Удивительная история о мальчике Лёве. История про мальчика Федю

История, которую стоит знать всем нам.

В одной московской школе перестал ходить на занятия мальчик. Неделю не ходит, две… Телефона у Лёвы не было, и одноклассники, по совету учительницы, решили сходить к нему домой. Дверь открыла Лёвина мама. Лицо у нее было очень грустное. Ребята поздоровались и робко спросили: «Почему Лёва не ходит в школу?» Мама печально ответила: «Он больше не будет учиться с вами. Ему сделали операцию. Неудачно. Лёва ослеп и сам ходить не может…»

Источник: Facebook
Фото: Л.С. Понтрягин. «Жизнеописание Л.С. Понтрягина, математика, составленное им самим»

Маленький Лёва Понтрягин

Ребята помолчали, переглянулись, и тут кто-то из них предложил:
- А мы его по очереди в школу водить будем.
- И домой провожать.
- И уроки поможем делать, - перебивая друг друга, защебетали одноклассники.

У мамы на глаза навернулись слезы. Она провела друзей в комнату. Немного погодя, ощупывая путь рукой, к ним вышел Лёва с повязкой на глазах. Ребята замерли. Только теперь они по-настоящему поняли, какое несчастье произошло с их другом.

Лёва с трудом сказал:
- Здравствуйте.

И тут со всех сторон посыпалось:
- Я завтра зайду за тобой и провожу в школу.
- А я расскажу, что мы проходили по алгебре.
- А я по истории.

Родители Льва Понтрягина - Семён Акимович и Татьяна Андреевна Понтрягины

Лёва не знал, кого слушать, и только растерянно кивал головой. По лицу мамы градом катились слезы. После ухода ребята составили план - кто когда заходит, кто какие предметы объясняет, кто будет гулять с Лёвой и водить его в школу. В школе мальчик, который сидел с Лёвой за одной партой, тихонько рассказывал ему во время урока то, что учитель пишет на доске. А как замирал класс, когда Лёва отвечал! Как все радовались его пятеркам, даже больше, чем своим! Учился Лёва прекрасно. Лучше учиться стал и весь класс.

Для того чтобы объяснить урок другу, попавшему в беду, нужно самому его знать. И ребята старались. Мало того, зимой они стали водить Лёву на каток. Мальчик очень любил классическую музыку, и одноклассники ходили с ним на симфонические концерты…

На математической олимпиаде школьников. Слева: С.В. Яблонский, Л.А. Люстерник, В.Г. Болтянский; справа Л.С. Понтрягин

Школу Лёва окончил с золотой медалью, затем поступил в институт. И там нашлись друзья, которые стали его глазами. После института Лёва продолжал учиться и, в конце концов, стал всемирно известным математиком, академиком Понтрягиным. Не счесть людей, прозревших для добра.

С.А. Лефшец и Л.С. Понтрягин на математическом конгрессе в Эдинбурге. 1958 г.

Лев Семёнович Понтрягин за работой. 1960-е годы.

Лев Семёнович Понтрягин (1908-1988) - советский математик, один из крупнейших математиков XX века, академик АН СССР, потерявший в 14 лет зрение. Он внес значительный вклад в алгебраическую и дифференциальную топологию, теорию колебаний, вариационное исчисление, теорию управления. В теории управления Понтрягин - создатель математической теории оптимальных процессов, в основе которой лежит т.н. принцип максимума Понтрягина; имеет фундаментальные результаты по дифференциальным играм. Работы школы Понтрягина оказали большое влияние на развитие теории управления и вариационного исчисления во всем мире.

Группа академиков в день вручения диплома и звезды Героя Социалистического Труда. В центре Л.С. Понтрягин и М.В. Келдыш. Москва, Кремль, 1969 г.

В одном доме жил мальчик лет семи вместе со своей мамой, которую он никогда не слушал. Он разбрасывал в своей комнате вещи и никогда не складывал их. Мама и просила его и уговаривала не сорить и убирать за собой, но мальчик был совершенно непослушный, чем очень расстраивал свою мамочку. Пока однажды с ним не случилась одна очень поучительная история.
На улице было очень тепло и светило солнышко. Мальчик вернулся с прогулки, пошел в свою комнату и, раздеваясь, начал бросать одежду прямо на пол. И один его носок упал за кровать. А на следующий день на улице пошел дождь. Мальчик обрадовался, выглянув в окно, и начал собираться гулять. Но нигде не мог найти второй носок. Мама сказала сыну, что если он уберет в комнате, то найдет не только носок, но и другие пропавшие вещи. Но мальчик не послушался, не стал убирать и не стал одевать носки. Не взял даже зонтик и побежал на улицу босиком. Побегал по лужам и … заболел.
Мама уложила непослушного сына в кровать, поставила ему градусник и налила чая с малиной. Приказала строго-настрого не вставать с кровати. А это было так тяжело для мальчика, ведь дети, обув резиновые сапоги и взяв зонтики, бегали под дождем и веселились. И, пожалев больного ребенка, мама сама начала убирать в его комнате. Игрушки сложила в корзину, книги в большую коробку. Одежду аккуратно разложила по полкам в шкафу. Потом принесла веник и вымела из-под кровати носок, который, мы уже знаем, как туда попал. Когда мальчик выздоровел, а на улице было холодно и шел дождик, то надел носочки и резиновые сапоги. Теперь он научился слушать маму и больше никогда не разбрасывал вещи по комнате. А если и разбрасывал, то тут же за собой убирал. Мальчик больше не хотел потерять носки, или шапку, или варежки. Ведь никому не хочется болеть!

Рецензии

Да, дети слушают взрослых, когда им плохо становится. Такие истории надо в детских садиках рассказывать и приводить конкретные примеры заболевших товарищей. Больше пользы будет, чем от некоторых программных чтений.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Жил - был мальчик Фёдор. У него были мама и папа. И мальчик Фёдор был примерно от 8 до 13 лет. Однажды он сломал свой стул. Пришла мама с работы и спрашивает:

Федя, это кто сделал?

Федя испугался, что его будут ругать и говорит:

Это не я.

Мама знала, что её мальчик говорит неправду, но она хотела, чтобы Федя сам сказал правду и спрашивает:

А кто же, Феденька?

Кто, не знаю, может быть, кто-то другой.

Хорошо, - сказала мама, но на сердце у неё не было радостно.

Близился день рождения папы. Мама купила большую коробку шоколадных конфет и положила её на кухне в ящик. Смотрит однажды мама, а в коробке ни одной конфетки нет. Она спросила:

Федя, ты не знаешь, кто съел конфеты?

Нет, - ответил Федя, - это не я.

А кто же? - удивилась мама.

Это кто-то другой - ответил Федя, не задумываясь.

Надо же, - говорит мама, - кто это у нас тут поселился?

Федя ничего не ответил и побежал играть.

Прошло ещё некоторое время, и Федя взял у папы из кармана несколько монет. Папа приходит и спрашивает:

Федя, ты случайно не брал у меня из кармана денежки?

Федя говорит:

Нет, это не я.

А кто же тогда?

Это кто-то другой.

Пошёл однажды Федя в гости и утащил из чужого дома игрушку. Принёс её домой, а мама спрашивает:

Чья игрушка?

А Феде стало неприятно, что его спрашивают, и он сказал:

Я не знаю, это не моя игрушка, это чья-то чужая.

Так он говорил очень часто - «это не я, это кто-то другой». И вот однажды мама пришла домой с работы уставшая и вдруг смотрит, что кто-то изрезал её любимый фартук на паруса для кораблика. Мама очень хотела, чтобы Федя сказал правду, и хотя знала, что ей ответит Федя, но всё равно спросила его:

Федя, ты не знаешь, кто изрезал мой фартук?

Федя говорит:

Нет, я не знаю, это не я, это кто-то другой.

А мама спрашивает:

Так, где же этот, другой?

А Федя отвечает:

Не знаю, он где-то тут живёт.

И вдруг, как только он сказал эти слова, в комнате появился мальчик. Точь-в-точь похожий на Федю и говорит:

Мамочка родная, это я изрезал твой фартук, мне для кораблика нужны были паруса. Как он будет плавать без паруса? Это я сделал.

Тогда мама посмотрела на Федю настоящего и спрашивает:

А это кто такой?

А призрачный ненастоящий Федя отвечает:

Это, мамочка, самозванец, он меня давно спрятал в кладовку, и вот, наконец-то я оттуда вылез. Это я всё делал, это я изрезал фартук, это я съел шоколадные конфеты, это я таскал денежки у папы.

Мама всплеснула руками и говорит:

Ах, какой молодец мой Феденька, сам признался. Сразу видно, что ты смелый и правдивый мальчик. А ты, - она показала на настоящего Федю, - не мой мальчик, ты самозванец, ты чужой, уходи из нашего дома.

И Феде ничего не оставалось делать, он оделся и ушёл, и горько-горько заплакал. А тот самозванец, призрачный мальчик Федя, стал жить вместе с мамой и папой. И всё он делал по правде. Сделает что-нибудь плохое и сразу говорит: «Это я, это я сделал. Наказывайте меня, это я сделал». А Федя ходил вокруг дома и горько-горько плакал. Он видел как там, в окошечке, сияет свет, как мама с папой целуют в головку призрачного Федю, как кормят его обедом, укладывают спать. А он, их настоящий сын, голодный и холодный бродит вокруг дома. Однажды он увидел, что рядом с домом есть храм Божий. Вошёл Федя в храм и встал тихонечко в уголке. И стало мальчику горько, что он огорчал своих родителей, что так часто говорил неправду. Федя опустил голову, и слёзы сами потекли по его щекам.

Вдруг Федя почувствовал, что кто-то, протянул ему большую восковую свечу. Федя поднял глаза и увидел рядом маленькую девочку, которая ему улыбалась. Девочка взяла Федю за руку и подвела к большой иконе святителя Николая. Феденька благодарно улыбнулся девочке, поставил свечу на подсвечник и стал молиться, как умел. Он молился святителю Николаю от всего сердца:

Святой Николай, прости меня. Я тебе обещаю, я всегда буду говорить только правду, честное слово, я наберусь мужества, и буду говорить только то, что происходит на самом деле.

И после этого Федя со страхом и надеждой пошёл домой. Что же будет? Позвонил в дверь. На пороге стояла мама и улыбалась. Мама спросила:

Ты уже вернулся из магазина, Феденька? Ты уже успел купить хлеб?

Нет, не купил. Дай мне денег, и я быстро сбегаю в магазин.

Он не стал выкручиваться, потому, что вместо него ходил тот самозванец. Но когда Федя решился говорить правду, то Господь сделал так, что этот самозванец исчез и больше никогда не появлялся.

Федя пошёл, купил самого вкусного и свежего хлеба, и они вместе всей семьёй сели за стол и вкусно поужинали. И Федя сказал, что он хочет быть честным и правдивым. Мама с папой не могли нарадоваться и говорили: «Да, у нас мальчик хороший был, а сейчас ещё лучше стал» А папа сказал:

Да, Федя, говорить правду тяжело, но нужно.

Я всегда буду говорить правду. Только ты мне объясни, почему нужно всегда говорить правду? - спросил Федя.

А потому - ответил папа, - что если человек начинает говорить неправду, то этой лжи в его сердце становиться всё больше и больше, и он перестаёт видеть этот мир таким, какой он есть на самом деле. Он этот мир придумывает, и в мире возникают разные призраки, ненастоящие, и этот человечек маленький, который врёт, перестаёт понимать самого себя, начинает путаться и не чувствует где ложь, а где правда. Он говорит, что это не он, не он. И это на самом деле так происходит. Вместо настоящего начинает жить другой человек. И к тому же от такого человека все отворачиваются и перестают верить ему.

«Недавно со мной так и было, но теперь всё прошло» - подумал Федя и тихонечко отправился спать. Послу этого случая Федя всегда старался говорить только правду, как бы это ни горько было слышно ему и его родителям.

Может быть, раньше что-то его интересовало? В какие игры он просил Вас с ним играть?

Да какие игры! Мяч пинать – вот только, на что хватает его фантазии!

При слове «мяч» у ребенка блеснул огонек в глазах, а у меня появилась уверенность в том, что еще не все потеряно!

Игрушки в моем кабинете интереса у мальчика с очень необычным именем, можно сказать, не вызвали. Но он играл - потому что надо было играть. А может потому что не хотел расстраивать маму, или меня..? И дома также: мама сказала, что надо сделать поделку для бабушки, надо - делает, но без интереса, со скучающим видом, и ему все равно: какого цвета будет фон, из чего делать лепестки для цветка, и нужно ли писать какой-то текст для бабушки. А может на самом деле не все равно?

И тут, тихонечко так, как будто про себя:

А что мне надо делать?

Странно..ведь я только что дала ему инстукцию!

А что ты хочешь?

Мой вопрос поставил ребенка в еще больший тупик. Такое ощущение, что для него это непривычно - думать и говорить о том, что он хочет.

Зато ему очень было понятно, что хочет его мама. Чтобы он ходил на курсы по английскому, разбирался в машинах, был послушным, хорошим мальчиком, который дарит бабушкам на праздники самодельные открытки. А еще он должен заниматься и развиваться! Мелкая моторика, например. Это же так важно, ведь через год уже в школу! Читать - обязательно!

А может футбол?..- Можно, конечно, но лучше же на анимированное представление!

Может просто покататься с горки во дворе? - Можно, конечно, но ведь это так скучно! Давай лучше на скейте!

Ох уж эти детские желания! Они такие...(хм..какое бы слово подобрать?).. детские! Современные дети не понимают: в их мире есть так много всего интересного! Всего того, что не было у их родителей, и поэтому им приходилось играть в футбол, кататься с горки, ковыряться в песочнице..Но сейчас ведь все это есть! И мама-то точно это знает! Точно знает, что будет лучше для неё, ой, для её ребёнка. Она-то хочет для своего чада только самого-самого! Просто он пока маленький и не понимает этого.

Итого: горка - скучно, песочница - как-то совсем по-детски, любимый черный цвет, оказывается, не подходит для открытки бабушке.

Куда бы тебя поставить? Может сюда? Нет...сюда? Нет... - процесс поиска нужного места для игрушек как аналог поиска места своих собственных желаний, собственных взглядов, и в целом, поиск самого себя в этом мире был очень сложным и занял очень много времени. А ведь ему еще только 5 лет!..

На прощанье я предложила мальчику в следующий раз поиграть в футбол, прямо здесь - в кабинете. Восторгу не было предела! Глаза блестели, и сразу такое оживление и столько вопросов: "А точно здесь можно? А у Вас есть мяч? Или мне свой принести?"

А может ну его этот скейт и бассейн, и анимированные представления с развитием мелкой моторики, если он счастлив, когда просто сидит или пинает мяч?


Top