Народный праздник «Луд. Фольклорные праздники Как проходит праздник луд в ижме

«Луд» - традиционный праздник коми-ижемцев

«Луд» - один из масштабных и интересных праздников Республики Коми. Постановлением коллегии Министерства культуры и национальной политики Республики Коми от 21 декабря 2005 года № 6 традиционному народному празднику «Луд» присвоен статус Республиканского. Он проводится в целях сохранения самобытной народной культуры, воспитания уважения к истории и традициям коми-ижемцев. Финансовую поддержку осуществляют администрация муниципального района «Ижемский», Министерство культуры и национальной политики Республики Коми.

На праздник. с. Ижма. Фото В. Ануфриева.

В настоящее время праздник «Луд» - это бренд Ижемского района. Сложилась творческая группа проведения праздника, режиссёрами которого являются Заслуженный работник Республики Коми Е.С. Ярцева и Л.А. Терентьева. Возобновился он в 1991 году. Жители ряда населённых пунктов совместно с работниками Домов культуры и самодеятельными коллективами района проводят локальные праздники «Малого Луда» (с. Няшабож, д. Малое Галово, д. Гам, с. Сизябск).

Каждый из районов нашей республики отмечен неповторимым культурным своеобразием. Праздник весенне-летнего цикла «Луд» на Ижме — яркое тому подтверждение. Организаторы проведения праздника в течение многих лет по крупицам воссоздают материал, результатом их кропотливой работы стал сценарий лугового гуляния.

Пространство праздника делится на подворья, художественно оформленные дворы-площадки, где хозяева встречают гостей. Общая форма праздника - гуляние. Праздничное гуляние состоит из множества фольклорных, театрализованных, хореографических элементов. Если организаторам удастся к финалу соединить все сёла-подворья в единый праздник - значит, их задача выполнена. Ибо Луд отмечают всем миром.

Луд. Шествие. Фото Е.А. Хозяиновой

Количество зрителей и участников праздника не ограничено. Главная идея - добиться того, чтобы через несколько лет каждый зритель стал участником, таким образом, импровизируя и дополняя праздник элементами традиционной культуры, создать социально-значимое мероприятие для всего населения Ижемского района.

В настоящее время основной праздник Ижемского района Республики Коми «Луд» проходит в первое воскресенье июля - в канун сенокосной страды на заливных лугах левого берега реки Ижмы.

Именно на этом празднике встречаются коми-ижемцы, чьи предки-оленеводы разъехались по всему Северу России в поисках новых пастбищ. Здесь потомки берут саженец с малой родины, ижемской земли, и сажают у дома в Мурманске и на Кольском полуострове, в Ловозере и за Уралом. Этот саженец - связь всех ижемцев через километры расстояний.

Время проведения праздника Луд - с вечера до восхода солнца. Своеобразный зачин праздника - гуляние «Ижемские ворота» - проходит до полудня и вечером во всех сёлах и деревнях района. Это переходное время - весна сменяется летом и граница между мирами открыта. Переходные место и время действия (имеющие, по поверьям древних, наибольшую магическую силу) указывают на сакральность праздника. А практический смысл проведения гуляния ночью — не столь жарко. Очевидно, что время и место действия еще раз указывают, что в древности этот праздник являлся обрядом, в котором участвовало всё население.

В селах и деревнях, расположенных вдоль обоих берегов реки Ижмы, начинается вечернее гулянье. Жители сёл и деревень из низовий Ижмы (деревни Диюр, Вертеп, сёла Краснобор, Кельчиюр и посёлок Щельяюр, расположенный на реке Печора) присоединяются к шествию в село Ижма и вместе с участниками праздника идут с песнями по селу до берега реки. Они проходят по наплавному понтонному мосту через реку Ижма и оказываются на современном месте проведения Луда. Перед местом расположения гуляния стоят ворота. Гости и участники праздника проходят через них. Это место встречи для участников гуляния всех сёл и деревень. Возле ворот молодые девушки в национальных нарядах раздают памятки-путеводители о празднике Луд.

Сам праздник открывают «Ворота» - танцевальное шествие с песнями по улицам села с последующим переходом на луг. Это яркое, торжественное хореографическое событие лугового праздника, где обязательны различные парные соединения рук и проход танцующих под ними, словно сквозь ворота (имитируются переходные моменты из одного состояния в другое).

Пройдя через «ворота», участники праздника расходятся по лугу на закреплённое за каждым селом место - сикт (буквально «село») или подворье. «Сикт» - условно обозначенная площадка, где располагаются представители определённого села. Здесь они пребывают в течение праздника, разводят костёр, принимают гостей. В каждом «сикте» разработана своя программа. Каждый «сикт» имеет свой отличительный знак. Все гости праздника радушно принимаются в «сиктах», а затем вместе с хозяевами участвуют в «сельских» гуляниях.

Сизяыб сикт (село Сизябск) - традиционно оленеводческое село. В этом театрализованном поселении стоит чум, организована ярмарка меховых изделий, сувениров из меха, кожи и оленьих рогов, вязаные пояса (воньяс). Гостей угощают традиционными блюдами оленеводов - блинами из оленьей крови, строганиной, шашлыками из оленьего мяса, кулебяками. За этим подворьем закреплен фольклорный коллектив «Шондiбан».

Краснобор сикт (село Краснобор). Здесь располагаются не только красноборцы, но и жители деревень Диюр и Вертеп, которые относятся к сельскому поселению «Краснобор». Знак, по которому можно определить это подворье, - высокий шест, на котором вывешена пара сапог. Красноборцев в районе называют «красноборса кöмтöм кокъяс» (буквально «босоногие красноборцы»), не оттого, что они не имели обуви, а просто берегли её и часто ходили босиком. В районе этого села имеются природные запасы красной глины, целебные свойства которой использовала вся округа. Из неё также изготавливали качественный кирпич, вытаптывая глину босыми ногами. В деревне Вертеп бьет ключ - святой источник «Кузьма нырд» (буквально «возвышенность Кузьмы»). Это минерализованная вода, обладающая целебными свойствами. В этом подворье стоит дом, в котором любой гость может угоститься выпечкой. Возле него водят хороводы, национальные игры. Гостям и всем желающим предлагают приобрести сертифицированную минеральную воду, глину для косметических масок и практические советы по её использованию.

Луд. Скачки. Фото Н.В. Рочева

В этом подворье «гостит» фольклорный коллектив «Нёль сьылысь» («Четверо поющих») из Ухты.

Букур сикт (село Бакур). По поверью, в окрестностях села в старину было много медведей, и первые жители отгоняли их «буксанами» и «пöлянами» - традиционными музыкальными инструментами народа коми. Отсюда и название села - Букур (современное название - Бакур). Достопримечательность этого села - колодец, из которого местные жители пьют чистейшую воду более двухсот лет.

Медведь - символ Бакура, а его чучело - отличительный знак сикта. Всем желающим предлагают выпечку, воду из местного колодца на чай, другие угощения, проводят национальные игры, водят хороводы, поют песни и частушки.

Мохча сикт (село Мохча). Здесь собираются не только мохчинцы, но и жители деревни Гам, относящейся к сельскому поселению «Мохча». Деревня Гам всегда славилась хорошими лошадьми, не перевелись они и сегодня. Поэтому на Луде мохчинцами организована коновязь, а всем желающим предлагают покататься верхом на лошади, угоститься местными блюдами, почаевничать, приобрести вязанку дров для костра, поиграть в национальные игры и посостязаться в конкурсе «Перекинь гирю через баню».

Здесь принимают гостей из Нарьян-Мара, фольклорные коллективы «Печорянка» и «Югыд шондi».

Ижма сикт (село Ижма). Отличительный знак Ижмы - высокие качели. Из года в год в Ижме на Пасху устанавливают высокие качели.

В силу ряда причин не всегда и не всем удавалось покачаться на знаменитых ижемских качелях. Эту возможность ижемцы предлагают жителям и гостям района на Луде. Возле костра гостей угощают чаем, шаньгами, предлагают принять участие в национальных играх, таких как «Гезйöн ворсöм» (Игра с верёвкой), «Капуста», «Ратшкис». «Дитяшко» и «Ремень».

Ижемцы же на празднике развозят тележку с кашей - своё знаменитое угощение «саламат», которое надо «заработать» исполнением музыкального номера, байки или анекдота.

Кельчиюр сикт (село Кельчиюр). Село состоит из двух подворий: кельчиюрцы и усть-ижемцы, относящиеся к сельскому поселению «Кельчиюр». Низовье реки Ижма, где географически расположены эти населённые пункты, всегда было богато рыбой. В частности, это отражено в названии села Кельчиюр, что в переводе с коми означает «голова подъязка». Отличительный знак этого подворья - большой муляж рыбы. В поселении проводятся игры, конкурсы, водятся хороводы. Гостей потчуют чаем, угощают шаньгами, рыбниками, ухой.

Щельяюр сикт (село Щельяюр). Ранее этот посёлок не гулял своим «сиктом» на празднике «Луд». Это рабочий посёлок, в котором проживают речники и судостроители. Население посёлка многонационально, но немалую часть его жителей составляют коренные ижемцы и те, кто уже породнился с ними. В 2005 году жители и администрация сельского поселения «Щельяюр» впервые принимали участие в праздничных событиях. В этом подворье развернулась выставка декоративно-прикладного творчества, проводятся современные игры, работают аттракционы, гостей угощают чаем, выпечкой, шашлыками.

Это поселение пока не имеет своего фольклорного коллектива, отсутствуют хороводницы в национальных нарядах, но игры и конкурсы проводятся местными активистами, работниками культуры совместно с жителями других поселений.

Здесь остановились гости праздника и соседи щельяюрцев по реке Печора - фольклорные коллективы Усть-Цилемского района «Эскöм» («Надежда») и «Усть-Цилемские краснопевы».

Праздничная программа состоит из театрализованных эпизодов. В центре луга, на подготовленной площадке расположились главные запевалы гуляния. Открытием праздника служат выстрелы из ружей вверх по очереди от каждого подворья - это сигнал о том, что участники готовы к началу основного праздничного действа. Начинается праздник с обращения к предкам за благословением на проведение большого праздника в столь ответственный момент - перед страдой.

Запевалами исполняется песня-импровизация - обращение к предкам на благословение проведения праздника.

Затем запевалы приглашают всех участников праздника. Ими исполняется народная песня-приглашение «Локтöй-локтöй» (буквально «идите-идите»). Под эту песню представители всех населённых пунктов идут «воротами» на центральную площадку луга.

Таким образом приглашаются все участники-подворья. Далее под песню «Изьва ю кузя». Хороводы всех сёл распределяются на лугу, как лучи солнца, в центре которого находятся запевалы праздника.

По окончании хоровода две представительницы от каждого подворья несут в центр к запевалам праздника воду и землю своего села или деревни. Проводится обряд дарения под причитание (бöрдöдчöм) «Изьва яг».

Земля со всего района смешивается и распределяется по горшочкам. Затем в горшочки рассаживают росточки черёмухи. Их поливают водой, привезённой на гуляние из сёл района и смешанной в одной ёмкости.

Всем гостям, приехавшим на праздник, дарятся ростки черёмухи, как гостинец с исторической родины.

Далее следует эпизод выбора хороводницы. Хороводницей быть на празднике очень почётно и престижно, она — центр внимания. Ведь по её желанию исполняются все песни и хороводы. Исполняется песня «Воль кузя лэчча». По её окончании выбираются хороводницы, которые собираются в центр луга и сообща решают, какие хороводы, танцы и в какой последовательности будут исполнять на гулянии.

Хороводницы расходятся на свои места, а запевалы объявляют хороводы и танцы. Традиционно исполняются такие хороводы, как «Асыы ныыка бöрдэ визыв ва дорын», «Сад йöрын», «Куимен йöктам», «Чветики», «Чига гусь». Все хороводы связаны между собой шуточными диалогами запевал с объявлением хороводов. Эпизод заканчивается общими воротами. Исполнители праздничных танцев и хороводов возвращаются в свои подворья и в них проводят своё маленькое деревенское гуляние.

На Ижме существовал обряд инициации - посвящение в гармонисты, - который проходил в бане. Опытный, почитаемый гармонист посвящал молодого, похлёстывая его веником, приговаривая определённые слова. Все подробности обряда не известны, но на «Луде» его проведение вполне уместно. Вобрав элементы этого обряда воедино, организаторы проводят на «Луде» конкурс гармонистов.

По правилам конкурса в центре «Луда» собираются гармонисты всех подворий и показывают своё мастерство владения инструментом. Зрители сами выбирают гармониста, достойного играть в их подворье, и зазывают его к себе.

Интересен «Хоровод невест», который возобновили только в 2006 году. Это отголосок обряда инициации - перехода девочек в статус невест. В «хороводе невест» принимают участие молодые девушки, переходящие из подросткового возраста в период девичества. В старину к этому времени девушкам покупали шаль, обувь, украшения и шили новый девичий наряд, а короткий подростковый наряд оставался в прошлом. Это символический переход во взрослую жизнь. На «хороводе невест» свекрови выбирали будущих невесток, а женихи присматривали невест.

Сбор на хоровод невест начинается с подворья «Ижма». Девушки последовательно обходят все подворья, и к ним присоединяются невесты других сёл. Обойдя весь луг, девушки собираются в центр, где исполняют «Ворота невесты». В обряде-конкурсе оценивается костюм. Это своеобразный конкурс ижемского наряда, и он проводится совсем недавно. Высоко оценивается все правила сшитого девушкой наряда и каждая его деталь. Если девушка для участия в конкурсе использует старинный наряд, то оценивается его история, правила ношения наряда.

Целью конкурса является популяризация ижемского наряда и налаживание тесных семейных связей между ижемцами. Организаторы праздника планируют в будущем проведение ижемской помолвки или свадьбы.

Ни один праздник не обходится без традиционных игр и национальных забав. Среди молодых парней и мужчин из всех подворий в центре луга проводятся национальные игры, такие как: «Прыжки через нарты», «Бросание хорея», «Перетягивание на мизинцах». Проводится и ставшая уже традиционной для «Луда» игра «Фанты». Для ее проведения в течение всего праздника по «луду» - лугу - ходят определённо назначенные люди, которые крадут какие-либо необходимые предметы, утварь из подворий, например, топор, котелок. Во время игры оглашаются предметы, которые были похищены. Задача потерпевших - выкупить их. По условиям игры предмет возвращается хозяевам в случае выполнения какого-либо творческого задания (к примеру, исполнение песни, поцелуй красивой девушки, выкуп возможен и выпечкой, деньгами).

Кульминация праздника - встреча солнца, момент, предвещающий начало нового рабочего дня, начало лета и конца ритуального действа. Именно в этот момент запевалы обращаются к солнцу, к предкам-родителям за благословением на начало сеноуборочных работ. Исполняются заклички, восхваляющие солнце и молодую счастливую жизнь. Ведь солнце несёт нам радость, теплоту самой жизни. А наступивший новый день приветствует период сенокосных работ, поэтому старались веселиться от души, отдохнуть и набраться сил к предстоящим работам.

Происходит омовение утренней росой. Участники праздника ходят по траве босиком и продолжают веселиться.

Исполняется заключительный общий танец луговых гуляний, который является плясовым хороводом. Он исполняется под плясовые песни, и в него входят почти все элементы луговых хороводов. Это «Общий круг», «Кыкен йöктэм» («Танцуем парами»), «Шорöн ворсэм» («Ручеек»), «Валъя лоис» («Волны»), «Кыкен круген йöктам» («Парами по кругу танцуем»), «Общий», «Капуста», «Суниса ем» («Иголка с ниткой»), «Шондiбан» («Солнцеликая»), «Яблочко», русские переплясы.

Торжественная встреча солнца завершается, участникам праздника и гостям предлагается танцевально-музыкальная программа.

Сейчас праздник проходит в последнее воскресенье июня или первое воскресенье июля — в канун начала сенокосной страды. Фиксированное место и время праздника в прошлом — междуречье рек Ижма и Куръя — Дi — «остров», с вечера до восхода солнца, т.е. в переходное время. Таким образом, подобраны переходные место и время действия, которые по поверьям древних, имели наибольшую магическую силу. Сейчас место проведения праздника более доступно - луг, рядом с мостом на зареченские села.

В начале XX века праздник начинался с того, что на острове собирались молодые всадники, которые прогоняли табун лошадей, тем самым вытаптывали площадку для гуляния, огибая остров. Сейчас эта традиция преобразилась в спортивные конные скачки по заливному лугу. Здесь участвуют всадники со всего района, скачки проходят в 5 забегов («рысь», кобылы, жеребцы, мерины, общий забег).

От каждой деревни раньше шло праздничное шествие на место проведения Луда - сейчас из дальних сел приезжают на машинах. Главная особенность Луда в том, что на нем нет зрителей, и каждый становится участником обряда.

Празднование принято начинать с многокилометрового Ижемского шествия, точнее, дефиле, на которое участвующие женщины надевают старинные парчовые сарафаны, передающиеся по наследству.

В десять часов вечера на свежескошенной части праздничного луга зажигаются родовые и семейные костры. К этому моменту все ижемские деревни и села возводят мини-подворья, представляющие особенности местного уклада. Сизябск, исконно оленеводческое село, ставит чум. Мохча и Гам, славящиеся лошадьми, организуют скачки. В красноборском подворье, объединяющем также жителей деревень Вертеп и Диюр, демонстрируют свои ценности: целебную голубую глину, «живую» воду и чудо-веники.

Праздник Луд включает в себя хороводы и хороводные игры, некоторые из них — «Кык ряд», «Орччoн сулалoм», «Кругoн ворсoм», «Куимoн» и т.д. Население чувствует единение в общем хороводе, заводилами которого являются участники самодеятельности.

После общего хоровода начинается «конкурс красоты». Нарядных девушек - невест - выводят на самодельную сцену и расписывают достоинства-таланты, демонстрируют их вышивки и пироги. Спортивная часть праздника включает прыжки через нарты, бросание аркана, метание гири.

С Лудом связан еще один обряд. Потомки оленеводов, разъехавшихся в поисках пастбищ по всему Северу - от Финляндии до Ямала, обязательно берут с малой родины саженец черемухи, чтобы вырастить у себя дома. Деревца раздают в горшках, землю в которые собирают со всего района, а поливают такой же общинной водой.

Луд объединяет ижемцев, проживающих в Ненецком, Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском автономных округах, Мурманской и Архангельской областях и в других уголках России. Праздник проводится на коми языке.

В селе Ижма Республики Коми в восьмой раз состоялся республиканский народный праздник «Луд».

Традиция собираться на праздник перед выходом на сенокос идет из древности. В 30-е годы прошлого столетия эта традиция прервалась, но в 1997 году местные жители вспомнили о празднике предков.

С 2005 года ижемский «Луд» приобрел статус республиканского. А в этом году праздник прошел под статусом межрегионального. Ежегодно во время проведения праздника «Луд» в Ижму съезжаются изьватас (ижемцы) из разных регионов.

Вот и в этом году прибыли делегации и творческие коллективы из Сыктывкара, Ухты, Инты, Корткеросского и Усть-Цилемского районов Республики Коми, а также Ямало-Ненецкого, Ханты-Мансийского автономных округов и Мурманской области.

Наш округ представляли клуб «Коми чукöр» и коми-фольклорный ансамбль «Печорянка» Этнокультурного центра НАО, коми-вокальный ансамбль «Войвыв дзоридз» из Харуты и коми-вокальная группа из Хонгурея, а также исполнительница ненецких песен Валентина Тайбарей из Нарьян-Мара.

Веселье перед страдой

«Луд» – традиционный массовый праздник коми-ижемцев, сегодня по праву является брендом Ижемского района. «Луд» в переводе с коми-языка означает «луг» – широкое, открытое место, где проводится праздник. Ведь обычно на праздник съезжались жители окрестных сел и деревень, и было важно, чтобы всем участникам веселья хватило места. «Луд» – многожанровое мероприятие, которое включает в себя народные игры, хороводы, песенные, плясовые и спортивные состязания.

Своими корнями праздник уходит в глубину веков, во времена языческие, когда люди были едины с природой. Поэтому главные темы праздника – растительность и очистительная сила воды. В этот период лета природа достигает наивысшего расцвета, травы вбирают в себя весь сок и обладают чудодейственной силой, а вода в реке становится целебной.

Ижемские старожилы вспоминали, что каждое село, каждая деревня в определенное время, от Ивана Купалы до Петровских дней, выходила гулять на луга. «Гуляли» перед началом сенокоса или поста, то есть праздновали перед предстоящей долгой работой, страдой и петровским постом.

Куклы, капуста, сенокос

Ижемский «Луд» сегодня – грандиозное двухдневное действо.

Началось оно в этот раз с экскурсии по главной улице села для всех желающих.

В одиннадцать часов утра на центральной улице раскинулась выставка-ярмарка декоративно-прикладного творчества, народных промыслов и коллекций местных собирателей, на которых можно было приобрести ижемские сувениры, авторских кукол в национальных костюмах из Печоры, свистульки из Ухты.

СПК колхоз «Ижемский оленевод и Ко» предлагал гостям праздника национальную обувь северян – пимы и тапочки, сшитые из оленьего меха.

Всюду работали развлекательные площадки. Для самых юных зрителей были подготовлены конкурсы, игры и сладкие угощения. Прямо на улице ижемки в национальных костюмах предлагали гостям попробовать чаи из местных трав и угощали свежеиспеченными ижемскими шаньгами. Мохчинцы делились особым рецептом по засолке капусты.

По всей улице развернулись подворья, где желающие могли принять участие в мастер-классах по различным традиционным ремеслам. Пока одни умельцы постигали печное искусство под руководством мастера печных дел, другие с интересом принимали участие в сенокосе, после которого каждому предлагали испить кваску. Третьи практиковались в умении прясть на прялке овечью шерсть.

Межпоселенческая библиотека организовала летний читальный зал, где почитатели поэзии приняли участие в поэтическом марафоне «Муса чужан кыв вылын». С любовью к родному языку гости наизусть читали стихи на коми-языке. Не остались без внимания и выставки книг, и стенды с фотографиями.

На площади перед районной администрацией творческие коллективы радовали местных жителей и гостей импровизированным концертом – каждому представилась возможность спеть и в микрофон озвучить поздравления.

Под стук оленьих рожек

Торжественное открытие VIII республиканского традиционного народного праздника «Луд» началось в 14 часов на площади перед ижемским Домом культуры.

Приветствовали многочисленную аудиторию, собравшуюся на самый яркий ижемский праздник руководитель администрации МР «Ижемский» Игорь Норкин и первый заместитель главы Республики Коми Тамара Николаева, которые отметили, что подобные мероприятия способствуют сохранению и развитию богатой культуры коми-ижемцев, а также укреплению этнических связей между регионами нашей страны.

А затем начался праздничный концерт, который открыл солист Государственного театра оперы и балета Республики Коми Владимир Юрковский. За ним порадовали зрителей народные артисты Республики Коми Пётр Шучалин и Василий Рочев. Далее эстафету подхватили творческие коллективы.

Зрители тепло встречали выступления наших артистов. Отказавшись от фонограммы, при отсутствии аккомпаниатора, они исполнили две песни под стук оленьих рожек.

Уже потом, после выступления, руководитель ансамбля «Печорянка» Ольга Коцюбанская выслушивала комплименты коллег по творческому цеху. Особенно всем запомнился молодой участник ансамбля Иван Дуркин, настолько величественно смотрелся он в национальном костюме.

Когда Иван надевал оленеводческий костюм перед выступлением, журналисты ТВ Сыктывкара, увидев его, попросили заново повторить обряд одевания перед телекамерой и ответить на вопросы об участии в коми-ансамбле «Печорянка».

Коми-оленеводческие песни «Вит кöрöс ке кутала» и «Ёгор Вань» принимались зрителями очень хорошо. В каждой песне – сюжет из жизни коми-оленеводов. В первой песне – выбор невесты – из трех сестер оленевод выбирает самую младшую, которая шьет нарядные пимы. Во второй – встреча в поселке оленевода, на крыльцо его выбегает встречать девушка, и накрывается праздничный стол. Понравившиеся песни наших исполнителей журналист Мария Елтышева записала для Салехардского радио.

Достойно выступили на празднике участники коми-ансамбля п. Хонгурей, исполнив песни «Сирчунь-вирчунь» и «Коми му». Женское трио сопровождал пятилетний Никита Калюта, который вместе с мамой поет коми-песни и аккомпанирует в такт музыке на шумовом инструменте.

Участницы коми-ансамбля «Войвыв дзоридз» выступили со специально подготовленной для праздника программой. Нарядные хороводы с платками, красивые песни украсили праздник. В коллективе наравне со взрослыми прекрасно выступают дети, что отрадно – у традиционной коми-культуры есть преемники.

По главной улице с проходкой

В пять часов вечера народ переправился на другой берег реки Ижмы, где состоялись традиционные конные скачки. Из года в год эти состязания собирают около ста участников из разных уголков района. В ходе состязаний определяется чемпион Ижемского района в личном зачете.

Главное действие традиционного праздника – вечерняя проходка через Ижемские ворота, началась в восемь часов вечера. Пожалуй, это было самым зрелищным моментом праздника. Это тот случай, когда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Удивительная картина предстает глазам зрителя, когда вся улица заполняется пестрой разноцветной толпой, которой, кажется, нет конца и края.

Традиционная вечерняя проходка «Ижемские ворота» – старинный обряд. Исполняя его, многочисленные участники – все в ярких национальных коми-костюмах, под старинную обрядовую песню идут по цент-ральной улице села и выстраивают определенные хороводные фигуры. По языческим поверьям, пройдя через ворота, участники очищаются. Ворота символизируют переход от весенних к летним календарным обрядам.

Удивительно, что участие в проходке принимают люди всех возрастов: мужчины и женщины, молодые парни и девушки, старенькие бабушки и детсадовская детвора.

Зрелище очень красивое! Многочисленные зрители по обе стороны дороги сопровож-дают участников, снимая их на фото- и видеокамеры, до конца деревни. Оттуда одни так и идут пешком дальше, на другой берег Ижмы, на заливной луг, где импровизированный луговой праздник продолжится до рассвета. Другие до места ночного гулянья едут на автобусах и автомобилях.

От заката до рассвета

К десяти часам вечера праздник плавно переместился на луг. Здесь поселения развернули свои подворья, угощая гостей кашей, ухой и шаньгами. Со сцены, установленной в центре огромного луга, ведущие весело зазывали участников праздника. Со всех концов луга сюда стали стекаться нарядные ижемцы, мохчинцы, щельяюрцы. Зеленый луг запестрел многоцветьем коми-нарядов. Под лучами заходящего солнышка, участники праздника слились в массовом хороводе, а гости завороженно наблюдали за отточенными действиями танцующих.

После захода солнца на лугу разожгли десятки родовых и семейных костров. Участники праздника, разойдясь было по закрепленным за каждым поселением местом, вновь собрались у сцены на обрядовый конкурс «Хоровод невест», чтобы полюбоваться красивыми девушками в традиционных ижемских нарядах из бабушкиных и прабабушкиных сундуков, которым уже не одна сотня лет.

А юные «невесты» показывали себя во всей красе, представляя национальные наряды, творческие выступления и свои изделия ручной работы. А компетентное жюри выбирало самую лучшую.

В этом году впервые местным красавицам составили конкуренцию гостьи из Корткероса и Салехарда. В итоге, первое место досталось невесте из Корткеросского района, второе заняла девушка из Салехарда, третье место получила красавица из Сизябска.

Гулянья продолжились до рассвета. У каждого была возможность посоревноваться в национальных видах спорта, поучаствовать в охотничьих забавах, попробовав себя в стрельбе из лука и метании копья, покачаться на огромных качелях, поиг-рать в луговые игры, потанцевать на этнодискотеке.

– Я на этом празднике первый раз, меня он очень впечатлил, – поделился впечатлениями участник клуба «Коми чукöр» Иван Анисимович Рочев. – Я даже не думал, что так красиво может выглядеть разодетая народная толпа в национальных костюмах, выходящая с улицы прямо на луг. Очень интересно и познавательно.

– Ансамбль «Печорянка» участвует в этом празднике уже в пятый раз. «Луд» – это прекрасная возможность окунуться в мир языческих традиций, – говорит руководитель коллектива Ольга Коцюбанская, – это встреча с друзьями. На следующий год, думаю, в «Хороводе невест» выступит и девушка из Нарьян-Мара. Очень важно, чтобы подрастающее поколение не только помнило свои корни, но и сохраняло традиции и самобытный уклад ижемцев.

Народный праздник Луд состоялся в Ижме 8 и 9 июля 2011. Ежегодный традиционный праздник Луд (выгон, пастбище, луг ) имеет статус Коми республиканского, включен в число 11 чудес Коми республики. Возобновленная национальная традиция народного гуляния с элементами современного шоу, исходит еще из древних языческих времен.

Приехали делегации ижемцев, проживающих в Ненецком, Ханты-Мансийском округе - Березов, Мужи, Салехард и из многих городов и районов республики. Каждый год Ижма собирает ижемцев "лудын войлыны". Это заглавный праздник, а еще можно приехать на День охотника в марте или на Праздник оленевода, к началу перекочевки оленьих стад на зимние пастбища.

Главное впечатление - зрелищность и массовость, одних только участников в национальных костюмах в вечерней проходке "Ижемские ворота" было 15 коллективов по 20-23 человека, и постепенно в участие вовлекались многие гости и туристы. Большинство элементов праздника основаны на древних мифологических и этнографических сюжетах и имеют глубокий смысл.

Вторые Ижемские чтения "Северный этнос. Традиции и современность" - межрегиональная научно-практическая конференция, в актовом зале Ижемской администрации, с 9:00 до 14:00. С международным участием, состоялась презентация норвежского научного проекта, .

Выставка декоративно-прикладного творчества и изделий мастеров народных промыслов, ярмарка сельхозтоваров местных производителей на площади Дома культуры, с 13:00 до 17:00. Традиционная кукла "Ижемка" продавалась по цене от 400 руб.

Открытие VI Республиканского народного праздника Луд на площади районного Дома культуры. Приветствия гостей, большой праздничный концерт народных песенных и танцевальных коллективов (с 14:00 до 17:00). Всем народом поздравили молодоженов состоявшейся сегодня свадьбы. Из профессиональных исполнителей следует отметить исполнение песен Альфии Коротаевой и Коми народного артиста Василия Рочева (из Изьва керки в Сыктывкаре). Первую часть концерта исполнила в основном молодежь, ансамбль "Изьваса Кодзувъяс" работает под музыку только ижемских композиторов



Открытие персональной выставки "Национальная кукла" мастера декоративно-прикладного искусства Галины Юркевич в Ижемском историко-краеведческом музее (в старинном доме бывшего купца ), с 15:00 до 16:00. Для желающих также экскурсия по всему музею.
Галина Юркевич - член Коми Союза мастеров, руководит объединением "Национальная кукла" Печорского Дома детского творчества. Лауреат многих творческих конкурсов в номинациях "Авторская кукла" и "Народная кукла", в том числе Коми республиканских конкурсов Мастер года (). Автор бренда - Коми национальная кукла "Зарань", которая выполнена с соблюдением всех традиций и имеет значение оберега, даже паспорт имеется от Коми министерства культуры. Галина Павловна смогла привезти только небольшую коллекцию своих авторских кукол, они слишком быстро продаются

Конные соревнования на левом берегу реки Ижма, с 17:00 до 19:00. В старину на Луде (на лугу ) специально для народного празднования заранее подготавливали место - прогоняли табун лошадей, чтобы они потоптали траву. Кроме того, как священные животные, лошади очищали место от темных сил. Говорят, в старину чтобы разогнать злых духов еще устраивали пальбу, но не теперь. В наше время проводятся лошадинные скачки и сопутствующие развлечения для туристов и гостей, а траву скашивают. Спортивные скачки проведены в несколько забегов. Призы победителям, комплекты конской упряжи, вручал глава Ижемского района. Один из призов вручен единственной девушке - участнице гонки.


Награждение победителей спортивных скачек

Вечерняя проходка "Ижемские ворота". Музыкально-танцевальное шествие участников к месту празднования на Луд (с 20:00 до 22:00). Внешне выглядит как грандиозное многомассовое красочное шоу в Коми национальных костюмах. По легенде народ собирается в центре села и направляется на Луд на празднование. Проходка танцевальная, выполняются ряд разных эпизодов традиционных народных танцев. Музыкальное сопровождение в стиле традиционных запевок, но с ярко выраженным ритмом. В конце шествия запевки сменяются популярными энергичными Коми песнями.
Всем обязательно надо пройти под воротами. Они имеют глобальное значение во всей Коми культуре как национальный символ - защита и очищение от злых темных сил и порчи. Поэтому ворота встречаются повсеместно: это фигура в народном танце; их ставят при входе в святилище и вообще на входе на любое место сбора людей; не так давно было предложение сделать ворота на въезде в каждый населенный пункт Коми республики (разумеется, не реальные, а условные ) в Коми традиционном стиле. К сожалению, такие заколдованные ворота когда-то не спасли от оккупационной армии Стефана Пермского .
Разумеется, внимание гостей обращено на национальные костюмы. Обычно они старинные, переходящие от бабушек и прабабушек. Существуют реальные носимые костюмы с начала XVIII века, но они не парчовые, а холстяные и не такие красочные (см. ижемский традиционный женский костюм ручной работы XVIII века на фестивале Finno-Ugri: Art Style-2006 ).
Следует иметь в виду, что комплект ижемского народного костюма строго регламентирован: разная комплектация для девушек и замужних женщин, в зависимости от статуса, для разных обстоятельств, как например, специальная комплектация для замужней женщины, не желающей иметь детей. Выбор цвета не случайный, зачастую означает ключевое событие в жизни человека, см., например, Алая лента роман Василия Юхнина .
Форма головного убора для соответствующего случая и статуса - это целая отдельная наука. Вот только несколько названий: юр ной, баба юр, юр кöртöд, венеч, сборник, ситка, ныв юр, рогуля-кичка-коклюшка-клобук, патка, чышъян ота, юртыр, треюк (ошувка), вöлосник, сыръя чышъян, повойник, самшура, сорока (кокошник); лента или платок как отдельно, так и в комплекте с другим головным убором. Для примера, в период свадьбы невеста-ижемка должна сменить пять разных по форме головных уборов в соответствии с ситуацией, но в каждом из них может выразить принадлежность к своему роду и свою индивидуальность



См. также видео1 (QuickTime mov 8Mb), видео2 (QuickTime mov 6Mb).


Татьяна Попова,
зав. Ижемским отделом
культуры, организатор
праздника Луд

Непосредственно сам праздник Луд проходит на левом (на другом ) берегу реки Ижма рядом с переправой (с 22:00). Подразумевается, что в эту ночь спать вообще не следует, чтобы встретить и поклониться солнцу. По программе в этом году: Хороводы, луговые игры; "Хоровод невест"; соревнования по национальным видам спорта, торговые ряды; катание на лошадях; молодежная этнодискотека. На самом деле развлечений и зрелищ еще больше. Делегации ижемцев из разных регионов и деревень устраивают свои подворья, жгут костры, участники из Сизябска поставили чум. Ижма славится ценными породами рыб: семга, нельма, омуль, пелядь, а также ягодами: морошка, клюква, брусника, голубика, черника. Ученые говорят, что в мясе оленины содержатся очень редкие и очень полезные аминокислоты. В поисках характерных угощений было интересно обойти все подворья. Традиционного языческого общего моления не было, по крайней мере публично открыто. Не пустовали большущие качели, поставленные для детей и молодежи.
Смысл "Хоровода невест" понятен из названия: парни присматривали себе будущих жен. Девушки демонстрировали свои достоинства, и не только внешние. Разумеется, в девичьем обществе разгоралась конкуренция, и хоровод превращался в первенство. Кстати, ижемская красавица Ирина Терентьева победила на Коми реcпубликанском конкурсе красоты Райда 2010 и ей предстоит участвовать в финно-угорском конкурсе красоты "Звезда Севера" в ноябре 2011 в Кудымкаре.
Каждый из многочисленных хороводов, народных танцев, луговых игр на Луде имеет свой глубокий смысл - это мини театрализованная постановка одного из каких-нибудь важнейших событий из традиционной жизни ижемского народа и рода. Для зрителей и туристов сплошная непрерывная фотосессия, особенно когда многие из них вовлекаются в участие







* * *

В рамках праздника Луд состоялись еще мероприятия :

7 и 8 июля 2011 организован открытый чемпионат и первенство республики по национальным видам спорта (северное многоборье). В программе прыжки через нарты, метание топора и тынзея (аркан на оленя ), виды бега. В традициях народных спортивных игр еще когда-то были популярны борьба, подбрасывание тяжестей, стрельба, но сейчас их не было.

9 июля 2011 с 11:00 Музыкальная встреча и презентация "Ылöдз кылö Изьва сьыланкыв" о Г.В.Семяшкине (1926-1983, в честь 85-летия), ижемском композиторе и организаторе музыкальной культуры. Созданный им Ижемский народный хор когда-то был известен на всю страну, как и его песни. Творчеству композитора по инициативе Изьватас общественного объединения посвящен весь 2011 год. Имени Глеба Семяшкина традиционный фестиваль самодеятельных композиторов проводится в Ижме раз в два года, в этом году состоится в ноябре. См. также : Афиша Ижма центральная библиотека
Выставка-портрет организована в Ижемской центральной библиотеке и будет продемонстрирована во многих уголках района




См. видео (QuickTime mov 69Mb): Коми народный артист Василий Рочев исполняет песню "Печора, Печора, родная Печора" (см. текст )
См. также видео (QuickTime mov 32Mb): Женщины - ветераны Ижемского народного хора исполняют песню "Огонек в ночи":
Ждет меня в чуме подружка,
Чая крепкого кружка...

8 июля 2011 по отдельному плану работы состоялся круглый стол "Развитие малого предпринимательства в Ижемском районе", в актовом зале районной администрации.

Билборд в центре Ижмы

В целом еще необходимо отметить небывалое гостепреимство: я дважды спрашивал местных жителей как пройти на мероприятия, и оба раза меня проводили почти до места, хотя им самим было не совсем по пути.
Кроме того, осталась непонятной процедура изгнания нечистой силы и духов. Перед праздником на Луде изгоняли всю нечистую силу, но духи бывают также и хорошие, например, Пöлöзнича . Еще духи бывают нормальные - то есть поступающие хорошо или плохо в зависимости от обстоятельств. Наверное, хороших духов не надо было бы изгонять? Но как тогда их сортировать?

См. также : отдельный фотоальбом празднования. Афиша и план мероприятий Праздника ЛУД-2012 . Внимание: Дни культуры Ижемского района в Сыктывкаре состоятся 3 и 4 декабря 2011.

Первая публикация статьи 13 июля 2011 на сайте foto11.com - Новости.
Ссылки


Top