Этикет взаимоотношений в семье. Семейный этикет

Дороже родных людей никого на свете нет, это факт. Но получается довольно-таки парадоксально, ведь вести себя культурно, сдержанно и согласно правилам этикета мы стараемся с кем угодно, но не с родственниками, оправдывая свое поведение тем, что они «свои» и все поймут без лишних церемоний.

Большинство этих людей, мы либо впервые в жизни видим, либо вообще не увидим больше. Возникает вопрос – почему же так происходит и что с этим можно поделать? Ведь сдержанность, культурность и доброжелательность – основа любых взаимоотношений, в том числе и семейных, восприятие друг друга в рамках взаимопонимания и права на самовыражение. И ничего кроме этого не сможет выступать в качестве залога для прочных отношений в семье, оберегать ее от недоразумений и лишних обид.

Этикет семейной жизни закладываем с детства

Следует понимать всю важность культурного обращения в семье, ведь проявление ее в обществе начинается с каждого из нас, а ее формирование – с самого детства.

Ничего сложного в соблюдении правил хорошего тона нет. Гораздо приятнее принимать воспитанность как привычку и проявлять ее не только на работе, в общественных местах, но и дома. Таким образом, говоря детям о воспитанности и хорошем поведении, можно на практике это и показать, как в тех или иных ситуациях ребенку следует поступить и что самое главное – акцентировать внимание на том, что воспитанность не функция, которую надо включать на людях и выключать дома. Скорее, это состояние, которое ребенок должен выносить из семьи и поддерживать на протяжении всей жизни.

Именно так происходило у наших дедов-прадедов. От отца к сыну, от матери к дочери передавались и воспитывались чувство терпимости и покорности старшим, родным и близким, уважения к окружающим. И до наших дней в семьях сохранились традиции воспитания, которые берегут доброжелательное отношение к каждому члену семьи – будь то старший или младший его член.

Задача семейного этикета, как и этикета в целом, заложить уважение к мнению других людей, не задевать их чувства своими высказываниями и поступками, проявлять внимание к близким и окружающим, не проявлять в их сторону пренебрежения. В семейном этикете, как и в каждой семье, не должно быть проявления эгоизма кого-либо из членов семьи. Прежде всего семья – это единое целое и даже если у вас не получается построить хороших отношений с кем-то из близких (частым примером выступает свекровь или теща), это не является поводом к тому, чтобы отношение к ним было неуважительным.

Основные правила семейного этикета

Свои негативные суждения в адрес кого-либо из семьи или окружающих не следует озвучивать при детях. Помните о том, что дети словно губка – впитывают все то, что их окружает. Услышав неприятные высказывания в сторону друзей семьи или знакомых, ребенок может не понять, с чем это связано и почему тогда с ними общаются, а с другой стороны ребенок без зазрения совести может подойти и узнать у объекта обсуждения, в чем же проблема. Вот тогда и может возникнуть действительно неприятная ситуация, заложниками которой, зачастую, становятся взрослые. Если действительно существует потребность обсудить родственников, знакомых, либо их действия – делайте это приватно, находясь наедине.

Такой же тайности, как и обсуждение, требует и переписка. Это распространяется не только на женатые пары, но и на родителей – ни в коем случае не следует изучать чужую корреспонденцию. Помните, имеет право вскрывать конверт с письмом только тот, кому адресовано письмо и даже если подписано от ближайшей родственницы, но оно не для вас – передайте письмо адресату, при желании он его прочтет в присутствии семьи либо даст на прочтение лично.

Личные вещи каждого из нас также манят исследователей вроде второй половинки, либо заботливых родителей. Но даже подобный статус родства и отношений не позволяет никому рыться в сумках и рюкзаках своих близких, тем более проверять записные книжки, дневники и прочее. Оправдания действий под видом контроля или опеки не подойдут, даже мотивируясь хорошими намерениями, скандала в семье, в случае, когда всплывет правда, не избежать.

Уважайте детей!

Особенного уважительного отношения требует ребенок. Как известно, доверие детей довольно хрупкое понятие, потому рисковать им, роясь в его личных записях, не следует. В лучшем случае возникнет непонимание, и испортятся отношения между вами и вашим ребенком, в худшем случае – ребенок станет скрытным и начнёт лгать, и уж тогда помочь вы ни себе, ни ему не сможете.

Уважение к личному пространству проявляется не только в суверенности личных вещей, но и территориальной целостности. Прежде чем ее нарушить, постучитесь в двери. Важно это делать не только перед входом в комнату подростка, но и заходя в комнату ребенка. Его закрытая дверь вовсе не преграда на вашем пути, это может значить, что человек хочет побыть один, что он переодевается или делает что-то важное, то от чего не хочет, чтобы его отвлекали. Проявите уважение к нему и обязательно постучите, прежде чем войти.

Поводов, чтобы постучав, войти в комнату множество, одним из них может стать приглашение к столу, совместному семейному приему пищи. Не стоит забывать об этикете и во время еды. Помните о нем, когда накрываете на стол – когда он накрыт красиво и аккуратно, то соблюдать правила этикета гораздо приятнее. У большинства семей принято красиво сервировать стол только для гостей, но это не правильно. Не ленитесь и украшайте стол каждый раз, когда собираетесь за трапезой с семьей. После еды не забывайте говорить «спасибо» всем, кто сидит за столом, а если есть необходимость встать из-за стола раньше, то следует спросить разрешения.

Не ленитесь говорить своим близким приятные слова и проявлять уважение к ним!

Всем знакомо слово «этикет» и его значение. Все мы стремимся произвести впечатление на людей своими манерами, умением вести беседу, образом жизни. Но как часто мы забываем о том, что наша семья – это маленькое общество, в котором тоже нужно вести себя по правилам. Семейный этикет – это основа основ всех отношений, восприятия мира и окружающей среды. Нас формирует не общество, а домашняя среда. Дети – это уменьшенная копия родителей, они копируют всё – манеры, речь, жесты. Глядя на то, как ребёнок ведёт себя в детском саду или в школе, можно понять, какая атмосфера царит в семье ребёнка. Поэтому и существуют правила семейного этикета, которыми не следует пренебрегать.

Вариант проведения занятия [PDF ] [DOCX ]
Презентация [PDF ] [PРTX ]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF ] [DOCX ]

Цель: формирование элементарных представлений об этике и психологии семейных отношений, основанных на традиционных семейных ценностях народов России.

Задачи:

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей в соответствии с основами нравственно-правовых норм семейных отношений;
  • формирование понятий «этикет» и «вежливость»;
  • воспитание заботливого отношения к младшим и старшим родственникам.

Задание № 1. Рассмотрите изображения на слайде. Что у них общего? Выскажите предположение, о чём будет наш классный час.

Прочитайте текст, выберите правильный ответ.

На одном из торжественных приемов короля Франции Людовика XIV гостям вручили карточки с перечисленными правилами поведения. От этих французских карточек произошло название … . Выберите правильный ответ:

- «правила хорошего тона»;
- «карты»;
- «воспитанность»;
- «этикет ».

Задание № 2. Рассмотрите изображения на слайде. Представьте, какие вежливые слова говорят друг другу люди, изображенные на иллюстрациях. Объясните, что значит семейный этикет. Обязательно ли дома соблюдать правила этикета?

Задание № 3. Рабочий лист. Составьте этикетку № 1 в виде поезда, в которой будут перечислены вежливые слова, которые употребляются в семье в течение дня, начиная с «доброго утра» и заканчивая «добрым вечером». Раскрасьте паровозик, дорисуйте недостающие вагоны.

Задание № 4. Рабочий лист. Работа в группах.

Прочитайте фрагмент книги «Юности честное зерцало » и станьте «переводчиком» правил на современный язык, составьте этикетку № 2. Как вы назовёте эти правила? Выскажите свое мнение. Аргументируйте ответ.

В каждой семье любят принимать гостей и ходить в гости.

Задание № 5. Рабочий лист. Групповая работа.

Прочитайте стихотворения, придумайте название и правила этикетки № 3:

Если вас пригласили в гости;
- если вы приглашаете гостей.

Вспомните, с какими проблемами столкнулись герои стихотворений. Выскажите свое мнение, почему так произошло. Раскрасьте картинку. Сделайте выводы.

Задание № 6. Рассмотрите изображения на слайде. Оцените поведение детей за столом. Используя плакат слева, сочините правила поведения за столом (этикетка № 4).

Задание № 7. Прочитайте на слайде стихотворения Григория Остера «Вредные советы». Как правильно вести себя в описанных поэтом ситуациях?

Задание № 8. Рассмотрите изображения на слайде. Опишите их. Придумайте стихотворения в манере написания стихотворений Григория Остера, начиная с фразы «Если вдруг вам захотелось…». Как правильно вести себя в ситуациях, изображенных на слайде?

Какой персонаж изображен на слайде? Как называется этот мультфильм? О чём он?

Задание № 9. Рабочий лист. Посмотрите значение некоторых слов в толковом словаре Ожегова и составьте 2–3 предложения, выражая благодарности, поздравления, просьбы, извинения.

Задание № 10. Прочитайте текст. Ответьте на вопрос: «Чем красивые дела отличаются от красивых слов?»

Посмотрите видеофрагмент . Продолжите фразу «Что такое этикет…». Сочините продолжение этого мультфильма. Для чего необходим семейный этикет? Что будет, если в вашей семье его не станут соблюдать?

Задание № 11. Вырежьте из рабочего листа все этикетки, скрепите их, придумайте название для своего блокнота.

Как вы думаете, надо ли уважать супруга, ребенка, родителей?

Надо ли проявлять участие к ним и помогать? Можно ли быть счастливым в семье, в которой никто о тебе не заботится?
Для большинства взрослых людей ответы на эти вопросы ясны, но с ребенком об этом следует говорить, разъяснять ему правила поведения в кругу близких и самим их придерживаться. Поговорите о том, что такое семья, для чего нужны папа, мама, он сам; что он делает для того, чтобы семья была счастливой; почему дома желательно быть опрятным на вид и приятным в общении; какие добрые слова мы говорим своим близким.

Используя любую возможность, чтобы сказать ребенку что-то приятное, родители не только подтверждают ему свои чувства, что для него очень важно, но и учат видеть в других людях хорошие качества. "Какой ты добрый! Спасибо!" - говорит мама сыну, угостившему ее конфетой. "Ты самая замечательная дочка, - радостно шепчет другая мама своей дочери, - я по тебе соскучилась"; "Ну, грязнуля, пойдем домой, опять придется стирать твои штаны", - нервно проговаривает третья. Короткие мгновения встречи, но как много они могут сказать о порядках, заведенных в семьях.

Умеет ли ваш ребенок обращаться к близким с просьбой и часто ли в его речи звучат требовательные нотки? Подскажите ему, что приятнее выполнять просьбу, чем требование. Такие слова, как "пожалуйста", "очень прошу, помоги мне", "спасибо" и др., не зря называются волшебными: они, словно ключик Буратино, открывают людские сердца. На них всегда хочется откликнуться и помочь. Важны не только слова, но тон, которым они произносятся, и улыбка, располагающая к себе. Нередко мы требуем от ребенка серьезности, чтобы "меньше улыбались и больше думали". Между тем значение улыбки в общении чрезвычайно велико. Она как бы говорит: я люблю людей и счастлив от встречи с ними. Дети много улыбаются, пребывая в счастье от сознания того, что они живут, рядом есть мама и папа, все их любят. Пусть ваш ребенок накапливает положительные эмоции, видит в окружающем хорошее. Тот, кто в детстве получил заряд доброты, радости и энергии, справится с любыми трудностями, решит самые сложные жизненные задачи.

Ребенок нуждается во внимании, нежных прикосновениях, поцелуях. Конечно, мы, взрослые, знаем об этом, но часто не придаем значения такому сильному эмоциональному воздействию и забываем поцеловать, погладить, посидеть с ним, тесно прижавшись друг к другу.

Большую роль в создании счастливой семьи играют подарки и сюрпризы, которые желательны не только в праздник или ко дню рождения, но и в самый обычный день. Подскажите ребенку, что он может сделать для близких. Вот как это делают, например, в семье Сережи. Папа с Сережей во время прогулки купили букетик цветов для бабушки: любимые цветы, поднесенные внуком, доставят ей огромную радость. После обеда Сережа с папиной помощью вымыл посуду, чтобы мама могла отдохнуть. А вечером, когда пили чай, мальчик угостил всех подаренной ему шоколадкой. Как вы думаете, кто помог ребенку доставить близким радость и нужно ли ему это? Не забывайте и сами радовать детей: подарить карандаш или блокнот, сыграть в любимую игру сына или дочери, угостить мороженым или яблоком. Маленькие знаки внимания убеждают во взаимной любви.

Будьте осторожны в высказываниях, давая оценку детским поступкам. Говоря ребенку "ты плохой", мы учим его негативно оценивать нас, взрослых. Не "ты плохой", а "ты сейчас поступил плохо". Не "вечно у тебя грязные руки", а "они сейчас грязные у тебя". При таких словах у ребенка появляется уверенность, что близкие люди считают его хорошим человеком, способным самостоятельно исправить свой недостаток. Наряду с уверенностью, что его всегда любят, что бы ни произошло, внушайте ребенку, чувство ответственности за свои проступки. Танюша, не желая делиться с братом, спряталась под кроватью и съела яблоко. Если на нее накричать и даже побить, чтоб в другой раз неповадно было, это озлобит девочку против брата и родителей. Поступите по-другому: угостите чем-то вкусным сына, и хорошо бы он поделился с сестрой. Не ее ругать, а его похвалить. Воспитывайте больше на положительных эмоциях.

Но, помогая справиться с проблемами, обучая жизненной стойкости, не следует решать за ребенка те "сложные" вопросы, с которыми он может справиться сам. Валера расстроен: он поссорился с ребятами во дворе и те не хотят с ним играть. Папа сказал: не хотят и не надо, мы с тобой вдвоем погуляем. Во дворе они начали строить снежную крепость, и делали это так увлекательно, что к ним присоединились другие ребята. Зачем Валериному отцу надо было заниматься с чужими детьми? Не лучше ли погулять вдвоем? Сначала он так и хотел сделать, но, выйдя на улицу, решил примирить сына с друзьями. Получилось замечательно: дети весело играли, и Валера оказался среди них.
Обучая ребенка правильному и доброжелательному отношению к людям, желательно обсуждать с ним свои отношения: почему мы любим друг друга, как и почему родители заботятся о детях и дети о родителях. Поссорившись с ним, помогите ему выйти из ссоры: обсудите вместе, почему вы считаете его неправым, почему он так поступил. Помогая ребенку осознавать свои поступки, вы научите его налаживать мир со взрослыми: искренно сказать слова извинения, сделать что-то приятное для того, кого обидел.

Правила семейного этикета, которые осваивает ребенок:
- Дома желательно быть красивым и приятным внешне;
- Проявлять к близким внимание и заботу;
- Быть добрым, нежным и вежливым;
- Делать подарки и приятные сюрпризы;
- Стараться не ссориться с родными.
Уважаемые родители, бабушки и дедушки! Помните!

Вы - первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа - ваш дом - окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.

Материал подготовил: педагог д/о «Этикет», Хаматшарипова В.В.

титульник
Содержание

1. Этикет - Понятие этикета………………………………………………………….3

2. Мимика и жесты……………………………………………………………………..3

3. Этикетная атрибутика…………………………………………………………….…5

4. Супружеский этикет…………………………………………………………………6

5. Критиканство в семье……………………………………………………………….7

6. Заповеди для супругов………………………………………………………………8

7. Проблема «главы семьи»……………………………………………………………10

8. Этикет семейного спора……………………………………………………………..11

9. Противостояние «Теща и Зять», «Свекровь и Невестка»………………………....12

10. Ваш дом ……………………………………………………………………………..13

11. Этикетные нормы общения родителей и детей……………………………………15

12. Дети…………………………………………………………………………………...16

13. Выбор имени ребенка……………………………………………………………….16

14. Воспитание ребенка………………………………………………………………….17

15. Список использованной литературы……………………………………………….20

Термин «этикет» (от французского etiquette) означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе. Этикет - это сочетание формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях со здравым смыслом, рациональность вложенного в них содержания.

В чем же состоит практическое значение этикета? Этикет позволяет людям без особых усилий пользоваться уже готовыми формами вежливости, принятой в данном обществе различными группами людей и на различных уровнях. Этикет в наши дни (современный этикет) расписывает поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях, переговорах.

Ученые выделяют следующую классификацию подсистемы этикета:

1. Речевой, или вербальный этикет.
2. Речевой этикет определяет, какими словесными формулами лучше воспользоваться, если надо: поприветствовать, поздравить, поблагодарить, загладить вину, обратиться к кому-то с просьбой, пригласить куда-то, выразить соболезнования. К речевому этикету относят также теорию и практику аргументации - искусство вести беседу.

Мимика и жесты .

Многие народы имеют свои специфические жесты приветствия, прощания, согласия, отрицания, удивления. Скажем, общеизвестный и в целом позитивный жест, когда мы поднимаем вверх большой палец, у некоторых народов имеет тот же смысл, как если бы мы подняли не большой, а средний палец. Эти жесты могут иметь различную окраску: нейтральную, ритуально-торжественную, фамильярно-вульгарную. Свое отношение к собеседнику и теме беседы люди выражают также с помощью мимики, улыбки, направления взгляда.

Организация пространства в этикете (или этикетная проксемика).

Очень большое значение в этикете имеет взаимное расположение собеседников в пространстве. Каждый слышал о личном пространстве, что оно зависит от многих факторов: не только от личности и национальной принадлежности, но и от района проживания. Скажем, у сельских жителей оно гораздо больше, чем у горожан. Необходимо знать, какое место в доме или за столом считается почетным (оно, как правило, имеет хозяина в лице главы семейства), какие позы допустимы в той или иной ситуации.

Этикетная атрибутика (или мир вещей в этикете).

К этикетной атрибутике относятся, прежде всего, одежда, украшения и головной убор, а также подарки, цветы, визитные карточки. Под этикетом понимают обычно совокупность правил поведения, в которых, так или иначе, проявляется отношение человека к другим людям. Этикет необычайно сильно зависит от конкретной ситуации. Именно от ситуации зависит подбор наших слов, употребление жестов и мимических выражений. То, что мы обычно говорим друзьям-сослуживцам, боссу слышать не стоит (особенно, если разговор как раз о нем), поскольку есть большая вероятность быть неверно истолкованным - это естественно и понятно. Этикетные ситуации могут быть связаны с повседневным общением, с праздничными событиями, с совершением определенных ритуалов или с особыми обстоятельствами.

Современный мир требует от современного человека специфических навыков поведения и общения, когда он оказывается в определенных ситуациях. Бывает ли он за границей, вступает в отношения деловые и личные; присутствует на дипломатических приемах, презентациях или вернисажах. Современный человек в современном мире ведет такую жизнь, которая требует налаживать контакты с людьми, говорящими на иных языках и связанных с далекими, подчас экзотическими и непонятными, культурами. Это формирует новые требования к поведению и внешнему виду, языку. Требует скрупулезного изучения не только своей, но и иных культур.

Этикет больше напоминает не строгий черный костюм и галстук-бабочку Джеймса Бонда, а правила дорожного движения. К примеру, если Вы в комнате одни, то можете как угодно и что угодно говорить о том, «какие же они все…» Можете кричать, плевать, ковырять в носу или есть яичницу руками. Главное, этим Вы никого не удивите и не обидите, никто не выскажет Вам своего мнения в ответ. Вы ничего не нарушили, потому что действовали соответственно с правилами, допустимыми в Вашем Личном Обществе. Но как только рядом с вами появляется другой человек, необходимо считаться с его мнением, предпринимая то или иное действие.
Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обуславливается актом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства.

Часто встречаются люди, у которых стандарт поведения не один: на людях одно, дома же прямо противоположное (этакое раздвоение поведения - довольно низкое, но, увы, часто встречаемое явление). В присутствии коллег (на работе или корпоративной вечеринке), со знакомыми или теми, кого они называют друзьями (а уж тем более с начальством) такие индивиды приторно вежливы, предупредительны. Но зато дома, с близкими людьми, они грубы, жестоки и вспыльчивы словно порох (как правило, по самому малозначительному поводу). Это говорит о невысокой культуре человека или, скорее, ее полном отсутствии и о плохом воспитании.

Супружеский этикет.

Хорошие манеры порой просто пасуют перед нагромождением жизненных трудностей. Но мнение, что бытовой комфорт определяет психологический, возможно не есть истина в последней инстанции. Без психологического комфорта невозможна нормальная жизнедеятельность, нормальный труд человека. А начинается этот комфорт именно в семье, потому соблюдение семейного, супружеского этикета должно занимать одно из важнейших мест в жизни каждой «ячейки общества».

Среди мужчин распространено ошибочное мнение о том, что галантность по отношению к собственной супруге могут расценить как слабость подкаблучника. В результате этого часто возникает ситуация, при которой муж бывает слишком вежливым по отношению ко всем знакомым женщинам за исключением своей жены, но ведь именно по отношению к самому близкому человеку мы узнаем истинного мужчину. К тому же, уважительное отношение к жене - это и дань уважения к самому себе, ведь жена - это «половинка мужа».

В «бесспорные» обязанности мужа, которые можно приравнять к обязательным регалиям дипломатического или придворного этикета, входит:

1. подавать пальто жене, как дома, так и в публичном месте.
2. не заниматься чтением за обеденным столом.
3. даже если он против того, чтобы целовать женщинам руку, иногда можно и даже нужно поцеловать руку жены.
4. на вечере первый танец танцевать с женой.
5. делать жене комплименты: всегда заметить новое платье жены, сказать по этому поводу что-нибудь приятное.
6. всегда пропускать жену первой, проходя в дверь; делать ей мелкие подарки даже без повода, время от времени, покупая цветы.
7. в ее присутствии не оглядываться вслед другим женщинам.
8. не употреблять аргумент «Я зарабатываю и требую».
9. не ходить по квартире полуодетым.
10. выходя из дому в нерабочие часы, сообщать жене о цели ухода и времени возвращения.
11.похвалить обед.
12. иногда поинтересоваться тем, что делала жена в то время, пока его не было дома.
Вообще беседовать с женой, а не ограничиваться только «деловым» разговором.

Критиканство в семье.

Есть типы мужей-критиков. Они проявляют свое «внимание» к жене, без устали критикуя ее внешний вид, платье, черты характера, друзей, вкусы, метод воспитания детей. Жить с таким супругом не очень весело. Муж должен сознавать, что рано или поздно такого рода и объема критика охлаждает чувства влюбленной женщины.

Реже, но встречаются и жены-критики. Поэтому некоторые тактические советы для такой жены:

1. подбирая туалеты, учитывать и вкусы мужа, а не только свои собственные и приятельниц.
чаще готовить то, что любит муж.
2. не пользоваться его «священными предметами»: не брать без разрешения электробритву, не наводить порядок в его ящике, не рыться в его портфеле.
3. не моргнув глазом, выслушивать его рассказы в обществе, даже если все они ей давно известны. Не прерывать мужа. Рассказывающего анекдот, словами «Все его знают!». Не подвергать сомнению его компетентность в предмете разговора.
4. не критиковать его в присутствии детей.
пристально не контролировать, потому что контроль близкого человека бывает особенно обидным.
5. не возражать против его естественной привязанности к матери.
6. сделать ему иногда комплимент, выслушать его совет.
7. не приглашать гостей, которых он не любит, и не принимать приглашений, которые ему будут неприятны.
8. женщине, вышедшей второй раз замуж, лучше не вспоминать вслух о достоинствах своего первого мужа.

Заповеди для супругов .

В своем бестселлере «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» американский писатель Дейл Карнеги особое внимание уделяет супружескому этикету. Этому вопросу посвящена целая глава.

Ее основой служат шесть правил:
1. Не нужно придираться
2. Не пытайтесь переделать своего супруга
3. Не критикуйте
4. Выражайте друг другу вашу искреннюю признательность
5. Оказывайте друг другу небольшие знаки внимания
6. Будьте предупредительны

При затянувшемся конфликте или часто повторяющихся ссорах каждой из сторон нужно задуматься над собственным поведением. Ведь, как правило, в ссоре на самом деле речь идет не о разбитой тарелке. Человек, являющийся постоянным инициатором ссор, после самоанализа часто приходит к выводу, что «нервы у него ни на что не годятся». Часто бывает, что удается осознать истинную причину нервозности, и жизнь налаживается. Стоит попробовать.

В случае без конца и без видимого повода возникающих ссор между супругами иногда действует решительная мера - предложение развода. Но прибегать к ней следует лишь в крайних случаях. Соблюдая в дискуссиях определенные правила, можно избежать катастрофы. Вот некоторые из них.

Никогда не следует предъявлять свои претензии ироническим тоном - такой тон оскорбляет и вызывает инстинктивный протест. Почти все, что хотелось бы, можно сказать сердечным тоном, деловито, вежливо и спокойно. Это единственно верный тон в семье, ведь говорим мы для того, чтобы получить ответный отклик. Вовсе неконтактным является агрессивный тон, интонации приказа. Плохо воспринимаются капризные интонации, ирония и сарказм. Не оправдывает себя и откровенное сострадание, даже если действительно есть за что пожалеть человека.

Следует также избегать недомолвок, которые затрудняют взаимопонимание. Лучше не утомлять близких постоянными замечаниями. Замечание о чем-либо стоит сделать один раз и то дружеским тоном. Повторение его и особенно громче прежнего не приносит успеха: вряд ли партнер не помнит о замечании, если не реагирует - значит либо не хочет, либо не может, и с этим ничего не поделаешь.

В споре двоих никогда не должно всплывать мнение третьих лиц. Совершенно спокойный и дружелюбный разговор между супругами часто превращается в скандал, как только один из его участников сошлется на мнение своей матери или кого-либо другого. В семейных дискуссиях следует избегать различного рода обобщений вроде «Ты всегда…». Нужно говорить об определенном факте или случае, и только о них.

Претензии убивают любовь. Поэтому прибегать к ним следует как можно реже. Инстинктивной реакцией лица, которому мы предъявляем претензии, является желание изолироваться от нас. Частое повторение их может действительно привести к разрыву. Близким людям можно простить их странности или несоблюдение каких-либо правил, ведь все мы не без недостатков. Сказанное вовсе не означает призыва к рабскому всепрощению. Требуя многого от себя, человек вправе ждать того же и от близких. Но для такого требования нужно всегда находить соответствующую форму и время.

«Коротких замыканий» в семье невозможно избежать. Важно, чтобы они действительно были короткими. Следует как можно быстрее принести взаимные извинения и восстановить нормальные отношения. После примирения причина ссоры и сама ссора должны быть окончательно забыты. Конечно, бывают ситуации, когда необходимо, примирившись, все-таки выяснить отдельные взаимные позиции, но, по возможности, этого следует избегать. Лучше всего ссору загасить и не раздувать пепла.

Не следует близкого человека уличать в мнимой лжи, ловить его на чем-нибудь, стремиться к постижению «всей правды». Иногда такая правда может явиться для нас неприятной неожиданностью, партнер предпочитает о ней не говорить, а «прижатый к стенке» порой выпаливает то, что думал «про себя». Хорошие семейные манеры требуют, чтобы всякое заявление партнера было принято на веру. Конечно, выполнение всех вышеизложенных советов очень трудная задача. Но они действительно могут помочь обойти если не все, то многие рифы в бурном море супружеской жизни.

Проблема «главы семьи»

В современном европейском обществе вопрос об иерархиях в семейных отношениях достаточ­но давно не является сложной или неразреши­мой проблемой. Для семьи Двадцать первого века не имеет принципи­ального значения, кто из супругов ее возглавляет. Равноправие в брачных отношениях под­тверждается относительно равноценным испол­нением домашних обязанностей всеми членам се­мьи. Вряд ли сегодня можно углядеть нечто не­достойное в виде мужчины, приготавливающего для всей семьи обед.

Стереотипы имеют склонность постепенно отступать, они утрачиваются, перекодируя сис­тему ценностей современного человека.

В семьях, где исповедуется равноправие и взаимная поддержка, всегда остается много вре­мени для совместного отдыха и воспитания де­тей. Исключение из этических установок катего­рий «командир» и «подчиненный» весьма укреп­ляет семью. Тем не менее, еще достаточно долго будут наблюдаться некоторые пережитки бытового не­равенства супругов. В основном это касается рус­ской деревни, ярко отмеченной печатью консер­вативной патриархальности.

Многие крестьянские семьи по-прежнему сохраняют сформировавшиеся в глубокой стари­не взгляды на распределение домашних обязан­ностей.

Сложно с уверенностью утверждать, какая из описанных этических структур является бо­лее справедливой - то, что вполне уместно в го­роде, может не прижиться в традиционалистс­ком менталитете сельской местности. Так или иначе, иерархия в семейных отно­шениях очень часто проявляется в вопросах управления семейным бюджетом. Зачастую, город­ские мужчины, невостребованные в традицион­ном качестве «главы семьи», теряют самостоя­тельность, в том числе и экономическую.

Муж покорно доверяет своей супруге распо­ряжаться материальными ресурсами, при этом женщина приобретает функцию «домашнего каз­начея» и фактического хозяина дома. По всей видимости, подобная ситуация про­тиворечит основным нормам половой морали, предписывающей женщине быть «слабой» и не стремиться к захвату традиционных ролей муж­чины.

Этикет семейного спора

Среди причин, способных спровоцировать семейный конфликт или послужить причиной развода, можно выделить следующие негатив­ные факторы:

Неправильное бытовое поведение одного из супругов;

Дисгармония интимных отношений;

Различие во мнениях и вкусах;

Неумение одного из супругов достойно держаться в компании;

Несоблюдение одним из супругов правил личной гигиены;

Неправильное планирование семейного бюджета;

Конфликт в отношениях с родителями супруга.

Во избежание конфликтной ситуации муж­чины не должны спекулировать на своих соци­альных и физических превосходствах, целиком возлагая на жену ведение домашнего хозяйства, мотивируя это решение грубым и расхожим сте­реотипом об «исключительно женских делах».

Ответной ошибкой женщины, пытающейся парировать патриархальный натиск, являются обвинения в адрес мужа, уличающие последне­го в бытовой пассивности.

Нельзя видеть причину конфликта в индиви­дуальных особенностях супруга, в его неспособ­ности или неумении что-либо сделать. Не стоит провоцировать скандал из-за мел­ких расхождений во вкусах.

Не следует забывать, что в конфликте не бывает победителей - есть только побежденные. Многих конфликтов можно избежать, найдя в себе силы вовремя сдержаться, не произнести грубость, чем-то поступиться, что-то простить и, самое главное, адекватно оценить ситуацию.

Противостояние «Теща и Зять», «Свекровь и Невестка»

Очень часто конфликты и ссоры возникают между «старыми» и «новыми» членами семьи, т. е. между тещей и зятем, свекровью и невесткой.

Если новобрачные собираются жить вмес­те с родителями одного из супругов, им следует подготовиться к известным материальным и жилищно-бытовым сложностям, а возможно, и к трудностям, связанным с общением, взаимо­пониманием.

Указанные здесь нюансы способны вызвать тяжелые конфликты, которые, в конечном сче­те, приведут семью к полному распаду.

Чтобы избежать негативных последствий, каждый потенциально «конфликтный» член се­мьи должен запомнить нижеприведенные пра­вила:

Муж и жена должны самостоятельно раз­бираться в своих отношениях. Они могут попро­сить совета у родителей, но ни в коем случае не жаловаться друг на друга;

Для того чтобы завоевать расположение тещи, зять должен:

а) благодарить тещу за «прекрасные кули­нарные способности»;

б) дарить цветы в праздник или тогда, когда он принес цветы жене;

в) делиться своими успехами на работе, спра­шивать совета;

г) помогать во всем и не ждать, когда об этом попросят; стараться выполнить самую незначи­тельную просьбу.

Для того чтобы завоевать расположения свекрови, невестка должна выполнять большин­ство из тех требований, которые относились к зятю;

Родители не должны вмешиваться в лич­ные отношения молодоженов. Подозрительность, недоверие, намеки - все это разрушает моло­дую семью и причиняет много страданий;

В присутствии внуков свекровь и теща никогда не должны осуждать невестку или зятя, указывая им на какие-либо промахи, упрекать в неправильном воспитании детей; «жалеть» вну­ков, «наказанных родителями».

Ваш дом .

Интерьер вашей квартиры напрямую определен вашими привычками и вкусом. Главный ориентир при его создании - удобство ваше и членов вашей семьи. В доме прежде всего должны царить доброжелательная обстановка и уют. Последний невозможно создать никакими украшениями и дорогими вещами.

Уместность мебели.

При оборудовании гостиной или спальни следует учитывать одно неоспоримое требование: мебели не должно быть слишком много, обилие обстановки всегда раздражает и утомляет гостей и хозяев. В спальне кроме кроватей размещают мебель, необходимую при туалете: шифоньер, платяной шкаф, трюмо или зеркало с пуфиком около них. У кроватей уместны прикроватные тумбочки с настольными лампами для чтения в темное время суток. Если позволяет место, можно поставить одно или два кресла.

К слову: Имейте в виду!

В современных квартирах не предусматривают в спальне наличие раковины для умывания, но в частном доме (особенно если позволяют размеры самой спальни) такой предмет не будет считаться роскошью, более того - привнесет в ваш быт дополнительные удобства. Во всяком случае, вы получите возможность утром умыться, привести себя в порядок и выйти из спальни к близким в лучшем виде.

В зале или гостиной считается дурным тоном ставить стеклянные шкафы или серванты со всевозможными фарфоровыми украшениями и безделушками. Нелепо здесь выглядят фамильные фотографии - их место в кабинете или спальне. Письменный стол, кресла, диван, журнальный столик, книжный шкаф или полки (если нет библиотеки или отдельного кабинета) в зале будут на месте.

1. Не перегружайте свою квартиру вещами.

2. При оформлении и убранстве квартиры особое внимание обратите на окна. По вашему желанию они могут расширить пространство комнаты или, напротив, сузить, замкнуть его. Окно можно превратить в живую картину. Или живописно спрятать его за драпировками… В любом случае постарайтесь, чтобы окна связывали вас со всем миром и впускали в ваш дом как можно больше свежего воздуха.

3. Не стремитесь потрясти убранством и богатством вашей квартиры ваших знакомых. Наличие шикарных новомодных вещей не всегда делает комнату уютной.

4. С другой стороны, не захламляйте вашу квартиру слишком старыми вещами. Тем более если вы давным-давно ими не пользуетесь. Хотя бы раз в год освобождайте ваш дом от ненужного устаревшего хлама.

5. В особой чистоте содержите кухню, ванную и уборную.

6. Чрезвычайно украшают любую квартиру цветы. В том числе свежесрезанные, красиво подобранные композиции из сухих трав и цветов, разнообразные комнатные. Тут бесконечные возможности для вашей фантазии. Однако цветы, более чем всякая другая вещь в вашем доме, требуют внимания, чистоты и постоянного ухода.

7. Домашние животные - собаки, кошки, аквариумные рыбки, птицы - не только делают своеобразным, живым и теплым ваш дом, но по-своему и украшают его. Но очень неприятно, когда в доме, где обитают животные, витают неприятные запахи. Когда животные и их хозяева находятся в постоянной грязи.

Этикетные нормы общения родителей и детей

Сразу следует подчеркнуть, что особого вни­мания со стороны родительской пары требуют дети в период подросткового кризиса, в обще­нии с которыми важно учитывать определенные правила. Ни в коем случае не допускается факт нео­боснованной критики или насмешек в адрес под­ростка. Кроме того, лучше всего не настаивать на своих (возможно стереотипных) моральных воззрениях и воздерживаться от соблазна «выбо­ра подходящих друзей» для сына или дочери.

Часто отношения между родителями и по­взрослевшими детьми страдают натянутостью, которую, впрочем, совершенно не сложно снять, следуя некоторым простым, но крайне важным нормам семейного этикета.

Во-первых, взрослеющий человек должен понять, что родителей, естественным образом, волнует его судьба, подросток не должен вос­принимать родительский интерес к его личной жизни как назойливое и праздное любопытство.

Со своей стороны, родители должны понять, что нетерпение, нетактичность, подозритель­ность - это не лучший путь к контакту с ре­бенком, даже повзрослевшим. Разговаривать с подростком необходимо спо­койно и сдержанно, ни в коем случае не оскор­бляя своего ребенка грязными подозрениями.

Дети.

Главное в любой квартире все-таки не вещь (не зависимо от ее ценности), а человек. Вы сами, ваши близкие, ваши дети. Пожалуй, стоит помнить об этом.

Рождение ребенка.

В первые дни после рождения ребенка не следует наносить визиты без предупреждения ни домой, ни в больницу. Даже членам семьи и близким друзьям следует согласовать время посещения, чтобы не явиться всем сразу. А еще лучше сначала договориться по телефону об удобном для визита времени. Не исключено, что этот визит придется отложить на некоторое время. Цветы и подарки лучше приносить спустя три-четыре дня, и уже домой - в роддоме им не место. За преподнесенные по случаю рождения ребенка подарки следует поблагодарить устно или по почте. Это можно сделать не сразу - лучше поздно, чем никогда. Не стоит обижаться, если ответ на ваш подарок вы получите не сразу. С грудным младенцем столько забот, что нужно некоторое время пока семья сможет уделить время другим обязанностям.

Выбор имени ребенка

Параллельно с теми сложностями и пережи­ваниями, которые преследуют родителей в пер­вые дни после появления ребенка на свет, воз­никает новая, отнюдь не легкая задача - вы­бор имени для младенца. Не следует недооценивать этот поистине этапный и ответственный момент.

Необходимо выбрать разумные принципы, которые будут направлять родителей в решении проблемы имени новорожденного. Наиболее рас­пространенной и весьма тяжелой в последствиях является ошибка родителей, увлекающихся тен­денциями моды на определенные имена, которые, зачастую, оказываются гротескными элементами новояза или неприемлемыми заимствованиями. В прошлом многие проблемы снимала практика использования так называемых святцев.

Примечание

Святцы содержат месяцеслов (специальный ка­лендарь), позволяющий связывать конкретный день года с определенным религиозным событием. Было принято нарекать младенца именем святого, по­минание которого приходилась на день рождения этого ребенка. Именно поэтому существует дошед­шая до наших дней традиция праздновать т. н. День ангела (то есть день святого-покровителя).

На сегодняшний день критерий выбора име­ни всегда ситуативен и решение целиком лежит на плечах родителей. Очевидно, что руководство­ваться только красотой звучания конкретного имени или желанием увековечить имя какого-либо родственника не совсем уместно.

Мы можем выделить только некоторые аб­страктные критерии выбора.

Главное требование - имя человека не дол­жно быть «случайным».

Неразумно выбирать слишком длинное или труднопроизносимое имя, в нем нежелательно использование сложных скоплений согласных. Имя должно легко запоминаться как авто­номно, так и в сочетании с отчеством. Выбирают имя, благозвучное и изящное по форме - в будущем оно должно максимально устраивать его обладателя (здесь родители обя­заны максимально проявить возможности соб­ственной интуиции). Нельзя допускать, чтобы имя звучало диссонативно относительно соответствующей фами­лии и отчества. Согласитесь, что довольно смеш­но и нелепо звучит Венера Васильевна Корови­на и Роберт Петрович Петухов. Поэтому нельзя не согласиться с поэтом-сатириком Ю. Благовым, который осмеял желание некоторых родителей совместить в именах своих детей совсем несовме­стимые вещи.

Воспитание ребенка.

Мебель и общее убранство помещения, в котором находятся дети, не должны мешать нормальным движениям и развитию… В детской комнате должно быть просторно, ребенку необходим рабочий стол для занятий и игр, для хранения игрушек следует предусмотреть специально отведенное место. Обратите внимание: если вы делаете слишком много замечаний своим детям (не трогай! не залезай! не бегай! и т. д.), виноват не ребенок, а бездарно расставленная мебель (или ваша педагогическая бесталанность).

С самого раннего возраста приучайте ребенка поддерживать порядок в своей комнате. У него должны быть четко обозначенные обязанности по дому, посильные и необременительные. Наличие таких домашних дел дисциплинирует ребенка, приучает к труду и при умелом руководстве со стороны родителей, воспитывает его, развивает интеллект, учит этикету. Ведь участие в домашних делах вместе со взрослыми позволяет маленькому человеку взглянуть на окружающую его привычную обстановку глазами родителей, почувствовать, как его собственные усилия в том или ином деле способствуют созданию в доме уюта и красоты.
Чистота и опрятный вид родителей - одно из средств сохранения их авторитета у детей. Небритый отец, мать в грязном халате - дети невольно отмечают эти детали. Мать, забирая ребенка, например, из детского сада, должна позаботиться о своем внешнем виде. Дети склонны к сравнениям. Их наблюдательность значительно острее, чем обычно кажется родителям.

Родителям не следует читать писем детей без их согласия. Это обижает младших членов семьи и может поколебать их доверие к родителям. Следует ли стучать, входя в комнату одного из членов семьи? В разных семьях это принято по-разному. Во всяком случае, следует стучать утром и вечером, т. е. в то время, когда человек может раздеваться или одеваться.

Не обязательно говорить: «Приятного аппетита», садясь за семейный стол. Но после еды нужно сказать «спасибо» и спросить разрешения встать из-за стола, когда это необходимо сделать раньше других. Не следует делать замечаний чужим детям, особенно в присутствии их родителей или других людей.

Если дочь встречается с юношей, родителям стоит дать ей небольшую сумму денег на мелкие расходы: кино или мороженое. Не совсем удобно, чтобы всякий раз платил юноша, который тоже находится пока на попечении родителей. Другое дело, если он сам уже рабочий человек.

Список использованной литературы

1. Хороший тон: Сборник правил и советов на все случаи жизни, общественной и семейной. Репринтное издание. М.: Советский писатель, 1991.

2. Все об этикете. – М.: Вече, 2000.

3. Этикет. – М.: Цитадель-Триада, 1995.

Культурология - это наука о культуре. Предметом культурологии являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей.

Культурология - наука о множестве культур.

Культурология - наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития.

Культура – это обобщающее понятие для форм жизнедеятельности человека, созданных и создаваемых нами в процессе эволюции. Культура – это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции.

Многообразие существующих в мире философских и научных определений культуры не позволяет сослаться на это понятие как на наиболее очевидное обозначение объекта и предмета культуры и требует более четкой и узкой его конкретизации : Культура понимается как…

  • совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие;
  • «исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» (БСЭ );
  • «результат игры-сотворчества человека, направленной на эволюцию, где, с одной стороны, – игровая площадка, созданная Творцом, её условия, ресурсы и потенциал, а с другой – творчество человека, направленное на улучшение этой площадки и себя на её территории, путем приобретения опыта и знаний. Тем самым, культура есть причина и следствие обучающей игры» (Нарек Бавикян);
  • «общий объем творчества человечества» (Даниил Андреев );
  • сложная, многоуровневая знаковая система, моделирующая в каждом социуме картину мира и определяющая место человека в нем;
  • картина мира ;
  • «продукт играющего человека!» (Й.Хёйзинга);
  • «совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека» (Ю.Лотман);
  • возделывание, обработка, улучшение, совершенствование;
  • воспитание , образование , развитие морали , этики , нравственности ;
  • развитие духовной сферы жизни, искусство , творчество ;
  • творческие достижения в некоторой частной сфере, ограниченной временем, местом, или некоторым другим общим свойством (культура Древней Руси , современная культура, поп-культура , славянская культура , массовая культура , Культура древнего Египта );
  • «вся совокупность внебиологических проявлений человека» ;

Что такое – семейный этикет?

Всем знакомо слово «этикет» и его значение. Все мы стремимся произвести впечатление на людей в обществе своими манерами, умением вести беседу, образом жизни. Нам даже свойственно чуточку привирать. Но, как часто мы забываем о том, что наша семья – это маленькое общество, в котором тоже нужно вести себя по правилам.

Зачастую все случается наоборот. В домашних условиях с человека слетают все маски, и порой мы видим не учтивого, галантного гражданина, а деспота и тирана. Это совершенно неправильная позиция, поскольку семейный этикет – это основа основ всех отношений, восприятия мира и окружающей среды.

Нас формирует не общество, а домашняя среда. Дети – это уменьшенная копия родителей, они копируют все – манеры, речь, жесты. Глядя на то, как ребенок ведет себя в детском саду или в школе, можно понять, какая атмосфера царит в семье малыша. Поэтому и существуют правила семейного этикета, которыми не следует пренебрегать.

С чего начинается семейный этикет

Все начинается с малого. За нашими словами кроется великая сила, поэтому очень важно всегда говорить своим домашним: «спасибо», «пожалуйста», «приятного аппетита», «спокойной ночи». Эти слова на подсознательном уровне вырабатывают в человеке позитив, а если говорить об энергетике, то слова являются определенными «посылами» во Вселенную: что вы посылаете, то вам и возвращается.

Отношения между мужчиной и женщиной начинаются всегда романтично и необыкновенно, но почему-то, как только пара вступает в брак, романтизм исчезает. Часто женщина перестает следить за собой — она надевает халат, который снимает только тогда, когда идет «в люди».

За мужчиной тоже не заржавеет – он становится холодным и апатичным, и вечер, проведенный у телевизора или компьютера, ему кажется гораздо интересней, чем общение с женой. Это совершенно неправильная модель поведения.

Например, на Востоке женщина ходит в парандже, зато дома, для мужа, она одевается красиво, красится. Она с ним нежна и обходительна. Так и должны поступать супруги вне зависимости от того, в какой стране они живут. Женщина должна радовать супруга (мужчины любят глазами) опрятным внешним видом, приветливостью. На этом построена любовь, которая, конечно, может пройти, если люди в браке станут халатно относиться и к себе, и к партнеру.

Правила семейного этикета

Обязательно должны быть семейные вечера, совместные походы в кино, кафе, на выставки. Галантность мужчин по отношению к своей супруге должна быть не только «показной», но и в личном общении. Так, мужчина должен всегда подавать своей даме пальто, делать комплименты, обращать внимание на новое платье или белье, делать мелкие подарки даже без повода, информировать жену о том, куда он уходит и когда вернется. Эти элементарные знаки внимания делают семейную жизнь гораздо ярче и интересней.

Женщине тоже не следует отставать от своего мужчины. Выбирая духи, следует ориентироваться не только на свой вкус, но и на вкус мужа, чаще баловать мужчину его любимыми блюдами, не перебивать его, когда он рассказывает что-то очень важное. И пусть вы это уже все слышали, не стоит ему делать замечание. Если мужчина повторяется, значит, тема для него важна, и он хочет, чтобы вы его выслушали.

Нельзя критиковать мужа или жену в присутствии детей и посторонних людей. Выяснения отношений нужно спрятать от посторонних глаз и ушей. Не нужно маниакально контролировать своего мужа – проверять карманы, бумажник, звонить ежеминутно ему на работу. Это унижает мужское достоинство, он подумает, что вы ему не доверяете.

Если вашему партнеру не нравится круг вашего общения, сделайте так, чтобы со своими друзьями вы встречались на нейтральной территории, и то – не слишком часто.

Очень важным является обращения друг к другу. У всех есть милые прозвища: «зайчик, котик, солнышко и пр.», это приятно. Но в присутствии посторонних людей эти обращения, как минимум, странны. Человека следует называть только по имени!

У женщин есть такая привычка – в разговоре с подругами или знакомыми, называть своего мужа мужем, игнорируя его имя. Это моветон, таким образом, вы обезличиваете человека, присваивая ему гражданский статус «муж». Да, он муж, но у него есть имя, которое вы должны любить, если любите своего мужа.

Этикет в отношениях с родственниками

Старшее поколение также следует уважать, и из лексикона исключить такие слова, как тесть, теща, свекр, свекруха. Они – родители, они, в конце концов, бабушки и дедушки. По семейному этикету старшее поколение принято называть мама, папа, бабушка, дедушка. Если женщина не может называть маму своего супруга мамой, то нужно к ней обращаться по имени-отчеству. Также должен поступать и супруг.

Правила счастливой семейной жизни

Этикет семейных отношений прост и даже приятен, ведь каждый человек – это эхо: как его позовешь, так он и откликнется. Известный американский психолог Дейл Карнеги вывел теорию шести правил для счастливой семейной жизни:

— не пытайтесь переделать своего супруга;

— будьте друг другу признательны за счастье;

— оказывайте всегда друг другу знаки внимания;

Детский этикет

Что касаемо детского этикета, то здесь тоже следует проявить недюжинное внимание и терпение. Следует помнить о том, что, сколько ребенка не учи, он все равно будет смотреть на наглядный пример. Поэтому, если родители говорят ребенку, что хамить и оскорблять нехорошо, а сами ведут себя друг с другом по-хамски, то вряд ли ребенок поймет то, что ему сказали — он будет делать так, как видит.

Детей обязательно нужно приучать к воспитанности, учтивости по отношению к взрослым и уважению к посторонним людям. И обучать нужно в игровой форме, чтобы ребенок не потерял ощущение детства.

Этикет и семейное счастье

Все наше счастье и взаимоотношения в семье зависят от нас и только от нас. А счастливым хочет быть каждый человек. Чтобы ваша семья была счастливой, а отношения такими, как будто вы только познакомились, любите и уважайте своего друг друга. Жизнь ведь одна, и надо по максимуму показать любимым людям, как вы их любите и уважаете. Если в семье нет любви и уважения, то где еще такие отношения можно встретить. Ответ, я думаю, очевиден.

www.wild-mistress.ru

Семейный этикет

В своей статье я хочу рассказать о правилах семейного этикета. Существует противоречие между сознанием, как нужно поступать и устоявшимися привычками.

В детстве один мой знакомый посещал детский сад. Возвращаясь домой, он шел в свою комнату, где кричал, ругался матом и плакал. Так он выражал свое возмущение тем, что в садике нельзя вести себя так, как дома. Родителям важно терпеливо и доброжелательно объяснять детям необходимость соблюдения правил культурного поведения, учить их оценивать свои поступки, различать хорошие и плохие привычки.

Очень важно учить ребенка культуре общения. Манеры общения могут быть прекрасными и безобразными. Становится нормой общение матом при встрече с друзьями, на работе, в транспорте, на улице, в семье… Привычка употреблять мат – это верный признак падения культуры в обществе.

Именно в семье нужно прививать детям нетерпимость к матерным словам. Сквернословие родителей пагубно влияет на поведение ребенка. Может ли человек, употребляющий нецензурные слова, притягивать к себе людей, вызвать положительные эмоции, сделать кого-то счастливым?

Речь человека говорит о красоте или уродстве души. Употребляя нецензурные выражения, родители проявляют неуважение к окружающим их людям, оскверняя свою душу и душу ребенка. Своим поведением горе-родители никогда не научат детей думать о других, ценить человеческое достоинство, почувствовать красоту слова.

Как вы думаете, может быть счастливой семья, в которой никто никого не уважает?

Слова «здравствуйте!», «спасибо», «пожалуйста» должны усваиваться детьми с самого раннего детства.

Ваша дочь навела порядок на кухне. «Какая у меня замечательная дочка!» - говорит мама. В счастливой семье принято говорить друг другу добрые слова.

Начинать воспитание ребенка следует с себя. Ребенок анализирует наши нравственные представления, перенимает от нас наши чувства и мысли. В бережном отношении, материнской любви и нежности нуждались, и будут нуждаться дети во все времена.

Сегодня, как и много веков назад, песни материнского сердца не утрачивают свою ценность. Они несут ребенку положительные эмоции. Говорят, что напевая колыбельные песни, мама «материализует» прекрасное будущее своего ребенка, закладывает основу будущей доброты. Ребенок рождается беспомощными, и колыбельная песня связывает его с матерью крепкими духовными нитями любви и милосердия.

Я не обладала красивым голосом, но пела колыбельные своим детям от всего сердца. В колыбельных я рассказывала ребенку о своей любви и нежности к нему. Пела и гладила ему ручки, спинку, целовала глазки, вдыхала аромат его волос, ощущая невероятную привязанность, тихое материнское счастье. Видеть, как твой ребенок прижимается к тебе и сладко засыпает – умиление от чувства защищенности, которое ты ему даришь.

Материнское тепло - это ощущение родины, любви, беспечности, детства. Своей улыбкой, своим взглядом, своим прикосновением мы дарим ребенку минуты счастья.

Учите ребенка доставлять радость другим! Радуйте его маленькими подарками: игрой в его любимую игру, покупкой карандашей, вкусным угощением. Ваш ребенок принес вам маленький букет цветов, подарил вам свой рисунок, поделился конфетами… Маленькие знаки внимания доказывают взаимную любовь детей и родителей. Теплые и искренние отношения в семье - залог патриотизма, бескорыстной любви к родному дому.

Есть жизненные моменты взрослых, где неуместно присутствие детей. У детей свое окружение, свой мир, им не может быть комфортно в кругу малознакомых взрослых людей. Не демонстрируйте своим друзьям и коллегам таланты своего ребенка. Дети – не клоуны, а маленькие личности. Только в семейном кругу дети могут быть равноправными участниками торжества.

Семейный этикет – это не просто набор правил, это часть мировоззрения.

Дорогие читатели, я поделилась с вами своей точкой зрения о понятии «семейный этикет». Надеюсь, она вам когда-нибудь пригодится!

Этикет – своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения людей дома, на работе, в транспорте, принятых в данном обществе. А правила этикета предназначены для того, чтобы показать наличие внутренней этики и красоты человека.

Раньше воспитанием у детей хороших манер и поведения занимались в кадетских корпусах, в институтах благородных девиц. Теперь эти функции почти полностью (если у вас нет гувернанток) перешли на родителей.
Какие основные правила этикета необходимо соблюдать в семье с детьми?

1. «Надо вести себя так, чтобы не создавать окружающим неудобства, и относиться к ним так, как хотели бы, чтобы относились к вам» – знакомая фраза? Да, именно так нужно вести себя и взрослым, и детям не только с чужими людьми, но и с домашними.

2. Не нужно пытаться выяснять семейные отношения публично, тем более в присутствии детей и на повышенных тонах. А лучше всего не доводить ситуацию до выяснения этих самых отношений.

3. Не заходите в комнату детей без стука. Ребенок – тоже личность. Нужно уважать его право на личное пространство и возможность побыть одному. Естественно, это не касается совсем маленьких детишек, которых ни в коем случае одних оставлять нельзя.

4. Не ройтесь в личных вещах ребенка без его согласия. Некоторые родители считают вполне нормальным проверить портфель ребенка, заглянуть в его карманы. Все, вроде бы, любя, в целях профилактики, но результат может быть только один. Ребенок потеряет к вам доверие, начнет что-то от вас скрывать.

5. Не читайте письма, адресованные не вам. Даже если вы точно знаете, что ничего личного в письме нет, не открывайте его. Не ройтесь в электронной почте детей, если они не просят вас это делать.

6. Учите детей вести себя за столом. Совместные ужины или воскресные обеды в кругу семьи – прекрасный повод для привития таких навыков. Научите пользоваться столовыми приборами, не говорить с набитым ртом, не размахивать руками. Существует целый свод правил поведения за столом, ознакомьтесь с ними – литературы на эту тему предостаточно.

Умение детей правильно вести себя за столом – большой плюс. Родители будут уверены, что в любом обществе и в любой ситуации им не придется за них краснеть. Тем более, что в больших городах становятся все популярнее семейные обеды в кафе, или просто посещение их с детьми во время прогулок.

7. Внушайте уважение к чужому труду, научите ценить повседневный труд домашних.

8.Ребенок должен уметь слушать и слышать. Казалось бы, что тут сложного? Но понаблюдайте, как ведут себя некоторые дети: без конца перебивают, когда взрослые с кем-то разговаривают, требуют внимания к себе. Это касается, прежде всего, малышей. Если их переполняют эмоции, они слышат и воспринимают только себя, считая себя центром вселенной.

9. Не критикуйте детей при посторонних. Это сильно задевает их самолюбие, особенно подростков.

10. Если ребенок куда-то уходит один, он должен сказать, куда идет и во сколько вернется.

Рамками одной публикации все правила этикета расписать невозможно, но начало положено. Осваивайте, дорогие родители, тему дальше, претворяйте в жизнь и делитесь опытом.

Детям о правилах семейного этикета

Дата обновления: 03.11.2017

Дом – место, где мы расслабляемся. Или по логике, дом должен действовать на нас расслабляюще. Но это зависит от того, насколько выстроены отношения между домочадцами и какой порядок установлен в плане личных границ и взаимодействия. Нормы этикета облегчают жизнь в семье и социуме.

Многие правила поведения в семье базируются на соблюдении уважения, доверия, личных границ и вежливости. Часть из них настолько элементарны, что даже говорить о них даже неудобно. Но опыт подсказывает, что лишний раз вспомнить о них не помешает.

Итак, свод правил семейного этикета:


Дело даже не просто в умении быть тактичными и взаимно вежливыми. Семья – это оплот стабильности в нашем слишком динамичном мире. Если на протяжении лет люди не учатся эффективному взаимодействию в таком маленьком коллективе, как семья, то о какой карьере руководителя вообще можно мечтать? Ведь в любых сообществах ценится умение ладить с людьми и достигать результатов с помощью коллективной работы.

Где же этому учиться, как не в семье?

Внеклассное мероприятие «Семейный этикет»

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Тема: « СЕМЕЙНЫЙ ЭТИКЕТ»

Цель: воспитывать культуру поведения, вежливого, уважительного отношения ко всем членам семьи и к окружающим; развитие творческого оригинального мышления, сообразительности, чувства юмора, интереса к культуре человека.

Задачи: повторить и закрепить знания об этикете; находить правильное решение в различных проблемных ситуациях; узнать о правилах семейного этикета.

Оборудование: лист с файлом для индивидуального задания, презентация «Семейный этикет».

I . Организационный момент Слайд 1

Под музыку « Здравствуй, мир! Здравствуй, друг!» дети входят в класс. Каждый делает поклон гостям. Заканчивается музыка. Дети садятся.

II . Вступление Слайд 2

Учитель: Добрый день, уважаемые гости!

Мы рады приветствовать Вас на нашем занятии.

Ученик: Здравствуйте, поклонившись мы друг другу сказали,

Хотя были совсем незнакомы.

Что особенного тем мы друг другу сказали?

Больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Учитель: Самое простое слово «здравствуйте» означает: «Я вижу тебя, человек! Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, что бы ты ко мне хорошо относился».

Учитель: Ребята, а вы задумывались когда-нибудь, что же мы желаем этим словом «здравствуйте»?

Ученик: Мы желаем доброго здоровья, мира, счастья.

Учитель: Во все времена невоспитанностью и неуважением к окружающим считалось, если человек уклонялся от приветствия или не отвечал на него.

III . Сообщение темы и цели занятия.

Учитель: Ребята, а ведь приветствие – это одно из самых важных правил.

А каких это правил? (Как сказать одним словом, когда мы говорим о хороших манерах, о поведении в театре, в планетарии…?)

Ученик: ЭТИКЕТ . Слайд 3

Учитель : Послушайте короткое стихотворение и скажите о чём оно?

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Учитель: Так о чём же это стихотворение?

Ученик: О семье. Слайд 4

Учитель: Так о каком этикете мы будем говорить?

Ученик: О семейном.

Учитель: Теперь назовите тему занятия.

Ученик: Семейный этикет . Слайд 5

Учитель: Что же нам предстоит узнать по данной теме?

Ученик: Узнать, что такое «Этикет», правила семейного этикета.

Учитель: Продолжим разговор о вежливости, а главное научимся дарить любовь и радость своим близким, будем приветливыми и добрыми к окружающим.

IY . Происхождение слова «этикет»

Учитель: Зная правила этикета, вы будете чувствовать себя увереннее в семье, в обществе, не попадёте впросак, сказав или сделав такое, что по этикету считается неуважительным к семье и к окружающим. Зубрить правила не требуется, достаточно понять их смысл. Поэтому начинать о них разговор надо с истории.

Ученик: Правила этикета возникли в глубокой древности как удобные и разумные формы общения. Их существовало и существует бесконечное множество. ЭТИКЕТ – это французское слово. На одном из пышных приёмов у короля Людовика Х IY гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения.

Ученик: На французском языке карточка называется « этикетка» – отсюда и пошло слово « Этикет» . Со временем правила поведения изменились, но многие неизменны с глубокой древности.

Учитель: А вот какое определение слову «этикет» дал Сергей Ожегов в толковом словаре.

ЭТИКЕТ – установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения.

(Дипломатический этикет. Речевой этикет.)

Учитель: Давайте соберём правила этикета в один цветок. Слайд 7

(Размещаем на лепестках: в школе, в театре, в гостях, в магазине, в транспорте, в семье, на природе, во дворе.) Учитель: Мы рассмотрим всего лишь один этикет. Какой?

Ученик: Этикет в семье.

Y . Ситуация для обсуждения.

Учитель: У каждого из вас, ребята, есть люди самые близкие и любимые вам. Эти люди полюбили вас, когда вы только родились, и будут любить вас всегда.

Ученик: Родители . Слайд 9

Учитель: А как сказать одним словом? Папа, мама, брат, сестра, бабушка, дедушка…

Ученик: Семья. Слайд 10

Учитель: Слово «семья» произошло давно, когда настоящей семьёй считалась семья, которая состояла не менее чем из семи человек. В некоторых семьях было по 9, 10, 12 детей.

— Давайте о «семье» прочитаем «Раздаточный материал (Хэндаут)».

1) Почему же так дружно жили в таких больших семьях?

(Уважали старших и не обежали младших. Трудились все. Выполняли свои обязанности. Знали правила поведения в семье и их выполняли.)

Учитель: Корни этикета мы можем найти в устном народном творчестве – это пословицы. Попробуем закончить пословицы. Для этого заполним таблицу «Раздаточный материал (Хэндаут)».

В гостях хорошо, (а дома лучше).

Не нужен клад, (когда в семье лад).

Чем богаты, (тем и рады).

Когда семья вместе, (тогда и душа на месте).

Мой дом – (моя крепость).

Вывод. Прочитаем под таблицей.

ФИЗМИНУТКА Слайд 12

Учитель: Проверим на сколько хорошо вы знаете вежливые слова.

Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять надо только тогда, когда я назову «волшебное» слово.

— Дружно встали на разминку, пожалуйста.

— Для начала мы с тобой,

Повращаем головой, пожалуйста.

— Оборот и оборот,

А потом наоборот, пожалуйста.

— Поднимаем руки вверх, будьте любезны,

— Плавно опускаем вниз, пожалуйста.

— Повороты влево – вправо, будьте добры,

Это лёгкая забава.

Приседаем быстро, ловко.

Здесь видна уже сноровка.

Извините, а теперь ходьба на месте,

Это тоже интересно.

— Отдых кончен наш, ребята,

Будьте любезны , нам пора опять за парты.

Учитель: Ребята, ваши родители всегда будут любить и заботиться о вас. Но придёт время, когда и вам придётся ухаживать за своими родителями. Давайте посмотрим со стороны, как некрасиво поступают со своими родителями некоторые подростки.

Сценка 1 Слайд 13

(Девочка собирается на дискотеку, примеряет наряды, небрежно бросая не понравившиеся.)

Мама: Седа, положи вещи на место!

Девочка: Мама, отстань! Не видишь, я тороплюсь!

Мама: Ты когда вернёшься?

Мама: Я сегодня устала на работе, хотела лечь спать пораньше. А ты свой ключ потеряла. Как дверь откроешь?

Девочка: Так тебе и надо! Может, быстрее мне новый ключ закажешь! Ну, ладно некогда мне!

Мама: До свидания, дочка.

Учитель: Знает ли девочка правила семейного этикета?

Ученик: Не знает.

Учитель: За что мы осуждаем девочку?

Ученик: За грубость, за неуважительное отношение к маме.

Учитель: Какие правила этикета ей надо выполнять.

Ученик: Говорить с мамой мягко и по — доброму.

Употреблять вежливые слова: извини, пожалуйста.

Сообщить маме во сколько вернётся.

Уважать маму, не обижать.

Сценка 2 Слайд 14

(Входит Борька с другом. Их в прихожей встречает бабушка.)

Борька: Идём, идём. Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция.

Бабка: (Одёрнув кофточку и поправив платок, тихо).

— Обидеть, что ударить, приласкать – надо слово искать…

Друг: А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои, и чужие. Она у нас главная.

Борька: Как это — главная?

Друг: Она старенькая, всех вырастила. Её нельзя обижать. А что же ты со своей так? Смотри, отец взгреет!

Борька: Не взгреет. Он сам с ней не здоровается!

Друг: (покачивая головой) Чудно! Теперь старых все уважают! Вот у одних в нашем дворе старичку плохо жилось, так теперь ему платят родные. Суд постановил. А стыдно-то как перед соседями, жуть!

Борька (покраснев): Да мы свою бабку не обижаем. Она у нас сыта и здорова.

(Борька прощается с другом, но задерживает его у дверей.)

Борька: Бабка, иди сюда!

Борька (другу): Вот попрощайся с моей бабушкой.

Учитель: Что вас возмутило?

Ученик: Грубое отношение Борьки к своей бабушке.

Учитель: А что можно сказать о друге?

Учитель: В какой семье соблюдаются правила семейного этикета?

Ученик: В семье друга?

Учитель: Повлияли слова друга на Борьку? Докажите.

Ученик: Борька назвал бабку «бабушкой» и пригласил её для прощания с другом. Так принято по этикету.

YI . Правила семейного этикета.

Учитель: Прочитаем и запомним самые основные правила семейного этикета на с. 11.

Комфортной домашнюю жизнь делают слова… Слайд 14

Всегда сообщай членам семьи… Слайд 15

Для всех домочадцев обязательными являются… Слайд 16

Резкий и требовательный тон… Слайд 17

Уважай родителей … Слайд 18

7. Игра – соревнование «Правила семейного этикета»

Учитель: У вас на партах файл с таблицей. Вам необходимо составить правила семейного этикета и записать их в таблицу. Побеждает та пара, которая сумеет за короткое время составить как можно больше правил семейного этикета.

1 ряд составляет правила «Как вести себя дома».

2 ряд составляет «Правила поведения и этикета за столом».

3 ряд составляет « Правила поведения в гостях ».

(Звучит лёгкая музыка)

Проверка. (Дети зачитывают правила. Подкрепляется ответ слайдами.)

«Как вести себя дома» Слайд 19

1) Следи за порядком в своей комнате.

2) Никогда не порти книжки.

3) Не рисуй на обоях.

4) Учись правильно одеваться.

5) Не прыгай с высоких предметов.

«Правила этикета за столом» Слайд 20

1) Сиди за столом спокойно.

2) Во время еды нельзя разговаривать.

3) Дуть на горячий чай или суп нет смысла.

4) Пить чай, компот нужно бесшумно, не прихлёбывая.

5) Нельзя вылизывать тарелку.

6) Всё, что положили в тарелку нужно съесть.

Правила поведения в гостях. Слайд 21

1) Не приходи в гости без приглашения.

2) Не приходи раньше назначенного срока.

3) Не опаздывай к назначенному часу.

4) Приходя, разувайся в коридоре.

5) Умей пользоваться столовыми приборами.

6) Перед тем как сесть за стол помой руки.

7) Уходя, поблагодари хозяев за приём.

8) Не мусори в гостях.

8. Игра «Этикет улицы».

* Как вы поведёте себя при встрече на улице со своим знакомым?

А. На ходу крикну «Привет!» или помашу рукой.

Б. Захочу пообщаться, остановлюсь.

В. После приветствия слегка замедлю шаг, предоставляя знакомым возможность самим проявить инициативу.

1) В толпе лучше обойтись без бурных эмоций. И уж тем более не рекомендуется тормозить уличное движение, останавливаясь посреди тротуара. Кстати, если вас обогнал знакомый, он должен поздороваться первым.

2) Второй вариант вполне приемлем, если вы уверены, что ваши знакомые тоже расположены к разговору.

3) Третий вариант выбрали самые тактичные люди. Действительно, пусть знакомые сами решат – понять или не понять ваш намёк на возможность.

Учитель: По какой теме мы работали на занятии?

Ученик: Семейный этикет.

Что нового для себя узнали?

Ученик: Узнали что такое «этикет».

Учитель: Чему учились?

Ученик: Учились составлять правила этикета.

Учитель: Давайте с помощью мимики покажем своё настроение (улыбка), с помощью жестов поблагодарим друг друга за работу (аплодисменты) и скажем все вместе «Спасибо ». Слайд 22

Учитель: Ваш класс – это маленькая семья. И хочется, что бы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание. Прекрасного дня вам, солнечных улыбок.

(Звучит музыка. Дети выходят из класса.)

1. Андреева Е.А., Разваляева Н.В. Портфолио / М.: Планета, 2012.

2. Дик Н.Ф. Начальная школа: премудрости маркиза Этикета, или уроки вежливости на каждый день/ Ростов н/Д: Феникс, 2008.

3. Смирнов Н.А. Этика и этикет младших школьников: Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов/ Ред. Л.В. Кузнецова, Г.С. Семёнов – М.: Школьная Пресса. 2002.

5. Шалаева Г.П., Журавлёва О.М., Сазонова О.Г. Правила поведения для воспитанных детей/ — М.: Филологическое общество «Слово»; Эксмо, 2006.

5. Шалаева Г.П. Правила поведения и этикета за столом/ М.: АСТ: Слово, 2010.

Занятие внеурочной деятельности по теме «Семейный этикет» соответствует государственным общеобразовательным стандартам второго поколения. Посвящено вопросам этики и этикета. Актуально для детей данного возраста.

В ходе занятия второклассники продолжили разговор о культуре поведения, вежливого, уважительного отношения ко всем членам семьи и к окружающим, повторили и закрепили знания об этикете, узнали о правилах семейного этикета, находили правильное решение в различных проблемных ситуациях.

Организованный вход детей в класс под музыку «Здравствуй, мир! Здравствуй, друг!» сплачивает детский коллектив, а поклон гостям выражает умение детей пользоваться правилами этикета при встрече. Подтверждением этого стали стихи о вежливости, прочитанные ученицами из глубины души. Им удалось донести до слушателей, что простое слово «здравствуйте» означает: «Я вижу тебя, человек! Ты мне приятен!»

3- классники знают, что произнося слово «здравствуйте», мы желаем друг другу доброго здоровья, мира, счастья.

Не сразу ребятам удалось определить, что слова приветствия относятся к одному из самых важных правил. После наводящих вопросов прозвучал ответ, что слова приветствия – это правила этикета. Послушав стихотворение о семье, дети определили, что говорить будут о семейном этикете. Об истории этикета узнали от своих одноклассников, которые подготовили рубрику «А знаешь ли ты?». А вот о значении слова «этикет» узнали из толкового словаря Сергея Ожегова.

С огромным восторгом собирали правила этикета в один цветок «Цветик – семицветик». Узнали, что существуют правила этикета не только в лицее, в транспорте, в театре, в доме, в гостях, но и в поликлинике, в магазине, в природе. Удивление вызвало то, что существуют правила этикета в подъезде и во дворе. Решили, что всем необходимо заботиться о чистоте, порядке и красоте подъезда и двора.

Корни этикета можно найти и в устном народном творчестве – это пословицы. Эти моменты занятия воспитывали в детях уважительное отношение ко всем членам семьи, ценнейшие качества человека: доброту, отзывчивость, скромность, а также прививались этические качества личности и нормы поведения в обществе. О том, как некрасиво поступают со своими родными подростки и младшие школьники ребята увидели во время инсценировки. Они критиковали, осуждали поведение невоспитанных детей за невыполнение правил семейного этикета. Указывали на то, что с мамой необходимо говорить мягко и по-доброму, уважать, не обижать маму, употреблять вежливые слова. Особенно потрясла ребят та история, в которой они увидели негативное обращение главного героя к своей бабушке. Дети убедительно доказывали, что в любой семье бабушка самая главная. Она прожила долгую жизнь, много испытаний выдержала. К её советам надо внимательно прислушиваться. У бабушки неважное здоровье, поэтому не мешает ей чаще помогать.

Ребята прочитали и запомнили самые основные правила семейного этикета по учебнику «Портфолио». Далее предстояло соревнование «Правила семейного этикета». Теперь на практике нужно было доказать, какие правила этикета существуют в каждой семье. Первый ряд составлял правила этикета «Как вести себя дома», второй ряд – «Правила поведения и этикета за столом», третий ряд – «Правила поведения в гостях». Работа шла в парах. Старались составить как можно больше правил семейного этикета. Шло бурное обсуждение. Проверка этой игры доказала о сформированности у обучающихся понимания необходимости выполнения правил поведения за столом, в гостях, дома, о формировании задатков самоконтроля в поведении детей, о воспитании доброжелательной атмосферы в их взаимоотношениях.

Во время подведения итога занятия, дети с помощью мимики показали своё настроение (улыбка), с помощью жестов поблагодарили друг друга за работу (аплодисменты) и сказали все вместе «спасибо».


Top