем на соломе.

Уходят, музыка звучит вновь. Открывается 3-е окно. Ночь, долина.

1-й пастух . Ночь темна, не растерять бы нам наши стада!

2-й пастух. Посмотри, какой свет полился вдруг с небес! Что это? Мне страшно!

Ангел. Не бойтесь. Я возвещаю вам и всем людям. За городом Вифлеемом в пещере родился младенец. Это будущий Спаситель мира — Иисус Христос. Идите в Вифлеем, и там, в пещере, вы най-дете младенца, лежащего в яслях, из которых кормят скот.

Музыка. Открывается центральное окно. Все видят пещеру, младенца в яслях и Деву Марию. У входа растут пальма, маслина и елка.

Ангел.

Ясная ночь. Тихо кругом.

Ярко горит звезда над пещерой.

Ангелов хор смолк за холмом,

Свет голубой тихо льется из щелей.

В яслях младенец-Спаситель лежит.

Тысячи лет его ждали прихода.

Счастье тому, кто к нему поспешит.

Счастливы люди! Ликует природа!

1-й пастух. Мы пришли поклониться Божественному младенцу. Вот что у нас есть! Хлеб, сыр, мед. Мы принесли ему эти скромные дары.

2-й пастух. А я положу в ясли свежей травы и пахучего сена. (Уходят.)

Пальма. Какое счастье! Я, стройная пальма, расту у самого входа в пещеру, в которой родился сам Иисус Христос — Спаситель мира.

Маслина. И я, пахучая маслина, выросла здесь же...

Елка . И я, зеленая елка, расту тут!

Пальма. Все — и люди, и звери, и цветы — несут свои дары младенцу. Я склоню над ним свою крону, пусть мои ветви в жаркий день повеют на него прохладой.

Маслина. И я наклоню над ним свои ветки. Пусть мое душистое масло каплет с них и наполняет пещеру ароматом.

Елка. Возьмите и меня с собой. Я тоже хочу поклониться это-му Младенцу.

Пальма. Куда тебе с нами! У тебя только колючие иголки да липкая смола. (Идут к Младенцу.)

Елка.

Никого! Одна я, одинока.

Ночь тиха. Звезда зовет, горит.

Все идут, идут к святой пещере.

Каждый к Сыну Божьему спешит.

Ну, а я? Ничтожнейшая елка.

Вся в колючках здесь стою в глуши.

Я сейчас отсюда за Младенца

Помолюсь тихонько от души.

Ангел. Как скромна ты, милая елка! Я вознагражу тебя: разукрашу лучше твоих сестер. Сейчас ты засияешь огнями — тебя украсят звезды с небес — и к тебе первой потянется младенец. Он улыбнется тебе, елка. (Снимает с неба звезды и вешает на елку.) И теперь каждый год в день Рождества Христова ты будешь красоваться в сиянии огней, и все, глядя на тебя, будут радоваться и весе литься. Ты, скромная зеленая елка, станешь символом великого праздника — Рождества Христова.

Звучит колокольный звон, окна вертепа закрываются.

Метелица. Ребята, какую чудесную историю рассказала нам елочка. Оказывается, ее впервые украсил и нарядил ангел в день Рождества маленького Христа. И вот уже две тысячи лет люди в этот день наряжают рождественскую елку. Вот и у вас она есть — нарядная, красивая, яркая! Только... почему же вы не начинаете ваш праздник? Может быть, поджидаете кого-нибудь из самых дорогих гостей? Кого же это, интересно? Верно (как это я сразу не догадалась!), — Деда Мороза и Снегурочку! А вы их звали, приглашали на свою елочку? Может, еще раз позовем их все вместе, хором? (Дети: Дедушка Мороз!)

Не слышит! Придется попросить пап, мам, бабушек присоединиться к нашему зову. Три — четыре! Дедушка Мороз!

Звучит музыка. Это грамзапись сказки «Кот-хвастун» — вступление. Появляется сорока с конвертом в руке. Исполняет «сорочий » танец и останавливается перед детьми.

Метелица. Глядите-ка, это же сорока! Какую-то весточку нам принесла... Уж не от Деда ли Мороза? (Сорока утвердительно кивает головой.) Кому же ты ее отдашь?

Сорока. Отдам тому, кто отгадает мои 3 загадки. Вот они в другом конверте.

Метелица (читает).

Белый катится клубок,

На глазах толстеет бок!

Сидит красная девица

Под землей в глухой темнице

И зеленую косицу

Распустила над землей.

Эту красную девицу

С хрустом мы съедим зимой.

Крепко я дружу с водицей —

Без меня вам не прожить,

Ни умыться, ни напиться,

Огорода не полить...

Итак, кто отгадал эти загадки? Вот эти три маленьких мудреца. Сорока, ты отдашь им письмо? Нет? Отдаст кому-то одному. Кому же? Ну-ка, вспомним отгадки: снежный ком, морковка, ведро... Что получается? Снежная баба!

Так вот кому отдаст сорока письмо! Ну-ка, кто из вас сумеет быстрее всех превратиться в снежную бабу? (На стульях раскладываются 3 комплекта. Это: ведро, морковь — нос, белая накидка.) Итак, под музыку — превращение начали!

Одевшись, ребенок должен вскочить на стул и крикнуть:

«Я — снежная баба!» Идет игра. Сорока отдает письмо победителю. Ведущая читает его вслух.

Ведущая. «Дорогие дети! Мы не смогли приехать к вам на рождественскую елку и очень огорчены этим. Метель, которая мела в лесу три дня и три ночи, замела все дороги и тропинки, и теперь нам не найти дороги. Сани-самокаты утопают в снегу. Простите нас, но на елку в этом году не ждите.

Дед Мороз, Снегурочка».

Метелица. Ребята! Раз я оказалась виновата в вашей беде, я вам и помочь должна. Только как — не знаю... Ведь я, Метелица, умею только заметать пути...

Пурга (появляется). А обо мне вы забыли? Я твоя младшая сестра — Пурга. Но и я кое-что умею. И я как раз умею разметать все сугробы, все заносы, которые намела Метелица. Я немедленно отправлюсь в путь!

Метелица. Подожди, тебе будет одиноко в пути, а нам здесь скучно сидеть и ждать без дела. А что, если...

Пурга . Поняла, поняла! Не надо продолжать! Ребята! Кто хочет поехать со мною в сказочный лес за Дедом Морозом? Все? Молодцы! Я знала, что у вас добрые сердца. Но на чем же мы поедем?

Метелица. На сказочных санях! И получится у нас настоящий санный поезд. А в сани мы запряжем волшебных коней. Надо только позвать их. Как в сказках добры молодцы своих конец звали? Конечно, свистом молодецким!

Пурга. Найдутся ли у нас такие добрые молодцы, кто умеет оглушительно свистеть? А ну-ка... раз, два, три! (Дети свистят.) Плохо! Не слышат вас кони сказочные! А ну-ка, еще раз! Еще!

Звучит мелодия песни «Три белых коня» из к/ф «Чародеи». «Кони» — девочки с хвостами из елочного дождя, держа над головой сверкающие дуги, выбегают на площадку, танцуют, а потом выстраиваются перед зрителями .

Пурга. Итак. Рассаживайтесь в санный поезд, занимайте места в сказочных санях, и кони поведут нас в царство Деда Мороза. А я на нашем пути буду разметать снега.

Метелица. Ая буду заметать ваши следы, чтобы не увязалась вслед за вами всякая нечисть. В ночном лесу полным-полно ведьм, и чертей, и разбойников. Не испугались? Тогда поехали!

Звучит музыка. Дети, построившись «паровозиками», движутся по площадке в разных направлениях.

Пурга. Стойте! Поглядите-ка, ребята: где мы оказались? Да мы же на сказочной поляне у избушки Бабы-яги. Давайте-ка тихонько сядем на пеньки и подумаем о том, что же делать дальше. (Дети садятся.)

Метелица. Мне кажется, эта Баба-яга не пропустит наши поезда дальше.

Баба-яга. И не пропущу! Неужто такую ораву в лес пускать? До сих пор в нашем лесу ни крику, ни гаму не было, а тут целая шайка. Обойдутся и без Деда Мороза. Да и он без них не помрет. А ну, поворачивай оглобли!

Метелица. Ребята, нам надо придумать, как обмануть злую Бабу-ягу!

Баба-яга. Я вам покажу — обмануть! Меня еще никто не обманывал. Да ко мне сейчас Змей Горыныч с Лешим пожалуют. Уж мы втроем-то вам покажем! Во! Пожаловали! Летят-гремят!

Звучит фонограмма песни из сказки «Новые приключения Колобка», под музыку пляшут Баба-яга, Аеший, Змей Горыныч, каждый из них солирует под куплет песни, посвященный этому сказочному герою.

Леший. А это что за компания? Фу! Русским духом пахнет!

Баба-яга. Шатаются тут по лесу всякие несовершеннолетние. Брысь, мелюзга!

Леший. Кому сказано — брысь! А-а, брось, кума. Пошли лучше в избу, почаевничаем!

Баба-яга . А вы и не думайте в сказочный лес сунуться. Мы по очереди будем караулить. Если не уберетесь — утащим к себе и съедим. Сначала я выйду, потом ты, Леший, а потом Змей.

Леший (детям). Поняли? Чтоб духу вашего не было! Пошли, кума, пировать! (Уходят в избушку.)

Пурга. Ну что, ребята! Пойдем домой? Молодцы, не испугались нечистой силы! Только как же нам пройти через эту сказочную поляну, чтоб злодеи нас не увидели и не услышали?

Метелица. А я разбросаю на пути волшебные кольца. Тех, кто успеет запрыгнуть в них при появлении лесных злодеев, того не увидят ни Баба-яга, ни Леший, ни Змей Горыныч. (Раскладывает на площадке большие обручи.)

Пурга. Итак, кто не трус — по санным поездам и вперед! Но при появлении нечистой силы прекращаем движение и все запрыгиваем в волшебные кольца.

Игра повторяется 3 раза. Появление каждого из лесных злодеев сопровождается сменой музыки. Не успевших прыгнуть в обручи детей нечистая сила утаскивает к себе в избушку.

Баба-яга (после 3-й игры выходит с Лешим из-за избушки). Пусть-ка посидят путешественнички взаперти. А нам теперь и по-спать можно на печке.

Леший. Поели, попили — в самый раз поспать! (Исчезают в избушке.)

Пурга. Вот и обманули мы нечистую силу, ребята! Правда, жаль тех, кто в плену остался. Надо их как-то спасти! Но как!

Метелица. Я знаю, как. Надо подучить их, чтоб они, пока зло-деи спят, убежали. А если те от шума проснутся и пустятся в погоню — я превращу вас всех в густой лес. Встаньте в несколько кругов и возьмитесь за руки — словно ветви деревьев густо переплелись. Пусть деревья беглецов пропускают, а нечистую силу задерживают. Итак, встал на поляне густой лес? А теперь хором крикнем пленникам: «Бегите!».

Музыка. Пленники выбегают на площадку, за ними — нечисть, идет игра-погоня в «густом лесу», не поймав никого, нечисть прячется за елку.

Пурга . Ребята, мне кажется, что путь в лес свободен. Нечистые совсем заблудились в лесной чаще. Теперь они проплутают до утра. А нам пора. Санные поезда готовы? Тогда — вперед, в сказочный лес! (Движение поездов.)

Метелица. Ребята, а вы знаете, куда мы прибыли сейчас? На поляну, где обитают лесные зверюшки. Но где же они? А чей это плач слышится из дупла? Смотрите, все они горько плачут. (Звери-куклы из кукольного театра показываются в дупле.) Нет, ребята, нам нельзя бросить их в беде, правда? Будем дознаваться, что случилось.

Лиса (появляясь ). Да ничего плохого не случилось. Даже наоборот. Это я подшутила. Утащила у них все зимние запасы и разве-сила вот так. Теперь это приманка! Как только кто-то из них не выдержит голода — и спустится сюда, я тут как тут! Цап-царап — и нету зайчика или ежика! Умная я, верно, ребятки? Похвалите, похвалите рыжую, я это заслужила. Теперь всех их съем. А пока зверюшки поплачут, я спокойно погуляю в лесу полчасика. Аппетит нагуляю... Ха-ха-ха! Я умная, у меня все рассчитано. (Уходит.)

Пурга. Ребята, неужели мы оставим этих милых зверюшек на съедение? Давайте что-нибудь придумаем. Давайте, пока нет лисы, вернем зимние запасы хозяевам. Зверюшки боятся лисы. А мы с вами доброе дело сделаем. Нужны 2 команды по 5 человек. Мы превратим вас в настоящих зайчиков. (Надевает маски.) К морковкам вы должны добираться, прыгая на двух ногах, и драть вы должны их, как настоящие зайцы — зубами, без помощи рук. Какая заячья семейка больше морковок принесет зверюшкам? (Игра идет под музыку «Летки-енки», по принципу эстафеты.)

Метелица. Молодцы, ребята. Посмотрите, как рады лесные зверюшки. Теперь у них на всю зиму еды хватит. А лисе не добраться до дупла.

Ведущий. Стойте, ребята! Я хочу вас предупредить, что мы приближаемся к царству Снежной королевы. Осторожнее! Если вы читали Андерсена, то знаете, что на пути к царству Снежной королевы водятся разбойники, которые очень любят нападать на путешественников. Давайте тихонько рассядемся вокруг полянки и притаимся. Пусть не разбойники нас подстерегают, а мы их.

Звучит музыка, появляются разбойницы: маленькая и большая, они вводят Герду.

Пурга. Ребята, вы узнали эту маленькую пленницу? Ведь это Герда, которая в поисках братца Кая попала в руки к разбойникам.

Герда. Отпустите меня, пожалуйста! Спасите меня, ребята! Я хочу искать Кая!

1-я разбойница . Нет, пусть она остается с нами! Нам будет скучно без нее.

2-я разбойница. Когда нам будет грустно, мы будем щекотать ее кончиком ножа.

1-я разбойница. И она будет визжать, как поросенок. Вот уж мы тогда повеселимся!

Герда. Нет, я не хочу, я боюсь!

Пурга. Уважаемые разбойники, а ведь совсем необязательно щекотать кого-то ножом. Есть игры и повеселее, к тому же не такие жестокие, хотя тоже разбойничьи.

Разбойницы. Какие, какие? Научи нас!

Пурга. Вот бубен! Мы его дадим в руки Герде. А вам, разбойники, мы завязываем глаза, сами встаем вокруг и беремся за руки. По звону бубна ищите, ловите Герду. Кто поймает ее первым — тот и победитель. Итак, приготовились!

Снимает с Герды ее накидку, надевает на другого ребенка, ему дает бубен. Герда убегает, а разбойники ловят «подставное лицо». «Герду» можно менять несколько раз, передавая накидку и бубен разным детям.

Разбойник (сняв повязку с глаз). А где же Герда? Это совсем другая девчонка! Убежала? Ну, и пускай! Я буду Гердой, а ты — лови меня! (Надевает накидку, берет бубен и убегает, играя вместе с другими разбойниками.)

Метелица. Вот и свободен путь к Деду Морозу. По сказочным саням расселись? Вперед!

Ведущий. Ребята, вот мы с вами очутились у дворца Снежной королевы. Вот и она сама. Сядем, послушаем, что она нам хочет сказать!

Снежная королева. Здравствуйте! Это кто же пожаловал в мои чертоги? Откуда путь держите и куда? А не встречали ли вы моего воспитанника Кая? Эта негодная девчонка только что увела его из-под носа моих стражников. Мне теперь скучно и одиноко без живой души. Что это я говорю — живой...? Нет, лучше всего, если души у людей ледяные, холодные, мертвые. Тогда это действительно прекрасно — стоять перед человеком и любоваться его ледяным лицом. Что ж, раз Кай с девчонкой убежали, оставьте мне кого-нибудь взамен, и я пропущу вас. Эту... И вот этого мальчугана... Я им сердца заморожу, превращу в статуи и буду любоваться.

Метелица. А может, не стоит замораживать живых людей? Лучше нарисовать на бумаге — и любуйся на них сколько угодно. Они-то уж никогда не оживут и не убегут.

Снежная королева. А где мне взять на бумаге...?

Метелица . А мы вам нарисуем! А ну-ка, кони: раз, два, три!

Девочки-кони выносят 2 рамы с вставленными в них чистыми листами ватмана и кисти с красками или фломастеры. Набирается 2 команды детей, каждый игрок получает задание нарисовать определенный элемент портрета (первая команда рисует мальчика (можно принца), вторая — девочку (принцессу)).

Снежная королева (после окончания игры). Какие замечательные неживые лица! Спасибо вам, путешественники! Эти принц и принцесса заменят мне неблагодарных Кая и Герду. Ступайте теперь в царство Деда Мороза! Оно начинается сразу за моими владениями.

Метелица . Итак, вперед, волшебные кони! Наша цель близка. (Поезда движутся.)

Пурга. Ребята, мы с вами уже в царстве Деда Мороза. За этой елью стоит сказочный дворец. Надо направить туда несколько наших посланников. Кого же? Наверное, тех, кто всех наряднее и сказочнее сегодня выглядит, кто пришел на елку благодаря мамам и бабушкам в необыкновенных, сказочных костюмах. Просим этих ребят выйти сюда. (Музыка. Парад костюмов.) А теперь берите свои сани — и за Дедом Морозом и Снегурочкой. Ждем вас с ними! А мы пока потанцуем на этой полянке.

Начинается танец, после которого появляются 2 санных поезда с карнавальными масками.

Дед Мороз. Здравствуйте, ребята!

Снегурочка. С Новым годом, со светлым праздником Рождества!

Дед Мороз. Мы знаем, как долго добирались вы сюда!

Снегурочка. Как много преград пришлось вам преодолеть!

Дед Мороз . Но дружба, доброта и отвага — самые лучшие помощники в любом деле. Они, конечно, выручали вас во всех испытаниях.

Снегурочка. А путь вам освещала лучистая огромная звезда, которая зажигается над миром только в эту рождественскую ночь — рождественская звезда!

Дед Мороз . А теперь — снова в путь. Пора к рождественской, елке. Пусть Пурга и Метелица снова разметут нам дорогу. Итак, снова — по сказочным саням! И в путь! (Движение «сказочных саней» вместе с Дедом Морозом и Снегурочкой.)

Дед Мороз (после остановки). Вот я и у вас в гостях, ребята! Приглашаю вас всех в хоровод к замечательной рождественской елке!

Продолжаются танцы, песни, веселье.


Top