Коррекция дислексии у ребенка. Дислексия у ребенка – как распознать и что делать Дислексия у детей симптомы лечение

Заседание Консультативного Совета по неврологии
Москва, 22 февраля 2008 Профессор Заваденко Николай Николаевич
Кафедра неврологии и нейрохирургии педиатрического факультета РГМУ

Дислексия, или специфическое расстройство чтения, является наиболее распространенным расстройством учебных навыков у детей. Слово "дислексия" имеет греческое происхождение и означает "трудности со словами" (dys - плохой, неадекватный, lexis - слова, речь). Термин применяют к тем людям, которые с большим трудом овладевают навыками чтения и правописания, в частности, с трудом осваивают письменную речь. Согласно общепринятому представлению, дислексия является неврологическим расстройством генетической природы. Дислексию часто определяют как несоответствие между фактическими и ожидаемыми навыками чтения/правописания с учетом хронологического возраста и коэффициента интеллекта (IQ). Согласно диагностическим критериям Международной классификации болезней (МКБ-10, ВОЗ, 1994), расхождение между навыками чтения и правописания и IQ должно превышать два стандартных отклонения (ВОЗ, 1994). Диагностика осложнена отсутствием единообразных, стандартных тестов чтения и сочетанием дислексии со специфическими нервноповеденческими расстройствами.

Определение дислексии

  • Дислексия - частичная неспособность к освоению навыка чтения, связанная с нарушениями функций или недоразвитием определенных участков коры головного мозга. Обычно дислексия сочетается с дисграфией - сложностями в овладении письмом
  • По критериям МКБ-10 низкие показатели чтения и письма при дислексии не должны быть связаны с отсутствием нормальных условий для обучения, расстройствами зрения и слуха, перенесенной черепно-мозговой травмой и другими неврологическими и психическими заболеваниями
  • Распространенность дислексии у школьников составляет 5-10%. По сравнению с нормально читающими у лиц с дислексией обработка информации происходит в иных областях головного мозга, и при выполнении задания на чтение их мозг реагирует иначе. В связи с тем, что письменная речь лежит в основе систем образования во всем мире, расстройство учебных навыков может иметь пожизненные последствия. Несмотря на это, течение дислексии можно улучшить. Прогноз определяется ранним выявлением и вмешательством, комплексным интенсивным лечением. Показано, что дети с дислексией нуждаются в высоко интенсивных систематических вмешательствах на протяжении длительного периода времени, при этом ставится цель достичь достаточного улучшения и привить им навыки "учебного чтения", необходимые в процессе обучения.

    Дети не "перерастают" дислексию!

  • Более чем у 70 % школьников, которым в 3-м классе был подтвержден диагноз дислексии, проявления дислексии сохраняются и во взрослом возрасте
  • Без своевременного и адекватного лечения течение дислексии может приобрести длительный, хронический характер
  • Shaywitz et al., 1999

    Лечение дислексии представляет собой комплексный подход, включающий немедикаментозное воздействие, направленное на тренировку познавательных функций, связанных с предполагаемым характером основной проблемы, и/или их закрепление в качестве компенсаторного механизма. Сбалансированная программа реабилитации предполагает индивидуальное обучение, в том числе систематические занятия по развитию навыков определения фонем, владения голосом, беглости использования и расширения словарного запаса. Хорошо согласованная программа лечения также включает возможности для развития навыков письма, чтения и обсуждения прочитанного. Целый ряд эффективных стандартизованных методик обучения направлены на конкретные компоненты или группу взаимосвязанных дефицитов, имеющих отношение к проблемам фонологического кодирования. Кроме того, полезным может оказаться медикаментозное лечение дислексии.

    Комплексный подход в лечении дислексии

  • Прогноз дислексии зависит от комплексного лечебного подхода
  • Семья и учителя должны быть информированы о проявлениях и механизмах дислексии, оказывать поддержку и помощь детям с дислексией (дополнительное время для выполнения заданий, особенно контрольных, работа с компьютерами, обучение через прослушивание текстов, записанных на аудионосители и др.)
  • Индивидуальный подход к обучению должен включать коррекционные программы, систематизированное обучение фонематическим навыкам, фонетике, беглости чтения, увеличение словарного запаса, улучшение понимания прочитанного текста
  • Коррекционная программа должна включать задания по письму, чтению и обсуждению прочитанного
  • Важная роль отводится фармакологическому лечению
  • Ноотропил ® в двойных слепых плацебо-контролируемых исследованиях улучшал скорость и точность чтения у детей с дислексией; отмечено также улучшение вербального обучения, кратковременной памяти и точности письма. После полного года школьного обучения дети стали более понятливыми. Успеваемость на фоне лечения соответствовала успеваемости здоровых детей, в то время как нелеченные дети с дислексией все больше отставали. Ноотропил ® переносился хорошо большинством детей, несмотря на высокие дозы препарата. Таким образом, пирацетам повышает обучаемость, что способствует успеху реабилитационной речевой терапии.

    Применение Ноотропила при лечении дислексии у детей: результаты двойных слепых исследований

    Авторы Группы детей с дислексией Суточная доза Ноотропила Сроки лечения Результаты (по сравнению с группой плацебо)
    C.R. Wisher et al 46 мальчиков 3,3 г 8 недель Увеличение скорости чтения, уменьшение ошибок
    M. Di lanni et al 257 мальчиков 3,3 г 12 недель Увеличение скорости чтения, улучшение слухо-речевой памяти. Не изменилось число ошибок и понимание прочитанного
    G. Levi 127 мальчиков 3,2 г 20 недель Увеличение скорости чтения, уменьшение ошибок, улучшение понимания прочитанного и письма
    C.R. Wisher et al 225 мальчиков и девочек 3,3 г 36 недель Увеличение скорости чтения, уменьшение ошибок, улучшение понимания прочитанного
    A. Van Hout 36 мальчиков 1,5 г (детям до 10 лет); 3,3 г (старше 10 лет) 12 недель Увеличение скорости чтения, уменьшение ошибок, улучшение слухо-речевой памяти

    В нашем исследовании Ноотропил ® назначался 18 детям в возрасте 8-12 лет, страдающих дислексией, контрольная группа составила 22 человека. Доза в пересчете на вес ребенка в среднем была 100 мг/кг в день. Суточная доза - от 2,4 до 3,2 г в день делилась на два приема. Продолжительность терапии составила 2 месяца. В контрольной группе медикаментозная и педагогическая коррекция не проводились, тем не менее осуществлялась постановка диагноза, объяснение родителям сути проблемы с дачей определенных рекомендаций.

    Оценка эффективности лечения Ноотропилом в основной и контрольной группах детей с дислексией 8 - 12 лет (Заваденко Н.Н., Румянцева М.В., 2008)

    Методика обследования включала опросник Ахенбаха о симптомах для родителей, неврологическое обследование легких отклонений по Denckla (1985), батарею тестов для исследования навыков чтения и письма, нейропсихологические тесты быстрого автоматического называния слов (RAN) и быстрого называния изменяющихся стимулов (RAS), графомоторный тест, тест Bourdon-Vos (1988) на устойчивость внимания. Навыки произнесения слов по буквам, фонологического распознавания и декодирования оценивались в тесте прочтения одиночных реальных слов и псевдослов, фонологическая чувствительность проверялась по способности удалять фонемы из слова с образованием нового, фонологическая память - по повторению псевдослов.

    Методы исследования

  • Опросник нарушений поведения для родителей (Achenbach, 1991)
  • Оценка развития координаторной сферы и тонкой неврологической симптоматики по методике Denckla (1985)
  • Оценка навыка чтения (коэффициент техники чтения, Корнев А.Н., 1995) и навыка письма под диктовку
  • Фонематические навыки и навыки автоматизации
  • Поддерживаемое внимание (корректурная проба Bourdon-Vos)
  • По результатам исследования благоприятное воздействие Ноотропила на навыки чтения и письма наблюдалось у 56% детей с дислексией, в частности повышение беглости и точности чтения, а также значимое снижение количества специфических ошибок (дисфонемических и зрительно-пространственных) при диктанте, улучшение фонологических навыков, автоматического извлечения слов и внимания. Было отмечено положительное влияние на двигательные функции у детей с дислексией. Значимо улучшились показатели при выполнении двух видов заданий на движение (хождение по прямой линии и поддержание осанки; задания на повторяющиеся движения кистей рук и стоп). Также выявлен положительный поведенческий ответ на лечение, со значимым улучшением средних значений для всех факторных показателей, включая проявления тревожности. Отмечена тенденция к уменьшению числа психосоматических жалоб, проблем с социализацией и вниманием. В контрольной группе исходные факторные показатели не претерпели значимых изменений.

    Индивидуальная оценка (% случаев) исследованных показателей в двух группах детей с дислексией

    Таким образом, усилия специалистов должны быть направлены на раннее выявление дислексии у детей.

    Разработка и применение комплекса мер, направленных на коррекцию дислексии, должны осуществляться своевременно и носить индивидуальный характер. Ноотропил ® хорошо подходит для лечения дислексии и может быть использован как действенный компонент полимодального вмешательства. Это лечение хорошо переносится, во время лечения побочных эффектов не наблюдалось. Терапия Ноотропилом должна включать в себя адекватные дозировки (2,4 - 3,2 г/день) и длительный курс применения - в течение всего учебного года, сочетая с немедикаментозными методами коррекции.

    Выводы

  • Проведение продолжительных (в течение двух и более месяцев) курсов лечения Ноотропилом с применением индивидуально подобранных доз является оправданным и эффективным подходом к лечению дислексии у детей
  • Результаты проведенного исследования подтверждают положительное действие Ноотропила на показатели чтения и письма в виде возрастания скорости и точности чтения, уменьшения специфических ошибок при чтении и письме под диктовку
  • Дислексия — это нарушение процесса чтения у детей. При работе с текстом происходят стойкие ошибки как в понимании и передаче букв и слов, так и в понимании смысла текста в целом. При этом у ребенка нет отставания в умственном развитии, другие школьные дисциплины даются ему на хорошем уровне. При обследовании зрения также не обнаруживается никаких патологий.

    Чаще данное состояние диагностируется у детей, учащихся в начальной школе. Хотя родители могут заметить сложности с и немного раньше. Но в дошкольном возрасте отсутствие успехов в чтении легко оправдываются тем, что ребенок еще мал, не готов к серьезному обучению. «Все наладится в школе», считают родители. И напрасно, потому что самостоятельно дислексия не проходит.

    Почему так происходит?

    Специалисты связывают проявление дислексии с задержкой созревания или поражения отдельных зон мозга, провоцирующих возникновение ММД - минимальной мозговой дисфункции. Кроме того, фактором, способствующим появлению проблем с чтением, становится и нарушение функций высшей нервной деятельности.
    По сути чтение - это последовательная работа психики по:

    1. визуальному узнаванию букв в тексте;
    2. сопоставлению каждой буквы с соответствующим звуком;
    3. объединению этих звуков в слоги, слова и предложения;
      пониманию смысла прочитанного текста.

    Нарушение этой последовательности или какого-либо звена в цепочке действий и приводит к возникновению дислексии.

    Причины дислексии

    Причины нарушений делятся на физиологические и социальные

    К физиологическим факторам относят:

    • Повреждения мозга в перинатальном периоде вследствие гипоксии плода, перенесенных матерью инфекциях (краснуха, герпес, корь, тяжелая форма гриппа), алкогольной или наркотической интоксикации.
    • Механические повреждения вследствие тяжелых родов, использования вспомогательных инструментов при затяжной родовой деятельности и т. д.
    • Поражения ЦНС ребенка в связи с заболеваниями желтухой новорожденных, нейроинфекциями, частыми болезнями, истощающими организм.
    • Наличие других заболеваний, влияющих на правильное развитие нервной системы и деятельности мозга (детский церебральный паралич, ).

    Социальные факторы тоже могут влиять на формирование высшей психической деятельности:

    • Билингвизм в семье.
    • Отсутствие необходимых для ребенка с раннего возраста речевых контактов.
    • Педагогическая запущенность.
    • Излишне раннее обучение чтению, перегрузка нервной системы при чрезмерно активном стремлении родителей развивать ребенка.
    • В группе риска находятся и дети, имеющие отставания в развитии речи - ОНР, ЗПРР.

    Виды дислексии

    Фонематическая

    Отличается тем, что ребенок путает при чтении схожие фонемы. Например, «том» заменяет на «дом», «сок» на «шок» и т. д. Возможны также перестановка фонем с слове. В данном случае очевидно, что страдает фонематическое восприятие, умение анализировать и синтезировать.

    Семантическая

    Эту ситуацию называют еще механическим чтением. Ребенок при правильном прочтении текста не способен его понять, рассказать, о чем он читал. Это состояние связано с неумением проводить звукослоговой анализ, ограниченностью словарного запаса, отсутствие понимания синтаксических связей слов в предложении.

    Аграмматическая

    Ребенок не понимает грамматического строя речи и, соответственно, неправильно согласовывает слова в предложении.

    Мнестическая

    В этом случае ребенок не в силах запомнить, какой звук должен соответствовать букве, что говорит о нарушениях в формировании речевой памяти.

    Оптическая

    При недостаточной сформированности зрительно-пространственных представлений ребенок путает буквы, схожие по написанию. Имеющие одинаковые элементы, но расположенные по-разному буквы «Ы» и «Ь», «П» и «Н» и другие в данных условиях с трудом поддаются идентификации.

    Как определить дислексию?

    Очень часто дети, имеющие дислексию, страдают от необоснованных претензий родителей и учителей, получают ярлык «труднообучаемого» ребенка, хотя просто не в состоянии справиться с ситуацией. Им требуется не навязывание лишних часов чтения, а специальная коррекционная работа и психологическая поддержка.

    Многие ребята с дислексией сами страдают от своего состояния, ведь они могут быть очень одарены в творчестве, хорошо успевать в точных науках, но трудности с чтением сильно снижают оценку их успехов и, как следствие, самооценку.

    Родителям следует не ругать ребенка, а обратиться за помощью к специалисту. Освоение учебы в более старших классах напрямую зависит от умения хорошо читать и правильно понимать прочитанную информацию.

    К кому обратиться?

    Необходимое обследование проводит логопед. В первую очередь он оценит уровень общего развития речи:

    • наличие проблем со звукопроизношением;
    • способность к фонематическому восприятию;
    • уровень развития связной речи;
    • сформированность звукослогового анализа, понимания грамматического строя речи.

    Кроме того, логопед проанализирует функционирование высшей психической деятельности. Оценит развитие памяти, уровень внимания, мышления, наличия сопутствующих состояний, влияющих на формирование чтения.

    Для исключения проблем со зрением ребенку может быть показана консультация офтальмолога.

    Коррекция, лечение дислексии

    Справиться с дислексией ребенку поможет логопед. Исходя из результатов обследования, он определяет тип нарушения чтения, устанавливает причину данного состояния и составляет план лечения — коррекционных действий.

    Работа ведется над всеми выявленными проблемами речи и неречевыми процессами:

    • Упражнения на развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.
    • Усвоение понятий о грамматическом и семантическом строе речи.
    • Увеличение объема активного и пассивного словаря.
    • Улучшение работы артикуляционного аппарата и правильная постановка звуков в речи.
    • Помимо этого вырабатывается специальный подход к внимательному чтению, пониманию и осмысления прочитанного.

    Несомненно, без помощи и активного участия родителей в процессе коррекции результата достигнуть крайне сложно. Дома ребенок должен продолжать заниматься по предложенной логопедом методике. Родители должны учитывать состояние ребенка и при выполнении школьной домашней работы оказывать поддержку и необходимую помощь.

    Дислексия – это нарушение навыков чтения и распознавания знаков, которое проявляется частично и возникает из-за поражения некоторых психических функций. Больной с трудом может понять смысл прочитанного текста из-за того, что он зрительно плохо воспринимает буквы и другие символы. Чаще всего данным заболеванием страдают дети, у взрослых это заболевание процветает только из-за того, что его не лечили в юном возрасте.

    Дети с проявлениями данного недуга обычно выглядят ленивее и глупее своих сверстников, поэтому педагоги предпочитают помещать таких ребят в специализированные группы и классы для отстающих. Наличие проблем с письмом и устной речью не характеризует интеллект человека, как отстающий, большинство детей с дислексией имеют живой ум и хорошую способность к обучению. Очень важно вовремя начать лечение дислексии, так как нахождение в специализированных учреждениях отбивает интерес к обучению у таких детей, они начинают отлынивать от домашних заданий, многие просто прогуливают школу.

    Главная причина развития нарушений – поражение головного мозга, которое основывается на психическом или биологическом факторе.

    Общее

    • водить ребенка на индивидуальные занятия с логопедом, обучать его чтению;
    • проводить работу с психологом;
    • периодически диагностировать динамику коррекции;
    • медикаментозное лечение.

    В зависимости от степени нарушений подбирается индивидуальная программа корректировки, работу с некоторыми детьми начинают с произношения и понимания отдельных звуков, постепенно приближаясь к изучению целых слов.


    Медикаментозные средства

    Эффективность лечения дислексии лекарственными средствами на сегодняшний момент не имеет доказательств. Тем не менее, многие врачи выписывают медикаменты для поддержания стабильного нервного состояния и помощи в работе мозгу. Чаще всего выписывают ноотропные препараты в сочетании с седативными средствами.

    Ни в коем случае нельзя подключать лекарства самостоятельно, все препараты должны быть подобраны по индивидуальным показателям, после тщательного осмотра.

    Упражнения

    Коррекция дислексии включает в себя специально подобранный комплекс упражнений, которые выполняются с педагогом логопедом на занятиях и дома с родителями. Периодическое выполнение гарантирует постепенное восполнение письменной и устной речи. Работать с ребенком нужно размеренно, не перегружая его новой информацией, важно помнить, что больной дислексией воспринимает речь медленно.

    Гимнастика для улучшения артикуляции включает в себя:

    1. упражнения на дыхание, которые выполняются с логопедом;
    2. , которые нужно разучивать с ребенком дома;
    3. последовательное проговаривание звуков;
    4. упражнения для развития мелкой моторики.

    Вот некоторые примеры основных упражнений для борьбы с дислексией для выполнения с ребенком дома:

    • «Колечко» – поочередно замыкать каждый палец рук в колечко с большим пальцем, сначала в одну сторону, затем в другую. Повторять упражнение нужно ежедневно по 10-15 минут в течение 60ти дней. Данные занятия способны развивать мелкую моторику, внимание и память, что благотворно влияет на коррекцию в целом.
    • «Корректурная проба» – перед ребенком кладется напечатанный текст, желательно крупным шрифтом, для лучшего восприятия. По очереди надо называть сначала гласные буквы, потом согласные и просить их вычеркивать из текста. Проводить такое занятие нужно ежедневно, постепенно ребенок научится четко зачеркивать буквы и тогда можно переходить к следующему этапу – просить его обводить некоторые буквы в круг, а некоторые подчеркивать и т. д. Данное упражнение помогает запоминать буквы и соотносить к ним звуки.
    • «Зеркальное рисование» – вместе с ребенком, на чистом листе бумаги нужно медленно вырисовывать обеими руками сразу симметричные рисунки, для начала можно взять руки малыша в свои, чтобы дать ему понять принцип задания.

    Дислексия лечится долго, для ее коррекции будет достаточно данных упражнений на начальных этапах, для выполнения дома.


    Мнение специалистов

    Педагоги и врачи говорят о том, что нельзя выжидать время, и при первых признаках данного заболевания нужно идти к логопеду для коррекции нарушений. Родители должны помнить, что критиковать в жесткой форме ребенка нельзя, нужно поддерживать его в любых продвижениях, подбадривать.

    Подключать к работе следует нескольких врачей: психоневролога, логопеда, психолога. Специалисты утверждают, что дислексия поддается коррекции в молодом возрасте, и во многих случаях способность читать и говорить восстанавливается полностью.

    Прогноз лечения заболевания зависит от степени тяжести проявлений, возраста пациента, первопричины.

    Профилактика заболевания

    Главные профилактические меры в данном случае – предупреждение внутриутробных травм и инфекционных заболеваний матери во время беременности.

    Профилактика после рождения:

    1. наблюдение за ребенком, находящимся в группе риска по наследственности или перинатальным патологиям, с целью раннего выявления настораживающей симптоматики;
    2. в возрасте 3х лет важно проверить слуховую восприимчивость звуков и их дифференциацию;
    3. своевременная диагностика и обнаружение дислексии на ранних стадиях с последующей коррекцией.

    Говоря о дислексии, важно отметить, что общепринятого определения данного заболевания на сегодняшний день не существует, между тем, Международной ассоциацией дислексии все-таки дается своя его расшифровка. Так, дислексия, симптомы которой заключаются в неспособности правильности и оперативности распознавания слов, осуществления декодирования и освоения навыков правописания, является специфической разновидностью нарушений в обучении. Данного типа затруднения имеют неврологическую природу и связаны они с неполноценностью, которой располагают фонологические компоненты языка.

    Иными словами, дислексия является специфическим расстройством чтения, возникающим по причине нарушений в процессе обработки мозгом получаемых графических символов.

    Общее описание

    Несмотря на общность основной симптоматики, дислексия наряду с трудностями в овладении чтением не является спутником умственной отсталости и наоборот, как это не касается и нарушений зрения и слуха. Указанные состояния вызываются иными причинами, что определяет нарушение чтения в качестве неспецифических (вторичных) симптомов. Возвращаясь к дислексии, следует заметить, что она является сложным для диагностирования расстройством. При этом в процессе диагностики следует учитывать массу факторов. Фиксирование показателей чтения производится врачом, также он делает отметки и там, где проявляются нарушения чтения.

    Различные тесты, которые проводит специалист, ориентированы на проверку слуха, а также способности к возможности воспроизведения речи. Проверяется также и то, каким образом ребенком лучше воспринимается информация, в устном виде (в процессе разговора) или же в тактильном (при собственноручном выполнении действий). Исследования также предусматривают заключение относительно того, насколько эффективно действуют три основные составляющие, которые включает в себя сенсорная система.

    Виды дислексии

    Дислексия, симптомы которой могут выражаться по-разному, в некоторых случаях определяется как «словесная слепота». Связывают ее с понижением в определенном участке мозга активности, при этом известно, что дислексия – актуальный диагноз в той или иной ее форме для людей в рамках 5-12% общего их количества. Теперь детальнее рассмотрим основные формы, в которых может проявляться данное заболевание.

    • Дислексия фонематическая. Данная форма нарушения чтения является наиболее распространенной среди школьников младших классов. Связана она с недоразвитостью функций, характерных для фонематической системы. Так, отличием одной фонемы от другой является масса смыслоразличительных особенностей (мягкость-твердость, глухость-звонкость, место и способ образования и т.п.). При изменении в слове одной из фонем (дом – ком, козы – косы и т.п.) либо же при изменении их последовательности (пила – липа), меняется смысл. При этой форме дислексии ребенком на слух смешиваются те звуки, которые отличаются по одному смыслоразличительному признаку (ж-ш, с-ш, с-ц). Кроме того, выделяют здесь также побуквенность чтения и искажение, которым наделяется звукослоговая структура (перестановка слогов и звуков, пропуск вставки, букв).
    • Дислексия семантическая. Другое ее определение звучит как «механическое чтение». В этом случае актуальным становится нарушение в понимании прочитанного (предложения, тексты, слова), при этом технически чтение является правильным. Данное нарушение провоцирует появление двух таких факторов как трудности в звукослоговом синтезе и нечеткость в представлениях относительно синтаксических связей, которые имеются в предложении (то есть слова воспринимаются при чтении в изолированном виде, что приводит к потере связи с остальными словами).
    • Дислексия аграмматическая. Наиболее частый диагноз для детей, которые располагают системным недоразвитием речи. Характеризуется эта форма дислексии следующими особенностями: изменение в падежных окончаниях, а также в числе существительных; неправильность согласований относительно падежа, числа, рода существительного с прилагательным; изменение в окончаниях глаголов, относящихся к третьему лицу в прошедшем времени.
    • Дислексия оптическая. Ее проявления заключаются в трудностях, связанных с усвоением и смешении похожих графических букв. Смешиваемые буквы могут различаться в одном лишь элементе (М – Л, З – В), кроме того, буквы могут состоять из элементов одинакового типа но при различном их расположении в пространстве (П-Н-И, Ь-Р, Г-Т).
    • Дислексия мнестическая. Данная форма возникает в виде проявлений, связанных с трудностями в усвоении букв. То есть, ребенок не понимает, какая из букв соответствует конкретному звуку.

    Дислексия: симптомы

    Данное заболевание, как и любое другое, имеет характерные свои симптомы и их правильнее назвать конкретными проблемами, с которыми дислектики в той или иной мере вынуждены сталкиваться. К наиболее распространенным из них относятся следующие:

    • Задержка в развитии, отмечаемая в способности писать и читать, а также в способности к запоминанию орфографии;
    • Дезорганизация;
    • Пространственная дезориентация;
    • Трудности, отмечаемые в восприятии информации;
    • Трудности, возникающие в усвоении слов;
    • Непонимание прочитанной информации;
    • Нарушение в координации, неуклюжесть;
    • Синдром, возникший на почве нехватки внимания, который в некоторых случаях проявляется в гиперактивности.

    Следует отметить, что всеми симптомами дислексии являются симптомы дезориентации. Само заболевание распознать в отдельности невозможно, в отличие от дезориентации. Так, в качестве результата ориентации выступает точность восприятия обстановки, окружающей человека, в том числе и двухкамерных слов, распечатанных на бумаге. Учитывая тот факт, что печатные символы и слова ребенок не способен образно представить, его восприятие приобретает характерные пустоты. В итоге возникает непринятие окружающей реальности в том ее виде, в котором воспринимают ее другие.

    К другим симптомам дислексии определяют следующие проявления, характерные для дислектиков:

    • Интеллект на высоком уровне при одновременно плохих навыках чтения;
    • Повторение ошибок, возникающее в процессе письма/чтения (пропуск, перестановка букв/слов);
    • Отсутствие способности к успеваемости в выполнении задания в отведенное на него время;
    • Трудности в письме;
    • Плохая память в целом и кратковременность слуховой памяти в частности;
    • Возможны проблемы со зрением – зачастую оно не соответствует требованиям к его характеристикам для чтения;
    • Трудности в определении низа и верха, правой и левой сторон.

    Причины дислексии

    На основании многочисленного ряда исследований определено, что основу дислексии составляют причины нейробиологического характера. В этом случае определенные участки мозга обладают меньшей функциональностью (в частности речь идет о задней части средней левой височной извилины). Имеются также и определенные отличия в структуре мозговых тканей. При этом, как выяснилось, дислексия является наследственно обусловленным заболеванием, что также подтверждается обнаруженными в ходе исследований генами, которые и ответственны за его появление.

    Лечение дислексии

    Дислексия может оставаться проблемой на протяжении всей жизни, одновременно с этим нередки случаи развития функциональных навыков чтения. Преимущественно же определенная часть дислектиков должного уровня грамотности не достигает никогда.

    Особенность лечения заключается в корректировке всего учебного процесса, в том числе и в прямом/непрямом обучении распознаванию слов наряду с навыками, предусматривающими выделение компонентов в словах. В прямом обучении применяются специального типа фонетические методы, идущие в отдельности от обучения чтению. Что касается непрямого обучения, то оно предусматривает внедрение в программы по обучению чтению специального типа фонетических методов.

    Применяться могут подходы, в которые входит обучение чтению выражениями и словами в целом, а также подходы, в которых используется иерархия по приобретению навыков начиная со звуковых единиц и далее, по возрастанию, слов и предложений. Дополнительно рекомендуется использование подходов с воздействием сразу на несколько видов органов чувств. Во многих случаях полезным является освоение ребенком компьютера для помощи в выделении в тексте слов либо для восприятия им слов в процессе чтения письменной речи.

    Что касается иных способов лечения (оптометрический тренинг и т.п.), а также медикаментозного лечения, то их эффективность не является доказанной, более того, на этом основании использовать их не рекомендуется.

    При любого типа нарушениях речи и при подозрении на дислексию в частности необходимо обратиться к логопеду.

    Все ли корректно в статье с медицинской точки зрения?

    Ответьте только в том случае, если у вас есть подтвержденные медицинские знания

    Заболевания со схожими симптомами:

    Мигрень представляет собой достаточно распространенное неврологическое заболевание, сопровождающееся выраженной приступообразной головной болью. Мигрень, симптомы которой заключаются собственно в боли, сосредотачиваемой с одной половины головы преимущественно в области глаз, висков и лба, в тошноте, а в некоторых случаях и в рвоте, возникает без привязки к опухолевым образованиям мозга, к инсульту и серьезным травмам головы, хотя и может указывать на актуальность развития определенных патологий.

      Дислексия встречается не так часто, как об этом говорят. Как считает известный педиатр Е. О. Комаровский: истинная дислексия – неврологической природы, а та, с которой мы сталкиваемся, возникает из-за того, что в доме вообще ничего читать не принято!

    Чтобы родителям было проще разобраться в этом недуге и вовремя помочь ребенку, мы расскажем о причинах этой болезни, основных её видах и симптомах. Разберёмся в методах коррекции и способах лечения этого заболевания.

    Дислексия – хроническая болезнь, которая вызывает проблемы с чтением. Часто является сопутствующим синдромом при различных инвалидностях ребенка.

    По статистике, от дислексии страдают до 15% населения всего мира. Чаще болеют мальчики.

    Дети с дислексией бывают талантливы в искусстве, дизайне, творчестве, в области математики и программирования.

    Причины дислексии:

    Выделяют три причины дислексии. К сожалению, пока не всем проявлениям болезни ученые нашли объяснение.

    Наследственная предрасположенность заболевания, пожалуй, одно из самых понятных и изученных проявлений болезни.

    Второй фактор, который влияет на возникновение болезни, – клинико-психологические симптомы, возникающие при неврологических заболеваниях и патологиях развития.

    Еще существует педагогический подход к дислексии – когда признаков патологии и заболевания организма нет, а симптомы дислексии присутствуют. Определяется эта причина только при тщательном медицинском обследовании. Объяснить проявления заболевания в таком случае учёные пока не смогли.

    Виды дислексии:

    Классификация дислексии была проведена педагогом-профессором Р.И. Лалаевой.

    Выделяют 6 типов заболевания:

    Семантическая, проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении, т. е. слово, предложение, текст не искажаются в процессе чтения.

    Оптическая, проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графических букв и их взаимных заменах. Выделяют литературную оптическую дислексию и привербальную.

    Фонематическая, выделяют две формы.
    Первая форма – нарушение чтения, где происходит замена звуков (б-п, д-т, с-ш, ж-ш).
    Вторая форма – патология чтения, которая обусловлена побуквенным чтением, искажением звуко-слоговой структуры слова. Искажение звуко-слоговой структуры – в пропуске согласных при стечении (марка – «мара»); во вставках гласных между согласными при их стечении (пасла – «пасала»); в перестановках звуков (утка – «тука»); в пропуске и вставках звуков при отсутствии стечения согласных в слове; в пропусках, перестановках слогов (лопата – «лата», «лотапа»).

    Мнестическая – трудность в усвоении букв, в их недифференцированных заменах.

    Аграмматическая дислексия. При этой форме дислексии наблюдаются: изменение падежных окончаний и числа существительных («из-под листьях», «у товарищах», кошка – «кошки»); неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного («сказка интересное», «детей веселую»); изменение числа местоимения (все – «весь»); неправильное употребление родовых окончаний местоимений («такая город», «ракета наш»); изменение окончаний глаголов третьего лица прошедшего времени («это был страна», «ветер промчалась»), а также формы времени и вида (влетел – «влетал», видит – «видел»).

    Тактильная дислексия, обычно проявляется у слепых детей.

    Как понять, что у ребенка дислексия?

    Прежде всего нужно знать, что диагноз «дислексия» ставится ребенку только после 8 лет. Все те ошибки при чтении и письме, которые он совершает до этого возраста, могут быть банальным обучением чтению. Но если эти ошибки остаются и после 8 лет, а ребенок никак не хочет их исправлять, задумайтесь о проявлении болезни.

    Симптомы дислексии:

    Существует множество признаков дислексии. У каждого ребенка она протекает по-своему. Но мы постараемся выделить симптомы, которые встречаются чаще других, и разделим их на основные и дополнительные.

    Основные:

    Частое потирание глаз, чтение под неестественным углом зрения.

    Приближение книги к глазам при чтении. При этом нарушения зрения в других случаях не наблюдается.

    Чтение одним глазом или закрытие глаз по очереди.

    Жалобы на усталость, головную боль, нежелание выполнять домашнее задание, связанное с чтением.

    Пропуск звуков, слов, словосочетаний при чтении, перерывы в озвучивании текста.

    Трудности с пониманием текста, рассеянность, невнимательность, неспособность пересказать прочитанное, непонимание отдельных его участков.

    Сопутствующие проблемы с почерком, обучением письму, написание слов с нестандартными ошибками.

    Дополнительные:

    Эти симптомы не всегда являются признаками заболевания. Если вы у своего ребенка заметили один из этих симптомов, не спешите бежать к врачу, понаблюдайте за ним. И только когда сойдутся несколько пунктов из нашего списка, стоит обратиться к специалистам:

    Трудности чтения при общем нормальном или хорошем интеллектуальном и физическом развитии. Несоответствие результатов чтения норме возраста, при том, что общее речевое развитие протекает нормально.

    Проблемы с оценкой письменной информации, образами, не связанными со зрительными впечатлениями.

    Незначительные или хорошо заметные нарушения координации в пространстве, замедленные или неуклюжие движения.

    Трудности с освоением орфографии и каллиграфии.

    Неузнавание слов при чтении, непонимание текста.

    Методики коррекции и лечения дислексии:

    Ребенок с заболеванием дислексии может обладать выдающимися способностями. Но эмоциональная зрелость у него отстает от возраста. Избавиться от дислексии раз и навсегда нельзя, но ее можно скорректировать, помочь ребенку самостоятельно контролировать своё состояние и оградить его от неприятия сверстниками. При правильной корректировке дислексии он может не отличаться от одноклассников, но при возникновении стресса или болезни ошибки в письме и чтении увеличиваются.

    Начиная коррекцию дислексии, прежде всего нужно пройти обследование, диагностику, получить у специалистов рекомендации, индивидуальные для каждого ребенка.

    Методы коррекции, которые мы рассмотрим, относятся к тем детям, которые клинически здоровы, и у них не диагностировано психическое заболевание. Исправление дислексии заключается в построении недостающих связей в мозге.

    Чтобы помочь своему малышу, важно понять, что для таких детей характерно образное мышление, для него мысли – это в первую очередь картинки. Малышу трудно выражать свои идеи словами, для него это просто звуки, от которых он устает. Отсюда кажется, что ребенок плохо вас понимает. Иногда именно из-за этой особенности речь ребенка-дислектика односложная, непоследовательная, и кажется, что у ребенка бедный словарный запас. Часто дислексия является сопутствующим заболеванием диагноза «СДВ» (синдром дефицита внимания). Попробуйте описать «Джоконду» словами. Испытали замешательство? То же чувствует и ребенок-дислектик, когда ему нужно передать свои мысли.

    Начать корректировку недуга нужно с развития речи и увеличения словарного запаса ребенка. Но такому ребенку не объяснишь всё на словах, для него это просто звуки. Ему нужны образы, а значит, родителю все нужно показывать: предметы, признаки, действия. Для ребенка важно использовать в дальнейшем свой жизненный опыт, и обязанность родителей ему этот опыт дать. Советую запастись словарями: толковым, антонимов, синонимов, пословиц и поговорок.

    Развитие речи для ребенка с дислексией и его родителей – это образ жизни. Сначала малыша нужно научить не только читать, но и понимать прочитанное. В одном слове может быть несколько значений, и до ребенка все эти значения нужно донести. Впоследствии могут возникнуть трудности с математикой, музыкой и другими предметами, где сложно представить образ.

    При коррекции дислексии очень важно не заставлять ребенка читать. Это может вызвать у него истерику, головную боль, тошноту, слезы.

    Для ребенка важна визуальная информация, поэтому читайте ему сами, включайте различные аудиосказки и энциклопедии в аудиоформате. Очень помогает посещение различных спектаклей и представлений.

    Особенно хорошо помогает при корректировке спорт, это могут быть упражнения на координацию движений и баланс. Здесь подойдут ушу, цигун, йога, батут. Дыхательная гимнастика поможет ребенку успокоиться и придаст силы для дальнейшей борьбы с недугом.

    Эффективные методы коррекции дислексии у младших школьников

    Метод Рональда Дейвиса

    Врач Р. Дейвис является автором методики лечения дислексии, он сам страдал этим недугом и успешно с ним справился. По утверждениям врача, дислектики – это одаренные люди, которые имеют богатое воображение. Данное заболевание также наблюдалось у А. Эйнштейна, Уолта Диснея, У. Черчилля и многих других знаменитых личностей, которые достигли таких успехов не из-за дислексии, а скорее благодаря ей. Так описывает Р. Дейвис эту болезнь в своей книге «Дар дислексии». В чем же заключается его методика?

    Суть методики: помочь ребенку запустить свой мозг методом «выключения» дезориентации и научиться воспринимать окружающий мир без искажений. Эта методика помогает детям заполнить пробелы в памяти и обучить восприятию буквенных форм. В 99% случаях метод Р. Дейвиса помогает детям избавиться от дислексии.

    Бесспорный успех методики доказывает и реакция детей, которые с удовольствием ходят на занятия. По словам самих ребят, здесь их понимают и говорят с ними на одном языке. Дети шаг за шагом движутся вперед, осваивают ключи методики и открывают одну за другой двери в новый мир.

    Методика Корнева

    А. Н. Корнев разработал методику по ранней диагностике дислексии у детей в 1982 году. Он предлагает бороться с заболеванием посредством определенных тестов, таких как:

    • рядоговорение;
    • ритмы;
    • субтест «повторение цифр»;
    • кулак-ребро-ладонь.

    Профилактика дислексии:

    Для полноценного развития ребенка и для исключения возможности возникновения дислексии с детьми нужно заниматься с раннего возраста. Это должны быть различные занятия в игровой форме, развивающие речь, письмо, мелкую и крупную моторику, увеличивающие словарный запас.

    Игры помогают развитию умственных способностей у детей, а также учат мыслить, анализировать, ориентироваться. На начальном этапе обучение должно состоять из демонстрации образов: животных, предметов, букв и слов. Визуальная информация ребенком воспринимается легче при такой форме обучения. В памяти откладываются все эти образы, и в будущем не возникнет таких проблем, как дислексия. Даже в детских дошкольных учреждениях обучение детей строится на демонстрации зрительных материалов.

    Игры для профилактики дислексии:

    Составление предложения из слов: предложение должно быть легким, каждое слово написано на отдельной карточке. Родитель озвучивает предложение, показывает его ребенку, а затем перемешивает карточки и предлагает малышу вновь собрать предложение правильно.

    «Пишем вслух». Игра заключается в написании отрывка любимого произведения ребенком под диктовку. Главное условие – это чтобы отрывок нравился.

    Для развития фонетических способностей поиграйте с ребенком в игру «Найди слово». Вы должны подготовить разные картинки и подписать их с тыльной стороны. Называя слово, ребенок должен найти соответствующую картинку. Например, дерево или солнце. И так же можно собирать слоги. Напишите названия животных по слогам и попросите кроху сложить слова. Например, «со-ва» или «со-ба-ка».

    Эти игры помогут родителям научить ребенка писать и читать, не потеряв интереса к обучению в дальнейшем.

    Справиться с дислексией возможно. Родителям нужно набраться терпения, а ребенку понадобятся поддержка, внимание и участие. Регулярные занятия малыша с родителями и специалистами помогут скорректировать заболевание и научат жить полноценной жизнью, не отличаясь от сверстников.


    Recenzie utilizator



    • Conținut similar

        Всего было открыто десять вакантных позиций, и чтобы претендовать на одну из них, ребенок должен быть младше тринадцати лет и должен увлекаться играми, научными наборами, куклами и машинками, а также уметь живо и интересно делиться своими впечатлениями о них.
        Чтобы предложить свою кандидатуру, соискателям (или их родителям) необходимо заполнить специальную форму на сайте и прислать тридцатисекундный ролик, в котором ребенок рассказывает о своей любимой игрушке. Успешные кандидаты, отобранные целой судейской коллегией, получат годовой запас игрушек от Aldi и работу по тестированию и оценке полученных игрушек.
        «Это отличная возможность для детей заниматься тем, что они и так делают лучше всего, - играют с игрушками!», - говорит Джули Эшфилд, директор по закупкам британского подразделения Aldi. Заявки уже приняты, а значит, совсем скоро определятся десять счастливчиков, которые смогут играть в игрушки на профессиональном уровне.
        n-e-n.ru

        1. Час, день, неделя без гаджетов
        В английском языке недавно появился новый термин для обозначения того, как смартфоны мешают людям общаться вживую, - technoference (от слов technology - «технология» и interference - «помеха, вмешательство»). Исследования показывают, что они действительно лишают нас удовольствия от разговора лицом к лицу, мы постоянно отвлекаемся и не включаемся в то, что происходит в реальности.
        Начать можно с малого: достаточно изучить статистику экранного времени, причём как детскую, так и свою (разумеется, вместе). Цифры могут вас удивить - неужели социальные сети могут съедать столько? Не говоря уже о мессенджерах.
        Чтобы перестать импульсивно тянуться к смартфону каждые пять минут, можно как минимум выделить час, когда никто в семье не пользуется телефонами
        Вместо этого, о ужас, вы общаетесь. Играете в те самые настольные игры (если хочется), читаете, гуляете, ходите в кино и, в общем-то, приятно проводите время. Но только без гаджетов. Добровольно, разумеется. Для эксперимента стоит выбрать не загруженный будний день, а выходной, когда в реальности смартфон не нужен каждую минуту.
        А еще важно откладывать их во время совместных завтраков и ужинов. Так и тем для разговора станет больше, а неловкого молчания - меньше. Вскоре вы обнаружите, что и час, и два отлично обходитесь без проверки фейсбука, а смешные гримасы могут жить и без инстаграма.
        Неделя - испытание для отважных. Проще всего её пережить, к примеру, в отпуске (да, мы помним про инстаграм, но наверняка где-то в шкафу у вас лежит и «просто фотоаппарат»).
        2. Дети на работе
        В конце апреля во многих странах родители берут с собой на работу детей - познакомить с коллегами, рассказать о своих обязанностях, ну и, само собой, покормить в офисной столовой или заказать пиццу. Зачем? Разве детям это интересно? Конечно, да!
        Для некоторых взрослых то, чем занимаются их родители, навсегда остаётся загадкой. Подумайте, как вы отвечаете на вопрос детей: «Что ты делал на работе?» Вряд ли из этих ответов складывается реальная картина мира. А вот такие мероприятия очень сближают, потому что приоткрывают дверцу во взрослый мир, который так интересен детям.
        К сожалению, в Молдове далеко не каждый сможет привести ребёнка на работу, у многих ненормированный рабочий день, многие офисы совсем не жаждут принять тех, кто топает, бегает и задает странные вопросы. Здесь нам есть чему поучиться у шведов. Не так давно страну признали мировым лидером по балансу между работой и жизнью: декретный отпуск там могут взять не только мамы, но и папы; большая часть населения работает по гибкому графику и не пользуется услугами нянь. Так что рассказать и показать, чем занимаются родители, там существенно проще.
        3. Видеоигры
        Не спешите листать дальше, если ваш ребёнок не залипает часами в Майнкрафте и не тратит все карманные деньги на сюрреалистичные образы в Фортнайт. Видеоигры часто ругают за то, что они, мол, провоцируют агрессию, мешают спать, да и вообще сущее зло. Так ли это на самом деле? Спорный вопрос. Возможно многомиллионные гонорары киберспортсменов и стримеров убедят вас в том, что, если играть осознанно и вдумчиво, из них можно извлечь как минимум море удовольствия, а то и пользу.
        Вот лишь несколько идей:
        Выпустить пар после тяжёлого дня в школе или на работе - устройте семейный чемпионат или серию дуэлей в файтинге. Куда веселее и полезнее, чем копить негативные эмоции. Отправиться в путешествие во времени - поездка на море в Грецию, Турцию или Египет может пройти куда увлекательнее, если предварительно всей семьёй пройти одну из частей серии Assassin’s Creed. Смотреть на Парфенон куда интереснее, если неделей ранее побывал на его вершине. Устроить свой чемпионат - причём не только по футболу. Сегодня можно сыграть в детальные симуляторы баскетбола, тенниса, гольфа, регби и других видов спорта. Заодно разберётесь в хитроумных правилах. 4. Семейный сериал
        Стриминговые сервисы вроде Netflix и онлайн-кинотеатры есть во всех более или менее умных телевизорах, не говоря уже о компьютерах и смартфонах. Выделите время, когда вся семья сможет спокойно собраться у экрана и посмотреть любимый сериал или шоу. У такого клуба киноманов есть одно важное правило: никто не жульничает и не смотрит следующую серию раньше остальных. Иначе какой в этом толк?
        Что же посмотреть?
        «Гравити Фоллз» - если вы не слышали об этом мультсериале, а дети ещё не успели надоесть пересказами любимых серий, вам крупно повезло. Пару близнецов - Диппера и Мейбл - отправили на лето гостить у дядюшки в глухом городке, где то и дело происходят загадочные события в духе «Твин Пикс». Яркая рисовка, взрослые темы, остроумные шутки - смешать, взболтать, смотреть три сезона запоем. «Очень странные дела» - захватывающий, красивый и просто ностальгический сериал, который уже на третьем сезоне успел приобрести статус культового. Неудивительно, ведь загадочная атмосфера захолустного городка, на окраине которого в секретной лаборатории открывают портал в параллельный мир, мягко говоря, способствует погружению. Главные герои - дети, только вот приключения у них самые что ни на есть взрослые. «По ту сторону изгороди» - этого мультфильма не хватит надолго (всего десять серий по 11 минут), но лучше вечерней сказки не придумать. Братья Грег и Вирт вместе с лягушкой по имени Джейсон Фундерберкер ищут дорогу домой через мрачный волшебный лес. О важных и сложных темах создатели рассказали остроумно и тонко, так что высочайший рейтинг мини-сериала вполне заслужен. «Лемони Сникет: 33 несчастья» - экранизация легендарной серии детских книг с Нилом Патриком Харрисом в роли харизматичного антагониста дяди Олафа. История злоключений трёх сирот, оставшихся на попечении безумного родственника, не балует зрителя неожиданными поворотами. Тем не менее магический антураж и фантасмагорические декорации неизменно держат в напряжении.
        5. Совместное планирование
        Ситуация, знакомая многим родителям: поехали за границу, в другой город или просто выбрались на выходных в центр, а ребёнку всё неинтересно, скучно, он хочет домой или хотя бы поесть. Почему так? Неужели ему ничего не интересно? Лишь бы у компьютера или в смартфоне подольше посидеть! К сожалению, всё не совсем так.
        Большинство родителей планируют каникулы, отпуск и даже выходные сами, не учитывая мнение ребёнка, ради которого вроде бы всё и затевается
        Чтобы все члены семьи получили удовольствие от совместного досуга, стоит подключать детей к принятию решений, сколько бы лет им ни было. Спрашивайте, делитесь мнением, давайте советы, но позвольте хотя бы часть решений принимать ребёнку. Мало того что это научит его самостоятельности и поможет стать ответственнее, такие каникулы действительно могут стать отпуском мечты.
        Ребёнок очень хотел покататься на лошадях, но ему не понравилось? Делаем выводы вместе! Родители не хотели играть в лазертаг, но дочь настояла, а им в итоге понравилось? Взрослые, делайте выводы!
        mel.fm

        Снежные ангелы – это такие специальные ангелы, которые следят, чтобы зимой был снег. Долгое время работы у них было немного, потому что снег и сам выпадал, как полагается. Но мир изменился, и наступило Глобальное потепление. Снег от этого не то чтобы исчез, но стал ложиться неравномерно – там выпадет, тут растает.

        И не вся живность была надежно укрыта бело-пушистыми одеялами на зиму. Поэтому Снежным Ангелам пришлось покинуть свои ангельские чертоги и спуститься на землю, чтобы уже на месте следить за порядком.
        Они придумали прижимать снег к земле, примерно так же, как кнопками прикалывают к доске листы бумаги. Тогда он лежит на месте и никуда не девается.
        Кстати, люди могут видеть Снежных Ангелов за работой. Но они не догадываются ни о миссии этого народа, ни о его настоящем имени. Поэтому люди называют Снежных Ангелов по-своему – “снеговики”.

        А если верить старинному преданию, в конце XV века, примерно в 1493 году жители Флоренции, проснувшись по утру, обнаружили, что город завален шедшим всю ночь снегом.
        Молодой правитель города, Джованни ди Лоренцо ди Пьеро де Медичи, попросил своего 18-ти летнего друга слепить снеговика во внутреннем дворе своего дворца. Юноша же был не кто иной, как итальянский скульптор, архитектор, поэт, Микеланджело Буонарроти.
        В честь такого милого праздника редакция собрала милые фотографии Снежных ангелов.

        Lemonade.style

        Оперевшись на мнение психологов, мы разобрались, какие фразы, сказанные в адрес детей сегодня, могут повлиять на принципы восприятия ими жизни на долгие годы вперед.
        «Ты сможешь стать, кем захочешь»

        Всячески поддерживать детей в их увлечениях и целях на будущее - это замечательно. Однако чрезмерная амбициозность детей, как показали исследования, может оказывать негативное действие. Важно донести до своих детей, что у них должен быть запасной план на случай, если им не удастся реализовать свои мечты касательно карьеры. Не каждый ребенок может стать талантливым хирургом, космонавтом или звездой футбола, даже если будет усердно трудиться для достижения своей цели. И это совершенно нормально.
        Задача родителя - вырастить ребенка реалистом, научить ставить достижимые цели и подготовить к тому, что в жизни его могут ждать разочарования.
        «Делай через не могу»
        В случае с физическими нагрузками такие наставления могут причинить ребенку вред. Чаще всего это касается родителей, которые пытаются через детей реализовать свои несбывшиеся мечты, например быть балериной или звездой спорта. Чересчур интенсивные тренировки грозят травмами, которые могут перечеркнуть будущее вашего ребенка. Научите его прислушиваться к собственному телу и вовремя реагировать на боль и дискомфорт.
        «Ты весь в отца / мать»

        Нет ничего плохого в том, чтобы сравнивать детей с кем-либо из его родных в положительном ключе. Но чаще всего подобные фразы носят отрицательный характер. Причем критике подвергается поведение не только ребенка, но и родителя. Это сбивает детей с толку и вынуждает выбирать сторону мамы или папы, стремиться угодить кому-то одному из них.
        «Ты лучше всех / Тебе нет равных»
        Даже если вы говорите такие фразы из самых лучших побуждений, идеализирование ребенка может иметь негативные последствия для его самооценки. Это приводит к тому, что дети не решаются пробовать себя в чем-то новом, боясь, что потерпят неудачу и не оправдают ожидания родителей.
        «Съешь брокколи / шпинат / цветную капусту, это очень полезно»

        По мнению исследователей из Чикагского университета, для детей слово «полезный» со временем становится синонимом слова «невкусный». Из-за этого они могут отказываться от любой здоровой пищи, даже не попробовав ее. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок съел, например, цветную капусту, лучше скажите, что она вкусная и хрустящая.
        «Не бей сестру / брата»
        Когда нас переполняют негативные эмоции или злость по отношению к конкретному человеку, это совершенно нормально. Как дети, так и взрослые зачастую не в состоянии повлиять на свои чувства, но мы можем найти способ управлять ими. Именно этому нужно научить ребенка - принимать эмоции и контролировать свою реакцию на них. Фраз «не бей брата» или «не обижай сестру» без объяснения причин недостаточно. Ни один ребенок не ответит на них: «Хорошо, не буду!»
        Постарайтесь донести до своих детей, что они не должны подавлять свои эмоции, однако направлять их в причинение физического вреда близким неправильно. Предложите ребенку выплеснуть негатив на подушку или игрушку, нарисовать картинку, отражающую его чувства, или просто описать их словами.
        «Не расстраивайся из-за ерунды»

        Не преуменьшайте проблемы своего ребенка. Возможно, для него это вовсе не ерунда, даже если речь идет о потерянной игрушке. Демонстрируя детям пренебрежение, вы можете потерять к ним доверие, а это грозит тем, что в более взрослом возрасте они не придут к вам за советом или помощью, если проблема будет действительно серьезной.
        «Давай я тебе помогу»

        Умение ребенка определять, когда ему действительно нужна посторонняя помощь, а когда он может справиться самостоятельно, - один из самых важных навыков, которые мы должны приобрести в раннем возрасте. Многие родители опережают потребности своих детей, например, помогая им с домашним заданием, которое они вполне могли бы сделать сами. Во взрослой жизни такие люди потом с трудом берутся за новую для них работу, опасаясь неудач.
        «Не трогай - поломаешь!»

        Если вы будете постоянно повторять подобного рода фразы, это приведет к тому, что ребенок станет скованным и неуверенным в себе. После таких слов малыш и правда, вероятнее всего, уронит или поломает вещь, ведь вы заранее настроили его на такой исход. Во взрослой жизни этот человек может бояться строить карьеру - он будет уверен, что у него ничего не получится, а значит, и начинать не стоит. Если вы боитесь, что ребенок может сломать или испортить какую-то ценную вещь, лучше скажите: «Будь осторожнее с этим. Я переживаю, как бы оно не разбилось».
        «Ты такой умный!»

        На первый взгляд, эта фраза кажется хорошим способом похвалить ребенка, однако она может убедить его в том, что для достижения успеха не обязательно прикладывать усилия, ведь он обладает особым талантом или умом от природы. Лучше поощрять работу и старания детей, а не их качества. Например: «Ты так усердно трудился над этим проектом», «Я верил, что у тебя все получится, ведь ты столько времени и сил потратил на задание».
        «Мама не плачет, все в порядке»
        Пытаясь защитить своего ребенка от переживаний, некоторые родители надевают перед ним счастливую маску и притворяются, что все хорошо, когда их самих переполняют эмоции. Однако дети очень тонко чувствуют фальшь, и она их пугает. Если вы будете подавлять негативные эмоции и имитировать позитивные, это ухудшит не только ваше самочувствие, но и отношения с ребенком. Вам не обязательно рассказывать ему обо всем, что случилось, однако детям важно на своем примере показать, что они не должны стыдиться собственных чувств.
        «Не разговаривай с незнакомцами»

        В случае с маленькими детьми эта концепция слишком сложна для понимания. К тому же они могут начать сторониться всех незнакомцев, в том числе тех, кто пытается им помочь, например полицейских или пожарных. Вместо того, чтобы запрещать ребенку разговаривать с любыми прохожими, лучше объясните, как нужно вести себя в конкретных ситуациях, например если какой-нибудь подозрительный мужчина предложит им конфеты и позовет к себе домой.
        А ваш ребенок часто слышит от вас подобные фразы в свой адрес? Как вы считаете, какие еще слова родителей губительны для детской психики?
        adme.ru

    • Дислексия – виды, признаки и лечение болезни у детей
    
    Top