С какого числа вступит пенсионная реформа. Пенсионная реформа – последние новости

В России с 2019 года вступает в силу обновления в пенсионной реформе, вызвавшие множество споров, обсуждений в СМИ и среди населения. Поэтому следует разобраться с причинами изменений в политике ПФ РФ, и как это повлияет на индексацию отчислений.

Что будет с пенсией в 2019 году

Запланированные действия по осуществлению пенсионной реформы в 2018 году имеют основания в виде указа Президента РФ от 7 мая 18 года. Цель исполнения предписаний касается национальных и стратегических задач развития вплоть до 2024 года.

Поэтому перед российским Правительством был поставлен ряд указаний, отражающий суть в пенсионной реформе:

  • снижение уровня бедного населения в два раза и предупреждение повышения этого порога за счет лиц, находящихся на заслуженном отдыхе по старости;
  • увеличение роста выплат с опережением инфляционного уровня;
  • создание и внедрение федеральных и региональных программ по поддержке пенсионеров и увеличение качественного уровня жизни граждан страны.

На основании этого, начиная с 1 января 2019 года, Правительство РФ начнет осуществлять меры по стабилизации системы путем повышения отчислений до 40% от оплаты труда. Естественно, что на это должна оказать влияние индексация практически в два раза, превышающая ежегодную инфляцию. Помимо этого, на планируемый объем будет оказывать влияние повышение выхода на заслуженный отдых в рамках пяти лет.

Дополнительно в планах у государственных деятелей разработать и внедрить систему персонального формирования капитала на старости лет. Система ИПК выступит в качестве альтернативы накопительной части и в перспективе должна повысить размер выплат по старости лет на 15%.

Причины новой реформы

Причины, приведшие к пенсионной реформе в России, касаются изменений социально-экономической области.

Повышение продолжительности жизни граждан


Среднестатистические сведения советского времени указывают на продолжительность жизни в 40 лет. Поэтому эти данные стали основанием для установления следующих сроков выхода на заслуженный отдых по старости:

  • для женского населения - в 55 лет;
  • для мужского населения - при достижении 60 лет.

В 2018 г. прогноз составил 72,9 года.

К сведению: дополнением в майском указе Президента стала необходимость повысить средний срок жизни населения до 78 лет к 2024 г., и до 80 лет к 2030 г.

Количество пенсионеров неуклонно растет с каждым годом

По сведениям Росстата численность мужчин и женщин трудоспособного возраста сократится на четыре миллиона человек.

Нехватка средств в Федеральном бюджете

Правительством было подсчитано, что для осуществления всех запланированных национальных проектов, нужно изыскать 8 трлн руб. Эти дополнительные средства необходимы в течение 6 лет, т. е. до 2024 года. Примечательно, что эта сумма составляет 50% от годового федерального бюджета.

Отсутствие положительной динамики в системе накопительных пенсий

Начиная с 14 года, на верховном уровне было принято решение о временной «заморозке» накопительной части. Таким образом, работающие люди не получают в накопительный фонд средств, а все отчисления скапливаются на страховой части в ПФ России.

Последствия


В соответствии с необходимостью, проанализированной государственными структурами, в 2019 году грядет обновление в виде реформы:

  • повышение пенсионного возраста в качестве получения страховых выплат;
  • изменение индексации, а также каждый год будет прибавляться к отчислениям по 1000 рублей;
  • возможность получения социальной пенсии за счет увеличения стажа;
  • коррекция действующих правил по выходу на заслуженный отдых льготников по выслуге лет и для работающих людей в условиях Крайнего Севера.

Прогнозы экспертов

По мнению Дмитрия Малых, пенсионную реформу 2019 года следует применять к лицам, находящимся сейчас в возрасте до 45 лет. Однако он также отмечает, что велика вероятность столкнутся с ситуацией, когда человек будет работать больше на несколько лет, чем его сосед, рожденный на год позже.

Кроме этого, ряд экспертов отмечает, что при правильной подготовке и внесении коррекции на всех уровнях, данная реформа позволит вывести страну на новый экономический уровень.

Выход на пенсию в 2019 году

Согласно Федеральному закону № от 28 декабря 13 года (статья № 8), необходимо выполнить три обязательных условия для оформления страховых отчислений по старости:

  • достигнуть установленного новыми правилами пенсионного возраста;
  • иметь минимальный уровень стажа;
  • наличие на индивидуальном счете в ПФ России определенного числа баллов.
Скачать для просмотра и печати:

Увеличение периода по выходу на пенсию в РФ с 2019 года

На основании информации про новую пенсионную реформу, в 2019 году вступят обновления, предъявляемые к стажу и количеству баллов, накопленных в ПФ РФ.

К сведению: баллы по системе ПФ РФ увеличиваются с 2015 г., а возраст начнет повышаться с 1 января 2019 г.

Таким образом, граждане выходят на пенсию со следующими показателями:

  • женщины с 55,5 лет со страховым стажем в 10 лет и ИПК - 16,2 балла;
  • мужчины с 60,5 и аналогичным стажем и баллами.

Примечательно, что здесь указаны минимальные требования для получения трудовых выплат в связи со старостью. Данные нововведения обусловлены предложением В. В. Путиным о смягчении пенсионной реформы.

Категории лиц, идущих на пенсию в 2019 году в РФ


На основании графика, установленного Федеральным законом, на пенсию в 2019 г. выходят:

  1. На общих основаниях в первом и втором квартале никто не сможет пройти оформление страховой части по выслуге лет, пока гражданин не достигнет соответствующего возраста;
  2. Во втором полугодии оформлением могут заниматься мужчины, рожденные в первые 6 мес. 1959 г. и женщины 1964 г.

Помимо этого подать документы могут следующие категории:

  • при достижении старости до 2019 г., но временно откладывающие выход на заслуженный отдых;
  • наличие основания для досрочного получения отчислений по старости.

Принимая во внимание корректировки и новости о пенсионной реформе (Россия) в первом полугодии грядущего года появление новых пенсионеров почти сведено к нулю.

Льготная пенсия


Согласно принятому закону Правительством России, обновление реформы также затронет ряд участников льготных категорий. Начиная с января 2019 г. для следующих граждан будут скорректированы общие правила по оформлению выплат:

  1. Люди, проживающие и трудоустроенные на Крайнем Севере, а также в других регионах, приравненных к таким же суровым условиям. Для женщин это касается при достижении 50/55 лет, для мужского населения - 55/60 лет. Следовательно, учитывая новые правила, северяне оформляют отчисления с 50,5 и 55,5 лет;
  2. Для учителей, служащих медицинской сферы и тружеников творческих профессий решено сохранить специальный стаж. Однако оформление документов будет отсрочено на восемь лет с момента получения нужного стажа работы.
К сведению: на основании переходных правил в следующем году ожидается, что учителя и медицинские служащие отложат оформление пенсии по страховому стажу на один год, т. е. в 2020 г. Однако эта информация сейчас находится на рассмотрении. Члены государственной Думы будут рассматривать этот законопроект во 2 и 3 чтении.

Когда возможен досрочный выход на пенсию при длительном стаже

В соответствии с пенсионной реформой и новостями о ней, предполагается обновить период оформления отчислений на заслуженный отдых для людей льготных категорий.

Становится очевидным, что информация от Кабмина о повышении пенсионного возраста затрагивает каждого человека, который не успел подать документы в ПФР. То есть согласно действующему ФЗ № от 28 декабря 13 г. (статья № 8 пункт 1), люди, не достигшие 55 и 60 лет, будут оформлять отчисления по старости по новым правилам.

Информация о выходе на пенсию с 2019 по годам

Переходный период, приуроченный к обновлению сроков выхода на заслуженный отдых, составит для населения России пять лет. При этом он затрагивает всех, кто собирался выйти на пенсию с 19 по 23 гг., т. е. мужское население 1959-63 гг. рождения и женское 1964-68 гг. рождения.

Кого не коснется повышение возраста в России


Повышение пенсионного возраста, а также другие изменения в Законодательстве РФ затрагивает большую часть населения. Однако существует ряд категорий, для которых прежние правила останутся действительными, невзирая на нововведения в системе:

  1. Для лиц, уже оформивших отчисления на старость по состоянию на 1 января 2019 г. Не планируется возвращать начисленные средства или ограничивать права пенсионеров по заслуженному отдыху;
  2. Если человек всю жизнь работал в опасных и вредных условиях:
    • трудовая деятельность, связанная с геологическими изысканиями, поисковыми, в т. ч. МЧС, а также лесоустроительными сферами;
    • работа в сложных условиях под землей и горячих производственных цехах;
    • горнодобывающая сфера;
    • водители общественного городского пассажирского автотранспорта с регулярными рейсами;
    • летчики, инженеры, технологи, занятые в авиационной сфере и т. п.;
  3. Для лиц, обладающих правом досрочно выйти на заслуженный отдых в соответствии с уровнем здоровья и иным социальными мотивам:
    • с инвалидностью I гр., в т. ч. при нарушении работы зрительного аппарата, лилипуты, карлики с нарушением пропорций;
    • матери пяти и более детей, которые занимались воспитанием минимум до восьми лет;
    • матери двоих и более детей с наличием трудового стажа работы в регионах приближенных к Крайнему Северу;
    • отцы, матери, опекуны лиц с инвалидностью по детству, занимающиеся воспитанием детей до восьми лет, а также другие;
  4. Гражданское население, получившее травмы или иные страдания в результате ЧС, связанных с техногенными, радиационными катастрофами, в т. ч. на ЧАЭС, ПО «Маяк».
На заметку: В. В. Путин в прямом эфире 07.06.2018 пояснил свою позицию по обновлению системы ПФ РФ. Так, основной задачей Президент видит повышение качества жизни людей на пенсии. По его мнению, увеличение периода работы должно происходить осторожно.

Пенсионная реформа - последние новости


Ознакомившись с пенсионной реформой и последними новостями, также следует отметить выдвинутое предложение Президентом от 29.08.2018. Смягчение периода для получения отчислений по старости следует увеличить для женщин не больше, чем на пять лет и ввести льготный период в первые 2 года действия нового закона.

Примечательно, что соответствующую поправку уже подготовили и внесли в Государственную думу для рассмотрения во 2 и 3 чтении. Корректировке также подвергнуеся и ряд других положений, о чем будет известно после заседания Госдумы.

Кроме того, в новом законопроекте разработаны основания для «досрочников». К примеру, у мужского населения трудовой стаж должен быть непрерывным не менее 40 лет, а у женского - 45. Таким образом, при соблюдении этого условия, лица смогут претендовать на получение отчислений на 24 месяца раньше установленного срока. Однако и здесь есть поправка - не раньше 55-летнего и 60-летнего возраста. Тем не менее, Президент указал на необходимость смягчения этих условий на 36 месяцев, что также будет рассмотрено во 2-м чтении законопроекта Государственной думой.

Примечательно, что система ИПК предусматривает добровольные отчисления на индивидуальный счет от трудящегося населения. Иными словами, работник, в т. ч. самозанятый, сможет самостоятельно отчислять из своей оплаты труда 0-6% для создания личного капитала. Для этого достаточно оформить заявление с указанием процентной части и подать его на имя руководителя.

Посмотрите видео о подробностях пенсионной реформы с 2019 года

14 ноября 2018, 16:44 Ноя 14, 2018 16:44

Наш президент, который неоднократно высказывался против решения об увеличении возраста выхода на пенсию, вдруг с ним согласился.

Не пропустите самые последние новости о новой пенсионной реформе и увеличении пенсионного возраста в России в 2018/2019 году:

  • Выход на пенсию по новому закону РФ в зависимости от годов рождения: для мужчин и женщин
  • Увеличение пенсии на 1000 рублей в месяц с 1 января 2019 года:
  • В ЧЕЧНЕ НЕ УВЕЛИЧАТ ПЕНСИОННЫЙ ВОЗРАСТ:
  • Заявление Путина о пенсионной реформе и пенсионном возрасте шокировало россиян.
  • 53% россиян изъявили желание , направленных против пенсионной реформы
  • Бывший юрист Пенсионного фонда по пенсионной реформе
  • «Он меня разочаровал», «…отнимает у людей старость»:
  • Что думают о повышении пенсионного возраста рядовые граждане « предпенсионного» возраста, а не депутаты Единой России:
  • В свете новой пенсионной реформы 5-й ребёнок в многодетной семье окажется !
  • Эксперты резко высказались в 2018 году
  • 1300 рублей — ровно на столько увеличатся пенсии с 2019 года
  • Во сколько государству обойдётся запуск новой пенсионной реформы?
  • Выход на пенсию с 2019 года для мужчин и женщин:

В 2005 году при разговоре по прямой линии с народом Путин объявил о том, что пока он президент, повышения возрастного ценза для выхода на заслуженный отдых не будет.

2010 год. Путин, в ту пору премьер-министр, не соглашается с министром по экономике Кудриным, что без повышения пенсионного возраста не обойтись. Аргумент все тот же: не так долго живут россияне.

2012 год. Кандидат в президенты Владимир Путин на этот же вопрос дает отрицательный ответ.

Впрочем вы можете это сами увидеть:

Выборы прошли. Пенсионный фонд пополняется плохо. Правительству никак не удается ликвидировать «теневой» сектор экономики. Число пенсионеров растет, а число граждан, перечисляющих взносы, падает. И вновь Кудрин, не министр, но финансовый эксперт при правительстве, поднимает этот вопрос. И Путин осторожно начинает его поддерживать. Пока только «теоретически»: поднять можно, но не сейчас и не резко. И только если граждане во всем власть поддержат. Поддержка граждан Путину еще нужна: впереди выборы 2018 года.

И народ его поддержал.

Теперь можно принимать и непопулярные решения. Постепенно и осторожно. Вначале слово экспертам, затем информационная поддержка, правительство разрабатывает законопроект, регионы прорабатывают, Дума одобряет. А Президент, по утверждению Дмитрия Пескова, пока не в теме.

И лишь 29 августа 2018 года Путин, под «натиском» авторитетных экспертов, . Из уст президента реформа звучит мягче, обрастает множеством льгот, и кажется не такой уж страшной.

Попробуем разобраться в ней и мы с вами.

Хотя ранее предполагалось, что женщинам добавят аж 8 лет, но президент ожидаемо «отстоял» дам.

По мнению разработчиков законопроекта, увеличение возраста выхода на заслуженный отдых стало возможно потому, что и люди дольше при этом сохраняют работоспособность.

Для убедительности нам приводят статистические данные, которым мы, народ, напрасно, по словам Путина, не верим. Только вот как объяснить увиденное в поликлиниках: на прием к кардиологу сидят в очередях не старики и старушки, а работоспособное население начиная с 30 лет с уже перенесенными инфарктами. Инсульт тоже «помолодел», смертность от рака не снижается. Экология хуже, доступность бесплатного медицинского обслуживания ниже, полезные для жизни продукты, например, морская рыба, стоят дорого. И как же доверять статистике?!

Может, ее процент вырос за счет увеличения продолжительности жизни наших депутатов?! Может, с них и надо было начать! Думается, что они не были бы против, а обрадовались. Звучали же такие призывы.

Возраст выхода на пенсию увеличиваться будет не сразу на 5 лет, а постепенно, начиная с января 2019 года

Первый удар примут на себя те, кто собирался уходить на отдых в 2019 году. Им придется переработать год. Правда, чтоб «первопроходцы» сильно не переживали, каждому из них в 2019 — 2020 годах предоставляется право полгода не ждать до своего «пенсионного» возраста и писать заявление в ПФ. Слабое, конечно, утешение для тех, кто уже строил свои планы на заслуженный отдых и считал месяцы. Те, кто уже не работает, помнят, как тяжело даются последние трудовые денечки. Даже те, кто хотел продолжить работу и дальше, в минусе: то бы он получал зарплату и пенсию, а то одну зарплату.

Полностью дополнительные 5 лет проработают женщины 1968 года рождения и мужчины 1963 года рождения.

Появляется новое определение добавленных 5 лет трудового возраста — «предпенсионный возраст» .

В этот период за людьми, которые должны были уйти на пенсию, закрепляются льготы.

Налоговые льготы : они не будут платить на единственную свою недвижимость. Для москвичей, чьи квартиры дорогие, это существенное послабление. Для региональных пенсионеров, чьи квартирки и домики не в особой цене, данная льгота не поможет повысить их благосостояние.

В регионах есть льготы при уплате и налогов. Предоставляется . О предоставлении таких привилегий решение принимают тоже местные власти. Судя по новостям ТВ, многие губернаторы такие льготы обещают сохранить по возрасту, а не по статусу пенсионера.

Льготы по оплате , тоже звучат из уст чиновников, но они, как и прежде, только для льготников.

Дополнительный отпуск: по заявлению работника работодатель обязан дать ему 2 дня в год оплачиваемого отпуска на прохождение диспансеризации.

Социальная защита:

  • Нельзя отказать в приеме на работу по возрастному цензу. Непонятно только, как определить, что не приняли из-за возраста?! Кто об этом напрямую скажет?!
  • Нельзя уволить людей из-за возраста. За это обещают даже уголовную ответственность. Это уже существенно. Хотя этот пункт вряд ли обрадует работодателя, у которого круглосуточный конвейер основное производство. Работа в три смены и для молодых тяжела, а после определенных лет это особенно тяжело. Сам работник уволится.
  • Хорошо, что с 1 января 2019 года пособие при постановке на учет по безработице людей за 50 лет увеличат вдвойне: с 4 900 рублей до 11 280 рублей. Сумма приличная для регионов, где средняя заработная плата 15000 рублей. Разрешенный год можно на таких деньгах просидеть.
  • Программы обучения/переквалификации для людей после 50 лет тоже хорошее дело, но если только после обучения гарантированно предоставят работу.
  • , который дает право , изменен: 37 лет для женщин и 42 года для мужчин. Надо приступить к работе в 21 лет, чтобы пораньше на 2 года уйти на пенсию. При этом .
  • Для многодетных матерей : три ребенка у матери — минус три года работы, четыре — четыре, а если в семье 5 детей и более, можно стать пенсионеркой в 50 лет.
  • Звучат предложения для работающих людей за 50 лет понизить подоходный налог. Предприятию, где 50% работников пожилого возраста, предоставлять налоговые послабления.
  • И совсем уж несбыточное звучит: сделать «народными». С этим предложением, господин президент, согласятся все.

Трудно ли найти работу после 50?!

Этот вопрос центральный в ходе проведения реформы. Нас убеждают, что уровень безработицы у нас в стране низкий, что каждый может найти работу, если захочет. Те, кто искал хоть раз работу за последние годы, скажет, что это не так. Все хотят видеть у себя работника молодого, перспективного, работоспособного, с высокой квалификацией и не претендующего на высокую зарплату.

Бытует мнение, что скорость мышление у людей предпенсионного возраста уже не та, само мышление консервативное, здоровье тоже подвести может. Знания и умения таких людей неактуальны. А при большом стаже и опыте работы зарплату им надо платить высокую.

И тот факт, что сегодня рынок труда не добирает рабочей силы из-за дефицита молодых, не спасет положение. Недобор восполнят белорусы, украинцы и прочий бывший союзный народ. А сегмент низкоквалифицированного труда у нас уже давно заполнен киргизами и другими среднеазиатскими рабочими.

Что получат в результате реформы «действующие» пенсионеры

Одна из целей реформы — снижение уровня бедности и повышение уровня жизни пожилых людей. Планируется индексация пенсий на процент выше уровня инфляции.

Тем, кто уже не работает, обещается надбавка в среднем на 12 тысяч в год, т.е на 1 000 в месяц. То, что это в среднем, многие из моих знакомых не заметили. Тысячу рублей добавят только тем, кто на сегодня получает пенсию 14414 рублей. Получаешь меньше — добавка меньше, получаешь больше — добавка больше. Посчитать свою будущую пенсию легко: к уже получаемой сумме добавить 7,05%.

Не думаю, что 615,183 рубля, добавленные к минимальной пенсии по России в 8726 рублей, снизят уровень бедности пожилого человека.

А если государство поднимет НДС с 18% до 20% на товары, то вся эта прибавка вообще чувствоваться не будет. А разговоры об этом идут.

С 1 января 2019 года начнут доплачивать 1300 руб. неработающим пенсионерам со стажем не менее 30 лет в сельском хозяйстве (25% от фиксированного размера страховой выплаты 5334,19 руб.).

Да, не забыть бы, выросло пособие на погребение на 3,1%: с нынешних 5701,31 руб. на 5875,05 руб. Видимо, на букет цветов на могилу добавили.

Пенсии работающих пенсионеров индексироваться не будут. В августе, как и прежде, они получили добавку к пенсии , заработанных за предыдущий год, но не больше 3 баллов . Прибавка составит: 3 балла * на 81,49 рубля = 244,47 рублей в месяц.

Кто сохранит льготы при принятии закона

Будут дольше работать . Они выходить на отдых будут в 60 лет мужчины и в 58 лет женщины.

Реформа не обойдет стороной педагогов и медиков. Стаж работы по специальности оставлен прежний — 25 лет, только выход на пенсию может быть осуществлен через 8 лет после отработки льготного стажа. Процесс введения этого новшества тоже растянут по времени: 25 лет в 2019 году + 1 год, 25 лет в 2020 +2 года и т.д.

Льготная пенсия сохранена и людям творческим со стажем от 15 до 30 лет. Вместо 50/55 лет можно уйти на пенсию в 58/63 года.

  • коренные народы Севера (из-за их малочисленности: на 2010 года около 260 тыс. человек);
  • работники по списку №1 и 2, которые и раньше уходили на отдых досрочно, имея нужный трудовой стаж.

Важно: все перечисленное выше — проект, который может быть и изменен.

Проект не пользуется популярностью ни у народа, ни, как не странно, у большинства депутатов. По стране идут митинги протеста. Но не столь активные и многочисленные, чтоб проект не был утвержден законодательно. Тем более, как сказал Путин, других путей решения проблемы нет. А это звучит как приказ о введении этих изменений в нашу жизнь.

И ряда других поправок в пенсионном законодательстве РФ был принят 03.10.2018 г. И уже с 01.01.2019 г. закон № 350-ФЗ официально начнет действовать. Третьего числа текущего месяца Совет Федерации поддержал реформирование пенсионной системы с учетом предложенных корректировок Президента России и практически сразу был подписан Президентом. Стоит отметить, что в первоначальном виде изменения в ряде важных элементов пенсионного обеспечения предлагались в другом варианте. Однако, после острого резонанса у граждан нашей страны, в обсуждение увеличения порога выхода на пенсию Владимир Путин лично вмешался, предложив свой, смягченный вариант реформы. В результате депутаты поддержали президентский вариант, поправки к пенсионной реформе были утверждены. Итак, что нас ждет с будущего года.

Как будет рассчитываться пенсия в 2019 году

Социальная пенсия платится тем, кто не смог «наработать» требуемый стаж (или количество пенсионных баллов) выше установленной нормы. Поэтому, если вы работали неофициально или не работали вовсе - это ваш вариант. И если сейчас получателями социальной пенсии были люди 60 и 65 лет (женщины и мужчины соответственно), в дальнейшем этот возраст отодвинули на те же пять лет, что и обычным пенсионерам, и для получения такой пенсии придется дожить до 65 и 70 лет:

Год выхода на пенсию

С учетом прав на досрочную пенсию данные могут отличаться.

В досрочный выход на пенсию по выслуге государственных и муниципальных служащих также включены переходные нормы:

Возраст выхода на пенсию для государственных и муниципальных служащих:

Во всех расчетах стоит учитывать стаж или особые условия, которые дают право на досрочную пенсию.

Работодатели не смогут увольнять россиян предпенсионного возраста

Первый вопрос, который встает перед человеком предпенсионного возраста, куда пойти работать, когда ты уже немолод? Ведь в преклонном возрасте, как показывает практика, неохотно берут на работу, да и если берут, то в основном на низкооплачиваемую. Чтобы гарантировать гражданам возможность работать, а не существовать до наступления пенсионного возраста, в закон внесли возможность профессиональной переподготовки предпенсионеров и прописали уголовную ответственность работодателей за увольнение или отказ в их приеме на работу.

Направлять предпенсионеров на профпереподготовку будут по-прежнему органы службы занятости населения. В период ее прохождения, такие граждане будут получать стипендию. Буквально на днях глава Минтруда Максим Топилин сообщил, что на следующий год на переподговку желающих переквалифицироваться предпенсионеров выделено 5 млрд рублей. Ну и заодно, работодателям, чтобы они о своих сотрудниках предпенсионного возраста не скрывали информацию, решили ввести новый отчет в Роструд , пересчитав таким образом всех, кому «светит» пенсия в ближайшие 5 лет.

Также, в УК РФ появилась статья № 144.1, предусматривающая штраф в 200 тыс. руб. (или в размере зарплаты за полтора года), либо 360 часов обязательных работ за необоснованное увольнение или отказ принять на работу гражданина-предпенсионера.

Кто может выйти досрочно на пенсию в 2019 году

    Те, кто попал под сокращение. Для россиян право досрочно выйти на пенсию сохранено, если их сократили по причине ликвидации предприятия (или сокращения штата сотрудников). Это возможно, если стаж достаточен: 20 (женщины) и 25 лет(мужчины), и человек не имеет возможности найти новую работу по независящим от него обстоятельствам. Но без службы занятости не обойтись – понадобится рекомендация СЗН для его досрочного выхода на пенсию. При этом раньше на пенсию можно попроситься лишь тем, у кого до официального пенсионного возраста осталось только 2 года.

    Россияне, которые «заработали» страховой стаж 42 года (для мужчин) и 37 лет (для женщин). Они тоже могут выйти на пенсию на 2 года раньше, но не ранее 60 лет (для мужчин) и 55 лет (для женщин).

    Многодетные матери. Женщина, родившая и воспитывающая троих детей, может уйти на пенсию в 57 лет (на 3 года раньше), а мать четверых детей – в 56 лет (на 4 года раньше). Если в семье пять и более детей, женщине дали право выйти на пенсию в 50 лет (раньше срока на 10 лет). Отцы многодетных семейств, увы, подобную льготу не получили.

    Остались без новаций условия выхода на пенсию коренных малочисленных народов Крайнего Севера .

    Также, сохранилось право на досрочную пенсию по социальным основаниям.

Особо стоит отметить, что в новой редакции пенсионного законодательства появилось условие, которое предусматривает повышение на 25% пенсионной выплаты для неработающих пенсионеров сельской местности, в том случае, если стаж в сельском хозяйстве превышает 30 лет.

Льготы для россиян предпенсионного возраста

С начала будущего года гражданами предпенсионного возраста будут считаться все россияне, которые достигли 55 и 60 лет соответственно для женщин и мужчин. Если человек в этот период своей жизни по определенным обстоятельствам, которые не зависят от него, остается без работы, он сможет рассчитывать на пособие по безработице. Это пособие получают все россияне, которые не имеют возможности трудоустройства. Однако, для тех, кто достиг прежнего пенсионного возраста, предусмотрена повышенная выплата. С 01.01.2019 г. данное пособие для них будет составлять не 4900 руб., а 11280 руб. Только надо учитывать, что пособие вам будут платить не все оставшееся время до пенсии, а год максимум, и для этого надо вставать на учет в СЗН и выслушивать предложения о переквалификации и текущих вакансиях. Просто так, естественно, предпенсионерам пособие по безработице годами платить не будет.

Также, президент дал право лицам, достигающим пенсионного возраста (или приобретающим право на досрочный выход) в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 гг., оформить пенсию раньше на полгода. То есть те, кому в следующем году исполнится 55 и 60 соответственно, смогут выйти на пенсию через полгода от своего пенсионного юбилея, а не через год, как их более младшие «коллеги».

Еще одна новация закона – предпенсионеры получили право на 2 оплачиваемых дня в году для прохождения ежегодной диспансеризации .

Ну и чтобы подсластить эту, безусловно для многих горькую, пилюлю, за данной категорией граждан сохраняется право на налоговые льготы по налогам на имущество и землю. Кроме этого они смогут продолжать пользоваться льготами на приобретение лекарственных средств и бесплатным проездом в общественном транспорте.

2018-Авг-Ср Тема пенсионной системы весьма обширна и требует длительного изучения, поскольку «пенсионная система современного цивилизованного общества в общемировой практике по своей институциональной сути является интегральным индикатором уровня социальной ориентированности государства»[I]. Несмотря https://сайт/wp-content/uploads/2020/08/pensii1.jpg , сайт - Социалистический информационный ресурс [email protected]

Тема пенсионной системы весьма обширна и требует длительного изучения, поскольку «пенсионная система современного цивилизованного общества в общемировой практике по своей институциональной сути является интегральным индикатором уровня социальной ориентированности государства» .

Несмотря на общие черты и некоторые общие принципы организации пенсионных систем, в каждой стране пенсионная система имеет свою историю и особенности возникновения и развития.

До сих пор большая часть высказываний или публикаций, посвященных новой пенсионной реформе и имевших более или менее подробный характер, ограничивались чисто мелкобуржуазной критикой. Критика с марксистской точки зрения, которая предполагает открытое использование классовой теории, не могла похвастаться достаточно подробным рассмотрением данного вопроса.

Хотя настоящая статья не претендует на всю полноту изучения проблемы, она призвана дополнить и усилить всё, что уже было сказано и помочь в дальнейшем изучении и марксистской критике новой пенсионной реформы буржуазного правительства.

// Часть I : Общее положение

Введение в общий контекст рассматриваемого вопроса необходимо, чтобы показать, что Россия на сегодняшний день стала «обычным», «средним» государством буржуазного типа, которое находится в подчиненном положении по отношению к общей системе империализма и подчинено общим закономерностям. Российская пенсионная «реформа» – часть общего для буржуазных стран наступления на права трудящихся.

Мировые тенденции

Общая демографическая нагрузка в мире (т.е. вместе дети до 15 лет и пожилые старше 65 лет относительно населения трудоспособного возраста — 15-64 лет) росла до середины 1960-х гг., достигнув значения в 76 человек нетрудоспособного возраста (дети и пожилые) на 100 человек трудоспособного возраста. Затем, начиная снижаться, общая демографическая нагрузка упала до 52 на 100 человек в 2013 г. Повышение нагрузки происходило вследствие увеличения рождаемости и сменилось понижением из-за ее уменьшения.

На сегодняшний день тренд снова разворачивается в сторону возрастания общей демографической нагрузки из-за увеличения числа пожилых (при одновременном сокращении нагрузки детскими возрастами). К 2030 г. значение общей демографической нагрузки составит 54 на 100, а к 2050 г. – 58 на 100 и к концу века — 66 на 100 .

Старение населения в экономически развитых странах империализма позволяет господствующей буржуазии каждой из этих стран «реформировать» отношения труда и капитала, т.е. открыто наступать на наемных работников. Одной из таких «реформ» является повышение пенсионного возраста.

Повышение возраста выхода на пенсию реализуется постепенно с горизонтом планирования вплоть до 50-60-х гг. XXI в.: «Одним из способов устранения разрыва в коэффициенте экономического замещения относительно сегодняшних пенсионеров для более молодых людей является удлинение их производительного трудового стажа.

Для родившихся с 1990 по 2009 год, которые начнут выходить на пенсию в 2055 году, повышение пенсионного возраста на пять лет — с нынешнего среднего значения 63 года до 68 лет в 2060 году — восполнит половину разрыва относительно сегодняшних пенсионеров» . Переход к 70-летнему возрасту выхода на пенсию уже к середине 2030-х гг. сейчас отрабатывается некоторыми капиталистическими странами .

Затянувшийся мировой экономический кризис обостряет противоречия, присущие империализму. Политика бюджетной экономии в странах Европейского Союза привела к существенному урезанию социальных прав граждан. Например, за 2009-2012 гг. сокращение социальных расходов в сфере здравоохранения составило 16% в Ирландии и 29% в Греции. Также, как в Ирландии и Греции, сокращение расходов на медицину в Португалии, Латвии и Испании привело к увольнению работников и закрытию больниц. Вместе с этим расширялось количество платных услуг.

Сокращение рабочих мест проводилось и в других частях общественного сектора, например, в сфере образования. Урезание социальных прав коснулось и пенсионной системы, и сферы занятости. В целом социально-экономический кризис европейских государств показал, что «более богатые страны Европы не готовы делиться своим богатством с более бедными во времена экономических и социальных трудностей» .

Система пенсионного обеспечения в современной России

Существуют различные подходы и критерии для классификации моделей социальной политики и пенсионных систем в частности. Например, как идеальные типы социальной политики – «модель Бисмарка» и «модель Бевериджа» — приоритет прав работника или приоритет прав человека соответственно. Что касается систем пенсионного обеспечения, то по методу финансирования различают следующие два типа:

A. Распределительная (солидарная, Pay-As-You-Go) пенсионная система – отчисления поступают на выплату текущих пенсий.

B. Накопительная (или финансовая) пенсионная система – отчисления резервируются и затем инвестируются в финансовые инструменты .

В большинстве стран пенсионные системы функционируют согласно распределительной (солидарной) схеме . Так, например, распределительная система действует в большинстве стран ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), смешанная (с элементами обеих систем) – в Австралии, Дании, Нидерландах, Швеции, Швейцарии, Великобритании, США .

Многие страны Латинской Америки разочаровались в накопительной модели или просто от нее отказались. Негативный опыт Чили заставил это государство отказаться от полностью накопительной пенсионной системы. В Аргентине приняли решение национализировать 10 частных фондов пенсионного страхования и уйти от накопительной системы. В Боливии государство возвращает себе ранее приватизированную пенсионную систему. Уругвай вместо накопительной вводит смешанную систему пенсионных накоплений.

В отличие от развитых государств, использующих распределительную или смешанную пенсионную систему, опыт развивающихся стран, внедрявших как обязательный накопительный принцип организации пенсионной системы, свидетельствует, что обязательный накопительный компонент «сталкивается с комплексом проблем, которые показывают его неэффективность» .

В Советском Союзе действовала распределительная пенсионная система, т.е. «перераспределение экономических ресурсов от работающего поколения в пользу населения пожилых возрастов, покинувших трудовую сферу и вышедших на пенсию» .

На завершающем этапе контрреволюции в СССР с принятием Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях» начинается формирование современной системы пенсионного обеспечения, сохранившей и перенесшей в новые условия распределительный принцип организации. 22 декабря 1990 г. для государственного управления финансами пенсионного обеспечения образован Пенсионный фонд России.

При обсуждении нового пенсионного законодательства среди депутатов прозвучало, что один из представленных «документов таков, как будто он написан по заказу мафиозной группировки, и лучше для мафиози не напишешь» .

С переходом к радикальным экономическим реформам в пенсионной системе наступил кризис. В 1992 г. пенсии обесценились более чем в 2 раза , средний размер пенсии стал меньше прожиточного минимума, образовался кризис задолженности Пенсионного фонда. Из-за невозможности производить регулярную индексацию пенсий были установлены компенсации.

В 1996 г. кризис пенсионной задолженности принял хронический характер . В 1999-2000 гг. реальный размер пенсии составил примерно треть от уровня 1990 г. Что касается занятой части населения, то задолженность по оплате труда составляла на начало 1997 г. 41% от общего фонда оплаты труда .

За 1990-2000 гг. было разработано несколько концепций пенсионной реформы: «В этот период боролись две политические тенденции: (1) попытка сохранить, хотя и в модернизированном виде, распределительную пенсионную систему и (2) сделать более радикальные шаги в пользу создания принципиально иной пенсионной системы накопительного типа» .

К концу 2001 г. благодаря хорошей конъюнктуре, образовавшейся на мировых рынках нефти, стало возможным приблизить среднюю пенсию к прожиточному минимуму пенсионера . В этом же году образован Национальный совет по пенсионной реформе, а с 2002 г. Россия вступила в «новую национальную пенсионную систему» .

Если закон 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в целом сохранил распределительный тип пенсионной системы с выплатой единой пенсии по старости, то принятый 30 ноября 2001 г. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утвердил пенсионную систему смешанного типа. Таким образом пенсия по старости была разделена на три части, две из которых составляли распределительную систему — базовая (минимальная, общая для всех гарантированная выплата), страховая (условно-накопительная) и третья часть — накопительная (в рамках накопительной системы), до 2004 г. для мужчин 1953-1966 г.р. и женщин 1957-1966 г.р., а после 2004 г. только для родившихся в 1967 г. и моложе .

Условно-накопительная часть формирует персонифицированные обязательства перед гражданином в объеме поступивших на его индивидуальный пенсионный счет средств, создавая иллюзию «реального личного счета», денежные же средства расходуются на выплату текущих пенсионных обязательств согласно распределительному принципу .

Расчет страховой (условно-накопительной) части пенсии производился согласно параметрам: «коэффициент, учитывающий продолжительность трудового стажа, коэффициент, учитывающий соотношение индивидуальной заработной платы со среднероссийским уровнем, и размер средней по стране заработной платы за период, предшествующий расчету.

Однако в конкретных расчетах использовались «лукавая» цифра и не менее «лукавый» коэффициент. Дело в том, что среднемесячная заработная плата в РФ в 2001 г. составляла 3240,4 руб., тогда как для расчета пенсии постановлением правительства был утвержден ее размер в 1750 руб., т.е. в 1,85 раза меньше, а индивидуальный коэффициент соотношения со среднероссийской заработной платой, независимо от его фактического значения, был ограничен сверху величиной 1,2. Другими словами, с самого начала реформы пенсионная планка была занижена практически вдвое» .

В 2007-2013 гг. (впоследствии с продлением до 2014 г.) была реализована программа государственного софинансирования дополнительных пенсионных накоплений – при годовом взносе от 2 тыс. рублей государство удваивает эту сумму, но не более, чем на 12 тыс.

23 декабря 2013 г. принят Федеральный закон «О страховых пенсиях» и «реформирование» пенсионной системы продолжилось с новой силой. Базовая часть пенсии стала именоваться фиксированной выплатой. Устанавливается новая формула исчисления страховой (условно-накопительной) части пенсии. Формула отличается большей сложностью и непрозрачностью процедуры расчета пенсий чем предыдущая, сам расчет начинает производиться не в рублях, а в «баллах».

С 2014 г. введен годовой мораторий на формирование накопительной части пенсии (впоследствии продлен до 2020 г.), все средства, которые должны были засчитываться в пользу накопительной части пенсии поступают в страховую (условно-накопительную) часть и тратятся на текущие пенсионные выплаты . К 2019 г. накопительную часть пенсии планируется заменить «индивидуальным пенсионным капиталом», который будет формироваться добровольно, т.е. только по заявлению гражданина . С 2016 г. работающим пенсионерам плановая индексация пенсий не производится (и восстанавливается суммарно за все годы после увольнения) .

Средний размер пенсии в 2013 г. достиг 165% прожиточного минимума пенсионера, к 2016 г. уменьшился до 153% .

// Часть II : Новая пенсионная реформа

16 июня 2018 г. в Государственную Думу РФ был внесен Законопроект № 489161-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» . Как указано в пояснительной записке к данному законопроекту: «предлагается закрепить общеустановленный пенсионный возраст на уровне 65 и 63 лет для мужчин и женщин соответственно». Повышение пенсионного возраста предлагается установить «постепенно в течение переходного периода с 2019 г. по 2034 г.»

Рассмотрим, насколько состоятельна предложенная реформа.

I

Концептуально повышение пенсионного возраста разрабатывалось еще в 90-х гг . Предполагалось, что пенсионный возраст, начиная с 2000 г., будет увеличиваться на 4 месяца в год и достигнет 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин. Однако положительный эффект от этой реформы исчерпал бы себя уже к 2025-2030 гг ., что в итоге привело бы к необходимости проведения новой пенсионной реформы и дальнейшего повышения пенсионного возраста .

Таким же образом эффект от предложенного повышения начнет затухать во второй половине 2030-х гг. и исчерпает себя в 2050-х гг ., т.е. будет практически воспроизведено соотношение наемных работников и пенсионеров, предшествовавшее повышению пенсионного возраста и которое оценивается сегодня правительством как безусловное основание для изменения возраста выхода на пенсию .

Правда, расчеты верны в случае, если повышение будет происходить медленнее, чем предложено правительством, т.е. не на 1 год, а на 6 месяцев в год. Соответственно, в правительственном варианте реформы граница, после которой реформа исчерпает себя, сдвигается на более ранний период.

Исчерпание эффекта является результатом не только воспроизведения демографической картины, которая предшествовала реформе, но и из-за увеличения пенсионных обязательств перед теми, кто вышел на пенсию позже и, соответственно, продолжал всё это время трудовую деятельность. Т.е. если и достигается сокращение расходов бюджета, то «только на краткосрочном периоде с последующим адекватным ростом расходов на увеличившийся объем пенсионных прав» .

II

Правительство РФ, указывая на рост продолжительности жизни, которая достигла почти 73 лет, таким образом аргументирует, что в отношении России состоятельно не только теоретическое обоснование повышения пенсионного возраста («по этому пути идут все страны»), но и фактическое.

На деле это не так. Как указывают специалисты, ожидаемая продолжительность жизни при рождении «не является показателем, на который можно ориентироваться при установлении пенсионного возраста» . В данном вопросе значение имеет в первую очередь два следующих условия: 1) продолжительность жизни при достижении пенсионного возраста, т.е. для России, в случае проведения реформы, 65 лет для мужчин и 63 года для женщин и 2) продолжительность здоровой жизни .

Оба эти условия в отношении России «существенно ограничивают возможности даже в долгосрочной перспективе повышения пенсионного возраста» .

В 2016 г. ожидаемая продолжительность жизни для мужчин при достижении 65 лет составляла 13,4 лет , что на 6 лет меньше , чем во Франции, на 4,7 в Германии, на 4,6 в США. Вероятно, что данный показатель будет и в будущем служить ограничением для поднятия пенсионного возраста, т.к. «по прогнозу, разработанному на основе параметров, установленных Концепцией демографического развития России, 60-летние мужчины достигнут текущей ожидаемой продолжительности жизни в странах ОЭСР для 65-летних мужчин не ранее 2040-х годов » .

С женщинами всё обстоит несколько лучше, хотя и они при достижении 65-летнего возраста живут меньше , чем женщины в более развитых капиталистических странах. Так, в 2016 г.: Россия – 17,7, Франция – 23,5 (2015 г.), Германия – 21,3, Италия – 22,9, Япония – 24,4, Англия – 21,1, США – 20,6.

Что касается продолжительности здоровой жизни, то в России она в 2016 г. составляла 63,5 года для обоих полов. Это на 9,9 лет меньше, чем, например, во Франции.

Дополнительным ограничением для повышения пенсионного возраста является то, что почти треть мужчин сегодня просто не доживает до 60 лет и 40,7% до 65 лет .

Что касается роста продолжительности жизни, то согласно прогнозу ООН, отставание от развитых стран по этому показателю будет сохраняться до конца XXI века.

В целом «демографический фактор не только не может рассматриваться как главный аргумент для повышения пенсионного возраста с ориентиром «на Запад», но, наоборот, именно демографические параметры нашего населения за последние 25 лет (совпадают с периодом перестройки экономики) являются главными ограничителями для повышения пенсионного возраста» .

Следующий аргумент буржуазного правительства РФ звучит следующим образом: «Демографическая ситуация такова, что доля работающих людей становится всё меньше , а пенсионеров, соответственно, всё больше . С каждым годом этот дисбаланс будет только расти вместе с нагрузкой на тех, кто работает».

С одной стороны, действительно, нагрузка пожилыми возрастает: если в 1990 г. коэффициент нагрузки составлял 335 человек старше трудоспособного возраста на 1000 человек трудоспособного возраста, то в 2016 – 441, в 2030 – 521, в 2051 – 741 (согласно среднему варианту прогноза Росстата).

С другой стороны, коэффициент общей демографической нагрузки (на 1000 человек трудоспособного возраста приходится лиц нетрудоспособных возрастов, т.е. моложе и старше трудоспособного возраста) остается практически неизменным все последние десятилетия за счет снижения нагрузки людьми моложе трудоспособного возраста – 1960 – 740, 1970 – 785, 1990 – 759, 2016 – 764, 2018 – 786. Согласно же среднему прогнозу Росстата коэффициент общей демографической нагрузки составит в 2021 г. – 834, 2025 – 856, 2031 – 838, 2035 — 838, 2038 – 864, 2041 – 913, 2051 — 1100.

Согласно этим цифрам, общая нагрузка по отношению к 1990 г. в 2038 г. вырастет на 14%, а через 20 лет по отношению к 2018 г. – на 10%. По отношению к 2018 г. в 2041 г. – на 16%, в 2051 г. – 40%. Действительно существенный рост нагрузки наблюдается с начала 40-х гг.

Таким образом, даже если теоретически рассматривать необходимость и возможность повышения возраста выхода на пенсию, то такая необходимость со стороны демографии станет действительно актуальна для России лишь в начале 2040-х гг. , тогда как возможность остается под вопросом и сильно зависит от экономической политики в течение следующих десятилетий.

Что можно сделать за 20 лет? В Советском Союзе за это время создали , послужившую надежной основой для разгрома самой сильной буржуазной армии первой половины XX в. За 20 лет после распада Советского Союза разграбление его богатства буржуазией достигло невиданного масштаба.

II I

Специалисты указывают на то, что существующие проблемы в российской системе пенсионного обеспечения связаны сегодня и в обозримом будущем не столько с демографией, сколько с экономическим неравенством .

Одним из источников неравенства является налоговая система. В 90-е годы действовала прогрессивная шкала налогообложения, с 2001 г. действует пропорциональная. Отмена прогрессивного налога формально обосновывалась его низкой фискальной значимостью, т.е. проще говоря тем, что государство было не в состоянии его собрать .

Отказ от введения прогрессивной шкалы налогообложения фактически означает признание бессилия государства «в наведении порядка в установлении цивилизованных форм оплаты труда в экономике страны» .

Пропорциональный налог в России формально обеспечивает равные условия налогообложения доходов по общей, единой ставке 13%. Но для бедного в отношении его дохода налог отнимает существенную часть дохода, который и без этого едва обеспечивает простое выживание, тогда как для богатого после уплаты налога, оставшаяся доля его дохода обеспечивает не только необходимый с медицинской точки зрения, но и просто высокий или даже избыточно высокий уровень жизни, а кроме того позволяет еще и накапливать свободный капитал.

До 2001 г. Пенсионный фонд России и другие социальные фонды финансировались за счет сбора страховых взносов. Общий тариф в 1997 и 2000 гг. составлял 38,5% с фонда оплаты труда для работодателя из которых 28% направлялись в Пенсионный фонд, а также 1% со своей заработной платы в Пенсионный фонд уплачивал работник .

В 2001 г . был введен регрессивный единый социальный налог. Общая ставка составляла 35,6% из которой 28% средств направлялись в Пенсионный фонд . В 2005 г. ставку понизили до 26%. Регрессивный – означает, что богатый платил меньше, чем бедный. Взималось 26% с дохода, если в течение года совокупный доход не достиг 280 000 руб. С дохода выше 280 000 руб. выплачивалось 72 800 руб. и 10% с суммы дохода, которая превысила 280 000 руб. Если доход превысил 600 000 руб., выплачивалось 104 800 руб. и 2% с суммы дохода, которая превысила 600 000 руб. ЕСН обеспечивал поступления в Пенсионный и другие социальные фонды.

C 2010 г. вместо ЕСН были вновь установлены страховые взносы, с 2012 г. регрессивная шкала также предполагала снижение ставки в Пенсионный фонд с 22% до 10% .

В качестве кратких выводов по социальным налогам вполне можно согласиться с тем, что ЕСН «с его регрессивной шкалой является антисоциальным, как и плоский подоходный» . В сумме при двойном налогообложении ЕСН и НДФЛ трудящийся отдавал со своих доходов практически 40%. Собственно, и плоская шкала НДФЛ в России на деле является регрессивной .

Ранее мы уже выяснили, что демография ни с какой стороны не может по фактическим причинам являться необходимым условием для повышения пенсионного возраста по крайней мере в ближайшие 20 лет. Да, демографический вопрос может сегодня обсуждаться, но его актуальность в ближайшие 20 и более лет невелика, поэтому демография не может считаться основной, главной причиной «реформ» правительства.

Повышение возраста выхода на пенсию является открытым, зримым, то, что ощутят на себе одновременно миллионы людей, наступлением на права практически всей массы наемных работников. Если господствующий класс решился пойти на открытое усиление эксплуатации, значит, угроза его собственному выживанию стоит выше, чем будущее нарастание классовой вражды.

В 2013 г. специалисты Standard & Poor’s предположили, что рост экономики России замедляется не только из-за влияния мирового кризиса, но и «в силу исчерпания экономикой потенциала существующей модели роста», экономика России «работает почти на пределе своего потенциала». Производительный рост 1998-2008 гг. был обусловлен задействованными производственными мощностями, сохранившимися от Советского Союза.

Защита классовых интересов и укрепление диктатуры буржуазии происходит за счет труда практически всей массы легальных и нелегальных наемных работников. В то время как экономика стагнирует при уже существующем уровне неравенства и нищеты, последние «реформы» свидетельствуют, что эксплуатация и даже настоящий гнет, т.е. забивание в кромешную нищету десятков миллионов приобретут иной масштаб.

Карл Маркс отмечал, что налоги служат «средством сохранения за буржуазией положения господствующего класса » . Правительство России вместе с изменением возраста выхода на пенсию предложило компенсировать выпадающие доходы за счет повышения ставки НДС.

В 2016 г. сообщалось, что «чиновники обсуждают «революционную налоговую идею» — снижение страховых взносов и повышение НДС . В декабре 2016 г. В. Путиным было поручено изменить к 2019 г. налоговую систему в целях стимулирования деловой активности и повышения конкурентоспособности предприятий за счет снижения прямой фискальной нагрузки на работодателей и компенсации выпадающих доходов повышением НДС .

24 июля 2018 г. повышение ставки НДС с 18% до 20% с 1 января 2019 г. было принято Государственной Думой. Начиная с 2019 г. Федеральный бюджет дополнительно начнет получать 620 млрд. руб. в год. НДС фактически является регрессивным налогом и оплачивается покупателем, его доля в «сумме доходов покупателя будет тем меньше, чем больше сумма его дохода» . Таким образом повышение НДС в первую очередь скажется на жизни наиболее незащищенных слоев населения, в том числе пенсионеров. «Косвенные налоги асоциальны по самой своей сути: основной своей тяжестью они ложатся на наименее обеспеченные слои населения» .

Вместе с повышением НДС была утверждена временно пониженная ставка взносов в Пенсионный фонд в 22% как постоянная. Как указано в финансово-экономическом обосновании к законопроекту уменьшение объема поступлений страховых взносов в Пенсионный фонд в случае утверждения пониженной ставки составит в 2021 г. 615,38 млрд. руб., в 2022 г. 659,55 млрд. руб., в 2023 г. 705,14 млрд. руб., в 2024 г. 763,88 млрд. руб.

В 2017 г. Минфин указывал, что данное изменение налоговой системы «даст больший положительный эффект на экономику, если будет сопровождаться мерами по увеличению предложения на рынке труда» . Например, существенное увеличение предложения на рынке труда может дать повышение пенсионного возраста. Согласно расчетам Минэкономразвития, численность занятых увеличится примерно на 300 000 человек в 2019 г. и на 1 800 000 к 2024 г.

Тогда как по некоторым оценкам, из-за повышению пенсионного возраста, в 2019 г. численность трудоспособного населения увеличится на 2 млн. человек, в 2024 г. – примерно на 7-8 млн. и к 2036 г. – на 12,6 млн . Как видно из этих цифр, предложение на рынке труда сильно будет превышать рост рабочих мест.

Какие выводы можно сделать?

То, как буржуазия увеличивает степень эксплуатации, прекрасно видно из рассмотренной выше налогово-пенсионной реформы.

Во-первых , понижение ставки страховых взносов делает труд наемного работника дешевле для капиталиста, позволяя извлекать из его труда больше прибыли.

Во-вторых , повышение НДС косвенно уменьшает сумму выплаченной работнику заработной платы, тем самым делая прибыль ещё больше, а издержки на работника – меньше.

В-третьих , повышение пенсионного возраста и вследствие этого рост предложения на рынке рабочей силы усиливает конкуренцию между работниками, тем самым позволяя капиталисту платить заработную плату даже ниже стоимости рабочей силы, которую он покупает.

Особенное положение здесь получает мелкая буржуазия. Для мелкого буржуа проводимая правительством политика скорее выгодна. Нанесенный удар по наемным работникам, по уровню их заработной платы создает значительный потенциал для сверхэксплуатации и извлечению сверхприбылей не только для крупной буржуазии, но и для мелкого буржуйчика.

Это приводит нас непосредственно к вопросу об уровне заработной платы и имущественного неравенства: «Низкие размеры заработной платы в России усугубляются её высокой дифференциацией. Относительно развитых государств мира российские работники получают значительно меньшую заработную плату, отрабатывают за те же деньги больше времени. Для производства продукции одинаковой стоимости российский работник в среднем затрачивает втрое больше времени, чем работник в США» .

Десятилетиями продолжающаяся деградация экономики закономерно негативно сказывается на производительности труда, трудоемкости экономики и заработной плате, а господствующий класс выжимает все оставшиеся соки из этой экономической душегубки.

По данным на 2016 г. примерно половина (47,1%) всего фонда заработной платы в России приходится на 20% наиболее высокооплачиваемых работников и другая половина на оставшиеся 80% работников . Соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения в 1990 г. составляло 4,4, в 1991 — 4,5, в 1992 — 8, в 1993 — 11,2, в 1994 – 15, в 2016 — 15,6 . В 1991 г. коэффициент Джини по данным Росстата был равен 0,260, в 2016 г. — 0,412. Чем выше значение коэффициента Джини, тем сильнее в рассматриваемом обществе экономическое неравенство .

В 2016 г. среднемесячная номинальная начисленная заработная плата составляла 36 709 руб., величина прожиточного минимума – 9 828 руб. Медианное значение заработной платы в 2015 г. – 24 868 руб., в 2017 г. – 28 345 руб. Медианное значение заработной платы означает, что 50% работников получают заработную плату меньше этого значения, а другие 50% — больше. Средний размер назначенных пенсий – 12 391 руб., величина прожиточного минимума пенсионера (ПМП) – 8 081 руб.

При ставке взносов в Пенсионной фонд равной 26%, работнику, имеющему медианную заработную плату, чтобы заработать 1 ПМП пришлось бы работать примерно 25 лет, соответственно, 50 лет – 2 ПМП. Согласно расчетам, «только при зарплате, равной и выше средней в экономике (такую зарплату получают лишь 31% работников), человек может заработать пенсию в 1,0 ПМП за 16,4 года, чем и было обосновано установление с 2015 г. нового минимального стажа в 15 лет, 2,0 ПМП – за 33 года, т.е., по сути, за фактически сложившийся для нынешних пенсионеров среднестатистический стаж. Однако, чтобы заработать 3,0 ПМП, придется работать уже 49 лет (что на 9 лет больше, чем возможная максимальная продолжительность стажа с 20 лет до общеустановленного пенсионного возраста 60 лет)».

Естественно, что ставка в 22% при таком уровне доходов не в состоянии будет поддерживать достаточный уровень пенсионного обеспечения. Правительство нашло решение в повышении возраста выхода на пенсию. За неэффективную, фактически провалившуюся политику господствующего буржуазного класса за все прошедшие десятилетия будут расплачиваться наемные работники, т.е. большая часть из вас, уважаемые читатели.

Принятый Государственной Думой 24 июля 2018 г. законопроект предусматривает также, что свыше установленной предельной величины совокупного дохода вместо ставки в 22% будет применяться ставка 10%. В 2018 г. предельная величина была равна 1 021 000 руб., т.е. 85 083 руб. в месяц.

На 10% наиболее оплачиваемых работников в 2017 г. приходилось 32,6% всего фонда заработной платы в России со средней заработной платой – 127 006 руб. На 20% наиболее оплачиваемых работников в 2017 г. — 48% всего фонда заработной платы в России со средней заработной платой – 93 468 руб.

Соответственно, если примерно такое же соотношение будет сохраняться в будущем (как, впрочем, это было и раньше), то примерно 48% всего фонда заработной платы в России облагается сейчас и будет облагаться в соответствии с пониженной ставкой взносов в Пенсионный фонд в 10%.

Конечно, если заставлять, применяя регрессивный налог, платить в Пенсионный фонд в первую очередь бедных и нищих, то обеспечить стариков достойной пенсией не представляется возможным. Но решение, естественно, есть. По мнению капиталистического правительства, необходимо поднять пенсионный возраст.

Специалисты указывают, что «мировой опыт деятельности различных пенсионных систем показал, что для их эффективного функционирования допустимый размах дифференциации в оплате труда составляет 5-6 раз» , тогда как «15-кратное различие в уровне оплаты труда делает пенсионную систему заведомо неэффективной» . Другими словами, «до тех пор пока проблема низкой заработной платы не будет решена, любые параметрические преобразования внутри самой пенсионной системы не принесут желаемого эффекта» .

Еще одним направлением в рамках пенсионной реформы для правительства является скрытая оплата труда и, соответственно, теневая занятость. «На отрезке 2018 — первой половине 2019 года мы предложим механизм «обеления» заработных плат для тех, кто сегодня находится в «серой» экономике», — пояснила заместитель Председателя Правительства Татьяна Голикова .

Здесь, как верно указывают специалисты, «введение плоской шкалы налогообложения доходов физических лиц и даже установление регрессивной шкалы взносов в государственные социальные фонды никоим образом не повлияли на укрывательство доходов физических лиц от налогообложения и не смогли разрушить практику выдачи «конвертной» зарплаты» . Какое же новое решение придумают в правительстве? Пока неизвестно.

Что касается объема скрытой оплаты труда, то он действительно существенный: в 2016 г. – 10,3 трлн. руб. Выведение заработной платы из тени позволило бы покрыть дефицит Пенсионного фонда, так, расчет по ставке 22% показывает, что начисление взносов на скрытую оплату труда пополнило бы бюджет Пенсионного фонда примерно на 2,2 трлн. руб., тогда как дефицит бюджета Пенсионного фонда составляет приблизительно 1 трлн. руб. Так же было и в прошедшие годы, например, в 2012 г. скрытая оплата труда составляла 6,5 трлн. руб.

Даже не принимая во внимание регрессивную ставку, одно только понижение ставки взносов в Пенсионный фонд в 2005 г. на 8% и в 2012 г. еще на 4% привело к разбалансированию пенсионной системы и хроническому дефициту, оплатить который должны наемные работники, которых лишили как раз тех денег, которые они должны теперь возместить. Проще говоря, допустим, что у вас украли деньги, а теперь вы должны еще и отдать такую же сумму денег тому, кто их у вас украл.

Теневая занятость представлена в основном молодежью и пенсионерами. Что касается пенсионеров, то они «вынуждены работать для выживания на тех же низкозарплатных рабочих местах, на которые никто особенно и не претендует, кроме, может быть, временных трудовых мигрантов» . Из общей численности пенсионеров – работающих пенсионеров по старости в 2016 г. было 14 млн. 199 тыс., в 2017 г. – 8 млн. 791 тыс.

В целом теневая экономика в России процветает, по некоторым данным ее объем — 33,6 трлн. руб., это 39% от ВВП. С такими показателями Россия входит в пятерку крупнейших теневых экономик мира. Наименьший объем теневой экономики имеют США (7,8% ВВП), Япония (10%) и Китай (10,2%) .

Примечательно, что коррупция превышает дефицит бюджета Пенсионного фонда, в 2017 г. – 1,4 трлн. руб. Т.е. даже не касаясь эксплуатации, втаптывающей народ в нищету, или «зарплат в конвертах», уже просто воруют больше, чем старикам нужно собрать на пенсию, которую они, между прочим, заработали.

Кроме этого в России действуют множество налоговых льгот. В 2016 г. их сумма составила 9,6 трлн. руб., по сути это «не просто льготы — это расходы бюджета, это деньги, которые бюджет не получил», тогда как их эффективность до сих пор практически не исследована . 1/10 налоговых льгот покрывает почти весь дефицит бюджета Пенсионного фонда.

В-четвертых, богатые и сверхбогатые извлекают еще большую часть прибавочной стоимости, созданной трудом наемных рабочих, используя регрессивный налог, уставленный ими для самих себя и своих «братьев по классу». Это, конечно, только увеличивает степень эксплуатации труда российской буржуазией.

В-пятых, теневая занятость и скрытая оплата труда не столько вынужденные обстоятельства, сколько необходимые для выживания всей существующей в России социальной структуры. Коррупция и непрозрачный массив налоговых льгот их органично дополняют. Всё это вместе полностью или частично сливается в 33,6 трлн. руб. теневой экономики. Сливки с этого гнилого пирога снимает господствующий буржуазный класс.

В 2008 г. чистый вывоз капитала из России частным сектором экономики составил 133,6 млрд. долл. США, в 2009 г. — 57,5, в 2010 г. — 30,8, в 2011 г. — 81,4, в 2012 г. — 53,9, в 2013 г. — 60,3, в 2014 г. — 152,1, в 2015 г. — 57, в 2016 г. — 18,4, в 2017 г. — 24,8, в I квартале 2018 г. (оценка) — 13,4. Бегство капитала из России «представляет собой систематическое и масштабное явление. Оно отражает компрадорский характер отечественного крупного бизнеса…»

Кроме всего прочего, можно еще сказать и о том, что обещанная правительством прибавка к пенсии в 1000 руб. в действительности будет составлять около половины этой суммы, поскольку индексация пенсии в 2019 г. почти на 500 руб. и так была предусмотрена в соответствии с действующим законодательством. Из-за пенсионной реформы в 2019 г. выход на пенсию будет отложен на 1 год почти для 1,5 млн. человек .

// Общие выводы

В классовом обществе старость – это экономическая категория. Современное российское буржуазное государство является результатом контрреволюции и, соответственно, занимается ликвидацией того, что было создано в годы революции.

Когда, например, говорят о несправедливости пенсионной формулы, по которой рассчитывается будущая пенсия, то это не фигура речи. В ней действительно были прописаны заниженные коэффициенты. Все прошедшие годы люди получали пенсии меньше, чем на самом деле должны были получать.

В 1988 г . ожидаемая продолжительность жизни в России (РСФСР) составляла 69,9 лет, в 2016 г. — 71,9. Почти за 30 лет рост составил только 2 года. Конечно, это во многом последствия случившейся контрреволюции, но и господствующий буржуазный класс – это тоже ее последствия. Не только контрреволюция, как распад Советского Союза, но и все последние десятилетия экономической политики, которую проводит этот класс — причина кризиса, который всё больше охватывает сегодня капиталистическую Россию.


Дополнение к основному тексту статьи, написанное в связи с сообщением В. Путина 29 августа 2018 г. по поводу пенсионной реформы

Основной текст статьи был закончен 2 августа и публикуется без каких-либо существенных изменений. Но во второй половине августа появилась информация, что по вопросу пенсионной реформы собирается высказаться президент. 29 августа президент России В. Путин обратился к гражданам с коротким сообщением по поводу предложенной реформы системы пенсионного обеспечения. Можно было бы ожидать, что выступление будет иметь характер более соответствующий привычной для буржуазного класса риторике об общенародности и демократичности, где президент выступает как некий «арбитр», который отстаивает интересы большинства.

На деле подтверждается то, что уже ранее было сказано в основном тексте статьи. Буржуазный класс испытывает всё возрастающее влияние экономического кризиса, что закономерно вынуждает всё более и более открыто демонстрировать и отстаивать собственные классовые интересы в ущерб подавляющей части общества – наемным работникам.

Конечно, это пока не открытая террористическая диктатура, риторика высокопоставленных представителей господствующего класса всё ещё пытается убеждать в демократическом характере проводимой политики, хотя она уже и сменилась с позиции защиты на словах интересов наемных работников, т.е. большинства граждан (например, высказывание В. Путина против повышения пенсионного возраста в 2005 г.) , при этом, естественно, фактически отстаивая интересы господствующего буржуазного класса, на убеждение пролетариата в совпадении национальных и экономических интересов буржуазии и пролетариата.

Путин не высказал никаких предложений, принципиально изменяющих проект пенсионной реформы и повышения пенсионного возраста, внесенный ранее Правительством на рассмотрение в Государственную Думу и принятый в первом чтении. Как и предполагалось ранее, мужчины должны будут выходить на пенсию в 65 лет , тогда как женщины не в 63, а в 60.

Но даже повышение на один год не имеет под собой оснований , так что снижение повышения возраста выхода на пенсию для женщин с 8 до 5 лет – означает, что капитал будет грабить наемных работниц , но чуть меньше. Ничего не мешает буржуазному классу в перспективе развернуть свои аппетиты в полной мере, доведя повышение возраста выхода на пенсию для женщин до 65 лет , как и у мужчин.

Есть и ряд других, еще менее значительных в общем контексте пенсионной реформы предложений, высказанных президентом. Одно из них заключается в понижении пенсионного возраста для многодетных женщин, вплоть до 50 лет. Однако это не более, чем модификация уже действующей нормы, которая предусмотрена ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В 2013-2015 гг. впервые с 1992 г. наблюдался естественный прирост населения, однако уже в 2016 г. число умерших снова превысило число родившихся. В целом, проблема низкой рождаемости может быть решена только принципиальными изменениями социальной политики , ни материнский капитал, ни льготный возраст выхода на пенсию по всей видимости не являются достаточными мерами.

Далее Путин предложил «установить для работодателей административную и даже уголовную ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста, а также за отказ в приёме на работу граждан по причине их возраста». Создается вполне обоснованное впечатление, что ему просто нечего сказать, поэтому озвучиваются лучшие из худших предложений. Буржуазному классу экономически выгодно сохранять существенную долю теневой экономики, прикрывая это откровенно нелепыми репликами о невозможности или неспособности осуществлять необходимое администрирование. Данное предложение так и останется пустой фразой , что покажет в будущем практика. Это не более чем пример риторики о которой говорилось выше.

Предложение о чуть более чем двукратном повышении мизерного пособия по безработице для граждан предпенсионного возраста (как предполагается, данный возраст будет наступать за 5 лет до достижения пенсионного возраста) звучит как желание дать возможность людям немного помучиться, а не умирать сразу после потери рабочего места за несколько лет до пенсии.

— сохранение льгот для шахтёров, работников горячих цехов, химических производств, чернобыльцев, ряда других категорий;

— 25‑процентная надбавка к фиксированной выплате страховой пенсии для неработающих пенсионеров, живущих на селе, у которых не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве;

— на три года уменьшить стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию: для женщин до 37 лет, а для мужчин до 42‑х;

Пенсионная реформа в 2018 году затронула возраст выхода на пенсию россиян.

В настоящее время возраст выхода на пенсию для мужчин составляет 60 лет, для женщин — 55 лет.

Изменения в пенсионном возрасте приняты Госдумой в первом чтении 19 июля 2018 года правительственного законопроекта о постепенном повышении пенсионного возраста до 65 лет для мужчин (к 2028 году) и 63 лет для женщин (к 2034 году).

Планируется, что увеличение трудоспособного возраста будет происходить поэтапно — по 1 году ежегодно, начиная с 1 января 2019 года. Переходный период завершится в 2028 году для мужчин и в 2034 году — для женщин.

Разработанные изменения не коснутся граждан, пенсия которым уже назначена — они продолжат получать положенные социальные и пенсионные выплаты, все приобретенные льготы также будут сохранены.

Также в законопроекте Правительством предусмотрена возможность выхода на пенсию досрочно при выработке большого трудового стажа (не менее 40 лет и 45 лет — для женщин и мужчин соответственно).

В этом случае пенсию можно будет начать получать на 2 года раньше установленного срока, но в любом случае не ранее достижения 60 лет мужчинами и 55 лет женщинами.

Путин о пенсионной реформе высказался достаточно однозначно — пенсионной реформе быть.

Поправки

Президент России выступил с обращением к гражданам страны, в котором не отказался от повышения пенсионного возраста, но попытался объяснить народу, почему назрели изменения.

При этом он предложил смягчить ряд положений разработанного правительством и принятого в первом чтении Госдумой законопроекта.

Путин о пенсионной реформе

Главная проблема, по словам Путина, это демографический кризис, трудоспособного населения в стране становится все меньше. Демографический провал конца 90‑х оказался сопоставим с 1943‑м и 1944‑м военными годами, рассказал он.

«Вывод понятен: сокращается трудоспособное население — автоматически снижаются возможности для выплаты и индексации пенсий. А значит, необходимы изменения», — подчеркнул президент.

В начале 2000-х, когда президент выступал против повышения пенсионного возраста, социально-экономическая ситуация в стране была сложная, люди сидели без работы, зачастую жили на одну пенсию.

«Сейчас же безработица в стране на историческом минимуме, и вообще экономика стала гораздо сильнее», — сказал Путин о пенсионной реформе.

Президент также подчеркнул, что в стране растет продолжительность жизни — за последние 15 лет она выросла почти на 15 лет.

К концу следующего десятилетия «мы поставили перед собой цель выйти к концу следующего десятилетия на продолжительность жизни более 80 лет».

У государства есть ресурсы, чтобы ничего не менять еще 7-10 лет. «Но ведь мы знаем, что постепенно наступит время, когда для индексации пенсий у государства не будет хватать средств. А затем и сама регулярная выплата пенсий может стать проблемой, как это уже и было в 90‑е», — отметил Владимир Путин о пенсионной реформе.

Основные изменения в пенсионную реформу, предложенные В.В. Путиным

Президент предложил установить для женщин возраст выхода на пенсию в 60 лет, а не в 63, как это ранее предполагалось.

Возраст выхода на пенсию мужчин менять не предполагается – это 65 лет.

«Считаю необходимым уменьшить предлагаемое законопроектом повышение пенсионного возраста для женщин с 8 до 5 лет», — сказал Путин о пенсионной реформе и повышении пенсионного возраста.

Также в 2019 году индексация пенсий по старости составит порядка 7%, что в два раза выше прогнозируемой инфляции на конец 2018 года.

«В целом в предстоящие шесть лет мы сможем ежегодно увеличивать пенсию по старости для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей. В результате это даст возможность в 2024 году выйти на средний уровень пенсий для неработающих пенсионеров в 20 тысяч рублей в месяц — сейчас, напомню, это 14 144 рубля», — сказал В.В. Путин.

Пенсионный возраст – таблица по годам

Увеличение трудоспособного возраста будет происходить плавно, а значит многие граждане начнут получать страховую пенсию по старости в переходный период.

К ним относятся:

  • женщины 1964-1971 года рождения;
  • мужчины 1959-1963 года рождения.

Россияне, рожденные после указанного периода, будут выходить на пенсию по достижении нового установленного возраста (63 и 65 лет).

Таблица пенсионного возраста по годам для женщин*

Год рождения
1964 2020 56 +1 год
1965 2022 57 +2 года
1966 2024 58 +3 года
1967 2026 59 +4 года
1968 2028 60 +5 лет
1969 2030 61 +6 лет
1970 2032 62 +7 лет
1971 2034 63 +8 лет

* Согласно обращению Владимира Путина к гражданам России от 29 августа 2018 года, возраст выхода на пенсию для женщин будет увеличен не на 8 лет, а на 5, данные таблицы могут быть изменены. Кроме того, граждане, которые должны были выйти на пенсию в ближайшие два года, смогут оформить пенсию на полгода раньше установленного срока.

Таблица пенсионного возраста по годам для мужчин*

Год рождения Год выхода на пенсию по новой реформе Новый пенсионный возраст, лет На сколько увеличится возраст выхода на пенсию
1959 2020 61 +1 год
1960 2022 62 +2 года
1961 2024 63 +3 года
1962 2026 64 +4 года
1963 2028 65 +5 лет

* Данные таблицы могут быть изменены. Граждане, которые должны были выйти на пенсию в ближайшие два года, смогут оформить пенсию на полгода раньше установленного срока.

Льготы и досрочный выход на пенсию

Поправки В.В. Путина позволят многодетным матерям выходить на пенсию досрочно.

«Есть если у женщины трое детей, то она сможет выйти на пенсию на три года раньше срока. Если четверо детей — на четыре года раньше. А для женщин, у которых пять и более детей, все должно остаться как сейчас, они смогут выходить на пенсию в 50 лет», — сказал В.В. Путин.

  1. Назначение социальной пенсии для граждан, которые не имеют достаточного трудового стажа, планируется установить в возрасте 65 лет для женщин и 70 для мужчин.
  2. Для граждан, которым предстояло выходить на пенсию по старому законодательству в ближайшие два года, президентом предложено установить особую льготу — право оформить пенсию на шесть месяцев раньше нового пенсионного возраста.
  3. Глава государства заявил о необходимости сохранить действующие условия назначения пенсий и для коренных малочисленных народов Севера.
  4. Неработающим пенсионерам на селе, имеющим не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве, с 1 января 2019 года положены надбавки на 25% к фиксированной выплате страховой пенсии.
  5. Женщины и мужчины, которые заработали стаж 37 и 42 года соответственно, могут выйти на пенсию досрочно. Первая редакция закона предусматривала 40 и 45 лет.
  6. На переходный период В.В. Путин предложил сохранить все федеральные льготы по налогам на недвижимость и землю, действующие на 31 декабря 2018 года.

Ответственность работодателя по новой пенсионной реформе

Предпенсионным возрастом В.В. Путин предложил считать пять лет до наступления срока выхода на пенсию.

Президент выступил за введение административной и уголовной ответственности за увольнение или отказ в приеме на работу сотрудников в таком возрасте.

Соответствующие изменения нужно внести одновременно с принятием основного проекта закона.

«Мы с удовольствием подключимся к подготовке и примем законы по ужесточению административной и уголовной ответственности к работодателям, которые позволяют себе обижать людей предпенсионного возраста», — заявила глава Совета Федерации Валентина Матвиенко.

Также предлагается повышение верхней планки пособия по безработице с 4,9 до 11,2 тысячи рублей уже с 1 января 2019 года.

Татьяна Голикова пояснила, что корректировка пенсионной реформы будет стоить государству несколько триллионов рулей.

«Отказ от увеличения до 63 лет и перевод в 60 лет — это в деньгах 3,2 трлн рублей», — сказала Голикова в эфире телеканала «Россия-1».

Видео – В.В. Путин о пенсионной реформе и пенсионном возрасте (29.08.18)


Итак, краткое резюме, В.В. Путин о пенсионной реформе сказал, что необходимо:

  • Повысить пенсионный возраст для женщин не на 8 лет, а на 5, также как для мужчин.
  • Предусмотреть возможность досрочного выхода на пенсию для многодетных матерей. Женщины, у которых трое детей, смогут выйти на пенсию на три года раньше установленного срока, если четверо детей — раньше на четыре года, для женщин с пятью и более детьми сохранится возможность выхода на пенсию в 50 лет.
  • Льготы для граждан, которые по старому законодательству должны были выйти на пенсию в следующие два года, — право оформить пенсию на 6 месяцев раньше нового пенсионного возраста.
  • Ужесточение для работодателей административной и уголовной ответственности за увольнение сотрудников предпенсионного возраста или за отказ в приеме на работу таких граждан по причине их возраста.
  • Увеличение максимального размера пособия по безработице для граждан предпенсионного возраста с 4900 рублей до 11280 рублей, начиная с 1 января 2019 года, период выплаты будет установлен в один год.
  • Оставить прежними действующие условия назначения пенсии для коренных малочисленных народов Севера.
  • Введение 25‑процентной надбавки к страховой пенсии для неработающих пенсионеров, проживающих в селе, стаж которых в сельском хозяйстве составляет не менее 30-ти лет.
  • Уменьшение трудового стажа, дающего право на досрочный выход на пенсию на три года, то есть для женщин он будет составлять 37 лет, а для мужчин - 42 года.
  • Сохранение всех федеральных льгот на недвижимость, а также налоговых льгот, действующих на 31 декабря 2018 года, в течение всего переходного периода.

Top