Роман-воспитание «Подросток» Ф. Достоевского

Композиция романа «Подросток» основана на тех же законах «выразительного искусства», по которым строятся все «романы-трагедии» Достоевского . Мы находим в нем концентрацию действия вокруг главного героя, драматическое развитие фабулы и приемы занимательности. Но писатель не повторяет себя: композиционная схема, выработанная в «Бесах », переосмысляется и приобретает новое художественное значение. Эпиграфом к роману можно было бы поставить слова Гамлета : «Распалась связь времен». Человечество ушло от Бога и осталось одиноким на земле. Вместе с идеей Бога распалась и идея всеединства мира . Человечество не составляет более единой семьи, все обособились, братское общение заменилось враждой, гармония – «беспорядком».

Достоевский. Подросток. Аудиокнига. Часть 1

В прежних романах автор изображал судьбу человека «смутного времени» (Раскольников , князь Мышкин , Ставрогин), его занимала проблема сильной личности, потерявшей Бога и выпавшей из старого христианского миропорядка. В гениальных символах показал он страшную его свободу и трагическое одиночество. В «Подростке» он ставит вопрос не об отдельном человеке, а о человеческом обществе. Может ли человечество устроиться на земле без Бога? Эта религиозно-социальная идея предопределяет собой построение романа. Кризис общения показан в той органической ячейке, из которой вырастает общество – в семье. Роман задумывается в форме «семейной хроники». Так же, как и в «Бесах», действие концентрируется вокруг героя, но личность Версилова раскрывается иначе, чем личность Ставрогина. Герой «Бесов» связан с другими действующими лицами только идейно; личность Версилова включает в себя всю историю своего рода; она соборна . Ставрогин – идейный центр романа; Версилов – центр жизненный . Он родоначальник, отец и муж. Его трагическая судьба определяет участь его двойной семьи, его раздвоение переходит в раздвоение детей. Принцип концентрации действия вокруг героя получает новое, более глубокое обоснование. Действующие лица связаны с Версиловым натуральными кровными узами: они его дети или родственники. Шатов , Кириллов , Петр Верховенский – воплощенные идеи Ставрогина; Аркадий , Лиза, Анна Андреевна – части души Версилова, плоть от его плоти. Конфликты «Бесов» выражаются в борьбе учеников с учителем; конфликты «Подростка» – в раздоре между отцом и детьми. Идейная драма переходит в семейную трагедию.

В сложном контрапункте романа можно выделить несколько сюжетов, располагающихся по ступеням убывающей значительности. Главный сюжет, любовная жизнь Версилова, распадается на два мотива: любовь к жене и страсть к Ахмаковой ; второй сюжет, жизнеописание подростка, неразрывно сплетается с первым. Жизнь сына функционально зависит от жизни отца и обусловлена любовью-ненавистью, притяжением и отталкиванием. Далее идут два второстепенных сюжета: связь дочери Версилова, Лизы, с молодым князем Сокольским и интрига другой его дочери, Анны Андреевны, со старым князем Сокольским. Раздвоение чувств отца отражается на любовной жизни дочерей: романы Лизы и Анны Андреевны входят в судьбу Версилова, раскрывая ее соборную природу. На третьем плане помещаются эпизодические лица, захваченные центростремительной силой версиловского семейства. Все они помогают развитию действия и своим участием ведут его к катастрофе. Такими инструментами интриги являются тетушка Татьяна Павловна, Зверев, Крафт , Васин, Ламберт и его окружение, Дергачев и его кружок, Оля со своей матерью. Так, семейное начало организует огромный человеческий мир романа. Раздвоение в душе Версилова – искра, от которой вспыхивает пламя в его семье: оно распространяется на общество и охватывает его пожаром.

Искусство романиста проявляется в приемах сочетания и переплетения четырех сюжетов и нескольких эпизодов. Роман состоит из трех частей: первая посвящена экспозиции и первому этапу борьбы отца с сыном. Она заканчивается полной победой Версилова. Вторая показывает нам его духовный облик и подводит к тайне его страсти к Ахмаковой. Параллельно развиваются любовные истории его двух дочерей. В третьей, в преддверии катастрофы, вводится фигура странника Макара Долгорукого . Этот образ духовной красоты противопоставляется хаосу распавшегося мира.

Принцип драматического построения тоже приобретает в романе новую силу. Единство времени проведено с удивительной последовательностью и подчеркнуто хронологическими определениями. Все разнообразные события первой части вмещаются в три дня, «19, 20 и 21 сентября прошлого года». События второй части происходят в течение трех дней: 15, 16 и 17 ноября». Наконец, катастрофа в третьей части тоже занимает «три роковых дня». Ни в одном романе Достоевского временные грани не обозначены так отчетливо: хаотический мир страстей и событий введен в строго очерченные рамки; высчитаны не только дни, но иногда и минуты. Читатель имеет перед глазами часы, и по сравнению с математическим временем, может судить о стремительном ритме действия.

Единство романа – динамическое: главный сюжет, страсть Версилова к Ахмаковой, создает преобладающее напряжение: другие сюжеты сопутствуют ему, как меньшие волны следуют за большими. Писатель знает, что сила катастрофы пропорциональна длительности напряжения и старается возможно больше отдалить завязку от развязки. Так, начало мотива Версилов-Ахмакова дано в загадочных намеках второй главы первой части, а конец его дается в самом финале романа. Эта любовь-ненависть проходит скрытым напряжением через весь роман, то совсем исчезая из поля нашего зрения, то заявляя о себе загадочными намеками, странными поступками и двусмысленными словами. Ахмакова всегда стоит вдали, как будто закрытая густым туманом. Любовники встречаются перед катастрофой всего один раз. Но страсть Версилова все время занимает и тревожит наше воображение: мы чувствуем ее, как страшную таинственную силу, которая проявляется глухими подземными толчками. Завязка и развязка – два наконечника лука, между которыми натянута тетива: чем дальше они отстоят друг от друга, тем длиннее и напряженнее тетива и тем дальше полетит стрела. У других сюжетов тетива короче и выстрел слабее: о романе Лизы с молодым князем Сокольским мы начинаем догадываться в конце первой части; заканчивается он задолго до окончательной катастрофы. Еще слабее напряжение интриги между старым князем и Анной Андреевной: она начинается только во второй части и кончается до развязки главного сюжета. Динамическую композицию Достоевского можно сравнить с рядом волн, бегущих к берегу. Самая могучая волна начинает нарастать раньше других, разбивается позже и с большей силой: меньшие волны своими взрывами предваряют грохот ее падения. Так, частичные катастрофы подготовляют главную и связываются с ней в динамическом единстве.

Это единство подчиняет себе все сложное многообразие внешнего действия. Страсть Версилова к Ахмаковой висит, как рок, не только над его возлюбленной, но и над всеми действующими лицами. Чувство страха за героя и за весь его мир усиливается с каждой главой романа. Чем больше мы его узнаем, чем глубже проникаем в его раздвоенное сознание, тем яснее понимаем, что он способен на безумие и преступление. Автор не довольствуется нашей психологической уверенностью в неизбежности катастрофы: он прибегает к избитому приему уголовного романа: у подростка хранится «документ», компрометирующий Ахмакову. Если Версилову удастся завладеть им, он может ее погубить: внешний интерес интриги поддерживает нашу тревогу за судьбу героев. История этого рокового письма, его мытарства, борьба за него, похищение его Ламбертом, участие в этой интриге Версилова и вызванная им катастрофа создают второй, авантюрный план романа. Духовный раздор, отца с сыном снижается до низменной борьбы за документ; страсть Версилова к Ахмаковой связывается с попыткою шантажа. Достоевский не боится пожертвовать иногда художественностью ради «занимательности» и он достигает своей цели. По разнообразию происшествий, пестроте действующих лиц, напряженности страстей и эффекту столкновений, «Подросток» – самый увлекательный из всех романов Достоевского.

Главный герой загадочен и прошлое его погружено в полумрак. В начале своей автобиографии подросток говорит о Версилове: «Этот человек, столь поразивший меня с самого детства, имевший такое капитальное влияние на склад всей души моей и даже, может быть, еще надолго заразивший собою все мое будущее, этот человек даже и теперь в чрезвычайно многом остается для меня совершенно загадкой ». Сын знает, что отец его изгнан из общества за какой-то «скандальный поступок», что год тому назад, в Германии, молодой князь Сокольский дал ему пощечину. За разрешение загадки Версилова берется подросток. «Я непременно должен узнать всю правду в самый ближайший срок, говорит он, ибо приехал судить этого человека». Экспозиция «Подростка» параллельна экспозиции «Бесов»: и там и здесь ставится загадка героя; но разница, меняющая весь идейный смысл романа, заключается в том, что Ставрогина разгадывают чужие, тогда как Версилова изучает и судит его собственный сын. Первыми руководит интерес идейный, вторым – кровная связь и общая судьба.

Происшествия в «Подростке» поражают еще большей неожиданностью и странностью, чем события в «Бесах». Вся катастрофа построена на внезапных и удивительных сцеплениях обстоятельств: Версилов разбивает образ, подросток решает возвратить документ и обнаруживает его пропажу; Ламберт шантажирует Ахмакову, Версилов ее защищает и хочет застрелить; Анна Андреевна похищает князя и привозит его на квартиру подростка и т. д. Ни в одном романе Достоевского «вихрь событий» не бушует так неистово, как в «Подростке».

Главный герой произведения Аркадий Долгорукий, именующий себя также Подростком, излагает в своих записках то, что произошло в его жизни за определенный период времени. Юноше всего двадцать лет, он успешно окончил гимназию, но решает пока не продолжать образование в высшем учебном заведении, желая сначала осуществить свою давнюю мечту.

Аркадий стремится стать по-настоящему богатым человеком, по его мнению, деньги смогут обеспечить ему уединение и свободу от других людей, с которыми молодому человеку достаточно трудно общаться. Долгорукому всегда кажется, что на него смотрят с насмешкой и презрением, юноша теряется и начинает вести себя слишком активно, что лишь еще больше мешает ему при любых разговорах. Неуверенность в себе и страхи Аркадия объясняются его происхождением, он является незаконным сыном благородного дворянина Андрея Версилова и его крепостной, и это осознание весьма мучительно для гордого и честолюбивого юноши. Ему дана фамилия его официального отца Долгорукого, также крепостного Версилова, но из-за этой фамилии Аркадий еще чаще сталкивается с унижениями и ехидными замечаниями.

Когда Подросток наконец становится взрослым, отец приглашает его в Петербург, желая, чтобы юноша поступил на службу. Отец значит для Аркадия очень много, хотя в детстве и отрочестве он фактически не встречался с ним. Молодой человек старается узнать о Версилове как можно больше, осторожно расспрашивая разных людей, отец кажется ему настоящим идеалом, хотя порой Аркадий и сомневается в его благородстве и порядочности.

По приезде в Петербург юный Долгорукий твердо намеревается узнать о Версилове всю правду, хотя его имя покрыто множеством тайн, и Подростку о нем почти ничего не известно. Аркадия устраивают служить секретарем к князю Сокольскому, который в прошлом являлся близким приятелем Версилова. Но гордый юноша вскоре решает отказаться от этого места, его глубоко оскорбляет обвинение в шпионской деятельности, исходящее от дочери князя Екатерины Николаевны.

По стечению обстоятельств в руках Долгорукого оказывается два крайне важных письма. В одном из них говорится о том, что судебный процесс, который Версилов выиграл у семьи Сокольских, может быть снова пересмотрен, причем не в его пользу. Второе написано дочерью Сокольского Екатериной, молодая женщина утверждает, что рассудок ее отца уже утратил ясность и над ним требуется установить опеку. Аркадий понимает, что старый Сокольский придет в ярость и лишит дочь наследства, увидев это письмо. Юноша уверяет всех, что этот компрометирующий документ был сожжен, но на самом деле решает его сохранить, понимая, что он может оказаться полезным для него в дальнейшем.

При первой встрече с Версиловым Аркадий отдает ему письмо о наследстве, пожилой дворянин после этого заключает со своим побочным сыном перемирие, но Подросток не может полностью ему доверять. Ему становится известно о том, что у его отца имеется маленький ребенок от некоей Лидии Ахмаковой. Заглянув в квартиру матери, Аркадий случайно встречается там с молодой женщиной по имени Ольга, в ярости и отчаянии обвиняющей его отца в предательстве и подлости. Вскоре Ольга сводит счеты с жизнью, а Долгорукий не знает, что ему теперь думать о Версилове, вспоминая о собственном происхождении и сопоставляя этот факт с новыми сведениями.

Аркадий резко высказывает отцу все, что накопилось в его душе за долгие годы страданий и пренебрежительного отношения окружающих, но затем выясняется, что Версилов все же отказался от наследства ради князей Сокольских. В то же время становится понятно, что его вины нет и в самоубийстве юной Ольги, Версилов предложил деньги девушке бескорыстно, желая помочь, однако она, уже неоднократно сталкивавшаяся с бесцеремонными домогательствами, истолковала его поведение превратно.

Долгорукий довольно быстро осваивается в столице, вскоре он становится настоящим светским молодым человеком, регулярно играющим в рулетку. Аркадий нередко полностью проигрывается, но это его нисколько не останавливает. У него также складываются прекрасные отношения с отцом и с Катериной Николаевной Ахмаковой, дочерью старого князя Сокольского, и юноша чувствует себя вполне счастливым.

В то же время Анна Андреевна, законная дочь Версилова и старшая сестра Аркадия, намеревается выйти замуж за пожилого Сокольского, для нее имеет огромное значение вопрос о наследстве. Она стремится любой ценой получить документ, который порочит Екатерину Николаевну, дочь князя, и готова использовать для этих целей Подростка.

Встретившись однажды в неофициальной обстановке с Екатериной Ахмаковой, Аркадий чувствует, что страстно влюбился в нее, хотя прежде подозревал эту женщину в хитрости и коварстве. Ахмакова отвечает на его искренние признания сдержанно, хотя и вовсе не собирается отталкивать Долгорукого.

Версилов, узнав о свидании сына с Екатериной Николаевной, отправляет ей исполненное гнева и оскорблений письмо. Аркадий пытается объясниться с женщиной, но та всячески избегает общения с ним. В эти же дни ему удается получить крупный выигрыш на рулетке, но молодого человека несправедливо обвиняют в воровстве чужих денежных средств и выставляют из зала.

Юноша тяжело заболевает, и именно в этот период он знакомится с Макаром Ивановичем Долгоруким, который числится его отцом по документам. Этот глубоко религиозный человек долго странствовал, собирая деньги на постройку храма, а теперь неважное состояние здоровья вынудило его временно остановиться у матери Аркадия. Добрый и мудрый Макар вносит свет и в душу Подростка, заставляя его посмотреть на многие жизненные вопросы иначе.

После смерти Макара Ивановича Версилов получает возможность стать законным мужем матери молодого Долгорукого. Но в мужчине вновь вспыхивает прежняя страсть к Екатерине Ахмаковой, хотя женщина уже приняла решение выйти замуж за некоего барона Бьоринга, с которым ей, по ее словам, будет спокойно и уютно.

Аркадий не может объяснить даже самому себе, что он чувствует. Ему жаль отца, он ненавидит Катерину и в то же время испытывает из-за нее ревность, и юноша совершает большую ошибку, он обращается за помощью к старому школьному товарищу Ламберту, бесчестному и хитрому человеку. Ламберт опаивает Долгорукого вином и ночью выкрадывает у него письмо Ахмаковой, заменив его чистой бумагой.

По приезде старого Сокольского Аркадий наотрез отказывается действовать против Екатерины Николаевны, невзирая на все просьбы своей сводной сестры Анны Андреевны. Юноша узнает о том, что Версилов и Ламберт обманом заманили Ахмакову к его тетке Татьяне Павловне. Подросток торопится туда и с ужасом видит, как Ламберт, угрожая женщине письмом, а затем и пистолетом, требует у нее денег. Версилов неожиданно оглушает Ламберта отнятым у него оружием, затем пытается покончить с собой, но из-за отчаянной борьбы с Аркадием попадает лишь в плечо, а не в сердце.

После всего пережитого Версилов решает остаться с Софьей Андреевной, матерью Подростка. Екатерина Николаевна разрывает помолвку с бароном, а сам Аркадий все же намеревается поступить в университет после долгих уговоров окружающих. Тем не менее, юноша вовсе не отказывается от своих планов разбогатеть, хотя теперь собирается применить для этой цели совершенно другие методы. Как признается сам Долгорукий, написанные им воспоминания стали для него настоящей работой над самим собой и важным этапом его взросления.

Труды такого известного классика, как Федор Достоевский, мыслителя современной русской классики до сих пор не утратили своей актуальности. А даже наоборот приобретают все большую заинтересованность не только в кругах исследователей творчества Федора Михайловича, но также молодежи и людей более старшего поколения. Роман Достоевского «Подросток» был написан в 1875 году и был опубликован в журнале «Отечественные записки» этого же года. Характер этого произведения таков, что волей-неволей задумаешься не только об абстрактном смысле жизни, но собственного положения, своего душевного состояния на сегодня. Роман, действительно, заставляет крепко задуматься о своей жизни, да к тому, же еще и помогает чувствовать себя при этом человеком ищущим и мыслящим. Такое влияние оказывает роман на миллионы умов, читающих его.

Самой первой идеей, бросающейся в глаза анализирующему произведение читателю, является, пожалуй, стремление автора отразить взаимоотношения между отцами и детьми, их проблемы и выходы из проблемных ситуаций. Причем не только в частном порядке, но и более масштабном – например, взаимоотношения поколений отцов и детей. Также в роман грамотно и удачно вплетена тема религии и отношения человека к духовным ценностям.

Итак, развитие отношений, большей частью, происходит между двумя героями – это подросток Аркадий Макарович Долгорукий (фамилия у Аркадия была его формального отца) и его отец Андрей Петрович Версилов. Главному герою – подростку Аркадию – девятнадцать лет. По современным меркам в таком возрасте люди причисляются уже к юношеской поре своих лет, а не подростковой. Но Ф.М.Достоевский видит его подростком вполне обоснованно, ведь все окружающие считали Аркадия таковым. Он по этому поводу очень возмущался говоря: «Какой я подросток! Разве растут в девятнадцать лет?»

К своим годам Аркадий уже окончил московскую гимназию, однако дальше учиться идти не хочет. Вместо этого решил он воплотить свою заветную мечту – стать самым богатым человеком, таким как, например Ротшильд. «Для чего он хотел богатства?» – спросите вы. И ответ будет таков – ему очень сильно хотелось быть могущественным и жить уединенной жизнью. «К чему такое, казалось бы, безумное стремление» – невольно подумает читатель. А дело все было в том, что у Аркадия были проблемы в общении с людьми. Ему всегда казалось, что с него смеются, и он выглядеть глупым. Характер у него был, как свойственно и всем подросткам, склонный к гордости, самолюбию и экспансивному радикализму.

Итак, после окончания гимназии Аркадий переселяется в Петербург, куда его пригласил его родной отец Версилов, чтобы найти работу или как раньше это называлось «поступить на службу». В Петербурге также живет его мать – Софья Андреевна, и сестра – Елизавета Андреевна. Отец Версилов очень активно проповедовал русскую культуру, всевозможные идеи духовности русского дворянства, «всемирное гражданство» и «всепримирение идей». Конечно же, такой человек будет служить значимым авторитетом для Аркадия и занимать в его жизни главное место. Ведь Версилов в глазах подростка был не просто отцом, но также и идейным вдохновителем.

Однако, несмотря на такое отношение к Версилову, Аркадий все же попал под влияние пересудов о его отце. Поэтому в Петербург он едет с каким-то внутренним напряжением и задачей выяснить, на самом ли деле Версилов совершал все те гнусные поступки, которые приписывала ему людская молва. И вот приехав, Аркадий поступает на службу секретарем к Сокольскому Николаю Ивановичу, который был раньше другом Версилову. Послужив совсем не долгое время, Аркадий уходит от Сокольского в очередном своем порыве гордости и уязвленного самолюбия, потому, что дочь Сокольского обвинила его в шпионстве.

И тут Аркадию в руки попадают два письма. Одно из которых – это уведомление о том, что судебный процесс о наследстве с Сокольскими, который Версилов выиграл, может быть пересмотрен и решение будет явно не в пользу отца Аркадия. А второе письмо было от дочери Сокольского, Катерины Николаевны, и говорило о слабоумии ее отца и что ему требуется опека. Такое содержание письма могло бы очень сильно рассердить Сокольского и настроить против дочери. Аркадий, тем не менее, не растерялся и спрятал второе письмо.

Полезно молодым людям

История о подростке, который хотел развить свои отношения с родным отцом. После бурных скандалов и пережитых моральных потрясений главный герой остепеняет свой гордый характер и приобретает жизненную мудрость. Очень философичная и реалистичная история.

Дальнейшие события и скандал вокруг Версилова и Лидии Ахмаковой, которая родила ему незаконнорожденного ребенка, в конец огорошивает Аркадия. Тем более, что он лично сам был очевидцем скандала из-за Версилова. Аркадий опустошен. Он понимает, что его отец, которого он чуть ли не боготворил – нечестный человек, тайный развратитель и подлец. Поэтому Аркадий решился высказать все своему отцу и удалиться от него. Но через какое-то время он убеждается в обратном, что Версилов ни в чем не повинен и Аркадий успокаивается. Между отцом и сыном теперь, наконец, установились близкие отношения.

Спустя какое-то время Аркадий пристрастился к азартным играм и играет в рулетку. И, конечно же, много проигрывает. Но однажды он узнал, что его сводная сестра Анна Андреевна собирается вступить в брак с Сокольским и что она очень интересуется его наследством. И для того, чтобы решить все в свою пользу, она ищет любой компромат на дочь Сокольского. Но он сразу ей ничего не рассказал о том письме, которое все еще хранится у него. После многих событий в пьяном бреду, он рассказывает об этом письме старому приятелю Ламберту, который тоже решил плести свои сети вокруг возможности нагреть руки на деньгах Сокольского.

Во все эти хитросплетения вокруг наживы и подлостей вплетается Макар Иванович Долгорукий – формальный отец Аркадия. Он был очень благонравным и мудрым старцем, который собирал подаяния на постройку храма. В моменты мудрых и назидательных для аркадия бесед с Макаром Ивановичем, в молодую душу юноши вливался живительный свет. Чуть позже Макар Иванович умирает. Отец Версилов бросает семью и бежит к своей давней страсти Ахмаковой, дочери Сокольского, которая его отвергает. И Акркадия наконец решается отомстить Ахмаковой за ее сердечные издевательства над Версиловым. Он идет к Ламберту, чтобы обсудить план мести с помощью сохранившегося письма.

Ламберт, напоив бедного подростка, выкрадывает у него письмо и вместе с Версиловым заманивает Ахмакову к Татьяне Павловне, тетке Аркадия. Раскаявшийся подросток узнает об этом и стремглав кинулся к ней, чтобы остановить замысел Ламберта. Прибыв на место он застает такую картину: Ламберт угрожая револьвером и письмом требовал у Ахмаковой деньги. Исход такой напряженной ситуации решается при помощи одного странного поступка Версилова, который неожиданно оказывается притаившимся за дверью. Тот, выхватив револьвер у Ламберта. Решил сначала застрелиться Ахмакову, но потом все же остановил выбор на себе собравшись стрелять в свое сердце. Аркадий бросился спасать отца, ему помог Тришатов. Версилов в борьбе все же выстреливает, но попадает себе в плечо.

Девятнадцатилетний подросток Аркадий Долгорукий, незаконнорожденный сын дворянина Версилова, он же Подросток, ведет дневник своего взросления. Молодой человек одержим идеей накопить состояние, а вместе с тем могущество и уединение. Парень воспитывается в пансионе французского иммигранта, где страдает от того, что он безотцовщина. Эти обвинения делают мальчика особенно впечатлительным и ранимым, ведь его кровные родственники постоянно игнорируют его, предпочитая общаться с ним через посыльного или лакея. Такое отношение терзает самолюбие подростка, впрочем, доброжелательное отношение к нему рождает в его душе любовь и обожание.

Позже его отец приглашает на службу в Петербург, однако подросток воспринимает отца настороженно и агрессивно, считая поступки отца недостойными и бесчестными. Аркадий устраивается секретарем у князя Сокольского, отношения отца с которым можно назвать натянутыми. Здесь парень знакомится с Катериной Николаевной, дочерью князя Сокольского, с которой впоследствии у него завяжутся дружеские отношения. Однако Версилов пытается наладить отношения с сыном и дает ему письмо о наследстве, в котором говорится, что князь Сокольский слаб умом и ему необходим опекун, который получит все княжеское наследство. Аркадий хочет защитить честь отца и вызывает на дуэль Сокольского, однако тот отказывается от дуэли, выражая отцу подростка высокое уважение. Аркадий расстается с князем Сокольским большими друзьями.

Однажды Катерина назначает свидание Аркадию, он приходит к ней, догадываясь, что дочь князя хочет разузнать о наследственном документе. Юноша разгорячен, однако княжна не спешит погасить его пламя страсти. В этом состоянии Аркадий идет играть в рулетку, где выигрывает много денег. Юноша ссорится с Катериной в попытке объединиться с ней, с игорного зала Аркадия выгоняют с подозрением в краже чужих денег. От таких унижений он засыпает на улице и ему снится пансион, в котором он провел свое детство и приятель Ламберт. Оказывается, что приятель ему не привиделся, вскоре Ламберт начинает плести интриги в отношении подростка. После этого Аркадий знакомится со своим законным отцом.

Вскоре законный отец Аркадия умирает, и Версилов получает возможность сочетаться браком с матерью подростка. Но, увы, князь слишком увлечен молодой Ахмаковой, которая не любит его и собирается выйти замуж за барона Бьоринга. Аркадий, в желании спасти отца от неудачного брака и одновременно ревнуя девушку к отцу, просит Ламберта опозорить Ахмакову. Но заговор оборачивается против него, Ламберт крадет наследственную бумагу Аркадия, подменяя ее пустым листом.

Позже Аркадий узнает, что Ламберт, угрожая наследственным документом, а позже и револьвером, вымогает у Ахмаковой деньги. Князь Версилов спасает Ахмакову, оглушая Ламберта и отбирая у него револьвер. Расстроенный Версилов пытается свести счеты с жизнью, однако промахивается и пуля попадает ему в плечо.

После этих событий князь остается с матерью Аркадия, Ахмакова разрывает отношения с бароном Бьорингом, а Подросток поступает в университет.

Еще до того как Достоевский начал «Бесов», он мечтал написать большой роман (или цикл романов) «Житие великого грешника» (более раннее название «Атеизм», 1868—1870), изображающий долгий жизненный путь и идейные искания современного русского человека, его метания между религией и атеизмом на фоне нескольких формаций умственной жизни русского общества XIX в. Замысел этот получил дальнейшее развитие в двух последних романах писателя.

В первом из них, «Подростке» (1875), Достоевский (в противовес «Детству» и «Отрочеству» Льва Толстого) поставил своей задачей обрисовать процесс умственного и нравственного формирования юноши не из дворянской, а из разночинной среды, рано узнающего изнанку жизни и болезненно ощущающего ее социальное «неблагообразие».

Как и в «Бесах», в «Подростке» фигурируют два поколения — «отцы» и «дети». Но облик представителя молодой России обрисован в «Подростке» гораздо более сочувственно, чем в первом романе. Это было свидетельством серьезных внутренних колебаний романиста в оценке русской молодежи и ее идейных исканий.

Не случайно в отличие от «Бесов» и предшествовавших им двух романов, которые были напечатаны в журнале Каткова «Русский вестник», «Подросток» появился в «Отечественных записках», издававшихся духовными вождями революционеров 70-х гг. — другом молодости Достоевского Н. А. Некрасовым и бывшим многолетним оппонентом романиста в журнальной борьбе М. Е. Салтыковым-Щедриным.

«Подросток» — опыт Достоевского в жанре романа воспитания, отмеченный, однако, той же печатью глубокого своеобразия, что и остальные его романы. Это записки юноши-мечтателя, только что вступившего в жизнь и в течение первого года своей духовной самостоятельности переживающего сложный и бурный процесс нравственной борьбы и внутреннего созревания. Достоевский сам определил главную тему этого своего произведения как «беспорядок».

«Беспорядком» отмечены и широко изображенная в романе жизнь русского общества начала 70-х гг., и умственные блуждания самого героя — своеобразного «гадкого утенка», который достигает умственной зрелости и самопознания лишь пройдя через школу соблазнов и тайного порока.

Незаконный сын помещика Версилова и его бывшей крепостной (носящий в то же время имя своего «законного» отца МакараДолгорукого), герой романа уже по своему происхождению является, в понимании автора, олицетворением того «беспорядка», которым отмечена жизнь простого русского человека.

С первых лет своей сознательной жизни Подросток тянется к своему настоящему отцу — Версилову, страстно хочет разгадать тайну этого загадочного для него и для окружающих человека, но постоянно встречает с его стороны отчуждение и отпор.

В то же время уже одинокое детство, проведенное в Москве, в «чужих людях», познакомило Аркадия с ощущением социального неравенства и унижения, выпадающего в окружающем его обществе на долю незаконнорожденного. Вызванный после окончания гимназии родителями в Петербург, гордый и мечтательный Аркадий одновременно обожает и ненавидит Версилова, хочет добиться его любви и признания.

В борьбе с враждебной ему действительностью герой с головой уходит в созданную им, тщательно скрываемую от всех гордую «идею» — стать новым Ротшильдом и с помощью накопленных богатств (которые он сам же глубоко презирает) завоевать могущество и власть над людьми. Вступив в борьбу с обществом, Подросток, как ему представляется, готов воспользоваться даже темными махинациями, насилием и шантажом.

Но, подобно другим центральным героям романов Достоевского, Аркадий — не заурядный «приобретатель», а мыслящий и чувствующий юноша, стремящийся решить для себя основные нравственные вопросы жизни, переживающий лихорадочный процесс внутренних исканий и сомнений. Под влиянием этих сомнений окружающие люди нередко представляются ему обманщиками и мерзавцами, а мир — ареной сильного. Но каждый раз после этого в нем с новой силой вспыхивает вера в жизнь и в управляющие ею светлые моральные начала.

Эта вера, которую поддерживают в герое мать и сестра и которая особенно остро вспыхивает в нем после знакомства с названным отцом Аркадия — крестьянином-странником Макаром, помогает герою после долгой и мучительной борьбы преодолеть яд своих разрушительных сомнений и начать новую жизнь.

Версилова, воплощающего лучшие черты русского дворянства отходящей эпохи, и Подростка, представителя современной молодежи, Достоевский рассматривает в качестве типов двух поколений русского общества, которые, хотя они и разделены взаимным недоверием и враждой, преемственно связаны между собой, идейно и психологически глубоко родственны друг другу.

Мысль о психологической общности, о сходстве исканий «отцов» и «детей» раскрывается в диалогах между Версиловым и его сыном, составляющих основные нервные узлы романа. Психологическая близость отца и сына приводит их после долгих недоразумений к взаимному сближению.

Оба они — несмотря на свои исступленные метания между добром и злом — в конечном счете одержимы, по мысли писателя, одной и той же «русской»тоской по «живой жизни», по общечеловеческой правде и справедливости, призваны к глубокому и искреннему «всемирному болению за всех».

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.


Top