Воспитание культуры толерантности в общеобразовательной поликультурной школе. Понятие толерантности в межнациональном общении Понятие межэтнической толерантности

Межэтническая толерантность - это убеждения и практики поведения, основанные на идеях равенства прав всех людей, независимо от их этнической или национальной идентификации. Проблемы межэтнической толерантности являются одними из самых актуальных в современном мире. О сходных проблемах говорят в связи с национализмом и расизмом как проявлениями нетерпимости к другим.

Начнем с того, что не существует единого научного подхода к определению понятий «этнос», «нация», «раса». Мы опираемся на социологический подход, в рамках которого этнос - сообщество, социальная группа, члены которой считают, что их объединяет общий язык, происхождение (реальное или предполагаемое), территория проживания (современная или историческая), культура, в том числе религия, стиль одежды и украшений. Часто называют также психологический признак: чувство связи между своими. Однако все эти признаки не абсолютны. Так, на одном языке часто говорят люди, идентифицирующие себя с разными этническими группами. Территория, которую какой-либо этнос связывает со своим происхождением, никогда не закрыта для проживания представителей других этносов. Специфика конкретной этнической культуры в еще меньшей степени поддается четкому определению и отграничению от других культур. По данным современной социологии, все этнические различия являются полностью приобретенными, несмотря на то, что многие представители той или иной этнической группы считают, что их объединяют и какие- то «естественные», «природные» качества. Не все люди считают необходимым идентифицировать себя с определенным этносом. Иногда это затруднительно, так как среди родственников есть представители разных этнических групп.

Нация - понятие, связанное с этносом, но не идентичное ему. Когда говорят о возникновении нации, к названным выше объединяющим признакам этноса добавляют экономические и торговые связи, а главное - возникновение собственного государства. Нация - общество, объединенное политически и экономически в границах государства, как правило, неоднородное в этническом отношении.

Возникновение этнических групп относят к далекому прошлому, национальных государств - к Новому времени. Не всякий этнос имеет собственное государство, в то же время сегодня практически нет моноэтничных государств и о нации говорят как о гражданской общности: группа людей, являющихся гражданами одного государства.

Н а ц и о н а л и з м - идеология и политика, ценностями которых провозглашается преданность своей нации, деятельность на благо собственного народа, невзирая на социальные и культурные различия внутри нации. Радикальные националисты часто заявляют о своей нетерпимости к другим в этническом, религиозном, культурном отношении, отрицают многообразие внутри одной нации. Сторонники умеренного национализма осуждают проявления нетерпимости к другим нациям, этносам, культурам, они выступают за признание многообразного единства нации и за солидарность с другими народами.

Раса - еще менее определенное понятие, чем этнос. Мы разделяем точку зрения известного социолога Энтони Гидденса: расовыми обычно называют физические отличия по цвету кожи или другим характеристикам . Обоснованию понятия расы было посвящено много псевдонаучных теорий, и эти теории оказали большое влияние на массовое сознание. В их основе лежач поиск созависимости внешности человека и его биологических особенностей. Количество рас у разных авторов варьировалось от четырех-пяти до трех десятков. Однако эти теории не нашли реачьного подтверждения, во-первых, из-за большого количества найденных исключений и несоответствий. Например, так называемый «негроидный» тин определяли по темной коже, но ее оттенки имеют очень большие градации, а курчавые или волнистые, темные или светлые волосы у людей с темной кожей и вовсе опровергают любую четкую «расовую» классификацию. Во-вторых, развитие генетики опровергло теорию о наличии нескольких линий расового развития от наших антропоидных предков. Ученый, проводящий анализ крови конкретного человека, не может уверенно установить, взят образец у представителя «негроидной», «европеоидной» или «монголоидной» расы. В-третьих, генетическое многообразие внутри тех групп населения, которые имеют сходные внешние признаки, не уступает межгрупповому многообразию. Э. Гидденс указывает, что на основе этих научных данных многие биологи, антропологи и социологи пришли к выводу, что теория расовых различий не нашла убедительного подтверждения .

Существующие между людьми физические различия, некоторые из которых передаются по наследству, часто рождают социальную дискриминацию. Следовательно, р а с и з м - это ложное соотнесение физических, внешних характеристик индивида с якобы врожденными чертами его характера или поведения. Р а - с и с т - тот, кто верит в биологическое объяснение превосходства или неполноценности одних людей по сравнению с другими. Такие представления, как правило, призваны оправдать экономическую и социальную дискриминацию: людей не с тем цветом кожи или типом культуры задвигают на наименее выгодные экономические позиции, в непрестижные сферы труда.

Итак, раса, этнос, нация - разновидности воображаемых сообществ. Из них наибольшей определенностью обладает нация как общность, соотносимая с государственными границами, законами государства, его экономикой и политикой.

Для многих людей их этническая самоидентификация обладает большой значимостью, и эти взгляды заслуживают уважения и толерантного отношения. В наши дни феномен этничности приобрел важное значение во всем мире. В начале 1960-х гг. в мире было около 800-900 политически идентифицируемых этнических групп. Ныне их более 3 000 и проживают они на территории 180 государств.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

В современном мире тема толерантности стала одной из самых популярных для исследования общественных отношений и перспектив его развития. Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: лат. - tolerantia - терпение. В процессе общественного развития и становления политической мысли категория «терпимости» («толерантности») претерпевала определенные изменения. Это является естественным явлением, так как менялось и само общество, а во главу угла в человеческих взаимоотношениях ставились разные идеи.

Культура мира, толерантность, которую в настоящее время необходимо привить подрастающему поколению, есть культура принятия другого, терпимости к нему, его образу мышления и поведения.

Воспитание и образование подрастающих поколений, обеспечивая механизм передачи обычаев, традиций, ценностей - всего этнического наследия новым поколениям, призвано, вместе с тем, обеспечить и интеграционные процессы, заложить основы для понимания и общения с другими культурами, нацеливать на умение поддерживать и развивать диалог культур. Именно такие задачи сегодня остро стоят перед системой воспитания и образования в молдавском обществе, которой необходимо оптимально решать задачи межнационального общения, формирования культуры межнациональных отношений, воспитания межэтнической толерантности.

Изучение опыта разных народов исключает навязывание тех или иных ценностей, межнациональную нетерпимость, способствует не только выявлению общности духовных истоков разных этносов, но и наглядно иллюстрирует, что именно в диалоге культур проявляется духовность этноса, его гуманистические ценности. Такие знания позволяют привести молодое поколение к пониманию взаимосвязи национальных духовных культур, умению мыслить аналитически, сопоставляя категории «частного» и «общего», взаимосвязи «национального» и «межнационального», что способствует принятию общегуманистической позиции.

Одним из основных направлений в решении проблем воспитания культуры межэтнического общения может стать увеличение роли обществоведческих дисциплин (философия, этика, логика, политология, социология и др.), которые способны системно продемонстрировать и объяснить специфику отличий, лежащих в области межнациональных различий. Показ неповторимой сущности самых разнообразных культур и демонстрация того, что носители этих культур не могут думать и чувствовать абсолютно одинаково, могут во многом способствовать повышению межэтнической терпимости (толерантности). При этом особое внимание необходимо уделять не только теоретической подготовке, но и практическим контактам между представителями различных культур, выраженных в реализации программ как на межгосударственном уровне, так и внутри страны, которые предполагают тесные контакты, взаимодействие различных этнокультурных групп, где межэтнические различия оказываются зачастую даже более острыми, напряженными.

Специалисты в данной области подчеркивают, что при работе с молодым поколением необходимо помнить, что это и будущие «учителя», которые должны будут передать полученные знания и сформированные установки последующим поколениям. История же демонстрирует, что наличие различных факторов, в той или иной степени нарушающих адекватность поведения нового поколения, обусловлено влиянием «учителей» с неадекватными формами выражения этнического самосознания. Молодые люди, воспитанные в духе позитивной формы выражения этнического самосознания, лучше адаптированы в компании, коллективе, их поведение характеризуется больше гибкими и гармоничными способами взаимодействия с окружающими. В противном случае у нового поколения возникают барьеры в социально-психологической адаптации к полиэтничному обществу.

В этой связи интересно отметить, что большая часть различных этнофобий имеет корни в негативной оценке своей этнической группы. Именно отсутствие позитивной оценки своего этноса и переживания национального комплекса неполноценности приводят к тому, что срабатывает психологическая защита, и люди обрушиваются на другие народы, обвиняя их во всех смертных грехах. Таким образом, формирование позитивной оценки своей этнической группы является одной из основных составляющих комплекса мер, направленных на формирование здоровой межэтнической обстановки.

В целом, именно в молодежной среде должна формироваться и распространяться межнациональная политика. Особая роль в этом процессе принадлежит системе образования. Именно здесь должна формироваться общая система ценностей и установок, обеспечивающая единство многонационального молдавского общества. Сегодняшнее студенчество как будущая интеллектуальная элита страны может стать активным проводником идеи мультикультурности, гарантируя тем самым стабильное развитие общества. Система образования призвана скорректировать разного рода негативные проявления, создать условия для формирования и распространения тех ценностных ориентиров, которые предпочтительны как для личности, так и для общества.

В условиях многонационального общества одной из важных задач системы образования является целенаправленное формирование норм и эталонов, отражающих специфику социально - исторического опыта жизни народов, проживающих в крае, привитие навыков межнационального общения, формирование умения преодолевать конфликтные ситуации, развитие интереса к историко-культурному наследию народов, проживающих в различных регионах Республики Молдова.

Освоение, понимание и принятие иной национальной культуры - важное требование нашего времени. И на первый план выходит проблема толерантности в межэтнических и социальных отношениях. Толерантность должна стать культурной нормой поведения в обществе, что, конечно же, необходимо воспитывать с раннего возраста.

Развитие толерантности в образовании должно происходить путем диалога и сотрудничества обучающей и обучаемой сторон, гуманизации процесса образования. Необходимо обогатить содержание учебных курсов и программ гуманитарных, социальных и естественнонаучных дисциплин поликультурной тематикой, а также совершенствовать методы преподавания всех видов дисциплин.

Воспитанию толерантности может способствовать внедрение в образование элементов поликультурности.

Важными шагами на пути воспитания толерантности можно считать:

Воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения;

Всестороннее изучение культуры своего собственного народа как непременное условие интеграции в иные культуры;

Формирование представлений о многообразии культур в Республике Молдова и мире;

Воспитание положительного образа, отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества;

Формирование умений и навыков эффективного общения с представителями различных культур.

Поликультурное образовательное пространство предполагает формирование системы ценностных ориентаций, гражданственности, патриотизма, толерантности, чувства собственного достоинства, умения понимать другого и самого себя.

Каждому молодому человеку необходимо понимать, что национальная локализация, изучение только родного языка, собственных культурных традиций и религии неизбежно приведет к культурной и экономической отсталости страны, поскольку молодежь страны не сможет продолжить образование на тех высоких уровнях, которые задают мировые образовательные центры.

Особая роль системы образования обусловлена тем, что только здесь, во взаимном творческом взаимодействии, в диалоге культур рождается понимание общности человеческой природы, общности ценностей и жизненных установок.

В открытом поликультурном образовательном пространстве реализуется процесс, основная цель которого - создание условий, обеспечивающих защиту и поддержку развития каждой личности. Таким образом, в практику работы целесообразно внедрять методы и технологии, способствующие индивидуальному подходу в социальном становлении. Адаптация человека в образовательную среду может быть реализована посредством различных видов деятельности:

Активизирующие процессы самопознания, саморазвития;

Процессы, направленные на выявление субъектов образования их важнейших потребностей и проблем межкультурного взаимодействия, в котором каждый имеет возможность выявить значимые цели жизнедеятельности (индивидуальной сферы самореализации);

Процессы, направленные на поиск средств и форм адаптации, защиты и поддержки личности информационного и практического характера.

В нашем сложном мире, чтобы оставаться самим собой, культурные различия нужно воспринимать как данность и пытаться освоиться в «чужой» культуре, не теряя своей собственной.

Подлинная культура межнационального общения, взаимодействия и сотрудничества народов может возникнуть только на основе раскрытия духовно-нравственного потенциала каждой нации, обмена опытом социального и культурного творчества, на основе реализации идеалов свободы, справедливости и равенства. И именно образование призвано обеспечить сочетание интернационального и национального воспитания.

В условиях интенсивных миграций и взаимодействия культур современная система образования призвана создавать условия для формирования человека, способного к активной жизнедеятельности в многонациональной поликультурной среде. Высокая ставка на традиционную культуру воспитания в этом плане, существующая в современном мире, естественна и закономерна. Национальная традиция воспитания практически остается главным условием возрождения любых национальных традиций и национального возрождения в целом.

толерантность культура общение межнациональный

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Анализ советско-турецких культурных отношений в первой половине XX века. Российско-турецкое культурно-гуманитарное сотрудничество. История советско-турецких отношений в 20-30-е годы XX века, связи в области культуры и туризма. Перспективы развития.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2010

    Мультикультурализм как один из аспектов толерантности, заключающийся в требовании смешения культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле массовой культуры. Культурное разнообразие как этническое разнообразие.

    реферат , добавлен 15.05.2009

    Анализ состояния экономических отношений между Россией и Францией. Российско-французское сотрудничество в области культуры. Описания контактов деятелей науки и искусства, политиков и деловых людей. Проблемы развития экономических отношений между странами.

    реферат , добавлен 10.08.2013

    Исторический аспект российско-канадских отношений и сотрудничества. Внешняя политика Канады после "холодной войны". Современное состояние и договорно-правовая база, проблемы и перспективы политического и экономического взаимодействия России и Канады.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2009

    Современное состояние внешнеполитических отношений Федеративной Республики Бразилия и Российской Федерации. Торгово-экономическое сотрудничество. Проблемы экологии в странах, защита природных богатств и обеспечение устойчивого экологического развития.

    контрольная работа , добавлен 30.09.2016

    История развития и договорно-правовая база российско-китайских отношений. Сотрудничество во внешней торговле и в сфере инвестиций. Динамика внешнеторгового оборота, товарной структуры экспорта и импорта. Перспективы развития отношений России и Китая.

    курсовая работа , добавлен 23.08.2013

    Типология международных отношений с точки зрения различных школ. Современные концепции развития человечества. Конфликт и сотрудничество в международной политике. Интеграция в международных связях. Важнейшие институты развития общественных отношений.

    презентация , добавлен 13.03.2016

    Сотрудничество в сфере демократии и экономического развития Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии в рамках ГУАМ: история учреждения организации, перспективы на Западе, проблемы построения сотрудничества и единства мнений, особенности стран-участниц.

    реферат , добавлен 07.01.2011

    Экономическое сотрудничество Российской Федерации и КНР на уровне международных организаций, исторический аспект отношений. Характеристика торгово-экономических отношений России и Китая. Приоритетные направления и перспективы развития взаимодействия.

    дипломная работа , добавлен 25.05.2014

    ЕС - основная интеграционная группировка в современное время и этапы его развития. Политика и сценарии развития отношений Россия–ЕС. Внешнеэкономические связи ЕС и России - договорно-правовая база для торговых отношений и перспективы развития отношений.

Все знают, что означает слово «толерантность». И перевод, по сути, не нужен. Да, с латыни это "терпимость", и что? И так же всем все понятно. Возникает даже вопрос: "А зачем вообще вводить в язык лишнее слово?" Логично, когда заполняют пустующую нишу. Нет понятия - нет и слова в языке. Появляется новое явление - появляется и слово, его определяющее. Если явление пришло из другой культуры, логично, что и определение будет оттуда же. Но если телевизора или компьютера в русскоязычной реальности не было, то терпимость ведь была! Так зачем новое слово?

Терпимость - это не толерантность

Дело в том, что семантически слова «толерантность» и «терпимость» разнятся довольно сильно. "Терпеть" в русском языке - это "преодолевать какие-то неприятные ощущения". «Не нравится, но терплю. Заставляю себя на неприятности», - именно так можно передать ощущения человека, который проявляет терпимость.

Толерантность - это совсем другое. Это - не преодоление собственной неприязни и раздражения (хотя, конечно, первые шаги к истинной толерантности именно таковы). Принятие чужих традиций, чужого образа жизни как должное, четкое осознание того, что все люди разные и имеют полное право быть такими, - вот что означает слово «толерантность».

Человек терпимый всего лишь заставляет себя мириться с существованием чужих чужих традиций, чужого образа жизни. Человек толерантный воспринимает все это как единственно возможный порядок вещей. Фраза «мы все равны, мы - одно» ошибочна. Истина в том, что все мы разные - это-то и есть норма.

Свои и чужие

Прежде чем говорить о том, что такое толерантность в межнациональных отношениях, стоит вспомнить, что на определенном этапе развития каждое племя называло себя просто и незатейливо - «люди». То есть вот мы, собравшиеся здесь у костра, - люди. А кто там еще бродит вокруг, это еще разобраться надо. Ну и что, что две ноги, две руки и одна голова? Может, это обезьяна такая лысая? Мало ли. Говорит непонятно, наших богов не чтит, наших вождей не любит. Не похож он на человека, ох, не похож…

Римское слово «варвары» - это звукопередача невнятного бормотания. «Вар-вар-вар-вар». Лопочут не пойми что. Вот мы, римляне - люди, правильные люди, говорим понятно, на латыни. А эти… варвары, одним словом. И либо они станут нормальными людьми - заговорят на латыни и признают главенство Рима, либо…

Вероятно, и у гуннов была соответствующая доказательная база, построенная по тому же принципу.

Люди - это мы и те, кто похож на нас. А все остальные - чужаки, на которых никакие этические и не распространяются. Вот так и формировались нации и межнациональные отношения много-много сотен лет. Постепенно круг «людей» расширялся. Мы и наши соседи. Мы и наши союзники. Мы - христиане, или мы - иудаисты. Мы - белые люди. Но постоянно были те, кто за кругом, вне границ. Люди другой нации, другой веры, другого цвета кожи. Не такие. Другие.

Преображение картины мира

С одной стороны, это все же положительная динамика. Если круг «своих» расширяется, значит, культура межнациональных отношений пусть медленно, но растет. Если экстраполировать, можно прийти к выводу, что когда-то все станут «своими», а место плохих и чужих займут, скажем, инопланетяне. Или разумные дельфины - неважно.

С другой стороны, это очень и очень плохо. Потому что тенденции наглядно демонстрируют, что людям нужен кто-то чужой, просто как антитеза своего. Нужен кто-то, против кого можно дружить, забывая о мелких отличиях ради крупных.

О том, что такое толерантность в межнациональных отношениях, начали задумываться не так давно. Просто потому что еще в XIX веке рабство было явлением весьма распространенным, а аборигенов Австралии до 1967 года не учитывали при переписи населения, тем самым исключив из числа граждан. За редким исключением евреи в Российской империи не имели права покидать черту оседлости до 1917 года, а основанный во многом на культурных и религиозных противоречиях конфликт в Ирландии существует уже много десятков лет, то вспыхивая, то затухая. Поэтому международная дипломатия прошлого, конечно, была вполне терпима в рамках профессионализма, то есть дипломатична. Но это никоим образом не означало, что в задачу государства входило воспитание толерантных граждан. Отсутствие войны - уже мир, а основан ли он на доброжелательных чувствах к соседу или просто на осознании бесперспективности вооруженного конфликта, не так уж и важно.

Почему толерантность стала необходимостью?

Справедливости ради стоит заметить, что именно в ХХ веке возникла необходимость в толерантности. До этого жители отдельно взятой страны большей частью представляли собой культурный монолит. Британцы - это британцы, французы - это французы, японцы - это японцы. Чужаки - иноверцы, инородцы, пришлые - конечно, были везде, но их было мало. Этническая толерантность была не слишком актуальна просто потому, что те, на кого она должна была быть направлена, являлись исключительно малочисленной группой. Так, никого не волнуют случаи заболевания гриппом до тех пор, пока не вспыхнет эпидемия.

Только двадцатый век с его активной миграционной политикой, бесконечными войнами, приведшими к массовым переселениям, заставил людей задуматься о терпимости. Ну и, конечно, Вторая мировая война, наглядно всем продемонстрировавшая, что такое доминанта одной нации и межнациональные отношения, на этом построенные. Точнее, двадцатый век позволил взглянуть на ситуацию не со стороны облеченного бременем ответственности белого человека, а со стороны «второсортного экземпляра», подлежащего либо улучшению, либо уничтожению. Наглядность была исключительной. Фашизм с легкостью убедил всех в том, что расовые или религиозные предрассудки - это плохо, а межнациональная толерантность - хорошо. Потому что никто не гарантирует, что тот, кто только что был в роли облеченного правами и властью большинства, вдруг не окажется меньшинством со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Международное право

В двадцатом веке резко сократилось число людей, не понимающих, что такое толерантность в межнациональных отношениях. Она стала альтернативой религиозной, расовой, этнической и любой другой терпимости. Способность принимать чужую культуру, чужие традиции как должное, приспосабливаться к ним стала в определенном смысле залогом выживания. Потому что двадцатый век - не десятый, и на смену мечу и кинжалу давно пришли автоматическое оружие и взрывчатка.

То равенство, о котором философы твердили много веков, наконец-то было закреплено законодательно. подписанная в 1948 году, впервые сделала взаимное уважение не добровольным, а обязательным. В Преамбуле Устава ООН и в Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО от 1995 года даны определения, озвучившие основные принципы толерантности. Сводятся они к довольно простому утверждению: все члены гражданского сообщества имеют право быть разными, и задача государства - это право обеспечивать.

Отсутствие толерантности в действии

Как следствие, все государства, подписавшие данные обязаны законодательно закреплять подобные стандарты поведения. Это относится как к нормам уголовного и административного права, в которых должна быть прописана ответственность за нарушение чужих прав и свобод, так и к предписаниям образовательной или культурной сферы. Государство должно не только наказывать тех, кто стремится ограничить других в их национальном, культурном или религиозном самовыражении, но и воспитывать в людях терпимость и уважение, насаждать их в обществе всеми доступными средствами.

С этой точки зрения закрепившаяся в российских СМИ традиция использовать сомнительный термин «лицо кавказской национальности» - прямое нарушение норм межнациональной толерантности. Определять преступников, основываясь на их предположительной национальной принадлежности, в ситуации, когда это никак не связано собственно с составом преступления, - крайне некорректно. Тем более если нигде не звучит «лица славянской национальности», «лица германо-романской национальности», «лица латинской национальности». Если все приведенные выше определения даже звучат абсурдно, смешно и нелепо, то почему "лицо кавказской национальности" стало нормой? Ведь таким образом в сознании людей просто закрепляется устойчивая ассоциация: выходец с Кавказа - потенциальный преступник. И не имеет значения, что Кавказ большой и многонациональный, что население этой территории разнообразно и многочисленно. Там, как и везде, есть преступники, но там, как и везде, порядочных людей несоизмеримо больше. Стереотип создать легко, но трудно разрушить. Межнациональные отношения в России очень страдают от подобных необдуманных высказываний медийных персон.

Братские народы уже не такие и братские

Именно с подобными проявлениями формирования общественного мнения и должно бороться законодательство стран, ратифицировавших международные акты в этой области. Подача информации в прессе и на телевидении, уроки в школах, проведение различного рода мероприятий, посвященных пропаганде толерантности и взаимоуважения, - все это должно контролироваться государством. Альтернатива, увы, печальна. Гражданские возмущения, конфликты, рост ксенофобных настроений в обществе - с такими проявлениями бороться очень тяжело. Проще не допустить их сразу. Государство должно формировать общественное мнение, и тогда возникнут новые традиции и нормы поведения, которые будут негласно определять поступки граждан. Да, преступления на почве национальной или расовой нетерпимости - зло практически неизбежное. Но если преступники сталкиваются с всеобщим осуждением и презрением - это одно. А вот если встречают молчаливое понимание и одобрение, в крайнем случае равнодушие - совсем другое…

К сожалению, в настоящее время межнациональные отношения в России далеки от безоблачных. Раньше, во времена многонационального СССР, механизм госпропаганды работал именно на воспитание взаимоуважения, и акцент делался на том, что вне зависимости от национальной принадлежности все - граждане одной большой страны. Сейчас, к сожалению, уровень толерантности к представителям других наций сильно упал, поскольку этому аспекту воспитания уделяется мало внимания. А вот межнациональные различия в СМИ подчеркиваются достаточно остро. И можно только надеяться на то, что ситуация скоро изменится к лучшему.

Не все так радужно

Справедливости ради нужно заметить, что тот идеал взаимоуважения и взаимопонимания, к которому стремится современное культурное сообщество, имеет и довольно неприятные побочные эффекты. Толерантность - это, конечно, замечательно. Так же как и христианское непротивление. Можно подставлять щеки до бесконечности, если это соответствует принципам и моральным убеждениям. Но никто не гарантирует, что непротивленец останется жив. Потому что его система моральных ценностей включает в себя и гуманизм, и любовь к ближнему, и убежденность во всеобщем равенстве. Но кто сказал, что эти принципы будет разделять оппонент? Велика вероятность, что непротивленцу сначала хорошенько дадут по физиономии, а потом попросту оттолкнут в сторону. Никого он не переубедит и никого не перевоспитает - просто потому, что подобное поведение представителями другой культуры будет расцениваться не как исключительная красота души, а как банальная слабость. «Толерантность» - термин, далеко не везде и не всеми воспринимаемый в положительном ключе. Для многих это безволие, трусость, отсутствие жестких моральных принципов, за которые стоит бороться. В результате возникает ситуация, когда толерантность и терпимость проявляет только одна сторона. А вот вторая активно навязывает свои правила игры.

Толерантность и шовинизм

С подобной проблемой столкнулась современная Европа. Большое количество мигрантов с мусульманского Востока и из Африки привело к значительным культурным сдвигам. Сами переселенцы вовсе не стремятся ассимилироваться, что вполне понятно. Они живут так, как привыкли, так, как считают правильным. А толерантные европейцы, естественно, не могут их принуждать - ведь это нарушает права личности. Вроде бы поведение абсолютно корректное. Но возможна ли гармонизация межнациональных отношений в ситуации, когда диалога, по сути, нет? Есть монолог одной из сторон, той, которая не хочет ни слышать чужих аргументов, ни понимать их.

Уже сейчас многие европейцы жалуются на то, что приезжие не только не хотят вести себя «по-европейски». Они требуют, чтобы коренные жители соответствовали нормам и традициям, принятым на старой родине. То есть толерантные европейцы не могут навязать свои нормы и правила, но нетолерантные приезжие-то могут! И навязывают! Потому что их культура именно такое поведение считает единственно возможным и правильным. А единственный способ изменить подобные традиции - это ограничения в правах и свободах, принудительная ассимиляция, что несовместимо с философией взаимоуважения и свободы личности. Вот такой парадокс. Примеры толерантности такого рода довольно точно описываются детской шуткой «сначала съедим твое, а потом каждый свое».

Толерантность - не равно сервильность

К сожалению, следствием подобной ситуации является рост популярности фашистских движений. Желание оградить, сохранить свою культуру, защитить ее от чужого грубого вмешательства заставляет некоторых европейцев остро ощущать собственную национальную принадлежность. И выливается это уже в формы, далекие от цивилизованных.

Можно сказать, что волна захлестнувшая Европу в последнее время, - как раз в определенном смысле следствие переизбытка толерантности. Потому что в определенный момент люди забывают, что такое толерантность в межнациональных отношениях, и перестают отличать ее от сервильности. Взаимоуважение - оно именно взаимно. Одностороннего взаимоуважения не бывает. И если одна из наций не желает считаться с традициями и нормами другой, то ни о какой толерантности и речи быть не может. Если этот факт игнорировать, конфликты неизбежны. И они будут намного более серьезными - просто потому, что будут проистекать вне правового поля. Возрождение экстремистских фашистских движений в Европе как симметричный ответ культурному дисбалансу, вызванному большим количеством приезжих, это со всей очевидностью доказывает. Как и каждая, даже самая чудесная и гуманная мера, толерантность хороша только в разумных пределах. Передозировка превращает лекарство в яд.

Керимова Фидан

В работе представлен анализ межнациональных отношений в МОУСОШ№8 г.Тулы, проведенный на основании анкетирования и составления графических характеристик

Скачать:

Предварительный просмотр:

IV Научно-практическая конференция школьников «Шаг в науку», посвященная Российской космонавтики.

МОУСОШ №8

Научно-исследовательская работа в области социально-экономических наук.

«Толерантность межнациональных отношений в школьной среде»

Керимова Фидан, 10 класс

Афончева Ирина Львовна, учитель истории

2011

I. Введение.

II. Толерантность межнациональных отношений в школьной среде

1. характеристика культурного уровня в молодежной среде

2. характеристика межнациональных отношений среди школьников

3. решение национального вопроса

IV. Литература.

1.Введение

Толерантная личность – это человек с позитивным взглядом на мир, нравственный, социально активный, осознающий многообразие и взаимообусловленность окружающего мира, это человек обеспокоенный судьбой мира и понимающий, каким будет этот мир, зависит от каждого из нас.

Толерантность – ключевая проблема для всего мира, существенная составляющая свободного общества и стабильного государственного устройства. Нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которая в силу возрастных способностей свойственен максимализм, стремление к быстрым решениям социальных проблем.

Кризис в нашей стране показал, что самая уязвимая сфера человеческих взаимоотношений в трансформирующемся поликультурном обществе – это отношения между разными этническими группами. Именно сюда чаще всего проецируются экономические, социальные и политические проблемы Поэтому межэтнические отношения – одна из самых значимых сфер человеческих отношений. Формирование межэтнической толерантности – это формирование и поддержка позитивного отношения к собственному народу. Формирование позитивного отношения к своему народу в сочетании с позитивным отношением к другим народам – главное условие развития межкультурной компетентности.

Среди подростков виден рост подростковой преступности; растет количество молодежных антиобщественных организаций, в частности, носящих экстремистский характер, куда вовлекается неискушенная молодежь. К сожалению, дух нетерпимости к другой культуре, образу жизни, верованиям, привычкам продолжает существовать в обществе. Не является исключением и школа.. Толерантности и его производным отводится главное место при решении проблемы развития культуры межнациональных отношений.

Так что же такое толерантность? В краткой философской энциклопедии это слово латинского происхождения “tolerantia” – терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкреции. Слово “толерантность” имеет почти одинаковый смысл в различных языках: в английском – готовность быть терпимым; во французиком – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; в китайском – быть по отношению к другим великолепным; в арабском – милосердие, терпение, сострадание; в русском – умение принять другого таким, какой он есть. Может ли школа препятствовать распространению националистических и расистских настроении? Ответ один: да. Именно школа является одним из важнейших институтов воспитания такого качества нравственного аспекта как толерантность.

Российская Федерация является многонациональным государством. Распад Советского Союза привел к деградации сложившейся системы нравственного и интернационального воспитания. К сожалению, Россия не избежала межнациональных конфликтов. Актуальность данной темы предопределена межнациональными конфликтами и противоречиями, которые все чаще возникают в нашем обществе, как на бытовом, так и социальном уровне.

Большинство учащихся МОУСОШ №8 являются русскими, но с каждым годом представителей других национальностей становится все больше. В школе открыто не проявлялись признаки национальной неприязни и конфликты на национальной почве, но поведение детей в школе и за её пределами могут быть совершенно разными. Поэтому мы ставили перед собой задачу выявить отношение детей к представителям другой национальности и решению национального вопроса, который становиться одним самых острых противоречий нашего общества.

Изучение этого вопроса поможет увидеть основные проблемы и причины межнациональных конфликтов, выявить недостатки воспитательной деятельности школы, родителей и социальной среды и в то же время охарактеризовать положительные тенденции, на которые можно опираться для формирования толерантной среды в школе.

Целями данной работы являются:

Выявление уровня толерантности сознания молодежи в межнациональных отношениях в школе.

Выявление уровня сохранности культуры и внутренней сплоченности в молодежной среде.

На основании проведенных исследований и сделанных выводов скорректировать план воспитательной работы, направленный на формирование

безболезненных взаимоотношений в подростковой среде посредством развития взаимоуважения и взаимопонимания.

II. Выявление уровня толерантности межнациональных отношений в школьной среде.

Для осуществления поставленных целей были разработаны тесты, содержащие вопросы, касающиеся межнациональных отношений. (Приложение). Тестирование было проведено анонимно среди учащихся 9-11 классов. Результаты тестировании нашли свое отражение в схемах, диаграммах, комментариях и выводах к ним.(Презинтация).На основании выводов были разработаны практические рекомендации воспитательной работы в МОУ СОШ №8.

Результаты исследования:

При характеристике важных черт своего народа, большинство учащихся отметили доброжелательность (21 %) и гостеприимство (23 %).(Слайд 6)

Не секрет, что в нашем обществе серьезно ослаблено влияние культуры, культурных ценностей. Результаты опроса подтвердили факт снижения интереса к культуре вообще и к национальной культуре и родному языку в частности. Настораживает тот факт, что хорошие знания обычаев и традиций, а также их соблюдение отметили лишь 10% респондентов, тогда как остальные 61% не очень хорошо знают обычаи и традиции своего народа, а 10% не соблюдают или не знают обычаев и традиций своего народа. (Слайд 7)

Интересны вопросы непосредственно связанные с межнациональными отношениями.

По результатам проведенного мною теста, я сделала вывод, что учащиеся не против многонационального класса (22%), видеть человека другой национальности как своего соседа по дому (22%), а 20 % учащихся отметили, что они хотели бы видеть человека другой национальности как своего партнера в совместном деле или как своего друга. (Слайд 8)

При ответе на вопрос, что больше всего не нравится в учащихся другой национальности 12 % респондентов выбрали такой вариант ответа как сам факт принадлежности к другой национальности. Остальные 40% отметили его культуру, а 48% выделили его поведение и отношение - это показывает, что характеристики учащихся в большинстве не связаны с национальностью, а зависят от воспитания и уровня развития.(Слайд 9)

Интересны для анализа ответы на вопросы, которые говорят о столкновении с проявлениями национализма среди представителей своего и другого этноса. Хотя большинство респондентов отметили такой вариант ответа, как редко (среди своего этноса 60% и другого этноса 36%), но стоит задуматься над другими цифрами (13% и 25% постоянно сталкиваются с этим явлением, а 38% и 26% учащихся часто сталкиваются). Получается, что учащиеся, которые никогда не сталкивались с этим явлением остались в меньшинстве.(Слайд 10)

Целая группа вопросов была посвящена решению национального вопроса.

Радует, что вопрос об ограничении прав учащихся других национальностей или других регионов вызвал у отвечающих отрицательную реакцию. Но стоит обратить внимание, что четверть отвечающих согласились с этой мерой, игнорируя такие понятия как права человека и гражданина.(Слайд11)

Для снижения межнациональной напряженности, достижения согласия среди учащихся- были выбраны такие варианты как защита прав и свобод человека (29%) и повышение уровня культуры учащихся (26%), но 21 % выбрали такой вариант, как наведение жесткого порядка, т.е ученики хотят показать, что законы регулирующие межнациональные отношения отсутствуют или не работают в государстве. Следует обратить внимание, что 4% выбрали такой националистический вариант, как оставить только русских, но к счастью выбравших такой вариант мало.(Слайд 12)

Несмотря на то, что 63% отрицательно относятся к движению бритоголовых; эта цифра не может радовать нас, так как позитивное отношение составляют 15% и согласны со взглядами и методами 22%, что в целом дает 37% от количества учащихся. (Слайд 13)

На вопрос что бы сделали если бы стали участником конфликта на национальной почве: - большинство опираются на свои силы, только 13 % обратились бы в милицию или прокуратору – это говорит, о том, что люди потеряли доверие к этим органам. То, что 29% затрудняются ответить – это говорит о сложности и неоднозначности его решения. (Слайд 13)

На вопрос смогли бы учащиеся покинуть Родину более 65% отвечающих дали отрицательный ответ, но стоит учитывать, что 40% согласились покинуть Россию. (Слайд 15)

Вопрос касающийся будущего страны решается следующим образом. Большинство количество учащихся (32%) отметили, что желали бы восстановления СССР, но в противоречивость этому равное количество респондентов хотели бы, что бы все осталось так как есть. 19% отметили, что в России необходимо установить административные границы между субъектами федерации не по национальному, а по хозяйтсвенно-територриональному признаку. (Слайд 15)

Эти ответы радуют нас - они не выявляют негативного отношения к другим нациям, так как малое количество учащихся выбрали такой вариант, как депортирование нерусских.

Таким образом в результате исследования выявлены позитивные тенденции

51% опрошенных высказались за ужесточение наказания за разжигание межнациональной, расовой и религиозной розни;

63% респондентов отметили свое отрицательное отношение к движению “бритоголовых”;

Лишь 13% опрошенных ощущают какую-либо напряженность в отношениях между людьми

Так же в ходе исследования выявился ряд проблем, которые не могут не настораживать:

Более 38% опрошенных постоянно (или иногда) сталкивались с проявлениями межнациональной розни;

37% респондентов положительно или с сочувствием относятся к движению “бритоголовых”;

Лишь 13% опрошенных обратились бы за помощью в правоохранительные органы в случае, если бы им пришлось участвовать в социальном конфликте на национальной почве;

На основании данных исследований можно сделать следующие выводы:

1.Показатели исследования подтвердили приоритет общечеловеческих ценностей у большинства учащихся школы.

2. Однако, ответы учащихся на вопросы выявили тенденцию обострения межнациональных противоречий в обществе.

3.В обществе (особенно в его молодежной среде) сильно ослаблено влияние культуры, культурных ценностей, особенно национальных культур, традиций и обычаев. Необходимо ежегодно планировать и проводить мероприятия, направленные на подъем культуры молодого поколения как внутри классных коллективов, так и на общешкольном уровне.

4. Молодежь сегодня – это, в определенной степени, лидирующая группа общества, поэтому необходимо максимально эффективно использовать все положительные тенденции, выявленные в ходе исследования. А обучение, образование и воспитание были, есть и будут главными направлениями в преодолении духовного кризиса.

5. Школа должна скорректировать воспитательную работу вместе с другими общественными организациями, направленную на формирование толерантной среды.

6.Для развития идеи толерантности необходима продуманная государственная политика, имеющая поддержку граждан многонационального государства.

Опираясь на выводы, мною были разработаны следующие рекомендации.

Для воспитания толерантного отношения в школьной среде провести в рамках реализации проекта “Комфортная школа” Программы развития следующие мероприятия:

1.Создать в школе выставку «Толерантность в межнациональных отношениях»

2. Провести общешкольные конкурсы творческих работ:

- “Культура народов мира”

- “Кухня народов мира”

- “Музыка народов мира”

- “Национальная одежда народов мира”

3.Устаноить дистанционное общение со школой №2 г. Уджар Азербайджанской республики.

4.На сайте школы создать рубрику “Школа толерантности”

5. Установить рабочий контакта с МОО «Достлуг - Дружба»

6.Провести фестиваль «Мозаика национальностей» с привлечением родительской общественности.

Результатом этих мероприятий должно стать формирование у молодежи приоритетных духовных ценностей (патриотизма, добросовестного отношения к труду, следование нормам общечеловеческой морали); подъем культуры молодого поколения; формирование толерантности (толерантное отношение к другим национальностям, религиям и обычаям); дружба между молодежью различных национальностей.

Литература:

  1. Ручкин Б.А., Родионов В.А., Пыжиков А.В. Молодежь как стратегический ресурс развития российского общества.//Социально-гуманитарные знания. М., 2000, №1
  2. Семенов В.М., Матюнина Е.В. Национальные и этнические культуры в конфликтных процессах в России.//Социально-гуманитарные знания. М., 2001, №2.
  3. Народы России. Энциклопедия. М., 1994.
  4. mailto:[email protected]
  5. http://www.rusedu.ru
  6. http://www.interethnic.org
  7. http://www.dsmp.mos.ru

Отзыв на исследовательскую работу “Толерантность межнациональных отношений в школьной среде”, выполненную ученицей 10 класса МОУСОШ№8 Керимовой Фидан.

Актуальность данной темы предопределена межнациональными конфликтами и противоречиями, которые все чаще возникают в нашем обществе как на бытовом, так и социальном уровне.

Работа состоит из введения, основной практической части, выводов и рекомендаций.

Во введении определена актуальность работы, её цель и значение.

Основным содержанием данной работы является анализ тестов, характеризующих межнациональные отношения в школьной среде.

На основании данных тестов автор работы сделала выводы и сформулировала рекомендации по формированию атмосферы толерантности в школе, которые будут использованы для планирования воспитательной работы. Таким образом, данная работа имела практическое значение.

Работа проиллюстрирована схемами и диаграммами

Данная работа имела большое значение для Керимовой Ф., которая познакомилась с основами социологических исследований, углубила свои знания по вопросам межнациональных отношений. Для учащихся – респондентов участие в тестировании ещё раз позволило задуматься не только над причинами национальных конфликтов, но и над способами их разрешения.

Данная работа заслуживает высокой оценки.

Учитель истории МОУСОШ №8 Афончева И.Л.

Проблема межэтнической толерантности достаточно молода как в России, так и в зарубежных исследованиях. Первые работы по этой теме появились лишь в середине 90-х годов.

Характеристика исследуемого феномена в психолого-педагогической литературе представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Характеристика межэтнической толерантности

Структура феномена

Источник

Г. Олпорт

Рассматривает межэтническую толерантность как социально-психологическое явление. Это ориентация на себя, потребность в определенности, меньшая приверженность к порядку, способность к эмпатии, предпочтение свободы, демократии, знание самого себя, ответственность, защищенность.

Основным в структуре считает мотивационный и содержательный компонент.

Выделяет функции:

1) предотвращает межгрупповые и внутригрупповые конфликты, что способствует формированию и поддержанию стабильности группы; 2) создает имидж стабильной и сплоченной группы, что обеспечивает более продуктивное взаимодействие с государственными структурами, с социальными группами и организациями.

Выделяет три вида толерантности: толерантность как систему установок, связанных с этническими и расовыми различиями, конформную толерантность и толерантность как черту характера.

Фактором формирования межэтнической толерантности считает приобретение человеком социально значимых норм и правил поведения.

Олпорт Г. Становление личности: избранные труды. М.: Смысл, 2001.

Б.З. Вульфов

Рассматривает межэтническую толерантность как способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми, которым присущи иные менталитет, образ жизни, взаимодействие с другими по взглядам или поведению людьми, их сообществами.

Основным в структуре считает процессуальный компонент.

Фактором формирования межэтнической толерантности считает готовность к контактированию с представителями других этносов; умение: - осуществлять совместную, успешную деятельность.

Вульфов Б. З. Воспитание толерантности: сущность и средства / Б.З. Вульфов // Внешкольник. 2002. N 6. С. 12-16

С.Д. Щеколдина

Рассматривает межэтническую толерантность как качество личности, потребность сравнивать себя с другими.

Фактором формирования межэтнической толерантности считает стремление человека к самосознанию, расширение его кругозора, формирование мировоззренческой позиции.

«Тренинг толерантности», Москва.: Ось-89, 2004 . 79 с.

А.Г. Асмолов

Рассматривает межэтническую толерантность как приобщение к искусству бесконфликтности, к умению жить в «мире непохожих людей и идей».

Основным в структуре считает содержательный компонент.

Фактором формирования межэтнической толерантности считает соблюдение норм и правил поведения; - норм, принципов и требований общей гуманистической этики; - прав человека и народов.

Асмолов, А.Г. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности: Научно - публицистический вестник, 2001. № 1. C. 8 -18.

П.В. Степанов

Рассматривает межэтническую толерантность как межэтническую толерантность как ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании их инаковости.

Основным в структуре считает мотивационный компонент.

Фактором формирования межэтнической толерантности считает способность к рефлексии и эмпатии.

Степанов П.В. Педагогические условия формирования толерантности у школьников-подростков.: Дис. ... канд. пед. наук: Москва, 2002. 178 c.

Итак, изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы выделили несколько аспектов понимания межэтнической толерантности.

Во-первых, межэтническая толерантность является процессом, постоянно развивающимся, который собственно и включает эмоционально-психические нормы, отношение к другим национальностям, широкий набор знаний, информационных представлений о других культурах, языке и, наконец, собственно поведенческие установки, мировоззренческие взгляды относительно инонационального.

Во-вторых, межэтническая толерантность как явление имеет более широкое понимание, чем просто терпимое отношение. Смысл понятия «толерантность» включает в себя, наряду с просто терпимым отношением, принципы общечеловеческой морали, которые проявляются в уважении и обязательном соблюдении прав всех народов мира; в осознании единства и всеобщей взаимосвязи различных этнокультур, в широких знаниях о языке, культуре и происхождения разных народов, особенно тех, с которыми происходит непосредственный контакт; в неприятии войн, аннексий и других форм насилия в отношениях между национальностями; в решении межнациональных проблем на основе баланса интересов.

  • 1. Категории: уважение, принятие, понимание, свобода мысли, совести, убеждений; моральный долг; потребность; активное отношение; признание; ценность; обязанность; нормы; взгляды.
  • 2. Области: многообразие культур, гармония, разнообразие, политика и право, замена культуры войны культурой мира; отдельные люди, группы и государства; плюрализм; различия между людьми по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям.
  • 3. Психологические качества: формы самовыражения и способы проявления человеческой индивидуальности; знания, открытость, общение; отказ от догматизма, от абсолютизации истины; свобода придерживаться своих убеждений и признание такого же права за другими; жизнь в мире и сохранение своей индивидуальности; невозможность навязывания своих взглядов другим .

К внутренним детерминантам межэтнической толерантности относятся:

  • 1. Индивидуальные свойства личности (возраст, пол, темперамент).
  • 2. Индивидуально-типологические свойства личности (самооценка, психологический возраст, уровень самоактуализации, сформированность реального «Я» и идеального «Я», иерархия потребностей, тип межличностных отношений, тип поведения в конфликтной ситуации) .

В качестве внешних детерминант этнической толерантности выделяют:

  • 1. Политическую обстановку в стране.
  • 2. Особенности социально-исторического образа жизни.
  • 3. Целенаправленную информированность об истории и культуре своей Родины.
  • 4. Профессиональную ориентацию субъекта.
  • 5. Рост миграционных процессов в стране.
  • 6. Травматический шок.
  • 7. Особенности среды проживания субъекта (проживание в диаспоре в провинциальном полиэтническом городе, в столичном полиэтническом мегаполисе, в полиэтническом городе в пределах своей Родины).

Межэтническая толерантность выполняет следующие функции:

  • 1. Предотвращает межгрупповые и внутригрупповые конфликты, что способствует формированию и поддержанию стабильности группы;
  • 2. Создает имидж стабильной и сплоченной группы, что обеспечивает более продуктивное взаимодействие с государственными структурами, с социальными группами и организациями .

Одним из факторов формирования межэтнической толерантности является приобретение человеком социально значимых норм и правил поведения. Они созданы в ходе исторического развития человека и способствуют его гармоничному и равномерному прогрессу. Во всем мире существует определенная система ценностей, закрепленная в большинстве стран на законодательном уровне. В нее включены такие нормы как презумпция прав человека, терпимость к недостаткам и ошибкам других людей, ценность согласия и ненасильственного разрешения конфликтов, следование нормам права, сострадание, сопереживание, сочувствие, ценность человеческой жизни и отсутствия физических страданий.

Другим фактором формирования межэтнической толерантной личность считают стремление человека к самосознанию, расширение его кругозора, формирование мировоззренческой позиции. Эти качества укрепляют представления человека о самом себе. Делают их более позитивными и адекватными. Сюда же можно отнести и формирование более высокого уровня самооценки у человека.

Человек с высоким уровнем межэтнической толерантности обладает характерным комплексом поведения, характеризуется пониженной агрессивностью. Он менее конфликтен. Преобладает тенденция к продуктивному ведению и разрешению конфликтов. Одновременно человек приобретает позитивное отношение к жизни, что увеличивает его стрессоустойчивость и общий жизненный тонус.

Таким образом, межэтническая толерантность - это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.


Top