Формирование логического мышления детей младшего дошкольного возраста. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством игровых занятий Педагогика этапы развития логического мышления дошкольников

Дошкольный возраст – период, когда создается база, фундамент для полноценного психического развития ребенка в старшем возрасте. Чтобы малыш испытывал интерес к познанию нового, не боялся трудностей, умел их преодолевать, необходимо позаботиться о всестороннем развитии дошкольника. Особенно следует внимательно отнестись к развитию логического мышления ребенка.

Развитие логического мышления

Дети уже в раннем дошкольном возрасте сталкиваются с многообразием размеров, форм, цвета предметов, находящихся вокруг. Восприятие окружающего мира идет без специальной подготовки. Однако, если усвоение происходит интуитивно, оно чаще всего бывает неполноценным, поверхностным.

Развитие логики и мышления является неотъемлемой частью успешной подготовки ребенка к школе и его гармоничного развития.

Старший дошкольный возраст знаменуется началом появления знаково-символической функции сознания. Этот период обретает важность в целом для умственного развития, для формирования готовности к школьному обучению.

Для обозначения предметов, последовательностей, множеств принято использовать знаковую символику, с чем и знакомят детей в период подготовки к школе. Малыши активно ее принимают.

Особенно, если такие модели придумывать сообща, акцентируя внимание на использовании обозначений не только словами, но и графически (например, в одну группу предметов попадают не только прямоугольники, но и другие фигуры, у которых 4 угла, делается акцент на число “4”).

Родителям для развития логического мышления ребенка

Дошкольник, который умеет пользоваться логическими операциями, обречен на успешное обучение, отсутствие проблем в познавательной сфере, так как интеллектуальный уровень поможет справиться с трудностями.

Если вы хотите помочь ребенку быть благополучным, советуем воспользоваться следующими развивающими заданиями. Они превратят ваше общение в веселую и полезную игру.

Чтобы начать занятия с ребенком, не обязательно иметь педагогическое образование.

Устные игры

Игры со словами – простые, доступные, не требующие особой подготовки, могут проводиться в любом удобном месте. Такие задания развивают кругозор, уточняют, обогащают словарный запас. Выбирайте те, которые учат находить аналогии, обобщать, классифицировать предметы и явления по группам, проводить логические связи.

  • Придумать новую концовку для известной сказки;
  • Сочинить историю, стихи сообща, то есть один начинает, другой по смыслу продолжает;
  • Поиграть в «разгадалки»: родитель загадывает предмет, объект или явление и предлагает ребёнку отгадать его, используя вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет»;
  • Поиграть в «верю - не верю». Вы произносите утверждение, например, «Все собаки породистые» или «Груша – это дерево». Ребенок отвечает, верное ли данное предложение. Если ответы и решения спорные, тем лучше, есть возможность поразмыслить и прийти к ответу, рассуждая логически.

Игра “Ассоциации” (развиваем словесно – логическое мышление)

Задание: подобрать подходящее слово к указанному по определенному признаку, соответствующему тому, который присутствует в предыдущей паре, объяснить свой выбор.

Например, птица – гнездо, человек – ?. Птица живет в гнезде, значит, к слову “человек” подберем слово, обозначающее жилье, – “дом”.

  • Глухой – песня, слепой – … (картина);
  • Самолет – летчик, автобус – … (водитель);
  • Лето – кепка, зима – … (шапка);
  • Половник – кастрюля, ложка – … (бокал, стакан);
  • Ложка – суп, вилка – … (салат, картофель, мясо, вермишель) и др.

Игра «Назови одним словом» (развиваем логические операции классификации, обобщения)

Задание: представленную группу слов необходимо назвать одним обобщающим словом, объяснить свое решение.

  • Кисель, компот, чай, морс (напитки);
  • Микроволновая печь, пылесос, фен, хлебопечка;
  • Гнездо, дупло, нора, муравейник;
  • Велосипед, самокат, самолет, мотоцикл;
  • Пекарь, экскурсовод, швея, продавец и др.

Игры с использованием карточек, бумаги, ручки

Дошкольникам нравятся игры с использованием ярких картинок. Необходимо этим воспользоваться, применив не только карточки, но и ручку с бумагой. Предложенные идеи можно дополнить своими, усложнив или упростив по своему усмотрению.

  • Используйте игры на сравнение и группировку предметов;
  • Применяйте готовые головоломки со спичками;
  • Составляйте связные рассказы по сюжетным картинкам. Полезно будет в начале предложить их ребенку в неправильной последовательности;
  • Проходите лабиринты, спасая героев, разгадывайте ребусы и головоломки на бумаге.

Настольные игры

Красочные коробки с наборами рисунков, правилами, фигурками привлекают не только дошкольников, но и их родителей. Вечер, проведенный в тесном семейном кругу, полезен как для общения с домашними, так и для развития маленького непоседы. Лото, морской бой, шахматы – классические игры, проверенные временем.

Это занятия, которые всегда будут актуальными, подходят для семейного отдыха. Они учат красиво побеждать и принимать поражения, получать удовольствие от общения и процесса игры.

Кроме того, фишки и картинки из настольных игр можно использовать для обучения. Рассмотрим несколько способов.

  • Предлагайте дошкольнику узнать предметы с закрытыми глазами, на ощупь;
  • Располагайте предметы по определенному алгоритму. Например, составляйте из них последовательности: возрастающую, убывающую, по цветам, размеру, форме;
  • Изучайте с помощью домино и тримино счёт, сложение и вычитание.

Заключение

Развивать и тренировать логическое мышление в дошкольном возрасте можно и нужно разными способами. Важно, чтобы развитие познавательных способностей осуществлялось не спонтанно, а целенаправленно. Основная задача родителей – отыскивать и предлагать ребёнку интересные дидактические игры, развивающие задания или другие интересные форматы занятий, которые будут стимулировать развитие ребёнка в правильном направлении.

дипломная работа

1.2 Особенности формирования операций логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

В рамках культурно-исторической теории высших психических функций Л.С. Выготского проблема мышления рассматривается как проблема умственного развития ребенка. Отстаивая формулу «выведение индивидуального из социального».

Л.С. Выготский писал: «Все высшие психические функции суть интериоризованные отношения социального порядка… Их состав, генетическая структура, способ действия - одним словом, вся их природа социальна…». Мышление формируется и развивается на протяжении детства под влиянием условий жизни и воспитания. Формирование и развитие мышления у детей происходит не само собой, не стихийно. Им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребенка. Опираясь на опыт, имеющийся у ребенка, взрослые передают ему знания, сообщают ему понятия, до которых он не смог бы додуматься самостоятельно, и которые сложились в результате трудового опыта и научных исследований многих поколений.

Под влиянием взрослых ребенок усваивает не только отдельные понятия, но и выработанные человечеством логические формы, правила мышления, истинность которых проверена многовековой общественной практикой. Подражая взрослым и следуя их указаниям, ребенок постепенно приучается правильно строить суждения, правильно соотносить их друг с другом, делать обоснованные выводы.

Область познаваемых дошкольником предметов и явлений окружающей действительности значительно расширяется. Она выходит за пределы того, что происходит дома или в детском саду, и охватывает более широкий круг явлений природы и общественной жизни, с которыми ребенок знакомится на прогулках, во время экскурсий или же из рассказов взрослых, из прочитанной ему книги и т. д.

Развитие мышления ребенка-дошкольника неразрывно связано с развитием его речи, с обучением его родному языку.

В умственном воспитании дошкольника все большую роль играют наряду с наглядным показом словесные указания и объяснения родителей и воспитателей, касающиеся не только того, что ребенок воспринимает в данный момент, но и предметов и явлений, о которых ребенок впервые узнает при помощи слова.

Необходимо, однако, иметь в виду, что словесные объяснения и указания понимаются ребенком (а не усваиваются механически) лишь в том случае, если они подкрепляются его практическим опытом, если они находят опору в непосредственном восприятии тех предметов и явлений, о которых говорит воспитатель, либо в представлениях ранее воспринимавшихся, сходных предметов и явлений.

Здесь необходимо помнить указание И. П. Павлова относительно того, что вторая сигнальная система, составляющая физиологическую основу мышления, успешно функционирует и развивается лишь в тесном взаимодействии с первой сигнальной системой.

В дошкольном возрасте дети могут усвоить известные сведения о физических явлениях (превращение воды в лед и, наоборот, плавание тел и т. д.), познакомиться также с жизнью растений и животных (прорастание семян, рост растений, жизнь и повадки животных), узнать простейшие факты общественной жизни (некоторые виды труда людей).

Дошкольник начинает интересоваться внутренними свойствами вещей, скрытыми причинами тех или иных явлений. Эта особенность мышления дошкольника ярко обнаруживается в бесконечных вопросах--«почему?», «зачем?», «отчего?», которые он задает взрослым.

Е. Кошевая, описывая детство Олега, рассказывает о бесчисленных вопросах, которыми он засыпал своего деда: «Дедусь, а почему пшеничный колосок такой большой, а ржаной -- меньше? Почему ласточки на провода садятся? Думают, длинные ветки, да? А почему у лягушки четыре ноги, а у курицы -- две?»

В пределах известного ему круга явлений дошкольник может понять некоторые зависимости между явлениями: причины, лежащие в основе простейших физических явлений («Банка легкая, потому что она пустая», - говорит шестилетний Ваня); процессы развития, лежащие в основе жизни растений и животных (пятилетняя Маня прячет косточку съеденного персика: «Я посажу ее в вазон, и вырастет персиковое дерево», - говорит она); общественные цели человеческих действий («Водитель троллейбуса быстро едет, чтобы дяди и тети на работу не опоздали», - говорит пятилетний Петя).

В связи с изменением в дошкольном возрасте содержания детского мышления изменяется и его форма. Если у преддошкольника, как уже говорилось ранее, мыслительные процессы неразрывно связаны с внешними предметными действиями, то у дошкольника эти процессы приобретают относительную самостоятельность и начинают при определенных условиях предварять практическую деятельность.

Внутри практической деятельности дошкольника выделяются и приобретают относительную самостоятельность особые внутренние мыслительные процессы, которые предвосхищают и определяют выполнение внешних предметных действий, направленных на достижение требуемого практического результата.

Формирование у ребенка качественно нового мышления связано с освоением мыслительных операций. В дошкольном возрасте они интенсивно развиваются и начинают выступать в качестве способов умственной деятельности. В основе всех мыслительных операций лежат анализ и синтез. Дошкольник сравнивает объекты по более многочисленным признакам, чем ребенок в раннем детстве. Он замечает даже незначительное сходство между внешними признаками предметов и выражает различия в слове.

Правильно относя к группе плодов яблоко, грушу, сливы и т. д., дошкольник на вопрос, что такое плод, отвечает не общим положением (плод - это часть растения, состоящая из семени, и т. д.), а описанием какого-нибудь конкретного, ему известного плода. Например, он говорит: «Это, как груша. Его можно есть, а в середине косточки, их сажают в землю, и вырастает дерево».

У дошкольника изменяется характер обобщений. Дети постепенно переходят от оперирования внешними признаками к раскрытию объективно более существенных для предмета признаков. Более высокий уровень обобщения позволяет ребенку освоить операцию классификации, которая предполагает отнесение объекта к группе на основе видо-родовых признаков. Развитие умения классифицировать предметы связано с освоением обобщающих слов, расширением представлений и знаний об окружающем и умением выделять в предмете существенные признаки. Причем, чем ближе предметы к личному опыту дошкольника, тем более точное обобщение он делает. Ребенок, прежде всего, выделяет группы предметов, с которыми он активно взаимодействует: игрушки, мебель, посуду, одежду. С возрастом возникает дифференциация смежных классификационных групп: дикие и домашние животные, чайная и столовая посуда, зимующие и перелетные птицы.

Младшие и средние дошкольники выделение классификационных групп нередко мотивируют совпадением внешних признаков («Диван и кресло вместе, потому что стоят в комнате») или на основе использования назначения предметов («их едят», «их на себя надевают»). Старшие дошкольники не только знают обобщающие слова, но и, опираясь на них, правильно мотивируют выделение классификационных групп.

Если знаний о предмете не хватает, то ребенок снова начинает опираться в классификации на внешние, несущественные признаки.

Развитие мыслительных операций приводит к формированию дедуктивного мышления у ребенка, под которым понимается умение согласовывать свои суждения друг с другом и не впадать в противоречия. Первоначально ребенок, хотя и оперирует общим положением, обосновать его не может или дает случайные обоснования. Постепенно он переходит к правильным выводам.

Несмотря на то, что в дошкольном детстве мышление носит ярко выраженный наглядно-образный характер, на протяжении этого возрастного периода интенсивно развивается способность к обобщению.

Дошкольники обобщают предметы и явления по существенным признакам, отвлекаясь от менее существенных, второстепенны

Наблюдая за развитием понимания различного рода явлений, можно видеть, как ребенок на протяжении дошкольного возраста переходит от обобщений по внешнему, случайному сходству между предметами к обобщениям по более существенным признакам.

В качестве более существенных признаков дошкольники часто выделяют назначение предметов, способ их употребления в быту и трудовой деятельности людей. На вопрос: «Что такое лошадь?» -- дошкольник отвечает: «Это чтобы на ней ездить». На вопрос: «Что такое лопата?» он отвечает: «Это чтобы ею копать».

К концу дошкольного возраста ребенок может усвоить не только видовые, но и родовые понятия, соотнося их определенным образом друг с другом.

Так, ребенок не только всех собак различного цвета, размера и формы называет собаками, но и всех собак, кошек, лошадей, коров, овец и т. п. относит к группе животных, т. е. делает обобщение второго порядка, усваивает более общие понятия. Он также может сравнивать, сопоставлять между собой не только конкретные предметы, но и понятия. Например, старший дошкольник может рассуждать по поводу того, какое различие существует между дикими и домашними животными, между растениями и животными и т. д.

Воспитатель знакомит ребенка с окружающей действительностью, сообщает ему ряд элементарных знаний о явлениях природы и общественной жизни, без чего развитие мышления было бы невозможно.

Обучая детей-дошкольников, необходимо учитывать их возрастные особенности -- ограниченность жизненного опыта и конкретный, наглядно-образный характер мышления. Следует подкреплять даваемые ребенку словесные объяснения и указания показом наглядного материала, и по возможности обеспечить практические и игровые действия с этим материалом.

Вместе с тем, исходя из наличного уровня развития мышления детей, воспитатель должен вести их вперед, учить их анализировать и синтезировать наблюдаемые предметы, выделять в этих предметах существенные признаки и обобщать на этой основе свой жизненный опыт.

Необходимой предпосылкой развития мышления ребенка является обогащение его опыта, сообщение ему новых знаний и умений. Однако следует указать, что простое запоминание отдельных фактов, пассивное усвоение сообщаемых знаний еще не может обеспечить правильного развития детского мышления.

Для того чтобы ребенок начал мыслить, перед ним необходимо поставить новую задачу, в процессе решения которой он мог бы использовать приобретенные ранее знания применительно к новым обстоятельствам.

Большое значение в умственном воспитании ребенка приобретает, поэтому организация игр и занятий, которые развивали бы у ребенка умственные интересы, ставили перед ним определенные познавательные задачи, заставляли самостоятельно производить определенные умственные операции для достижения нужного результата. Этому служат вопросы, задаваемые воспитателем во время занятий, прогулок и экскурсий, дидактические игры, носящие познавательный характер, всякого рода загадки и головоломки, специально предназначенные для стимуляции умственной активности ребенка.

У детей дошкольного возраста происходит интенсивное развитие мышления. Ребенок приобретает ряд новых знаний об окружающей действительности, научается анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать свои наблюдения, т.е. производить простейшие умственные операции

Арифметические задачи как средство развития у детей логического мышления

Интегрированные занятия как условие формирования толерантных качеств детей старшего дошкольного возраста

С самого рождения ребенок включается в систему социальных связей и приобретает определенный социальный опыт, который усваивается на протяжении всего детства и является доминирующей стороной в развитии личности...

Логико-математические дидактические игры в работе со старшими дошкольниками

Народная сказка, как средство формирования дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста

В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности нравственного воспитания. Это многом обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере...

Проблемы формирования логического мышления детей младшего школьного возраста

Прежде чем рассмотреть формирование логического мышления у детей младшего школьного возраста, определим, что такое мышление как познавательный процесс. Мышление - опосредованное и обобщенное отражение существенных...

Мышление - вид интеллектуальной деятельности, процесс решения задач, связанный с открытием человеком нового знания для себя . Мышление - процесс познавательной деятельности индивида...

Психолого-педагогические условия развития мышления детей старшего дошкольного возраста

В философии термин "условие" трактуется как категория, выражающая отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может; условия составляют ту среду, обстановку, в которой явление возникает...

Психолого-педагогические условия развития мышления детей старшего дошкольного возраста

Безусловно, что развитие ребенка должно происходить в определённых условиях, в определенной среде. Важным педагогическим условием развития мышления детей является развивающая среда...

Развитие логического мышления младших школьников в процессе рисования с натуры

Прежде чем рассмотреть развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста, определим, что такое мышление как психофизиологический процесс в целом. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями...

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей...

Роль отца в формировании личности детей старшего дошкольного возраста

Развитие человека - очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Изменение в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в детском возрасте...

Этические беседы как метод формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о поведенческой культуре

По утверждению И.Н. Курочкиной в содержании поведенческой культуры дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: - культура деятельности; - культура общения; - культурно-гигиенические навыки и привычки . Е.А. Алябьева считает...

Опыт работы воспитателя детского сада. Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр

ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников.
В соответствие с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада, человека любознательного, активного, понимающего живое, обладающего способностью решать интеллектуальные задачи. Развитие логического мышления – это залог успешности выпускника детского сада в школе. От уровня состояния компетентности, успешности, логичности зависит наше будущее.
Дошкольный возраст является крайне благоприятным для развития логического мышления, при условии, что этот процесс построен на использовании возможностей наглядно-образного мышления, присущего ребенку в данном возрасте.
Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности. Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики. Требования ФГОС ДО к результатам освоения программы предоставлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
На завершающем этапе:
- ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.
-ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
-ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Современная педагогическая и методическая литература предлагает педагогам разнообразные методики, стимулирующие интеллектуальное развитие дошкольников. Однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить технологичность этого процесса. Практически работа над развитием логического мышления ребёнка идёт без осознания значимости психологических приёмов и средств в этом процессе. Практика работы с детьми старшего дошкольного возраста выявила, что дети часто не могут вычленить признаки обобщения, называя само обобщающее понятие, познавательная активность зачастую снижена, а это тормозит развитие творческой личности.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий для развития активного познания окружающего мира, логического мышления старших дошкольников посредством использования в образовательном процессе занимательного дидактического материала.
В основе педагогического опыта лежат идеи отечественных и зарубежных педагогов-психологов на проблемы развития мышления: С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выготского, П.П. Блонского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Е.А.Вяхирева, А.И.Мещерякова, Н.А.Менчинской, Д.Б.Эльконина, А.В.Запорожца, А.В. Брушлинского, Ж.Пиаже, М.Монтессори, и др).
Мышление - высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств - эти единственные каналы связи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые ставит жизнь, человек размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.
Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли - сложный процесс, который состоит, прежде всего, в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.
Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, - деятельность активная, требующая сосредоточенного внимания, терпения. Реальный процесс мысли - это всегда процесс не только познавательный, но и эмоционально-волевой.
Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово - устное и письменное. Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение. Облекаясь в словесную форму, мысль вместе с тем формируется и реализуется в процессе речи.
Мышление неразрывно связано с практической деятельностью людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Действуя, человек решает какие-либо задачи. Практическая деятельность - основное условие возникновения и развития мышления, а также критерий истинности мышления.
К основным мыслительным операциям учёные относят:
1. Анализ. При анализе происходит мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. Например, чтобы сделать заключение о свойствах какого-либо сложного механизма, необходимо исследовать, из чего он сделан и из чего сделана каждая его деталь, то есть, провести анализ.
2. Синтез. Это обратный анализу процесс. При синтезе происходит мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Например, исследуя составные элементы сложного механизма, можно представить, как будет работать весь механизм в целом. Синтезу всегда предшествует анализ. В мыслительной деятельности синтез и анализ тесно взаимосвязаны.
3. Сравнение – это установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками.
4. Абстракция. Заключается в выделении каких-либо свойств, признаков изучаемого объекта и представление этих признаков, свойств в виде самостоятельного объекта мышления. Например, абстракцией является понятие цвета, если мы не уточняем предмет, который обладает этим цветом. Говоря «зелёный» мы отделяем это понятие от предметов и мысленно можем приставить понятие «зелёный» к различным объектам, например, зелёное небо, зелёный человек и т.д., то есть, абстрактное понятие превращается в самостоятельный объект. Абстрагирование обычно осуществляется в результате анализа. Именно путём абстрагирования были созданы такие абстрактные понятия как длина, широта, количество, равенство и др.
5. Конкретизация. При конкретизации происходит возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания. К конкретизации обращаются в том случае, если высказанная мысль оказывается непонятной другим или необходимо показать проявление общего в единичном.
6. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
Психолого-педагогические исследования учёных доказали, что основные логические умения формируются у детей, начиная с 5-6-летнего возраста. Концепция развивающего обучения Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова, педагогические эксперименты психологов и педагогов убедительно продемонстрировали огромный потенциал детских способностей и доказали, что основным условием развития мышления детей является их целенаправленное воспитание и обучение посредством игровой деятельности
В 2011-2015 гг. темой работы было «Развитие элементов логического мышления у детей дошкольного возраста».
Работа над опытом проходила: В 2011- 2013гг. – группа от 5 до 7 лет В 2013- 2015гг. – группа от 3 до5 лет.
Цель: создание условий для формирования логического мышления у детей через развивающие игры и упражнения.
Задачи:
1.Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать и разработать систему использования игр, развивающих логическое мышление детей дошкольного возраста;
4. Разработать серию конспектов; логических задач, проблемных ситуаций, с использованием развивающих игр, построенных на технологии сотрудничества.
5. Повысить педагогические компетенции родителей по проблеме развития познавательных способностей детей.
6. Провести анализ эффективности проделанной работы.
Обязательным условием работы было: целенаправленно вести развитие мыслительных способностей дошкольников в играх, в игровых ситуациях на занятиях, при решении проблемных ситуаций в интеллектуальных играх,
Основываясь на вышеназванных теоретических положениях о развитии мышления детей, было проведено исследование по развитию логического мышления у детей старшего и среднего дошкольного возраста. Использовались методики Р. Немова,
«Нелепицы», цель: оценить представления ребенка об окружающем мире, о логических связях между объектами этого мира: людьми, животными, природой;
«Раздели на группы» цель: диагностика восприятия и логического мышления. Определение и анализ диагностического исследования начального этапа позволили выделить следующие результаты:
После проведения первичной диагностики в 2011г. выяснилось, что 11,1% детей имеют очень низкий уровень, 27,8% - низкий уровень, у них низкий познавательный интерес; слабо развиты умения анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать; с занимательным материалом играют редко, он их интересует от случая к случаю (например, если яркие картинки или знакомые герои из мультфильмов), не развита связная речь дошкольников. 55,5% имели средний уровень развития логического мышления. В ходе обследования было выявлено, что дошкольники быстро теряли интерес к занятиям, отмечалась утомляемость, рассеянность внимания, что снижало обучающий эффект занятия. Лишь 5,56% детей отличает гибкость мышления, умение сопоставлять, делать логические выводы, предсказывать последствия, замечательная способность разбираться в прекрасном, изобретательность. Сосредоточенность и умение настойчиво заниматься какой-либо деятельностью формируется даже у чрезмерно активных детей. Они становятся менее раздражительными, у них снижается склонность к деструктивному поведению. Развитие логического мышления в дошкольном возрасте способствует в будущем быстрому запоминанию школьного материала. Как результат, такие дети более независимы и, как правило, выполняют сами школьные задания.
На основании проведенного диагностического обследования определилась необходимость активизации работы в данном направлении.
Работая в группе от 4 до 5 лет и имея положительный опыт работы по развитию логического мышления у старших дошкольников, я сочла возможным начать процесс формирования логических приемов мышления с более раннего возраста – с 4 – 5 лет.
Основывала я свой выбор по нескольким причинам.
1. Группа детей, с которыми я работала второй год, показала свою контрастность в плане общего развития. Некоторые дети опережают своих сверстников. Они любопытны, пытливы, проявляют большой интерес к новому, неизвестному, при этом обладая неплохим запасом знаний. Это дети, которым дома уделяется большое внимание со стороны взрослых.
Такие ребята, придя в детский сад, должны подниматься на более высокую ступень, тренируя свой интеллект в игровой деятельности.
Для этого педагогу необходимо создать хорошую развивающую среду, максимально отвечающую потребностям ребенка.
Учитывая психологические особенности детей среднего возраста (начало формирования детских взаимоотношений) я уделила игре большую роль – роль сближения детей в работе парами, группами. Итогом должно стать получение совместных результатов деятельности, ощущение радости за себя и своих сверстников.
Для эффективности работы по развитию логического мышления я использую разнообразные методы обучения; практические, наглядные, словесные, игровые, проблемные, исследовательские.
Наглядные: наблюдения, демонстрация (тематических картинок, видео, презентации,); атрибуты к дидактическим играм, настольные игры;
Словесные: - загадки-загадки, игры на развитие воображения. Используем широкую тематику: о домашних и диких животных, одежде, питании и т. д.
Практические : упражнения, познавательные игры.

В процессе развития логического мышления детьми дошкольного возраста значительное место отвожу различным средствам:
игровым формам в познавательной деятельности: методика ТРИЗ. игровые проблемные ситуации лото, парные картинки, магнитную, крупную и гвоздиковую мозаики, набор кубиков из 4 – 9 штук, развивающие игры («Сложи узор», «Геометрический конструктор» «Цветные палочки Кьюизенера»; «Блоки Дъенеша» дидактические игры «Числовые карточки» «Засели числа в домик»,» Числовые домики», «Что лишнее».(плоскостные) игры с элементами моделирования и замещения, строительные наборы (напольные, настольные).дидактические игрушки: вкладыши, шнуровки.игры с цветными крышками «Накорми птенца», «Сложи узор».
игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции), группировку по свойствам, игры на развитие пространственного воображения (учат детей анализировать образец постройки, чуть позже – действовать по простейшей схеме (чертежу), на воссоздание целого из частей («Танграм», пазлы), на сериацию по различным свойствам, игры на счет. Составление целого изображения из частей, «рядов» из одинаковых предметов по убыванию и возрастанию того или иного признака (по размеру, по ширине, высоте и др.) В творческий процесс включаются логические операции – сравнение, синтез (воссоздание объекта). счетные палочки; Игры со счетными палочками развивают не только тонкие движения рук и пространственные представления, но и творческое воображение. Во время этих игр можно развивать представления ребенка о форме, количестве, цвете. пальчиковые игры - эти игры активизируют деятельность мозга, развивают мелкую моторику рук, способствуют развитию речи и творческой деятельности. «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «вверх», «вниз» и т.д. Если ребенок усвоит какую – нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок.
- игры-эксперименты «В каком сосуде больше воды »; и.т.п.
Важно, чтобы у ребенка всегда была возможность выбора игры, а для этого набор игр должен быть достаточно разнообразным и постоянно меняться (смена примерно 1 раз в 2 месяца).
Планируя свою педагогическую деятельность на неделю, я включаю следующие игры: настольно-печатные дидактические игры, загадки (на закрепление изученной раннее темы), игры на развитие мелкой моторики (мозаика, шнуровка, игры с сыпучими материалами), игры со строительным материалом и счетными палочками, пазлы. Игры используются для организации игровой совместной и самостоятельной деятельности.
Здесь я предусмотрела следующие пункты:
Переход одного вида деятельности (игры) из совместной – в самостоятельную;
Еженедельное внесение в игровую деятельность нового развивающего материала;
Учитывание временных рамок (т.е., планируя небольшой по объему материал, я тем самым, не сделала ущербной столь важную для ребенка деятельность – сюжетно – ролевую игру).
- Совместная деятельность проводится фронтально, но чаще – по группам (3 – 5 человек) и в парах.
Используется состязательный характер игр.
Таким образом, знания, полученные ребенком на занятии, закрепляются в совместной деятельности, после чего переходят в самостоятельную и уже после этого – в бытовую деятельность.
Совершенствование познавательно интеллектуальной деятельности воспитанников осуществляю в разных формах взаимодействия с детьми: фронтальных, подгрупповых, индивидуальных. В различных видах деятельности: в совместной деятельности детей и взрослого, самостоятельной деятельности детей. Активно использую в непосредственно – образовательной деятельности с детьми частично – поисковые приемы обучения и задания, направленные на развитие высших психических функций (моделирование, проблемные ситуации, исследования, познавательно – исследовательскую деятельность).
Работая с детьми 5-7 лет (2011-2013гг, 2015 -2016) использую занимательный математический материал (занимательные задачи, головоломки, логические задачи и упражнения) – которые являются одним из дидактических средств, способствующих формированию математических представлений дошкольников. Логические задачи направлены на развитие умения мыслить последовательно, обобщать изображаемые предметы по признакам или находить их отличия. Это задачи «Продолжи ряд», «Найди ошибку», «Найди недостающую фигуру», «Найди отличия». При их решении наиболее полно проявляются приемы умственной деятельности: сравнение, обобщение, абстрагирование.
Такие игры, как: «Данетки», лабиринты стали трамплином активизации мыслительной деятельности детей.
В процессе формирования логического мышления очень важно научить детей делать пусть маленькие, но собственные открытия, что в результате способствует их развитию, упрочению формальных логических связей. С этой целью разработан цикл занятий, объединенных общей идеей- решение логических задач. Наиболее типичные задачи: определение закономерностей, сравнение, выделение общих признаков, определение понятий, классификация по одному, двум, трем признакам. Для активизации мыслительной деятельности ежедневно, на всех занятиях, вводилась логическая задача, загадка, упражнение логического характера, или игра. Использование на занятиях небылиц, нелепиц помогают развить у детей аналитическое мышление, устанавливать логические связи между объектами окружающего мира - людьми, животными, природой; учат аргументировать свои ответы. Это дает возможность проверять качество знаний детей.
Активизация детей на занятиях достигается путем отбора соответствующего содержания, методов и приемов, форм организации учебной деятельности. Задача воспитателя - вызвать у детей интерес к занятию, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, связать содержание занятия с практической деятельностью. Часто в начале занятия используем занимательную проблемную ситуацию сказочного характера. Например, Машенька узнает, где течет ручей, из которого можно напиться, только при условии, если решит задачу бабы Яги (три раза по-разному разложит на группы разные геометрические фигуры.). Используются и такие приемы, когда в самой постановке цели занятия перед детьми встает конкретная проблема, требующая разрешения, например, не просто решить задачу на измерение, а помочь повару отмерить определенное количество крупы для каши, но при этом использовать разные по объему кружки. Развитию познавательной активности способствует такая организация обучения, при которой дети вовлекаются в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера.
Интеллектуальную и практическую деятельность детей на занятиях старались разнообразить . В содержание занятий непосредственно включаются дидактические игры, как средство реализации программных задач. Место дидактической игры определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятий. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи. Игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения и закрепления ранее изученного. Так, после заданий на закрепление основных свойств геометрических фигур, эффективна игра с двумя или тремя обручами, которая помогает детям видеть свойства предметов, классифицировать их по трем признакам. В формировании у детей математических представлений широко использовались элементарные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо героя. Их главное назначение - упражнять детей с целью выработки умений, навыков.
Постоянно изменение формы вопросов, заданий, стимулирует поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряженной коллективной работы.
Содержание занятий должно быть трудным, но посильным - слишком простой или слишком сложный материал не вызывает интереса, не создает радости интеллектуальной победы, решения проблемы, поддерживающих познавательную активность. Немаловажную роль в этом играют занимательные развивающие игры, задачи, развлечения. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. В ходе игр и упражнений с занимательным материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Наша задача - вооружать их лишь схемой и направлением анализа задачи, приводящего в конечном результате к решению задачи. Используя систематическое упражнение в решении задач таким способом помогает развивать умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче. инициативу детей. Решение разного рода нестандартных задач способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений. Особо важным следует считать развития у детей умения догадываться о решении на определенном этапе анализа занимательной задачи, поисковых действий практического и мыслительного характера. Догадка в этом случае свидетельствует о глубине понимания задачи, высоком уровне поисковых действий, мобилизации прошлого опыта, переносе усвоенных способов решения в совершенно новые условия. (На ветке сидело несколько птичек, У них всего 6 крыльев. Сколько у них хвостов?) В обучении дошкольников нестандартная задача, целенаправленно и к месту использованная, выступает в роли проблемной.
Ежедневное включение в занятия и в повседневную жизнь логических задач, загадок, упражнений, игр являются необходимым приемом, который способствует развитию у детей аналитического мышления, его активности, самостоятельности и творчества, сообразительности и находчивости.
Немаловажную роль занимает организация самостоятельной детской деятельности в специально организованной развивающей среде. В свободном использовании у детей - занимательные игры, игровые материалы и пособия. Логические задачи подобраны с учетом возраста, последовательности усложнений.
Много времени было уделено организации игр в свободное время. Все игры условно разделила по временным отрезкам режима дня в детском саду.
Например, ситуации "ожидания" между режимными моментами, паузы после игр большой физической нагрузки можно использовать для проведения игр «Умные минутки». Такие игры проводятся со всеми детьми, имеющими любой уровень речевого и интеллектуального развития. Это могут быть словесно-логические игры и упражнения типа:
1. Узнавание предметов по заданным признакам.
2. Сравнение двух или более предметов.
3. Проанализировать три логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком. Объяснить ход рассуждений.
4. Логические задачи
5. Наиболее полно и связно объяснить, в чем неясность, неправдоподобность ситуации.
6. По рисунку или по содержанию, изложенному в стихотворении.
"Мудрёные" вопросы:
У стола могут быть 3 ножки? Бывает небо под ногами? Ты да я, да мы с тобой – сколько нас всего?
Почему снег белый? Почему лягушки квакают?
Можно левой рукой достать правое ухо? Может быть у клоуна грустный вид? Как называет бабушка дочку своей дочки?
Логические концовки:
Если стол выше стула, то стул…(ниже стола)
Если два больше одного, то один…(меньше двух)
Если Саша вышел из дома раньше Серёжи, то Серёжа…(вышел позже Саши)
Если река глубже ручейка, то ручеёк…(мельче реки)
Если сестра старше брата, то брат…(младше сестры)
Если правая рука справа, то левая…(слева)
Использую загадки, считалки, пословицы и поговорки, задачи-стихи, стихи-шутки.
Подобные игры и игровые упражнения дают возможность проводить время с детьми более живо и интересно. К ним можно возвращаться неоднократно, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный или просто поиграть.
В утренние и вечерние отрезки времени организую как игры, направленные на индивидуальную работу с детьми с низкими показателями развития и, наоборот, игры для одарённых детей, так и общие сюжетно-ролевые.
Основными показателями интеллектуального развития ребёнка являются показатели развития таких мыслительных процессов, как сравнение, обобщение, группирование, классификация. Дети, испытывающие затруднения в выборе предметов по определённым свойствам, в их группировании обычно отстают в сенсорном развитии (особенно в младшем и среднем возрасте). Поэтому игры для сенсорного развития занимают большое место в работе с этими детьми и, как правило, дают хороший результат.
Таким образом, стараясь учесть интересы каждого ребёнка в группе, стремясь создать ситуацию успеха для каждого с учётом его достижений на данный момент развития, были определены требования к развивающей среде в группе:
Наличие игр разнообразного содержания – для предоставления детям права выбора;
Наличие игр, направленных на опережение в развитии (для одарённых детей);
Соблюдение принципа новизны – среда должна быть изменяемой, обновляемой – дети любят новое»;
Соблюдение принципа неожиданности и необычности.
Ничто так не привлекает детей, как необычного вида коробка, игрушка, персонаж. Например, появление в уголке Палочкина - Считалочкина, Винни-Пуха, Кубарика, необычных картинок, удивительно напоминающих недавно изученные цифры; Коробки-Щупалки, сундука с сокровищами пиратов с предыдущего занятия; карты нахождения клада; письмо от персонажей занятий с очередной геометрической головоломкой и т.д.
Все вышеперечисленные условия обеспечивают эффективное взаимодействие ребёнка с данной средой и не идут в разрез с требованиями, предъявляемым к развивающей среде ФГОС ДО - предметно-развивающая среда должна быть: обеспечивающей полноценное и своевременное развитие ребенка;
побуждающей детей к деятельности;
способствующей развитию самостоятельности и творчества;
обеспечивающей развитие субъектной позиции ребенка.
Организованная в русле игровых технологий работа по развитию логического мышления у детей отвечает интересам самих малышей, способствует развитию их интереса к интеллектуальной деятельности, соответствует нынешним требованиям к организации образовательного процесса для дошкольников и стимулирует педагогов к дальнейшему творчеству в совместной деятельности с детьми.
Взаимодействие с родителями.
Вся работа по развитию у детей логического мышления проходит в тесном взаимо¬действии с родителями, поскольку семья является важнейшей сфе¬рой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы.
На собраниях родителям были показаны игры, в которые дети играют ежедневно, находясь в группе, сопровождались эти игры задачами, которые родители должны ставить перед собой, проводя ту или иную игру. Все это обогащает их впечатления, появляются общие интересы, доставляет радость общения, и развивает познавательные интересы детей. Для родителей были подготовлены консультации («Математические игры для дошкольников», «Игры с блоками Дьенеша», буклет «Дидактические игры по математике родительские собрания в различной форме»).
В уголке для родителей периодически вывешивался материал по освещению этапов развития у детей логического мышления, познавательного интереса, советы в помощь родителям.
Формы взаимодействия с родителями:
Анкетирование, опрос.
Консультации о подборе развивающих игр для ребенка 5-7 лет и 4-5 лет;
Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку;
Медиа библиотека для родителей специальной литературы, направленной на развитие логического мышления.

Результативность опыта работы.

Можно сделать вывод, что организация педагогической работы по развитию логических приемов мышления старших дошкольников показала свою эффективность, поскольку: широко использовались возможности игры в процессе обучения: ролевых, дидактических, игр-путешествий, игр-загадок, подвижных игр, настольных. Игры позволили организовать сложный процесс развития логических приемов мышления в интересной для ребёнка форме, придать умственной деятельности увлекательный, занимательный характер, что помогло в процессе игры решить даже те задачи, которые в других условиях дошкольнику кажутся невыполнимыми. Процесс развития логических приемов мышления представлял целенаправленную организованную деятельность детей с соблюдением следующих требований: непосредственный контакт воспитателя с детьми (воспитатель в кругу детей); усвоение нового материала непроизвольно на игровой основе; оперативная обратная связь, активное межличностное общение между детьми и детьми и воспитателем, т.е. субъект-субъектные отношения. Использование игровых приемов строилось в соответствии с общедидактическими принципами: сознательности; активности (развитие у ребёнка волевого, произвольного познавательного интереса); последовательности (от простого к сложному); доступности; наглядности; «опережающего развития» (ориентировка образовательного процесса на «зону ближайшего развития»). Чтобы игры были интересны и доступны детям с разными уровнями развития, а задания стимулировали умственную активность каждого ребёнка, в основу организации игр легли следующие организационные требования: дифференцированный подход в плане представления игрового материала - каждый из уровней имел свою степень сложности; комплексность и вариативность игровых заданий - один и тот же игровой материал предполагал несколько вариантов игр; «создания информативных образов» (представление информации в компактной, эстетически привлекательной и занимательной форме).
Дети были вовлечены в поисковую деятельность, что создавало условия для развития их познавательных интересов, формировало стремление к размышлению и поиску, вызывало чувство уверенности в себе, в возможностях своего интеллекта; использовались разнообразные формы работы, учитывающие возрастные особенности старших дошкольников: «желание быть компетентным»; стремление старших дошкольников превратить любую игру в соревновательную, в этом возрасте соревнования приобретают, наряду с индивидуальным, коллективный характер
Все дети научились абстрагировать свойство от самого предмета и ориентироваться на него в процессе осуществления классификации, обобщения. Подбор предметов с учётом какого-либо свойства, обозначение класса предметов обобщающим словом затруднения не вызывали.
Конечным результатом данного опыта можно считать выработку поэтапной системы работы по развитию способностей логически мыслить, и системного, постепенного внедрения игр в образовательный процесс. В соответствии с поставленной целью и задачами были разработаны:
1. разработала и реализовала проект «Дидактическая игра как средство развития мышления у детей старшего дошкольного возраста»;
2. перспективное планирование по познавательному развитию детей среднего и старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС;
3. серию конспектов по познавательному развитию;
4. подготовила серию консультаций для родителей по познавательному развитию;
оформила:
- дидактические игры и пособия, способствующие познавательной активности и познавательному интересу дошкольников;
картотеку экспериментов;
картотеки загадок.
Педагогические наблюдения показывают, что дети проявляют интерес и познавательную активность к исследовательской, конструктивной и коммуникативной деятельности.
Создала в группе
2011 - 2015 Центр математики и экспериментирования (математические, интеллектуальные игры; различные материалы для познавательно исследовательской деятельности крупы, бросовый материал, природный материал, различные емкости и т.д.)
Центр игр (лото, шнуровки, пазлы, мозаики, разрезные картинки, развивающие игры и.т.д.)
Центр познавательно – речевой направленности.
Создала картотеку дидактических игр по развитию логических игр
Сделала
 модифицированные пособия: «Цветные палочки Кьюизенера»; «Блоки Дъенеша» (плоскостные); «Числовые карточки»
Дидактические игры: «Числовые домики»; «Звукоград»; «Сделай так же»; «Фигурки из счетных палочек»; «Сосчитай сколько?»; «Противоположности»; «Четвертый лишний»; «Математический куб»; «Назови одним словом»; «Танграмм»; «Расположи правильно», «Магазин»; «Математические пазлы»;
развивающая игра «Чего не хватает?»;
игра – конструктор «Сложи из фигур»;
Литература.
1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет- Форма- Количество. Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста- М.:Просвещение, 1984.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987.
3. Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2001.
4. Белошистая А. Занятия по математике: развиваем логическое мышление// Дошкольное воспитание. – 2004. - № 9.
5. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения.-Т.2.-М., 1979 (Память и мышление: 118-341).
6. Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду». Пособие для воспитателей детского сада. Изд.2-е, испр. и дополн. - М.: Просвещение, 1997.
7. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Психическое развитие ребёнка до поступления в школу. – М., 2002.
8. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. – М., 1956.
9. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет / Под ред. А.А.Столяра- М.: Просвещение, 1991.
10. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста.-М.: Просвещение, 1988.-190с.
11. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2т.-М., 1983 (Мышление: 79-92).
12. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников»: Книга для воспитателя дет.сада.-2-е изд., дораб.-М.: Просвещение, 1990.-94 с.
13. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. - М.: Детство-Пресс, 2007.
14. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола,1995.
15. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. ф. Говорковой; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР.-М.: Педагогика 1985. -200 с. Тихомирова Л.Ф. Логика.5-7 лет.- Ярославль: Академия,2000.
16. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО Гринго, 1995.
17. Тихомирова Л.Ф. Развивающие игры, задания, упражнения. М.2003 г.
18. Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В.Запорожца М., 1991

Приложения 1.

Игра «Догадайся»
Показываются картинки с такими изображениями: колесо, руль, педаль.
Восп.: Догадайтесь, что это может быть?
Дети: Машина, велосипед …
Восп.: А какой еще транспорт вы знаете? (приемы – синтез, классификация)

Игра «Что забыл художник?
Восп.: Посмотрите на картинку. Что забыл нарисовать художник?
Дети: У дивана нет одной ножки, на вазе не дорисован цветок,
На ковре не раскрашены некоторые полоски …
(приемы – анализ картинки, сравнение ее с предполагаемым мысленным стандартом).

Приложения 2.

Игры со счетными палочками
Развивают не только тонкие движения рук и пространственные представления, но и творческое воображение. Во время этих игр можно развивать представления ребенка о форме, количестве, цвете. Предлагаются следующие задания (для детей 4 – 5 лет):
· выложить кораблик, елочку, домик, ракету и т.п.
· сосчитать количество палочек в каждой фигуре;
· назвать геометрические фигуры, из которых составлена фигура;
· сосчитать геометрические фигуры, из которых составлена общая фигура (сколько треугольников? квадратов?);
· сосчитать углы, входящие в фигуру;
· построить фигуру по образцу;
· самому придумать и сложить фигуру.
Игры с палочками можно сопровождать чтением загадок, стихов, потешек, считалок, подходящих по тематике.

Словесные игры:
- загадки, игры на развитие воображения (в том числе – по
по ТРИЗ – технологии).
В «Литературной энциклопедии» загадка характеризуется как «замысловатое поэтическое описание какого – либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего».
Детям пятого года жизни предлагается широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, предметах домашнего обихода, одежде, питании, явлениях природы, о средствах передвижения.
Чтобы отгадать загадку, нужно провести следующие операции в такой последовательности:
· выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, т.е. произвести анализ;
· сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные связи между ними, т.е. произвести синтез;
· на основе соотнесенных признаков и выявленных связей сделать вывод (умозаключение), т.е. отгадать загадку.
Тематический подбор загадок дает возможность формировать у детей начальные логические понятия. Для этого, после отгадывания загадок, целесообразно предлагать детям задания на обобщение, например: «А как одним словом назвать лесных обитателей: зайца, ежа, лису? (звери) и т.д.

Пальчиковые игры:
Эти игры активизируют деятельность мозга, развивают мелкую моторику рук, способствуют развитию речи и творческой деятельности. «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «вверх», «вниз» и т.д. Если ребенок усвоит какую – нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок.
Пример: «Мальчик – пальчик»
- Мальчик – пальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Развивающие игры
Логические блоки Дьенеша являются наиболее эффективным пособием среди огромного количества разнообразных дидактических материалов. Логические блоки помогают ребёнку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование. Более того, используя блоки, можно развивать у детей способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку. Работа с блоками проходит в три этапа:
1. Развитие умений выявлять и абстрагировать свойства.
2. Развитие способности сравнивать предметы по свойствам.
3. Развитие способности к логическим действиям и операциям.
Например, такие:
«Найди свой домик». Цель: развивать умение различать цвета, формы геометрических фигур, формировать представление о символическом изображении предметов; учить систематизировать и классифицировать геометрические фигуры по цвету и форме.
«Пригласительный билет». Цель: развивать умение детей различать геометрические фигуры, абстрагируя их по цвету и размеру.
«Муравьи». Цель: развивать умение детей различать цвет и размер предметов; формировать представление о символическом изображении предметов.
«Карусель». Цель: развивать у детей воображение, логическое мышление; упражнять в умении различать, называть, систематизировать блоки по цвету, величине, форме.

Головоломки типа "Танграмм".
В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно-временные отношения, многообразие геометрических форм.
1. Занятие: знакомство с объектом – Игрушки (ранее – Посуда);Развитие творческих способностей детей в игре

Логическим мышлением дети начинают полноценно овладевать к концу дошкольного возраста, после того как будут сформированы наглядно-действенный и наглядно-образный виды. Именно в таком порядке этапы развития мышления у детей соответствуют особенностям их психического развития: вначале маленький ребенок действует с предметами, познавая окружающий мир. Затем у него формируются образы предметов, и только после этого дошколенок начинает вникать в , которые составляют основу логики.

Важно: родителям не стоит торопить развитие логического мышления у маленького ребенка. Следует понимать, что это процесс постепенный и последовательный. Лучше обратить внимание на совершенствование наглядно-действенного мышления у детей раннего возраста, наглядно-образного у дошколят, как ступеней к формированию логики и ее форм: понятий, суждений, умозаключений.

Чтобы развитие логического мышления у детей дошкольного возраста достигло необходимого уровня к началу школьного периода, педагоги и родители должны приложить к этому определенные усилия. Для решения вопроса, как развить логическое мышление, родителям нужно познакомиться с современными техниками и приемами.

Что нужно знать о процессах логического мышления?

Психологи подчеркивают, что уровень развития интеллекта ребенка в целом характеризуется уровнем развития логического мышления. Поэтому взрослым следует уделить самое пристальное внимание формированию у ребенка мыслительных процессов, знаний о причинно-следственных связях, умений делать умозаключения. Чтобы понять, как правильно организовать домашние занятия, нужно познакомиться с основными вопросами: что такое логика? какие ее процессы требуют необходимого формирования? как развивать логическое мышление? Логика - это наука о формах, методах интеллектуальной деятельности, включающая следующие операции:

  • Анализ. Представляет собой такую мыслительную операцию, когда при знакомстве с объектом идет разделение его на составные части. Дошколята получают эти умения сравнительно рано, при активном познании окружающего мира. Например, знакомя ребенка с новой игрушкой, взрослый подробно анализирует ее форму, цвет, размер, материал, назначение.
  • Синтез. Взаимосвязан с анализом, так как после детального рассмотрения объекта необходимо подвести итог.
  • С операциями сравнения, так же как и анализа, детей знакомят в младшем дошкольном возрасте, когда учат устанавливать сходства или различия между предметами.
  • Обобщение (объединение объектов по их основным признакам). Необходимо для умственного развития, так как дает возможность овладеть приемом классификации.
  • Абстракция. Одна из главных логических операций, представляет собой выделение существенных свойств объекта при отвлечении от несущественных, что ведет к усвоению понятий. Абстрагирование доступно старшим дошкольникам, имеющим определенные знания об окружающем мире и опыт взаимодействия с ним.

Правила развития логики у дошкольников

  1. Несмотря на то, что зачатки логики должным образом формируются только у старших дошколят, а в некоторых случаях в начале школьного обучения, более успешно процесс развития логического мышления будет проходить именно в игровой форме.
  2. Для достижения определенных результатов по развитию логики у детей важно знать о необходимости хорошо развитой психики: мышления, внимания, памяти, речи. Поэтому все техники, методики будут направлены на взаимосвязь развития логического мышления и других психических процессов.
  3. Взрослые должны понимать, что логика является высшей формой развития мышления, опирающегося на обширный уровень знаний об окружающей действительности, то есть интеллект. Все домашние занятия на логику у ребенка должны содержать разнообразный материал о предметах, явлениях, событиях мира, в котором живет ребенок.
  4. Родителям нельзя забывать о том, что развить логическое мышление у ребенка можно только в процессе постепенной и последовательной работы. Тренировки логических операций: понятий, суждений, умозаключений, должны начинаться с младшего дошкольного возраста, как только у ребенка появится определенный опыт окружающей жизни и развитая речь.

Как тренировать логическое мышление у детей

Для тренировки малышей, чтобы развитие логики началось как можно раньше, будут актуальны развивающие игры и упражнения. Они помогут понять причинно-следственные связи, классификацию, обобщение. К ним можно отнести задания о животных и среде их обитания, окружающих предметах и их назначении, группировку предметов, сравнение по элементарным признакам: размеру, цвету, форме.

«Где чья мама?»

Задание по типу лото предполагает подбор карточек с изображением знакомых детям животных и их детенышей. Взрослый предлагает малышу рассмотреть картинки, изображающие курицу, кошку, собаку, корову, лошадь, козу, медведицу. Затем среди других карточек найти те, на которых нарисованы детеныши этих животных, и соединить их вместе. Спросить, как правильно назвать детеныша, если малыш затрудняется, обязательно проговорить все названия. Элементарные суждения у малышей помогут вызвать вопросы о том, кто вырастет из цыпленка, щенка, козленка. Для поддержания интереса к заданию прочитать веселые стишки:

У коровы сын, теленок,
Очень вежливый ребенок.
Мама учит малыша
Кушать травку не спеша.

А цыплята у курушки
Все похожи друг на дружку.
И девочки, и мальчики,
Словно одуванчики.

Глупый маленький козленок!
Он бодает всех с пеленок.
Что же делать нам, когда
Вырастут его рога.

«Кто скажет, кто знает, когда это бывает?»

Игра помогает развивать логику, проследить причинно-следственные связи между объектами природы, обогащает речь рассуждениями. Малышу показывают ряд сюжетных картинок с изображением времен года и предлагают разложить их в соответствии с признаками, например:

  • Сугробы; дети и взрослые одеты тепло; ребята катаются на санках; идет снег.
  • Капель, ручьи; мальчики пускают кораблики; среди снега первые подснежники.
  • Ярко светит солнце; дети купаются в реке; взрослые и малыши играют в мяч.
  • Идет дождь, пасмурное небо; птицы летят караваном; грибники идут с корзинками.

Вместе с ребенком поработав с карточками, взрослый спрашивает, когда бывают эти явления в природе. Учит малыша правильно обобщать ряд, рассуждать о смене времен года. Интересно подкрепить беседу загадками:

Зазвенели ручьи,
прилетели грачи.
Кто скажет, кто знает,
когда это бывает?

Долгожданная пора!
Детвора кричит: Ура!
Что ж за радость это?
Наступило (лето).

Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

«Логические цепочки»

Подобные задания обычно предлагаются ребятишкам среднего и старшего дошкольного возраста, у которых есть опыт обобщения предметов. Однако, при достаточно простом игровом материале можно начинать обучение логическим операциям (классификации и обобщению) в младшем возрасте. Малыш составляет цепочки из предметов определенной группы, например, цветы, овощи, фрукты. Если ребенок затрудняется, родитель помогает назвать группу предметов обобщающим словом. Задание можно усложнить, если предложить среди группы картинок найти такую, которая дополняет уже построенную цепочку.

«Я начинаю, а ты продолжай…»

Классическая игра, которая предлагается ребятишкам всех возрастов, чтобы развить логику, способность к анализу. В каждой возрастной группе задания будут различаться по сложности. Малышам даются простые и доступные словосочетания. Взрослый начинает фразу, ребенок продолжает:

  • Сахар сладкий, а лимон (кислый).
  • Птица летает, а черепаха (ползает).
  • Слон большой, а зайчик (маленький).
  • Дерево высокое, а кустик (низкий).

Поддержать интерес ребенка к заданию поможет игра с мячом. Взрослый бросает мячик с началом фразы, ребенок возвращает с концовкой. Для старших дошколят подбираются сложные задания, требующие умозаключения:

  • Стол выше стула, значит стул (ниже стола).
  • После ночи наступает утро, значит утро (после ночи).
  • Камень тяжелее бумаги, значит бумага (легче камня).

«Что лишнее?»

Логическое задание, доступное всем деткам, хорошо развивает способность к обобщению, сравнению, классификации. Взрослый предлагает ребенку среди картинок, изображающих предметы определенной группы, найти лишнюю (предмет другой группы). Например, среди овощей - картинка с изображением фрукта, среди предметов мебели - карточка с одеждой.

Как развить логику у старших дошколят

Психологи на вопрос, как развить логику ребенка среднего и старшего дошкольного возраста, подчеркивают интенсивность и активность такой работы. К началу обучения в школе дети должны овладеть всеми логическими операциями: оперировать разнообразными понятиями, самостоятельно рассуждать и делать умозаключения. Тренировки должны стать постоянными, поэтому игры и упражнения желательно включать не только в особые занятия, но и в повседневную жизнь.

Важно: для того чтобы достичь высокого уровня развития детской логики, родители должны сделать интеллектуальное общение с ребенком образом жизни.

Этому могут способствовать как специальные задания, так и игры, организованные в семейном общении. Наиболее популярные из них рассчитаны на решение логических задач: «Составь фигуру из спичек», «Морской бой», «Крестики-нолики», пазлы, шахматы, головоломки. Во время прогулок в лесу родители обязательно должны обращать внимание детворы на разнообразие окружающей природы, учить видеть общее и частное у наблюдаемых объектов. Природа дает большие возможности для развития у ребенка умения находить и анализировать причинно-следственные связи: «Если на небе сгустились и потемнели облака, значит … (пойдет дождь)»; «Из желудей, лежащих под дубом, вырастут … (молодые дубки)»; «Составь биологическую цепочку (цветок-стрекоза-птица)».

Классические логические задания на нахождение ассоциаций предназначены, в основном, старшим дошкольникам. Если работа по развитию ребенка ведется на протяжении длительного времени, ассоциации будут доступны детишкам среднего дошкольного возраста. Задания расширяют кругозор, формируют умение обобщать, сравнивать, анализировать, классифицировать.

Задания для средних дошколят

Взрослый предлагает детям картинки с изображением предметов разных групп: обувь, одежда, мебель, бытовая техника. Ребенок должен объединить все карточки в различные группы, опираясь на общие признаки. Можно предложить детям поиграть с мячом, предлагая разные интересные задания:

  • «скажи наоборот (мягкий-твердый, большой-маленький, смеяться-плакать, зима-лето)»;
  • «назови похожий предмет (мяч-арбуз, солнышко-колобок, снег-пух, ежик-колючка)»;
  • «назови одним словом (яблоко, груша, слива - фрукты, помидор, огурец, перец - овощи, кресло, диван, шкаф - мебель)».

Классическая игра с мячом «Я знаю три овоща, фрукта…» помогает развивать логику, умение мыслить быстро, обогащает словарный запас.

Задания для старших дошкольников

Для развития знаний у ребенка об ассоциативных связях хорошо подойдут задания на построение логических цепочек:

  • «дополни ряды» - ребенку предлагают карточку с рядами однородных предметов, например, игрушки: юла, кубик, кукла, мишка; овощи: помидор, капуста, огурец; одежда: куртка, свитер, брюки. Малыш должен подбрать соответствующие карточки, дополнив ряд, а старшим ребятам предложить подрисовать предметы той же группы.
  • «составь ряд» - ребенку предлагается карточка с нарисованными предметами, которые расположены соответственным образом, например,

1 ряд - две куклы, два мишки, два мяча,
2 ряд - кукла, мишка, мяч и т.д.,
3 ряд - две куклы, мяч, два мишки, мяч.
Дошкольник должен составить самостоятельно ряды по подобию, используя заготовленные карточки или нарисовав их. Задание хорошо помогает формировать у ребенка операции обобщения, анализа, сравнения. В дальнейшем, когда дошколята освоят ассоциативные ряды, можно предлагать сложные задания:

  • загадай сам ряд,
  • отгадай недостающие предметы,
  • что неправильно в ряду.

Логические игрушки для семейного досуга

Большую помощь в развитии логического мышления у дошкольников окажут развивающие игрушки, в которые интересно играть всей семьей. Развитие ребенка будет проходить в непосредственной обстановке, что поможет родителям и поиграть, и поучить с увлечением свое чадо. Сейчас можно найти много логических игр и развивающих игрушек на детских порталах, специализированных магазинах. Малышей можно заинтересовать логическими вкладышами, которые , научат манипулировать с ними; волшебными мешочками - помогут сформировать понятия; мозаиками - разовьют логическое воображение. С детьми постарше играют в игрушки-лабиринты, логические ловушки, которые учат искать нестандартные решения, разнообразные игры с правилами, расширяющие интеллектуальные возможности.

«Конструктор»

Самая популярная игрушка для семейного досуга. Разработаны разного вида конструкторы: из металла, дерева, магнитов, пластмассы. Главное, чтобы игрушка соответствовала возрасту ребенка, давала возможность действовать с ней самостоятельно. Родители вместе с ребенком рассматривают детали, учат правильно закрепить их. Хорошо организовать соревнование, кто быстрее и интереснее сделает поделку. Игрушка тренирует логическое мышление, воображение, обогащает словарный запас, развивает моторику.

Разделы: Работа с дошкольниками

Мышление - это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах. Поэтому, мышление и речь тесно связаны между собой. С помощью мышления мы получаем знания, поэтому очень важно его развивать уже с детства.

Мышление развивается в три этапа:

  • Наглядно-действенное (когда ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) - это основной вид мышления ребёнка раннего возраста.
  • Наглядно-образное (когда ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов) - является основным видом мышления ребёнка дошкольного возраста.
  • Словесно-логическое (когда ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов) - этот вид мышления начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте.

У детей дошкольного возраста основными являются первые два вида мышления. Если у ребёнка хорошо развиты все виды мышления, то ему легче решать любые задачи, и он тем самым добивается большего успеха в жизни.

На основе образного мышления формируется логическое мышление. Оно является высшей стадией развития мышления. Очень актуальны в наши дни занятия по развитию логического мышления, так как они имеют важное значение для будущего школьника. Основными и главными критериями развития логического мышления у детей являются: умение выделять существенные признаки из второстепенных, умение рассуждать, сравнивать, анализировать, классифицировать предметы, аргументировать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи, развивать нестандартность мышления.

Развитие ребёнка и его обучение должно осуществляться через соответствующие данному возрасту виды деятельности и педагогические средства и должно быть непринужденным. К таким развивающим средствам для дошкольников относится игра.

Всем известно, что дети любят играть, и только от взрослого зависит, насколько эти игры будут полезными и содержательными. В процессе игры ребёнок не только закрепляет ранее полученные знания, а так же приобретает новые умения, навыки, развивает умственные способности. В игре формируются такие качества личности как: сообразительность, находчивость, самостоятельность, развиваются конструктивные умения, вырабатывается усидчивость. Исходя из этого в свои разработки, по развитию логического мышления, я включаю головоломки, смекалки, разнообразные игровые упражнения, лабиринты и дидактические игры.

С целью развития у детей умений выполнять последовательные действия: анализировать, обобщать по признаку, думать целенаправленно, сравнивать, в своей работе я использую простые логические задачи и упражнения. Любая необычная игровая ситуация, в которой есть элемент проблемности, всегда вызывает большой интерес у детей. Такие задания как поиск признака отличия одной группы предметов от другой, поиск недостающих в ряду фигур, задания на продолжение логического ряда способствуют развитию смекалки, логического мышления и сообразительности.

Один из основных залогов успешного обучения детей - это использование в работе с дошкольниками занимательного наглядного материала. На занятиях я большое внимание уделили картинному и иллюстративному материалу, так как он способствует привлечению внимания детей, развивает наглядно-образное мышление, которое, в свою очередь, стимулирует познавательную активность ребёнка.

Развитие логического мышления ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, которые стимулируют его практическую, игровую и познавательную деятельность. Поэтому в группе есть уголок занимательной математики, где располагаются пособия для совместной и самостоятельной деятельности. В этом уголке представлены различные дидактические игры, занимательный материал: ребусы, лабиринты, головоломки.

В заключение предлагаю вашему вниманию конспекты занятий по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста:

Тема: "Овощи"

Цель:

Развивать умение выполнять задания, предполагающие развитие мыслительных операций - анализ и синтез предметов.

Упражнять детей в составлении целого из частей.

Учить узнавать предмет по деталям.

Учить выделять несколько предметов из группы по определённому признаку.

Воспитывать у детей самостоятельность, инициативу, чувство ответственности и упорство в преодолении трудностей.

Учить рассуждать и обосновывать свой выбор.

Развивать умение наблюдать и сравнивать, выделять общее, отличать главное от второстепенного.

Развивать внимание, восприятие.

Стимулировать познавательную активность детей.

Материал:

Демонстрационный: картинка с силуэтом зайца, картинка с овощной грядкой, картинка к заданию "Сколько зайцев спряталось за кустом?"

Раздаточный: лабиринт, карточки к игре "Собери урожай", карточки с изображением зайца из геометрических фигур, карточки с изображение зайцев с морковкой и без (по числу детей).

Занятие № 1 "На огороде"

1. Ребята посмотрите внимательно на картинку.

Как вы думаете, кто к нам в гости пришёл? Правильно, зайчик (педагог достаёт игрушку). Он пришёл к нам не с пустыми руками, а с интересными заданиями. Хотите узнать какими?

2. Мама послала зайчика за овощами, но он заблудился и не может найти дорогу к огороду. Давайте поможем ему.

Игра: "Найди дорожку".

3. Что-то наш зайка растерялся. Ребята давайте поможем зайке собрать овощи.

Игра: "Собери урожай".

В одну корзину соберите овощи, а в другую фрукты. Покажите стрелками, что надо положить в каждую корзину.

Фрукты Овощи

4. Зайка наш устал. Давайте вместе с ним с ним отдохнём.

Физкультминутка: "Зайка"

Скок - поскок, скок - поскок
Зайка прыгнул на пенёк,
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть,
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок - поскок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.

(движения по тексту стихотворения)

5. А сейчас последнее задание, которое вам приготовил зайка.

Послушайте задачку, подумайте и решите.

"В саду было 4 грядки с морковкой и капустой. Грядок с морковкой было больше, чем с капустой. Сколько грядок с морковкой и сколько с капустой было в саду?"

6. Интересные задания приготовил зайка для вас ребята? Давайте поблагодарим зайчика за это, а в подарок нарисуем морковку для него и его друзей.

Занятие №2 "В гостях у зайчика".

Ребята сегодня я предлагаю вам отправиться в гости к нашему зайчику. Вы согласны. Тогда мы сядем в поезд и поедим по лесной железной дороги (все дети образуют поезд, встав друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящему, а воспитатель встаёт первым).

Ну, вот мы приехали. А нас с вами встречает наш зайчик и его друзья, но они испугались и спрятались за кустом.

Задание №1: Сколько зайчиков спряталось за кустом.

3. А это задание для вас приготовили друзья нашего зайчика.

Задание №2: Обведи зелёной линией только белых зайчиков, а красной линией, только зайчиков с морковкой. Какие зайчики оказались обведены и той и другой линией?

4. А теперь приготовьте ваши пальчики:

Пальчиковая гимнастика: "Зайцы"

Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших.

Десять серых зайцев
Дремали под кустом
И двое вдруг сказали:
"Вон человек с ружьём"
Двое закричали:
"Давайте убежим!",
Двое прошептали:
"Давайте помолчим!",
Двое предложили:
"Мы спрячемся в кустах!",
А двое вдруг спросили:
"Он может сделать " БАХ"?"

"БАХ" - выстрелил охотник, (хлопаем в ладоши)

Нажав ружья курок,

И десять серых зайцев (бежим пальчиками по столу или коленям)

Пустились на утёк.

5. Наши пальчики отдохнули и теперь готовы к следующему заданию.

Задание №3: Закрасьте справа только те геометрические фигуры, из которых нарисован зайчик.

Ребята зайчик благодарит вас за работу!


Top