Игры для социально эмоционального развития детей. Развитие социальных эмоций детей старшего дошкольного возраста в игре

Белобородова Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ Курганский дом ребёнка специализированный
Населённый пункт: город Курган, Курганская область
Наименование материала: доклад
Тема: Игра как средство социально-эмоционального развития дошкольников
Дата публикации: 09.01.2018
Раздел: дошкольное образование

Игра как средство социально – эмоционального развития

дошкольников

Целью дошкольного воспитания является воспитание эмоционально

благополучного, разносторонне развитого, счастливого ребенка.

социальных

экономических

условиях

жизненной

необходимостью

становится

развитие

эмоционального

интеллекта,

признанию ученых во всем мире, способствует жизненному успеху человека

и его счастью.

Выготского,

является

источником

развития дошкольника, создает «зону ближайшего развития» - возможность

перехода ребенка от того, что он умеет делать самостоятельно, к тому, что он

сумеет сделать в сотрудничестве.

проблему

исследовали

Аркин; позднее игре были посвящены работы А.П. Усовой, Т.А. Марковой,

Л.А. Абрамян и других.

Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста и

самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка.

Слово «играть» применительно к ребенку в давние времена означало «жить»

и «дружить». Не случайно современный ребенок обычно говорит: «Я хочу с

тобой играть» или «Я с тобой больше не играю». Это, в сущности, означает

«Я хочу с тобой дружить» или «Я с тобой больше не дружу!»

Игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное

воздействие на всестороннее развитие ребенка. Игровой коллектив – это

социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения. В

игре ребенок всегда выше своего среднего повседневного поведения: он в

игре как бы на голову выше самого себя. Ирга в концентрированном виде

содержит

увеличительного

тенденции

развития.

дошкольном

возрасте

деятельность,

эмоционально

насыщенная, требующая от ребенка определенного настроя и вдохновения. В

игре, с одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и

привычки

эмоционального

реагирования,

формируются

качества поведения ребенка, развивается и обогащается его эмоциональный

деятельность

использована

выявления

некоторых

особенностей

эмоционального

неблагополучия

дошкольника.

эффективным

средством

выявления

объективных

отношений,

реальные

отношения

партнерами,

проявляет

личностные качества и обнажает эмоциональные переживания. В то же время

внесение в игру нового эмоционального опыта (переживание радости от

общения со сверстниками или от перевоплощения роли и т.д.) способствует

нейтрализации отрицательных эмоциональных проявлений у детей, приводит

к формированию у них новых положительных качеств и стремлений, новых

побуждений и потребностей.

Наиболее важными для развития социально – эмоциональной сферы

дошкольников

является

сюжетно-ролевые,

дидактические,

подвижные

театрализованные игры.

Сюжетно-ролевые

являются

источником

формирования

социального сознания ребенка и возможности развития его эмоциональной

сферы. В игре, созданной под руководством воспитателя, создается новая

жизненная

ситуация,

стремится

реализовать

формирующуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми.

Постепенно в результате воспитательного воздействия у детей формируется

распределять

интересов

участников.

Педагог использует различные игровые приемы для формирования у

детей общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи –

всего того, что требуется для жизни в коллективе. Игра служит и средством

воздействия

появляются

агрессивность,

замкнутость.

процессе

развития

переходит

элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным,

охватывающим практически все сферы деятельности. Он учится играть не

рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходится без многочисленных

игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им,

какими бы сложными они ни были.

Педагогическая

руководству

отражается

перспективных планах в некоторых аспектах:

приемы педагогического влияния на содержание игр;

помощь детям при реализации сюжета игры;

развитие сюжета;

формирование взаимоотношений между участниками игры;

создание предметно-игровой среды.

знакомством

проводим

предварительную

чтение с обсуждением;

экскурсии;

показ наглядного материала;

изготовление атрибутов к игре.

значение

планировании

постоянному

анализу и оценке своих действий и действий детей в игре.

В ролевых играх дети вступают в разнообразные контакты между собой

собственной

инициативе

возможность

взаимоотношения

значительной

самостоятельно,

сталкиваясь

деятельности.

В нашем дошкольном образовательном учреждении каждая групповая

комната разделена на игровые зоны, с учетом возраста и интересов детей. Мы

практикуем

взаимопосещения

педагогов

просмотра

сюжетно-ролевой

формировании

развитии

социальной

чрезвычайно

организации

проведении коллективных сюжетно-ролевых игр особое значение уделяем

индивидуальному

зависимости

интересов

способностей.

необходимым

условием

является

поддержка и развитие всего лучшего, что может быть в ребенке.

успешной

получает

удовольствие,

самоутверждается

испытывает

неподдельную

гордость.

Реализация в игре творческих возможностей, импровизация, осуществление

замыслов вызывают эмоциональное вдохновение детей, их бурную радость,

требование

повторение

обрастающей

подробностями.

Эмоциональный

помогает

дошкольнику

преодолевать

негативизм по отношению к другим детям, принятие их как партнеров.

Театрализованная

является

эффективным

средством

развития

партнерства

освоения

способов

позитивного

взаимодействия.

дошкольных

учреждениях

развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно.

Театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего

«зрелища» на праздниках.

развитием

развивается

усложняется

ясельной

группе используются малые этюдные формы (игры – имитации животных,

импровизации,

инсценировки,

драматизации

режиссерская

удовольствием

показывают

театрализованные представления своим младшим друзьям.

Театрализованные игры делают возможным обогатить эмоциональную

дошкольников

Зрелищность

вызывает

радость, а сказочность образов усиливает привлекательность игры.

Дидактические игры применяются в педагогическом процессе. Они

определенную

направлена

получение

конкретного результата. Цель имеет два аспекта:

познавательный, то есть то, чему мы должны научить ребенка;

воспитательный, то есть те способы сотрудничества, формы

отношения

привить детям.

Важной особенностью дидактической игры являются игровые правила,

которые помогают детям понять ее замысел, игровые действия и обучающую

Взрослый

организует

направляет

помогает

преодолевать затруднения, оценивает действия ребенка. Дидактические игры

являются осмысленной деятельностью для ребенка, в которую он охотно

включается, а полученный в игре социальный опыт становится его личным

достоянием, так как его можно применить и в других условиях. Игра должна

давать ребенку возможность применять на практике то, что ему знакомо и

побуждать к усвоению нового.

Подвижные игры, прежде всего, направлены на укрепление здоровья,

улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворении их

биологической

потребности

движениях.

социально-эмоциональная

направленность должна быть неотъемлемой чертой подвижных игр (нельзя

допускать монотонность). Подвижные игры должны содержать интересные

двигательные задания, игровые образы, неожиданные ситуации.

К сожалению, необходимо отметить, что воспитанники дошкольных

образовательных учреждений стали меньше играть. Поэтому мы играем не

совместной

деятельности,

выстраиваем

ситуаций,

побуждающих

сближению

педагогом на основе сопереживания самой ситуации. Такие занятия – игры

предусматривают формирование у детей знаний и умений, необходимых для

доброжелательного общения, воспитания хороших манер, что и называется

культурой общения. Игровые задания подбирают по принципу от простого к

сложному, которые доступные по содержанию. В качестве своеобразного

отдыха предлагаются игры малой подвижности, игры-этюды, хороводные

позволяющие

расслабиться.

сформировать у детей: умение распознавать эмоции других и владеть своими

чувствами, позитивное отношение к другим людям, умение сопереживать –

радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений, умение

выражать

потребности

вербальных

невербальных средств, умение взаимодействовать и сотрудничать.

Важно помнить, что каждый ребенок индивидуален, неповторим, надо

научиться не сравнивать одного ребенка с другим, поэтому в ходе занятий –

игр мы даем детям не только новые знания, но и решаем их эмоциональные

проблемы, развиваем воображение, уверенность в себе, но главное – мы

получаем огромную радость от общения с ними, завоевываем их доверие и

дружбу. Игра меняет реальные отношения детей и взрослых, они становятся

появляется

устанавливаются

взаимоотношения, взаимопонимание.

Джамиля Мердеева
Игры на развитие эмоциональной сферы детей

В психолого-педагогической литературе накоплен значительный материал по вопросу развития эмоциональной сферы дошкольников . И главная цель моей работы по развитию эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста – это научить детей понимать свое эмоциональное состояние и окружающих людей, научить способам рассказывания о своем внутреннем мире, а также совершенствовать умения управлять своими чувствами.

Если ребенок научится распознавать свои и чужие эмоции , осознавать их значение и смысл от этого зависит успешность его взаимодействия с окружающим миром, а значит и успешность его социального развития .

Как научить ребенка понимать свои эмоции и эмоции других людей ? Конечно же, в игровой деятельности. И на своих занятиях с дошкольниками я постоянно использую игры на развитие эмоциональной сферы . На каждой нашей встрече, помимо приветствия, мы используем игровое упражнение «Наше настроение» . Дети по очереди проговаривают, какое у них настроение. Для этого используем «волшебный мяч» или «кубик эмоций » . Если ребенок затрудняется ответить, то он может показать какого цвета или на что похоже сейчас у него настроение.

Кроме этого представляем вашему вниманию игровые пособия на развитие эмоциональной сферы детей , которые я использую в своей работе с детьми, начиняя с младшего дошкольного возраста.

«Кубик эмоций »

Цель : , обозначение своего эмоционального состояния словом , соотнесение эмоции с явлением .

Мягкий поролоновый кубик, на каждой стороне куба изображение различных эмоциональных состояний .

Правила игры .

Ребенок бросает кубик на стол, и по верхней грани, изображает мимикой, жестами ту эмоцию , которая выпала. Или рассказывает про данную эмоцию , когда ее человек испытывает.

«Волшебные дощечки»

Цель : развитие восприятия окружающего мира, умение выразить свои ощущения словом, изобразить эмоциональное состояние полученный путем тактильного восприятия.

Пластиковые полоски, покрытые материалом различной фактуры : мех, наждачная бумага, сетка, фланель, пленка и др.

Правила игры .

Ребенок на ощупь берет полоску и говорит, на какое настроение похожа данная полоска, или же находит полоску с таким покрытием, какие чувства он сейчас испытывает.

«Грустный и веселый мешочек»

Цель : развитие эмоциональной сферы дошкольника , снижение эмоционального напряжения , формирование способности управлять своими чувствами.

Сшитые тканевые мешочки с различным наполнением. «Грустный мешочек» внутри содержит колючие шишки. Содержание «Веселого мешочка» может быть разным : это мягкие ватные шарики, теннисные шарики с пиктограммами.

Правила игры .

Данное пособие может быть наполнено различным содержимым, все зависит от цели игры . В «Грустный мешочек» ребенок может «сложить» свое плохое настроение и крепко его завязать. В «Веселом мешочке» ребенок может найти мягкие шарики, и поиграть с ними, или грустный ребенок может выбрать себе мячик, на котором изображен один из способов регуляции своего настроения.

Публикации по теме:

Развитие эмоциональной сферы детей раннего дошкольного возраста посредством детского фольклора «Развитие эмоциональной сферы детей раннего дошкольного возраста посредством детского фольклора» С поступлением ребенка 1,5 – 3 летнего.

Игры для развития эмоциональной сферы дошкольника Игра «Создание рисунка по кругу» Цели: установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата; развитие мелкой.

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Проявляясь в поведении, они информируют.

Конспект занятия на развитие эмоциональной сферы Цель занятия: развитие коммуникативных навыков, групповой сплоченности; снижение агрессии; снятие психоэмоционального и мышечного напряжения;.

Проект выполнила: Козлова Лариса Александровна Воспитатель, МБДОУ №4 Общеобразовательного вида С приоритетным осуществлением деятельности.

Развитие эмоциональной сферы Цель:создать условия для активного восприятия детьми эмоционально насыщенного материала;развивать навыки эмоциональной регуляции. Ход занятия:.

Игры по социально-эмоциональному воспитанию

Формирование положительных эмоций в утренние часы.

«НАМ СОЛНЦЕ УЛЫБАЕТСЯ»

Солнце улыбается, нам тепло и хорошо, солнышко спряталось, стало прохладно, опять улыбнулось солнышко, нам тепло и приятно.

2. «РОДИТЕЛИ»

Какое бывает выражение лица у мамы и папы, когда они сердятся? Что вы делаете, когда вас ругают? Как улыбаются папа и мама, когда вас обнимают?

3. «НА ЛУГУ РАСТУТ ЦВЕТЫ»

На лугу растут цветы

Небывалой красоты.

(Потягивания – руки в стороны.)

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты.

(Потягивания – руки вверх.)

Ветер дует иногда,

Только это не беда.

(Дети машут руками над головой, изображая ветер.)

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки.

(Присели.)

А потом опять встают

И по-прежнему цветут.

4.«ВЕТЕР»

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

(Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише», «тише» дети приседают, на слова «выше», «выше» - выпрямляются.)

5.«ПРОСНИСЬ»

Воспитатель. Давай поиграем. Я – как будто дочка (сынок) – и сплю. А ты – моя мама (папа) – меня будишь. Только постарайся будить ласковыми словами, нежным голосом и мягкими прикосновениями, чтобы меня со сна не испугать.

(Ситуация разыгрывается по ролям. При этом «просыпающийся» может потянуться протереть глаза, улыбнуться утру и «маме». При повторе участники игры меняются ролями.)

Ребёнок будит спящую игрушку нежными, мягкими прикосновениями руки и тихо, ласково приговаривает: «Проснись, моё солнышко!» и т.д. («Д.в. №12, 2000г.)

6. «ИДИ СЮДА»

В гости пришёл Петушок (можно выбрать любой персонаж, используя перчаточную куклу, которую взрослый надевает на руку и управляет ей в зависимости от контекста игрового взаимодействия), но он робеет и держится от детей на расстоянии.

Воспитатель предлагает ребёнку позвать гостя движением руки, чтобы тот приблизился. В случае затруднения можно подсказать жест: махнуть рукой «к себе». Объясняет, что надо сначала вытянуть руку ладонью вверх и только потом махнуть ею «к себе». Малыш пытается позвать гостя вместе со взрослым или самостоятельно, ласково приговаривая: «Иди сюда». Если жест выполняется ребёнком выразительно, мягко, Петушок приближается к нему. И наоборот, если малыш, призывая гостя к себе, не смотрит на него, не старается выполнить движение мягко, ласково, то Петушок остаётся на месте, даже отодвигается опасливо. На это воспитатель обязательно обращает внимание ребёнка и побуждает его быть более приветливым.

7. «ЛЯГУШКИ»

А) Изобразите лягушек, которые охотятся за комарами. Они притаились и замерли. Поймали комарика, довольны. А сейчас представьте, что одна из лягушек прыгнула к вам на ладошку. Что будете делать? (Я бережно посажу её на травку.) Покажите, как вы будете это делать.

Б) Две весёлые лягушки

Ни минутки не сидят,

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

(Надо добиваться не только развития мелкой моторики рук, но и выражения эмоционального состояния персонажей).

8. «КОТИК»

Лучик котика коснулся,

Котик сладко потянулся.

(Изобразите ласкового котёнка, который просит молочка).

9. «ПРОГУЛКА В ЛЕС»

А) Есть в лесу три полочки.

Ели – елки – елочки.

Лежат на елях небеса,

Внизу на елочках – роса.

(«Ели» - стоя на носках, руки вверх.

«Елки» - руки в стороны, ступни прижаты к полу.

«Елочки» - присесть, руки вперед.)

Б) Заблудились мы в лесу (грустно)

Закричали все: «Ау!» (громко)

Ой! (весело)

Нашли тропинку возвращаемся домой.

(Выразить состояние людей, заблудившихся в лесу)

10. «ЁЖИК»

А) Вот лежит иголок ворох

И две пары ножек.

В клубок свернулся от лисы

Наш колючий ёжик.

(Изобразите свернувшегося в клубок ежа.)

Б) Листья клёна настелил ёжик на кроватку,

Чтобы долгою зимой спать под ёлкой сладко.

Пусть ему навеют сны снежные метели,

Пусть проспит он до весны в тёплой колыбели.

(Изобразите ежа, который спит на мягкой постели из осенних листьев, снаружи – метель, снег, но ёжику в тёплой норке спокойно и уютно.)

«МЫШИ»

На носочках ходят мыши,

Чтобы кот их не услышал.

(Изобразите мышат, которые вышли из норки и гуляют около спящего кота.)

Создание эмоционального настроя в ходе занятий.

В нашем ДОУ введён блок занятий по социально-эмоциональному воспитанию. Работая по программе по социально-эмоциональному воспитанию детей дошкольного возраста «Я, ты, мы» под ред. Князевой О.Л., Стеркиной Р.Б., я разработала цикл занятий для детей II младшей группы, учитывая индивидуальные особенности психоэмоционального состояния детей.

Блок «Уверенность в себе» позволяет воспитывать в ребёнке умение отстаивать собственное мнение, учить доверять своим эмоциям, формировать у детей положительную самооценку и постепенное образование твёрдой и свободной воли.

Занятие 1. «Отражение в зеркале».

Задачи:

Учить детей любить себя, своё тело и свой организм;

Развивать умение с помощью жестов, мимики выражать эмоциональное состояние персонажа;

Занятие 2. «Какого цвета твои глаза?»

Задачи:

Закреплять и уточнять представления детей о частях лица;

Развивать умение выделять характерные особенности во внешности другого человека;

Формировать эмоциональную сферу.

Занятие 3. «Ребята и зверята. Дикие животные».

Задачи:

Обучать детей традициям общения, побуждать соотносить со словами выразительные движения;

Развивать воображение, фантазию, речевое внимание, слух;

Воспитывать умение чувствовать состояние других, сопереживать; с любовью и заботой относиться к окружающей нас природе.

Занятие 4. «Какой подарок ты хочешь получить?»

Задачи:

Формировать у детей желание получать и дарить подарки;

Развивать мелкую моторику пальцев рук в сочетании с речью;

Побуждать детей к активному общению, развивать умение строить диалог.

Занятие 5. «Вкусы бывают разные».

Задачи:

Формировать представления детей о вкусах;

Учить детей входить в образ персонажа в игре;

Блок «Чувства, желания, взгляды» решает задачи соотношения эмоций ребёнка с миром природы, происходящими событиями и личностными побуждениями, распознавания различных эмоций и причин, их порождающих, умения принимать позицию другого.

Занятие 1. «Как мы выражаем свои чувства».

Задачи:

Учить детей понимать эмоциональные состояния других по выражению лица, позе, выражать своё эмоциональное состояние, используя мимику и жесты;

Развивать наблюдательность, воображение;

Воспитывать чувство ответственности и умение сопереживать.

Занятие 2. «Грусть».

Задачи:

Учить дифференцировать поступки сказочных персонажей;

Развивать умение различать и понимать характер эмоционального состояния людей;

Способствовать сплочению детского коллектива;

Занятие 3. «Спокойствие. Игра-сказка о том, как дружили Солнце, Ветер и Море».

Задачи:

Учить детей входить в образ воды, ветра, солнышка;

Способствовать проявлению спокойствия;

Формировать осознанно-правильное отношение к природе.

Блок «Социальные навыки» предполагает обучение коммуникативным навыкам в ходе создания проблемных ситуаций, развитие выдержки, произвольной регуляции деятельности, самосознания, умения анализировать и предотвращать конфликты.

Занятие 1. «Взаимопомощь».

Задачи:

Развивать чувство единства, умение действовать согласованно;

Повышать у детей уверенность в себе;

Развивать внимание и воображение, координацию движений.

Занятие 2. «Никого роднее мамы в целом мире нет».

Задачи:

Учить ребят использовать в речи ласковые и нежные слова и выражения;

Развивать способность отвечать за свои поступки;

Воспитывать в детях любовь и уважение к самому близкому человеку – маме.

Занятие 3. «Плохо быть одному».

Задачи:

Дать ребёнку возможность ощутить свою принадлежность к группе, выразить своё настроение;

Развивать групповую сплочённость, повышать уверенность в себе.

Занятие 4. «Этикет для малышей. «Вежливые бельчата».

Задачи:

Знакомить детей с правилами этикета;

Давать детям возможность эмоционально переживать последствия соблюдения норм общественного поведения;

Воспитывать бережное отношение к природе.

Воспитание умения восхищаться красотой окружающего мира.

Формирование осознанно правильного отношения к природе в современном мире приобретает ещё большую значимость в связи с тем, что зачастую взгляд ребёнка останавливается на ярких обложках журналов, игрушках неопределённого назначения, а не на первом цветке мать-и-мачехи под ногами, набухающих берёзовых почках и весеннем гомоне возвратившихся птиц. Педагог имеет возможность приобщить детей к удивительному миру природы во время непосредственного общения с ней, то есть, на прогулках. В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребёнку в осознании себя как активного её субъекта. Педагогам и родителям следует «бить тревогу», если ребёнка-дошкольника не привлекают яркие краски и запахи природы, оставляя его равнодушным. Наблюдения за различными сезонными явлениями должны стать не только способом познания, но и, в первую очередь, стимулом для выражения ребёнком определённых эмоций, так как эти наблюдения обогащают представление об окружающем мире, формируют доброжелательное отношение к природе. Только взрослый может помочь детям получить яркие эмоциональные эстетические впечатления от красоты окружающего мира: жёлтое поле одуванчиков и белоснежный ковёр ромашек («…Опять смеётся лето в открытое окно

И солнышка и света полным, полным, полно.

Опять трусы и майки лежат на берегу

И нежатся лужайки в ромашковом «снегу»), море опавшей шуршащей листвы под ногами, пушистый мир после снегопада, побуждая каждого ребёнка определять своё отношение к воспринимаемым объектам и мимикой, жестами, словами выражать его. Умение человека видеть красоту в любых проявлениях природы с детства является залогом его эмоционального равновесия и гармоничного восприятия мира в дальнейшем.

В моменты общения детей с природой для достижения поставленных целей педагогу необходимо использовать такие игровые упражнения, как, например, «Солнечные лучики»

Первый лучик, нежный лучик,

Заглянул он к нам в оконце

И принёс в своих ладошках

Теплоту, частицу солнца.

«Приласкай, ветерок, облачко»

Ребята, я предлагаю вам перенестись вместе со мной в Сказочную страну, где возможны любые превращения! Присядьте, пожалуйста, и закройте глаза. Представьте, что все вы – воздушные, лёгкие облака, очень красивые, пушистые. Вы поднимаетесь всё выше и выше, плывёте по небу легко и радостно. Вы летите туда, куда дует тёплый, ласковый ветерок. Вам легко, спокойно, хорошо. Вы видите под собой цветущие полянки, ручейки, домики. Но настала пора возвращаться на Землю. Вы спускаетесь всё ниже и ниже. Ой, опустились! Открыли глаза.

(Ребята, ответьте, пожалуйста, вам понравилось путешествие? Какие облака плыли по небу? Покажите, как смеялось весёлое облачко. Как оно щурило глазки? Как вы думаете, когда на небе такие облака, какая может быть погода?)

В пасмурную погоду улучшить настроение детей поможет пальчиковый игротренинг «Что делать после дождика».

Что делать после дождика? (Соединяем попеременно подушечки пальцев правой и левой рук.)

По лужицам скакать! (Пальчики правой руки

Что делать после дождика? «скачут» по левой ладошке).

Кораблики пускать! (Делаем двумя руками одновременно

Что делать после дождика? широкий размах перед грудью).

На радуге кататься! (Обеими руками «делаем» волны).

Что делать после дождика?

Да просто улыбаться! (Дети улыбаются друг другу).

Развитие социальных навыков и эмоций детей посредством театрализованной игры.

Необходимо учитывать тот факт, что в мир театра надо вводить детей постепенно. Я выделила для себя следующие этапы освоения детьми театрализованной игры:

Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (ёжик сопит, зайка прыгает, лисичка крадётся и т.д.) и основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети улыбнулись, захлопали в ладоши).

Игра имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоциональных проявлений персонажа.

Например, психогимнастика в утренние часы:

Поднимайте плечики.

Прыгайте, кузнечики,

Прыг-скок, прыг-скок!

Сели, травушку покушали, тишину послушали.

Гимнастика пробуждения:

Жук проснулся, потянулся,

С бока на бок повернулся,

Крылышки расправил,

Полетел и зажужжал…

Пальчиковая гимнастика в перерывах между занятиями:

Две весёлые лягушки

Ни минутки не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

Игра-имитация образов знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идёт к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

Игра-импровизация под музыку («Листочки, листочки по ветру летят…», «Весёлые мячики»).

Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам потешек и стихов («Наша Катя маленька…», «Заинька, попляши…», «Снег, снег» А.Барто»).

Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов, стихов (Е.Чарушин «Утка с утятами», К.Ушинский «Васька»).

Ролевой диалог героев сказок («Заюшкина избушка», «Колобок», «Три медведя»).

Инсценирование фрагментов сказок о животных («Кот, инот т ипетух и лиса», Теремок»).

Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Репка», «Курочка Ряба») и авторским текстам (В.Сутеев «Под грибом», К.Чуковский «Цыплёнок»).

Для освоения театрализованной деятельности целесообразно использовать следующие виды театра, которые я приготовила вместе с детьми:

Плоскостной театр на фланелеграфе («Кто в лесу живёт», «Теремок», «Репка»).

Игрушки из конусов («Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса»).

Игрушки-дергунчики (А. Барто «Игрушки»).

Театр игрушек из ложек («Жихарка»).

Игрушки из коробок («Три поросёнка»).

Театр кукол «Живая рука» («Колобок»).

Театр игрушек из яичной скорлупы (по сказкам К.Чуковского).

Театрализованная игра позволяет ребёнку самовыражаться, осваивать важные социальные навыки, способствует формированию у него норм поведения, что ведёт к правильному осознанию им своего положения в обществе в дальнейшем.


«Ой, лады»

Цель – воспитывать добрые отношения друг другу.

Воспитатель и малыши произносят слова и выполняют действия.

Лады-лады-ладушки,

Хлопают в ладоши.

Мы пекли оладушки,

Имитируют действие.

Маслом поливали,

Указательным пальцем водят по ладошке.

Деток угощали…

Называют имя ребенка, к которому подходят с «оладушками»,

Тане – два, Ване – два и…

(воспитатель называет свое имя) – тоже два!

Вот и я, вот и я, вот и все мои друзья!

Все дружно хлопают в ладоши.

«Паровозик»

Цели: учить отзываться на свое имя, запоминать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции.

Педагог объясняет детям, что сейчас они будут играть «в паровозик»: «паровозом» будет взрослый, а «вагончиками» - дети. Воспитатель поочередно подзывает к себе детей, эмоционально комментируя происходящее: «Я буду паровозом, а вы – вагончиками. Петя, иди ко мне, становись за мной, держи меня за пояс – вот так. Теперь, Ваня, иди сюда, встань за Петей, держи его за пояс». После того как все дети выстроились, «поезд отправляется в путь».

«Передай мяч»

Цель – учить взаимодействовать со сверстниками.

Дети стоят напротив друг друга. Воспитатель показывает детям, как нужно правильно удерживать и передавать мяч другому ребенку, называя его по имени («На, Петя»).

Игра эмоционально поддерживается взрослым.

«Ласковое имя»

Цель – учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребенка.

Дети встают в круг, каждый из них по очереди выходит в центр. Все остальные

дети при помощи воспитателя называют варианты ласкового имени ребенка,

стоящего в центре круга.

«Дотронься ласково»

Цель – учить детей включаться в разные формы коммуникации.

Все участники игры стоят или сидят по кругу. Ведущий ласково дотрагивается до головы рядом сидящего ребенка и говорит: «Какие шелковые волосики у Саши!» затем просит Сашу дотронуться до головы своего соседа. Взрослые также участвуют в игре, и если дети затрудняются в обращении, то помогают им.

Игра предполагает несколько вариантов – можно дотрагиваться до руки, до носа. Некоторым детям трудно выполнять такие действия – не нужно заставлять выполнять все. Взрослые активно помогают малышам включаться в разные формы коммуникации.

«Спаси птенца»

Цель – воспитывать заботливое отношение к окружающим.

Детям раздают ватные комочки – это «птенчики». Педагог говорит: «Мы побегали, поиграли, согрелись, а птенчику холодно, он замерз, давайте его погреем и отпустим полетать». Дети со взрослыми стоят по кругу, сложив ладони «лодочкой», глубоко дышат, как бы спасая птенца, поднимаются на носочки и отпускают его.

«Ласковый ребенок»

Цель – продолжать учить детей подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнером.

Дети сидят на стульях перед взрослым. Он вызывает к себе одного из детей и показывает, как можно его обнять, прислониться, смотреть в глаза, улыбнуться: «Ах, какой хороший Саша! Иди ко мне, я тебя обниму – вот так. Я ласковая». Затем взрослый приглашает к себе еще одного ребенка и предлагает ему повторить эти действия, эмоционально акцентируя каждое действие ребенка и при необходимости оказывая ему помощь. В конце игры взрослый подытоживает действия ребенка: «Ваня обнял Сашу, посмотрел ему в глазки, улыбнулся. Вот какой Ваня ласковый ребенок!» затем взрослый поочередно вызывает остальных детей, игра повторяется.

«Цветные коврики»

Цель – учить передавать эмоции в соответствии с цветом.

Для игры понадобятся игрушки, а также желтый и черный коврики (их кладут перед детьми). Воспитатель показывает игрушку (например, волка) и говорит детям: «Волк злой, сердитый, мы его поставим на черный коврик. А петушок веселый, добрый, его мы поставим на желтый коврик».

Так можно обыграть все знакомые игрушки или сказочных героев.

Затем можно усложнить игру: добавить коврики других цветов (голубой – слезы, грусть; зеленый - спокойствие); предложить детям самим проявить эмоции на коврике любого цвета: «Анечка, ты – сердитая кошка. Встань на коврик черного цвета и изобрази ее».

«Кто лучше разбудит?»

Цель – способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Один ребенок превращается в кошечку и засыпает – ложится на коврик. Ведущий просит детей по очереди будить «спящую кошечку». Желательно делать это по-разному (разными словами и прикосновениями), но всякий раз ласково.

«Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!»

Цель – способствовать уменьшению обидчивости у детей.

Один ребенок садится на «волшебный стульчик», другой понарошку должен обидеть его. Воспитатель начинает при этом говорить слова: «Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!»

« Вместе играем »

Цель – учить детей взаимодействию и вежливому обращению друг с другом.

Для игры понадобятся парные игрушки: шарик и желобок, паровозик и вагончик, машина и кубики.

Воспитатель расставляет детей парами и раздает им игрушки, предлагая поиграть вместе. Затем помогает каждому из детей выполнять предметно-игровые действия в соответствии с назначением каждой игрушки.

В конце игры педагог фиксирует, кто с кем играл, называя каждого ребенка по имени: «Аня играла с Дашей – катали шарик. Дима играл с Васей – возили паровозик, Петя играл с Леной – нагружали в машину кубики и возили».

«Кто пришел к нам в гости?»

Цели: способствовать развитию самоуважения детей, активизировать доброжелательное отношение детей к сверстникам.

Воспитатель отводит в сторону ребенка и договаривается с ним о том, что он будет изображать какое-нибудь животное (педагог подсказывает), которое придет в гости к детям. Ребенок изображает это животное, дети отгадывают. («Посмотрите, какой замечательный зверь к нам пришел, какие у него глазки, как он красиво движется…»)Дети стараются догадаться, какие звери к ним пришли и какое у них настроение.

«Листочек падает»

Цель – развивать умение сотрудничать.

Воспитатель поднимает над столом лист бумаги, затем отпускает его и обращает внимание детей на то, как плавно он опускается вниз и ложится на стол. После этого педагог просит детей «превратить свои руки в листочки бумаги». Поднимает лист бумаги – дети поднимают руки вверх. Затем опускает лист, он плавно падает на стол. Детям нужно сделать то же самое, то есть плавно опустить руки на стол.

Игру можно повторить несколько раз.

Воспитатель подчеркивает умение ребят действовать вместе.

«Колокольчик»

Цель – учить проявлять симпатию к сверстникам.

Воспитатель читает стихотворение и звонит в колокольчик: С колокольчиком играю – динь-динь-динь (2 раза)

С колокольчиком гуляю – динь-динь-динь (2 раза)

Позвеню и покружусь, всем ребятам покажусь.

Колокольчик голубой, кто гулять пойдет с тобой?

Выбирает любого ребенка и идет с ним по группе.

«Солнечный лучик»

Цели: развивать тактильные ощущения, учить выполнять нежные прикосновения.

Дети вытягивают ладошки. Воспитатель рассказывает стихотворение, подходит к малышам и поглаживает их ладошки:

Солнечный лучик коснулся руки

Я попрошу его: «Ты не беги, ты посиди на ладошке моей, вместе нам будет с тобой веселей».

«Подарим фрукты»

Цель – учить проявлять добрые отношения к сверстникам.

Для игры понадобятся фрукты. Дети выполняют «инструкцию» воспитателя:

Ты яблоко бери и Тане дари.

Ты грушу бери и Маше дари.

Ты банан бери и Пете дари.

«У кого какая игрушка?»

Цель – учить делиться игрушками.

Воспитатель заранее готовит игрушки: сначала их должно хватить всем детям, затем на одну меньше.

встали дети в круг, в круг,

кулачками стук-стук.

Мы идем вперед, вперед,

Ножками топ-топ.

Мы идем назад, назад,

Вот так, вот так!

Побежали, побежали

И к игрушкам прибежали.

«Флажок»

Цель – учить реагировать на свое имя и проявлять симпатию к сверстникам.

Для игры понадобится флажок.

Дети встали в кружок,

Дети становятся в круг.

Увидали флажок:

Флажок держит воспитатель.

Выйди, Ваня, в кружок, возьми, Ваня, флажок.

Выйди, выйди, возьми, выше флаг подними.

Ваня берет флажок, поднимает его.

Вот наш Ваня идет и флажок свой несет:

«Кому дать, кому дать, кому флаг передать?»

Ваня выбирает ребёнка, которому передает флажок, ь- игра повторяется.

«Праздничный салют»

Цель – учить эмоционально откликаться на содержание стихотворения.

Для игры понадобятся барабан и мелко нарезанная бумага для «салюта». Воспитатель читает стихотворение:

Грянул гром, веселый гром.

Засверкало все кругом.

Рвутся вы небо неустанно

Разноцветные фонтаны,

Брызги света всюду льют.

Это праздничный салют.

Раз, два, три, салют радости дари!

Все вместе подбрасывают нарезанную бумагу вверх.

«Мотылек»

Цель – вызвать радость от ожидания легкого прикосновения.

Воспитатель держит в руках мотылька из картона, привязанного к палочке:

Летал мотылек, порхал мотылек.

Присел отдохнуть на душистый цветок.

Летал мотылек, порхал мотылек,

Присел подремать на прохладный пенек.

«Наше солнце»

Цель – способствовать объединению и взаимодействию детей в группе.

Взрослый рисует на листе ватмана большой круг, затем обводит ладони детей, создавая таким образом «лучики солнца». Дети раскрашивают нарисованные ладошки, взрослый им помогает. В итоге получается изображение красивого солнца, которое вывешивают в группе.

«Покажу, как я люблю»

Цель – способствовать формированию любви к окружающим.

Воспитатель говорит, что можно показать человеку, что ты его любишь, только прикосновениями, без слов. Один из детей й «превращается в маму», другой – в ее «сыночка», и показывают, как они любят друг друга. Следующие пары – «мама и дочка», «»бабушка и внук.

«Звериное пианино»

Цель – развивать умение сотрудничать.

Дети садятся в одну линию. Они – «клавиши пианино», которые звучат голосами разных животных. Воспитатель раздает детям карточки с изображениями животных (кошки, собаки, свиньи и т.п.), голосами которых будут звучать «клавиши». Потом педагог дотрагивается до головок детей, как будто нажимает клавиши. «Клавишам» нужно звучать голосами соответствующих животных.

«Радуга-дуга»

Цель – активизировать позитивное настроение.

Радуга-дуга, не давай дождя.

Дети, держась за руки, идут по кругу.

Чтоб ребяткам играть

Отбивают ритм пальцами по коврику.

И со взрослым поскакать.

Подпрыгивают на месте.

Дай нам солнышко-колоколнышко, обнимаются.

«Чижик»

Цель – формировать чувство взаимопомощи и сотрудничества.

Воспитатель предлагает каждому ребенку построить из мягких модулей свой домик. Затем приглашает всех в круг и предлагает игру «Чижик».

Чижик по небу летал,

Воспитатель и дети изображают птичек: машут «крыльями» и «летают» по кругу.

Правой ножкою кивал,

Забрасывают ногу назад, пытаясь достать ею до ягодицы.

Кив-кив, не кивай, к себе в домик улетай!

Каждый убегает в свой домик.

Игра повторяется несколько раз.

«Подари салют»

Цель – учить проявлять положительные эмоции.

Воспитатель предлагает каждому ребенку цветную бумагу – на выбор. Под спокойную музыку дети рвут бумагу на мелкие кусочки, образуя кучку. По окончании музыки педагог просит малышей выбрать, кому бы они хотели «подарить салют». Каждый ребенок подбрасывает свои кусочки бумаги над тем, кого он выбрал, кричит «ура» и хлопает в ладоши.

Важно, чтобы ребенок, который дарит, и тот, кому дарят, испытали положительные эмоции.

«Украсим дом»

Цель – учить выполнять поручения вместе.

Материал : обруч, предметы для украшения.

Воспитатель предлагает детям украсить «домик» (обруч), используя для этого ленты, нитки, монетки и т.п. воспитатель вместе с детьми участвует в процессе. Потом все любуются «домиком», педагог хвалит ребят за проделанную работу.


Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет: чтобы развитие ребенка не было однобоким и ущербным, его интеллект должен полностью уравновешиваться таким же объемным развитием чувств...

Игры на эмоциональное развитие – пазл, иногда выпадающий из поля зрения при воспитании ребенка. Почему эти игры необходимы? В чем их особенность?

Наши дети растут в эпоху больших информационных нагрузок, поэтому мы стараемся пораньше обеспечить им развитие интеллекта с помощью развивающих методик и занятий в детских клубах. Однако часто мы упускаем главное: малышу предстоит жить среди других людей. А это значит, что без адекватного развития эмоций ребенок неизбежно столкнется с трудностями социальной адаптации.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет: чтобы развитие ребенка не было однобоким и ущербным, его интеллект должен полностью уравновешиваться таким же объемным развитием чувств.

При этом для достижения максимального эффекта игра на развитие эмоциональной сферы детей подбирается исходя из психологических особенностей конкретного ребенка.

Подвижные игры на развитие эмоций для активного ребенка

    «Угадай настроение». Цель игры – распознавание эмоций, их выражение через движения. Дети играют роль пчелок. У каждой пчелки – свое настроение. По команде «Пчелки полетели!» ребенок или группа детей выражают эмоции и настроение в движениях. По команде «Пчелки приземлились!» малыши замирают. Ведущий (один из детей) поочередно подходит к каждой «пчелке» и называет, в каком настроении она была. В ответ «пчелка» может рассказать свою историю (что с ней случилось, и почему было такое настроение). Это поможет детям определять эмоции точнее.

    Ролевая игра «Скульптура». Один или несколько детей выбираются на роль «глины». Остальные – «скульпторы». Цель скульпторов – «слепить» такую фигуру или композицию, которая выражает определенные эмоции детей. Например, фигуру ребенка, который потерял маму и плачет. Или композицию из двух малышей (один якобы ударился, другой его успокаивает). Варианты могут быть самые разные. Помимо развития эмоций, эта игра способствует формированию такого социального навыка, как умение договариваться. Дети испытывают положительные переживания от сотрудничества в группе.

    «Человек и отражение». Один из участников демонстрирует эмоции в игре, активно двигаясь (играет роль «человек»). Другой становится «отражением», в точности повторяя действия первого. Если детей много, их можно разбить на пары. По команде «Стоп» пары останавливаются. Тот, кто играл роль «отражения», должен назвать чувства и эмоции ребенка «человека». Затем участники меняются ролями.

Общая характерная черта таких игр – выражение эмоций через движение, действие. Больше всего они придутся по вкусу детям, которые от природы обладают особой гибкостью и ловкостью тела, любят движение и физические упражнения. Системно-векторная психология Юрия Бурлана определяет их как носителей кожного вектора.

Таких малышей сложнее удержать над книжками и настольными играми на развитие эмоций. В подвижной игре выразить эмоции им будет легче. Кроме того, их «гуттаперчевое» тело позволяет именно через движение передать нюансы различных чувств и состояний.

Использовать такие игры на эмоции можно для дошкольников, в группах детского сада. И для школьников – во время досуга детей. Кроме того, любой из описанных вариантов игр можно упростить и использовать дома, в паре «ребенок-взрослый».


Дидактические пособия и настольные игры на развитие эмоций для усидчивого ребенка

Существуют и другие игры на эмоциональное развитие детей – спокойные, проводятся сидя за столом, ведь далеко не каждый ребенок в восторге от беготни. На помощь приходят дидактические пособия и настольные игры на развитие эмоциональной сферы:

    «Сюжетные картинки». Детям раздают картинки, общая последовательность которых представляет единый сюжет. Каждая картинка выражает определенные эмоции ребенка – главного героя. Взрослый рассказывает историю, а дети должны из рассказа угадать, какая картинка первая, какая вторая и т. д. Цель – сложить единую последовательность по сюжету. Во время игры обсуждают эмоции и чувства главного героя, причины перемен в его настроении. Этот вариант игры подойдет для подготовительной группы детского сада. Можно использовать индивидуально с малышом 5-6 лет.

    «Найди лицо». Этот вариант игры на развитие эмоций можно применять и для младшего возраста (с 2 лет). В наборе должны быть сюжетные картинки, а кроме того – «смайлики» с различным выражением лица. Задача для ребенка: определи эмоции героя и подбери подходящий «смайлик». Изготовить подобную игру очень легко своими руками.

    «Угадай пару». Вариантов такой игры много в продаже, хотя и своими руками ее сделать тоже можно. Карточки представляют собой пары. Каждая пара выражает определенные чувства, эмоции. Ребенок подбирает пару к своей карточке (находит такую, на которой чувства героя такие же).

Максимум положительных эмоций от настольных игр с карточками получают малыши с анальным вектором. Они от природы медлительны и очень усидчивы. В подвижной игре могут чувствовать себя неловко. Их тело вовсе не такое гибкое и ловкое, как у кожников, и физические упражнения даются им непросто.

А вот в настольных играх такой ребенок сможет прекрасно проявить себя. Он внимательный, обладает аналитическим складом ума. Подмечает малейшие детали, анализирует информацию тщательно и вдумчиво.

Театрализованные игры на развитие эмоций для чувствительного ребенка

В отличие от подвижных и настольных игр на развитие эмоциональной сферы, театрализация требует максимального проживания чувств героя, психологической способности ребенка прочувствовать и точно передать его состояние. Точнее всего это удается детям, которых природа наделила особой чувственностью. Системно-векторная психология определяет их как носителей .

Чтобы научить распознаванию и точному выражению эмоций, этим детям можно предлагать такие игры:

    «Что случилось в детском саду». Ребенок разыгрывает «сценку». В ней требуется передать состояние малыша, которого мама забирает из детского сада. Он чем-то расстроен? А может, испуган? Или обиделся на кого-то из товарищей? Зрители должны угадать и назвать эмоции, которые переживает герой.

    «Подскажи и помоги». Ребенок разыгрывает определенные эмоции. Остальные дети помогают советами. Например, человека с таким настроением надо отвести к врачу: видно, что у него что-то болит. В другом случае он просто чем-то расстроен – его надо утешить. Если боится – успокоить и т. д.

    «Этюды». Если малыш помимо зрительного, наделен еще и – он прирожденный актер. Такой ребенок через игру выражает эмоции не только мимически, но и телом. В этом случае он может разыграть для зрителей любую сценку, этюд с сюжетом. А задача аудитории – придумать историю и описать чувства героя.

Для адекватного развития эмоций одних игр ребенку будет недостаточно. Дошкольникам и школьникам требуется особое воспитание чувств – через чтение литературы на сопереживание и сострадание (об этом мы поговорим ниже). Зрительного ребенка можно дополнительно отдавать в театральный кружок, так как природа наделила его большим, чем остальных, эмоциональным диапазоном.


Музыка в играх на эмоциональное развитие для маленького мыслителя

Распознание эмоций через музыку имеет положительный эффект для всех малышей. Но особенно восприимчивы к музыке дети со . Они природные интроверты, сосредоточены на своих мыслях. Мимика у них слабо выражена, даже если в душе бушует ураган чувств.

В развитии эмоциональной сферы, таким детям подойдут игры:

    «Весело – грустно». Поочередно звучит то грустная, то веселая музыка. У каждого ребенка в руках игрушка. Под веселую музыку игрушки «танцуют». Под грустную игрушку нужно покачать или погладить (успокоить). Использовать эту игру для распознания эмоций можно в младшей группе детского сада.

    «Подбери картинку». Детям раздают картинки с различным настроением героев. Задача – подобрать подходящую картинку под ту музыку, которая звучит. Предпочтительно использовать классические произведения. Например, «Детский альбом» Чайковского.

    «Нарисуй настроение». Эмоции в этой игре нужно выразить через рисунок. Звучит музыка, выражающая определенное настроение. Ребенок рисует картину, которая передает эмоциональное содержание музыки. Игра подойдет для подготовительной группы, детям 5-6 лет.

Важно помнить, что свои эмоции дети со звуковым вектором почти не выражают внешне. Маловыразительная мимика – их психологическая особенность, а не признак нехватки эмоций. Игры для такого ребенка должны быть ориентированы на распознание чувств. Помимо музыки, могут помочь карточки и настольные пособия, описанные выше.

Игры на эмоции в детских группах

В группе детского сада или школьном классе собираются малыши с самыми разными комбинациями векторов. Поэтому для развития эмоций детей можно чередовать различные игры. Подвижные и малоподвижные, интерактивные и ролевые, головоломки и музыкальные упражнения. Главное – учитывать психологические особенности детей, давать задачу, которая соответствует их свойствам.

Например, медлительные обладатели не будут стремиться к подвижным играм. Звуковики тоже их избегают. Шум – слишком большая нагрузка для их чувствительного слуха. Однако при выполнении подвижных заданий на развитие эмоций такие дети отлично справятся с ролью аналитиков и наблюдателей. Могут отгадывать чувства героев, комментировать происходящее.

В ходе музыкальных занятий на развитие эмоций детям с кожно-зрительным сочетанием векторов лучше дать возможность потанцевать или разыграть сценку. Анально-зрительные дети предпочтут рисование. Звуковой ребенок может с головой уйти в слушание музыки. При внешнем отсутствии мимики он переживает музыкальные образы глубоко. Психологически грамотный педагог не станет «дергать» его и прерывать это сосредоточение.

Грамотное воспитание чувств: для развития эмоций игр недостаточно

Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому для эмоционального развития детей она имеет большое значение. Но для полноценного воспитания чувств ее недостаточно. Очень важно развивать навык сопереживания и сострадания через чтение малышам классической литературы:

Для маленьких зрительников чтение классической литературы – это судьбоносный вопрос. Их огромный чувственный диапазон не насыщается игрой. Развитие чувств должно быть достаточным, иначе ребенок вырастет неспособным к состраданию, истеричным, может страдать фобиями и паническими атаками.

Для детей развитие эмоций и воспитание чувств – залог успешной социальной адаптации, способности находить общий язык с другими людьми, строить отношения, приносящие радость и удовольствие.

Психологическая грамотность взрослых помогает справиться с различными задачами. Например, позволяет понимать, как использовать игры для детей, развивающие память, а каким малышам подойдут игры, развивающие внимание. Понимание свойств малыша – ключ ко всему, и слушайте отзывы родителей, прошедших тренинг.

Уникальные знания, без которых не обойтись при воспитании ребенка, ждут вас на бесплатном онлайн-тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. .

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Top