Методические рекомендации по объяснению написания букв и элементов. Как пишутся прописные и строчные буквы и что это такое

Работа над соединениями букв

Более удобным и скорым является такое письмо, при кото­ром пишущий нечасто отрывает руку от бумаги. Это осуществляется за счет безотрывного начертания нескольких букв в слове (обычно 4-5 букв пишутся с одного росчерка), за счет неко­торого поворота кисти (вращательное движение - пронации) или за счет непрерывного движения предплечья по мере за­полнения строки.

Хотя навык складывающихся движений не сразу автоматизируется и набирает скорость, привычка совершать определенные движения закрепляется очень рано. Поэтому будет ли отрывным или безотрывным движение при написании букв сначала обучения, очень важно для складывающегося навыка письма.

Б письменном шрифте учитывается возможность безотрыв­ного написания букв. Почти все буквы письменного шрифта, и заглавные и строчные, пишутся без отрыва «пера», за исклю­чением некоторых букв. Так, с отрывом пишем верхний элемент в заглавных буквах Г, П, Т, Б, Р. В заглавных буквах П и Т также пишутся с отрывом первые два элемента:

Рекомендуется делать отрыв в письме заглавных букв К, Ф и X. Отрывно присоединяется черта в середине буквы Э. Из строч­ных букв отрывно при помощи соединительного штриха соеди­няется буква б с последующей буквой. С отрывом соединяют предыдущие буквы с буквой с. С одним отрывом пишутся буквы к, х, э и ж. В букве ж с отрывом пишется правый полуовал.

В разных методических системах, в равных странах и в нос время для безотрывного соединения овалов, полуовалов закруглений в буквах (при соединении их с другими буквами или внутри тех же букв) использовались различные способы этих соединений:

Соединения типа а), б) и г) могут быть использованы для соединений как с овалами, так и с полуовалами и закругле­ниями, так как это соединение однотипно, т. е. со всеми формами букв одинаково. Соединения типа в) могут быть использованы только с овальными буквами.

Взрослые в своем письме обычно используют разные виды соединений в зависимости от формы буквы, буквосочетания, скорости письма и т. ж. При этом соединения а) используют­ся очень редко, чаще с полуовалами, и у взрослых они пере­ходят в петельные соединения. Объясняется это тем, что соеди­нение путем повтора справа налево неестественно, так как оно не совпадает с направлением движения руки в процессе письма, а идет в противоположном направлении. Соединение типа б) для левых полуовалов н закруглений более естественно, так как повтop идет слева направо, что соответствует направлению дви­жении руки в процессе письма. В соединениях овалов взрослыми часто используются нижний повтор типа в) или петельные соединения, особенно при верхних и средних соединениях со строчными буквами о и ю. Эти наблюдения Е. Н. Соколовой подтверждаются и физиологическими исследованиями И. Н. Со­колова и А И. Корват. Так, ими установлено, что начало письма овалов снизу слева направо более удобно для пишущей руки. По данным Н. Н. Соколова, также удобным являются и пе­тельные соединения, совершающиеся в ритме движения руки.

Следовательно, и детей надо обучать естественным движениям, не вводя искусственные, хотя бы и однотипные соединения верхнего повтора. Непросто вводить с самого начала только петельные соединения, пересекающие букву и при неумелом исполнении детей могущие привести к нарушениям самого образа буквы, что затрудняет и прочтение написаного. Так. слог ла может выглядеть как

Здесь мы можем заранее видеть ошибки как написания, так и восприятия буквы. Учитывая наибольшее удобство для пишущих скоро именно петельных соединений, надо организовать постепенное введение их на более старших этапах обучения, когда образ буквы имеется. При этой вполне возможен переход err нижнего повторного соединения к более экономному петельно­му соединению: . Надо отметить, что верхнее петельное соединение в буквах о, ю, в по движению ничего нового не представляет по сравнению с нижним соеди­нением с овальными буквами. Это то же соединение, только поднятие выше для удобства, для сокращения траектории дви­жения. Обычно в письме взрослых именно такое соединение и наблюдается:

Это учитывалось и ранее при введении безотрывного письма Д. А. Писаревским, В. А. Саглиным, Н. Н. Боголюбовым, что отражалось в их методиках. Мы тоже придерживаемся посте­пенного усложнении соединений букв в процессе обучения чисто­писанню. В I классе вводятся только нижние соединения с овальными буквами. При этом рекомендуется перед овальными и полуовальными буквами делать отрыв. Учитель может на доске писать без отрыва, детям же разрешается писать с отрывом, но соединять буквы снизу; такой способ будет готовить после­дующий переход на безотрывное письмо с овальными буквами

При письме букв о, ю, в со II класса надо вводить петельные соединения (при верхнем и среднем соединении): конь, вилы и нижний повтор в нижнем соединении: моя . С остальными овальными и полуовальными буквами можно использовать не один вид соединений, а комбинировать эти виды так, как это делают в своем письме взрослые; с овальными буквами (а, д, б, ф) лучше использовать нижний повтор слева направо в се­редине слова и начинать писать сверху в начале слова:

Полуовалы в буквах с, ж, х в I и II классах лучше писать с отрывом, сохранив безотрывным соединение с левым полу­овалом только в букве ж.

В III классе можно показать учащимся и безотрывные соеди­нения с полуовальными буквами, а именно петельные соеди­нения:

Именно так, в зависимости от удобства соединения, взрослые в разных буквосочетаниях используют разные виды соеди­нений.

Детям сначала не так легко бывает привыкнуть, в каком буквосочетании какое соединение не использовать. Они переносят какой-либо прием на разные буквосочетания. Задача учителя - постоянно отрабатывать правильные, нужные соединения в буквосочетаниях, наиболее удобные в них.

Приемы безотрывных соединений

Прежде чем говорить о приемах соединений букв, надо остановиться на классификации соединений букв. По высоте соединения можно условно разделить на верхние, средние, нижние, но при этом необходимо понимать, что данное разделение условно Так, нижними можно назвать соеди­нения предыдущих букв с буквами овальными а, б, д, ф с буквами л, м, я и с буквой о, если за ней следует буква, которую начинаем писать снизу.

Средним соединением можно считать соединение предыдущих в с буквами е, з, ж, г, х, ч, э, в, так как эти буквы начинаются приблизительно с середины высоты строки или чуть выше. Верхними можно считать соединения с буквами и, к, т, р, с, н, у, ц, а также о и ю, если за ними следуют буквы, начи­нающиеся при письме сверху или в середине. Однако это деле­ние довольно условно, так как при безотрывном письме трудно говорить о границах начала буквы н соединения с предыду­щей буквой движение непрерывно. Относительность такого разделения очень хорошо видна при соединении предыдущей буквы с буквой в. Так, - явно верхнее соединение, а в соединении трудно сказать, среднее это или нижнее. Понимая, что такое деление при непрерывном про­цессе письма условно, учитель производит его для удобства отработки особенностей этих соединений. При этом надо помнить, что среднее соединение по способам не отличается от верхнего.

Нижнее Соединение букв в, ь,ъ с последующей выглядит так: , а среднее и верхнее -

Следует также различить соединения при безотрывном письме букв в зависимости от их формы:

1. Соединения букв, включающих овалы: а) а, б, д, ф; б) О, Ю, в) о, ю

2. Соединения букв, включающих полуовалы или закругления:

3. Соединения букв, не включающих овалы или полуовалы: а) г, и. к, н, п т, ч, ш; б) л, м, я; в) р, ф - безотрывное письмо элемента, выходящего за нижнюю линию; г) соединения после петель – д, з, у, ц, щ, д, з, у.

4. Соединения заглавных - Д, А

Приемы безотрывного соединения таких букв, как к. вв. у (не овальных н не полуовальных), очень просты. Чтобы без­отрывно соединить буквы в слогах или буквосочетаниях типа ни, шу, ин, тк, а элементы внутри этих букв, необходимо соединительный штрих доводить до начала письма следующей буквы или элемента: . Если штрих доведен до середины высоты буквы, то начало следующей буквы не должно быть далеким от предыдущей, или отрывным: .

Таким образом, чтобы соединить подобные буквы без отрыва, надо вести соединительный штрих до высоты начала письма следующей буквы (в 1 классе до верхней линии строки». Естест­венно, легко, безотрывно соединяются буквы л. м, я и с предыду­щими буквами. Соединения этих букв с другими буквами всегда нижнее. Однако дети в этом соединении очень часто совершают ошибку, начиная письмо букв л, м, я с середины высоты букв и даже выше. Это объясняется тем, что дети привыкают все буквы писать с определенной высоты сверху вниз:

Этот прием они переносят на письмо букв, которые начинаются ниже верхней линии строки. Вместо пишут начиная писать букву м сверху или почти сверху. Такие графи­ческие ошибки иногда можно принять за орфографические, что ведет к неправильному чтению написанного. Учащиеся должны знать, что соединение с буквами л, м, я нижние. Его надо начинать немного выше нижней линии строки.

Чтобы без отрыва руки писать элемент, выходящий вниз за линню строки в буквах р и ф, нужно, написав этот элемент не отрывая руки вниз, провести ручкой по написанному вверх:

Учащиеся должны хорошо знать, какие соединения употреб­ляются для письма опалов я полуовалов, в каких буквосочетаниях и как пишутся эти буквы, если они стоят в начале слова.

Строчные буквы а, б, д, ф с предыдущей буквой соединяются всегда без отрыва руки, путем повторного проведении снизу по ходу движения руки в процессе письма.

Слог та безотрывно пишется так:

Так же с предыдущей буквой соединяются и буквы д, б, ф:

Если с овальной буквы начинается слово, то писать эту букву надо сверху:

В случае начала слова с овальной буквы или если буква - самостоятельное слово (например, союз а), целесообразно писать эту букву сверху, так как нет предварительного обведення буквы, движение более экономно. Если учитель обращает внимание детей на начало письма овальных букв в начале слова, специально отрабатывает этот прием, то дети привыкают писать правильно. Всегда снизу начинается письмо овалов в заглавных буквах О и Ю для безотрывного соединения с последующими буквами:

Строчная буква о соединяется с предыдущей буквой по-раз­ному в зависимости от соединения с последующей буквой (верхнее или нижнее): Если слово начинается со строчной буквы о , то соединение с последующей буквой будет несколько иным:

В конце слова букву о начинаем писать так, как это удобно для руки.

Буква ю, так же как и буква о , соединяется с последующей буквой в зависимости от того, каким будет это соединение - верхним или нижним:

Неоднократные наблюдения показывают, что при отрывном мнении строчной буквы о с буквами л, м, я т. е. в нижнем соединении, дети часто допускают такую ошибку - присоединяют буквы л, м, я к букве о без соединительного штриха:

Буква о при этом становится похожа на букву а. При безот­рывном письме соединительный штрих не пропускается, но надо обратить внимание на то, чтобы он был достаточной длины и не шел вверх: , но не

Учитель должен напомнить учащимся, что это соединение нижнее, поэтому соединительный штрих не уходит вверх.

Буква б с последующей буквой соединяется посредством соединительной линии с отрывом «пера»:

Буква с с предыдущей буквой соединяется отрывно:

Буквы з и ф с последующими буквами соединяются путем повторного проведения снизу:

Буква ж пишется без отрыва «пера» путем повторного проведения снизу и с отрывом сверху правого полуовала:

Буква X заглавная и х строчная пишется с отрывом. Коротко опишем порядок введения безотрывных соеди­нений.

При работе с семилетними первоклассниками было ясно, что обучать детей приемам безотрывного письма 2- 3 букв (слога) надо с первых уроков, чтобы не переучивать позднее.

Шестилетние дети значительно больше вкладывают усилий в процесс письма, больше устают и отвлекаются. Однако они могут писать безотрывно отдельные буквы, соединять, не отрывая руки от бумаги, две буквы, если эти буквы не овальные, например слоги: шу, ул, лу, т. д.

В букварный период безотрывно пишутся отдельные буквы, которые н письменном шрифте представлены как безотрывно пишущиеся. Кроме того, две буквы типа шу, ме, ли, ел и др. (кроме овальных букв) дети должны писать не отрывая руки.

Овальные буквы в середине слова лучше писать снизу слева направо с поворотом и не требовать от детей безотрывного сое­динения

Со II класса дети учатся писать слог, не отрывая руки от бумаги. Это требование сохраняется до конца II класса. Если учитель сразу требует от учащихся писать бел отрыва все слово, некоторым детям это очень трудно выполнить, они пишут с большим напряжением, обычно нарушай наклон в конце слова. К концу II класса большинство детей легко сами пишут 3-5 букв не отрывая руки.

В III классе дети учатся писать безотрывно целые слова состоящие из 4-5 букв. Отрывы делаются еще и там, где встречаются буквы, которые надо писать отрывая руку (б, к. х и др.). Во II классе следует отрабатывать все соединения букв. Возникает необходимость в отработке нижних соединении с буквами л, м, я, поскольку учащиеся их часто начинают писать очень высоко. Учитель возвращается к отработке этих соединений, когда замечает в письме учащихся подобные ошибки.

Соединении с овальными буквами можно вводить в таком порядке: в первую очередь отработать нижнее соединение со строчными овальными буквами а, б, д, ф. Это соединение встре­чается со всеми овальными буквами.

Затем перейти к отработке соединений заглавных букв О и Ю
с последующими буквами, так как эти соединения аналогичны
до этого повторенным соединениям со строчными овальными
буквами. Отдельно следует отработать соединения со строчными
буквами о и ю. Сначала надо повторить нижние соединения
с этими буквами. С учащимися выясняется, в каких случаях
соединения этих букв будут нижними. Это соединение будет
нижним тогда, когда следующую за буквами о и ю букву
начинаем писать снизу, т. е. с буквами л, м, я, а, б, д, ф. На
следующем уроке повторяется верхнее соединение со строчными
буквами о и ю. Можно сравнивать написание двух слов: ,

В которых сдвоенная буква о соединяется неодинаково в зави­симости от следующей за ней буквы

Отдельно следует отрабатывать соединение с полуовальными буквами. Необходимо повторить, что правый полуовал соединя­ется как внутри букв, так н в букве с - всегда с отрывом. Объясняется письмо с отрывом в других полуовалах - букв э, x, ж.

В III -IV классах учитель отрабатывает с детьми способы соединений букв в словах. Именно в этих классах возможен переход на более удобные петельные соединения полуовалов.

Понимай, что безотрывное письмо удобно н дает возможность совершить наиболее скорые и плавные движения, учитель вместе с тем должен знать, что встречаются дети с нарушениями коор­динации движений или отклонениями в нервной системе, с подер­гиванием рук во время письма и др., к которым не следует применить правила о безотрывности письма. Таким детям можно разрешить писать так, кик им удобно. При этом надо учитывать, что и скорость письма у таких детей отстает от скорости письма других учащихся.

Особенно может быть трудным дія них совершение длительного непрерывного движения в процессе письма. Поэтому учитель разрешает этим детям писать побуквенно, не навязывая им безотрывное письмо, но и не запрещая его. Оценка за отрывное письмо не снижается.

Обобщая сказанное в этой главе, мы приводим указания о соединениях буке в следующей таблице:

Класс Требования к соединениям Характер соединений Дозировка безотрывного письма
I класс (6 лет) В основном по буквенное письмо Отрывы перед овальными и полуовальными буквами. Соединения перед овалами снизу как подготовка к безотрывному письму. Соединения двух букв – шу, ил, сн – могут быть безотрывными
II класс (7 лет) Послоговое безотрывное письмо Отрывное письмо с правыми полуовалами перед с ив буквах х и ж. Вводится безотрывное нижнее соединение с овальными буквами. Безотрывное верхнее петельное соединение с буквами о, ю, в, ь, ъ. Правило: слог Пиши не отрывая руки (шарика) т.е. 2-3 буквы.
Ш класс (8 лет) Безотрывное письмо коротких слов Показываются безотрывные петельные соединения с полуовальными буквами. Безотрывное письмо 4-5 букв

Наклон в письме

Письмо может иметь различный наклон: может быть прямым (ненаклонным), наклонным вправо и наклонным вправо. Прямым письмо считается тогда, когда основные элементы движения (на себя) идут перпендикулярно линии строки; при письме с наклоном вправо основные элементы образуют острый угол к линии строки; при письме с наклоном влево основные моменты образуют тупой угол к линии строки: І К.

Прямой угол - прямое письмо.

Острый угол - правонаклонное письмо

Тупой угол - левонаклонное письмо

Мы обучаем учащихся письму с наклоном вправо. Однако письмо взрослых в зависимости от разных обстоятельств может быть с большим или меньшим наклоном вправо, может быть ненаклонным (прямым) или быть с наклоном влево. Право-наклонное письмо воспринимается как более красивое. Требо­вание писать с наклоном вправо для праворуких людей (а таких большинство) определяется главным образом не эстетическими качествами письма и даже не традициями наклонного письменного шрифта. Требование писать с наклоном вправо определяется де всего удобством для пишущего, возможностью осуществлять во время письма при меньшей затрате сил более скорые движения.

Наш школьный письменный шрифт именно потому наклонный, что он соответствует удобствам пишущего человека к более быстрому письму. Рассмотрим, в чем же заключаются эти удобства. В процессе письма активное участие принимают в осущест­влении движений пальцы и в целом кисть, предплечье и плечо, т.е. задействованы суставы и мышцы всей руки. Поэтому необходимо удобство для движения руки во время письма. Ученик пишет, сидя за партой или столом. Надо, чтобы ему удобно сидеть во время письма. Ученик следит за тем, как и что он пишет. Следовательно, надо писать так, чтобы удобно для зрения. Как показали многие исследования, письмо с наклоном вправо является наиболее быстрым и удобным для движения правой руки вдоль строки во время письма, для движении пальцев кисти, т. е. соответствует биомеханике письма.

Постараемся это понять, доказать. "При письме для кисти и пальцев рук удобнее всего совершать движения прямо на себя (в соответствии со сгибаемостью суставов фаланг пальцев). Эти же движения легче всего и прослеживать глазом, так как глаз совершает движения по вертикали: сверху вниз и снизу вверх. Значит, прямое письмо наиболее удобно для глаза и кисти. Так было бы, если бы человек писал на одном месте, не перед­авая кисть, а бумага бы двигалась справа налево.

На самом деле в процессе письма рука передвигается вправо, Это осуществляется за счет движения предплечья по кругу с центром в локте. Локоть или неподвижен, или незначительно двигается. Положите правую руку на стол так, чтобы кисть находилась напротив середины груди, и поверните свободно руку по кругу с центром в локтевом суставе. Ваша кисть сначала будет двигаться вверх. Это как раз тот отрезок пути, при котором мы осуществляем письмо вдоль строки.

Следовательно, для свободного движении руки во время письма она должна двигаться вправо-вверх. Поэтому нам к требуется наклонное положение тетради, при котором на не­котором отрезке пути предплечье может свободно двигаться вверх

Пальцы же и кисть в это время осуществляют при письме на себя основные движения перпендикулярно к линии строки, а соединительные - с наклоном вправо.

Лист бумаги во время письма кладется на стол с наклоном так, что строки идут вверх, а когда человек напишет и положит тетрадь прямо, нес строчки будут прямыми, Это будет удобно для чтения написанного. Если человек положит бумагу не с наклоном, а будет писать при прямом ее положении, то это будет очень неудобно при длительном письме для кисти и предплечья.

так как при этом предплечье и кисть вместо свободного движения по радиусу должны постоянно двигаться вниз, как бы «сжиматься», плечо отодвигается назад, прижимаясь к телу, к поворо­ту всего туловища в одну сторону. Следовательно, письмо тогда удобно, когда лист бумаги лежит с наклоном. В результате наклона бумаги письмо получается не прямое, а наклонное. Это письмо и будет наиболее удобным для пишущего правой рукой.

При прямом положении бумаги у нас получится прямое пи сьмо, но оно неудобно для движения руки вдоль строки

Таким образом, наклон при письме у нас получается как бы сам собой. Он определен наклонным положением тетради. На­клонное письмо в этом случае результат, продукт процесса письма.

Однако наклонное письмо не будет удобным, если мы будем писать с наклоном при прямом положении тетради. Тогда мы будем воспроизводить прописные образцы наклонного письма, но для движения руки и слежения глазом это будет неудобно и утомительно. Поэтому нецелесообразно обучать наклонному письму только с целью копирования наклона. Это ведет и к стойкой привычке неправильно сидеть за партой. Такое письмо имеет место тогда, когда учитель следит только за тем. чтобы учащийся писал с наклоном, не требуя, чтобы он держал при этом и тетрадь с наклоном. Этому часто способствуют дополни­тельные наклонные линии на листе (косая сетка). В этом случае при любом положении тетради получается наклон в письме.

Наклон влево удобен только для тех, кто обучается писать левой рукой, и тоже при определенном положении бумаги во время письма. Об этом будет сказано ниже.

Русские буквы отличаются друг от друга не только по начертанию и обозначению звука, но и по размеру. Правильное написание подчиняется определенным правилам. Прописные и строчные буквы - что это такое знает каждый школьник, особенно ученик начальной школы. Но полученные в школе знания забываются очень быстро, и взрослые вряд ли вспомнят определения этих терминов.

Прописные и строчные буквы – это две разновидности начертания графических значков на письме. Интересно, что разделение на такие разновидности есть далеко не во всех языках. Они присутствуют в кириллице, а еще в греческом алфавите, латинском, армянском. Необычна ситуация в Грузии. Заглавных значков (с определенным смыслом употребления) там нет, но отдельные участки текста (к примеру, названия, заголовки), набираются большими значками. Они имеют начертания маленьких, но отличаются от них по размеру. В других системах письма разделения на прописные буквы и маленькие не существует.

Для первого знакомства с ними достаточно усвоить краткую информацию:

  • прописная – та, которая больше;
  • строчная – та, которая меньше по размеру.

А чтобы информация запомнилась лучше, задержалась в голове надолго и не превратилась в путаницу – нужно изучить вопрос глубже, вникнув в детали.

Прописная

Это заглавная, большая, красивая, начальная. Буквенный знак увеличен в размере по сравнению с остальными. Чаще всего в строке она одна, именно с нее начинается предложение. В начальной школе дети с большим старанием учатся выводить первый азбучный знак – ведь он должен получиться красивым.

Первое официальное употребление прописных знаков замечено в 15 веке. Однако дальнейшие исследования показали, что люди старались красиво оформить начальные символы имени, фамилии, предложения еще задолго до начала 15 века. Такие графические значки, украшенные орнаментами и завитушками, назывались буквицами.

Прописные буквы в тексте пишутся только в тех случаях, которые подтверждаются орфографическими правилами. Самые распространенные из них, с которыми чаще всего приходится сталкиваться на практике, будут обозначены ниже.

Еще одно определение «прописной» встречается в начальной школе на этапе обучения письменной грамоте. Оно менее распространенное, поэтому не фигурирует в словарях. Используется лишь для разграничения типа письма, антонимом к слову «прописной» является «печатный». Когда учитель просит записать слово, предложение, текст прописью – он подразумевает строчные и прописные буквы. А их выбор должен происходить на основе изученных правил.

Строчная

Это маленькая буковка. В предложение и тексте она встречается намного чаще графических значков предыдущего вида. Объясняется это тем, что маленькие буквенные знаки в несколько раз чаще используются на письме – таковы правила русской орфографии.

Все буквы, не попавшие под правила написания заглавных, выстраиваются в одну строчку и имеют одинаковую высоту, потому они именуются строчными.

Обратите внимание! Ударение в термине «строчная» падает не на первый, а на последний слог, как бы ни хотелось ассоциировать его произношение с произношением слова «стрОчка».

Полезные видео: как пишутся прописные маленькие буквы?

Основные отличия

Прописные и строчные буквы имеют ряд отличий друг от друга.

Заключаются они в следующем:

  • Размер. Заглавная больше маленькой примерно в 2 раза. Это хорошо заметно при использовании тетрадного листа в широкую линию: большая буква занимает всю высоту строки, а малая умещается в ее половине.
  • Написание. Заглавная имеет намного больше деталей и особенностей начертания, которые старательно пытаются усвоить ученики первого класса. Она намного сложнее маленькой по начертанию.
  • Частота использования. Заглавная встречается в тексте намного реже маленькой, потому что ее выбор должен оправдываться определенными правилами.

Усвоив для себя, чем отличаются прописные от малых графических значков, человек перестает путать два этих термина между собой.

Примеры

Наглядный пример, как выглядят начертания обеих категорий.

При сравнении графических значков, стоящих рядом, сразу становится понятно, какие из них ПРОПИСНЫЕ, а где строчные.

Правописание заглавных букв

В русском языке употребление двух видов начертания подчиняется правилам соответствующего раздела орфографии. Согласно им, новое предложение начинается с заглавного знака, который как будто возглавляет армию маленьких, обычных значков. Он показывает, что предыдущая мысль закончилась, и началась другая, или просто обозначает начало мысли. Еще с заглавного начинается прямая речь, цитаты, каждая новая строчка стихотворения.

Но есть и другие, более сложные правила, объясняющие правописание заглавной и строчной букв:

  1. Имена, фамилии, отчества людей и составленные на их основе прилагательные. Например: Яблочкин Андрей Игоревич, Петькина машина.
  2. Клички животных и составленные от них прилагательные. Например: Тузик, Мурка, Кеша, Пушок, Тузиков ошейник.
  3. Географические объекты, места, названия (континентов, сторон света, стран, городов, деревень, сел, краев, республик, островов, морей, океанов, рек, озер). Например: Черное море, Балтийское, Атлантический океан, город Москва, материк Африка, поселок Янтарный, республика Адыгея.
  4. Названия фирм, компаний, магазинов, предприятий. Например: завод «Роствертол», магазин «Пятерочка», фирма обуви «Белвест».
  5. Названия великих исторических событий, важнейших документов (Первая мировая война, Петровская эпоха).
  6. Названия печатных изданий, произведений искусств, блюд (журнал «Мурзилка», газета «Московские ведомости», «Лунная соната», картина «Бурлаки на Волге», салат «Цезарь»).
  7. Названия министерств, важных государственных организаций (Министерство образования, Городская дума).
  8. Высокие, имеющие большую государственную значимость, должности (Президент, Королева).
  9. Первое слово названия праздников и важных событий (День рождения, Рождество, Пасха, День победы).
  10. Местоимение «Вы», когда требуется выражение особого уважения.
  11. Аббревиатуры – состоят полностью из заглавных значков (КПРФ, МЛМ, ЮФУ).

Во всех остальных случаях, когда слово не включено в категорию собственных имен, а является именем нарицательным, пишутся строчные начертания.

Возможные трудности в выборе варианта

В русском языке большинство правил неоднозначны и имеют дополнительные пояснения или исключения.

Важно! Когда выбор размера начертания буквы (заглавного/маленького) требуется для заполнения важных документов или выполнения серьезных заданий, работ – лучше проверить себя по словарям и справочникам.

Возможные затруднения в выборе размера графического значка:

  1. Собственные имена мифических, исторических, литературных героев, которые стали употребляться обобщенно, в переносном значении, для обозначения определенного характера или образа жизни людей. Правила написания подобных слов неоднозначны: одни пишутся с большой (Обломов, Наполеон, Гамлет), другие со строчной буквы (донкихот, иуда, геркулес, ставшие именами нарицательными). Вариант их употребления дается в словаре.
  2. Такие же разграничения и свои особенности написания имеют названия географических объектов и важных исторических событий, применяемые в обобщенном (переносном) значении: содом (разврат), олимп (верх), камчатка (последние места) и Чернобыль, Мекка, Хиросима.
  3. Названия аппаратов, техник, единиц измерения, полученные по именам своих изобретателей, пишутся со строчной буквы. Например: рентген, вольт, паскаль и прочее.
  4. и термины, где одно из слов является именем собственным, а также составленные по ним прилагательные большого значка не имеют (ахиллесова пята, демьянова уха, рентгеновы лучи).
  5. Имена прилагательные, которые были составлены по фамилии и имени человека с использованием суффиксов –ск, -овск, -инск – пишутся со строчной буквы (далевский словарь, пришвинская проза).

Полезное видео: строчные русские буквы

Вывод

На самом деле, вникая в материал, преподаваемый на уроках в учебном заведении, ученик и студент хорошо усваивают правописание графических знаков, понимают различия и особенности их употребления, а значит, и серьезных трудностей в соблюдении этой нормы у них не возникает.

Главное – запомнить определения, уяснить для себя некоторые сложности. А в случае затруднения не забывать о возможности обращения к словарю.

Прописная и строчная буква - это буквы, ежедневно используемые для письма. Первая - это заглавная буква (большая), а вторая меньше ее по размеру (маленькая).

Немного истории

Изначально при письме использовались только у которых границы (верхние и нижние) были четко определены. Со временем скоропись развивалась, буквы приобретали более округлую форму. Так возникли основы так называемого минускульного письма Каролингов, которое было разработано ученым Алкуином. Использовали его при дворе Карла Великого, а со временем распространилось это письмо по всей Европе. Вот так впервые единый текст стал содержать строчные и заглавные буквы.

Прописные и строчные буквы

Употребление прописных и строчных букв является одной из наиболее сложных проблем современного русского правописания. Постоянное изменение реалий влечет за собой смену написания этих букв. Поэтому необходимо постоянно штудировать новые издания справочников и словарей, которые в обязательном порядке должны отражать подобные нововведения.

Но, несмотря на это, существуют основные принципы употребления прописных и строчных букв. Они помогают разобраться в написании больших и маленьких букв, даже если какое-то слово в словаре отсутствует.

Правила употребления прописной буквы

С заглавной буквы пишутся:


Правила употребления строчной буквы

Строчная буква пишется, если она является составляющей:

  • артиклей, предлогов, частиц в западноевропейских названиях и (Людвиг ванн Бетховен);
  • личных имен, которые преследуют цель иронической или отрицательной оценки (новоявленные лужины);
  • существительных, образованных от фамилий и личных имен (обломовщина);
  • составных частей тюркских и арабских имен, которые указывают на родственные отношения или социальное положение (аль, заде, бек, ага);
  • названий единиц измерения, которые были даны по имени ученого (ампер);
  • слов земля, луна, солнце, которые не выступают астрономическими названиями;
  • имен прилагательных, содержащих суффикс -ск- , обозначающих принадлежность, образованных от собственных имен (чеховские страницы);
  • наименований званий и должностей (заместитель министра, мэр);
  • аббревиатур, образованных от нарицательных наименований (вуз - высшее учебное заведение).

Также строчная буква пишется в названиях:

  • геологических эпох и периодов, археологических культур и эпох (мезозойская эра);
  • должностей и титулов, международных организаций, а также высших зарубежных выборных учреждений (император Японии, генерал-майор, посол);
  • органов власти множественного числа (министерства России);
  • пород животных (собака кеесхонд);
  • учреждений, названия которых не являются собственными именами (школа №592).

Принципы употребления строчных и заглавных букв

Изучив вышеизложенные правила, можно выделить основные принципы, на основе которых употребляются строчные и прописные буквы. Итак:

  • Выделение конкретных отрезков предложений (текста) - синтаксический принцип.
  • Выделение определенных слов в тексте:

1) Строчная буква пишется в прописная - в именах собственных - морфологический принцип.

2) Прописная буква пишется в именах нарицательных, наделенных особой символикой или патетикой (Человек, Отчизна), в названиях праздников (Новый год, День Победы) - семантический принцип.

3) Прописная буква употребляется в аббревиатурах, составленных из первых букв.

Необходимо различать

Как уже говорилось, строчная буква пишется в именах прилагательных, которые содержат суффикс -ск- , обозначающих принадлежность и образованных от собственных имен. Поэтому "пушкинская проза" пишется с маленькой буквы. Но с суффиксом -ск- , имеющие значение имени в честь чьей-то памяти, пишутся с заглавной букв. Например, "Ломоносовские чтения".

Word: строчные и заглавные буквы

В связи со стремительным развитием информационных технологий, широкую популярность получила программа Microsoft Office Word, которая практически незаменима в трудовом и учебном процессе. Но мало кто знает, как сделать строчные буквы из заглавных и наоборот одним нажатием определенных клавиш.

Итак, напишем заглавными буквами следующий текст:

"СТРОЧНЫЕ БУКВЫ РУССКОГО АЛФАВИТА".

Теперь необходимо выделить текст и нажать клавиши Schift и F3 одновременно. После этого у нас получится:

После повторного нажатия сочетания этих клавиш получим следующее:

"Строчные Буквы Русского Алфавита".

И чтобы вернуться к исходному тексту, необходимо еще раз нажать Schift+F3.

Соедини правильно эти строчные и прописные буквы B E m M e D L D n b N

Ответы:

я таки делала но доча говорит что им объясняли по другому

Похожие вопросы

  • В этом упражнении вы дали должны сделать одно предложение (используя too или enogh) из двух предложений. Example: We couldn’t eat the food. It was too hot. The food was too hot to eat. 1 I can’t drink this coffee. It’s too hot. This coffee is …………….. . 2.Nobody could move the piano. It was too heavy. The piano ……….. . 3.I can"t wear this coat in winter. It’s not warm enough. This coat ………………… . 4.Don’t stand on that chair. It’s not strong enough. That chair ………………… . 5.Two people can’t sleep in this bed. It’s not wide enough for two people. This bed ……………….. .
  • РЕШИТЕ ПОЖАЛУЙСТА! 2.Даны два множества: Х=(2,4,6) и У =(0,2,4,6,8) Верно ли что: а)множества Х и У пересекаются; б)множество Х является подмножеством множества У; в)множество Р =(4,0,6,8,2) равно множеству У? ответ обосновать. 3.Даны два множества: Х=(1,3,5) и В=(2,4) верно ли,что: а)множества АхВ и ВхА содержат одинаковое число элементов; б)множества АхВ и ВхА равны? ответ обосновать.
  • I have a friend. Her name is Nina. She is a teacher in the Kindergarden. Nina is 27. She is a nice young woman. Nina has a family. She is married. She has a husband and a son. She also has a mother and a father.They live all together. Nina"s mother and father are pensioners. Her husband"s name is Nick. He is 30. He is a doctor. Nick is a very busy man and he has not much free time. Nina and Nick have a son. He is five. His name is Alex. Alex goes to the Kindergarden. He is fond of singing and drawing. Nina and Nick are fond of sports. In winter they go skiing and skating and in summer they go swimming and boating. They are a very friendly family. . What is your friends´s name? 2. What is Nina? 3. How old is Nick? 4. Has Nick much free time? 5. What is Alex fond of?

Top