«Азбука общения». Родительское собрание

Организация: МБДОУ комбинированного вида, детский сад «Ёлочка»

Населенный пункт: Республика Хакасия, г. Черногорск

Игру традиционно связывают с детством и списывают её, как деятельность в условной, воображаемой ситуации.

Первая функция игры - развивающая. Одни игры развивают силу, выносливость; другие - ум; третьи - ряд взаимосвязанных качеств. При этом в каждой игре своя иерархия. Так, интеллект необходимо проявлять в любой игре, но в одних он будет второстепенным фактором, в других - главным инструментом успеха.

Вторая функция игры - компенсаторная - основана на том, что игра предстаёт, как иная реальность, выступающая рукотворным оазисом в хаосе реальной жизни. Ребёнка она привлекает возможностью раскрыть способности, которые сложно реализовать во взрослом мире.

Игра обладает терапевтическим потенциалом. Ребёнок «открывает» страхи, переживает запретные для реального взаимодействия эмоции, порой ведёт себя агрессивно, хотя виной обстановке не осмелится на такое поведение. Игрушки как бы замещают самого ребёнка и его окружение, играющий приписывает им свои побуждения. В игре не он, а куклы - злые волшебники, ведьмы - ведут себя плохо.

Игра, как деятельность в условной ситуации возникает тогда, когда ребёнок начинает пользоваться предметами- заместителями, т.е. в полтора - два года. До этого времени его действия носят скорее ориентировочный характер, чем игровой, и направлены на исследование физических свойств предмета. К пониманию функций предмета ребёнок приходит в возрасте одного года - полутора лет. Теперь он использует игрушку уже не как носителя определённых физических свойств, а как средство для достижения определённого результата. Понимание функций предмета даёт ему возможность использовать его, как используют взрослые. Это понимание на третьем году жизни переходит в страстное стремление действовать предметами самостоятельно, как мама или папа. Ведь родители - это первые люди, с которыми малыш идентифицирует и сравнивает себя.

Особенность раннего возраста - сильнейшая идентификация себя с одним из родителей, стремление действовать та, как он. А это уже первый шаг к ролевой игре.

Взрослым ребёнок начинает чувствовать себя уже в два-три года. Первая ролевая игра - это копирование действий мамы и папы, игра, в ходе которой ребёнок выступает по отношению к игрушкам как умелый и опытный взрослый, как мама или папа кормит своих кукол, варит им кашу или суп, укладывает спать, учит умываться, застилать постель. Итог: «Я такой же, как мама (или папа), но самостоятелен». Это первая идентификация открывает путь к самым различным идентификациям в более старшем возрасте, к разнообразным сложностно-ролевым играм.

К трём годам ребёнок уже достаточно хорошо говорит, ходит и бегает. Это даёт ему возможность открывать окружающий мир за пределами семьи. Чувствуя себя такими же «большим» существом, как и окружающие его люди, он примеряет самые разнообразные «взрослые» роли. Своеобразный «девиз» этого возраста: «Я могу быть таким же, как кто угодно другой», «Я могу быть тем, кем я могу себя вообразить.

Игру можно использовать, как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребёнку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.

Непосредственная образовательная деятельность выстраивается в форме игровых ситуаций, побуждающих детей к сближению друг с другом и с педагогом на основе сопереживания и самой ситуации, и её участникам, причём не только тем событиям, которые требуют сочувствия и участия, но и радостным и весёлым событиям.

Что может помочь сформировать у детей игры?

* Коммуникативные способности и качества.

* Умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами.

* Позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие».

* Умение сопереживать - радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений.

* Умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств.

* Умение взаимодействовать и сотрудничать.

Чего желательно ожидать от ребёнка во время занятий?

* Желание принимать в нём активное участие.

* Доброжелательного настроя на занятии.

Что требуется от взрослого во время занятий?

* Терпение (оно вообще, как ни какое другое качество необходимо педагогу).

* Желание играть и верить в игру так, как верит в неё ребёнок.

* Умение принимать всех детей такими, какие они есть.

* Умение выслушивать любой ответ, любое предложение, любое решение ребёнка.

* Способность к импровизации.

И ещё. Может быть, это прописные истины, но как подчас не легко

следовать им в повседневной жизни, а без них контакт с ребёнком

невозможен...

* Помните: каждый человек, в том числе самый маленький, индивидуален, неповторим. Учитывайте это в общении с ним и всячески подчёркивайте.

* Научитесь не сравнивать одного ребёнка с другим, не ставить ни кого, ни кому в пример.

Азбука семейного общения

Где мой папочка? Или как растить сына или дочь одной

Все дети хотят иметь отца. Совсем маленькие пытаются называть папами отцов своих друзей, и часто доводят до слез своих матерей, которые не представляют, как объяснить такому крохе, почему он лишен этого в жизни. Иметь папу или хотя бы знать о нем в равной степени важно как для мальчиков, и для девочек. Тем более, что со всех сторон активно «сыплют соль на рану» и, то и дело, спрашивают: кто твой папа и где он сейчас. Матери не избежать откровенного разговора с ребенком об отце, хотя для женщины, душа которой ранена, это тяжелый разговор.

Когда ребенок впервые задает этот вопрос, его интересует, есть ли у него папа, но постепенно возникают сопутствующие вопросы, уточняющие образ отца и на все приходится отвечать маме.

Как же вырастить сына?

Женщины, поднимающие сыновей в одиночку, часто беспокоятся о том, как правильно их воспитывать, чтобы не вырастить «маменькиных сынков». Еще страшнее получить «маменькиного жениха».

Мать и дочь

Если девочка воспитывается одной матерью, которая ее хотела, в психологическом плане у дочери есть образец для подражания, и она изо дня в день видит, как ведет себя женщина, как одевается, как общается с другими людьми.

Если женщина хотела мальчика, она, возможно, принципиально будет воспитывать свою дочь «пацанкой», у нее вырастет активная деловая женщина, личная жизнь которой, скорее всего, будет неудачной.

Опасность для женщины, воспитывающей ребенка одной заключается еще и в том, чтобы не избаловать его сверх меры. Ребенок привыкает к тому, что он единственный у мамы, центр и смысл ее жизни. Поэтому часто случается, что дети одиноких матерей вырастают не лучшими друзьями, а мучителями.

Желаем успехов в воспитании!

Ольга Теплых
Тренинг для родителей «Азбука общения»

Тренинг для родителей «Азбука общения »

Цель : способствовать преодолению родителями трудностей в общении и взаимодействии с детьми.

Задачи :

Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии с детьми.

Упражнять родителей в построении эффективного общения с детьми .

Продолжительность занятия : 1 час.

Материал : бейджики на каждого участника, ручки на каждого участника, бумага, фломастеры, задания на каждого участника, памятки.

План проведения.

Упражнение «Знакомство» .

- Родителям предлагается оформить свои визитные карточки, где желательно красочно написать свое имя, которым они хотели бы, чтобы их называли другие участники во время занятий. Затем все садятся рядом друг с другом, образуя большой круг, и представляются по очереди.

Вступление.

В последние десятилетия психология сделала ряд замечательных открытий. Одно из них – о значении общения с ребенком для его развития. Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и медицинский уход, но лишен общения со взрослым , плохо развивается не только психически, но и физически : он не растет, худеет, теряет интерес к жизни. И если продолжать сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только полезным, но и вредным. Плохая еда отравляет организм, а неправильное общение «отравляет» психику ребенка, эмоциональное благополучие и его психологическое здоровье ставит под удар.

- «Проблемные» , «трудные» , «непослушные» , «дети с комплексами» , «забитые» – это результат неправильно сложившихся отношений в семье. Практическими психологами открыт был важный факт : оказалось, что большинство родителей , которые обращаются за помощью по поводу трудных детей, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями . На основании этих и других фактов психологи пришли к выводу, что стиль родительского поведения непроизвольно «записывается» в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном детстве, и, как правило, бессознательно.

В нашей стране наиболее известной, доступной по изложению, действенной и полезной книгой является «Общаться с ребенком, как?» Ю. Б. Гиппенрейтер. На нашей сегодняшней встрече мы с вами познакомимся с основными положениями из этой книги».

Практическое упражнение.

Уважаемые, родители сейчас по кругу я предлагаю вам высказаться по следующему вопросу : есть ли у вас проблемы в общении с ребенком , если есть, то какие?

(Ответы родителей )

После того, как все родители высказались , психолог делает вывод о схожести проблем, которые возникают у родителей в общении с детьми . Затем раздает памятки «Общаться с ребенком, как?» , где отражены основные принципы общения с ребенком .

Обращается внимание родителей на первый принцип «Безусловное принятие ребенка» .

Родителям задается вопрос :

Что такое, по вашему мнению, безусловное принятие ребенка?

(Ответы родителей )

Безусловное принятие ребенка – это значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть.

Не редко можно услышать от взрослых такое обращение к ребенку : «Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой, то я буду тебя любить» или «Не жди от меня хорошего, пока не перестанешь лениться…» В этих фразах ребенку прямо сообщают, что его принимают условно, что его любят, «только, если» .

Давайте посмотрим, насколько Вам удается принимать своих детей.

Диагностика.

Родителям предлагается закрыть глаза и вспомнить сколько раз за предыдущий день они обратились к своему ребенку с эмоционально положительным высказыванием (радостным приветствием, одобрением, поддержкой) и сколько раз – с отрицательным (упреком, замечанием, критикой) .

Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями – показать, научить, направить – ему не поможешь. В таких случаях лучше всего его послушать. Следующий принцип, с которым мы с вами познакомимся, называется активное слушание – это значит «возвращать» ребенку в беседе то, что он поведал, при этом обозначив его чувство. Понять это нам помогут следующие ситуации.

Решение проблемных ситуации.

1. Мама сидит в парке на скамейке, к ней подбегает ее 3-х летний малыш в слезах : «Он отнял мою машинку!» .

2. Мама с 5-ти летней дочкой собираются гулять; мама говорит, что нужно одеться потеплее, на улице холодно, но дочка капризничает и не хочет надевать «эту уродскую шапку» .

(Родителям предлагается высказаться, как бы они поступили, что бы сказали в этих ситуациях)

Затем предлагаются правильные фразы :

1. Ты очень огорчен и рассержен на него.

2. Тебе она очень не нравится.

Если вы хотите послушать своего ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Если ребенок маленький, присядьте около него, можно слегка притянуть ребенка к себе, или придвинуть свой стул к нему поближе.

Если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует ему задавать вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме. Дело в том, что фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия. Также в беседе важно «держать паузу» . После каждой вашей реплики лучше помолчать. В вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство.

Вы меня, уважаемые родители , можете спросить : «А как же быть с нашими чувствами? Мы же тоже люди, мы устаем, сердимся, волнуемся и обижаемся. Нам тоже бывает трудно с детьми. А кто нас будет слушать?» Так вот в таких случаях очень хорошо помогают «Я-сообщения » или «Я-высказывания» . Что это такое? Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении. «Я-сообщения » содержат личные местоимения : я, мне, меня.

1. Сообщаем о своем чувстве от первого лица («Я расстраиваюсь…)

2. Говорим о причине негативного чувства, в обобщенной форме (когда дети не убирают за собой игрушки после игры)

3. Говорим о своем желании, пожелании, действии для ребенка …я бы хотела, чтобы после игры ты клал все игрушки на свое место»)

Упражнение «Мой идеальный ребенок» .

Психолог предлагает родителям назвать себя от третьего лица и рассказать о своем ребенке в положительном ключе, а нежелательные (по мнению родителей ) качества ребенка перевести по ходу рассказа, в положительные, также можно назвать качества, которых пока еще нет у ребенка, но они обязательно сформируются. Например : «У Натальи Ивановны есть замечательный сын Максимка. Он очень добрый мальчик, помогает маме мыть посуду. Дружно играет с ребятами в детском саду, он лидер, всегда придумывает новые игры, и уже лучше слушается взрослых, он стал

Завершение.

Хотелось бы от вас услышать ваше мнение о том, что понравилось? Что запомнилось? Что возьмите себе на заметку и в практику общения со своим ребенком ?

Литература :

Шипицына Л. М. и др. Азбука общения : Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (3-6 лет)

Издательство : Детство-Пресс, 2010 г.

Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как?. - АСТ, Астрель, Харвест, Москва. ; 2008. – 83 с.

КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ

«МЕНЯЛКИ»

Цель. Развивать коммуникативные навыки, активизировать детей.

Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего - тот выносит свой стул за круг. Получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются местами те, у кого… (светлые волосы, часы и т.п.)». После этого имеющие названный признак быстро встают и меняются местами, а водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.

«Мост дружбы»

Инструктор просит детей образовать пары, придумать и показать какой- нибудь мостик (при помощи рук, ног, туловища). Например, соприкоснувшись головами или ладошками. Затем он спрашивает, кто из детей хотел бы построить мостик втроем, вчетвером и т. д., до тех пор, пока будут находиться желающие. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, поднимают их вверх, изображая « Мост дружбы».

«ПЕРЕДАЙ МЯЧ»

Цель. Снять излишнюю двигательную активность.

В кругу, сидя на стульях или стоя, играющие стараются как можно быстрее передать соседу мяч, не уронив его. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, предложив детям играть с закрытыми глазами или одновременно с несколькими мячами.

«ЗЕВАКА»

Цель. Развивать произвольное внимание, быстроту реакции, формировать умение управлять своим телом и выполнять инструкции.

Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (звук колокольчика, погремушки, хлопок руками, какое-нибудь слово) останавливаются, хлопают четыре раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное (оговоренное заранее) слово песни.

«СЛУШАЙ КОМАНДУ»

Цель. Развивать внимание, произвольность поведения.

Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: «Положите правую руку на плечо соседа») и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии и хорошо слушать, и выполнять задание.

Игра поможет воспитателю сменить ритм действий расшалившихся ребят, а детям - успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.

«ЗАПРЕЩЕНО ДВИЖЕНИЕ»

Цель. Учить играм с четкими правилами, которые организуют, дисциплинируют, сплачивают, развивают быстроту реакции и вызывают эмоциональный подъем.

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается движение, которое нельзя выполнять. Тот, кто нарушит этот запрет, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной запрещенной, например цифры 5. Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).

«СЛУШАЙ ХЛОПКИ»

Цель. Тренировать внимание и контроль двигательной активности.

Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другу позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

«ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ»

Цель. Снять мышечное напряжение, развивать умение переключать внимание.

Дети по сигналу ведущего начинают хаотично передвигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути (возможно, кто-либо из детей захочет поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом: один хлопок - здороваемся за руку; два - здороваемся плечами; три хлопка - здороваемся спинами.

Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст ребенку почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре помогает избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

«КОСТЕР»

Дети садятся на ковер вокруг «костра» и выполняют соответствующую команду инструктора. По команде (словесной инструкции) «жарко» дети должны отодвинутся от «костра», по команде «руки замерзли» - протянуть руки к «костру», по команде «ой, какой большой костер» - встать и махать руками, по команде «искры полетели» - хлопать в ладоши, по команде «костер принес дружбу и веселье» - взяться за руки и ходить вокруг «костра». Затем игра выполняется с ведущим ребенком.

«КОМПЛИМЕНТ»

Дети садятся в круг. Каждый участник говорит соседу справа (или слева) фразу, которая начинается со слов: «Мне нравится в тебе…». Упражнение помогает ребенку увидеть свои положительные стороны и почувствовать, что он принимаем другими детьми.

«СОРОКОНОЖКА»

Участники группы встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде инструктора «сороконожка» начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями и т.д. Главная задача участников - не разорвать цепочку и сохранить «сороконожку».

«Приветствие »

Дети разбиваются на пары и по команде инструктора быстро здороваются друг с другом разными частями тела: правая рука с правой рукой, нос с носом, пятка с пяткой, спина со спиной, ухо с ухом и т. д. Дети могут поменять несколько партнеров.

«ЛАДОНЬ В ЛАДОНЬ»

Дети разбиваются на пары, прижимают ладошки друг к другу и таким образом двигаются по комнате, в которой можно установить различные препятствия. Каждая пара должна их преодолеть, не разъединяя ладошек.

« Волшебная палочка »

Игра проводится стоя в кругу. Ведущий просит назвать дни недели по порядку. Ребенку дается палочка и задание: «Называй, начиная со среды».

Валеологические игры

«СКАЖИ ЛАСКОВО»

Цель. Учить детей использовать слова в уменьшительно-ласкательной форме.

Рука - ручка, нога - ножка, плечо - плечико, нос - носик, волос - волосик и т.п.

«ДОСКАЖИ СЛОВО»

Цель. Уточнить, для чего нужны разные части тела.

Ведущий начинает предложение, дети заканчивают.

«Головой мы что делаем? (Думаем!)

Ушами мы что делаем? (Слушаем!)

Глазами…, носом…, ртом…, руками…,

Пальцами…, ногами…» и т.п.

«НЕ ПЕРЕПУТАЙ»

Цель. Игра развивает быстроту реакции, внимание. Закрепляет название различных частей тела, лица, головы.

Ведущий объясняет участникам правила игры - при слове «нос» нужно дотронуться до носа, при слове «лоб» - до лба и т.п. Второй вариант игры усложнен запутыванием.

«ОДИН - МНОГО»

Цель. Закрепить умение детей называть части тела во множественном числе.

Ведущий: «У меня один, у вас (много)

У меня рука, у вас (руки),

У меня нога, у вас (ноги),

У меня плечо, у вас (плечи),

У меня нос, у вас (носы),

У меня волос, у вас (волосы),

У меня палец, у вас (пальцы)» и т.п.

«ЗНАЮ ЛИ Я ЧАСТИ СВОЕГО ТЕЛА?»

Цель. Уточнить знают ли дети части своего тела и где они находятся. Определяют ли количество частей тела.

  1. Ведущий предлагает детям показать на себе те части тела, которые он назовет.
  2. Ведущий молча дотрагивается до каких-либо частей тела, дети должны их назвать.
  3. Определение количества частей тела: глаз (два глаза), ухо (два уха), нога (две ноги), нос, губа, затылок.

«НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ»

Цель. Игра развивает быстроту реакции, внимание, умение держать информацию в памяти и правильно выполнять задания.

Играющие становятся попарно в круг, ведущий находится в его середине. По команде ведущего «лицом к лицу» игроки в каждой паре поворачиваются лицом друг к другу. По команде «спиной к спине» - становятся спиной друг к другу. По команде «меняйтесь в парах» - каждый ищет себе другого партнера. В это время ведущий старается встать с кем-нибудь в пару. Тот, кто останется без пары, становится ведущим.

«ПЕСЕНКА СТРЕКОЗЫ»

Цель. Развитие координации движений.

Дети становятся в круг, произносят хором стихотворение, сопровождая слова движениями:

«Я летала, я летала,

Устали не знала

(дети плавно взмахивают руками)

Села, посидела,

Опять полетела.

(опускаются на одно колено)

Я подруг себе нашла,

Весело нам было.

(вновь делают летательные движения руками)

Хоровод кругом вела,

Солнышко светило»

(берутся за руки и водят хоровод)

Все играющие, кроме одного, образуют круг. Водящий становится в центр круга. Дети идут по кругу вправо, влево.

«Вот построили мы круг,

Повернемся разом вдруг.

А как скажем: «Скок, скок, скок!»

Говорит один ребенок, после этого водящий открывает глаза и отгадывает, кто сказал слова. Если отгадывает, то тот, кто говорил, становится водящим.

«ТИШИНА»

Дети идут в обход площадки в колонне по одному и говорят:

«Тишина у пруда.

Не колышется вода,

Не шумят камыши,

Засыпайте, малыши».

На последние слова останавливаются, приседают, наклоняют голову и закрывают глаза на 10 секунд. Присев, нужно не шевелиться и соблюдать тишину. Нарушивший это правило становится в конец к олонны.

«УГАДАЙ СЛОВО»

Игра проводится с мячом, который предается друг другу. Ведущий называет первый слог, ребенок должен продолжить: «Ка (-пуста), кар (-тофель), чес (-нок)»

«ВЕСЕЛАЯ ПЧЕЛКА»

Цель. Научить детей «направлять» дыхание на определенный участок тела.

Вдох свободный, на выдохе произносим звук «з-з-з». Представим, что пчелка села на нос, руку, ногу и т.п.

«Я -РЕБЕНОК»

Я - ребенок, ты - ребенок.

У меня - нос, у тебя - нос

(каждый указывает сначала, на свой нос, затем на нос партнера)

У меня гладкие, у тебя гладкие

(указывают на щеки)

У меня сладкие, у тебя сладкие

(указывают на губы)

Я твой друг и ты мой друг

(показывают на себя, потом на партнера)

Мы любим друг друга!

Консультация для родителей «АЗБУКА ОБЩЕНИЯ»,

развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.

Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки! Вы – первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.

Сколько бы мы ни прожили, мы все равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье: даже убеленный сединами ветеран продолжает ссылаться на «то, чему меня учили дома», «чему учила меня моя мать», «что мне показал отец».

Малыш всему учится в общении со взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает ребенка к вычленению смысла слов.

«Годы чудес» - так называют ученые первые пять лет жизни ребенка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека.

Каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стремиться его понять. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном общении. Очень немногие среди нас умеют по-настоящему хорошо слушать других людей, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Требуется определенное умение и известные усилия, чтобы сочетать общение с внимательным наблюдением и слушанием. Не меньшее значение имеют способности слушать и понимать самого себя, то есть осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими.

И всему этому надо учиться. Умение не приходит к человеку само собой, оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение. Однако вы как первые учителя своего ребенка можете во многом помочь ему в этом нелегком труде, если начнете прививать навыки общения уже в самом раннем возрасте.

Родители должны обеспечить своему ребенку наиболее благоприятные условия для его реализации в этом направлении, а для этого запомните следующее:

· Для ребенка вы являетесь образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами. Ваш ребенок будет говорить так, как его домашние. Вам, наверно, приходилось слышать: «Да он разговаривает точь-в-точь как его отец!»

· Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать.

· Речь ребенка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание, читают ему.

· Вам принадлежит исключительно активная роль в обучении вашего малыша умению думать и говорить, но не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребенку.

· Нужно обеспечить ребенку широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира. Это позволит ему больше узнать о доме и местах, удаленных от него.

· Следует уделять ребенку больше времени, так как в раннем детстве влияние семьи на речевое развитие, приобщение ребенка к жизни общества является решающим. Именно в эти годы закладываются основы уверенности в себе и успешного общения вне дома, что способствует дальнейшему продвижению ребенка в школе, в компании сверстников, а в дальнейшем – и на работе.

· По возможности нужно присоединяться к ребенку, когда он смотрит телевизор, и стараться узнать, что его интересует, обсуждать увиденное.

· У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для себя и для ребенка реальные цели.

· Старайтесь, чтобы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений, но не терзайтесь, если вы не в состоянии выполнить все его просьбы и желания.

· Нужно помнить, что дети больше всего любят учиться, даже больше, чем есть конфеты, но учение – это игра, которую нужно прекращать прежде, чем ребенок устанет от нее. Главное чтобы у ребенка было постоянное ощущение «голода» из-за недостатка знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей:"Общение воспитателя с ребенком в период адаптации"

Эта статья поможет воспитателям в работе с детьми раннего возраста,а именно в период адаптации малышей....

Консультация для педагогов "Общение детей дошкольного возраста с родителями"

Развитие общения с возрастом, определение уровня развития общения, компенсация возможных недостатков общения, виды и формы общенгия....

Консультация для родителей «Общение со вторым ребенком в вашей семье»

Если у вас в семье два ребенка, ваше вербальное и невербальное общение со вторым из них будет отличаться от общения с первым. Следующие рекомендации помогут вам улучшить свое общение со вторым ребенко...


Top