Игра « Узнай по запаху» (с закрытыми глазами). Дидактические игры ко «Дню здоровья Дидактическая игра угадай по запаху




Nellie en Cezar
Органы чувств человека. Тематический словарь
презентация
конспект занятия
идеи для занятий

Демонстрационный материал:





Рабочие листы
рабочие листы с заданиями
рабочие листы

Игры:
дид. игра
дид. игра
дид. игра с пояснениями

Наблюдения и эксперименты
Материалы: ширма с тремя круглыми прорезями (для рук и носа), газета, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла, футляры от киндер-сюрпризов с дырочками; в футлярах: чеснок, кусочек апельсина; поролон с духами, лимон, сахар.

Описание. На столе разложены газеты, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла. Дед Знай предлагает детям поиграть с ним. Детям предоставляется возможность самостоятельно изучить предметы. В ходе этого знакомства дед Знай беседует с детьми, задавая вопросы, например: «Как звучат эти предметы?», «С помощью чего вы смогли услышать эти звуки?» и т.д.
Игра «Угадай, что звучит» — ребенок за ширмой выбирает предмет, которым затем издает звук, другие дети отгадывают. Они называют предмет, с помощью которого издан звук, и говорят, что услышали его ушами.
Игра «Отгадай по запаху» — дети подставляют свои носики к окошку ширмы, а воспитатель предлагает отгадать по запаху, что у него в руках. Что это? Как узнали? (Нам помог нос.)
Игра «Отгадай на вкус» — воспитатель предлагает детям отгадать по вкусу лимон, сахар.
Игра «Отгадай на ощупь» — дети опускают руку в отверстие ширмы, отгадывают предмет и затем достают его.
Назовите наших помощников, которые помогают узнать нам предмет по звуку, по запаху, по вкусу. Что было бы, если бы их у нас не было?

Больше экспериментов:

  • Зрение. Что мы можем увидеть?
коллекция раскрасок "Тренируем зрение!"для поиска глазами мелких деталей

"Восприятие глаз"(http://home.damotvet.ru/kids/818978.htm)
Для этого простого эксперимента потребуется чистая чашка, несколько монет, ручка, бумага, стол, стулья и обязательно один помощник. Целью нашего очередного эксперимента является выявление следующего утверждения – действительно ли человек двумя глазами видит лучше, чем одним? Вы со своим помощником должны сесть за столом напротив друг друга. Между вами должна стоять чашка. Вам необходимо будет взять монету и держать ее над чашкой. Ваш партнер должен будет вам говорить сместить руку с монетой в ней вправо, влево, назад или вперед. Как только ваш партнер убедится в том, что монета находится точно над чашкой, ему необходимо будет попросить вас отпустить ее. Проведите эксперимент еще раз, но в этот раз один глаз должен быть закрыт. Запишите полученные результаты. Потом поменяйтесь ролями и сверьте ваши и его результаты.
ОПЫТ № 1
ЦЕЛЬ: определить реакцию зрачков на различную степень освящения.
Детям предлагают рассмотреть зрачки друг друга сначала в освященной комнате, а затем задернуть шторы, чтобы создать полумрак. Дети самостоятельно приходят к выводу, что в освященной комнате зрачки сужены, а после пребывания в комнате без света в течении нескольких минут зрачки расширяются. Они расширяются для того чтобы уловить как можно больше света и восстановить способность различать в сумерках предметы.
Находясь в темной комнате, дети различать предметы могут, но не могут определить их цвет.
РАССКАЗ ПЕДАГОГА: Прямо напротив зрачка на сетчатке находятся ещё одно образование, которое называется «желтое пятно». В нём очень много палочек и колбочек и поэтому именно в этой части получается наиболее четкое изображение. От сетчатки по зрительному нерву сигналы об увиденном поступают в мозг. А рядом с «желтым пятном», есть «слепое пятно». Оно так называется потому, что в этом месте нет ни палочек, ни колбочек. И, когда изображение попадает на это место, человек его просто не видит.
ОПЫТ № 2
ЦЕЛЬ: показать, что при попадании изображения на слепое пятно, человек перестает видеть данное изображение. Ребенку предлагают смотреть одним глазом на крест в углу картинки, второй глаз закрыть ладошкой. При этом в поле зрения находятся и 2 круга. Затем его просят попеременно приближать и удалять карточку, не переводя взгляда с креста. В какой-то момент один из кругов перестает быть виден. Это значит, что его изображение попало в слепое пятно.

РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ: Чем отличается зрение животных и человека. У всех представителей животного мира разные глаза. Это связанно с тем, что глаза приспособлены к той среде, в которой их обитатели живут. На поверхности тела червей есть «глазки», но они ничего не видят, а просто реагируют на свет.
Рыбы хорошо видят предметы, расположенные вблизи. Лягушка видит только движущиеся предметы. Чтобы рассмотреть неподвижный предмет, ей самой необходимо начать двигаться. А вот у морских звезд есть по одному глазу на конце каждого луча.
У совы и филина глаза большие, но неподвижные, зато голова вращается вокруг своей оси по полному кругу. К тому же, они хорошо видят в темноте. А глаза кур, голубей, ящериц способны видеть только при свете.
Пчелы - пятиглазые насекомые: они имеют по два больших и три маленьких глаза. Кроме того пчелы достаточно необычно воспринимают цвета. Так, например, они опыляют красные цветы, так как красный цвет они воспринимают так же, как человек воспринимает черный цвет. В отличие от глаз многих животных, глаза человека могут видеть и различать цвета и предметы. Но есть люди, не различающие цвета. Эти люди страдают болезнью, которая называется дальтонизм. А распознали эту болезнь более 100 лет назад.

  • Что вкусно, а что нет?

ЦЕЛЬ: Определить пищу на вкус (не глядя на неё).

Взрослый предлагает определить на вкус разные продукты. Для этого он кладет ребенку в рот по очереди маленькие кусочки разной пищи (от 3-5 до 10-12 контрастных по вкусу продуктов). Целесообразно по окончании опыта побеседовать с ребенком о том, по каким особенностям он различал вкус пищи.

ЦЕЛЬ: Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.

Воспитатель предлагает ребенку с завязанными глазами определить только по запаху, какой либо продукт (лимон, хлеб, шоколад и т.п.). Затем ребенку предлагают закрыть нос и вдыхая воздух только ртом, выполнить аналогичное задание. В результате ребенок приходит к выводу, что вдыхая воздух только ртом, невозможно определить запах продукта. Необходимо попробовать его на вкус. Пробуя пищу то с открытым, то с закрытым носом, ребенок понимает, что при нарушении обоняния меняется и вкус продукта. Тогда как при нормальном обонянии, вкус продукта ощущается гораздо лучше.

Существует четыре основных вкуса: горький, сладкий, кислый, соленый. Детям предлагается назвать что может быть горьким, сладким, кислым, соленым.

Язык реагирует на вкус специальными вкусовыми клетками в виде сосочков, которые расположены на языке большими группами. У человека вкусовых сосочков на языке очень много (около 9-10 тысяч), у утки 200, у голубей 37, у цыпленка 24.

ЦЕЛЬ: Определить вкусовые зоны языка.

Перед каждым ребенком ставят зеркало на подставке, 4 блюдца: с сахарным песком, с солью, горчицей, кусочком лимона. На каждом блюдце лежит одна деревянная палочка, рядом стаканы с водой для смачивания этих палочек. Воспитатель предлагает детям придвинуть к себе первое блюдце, смочить один конец палочки в воде и обмакнуть в сахарный песок.

Далее ребенок смотрит в зеркало, а воспитатель сначала прикладывает палочку к средней части языка, затем к основанию и к боковым частям, в конце к кончику языка. После этого предлагается подумать и назвать, в какой части языка живут «сладкие сосочки». Аналогичная работа проводится с солью, горчицей, лимоном.

После высказывания детей, воспитатель подводит итог, какая часть языка какой вкус лучше воспринимает. Сладкий вкус воспринимается кончиком языка, соленый и кислый боковыми частями, горький основанием языка.

ЦЕЛЬ: Доказать необходимость слюны для ощущения вкуса пищи. В начале опыта осушить язык салфеткой и повторить некоторые манипуляции по определению вкуса из опыта №11. Дети сами делают вывод, что «сухой» язык вкуса не ощущает.

ЦЕЛЬ: Доказать зависимость вкусовых ощущений от температуры продукта(на примере чая), А также от последовательности приема пищи разного вкуса. Ребенку предлагается сделать по одному глотку горячего и теплого чая, содержащее одинаковое количество сахара. Дети делают вывод, что горячий чай не очень вкусный, потому что в нем «мало сахара». Для самоконтроля ребенок кладет по одному куску сахара в каждую чашку, пробует еще раз.

В результате приходит к выводу, что теплый чай кажется слаще, чем горячий.

После глотка соленой воды детям предлагается попробовать соленую воду. Она кажется им сладкой. А после чашки сладкого чая, лимон кажется гораздо кислее, чем на самом деле.

  • Что мы можем потрогать? Тактильные ощущения
идея тактильной игры-мемори
красивая тактильная книга, с дорожками:

:



ОПЫТ № 1
ЦЕЛЬ: Сравнить температуру воды в нескольких емкостях.
Взрослый предлагает ребенку определить на ощупь температуру воды в каждой банке и расставить их по порядку (от самой холодной, до самой теплой).
Дошкольников подводят к пониманию того, что ощущение тепла или холода возможно благодаря чувствительной коже.
ОПЫТ № 2
ЦЕЛЬ: Определить расположение «тепловых», (воспринимающих тепло) и «Холодовых» (воспринимающих холод) точек на разных участках кожи (на ладонях, на лице).
Воспитатель прикасается к коже ребенка металлическим стержнем (спицей), нагретым в стакане с горячей водой или охлажденным в стакане с холодной водой. Предлагает ребенку внимательно прислушится к своим ощущениям. Как только он почувствует холод, то должен произнести слово «есть». В этих местах воспитатель при помощи тонкой кисточки и акварели ставит точки синего и красного цвета. Вместе с воспитателем дошкольник делает вывод о том, что на лице и на ладони больше точек, воспринимающих холод. Особенно много их на кончиках пальцев, на кончике носа, на щеках, поэтому эти части быстрее других мерзнут на улице в холодную погоду.

  • Слух. Эксперименты со звуком

Почему все звучит?

Задача: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

Материалы: бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон

Описание: Игра «Что звучит?» — воспитатель предлагает детям закрыть глаза, а сам издает звуки с помощью известных импредметов. Дети отгадывают, что звучит. Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук? Детям предлагается изобразить голосом: как звенит комар? (З-з-з.)

Как жужжит муха? (Ж-ж-ж.) Как гудит шмель? (У-у-у.)

Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук. Что произошло? Почему звук прекратился? Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает.

Есть ли голос у деревянной линейки? Детям предлагается извлечь звук с помощью линейки. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется.) Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой.) Извлекаем звук из стеклянного стакана с помощью палочки, прекращаем. Когда же возникает звук? Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад. Это называется колебаниями. Почему все звучит? Какие еще можете назвать предметы, которые будут звучать?

Опыт № 1
ЦЕЛЬ: Определить значимость расположения ушей на противоположных сторонах головы человека.
Ребенок поворачивается спиной к воспитателю, воспитатель просит его повторять услышанные слова. Каждое следующее слово воспитатель произносит более тихим голосом. Таким образом, он определяет порог слуховой чувствительности у ребенка. Затем предлагает двум другим детям (слева и справа) позвать друг друга. Ребенок угадывает, кто его позвал с какой стороны. Потом дошкольнику закрывает одно ухо ватой, и проводят аналогичный эксперимент. По окончанию опыта ребенок делится впечатлениями.
РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ: Воспитатель рассказывает детям о строении уха. Ухо состоит из 3-х частей (отделов): наружное, среднее и внутреннее. Наружное ухо включает: ушную раковину и наружный слуховой проход. На границе между наружным и средним ухом натянута очень тонкая, но упругая и эластичная барабанная перепонка. В среднем ухе находится 3 очень важных косточки -молоточек, наковальня и стремечко. И специальная труба, соединяющая среднее ухо с носоглоткой. Во внутреннем ухе находится очень важный орган, по внешнему виду он напоминает улитку. Он получает сигналы и молниеносно передает их в мозг по тысячам дорожек. Например: звонок в дверь - ухо воспринимает этот сигнал и посылает в мозг. Мозг командует подойти к двери и посмотреть в глазок, прежде чем открыть дверь.
Кроме этой самой быстрой в мире улитки, во внутреннем ухе особым образом расположены три полукружных канала наполненных жидкостью. Если бы не этот орган равновесия, то люди бы часто падали от головокружения. Но этого не происходит потому, что при любых наших движениях жидкость быстро перемещается по каналам.
В народе существует такое выражение:
«В одно ухо влетело, а в другое вылетело».
- Как вы это понимаете? На самом деле прямого сообщения между ушами нет. Однако есть связь уха с носоглоткой, поэтому болезни уха, горла и носа лечит один врач - лор (отоларинголог).
ОПЫТ № 2
ЦЕЛЬ: Определить связь уха с носоглоткой. Опыт проводится: дети рассматривают схемы «Строение уха».
Воспитатель предлагает ребенку, набрав воздуха, плотно закрыть рот, а указательными пальцами обеих рук закрыть слуховые проходы и выдохнуть воздух. При этом воспитатель закрывает носовые проходы ребенка своей рукой по принципу «прищепки». Воздух не может выйти, однако его давление ощущается в носу и на барабанной перепонке уха, хотя набирали воздух глубоким вдохом через рот.
По окончанию опыта испытуемый ребенок делится своими впечатлениями.

Что чувствует наш нос?
ОПЫТ № 1
ЦЕЛЬ: Упражнять детей в различении цветов по запаху.
Взрослый предлагает ребенку, не глядя, определить, в какой вазе находятся розы, а в какой ландыши. Можно использовать различные продукты с достаточно хорошо выраженным, характерным запахом (черный, белый свежий хлеб, свежая клубника или апельсин) и т.д.
РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ: Обонятельные нервы чрезвычайно чувствительны. Они способны различать тысячи самых разнообразных запахов, причем о каждом отдельном запахе в мозг передается специальный сигнал. Большинство животных чувствует запахи еще лучше, чем человек. У кошек, собак и лошадей обоняние развито так сильно, что обычно они узнают запах знакомого им человека задолго до того, как он приблизится. У диких животных обоняние развито еще сильнее, чем у домашних. Олень или кролик чувствуют запах хищника на огромном расстоянии и успевают убежать или спрятаться. Этих животных защищает их удивительно острый нюх.
Во время насморка мы почти перестаем чувствовать запахи. Это происходит потому, что слизистая оболочка в носу разбухает, раздражается и нос забивается слизью. В результате запахи перестают возбуждать обонятельные клетки.
У человека воспринимающие запах клетка, расположены в самой верхней части носовой полости. Поэтому, что бы почувствовать запах, нам необходимо сделать вдох (дети убеждаются в этом на опыте).
ОПЫТ № 2
ЦЕЛЬ: Доказать необходимость вдоха для определения запаха. Воспитатель кладет перед каждым ребенком плотный матерчатый мешочек, внутри которого спрятан кусочек туалетного мыла, флакончик из под духов, кожура от мандарина и т.п. Не трогая мешочек, воспитатель предлагает детям по запаху догадаться, что находится внутри.
После ответов детей воспитатель уточняет для того, чтобы почувствовать и определить запах, нужно сделать несколько глубоких вдохов подряд. С помощью обоняния человек как бы контролирует качество воздуха. В случае появления в воздухе приятного запаха, мы стараемся дышать глубже (воздух после дождя, на прогулке в лесу и т.п.) А при ощущении неприятного запаха, наоборот, стараемся дышать как можно реже. Человек различает около 400 разных запахов.
У большинства животных обоняние является самым важным чувством. Лучше других животные воспринимают запахи собаки, очень слабо птицы, а вот дельфины совершенно не различают никаких запахов.
Люди воспринимают друг друга в процессе общения в большей степени при помощи зрения, слуха. А вот для животных первостепенную роль играет своеобразный запах, идущий от них.
Например: у муравьев есть запах «тревоги», «смерти», который исходит от мертвых муравьев. Живого муравья издающего этот запах, его собратья «хоронят», - оттаскивают далеко от муравейника. И сколько бы раз он ни возвращался обратно, «похороны», будут повторяться, если не исчезнет этот запах.
Литература (для чтения):
Э. Мошковская « Мой замечательный нос»;
Ю. Прокопович «Зачем носик малышам?»;
Н. Сладков «Ящуркин нос»;

В. Бианки «Чей нос лучше».

Творческая часть темы


Все 5 органов чувств можно показать на таких мордочках: с бегающими глазками, колокольчиками, ароматизированном духами носике, бархатными/наждачными лапками,ротиком в виде жевательной резинки или лакричной конфеты:
littlegiraffes.com

\

Дидактические игры по сенсорике «Угадай на вкус» Цель: обогащать вкусовые ощущения, развивать память; развивать умение определять нужный способ для опознания предметов; обогащать словарь детей. Подготовка к игре. Детям предлагается 4 пары баночек. Они наполнены солью, ванилином, сахаром, лимонной кислотой. Задание 1. «Угадай, какой вкус?» Ребенку предлагается найти кислый, соленый, сладкий, горький вкусы. Задание 2. «Найди пару» Ребенок должен найти баночки с одинаковым вкусом. Задание 3. «Что, каким бывает?» Перед ребенком лежат картинки с ягодами, фруктами, овощами. Ребенок определяет баночку с определенным вкусом и кладет рядом картинку с продуктом, имеющим такой же вкус. Например: кислый вкус – лимон, клюква, смородина; сладкий вкус – груша, клубника, арбуз и т.д. «ТЕПЛЫЙ – ХОЛОДНЫЙ» Цель: упражнять детей в умении тактильным путем, устанавливать различия текстильных изделий, развивать умение рассказывать о своих чувственных впечатлениях. Ход игры. Детям предлагается панно с различными видами тканей. Ребенок тактильным путем должен установить различия текстильных изделий и рассказать о своих чувственных впечатлениях. «ЛЕГКИЙ – ТЯЖЕЛЫЙ» Цель: предоставить детям возможность прочувствовать меру тяжести знакомых предметов, тем самым обогащать сенсорный опыт детей; развивать умение рассказывать о своих чувственных впечатлениях. Ход игры. Детям предлагаются предметы разной тяжести. Прочувствовав меру тяжести, они рассказывают о своих чувственных впечатлениях. «ТЕПЛЫЙ – ХОЛОДНЫЙ» Цель: упражнять детей в умении на ощупь определять температуру однородных предметов и группировать их с условными символами; учить делать словесные выводы. Ход игры. Детям предлагаются баночки с водой: теплая, холодная, горячая. Дети на ощупь должны определить температуру воды и соотнести с соответствующими символами. «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК-1» Цель: закреплять умение определять знакомые геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр и др.) на основе осязательно-двигательного обследования и называть их. Ход игры. В мешочке лежат объемные геометрические фигуры. Ребенок опускает руку в мешочек и на ощупь определяет фигуру, которая ему попалась, называет и вынимает ее. Остальные дети контролируют. «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК-2» Цель: учить детей на ощупь определять геометрическую фигуру, развивать органы чувств (осязание). Ход игры. Предложить ребенку определить на ощупь и назвать геометрическую фигуру, лежащую в мешочке. «НАЙДИ ЗАПЛАТКУ» Цель: учить выделять в процессе восприятия качества предмета, сравнивать по форме. Ход игры. Предложить ребенку правильно подобрать подходящую заплатку из геометрической фигуры и поставить на место. «ПОДБЕРИ ФИГУРУ» Цель: учить детей обследовать предметы разной формы и цвета, учить использовать обозначенные свойства геометрической фигуры (цвет, форма, размер); развивать творческое воображение. Ход игры. 1 вариант. Предложить ребенку выбрать понравившуюся для него карточку и с помощью геометрических фигур выложить рисунок по образцу. 2 вариант. Предложить ребенку, с помощью различных геометрических фигур, составить свой рисунок. «УЗНАЙ И СРАВНИ» Цель: закреплять умение сравнивать два предмета по длине и ширине, пользуясь приемом приложения их друг к другу; использовать слова: короче, длиннее, шире, уже; закреплять цвет; развивать умение узнавать геометрические фигуры на ощупь, и называть их. Ход игры. 1 вариант. Под платочком хаотично разложены геометрические фигуры (большие и маленькие по величине, разной формы). Ребенку предлагается на ощупь, обследуя двумя руками, найти пару геометрических фигур (выбор пары возможен и по желанию ребенка и по словесному указанию воспитателя). 2 вариант. «Найди пару» Ребенок на ощупь, одной рукой, обследуя предмет, достает геометрические фигуры из под платочка, называет, что он достал (ромб). Сравнивает по размерам, используя слова: длиннее, короче, уже, шире, и называет цвет каждой фигуры. «ПОДБЕРИ ФИГУРУ» Цель: учить детей обследовать предметы разной формы и цвета, учить использовать обозначенные свойства геометрической фигуры (цвет, форма, размер); развивать творческое воображение. Ход игры. 1 вариант. Предложить ребенку выбрать понравившуюся для него карточку и с помощью геометрических фигур выложить рисунок по образцу. 2 вариант. Предложить ребенку, с помощью различных геометрических фигур, составить свой рисунок. «ПОСТРОЙ ДОМ» Цель: обогащать сенсорный опыт детей, знакомя их с широким кругом предметов и объектов, учить подбирать предметы по одному – двум качествам (цвет, размер). Ход игры. Предложить ребенку выбрать из геометрических фигур необходимую и расположить ее на картинке. «НАЙДИ ПАРУ» Цель: развивать органы чувств (слух), учить правильно, находить пару для предмета, развивать слуховое внимание. Ход игры. 1 вариант. Детям раздаются «шумики» с разными звуками. Предлагается найти «шумик» с таким же звуком. 2 вариант. Предложить детям отгадать, у кого звучит «шумик» так же, как у воспитателя. «ЦВЕТНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ» Прямая цель: развивать зрительное восприятие, цвета, оттенки. Косвенная цель: развивать мелкую моторику рук. Ход игры. 1 вариант. «Путаница» Воспитатель перемешивает игрушки разных цветов и предлагает разложить их в мешочки соответствующего цвета. 2 вариант. «Кто быстрее!» Воспитатель. – Я спрятала в группе 10 (число любое) игрушек желтого цвета, кто быстрее найдет их. 3 вариант. «Назови игрушку» Ребенок вынимает из мешочка игрушку или наоборот, раскладывает игрушки (как в варианте №1), и называет их: - Зеленый зайчик, синий шарик, красный кубик и т.д. 4 вариант. Обучение детей распознаванию цвета. Проходит в 3 этапа. 1 этап: «Это желтый шарик» 2 этап: «Принеси желтый шарик» 3 этап: «Какого цвета шарик?» «ДУШИСТЫЕ МЕШОЧКИ» Прямая цель: развивать обоняние у детей. Косвенная цель: закреплять названия лекарственных растений, учить детей узнавать растения по запаху. Ход игры. 1 вариант. «Узнай по запаху» Воспитатель знакомит детей с запахами лекарственных трав в 3 этапа. Воспитатель предлагает понюхать травку в мешочке. 1 этап. Так пахнет ромашка. (Показать картинку) 2 этап. Найди мешочек с запахом ромашки. 3 этап. 2 вариант. «Найди такой же запах» Ребенок берет один из синих мешочков, вдыхает запах и пытается найти такой же запах в оранжевом мешочке, составляя пары с одинаковым запахом. «АРОМАТНАЯ РАДОСТЬ» Цель: развивать обоняние у детей. Ход игры. Воспитатель предлагает собрать пару баночек с одинаковым запахом. Для этого необходимо открыть баночку и дать ребенку понюхать аромат, но так чтобы он не видел содержимое баночки. Затем ребенок нюхает содержимое других баночек и находит одинаковый аромат. «ГУСЕНИЧКА - КРУПЕНИЧКА» Цель: развивать тактильные ощущения у детей. Косвенная цель: развивать мелкую моторику рук. Ход игры. Воспитатель рассказывает: - Это необычная гусеничка. Ее зовут Крупеничка. Она питается не травкой, не листочками. Она любит разные крупы. Сегодня Крупеничка по полю гуляла, разные крупы собирала: гречку, рис, фасоль, горох. - Вот посмотрите, у меня в мешочках тоже есть такие крупы. Детям предлагается потрогать крупы. А затем потрогать животик у Крупенички. - Чем она сегодня угощалась? «ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ» Цель: развивать тактильные ощущения у детей. «СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР» «ЦВЕТНЫЕ ЛЕПЕСТКИ» «ОТ КАКОГО ШАРИКА ВЕРЕВОЧКА» «РАЗНОЦВЕТНЫЕ СКАМЕЙКИ» Цель: учить детей различать основные цвета предметов; учить действовать по инструкции, выделяя заданный цвет и называть его. Ход игры. А. «Сильный ветер». (Ветер «сорвал» крыши с разноцветных домиков, нужно поставить их на место) Б. «Цветные лепестки». (Выложить цветочки, подбирая лепестки по цвету серединки) В. «От какого шарика веревочка». (Цвет шарика соотносить с цветом веревочки) Г. «Разноцветные скамейки». (Посадить матрешку на скамейку того же цвета) «НАЙДИ ДОМИК ДЛЯ КАЖДОЙ РЫБКИ» Цель: развивать зрительное внимание и память. Ход игры. Ребенку предлагается рассмотреть аквариумы и запомнить где какая рыбка плавает. Затем аквариумы убираются. Детям предлагают отдельно аквариумы и отдельно рыбку. - Посади каждую рыбку в свой аквариум. «СЛОЖИ ИЗ ПАЛОЧЕК» Цель: развивать зрительное внимание и память, мелкую моторику. Ход игры. На столе раскладываются счетные палочки. Взрослый выкладывает из них фигуры – сначала простые, потом сложные. Ребенок должен сложить точно такую же фигуру. Задание дается в порядке возрастающей сложности: А) образец остается перед глазами ребенка Б) образец убирается. Можно эти фигуры складывать из кубиков.

Цель: формировать представление о фруктах через органы чувств.

Задачи: Обогащать и совершенствовать представления детей о фруктах, используя различные анализаторы.

Развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность.

Обогащать словарный запас за счет обозначений качеств.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Методы и приемы:

Наглядные (показ, демонстрация);

Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ);

Игровые (дидактическая игра)

Практические (эксперимент).

Педагогические технологии: проблемное изучение.

Предшествующая работа: наблюдения за фруктовыми деревьями, знакомство со свойствами предметов. Беседы о полезной еде.

Материалы

Красивая коробка с небольшими круглыми отверстиями, набор фруктов -муляжи, фруктовые соки, набор картинок «Фрукты», кубики - собери картинку фруктов, ИТК слайдовая презентация.

Ход совместной деятельности воспитателя с детьми

Введение в ситуацию.

Воспитатель вносит коробку (в ней есть отверстия, в которые дети могут просунуть руки и потрогать предметы) в группу и ставит на стол.

Дети обращают внимание на необычную коробку и говорят (А что мы сейчас будем делать? Это чей то домик? Зачем вы принесли эту коробку?)

Воспитатель. Я не знаю что это за коробка, но в ней что то есть, вы хотите узнать, что там лежит?

Актуализация имеющихся знаний.

Воспитатель. Вы должны определить на ощупь, что там лежит. Изучив, что там лежит, вы должны сказать о размере, форме, качестве поверхности.

Несколько детей, просовывая руки в отверстия, определяют предмет и дают ему описание, не вытаскивая из коробки.

(Ответы детей: Это яблоко, твердое, большое, круглое, гладкое, и т.д.)

Воспитатель. С помощью рук о каких свойствах предмета можно узнать? (Ответы детей:твердый или мягкий предмет, его форму, размет, гладкий или шершавый.)

Воспитатель. Вот какие у вас хорошие пальчики, они помогли вам узнать, что лежало в коробке, давайте с ними поиграем.

Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику:

Раз, два, три, четыре, пять,(сжимают-разжимают пальцы)

Груша, персик, мандарин,(поочередно загибают пальцы рук)

Абрикос и апельсин.

Раз, два, три, четыре, пять (сжимают-разжимают пальцы)

Фруктов было ровно пять! (Пальцы хлопают)

Воспитатель загадывает загадки:

Само с кулачек, красный бочёк, потрогаешь- гладкое, откусишь- сладкое. (яблоко)

Желтый цитрусовый плод в странах солнечных растет, но на вкус кислейший он, а зовут его… (лимон)

Все о ней боксеры знают, с ней удар свой развивают, хоть она и не уклюжа, но на фрукт похожа (груша)

С оранжевой кожицей на мячик похожий, но в центре не пусто, а сочно и вкусно (апельсин)

Воспитатель предлагает детям посмотреть слайдовую презентацию по теме фрукты (по цвету, по размеру, по форме, по количеству)

Воспитатель предлагает к картинке подобрать фрукт, дети выполняют действия.

Воспитатель. О каких свойствах фруктов мы можем узнать при помощи глаз? (О форме, цвете, размере, какая поверхности - гладкая, шершавая, твёрдая, ворсистая)

Воспитатель. Вспомните о каких фруктах были загадки. (Ответы детей)

Воспитатель. Давайте с вами сейчас поиграем в другую игру, я буду читать стихотворение, а вы будете сопровождать текст движениями.

Вот так яблоко! - показывают руками большое яблоко.

Оно соку сладкого полно.

Руки протяните, яблоко сорвите - поднимают руки вверх.

Стал ветер веточку качать - покачивают руками.

И трудно яблоко достать, подпрыгну, руку протяну

И быстро яблоко сорву. - дети подпрыгивают.

Затруднение в ситуации.

Воспитатель предлагает детям взять картинку с изображением фрукта и сказать как он пахнет.

Дети. На картинке фрукты ни чем не пахнут.

Воспитатель. А сможем ли мы узнать, какие у нас есть фрукты, если мы их не видим и не трогаем руками?

Дети. Можно откусить и попробовать на вкус, можно по запаху узнать.

Воспитатель. Что поможет нам узнать вкус? (Язык) . А запах? (Нос.)

Включение способа действия в систему знаний и умений ребенка.

Игра «Угадай по запаху»

(завязывают детям глаза и подносят к носу разные фрукты, дети называют фрукт)

Игра «Угадай по вкусу»

(Закрывают детям глаза, и каждому даётся кусочек какого-либо фрукта, дети угадывают, что это за фрукт.)

Ребята, какие соки можно приготовить из фруктов? (Ответы детей)

Игра » Что больше, что меньше?

Детям предлагают сравнить по величине фрукты (апельсин - мандарин, яблоко - слива и т.д.), сказать какой больше, а какой меньше.

Дидактическая игра «Классификация фруктов по форме»

Про какие фрукты можно сказать, что они круглые, а какие овальной формы.

Заключительная часть : Воспитатель хвалит детей, что они были активными, играли дружно, хорошо отвечали на вопросы.

Дети, вам понравилось наше сегодняшнее занятие? Давайте вспомним, что мы сегодня делали на занятии, в какие играли игры? (ответы детей)

Конспект непосредственно образовательной деятельности
По экологическому развитию
на тему: « Наши умные помощники - органы чувств»
для детей старшей группы.

Образовательные области по ФГТ : «Здоровье», «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация», «Познание», «Музыка».

Цель: формирование представлений о роли органов чувств, восприятии окружающего мира и здоровьесбережения.

Задачи:

1.Углублять представления старших дошкольников о себе, своем организме;

2.Закреплять у детей знания о необходимости тщательного ухода за органами чувств, соблюдении правил личной гигиены;

3.Дифферинцировать зрительное, слуховое, вкусовое, тактильное восприятие;

4. Развивать умение детей распознавать мимику человека, его эмоциональное состояние;

5. Пополнять словарный запас детей качественными прилагательными;

6. Воспитывать бережное отношение к своим органам чувств.

Оборудование и материалы: ключи, ларец, картины «Времена года» пластмассовые коробочки с отверстиями, магнитофон, фрукты, овощи, банка с водой в не различные предметы, мультимедиа.

Слайд № 1

Педагог предлагает детям сходить в гости в город к веселым ребятам. Для того, чтобы попасть в этот город, нужно открыть замок на городских воротах.

Дидактическая игра «Подбери ключ к замку».

каждого ребенка в руках ключ, необходимо найти один подходящий,путём зрительного соотнесения или наложения, и «открыть» замок.)

На слайде мультимедиа представлены фотографии грустных детей. (Слайд № 2) В письме, которое приложено к фотографиям, написано о том, что злая волшебница заколдовала ребят, и они не могут пользоваться своими органами чувств, и от этого в городе все перепуталось, они просят детей помочь им в этой непростой ситуации. Воспитатель спрашивает детей, согласны ли они прийти на помощь.

Для того, чтобы вспомнить, какие органы чувств знают ребята, воспитатель загадывает загадки.

1. Видеть папу, видеть маму,

Видеть небо и леса,

Помогают нам (глаза).

А глаза у нас парные или непарные органы чувств? Объясните.

2. Запах хлеба, запах меда,

Запах лука, запах роз.

Различить поможет (нос).

3. Есть у зайца на макушки,

У тебя, твоей подружки,

Бывают слушки и не слушки,

Что же это? (ушки)

4. Чтоб попробовать компот,

Есть у человека (рот).

5. Мягкое и твердое, острое, тупое,

Горячее, холодное, мокрое, сухое.

Разобраться в этом сложно

Нам поможет наша (кожа).

1 .Ребята пришли в заколдованный город. Первая встреча с художником. (Слайд № 3) Педагог объясняет, что злая волшебница заколдовала художника, и он стал видеть не так как раньше. Теперь его картины никому не нравятся, потому что он их рисует неправильно, все путает.

Ребята, давайте посмотрим картины художника и поможем ему найти ошибки и исправить их.

Дидактическая игра «Что художник нарисовал неправильно».

(Используем 4 картины из серии «Времена года», в них художник перепутал природные явления, детям необходимо расставить все картинки на свои места) - работа организуется по подгруппам (по 2-3 ребенка).

После выполнения задания вместе с детьми проводится беседа «Для чего нужны глаза» (глаза нужны для того, чтобы: видеть окружающий мир, предметы, цвет, форму, глаза помогают человеку передвигаться…).

Игра с элементами ТРИЗ: «Что для глаз хорошо, что плохо».

Плохо (трогать глаза грязными руками; близко смотреть телевизор; долго сидеть около компьютера; читать лежа, читать при тусклом свете; читать на ходу, читать при свечах). Хорошо (тренировать глаза с помощью физкультминутки; гулять на свежем воздухе; есть витамины; читать при свете, промывать глаза по утрам; вовремя ложиться спать).

Физ-минутка для глаз «Зоркие помощники»

Посмотрю я вправо, влево,

Вниз и вверх я погляжу.

Что увижу там, на небе,

Непременно расскажу.

2 .Ребята пришли в гости к садоводу. (Слайд № 4) Садовод в своем саду выращивал ароматные фрукты, овощи, цветы. После того, как его заколдовала злая волшебница, он стал путать запахи. Нашему садоводу нужно посадить грядку укропа, а у него много семян и он не может различить их по запаху. Ребята как нам помочь садоводу определит на запах нужные семена? (их нужно понюхать). Каким органом чувств мы пользуемся для этого? (нос).

Дидактическая игра «Узнай по запаху».

(В пластмассовых коробочках с отверстиями лежат: корица, укроп, чеснок, лук, гвоздика. Через отверстие ребенок нюхает запах и старается его распознать, после этого открываем коробочку и проверяем.)

Вывод: носом мы дышим, чувствуем запахи.

Дыхательная гимнастика: упражнение «Аромат цветов»

(Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося: а-ах). Дети показывают упражнение садоводу для того, чтобы он научился его правильно выполнять и снова стал различать запахи.

Ребята, а как мы можем беречь свой нос, чтобы распознавать запахи?

Необходимо чтобы нос был чистым, вытирать нос - только чистым платком и аккуратно закапывать лекарство,промывать нос и не простывать.

3 . Ребята пришли в гости к музыканту. (Слайд № 5) Музыканта заколдовала злая волшебница. Он стал путать звуки и путает музыкальные инструменты. Ребята, давайте поможем музыканту.

Дидактическая игра «Угадай какой инструмент звучит?»

(Детям представлены предметные картинки с изображением музыкальных инструментов: (Слайд № 6-10) пианино, барабан, дудочка, бубен, балалайка. Звучит фонограмма мелодий в исполнении заявленных музыкальных инструментов, дети узнают инструмент и показывают нужную картинку).

Ребята, что нам помогает слышать? (уши) Для чего нам нужны уши? (слышать, что происходит вокруг…)

Слух для человека - это большая ценность, его надо беречь. Как надо беречь уши? (мыть, чистить, не застужать, делать массаж, чтобы кровь бежала по телу быстрее и мы чувствовали себя бодро, нельзя ковырять в ушах, нужно защищать уши от ветра и шума).

Массаж ушей

Дети проговаривают чистоговорку.

Жу-жу-жу- я летаю и жужжу

Жи-жи-жи - мне цветочек покажи.

(проводят пальцами по краю ушных раковин)

Же-же-же - василек растет в меже.

Жу-жу-жу - про цветы всем расскажу.

(Тянем ушные раковины вверх и вниз)

4. Ребята пришли в гости к повару. (Слайд № 11) Раньше этот повар готовил очень вкусные блюда. А после того, как его заколдовала злая волшебница, на него все жалуются. Суп получается сладким, компот - соленым. Наш повар перестал различать продукты по вкусу. Ему нужно приготовить фруктовый салат, а он не может отличить фрукты и овощи по вкусу. Давайте поможем ему, ребята. Какой орган чувств отвечает за вкус? (рот, язык - чувствует вкус еды). Что мы еще делаем ртом? (едим, говорим, дышим). Что нужно сделать, чтобы узнать на вкус разную еду? (попробовать). Какие вкусы вы знаете? (горький, соленный, пресный, кислый, сладкий).

Дидактическая игра «Узнай на вкус»

(дети пробуют на вкус овощи, фрукты и помогают повару выбрать фрукты для салата: грейпфрут, лимон, апельсин, мандарин, морковь, капуста).

Физминутка «Доскажи словечко»

Мы ногами - топаем,

Мы руками - хлопаем,

Мы глазами - смотрим,

Мы ушами - слушаем,

Головою - думаем,

Носом - нюхаем и дышим,

Пальцами письмо - напишем,

Ртом - едим и говорим,

И за вкусом мы - следим.

5 . (Слайд № 12) Ребята, о каком органе чувств мы еще не говорили? (кожа) Для чего нужна кожа? (защищает организм от микробов, кожей мы чувствуем предметы, к которым прикасаемся, с помощью кожи определяем какой предмет: горячий, холодный, твердый, мягкий).

Дидактическая игра «Волшебный сосуд»

(В банке с водой находятся предметы: гладкий камень, кусочек наждачной бумаги, кусочек тряпки, ежик-игрушка. Дети опускают руку и на ощупь определяют предмет). Проводится беседа с детьми о том, как нужно беречь кожу: не загорать долго на солнце, не обжигать, не давить прыщи, пользоваться кремами для тела, для рук, для лица, носить чистое белье, не одевать чужую одежду и обувь, мыться теплой водой с мылом)

Обобщающая беседа.

Ребята, мы вспомнили с вами все органы чувств. А сейчас мы сыграем в игру: «Какой орган чувств нам необходим», и если мы ответим на все вопросы правильно, колдовство злой волшебницы исчезнет.

Речевая игра «Какой орган чувств нам необходим»

Мы слушаем пение птиц (уши)

Я ем мороженное (рот)

Вкусно пахнут цветы (нос)

Я увидел птичку (глаза)

Я погладил кошку (кожа)

Игра на мультимедиа «Угадай друга»

(Слайд № 13-18) (Дети смотрят на слайды с изображёнными на них органами чувств: глаза, нос, рот, уши и определяют, кому из детей группы они принадлежат. Если ответ правильный, на слайде появляется фотография этого ребенка).

Ребята, мы с вами выполнили все задания и посмотрите, волшебство злой волшебницы исчезло… (Слайд № 19) (На слайдах грустные фотографии детей, которые были представлены в начале деятельности, меняются на веселые). Воспитатель обращает внимание, какие лица стали у детей после того, как их расколдовали.

На последнем слайде написано слово «Спасибо» - дети читаю это слово вместе с педагогом).

Ребята, куда мы сегодня путешествовали? Кого мы сегодня расколдовали? Что интересного узнали? Какие игры вам больше всего запомнились?Какие добрые дела мы совершили сегодня? Нас благодарят веселые человечки за их спасение от злой волшебницы, весёлые человечки не только говорят нам спасибо на словах, они также прислали нам в подарок вот этот замечательный сладкий приз: после того, как мы с вами помоем руки, мы возьмём зефир, потрогаем, какой же он на ощупь, понюхаем и попробуем на вкус.

Дидактическая игра « Узнай на вкус».

(вторая младшая группа)

Дидактические задачи:

Упражнять детей в определении вкуса овощей и фруктов (сладкий, кислый, соленый, горький), активизировать речь, развивать память, выдержку и сосредоточенность, желание помогать другим

Оборудование: корзинки с овощами и фруктами (отдельно для каждого вида),нарезанные на одной дощечке кусочками овощи и фрукты, кастрюлька.

Предварительная работа: игры «Что где растет?», беседа с детьми,что из чего готовят, пробы на вкус овощей и фруктов, чтение Ю.Тувим « Овощи».

Ход игры:

Воспитатель: С добрым утром, ребятишки:

И девчонки и мальчишки!.

Кукла в гости к нам пришла

Значит ждет нас всех игра.

Кукла Катя: Здравствуйте, ребятки! Как хорошо, что вы оказались в группе. На своем огороде я вырастила хороший урожай овощей, а в саду собрала урожай фруктов (показывает корзинки). Вот собралась сварить вам суп и компот.

Воспитатель заглядывает в кастрюльку:

Ой, Катюша, что же ты такое готовишь, у тебя и яблоки и картошка, и свекла, и груши, и капуста- вместе овощи и фрукты варятся. Ребята, разве можно из яблок сварить суп?

Дети: Нет.

Воспитатель: Конечно ведь яблоки это одним словом?

Д.: фрукты.

В.: Давайте вспомним какие ещё бывают фрукты?

Д.: яблоки, груши, вишни, персик, абрикос..

В. Давайте поможем Кате вспомнить, что можно приготовить из фруктов.

Д.: компот, варенье, кисель.

В. : Молодцы! Правильно! А суп, Катюша, мы сварим из овощей. Давайте, ребята, расскажем Катюше, какие овощи мы знаем.

Дети перечисляют овощи.

Кукла Катя: Спасибо вам ребятишки, что напомнили мне. Вы такие умные. Понимаете, ко мне приходила кукла Маша мы поговорили с ней и я совсем забыла, какие овощи и фрукты я нарезала на дощечке (плачет).

В.: Не расстраивайся, Катя, (дети жалеют куклу) Наши ребята тебе всегда помогут. Правда, ребята, мы даже с закрытыми глазами умеем определять овощи и фрукты на вкус?

Дети садятся на стульчики. Воспитатель обходит каждого (ребенок закрывает глаза) и дает попробовать нарезанные кусочками овощи и фрукты с дощечки. Задача ребенка определить вкус, что это овощ или фрукт, куда положить в суп или компот.

В.: Вы большие молодцы, у вас очень здорово все получилось. Я, думаю, что мы сегодня очень помогли нашей Кате.

Кукла Катя: Спасибо вам друзья. Я больше никогда не буду путать овощи с фруктами и приготовлю вам очень вкусное угощенье, пока вы погуляете на улице.

В. : Всем давно известно,

Что овощи полезны:

И капуста,и лучок, и чеснок, и кабачок,

И картошечка и репка,

Витамины дарят деткам!

Все вместе: Любим овощи и фрукты- витаминные продукты,

Вырастаем, подрастаем,

И друзьям всем помогаем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эта дидактическая игра систематизирует знание детей о разных видах спорта и спортсменах.Расширяет кругозор детей.Активизирует мышление и речь....

Дидактическая игра "Узнй игру по мячу" предназначена для детей 5-7 лет.Задачи:1.Формировать у ребят представления о разнообразных видах спорта с мячом.2.Развивать умение находить парные карточки, подб...

С помощью этой дидактической игры воспитатель поможет детям уточнить свои представления об овощах,задавать уточняющие вопросы,поддерживать диалог с товарищами по группе....


Top