Легенда моды юбер де живанши. Юбер де живанши после ухода из мира моды Юбер де живанши годы жизни

Легендарный кутюрье Юбер де Живанши скончался на 91 году жизни во сне. Правнук французского живописца Пьера-Адольфа Бадена, основатель модного дома Givenchy и любимец главных американских икон стиля второй половины XX века интересовался модой еще с детства. Страсть к тканям и рисованию заставили его поступить в Школу изящных искусств в Париже.

Переезд из родного Бове во французскую столицу стал решающим шагом для карьеры Живанши.

Здесь он поступил на работу к модельеру Жаку Фату, а после продолжил карьеру в лучших парижских ателье, принадлежавших Роберу Пиге, Люсьену Лелонгу и в конце концов — .
Талант проявился почти сразу и

в возрасте 25 лет Юбер уже основал свой дом моды Givenchy,

тем самым став самым молодым творцом высокой моды. Начинающий кутюрье страдал от финансовых сложностей, поэтому для первой коллекции пришлось использовать дешевые ткани. Впрочем, даже несмотря на это, она имела большой успех: инновационный крой сделал свое тело и юбки в пол и белые блузы из хлопка-сырца «Беттина» (названные так в честь его тогдашней музы Беттины Грациани) быстро полюбились французской общественности.

В 1953 году в жизни Живанши произошли судьбоносные встречи. Он познакомился с дизайнером Кристобалем Баленсиагой, который стал для него главным наставником в мире высокой моды (именно Баленсиага придумал новый фасон платья — платье-мешок, которое впоследствии вдохновляло и Живанши). Самым же важным знакомством в его жизни стала встреча с начинающей актрисой .

Творческий тандем кутюрье и актрисы помог Живанши навсегда войти в историю мира высокой моды.

Впервые они встретились на примерке платья для съемок фильма «Сабрина». Тогда модельер думал, что к нему придет известная голливудская звезда однофамилица Одри - , олицетворяющая женственность и элегантность. Какого же было его удивление, когда на пороге появилась никому неизвестная миниатюрная девушка с короткой стрижкой в клетчатых брюках и простой футболке. Живанши подумал, что созданные им вещи не подойдут Одри. Однако все оказалось совершенно иначе: Хепберн пришла в восторг от увиденных нарядов, а примерка доказала, что типаж внешности актрисы как нельзя лучше подчеркивает стиль, созданный кутюрье.
Так, наряд, разработанный Живанши для фильма «Сабрина» (платье-бюстье в пол, вышитое цветами со съемным шлейфом), стал визитной карточкой картины и даже принес «Оскар» за лучшие костюмы. Впоследствии,

Фото со съемок фильма «Сабрина» (Sabrina), 1954 год

kinopoisk.ru

Одри Хепберн Одри стала для Живанши главной музой, близким другом и воплощением идеальной женщины.

Модельер создавал для нее одежду для повседневной жизни и съемок в кино. Например, среди совместных работ были платья для фильмов «Как украсть миллион», «Шарада», «Забавная мордашка», «Завтрак у Тиффани».
Одри на столько вдохновляла Живанши, что тот даже создал для нее парфюм L" Interdit. Это была эксклюзивная версия духов, предназначенная исключительно для Хепберн - в продажу аромат не поступал. Лишь спустя 7 лет модельер все-таки решил предоставить духи широкой публике. Естественно, в качестве рекламной компании выступал портрет киноактрисы.

Одри Хепберн была не единственной звездой, с которой доводилось работать кутюрье - Живанши создавал одежду для Греты Габо, Грейс Келли и . Например, знаменитое изумрудное платье с болеро, в котором Грейс Келли появилась на приеме в Белом доме в 1961 году - его работа. Второй не менее знаменитый наряд - кружевное коралловое платье, которое принцесса выбрала для приема уже в 1965 году.
Большой поклонницей Живанши была и первая леди США Жаклин Кеннеди. Она доверила кутюрье разработать гардероб для президентского визита во Францию. Платье, созданное модельером, оценил сам генерал де Голль, сделав супруге американского президента изысканнейший комплимент: «Мадам, вы словно сошли с картины Ватто!». Впоследствии,

платье для похорон супруга Жаклин Кеннеди также заказала у Живанши.

В 1988 году Юбер де Живанши решил продать Givenchy группе LVMH, а спустя 7 лет сам покинул модный дом, уйдя на пенсию. Деятельность новых креативных директоров бренда Живанши предпочитал не обсуждать. «Я думаю, что, когда ты продаешь свою компанию, ты больше не имеешь права ею управлять, и это довольно тяжело», — говорил он в 2010 году в интервью британской .

Аристократ стиля

Знаменитые клиентки называли его стопроцентным комильфо и аристократом духа и стиля — и не только потому, что он урожденный граф Юбер Джеймс Марсель Таффен де Живанши. В работе, как и в личной жизни, он никогда не выходил за рамки утонченного благородства, что в суетном мире моды почти невозможно. Сегодня скорбящие поклонники мэтра говорят, что даже — это жест в духе аристократизма Живанши. По его собственным словам, сказанным мэтром год назад на свое 90-летие, он «прожил много-много счастливых лет», а 10 марта, через 17 дней после своего 91-летия, тихо уснул, никого не встревожив. Да так и остался с улыбкой на устах навечно в идеальном мире грез, куда еще в 1995-м также тихо канули лучшие его творения.

Сегодня последователи кутюрье выделяют три истинно аристократических жеста, которые, по мнению многих, вместе с ним навсегда покинули мировую моду.

Неброский шик

«Мода - это умение одеться так, чтобы пройти по улице незамеченным, - говорил основатель Модного дома Живанши. - А парфюм - это визитная карточка женщины. Без него она анонимна». Именно за не броский, а сдержанный шик, идущий будто изнутри, Юбера де Живанши так ценили Мария Каллас, Марлен Дитрих, Грета Гарбо, Грейс Келли, Жаклин Кеннеди Онассис, персидская шахбану Фарах Пехлеви, баронесса Полин де Ротшильд и актриса Одри Хепберн, его любимица. Все эти дамы стали считаться самыми элегантными в мире во многом благодаря тому, кто их одевал. Для Одри Хепберн Живанши создал маленькое черное платье и длинные перчатки из шелка, которые после выхода фильма «Завтрак у Тиффани», где они «сыграли», стали считаться символом изысканной роскоши. Свою любимицу Одри Живанши одевал до самой ее смерти, а через два года после того, как ее не стало, и сам покинул мир моды. Было это в 1995 году. Тогда он сказал, что теперь у него нет музы.

Общественный размах и личная скромность

За всю свою долгую жизнь Юбер де Живанши ни единого раза не комментировал свою личную жизнь. Все, что удалось вытянуть из него окружению, что более других, помимо прекрасной Одри, его вдохновляла Жаклин Кеннеди, позже Джеки Онассис. Этих двух женщин кутюрье любил как художник, а как мужчина он всю свою жизнь любил единственную женщину. Когда она была еще совсем юной, скромной и бедной девушкой, он взял ее в свой Модный дом секретаршей. С той поры в течение долгих лет она была главной женщиной его жизни, но ее имя не называется даже после его смерти.

Деликатность и умение уйти

Мало кто из тех, кто удивлялся «смене имиджа» Живанши в конце 90-х, знал, что самого Юбера в стенах Модного дома его имени уже год как нет. И к созданию аляповатых, почти китчевых моделей он не имеет никакого отношения. В 1995-м детище Живанши - Модный дом и бренд - выкупила крупная корпорация и пригласила своих креативных директоров и дизайнеров. И под именем, под которым еще недавно подразумевался утонченный, изысканный стиль, на подиум стали выходить полностью противоположные и порой откровенно вызывающие образы. Близкие говорили, что Живанши это очень ранило. Однако ни единого раза он не позволил себе прокомментировать качество работы своих последователей - даже когда коллекция его первого преемника официально была признана провальной.

«Я думаю, что, когда ты продаешь свою компанию, ты больше не имеешь права ею управлять, и это довольно тяжело», - сказал тогда Юбер де Живанши. Он поселился в старинном замке Шато-дю-Жонше в Ромийи-сюр-Эгр неподалеку от Парижа и стал работать в аукционном доме, специализируясь на антиквариате, в котором прекрасно разбирался. И только однажды за бокалом молодого вина признался одной голливудской актрисе, что красная дорожка в Каннах давно не кажется ему эталоном изысканного вкуса и никто сейчас не думает «об истинных потребностях женщины».

Примерно в то же время граф де Живанши ответит британским журналистам на вопрос о «падении нравов» в моде так: «C"est la vie. К счастью, я прожил много-много счастливых лет. Прекрасные ткани, прекрасные люди, прекрасные воспоминания».

Живанши родился 21 февраля 1927 года, а умер 10 марта 2018-го. Его идеал женщины - Одри Хепберн и Жаклин Кеннеди. Вместо объявления о дате и месте помпезного прощания и похорон родственники покойного сообщили публике, что вместо цветов и венков Юбер предпочел бы пожертвование в UNICEF.

Что ж, уйти красиво Юбер де Живанши всегда умел.

Человек-бренд Юбер де Живанши и его музы

Сегодня исполняется 85 лет легендарному дизайнеру, основателю модного Дома Givenchy Юберу де Живанши. Основатель легендарного Дома Givenchy - граф Юбер Джеймс Марсель Таффен де Живанши (Hubert James Marcel Taffin de Givenchy) - родился 21 февраля 1927 года в городе Бове, расположенном недалеко от Парижа, в аристократической семье: его отец Люсьен Таффен Живанши, маркиз де Живанши. Семьи Таффен или Таффини имеют свои корни в Венеции, Италии начиная с 1713 года. Любовь к прекрасному Юбер получил еще от деда и прадеда, которые будучи дизайнерами и художниками исполняли произведения искусства для Елисейского дворца в Париже и для Парижской оперы.Так что создание в 1952 году Юбером Живанши своего Дома моды Givenchy было вполне закономерным и даже предсказуемым.

Модельер Юбер де Живанши и актриса Одри Хепберн

Дом Givenchy стал одним из самых блестящих Домов моды мира и остается таковым до сих пор. Элегантность и красота - вот, что отличает изделия этой марки одежды. Среди клиенток Живанши много звезд и знаменитостей, ставших настоящим воплощением элегантности и женственности: Жаклин Кеннеди, Грейс Келли, Грета Гарбо, Марлен Дитрих и многие другие. Главная же муза человека-бренда - актриса Одри Хепберн...

Актриса Одри Хепберн в платье для фильма "Сабрина" (Sabrina) 1954

Кадры из кинофильма "Сабрина"

Знакомство с актрисой Одри Хепберн состоялос в 1953 году, снимавшейся в то время в кинофильме "Сабрина". За костюмы к этому фильму Юбер де Живанши получил кинопремию "Оскар". Впоследствии Одри Хепберн стала музой Живанши, его самой знаменитой клиенткой и хорошим другом. Фильмы, в которых она снималась в его костюмах (например, «Забавная мордашка» (Funny Face) и «Завтрак у Тиффани» (Breakfast at Tiffanny’s)), прославили его на весь мир. Для нее дизайнер создал свои первые духи. Они увидели свет в 1957 году, спустя пять лет после первого показа коллекции от кутюр молодого малоизвестного тогда модельера. Аромат, посвященный актрисе, назывался L’Interdit и был цветочно-альдегидным с пудровым оттенком.

Актриса Одри Хепберн

Модельер Юбер де Живанши за работой

Создание костюмов и костюмы для кинофильма "Забавная мордашка" (Funny Face) 1957 год

Одри Хепберн и Фред Астор (кадр из кинофильма "Забавная мордашка")

Домино Одри Хепберн из кинофильма "Забавная мордашка"

Знаменитое черное платье Одри Хепберн из кинофильма "Завтрак у Тиффани" (Breakfast at Tiffany’s) 1961

Breakfast at Tiffany’s

Одри Хепберн была настоящим воплощением изысканности и элегантности Дома Givenchy. Одежду именно этой марки она стала носить как в жизни, так и в кино. "Завтрак у Тиффани" - знаменитое черное платье, а котором героиня Хепберн Холли Голлайтли завтракала перед витриной бутика Tiffany... Благодаря Юберу де Живанши мы теперь знаем как должна выглядеть настоящая леди.

Юбер де Живанши 1972

Модели одежды Дома моды Живанши, хранящиеся в The Victoria & Albert Museum и The Metropolitan Museum of Art

Платье 1964

Вечернее платье 1969

Вечернее платье 1960

Вечернее платье 1955


Кажется, их встреча была предопределена судьбой. И они встретились в 1953 году, чтобы каждый из них нашёл себя благодаря другому человеку. Одри Хепбёрн и Юбер де Живанши на протяжении 40 лет были неотделимы друг от друга. Они могли находиться по разные стороны океана, но незримо находиться рядом. Что связывало талантливую актрису и блестящего модельера на протяжении нескольких десятилетий, и почему после ухода Одри Хепбёрн Юбер де Живанши не смог остаться в профессии?

Судьбоносная встреча


Одри Хепбёрн к моменту своего самого первого визита в модельный дом Юбера де Живанши уже была известна в Америке. Молодая актриса уже сыграла свою первую звёздную роль в «Римских каникулах», однако во Франции о восходящей американской звезде ещё на знали, да и фильм во французском прокате появился несколько позже.


Одри прибыла в Париж вовсе не на экскурсию, ей нужно было подобрать несколько костюмов для своей героини в «Сабрине». Актриса подолгу пересматривала модели самых разных французских кутюрье в надежде увидеть именно такие наряды, в которые она могла бы влюбиться с первого взгляда.

Молодой модельер, открывший свой модный дом всего за год до приезда Одри в Париж, привлёк внимание девушки свежестью и неординарностью своих нарядов. Ей показалось, что модели этого кутюрье подойдут ей идеально. Время показало, что она не ошиблась.


Однако в момент первой встречи будущий законодатель моды оказался весьма разочарован. Он ожидал увидеть совсем другую актрису, снявшуюся в фильме «Ребро Адама» Только звали её Кэтрин, и она была однофамилицей Одри. О пошиве новых нарядов для незнакомки речь не шла, Юбер де Живанши предложил ей выбрать костюмы из уже готовых моделей. Впрочем, предложенные костюмы понравились актрисе, несколько из них она отобрала для съёмок. Они подошли идеально не только к образу героини, которую Одри предстояло играть, но и прекрасно подчеркнули индивидуальность самой актрисы.


Картина «Сабрина» впоследствии завоевала «Оскар» благодаря костюмам, однако получала престижную премию официальный костюмер фильма Эдит Хэд. Но Одри Хепбёрн неоднократно в своих интервью упоминала о том, что её наряды были из новой коллекции молодого парижского модельера Юбера де Живанши. Благодаря этому у кутюрье появилось множество новых клиентов, он очень быстро обрёл популярность в мире моды.

Поэтому, когда Одри прилетела в Париж, чтобы извиниться перед Живанши, он стал благодарить девушку за собственную известность. В этот день и было положено начало их дружбе, длиною в целую жизнь.

Дружба сильнее любви


Теперь Одри Хепбёрн во время подписания контрактов на участие в съёмках отдельно оговаривала, что все костюмы для неё будет создавать только Юбер де Живанши. Впрочем, в обычной жизни известная актриса тоже неизменно одевалась у своего любимого дизайнера и неизменно следовала его советам.


Она всегда выглядела удивительно стильно и элегантно, её украшения идеально сочетались с костюмами и платьями. И даже прическу актриса соглашалась изменить, только посоветовавшись с Живанши. В «Завтраке у Тиффани» и «Забавной мордашке», в фильмах «Как украсть миллион» и «Шарада» Одри блистала в платьях Юбера, а затем её образ и стиль пытались копировать миллионы женщин из разных стран.


У Живанши уже было множество богатых и влиятельных клиенток, в том числе Жаклин Кеннеди, однако Одри была его музой, его вдохновением и его другом. Уже через год после знакомства модельера и актрисы, в его ателье появился манекен Хепбёрн. На нём подгоняли по фигуре все звёздные наряды и их не разу не приходилось перешивать. Как не пришлось ни разу переделывать и сам манекен, актриса сохраняла фигуру на протяжении всей жизни.


Юбер де Живанши был рядом с актрисой в минуты радости и в те дни, когда ей было трудно. Он готов был утирать ей слёзы, когда она рассталась со своим первым супругом, он сшил её потрясающий свадебный наряд для росписи с Андреа Дотти. Это на плече Юбера рыдала Одри, оплакивая смерть своего новорожденного малыша, а он держал на руках её сына Шона, став для него крестным отцом.


Когда же актриса сказала Юберу о своей мечте иметь свой уникальный аромат, он нашел возможность пригласить Франсиса Фарбона, одного из лучших парфюмеров, который и создал эксклюзивные духи для «малышки Одри». Когда же через год аромат «L’Interdit» поступил в продажу, он стал настоящим бестселлером. Всем хотелось примерить на себя звёздный парфюм.

Конец эпохи


Юбер де Живанши всегда был рядом с Одри. Не оставлял он её и во время болезни. Его муза, его любимая актриса мучилась от страшных болей, а он при ней держался и лишь закрывая за собой дверь, не мог сдержать слёз. Было очевидно, что Одри уходит, а он не в силах удержать её в этом мире. Но он по-прежнему готов был исполнить любую её прихоть. Когда Одри захотела побывать в Швейцарии совсем незадолго до смерти, он лично прислал за ней частный самолёт, позаботившись об удобстве актрисы.


Её не стало в январе 1993 года. После ухода своей музы Юбер де Живанши совершенно не мог творить. Словно она забрала с собой всё его вдохновение. В 1995 он передал управление модным домом своему преемнику и уединился в загородном доме. Лишь в 2015 году он нарушил своё многолетнее молчание, издав книгу эскизов тех костюмов, что кутюрье создавал для своей музы.
Перелистывая страницы с собственными рисунками, он будто бы вновь проживал каждую встречу со своей малышкой Одри. Юбер де Живанши ушёл из жизни в марте 2018 года, на 25 лет пережив свою музу.

Были свои музы и у и самых популярных исполнителей. Трудно даже представить, сколь известные личности у него одевались. В него влюблялись, ему поклонялись. Но было всего несколько женщин, которые оставили самый яркий след в его душе. Знакомством и дружбой с ними он гордится до сих пор.

Hubert James Marcel Taffin de Givenchy

Французский модельер, основатель модного дома Givenchy; правнук французского живописца Пьера-Адольфа Бадена. Его понимание моды воплощали две знаменитые клиентки – Одри Хепбёрн и Жаклин Кеннеди.

Дата и место смерти – 10 марта 2018 г. (91 год), в своем поместье Жонше недалеко от Парижа.

Живанши родился 21 февраля 1927 года во французском городе Бове (Beauvais). Отец будущего модельера был летчиком из того поколения романтиков - первых покорителей небес, к которому принадлежал Сент-Экзюпери. Живанши был родом из очень обеспеченной семьи, в которой было множество традиций и одна из них - увлечение красивой одеждой.

Люсьен Таффин де Живанши погиб, когда его сыну Юберу было два года.

После смерти отца, Юбера воспитывали мать и бабушка Маргерит Баден. Бабушка была вдовой художника, который был владельцем и директором исторических мануфактур и заводов гобеленов в Бове.

Мальчик пошел в отца. Летчиком он не стал исключительно из чувства сострадания к матери, для которой гибель горячо любимого мужа оказалась трагедией всей жизни. Но мечтания Юбера о прекрасных заоблачных далях отобразились в его творчестве.

У него очень рано обнаружилась страсть к моде. В 10 лет он посетил мировую выставку в Париже и вернулся полный изумления из Павильона Элегантности, где были представлены 30 моделей наиболее известных французских домов мод. Тогда же он и решил стать модельером.

Когда Юберу было десять лет, он вместе с мамой пошел на ярмарку. Из павильона с выставленными модными платьями он не желал выходить.

В 17 лет мальчик сбежал в Париж. Здесь он начал учиться в Школе изящных искусств. Его первые работы были сделаны для Жака Фату в 1945 году. В это года и он попал в ученики к самому известному модельеру тех времен, - Беленсиаге, модельеру модельеров как его называли.

После освобождения Франции от фашистской оккупации он переехал в Париж, где работал ассистентом и учился у таких гигантов моды, как Жак Фат, Роберт Пике и Люсьен Лелонг.

С 1947 по 1951 год Юбер де Живанши работает ассистентом у экстравагантной Эльзы Скиапарелли. Его работа ей нравилась, и вскоре молодой Живанши уже руководит одним из бутиков Эльзы.

Но этого было мало для Юбера. Он решил открыт свой собственный дом моды. Для этого он занял денег у родных, которые в конце концов поверили в будущее молодого таланта. 2 февраля 1952 года мечта Юбера де Живанши осуществилась - он открыл собственный дом моды. Ему было всего 25 лет. Таким образом, он оказался самым молодым из творцов высокой моды.

Несмотря на успех первой же коллекции, дела шли средне. В 1953 году вышла в свет первая коллекция. Дом моды к тому времени уже переехал на улицу Георга V, где и сейчас находится. Из-за того, что у дизайнера не хватало средств, он создал коллекцию из хлопка. На показ пришло всего пятнадцать человек.

Модель Беттина Грациани, надев необыкновенную белую блузку с широкими рукавами, которые украсили черно-белые воланы, стала сразу знаменитой. Блузку «Беттина» хотела иметь в своем гардеробе каждая женщина. Все, чего добивался дебютант – это тонкое сочетание очарования и легкости. Со следующим показом модельер выступил в 1954 году.

1953 год стал переломным в его карьере. Во-первых, он знакомится с испанцем Кристобалем Баленсиага, с которым позже у него сложились тесные дружеские и рабочие отношения. Он избрал его своим учителем.

Со следующим показом модельер выступил в 1954 году.

Юбер де Живанши поддержал Баленсиагу, когда тот в 1957 году решил не допускать прессу на свои показы. Чтобы журналисты не могли влиять на мнение покупателей, им позволялось в первый раз увидеть новую коллекцию лишь восемь недель спустя. Естественно, пресса объявила бойкот. Но поскольку Баленсьяга после ранней смерти Диора считался ведущим кутюрье, его мнение нельзя было игнорировать.

Ж иванши и Одри Хепберн

Потом произошло историческое событие - в его мастерскую зашла никому неизвестная тогда Одри Хепберн…

Утром 1953 года 26-летнему кутюрье секретарша сообщила, что его ждет мисс Хепберн. Он ожидал, что его навестит получившая «Оскар» Кэтрин Хепберн, поэтому был очень удивлен, когда увидел тоненькую и довольно нелепо одетую молоденькую смущенную девушку. Девушка представилась и рассказала, что ей предложена роль в фильме «Сабрина», и она хочет одеться с истинным парижским шиком. Не обратив особенного внимания на юную клиентку, дизайнер предложил ей самой выбрать какое-нибудь платье из его коллекции.

У нее был безупречный вкус, и платье в картине имело успех, но имя Живанши даже не упоминалось в титрах. После выхода фильма Одри прилетела с извинениями. Дизайнер ее утешил, сказав, что после «Сабрины» на него обрушился вал клиентов.

Живанши оставался личным модельером и другом Хепберн до самой ее смерти, одновременно создавая моду, диктуя рынку новые веяния, открывая новые пути, одевая других знаменитых клиенток, самой знаменитой из которых оставалась Жаклин Кеннеди. В течение 42 лет, почти все то время, что он был главой основанного им Дома моды, его вдохновляла одна муза, которая не была ни женой, ни подругой, но именно Дамой сердца в средневековом понимании. Долгие годы Одри Хепберн была «лицом» Дома Givenchy. Кутюрье всегда называл ее воплощением своих представлений о том, какой должна быть та женщина, для которой он создает модели.

4 февраля 1955 года модельеру был вручен его первый «Оскар» за костюмы к фильму «Сабрина». А Одри с тех пор стала его близким другом и одевалась впредь только у него - и в жизни, и в кино. Для нее дизайнер создал свои первые духи. Они увидели свет в 1957 году.

Д ухи «Запрет» от ЖИВАНШИ

L’Interdit

В 1957 году Одри попросила разработать лично для нее новые духи. Юбер пригласил известного парфюмера Франсиса Саброна. Тот и создал изысканный аромат, в котором соединились цитрусовые, цветочные, фруктовые и ягодные ноты. Три года ими пользовалась только Хепберн.

Лишь потом они вышли в продажу. С этих духов только началась деятельность дизайнера в парфюмерной области. Позже появятся новые ароматы: Le De, Monsieur de Givenchy, Amarige, Xeryus, Ysatis, Organza.

Успех этого аромата стал основанием для организации не только модельного бизнеса, но и компании Parfums Givenchy.

В начале 60 Givenchy ушел с парфюмерной арены на десяток лет, чтобы после длительного перерыва в 1970 году выпустить аромат Givenchy III. Такое название не случайно - ведь это третий женский аромат Модного дома. Дизайн флакона был разработан знаменитым Пьером Динандом. Это яркий аромат для женщины, которой присущи хороший вкус и безупречная элегантность.

Живанши был первым, кто стал создавать «моду для улиц» и так называемое «готовое платье» - pret-a-porte, которая шла прямо в магазины. В результате конец 50-х и все 60-е годы стали «эрой Живанши».

Работы Юбер де Живанши сочетают элегантность и классику со смелостью и модернизмом. В 1973 году Givenchy входит в мир мужской одежды. А в 1974 году появляется третий мужской аромат Givenchy Gentleman - в честь одноименной коллекции мужской одежды. Он был создан парфюмером Полем Легером. Это породистые духи для мужчины благородного, наделенного шиком и обаянием настоящего денди.

Всю жизнь Живанши оставался аристократом: о его романах и личной жизни никто ничего не знает, зато его работа всегда становилась известной и даже знаменитой. В 1995 году великий кутюрье, который на то время уже продал свой Дом моды, уходит с работы.

Он перестает заниматься модой, создавая эскизы для марок, занимается ландшафтным дизайном, а его детище начинает лихорадить. Сначала на посту креативного директора в течение года будет работать Джон Гальяно, затем Маккуин, Джулиан Макдональд.




G ivenchy

Французский модный дом, который создал в 1952 году Юбер де Живанши. Специализируется на выпуске одежды, обуви, аксессуаров и парфюмерии.

В 1953 году Юбер де Живанши начал сотрудничать с киноактрисой Одри Хепбёрн, тогда только начинавшей свою карьеру в Голливуде. Вместе они создали стиль, в котором утонченная элегантность сочеталась с естественной красотой.

В 1987 году модный дом Givenchy был выкуплен французским концерном LVMH, владеющий также такими парижскими домами моды, как Christian Dior, Louis Vuitton, Christian Lacroix и C?line.

В 1995 году Юбер де Живанши был вынужден оставить свой модный дом. По решению владельца LVMH Бернара Арно на его место был приглашён Джон Гальяно, тут же привлёкший к себе внимание своими вычурными и одновременно провокационными коллекциями, продемонстрированными с неожиданным для того времени театральным эффектом. На волне такого успеха Арно поручил Гальяно художественное руководство другим, ещё более важным для него домом моды - Christian Dior, где тот оставался почти 15 лет, вплоть до начала 2011 года.

Создавать коллекции под маркой Givenchy был приглашён начинающий модельер Александр Маккуин - он возглавлял ателье с октября 1996 до начала 2001 года. Его первая коллекция была признана провальной, несколько последующих также подвергались серьёзной критике.

Наиболее известной его работой того периода стал показ в 1998 году коллекции «весна-лето 1999», во время которого манекенщица Шалом Харлоу, стоя на вращающемся диске пола, продемонстрировала белое многослойное платье, которое затем на глазах у публики два робота-пульверизатора «раскрасили» в чёрный и жёлтый цвета.

Последний показ Маккуина для дома Givenchy также был провокационным: публика была вынуждена смотреть на собственное отражение в зеркальной стене, когда спустя час в зале погас свет, стена оказалась огромным подсвеченным изнутри «аквариумом», который наполняли манекенщицы, разглядывающие через стекло публику; в центре на софе из рогов возлежала полностью обнажённая писательница Мишель Олли с лицом, закрытым маской, изображавшей инопланетянина, напоминающего магистра Йоду из «Звёздных войн».

В 2005 году художественное руководство линией женской одежды было передано другому молодому дизайнеру одежды - итальянцу Рикардо Тиши.

В мае 2008 года он стал ответственным также за выпуск мужских коллекций.

В 2009 году Риккардо Тиши приступил к разработке первой недорогой линии Модного дома - «Givenchy Redux».

В 2011 году под руководством Риккардо Тиши был презентован новый аромат Givenchy «Dahlia Noir».

Юбер де Живанши- история жизни легендарного модельера обновлено: 12 марта, 2018 автором: сайт


Top