Мастер-класс с пошаговыми фото «Аппликация из соломки своими руками. Аппликация из соломы

Мастер-класс подготовлен Еленой из г. Санкт-Петербург специально для сайта "Шкатулка".

Из соломки можно сделать удивительные аппликации, которые не только станут украшением вашего интерьера, но и послужат замечательным подарком к празднику любому человеку. Изделия из соломы очень привлекательны и красивы. Ваша фантазия поможет создать аппликации на различные темы, которые придадут комнате особый вкус.

Для этой работы необходимы следующие материалы (рис. 1):

  • Соломка,
  • ножницы большие и маникюрные (для мелких деталей),
  • черный бархат,
  • рамка, калька,
  • утюг,
  • эскиз работы,
  • кисточки (толстая и тоненькая),
  • клей ПВА.

Заготовка и подготовка соломки производится следующим образом:

Для аппликаций наиболее эффективно использовать стебли соломы проса, овса, ржи, гречихи, ячменя, пшеницы и других растений. Стебли лучше всего собирать в августе, когда колосья уже созрели. Солома нарезается. Далее необходимо её высушить. Сушка длится три дня. Листья, колоски, узлы удаляются ножницами. Трубочки соломки необходимо хранить в сухом месте в картонной коробке.

Приготовление соломенных лент:

Соломку помещаем в емкость, заливаем водой и кипятим её 10 минут. После того, как соломка станет мягкой, её необходимо разрезать вдоль острыми ножницами. Далее края раздвигаются в обе стороны и разглаживаются горячим утюгом либо обратной стороной ножниц с внутренней стороны до тех пор, пока она не станет почти сухой, а затем уже досушивается, проглаживанием с лица (картинка №2, рис. №3). Наклеиваем полоски соломки на бумагу, можно кальку. Подгонять соломку одну к другой нужно очень аккуратно, чтобы между ними не было клея и просвета (рис. №4).

Техника изготовления картины.

Основой для картины служит ДВП, обтянутая черным бархатом.

Подбирается понравившийся рисунок и копируется на бумагу. Его также можно придумать самим. Выбранный рисунок необходимо перевести на кальку, а затем на бумагу (кальку) детали выбранного рисунка. Заранее определяем направление соломки в разных деталях: горизонтальное (лепестки), вертикальное или наискосок (листки) и соответственно выкраиваем все детали. Например, листок состоит из двух отдельных деталей - разрезается по прожилке пополам. Направление соломки является очень важной частью работы, от этого зависит результат. Цветы собираем из отдельных мелких лепестков. Для того, чтобы придать эффект выпуклости, лепестки можно загнуть по форме круглого стержня от ручки. В серединку цветка наклеивается соломка другого цвета (см. рис. № 5,6,7).

Тут можно взять покрашенную соломку либо затемнить её с помощью утюга.

В этой картине листочки покрашены в оранжевый цвет. Чтобы покрасить соломку,необходимы анилиновые красители. Для этого разводим краситель в воде и заливаем приготовленным раствором соломенные стебли, доводим до кипения и выдерживаем в этом состоянии пятьдесят минут (на 1 литр воды 1 г красителя, 1 г поваренной соли и 1 г уксусной кислоты). Окраска может достигнуть разной интенсивности. Может быть нежного яркого, густого и насыщенного цвета. Для получения желаемого результата ленты оставляют в красителе на три дня. Краситель сохраняет блеск соломки, не уничтожает её.

После того, как все детали будут готовы, необходимо собрать их (согласно рисунку) на черном бархате, натянутом на фанеру и приклеить клеем ПВА (рис. 8).

Зачастую соломка покрывается сверху лаком. Это придает ей больше выразительности и блеска. Помещаем в рамку готовую картину и вешаем её на стену.

Наша аппликация из соломки готова! Требуется лишь немного усидчивости и ваша фантазия.

Методическая разработка «Мастер-класс «Аппликация из соломки своими руками»


Мастер-класс рассчитан для учащихся, педагогов и родителей.
Назначение: изготовление подарков, участие в конкурсах поделок, украшение интерьера квартиры.
Цель: познакомить с возможностями стебля соломки в изготовлении поделок.
Задачи:
формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;
освоить технологические приёмы и способы обработки соломки;
передавать выразительность образа.

Ход мастер-класса:

Влиянием лучей и теплоты
В стебле душа проснулась молодая,
На нём возникли сильные листы
И усики, и, нежно расцветая,
Горящие раскрылися цветы,
Как бы на пире чаша золотая,
Вся полная вином; и каждый лист
Биеньем сердца нежным был лучист.
Константин Дмитриевич Бальмонт

Природа - замечательная мастерская. В руках умельца все превращается в необыкновенные поделки, открывающие вечную ее красоту. Одним из самых дешёвых природных материалов является соломка. Соломка - это красивый и очень долговечный природный материал. Работы, сделанные из соломки, могут сохраняться долго, не меняя своего первоначального вида. Работа с соломкой очень интересна и увлекательна. Нет предела фантазии и творчества. Каждый раз хочется придумать что-то новое, интересное и необычное. Композиции получаются очень яркие, красивые. Они могут украсить интерьер любой квартиры.
В этом труде всегда есть новизна, поиск, возможность добиваться более совершенных результатов.

Для работы нам понадобятся следующие материалы:
- ножницы;
- карандаш, кисть;
- пресс (могут быть использованы любые тяжелые предметы);
- емкость (таз или кастрюля);
- клей ПВА;
- соломка, копировальная бумага, бумага чёрная, рамочка (для оформления работы);
-ДСП или картон.
Работая с инструментами необходимо соблюдать элементарные правила техники безопасности по обращению с ножницами, колющимися предметами.
Правила техники безопасности при работе с ножницами:
Работай хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
Клади ножницы кольцами к себе.
Следи за движением лезвий во время резания.
Не оставляй ножницы раскрытыми.
Передавай ножницы кольцами вперед.
Не играй ножницами, не подноси к лицу.
Используй ножницы по назначению.
Правила техники безопасности при работе с клеем:
используй кисточку для нанесения клея;
используй салфетку, чтобы очищать поверхность от клея;
после работы клей обязательно закрыт.
Заготовка соломы
Солома - это стебли злаковых культур (ржи, пшеницы, овса, ячменя, гречка, рис). Дикорастущие злаки в огороде, в лесу. Для работы надо выбирать ровную соломку. Предназначенные для работы стебельки соломы должны быть неизмятыми.
Рожь самый жесткий материал, но диаметр трубочки очень большой и соломенные ленты у них самые широкие. Самый мягкий ячмень, овёс и по цвету самый нежный. Солому рекомендуется собирать вручную на обочинах полей. Ручная срезка с земли у самого корня, не машинная. Стебель состоит из отдельных сегментов, соединенных между собой утолщениями. Утолщения называются узлами, сегменты – междоузлиями, которые и понадобятся для изготовления картин. Соломку аккуратно разрезаем на части, обрезая толстые узлы (коленца). Срезанную соломку, удобнее хранить в коробке из под обуви.
Снимаем покровный лист. Покровные листья можно тоже использовать, если он мятый - убираем. Целый лист, он тоже как трубочка, разворачиваем, замочив предварительно водой, снаружи лист матовый, внутри блестящий. Это свойство можно использовать в качестве фона. Верхнюю соломинку можно оставить с колосочком. Когда делаем объёмно- плоскостную аппликацию в букетах, колос мы можем использовать.
Первый сбор, когда солома в молочной зрелости, ещё зеленоватая, колос только начинает желтеть, она такой оттенок и будет иметь. Второй сбор - за неделю до сборки урожая. Если переспевшая она грубая.

Приготовление соломки к работе.
Чтобы при работе соломка не ломалась нужно её замочить в кипятке, после чего соломка становится очень эластичной, прочной и легко сгибается и плетется. Соломку можно сделать разными оттенками. Чтобы получить белую, отбираем самые светлые полоски и варим соломку, пока вода не станет желтой. Слить кипяток, долить новую воду и снова варить. Повторить операцию до тех пор, пока вода не станет прозрачной. При последнем кипячении добавить 1 ст. л. уксуса на литр воды. Желтый цвет достигается с помощью соды. Кипятить соломку, как и в первом случае, но добавить 1 ч. л. соды на литр воды. Коричневый цвет можно получить несколькими способами. При горячей подготовке можно гладить полоски утюгом до тех пор, пока они не приобретут нужный оттенок. Если по окончании работы осталась солома, ее необходимо просушить.
Для выполнения аппликационных работ необходимо из соломенных трубочек сделать плоские ленты. Трубочки из соломки нужно осторожно разрезать вдоль стебля ножницами или острым концом ножа.

Разгладить каждую полоску тупым концом ножниц с двух сторон.
Когда солома подсохнет, досушите ее, проглаживая ножницами с лицевой стороны.

Готовые полоски сложить в коробочки по цветам.
Технология выполнения аппликации и наклейки соломки.
Начинать изготовление картины нужно с эскиза. Найти подходящий рисунок, перевести его на бумагу. Перевести на такую же бумагу каждую деталь рисунка.

На эскизе пронумеровать каждый элемент.



Копировальной бумагой перенести с двух сторон, каждый элемент на бумагу.



Используя клей ПВА, очень аккуратно наклеить на копировальный рисунок с лицевой стороны, тщательно прикладывая одну часть к другой, не оставляя просветов, подбирая их по цветовой гамме. Чтобы приклеить соломенную ленту, смажьте ее клеем с изнаночной стороны, наложите на деталь и прижмите. Если цветы - белая соломка, листья – жёлтая, веточки – коричневая.
В результате получаются заготовки деталей, которые надо аккуратно вырезать по контуру.


Вырезание производят, по изнаночной стороне, т.к. на бумаге видна линия контура детали. Ножницами обрезают бумагу вместе с соломкой. Этим достигается хорошее качество работы, линии получаются ровными, аккуратными (можно листы бумаги с наклеенной соломкой прогладить горячим утюгом и положить под пресс).



Полученные детали собираем в цветок или листок на чёрной бумаге, вырезаем. Готовые элементы собираем на ткань или дерево (желательно темного цвета), составляем композицию. Детали фиксируем клеем ПВА. После этого необходимо просушить работу и оформить ее в рамку. Наша картина закончена. Очень эффектно выглядят сделанные из соломки картины - цветы, звери, персонажи сказок, сооружения деревянного зодчества, корабли и пейзажи.
На этом наш мастер-класс окончен. Надеюсь, полученные знания вы примените в жизни и создадите свои шедевры.


«Церковь»
Предлагаю вашему вниманию работы моих учащихся:


«Букет»

Аппликация из соломки – это интересное занятие, способное увлечь и взрослых и детей. Даже дети младшего школьного возраста с помощью педагогов или родителей могут создавать удивительные картины. Главное подобрать менее сложный мотив и подготовить материал к работе. И сегодня я покажу вам, как сделать зимнюю аппликацию из соломки.

Материалы:

  • Соломка
  • Ножницы
  • Бумага
  • Ткань бархатная
  • Рамка
  • Клей Пва

Аппликация из соломки (этапы работы):

Для начала нужно подготовить соломку, о том, как ее собрать, обработать и подготовить для аппликации, подробно описано

И начинается один из сложнейших этапов, который следует возложить на взрослых. Полоски соломки (предварительно разглаженные) необходимо приклеить на лист бумаги максимально избегая просветов. Особенно важно чтобы посередине не было пробелов, если по краям они все таки образовались, то это не так страшно. Полосы желательно подбирать по цвету. Лист бумаги, на который мы наклеили соломку проглаживаем утюгом и помещаем под пресс.

Теперь определимся с мотивом картины. Я нарисовала от руки вот такую зимнюю картинку:

Вы можете нарисовать что-то свое или позаимствовать картинку в интернете и распечатать ее на принтере.

Вырезаем все детали картины, прикладываем их к листу с соломкой, обводим карандашом и вырезаем детали. Во многих композициях большое значение имеет направление соломки. В данной работе особого значения нет, но выбрав иной мотив не забудьте обратить на это внимание.

Готовые детали приклеиваем к ткани (или плотному картону темного цвета) при помощи клея Пва. Начинать лучше с крупных и основных деталей, а затем клеить более мелкие.

Методическая разработка

по теме:

«Аппликация из соломки»

педагог дополнительного образования ЦВР.

В последнее время появляется большое количество новых, разнообразных материалов для детского творчества. Они привлекают своей простотой, яркостью, но не всегда оказываются доступны по цене и скорее служат цели поддержать интерес к процессу освоения, при этом сама работа не отличается последовательностью и не нуждается в кропотливости, терпении при изготовлении. У ребенка привыкшего работать по шаблону, отсутствует мотивация самому придумать и изобразить. Техника работы с природными материалами, как показывает опыт, наиболее интересна для детей, способствует развитию фантазии, будит воображение. Многообразие сюжетов также очень привлекательно для таких работ, что позволяет подобрать задания для разной возрастной аудитории. Мы рассмотрим работу именно с соломкой, ее видами.

Работа с природным материалом имеет ряд преимуществ:

1) доступность, дешевизна исходного материала для работы,

2) экологичность, безопасность в использовании,

3)большой диапазон(вариативность) творческих задач,

4)отсутствие возрастных ограничений для работающих в этой технике.

Как у всех земледельческих народов, у славян солома была важным в крестьянском хозяйстве материалом. Соломой крыли крыши домов, хлевов, амбаров, ею подкармливали скот. Из соломы делали изображения языческих богов и с ними весной встречали, а осенью провожали Ярило- солнце. Их носили с песнями по селениям, а потом сжигали или пускали на плотиках вниз по реке. Языческие обряды давно забыты, а вот умение использовать красоту этого природного материала, осталось. Приемам работы с соломой, выверенными многими поколениями мастеров, может научиться каждый.

Из соломы можно выполнять различные сувениры: орнаменты, шкатулки, открытки-панно, закладки для книг, коробки-сувениры, циновки, корзинки, сумочки, разнообразные игрушки и т.д.

Красивые украшения, сувениры, картины, сделанные из соломы, вызывают все больший интерес у людей различных возрастов и профессий. С большим успехом они экспонируются не только у нас в стране, но и за рубежом.

Солома очень красива и долговечна. В зависимости от направления света - солома то блестит, то делается матовой, а вечером при электрическом освещении она переливается цветами золота, перламутра, серебра... Её поверхность напоминает полированную поверхность. Рекомендации составлены с учетом программы, в которой предусмотрено создание изделий для украшения быта и интерьера.

Значительное количество часов отведено в программе на изготовление полезных и красивых вещей, которые находят широкое применение в быту человека.

Оборудование рабочего места, инструменты и материалы.

Рабочие столы необходимо расположить с учетом направления дневного света (с левой стороны) и вечернего освещения (сверху), так как работа с соломкой требует не только большого терпения, но и напряжения зрения.

При оборудовании рабочего места нужно предусмотреть место для хранения инструмента и хранения подготовленной к работе соломки, а также незаконченных работ.

Инструменты.

Ножницы, нож для бумаги или скальпель, пинцет, утюг, безопасная бритва (вставленная для безопасности в пробку), тонкое шило или иголка, кисточки, деревянные стеки, клей, синтетический клей ”ПВА", клеевой пистолет.

Материалы.

Для работы применяются стебли различных злаковых культур: ржи, овса, пшеницы, ячменя, риса и даже стебли травянистых луговых злаков: тимофеевка, пырей, мятлика. Стебли собрать можно с момента, когда они начинают светлеть и до снятия урожая, т.е. с июля по сентябрь. Бояться зеленоватого цвета не надо, т.к. впоследствии зелень под действием дневного света пропадает. Созревая, стебель приобретает разные оттенки. Это очень важно при работе с соломкой, поэтому собирать ее рекомендуется в разные сроки.

Очень эластична, удобна в работе и красива овсяная и ячменная солома.

Самая нежная, эластичная соломка - овсяная. Поверхность ее обладает наиболее ярким блеском.

Солома состоит из узлов и междоузлий, наибольшим блеском поверхности обладают те междоузлия, которые прикрыты листьями.

Соломка верхних междоузлий имеет свои достоинства: o на очень нежна, не раскалывается, не ломается, поэтому ее следует применять в тех местах, где нужно вырезать точные ломаные и овальные линии. Например, профиль лица, пальцы рук или мелкие детали пейзажа.

Верхние междоузлия самые длинные. Длинными однородными соломинками очень удобно застилать большие участки картин.

Соломка средних междоузлий эластична, она редко растрескивается.

Её хорошо использовать на большие детали, которые надо застелить однородным материалом.

Достоинство нижних междоузлий - это большая ширина соломины по сравнению с верхней частью. Из соломки нижних междоузлий получаются самые широкие полоски, а это очень ценное качество при застилании соломкой больших поверхностей картины.

Желательно, чтобы соломка была собрана сразу же после созревания, когда стебельки еще не помялись и не вымокли под дождем. Пожелтевшая в стогах соломка становится ломкой, покрывается грязно-серыми и зелеными пятнами, не стоит собирать солому сразу после обмолота. Побывавшая в молотокосилке соломка становится мятой и не годится для работы. При заготовке соломы срезаются узлы, а междоузлия складывают в специальные коробочки, коробочки или в небольшие снопики диаметром 10-15 см. и хранят в прохладном, не сыром помещении, желательно в пучке с этикетками: "рожь", "овес" и т.д. При неправильном хранении соломка делается ломкой, хрупкой, что сильно затрудняет работу.

Подготовка соломки к работе.

Как же подготовить соломку к работе?

Заготовленную солому предварительно обрабатывают. Сначала у каждой соломины отрезают ножницами колос или метелку, удаляют покровные листья, затем разрезают на отдельные коленца, удаляя узлы. Нарезанные коленца сортируют, разделив их на три части с учетом длины и толщины.

Соломку необходимо подвергнуть "обработке". Есть несколько способов.

«Холодный способ»

Этот способ несложен. Соломинку вспарываем вдоль ствола острым ножом, тонким шилом или бритвой, раскрываем в стороны и проглаживаем гладилкой, деревянным стеком или кончиками ножниц с обеих сторон и получаем соломенные ленты.

Разглаженные соломинки-ленты складываем в коробочки или специально приготовленные планшеты.

Для планшета возьмем кусок твердого картона. С одной стороны картона вдоль приклеиваем целлофан, а выше натягиваем посередине узкую резинку,- получается планшет для хранения коротких соломинок. Для хранения длинных соломинок - планшет развернуть, узкой стороной вниз, а резинки натянуть поперек в 2-3 ряда, внизу также приклеить целован.

«Горячий способ№1»

Нужно сложить соломку в посуду, залить водой, лучше кипятком, и кипятить 20 мин. Проваренную соломку "вспарываем", раскрываем в стороны и на конец раскрытой соломки ставим утюг и ведем его по внутренней стороне соломинки, не задерживая. При задержке утюга соломинка может прилипнуть к утюгу, сморщится и будет непригодна к работе.

Приглаживать соломинку с внутренней стороны надо до тех пор, пока она не станет почти сухой, а затем проглаживать, досушивая, с лицевой стороны.

Этот способ имеет недостаток - после кипячения соломка приобретает блеклый цвет, теряет свой золотой блеск.

«Горячий способ№2»

Нарезанные коленцами соломинки укладываем в высокую посуду (бидончик, кастрюлю,) и заливаем горячей водой (60-30°С) с вечера и оставляем до утра. Воду утром сливаем, солому раскладываем на газеты, слегка подсушиваем и начинаем ее разрезать вдоль, скальпелем или ножом. Развернуть каждую соломинку, положить на стопку газет или на асбестовую пластинку, и проглаживать с внутренней стороны, а затем с лицевой до полного высыпания. Одновременно можно получить темные тона за счет продолжительного проглаживания соломинки.

Таким образом, получаем соломенные ленты, мягкие и послушные в работе. При этом способе обработки соломка сохраняет свой природный блеск.

Тонирование соломки.

Для работы нужна соломка различных оттенков. Природа сама раскрасила соломку, дала ей много мягких, красивых оттенков: желтоватый, охристый, чуть розоватый, зеленый и даже сиреневые тона. И этой естественной палитры вполне достаточно. Неповторимым золотистым оттенком обладает соломка, собранная после сразу после обмолота зерна, оно дает дополнительные возможности при работе. Чтобы соломинки приобрели равномерную и насыщенную краску, можно выдержать примерно 2-3 дня на солнце. Это единственный способ окрашивания соломки, с которым медлить нельзя, поскольку для успеха необходимы горячие и яркие лучи летнего солнца. Получить другие тона соломки можно в любое время года.

Отбеливание соломки.

Выбираем самые светлые соломинки, заливаем их кипятком и ставим на огонь. Через несколько минут вода пожелтеет, эту воду сливаем и заливаем новой порцией кипятка, эта вода снова пожелтеет, и так сделаем 7-8 раз, меняя желтую воду на чистый кипяток. Если же соломинки будут все-таки недостаточно белыми, то в последнюю воду нужно добавить немного уксуса: на I л. кипятке I ч.л. уксуса.

Отбеливая соломку раствором перекиси водорода. При этом способе необходимо соблюдать правила: работать в резиновых перчатках и беречь глаза от попадания отбеливающего раствора.

Соломку укладываем на дно эмалированной или стеклянной посуды, приминаем решеткой, на которую устанавливаем тяжелый гнет, затем заливаем горячим 5-10%-нум раствором перекиси водорода и держим в нем солому около 6 часов.

Отбеленную солому обильно промываем чистой водой.

Если нужны соломинки ярко-желтого , лимонного цвета , то во время кипячения надо добавить в воду щепотку питьевой соды.

Коричневые и темно-коричневые оттенки получают длительным проглаживанием соломы горячим утюгом.

Можно окрасить в темные оттенки и в духовке.

Разглаженную соломку нужно положить в духовку при температуре 200-215°С и по мере потемнения соломки вынимать её пинцетом в разное время для получения различных оттенков.

Для некоторых работ требуются более светлые соломки. Зеленая соломка мягкая, обладает белее слабым блеском, чем вызревшая. После обычней обработки такая соломка приобретает густо-зеленые и зелено-голубоватые тона. Но со временем зеленая соломка выцветает, линяет. Как же закрепить её цвет? Можно сделать так: срезать зеленую соломку, очистить её от листьев и поместить междоузлие в морозильник холодильника на 30-50 мин. После этого соломку вынуть, дать оттаять, прогладить утюгом. Соломинки редко встречаются тонов: фиолетового (в посевах пшеницы), голубоватого, серовато-голубоватого и сиреневого тонов) в посевах ржи, их кипятить нельзя. А лишь надо быстро обмакнуть в горячую воду, вынуть, дать чуть отмякнуть, раскрыть и прогладить.

Для творческой работы рекомендуется использовать соломку в её естественном виде без окрашивания. Однако можно работать и с цветной соломкой. Для окрашивания применяют марганец, морилку, держат в растворе около часа. Затем нужно промыть и разгладить. Красители лучше окрашивают солому, если перед этим её обесцветить. Смешивая краски,можно получить соломку любого цвета. Лучшая окраска с меньшей потерей блеска получается в холодном состоянии.

В наполненную красителем молочную бутылку кладут непроглаженную солому и держат её так 5-7 суток. Блеск теряется очень незначительно.

В запасе всегда надо иметь соломку разных цветов, хорошо разглаженную и обработанную. Хранить удобно её в «кармашках», изготовленных из твердого картона и фанеры. Кроме того важно, чтобы соломка была разложена не только по тонам, но и по сортам злаков.

Подготовка основы для аппликационных работ.

Соломка приготовлена. Для выполнения аппликационных работ необходим материал и основа, на которою будем клеить соломку. Лучше всего наклеивать соломку на бархатную бумагу, картон, фанеру, обтянутую тканью, разделочную доску или плитку (из прессованных опилок).

Фанера, доска или плитка отшлифовываются мелкой наждачной бумагой, ровно, без затеков покрываются столярным клеем или крахмальным клейстером. Когда грунт высохнет, нужно еще раз отшлифовать поверхность шкуркой и покрыть темным красителем два или три раза широкой кистью. Тогда фон получается ровный по окраске и густо-черный.

Особо эффектно смотрится соломка на глубоком черном фоне.

Для подготовки основы можно использовать цветную бумагу темных тонов. Основа готова и начинаем работу с рисунком.

Последовательность аппликационной работы.

Техника выполнения картин из соломки не сложна. Вначале соломки надо приклеить на бумагу, а затем уже на основу по рисунку. Соломка тщательно отглаживается, подбирается по цвету, по выбранному заранее рисунку.

Аппликации из соломки могут быть нескольких видов: предметная,сюжетная и декоративная.

Работы из соломки хороши, когда в них сочетаются сплошная масса и тонкий ажурный рисунок. И самое главное – в каком направлении расположить стебли.

1 .Детали выбранного рисунка переснимаем на кальку или тонкую бумагу;

2 . Клей наносим кисточкой тонким слоем на внутреннюю поверхность соломки, наклеиваем соломку между ними одна к другой рядом так, чтобы не было между ними просветов.

Приклеенную соломку приглаживаем кончиками ножниц и тряпочкой убираем выступивший клей. Если для детали нужна более тонкая соломка, то её нужно получить, если соскоблить ножом рыхлый ее внутренний слой или потереть наждачной бумагой.

Приклеенную соломку приглаживаем кончиками ножниц и тряпочкой убираем выступивший клей. Если для детали нужна более тонкая соломка, то её нужно получить, если соскоблить ножом ее рыхлый внутренний слой или потереть наждачной бумагой.

3. Когда вся деталь полностью будет покрыта соломкой, ее просушиваем и аккуратно вырезаем по рисунку, высушиваем под грузом.

4. Перед наклейкой вырезанных деталей на основу (на фон) необходимо проверять правильность подбора тональности соломки в соответствий с задуманной картиной. Иногда некоторые детали стоит заменить.

5. Рисунок перевести на материал с помощью цветной копировальной бумаги.

6. Заготовленные детали наклеивает на фон и снова высушивают под грузом, если это не объемные формы, до полного высыхания клея.

В готовой аппликации допустимо тонирование мелких деталей и орнаментов.

Соломку можно подготавливать и другим способов, вырезая отдельные детали и наклеивая соломенные ленты на бумагу, подбирая их по цвету, а из наклеенного соломенного полотна выкраивать нужные формы.

Можно персонаж сказки –Царевну Златовласку соломой выложить, а можно - сверкающую Жар-птицу, «собрать» прекрасный букет - цветы России.

Недаром солома золотом, медью и бронзой горит и солнце, как металл полированный, отражает!

Готовую композицию желательно оформить под стекло или покрыть светлым лаком, но при этом петлю для подвешивания необходимо заранее сделать. Просверлить две небольших отверстия в картоне или фанере и протащить через них прочный шнур или сделать петлю, за которую можно будет повесить картину на стену.

Можно делать картины не только из одной соломки, а сочетать ее с засушенными листьями, травами, колосьями злаков.

    Научитесь хорошо наклеивать соломку на кальку и вырезать аккуратно детали.

    Начинайте работу с простейшего рисунка.

    Не старайтесь закончить работу над картиной за один “присест".

    Больше самостоятельности и меньше подражания в работе.

Будьте терпеливы и аккуратны. В этом случае успех вам обеспечен.

Примерный тематический план курса «Аппликация из соломки».

Цель: развитие художественных способностей детей, побуждение к творчество и поддержка интереса к предмету.

Задачи: кой смекалки, дать знания и умения в области тех. труда и «удожествен- ной обработки, а так же развитие индивидуальных способностей каждого кружковца. Развивать в процессе работы с детьми чувство цвета, ритма пропорций, глазомер, тренировать руку и умение использовать в работе с соломой её природные качества при изготовлении сувениров, панво и т.д.

Вводное занятие. 2 часа.

Правила поведения., Оборудование рабочего места. Инструменты, техника безопасности, материал.

Подготовка к работе. 16 часов.

а) заготовка, сбор и правила хранения соломы.

б) виды соломы, обработка соломки (холодный и горячий способ обработки]

в) размягчение, разрезание и разглаживание соломки.

Декоративные свойства соломки. 4 часа.

а) методы тонирования соломки при обработке.

б) создание различных тональностей: цвет, блеск. Практическое заняшие.

Изготовление изделия и аппликаций из соломки по образцу. 34 часа.

а) стилизация рисунка и его особенности.

б) аппликация на бумажной или фанерной, или деревянной основе (изображение птиц, животных, растений).

в) Орнаменты с геометрическими и растительными элементами.

Творческие работы - аппликация соломкой. 46 часов.

а) виды аппликационных работ (предметная, сюжетная, декоративная).

б) составление простейших узоров и орнаментов.

в) виды и композиция орнамента.

г) разработка эскиза композиции.

д) отделка изделий.

Составление композиций, панно, дек. изделий. 40 часов.

а) работа с плоскими изделиями.

б) работа с объемными изделиями.

в) использование свойств и художественных качеств материала (соломки).

Заключительное занятие. 4 часа.

б) Сбор и сушка природного материала.

Немного истории:

Что же такое соломка?

Соломка - это трубчатая часть стебля злакового растения.

Использование соломы злаковых растений относится к тому периоду истории человеческого общества, когда было освоено земледелие. С культивированием злаков (пшеницы, ячменя, ржи) образовался такой замечательный источник сырья как солома. После уборки урожая и обмолота зерна солома всегда была в достатке. Поэтому не удивительно, что она нашла многообразное применение в жизни земледельца. Кулями обмолоченной соломы крыли крыши. Солома шла на корм и подстилку скоту, а в неурожайные годы ее подмешивали в хлеб. Она одевала и обувала крестьянина, была ему постелью, утепляла его дом.

Кроме того, солома широко применялась и в обрядовой деятельности. Очень-очень давно в языческие времена, в обрядах наших предков "принимали участие" соломенные чучела. Прошло много веков, на Руси уже приняли христианство, а традиция использовать в праздничных забавах соломенные куклы осталась. До сих пор на Масленицу мы сжигаем соломенное чучело Зимы.

В декоративно – прикладном творчестве соломка является одним из любимых материалов, используемых многими народами мира. В каждом изделии из соломки, какую бы оно страну ни представляло, отражаются не только особенности национальной культуры, но и свойства самого материала, выращиваемого в данном климате.

В Японии, Вьетнаме широко использовали рисовую соломку, в Западной Европе – пшеничную, в России, Белоруссии, на Украине – ржаную.

Народные умельцы Молдавии, Украины, России изготовляли из соломки различные вещи: циновки, сумки, коврики, игрушки. В Горьковской и Кировской областях соломой украшали самые разнообразные предметы: ларцы, шкатулки, рамки. В Белоруссии из соломы плели разнообразные емкости для хранения зерна, муки, соли; предметы домашнего обихода- сундуки, дорожные сумки; предметы одежды - шляпы, «коробочки» (головной убор), калёшы и многое другое. В Польше и Чехословакии соломкой украшали пасхальные яйца, игрушки, рамки для фотографий. Во Вьетнаме, Японии из рисовой соломки плели корзины, сумки, коврики.

Особенно отличились белорусские народные мастера соломоплетения XVIII- XIX веков из деревень Лемешевичи и Вавуличи. Они применили очень смелый приём, заменив деревянный иконостас ажурной перегородкой соломенного орнамента. Еще никто и никогда не использовал простую ржаную соломку в архитектурных целях и в подобных масштабах.

Уникальный иконостас, украшенный соломкой:

Мне посчастливилось пообщаться с Зоей Вячеславовной Рассяевой, которая работает в центре внешкольной работы и занимается изготовлением различных фигурок из соломки. Фигурки из соломки – это обереги, защитники. Конь – герой русских сказок – сопровождает мужчину, он его друг, и помощник, и советчик. Кукла-Мать – защитница женщин, птицы – души предков, охраняющие и помогающие живущим на земле.

Мне очень нравятся аппликации из соломки: они такие солнечные и одновременно отливают и золотом, и перламутром. Свое происхождение искусство аппликации соломкой ведет от интарсии (вида инкрустации мебели) и мозаики. Дорогую деревянную мебель украшали кусочками ценных пород дерева, перламутром, металлом и т.д. Но потом мастера догадались, что дорогостоящие и редкие материалы можно с успехом заменить красивой, но дешевой и доступной соломкой. Тонкую соломенную ленту достаточно было аккуратно наклеить на поверхность, чтобы получить желаемый эффект от нарядного светящегося декора. Так возникла аппликация соломкой. Украшенные аппликацией деревянные поверхности покрывали лаком, для увеличения цветового контраста между узором из соломки и темным фоном, а так же для закрепления соломки на поверхности. Инкрустация соломкой получила популярность в Белоруссии, Литве и на Украине. Инстанция и инкрустация по дереву были известными еще в Древнем Египте, Древнем Риме. Наивысшего расцвета интарсия (разновидность инкрустации, техника декорирования какой-либо поверхности, при которой один материал врезается, вставляется в углубления другого) достигла в эпоху Возрождения в Италии.

В декоративно-прикладном искусстве многих народов мира встречаются изделия украшенные узорами, которые составлены из кусочков соломенной ленты. Самые старые из изделий украшенных аппликацией соломкой и хранящиеся в музеях, относятся к 18- началу 19 веков.

В Латвии есть Музей Соломы. Все выставленные здесь работы изготовлены исключительно из соломы и сена. Там представлены несколько сотен соломенных скульптур и кукол.

Использованы источники:

Воловельская Е.А. Декоративно-прикладная работа с соломкой//Школа ремесел. – 1999.-№8

В заключение скажу, что я совершенно влюбилась в такой пропитанный солнцем и потрясающий материал, как соломка. И если, когда-нибудь перееду жить в сельскую местность (ведь чего только в жизни не бывает), займусь заготовлением соломки и изготовлением декоративных изделий из неё...


Top