Проект в детском саду «Край родной». Старшая группа
Цель: создать условия для развития у детей патриотических чувств, для повышения активности участия родителей в жизни группы.
Задачи:
Воспитательная:
воспитывать у детей любовь к родному селу.
Обучающая:
Сформировать у детей начальные представления об истории родного села, его достопримечательностях, расширять кругозор детей и словарный запас.
Развивающая:
развивать патриотические чувства у детей, продолжать работу над развитием творческих способностей детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагогический проект в ДОУ « Моё любимое село»
Актуальность реализации проекта
Дети- это наше будущее, а значит будущее нашей страны. Каждый из нас должен любить свою страну. Но маленьким детям непонятны понятия страна, патриотизм, Родина…… Но наша задача - воспитать настоящего патриота своей страны, ведь за ними будущее!
Начинать воспитание любви к своей родине нужно с малого. С любви к своему селу. Ведь каждое село в России уникально, необычно по своему. И показать ребёнку красоту родного села – задача не такая уж и сложная. Стоит только начать!
Данный проект: «Моё любимое село» поможет ребятам узнать историю села, увидеть его с другой стороны, снова с ним познакомиться!!!
Новизна проекта:
Новизна данного проекта заключается в том, что в нём представлена интеграция таких дисциплин как музыка, развитие речи, изобразительного искусства.
Проблема:
Дети не задумываются о том, что село, в котором они живут – это их малая родина. Не знают ничего об его истории, достопримечательностях.
Ожидаемые результаты: дети имеют начальные знания об истории родного села, могут рассказать об интересных, исторических местах своей малой родины, умеют опыт совместной деятельности с родителями.
Тип проекта : творческий, информационно-исследовательский, краткосрочный.
Вид проекта : семейный, групповой.
Место проведения: МКДОУ «Царевский детский сад»
Сроки проведения : март – апрель 2015 года.
Режим работы : во время и вне занятий.
Участники проекта : Воспитатель, родители, дети.
Возраст детей : средний.
1 этап. Целеполагание.
Цель: создать условия для развития у детей патриотических чувств, для повышения активности участия родителей в жизни группы.
Задачи:
Воспитательная:
воспитывать у детей любовь к родному селу.
Обучающая:
Сформировать у детей начальные представления об истории родного села, его достопримечательностях, расширять кругозор детей и словарный запас.
Развивающая:
развивать патриотические чувства у детей, продолжать работу над развитием творческих способностей детей.
2 этап. Разработка проекта.
1. Подобрать необходимую литературу, иллюстрационный материал, материал для игровой деятельности детей для успешной реализации проекта.
2. Заинтересовать детей и родителей темой проекта, сподвигнуть их к совместной деятельности, направленной на достижение цели проекта.
3. Создать необходимую базу для продуктивной и творческой деятельности детей.
4. Составить перспективный план мероприятий.
5.Работа с родителями: договориться с родителями о том, чтобы смастерили из подручного материала и принесли на занятие макеты домиков.
3 этап. Реализация проекта.
1. Занятия познавательного цикла
Беседа «Моё село, моя улица»
Беседа « Я и моя семья» Приложение 1
Беседа « Общественные места» (презентация)
Беседа « Достопримечательности села»
2. Игровая деятельность
Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Больница», «Магазин». Приложение 2
Настольно-печатная игра лото «Профессии», «Кто, где живёт».
Словесные игры «Доскажи словечко», «Ты мне – я тебе».
3. Чтение и заучивание Приложение 3
Стихотворение П. Воронько “Лучше нет родного края” (заучивание);
Стихотворение М. Джумаева “Ромашки весь луг засыпали”;
Стихотворение А.Прокофьев “Березка”;
Стихотворение М. Познанская “О Родине”
Стихотворение А.Прокофьев “Солнышко”;
Стихотворение А. Бродский “Солнечные зайчики”.
4. Прослушивание музыкальных произведений
-“Здравствуй, Родина моя!” Муз. Е. Чичкова. Сл. И. Ибряева;
-“Дружат дети всей земли” Муз. Д. Львова-Компанейца. Сл. В. Викторова;
-“Улыбка” Муз. В. Шаинского. Сл. М. Пляцковского;
5. Продуктивная деятельность.
Рисование «Мой дом», «Моя семья». Приложение 4
Аппликации: «Детский сад», «У пруда».
Лепка: «Деревья вокруг», «Домик в деревне»
6.Экскурсии
Экскурсия к памятнику «Погибшим воинам»; Приложение 5
Экскурсия в библиотеку; Приложение 6
Экскурсия в клуб; Приложение 7
7. Итоговый продукт
Выставка макетов домов семей воспитанников; Приложение 8
Сюжетно – ролевая игра «Деревня» Приложение 9
Проект творческо-исследовательской деятельности тема: «Мое родное село»
Хороводы время водит,В третий век уже вошла,
Хорошее год от года
Моя Родина- Ташла
Нет дороже этой доли –
Век прожить в родном краю,
Одолев невзгоды, войны,
Встретить новую зарю.
Г.Ф.Никитина
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители
Вид проекта: творческо-исследовательский.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Сроки реализации проекта: 2016-2017 учебный год.
1.Паспорт проекта
Проектная идея: Проект нацелен на творческо - исследовательскую деятельность ребят. Каждому человеку дорог тот уголок земли, где он родился. Поэтому совместными усилиями взрослых и детей решили изучить достопримечательности села Ташлы и создания фоторепортаж «Моё село».
Постановка проблемы
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
У каждого человека есть Родина - край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Всё в нём до боли знакомо, некогда остановиться, оглянуться… Но бывают мгновения, когда свой родной дом становится дороже всего на свете, и мы связываем понятие человеческого счастья с отчим домом, улицей, селом…
Воспитание любви и уважения к родному селу является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному краю, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории села, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто прославил наш край, начнут проявлять интерес к событиям нашей жизни, отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Цель проекта:
- Воспитывать у детей любви к Родине, к родному селу и его истории, желание трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства. Вовлечь каждого обучающегося в активный познавательный, исследовательский,творческий процесс.
Задачи:
- дать знания детям о родном селе: истории, достопримечательности;
- расширить знания о знакомых улицах, где находится дом, детский сад, пути следования от дома до детского сада;
- познакомить детей с природными ресурсами;
- познакомить детей с традициями, трудом и бытом селян;
- воспитывать чувство гордости за своих земляков, которые прославили своё село.
Методы реализации проекта
Всю работу, предшествующую созданию проекта по ознакомлению дошкольников с родным селом можно разделить на два этапа.
1. Анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы и анкетирование родителей).
2. Изучение методических источников по вопросам ознакомления детей с селом Ташла.
Проект реализуется по двум направлениям:
-совместная деятельность с детьми;
-взаимодействие с родителями.
Для знакомства дошколят с селом в группе проводились
наблюдения, непосредственно образовательная деятельность, дидактические игры, экскурсии, беседы, развлечения.
Для закрепления знаний используются наблюдения, беседы, чтение художественной литературы и пр.
Большое значение в реализации проекта имеет взаимодействие с родителями воспитанников.
Работа с родителями по
-оформление информационных стендов, папок-передвижек, буклетов, рекомендаций и др.;
Педагогический проект по патриотическому воспитанию детей разновозрастной группы Тема: «Я и мой посёлок»
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА «Я и мой посёлок!».
Руководитель
Мичеева Валентина Леонидовна, старший воспитатель МДОУ детский сад № 6 «Родничок» комбинированного вида п. Советский Республики Марий Эл.
Участники проекта
Педагоги, родители, дети разновозрастной группы 4 – 6 лет.
Заказчик проекта
Администрация МДОУ детский сад № 6 «Родничок» комбинированного вида п. Советский Республики Марий Эл.
База экспериментальной работы
МДОУ детский сад № 6 «Родничок» комбинированного вида п. Советский Республики Марий Эл.
Сроки работы
Тип проекта:
Тип проекта:
- По доминирующей в проекте деятельности: творческий, игровой, познавательный, исследовательский.
- По содержанию – интегративный (включает ребенка и его семью).
- По характеру участия ребенка в проекте – участник от зарождения идеи и до получения результата (исполнитель).
- По характеру контактов – в контакте с семьей.
- По количеству участников – групповой (дети разновозрастной группы, родители воспитанников, воспитатели группы
- По продолжительности – продолжительный
Значимая для детей п роблема, на решение которой направлен проект скудные знания детей о родном поселке.
Цель проекта: объединение родителей и детей в единой познавательно-исследовательской деятельности по воспитанию уважения и любви к своему родному поселку.
Задачи проекта
- Вызвать у детей познавательный интерес, желание узнавать новое о том, где они родились и живут.
- Формировать у дошкольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном поселке.
- Способствовать осознанию того, что наш край является нашим общим домом, малой Родиной.
- Воспитывать любовь к родному поселку.
Цели – ориентиры для педагогов детского сада:
- Помогать ребенку накапливать чувственный опыт в процессе познания объектов природы родного края.
- Изучать историю и культуру родного посёлка, района.
- Приобщать детей к культурно-историческому наследию родного края.
- Знакомить их с культурно-историческими объектами посёлка (библиотека, музей, памятники истории).
- Создавать условия для развития проектной деятельности. Стимулировать поиск детьми необходимой для решения задач проекта информации.
- Помогать каждому ребенку реализовывать свои индивидуальные интересы в познании истории.
- Учить отражать полученные впечатления в речевой и художественно-продуктивной деятельности.
- Ориентировать родителей на организацию совместных прогулок по посёлку и за его пределами с целью знакомства с объектами природы, культурного мира родного края, обращая внимание на их красоту и уникальность.
- Ориентировать родителей на приобщение на приобщение ребенка к культуре и истории родного посёлка, района.
Цели – ориентиры для родителей (семьи воспитанников):
- Включаться в совместные с ребенком проекты по изучению родного посёлка.
- Сотрудничать с педагогами в решении задач эколого-краеведческого воспитания, понимая необходимость данного взаимодействия.
- Изучать историю и культуру родного края.
- Знакомить ребенка с интересной и доступной информацией об истории и культуре родного посёлка, района.
- Поддерживать интерес у сына/дочери к истории и культуре родного края, воспитывать чувство гордости и привязанности к любимым местам, родному посёлку.
- Помогать ребенку осуществлять поиск информации об основных культурных и исторических объектах поселка, знаменитых людях
- Рассказывать о своей профессии, о её значимости для посёлка, гордиться своим предприятием.
- Воспитывать осознанное и бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края.
Формы работы над проектом:
- занятия;
- целевые прогулки;
- экскурсии;
- художественно-творческая деятельность;
- чтение художественной литературы;
- рассматривание иллюстраций, фотографий;
- слушание музыки;
- наблюдения.
Название игрового мероприятия проекта:
Продукты проекта
Для детей:
- творческая работа в виде рисунка: «Мой дом, моя улица»;
- творческая работа в виде аппликации: «Флаг района»;
Для педагогов :
- оформленные выставки рисунков: «Мой дом, моя улица», «Поселок будущего»;
- оформление фотовыставки на тему: «Мой любимый посёлок»;
- конспекты мероприятий;
- оформление фотоальбома «Я и мой поселок»;
- библиография по теме проекта;
- проведение итогового мероприятия в форме игры «Что? Где? Когда?»
Для родителей :
- творческая работа в виде рисунка на тему: «Поселок будущего»;
- фотографии на тему: «Мой любимый посёлок»;
Ожидаемые результаты по проекту:
- Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, из которых складывается впоследствии важнейшее чувство – любовь к Родине;
- Наличие у детей знаний о достопримечательностях, природных богатств, символике;
- Формирование стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края;
- Формирование чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма;
- Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Для детей:
- сформировано понятие «Моя малая Родина», познавательная активность и умение находить и решать проблемы, используя ранее полученный опыт;
- интерес к совместной исследовательской деятельности «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый»;
- элементы творческого мышления.
Для педагогов :
- интерес к новому виду сотрудничества с семьей;
- мотивация использования метода проектов в педагогической деятельности.
- умение планировать проектную деятельность.
Для родителей :
- сформированы умения ориентироваться в информационном пространстве;
- активная позиция в создании условий для исследовательской деятельности;
- интерес к новому сотрудничеству с ДОУ.
Познание | Художественное творчество Музыка | Коммуникация Чтение художественной литературы |
1. Рассматривание картин, иллюстраций о поселке.2. Беседы на тему:Достопримечательности моего поселка»,
«Мой детский сад», «Мой поселок – моя малая Родина», «Государственная символика поселка (флаг, герб, гимн»). 3. Просмотр фильма «Советский район. 80 лет». 4. Д/и «Найди флаг своего района» |
1. Рисование:«Мой дом, моя улица»,«Поселок будущего».
2. Аппликация: «Флаг родного поселка». 3. Прослушивание и ознакомление с гимном родного поселка. 4. Слушание песен о родном крае. 5. Использование музыки во время продуктивных видов деятельности. |
1. Составление рассказов на темы:«Моя малая Родина»,«Что мне нравится в поселке».
2. Представление своей работы сверстникам. 3. Рассуждения на тему «Поселок будущего». 4. Чтение: И.Суриков «Вот моя деревня», И. Векшегонова «Мой край», А.Дементьев «Родина», Я.Аким «Моя Родина», Е.Серова «Родные края», И.Агеева «флаг России – триколор», К.Ушинский «Наше Отечество», Г.Ладонщиков «Родная земля». 5. Ознакомление с пословицами 6.Чтение рассказов, сказок марийских писателей |
Социализация | Физическая культура | Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами |
1. Целевые прогулки по улицам поселка (с целью ознакомления с достопримечательностями поселка).2. Экскурсии в аптеку, на почту.3. Дидактические игры:
«Что вы знаете о своем поселке?» 4. Игра мечта «Мечтатели». 5. Игры с напольными пособиями: «Азбука дорожного движения», «Азбука пожарной безопасности». 6. Инструктажи перед: целевыми прогулками; экскурсиями; продуктивными видами работ. |
Народные подвижные игры на прогулке и физкультурных занятиях | 1. Информирование (стенды, объявления).2. Совместная продуктивная деятельность:Рисование: «Поселок будущего»,
Фотовыставка «Памятные места нашего поселка». 3. Индивидуальные беседы с родителями на тему патриотического воспитания детей. 4. Консультации: «Что мы знаем о нашем районе?» 5. Проведение совместных мероприятий. Игра «Что? Где? Когда?» |
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
«Я и мой поселок»
Этапы проекта | Действия педагогов | Действия детей | Действия членов семьи и социальных партнеров |
Подготовительный | 1. Беседы с детьми
(диагностика знаний и представлений детей по теме «Мой посёлок») на уточнение наличие имеющихся знаний о своей малой Родине, о ее достопримечательностях и т.д.2. Выявление проблемы и составление планирования работы педагога на группе.3. Постановка целей и задач работы.
4. Информирование родителей. 5. : оформление выставок рисунков и фотографий. 6. Ожидаемые результаты : использование педагогами активных форм взаимодействия с родителями. |
1. Проблема – скудные знания детей о родном поселке.2. Планируемые продукты деятельности : творческие работы в виде рисунков, аппликации.-Ожидаемые результаты : формирование стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного поселка. | 1. Знакомство с планом проекта.2. Определение совместного с ребенком продукта деятельности.3. Планируемые продукты деятельности
: рисование рисунка, фото-материалы.
4. Ожидаемые результаты : привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей. |
Деятельностный | 1. Работа на тему:
«Мой поселок – моя малая Родина».2. Оформление выставки рисунков и фотовыставки.3. Чтение произведений.
4. Целевые прогулки: знакомство с родным поселком его улицами, зданиями. —Вывод: педагоги проявили творчество и активность, применяли полученные знания и опыт. |
1. В группе:
— сбор фотографий;- составление рассказов о поселке «Мой родной поселок»;
— рассуждение на тему: «Поселок будущего». -Вывод: чаще дети получают информацию впервые. 2. Детское творчество: Рисунки «Мой любимый поселок», — Совместный рисунок с родителями: «Поселок будущего». Рассматривание иллюстраций, фотографий на тему: «Мой поселок». Изготовление аппликации на тему: «Флаг района». -Вывод: появляется у детей значимость слова: «Родина». |
1. Родители рассказывают детям о зданиях, знакомят с названиями улиц.Вывод: дети мало получали информации о поселке.2. Родители участвуют в продуктивной деятельности: рисуют, фотографируют здания поселка. Вывод: родители стали активнее, проявили заинтересованность. |
Завершающий | 1. Выставка детских рисунков, фотографий, оформление фото альбома, совместное мероприятие с родителями в форме игры «Что? Где? Когда?»-Вывод: воспитатели понимают, что необходимо особое внимание уделять сотрудничеству с родителями в получении новых знаний в разных сферах окружающей действительности. | 1. Представление детьми своего продукта.2. Получение награды за участие в фотовыставке и выставке рисунков.-Вывод:
дети испытывали чувство радости, гордости и успешности.
Сотворчество пробуждает интерес к разным видам деятельности и формирует главную потребность – потребность в саморазвитии. |
1. Активное участие родителей в реализации проекта-Вывод : папы и мамы стали активными участниками проекта, наблюдается чувство удовлетворения у родителей. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- И.В.Богачева, В.Л.Гиненский, С.И.Губанова, А.П.Казаков, Г.А.Кузьменко Моё Отечество Россия. Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2005.
- Э.П.Костина, Н.Н.Кочнева, Л.Г.Каримова, Л.А.Семикова Мой родной дом. Программа (для детей 4-7 лет). Н.Новгород. 2000.
- А.Е.Писарева, В.В.Уткина живём в «ладу». Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие. ТЦ Сфера, 2007.
- Т.А.Шорыгина Наша Родина – Россия. ТЦ Сфера, 2013
- С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. Под ред. Л.А.Кондрыкинской. ТЦ Сфера, 2004.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в Россиии. Гражданско-патриотическое воспитание дощкольников. Старшая группа. М., 2008.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в Россиии. Гражданско-патриотическое воспитание дощкольников. Средяя группа. М., 200
Приложение 1.
Вопросы для диагностики знаний и представлений детей по теме
«Моя малая родина»
- Назови домашний адрес.
- Найди герб нашего района.
- Что изображено на гербе нашего района?
- Что означает изображение рябинки на гербе?
- Зачем нужен герб району
- Назови профессии людей, работающих в нашей местности, материалы, предметы труда.
- Какие трудовые действия выполняют овощеводы, хлеборобы? результаты их труда.
- За какими домашними животными ухаживают жители нашего района?
- Назови 2-3 вида птиц, 3-4 вида деревьев, 2-3 вида лесных ягод.
- Какие дикие животные живут в наших лесах?
- Назови правила поведения в лесу.
- Покажи свой посёлок на карте Советского района.
- Почему для жителей нашего посёлка дорого обелиск павшим солдатам?
Приложение 2.
Вопросы для игры «Что? Где? Когда?»
Для родителей?
- В каком году был организован Ронгинский район? (25.01.1935 г.).
- С какого года центром района стал посёлок Советский? (с 1954 г.).
- В каком году Ронгинский район был переименован в Советский? (23.02.1960 г.).
- Назовите районы, с которыми граничит Советский район (на севере: Новоторьяльский, на западе: Медведевский, на северо-западе: Оршанский).
- На какой улице расположено данное здание?
- Что означает изображение на гербе. Флаге Советского района?
- Назовите достопримечательности нашего посёлка?
- Назовите район, которому принадлежит данный флаг?
Для детей:
- Как называется посёлок, в котором ты живёшь?
- Назови домашний адрес?
- Найди флаг нашего посёлка?
- Покажи свой посёлок на карте Советского района?
- Какое здание вы видите на фотографии?
- Почему для жителей посёлка дорого обелиск павшим солдатам?
- На какой улице находится детский сад «Родничок»?
- Назови профессии людей, живущих в нашей местности?
Информационная карта педагогического проекта
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя).
Тип проекта: информационно-творческий .
1 этап. Целеполагание.
Участники проекта:
- Воспитатели группы.
- Дети старшей группы «Б».
- Родители.
Формы работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.
Проблема, значимая для детей на решение которой направлен проект: дети недостаточно знают о своём селе, его достопримечательностях и истории.
Актуальность проекта :
Происходящие изменения в обществе выдвинули ряд важных,
Качественно новых задач по формированию у подрастающего
Поколения патриотизма и гражданственности. В связи с этим
Проблема нравственно- патриотического воспитания детей
Становится одной их актуальных.
Чувство патриотизма многогранна по содержанию: это и любовь
К местам, где родился, и гордость за свой народ, и ощущение
Неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять и
Приумножать богатства Родины.
Почему мы работаем над этой темой, в чём её актуальность?
Перед дошкольными образовательными учреждениями государство
ставит в числе наиболее важных, задачи формирования с самого раннего
детства базовой культуры личности: основ гражданственности, любви к
Родине, бережного отношения к её историческому и культурному
наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям
своего народа.
Гипотеза:
Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе
Ознакомления с историей родного края будет эффективной при
Выполнении следующих педагогических условий:
Взаимодействия с социальными партнерами;
- компетентности педагогов и родителей в области исторического
Прошлого родного края;
Обогащение предметно-развивающей среды.
Цель: Формирование у детей базиса личностной культуры на основе ознакомления с культурой, жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями и установками, традициями обычаями, обрядами, играми, православными праздниками.
Задачи:
- Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.
- 1. Пробуждать интерес и любовь к национальной культуре, народному
- творчеству, обычаям, традициям народов, живущих в нашем селе;
- 2. Развивать желание больше узнать о своем родном крае, о Родине;
3. Формировать чувства уважения и симпатии к людям, их культуре и - традициям;
4. Формировать элементарные знания о правах человека. - 5. Пробуждать у детей исследовательский интерес, любознательность, зажечь огонёк любви к родному селу, краю, вызвать желание познать его через чувство удивления, восхищения природой, родным домом, профессией родных, местными достопримечательностями и др.
- 6.Организовать сотрудничество с семьями воспитанников.
7. Привлечение родителей к участию в реализации проекта. Приобщать родителей к сотрудничеству с ДОУ в вопросах патриотического воспитания;
Задачи проекта решаются во всех видах непосредственно-образовательной деятельности, играх, труде, в быту.
Задачи для педагогов:
- Составить план проекта и осуществить его реализацию в разных видах детской деятельности;
- Оказывать детям помощь в выявлении проблемы, в поиске ее решения.
Задачи для родителей:
- Создать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка в совместной подготовке выставки рисунков «Моё село»;
- Ознакомление детей с художественной литературой по теме.
2 этап. Разработка проекта.
Форма проведения итогового мероприятия:
Выставка рисунков по теме проекта.
Продукт проекта:
- Для детей: рисунки и поделки.
- Для педагогов: презентация проекта, конспекты мероприятий, образец планирования.
- Для родителей: материалы для консультации- папки передвижки. Образцы совместного творчества, интерес к новому сотрудничеству с ДОУ.
Ожидаемые результаты проекта:
Дети:
1. Обретение ребенком целостной смысловой картины представлении об истории, культурной жизни наших предков;
2. Активизация представлений о русском жилище, предметах быта,
- фольклоре, традициях;
3. Пробуждение национального самосознания;
4.Отражение в художественно-творческой деятельности (рисовании, лепке, конструировании) темы любви к малой родине.
Родители:
1. Активизация и систематизация краеведческих знаний;
2.Участие вместе с детьми в поисковой и художественно-творческой
Деятельности ДОУ;
3.Проявление позиции активных участников и партнеров
воспитательно-образовательного процесса.
Педагог:
- Овладение техникой проектной деятельности
- высокий уровень коммуникации детей, их речевая активность.
Пополнение своего педагогического арсенала научно- обоснованными знаниями о возможностях и условиях применения системного подхода в воспитании и обучении дошкольников с учетом культурологического и регионального аспектов, о проектном методе в деятельности дошкольного учреждения;
3 этап. Выполнение проекта.
План реализации проекта
В соответствии с перспективным планом работы было реализовано следующее содержание работы, которое предполагало внедрение в работу следующих форм взаимодействия с детьми и родителями.
- Знакомство с достопримечательностями села
- Беседы с детьми, с родителями
- Подбор художественной литературы, иллюстрации
- Чтение стихов современных поэтов села (В.Е.Решетникова, В.Е.Раловец) и разучивание песен
- Знакомство с промыслами с. Кочубеевского и Кочубеевского района
- Фольклорные праздники
- Народные игры
- Театрализованная деятельность
- Работа с родителями
- Знакомство с почетными гражданами села
Результаты реализации проекта:
- Расширен кругозор детей о родном селе.
- Улучшилась предметно-развивающая среда: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами, загадками.
- У детей сформированы творческие способности, познавательная активность, любознательность, коммуникативные навыки.
- Воспитанники и их родители приняли активное участие в подготовке к выставке «Моё село!»
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Д.С.Лихачёв
Продолжительность проекта - краткосрочный
Тип проекта - информационно-творческий.
Участники проекта - дети подготовительной группы, родители воспитанников, педагоги.
Возраст детей - 6-7 лет
Актуальность проекта
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Ознакомление с родным селом имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. «Малая Родина» маленького села-это прежде всего его семья, дом, детский сад, природа, которая его окружает, памятные места родного села Истье, его культура, улицы, известные люди, которыми гордятся жители села.Однако беседы с детьми показывают, что знания детей в этой области недостаточные, поверхностные.
Цель проекта:
Познакомить детей с родным селом его историей, достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить ее чистым и красивым.
Задачи проекта:
Для детей:
— Расширять представления детей о малой Родине - село Истье.
— Формировать интерес к истории возникновения села, и его достопримечательностям.
— Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, чувство уважения к культуре, труду, традициям тружеников села.
Для педагогов:
— Повышение профессиональной компетенции и педагогического мастерства, в процессе реализации проекта.
Для родителей:
— Привлечение к участию в воспитательно- образовательной деятельности с дошкольниками.
Форма проведения итогового мероприятия проекта -
Викторина, презентация.
Название итогового мероприятия проекта -
Презентация «Моя малая Родина», Викторина «Моя малая Родина - село Истье».
Продукты проекта:
Для детей:
Коллективные творческие работы
Для педагогов:
— Фотоальбом «Мое село».
— Ширма «Люби и знай родной свой край».
— Родительское собрание «Гражданин воспитывается с детства»
— Консультация , анкета, беседа.
Для родителей:
Совместно с родителями оформить фотовыставку « Посёлок тогда и сейчас».
Ожидаемые результаты по проекту:
для педагогов:
Повышение уровня компетенции в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста;
Инновационные изменения в организации воспитательного процесса;
Творческое использование ИКТ в разных видах деятельности.
для детей:
Дети могут знать и называть место проживания: некоторые предприятия родного села и их значимость, достопримечательности;
Дети могут называть свой домашний адрес, адрес детского сада; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду, с удовольствием идти в детский сад;
Дети могут проявлять внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, оказывать посильную помощь.
для родителей:
Расширение знаний по проблеме патриотического воспитания детей;
Повышение статуса семейного воспитания.
II. Краткое содержание проекта «Моя малая Родина».
Этапы проекта | Взаимодействие с детьми | Взаимодействие с семьей |
Подготовительный Ознакомление педагога с методическими материалами по теме. Подбор и планирование материала, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Соответствие данного материала комплексно- тематическому планированию. | Модель трёх вопросов: Что мы знаем? Что хотим узнать? Как мы узнаем? | |
Продуктивный (непосредственная деятельность по проекту) | Рассматривание фотографий и беседа НОД «Дом в котором я живу» Рисование по теме Беседа об исторических названиях улиц. Составление творческих рассказов «Моя улица», Целевые прогулки: по близлежащим улицам, к памятникам. Экскурсии: Краеведческий музей: Прошлое и настоящее села Истье | Консультации Памятка для родителей |
Заключительный (презентация продуктов проекта и рефлексия - подведение итогов) | Презентация «Моя малая родина» |
Перспективный план работы с детьми к проекту «Моя малая Родина»
Работа с детьми | Работа с родителями |
|
Сентябрь 1-я неделя | Беседа с детьми о селе Истье: Что мы знаем? Что хотим узнать? Как мы узнаем? Целевые прогулки: по близлежащим улицам, к памятникам. Сюжетно ролевая игра «Экскурсия по селу» | Анкетадляродителей по проблемам патриотического воспитания дошкольника Родительское собрание «Гражданин воспитывается с детства» Знакомим родителей с историей села. |
2-я неделя | Экскурсия в краеведческий музей «Прошлое и настоящее села Истье». НОД «Дом в котором я живу» Рассказ воспитателя об истории развития села. Рисование «Улица, на которой я живу», «Что мы видели в музее?». | |
3-я неделя | НОД Тема: «Край ты мой любимый». Цель: Вызвать интерес и желание узнать об истории возникновения своего села. Формировать познавательные интересы, любознательность, активность. Воспитывать любовь к родному краю. Рассматривание фотографий и беседа на тему «Старое и новое село». Экскурсия к памятнику Акция «Памятник»- уборка мусора. Рисование «Мой любимый детский сад». Создание уголка «Моя малая Родина - село Истье». | Консультации «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников», «Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ». Совместный труд с родителями по благоустройству детского сада |
4-я неделя | Беседа «Праздник «Город кузнецов» ». Рисование «Город мастеров». Сюжетно-ролевая игра «Построим улицу». Дидактическая игра «Где находится памятник?» | Памятка для родителей «Как вырастить достойного человека». |
1-я неделя | Презентация к проекту «Моя малая Родина» Викторина «Моя малая Родина - село Истье» | Викторина «Моя малая Родина село Истье» (Совместно с родителями). Совместно с родителями оформить фотовыставку « Посёлок тогда и сейчас». |
Для успешного решения поставленных задач мы создали соответствующую предметно-развивающую среду. В группе оформили патриотический уголок. Подобрали наглядный материал о родном крае, его достопримечательностях.
Перспектива развития проекта
Данный проект имеет широкую перспективу развития т.к. даёт возможность дошкольникам лучше узнать историю своего села, более бережного отношения к его достопримечательностям, уважение к своей семье, родственникам, жителям села. Желание видеть свой город процветающим. Полученные знания детьми в процессе работы и после завершения проекта будут постоянно пополняться, т.к. у детей возникнет интерес к жизни своего небольшого, но исторически важного села.
Начатую работу мы будем продолжать в течение всего года. В дальнейшем проект может быть основой для проекта «Моя Родина- Россия», «Моя планета»
Список литературы:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса, М. «Мозаика - Синтез», 2012г.
3.Сыпченко Е.А. «Инновационные педагогические технологии», Метод проектов в ДОУ, изд.»Детство-Пресс», 2012г.
4.Битюкская Н.П. «Система педагогического проектирования», опыт работы, проекты; Волгоград, изд. «Учитель», 2012г.
5. Михеева Е.В. Современные технологии обучения дошкольников. Волгоград, «Учитель»,2013г.
6. Зацепина М.Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. М. «Мозаика-Синтез», 2008-2010г.г.
7. Зацепина М.Б. Народные праздники в детском саду.М.»Мозаика- Синтез», 2010г.
8. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью в старшей группе - М.: Элизе Трэйтинг., Ц. Г. Л., 2004.
9. Клюева Н.В., Филипова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2006.
10. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1996.
11. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром.- М., 1988.
12. Курочкина И.Н. Как научить ребёнка поступать нравственно. - М., 2003.
13.Каратаев В.Т., Романенков Е.И., Федчук В.Н. По Петрову указу. Изд. «Узорочье» г. Рязань 1993г.
14.Левошин Н. Истье. // Приокская правда. - 1973. - 28 июля
15.Бабурин А. В., Кононенко Л. А., Никольский А. А. Истье.//Топонимич. словарь Ряз. обл. - 2-е изд., перераб. и доп. - Рязань, 2004.
16.Бабурин А. В., Кононенко Л. А., Никольский А. А. Истье. // РЭ. - Рязань, 2002. -Т.3.- С. 252.
- С. 216
17.Кузнецов С. К. Русская историческая география. - М., 1910. - Вып. 1 (меря, мещера, мурома, весь). - С. 121
18.Измайлова Е. Река Истья. // Старожиловские просторы. (Старожилово). - 2003. - 21 марта.