Женщины библии их характеристика. Роль женщины в библии

Живые цветы — это то что приковывает мой взгляд надолго и вызывает у меня неописуемый восторг. Иногда мне кажется что они говорят и это звучит музыкой, которую невозможно выразить известными нотами. Я могу любоваться цветами часами... И когда я вижу фотографии женщины на природе, я думаю о том, что Женщина — это самый прекрасный цветок на земле, созданный Творцом. Когда он окружен заботой и согрет любовью мужчины, он расцветает. Его сила и красота украшают Сад, в котором растут дети.

Интересно, а что испытал первый мужчина, когда Бог привел к нему первую женщину?

В Синодальном переводе говорится:

«Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей;
она будет называться женою, ибо взята от мужа своего»

(Бытие 2:23)

Но давайте обратимся к языку оригинала книги Бытия, древнееврейскому языку, он же библейский иврит. Открывается интересная вещь: только в языке оригинала, мужчина и женщина называются одним словом. Наблюдая за парами животных, первый человек определил себя к особи мужского пола и назвал себя Иш — что в переводе на русский означает мужчина. Первый мужчина так же понял, что среди всех животных для него нет того, кто бы соответствовал ему и дополнял его. Но когда первый мужчина увидел еще одно творение Бога, то сказал — это Иша. И у него было ясное понимание почему — это чать его самого! В синодальном переводе сказано:

«Вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей.»

(Бытие 2:23)

Слово «кость» на иврите звучит как Эцем. Но в тексте оригинала в этом месте стоит слово «Цела» — что в переводе на русский означает Сторона. А это означает, что женщина была создана из целой стороны первого человека и соответствовала и внешне и внутренне мужчине.

Увидев перед собой такое чудо, первый мужчина, я уверена, пришел в неописуемый восторг! Наконец-то он больше не будет ощущать себя одиноким и половинчатым!!! Спросите мужчин, хотели ли бы они оказаться и жить в мире, где нет женщин? Думаю, сначала бы они обрадовались похозяйничать в этом мире без нас. А вот потом, переделав все на свой лад, затосковали и стали бы искать того, кого бы назвали Женщиной. Встречая иногда в жизни от природы очень красивых женщин, которые завораживают взгляд без грамма косметики, меня посещала мысль — а какой красоты была первая женщина в этом мире? Радости первого мужчины, думаю, не было предела, если еще учесть и то что на женщине не было даже ниточки от одежды!!! Вот это подарок!!!

Вот вопрос на засыпку — а почему Бог сразу не сотворил первому мужчине женщину? Ну или сотворил бы такое существо, чтоб там все было как 2 в 1 — и мужчина и женщина? В детстве я часто хотела понять — почему этот мир разноцветен? Почему трава зеленая, а небо голубое? Почему мир не черно-белый? Иисус как-то сказал своим ученикам — будьте как дети. Я в детстве ответила сама себе — потому что разноцветный мир — это красивее! Вот и Бог сотворил человека в виде двух половинок одного целого и в этом есть своя красота.

В чем состоит Его замысел?

«Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше жемчугов. Уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка, она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей»

(Книга Притчей 31:10-12)

В этом отрывке говорится об отношении жены к мужу. Так что же такое может сделать жена, чтоб она стоила в глазах мужа дороже всех жемчугов на свете и чтоб он был в ней уверен на все 100% и был успешным человеком в жизни и в семье?

«Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом»

(1 Послание Петра 3:3,4)

Не пугайтесь, милые женщины! Эти строки не призывают вас игнорировать уход за собой,

украшения и красивую одежду. Мужчины любят глазами и ваш муж никогда не будет против, чтоб вы его радовали ухоженной внешностью и красивым бельем. Здесь говорится о том сокровище внутри каждой женщины, которое драгоценно даже в глазах Бога и что это сокровище ценится Богом намного выше чем физическая красоты, которой Он наделил вас!

Я вам открою один секрет: в руках каждой жены есть ключик – сделать своего мужа успешным,
стать в его глазах дороже всего на свете и привязать его сердце к себе доверием к вам, сравнимой с уверенностью!

И как найти этот ключик в себе и как им пользоваться? Вся изюминка в том, что Бог определил определенный порядок в отношении следующего. Покажу схематически.

БОГ
ХРИСТОС
МУЖ
ЖЕНА
ДЕТИ

«Хочу также, чтоб вы знали, что всякому мужу глава — Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог.»

(1 Послание к Коринфянам 11:3)

Вы понимаете, что ключ в том, чтоб жена не занимала место мужа в данной структуре власти, а заняла свое? Позвольте мужу быть главой в доме. Поверьте, Бог наделил его всеми необходимыми талантами и способностями стать преуспевающим в семье и в жизни! И для этого Он дал ему такого помощника как ВЫ.

«Нехорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника, соответственного ему»

(Бытие 2:18)

Смысл слова «помощник» здесь можно понять, обратившись опять же к языку оригинала. Если дословно, то «эзер ке-негдо» — буквально звучит «помощника, противника ему». Не понятно, в чем женщина должна быть противником мужчине и зачем? Но давайте вспомним в чем женщина является противоположной мужчине?

  • Если мужчины превосходят женщин в пространственном воображении и мышлении, у женщины лучше обстоят дела с аналитическим мышлением, с целостными и интуитивными ощущениями.
  • Мужчины склонны систематизировать, женщины талантливы в сопереживании.
  • Мужчина способен сконцантрироваться только на одной задаче, женщина умеет все и сразу.
  • Женщина любит духи, масла, ароматические свечи, ванну с душистой пеной. А мужчине не мешает запах даже собственных грязных носков.
  • Мужчины больше любят соленое и горькое, а женщины-сладкое.
  • Женщины лучше различают звуки различных частот, а мужчина легко определит откуда идет звук.
  • Мужчина воспринимает мир логикой, женщина больше чувствами.

Список можно продолжать. Всеми своими отличиями женщина является противоположной мужчине, но именно своими отличиями способна сделать своего мужа целостным, сильным и успешным!

Она использут все свои качества чтоб воздать ему добром, а не злом! Сделайте так, чтоб ваш муж видел в вас уверенность в его успехе, ваше уважение к нему и в то что он делает и вашу преданность поддерживать его. Помогите Адаму, которого вы полюбили, построить рай.

В , я говорила о том, что предназначение мужчины — открыть образ Бога. Бог – Творец и в мужчине всегда есть стремление покорять, осваивать, управлять и побеждать. Желание быть хозяином везде и богом в своем доме. Но быть целостным и успешным он сможет только с помощью мудрой и любящей жены! Теперь вы осознаете какая сила в вас заложена Богом? И открыть ее в себе вы сможете только через повиновение мужу и Богу — занять место в этой иерархии власти, которое определено для вас Творцом.

Но нам, женщинам, еще оказана честь узнать таинство зарождения и рождения новой жизни. Счастье материнства... Женщина создана на уровне физиологии, анатомии, эмоций и мышления так, чтоб ребенок, взаимодействуя с матерью, мог развиватся и познавать этот мир. Через нее он познает этот мир, а через отца понимает Бога.

Помогая своему мужу быть целостным, сильным и успешным, вы помогаете ему строить рай, в котором будут расти ваши дети. И они, видя ваши отношения, правильно определят кто они, зачем пришли в этот мир, поймут характер своего Творца и правильно определят свое предназначение в жизни. Отношения мужа с Творцом, жены с мужем как его помощницы и детей с родителями — это приблизительная модель, прообраз отношений Бога-Отца с Христом, Христа с Церковью. Кусочек неба на заемле...

Вот такой замысел Бога. Как он вам? Похоже на сказку и нереально? Каждый сам выбирает — жить ему по замыслу Бога и по Его правилам или строить без Него вавилонскую башню по своим.

В судьбах женщин Ветхого Завета первый сценарий условно можно определить как “ребро патриарха”. К нему относятся судьбы родоначальниц еврейского народа – Сары, Ревеки, Рахиль. Их жизнь протекает в тени своих мужей, неотъемлемой частью которых они и являются. Жена патриарха – олицетворение супружеской верности, преданности и самоотречения во имя сохранения рода. Одновременно, все родоначальницы – родственницы, сёстры мужьям своим, ибо происходят из разных колен одного народа. Все их браки кровосмесительные, не допускающие главенства чужой крови в потомках Израиля. Так, побочный сын Агари – Измаил не может наследовать Аврааму, потому что мать его египтянка; старший сын Исаака Исав вводит двух жен хеттеянок в дом отца, но наследование и благословение рода Исаак отдаёт младшему сыну Иакову – жены которого Рахиль и Лия принадлежат народу еврейскому. Через сохранение чистоты крови в “Книге Бытия” и рождение детей у родоначальниц, с патриархами говорит Бог. Бог является залогом долгой супружеской жизни и охраной рода, его обращение и к мужу и жене законополагает их равенство перед небом, несмотря на социальную подчинённость женщины мужчине. В родовом праве евреев Бог утверждает свой закон на Земле в форме ритуального обрезания для всех потомков Авраама от Сары. Нерасторжимость супружеских уз в союзе с Богом, утверждает семейное право евреев, проясняя обрядовую сторону родоплеменной жизни в ритуалах выбора невесты, рождения детей, благословения сыновей и передачи наследства по желанию отца. По сути дела, первый женский сценарий Ветхого завета манифестирует в мир образ благочестивой жены, чья жизнь проходит в пространстве дома мужа, и отношения с которым становятся залогом жизнестойкости рода.

В “Книге Эсфири” и “Книге Июдифь” описывается иной сценарий женской судьбы. Женщина выходит из внутренних покоев дома мужа на авансцену социальной жизни. При сохранении древней функции защиты рода (как и у родоначальниц), для Эсфири и Июдифь важна гражданская ответственность за спасение народа. Они уже не тени мужей своих, доминантной линией в их образах является независимость воли и сила характера. Чувственная красота и продолжение рода (у Эсфири и Иудифь были бездетны) не главное, в них важна мудрость слова и чистота помыслов. Движимая любовью и состраданием к своему народу, Эсфирь решается предстать перед грозным царём Артаксерксом для предотвращения еврейских погромов на территории Вавилонского царства. Своим союзником и свидетелем молодая царица делает Бога. Та же линия прослеживается и в поступках благочестивой вдовы Июдифь, которая для спасения родного города идет на убийство ассирийского военачальника Олоферна, призывая Господа быть карающим мечом в её руках. Их решения им никто не навязывает, добровольная жертва и смертельный риск возвышают действия женщин до уровня подвига и активная жизненная позиция в экстремальной ситуации, когда даже мужчины бессильны что-либо изменить, приходит на смену пассивной функции воспроизводства. Эсфирь и Июдифь побеждают физическую силу силой духа, подчиняя её своей власти. Слова царицы останавливают Артаксеркса от принятия рокового решения, а голос Июдифь пленяет Олоферна. Их речи одни из самых ярких и образных в Ветхом Завете, манифестирующие в бытии истории женский сценарий духовного “меча правосудия”. В своих действиях Эсфирь и Июдифь не репрезентируют стереотипов мужского сценария, наоборот, отточенный стиль их поведения – жеста, голоса, взгляда, молчания, заставляет подчиниться не их внешней красоте, а той высшей духовной инстанции, которая говорит в них “утроенно человечной, небесной” природой естества.

Краеугольным камнем среди женских образов Библии является образ Вирсавии – жены хеттеянина Урии, пленившей красотой своей царя Давида. Её образу отведены лишь несколько строк в книге Царств. Библия отказала ей в голосе и видеть Вирсавию можно лишь через поступок царя Давида, убившего Урию ради обладания ею. Но в чём причина безрассудства мудрейшего царя? Ведь не в том, что он не видел купающихся обнаженными женщин? В этом эпизоде скрывается тонкий переход к особенностям невербальных, неизреченных отношений между мужчиной и женщиной. Красота Вирсавии - её самостоятельное, активное начало. Не Вирсавия толкает Давида на убийство своего мужа, а свободная воля его нарушает чужой супружеский союз, совершая законопреступление. Молчание Вирсавии усиливает вопиющий проступок царя, за которым следует осуждение пророка Нафана, обличающего Давида от имени Бога. Через молчание женщины в этом эпизоде в Библии появляется невербализуемый язык её жеста, улыбки, взгляда, поворота головы, в котором заключена тайна Вирсавии, становящейся камнем преткновения для благочестивого царя, сетью уловляющей его душу.

В Библии чувственная красота преступна, если она нарушает долг и вызывает гнев Бога. Небесная кара, после раскаяния Давида, падает на его род – смертью первенца Вирсавии и рождением Соломона, жизнь которого была полна чувственных и духовных искушений. Его притчи образны и полны глубоких знаний высот и падений человеческой личности. Но среди его наследия особо выделяется “Песня Песней”, посвящённая Суламифь. Истоком её стиля стала народная свадебная песня, в которой жених и невеста объясняются друг другу в любви. Впервые, в “Ветхом завете” зазвучали два голоса вне плоти; впервые, отношения между полами переходят от чувственного влечения и физиологического желания к духовному сопричастию в бытии Бога. Насыщенность и яркость эпитетов, с одной стороны, срывают покровы с интимной сферы гендерных отношений, а с другой, женщина растворяется, исчезает в мире форм, становясь для Соломона, “то лилией между тернами”, то “жительницей садов”, то “кобылицей в колеснице фараоновой”. Начинается игра исчезновения естества в слове, где в каждой вещи слышатся голоса влюблённых. И Соломон, и Суламифь предстают как отражения друг друга в зеркале Бога. Естество мужчины и женщины не ограничивается их телесной оболочкой, оно обретает черты духоматериальности.

Новизна образа Суламифь заключается в том, что в её сценарии полностью отсутствует родовая связь. Она женщина родства не помнящая, забывшая своих братьев, сестёр, отца и мать. У Суламифь нет чувства долга, гражданских обязанностей. На смену права рода приходит право любви. В “Песне Песней” социально - нормативный пласт заменяется личными отношениями универсального характера, при которых любовь становится крепостью духовной (“ибо крепка как смерть любовь”) и оставляет она на сердце человека печать – печать знания истины, открывающейся человеку. Образ Суламифь в разрывах родовых связей и выходе в пространство духовного просветления пола, к его метафизике, ведёт к главному женскому образу Нового Завета – Деве Марии. В Евангелие от Матфея представлена родословная Иисуса Христа по отцовской линии, в которой женское начало сокрыто и прикровенно. В описании по умолчанию женской линии Ветхого завета, кроется косвенное доказательство его чудесного, противоестественного рождения от Бога Отца. Кроме коротких замечаний и нескольких фраз на протяжении четырёх Евангелий, ничто не выдаёт присутствие Девы Марии в тексте. Полное молчание и табуированность образа скрывают тайну чудесного рождения. Язык в описании матери Бога немеет, ибо она выше всех описаний и похвал. Нельзя говорить о ней всуе, ибо она причастна тайне Троицы и через неё Бог становится Отцом, Сыном и Женихом, обретая лицо в рождении и приобщаясь земной жизни. В Деве Марии мир получает не просто обновление и просветление, он обретает новое измерение своего бытия – новое время и пространство. Горизонталь жизни человека в рождении, труде, совокуплении, смерти сворачивается в ноль, а затем выходит в вертикальную перспективу восхождения к небу, преображению плоти в духе, образуя знак креста. Естеством и новой формой бытия становится Дева. Она не может раскрыть себя в слове. На ней лежит печать интеллектуального молчания и в Евангелии говорит только Христос – живой Логос. Мария – его мать, невидимая и неслышимая предстоятельница его жизни. Мать и сын находятся в теснейшей родовой связи, символизируя новый союз мужчины и женщины, в рождении нового человека.

Новый человек – результат “бессеменного зачатия” - его кровь, а не семя скрепляет новый завет между Богом и человеком. Пол исчезает как физиологическое состояние в духовной прогрессии естества. В виде числа такое состояние пола, по мнению русского мыслителя В.Розанова можно назвать нулевым. Но ноль рассматривается двояко: и как абсолютная пустота – исчерпанность потенций, и как абсолютная заполненность, а скорее исполненность божественного замысла, творческой задачи рождения новой земли и нового неба. В этом контексте, образ Девы Марии, включая в себя все сценарии женщин Ветхого завета, являет в мир новую философию женщины – философию целомудрия, целостной мудрости – Софии, которая непосредственно связана с естеством феноменального мира, в единении духа и формы – одной из характеристик Вечной Женственности.

Вечная Женственность несет в себе черты невесты – “неизвестной”, “неузнанной”, сокровенной чистоты материальной формы, которую надо найти, распознать, обнаружить, не профанируя её внутренний смысл, не делая общедоступной, публичной. Язык иносказания, притчи, метафоры, художественного образа табуирует область бытия Вечной Женственности в культуре. В Библии – поле девственной чистоты принадлежит Деве Марии – её богоматериальной природе. В этом измерении человеческая экзистенция, то есть существование всех поколений от момента первородного греха, сворачивается в таинственный ноль, сочетающий все плюсы и минусы пола и восходящий к чистоте числовой трансценденции О.Шпенглера, которая являет "полное и безостановочное преодоление видимости феноменального мира вещей", ведущее к " замене её образным языком" . В заключении, подводя итог краткому описанию женских сценариев Библии, можно выделить судьбу Девы Марии как историю “вне сценария” - пролога грядущего просветления человеческого естества в духе.

«Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы» (Притчи 31:30)

Александр Пещеров

В современном мире существуют различные точки зрения на положение женщины в обществе и семье.

Во многих странах Востока, к примеру, женщине отведена как бы второстепенная роль. В крайних проявлениях восточного менталитета женщине определена роль домохозяйки и только, она зачастую ограничена в возможности получить образование, ограничена также в общении с другими членами общества, иногда настолько, что если заговорит с кем-либо на улице, это расценивается как аморальный поступок, со всеми вытекающими отсюда последствиями, равно как если и с нею кто-то заговорит – вся активность женщины ограничена, таким образом, домашними делами.

В некоторых восточных странах законом запрещено женщине появляться в общественном месте с открытым лицом. В культуре некоторых народов считается неприличным, если гость мужчина, в разговоре с хозяином дома, поинтересуется здоровьем его супруги – это звучит как оскорбление в адрес мужа; неприлично также присутствие женщины при беседе мужчин – если мужчина приходит в гости с супругой, ее отправляют на женскую половину. Даже поклоняться своему божеству женщины в таком обществе не могут вместе с мужчинами. Для них, в лучшем случае, отведено отдельное место для отправления духовных нужд.

В подобном обществе, таким образом, женщина социально беззащитна, мужчине же дано право оставить жену (развестись с ней), просто приведя ее к священнослужителю и три раза произнеся определенное слово вслух при свидетелях.

Существует и другая крайность во взгляде на положение женщины в обществе: феминизм, в большей мере присущий западным государствам, провозглашает равенство женщины с мужчиной во всем. Женщины-феминистки отстаивают право заниматься чисто мужскими видами деятельности: тяжелой атлетикой, службой в армии, участием в военных действиях – они садятся за рычаги танка, за штурвал боевого самолета, они стреляют, убивают… Они всячески подчеркивают свою независимость от мужчин и свое равенство с ними во всех аспектах жизни. Они, стремясь не отстать от представителей противоположного пола, более и более уподобляются им и теряют качества, которые присущи только женщине, так и не догнав мужчину в том, что присуще только ему, проще говоря – теряют себя, так и не достигнув поставленной цели.

А что говорит о женщине Библия? Каков образ Библейской женщины?

Образ Библейской женщины не совпадает ни с одним из упомянутых выше. С одной стороны, женщина Библии пользовалась гораздо большей свободой, чем многие ее восточные современницы, с другой стороны, мы не встретим в Библии ни одной женщины мужеподобной (даже 17-й стих 31-й главы книги Притчей вряд ли имеет в виду женский культуризм).

Женщины и девушки древних времен не вели затворнический образ жизни и не были принуждаемы закрывать лицо в общественных местах, они могли свободно находиться среди мужчин, выполняя свои повседневные дела.

Интересно заметить, что Ревекка путешествовала с открытым лицом, доколе не встретила своего жениха: «Ревекка взглянула, и увидела Исаака, и спустилась с верблюда. И сказала рабу: кто этот человек, который идет по полю навстречу нам? Раб сказал: это господин мой. И она взяла покрывало и покрылась» (Бытие 24:64-65). Обратим внимание, что прекрасная Ревекка не спрыгивала с верблюда перед каждым встречным мужчиной. Когда же дело коснулось ее суженого, она спускается с верблюда и покрывает голову, тем самым показывая смирение перед ним. Это говорит о том, что Ревекка знала Божий порядок в семье.

Иаков приветствует Рахиль, которую видит впервые, поцелуем, в присутствии пастухов, ожидающих времени водопоя для своих отар – видимо, такой вид приветствия являлся вполне приемлемым: «И поцеловал Иаков Рахиль и возвысил голос свой и заплакал» (Бытие 29:11).

Женщины Библии принимали активное участие в публичных празднованиях: «И пришел Иеффай в Массифу в дом свой, и вот, дочь его выходит навстречу ему с тимпанами и ликами: она была у него только одна, и не было у него еще ни сына, ни дочери» (Судей 11:34); «На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там» (Иоанна 2:1).

В Библии мы видим женщину, несущую общественное служение – в частности, пророческое: «И взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием. И воспела Мариам пред ними: пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море» (Исход 15:20-21), «И пошел Хелкия священник, и Ахикам, и Ахбор, и Шафан, и Асаия к Олдаме пророчице, жене Шаллума, сына Тиквы, сына Хархаса, хранителя одежд, – жила же она в Иерусалиме, во второй части, – и говорили с нею» (4 Царств 22:14), «Помяни, Боже мой, Товию и Санаваллата по сим делам их, а также пророчицу Ноадию и прочих пророков, которые хотели устрашить меня!» (Неемии 6:14), «Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет» (Луки 2:36); служение наставника или учителя: «В то время была судьею Израиля Девора пророчица, жена Лапидофова» (Судей 4:4), – трудно представить себе судью, который бы не давал совета или же наставления.

Много можно говорить о женщинах Библии. Думается, что примеров приведено достаточно, чтобы хотя бы частично раскрыть женский образ, соответствующий Божию стандарту.

Итак, Библейский образ женщины – это свободная женщина, занимающая достойное положение в семье и обществе, это социально активная женщина; это женщина, имеющая глубокие личные взаимоотношения с Богом, служащая Ему в той форме, в которой Господь ее призывает. Да благословит вас Бог, возлюбленные сестры, исполнить то предназначение, которое Он определил для каждой из вас!


8 марта 2005 г.

ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ СОГЛАСНО СЛОВА БОЖЬЕГО
Как спасенные, принадлежащие Господу, христиане стремятся не жить более в преступлениях и грехах, «в которых некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления» (Ефес. гл. 2 ст. 2). Поэтому каждая сестра могла бы быть рада, если бы ей в связи с вышеназванной темой указали на соответствующие высказывания Писания, из которых она могла бы услышать голос Бога.
К собранным здесь цитатам из Библии не даются утомительные объяснения или увещевания. Каждый читатель, взирая на образ Господа, должен познать сам, какие практические выводы он должен сделать для себя лично.
Положение женщины определено в Писании на основании следующих четырех факторов, и не во власти человека что-либо в этом изменить.
1. Сотворение Евы (1Тим. 2:13)
2. Ее грехопадение (1Тим. 2:14)
3. Сравнение отношений «мужчина-женщина» с отношениями между Христом и Церковью (Еф. 5:22 и далее)
4. Предназначенный Богом порядок: Бог-Христос-мужчина-женщина (1 Кор. 11:3)
Упуская из поля зрения эти факторы, человек пытается внести изменение или развитие в смысле равноправия женщины с мужчиной.
Давайте поближе подойдем к четырем названным факторам.

I. ОСНОВЫ ДЛЯ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИНЫ
А. СОТВОРЕНИЕ ЕВЫ.
1. С самого начала была явной разница между мужчиной и женщиной.
«...Не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их?» (Матф. 19:4 и Марка 10:6), однако с тем условием, чтобы они были как две зависимые друг от друга личности и одной плотью. Стирание граней различия между мужчиной и женщиной противоречат Божественной изначальной мысли.
2. Хронологический порядок: сначала был сотворен Адам, потом Ева (1 Тим. 2:13). Именно после того, как не человек, а Бог установил, что не хорошо быть человеку одному, Он сотворил помощницу, соответствующую ему (Бытие 2:18)
3. «Итак, муж... есть образ и слава Божия: а жена есть слава мужа» (1 Кор. 11:7)
Основывается на том, что:
а) «Ибо не муж от жены, но жена от мужа» (1. Кор. 11:8)
Бог сотворил Адама из праха земного, Еву же из ребра, которое он взял у Адама (срав. Бытие 2:22)
б) Жена была сотворена для мужа (ср. 1 Кор. 11:9)
Она должна быть ему помощницей, дополнением для него.
Апостол Павел из этого делает следующий вывод: женщина вследствие этого должна иметь на голове знак власти, под которой она находится. Этим и обосновывается понятие покрывала на голове жены (Ср. 1 Кор. 11:10), Чтобы подчеркнуть важность этого, Слово дополняет, что сами Ангелы наблюдают за этим и узнают в этом Божий порядок.
Б. ГРЕХОПАДЕНИЕ ЕВЫ
«И не Адам прельщен, но жена, прельстившись, впала в преступление» (1 Тим. 2:14). На основании того, что сказано в стихах 13 и 14, жене запрещено поучать мужа или властвовать над ним, ей надобно быть в безмолвии. Когда же речь идет о последствиях этого преступления, говорится не о Еве, а о Адаме: тогда это преступление Адама (ср. Рим. 5:14) и «преступление одного» (ср. ст.19). Адам есть тот один, который согрешил (ст. 16). Через одного человека, Адама, пришла смерть (ср. 1 Кор. 15:21-22). Адам изменил Богу (ср. Осия 6:7).

В. ПРИМЕРЫ СРАВНЕНИЯ С ОТНОШЕНИЕМ ХРИСТА К ЦЕРКВИ
«...Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви...» (Ефес. 5:23)
Таким образом, предлагается жене занять свое положение и ответственность.
1. «...Как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (Еф. 5:24). Речь здесь идет о завершенной действительности, положении женщины.
2. Жены должны повиноваться своим мужьям и это повиновение, согласно их положения должно стать действительностью.
а) «Как Господу» (Еф. 5:22); жена видит перед собой не только своего мужа, но даже Господа — какое величие!
б) «...Как прилично в Господе» (Кол. 3:18), в соответствии с величием Господа;
в) «...Чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были» (1 Пет. 3:1), как свидетельство для неверующих;
г) «...Да не порицается слово Божие» (Тит. 2:5). Таким образом, здесь указывается на то, какие последствия имеет непослушание: противнику дается возможность порицания.
В 1 Посл. Петра 3:16 тут же дается библейский пример святых жен, которые уповают на Бога:
1. Сарра была послушна Аврааму. Мы находим это в Бытие 18:6.
2. Она называла его «господином» (Ср. Бытие 18:12). Хотя Сарра это говорила в тайне, в душе, Бог это слышал. Следующий пример женщины из Ветхого Завета, которая повиновалась своему мужу, мы находим в женщине из Сонама (4 Кн. Царств. 4:9-10), которая приготовила горницу для человека Божия лишь после того, как посоветовалась со своим мужем.

Г. БОЖИЙ ПОРЯДОК РАНГОВ: Бог-Христос-муж-жена (ср. 1 Кор. гл.11 ст. 3) В послании к Галатам хотя и подмечается, что нет никакого различия между мужчиной и женщиной и сказано: «ибо все вы одно во Христе Иисусе», «все вы во Христа облеклись» (Гал. 3:27-28), значит одеты в одежду Его достоинства и славы. Здесь речь идет о положении каждого верующего во Христе, в этом аспекте все во Христе Иисусе одно.
В практической же жизни, в семье и в собрании, авторитетом является Божественный порядок рангов. Муж является главой жены, что распространяется однако только на земную жизнь. (Ср. Ев. Лук. 20:35-36)

II. САМ БОГ СОБЛЮДАЕТ ПОЗИЦИЮ ЖЕНЩИНЫ
Ни одной женщине не было поручено через Духа Святого написать какую-либо Книгу Священного писания; в противоположность этому — две книги Священного Писания: в Ветхом Завете о женщинах повествуют Книги «Руфь» и «Есфирь» (в Новом Завете к «избранной госпоже» обращается 2 Послание Св. Апостола Иоанна).
Среди Апостолов мы не находим ни одну женщину; и среди свидетелей воскресения Христа в 1 Кор. 15 не называется ни одно имя из женщин, хотя женщины были первыми у пустого гроба.
Существуют в Библии некоторые высказывания женщин, например: Песня Мариами с женщинами, которая сменяет песнопение мужчин (Ср. Исход 15:20-21); песня Деворы, которую она пела с Вараком. Также диалог между Суламитой и Соломоном в Песне Песней, как подчеркивается, является песней Соломона, (ср. Песн. Песн. 1:1 и 6:13). Во времена упадка Богу служили некоторые пророчицы: одна из них — Девора (ср. Кн. Суд. 4:4-5). «Она жила под Пальмою Девориною, между Рамою и Вефилем, на горе Ефремовой: и приходили к ней сыны Израилевы на суд»; далее, пророчица Алдама «И пошел Хелкия священник, и Ахикам, и Ахбор, и Шафан, и Асаия по повелению царя Иосии к Алдаме пророчице...» (4 Царств. 22,14).
Обе пророчицы совершали свое служение в своих домах. Анна пророчица не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь (ср. Лук. 2:36-38 и 1 Тим. 5:5) Она славила Господа и говорила о Нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.
Однако существовали и лжепророчицы, такие как Ноадия, которая хотела устрашить Неемию (Ср. Неем. 6:14). Ее служение характеризовалось полнейшим отсутствием страха пред Богом.

III. РЕЗУЛЬТАТЫ, ИСХОДЯЩИЕ ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИНЫ В ОТДЕЛЬНОСТИ
Слово Божие указывает на различие между незамужней и замужней женщиной. Первая заботится о деле Господа, чтобы быть святой и неукоризненой телесно и духовно. Замужняя же заботится о мирском, как угодить мужу (Ср. 1 Кор. 7:34). Закон нам указывает на то, что касается обеих. В то время как обещание мужчины неизменно, отец имел право упразднить обещание своей дочери, а муж — обещание своей жены (Ср. Кн. Числа 30 гл.).
А. НЕЗАМУЖНЯЯ
Как один из примеров, Слово показывает четырех дочерей евангелиста Филиппа в Деян. Ап. 21:9, которые пророчествовали. Из текста становится ясно, что это служение они, как и Девора и Алдама, делали дома у себя. Когда же несколько дней позже там появился пророк Агав, о них ничего не повествуется.
Б. ЗАМУЖНИЕ
1. Молодые жёны. Тит получает семь наставлений для молодых жён (Ср. Тит. 2:4-6). Первое: «чтобы вразумляли молодых любить мужей», — одно из наставлений в этом смысле для женщин. Мужчины же снова и снова призываются любить своих жён, потому что они в этом наставлении нуждаются больше.

2. ПОЖИЛЫЕ ЖЕНЩИНЫ
Их вклад должен соответствовать тому положению, как прилично святым. (Ср. Тит. 2:3).
Какие высокие требования! Они должны быть учителями.

В. ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ ПО ОТНОШЕНИЮ К СВОЕМУ МУЖУ
Из вышеизложенного мы можем сделать следующий вывод:
1. Ей не позволено властвовать над мужем.
2. Она подчинена мужу во всем (= ее положение)
3. Она должна ему во всем подчиняться (= практическое осуществление)

Г. ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЫ В ДОМЕ
Предпосылкой для пресвитеров и служителей в Церкви является то, чтобы они заботились о своих домашних и были живым примером верного хождения пред Богом для домашних своих. Это, конечно же, касается и всех верующих мужчин вообще. Задачей и обязанностью жены в связи с этим является управлять всеми явлениями в доме своем (Ср. 1 Тим. 5:14 и Притч. Сол. 31:27).
Женщина в Сонаме делала так и поняла, что Елисей есть человек Божий. Это стало для нее большим благословением (Ср. 4 Царств. 4:9).

Д. ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ В ЦЕРКВИ
Слово Божие упоминает в 1 Посл. Кор. 11:5 о пророчествах и молитве.
На примерах из Библии мы попытаемся ближе осветить суть и методы служения женщины.
1. Служить Господу.
Из того числа многих женщин, которые были частично во власти злых духов или болезней, а теперь следовали за Христом и служили Ему своим имуществом, названы определенные имена: Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии и мать сыновей Зеведеевых (ср. Ев. Матф. 27:56 и Марк. 15:40, Лук. 8:3). Среди них были, конечно, некоторые замужние женщины. Большинство из них стояли у Креста Иисуса или смотрели издалека. Некоторые были первыми свидетелями Его воскресения (Ср. Лук. 24:10-22). В служении Господу нет никаких ограничений.
2. Служение погибающим. Женщина у колодца Иакова свидетельствовала окружающим ее людям о Господе и приводила этим к Иисусу. (Ср. Ев. Иоанна 4:28-30,39)
3. Служение братьям и сестрам по вере. Библия дает ряд практических примеров:
а) «Приветствуйте Мариамь, которая много трудилась для нас» (Рим. 16:6). Однако к этому времени ее труд был невозможен, вероятно, из-за возраста и телесной слабости.
б) «Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе» (Рим. 16:12). Сам Господь был их источником в их служении.
в) «...Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе» (Рим. 16:12).
Вид и метод их служения не описывается далее подробно, но какое свидетельство дается о них!
г) "Умоляю Еводию, умоляю Синтихию мыслить то же о Господе (Филип. 4:2). Вместе они несли это служение молитвы (Ср. Рим. 15:30; Кол. 4:12).
д) Сестра Апфия упоминается (Филип. 1:2) особо персонально. Ее служение, вероятно, заключалось в бодрствовании над поместной церковью и было связано с возвращением раба Онисима.
ж) «В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: „серна“; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь» (Деян. 9,36).
з) В 1 Послании к Тимофею 5:10 называются некоторые виды их служения такие, как принимать странников, умывать ноги святым, помогать бедствующим.

IV ЗАМУЖНЯЯ ЖЕНЩИНА И ЕЕ СФЕРА ВЛИЯНИЯ
Два примера из Нового Завета должны нам дать наглядную картину:
а) Акила и Прискилла. Известно, что эта чета упоминается шесть раз. Три раза упоминается муж вначале и три раза жена вначале. Перечислим эти места по порядку:
Д.Ап. 18:2 (Акила вначале). Здесь идет речь о семье, где муж — глава.
Д.Ап. 18:18 (Прискилла вначале). Оба провожают в путь ап. Павла, но здесь открывается поле труда для жены, чтобы обеспечить все для телесного благополучия.
Д.Ап. 18:26 (Акила вначале). Оба обсуждают служение Аполлоса и способствуют ему в лучшем познании мысли Божьей. Это происходит в их доме и она в этом является своему мужу помощницей.
Рим. 16:3 (Прискилла вначале). Оба сотрудники в служении апостолу Павлу во Христе и свою жизнь подвергали опасности ради апостола. В отдаче она превосходила своего мужа.
1 Кор. 16:19 (Акила вначале), так как приветствуют оба и от домашней их церкви.
2Тим. 4:19 (Прискилла вначале). Приветы этой супружеской пары говорят о любви, которую имел апостол Христа к ним.
б) Дом Стефана был начатком в Ахаии. Мать, отец и дети отдали себя для служения святым, что Коринфяне должны были почитать (1 Кор. 16:15-18).
5. Служение в Церкви
а) Служение диакона. В поместной церкви это служение может нести и сестра. Фива (Рим. 16:1,2) была служительницею в церкви Кенхрейской (не в Риме), была многим защитницею и помощницею, также и апостолу Павлу. Ее служение было в этой местности и тут соответственно описано.
в) Запрещенные открытые служения.
1. Не говорить в церквах, но молчать (1 Кор. 14:34-35). Не разрешенные речи жены в собраниях показаны здесь как постыдные.
2. В общении не учить, но молчать (1 Тим. 2:12).
Как мы видим, в своем доме Прискилла в покорном положении помогала своему мужу наставлять Аполлоса. Для этого нужны были личные знания в Слове. Старые женщины должны были вразумлять молодых жен. Слово «вразумлять» означало «направлять», что не означает «учить в обществе» (Тит. 2:4).
3. Не молиться в обществе. Апостол хочет, чтобы мужчины молились на всяком месте (1 Тим. 2:8), 1 Кор. 14:34. Подобное слово в 1 Тим. 2,9 не распространяется на молитву в общении, но на взгляды, как они в последующих стихах ясно показаны. Мария, мать Марка, предоставила свой дом верующим для общей молитвы (Д.Ап. 12:12).

6. Разнообразное применение воспитания. Анания и Сапфира утаили часть своего дохода за продажу имения, но сделали вид, что принесли все апостолам. Для Анании, зачинщика этой ситуации, не было больше возможности для покаяния, соответственно его ответственного положения, как главы семьи. Сапфира сделала также невозможным свое покаяние через то, что твердо держалась обмана и получила то же наказание (Д.Ап. 5:1 -11).

V ВНЕШНЯЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИНЫ
Она открывается в следующих делах: в покрытии головы (мы ссылаемся на наши вышесказанные примеры), в одежде, в прическе, в украшении. Последние три вещи показаны в 1 Тим. 2:9-15 и 1 Петр. 3:1-6 и бросаются в глаза; но эти места Писания не имеют законных предписаний, зато содержат внутреннюю характеристику: 1.Приличная внешность, 2.Стыдливость, 3.Благовоспитание (благоразумие, здравый смысл), 4. Признание страха Божьего через добрые дела, 5. Целомудренное хождение в страхе, 6. Сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа. Если все эти свойства есть, то это будет выявляться в повседневном поведении. Внешние, соответствующие слову приметы не должны ограничиваться только благоразумным состоянием сердца, они должны быть плодом христианской жизни.

Если через внешнее поведение злоупотребляется библейское учение, то выявляется незнание Божественных истин или легкомысленное отклонение. Злоупотребление Божьими направлениями имеет более серьёзные последствия, чем ожидается. Например, ответы на наши молитвы связаны с нашим послушанием по отношению к Слову Божьему (См. Иоан. 15:7).
Многие сестры имеют трудности держать себя в положении Божественного порядка, потому что их мужья не занимают должного места в подчинении Господу, в ответственности как глава семьи, но это не может быть основанием для оправдания перед Господом.
Примем к сердцу это обличение, которое собственно направлено к братьям: "И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что (есть) воля Божия, благая, угодная и совершенная. (Рим. 12:2).
ПЛЫТЬ ПО ТЕЧЕНИЮ?
Конечно же, удобнее всего во всем поступать так, как и все другие. Для тех же, кто хочет быть истинным христианином, возникает вопрос, верно ли это пред Господом? Наше время ознаменовывается равноправием женщины с мужчиной и даже в той степени, что женщина может занимать высокие посты в правительстве.
Эта действительность повлияла и на внешний облик мужчины и женщины. Если уже давно равноправие выражалось в прическе женщины, то теперь оно выражается и в ношении брюк.
Брюки в нашем обществе по существу предмет мужского туалета, юбка, напротив, часть женской одежды.
Так почему же только настоящие христианки — женщины и девушки, которые сознательно подчиняются Слову Божьему, не носят брюки? Потому что они познали, что Бог положил различие между мужчиной и женщиной и каждому определил его особое положение и обязанности.
Они хотят достойно занимать определенное для них Создателем место и не хотят игнорировать угодные Богу различия в одежде и поведении.
Однако это делают все женщины и девушки, которые носят брюки, хотя этого не должно было быть безразлично, будь то среди верующих или неверующих.
Верующая женщина желает нравиться своему Господу, но этого не будет, если она посредством ношения брюк создает впечатление, внешне уподобиться мужчине и создать предпосылки стирания граней различия между существующими полами.
А что же говорит Священное Писание по этому поводу? В книге Второзакония гл. 22 ст. 5 сказано: «На женщине не должно быть мужской одежды и мужчина не должен одеваться в женское платье; ибо мерзок пред Господом, Богом Твоим, всякий делающий сие».
Из этого места Писания становится ясно, что Бог не хочет, чтобы мужчина носил женскую одежду, а женщина мужскую. Личности, которые в этом отношении пренебрегают волей Божьей, являются для него мерзостью, что по существу очень серьезная мысль.
Мерзостью Бог называет дела и предметы, которые вызывают у него отвращение — например, идолы. К сожалению, Соломон воздвиг для своих языческих жен идолов.
«И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской. Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской» (3 Царств 11:5,7).
И если Иисус Христос своим ученикам говорит: «Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте,...» то Он имеет в виду идола, который будет воздвигнут в Иерусалимском храме во времена великой скорби (сравните Ев. Матф. 24:15).
Однако женщины, заявляющие о своей принадлежности к христианству и все-таки носящие брюки, должны бы задуматься над строгим высказыванием Бога, которое Он применяет и для характеристики их действий!
«Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии то мерзости Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего» (Второзаконие 18:12).
Что же это за деяния, которые Бог называет мерзостью и мерзкими называет лица, которые эти дела делают? Это ворожеи, заклинатели, волшебники, прорицатели, гадалки, чародеи.
Разве не следовало бы христианке, в гардеробе которой еще находятся брюки и юбка — брюки, при чтении этих строк ужаснуться и задать себе вопрос: «Что я делаю?»?
Следует ли вопрос мужской и женской одежды рассматривать дословно?
В Ветхом Завете существует много предписаний, которые для христиан имеют значение только в переносном смысле.
В стихах 10 и 11 раннее названной 5 книги Моисеевой гл. 22, например, сказано народу израильскому: «Не паши на воле и осле вместе. Не надевай одежды, сделанной из разных веществ, из шерсти и льна вместе».
Духовный смысл здесь следующий: Не можем мы в винограднике Господнем трудиться вместе с теми людьми, которые имеют иное основание и иную цель, и что христианин не может свидетельствовать о вере на основании смешанных идей.
Но есть и другие предопределения, в которых Бог выразил основополагающие мысли мироздания и его существа в моральном отношении. Эти предопределения не могут быть применены в переносном смысле, но только в буквальном значении.
Если в книге Левит гл. 18 со ст. 7 сказано: «Наготы отца твоего и наготы матери твоей не открывай... Наготы сестры твоей,., наготы жены брата твоего не открывай» Это сказано в прямом смысле и не может вызывать никакого сомнения. Да и как следовало бы понимать это в переносном смысле?
Также буквально следует понимать 10 заповедей. И если женщинам говорится, что им не позволено говорить в собрании, а подчиняться, то за основание берется выражение: «Как и закон говорит» (Сравн. 1 Кор. 14:34).
Таким образом, порядок творения, отраженный в законе поддерживается и в Новом Завете.
Другой пример — это запрет относительно крови. Этот запрет Бог наложил еще во времена Ноя, когда еще не было закона.
Далее это повеление Бог повторяет в законе. (Сравн. Кн. Левит 17:12-14 и Кн. Втор. 12:16). И, наконец, эта заповедь (воздерживаться есть кровь) выразительно подтверждается во времена апостолов для жизни христиан (Сравн. Д.А. 15:21 и 21:25).
И это является моральным требованием Бога для всех, и не только для Израиля, живущего под законом. Основанием тому является то, что в крови душа, как это уже было сказано Ною (Сравн. Бытие 9:4). «Только плоти с душею ее, с кровию ее, не ешьте» и далее "потому что душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает. Потому Я и сказал сынам Израилевым: ни одна душа из вас не должна есть крови, и пришлец, между вами, не должен есть крови. Если кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между вами, на ловле поймает зверя или птицу, которую можно есть, то он должен дать вытечь крови ее и покрыть ее землею. Ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его; потому Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его; всякий, кто будет есть ее, истребится. (Левит 17:11-14).
Отсюда нам становится понятно, что Бог не хочет, чтобы люди кроме мяса ели и душу, т.е. то сокровенное (кровь), в чём таится жизнь.
Кроме того, Бог определил кровь для алтаря, что является содержанием закона.
Христианин, который во всём желает исполнять волю Господню, не станет есть даже колбасы из крови. Это является моральным требованием Бога к людям.
То, что оба пола человечества обмениваются своей одеждой или хотя бы частью ее, противоречит моральным требованиям Бога; Он хочет, чтобы Его мысль, которая явилась основой сотворения мужчины и женщины в их различии и обоюдном дополнении, как индивидуумы, не извращалась людьми. Так почему же ничтожный человек пытается уменьшить и даже перечеркнуть высочайшее намерение Бога, что он практически делает в области своей внешности, своего поведения, обязанностях и служении мужчины и женщины? За всем этим стоит противник Бога — сатана, который держит человека в своей власти и вводит во всякое непослушание, будь это даже самые благословенные порядки премудрого, заботливого Бога.
Из любви к Господу, через и для Которого все создано, и Который через подвиг на Голгофе совершил спасение, верующий будет стараться избегать этого непослушания, которое не славит его Господа или унижает Его авторитет.
Если сестра осознает, что она посредством ношения брюк, если они даже иного покроя, чем мужские, своей внешностью становится на сторону тех, для кого воля Бога ничто, она должна себе сказать, что поступает несправедливо, потому что она непослушна. Своей одеждой она Бога не прославляет.
Искупленный же должен это делать во всех областях своей жизни, также как это делал Иисус Господь, во время пребывания на этой земле, прославляя своего Отца.
Благословенна жизнь тогда, когда наша внешность, наше поведение, наши дела свидетельствуют о том, что мы принадлежим Господу.
«И все, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца.» (Кол. 3:17).
Если в доме есть подрастающие дочери, следует быть начеку, потому что если девочку в детстве приучали носить брюки, ее трудно от этого отучить.
Родители при этом в глазах детей выглядят лжецами и лгунами, если они пытаются их убедить в том, что то, что до сих пор было позволенным, является противлением воле Божьей, и что они посредством ношения брюк уподобляются мужчине и таким образом способствуют стиранию граней различия между мужчиной и женщиной, установленных Богом.

Лейф Билен

Моя статья посвящена женщинам в честь 8 Марта, Международного женского дня, но мужская половина человечества также может её прочесть. Мы, мужчины, хотим выразить наше уважение и признательность женщинам в нашей жизни: жёнам, матерям, бабушкам, сёстрам, дочерям, коллегам, а также бывшим учителям. Мы благодарны за то, что они значат для нас и для нашего общества в целом.

Когда мы размышляем над тем, в какой степени женщины влияют на общество, мы можем вспомнить множество различных имён. Сегодня я хочу предложить нам взглянуть на роль женщины в Библии.

В Библии встречаются 188 женщин, названных по именам. О некоторых из них упоминается вкратце, именами других названы целые книги Библии: Руфь и Есфирь.

Когда я говорил со своей женой, она смогла вспомнить только три имени: Руфь, Есфирь и Марию, мать Иисуса Христа.

В книге Руфь описывается, как эта женщина вместе со своей свекровью Ноеминью справлялись со смертью мужа. В моей учебной Библии упоминается «высшая цель Бога, которая реализуется посредством всех радостей и горестей жизни». Там также написано: «Голод, смерть, одиночество, добровольное изгнание и непоколебимая уверенность – всё вместе это может привести к исполнению истинной цели Бога».

Из книги Есфирь мы узнаём, как эта женщина, воспитанная дядей в чужой стране (Персии), сирота, в конечном итоге становится царицей. Она не забыла своего происхождения, и благодаря её поступкам множество людей в этой далёкой стране были спасены от уничтожения. Сейчас, когда мы читаем о тех далёких событиях, полезно задать себе вопросы, используемые при индуктивном изучении Библии: О чём этот текст? Что он означает? Что он значит лично для меня?

В Новом завете мы встречаем Марию, чья молодость и скромное положение в обществе не стали препятствием для Бога, чтобы использовать её для великой цели. Иисус, её первенец, даровал спасение всем нам.

Нас вдохновляет мысль, что каким бы ни было наше место в жизни или обществе, мы можем положительно повлиять на мир, если мы уповаем на Господа и следуем Его особому плану для нашей жизни.

Давайте посмотрим, как Иисус общался с женщинами и какую роль они играли в Его служении. Если мы проследим, как Христос обращался с женщинами во время своего земного служения, мы увидим несколько очень новых и разнообразных нововведений. В Евангелии от Луки 8:1-3 читаем, что Иисуса сопровождали двенадцать учеников, а также некоторые женщины, которые, используя свои собственные средства, служили Иисусу и ученикам. Это было разительной переменой по сравнению с обычаями того времени.

В Евангелии от Луки 23:50-24:12 мы читаем, что женщины первыми нашли камень, отваленным от гроба. Они возвратились и рассказали об этом одиннадцати и остальным, став таким образом первыми, провозгласившими весть о воскресении.

Я предлагаю вам прочесть о ещё нескольких событиях из Евангелий, описывающих, как Христос изменял установленные правила. Разговор с самарянкой у колодца не соответствовал принятым нормам того времени. См. Евангелие от Иоанан 4:7-38.

Марфа и её сестра Мария были очень разными. Когда Марфа пожаловалась, что Мария не делает своей части работы по приготовлению угощения для гостей, Христос одобрил поступок Марии и указал на то, что действительно является важным в жизни. См. Евангелие от Луки 10:38-42.

В Евангелии от Луки 7:36-50 мы видим один из замечательных примеров в служении Христа. Когда фарисеи порицали Иисуса за разговор с грешницей, Христос рассказал им притчу о заимодавце. Эта история учит нас состраданию и прощению, осознанию нашей вины и раскаянию – именно об этом необходимо было услышать фарисеям.

Перед смертью Христос видит несколько женщин, стоящих неподалёку. Среди них Мария. Выражая Свою заботу и любовь к матери, Он просит Своего ученика Иоанна позаботиться о ней, как о собственной родной матери. См. Евангелие от Иоанна 19:25-27.

В Евангелии есть множество примеров женщин, и об этом можно говорить много. Без сомнения Иисус поднял статус женщина тем, как он обращался с ними и принимал их помощь в Своём служении. Наше общество ценит и использует вклад женщин. В независимости от того, признают некоторые это или нет, Библейские принципы оказывают сильное влияние на наше общество.

Дорогие женщины, пусть благословения нашего Господа обильно наполнят вашу жизнь!

Лейф Билен

Родился в Швеции, но большую часть своей жизни прожил в США. Он преподавал английский как иностранный в течение девяти лет в старшей школе и в Институте для преподавателей в Швеции, является соавтором 7 книг о методике преподавания английского языка. Сейчас Лейф активно сотрудничает с «Международной школьной программой», принимая участие в поездках по России и Украине, является автором собственной колонки в местной газете.


Top