Что такое турбийон. Что такое часы с турбийоном, принцип действия механизма часов турбийон

Анна Любимова 11 сентября 2018

Эффектное французское слово tourbillon – это обозначение не менее эффектного часового механизма, который в переводе означает «вихрь». Фактически, турбийон в наручных часах сейчас уже не столь актуален, поскольку был придуман более двух веков назад, когда джентльмены носили часы в нагрудных карманах. Суть этого гениального изобретения состояла в том, чтобы компенсировать неточность часового механизма, на который влияла земная гравитация, причем исключительно в вертикальной плоскости.

Даже сейчас этот незаурядный механизм не только продолжает выполнять свои прямые функции , хотя уже разработаны и более современные методы корректировки хода часов, но также служит мерилом статусности и высокого социального уровня хозяина столь незаурядного хронометра, символизируя владение эксклюзивным и необычным предметом.

Турбийон в часах – что это такое и как он работает?

Что такое турбийон, спросите вы? Это устройство, которое нейтрализует земную гравитацию, влияющую на хронометр.

Часы с турбийоном

На часовой механизм воздействуют силы притяжения. В результате дисбаланса происходит значительная погрешность в ходе часового механизма. Чтобы нивелировать действие притяжения и обеспечить точность, используется специальная конструкция. Это микроплатформа, которая вращается вокруг своей оси с частотой одного оборота в 60 секунд. С помощью встроенного колеса баланса и механизма спуска динамично меняется положение центра тяжести относительно поля гравитации.

В пределах минуты часы и спешат, и отстают. Таким образом, осуществляется компенсация гравитационной погрешности хода часового механизма

Маленький ураган

Механизм часов турбийон – очень красивая и выразительная часть хронометра, придающая дизайну модели индивидуальность и магическую экстравагантность. Это одно из усложнений, которое обеспечивает точность хода часового механизма в пределах+1/-2 секунд в сутки.

Такие часы стоят дорого, поскольку миниатюрный механизм содержит множество деталей, которых в некоторых моделях насчитывается до сотни, а сборка – дело кропотливое и требует профессионального мастерства. Кроме того, настройка и регулировка миниатюрного механизма турбийона – дело времязатратное, и хотя часы с турбийоном в настоящее время уже не входят в разряд диковинок, настоящие фирменные модели престиж-класса выпускаются ограниченными тиражами.

Часы с турбийоном престиж-класса

Обращаясь к истории…

В 1795 году французским часовщиком швейцарского происхождения Абрахамом Луи Бреге, который стал основателем известной часовой марки Breguet, был сконструирован революционный на ту эпоху механизм турбийона, обеспечивающий точность хода часов в вертикальном положении. В 1801 году Бреге запатентовал изобретение.

В виду сложности ручной сборки и настройки часов с турбийоном, дело это считалось под силу лишь самым искусным мастерам. Такую вещь могли позволить себе приобрести истинные ценители коллекционных часов и очень состоятельные люди. Поэтому в течение почти 200-та лет было выпущено сравнительно немного моделей. Во второй половине 20-го века, когда развитие микротехнологий происходило особенно интенсивно, и стала доступна автоматизация процессов, часы с турбийоном снова возродились. В частности фирма Progress выпустила сверхточный tourbillion под названием Preciplus.

Blancpain турбийон

Также стоит отметить и компанию Blancpain, которая еще в 1989 году выпустила так называемый «парящий вихрь» – каретка турбийона отлично просматривается из-за отсутствия загораживающих деталей, а направляет ее движение миниатюрный шарикоподшипник. Также накануне 21 столетия ею был создан хронометр с несколькими усложнениями – турбийон уживался с хронографом, автоподзаводом, 192-часовым запасом хода и вечным календарем.

Турбийон в современных моделях

Как упоминалось выше, механизм турбийона осуществляет калибровку часового механизма лишь в вертикальном положении. Современные часы в процессе эксплуатации все чаще принимают как вертикальное, так и горизонтальное положение в пространстве. Поэтому одним из революционных предложений стали двухосевые мужские механические часы с турбийоном, механизм которых был умещен в компактный корпус Френком Мюллером.

Мужские механические часы с турбийоном

На самом деле идея корректировки хода в двух плоскостях была предложена еще в 1978 году английским физиком Энтони Ренделлом, но заслуга Мюллера состоит именно в умении уместить этот трехмерный механизм в плоскость наручных часов.

Двухосевой турбийон, который занимает традиционное положение на отметке «6» – это две вложенные друг в друга плоскости-каретки, которые вращаются вертикально и горизонтально. При этом два индикатора, занимающие позиции «5» и «7», отсчитывают 8-минутный и 60-секундный интервалы соответственно.

Первый определяет интервал, в течение которого «тельце» турбийона совершает полный круг в плоскости, перпендикулярной циферблату

В 2004 году на смену модели Revolutuion 2 пришла новая трехосевая Revolutuion 3.

В настоящее время наиболее известны швейцарские часы с турбийоном. Среди именитых часовых мануфактур стоит выделить Patek Philippe, Jaeger-LeCoultre, Breguet, Corum, Jorg Hysec, Audemars Piguet. Модели этих брендов, как правило, содержат ряд дополнительных усложнений, корпуса выполнены из драгметаллов, отличаются компактными габаритами и небольшой толщиной. Поскольку этот необычный механизм обладает завораживающим эффектом – его делают доступным для видимости через прозрачные окошки корпуса.

Швейцарские часы с турбийоном

В 2003 году Piaget выпустила часы с трехплатформенным турбийоном, размещенным на отметке «12», толщиной всего в 3,5 мм, который помещен в корпус из белого и розового золота. Компания Corum прославилась моделью Tourbillon Saphir 999 с турбийоном в гладком корпусе из платины 999,99 пробы, который отлично просматривается через прозрачный сапфир. Модель же X-Ray бренда Jorg Hysek, напротив, преподносит турбийон, как органично вписанное в хайтековский стиль усложнение, не акцентируя на нем особого внимания, тем самым пророча, что в будущем это устройство станет таким же привычным как ныне автоподзавод. Но самый совершенный механизм турбийона, запас хода которого заявлен в 240 часов, предложила компания Patek Philippe, представив ценителям модель Ref. 5101P 10 Day Tourbillon. Примечательно, что сам механизм упрятан под циферблат, впрочем, рассматривать его можно через прозрачное сапфировое стекло позади корпуса.

Часы Ref. 5101P 10 Day Tourbillon

Сколько стоят часы с турбийоном?

Стоимость часов зависит от бренда, страны-производителя, а также от того, новая это или подержанная модель. Часы, выпускаемые небольшими тиражами, относят к элит-классу не только в плане дизайна, материалов, функционала и наличия дополнительных усложнений, но и стоимости.

Швейцарские бренды практически все хронометры оснащают «вихревым» механизмом. Модели, относящиеся к разряду «grande complication», выпускаемые фирмами Jaeger-LeCoultre и Patek Philippe, кроме «урагана», славятся наличием индикации звездного времени, минутного репетира, вечного календаря. Отдельно стоит остановиться на самой дорогой модели в мире Sky Moon Tourbillon, стоимость которой определяется в 1 млн. 200 тыс. евро.

Sky Moon Tourbillon

Модели королевского класса

Одними из самых дорогих и престижных признаны часы Jaeger-LeCoultre – модель Reverse Gyrotourbillon из белого и розового золота, их стоимость составляет от 245 тыс. евро. Она также оснащена функциями индикации солнечных восхода и захода, звездного времени, календарем. Продукция марки Patek Philippe также оценивается от 150 тыс. евро. Известную модель Royal Oak компании Audemars Piguet можно приобрести за 100 тыс. евро, а не новую за 85 тыс.

Немецкая мануфактура Moritz Grossmann предлагает модель Benu Tourbillon из белого золота с турбийоном за 168 тыс. евро.

Benu Tourbillon из белого золота с турбийоном

Знаменитая Breguet, которая в настоящий момент объединила усилия с Swatch Group, предлагает престижные модели премиум-класса по цене от 300 тыс. евро. В то же время часы с турбийоном этого бренда можно приобрести и от 70 000 евро, а ношенные от 40 тыс.

Доступные часы с турбийоном

Значительно уступают по стоимости часы мануфактуры Frederique Constant, новые модели которой могут быть приобретены за 30 тыс. евро, а подержанные от 20 тыс. В золотом корпусе – до 40 тыс. евро. Хронометры Zenith El Primero оцениваются в рамках 35-45 тыс. евро, а модели знаменитой коллекции Portugieser компании IWC (International Watch) приобретут нового владельца за 40 тыс.

Хронометры Zenith El Primero

Альтернатива Европе

Сравнительно дешевые китайские часы можно приобрести у известных восточных марок – Sea-Gul, Fiyta, Beiging Watch Factory, гонконгской Longio Watch. Стоят хронометры с турбийоном на порядок ниже европейских аналогов гигантов-производителей. Приобретение реплик, которые собираються на азиатских фабриках с использованием запчастей и технологий оригинального производителя, уступают в цене и престиже, но по уроню качества вполне занимают достойные позиции.

Дешевые китайские часы с турбийоном

Мануфактура Sea-Gul прославилась механизмами ST8000 и флагманом Perpetual, а также моделью с двухплоскостным турбийоном ST8080 GB. Приобрести часы с «вихрем» этого производителя можно в пределах 5-30 тыс. долларов, в зависимости от материала корпуса и наличия одно- или двухплоскостного механизма.

Своеобразные модели в стиле авангарда и хай-тек предлагает компания Fiyta, цены на которые в диапазоне 3-50 тыс. долларов. В стиле аристократизма и утонченности представлены на рынке модели хронометров Beiging Watch. А знаменитые часы Telamon мануфактуры Longio Watch с внушительным дизайном характеризуется запасом хода в 65 часов и водозащитой на глубине 1 км.

Стоимость их около 8 тыс. долларов, в то время как другие модели производителя стоят дешевле – от 2000

Российские часы с турбийоном не встретить ни на отечественном, ни на мировом рынке, по той простой причине, что они не производятся. Возможно, лишь в частном порядке часовых дел мастера готовы заниматься этим кропотливым трудом. Например, нельзя не упомянуть Александра Миляева, который собственноручно изготовил миниатюрные запчасти и собрал самостоятельно часы с турбийоном. На это ушло несколько лет и до сих пор мастер не готов поставить точку в своем коллекционном часовом экземпляре, продолжая его усовершенствования.

Для милых дам

Подавляющее большинство часов с усложнениями, коим является и пресловутый турбийон, предназначены для джентльменов. Тем не менее, компания Breguet, носящая имя своего основоположника и изобретателя турбийона, не забыла и о прекрасной половине человечества. Женский хронометр с турбийоном Classique Grande Complication изменил калибр, корпус стал компактнее и тоньше на несколько миллиметров. Поскольку габариты корпуса уменьшены, турбийон просматривается практически на весь циферблат. Часы выполнены из белого золота и инкрустированы 73-мя бриллиантами.

Хронометр с турбийоном Classique Grande Complication

Элегантные женские модели представлены в коллекциях Jules Audemars и Millenary компании Audemars Piguet, в линиях Tourbillon, Tourbillon Chronograph и Sceleton Tourbillon, выполненные из белого золота и украшенные бриллиантами. Цена этих моделей составляет от 190 до 480 тыс. долларов. Оригинальные хронометры престиж-класса предлагаются в коллекции Women`s Collection компанией BlancPain, а также в коллекции Dimier мануфактуры Bovet. В зависимости от начинки и используемых материалов, цены могут быть значительно ниже и доступнее.

Часы Tourbillon Chronograph

Несмотря на современные высокоточные технологии и программное управление, хронометры с турбийоном по-прежнему остаются в дефиците. Это касается, прежде всего, подлинных марок, выпускаемых всего лишь в количестве нескольких десятков в год, а то и меньше. Владение столь шикарной вещью позволить себе могут только самые состоятельные личности, к тому же именитые мануфактуры придирчиво относятся к выбору клиентуры.

И хотя сам по себе механизм турбийона далеко не представляет сейчас единственное средство для точности хода часов, в нем заложен исторический и глубинный смысл, олицетворяющий аристократизм, престиж и шик . Именно поэтому такие часы выпускаются ограниченными партиями, как редкие коллекционные вещи для избранных.

Турбийон является одной из самых сложных часовых компликаций наряду с минутным репетиром и вечным календарем. Но если механизмы последних обычно спрятаны от посторонних глаз, то турбийон обычно делают видимым для обзора, он является замечательным украшением часов.

Предыстория

В течение всей истории развития часов мастера стремились сделать их более точными и надежными. Это достигалось использованием более совершенных регуляторов хода, использованием машинной обработки деталей, оптимизацией конструкции узлов и деталей. В конце 18 века, когда уровень механизации значительно вырос, и часы стали массовым продуктом, перед часовыми мастерами как никогда остро стояла проблема повышения точности переносных часов. Если с напольными хронометрами проблема была практически решена – погрешность высокоточных маятниковых механизмов составляла доли секунд в сутки, то для создания прецизионных карманных часов требовалось приложить титанические усилия.

Дело в том, что в отличие от стационарных, карманные часы могут находиться в различных положениях, правда, преимущественно в близких к вертикальному. При этом неточно изготовленный баланс имеет некоторое смещение массы от геометрического центра. Под воздействием сил гравитации эта небольшая погрешность в различных положениях часов может прибавляться или вычитаться. Изменение массы баланса влияет на его амплитуду, а, следовательно, и на точность хода. Поэтому такие часы в различных положениях начинают убегать или отставать. Это называется позиционной ошибкой. Для изготовления более точных приборов времени требовались прецизионные станки, дополнительные утомительные регулировки деталей часов. Диагностического оборудования тоже не было, поэтому увеличение точности часов было весьма сложной задачей.

Заслугой Бреге является то, что он пошел по другому пути. Он определил, что если часы сначала подержать в одном положении, когда они, к примеру, немного спешат, а затем в другом положении, когда они немного отстают, то часы накопят разницу этих погрешностей. При определенных положениях разность этих погрешностей равна нулю. То есть часы, находясь в различных положениях, как бы компенсируют сами себя. Основной проблемой было то, что часы находились в различных положениях различное время. Если бы владелец держал часы в разных положениях одинаковое время, то погрешности бы взаимно компенсировались. Естественно заставить владельца часов выполнять такую процедуру глупо, однако можно переложить эту работу на механизм часов. Если заставить вращаться балансовый регулятор, то находясь в различных положениях он будет в каждой точке или спешить, или отставать. При полном обороте все позиционные погрешности взаимно скомпенсируются. Для лучшей компенсации требуется, чтобы балансовый регулятор находился в различных положениях как можно чаще.

История турбийона

Турбийон (с французского вихрь) появился чуть более 200 лет назад благодаря Абрахаму Луи Бреге. Он изобрел его еще в 1795 году, а уже в 1801 году Бреге запатентовал конструкцию, в которой балансовый регулятор находился на специальной платформе, вращающейся со скоростью один оборот в минуту. Эта платформа вращалась в осях и стала называться кареткой. Эта конструкция и по сей день считается традиционной. Прецизионность изготовления деталей не улучшилась, однако точность часов за счет самокомпенсации позиционных ошибок незначительно подросла.

Во времена Бреге и позже шли ожесточенные споры о полезности данного устройства. Действительно, в горизонтальных положениях, когда все точки обода баланса находятся в плоскости, перпендикулярной вектору приложения сил гравитации, эффект от турбийона, скорее отрицательный — лишние детали механизма создают дополнительное сопротивление действию пружины, зазоры в осях каретки, ее неуравновешенность могут создать дополнительные погрешности хода. В вертикальных положениях устройство работало только тогда, когда часы владельца находились в различных положениях. То есть сразу можно предположить, что в часах, у которых баланс находится лишь в одном вертикальном положении (например настольных), турбийон может оказаться абсолютно ненужным устройством, лишь снижающим надежность механизма в целом. Видимо эти споры, да и дороговизна изготовления турбийона, сделали его игрушкой для богатых на весьма долгое время.

После смерти Бреге лишь немногие мануфактуры продолжали выпускать турбийоны. Наиболее известными стали часы от компании Girard Perregaux с тремя золотыми мостами. Также выпускали турбийоны компании Patek Philippe, Ulysee Nardin, Urban Jurgensen, Du Bois et Comp. Из недорогих компаний прославились Mobilis, Invicta, Waterbury Watch Co.

Ситуация начала меняться лишь в конце 20 века. Впервые за почти 200 лет в конструкцию турбийона стали вносить из-менения. С учетом современных возможностей компьютерного проектирования и автоматизированного изготовления деталей механизмов появились конструкции, практически неосуществимые раньше.

Устройство и виды турбийонов

Турбийон состоит из баланса, анкерной вилки и анкерного колеса, расположенных на специальной вращающейся площадке — каретке. Триб анкерного колеса вращается вокруг намертво закрепленного на платине секундного колеса, заставляя все устройство вращаться вокруг своей оси. При этом на каретке закреплено намертво колесо или триб, с помощью которого передается энергия от пружины к балансу, а также вращение каретки через колесную передачу превращается во вращение стрелок. Несмотря на то, что сам Бреге турбийоном называл лишь конструкцию, в которой геометрические центры каретки и баланса совпадали, сейчас турбийонами также называют и конструкции, в которых ось баланса смещена ближе к краю каретки (например в Blancpain или в китайском турбийоне).

Наиболее известны два типа турбийона, различаемых по типу каретки: традиционный и парящий. У первого каретка закрепляется в механизме с двух сторон — она имеет оси сверху и снизу. Недостатком (или особенностью) данной конструкции является наличие перекладины (моста) над кареткой, немного загораживающей обзор последней. Для устранения этой особенности создали турбийон с кареткой, закрепленной с одной стороны. Теперь сверху ничто не мешает любоваться этим великолепным устройством. Однако такая конструкция стала несколько сложней, да и надежность ее немного снизилась. Закрепленный в одной точке турбийон стал более чувствителен к ударам. Как разновидность парящего турбийона можно назвать наиболее сложный в изготовлении центральный турбийон, когда каретка находится строго по центру циферблата. Такими моделями может похвастаться Omega и Beat Haldimann H1 Flying Central Tourbillon.

Особенность турбийона вращаться раз в минуту делает его удобным для использования вместо секундной стрелки. При этом в традиционном турбийоне стрелка крепится к продолжению оси каретки, а в парящем турбийоне верхняя часть сделана в виде секундного указателя. В настоящее время модно верхнюю часть каретки украшать драгоценными камнями. Такие модели можно встретить у Zenith и Van Der Bauvede.

По скорости вращения каретки турбийоны делятся на карусельные, минутные и полуминутные. Наиболее распростра-ненными и сложными считаются минутные турбийоны. Однако для их создания требуется высочайшая квалификация. Именно поэтому лишь наиболее сильные производители способны включить в модельный ряд часы с турбийоном. До сих пор лишь несколько мануфактур способны изготавливать свои механизмы. Поэтому часы выпускаются лишь не-большими лимитированными сериями. Наиболее сильными считаются мануфактуры Breguet, Patek Philippe и Audemars Piguet. Имеют свои калибры компании Jaeger LeCoultre, Vacheron Constantin, A. Lange&Sohne, Nouvelle Lemania, Girard Perregaux, Piaget, Ulysse Nardin и некоторые другие производители. Многие именитые компании все же не в силах сами разработать турбийон, поэтому они обращаются за помощью в специальные ателье или к независимым часовым мастерам. Остальные довольствуются переделкой чужих калибров.

Карусельная конструкция, изобретенная в 1892 году мистером Бонниксеном встречалась в недорогих механизмах начала 20 века. Скорость вращения в них была 52,5 минуты, 59 минут и 60 минут. Встречались карусельные турбийоны и с другими скоростями, например 4-5 минут. Для получения такой скорости вращения в каретку помещалось еще одно промежуточное колесо, входящее в зацепление с анкерным. К изготовлению такой конструкции предъявлялись меньшие требования, а следовательно она была более дешевой. В начале 20 века Американская часовая компания Waterbury изготавливала часы, в которых скорость вращения механизма равнялась одному часу. Поэтому к платине механизма неподвижно крепилась минутная стрелка. Часы были весьма оригинальной конструкции и относились к популярным в то вре-мя «долларовым» часам – самым недорогим часовым изделиям. В наши дни часы с устройством, наиболее близким к карусели выпустила компания Ulysee Nardin. В модели Freak весь механизм выполнен в виде минутной стрелки, совершающей оборот, как и положено, один раз в час. Часовая стрелка закреплена на специальном сапфировом диске, размещенном под механизмом.

Тридцатисекундный турбийон пока представила лишь компания Parmigiani.

Тенденции в развитии турбийонов

Если раньше турбийон был весьма дорогим и престижным устройством, то в последнее время наметилась тенденция к уменьшению стоимости часов с турбийоном. Большую лепту в это вложила компания Progress (ныне STT), сделавшая турбийон чуть ли не массовым продуктом. Стоимость часов на базе этого весьма неплохого механизма стала начинаться от 16 тысяч евро. Следующим шагом стало представление в 2000 году на Гонконгской выставке китайского турбийона. Сейчас часы на базе этого неплохого, хоть и сыроватого механизма можно приобрести за сумму от одной тысячи долларов США.

Очень долгое время часы с турбийоном были только с ручным заводом. Только в 1986 году компания Audemars Piguet выпустила калибр с автоматическим заводом. Пятью годами позже появилась версия с индикатором запаса хода. В наши дни все чаще появляются часы, сочетающие различные компликации, например: турбийон, сплит-хронограф и минутный репетир.

В настоящее время также выпускаются модификации турбийонов. Наиболее интересными из них можно назвать турбийон, вращающийся в трех плоскостях, и резонансный турбийон. Первый создан для наручных часов, в которых сами часы могут находиться в любом положении. Турбийон состоит из двух кареток — одна в другой. Внутренняя каретка традиционной конструкции, а наружная каретка позволяет первой каретке вращаться в перпендикулярной плоскости. В 2003 году такую модель представила компания Frank Muller. Появилась такая модель и у Jaeger LeCoultre.

Компания Patek Philippe выпустила уникальную модель часов с турбийоном и десятидневным резервом хода. При разработке калибра сама компания ставила акцент на то, что турбийон является не украшением, а именно устройством, повышающим точность хода. Поэтому турбийон скромно скрыт под циферблатом. Посмотреть на него можно лишь через заднюю крышку.

Резонансные турбийоны наиболее сложны в изготовлении и обычно состоят из двух и более кареток с балансовыми регуляторами, расположенными на одной общей вращающейся платформе. При работе несколько балансов входят в резонанс, делая ход часов более стабильным. Изготовление и настройка таких часов требуют очень высокой квалификации, весьма дорогое по себестоимости, поэтому такие часы изготавливаются весьма небольшими сериями. Такие часы можно встретить в коллекциях Antoine Preziuso, Beat Haldimann…

Часы с турбийоном обычно не заявляются как сертифицированные хронометры, однако их точность укладывается в допуск +6 — 4 сек в сутки, что весьма неплохо для механических часов, но все же значительно хуже, чем точность даже простых кварцевых часов.

Создатель турбийона.

В 1795 году гениальный изобретатель часовых механизмов Абрахам Луи Бреге (Abraham-Louis Breguet) нашел решение одной из самых больших проблем часовых механизмов ого времени. Он нашел способ побороть гравитацию, и связанные с ней погрешности хода. В то время часы были далеки от той точности, которую сейчас показывают даже самые простые и дешевые наручные часы.

Виной тому было гравитационное поле земли. Когда карманные часы лежали строго горизонтально, весь механизм был расположен перпендикулярно оси земного притяжения. Но такие ясные моменты случались в их жизни не часто, и большую часть своего времени pocketwatch проводили в специальном кармане, в вертикальном положении, когда на все детали действовали силы тяжести, заставляя пружину бороться с земным притяжением либо наоборот. А поскольку математический центр тяжести детали практически никогда не совпадал в физическим, ход часов еще более “уходил в разнос” в зависимости от положения часов в пространстве.

Само слово турбийон (tourbillon) , французское, означает вихрь. Полное, авторское название Regulateur a Tourbillion. Официальным денм рождения турбийона считается 14 апреля 1801 года. Это дата, поставленная Бреге на письме к французскому министру внутренних дел, с сообщением о его новом изобретении и просьбой закрепить за ним патент на 10 лет.

Сама идея турбйиона довольно проста – чтобы скомпенсировать влияние гравитации на подвижные и сбалансированные детали механизма, а именно баланс, спираль и спуск, нужно заставить вращаться вокруг собственной оси внутри корпуса часов! Додуматься, положим до этого мог любой хороший инженер, но гениальность Бреге в том, что он смог воплотить это в жизнь.

Устройство часов

Чтобы понять внутреннюю “кухню” часов с турбийоном, надо сначала хотя бы поверхностно изучить устройство обычных часов.

Сейчас все наручные и карманные часы устроены по одному принципу. Сердцем механизма является балансирный механизм, который сочетает в себе балансирное колесо, пружину, вилку, градусник и храповик. В данной статье мы рассмотрим швейцарский спусковой механизм.

Швейцарский часовой механизм

Спусковой механизм приводит в движение колебательный элемент часов, в роли которого выступает балансирное колесо. Сам он получает энергию от зубчатой шестерни, которая получает энергию в виде толчков от пружины, или, как в случае с турбийонной системой, от двух пружин. Спусковой механизм, состоящий из вилки и храповика задает частоту колебания и ограничивает пружины от неконтролируемого раскручивания всей системы. Это позволяет храповику равномерно колебаться, вращаясь, двигая весь механизм отсчёта времени часов с постоянной скоростью. Одновременно с этим, маятник поддерживает колебания колеса, небольшими толчками. Одновременно с этим швейцарский спусковой механизм способен вновь запуститься самостоятельно после неудачного встряхивания.

Каждое колебание маятника, заставляет храповик поворачиваться на одну шестерню, из-за этого часы тикают. Для регулировки скорости колебания маятника используется градусник, специальный винт, выводящий из действия некоторую часть пружины маятника.

Принцип действия турбийона.

И вот, чтобы обеспечить безукоризненный ход часов, Бреге ставит весь спусковой механизм на раму, которая постоянно вращается вокруг своей оси, устраняя погрешности хода. Один оборот турбийона обычно равен одной минуте, что позволяет использовать эту частоту заодно и для задания хода секундной стрелке.

Спусковой механизм закреплен на платформе – “каретке”, также на ней закреплено зубчатое колесо в виде короны, или триб, он вращается вместе с храповиком, и передает вращение “наружу”, через колесную передачу, от которой впоследствии приводятся в движение стрелки и весь механизм.

Турбийон очень сложен изготовлении, сам Бреге собрал всего 30 подобных механизмов. Даже сейчас механихм весом всего несколько карат может состоять из нескольких десятков деталей, и порой доходить до сотни.

Вы представляете себе, сколько деталей в наручных часах, с турбийоном, полным набором стрелок, автоподзаводом и например указанием дня и месяца, а также дня или ночи? Поэтому даже сейчас, с появлением лазерной прецизионной резки металлов и новейших способов их обработки даже самые именитые компании выпускают не более 10-20 турбийонов в год. Сегодня необходимость в этом теническом изыске отпала, поскольку часы и без того стали точными, и остается в конструкции только самых дорогих из них, как дань высокому часовому искусству.

Существуют не только “минутные” турбийоны, создавались и создаются механизмы со временем обращения 4,6 или 8 минут. В начале 20 века создавались часы с поворотом катерки 52,5 минуты, 59 минут и 60 минут. Для получения такой скорости вращения в каретку помещалось еще одно промежуточное колесо, ходящее в зацепление с трибом.

Турбийон это красиво

На данный момент существует две основные схемы по которым собираются турбийоны. Первая – классическая, когда каретка закреплена с обоих сторон по оси вращения. Такой способ крепление предполагает размещение с лицевой части механизма “моста”, арочной конструкции, как правило с тремя точками опоры, через пролеты которой виден остальной механизм. В него встраивается шарикоподшипник, сделанный из рубинов.

Второй тип – парящий. Здесь мост отсутствует, а каретка закреплена только с одной стороны, таким образом ничто не мешает любоваться работой механизма.

С появлением турбийона не утихали споры о его нужности и полезности. По сути он хорошо работает только тогда, когда часы находятся в вертикальном положении, в горизонтальном он не нужен. И вообще наручные часы иногда принимают весьма нестандартные положения в пространстве.

Ответом на все эти споры послужила разработка двухосевого турбийона, которыйдвигался не только по собственной горизонтали, но и оборачивался по вертикали.

Двухосевой турбийон

Такая конструкция запатентована еще в 1978 году англичанином Энтони Рэнделлом и реализована в экспериментальных карманных часах. Но такой турбийон занимал крайне много места, и до 2003 года в карманные часы не помещался никем. Это удалось только Франку Мюллеру и прецизионным технологиям. Часы Revolution 2 обладают именно таким турбийоном.

При всей своей сложности, этот турбийон еще и вращается с разной скоростью. На циферблате часов размещены две стрелки: правая отсчитывает минуты, и заодно оборот турбийона по оси баланса, а вторая показывается его обороты по перпендикулярной оси и имеет 8 минутную разметку.

Механизм турбийона в часах Joseph Chevalier
Калибр CH 1760

Полноценный подшипник из рубинов, размером около миллиметра

Весь механизм турбийона отдельно

фото взяты с сайта horology.ru

Чтобы понять что такое турбийон на деле надо один раз увидеть.

Являются одним из наиболее дорогих и узнаваемых аксессуаров. В механизмах с турбийоном реализован целый ряд интересных идей и инженерных решений. Наручные часы с турбийоном собираются вручную. Цена на оригинальные швейцарские часы с турбийоном существенно выше, чем на большинство прочих мужских наручных часов.

Часы с турбийоном.

Узел турбийона с классической схемой построения.

Турбийоны с вращением в двух и более плоскостях.


Трехосный турбийон.

Классический турбийон компенсирует постоянно действующую силу только в плоскости вращения. По этому идея реализовать вращение турбийона в двух, а потом и в трех различных плоскостях была ожидаема. Существенно сложнее было ее реализовать. Однако, ее реализация не заставила себя долго ждать. Появились часы с двухосным турбийонои и трехосным турбийоном соответственно.

Часы с двухосным и трехосным турбийоном невероятно сложны в изготовлении и настройке. Собираются они экслюзивно, единицами штук. Являются предметом часового искусства, и стоят очень дорого. Признанными лидерами в области их производства являются бренды и .

Современные технологии обеспечивают такую точность изготовления и балансировки деталей механизма, и узлов балланса в частности, что сила тяжести не может оказать на их работу какого-либо заметного влияния. Сейчас эта изысканная деталь является элементом часового искусства, и служит элементом дизайна, подчеркивающим элитарность часов.

Наиболее сильными считаются мануфактуры Breguet, Patek Philippe и Audemars Piguet. Имеют свои калибры компании Jaeger LeCoultre, Vacheron Constantin, A.Lange&Sohne, Greubel Forsey, F.P.Journe, Christophe Claret, Antoine Preziuso, Nouvelle Lemania, Girard Perregaux, Piaget, Ulysse Nardin и некоторые другие производители. Многие именитые компании все же не в силах сами разработать турбийон, поэтому они обращаются за помощью в специальные ателье или к независимым часовым мастерам.

Если Вами принято решение о покупке оригинальных швейцарских часов с турбийоном, в нашем каталоге Вы найдете цены на наручные часы с различных брендов.

Многие начинающие ценители часов часто встречают слово «турбийон» (tourbillon). Термин этот встречается как в названиях моделей часов, так и просто в спецификациях. Что же он означает и почему, как правило, часы с турбийоном стоят значительно дороже своих более «простых» аналогов?

Как известно, часовые механизмы ценятся, прежде всего, за точность. Старейшие часовые мастерские годами оттачивают свои механизмы, стремясь получить идеальный хронометр. Сегодня в производстве часовых механизмов используются самые передовые достижения науки и техники, и наиболее редкие и ценные материалы. Однако, первые механические часы были выполнены из обыкновенного железного сплава, подверженного сильному влиянию магнитных полей, перепадов температуры и изменения высот.

Что такое турбийон и зачем он нужен?

Дело в том, что в отличие от стационарных, карманные часы могут находиться в различных положениях, правда, преимущественно в близких к вертикальному. При этом неточно изготовленный баланс имеет некоторое смещение массы от геометрического центра. Под воздействием сил гравитации эта небольшая погрешность в различных положениях часов может прибавляться или вычитаться. Изменение массы баланса влияет на его амплитуду, а, следовательно, и на точность хода. Поэтому такие часы в различных положениях начинают убегать или отставать. Это называется позиционной ошибкой. Для изготовления более точных приборов времени требовались специальные сверхточные станки, дополнительные утомительные регулировки деталей часов. Диагностического оборудования тоже не было, поэтому увеличение точности часов было весьма сложной задачей.

Турбийон (фр. tourbillon - вихрь) - это механизм, изобретенный мастером Бреге (Breguet) более 200 лет назад, который компенсирует притяжение Земли. То есть, колесо баланса и спусковой механизм устанавливаются на специальную вращающуюся платформу. Эта платформа, вращаясь вокруг своей оси (как правило, один оборот за одну минуту), меняет центр тяжести всего механизма. При вращении платформы, часы то полминуты спешат, то полминуты отстают. Таким образом и компенсируется погрешность хода, зависящая от земного притяжения. Стоит заметить, что турбийон вращается только в одной плоскости, и хорошо выполняет свою функцию только тогда, когда часы находятся в вертикальном положении, то есть на вашей руке. Но если часы лежат на столе необходимо его вращение в другой плоскости.

В нашей коллекции тоже есть часы с турбийоном — легендарные Ulysse Nardin Freak , в которых турбийон выполняет функцию стрелок.

В то время часы с турбийоном не получили широкого распространения, так как изготовить этот механизм могли только умелые часовщики, и стоил он недешево. Только в конце 20-го века, когда часы стали в основном символом престижа и достатка, часовщики обратили серьезное внимание на этот механизм. Турбийон стал своеобразной «изюминкой» современных часов, которую всячески выставляют на обозрение.

Часы с турбийоном — бывают разные?

В настоящее время турбийоны делятся парящие и традиционные. У традиционных турбийонов платформа закреплена на сквозной вращающейся оси.
Парящие турбийоны закреплены только на одной нижней оси, благодаря чему ничто не мешает нам любоваться этим механизмом. Однако, такой способ сделал турбийон более хрупким.
По скорости вращения на минутные, полуминутные и карусельные.

Наиболее дорогими и трудоемкими считаются турбийоны, у которых скорость вращения один оборот в минуту. Только самые именитые компании могут похвастаться изготовлением таких механизмов. К такому механизму иногда крепят секундную стрелку.

Карусельные турбийоны, наоборот, являются самыми дешевыми, так как к ним предъявлялись меньшие требования. На механизм помещалось дополнительное колесо, зацепляющееся с анкерным, которое и приводило в движение турбийон. Скорость вращения платформы бывает 5, 52, 59, 60 минут.


Top