«Хололо» — корякский национальный обрядовый праздник нерпы (фоторепортаж). Малые народны россии

Хололо - корякский национальный праздник нерпы отмечается в конце промыслового сезона. Раньше жители Камчатки таким образом благодарили богов за удачную охоту и рыбалку. С 2010 года наряду с ительменским и эвенским праздниками благодарения природы — Алхалалалаем и Нургенеком — Хололо является официальным праздником Камчатского края.

Праздник нерпы Хололо проходит на этнической площадке - В гостях у Кутха. Это древний национальный праздник, приуроченный к окончанию летнего промыслового сезона, схожий с теми, что празднуют и другие коренные жители Камчатки в осенние месяцы, благодаря богов за удачную охоту и рыбную ловлю. Главный гость праздника - нерпа. По поверью, угодив этому морскому зверю, добытчики могут надеяться на то, что следующим летом он вернется и приведет с собой новых «гостей».


Гости праздника могли познакомиться с национальной кухней и изделиями декоративно-прикладного творчества коренных народов Севера, попробовать уху и шурпу из нерпы. Под рокот бубнов были проведены обряды подношений Гырголальыну (находящемуся наверху), Ивинилъыну (покровителю морской охоты) и Явалкэну (находящемуся снаружи).

Девушки в национальной одежде дарили гостям праздника траву «Лаутен», которую можно было повесить на «дерево удачи» со своими пожеланиями.


Также гостей ждала обрядовая еда — толкуша (традиционное местное кушанье) с жиром нерпы и дикими ягодами, а также оригинальные корякские национальные блюда из мяса и рыбы. Участники исполняли фольклорные песни и музыку, соревновались в танцах, силе и ловкости.

«Настроение оча-оча, оча-оча. Вот такое настроение. Переполнены эмоциями, потому что столько друзей наших - и тех, кто танцует, и кто не танцует, и кто давно танцев. Просто все друзья собрались и здесь нам действительно весело, вкусно и ухой пахнет», - говорит Наталья Новак, ительменка.

Фото - Виктор Гуменюк (Хололо в Анавгае), видео - Общественное телевидение России

1.6 Праздник коряков оленеводов

К селу подходил табун, и пастухи забивали несколько оленей для них и для себя.

В прошлом оленей привязывали за шею и за заднюю часть корпуса, и закалывали копьем с левой стороны. Старые пастухи наблюдали, как и в какую сторону падает животное; это являлось приметой хорошей или плохой следующих перекочевок.

На улице разжигали костры, разделывали тушу и целый день варили в котлах оленину. Одновременно с оленем убивали жертвенную собаку. Кровь оленя и собаки смешивали и освещали место вокруг костра. Разбрызгивая кровь на четыре стороны света, кости оленей складывали в одно место, а затем сжигали на костре. Типичным угощением праздника были оленьи языки, толкуша, суп из оленьей крови. Во время праздника пожилые коряки употребляли мухомор - ели сухой или пили с голубичным отваром. Но мухоморов должно было быть обязательно нечетное количество. Говорили так, обязательно чтобы один из них был без товарища. Мухомор запрещалось сушить вниз шляпкой, зачастую он являлся предметом обмена.

После угощения начинались корякские игры и спортивные соревнования.

Соревнования начинались гонками на оленьих упряжках. В селах дистанция составляла 7-10 км, в тундре 50.

Дистанция бега с палкой традиционным видом соревнования иногда составляло до 40 км.

Корякская народная борьба ведется обычно в стойке, допускаются подножки, в кульминационный момент, чтобы измотать противника, борцы обмениваются легкими подзатыльниками. Борьба завершается броском одного из силачей на лопатки.

В день праздника проводятся игры: «корякский батут», подбрасывание одного из присутствующих на растянутой шкуре и метание чаута по оленьим рогам.

Центральным моментом праздника является залазенье на гладкий, обледенелый столб высотой до десяти метров. На верхушке в качестве приза привязывают торбаса, мешочек с кедровыми шишками, корякский головной убор, сапоги, толкушу в котелке. Взобравшись на столб, смотрят в сторону солнца и восклицают: «Тыткиттыт». Соревнования, игры заканчиваются вечером, когда заходит солнце. В последний момент мужчины садятся друг другу на плечи, обхватывают столб руками, повернувшись лицом к солнцу, они отмечают момент заката.

К концу праздника на снегу «не должно было оставаться ни одного кусочка мяса и не одной косточки», чтобы « Новое Солнце увидело хорошую жизнь и чистоту», на алюторском языке праздник называется «Тыткэнлэктыткэн».

2. Праздник Фонарей (Юаньсяо) 3...

Китайские национальные праздники

Китайские национальные праздники

Лаба" - это название одной каши. С давних времён в декабре по лунному календарю люди устраивали жертвоприношение предкам. Потом постепенно этот обычай слился с буддийским праздником. Говорят...

Китайские национальные праздники

23 декабря по лунному календарю считался Маленьким годом. Раньше это был день проводов на небо Духа домашнего очага и именовался праздником "Цзицзао". "Цзицзао" по-китайски значит жертвоприношение Духу очага. Дух очага, по преданию...

Китайские национальные праздники

Праздник "Дуаньу" (5-е мая по лунному календарю), день памяти выдающегося поэта Цюй Юаня. Цюй Юань является самым ранним поэтом Китая. Он жил в период борющихся царств на территории Царства Чу. Его родина - сегодняшний уезд Цзыгуй в провинции Хубей...

Китайские национальные праздники

В последний день старого года нужно наклеить новогодние парные надписи, поменять изображения Духов-хранителей на воротах. Новогодние парные надписи и изображения Духов-хранителей на воротах берут от иконы...

Корякские народные праздники

Праздник первой нерпы устраивался в конце марта. В хорошую солнечную погоду, два-три охотника уезжали к морю на собачьих упряжках. Здесь, в разводьях, которую к тому времени уже появляются, они вели охоту на нерп. Перед началом охоты, за ошейник...

Корякские народные праздники

Проводился весной, его главным элементом был акт «Тэллытэл». «Тэллытэл» выстругивался из цельного куска древесины. Состоял из двух лопастей и несколько напоминал пропеллер. В средней части «Тэллытэл» просверливалось два отверстия...

Корякские народные праздники

Праздник очищения и новоселья начинался хозяином табуна. В яяне собирались гости, многие приходили со своими бубнами. Стол сервировался празднично: толкуша, ягоды, оленье мясо. После угощения устраивались танцы и пения по бубны...

Корякские народные праздники

«Хололо» или «Ололо» - промысловый обряд комплексного действия, одни из которых оказались особенно устойчивыми, другие подверглись некоторым изменениям или полному выпадению из его структуры. Относительно полная и точная схема его проведения...

Стиль рококо. Содержание "Домостроя". Христианские и мусульманские праздники

Классификация (или типологизация) этнических общностей - одна из наиболее важных в методологическом отношении проблем этнографической науки, основным объектом изучения которой именно эти общности являются...

Традиционные праздники в Китае

Традиционные праздники в Китае

Как только заканчивается праздник Нового года, в ночь на 15-е число первой луны начинается другой веселый и торжественный праздник - Праздник Фонарей «Дэнцзе». Ночью, во время этого праздника, весь Китай залит огнями разноцветных фонарей...

Традиционные праздники в Китае

Вторым большим, после Нового года, праздником считается праздник 5-го числа 5-го месяца «уюэцзе» или другое его название «Дуаньуцзе» праздник «двойной пятерки». Этот праздник также называют праздником «Лодок-Драконов»...

Мероприятие состоит из двух частей: первая проводится в школе, вторая - на сопке Чимитки. В подготовке и проведении принимают участие учителя, дети, родители, жители села. В приложении - викторина. В связи с проблемой загрузки фильм вышлю после письма на электронную почту.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРАЗДНИК

«День культуры корякского народа»

Цели:

Знакомство детей с традициями своего народа, воспитание уважения и любви к родному языку.

Задачи:

обучающие : дать детям представление о том, что такое “родной язык”. Закреплять знания о традициях народов Камчатки;

развивающие : развивать интерес к истории, традициям в жизни людей; развивать поисковую деятельность, творческую активность; развивать коммуникативные навыки;

воспитывающие : воспитывать интернациональные чувства, как составляющую нравственно-патриотического воспитания учеников.

Оборудование: аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер.

Составила: Семенова Татьяна Анатольевна

ЭПИГРАФ

Родной язык. Он впитан с молоком.
Звучит как музыка, нам сердце услаждая,
В международный день родного языка.
На языке родном тебе мы пожелаем:
Люби язык, храни на день и на века!
Не забывай мелодию родного языка.


Каждый народ - это своя неповторимая культура, история, образ жизни, традиции. И, конечно же, язык. Сберечь его очень важная задача. Так как язык нам дорог как родная мать, наши предки назвали его родной язык. К сожаленью, мы живем в такое время, когда не ценят родной язык, родное слово. Именно сегодня так актуальны праздники, мероприятия, посвященные родному языку. Ведь только тот человек способен учить другие языки, кто знает в совершенстве свой родной язык, читает и интересуется культурой своего родного народа, любит и гордится своим родным языком. У кого есть родной язык – есть свое национальное лицо, есть свое «я», как человек есть уважение к себе. Международный день родного языка направлен на защиту языков. Языки являются самым сильным инструментом сохранения и развития нашего наследия.

Участники праздника: Дети, педагоги, родители учащихся. В школе 37 учеников.

Направление праздника : Воспитание нравственно-патриотических чувств и интернационализма у учащихся посредством приобщения к народным традициям.

Тип мероприятия :

по методу: поисково-творческий;

по количеству участников: межгрупповой

по продолжительности: однодневный

Обеспечение:

Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер.

Выставка предметов быта, культа и культурных традиций тундровых коряков.

Фотовыставка.

Коллекция народных костюмов (для детей и взрослых)

Аудиозаписи:

Библиотека для детей и родителей.

Народные музыкальные и шумовые инструменты.

Предполагаемый результат :

Для детей:

Развитие у детей интереса к родному языку, к традициям родного народа.

Для педагога:

Разработать планирование работы по направлениям: «Праздник родного языка», презентация работы.

Пояснительная записка.

Праздник “Международный день родного языка” представляет собой разработку педагога для детей всех возрастов.

Целью проведения праздника является желание педагога погрузить учеников в поисково-творческую работу по исследованию, поиску национальных традиций народов Камчатки, представителями которых являются семьи учеников.

Корякский округ многонационален, и воспитание интернациональных чувств у учеников имеет актуальное значение. Для того чтобы уважать традиции и язык своего народа и других народов их нужно знать.

Деятельность педагогического коллектива направлена на приобщение детей к истокам народной культуры, культуры других народов, развитие творческой активности детей, участие родителей в жизни школы.

Идея заключается в следующем: все мы живем в России, чтобы любить и уважать свою Родину надо знать ее историю и традиции, но Россия страна многонациональная, в ней живут разные народы, имеющие свои традиции, с ними нужно знакомиться, но и необходимо другие народы знакомить со своими традициями, для это их, традиции, нужно знать и сохранять.

Проблема: детям не понятно значение слова традиция.

Задача детей: узнать традиции семей, исследовать - какие дела, мероприятия, проводимые в школе можно назвать традицией.

Задача педагогов, с непосредственным участием родителей: познакомить детей с народными традициями, активизировать творческое развитие учеников.

Ход праздника.

В ШКОЛЕ:

  1. Перед началом уроков на линейке документальный фильм об открытии земли коряков, беседа о национальных обычаях, особенностях культуры.

Викторина « Природное и культурное наследие».

В течение всего дня по школьному радио звучат корякские песни, мелодии.

На каждом уроке используется национальный компонент по выбору учителя.

2. В столовой во время завтрака и обеда рассказывается об особенностях корякской кухни.

3. Единый урок корякского языка для всей школы, на котором ребята встречаются с ветераном труда Тынетегиным Николая Ивановича – составителем словаря корякского языка, проводится конкурс корякских загадок, в исполнении учащихся звучат стихотворения и песни Петра Яганова, Георгия Поротова, Владимира Косыгина (Коянто). Во время урока используются аудио- и видеозаписи о корякских художниках: Кирилле Колпалине и Викторе Санакоеве, а также записи гала-концерта, конкурсов сказителей и исполнителей родовых мелодий, песен на родном языке.

4. Единый урок физкультуры. Демонстрация приемов национальной борьбы. Корякские игры.

НА ПРИРОДЕ:

5. После обеда школьники едут к подножию сопки Чимитки на подготовленную площадку. Все участники в национальных одеждах.

На площадке стоит юрта.

Дети узнают о правилах установки жилища, ее убранстве, устройстве очага, слушают родовые мелодии Таргонской М.А. и Энпиной О.И.

Общение в юрте по возможности на корякском языке.

6. Выход из юрты.

Все, независимо от возраста и национальности, танцуют корякский танец под руководством Кечгелкот Л.С.

7. Дети разбиваются на две группы. Младшим школьникам предлагается пленер – эскизы на мотивы корякских сказок. Среднее и старшее звено – лыжная эстафета.

Музыкальное сопровождение: записи корякской музыки и песен.

8. Чаепитие в юрте. Педагоги подводят итоги эстафеты и конкурса на лучший эскиз.

9. Построение. Подведение итогов дня. Вручение грамот и призов. Исполнение гимна Таловки.

10. Возвращение домой.

Литература: презентация из личного архива Семеновой Т.А.

Г. Поротов «Хочу в мифическую летопись вписать камчатскую строку!»

Сост. М.Е.Беляева, А.А.Гончарова

КГКУ «камчатский центр народного творчества» 2014

Петр Яганов «Неоконченная песня» сост. М.Е.Беляева, Н.А.Листопадова,

О.Н.Поляков. КГКУ «камчатский центр народного творчества» 2014

Фольклор народов Камчатки (из архива Г.Г.Поротова) «Камчатпресс»

Петропавловск-Камчатский 2012

20.10.2011 | Камчатка готовится праздновать День нерпы

Традиционно осенью в национальных селах Камчатки проходит корякский обрядовый праздник морского зверя - нерпы, который является концентрацией древних обычаев, ритуальных танцев и песен. Его проводят после окончания промыслового сезона, чаще всего в новолуние, чтобы и в будущем было много морского зверя. Об этом сообщили в Министерстве по делам Корякского округа.

Ранее благодарственный праздник устраивала каждая семья, принимавшая в промысле участие. Для праздника из дерева или морской травы делали фигурки животных Их "кормили" жиром, "поили" и укладывали на жертвенное место. Женщины и дети плясали по случаю прихода "гостей", глава семьи совершал жертвоприношение "морскому хозяину": бросал в огонь, символизирующий море, жир морских животных и тонкие ветки тальника. В конце праздника или через день после него жители в деревянных, ровдужных или травяных масках обменивались подарками, потом маски оставляли на западной стороне селения и обкладывали их шерстью зайца, обладавшей магической защитной функцией.

После окончания праздника оседлые коряки закрывали вход в полуземлянку и укладывали байдару на зиму. Это также сопровождалось обрядовыми действиями: добыванием огня ритуальным огнивом, очищением жилища от злых духов и т. п. Весной, перед спуском байдары на воду, разжигали новый огонь деревянным огнивом, "кормили" огниво жиром, приносили жертвы, танцевали в медленном ритме, чтобы море было спокойным. У первой убитой нерпы охотник снимал жир с правой ласты, а кость бросал в море со словами: "Не хватило для еды, еще дай!"

В Министерстве по делам Корякского округа и территориям традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера создана рабочая группа по подготовке и проведению праздника.

В состав рабочей группы вошли работники Министерства, представители местной общественной организации "Ассоциация коренных малочисленных народов Севера «Корякия»", общественной организации "Союз камчадалов Корякского округа", краевых государственных учреждений: "Центр детско-молодежного творчества «Школьные годы»", "Корякский центр народного творчества", "Редакция газеты «Народовластие»", муниципального учреждения дополнительного образования "Детская юношеская спортивная школа".

В селах Тигильского района намечено проведение обрядов благодарения нерпы: в селах Тигиль (5.11.2011) и Воямполка (29.10.2011), а в с. Лесная пройдет Хололо (27–28.10.2011). В селах Оссора, Карага, Тымлат Карагинского района традиционные обрядовые праздники "Нерпы" пройдут в ноябре и декабре этого года. Только в Тымлате пройдет три семейных праздника (хозяйка Такьявнина Т. В., хозяин Нестеров А. А., РО КМНС "Милгин", председатель правления Упит Д. В.). В Тиличиках Олюторского района праздник "Нерпы" пройдет на открытой площадке Олюторского центра культуры и досуга.

По традиции, главными событиями праздника станут обряды встречи нерпы, очищения, благодарения природы за ее щедрость. Конкурсы родовых мелодий, бубнистов, лучших раздельщиков туш, национальных костюмов, изделий народных художественных промыслов станут хорошей приправой к основному блюду праздника - ароматной вареной нерпятинке. Женщины посоревнуются в танцах, а мужчины в силе, ловкости и удали. Гости праздника, пройдя через ритуальные ворота, смогут загадать желания у "дерева счастья".

Истинным украшением Дня нерпы будут выступления любимых всеми артистов не только прославленных ансамблей "Ангт", "Школьные годы", "Чакоки", "Вэем", "Эльвель", но и родовых общин, самобытных национальных коллективов.

Коряки, единого самоназвания не имели (групповые самоназвания: «чавчыв», «чав’чу» («оленевод»), «нымылгын» («местный житель»), «нымылг–аремку», «кочующий житель» и др.), или « нымыланы», «чавчувены», «алюторцы» - коренное население северной части полуострова Камчатка. В настоящее время компактно проживают в Камчатском крае, Магаданской области и Чукотском автономном округе России.

Первые упоминания о коряках в русских документах относятся к 30-40-м годам XVII века, тогда же впервые появляется и этноним «коряки». Вероятно он заимствован у юкагиров или эвенов, от которых русские первопроходцы и узнали об этом народе. Юкагиры называли этот народ «карака», эвены - «хэёкэл» («тот, кто показывается из-за бугра), что в русской адаптации и превратилось в слова «коряк». Существует предположение, что этноним «коряк» восходит к корякскому слову «хора» – «олень».

Общая численность коряков в настоящее время составляет около 9 тысяч человек, они являются коренным населением Корякского автономного округа Камчатской области (около 7 тысяч), живут также в Чукотском автономном округе и в Северо-Эвенкийском районе Магаданской области. Основные этнографические группы: коряки береговые, оседлые (нымыланы), коряки оленные и кочевые (чавчувены).

Говорят коряки на корякском языке чукотско-камчатской семьи, письменность - на русской графической основе. В настоящее время коряки говорят в основном по-русски, около 2 тысяч человек сохраняют корякский язык, около тысячи - алюторский язык.

Часть верующих коряков - православные, но широко распространены традиционные верования: шаманизм и промысловые культы.

Коряки ранее (да и сейчас) разделялись на две большие хозяйственно-культурные группы: береговы е - рыболовы и охотники на морского зверя и тундровые - оленеводы.

Каждая группа включала несколько более мелких территориальных групп и говорила на своём языке или диалекте.

Тундровые коряки («кочевые», «чавчувены», самоназвание - «чавчыв» , «чавчывав» , т.е. «оленевод»), это кочевые жители внутренней тундры, занимающиеся разведением оленей, говорят они на собственно корякском языке. К ним относятся каменцы , проживающие на побережье Пенжинской губы), паренцы , проживающие на реке Парень, на северо-востоке полуострова Тайгонос, итканцы , живущие в сёлах Верхняя, Средняя и Нижняя Иткана на востоке полуострова Тайгонос и апукинцы , проживающие в низовьях реки Апука.

Береговые коряки (или «оседлые») - «нымыланы», самоназвание «нымылъын» , «нымылъу», - это оседлые жители побережий, занимающиеся морским рыбным промыслом. Исконный язык - алюторский, поэтому всю группу иногда называют алюторцам и. К ним относятся паланцы (северо-западное побережье Камчатки между сёлами Усть-Воямполка и Лесная), карагинцы (побережье Карагинского залива между сёлами Ука и Тымлат) и собственно алюторцы (северо-восточное побережье Камчатки между сёлами Тымлат и Олюторка)

К береговым корякам близки кереки (берег Берингового моря между бухтой Наталья и мысом Наварин), в советское время их включали в состав коряков.

ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КОРЯКОВ

Историю происхождения коряков связывают с автохтонной культурой их предков (судя по культурной близости) - охотской культуры первого тысячелетия н. э.В бассейне Охотского моря археологами выявлены памятники охотской культуры - культуры охотников на морского зверя, рыболовов и охотников на дикого оленя, в которой прослеживаются черты корякской культурной традиции, в относительной хронологической непрерывности вплоть до древнекорякских поселений XVI-ХVII вв.

Основу охотской культуры составляют внутриконтинентальные неолитические традиции Прибайкалья и юго-восточные компоненты Приамурья. Древние племена коряков постепенно продвигались вглубь Камчатки, а переход к морскому зверобойному промыслу и оседлости способствовал обособлению отдельных групп древних коряков, дроблению древнекорякского языка на диалекты, становлению специфических черт культуры береговых коряков и их современного физического облика.

Приобщение к оленеводству произошло у коряков в XI-XVI веках вследствие его заимствования отдельными группами оседлых зверобоев у эвенков в районе Пенжинской губы, а также на восточном побережье Камчатского полуострова, примыкающем к Чукотке. Первоначально оленеводство лишь дополняло уже сложившийся хозяйственный комплекс прибрежных жителей – охоту на морского зверя и диких оленей, рыболовство и приморское собирательство, но позднее оно трансформировалось в специализированное пастбищное оленеводство.

Наиболее тесно коряки взаимодействовали с ительменами, что фиксируется практически во всех сферах культуры, а с ХVII века наиболее значимым фактором, определяющим облик корякской культуры, становятся корякско-русские связи. Совместное проживание с русскими, прежде всего береговых коряков, изменило их хозяйство и быт, хотя «оленные» коряки в большей степени сохранили особенности своей культуры. Таким образом, на облик этнической культуры коряков оказали влияние как общерегиональные факторы формирования палеоазиатских народов, так и этнокультурные связи с соседями.

Следует отметить, что взаимоотношения береговых коряков, нымыланов с русскими в первые десятилетия русской колонизации складывались весьма сложно и казачьи отряды, продвигавшиеся к от Охотска и Анадыря, встречали ожесточённое сопротивление, причём война с охотскими береговыми коряками тянулась вплоть до середины XVIII века, и в ходе её нымыланы потеряли до половины общей числленности, особенно сильно пострадали алюторцы, паланцы, а также пенжинские коряки, численность которых сократилась в 3-4 раза. Кроме того, сильное опустошение среди нымыланов произвела также и эпидемия оспы в 1769-70 годах.

Тундровые коряки, чавчувены быстро приняли российское подданство и согласились платить ясак, причём казаки нередко привлекали их к походам против береговых коряков. В то же время происходили и частые военные столкновения чавчувенов с оленными чукчами, которые также воевали с русскими. К началу 80-х годов XVIII века, когда чукотско-корякские войны прекратились, чавчувены потеряли более половины населения, лишились части оленей и вынуждены были уступить чукчам и эвенам часть своей территории, откочевав от Анадыря к Гижиге и далее на Камчатку. Общая численность береговых и оленных коряков к концу XVIII века достигала пяти тысяч человек.

Со 2-й половины XVIII века установились мирных отношений береговых коряков с русскими первопроходцами и начинается постепенное сближение двух народов, появляются русские поселения – Гижига, Пенжино и др., широкое распространение получает торговля, в быт коряков входят новые орудия труда, металлическая утварь, мануфактурные изделия, пищевые продукты. На Охотском побережье распространяется русский язык и растёт число смешанных браков.

В XIX веке контакты коряков с соседними племенами ещё более расширяются, особенно с ительменами (карагинцы и паланцы) и северных групп чавчувенов с «оленными» чукчами.

С 30-х годов XIX века наметился стабильный рост численности коряков и по переписи 1897 их было более 7 тысяч человек.

ЯЗЫК

Коряки, как и другие палеоазиатские народы северо-восточной Сибири, относятся к материковой группе популяций арктической расы монголоидов Корякский язык входит в чукотско-камчатскую группу палеоазиатских языков , в которой он ближе всего к чукотскому .

Близость языков объясняется общностью языкового субстрата, из которого в различные временные периоды и обособлялись языки современных народов Северо-востока Сибири. Вначале, вероятно, это был ительменский язык, который длительное время развивался автономно, а затем - чукотский и корякский, которые дольше сосуществовали в субстратном состоянии в условиях достаточно активных контактов между этими народами.

В структуре языка культурно-хозяйственное разнообразие коряков отразилось в диалектах, названия которых, соответствуют выделяемым группам: чавчувенский, каменский, апукинский, паренский, итканский, олюторский, карагинский, паланский, керекский. Диалекты олюторцев и кереков, как самостоятельных этносов, выделяют в настоящее время как самостоятельные языки.

В 1932 году под руководством В.Г. Богораза, лингвист С.Н. Стебницкий подготовил «Красную грамоту» - первый букварь на корякском языке. Сложность распространения грамотности среди коряков заключалась в делении их языка на две диалектные группы – северную и южную, каждая из которых состояла из говоров (4 и 3 соответственно). Наряду с ними выделялся и ещё один диалект - коряков-оленеводов чаучу. Поскольку чаучу составляют около половины численности коряков, именно их язык был взят за основу создания письменности, учебной и массовой литературы. В 1937-1938 году обучение было переведено на алфавит с русской графической основой.

ХОЗЯЙСТВО КОРЯКОВ - ОЛЕНЕВОДСТВО, РЫБОЛОВСТВО И ОХОТА.

Этническая культура коряков представлена двумя основными хозяйственно-культурными типами - оленеводство и рыболовство и охота на морского зверя.

Оленеводство - основа жизнеобеспечения коряков-чавчувенов (чаучу) которое дополняется охотой и рыболовством. Оседлые коряки занимались рыболовством, морской и сухопутной охотой, но для различных территориальных групп оседлых коряков, значимость данных видов хозяйства могла меняться. У алюторцев оленеводство лишь дополняется промысловым комплексом.

Оленеводство коряков-чавчувенов является крупностадным и по организации и продуктивной направленности соответствует самодийскому. Отличия фиксируются лишь в менее протяженных маршрутах сезонных перекочевок, летнем выпасе в горах и разделении стойбища, а также отсутствия пастушеской собаки. Для коряков-оленеводов был также характерен высокоспециализированный олений транспорт.

Для алюторцев характерна меньшая обеспеченность хозяйств оленями и кооперация малооленных хозяйств, они больше времени уделяли охотничьему промыслу.

Рыболовство составляло основу хозяйства оседлых коряков - карагинцев, алюторцев, паланцев, а морской зверобойный промысел - пенжинцев и апукинцев. В начале XX века охотой на морских животных занимались до 63 % хозяйств коряков.

Ловили лососёвых рыб - кету, горбушу, нерку, кижуча, чавычу, кунжу, в основном в устьях рек во время нерестового хода, а также корюшку, ленка, сельдь, хариус, зимой практиковался подлёдный лов наваги. Орудия лова - сети из крапивных или жильных ниток, а позднее - привозные сети, реже удочки.

Развит также и пушной промысел (охота на соболя, лисицу, выдру, горностая, росомаху и белку), который, однако, до прихода русских большого значения не имел, коряки охотились в основном на медведя, горного барана и диких оленей.

Охотились весной и осенью на нерпу, лахтака и ларгу с помощью гарпунов, сетей, колотушек и ружей, у пенжинских коряков был наиболее распространён промысел с байдар, карагинцы выезжали к морю по льду на нартах. Зверя добывали также на лежбищах. В прошлом важное значение имела и охота на китов.

Особенностью культуры оседлых коряков было и упряжное собаководство, разнообразные средства передвижения по воде, имеющие много общего с чукотскими и эскимосскими традициями.

Традиционное хозяйство береговых коряков было комплексно, и в хозяйственном комплексе оседлых коряков рыболовство занимало ведущее место. Рыбный промысел, преимущественно речной и прибрежный, был наиболее развит у карагинцев, алюторцев и паланцев. Морским зверобойным промыслом в Охотском и Беринговом морях занимались все группы оседлых коряков и оленеводы-алюторцы.

Собирательство особенно было распространено у оседлых коряков – собирали съедобных моллюсков, яйца диких птиц, ягоды, орехи, ивовую кору, морскую капусту, дикий щавель, сарану, кипрей, борщевик и т.д.

СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Основной экономической единицей всех групп коряков в XIX - начале XX вв. была большая патриархальная семья . Известно и многожёнство, хотя в конце XIX века оно уже не имело широкого распространения. Браки заключались внутри одной локальной группы, брачная система коряков исключала двоюродных кузенов, существовал и «калымом» (как в Средней Азии) - т.е. отработка за жену. Соблюдались также обычаи левирата (когда вдова была обязана или имела право вступить вторично в брак только с ближайшими родственниками своего умершего мужа, в первую очередь – с его братьями) и сорората , когда мужчина вступал в брачные отношения с несколькими женщинами – родными или двоюродными сестрами. У всех групп коряков существовало строгое половое разделение труда.

Обитатели стойбища были связаны отношениями родства, численность населеия стойбища достигала иногда 50-70 чел. «Главой», т. е. распорядителем хозяйственной жизни стойбища, считался владелец большей части стада. Несколько стойбищ, кочующих на определённой территории, объединялись в группы, связанные кровными или брачными узами, а также и экономическими отношениями, возглавляли эти группы «старосты».

Формы собственности коряков - общинная на пастбища и частная на оленьи стада. Оленеводческое хозяйство чаучу, оленеводов, до его «реконструкции» в советский период оставалось патриархально-натуральным с заметными чертами первобытнообщинных отношений.

ОДЕЖДА, ЖИЛИЩА, ДОМАШНИЕ ПРОМЫСЛЫ

Традиционных домашние промыслы - это обработка дерева, кости, металла, камня, плетение, выделка шкур, в древности корякам было известно и примитивное гончарство.

Употребление металлов коряки знали ещё до контактов с русскими, а XIX-XX веках центрами корякского кузнечного ремесла были посёлки паренских коряков - Парень и Куэл. Коряки занимались горячей обработкой железа, холодным способом обрабатывали медь и латунь.

Дерево употреблялось для изготовления оленьих и собачьих нарт, лодок, копий, утвари, древков копий и гарпунов, челноков для плетения сетей. Из кости и рога оленя и горного барана коряки делали утварь, ножи для разделки рыбы, кирки, развязыватели узлов, наконечники гарпунов, тормоза для оленьих нарт, гребни для расчёсывания травы.

Каменные топоры, наконечники копий использовались ещё в начале XX века, а каменные скребки для выделки шкур используют и поныне. В настоящее время традиционные отрасли оленеводство и рыболовство определяют хозяйственную направленность Корякского Автономного округа.

Жилища коряков представляют собой конические переносные юрты - яранги. Яранга имела каркасный остов из жердей, который обтягивался покрышкой, сшитой из оленьих шкур со стриженым мехом, мездрой внутрь.

У оседлых коряков преобладала округлая полуземлянка диаметром от 3-х до 12 метров с воронкообразным сооружением на крыше и стенами из деревянных плах, с центральным квадратным или округлым очагом, обложенными камнями. Зимой в землянку входили землянку через дымовое отверстие. С середины XVIII века стали появляться срубные жилища.

Единственным типом поселения у оленеводов было стойбище, состоящее из нескольких жилищ-яранг.

Специфика проведения промысла, прибрежный лов рыбы и добыча морских животных, определяла характер расселения. Поселки береговых коряков располагались по берегам рек, чаще в устьях и на морском побережье.

Традиционная зимняя одежда состояла из меховой рубахи-кухлянки , штанов, капора и обуви. Зимняя одежда двойная: нижняя - мехом к телу, верхняя - мехом наружу. Большинство кухлянок с капюшоном, штаны в длину достигали щиколоток. Мужская зимняя обувь с длинным и коротким голенищем шилась из оленьих камусов мехом наружу, подошвы обычно делали из лахтачьей шкуры. Внутрь обуви вкладывали меховые чулки-чижи. В дорогу поверх кухлянки надевали камлейку - широкую рубаху из ровдуги или материи. В комплект женской зимней одежды входили также комбинезон (керкер ), меховая рубаха (гагагля ), капюшон которой заменял головной убор. Летняя одежда коряков имела тот же покрой, что и зимняя, но из ровдуги, оленьих шкур со стриженым мехом, собачьих шкур, покупных тканей.

Основная пища оленеводов - оленье мясо, в основном в варёном виде. Вяленое мясо шло на приготовление ритуального блюда - толкуши (мясо растирали пестиком, добавляя коренья, жир и ягоды). Замороженным мясом питались в дороге.

Все оленные группы коряки заготавливали юколу (сушёную рыбу), летом разнообразили рацион свежей рыбой.

Для оседлых коряков основная пища - рыба, мясо и жир морских животных, причём большая часть рыбы потреблялась в виде юколы, исключительно лососёвой, а мясо морских животных варили или замораживали.

Повсеместно употреблялись продукты собирательства: съедобные растения, ягоды, орехи. В качестве возбуждающего и опьяняющего средства использовался мухомор. С конца XIX века всё большее распространение стали получать покупные продукты: мука, крупы, чай, сахар, табак.

ВЕРОВАНИЯ

Традиционное мировоззрение коряков связано с анимизмом , коряки одушевляли весь окружающий мир: горы, камни, растения, море, небесные светила. Распространено поклонение священным местам - аппапелям (сопкам, мысам, утёсам), практикуются жертвоприношения собак и оленей.

Широко распространены культовые предметы - аняпели, особые камни для гадания, священные доски в виде антропоморфных фигурок для добывания огня трением, амулеты, символизирующие тотемистических предков.

Главные обряды и праздники оседлых коряков XIX - начала ХХ века посвящались промыслу морских животных, торжественные встреча и проводы добытых животных (кита, касатки и др.). После исполнения ритуала шкуры, носы, лапки убитых животных пополняли связку семейных тотемов.

У коряков были развиты также обряды жизненного цикла, сопровождавшие свадьбы, рождение детей, похороны.

Для защиты от болезней и смерти обращались к шаманам, совершали различные жертвоприношения, носили амулеты. Преждевременный уход из жизни считали кознями злых духов, представления о которых нашли отражение в похоронно-поминальной обрядности. Погребальную одежду готовили ещё при жизни, но оставляли ее недошитой, опасаясь, что имеющий уже готовую одежду умрет раньше. Ее дошивали крупным, некрасивым швом, пока покойник находился в жилище и в это время спать строго запрещалось. Основной способ погребения – сожжение на костре из кедрового стланика. С умершим на костер укладывали его личные вещи, предметы первой необходимости, лук и стрелы, продукты, подарки ранее умершим родственникам. У береговых коряков южных групп, крещенных еще в XVIII веке, православный похоронно-поминальный обряд переплетался с традиционными обычаями: сожжением умерших, изготовлением погребальной одежды, обращением с покойником как с живым.

ИСКУССТВО И ПРАЗДНИКИ

Народное декоративно-прикладное искусство коряков представлено художественной обработкой мягких материалов (исключительно женское занятие) и изготовлением изделий из камня, кости, дерева и металла (мужское). На подолы кухлянок нашивались меховые мозаичные полосы в виде широкой каймы (опуван). Орнамент был преимущественно геометрический, реже растительный, часто вышивали реалистические фигурки зверей, сценки из их жизни. Из моржового клыка и рога вырезались миниатюрные фигурки людей и животных, изготавливались костяные серьги, ожерелья, табакерки, курительные трубки, украшенные гравированным орнаментом и рисунками.

Главный осенний праздник кочевых коряков - Коянайтатык («Перегонять оленей») устраивали после возвращения стад с летних пастбищ. После зимнего солнцестояния оленеводы праздновали «Возвращение Солнца», в этот день они состязались в гонках на оленьих упряжках, борьбе, беге с палками, набрасывали аркан на движущуюся по кругу цель, взбирались на обледенелый столб.

Также был весенний «праздник рогов» – кильвей , а осенью праздник забоя оленей у оленеводов.

У приморских охотников перед началом весеннего морского промысла устраивали праздник спуска байдары, по окончании осеннего сезона (в ноябре) праздник нерпы «хололо» («ололо»). Существовали праздники «первой рыбы» и «первой нерпы».

И у береговых, и у оленных коряков устраивались особые религиозные церемонии по случаю добычи на охоте медведя, барана и пр. с обрядовыми плясками, представляющими натуралистические подражания движениям животных и птиц: тюленей, медведей, оленей, воронов.

Основные жанры повествовательного фольклора коряков - это мифы и сказки («лымныло» ), исторические предания и легенды («панэнатво» ), а также заговоры, загадки, песни. Наиболее широко представлены мифы и сказки о Куйкыняку (Куткыняку ) - Вороне, который предстает и как творец, и как шутник и проказник. Популярны сказки о животных, персонажами в которых чаще всего выступают мыши, медведи, собаки, рыбы и морские звери.

В исторических повествованиях коряков отражены реальные события прошлого (войны коряков с чукчами, с эвенами, межплеменные стычки). В фольклоре заметны следы заимствований и у других народов (эвенов, русских).

Музыка коряков представлена пением, речитативами, горлохрипением на вдохе и выдохе. К лирическим относят «именную песню» и «родовую песню», воспроизводящие местные и семейные напевы.

Общее корякское название музыкальных инструментов - г’эйнэчг’ын . Это же слово обозначает и духовой инструмент, похожий на гобой, с пищиком из пера и раструбом из бересты, а также флейту из растения борщевика с наружной щелью без игровых отверстий, и пищалку из пера птицы, и трубу из бересты. Характерны также пластинчатый варган и круглый бубен с плоской обечайкой и внутренней крестовидной рукояткой с позвонками на скобе с внутренней стороны обечайки.

Современная культурная жизнь. В настоящее время в школах дети изучают родной язык. В поселке Палана открыта школа искусств, при Доме культуры работают фольклорный коллектив, кружок корякского языка и национальный танцевальный коллектив «Вэем» («Река»). На местном телевидении и радио ведутся передачи на корякском языке.

Для защиты интересов коренных жителей округа образована общественная организация «Коренные народы Севера Корякского автономного округа», в Корякском автономном округе принимают законы, которые должны помочь сохранить и возродить национальный уклад жизни, традиционные формы хозяйствования. В последние десятилетия успешно развивается профессиональная хореография (национальный танцевальный ансамбль «Мэнго») и изобразительное искусство, созданы созданы объединения художников-любителей и литераторов, особой известностью пользуются художник Кирилл Кильпалин и писатель Коянто (В. Косыгин).

Алюторцы (олюторцы, алюторы по-корякски и по-чукотски - алутальу , элутальу ). Это особая этнографическая группа коряков в русских источниках упоминается с начала XVIII века как особый народ. Названы по селу Алют, по другой версии - от эскимосского «алутора» - «заколдованное место». Самоназвание - «нымыльу» , то же, что и у различных групп береговых коряков.

По переписи 1989 года алюторцы выделены в качестве самостоятельного народа, численность 3500 человек, живут в основном в восточной части Корякского автономного округа - в селениях по побережью Берингова моря, от залива Корфа на севере до села Тымлат на юге, и по среднему течению реки Вивник, а также на западном побережье Камчатки, в селе Реккинники. Говорят на алюторском диалекте, близком к южной ветви диалектов береговых коряков.

По типу хозяйствования и традиционной культуре алюторцы весьма близки береговым корякам: также занимаются морским зверобойным промыслом, в том числе охотились на китов и моржей, рыболовством, собирательством, охотой, с XIX века - оленеводством. Оленей обменивали на продукты морского промысла и товары первой необходимости, оленный транспорт использовали при перекочевках (собачьи упряжки - для повседневных хозяйственных нужд, при осмотре капканов и ловушек в период охоты).

Алюторцы имели аналогичные корякским жилища и одежду, но одной из особенностей одежды были непромокаемые камлейки из кишок моржа, кроме того был обычай пришивать штаны из оленьих камусов к зимним торбасам.

Верования и обряды алюторцев мало чем отличались от корякских, православие, распространявшееся с начала XVIII века, так и не было ими воспринято, алюторцы и поныне продолжают сохранять ряд локальных этнографических особенностей.

В марте 2000 года постановлением Правительства РФ алюторцы включены в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации.

А.А. Каздым
Академик Международной Академии наук,
член МОИП


Top