Консультация использование интеграции нод по познавательному развитию. Консультация для педагогов « Интеграция образовательных областей при планировании НОД

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад первой категории №263

Кировского района города Ростова-на-Дону

Консультация

для воспитателей по теме:

«Реализация принципа интеграции образовательных областей в НОД»

Воспитатель

Остапенко Н. В.

2012г.

«Правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие»

Л.С.Выгодский

Сегодня в обществе идет становление новой системы российского дошкольного образования, несмотря на то, что оно, несомненно, является одним из лучших в мире.

Наше дошкольное образование прошло путь от единой обязательной программы в советское время до невероятного разнообразия программ в 90-е. Времена меняются, а вместе с ними и программы, и требования к ним.

В связи с введением новых Федеральных государственных требований к дошкольному образованию актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Содержание дошкольного образования направлено на решение основных задач.

· сохранение здоровья ребенка;

· развитие базовых качеств личности;

· построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника.

Замечательный педагог-дошкольник, наш с вами современник Т.С. Комарова говорит: «C детьми нужно постоянно заниматься, продвигать их, вести к развитию, потому что само по себе ничего не бывает».

Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их нам поможет интегрированная образовательная деятельность.

Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральными государственными требованиями – принцип интеграции образовательных областей. Данный принцип является инновационным для дошкольного образования и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения, взаимопроникновения образовательных областей.

Интеграция имеет большое значение для повышения эффективности воспитания и образования детей на всех уровнях обучения от раннего возраста, до выпуска детей в школу.

Интегрированный подход к ОД соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.

Строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей мы решаем такие задачи как:

· Формирование у детей более глубоких, разносторонних знаний; целостное представление о мире. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве;

· Интеграция способствует формированию обобщенных представлений, знаний и умений, повышает эффективность воспитания и развития детей, побуждает их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей;

· Интеграция в воспитательно-образовательном процессе также способствует объединению педагогического коллектива на основе обсуждения возможностей интеграции в развитии детей. Интересная, творческая работа дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей;

В нашем детском саду мы организовали творческую группу, педагоги разрабатывают и внедряют серии интегрированных занятий (НОД) по различным направлениям на основе единого комплексно-тематического планирования.

Сущностью интегрированного подхода к ОД является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей программы, а дети осваивают содержание через основные виды детской деятельности: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной.

Важно заметить, что при планировании и проведении НОД воспитателю в работе с детьми помогут такие методы как:

· сюрпризный, игровой моменты,

· рассматривание, наблюдение, сравнение, обследование,

· сравнительный анализ, сопоставление, эвристическая деятельность (частично-поисковый);

· проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ;

· разнообразные речевые дидактические игры для активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах;

Форма проведения НОД нестандартна, интересна, это могут быть увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи.

Выбор определенной темы проекта определяет и подбор к ней образовательных областей, которые всесторонне раскроют ребенку ее содержание.

Например, тема проекта «Наши мамы» объединяет в себе такие образовательные области, как «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», а также виды детской творческой деятельности как: художественно-творческая, игровая, читательская, познавательно-исследовательская. Единой организационной формой данного проекта может быть тематический утренник.

В течение тематической недели (2-3) дети с удовольствием слушают произведения о маме (В.Осеевой, Ю.Яковлева, Е.Благининой и др.), можно показать детям репродукции с картин знаменитых художников (например, А.Шилова «Портрет матери), иллюстрацию, фотографии, дети сами рисуют портреты своих мам, можно организовать выставку портретов «Мамы всякие важны», рассказывают о профессиях мам, мастерят подарок для мамы и бабушки – аппликационную открытку, слушают музыкальные произведения, посвященные мамам (например, красивое муз/произведение Ф.Шуберта «Ave Maria»), организуют совместно со взрослыми концерт для мам. В такие дни полезно организовать интересные, творческие встречи с мамами, бабушками, которые расскажут о своей профессии, поделится с детьми секретами о том, как она готовит любимое лакомство для сына или дочки.

В такие дни дети не только погружаются в атмосферу совместной коллективной работы, подготовки к празднику, но и учатся ценить и уважать своих родных и близких. Здесь налицо духовно-нравственное и гендерное воспитание, также решаются задачи социально-личностного, художественно-творческого, познавательно-речевого развития, и формируется у детей такие качества, как активность, любознательность, эмоциональная отзывчивость, креативность.

Или другой пример: тематическая неделя (2) посвященная Дню защитников Отечества. Для итогового тематического мероприятия ведется большая предварительная работа: чтение сказок (былин), рассматривание иллюстраций, репродукций с картин, беседы с детьми, совместное изготовление атрибутов для музыкальных номеров, рисование, прослушивание муз/произведений, совместная с родителями экскурсия в парк Победы, создание семейных презентаций «Набережные Челны в годы войны», «Славные защитники города».

В проект по знакомству детей с транспортом включаем такие образовательные области как: «социализация» - расширяем представление о труде людей: транспорт создают люди, это результат человеческого труда инженеров, конструкторов, рабочих; формируем у детей эмоционально положительное отношение к создателям транспорта, «чтение художественной литературы» - чтение произведений о транспорте, «познание» - использование в старших группах справочной литературы – знакомство с историей создания транспорта, его многообразии, экскурсии, «художественное творчество» - рассматривание иллюстраций, фотографий на которых изображен транспорт, дети сами его рисуют, можно создать коллективную работу «Машины на улицах города», о/о «музыка» - слушают, исполняют любимые музыкальных произведений из знакомых мультфильмов.

Еще один пример, при планировании с детьми старшего дошкольного возраста проекта «Приобщение к изобразительному искусству», для создания целостной картины мира, можно объединить такие виды искусства: литература, поэзия, живопись, музыка.

Зимой, в январе, во время проведения «Недели сказки», интеграция образовательных областей: «чтение художественной литературы», «познание», «художественное творчество» преследует цель формирования у детей интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Посредством художественной литературы мы развиваем морально-нравственные качества, первичные ценностные представления. Интересным опытом для старших дошкольников станет создание рукописных книг.

Возросший в последние годы интерес к интегрированным занятиям закономерен: и "теоретики" и педагоги-практики понимают, что на таких занятиях дети используют знания из разных сфер деятельности, процесс обучения становится более интересным, у детей создается единая, целостная картина мира, Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, воображает, думает, в интересной, игровой форме обогащается словарь ребенка, развиваются коммуникативные умения. Следовательно, дети учатся свободно общаться и высказывать свои мысли, что является неотъемлемой частью работы с детьми-дошкольниками.

Технология интеграции организованной образовательной деятельности может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий при ее проведении для развития детских способностей.

В заключение, уважаемые коллеги, нам хочется пожелать всем больших творческих успехов. И будем надеяться, что в дальнейшем, планируя свою работу, опираясь на комплексно-тематическое планирование, у нас не возникнет больших трудностей.


Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать.

Ведь согласитесь, если маленький ребенок ничего, кроме квартиры, не видит и не знает, у него и мышление совсем узкое.

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.

Что дает познавательная деятельность

В детских учреждениях все создано для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание.

Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе малыш познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками.

В результате этого активизируются психические и развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности.

В ДОУ вся программа по воспитанию, развитию и обучению детей основана на ФГОС. Поэтому воспитатели должны четко придерживаться разработанных критериев.

Что такое ФГОС

Ребенок, чтобы он в будущем был самодостаточным, имел свое мнение, должен научиться сомневаться. А сомнения в итоге приводят к собственному выводу.

Задача воспитателя - не подвергнуть сомнению компетенцию педагога и его учения. Главное - научить малыша сомневаться в собственно знаниях, в их способах получения.

Ведь малышу можно просто что-то сказать и научить, а можно и показать, как это происходит. Ребенок сможет спросить о чем-то, высказать свое мнение. Так полученное знание будет намного крепче.

Ведь можно просто сказать, что дерево не тонет, а камень сразу пойдет ко дну - и ребенок, конечно же, поверит. Но вот если малыш проведет опыт, он сможет лично в этом убедиться и, скорее всего, попробует другие материалы на плавучесть и сделает собственные выводы. Так появляется первое рассуждение.

Развитие познавательной деятельности невозможно без сомнения. По-современному ФГОС в ДОУ сейчас перестали просто давать знания "на блюдечке". Ведь если ребенку что-то сказать, ему остается это только запомнить.

Но порассуждать, поразмышлять и прийти к собственному выводу гораздо важнее. Ведь сомнение - это дорога к творчеству, самореализации и, соответственно, независимости и самодостаточности.

Как часто нынешние родители слышали в детстве, что они еще не доросли, чтобы спорить. Пора забыть об этой тенденции. Учите детей высказывать свое мнение, сомневаться и искать ответ.

Познавательное развитие в ДОУ по возрастам

С возрастом у малыша меняются возможности и потребности. Соответственно, и предметы, и вся окружающая обстановка в группе для детей разных возрастов должны быть различными, соответствующими исследовательским возможностям.

Так, для 2-3-леток все предметы должны быть простыми и понятными, без лишних деталей.

Для малышей с 3-х до 4-х лет игрушки и предметы становятся более многогранными, и большее место начинают занимать образные игрушки, помогающие развитию воображения. Часто можно увидеть ребенка, играющего с кубиками и представляющего их машинками, потом строящим из них гараж, который потом становится дорогой.

В более старшем возрасте предметы и окружающая среда усложняются. Особая роль отводится знаковым предметам. Образно-символический материал выходит на первый план после 5-ти лет.

А как же малыши?

Особенности познавательного развития у двух-трехлетних малышей связаны с настоящим моментом и окружающей обстановкой.

Все предметы, окружающие деток, должны быть яркими, простыми и понятными. Обязательно наличие подчеркнутого признака, к примеру: форма, цвет, материал, величина.

Детки особо охотно играют с игрушками, напоминающими предметы взрослых. Они учатся орудовать вещами, подражая маме или папе.

Средняя группа

Познавательное развитие в средней группе предполагает продолжение расширения представлений о мире, развитие словарного запаса.

Необходимо наличие сюжетных игрушек и бытовых предметов. Группа оборудуется с учетом выделения необходимых зон: музыкальная, природный уголок, зона книг, место для игр на полу.

Весь необходимый материал размещается по принципу мозаики. Это значит, что используемые детьми предметы располагаются в нескольких отдаленных друг от друга местах. Это необходимо, чтобы дети не мешали друг другу.

Познавательное развитие в средней группе предполагает и самостоятельные исследования детей. Для этого оборудуется несколько зон. К примеру, зимой раскладывается материал о холодном времени года в доступных детям местах. Это могут быть книга, карточки, тематические игры.

В течение года материал меняется, чтобы дети каждый раз получали новую порцию идей для размышления. В процессе изучения предоставленного материала малыши исследуют окружающий мир.

Не забываем об эксперименте

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает использование экспериментов и опытов. Их можно проводить в любой во время умывания, прогулки, игры, занятий.

При умывании легко объяснять детям, что такое дождь и слякоть. Вот побрызгали на песок - получилась грязь. Детки сделали вывод, почему осенью так часто грязно.

Интересно сравнивать воду. Вот идет дождь, а вот течет вода из крана. Но воду из лужи пить нельзя, а из крана - можно. Дождь может идти, когда много туч, а бывает «грибной», когда светит солнышко.

Детки очень впечатлительны и податливы. Давайте им Темы по познавательному развитию выбираются с учетом возраста и требований ФГОС. Если малыши изучают свойства предметов, то более старшие дошколята уже способны понять устройство мира.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №34 г. Курганинска

Муниципального образования Курганинский район

Консультация на тему:

«Реализация принципа интеграции образовательных областей в НОД»

Воспитатель: Сафарян С.А.

2013г.

«Правильно организованное обучение

«ведет» за собой развитие»

Л.С.Выгодский

Сегодня в обществе идет становление новой системы российского дошкольного образования, несмотря на то, что оно, несомненно, является одним из лучших в мире.

Наше дошкольное образование прошло путь от единой обязательной программы в советское время до невероятного разнообразия программ в 90-е. Времена меняются, а вместе с ними и программы, и требования к ним.

В связи с введением новых Федеральных государственных требований к дош кольному образованию актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Содержание дошкольного образования направлено на решение основных задач.

· сохранение здоровья ребенка;

· развитие базовых качеств личности;

· построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника.

Замечательный педагог-дошкольник, наш с вами современник Т.С. Комарова говорит: «C детьми нужно постоянно заниматься, продвигать их, вести к развитию, потому что само по себе ничего не бывает».

Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их нам поможет интегрированная образовательная деятельность.

Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральными государственными требованиями – принцип интеграции образовательных областей. Данный принцип является инновационным для дошкольного образования и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения, взаимопроникновения образовательных областей.

Интеграция имеет большое значение для повышения эффективности воспитания и образования детей на всех уровнях обучения от раннего возраста, до выпуска детей в школу.

Интегрированный подход к ОД соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.

Строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей мы решаем такие задачи как:

· Формирование у детей более глубоких, разносторонних знаний; целостное представление о мире. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве;

· Интеграция способствует формированию обобщенных представлений, знаний и умений, повышает эффективность воспитания и развития детей, побуждает их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей;

· Интеграция в воспитательно-образовательном процессе также способствует объединению педагогического коллектива на основе обсуждения возможностей интеграции в развитии детей. Интересная, творческая работа дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей;

В нашем детском саду мы организовали творческую группу, которая апробирует и реализует методическую разработку: «Интегрированный подход к организации образовательного процесса в ДОУ»; на практике педагоги разрабатывают и внедряют серии интегрированных занятий (НОД) по различным направлениям на основе единого комплексно-тематического планирования.

Сущностью интегрированного подхода к ОД является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей программы, а дети осваивают содержание через основные виды детской деятельности: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной.

Важно заметить, что при планировании и проведении ИОД воспитателю в работе с детьми помогут такие методы как:

· сюрпризный, игровой моменты,

· рассматривание, наблюдение, сравнение, обследование,

· сравнительный анализ, сопоставление, эвристическая деятельность (частично-поисковый);

· проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ;

· разнообразные речевые дидактические игры для активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах;

Форма проведения ИОД нестандартна, интересна, это могут быть увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи.

Выбор определенной темы проекта определяет и подбор к ней образовательных областей, которые всесторонне раскроют ребенку ее содержание.

Например , тема проекта «Наши мамы» объединяет в себе такие образовательные области, как «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», а также виды детской творческой деятельности как: художественно-творческая, игровая, читательская, познавательно-исследовательская. Единой организационной формой данного проекта может быть тематический утренник.

В течение тематической недели (2-3) дети с удовольствием слушают произведения о маме (В.Осеевой, Ю.Яковлева, Е.Благининой и др), можно показать детям репродукции с картин знаменитых художников (например, А.Шилова «Портрет матери), иллюстрацию, фотографии, дети сами рисуют портреты своих мам, можно организовать выставку портретов «Мамы всякие важны», рассказывают о профессиях мам, мастерят подарок для мамы и бабушки – аппликационную открытку, слушают музыкальные произведения, посвященные мамам (например, красивое муз/произведение Ф.Шуберта «Ave Maria»), организуют совместно со взрослыми концерт для мам. В такие дни полезно организовать интересные, творческие встречи с мамами, бабушками, которые расскажут о своей профессии, поделится с детьми секретами о том, как она готовит любимое лакомство для сына или дочки.

В такие дни дети не только погружаются в атмосферу совместной коллективной работы, подготовки к празднику, но и учатся ценить и уважать своих родных и близких. Здесь налицо духовно-нравственное и гендерное воспитание, также решаются задачи социально-личностного, художественно-творческого, познавательно-речевого развития, и формируется у детей такие качества, как активность, любознательность, эмоциональная отзывчивость, креативность.

В проект по знакомству детей с транспортом включаем такие образовательные области как: «социализация» - расширяем представление о труде людей: транспорт создают люди, это результат человеческого труда инженеров, конструкторов, рабочих; формируем у детей эмоционально положительное отношение к создателям транспорта, «чтение художественной литературы» - чтение произведений о транспорте, «познание» - использование в старших группах справочной литературы – знакомство с историей создания транспорта, его многообразии, экскурсии, «художественное творчество» - рассматривание иллюстраций, фотографий на которых изображен транспорт, дети сами его рисуют, можно создать коллективную работу «Машины на улицах города», о/о «музыка» - слушают, исполняют любимые музыкальных произведений из знакомых мультфильмов.

Еще один пример, при планировании с детьми старшего дошкольного возраста проекта «Приобщение к изобразительному искусству», для создания целостной картины мира, можно объединить такие виды искусства: литература, поэзия, живопись, музыка.

Зимой, в январе, во время проведения «Недели сказки», интеграция образовательных областей: «чтение художественной литературы», «познание», «художественное творчество» преследует цель формирования у детей интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Посредством художественной литературы мы развиваем морально-нравственные качества, первичные ценностные представления. Интересным опытом для старших дошкольников станет создание рукописных книг.

Пример образовательная область «Познание»

Цель : развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей через решение следующих задач:

– сенсорное развитие;

– развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

– формирование элементарных математических представлений;

– формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Старшая группа

  1. Развитие сенсорной культуры.

Ребенок познает многообразие свойств и качеств окружающих предметов, исследует и экспериментирует.

«Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Труд», «Коммуникация», «Музыка»

2. Развитие кругозора и познавательно – исследовательской деятельности в природе.

Ребенок открывает мир природы.

Интегрируется практически со всеми образовательными областями: «Художественное творчество», «Социализация», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Музыка», «Физическая культура», «Безопасность».

Интеграция экологического содержания с другими разделами может состоять в следующем:

Обсуждение вместе с детьми смысла и содержания пословиц, поговорок, загадок о природных явлениях, народных примет, сведений из народного календаря (расширяет социальные ориентации детей и представления о народной культуре);

Использование для слушания звуков природы и классической музыки (помогает детям эмоционально воспринимать и лучше понимать красоту и многообразие природного мира);

Реализация детских проектов, в которых используется опыт представлений из разных образовательных областей: «Календарь природы», «Почемучка», «Мы кладоискатели», «Я – помощник», «Книга путешествий», «Наши сказки о животных». «Наши коллекции»

3.Развитие математических представлений.

Делаем первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем.

Интеграция математического содержания с другими разделами программы обеспечивает возможность переноса осваиваемых ребенком средств и способов познания (эталонов, моделей, обследования) в другие условия, расширяет и стимулирует проявления самостоятельности и творческой инициативы, делает процесс обучения более естественным, жизненно направленным. Так, в ходе поиска способов преобразования геометрических фигур (из одних фигур получить другие) творческий подход к реализации идеи осваивается в деятельности по аппликации, бумагопластике, изонити, лепке. Детям могут быть предложены темы «Изготовление витражей», «Рисуем математику». В конструировании дети используют схемы и модели разной степени сложности, измерение,

сравнение с помощью чисел, анализ конструкции с точки зрения пропорций соотношения частей, симметрии, размещения в пространстве, соответствия стилю и эстетическим требованиям.

Интеграция математического и природоведческого развития эффективна в овладении обследованием, сравнением, умением обобщать по признакам, характеризовать объект исходя из существенных и несущественных признаков.

В детских играх-проектах «Мы кладоискатели», «Охраняем и защищаем природу», «Игры для малышей», «Считай, смекай, отгадывай» и т. п. создаются благоприятные условия для интеграции, становления и развития субъектной позиции ребенка.

Возросший в последние годы интерес к интегрированным занятиям закономерен: и "теоретики" и педагоги-практики понимают, что на таких занятиях дети используют знания из разных сфер деятельности, процесс обучения становится более интересным, у детей создается единая, целостная картина мира, Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, воображает, думает, в интересной, игровой форме обогащается словарь ребенка, развиваются коммуникативные умения. Следовательно, дети учатся свободно общаться и высказывать свои мысли, что является неотъемлемой частью работы с детьми-дошкольниками.

Технология интеграции организованной образовательной деятельности может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий при ее проведении для развития детских способностей.


Татьяна Назарь
Конспект интегрированной НОД по познавательному развитию с использованием кругов Луллия «Дикие животные»

«Аленушка»

«Дикие животные »

Образовательная область «Познавательное развитие »

Интеграция образовательных областей : «Коммуникационное развитие » , «Физическое развитие » , «Речевое развитие » , «Художественно-эстетическое развитие »

Цель : Обогащать знания детей о диких животных , активизировать словарь.

Задачи :

3. Воспитывать .

Методические приемы : игровые ситуации

Оборудование и материалы : макет «Круги Луллия » , картинки : с изображением животных , их детенышей.

Ход НОД

1. Организационный момент

2. Дидактическое упражнение круги Луллия «Кто у кого?»

3. Физкультминутка «Дикие животные »

4. Дидактическое упражнение круги Луллия «У кого что?»

5. Закрепление материала

Назарь Татьяна Витальевна

Воспитатель 1 младшей группы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Аленушка»

Конспект интегрированной НОД по познавательному развитию с использованием кругов Луллия «Дикие животные »

Образовательная область «Познавательное развитие »

Интеграция образовательных областей : «Коммуникационное развитие » , «Физическое развитие » , «Речевое развитие » , «Художественно-эстетическое развитие »

Цель : Обогащать знания детей о диких животных , активизировать словарь.

Задачи :

1. активизировать память, внимание, мышление;

2. развивать мелкую моторику рук ;

3. Воспитывать интерес и любовь к животному миру .

4. воспитывать умение слушать воспитателя;

Методические приемы : игровые ситуации

Оборудование и материалы : макет «Круги Луллия » , картинки : с изображением животных , их детенышей.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Дети стоят в кругу

Воспитатель : Сегодня, ребята, я снова предлагаю вам поиграть с «волшебными кругами » . Вы хотите поиграть?

Дети : Да!

Воспитатель : Чтобы начать игру займите себе места вокруг стола .

Дети проходят и садятся вокруг стола .

Воспитатель : Садитесь удобно, спину прижмите к спинке стула, руки положите на колени и будьте внимательными.

Воспитатель : Ребята, посмотрите на «волшебные круги » . Кого вы видите на картинках?

Дети : Это дикие животные .

Перечисляют животных .

Воспитатель : Правильно. На кругах картинки с дикими животными . Сегодня мы о них будем говорить.

Воспитатель : А сейчас мы с вами поиграем в первую игру, которая называется «Кто у кого?» . Нужно назвать животное на картинке , попавшей под стрелку на большом круге , подобрать и назвать на втором круге детеныша .

Дети по очереди выполняют указания воспитателя.

Воспитатель : А теперь мы отдохнем и физкультминутку проведем.

Физкультминутка «Дикие животные »

Встанем, надо отдохнуть, (Встать со стульчиков)

Наши пальчики встряхнуть. (Сжимание и разжимание пальцев)

Поднимайте ручки вверх, (Поставить ладони на голову пальцами вверх)

Шевелитесь, пальчики, (Подвигать ладонями вперед – назад)

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках, (Ходьба на месте на носочках, плавные

Как лисы бродят по лесочку. движения руками перед собой)

Волк озирается кругом , (Руки на поясе, повороты головы

И мы головки повернем. влево – вправо)

Теперь садимся тише, тише, (Сесть на корточки)

Притихнем, словно в норках мыши.

Ходил медведь по лесу, (Ходьба вперевалку, руки перед собой согнуты в

Топтался и рычал. локтях)

Хотел он очень меда,

А где достать, не знал. (Поднять плечи вверх, сделать вопросительный вид)

Воспитатель : Молодцы ребята. Давай те поиграем в еще одну интересную игру , которая называется «У кого что?» .

Воспитатель : Я буду показывать вам на кругах животное , а вам нужно найти его отличительную черту. Договорились?

Дети : Да

Воспитатель указывает на животных , а дети подбирают их отличительную черту.

Ёж - колючки.

Заяц - длинные уши.

Лиса - пушистый хвост.

Медведь - когти.

Тигр - полоски.

Воспитатель : Молодцы, ребята.

Воспитатель : А теперь пойдемте все на ковер.

Дети выходят на ковер и встают в круг

Воспитатель : Ребята, что мы сегодня узнали нового о животных ? Понравилось вам ребята? Хотите еще поиграть с «волшебными кругами » ? В следующий раз они обязательно помогут нам узнать еще что-нибудь интересное ! До свидание ребята.

Публикации по теме:

План-конспект НОД по развитию речи «Дикие животные» Тема «Дикие животные» Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие.

Конспект НОД по познавательному развитию с применением мнемотехники «Дикие животные» во второй младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 8 станицы Троицкой муниципального образования Крымский район.

Конспект НОД «Дикие животные» с использованием приемов мнемотехники Подготовила Левина Т. А. ОО ФГОС ОД «Речевое развитие» Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «Дикие животные леса» с использованием ИКТ Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «Дикие животные леса» с использованием ИКТ Тема: «Дикие животные леса» с использованием.

Консультация для воспитателей на тему:

«Структура интегрированной непосредственно

образовательной деятельности. Методика подготовки,

проведения и анализ интегрированной НОД».

Подготовила Ушпик Е.А.

Наиболее эффективные методы и приемы, которые могут быть

использованы в ходе интегрированной НОД:

Сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность (Характерным признаком эвристической деятельности является то, что дети с помощью умелой постановки вопросов педагога и благодаря собственным усилиям и самостоятельному мышлению подводятся к приобретению новых знаний). Мастером ведения беседы в эвристической форме был философ Сократ. Он никогда не давал готовых ответов. Своими вопросами и возражениями он старался навести самого собеседника на правильные решения.

Проблемные вопросы, использование заданий типа «докажи», «объясни», «как ты узнал?» и др.

Разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Требования к структуре интегрированной НОД

Четкость, компактность, сжатость учебного материала.

Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом мероприятии НОД.

Взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе НОД.

Большая информационная емкость учебного материала, используемого в НОД.

Систематичность и доступность изложения материала.

Необходимость соблюдения временных рамок НОД.

Примерная структура НОД.

Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»).

Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т.д.) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность, Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.

Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактические игры, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.

Преимущества интегрированной НОД:

способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают перенапряжение, перегрузку;

углубляют представление о понятии. закономерностях, связанных с понятием, расширяют кругозор;

основываются на нахождении новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют выводы, наблюдения воспитанников;

эмоционально развивают детей, т.к. основаны на элементах музыки, живописи, литературы, пластики движения и др.

Педагогическая и методическая технология интегрированной НОД может быть различной, однако в любом случае необходимо их моделирование. Самостоятельный поиск новых оптимальных схем-моделей будет являться проявлением творческой активности педагога.

Методика подготовки интегрированного занятия

Определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения.

Проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна.

Учитывать программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста.

Определить одно или несколько базовых направлений интеграции содержания образования.

Выявить основной принцип построения системы интегрированной НОД (например, тематический) и распределить задачи и содержательный материал в соответствии с ним.

Продумать развивающие задачи.

Использовать разнообразные виды деятельности (например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, музыкальным оформлением и введением в активную речь детей понятийной лексики).

Использовать большое количество разнообразного наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой).

Использовать в работе с детьми методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование и т.д.).

Учитывать личностно-ориентированный подход в процессе построения, организации и проведения интегрированной НОД.

Анализ интегрированной НОД

    Содержание и компоненты интеграции. Какие разделы программы в нее входят? Каково сочетание старых, классических, новых, основных и дополнительных разделов (парциальных программ) в процессе интеграции?

    Направление и объем интегрируемых разделов, в чем он выражается:

В создании нового раздела (программы);

Цикла (блока) периодически повторяемых занятий;

Единичных интегративных занятий.

3. Тема интегрированной НОД, проблема, поставленная для детей, цель. Уровень новизны.

4. Достигнута ли систематизация знаний воспитанников, сформирован ли целостный взгляд на предмет (объект, явление)?

5. Деятельность педагогов и воспитанников по подготовке к интегрированной НОД (спонтанность или результат тщательной подготовки, самостоятельная работа или «домашнее задание»; его цель, объем, характер).

6. Форма проведения интегрированной НОД, виды деятельности педагога и воспитанников (разумность сочетания).

7. Количество педагогов, участвующих на интегрированной НОД. Осуществление сотрудничества педагогов на интегрированном уровне. Единый подход к проблемам и содержанию проведенного ими занятия. Отсутствие противоречий в используемых ими материалах.

8. Результаты деятельности детей в интегрированной НОД. Создание у детей единого (интегрированного) представления о проблеме; широта их кругозора; культура суждений, их аргументация; культура речи; эмоциональная вовлеченность в проблему.

Таким образом, интеграция как целостное явление, объединяющее образовательные области, разные виды деятельности, приёмы и методы в единую систему на основе календарно-тематического планирования, выступает в дошкольном образовании ведущим средством организации образовательного процесса, ведущей формой которого становятся не занятия, а совместная со взрослыми и самостоятельная деятельность детей.

Материал подготовлен на основе методического пособия Сажиной С.Д. «Технология интегрированного занятия в ДОУ», 2008г. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).


Top