Почему нельзя сюсюкаться с детьми? Сюсюкать ли с ребенком Сюсюкают ли врачи с детьми.

Во время прогулки в парке, делая покупки в супермаркете, проходя мимо детских площадок, все мы хотя бы раз наблюдали милое общение родителей или бабушек и дедушек с детьми. Счастливые взрослые, переполненные чувством любви и нежности, зацеловывают своих малышей, обнимают и сюсюкают с ними. В такие моменты взрослые люди искренне счастливы и открыты.
Многие из нас умиляются таким картинам проявления чувств и общения, а кто-то скептично осуждает сюсюкание. Что же такое сюсюкание и какие могут быть его последствия?

Что значит «сюсюкать»

Заглянув в толковый словарь, прочтем, что «сюсюкание» – это речь с заменой одних звуков другими и подстраивание речи под детскую, а также это обращение с кем-либо, как с маленьким. Рассмотрим эти значения слова.
Сюсюкание – это имитация детской речи взрослыми людьми. Сюсюкают, как правило с малышами, особенно новорожденными. Мама и папа, привыкая к роли родителей, купая, одевая, убаюкивая ребенка, могут сюсюкать с малышом. Бабушка и дедушка готовы не выпускать внуков из рук, не сводить глаз и все свободное время посвящать только им, особенно, если они видят их только по выходным. Объект обожания хочется обнять, поцеловать, приласкать даже словом, «сюсюкая». Это один из возможных проявлений прилива чувств – радости, нежности, счастья.
Сюсюкать – обращаться с ребенком, как с маленьким.

Конечно, ребенок маленький. И он всегда будет меньше вас, но это вовсе не значит, что он беспомощен.

Уже в год малыш начинает проявлять самостоятельность – пытается есть ложкой, пить из кружки, мыть руки, умываться, чистить зубы, обуваться. И совсем неважно, что это пока получается не идеально, зато это первые шаги к самостоятельности, продиктованные желанием копировать родителей и быть как они.

Когда же взрослые делают все за ребенка – кормят, одевают, обувают, они ограничивают его возможности.

Замена имени уменьшительно-ласкательными словами – зайка, котик, пупсик, солнышко тоже сюсюкание. Такое обращение ласково и трогательно, но не стоит забывать, что оно вторично, после имени. Ребенок запоминает свое имя к концу первого месяца жизни. Значит и другие обращения он тоже запоминает. Не усердствуйте с лапочками и зайчиками, ведь именно через свое имя маленькое создание понимает свое место в семье, доме, жизни.

Причины сюсюканий

Причин, по которым взрослые начинают сюсюкать с детками, несколько:

  • эмоциональней выплеск. Чувства переполняют при виде маленького создания и выход им взрослые находят в имитации детской речи и огромному количеству ласкательных слов;
  • уважение к личности и миру ребенка. Чтобы заслужить доверие ребенка, понять его игру или интересы, взрослые пытаются проникнуть в его мир. Они начинают общаться с малышом, играть и как следствие подстраивать свою речь к детской, адаптируя ее к ситуации;
  • инфантильность взрослого, которая является следствием эмоциональной и социальной незрелости, а также отсутствие должного уровня образования.

Возможные последствия сюсюканий для речи

Как утверждают специалисты, затянувшиеся сюсюкания в семье или замена обычных слов «машина, кукла, кот, кушать» упрощенными «бибика, ляля, кися, ам-ам» совсем не тормозит развитие речи малыша. Нужно понимать, что некоторые слова малышу сложно выговорить в силу возрастных возможностей. Но будьте мудры, не предоставляйте ребенку упрощенные слова, оставьте это для его творческой фантазии. Если малыш не сможет выговорить слово, то подберет ему замену – что-то похожее или ассоциативное. А это еще одна запись в семейный альбом с пометкой «гордимся достижениями».
Поддерживайте малыша, не исключайте возможности самим употребить новоизобретенные им слова. Важно то, что ребенок понимает вас, а вы понимаете его.

Такое общение не тормозит развитие речи, зато рождает понимание и доверие в общение с маленькой личностью.

Малыш взрослеет и говорит с каждым месяцем все больше. И при условии нормального развития, к шести годам все звуки станут четкими, а слова правильными. Если этого не произошло, стоит обратиться за консультацией к логопеду или психологу.
До шести лет не стоит зацикливаться на том, чтобы постоянно исправлять речь малыша. Это будет вносить только раздражение в общение и вселять неуверенность в малыша. Выберете другую тактику – чем ребенок старше, говорите с ним все более правильно, и малыш, следуя вашему примеру, выговорится. Зато за эти шесть лет – вы станете ближе друг другу, будете понимать и доверять. Вы будете гордиться достижениями своего ребенка, а он уверен в себе благодаря вашей позиции – поддержки и любви.

Возможные последствия сюсюканий для воспитания

Сюсюкание в воспитании и затянувшееся отношение к ребенку как к маленькому – это ограничение свободы его действий и, как следствие – задержка взросления.
Каждому возрасту свойственны свои открытия и достижения, а со временем это переходит в обязанности. Малыш до года просто не обойдется без посторонней помощи. Но уже в год он проявляет желание что-то делать самостоятельно. И так должно быть.
Конечно, всегда торопящейся маме проще самой одеть ребенка и помыть ему руки – это и быстрее и качественнее. Но в течение дня старайтесь найти время и предоставить ребенку возможность сделать это самому.
Самостоятельность и желание помочь должны приветствоваться. Не включайте ребенку мультфильм, если он пытается участвовать в общем деле. Озадачьте его заданием, посильным для возраста, и хвалите ребенка, тем более, что есть за что. Одна из первых обязанностей ребенка – порядок в игрушках, потом уборка комнаты, полив цветов и забота о домашних питомцах.

Не сюсюкайте и не ограничивайте детей, они маленькие, но не беспомощные.

Постоянные сюсюкания и навязывание мысли – «ты еще маленький, разобьешь, прольешь, плохо сделаешь» – воспитывают у ребенка неуверенность в своих силах и осознание, что все сделают за него. Видение себя самого и в глазах взрослых маленьким ребенком со временем грозит безответственностью, нежеланием и невозможностью принимать решения и тем более нести за них ответственность.

Задача родителей – не ограничивать естественное стремление ребенка к самостоятельности и независимости.

Как оградить ребенка от внешнего сюсюкания

Родители уже свыклись с мыслью, что они стали папой и мамой, прилив любви и нежности трансформировался в заботу и воспитание. Но как же быть с бабушками и дедушками, которые зачастую видят внуков на выходных, а то и реже? Чрезмерная опека, сюсюкания и постоянное желание все сделать за внучат – обуть, одеть, накормить – присутствуют в общении бабушек и дедушек. Ссылаясь на возраст и жизненный опыт, они объясняют, что детство не вернёшь, а это самый беззаботный период жизни, счастливый и радостный.
Правильно было бы сразу выстроить правила, проговорить их и попросить придерживаться. Если же правила не нашли поддержки в глазах старшего поколения, стоит использовать тактику «похвала и напор»: «Мамочка, папочка, вы же в меня сколько вложили, сколько дали, столькому научили, доверься мне, теперь я передам вашу науку своему ребенку. Время идет, меняются подходы к детям взгляды на их воспитание. Поэтому доверьтесь мне, главное, что мы все любим наше сокровище, в котором каждый видит себя».

Задумываясь над вопросом, как правильно воспитывать ребенка и сюсюкать ли с ним, родители должны ответить на вопрос, какого результата от они хотят достичь. А правильный подход в воспитании – залог будущего успеха ребенка.

Говорят, что для правильного развития речи ребёнка нельзя с ним «сюсюкать», используя разные «детские», сокращённые и облегчённые, слова или бессмысленные сочетания звуков. Это правда? Ведь так хочется «посюсюкать».

Ответ

Вава, бо-бо, кака, ням-ням, гули-гули и прочие «детские» слова, а также не содержащие особого смысла слова вроде агу, муси-пуси , родители используют в общении с детьми младенческого возраста инстинктивно и на протяжении столетий. Родители как бы повторяют детский лепет, желая быть максимально близкими и понятными своему ребёнку. Это первый и естественный этап становления коммуникативных способностей малыша.

На этом этапе важно не столько правильное произнесение слов и чёткое понимание их смысла, сколько установление контакта: ребёнок учится реагировать на речь и обращать внимание взрослых к себе (пока ещё не важен смысл слов, а лишь сам факт этой речи, её интонации, через которые выражается эмоциональное отношение родителя к ребёнку и происходящему вокруг).

Детский лепет — естественный и необходимый этап развития речи, потому что, прежде чем говорить сложные слова, ребёнок должен научиться произносить слова простые, односложные, с повторяюшимися слогами. Что-то упало — вы говорите «бах», ребёнок повторяет за вами. Использование на этом этапе специальных детских слов (киса вместо кошка и пр.) бывает оправданным. Говорить сразу на правильном грамотном языке ребёнок не может, он должен пройти через простое звукоподражание.

Показывая ребёнку собаку, вы говорите, что это собака (собачка) и показываете, как она лает: «гав-гав». Ребёнок в дальнейшем может узнавать собачку, говоря «ав-ав». Не надо требовать от него сразу называть собаку собакой, автомобиль автомобилем и т. д., потому что он всё равно этого не сможет сделать, а получит свои, сокращённые, детские, аналоги этих слов.

Вред, о котором говорят противники использования «детского» языка, будет в том случае, если взрослый использует только облегчённый детский язык, идёт на поводу у ребёнка, повторяя за ним сокращённые, изменённые слова и вводя их в свой лексикон общения. Речь взрослого даже на начальном этапе общения с ребёнком должна быть полноценной, грамотной (конечно, содержательно-лексически соответствующей детскому возрасту). Необходимо понимать, что нельзя долго оставаться на этапе упрощённого языка, а необходимо развитие, усложнение — иначе в дальнейшем у ребёнка возникнут проблемы с произношением тех или иных звуков (дислалия), словарным запасом, уровнем владения речью и общим уровнем развития. Ненормально, когда ребёнок в 5 лет не знает слово «нельзя», а понимает только «кака».

Если под сюсюканьем понимать постоянное употребление слов в уменьшительно-ласкательной форме («Скушай, лапонька, ещё одну ложечку кашки, а потом поедем на автобусике в магазинчик покупать молочко!»), да ещё утрированно смягчая согласные звуки («молосько», «каська»), то это, конечно, не правильно. Всему должна быть мера.

Чистое же эмоциональное сюсюканье, которым взрослый показывает свою любовь к малышу во время нянченья, и проявляющееся в придумывании на ходу различных складушек типа траташушки-тра-та-та , ай-люлюшеньки-люлю , муси-пуси , тюти-матюти , часто произносимых с подчёркнутым интонированием, повторением или нараспев, как говорят некоторые исследователи, не только не является вредным, но есть необходимое условие полноценного развития мозга младенца и его эмоциональной сферы. Повторение одинаковых и однородных согласных звуков (аллитерация) и повторение гласных звуков (ассонанс) подготавливает ребёнка к восприятию в будущем поэзии, танца, музыки, литературы.

Так что сюсюкайте на радость и здоровье, соблюдая меру.

Дети все повторяют за взрослыми. И если вы будете часто обращаться к ребенку на ломаном языке, шепелявя, картавя, проглатывая звуки, то малыш запомнит неправильное произношение. И переучить его будет очень непросто. То же самое происходит, если малыш выговаривает слово неправильно (например, «шепуток» вместо «петушок»), а умиленные родители за ним повторяют. Ребенок думает, что именно так это слово и звучит на самом деле. В итоге чем больше вы сюсюкаете, тем медленнее у вашего ребенка развивается речь.

2 Подмена понятий

Часто родители стараются помочь своему ребенку запомнить новые слова и понятия, упрощая их произношение. То есть едет по улице машина, а вы говорите малышу: «Смотри, би-би». Или вы зовете кроху кушать так: «Ну что, пора ням-ням?» Подобное общение с помощью символов кажется нормальным, но оно мешает ребенку запоминать правильные слова. К тому же, от таких сокращений все равно рано или поздно придется отказаться. Поэтому лучше изначально с малышом разговаривать развернуто. У таких слогов-символов есть и еще одна проблема. Они не склоняются, а это мешает малышу понимать грамматику родного языка.

3 Вы его недооцениваете

Годовалый малыш в состоянии запоминать слова и осознавать их смысл. Родители же продолжают сюсюкать с крохой, стремясь разговаривать с ним на его уровне. Благое желание быть понятым приводит к тому, что ребенок никак не может выучить родной язык. Представьте, что вы оказались в Америке. Вам нужно говорить по-английски, а местные жители умиляются вашему смешному произношению и общаются с вами, коверкая слова или максимально их сокращая. Так вы никогда не выучите английский. А ваш ребенок, находясь в окружении сюсюкающих взрослых, не скоро поймет, как же нужно на самом деле разговаривать по-русски.

4 Вредная привычка

Как правило, родители привыкают к сюсюканью так же быстро, как дети. Подобная модель общения становится естественной, на нее перестают обращать внимание. Так «ути-пути» по отношению к годовалому малышу перерастают в «ути-пути» по отношению к ребенку дошкольного и даже школьного возраста. При этом родителям кажется, что малышу приятно такое обращение. Но взрослые дети испытывают дискомфорт и смущение от того, что с ними разговаривают, как с маленькими. Затянувшиеся сюсюканья могут привести не только к задержке речи, но и к развитию комплексов в подрастающем человеке.

5 Психологическая сторона вопроса

Специалисты отмечают, что длительное общение с ребенком на «детском» языке приводит к распространенным психологическим проблемам в будущем. Такие малыши вырастают инфантильными, неуверенными и беспомощными. У многих возникают трудности в общении с другими людьми. Это объясняется тем, что общение через «сю-сю» воспринимается крохой как два основных сигнала: во-первых, он самый маленький, то есть вечный объект опеки и внимания; во-вторых, он недостаточно хорош для того, чтобы его родители с ним общались на равных.

6 Слишком просто – совсем неправильно


Чаще всего родители начинают сюсюкать со своими детьми из-за наплыва чувств, не успевая остановиться и выразить их иначе. Взрослые на автомате переводят свое умиление в полные восторга шепелявые слова. Проблема в том, что это далеко не самый лучший способ передать свою любовь малышу. Ведь в таких «халёсеньких» выражениях не чувствуется искренность. Постарайтесь проявлять свои чувства иначе. Это важно для гармоничного развития крохи.

7 А если нет чувств?

Такое тоже бывает. Когда искренних чувств и эмоций к ребенку нет, а подсознание твердит вам: «Это твой малыш, его надо любить», - возникает неосознанное желание сюсюкать с крохой. Таков один из механизмов психологической защиты. Только он не поможет. Лепетания с малышом отвлекают от существующей проблемы, а ребенок тем временем прекрасно чувствует фальшивые нотки в вашем голосе. Именно поэтому в такой ситуации особенно важна искренность. С нее стоит начинать. Даже если вы покажете, что в данный момент вы не можете отдать ребенку те чувства, которые он от вас ожидает, это будет лучше притворства. С другой стороны, если это ваш случай, вам нужно разобраться в своем эмоциональном состоянии. Не лишним будет обратиться за помощью к специалисту. Ведь подобный сигнал может быть симптомом послеродовой депрессии.

8 Скрытый диктатор

Иногда встречается и такая причина родительских сюсюканий. Взрослый подсознательно считает, что маленький ребенок не может обращаться к нему на равных. Это задевает его гордость или даже пугает родителя (вдруг малыш перестанет слушаться, выйдет из-под контроля?). Если такие мысли вас посещают, нужно себе в этом признаться и как можно раньше остановиться. У диктаторов вырастают либо окончательно подавленные личности, либо бунтари. Ни то ни другое не принесет вам и вашему малышу счастья.

9 Внимание! Говорит инфантильность


Если вы привыкли сюсюкать с любимыми людьми, мужем, друзьями, ребенку от этого тоже никуда не деться. Подобные формы поведения психологи и социологи называют «неконструктивными». Они нормально воспринимаются обществом, но продолжают быть вредными для малыша. Ведь ваш лепет останется с крохой надолго, будет препятствовать его речевому развитию и может стать причиной комплексов, с которыми ему придется в будущем бороться самостоятельно.

10 Общаться с ребенком правильно – это как?

Никто не говорит о том, что вы должны перестать нежничать с малышом. Он нуждается в вашей любви и заботе. Но проявлять их следует без сюсюканья. Обращайтесь к нему ласково, не повышая голоса. Используйте правильные слова: милый, любимый, родной, замечательный, сыночек, доченька. Постарайтесь их не сокращать и не коверкать. Мягко исправляйте малыша, когда он произносит слова неправильно. Так вы не только подарите ребенку любовь, но и поможете ему как можно с вами на равных.

Резюме: Сюсюканье с малышом тормозит развитие его речи и может стать причиной психологических барьеров между ребенком и родителем.

В последнее время, особенно среди молодых родителей, все чаще наблюдается тенденция к отказу от применения в общении с малышом так называемого детского языка, или «сюсюканья». И аргументы приводятся, на первый взгляд, вполне убедительные, - «Ребенок будет думать что так и надо говорить», «задержится развитие речи», «необходимо с детства уважать ребенка и общаться с ним на равных» и др.

Это все конечно правильно, но! Как и в любом вопросе воспитания детей, так и в этом, главное это не перегнуть палку. Задаться вопросом, делаем ли мы это ради самого ребенка?! Конечно каждый родитель стремиться чтобы его малыш рос сообразительным, способным, умным. Но не слишком ли рано мы начинаем требовать от него проявлять эти качества? Не превращается ли это в бесконечную гонку за достижениями, в угоду своему тщеславию, «а вот мой оочень серьезный, он с самого детства говорит как взрослый»? Может надо притормозить немного и посмотреть на самого ребенка, а действительно ли ему нужно быть маленьким взрослым, не слышащим от родителей такого умилительного и нежного «сюсюканья».

Если честно, даже представить не могу, как я своему сладкому пупсенку, принесенному из роддома, сказала бы ровным голосом - «ну вот Айван, теперь ты живешь здесь, в этой квартире, это твоя кроватка, здесь ты будешь спать, располагайся, привыкай и т.д.» Нет, нет и нет - это крошечное существо, глядя на которое, замирает дыхание от переполняющих чувств, ничего бы не поняло из этой равнодушной «взрослой» фразы (и еще долго не поймет). Но зато, пусть глупое, пусть заезженное и писклявое «и кто это у нас тут такой маааленький, такой хорооошенький», по интонации, по улыбке, по выражению лица, я просто уверена, ОН поймет все что ему нужно понять - его любят, он под защитой, все будет хорошо!

Ну и само собой с сюсюканьем тоже не надо перебарщивать. Все эти ломаные, коверканые слова «хоёсенький» «мимимишик» «мася-пасечка», на которые часто сбиваешься от избытка эмоций, не думаю что нанесут непоправимый эмоциональный и интеллектуальный ущерб ребенку, но и пользы особо никакой не принесут. Второй момент - всему свое время. Если до года «сюсюкать» с ребенком это вполне нормально и даже необходимо для него (психологи, кстати, уже смилостивились и многие признали необходимость «детского языка»), то после года необходимо стараться (а кому-то большим усилием воли))) переходить на «нормальную» человеческую речь. И еще аргумент в пользу сюсю)) - это заложено на подсознательном уровне, это инстинкт - глядя на малыша, лицо само расплывается в улыбке, и все эти смешные, глупые слова сами лезут изо рта, это придумано природой, и соответственно это не может нанести ребенку вреда.

Еще много хотела написать, примеров из жизни, но, к сожалению, цейтнот (пупс просыпается)), поэтому закругляюсь.

В итоге, не надо бояться говорить с детьми на «детском» языке, это не затормозит их речь, и не сделает их инфантильными на всю оставшуюся жизнь, наоборот даст им уверенность, что они любимы нужны и защищены, и главное, что они - ДЕТИ. Не надо торопить время, не надо пытаться быстрее изгнать из детей проявления детскости, не надо делать из них насильно маленьких профессоров. Но и не нужно перегибать палку, чтобы пресловутое «ути-пути» до школы входило в лексикон.


Чрезмерная слащавость при обращении к детям стала почти нормой. Психологи бьют тревогу, надо ли сюсюкать?
Давайте разберемся, как именно у взрослых появляется это желание - сюсюкать с детьми. Практически все люди так себя ведут - значит, это нормально. Именно таким образом мы обычно рассуждаем.
Сюсюканье привычному к нему малышу даже приятно.
Самому взрослому тоже нравится подобная игра - можно ощутить свое преимущество перед ребенком,но это опасно для малыша.

На самом же деле эта манера чрезвычайно вредна для малышей. Сюсюкающий взрослый, сам того не подозревая, "кормит" ребенка психологическим допингом, а это опасно: подсев на него, малыш не захочет выполнять установленные правила, трудиться, заботиться о других людях. Ведь он получает достаточное удовлетворение, исполняя легкую и приятную роль забавной домашней игрушки.
Конечно, ни одна мама специально не стремится нанести своему малышу вред. Но тем не менее наносит.
Сюсюканье - характерный пример неразумного поведения взрослых людей. Любить ребенка для себя и любить его ради него самого - это "две довольно большие разницы". Любить ребенка для него самого - труднее, и этому зачастую нужно специально учиться.
На самом деле свое родное дитя любит каждая мама. А вот научиться его уважать способны далеко не все. Вот почему увидеть в малыше не просто хорошенькую куколку, а настоящего, полноценного человека - это целое достижение.
Следует помнить: любовь приносит пользу, дает силы, а не расслабляет и разнеживает тогда, когда она сочетается с уважением и если она разумна.
Совет педагога: как не навредить своему ребенку Привычные слова. С ребенком следует говорить внятно и просто - но так же, как с остальными: машину называть машиной, собаку - собакой.
* Правильный тон. Избегая излишней слащавости, нужно быть естественной. Конечно, мать говорит со своим малышом не так, как с другими людьми, но ласка и уважительное отношение не могут помешать друг другу.
* Контроль. Не стоит позволять людям, с которыми малыш довольно часто контактирует, сюсюкать с ним - нужно делать осторожные замечания, если не помогает - запрещать разговаривать в таком тоне.
* Признание. Необходимо относиться к ребенку как к самостоятельному человеку, а не малышу-несмышленышу.
Так почему же нельзя сюсюкаться с ребёнком.
Помните одну главную истину: ребёнок всё понимает, всё слышит и хочет также быть понятым взрослым. Не стоит опрометчиво думать, что ваши сюсюканья с малышом станут приятнее или понятнее. Разговаривайте всегда и везде с вашим малышом нормальным привычным голосом. Относитесь к ним как к равным! Ведь все наши коверканья очень быстро и легко передаются ребёнку. Он как губка впитывает всё, что слышит извне.


Top