Конспект занятия по обучению пересказу дошкольников с ЗПР рассказа «Кошка и еж» посредством использованием мнемотехники. Методическая разработка урока развития речи по русскому языку

Однажды вечером Лариса намного позже обычного возвращалась домой. Проходила мимо старого заброшенного здания, чтобы сократить маршрут. Немного боялась хулиганов, но все-таки помнила о своем приятеле среди них. Не раз выручал её Анатолий, частенько встречал по пути, провожал до самого дома. Таким образом, девушка знала всех местных авторитетов улицы.
Уже совсем темно. Лето. Дневная жара спала, и было чрезвычайно приятно прогуляться по тихой пустынной улице. Вдруг, Лариса услышала какой-то шум, доносившийся прямо со стороны полуразвалившегося дома. Кошачье мяуканье, будто плач, резало слух…
Не могло Ларисино доброе сердце остаться равнодушным к беде несчастной кошки…
Что бы это могло случиться? Неужели снова мальчишки решили поиздеваться над беззащитным животным? Нужно пойти глянуть, только вот боязно. Что же делать? Что же придумать? Как помочь, чтобы самой случаем в ловушку не попасть?
Решение пришло быстро: «Надо звонить Анатолию!» Он как раз где-то должно быть прогуливается по району с ребятами. Он никогда не отказывал в помощи.
Вот и номер… Гудки…
~ Здравствуй, Толик! Помощь нужна. Я возле заброшенного здания на Маяковского. Можешь здесь быть в ближайшие 10 минут?
~ Привет, Лариса! Без проблем. Мы рядом гуляем. Сейчас подойду.
…Кошачий визг продолжал напрягать нервы. Но Лариса твёрдо решила дождаться Анатолия.
Вот и Толик с ребятами появился…
~ Что случилось?
~ Какой-то странный кошачий плач со стороны старого здания. Боюсь туда идти одна, мало ли кто там над животным издевается. Не могу пройти мимо. Пожалуйста, давай вместе посмотрим!
~ Хорошо. Конечно. А вы, друзья на шухере постойте! Через пять контрольных минут вслед за нами пойдете! ОК?!
~ Без вопросов, Толик.
…Через несколько минут, Лариса и Анатолий оказались внутри здания.
Осмотрелись. Посветили фонариком. Людей нет. Зато в углу заметили шевеление. Подошли поближе…
Ох! Кровь! Возня! Два маленьких существа выясняют отношения!
Оказывается, молодая кошка обнаружила ёжика. Решила познакомиться, потрогать, а может быть и съесть…. Ёж, естественно, так просто не сдавался! Он свернулся клубочком, выставил иголочки, шипел, вертелся, подпрыгивал… Кошка тыкалась в него мордочкой, трогала лапками, накидывалась с разбега, прыгала на него, пытаясь укусить или поцарапать…
Известное дело, ежу ничего! Зато кошечка умывалась кровью! Бедная малышка, вся израненная иголками, никак не хотела оставить «добычу», столь неожиданно для неё, превратившуюся во врага.
Кошке явно требовалась помощь ветеринара. Нельзя было стоять и смотреть, как она, несчастная глупышка, пытается одолеть неведомого зверя.
Анатолий знал, что словить кошечку будет непросто. Она ведь может сопротивляться, хотя уже изрядно устала, воюя с ёжиком…
Парень решил пожертвовать своей майкой ради спасения малышки.
Поймал дикарку не сразу, маленько поцарапала… Шустрая кошка! Неспроста ведь в бой с ежом вступила! Но, всё-таки оказавшись в сильных и ласковых руках, кошечка постепенно притихла, успокоилась и даже разрешила себя погладить за ушком.
~ Теперь надо её к врачу! Есть неподалеку одна клиника, круглосуточный режим работы, хорошие специалисты. Сейчас такси вызову! Предупреди домашних, что задержишься. А то ещё мама волноваться начнет, это нам ни к чему.
Лариса была слегка шокирована происходящим и не нашлась, что сказать. Автоматически набрала домашний номер, рассказала маме о случившемся, предупредила, что задержится. Девушка была в недоумении. Она совершенно не ожидала, что Анатолий, этот известный на весь район ещё со школьных лет хулиган, окажется таким добрым, отзывчивым человеком.
Они были знакомы давно. Лариса знала, что Толик неравнодушен к ней. Стал бы он провожать её домой почти каждый вечер, если бы она не была ему симпатична? Но для неё он был только знакомым, приятелем. Да и как хулиган может быть кем-то большим для приличной девушки?
Она, с двумя высшими образованиями, в 26 лет уже заведующая частной стоматологической клиники. Интеллигентная девушка, с развитым эстетическим вкусом, аристократическими манерами. Что общего у неё может быть с парнем, едва закончившим девять классов? Она же хорошо знает, что Анатолий занимается нечестными делами, работает в охране у местного чиновника, «выбивает дань» с мелких бизнесменов.
Но… Сейчас ей больше всего на свете хотелось оказаться на месте раненной кошки, хотелось, чтобы её так крепко обнимали эти нежные руки, чтобы ей говорили тихие слова утешения. Почему она, Лариса, никогда не видела к себе такого искреннего участия и внимания? Почему всем мужчинам, с которыми она встречалась, нужен был её статус, красивое тело и место в просторной квартире? Почему она не встречала на своем пути таких простых, любящих жизнь парней, как Анатолий? Почему он, будучи завязан по уши в местных разборках, может оставаться добрым ребенком внутри? Почему другие не могут? Почему?... Почему?...
Десятки «почему» роились в Ларисиной голове, пока они ехали к ветеринару. Пребывание в клинике тоже осталось незамеченным девушкой. Она не видела, как осматривали кошечку, как замазывали и перебинтовывали её раны… Лариса думала…
Ей сейчас казалось, что если бы Анатолий предложил стать его женой, она, не задумываясь, согласилась бы. Уехали бы в деревню, построили дом, завели хозяйство, посадили сад, огород. Детишек бы нарожала…
Голос Анатолия вернул девушку в реальность.
~ Лариса, кошка в порядке! Я решил забрать её к себе, если ты не будешь против. Ей требуется уход, присмотр и ещё несколько перевязок. Врач сказал, что в целом все нормально, серьёзных повреждений нет. Несколько дней придется поколоть антибиотики. Мы вовремя поспели, в ином случае кошка могла потерять много крови. Она, очевидно, продолжала бы свои игры с ежом.
~ Спасибо, Толик! Даже не знаю, как тебя благодарить! Заходи как-то на чай вечерком. Представлю героя родителям.
~ Правда? Приглашаешь? Как же долго я этого ждал, Лариса! Давно хотел спросить тебя, только все не мог решиться. Скажи, если бы я стал просить твоей руки у родителей, что бы ты ответила?
~ Просить у родителей, а отвечать мне? Хорошее у тебя чувство юмора, однако.
~ Ну, ты ведь поняла о чем я.
~ Поняла. Знаешь,после сегодняшнего случая, мне кажется, я согласилась бы.
~ Да? Тогда, пожалуйста, подумай над моим предложением перебраться в деревню на ПМЖ. Понимаю, у тебя работа здесь, родственники, друзья. Но… В деревне есть свои преимущества. Кстати, у меня уже выстроен собственный дом, куплено несколько полей. На данный момент занимаюсь оформлением документов на птицефабрику. Не волнуйся, в районе можно организовать стоматологическую клинику. Деньги у меня есть, заработал. А ты специалист хороший, опыт у тебя имеется в достатке. Менеджер отличный будешь, не сомневайся!
~ Как же ты решил-то все за двоих так быстро?
~ А я не быстро! Сколько знаком с тобой, сколько и люблю! Ты для меня стимулом всегда была. Ради тебя всего достигал, не скатился вниз, не спился.
~ Но я же с другими встречалась. Могла ведь и замуж выйти? Что тогда?
~ Не могла! Не достойны они тебя! Да, образованные, из хороших семей, с достатком. Но… Сердца в них не было. Чувствовал я это, знал. Знал, что у тебя оно есть. Не сможешь ты с ними… Рано или поздно поймешь, что в человеке самое главное. А я до тех пор надеялся и статус получить, и жилье прибрести и капитал какой-никакой нажить. Ты ведь не знаешь, я уже пару лет, как не в охране. Автосервис свой в городе есть, несколько магазинчиков продуктовых. Я хоть только 9 классов закончил, но неглупый парень.
~ Да, Толик, удивил ты меня сегодня! Совершенно не знаю, что и говорить. Действительно, жизнь – штука непредсказуемая! Приходи с родителями знакомиться!
~ Ждите, в субботу приду!

Методическая разработка урока развития речи по русскому языку.

Изложение. 3 класс. 2 часа.

Учителя МОУ СОШ №3 ст. СтарощербиновскойКраснодарского края

Окулова С. Н.

Тема: «Письменное изложение «Кошка и еж»» (2 часа)

Цели:

· продолжить работу над письменным пересказом текста;

еще раз обратить внимание детей на особенности текста - повествование;

закреплять умение понимать основную мысль, выраженную в тексте;

· развивать внимательное отношение к слову с точки зрения его смысла и написания;

· воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование : презентация, учебник «Русский язык», часть 2.

Ход урока.

I . Выявление цели урока:

1. Ребята, за какими животными вы наблюдали?

Чьи повадки вы знаете?

Как надо относиться к животным?

С каждым годом на земле остается все меньше уголков природы, где можно увидеть первозданный облик лесов, степей. Чтобы сохранить редкие участки природы со всеми видами животных и растений, государство объявляет их заповедниками.

В нашей стране их создано около 155.

В Кандалакшском заповеднике охраняются птичьи базары и гнездовьягаги. Пух этой птицы высоко ценится.

В Беловежской пуще много копытных животных - оленей, кабанов, косуль. Здесь живут на воле лесные великаны - дикие быки, зубры.

И мы ребята, тоже должны бережно относиться к животным, которые нас окружают.

Сегодня мы напишем письменное изложение.

Прочитайте по цепочке и подумайте, как называется текст, который мы будем писать: текст-описание или текст-повествование.

Дети: «Сегодня мы будем писать текст-повествование, так как в нем больше слов названий действий (глаголов).»

II . Беседа по содержанию. Повторение признаков текста.

1.Повторение признаков текста.

· Что такое тема текста? (то, о чем говорится в тексте)

· Что такое основная мысль? (то, что хотел сказать автор)

· Видно ли из текста, как кошка и еж себя вели?

· Как развивались их отношения?

· Докажите, что это текст-повествование (глаголов больше, чем прилагательных?)

2.Работа в парах.

Проверьте себя, перечитав первый абзац. А сосед по парте пусть перечитает второй абзац. Обменяйтесь впечатлениями.

· Почему кошка, впервые увидев ежа, наколола лапу? (не знала)

· Какую игру придумала кошка?

· Принял ли еж эту игру? (Нет, он каждый раз подставлял колючие иглы)

· Почему кошка забыла, какие колючие иглы у ежа? (хотела схватить)

· Чем закончилась эта история? (она запомнила, что еж колючий)

III . Составление плана и подбор опорных слов.

Подумай, почему текст разделен именно на такие части?

1. Прочитайте I часть и подумайте, какова основная ее мысль? (Первая встреча кошки с ежом закончилась тем, что кошка наколола лапу.)

· Как озаглавим? (Первая встреча кошки ежа)

· Какие опорные слова помогут передать нам главную мысль первой части? (Увидела, насторожилась, толкнула, подставил, наколола, лизать.)

2. Прочитайте вторую часть и подумайте:

· какова основная ее мысль? (кошка захотела поиграть с ежом)

· как озаглавим? (Кошка начинает игру.)

· Какие опорные слова помогут передать нам главную мысль второй части? (Опорные слова: вечером, хочется, долго смотрела, перескочила, не укололась.)

3. Прочитайте третью часть и подумайте, какова основная ее мысль? (Игра кошки и ежа закончилась печально для кошки.)

· Как озаглавим? (Конец игры кошки с ежом.)

· Какие опорные слова помогут передать главную мысль третьей части? (понравилась, еж подбежит, забыла, колючие иглы, захотелось схватить, в сторону)

4. Что говорится в четвертой части? Чему научилась кошка?

В конце изложения напишите, чему кошка научилась. Какие опорные слова? (с тех пор)

IV . Пересказ по плану и опорным словам.

V . Словарная работа. Разбор трудных случаев написания слов.

VI . Чтение текста еще раз вполголоса.

VII . Самостоятельная работа. Письменно изложите своими словами рассказ «Кошка и еж».

VIII. Самоконтроль.

Проведение урока с использованием презентации по теме "Письменное изложение" по материалам упр.30 ("Кошка и ёж"), размещенного в учебнике "Русский язык", 3 класс, 2 часть по УМК "Перспективная начальная школа".

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Письменное изложение 3 класс (Ч 2 - упр.30) УМК «Перспективная начальная школа» Учитель ГБОУ СОШ № 838 г. Москвы: Скороход Надежда Викторовна

Задачи урока: продолжить работу над письменным пересказом текста: обратить внимание детей на тему и основную мысль каждой части текста; обратить внимание детей на особенности текста-повествования; развивать внимательное отношение к слову с точки зрения его смысла и написания.

Кошка и ёж

Чтение текста: по учебнику «Русский язык». 3 класс, часть 2 – с.66- 68 упр.30 «Кошка и ёж».

Вопросы к тексту № 1. Тебе удалось представить внешний вид кошки и ежа? А видно ли из текста, как они себя вели, как развивались их отношения?

Вопросы к тексту № 2. Как же называется такой текст – это описание или повествование? Текст повествование

Вопросы к тексту № 3. Предположи: в тексте-повествовании больше слов-названий действий, чем слов-названий признаков? Проверь себя, перечитав первый абзац. А сосед по парте пусть перечитает второй абзац. Обменяйтесь впечатлениями. В тексте больше слов-названий действий.

Вопросы к тексту № 4. Почему кошка, впервые увидев ежа, наколола лапку? Какую игру придумала кошка? Принял ли эту игру ёж?

Вопросы к тексту № 5. Почему кошка забыла, какие колючие иглы у ежа? Чем закончилась эта история?

Вопросы к тексту № 6. Подумай почему текст разделен именно на такие части. Коротко своими словами расскажи, о чем идет речь в каждой части. Озаглавь каждую часть и составь план.

План 1. Первая встреча кошки и ежа. 2. Кошка начинает игру. 3. Чем закончилась игра кошки и ежа? 4. Чему научилась кошка? Попробуй самостоятельно пересказать текст по плану!

Орфографическая работа Наст…р… жилась Прил… гла Т о лкнула – запомни!!! Нак … лола – ук … лола – к… лючий Л… зать (лапку) Наст о р о жилась – ст о рож, стор о жка Прил е гла – прил ё г, л ё г Нак о лола – ук о лола – к о лючий - к о лкий, к о лется Л и зать лапку – обл и зывать, л и жет

Орфографическая работа Начал б… г о тню См… трела Переск о чила – запомни!!! Чере з – запомни!!! Зах … телось Схв … тить В ст о р …ну Начал б е г о тню - б е г См о трела – см о трит Зах о телось – х о чется Схв а тить - схв а тит В ст о р о ну - стор о нка

Наст о р о жилась – ст о рож, стор о жка Прил е гла – прил ё г, л ё г Т о лкнула – запомни!!! Нак о лола – ук о лола – к о лючий - к о лкий, к о лется Л и зать лапку – обл и зывать, л и жет Начал б е г о тню - б е г См о трела – см о трит Переск о чила - запомни!!! Чере з - запомни!!! Зах о телось – х о чется Схв а тить - схв а тит В ст о р о ну - стор о нка

Прочитайте внимательно текст, закройте его и приступайте к написанию изложения! Желаю успехов!

Использованные ресурсы: М.Г. Абрамова, Т.А. Байкова, О. В. Малаховская «Русский язык». 3 класс, методическое пособие. Малаховская О.В. учебник «Русский язык». 3 класс, часть 2. http://images.yandex.ru/yandsearch?p=5&text=%D0%B5%D0%B6&pos=175&uinfo=sw-1550-sh-787-fw-1325-fh-581-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fwww.fotozveri.ru%2Fejik%2F6007.jpg http://images.yandex.ru/yandsearch?p=69&text=%D0%BA%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%B0%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0&pos=2093&uinfo=sw-1550-sh-787-fw-1325-fh-581-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fwww.bobtails.ru%2Fimg%2Fstandart.jpg

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Письменное изложение. «Кошка и ёж»»

Цель:

Научить учащихся письменно пересказывать текст, продолжать работу по развитию речи.

Слайд 1-2.

Знакомство с темой и задачами урока.

Задачи урока:

  1. продолжить работу над письменным пересказом текста: обратить внимание детей на тему и основную мысль каждой части текста;
  2. обратить внимание детей на особенности текста-повествования;
  3. развивать внимательное отношение к слову с точки зрения его смысла и написания.

Ход урока

Слайд 3.

Ребята, рассмотрите внимательно фотографии. Можно ли по фотографиям определить главного героя рассказа? Выскажите предположения о том, как называется рассказ, с которым мы сегодня будем работать на уроке.

Давайте проверим ваши предположения и прочитаем рассказ внимательно. (Появление заголовка текста )

Слайд 4.

Откройте учебник «Русский язык», часть 2 и найдите в упражнении 30 рассказ «Кошка и ёж». Прочитаем текст. (Текст читается учителем, а учащиеся следят по тексту.)

Слайд 5-10.

Анализ текста по вопросам учебника:

  1. Тебе удалось представить внешний вид кошки и ежа? А видно ли из текста, как они себя вели, как развивались их отношения?
  2. Как же называется такой текст – это описание или повествование ?
  3. Предположи: в тексте-повествовании больше слов-названий действий , чем слов-названий признаков?
    Проверь себя, перечитав первый абзац. А сосед по парте пусть перечитает второй абзац. Обменяйтесь впечатлениями.
  4. Почему кошка, впервые увидев ежа, наколола лапку? Какую игру придумала кошка? Принял ли эту игру ёж?
  5. Почему кошка забыла, какие колючие иглы у ежа? Чем закончилась эта история?
  6. Подумай, почему текст разделен именно на такие части. Коротко своими словами расскажи, о чем идет речь в каждой части. Составь план.

Слайд 11.

Составление плана:

1. Первая встреча кошки и ежа.

2. Кошка начинает игру.

3. Чем закончилась игра кошки и ежа?

4. Чему научилась кошка?

Ребята, попробуйте по цепочке пересказать текст по плану вместе с соседом по парте. Он пусть расскажет 1 и 3 части, а вы 2 и 4 части.

Ребята, кто готов попробовать пересказать текст для всех? (Выслушиваются ответы ребят).

Слайд 12-14.

Ребята, обратите внимание, в тексте встречаются трудные места в написании некоторых слов (пропущены буквы или слово подчеркнуто). Давайте вместе разберем написание таких слов.

  1. Насторожилась – сторож, сторожка
  2. Прилегла – прилёг, лёг
  3. Толкнула – запомни!!!
  4. Наколола – уколола – колючий - колкий, колется
  5. Лизать лапку – облизывать, лижет
  6. Начал беготню - бег
  7. Смотрела – смотрит
  1. Перескочила - запомни!!!
  2. Чере з - запомни!!!
  1. Захотелось – хочется
  2. Схватить – схватит
  3. В сторону - сторонка

Слайд 15.

Ребята, прочитайте еще раз внимательно текст, закройте его и начинайте писать.

Итог урока:

В конце урока по желанию можно предложить ребятам прочитать получившиеся изложения.



Top