Что такое «яблоко раздора»? Значение и происхождения фразеологизма. Что означает выражение «яблоко раздора

Когда Пелей, сын Эака, вступал в брак с дочерью Нерея Фетидой, на брачный пир к нему, на гору Пелион, сошлись все небожители: все они пожелали почтить тот пир своим присутствием и осчастливить новобрачных дарами. Пришли Зевс с Герой, владыки Олимпа, Афина и Арей – на этот раз безоружные, Аполлон и Артемида, Афродита и Гефест, хоры ор, харит и муз и все нереиды, сестры новобрачной. Весело было на пиру у Эакова сына. Отрок Ганимед, кравчий Зевса, наполнял кубки благовонным нектаром; Аполлон, златокудрый бог, играл на кифаре, а музы пели сладкозвучные песни; хариты и оры, взявшись за руки, плясали веселую пляску, и в их хоровод вмешивались Арей, Гермес и другие божественные юноши. Из всех бессмертных одна только Эрида, богиня раздора, не участвовала в веселом пиршестве. Гневаясь на то, что ее исключили в тот день из сонма богов, Эрида бродила вблизи Пелиона и измышляла месть, думала, как бы смутить пир. Не замечаемая никем, она приблизилась к собранию богов и бросила в их среду золотое яблоко, сорванное с дерева Гесперид; на том яблоке написано было: "Превосходящей всех красотою". Тотчас поднялись три богини: Гера, Афина и Афродита, и все три объявили притязание на яблоко. Ни одна из них не хотела уступить первенства другой; долго спорили они и обратились к Зевсу, требуя, чтобы он присудил, кому владеть яблоком. Из-за спора богинь стали называть его «яблоком раздора». Но Зевс уклонился и не захотел быть судьей в том споре; он передал яблоко Гермесу и велел ему идти с богинями в троянскую землю, на гору Иду: пусть там рассудит богинь Парис, пусть он порешит, которой из трех должно принадлежать яблоко раздора.

Парис был сыном троянского царя Приама и Гекубы. Перед тем как родиться ему, Гекуба видела страшный сон, который снотолкователи объяснили так: Гекуба родит сына, и сын тот уготовит гибель Трое и всему царству Приама. Лишь только родился младенец на свет, царь Приам призвал одного из пастухов своих, по имени Агелай, – и велел ему отнести новорожденного на вершину Иды и там бросить. Спустя пять лет Агелай нашел младенца невредимым: его вскормила медведица; пастух взял мальчика к себе, воспитывал его как собственного сына и назвал Парисом. Так рос сын троянского царя между пастухами, и вырос, и стал красивым и мощным юношей. Не раз случалось ему защищать стада и самих пастухов от нападения хищников и диких зверей; за мужество и силу, которую оказывал в подобных случаях Парис, он получил имя Александр («защитник мужей»). Мирно текли первые годы юности Париса; был он счастлив дружбою с нимфой Эноной, дочерью бога реки Кербена, – вместе бродили они по лесистым отрогам обильной потоками Иды, и не желал и не искал Парис другого счастья. Лучше было бы для него, если б он и навсегда остался в безвестности, не покидал бы тех мест, где прошли первые годы его безмятежно счастливой юности!

Однажды стоял он на вершине лесистой Иды, под тенью сосен и дубов, и играл на пастушеской свирели; вокруг него, на лугу, наелись быки и овцы. Вдруг видит Парис, что к нему идет вестник богов Гермес и с ним – три богини; объятый страхом, юноша обратился в бегство, но Гермес остановил его и успокоил. "Не бойся, Парис, – вскричал Гермес, и не беги от нас! Этих богинь прислал к тебе Зевс: ты должен решить, которая из них превосходит других красотою; той, которую найдешь лучшей, и отдай это яблоко, вызвавшее раздор между нами".

Суд Париса о яблоке раздора. Аттическая гидрия конца VI в. до Р. Х.

Тут Гермес вручил Парису золотое яблоко раздора и исчез. Богини приблизились к юноше, ставшему, по воле Зевса, судьей красоты их. Гера и Афина, верховные богини Олимпа, понадеялись на свое величие и достоинство и не употребили никаких средств, чтобы придать себе большую прелесть. Афродита же не так поступила: она надела блестящую, цветистую одежду, пропитанную благовониями весенних цветов; хариты и оры расчесали ее пышные кудри и украсили их цветами и золотом. Юноша Парис был так ослеплен лицезрением богинь, что не мог судить о виде и красоте их и думал только о достоинстве даров, которые обещали ему богини. Гера, могущественнейшая из богинь, первая подошла к Парису и обещала, если он присудит яблоко раздора ей, дать ему силу и власть, обещала сделать царем над Азией и Европой; воинственная Афина, богиня мудрости, подошла вторая и сказала, что готова дать ему славу побед, славу первого между героями и мудрецами; после Геры с Афиной к оробевшему юноше приблизилась Афродита, стоявшая доселе поодаль; ласково взглянув на Париса, она с улыбкой взяла его за руку и обещала ему в обмен на яблоко раздора величайшее счастье в любви – обладание Еленой, прелестнейшей из всех смертных жен, подобной красотою самой Афродите. Очарованный красотой богини и прельщенный ее обещаниями, Парис отдал яблоко раздора Афродите. С тех пор она стала верной защитницей и помощницей Париса; Афина же и Гера возненавидели не только его, но и Трою, – с того часа стали они помышлять о том, как бы погубить отчизну Париса. Таким образом, яблоко Эриды было не только причиной вражды между первыми богинями Олимпа, но и породило распрю и гибельную, многолетнюю войну между двумя народами Европы и Азии. Начало же распрям положено было на брачном пиру родителей Ахилла, одного из славнейших героев Троянской войны.

Вскоре после суда о яблоке раздора в судьбе Париса произошла перемена. Случилось это так. Гекуба не могла забыть о своем злополучном сыне, брошенном, по воле отца, в лесистых пустынях Иды; терзалась царица сердцем и не могла утешиться. Чтобы развеять ее печаль, Приам учредил в память сыну блистательные игры и назначил в награду победителю прекраснейшего быка из стад своих, пасшихся на Иде. Оказалось, что лучший из быков царя Приама был в стаде Париса; юноша не мог расстаться со своим любимцем и сам повел того быка в город. Когда увидел Парис состязания царевичей и знатнейших юношей Трои и соседних городов, захотелось и ему испытать свою силу; стал он бороться на тех самых играх, которые учреждены были ему в память, – и победил всех царевичей троянских, даже Гектора, Деифоба и Идопея. Это раздражило царственных юношей, и Деифоб извлек из ножен меч и намерен был поразить им дерзкого пастуха. Парис прибег тогда к алтарю Зевса; у алтаря стояла Кассандра, вещая дочь старца Приама: взглянув на юношу, она прозрела в нем Приамова сына, в память которому и установлены были игры. Велика была радость родителей, обретших сына; любуясь на него, они повели его в свои царственные чертоги. Кассандра, провидевшая будущие судьбы своего рода, противилась принятию Париса в дом Приама, но ее, по обыкновению, никто не хотел слушать. Приамовой дочери послан был от Аполлона дар провидения, но за ее непокорность вещий бог наложил на нее великую кару: никто не давал веры предсказаниям прозорливой девы.

По материалам книги Г. Штолля «Мифы классической древности»

Об этом выражении ученые-историки отзываются как об одном из самых древних фразеологизмов. Данную фразу можно встретить как в мифах Эллады (Древней Греции), так и в римских мифологических текстах. На текущий день словосочетание «яблоко раздора» является крылатым выражением. Версии происхождения его так или иначе связаны с мифологией древних греков и римлян, а именно с историей о споре трех богинь. «Яблоко раздора» - фразеологизм, послуживший прототипом для многих произведений классического и современного искусства.

Миф о споре трех богинь

Древнеримскую богиню раздора Эриду не пригласили на торжество, посвященное вступлению в брак Пелея и Фетиды. Данное обстоятельство вызвало ее гнев и, явившись на праздник без приглашения, Эрида бросила на середину свадебного стола то самое золотое «яблоко раздора», украшенное надписью «Прекраснейшей». Борьба за право обладания заветным плодом разгорелась между тремя богинями: Венерой, Минервой и Юноной. Никто из числа присутствующих на торжестве не осмелился высказать мнение о реальной обладательнице яблока, опасаясь вызвать гнев остальных спорщиц. Посовещавшись, хозяева праздника решили, что лучше всего определить победительницу спора получится у Париса, сына Приама и Гекубы. Еще в младенческом возрасте он был брошен погибать в горах из-за предсказания оракула, свидетельствовавшего, что Парис в будущем выступит причиной многочисленных бед для своего родного города - Трои. Мальчик выжил благодаря доброте простого пастуха, спасшего его и обучившего своему ремеслу. На момент происшествия юноша встречался с одной из прекрасных нимф - Эноной. Ласки влюбленных были прерваны просьбой горожан разрешить спор богинь.

Кто же выиграл спор?

Минерва, представшая перед Парисом первой, обещала, что за яблоко наделит юношу мудростью. Присудить символ красоты - яблоко раздора - он мог бы и Юноне, однако, увидев прекрасную Венеру, стан которой был опоясан волшебным поясом, и услышав, что за яблоко богиня готова подарить ему невесту, равную по красоте ей самой, юноша без каких-либо колебаний отдал победу ей. Минерву и Юнону охватил страшный гнев. Беснуясь от зависти, они поклялись отомстить Парису за его решение. Венера же, выполняя данное юноше слово, посоветовала Парису отправиться в Трою, чтобы повидаться с родителями. Целиком положившись на увещевания прекрасной богини, получившей яблоко раздора, Парис бросил свою прежнюю любовь Энону. Сопровождаемый группой пастухов, он отправился в Трою, где в то время проходил большой праздник. Принимая участие в праздничных состязаниях, юноша вызвал интерес со стороны Кассандры, которая оказалась его сестрой, с детства обладающей даром пророчества. Она указала членам своего семейства на Париса, а затем рассказала об истории его рождения, напомнив о бедах, которые ему суждено принести своим сородичам.

Как сбылось предсказание

Так начинается история о главных последствиях, которые принесло с собой яблоко раздора. Миф о яблоке, рассорившем богинь, затронул жизнь родителей Париса. Родители отказались верить опасениям дочери и, стремясь загладить старую вину перед своим сыном, оказали ему покровительство во всем. Парис, не переставая следовать советам Венеры, совершил роковой шаг, направившись с троянским флотом к берегам Греции. Там богиня помогла ему в похищении жены спартанского царя - Елены. Это стало толчком к началу знаменитой Троянской войны, погубившей одно из древнейших государств Малой Азии и нарушившей благополучие семьи Париса.

Когда уместно говорить о «яблоке раздора»?

В наши дни словосочетание «яблоко раздора» является в некотором роде эвфемизмом, обозначающим любую малозначимую вещь или событие, способное в будущем вызвать самые непредсказуемые масштабные, а порой и разрушительные последствия. Яблоком раздора называют ключевую причину скандалов, ссор и вражды.

Рассмотрим подробней фразеологизм «яблоко раздора» .

Это история о том, как маленькое яблоко привело к большой войне .

Давайте рассмотрим значение, происхождение и источники фразеологизма, а также примеры из произведений писателей.

Значение фразеологизма

Яблоко раздора - причина спора, вражды

Синонимы: первопричина конфликта, предмет спора

В иностранных языках имеются прямые аналоги фразеологизму «яблоко раздора»:

  • apple of discord (английский язык)
  • Apfel des Paris, Erisapfel (немецкий язык)
  • la pomme de discorde (французский язык)

Яблоко раздора: происхождение фразеологизма

Если коротко, то речь идет о мастерской провокации богини раздора Эриды, вбросившей на пиршественный стол золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей». Странно, что претенденток на получение этого яблока оказалось всего три, но это была элита Олимпа: богини Афина, Гера и Афродита. Конечный итог: геополитическая катастрофа, Троянская война.

Возможно, все сложилось бы иначе, если на свадебный пир смертного Пелея и богини Фетиды на горе Пелион пригласили всех богов и богинь без исключения Эриды. Стоит признать, что и сейчас мы нередко «забываем» пригласить на семейное торжество какую-нибудь тетушку со скверным характером.

Далее, спор трех богинь мог так и остаться незначительным недоразумением, если бы Зевс взял на себя ответственность за определение прекраснейшей (например, бросил бы жребий и дело с концом). Но его можно понять, ведь одной из претенденток была его жена богиня Гера.

Но вот почему он решил делегировать эту нелегкую задачу Парису, пасшему в это время стадо на горе Ида в окрестностях Трои и не знавшему, что он является сыном царя Трои Приама и его жены Гекубы (той, о которой в «Гамлете» Шекспира было сказано: «Что ему Гекуба, что он Гекубе?»)? Странное решение. Но верховному божеству виднее.

Скромное социальное положение и местопребывание Париса как раз и было связано с ожидаемыми губительными последствиями для Трои визита к нему трех богинь в сопровождении бога Гермеса и злополучного яблока.

Перед рождением Париса Гекуба увидела страшный сон, что родила факел, от которого сгорела Троя. Толкователи снов объяснили его таким образом, что этот сын уготовит гибель Трое и всему царству Приама. Поэтому царь Приам велел одному из своих пастухов отнести новорожденного на вершину Иды и там бросить. Но ребенка вскормила медведица и позже пастух взял мальчика к себе.

Победу Афродите на так называемом суде Париса обеспечили две вещи:

  • Она пообещала юноше Парису счастье в любви – обладание прекраснейшей из смертных женщин Еленой. По-видимому, для юноши это было более вдохновляюще, чем власть и слава, обещанные Герой и Афиной.
  • Она позаботилась о том, чтобы произвести на Париса особое впечатление: надела блестящую, цветистую одежду, пропитанную благовониями весенних цветов; уложила прическу и украсила ее цветами и золотом. Тогда как ее соперницы посчитали такие приготовления излишними.

Позже Парис случайно попал на соревнования, устроенные Приамом в память о нем и выиграл их. А сестрица Кассандра (прорицательница) признала своего братца Париса, к большой радости родителей и к горю Кассандры (она то хорошо знала, чем все это закончится, но ее как всегда никто не слушал).

При содействии Афродиты Парис похитил Прекрасную Елену, жену спартанского царя Менелая, что привело к Троянской войне и гибели Париса и почти всей семьи Приама.

Источники

История с яблоком раздора описана в работах Гомера, Стасина, Ликофрона, Гигина.

Первым, кто употребил выражение «яблоко раздора» в современном смысле, стал римский историк Юстин во II веке нашей эры.

Примеры из произведений писателей

- Можно подумать, что вы принесли в своем кармане яблоко раздора, милорд, или что вы головня, рожденная Алфеей, которую она положила в бочку с порохом, ибо вы перессорили между собой короля, принца и герцога, а также многих придворных, до этого благословенного дня даже не подозревавших о вашем существовании. (В. Скотт, «Приключения Найджела»)

Я, например, знаю случай, когда банковый билет в пять фунтов послужил яблоком раздора, а затем и вконец разрушил полувековую привязанность между двумя братьями (У. Теккерей, «Ярмарка тщеславия»)

23.03.2016

Довольно часто в произведениях отечественной и зарубежной литературы мелькает крылатое выражение «яблоко раздора». Также ее употребляют в разговоре достаточно интеллигентные люди для описания причин разгоревшегося спора. Практически все понимают смысл фразеологизма «яблоко раздора», но мало кто знаком с интереснейшей историей его происхождения.

Появление в русском языке выражения «яблоко раздора» тесно связано с древнегреческой мифологией. Среди могущественных богов Олимпа одно из важных мест занимала богиня раздора Эрида. Ее не пригласили на свадебное торжество Пелея и Фетиды, ставших затем родителями прославленного героя Ахиллеса. Разумеется, такой поступок Эрида не могла оставить безнаказанным.

Обида побудила богиню подбросить на праздничный стол золотое яблоко, на котором была написана простая и, казалось бы, безобидная фраза: «Прекраснейшей». Немедленно разгорелся страстный спор между девами-Богами - Герой, Афиной и Афродитой. Каждая из них полагала, что именно она заслуживает называться прекраснейшей. Спор из-за яблока мог бы длиться вечно, но все прекрасно понимали, что рано или поздно нужно остановить это действо.

Чтобы решить, кому принадлежит право зваться прекраснейшей, богини выбрали судью, которым стал юный Парис - сын троянского царя. Гера и Афина обещали щедро одарить юношу, если он сделает свой выбор в пользу одной из них, однако Парис решил вручить яблоко Афродите. Богиня любви за это позже оказала Парису помощь в похищении прекрасной Елены, являвшейся женой греческого царя Менелая. Конечно же, греки не смогли простить подобную обиду и объявили войну Трои.

Интересно, что в 1633 году фламандским живописцем Якобом Йордансом на основе этого сюжета была написана картина, которая так и называется - «Золотое яблоко раздора». Также стоит отметить, что впервые данный фразеологизм был употреблен еще во II веке н. э. историком Юстином. Выражение оказалась настолько красочным, что очень быстро набрало свою популярность. Многие классики в своих произведениях употребляют фразеологизм «яблоко раздора», выделяя тем самым причины того или иного конфликта.

Помимо знакомой и часто встречающейся словесной конструкции «яблоко раздора», выражение встречается и в других формах - «яблоко Эриды» или «яблоко Париса». Данный фразеологизм прекрасно подходит для обозначения предмета вражды или объяснения причин возникновения спора. Подобные «яблоки раздора» могут быть брошены между несколькими людьми. Главная опасность таких предметов заключается в том, что по своей сути они незначительны, но их появление приводит к непредсказуемым и разрушительным последствиям.


Top