Личностные особенности детей 3 4 лет. Развитие мелкой моторики рук

Возрастные особенности детей в 3-4 года

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития, повышением активности ребёнка и считается важнейшим периодом в развитии дошкольника. В этом возрасте происходит дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются физиологические функции и процессы, активно формируется костно- мышечная система. Наиболее важное достижение младшего дошкольного возраста состоит в том, что действия ребёнка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности произвольности поведения ребёнок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.

Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка наполняется противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого. Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.

С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие с взрослым, который является для ребёнка гарантом психологического комфорта и защищённости. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребёнок берёт на себя определённые роли и подчиняет им своё поведение. Взрослые выступают для него в качестве образца поведения. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом.

Возраст от 3 до 4 уникален по своему значению и для речевого развития. В этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. Происходит переход от ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи. Словарь ребенка содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет.

В эмоциональном плане характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Ребенок трех-четырех лет уверенно ходит, координирует движения рук и ног при ходьбе, воспроизводит разнообразные другие движения. Он умеет правильно держать карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии, осваивает изобразительные умения.

Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется.

Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество.

Программа развития ребенка младшего дошкольного возраста (3 - 4 года) в ЦДОД.

Программа развития ребенка младшего дошкольного возраста в нашем Центре реализуется с учетом возрастных особенностей развития ребенка 3-4 лет и включает в себя следующие занятии: игровая деятельность, гимнастика, развитие речи, математика (формирование элементарных математических представлений), музыка, изо (рисование, лепка, аппликация).

Занятия проводятся два-три раза в неделю в утреннее или вечернее время.

Основные задачи развития:

1. Развитие потребности в активной двигательной деятельности, своевременное овладение основными видами движения.

2. Обеспечение познавательного развития детей, обогащение представлений об окружающих предметах и явлениях, развитие любознательности.

3. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению.

4. Обогащение опыта самопознания младших дошкольников.

5. Обучение детей различным способам действий в условиях предметно-действенного сотрудничества.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Игра для детей четвёртого года жизни – своеобразная «экспериментальная площадка» для знакомства с предметным и социальным миром, опробования себя и определения границ своих возможностей, реализации индивидуальных потребностей и проявления задатков будущих способностей.

Основная цель занятий - создание условий для развития игровой деятельности детей.

Задачи: формирование игровых умений, развитых культурных форм игры; развитие у детей интереса к различным видам игр; всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное); развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции; формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации..

На занятиях используются разнообразные обучающие (дидактические предметные, сюжетно-дидактические, подвижные, музыкальные) и досуговые игры (игры-забавы, развлечения.) Под руководством педагога и самостоятельно дети учатся отражать в играх несложный сюжет, представленный рядом последовательных действий. Постепенно игра становится не столько сюжетно-отобразительной, сколько сюжетно-ролевой. В таких играх ребёнок выражает свои эмоции и чувства, что в определённой мере позволяет ему в реальной жизни справляться с трудными ситуациями. Если ребёнок испытывает затруднения в общении с другими детьми по ходу игры, педагог включает его в игру постепенно: сначала играет с ребёнком сам, а затем уже предлагает играть с другими детьми, учитывая при этом симпатии ребёнка, его индивидуальные особенности и игровые интересы. Педагог формирует у малышей умения принимать игровую роль, выполнять игровые действия в соответствии с принятой ролью; поощряет игровую самостоятельность и инициативу, попытки подбирать атрибуты для роли и недостающий игровой материал, обозначать словом игровые действия, связанные с ролью

К концу четвёртого года жизни на занятиях появляются режиссёрские игры, которые представляют собой разыгрывание тех или иных ситуаций в воображаемом плане с помощью игрушек и «овладение «речью» от их имени.

К концу года ребенок может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя; умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию; отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей; способен придерживаться игровых правил в дидактических играх; способен следить за развитием театрализованного действия и эмоционально на него отзываться (кукольный, драматический театры); разыгрывает по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки из знакомых сказок; имитирует движения, мимику, интонацию изображаемых героев.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Младший дошкольный возраст характеризуется чрезвычайно возрастающей речевой активностью. Речь приобретает форму диалога. Словарный запас младшего дошкольника зависит от условий жизни, воспитания, состояния здоровья, общего развития и составляет 1-2 тысячи слов. . Очень важно в этот период быть особенно внимательным к речи детей. В возрасте 3-4 лет дети особенно чутки к звуковой оболочке языка. Овладеть звуковой стороной языка означает научиться воспринимать звуки и правильно произносить их.

Четвертый год - это возраст «почемучек». Дети постоянно задают взрослым вопросы, которые нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «почему?», «зачем?», «как?», «что это?», что и происходит на занятиях по развитию речи.

Содержание работы по развитию речи основывается на возрастных психических возможностях детей младшего дошкольного возраста. Они определяют основные речевые задачи: развитие всех компонентов устной речи - грамматического строя речи; связной речи - диалогической и монологической форм; формирование словаря; воспитание звуковой культуры речи. Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Решение задач развития устной речи осуществляется через формирование элементарных представлений о мире людей; растительном и животном мире; сезонных и суточных явлениях в природе и жизни людей и определяется лексической темой занятия.

Главная ценность данного возраста – высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, подражание правильному речевому образцу, способность неоднократно ярко переживать описанные в тексте события и с волнением следить за развитием сюжета.

В младшем дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии имеет игра. Для речевого развития на занятиях используются все виды игровой деятельности: творческая ролевая игра, подвижные игры, игры-драматизации, дидактические и настольно-печатные игры.

В результате освоения программы к четырем годам у детей формируются основные речевые умения. Ребенок с удовольствием рассматривает сюжетные картинки; отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения; использует все части речи, простые нераспространенные и распространенные предложения и предложения с однородными членами. Пересказывает содержание произведения с опорой на рисунки; называет произведение (в произвольном изложении), прослушав отрывок из него; может прочитать наизусть небольшое стихотворение при минимальной помощи педагога. Значительно увеличивается словарь за счет расширения знаний и представлений об окружающей жизни.

Ребенок выполняет интеллектуальные операции, связанные со сравнением предметов, их группировкой и классификацией. Различает и называет слова с противоположным значением.

Свободно использует в речи названия предметов, их частей, некоторые признаки, свойства и качества.

МАТЕМАТИКА

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ направлено на всестороннее развитие ребенка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.

Решение этих задач осуществляется через формирование элементарных представлений о:

Количественном и порядковом числе;

Геометрической фигуре;

Величине, измерении и сравнении величин;

Пространственных и временных отношениях между объектами и явлениями действительности.

Дети узнают и используют при решении практических задач сведения о:

Сравнении числа предметов в группах путем наложения и приложения;

Понятиях «равно», «не равно», «столько же»;

Натуральном числе (в пределах 5) как результате счета с участием анализаторов;

Наглядных моделях чисел;

Способах сравнения количества элементов во множествах, выраженных смежными числами (один – два, два – три, три – четыре, четыре – пять): путем составления пар между элементами множеств и с помощью понятий «столько же», «не столько же», «равно», «не равно»;

Такой величине, как длина;

Сравнении двух предметов по толщине, высоте, длине и обозначению результатов сравнения словами: толще, тоньше, равны;

Способе составления математических рассказов по рисунку: через перечисление изображенных предметов с называнием итогового числа;

Элементах геометрии (на основе различения и называния таких геометрических фигур, как круг, квадрат, треугольник).

Занятия по математике направлены, главным образом, на то, чтобы сформировать у детей младшего дошкольного возраста познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое. В процессе занятий дети учатся также общаться со сверстниками и взрослыми, включаясь в совместную игровую деятельность. Большое внимание уделяется развитию психических процессов, в частности мыслительных операций (сравнения, обобщения, анализа, синтеза, классификации).

К четырем годам в результате освоения пройденного материала у детей формируются необходимые для данного возраста математические умения, отражающие решение задач, поставленных в начале года.

ГИМНАСТИКА (ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ)

Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

Формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Занятия для детей четвертого года жизни проводятся в игровой форме с использованием сюжетов, сказок, детских рассказов. Все задания и упражнения выполняются по показу педагога.

Большое внимание в младшем дошкольном уделяется становлению навыков основных видов движений, развитию крупной и средней моторики через использование спортивного оборудования, простых физических упражнений из разных исходных положений. К детям этого возраста предъявляются минимальные требования при выполнении упражнений, т.к. новые движения дети выполнять точно еще не могут, в этом возрасте ребенок осваивает движение в целом.

На занятиях у детей развивается инициатива, самостоятельность и творчество в двигательной активности, способность к самоконтролю, самооценке при выполнении движений. Развивается интерес к участию в подвижных и спортивных играх и физическим упражнениям, активность в самостоятельной двигательной деятельности; интерес и любовь к спорту.

В результате освоения программы дети 3-4 лет приобретают следующие умения:

Правильно выполняют интеграционные движения: ходьбу, бег, ползание в упоре на коленях вперед, назад, ползание по-пластунски – правая рука, левая нога и наоборот;

Перестраиваются в колонну по одному и в круг;

Правильно выполняют прыжки на двух ногах, на месте, с продвижением вперед, вокруг себя;

Лазают по гимнастической стенке произвольным способом;

Владеют гимнастическим мячом: бросают двумя руками из-за головы, от груди, в пол, катают на точность на расстояние 1м, метают правой и левой рукой на расстояние не менее 3-4м;

Владеют хорошей координационной устойчивостью: стоят на одной и двух ногах, с наклоном головы, с закрытыми и открытыми глазами (на твердой и мягкой поверхности).

МУЗЫКА

Музыкальные занятия направлены на разностороннее музыкальное образование детей, соответствующее возрастным особенностям детей младшего дошкольного возраста.

Задачи музыкального образования реализуются в процессе овладения музыкальной деятельностью: приобщение к музыкальному искусству; ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений; развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса; развитие детского музыкально-художественного творчества..

Одной из основных задач, реализуемых на музыкальных занятиях, является развитие универсального вида детской музыкальной деятельности – восприятия музыки.

Очень важно развивать у детей музыкально-сенсорное восприятие, т.к. оно помогает развитию интеллектуальных способностей ребенка, поскольку в процессе обследования различных выразительных отношений музыкальных звуков ребенку приходится вслушиваться в них, сравнивать, выделять, обобщать их различные свойства.

Музыкальные занятия носят игровой характер.

В результате освоения пройденного материала к четырем годам ребенок приобретает основные умения, связанные с восприятием музыки, певческой и музыкано- ритмической деятельностью.

Восприятие музыки : способен различать выразительные особенности музыки – характер (веселый-грустный), понять конкретный музыкальный образ; умеет вслушиваться, сравнивать, различать основные отношения музыкальных звуков, контрастные по высоте, ритмическим отношениям, тембру и динамике; элементарно передает в движениях характер марша, веселой пляски, спокойной колыбельной;.

Певческая деятельность : имеет развитое элементарное музыкально-эстетическое восприятие песен; помнит большинство песен, прослушанных и усвоенных в течение года; внимательно слушает песню; самостоятельно исполняет большинство песен; владеет элементарными основами певческой культуры (адекватно возрасту); способен передавать в песне характер и некоторые яркие ее интонации; эмоционально передает в пении содержание песни; может выразить в пении свое отношение к музыкальному образу (содержанию) песни, используя соответствующие средства выразительности (темп, динамика и т.п.);

Музыкально-ритмическая деятельность : помнит, называет знакомые игры, танцы, хороводы; может внимательно воспринимать танец, игру и т.п.; способен в общих чертах воспринимать контрастный характер музыки и движений, понимать игровое содержание танца, игры; участвует в знакомых плясках, играх, хороводах, проявляет избирательное отношение к ним; может выразительно передавать в движении характер музыки; проявляет согласованность движений с музыкой; владеет в элементарной форме основными, образными, некоторыми танцевальными движениями; знает названия усвоенных основных и танцевальных движений; старается выполнять ритмично движения под музыку.

ИЗО

Педагог формирует интерес у младших дошкольников к занятиям изобразительной деятельностью. Важно научить детей в этом возрасте в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность, включать в процесс обследования предмета движения обеих рук по предмету, охватывание его руками; вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда).

На занятиях педагог развивает эстетическое восприятие; обращает внимание детей на красоту окружающих предметов, объектов природы (растения, животные). На занятиях по рисованию педагог учит детей передавать в рисунках красоту природы (голубое небо с белыми облаками; кружащиеся на ветру и падающие на землю разноцветные листья; снежинки и т. п.). Продолжает учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования. Учит правильно набирать краску на кисть и пользоваться красками; закрепляет знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), знакомит с оттенками (розовый, голубой, серый). Обращает внимание детей на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету. Приобщает детей к декоративной деятельности: учит украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных педагогом (птичка, зайчик, конь и др.), и разных предметов (блюдечко, рукавички).

К концу года у детей формируется умение создавать несложные сюжетные композиции. Дети умеют располагать изображения по всему листу, ритмично наносить линии, штриховать, изображать предметы разной формы (округлая, прямоугольная) и предметы, состоящие из комбинаций разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, вагончик и др.), подбирают цвета, соответствующие изображаемым предметам, правильно пользуются карандашами, фломастерами, кистью и красками

Лепка

Очень важно уже в младшем дошкольном возрасте формировать у ребенка интерес к лепке.

На занятиях по лепке педагог знакомит детей со свойствами глины, пластилина, пластической массы и способах лепки, учит раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук. Педагог побуждает детей украшать вылепленные предметы, учит создавать предметы, состоящие из 2–3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу, закрепляет умение аккуратно пользоваться глиной. Дети учатся лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.). Вылепленные фигурки объединяются в коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.). Итогом является радость от восприятия результата общей работы.

К концу года ребенок умеет отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней. Лепит различные предметы, состоящие из 2-3 частей, используя разнообразные приемы лепки

Аппликация

На занятиях по аппликации педагог приобщает детей к искусству аппликации, формирует интерес к этому виду деятельности. Дети обучаются предварительно выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение (задуманное ребенком или педагогом) и наклеивать их; аккуратно пользоваться клеем. Педагог

формирует у детей навыки аккуратной работы. Учит создавать в аппликации на бумаге разной формы предметные и декоративные композиции из геометрических форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету. Итогом занятий становится радость от полученного изображения.

В результате освоения Программы к концу года дети соответствуют в своем развитии базисным характеристикам личности ребенка 4 лет.

Базисные характеристики ребенка 4-х лет

Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.

Социальная компетентность

Ребенок проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками. Осознает свою половую принадлежность

Коммуникативная компетентность

Ведущий тип общения - ситуативно- деловое. Для налаживания контактов с другими людьми использует речевые и неречевые (взгляды, мимика, жесты, выразительные позы и движения) способы общения.

Интеллектуальная компетентность

Активно интересуется окружающим миром, задает вопросы, использует по назначению некоторые бытовые предметы, игрушки, предметы-заместители и словесные обозначения объектов в быту, игре и общении; в практической деятельности учитывает свойства предметов (цвет, форму, фактуру, строение) и их назначение, много и активно экспериментирует.

Физическая компетентность

Владеет основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами), элементарными гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.

Качества психики и личности : - эмоциональная неустойчивость, - инициативность во всех сферах - самостоятельность («Я сам», «Я могу») - повышенная потребность в индивидуальном внимании Характерна позиция превосходства над товарищами - могут в общении с партнером открыто высказать негативную оценку.

Стремление к самостоятельности формируется у младшего дошкольника в опыте сотрудничества со взрослыми. В совместной с ребенком деятельности взрослый помогает освоить новые способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношения.

К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Агрессивность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляется в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, умеет критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия.

Ребенок способен воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность..

Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте). Он активно стремится к самостоятельности, уверенно осваивает приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится своими успехами.

В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Он умеет заводить ключиком механическую игрушку, составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в игре зверей и птиц.

Ребенка отличает высокая речевая активность ; его словарь содержит все части речи. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.

Возрастные особенности детей 3 – 4 лет.

Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.

К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы. По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых. В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность. На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто». В 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.

Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго. Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

В эмоциональном плане характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.

В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.

Ребенок трех-четырех лет уверенно ходит, координирует движения рук и ног при ходьбе, воспроизводит разнообразные другие движения. Он умеет правильно держать карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии, осваивает изобразительные умения.

Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте). Он активно стремится к самостоятельности, уверенно осваивает приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится своими успехами.

В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Он умеет заводить ключиком механическую игрушку, составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в игре зверей и птиц.

Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.

Возрастные особенности 3 – 4 лет

Развитие детей – дело, которое волнует многих родителей. Есть, конечно, люди, которые считают, что детям нужно давать максимум возможной свободы и тогда они сами разовьются именно так, как нужно. Возможно, они правы. Однако мы не видим ничего плохого в том, чтобы предлагать детям именно те игры и занятия, которые лучше всего будут восприниматься ими в каждом конкретном возрасте. А для этого нужно знать эти возрастные особенности развития. Сегодня мы предлагаем вам познакомиться с возрастными особенностями развития детей в 3-4 года.

МОТОРИКА
Ребенок хорошо бросает через голову мяч, и хватает его в процессе игры, когда мяч катится. Отлично спускается и поднимается по лестницам, прыгает на одной ножке, а также может стоять в течении десяти минут на одной ноге. Вы уже можете легко качать его на качелях, так как он способен сохранять равновесие. Можно начинать учить ребенка рисованию, так как карандаш и кисть хорошо удерживаются в пальцах.

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:
Ваш ребенок уже очень любит делиться с другими своими игрушками и в то же время требует того же от окружающих. Стремится к общению с окружающими – как со взрослыми, так и с детьми. В этом возрасте начинают развиваться навыки совместной работы – игровой деятельности и помощи взрослым.

ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ:
предусматривает умение обводить предметы и рисунки по контурам, воспроизводить разнообразные формы, в том числе сложную форму шестигранника, копировать крест,.

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ:
Понимает названия и определения цветов: «Дай зеленый мяч». Способен уже слушать более длительные сказки и рассказы.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
В этом возрасте происходит интенсивное развитие речи. Ваш ребенок уже легко определяет цвет, фактуру, форму, вкус предметов, используя слова-определения. Понимает степени сравнений (самый большой, самый близкий). Считает до пяти. Использует в речи прошедшее и настоящее время.

Развитие речи ребенка 3 – 4 лет

Разнообразное речевое общение сопровождает деятельность ребенка, в которую нередко включены и взрослые: это вопросы и ответы, просьбы и требования объяснений, эмоциональные оценки действий и результатов. Таким образом, речь приобретает форму диалога. Взрослым следует учитывать, что дети в этом возрасте легко запоминают и повторяют не только образцы речи близких людей, но и их манеру говорить, копируют мимику, жесты, позы. Подражая родителям, дети перенимают этим и культуру общения.
Интерес к ближайшему окружению, к труду и занятиям взрослых людей, постепенное освоение ориентировки в пространстве и времени, ознакомление с разнообразными свойствами предметов и явлениями природы способствуют умственному развитию ребенка и практическому овладению языком.

Дети трех лет способны внимательно слушать короткие сказки, рассказы, следить за развитием событий, а также слушать песни, музыку, замечать изменения в звучании музыки, давать эмоциональный отклик на художественные и музыкальные произведения. С помощью речи ребенок делится своими впечатлениями, передает значимые для него события. Речь активно используется как средство общения, обмена сведениями и чувствами.

Младший дошкольный возраст характеризуется чрезвычайно возрастающей речевой активностью. Словарный запас младшего дошкольника зависит от условий жизни, воспитания, состояния здоровья, общего развития и составляет 1-2 тысячи слов. Иногда взрослые недооценивают значение общения с ребенком, разговоров и игр с ним, не поддерживают обращений, гасят речевую активность, и ребенок перестает обращаться к близким, остается предоставленным самому себе, что отрицательно сказывается на его речевом развитии. Поэтому так важно в этот период быть особенно внимательным к речи детей. В возрасте 3-4 лет дети особенно чутки к звуковой оболочке языка. Замечательный знаток детского языка К. И. Чуковский в своей книге «От двух до пяти» собрал обширные материалы по речетворчеству детей. Особо он отмечает рифмотворчество. И действительно, дети очень любят стихи и с удовольствием запоминают их наизусть. Овладеть звуковой стороной языка означает научиться воспринимать звуки и правильно произносить их. В три года малыши пытаются подражать правильному произношению взрослых, но им не всегда это удается. Так, трудные для произношения звуки заменяются более доступными и легкими: [р] на [л], [ш] на [с], [ж] на [з], [ч] на JV], отмечаются и другие замены. Твердые согласные звуки нередко заменяются мягкими («зайка» вместо «зайка»). В результате дети затрудняются в произнесении многосложных слов, заменяют или пропускают отдельные звуки, переставляют слоги, укорачивают слова. Например: «лисапет» - велосипед, «пигин» - пингвин, «тевелизол» - телевизор, «мисанел» - милиционер, «кафета» - конфета.
Голосовой аппарат ребенка еще не окреп, поэтому многие говорят не¬громко, хотя пользуются различными интонациями.

Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии ребенка. Дети свободно и часто вступают в контакт с детьми и взрослыми по своей инициативе, высказывают простейшие суждения о явлениях, предметах окружающего мира. В этот период могут быть резкие индивидуальные различия в развитии речи детей. Одни к трем годам хорошо владеют речью, правильно произносят все звуки, некоторые знают все буквы и делают первые шаги в чтении. Речь других детей этого же возраста далека от совершенства, неправильно произносятся звуки, искажается слоговая структура слов, делаются ошибки в согласовании слов в предложении и т. д.


Четвертый год - это возраст «почемучек». Дети постоянно задают взрослым вопросы, которые нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «почему?», «зачем?», «как?», «что это?». Иногда из-за неустойчивости внимания дети неспособны выслушать до конца ответы взрослых. Поэтому объяснения должны быть короткими, простыми и понятными.
Активный словарный запас детской речи становится разнообразнее. Ребенок должен пользоваться практически всеми частями речи, даже служебными словами: предлогами, союзами. Достаточный словарный запас дает ребенку возможность свободно общаться с окружающими. Бедность словарного запаса вызывает трудности в пересказе сказки, в под¬держании беседы со взрослыми и сверстниками, в передаче содержания чужой речи, в рассказе об увиденном.
Хороший словарный запас способствует обогащению речи предложениями разной структуры, простыми и сложными, правильному их по¬строению.
В этом возрасте исчезают почти все недостатки произношения звуков. Дети начинают критично относиться к речи сверстников, подмечают ошибки звукопроизношения. Это говорит о совершенствовании речевого слуха у детей.

Как научить ребенка самостоятельно одеваться

Нельзя подавлять инициативу ребенка. Если он хочет попытаться одеться сам – не мешайте ему. Но и не требуйте от ребенка сразу же, чтобы он одевался только сам. Очень часто родители просто не выдерживают медлительного темпа одевания малыша и, чувствуя, что они уже опаздывают, начинают в спешке сами одевать ребенка, не давая ему одеться самостоятельно. В этом случае имеет смысл начать сборы немного заранее, с учетом времени на спокойное освоение навыков одевания малышом.

Если ребенок не хочет одеваться самостоятельно, то попробуйте немного подтолкнуть его, например, одевая ему носочки или штанишки не до конца и предлагая ребенку закончить одевание самому.

Очень часто быстрому освоению навыка самостоятельного одевания препятствует сама конструкция одежды ребенка. Если на вещах малыша есть много численные молнии и шнуровки, мелкие пуговицы, то это значительно усложняет для него процесс одевания. Поэтому на первое время было бы уместнее покупать ребенку вещи с крупными удобными застежками, на липучках, на резиночках.

Существуют специальные развивающие игры-шнуровки или просто любые игрушки, которые можно расстегивать и застегивать. Играя в эти игры, ребенок развивает мелкую моторику рук и ему будет легче справиться со своей одеждой. Девочки свои первые навыки одевания могут освоить на куклах с их кукольными одежками.

Можно поиграть с ребенком в разные игры, которые помогут ему научиться одеваться. Например, пусть штанины брюк станут туннелями, а ноги малыша- паровозиками. Предложите своему крохе «заехать паровозиками в туннели». Девочки, да и мальчики тоже, с удовольствием играют в «показ мод» или «фотосессию» - это отличный повод для обучения самостоятельному одеванию.

Примеру взрослых дети с удовольствием подражают. Попробуйте устроить соревнования «на перегонки»: кто быстрее оденется.

Подсказывайте ребенку, что за чем надевать. Для многих детей запомнить последовательность одевания вещей может быть проблемой. Вы можете вместе с малышом изготовить плакат, на котором разместить изображения одежды в правильной последовательности. Это поможет ребенку быстрее запомнить. Кроме того, чтобы ребенок не перепутал где перед, а где спинка одежды, выбирайте одежду с кармашками или аппликациями спереди, так ребенку будет легче ориентироваться

Маргарита Глушенцева

Данный возраст является важнейшим периодом развития ребенка . Как раз в это время происходит самоосознание, становление личности, приобретение своего "Я". В возрастной периодизации этот период называется "Кризис 3-х лет".

В этом возрасте происходит отделение малыша от матери. Ребенок старается выполнить что-то самостоятельно. Главная фраза теперь : "Я сам". Конечно же, ребенок пытается выполнить задачу сам, но без помощи родителей или взрослых (воспитателей) не обойтись. Родители сейчас - основной элемент развития . Возраст 3-4 лет требует повышенного внимания к чаду. Ребенку нужны забота , поддержка, помощь, а самое главное, одобрение в первых, принятых ребенком самостоятельно , решениях.

По отношению к окружающему миру ребенок формирует свою собственную позицию. Характеризуется она осознанностью собственного поведения и интересом ко взрослому миру.

В этом возрасте дети могут воспринимать предмет, не обследуя его. Восприятие ребенка уже способно наиболее широко отражать действительность. Таким образом, к четырем годам у ребенка формируется наглядно-образное мышление. Огромнейшее значение в развитии такого мышления играет воссоздание образов, которые черпаются из прослушивания стихотворений, русских народных сказок, рассказов взрослых; чем шире кругозор ребенка , тем лучше развивается образное мышление .

Память ребенка , характеризующая рассматриваемый возраст , отличается образностью и является непроизвольной. Сейчас хорошо запоминается то, что было очень интересно и эмоционально окрашено. Но, то, что запоминается, сохраняется надолго. Но ребенок еще не способен долгое количество времени удерживать внимание на каком-либо предмете, быстро переключается с одной на другую деятельность.

В данный период развития эмоциональное состояние ребенка все так же зависит от физического комфорта. Так же на настроение теперь начинают влиять взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Все характеристики, по отношению к другим людям, субъективны. Но, все-таки, эмоционально здоровый дошкольник весьма оптимистичен.

Сейчас ребенок овладел действиями с предметом. Хорошо различает формы : треугольник, квадрат, круг. Умеет объединять предметы по признакам формы, может сравнить их по размеру (по ширине, длине и высоте) . Ребенок стремится к самостоятельности, осваивает технику гигиены и самообслуживания. Он очень гордится своими достижениями.

В этом возрасте ребенок научился заводить несложный механизм игрушки и приводить его в действие (заводной робот, юла, божья коровка с ключиком "заводилкой") . Может составлять картинки и кубики с сюжетом из нескольких частей. В игре самостоятельно передает несложный сюжет, использует предметы-заместители, весьма охотно играет с детьми и взрослыми.

Ребенок в 3-4 года отличается высокой речевой активностью. Словарный запас составляет примерно 1000-2000 слов, по мере развития от трех к четырем годам. Ребенок отличается проявлением живого интереса ко всему, что его окружает. Запас представлений постоянно пополняется. Присматривается к поведению и действиям взрослых, а также подражает им. Теперь ему присущи высокая эмоциональность и самостоятельность в действиях, которая обязательно должна подкрепляться положительной оценкой старших.

В этом возрасте (3-4 года) ребенок активен и жизнерадостен, очень любопытен и готов к хорошим поступкам. Его детское сердце полно счастья и добра!

На фото мой сыночек и его подружка)

Публикации по теме:

Информация для родителей «Возрастные особенности пятилетних детей» Возрастные особенности наших детей. В этом возрасте, как ни в каком другом, дети с удовольствием слушают волшебные сказки. Дошкольник пятого.

Консультация для родителей «Возрастные особенности психофизического развития детей старшей группы (5–6 лет)» Игровая деятельность. Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое.

Протокол родительского собрания «Возрастные особенности развития детей 3–4 лет» (третья младшая группа) Протокол №1 родительское собрание в третий младшей группе Тема: Возрастные особенности развития детей 3-4 лет. 26 ноября 2015 года Третья.

Психологический тренинг для воспитателей "ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ" с использованием кейс-метода и приема социодрамма Цель.

Родительское собрание «Возрастные особенности детей 4–5 лет». Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень рада видеть Вас. Тема нашего собрания «Возрастные особенности детей 4-5 лет». Повестка дня: 1. Вступительная.

Возрастные особенности детей 2–3 лет Ребёнок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на.

Ребенок 3-4 лет проходит важный этап самоутверждения и самосознания в окружающем мире. Позади первые годы активного физического и психологического формирования и развития. Малыш уже абсолютно самостоятельно двигается, у него активно развивается речь и мышление. Перед нами маленькая уникальная личность со своим характером, вкусами и желаниями. Его возрастные достижения удивляют и радуют семью.

Основные умения и навыки

К 3 годам малыш во многом самостоятелен. Уровень физического развития позволяет без посторонней помощи:

  • двигаться (ходить, бегать, прыгать, лазать, перемещать предметы);
  • пользоваться осознанной поэтапной моторикой (ударять об пол и ловить мяч, догонять и бить по мячу ногой, группировать и раскладывать по отдельным коробкам предметы и мелкие детали, ездить на велосипеде, находить и приносить необходимые вещи, целенаправленно находить и брать нужную игрушку, знать, что нужно делать, чтобы разрезать бумагу или нарисовать что-то);
  • быть самостоятельным в вопросах гигиены и самообслуживания (самостоятельно ходить в туалет, пользоваться туалетной бумагой, мыть руки с мылом, пользоваться полотенцем, чистить зубы, умываться, снимать - надевать одежду в нужной последовательности, самостоятельно есть, пользуясь основными приборами и салфеткой, причесываться).

Я - индивидуальность

Особенности детей 3-4 лет основываются на постоянном самоутверждении и стремлении к самостоятельности. Ребенок осознает себя как личность: свои имя, фамилию, отчество, свою кроватку, свои игрушки, своих родителей и семью, свое пространство и свои желания. К 3 годам дети прекрасно управляют силой голоса, интонациями и мимикой. Уровень развития позволяет ставить цели и выстраивать логический путь их достижения. В этом дети непроизвольно копируют взрослых, их методы достижения цели: хитрость или прямолинейность, находчивость, терпение и настойчивость или нетерпимость, требовательность и раздражительность. В 3-4 года ребятишки прекрасно улавливают фальшь и неискренность взрослых, хорошо манипулируют старшими членами семьи, пользуясь в определенной ситуации нужными приемами.

Представление о мире

Продолжается активное познание мира и осознание себя в этом мире. Накопленные информация и впечатления постепенно качественно меняют уровень развития. Возрастные представления ребенка об окружающем мире довольно обширны, за многими понятиями закреплены четкие ассоциации. Он различает и понимает особенности:

  • периодов суток (ночь, утро, день, вечер);
  • явлений природы (дождь, снег, ветер, солнце);
  • различает основные фрукты, овощи, ягоды, грибы;
  • знает деревья, кусты, цветы, траву;
  • знает домашних и диких животных, птиц, рыб, насекомых;
  • отличает материалы (твердые и мягкие, гладкие и шершавые);
  • понимает отличия быстро - медленно, вверх вниз, громко - тихо, тяжело - легко.

Речь

Уровень развития речи ребенка 3-4 лет как нельзя лучше характеризует возрастные психофизические особенности его формирования. Малыш копирует не только слова, но и интонации, и жесты. Он приобретает навыки культуры общения, развивает образное мышление. Источником развития речи и мышления ребенка, по-прежнему, являются детские книжки, стихотворения, поговорки, загадки, песенки, беседы со взрослыми. Ребенок учится спрашивать и отвечать на вопросы.

Возрастные особенности речевого развития 3-4 лет:

  • запоминает стихи, песни, сказки, названия;
  • выстраивает и произносит простые предложения;
  • группирует предметы по тематическим группам, называет главный признак предмета (животные, посуда, одежда, шапка теплая, яблоко сладкое и т.п.);
  • различает основные действия (есть, бежать, стоять, ждать и т.д.).

Особенности психофизического развития

Все возрастные особенности в развитии детей 3-4 лет можно наблюдать в процессе игры детей. Игра - главный вид деятельности малышей в этот период. Игра развивает, воспитывает, обучает и проявляет психофизические особенности каждого ребенка. В беззаботной игровой форме и в условиях комфортного психологического состояния ребенок получает мощный интеллектуальный заряд. Формируется логика, усидчивость, внимание, навыки анализа и синтеза. В результате, к 4 годам ребенок должен уметь:

  • собирать пазлы из 4-5 фрагментов;
  • сравнивать рисунки и предметы;
  • выбирать из группы предметов нужный по названному признаку;
  • запоминать предложения из 4 слов;
  • сосредоточенно выполнять заданное не менее 5-6 минут;
  • считать до трех, показывая пальчиками количество;
  • различать основные цвета;
  • различать круг, квадрат, треугольник.

Развитие детей - это непрерывный процесс. Родители должны помнить, что залогом воспитания счастливого и гармонично развитого ребенка является атмосфера любви и уважения в семье. Если малыш растет в условиях психологического комфорта, то процесс обучения и воспитания проходит органично и незаметно для ребенка, доставляя ему удовольствие и радость.


В этой статье:

На четвертом году жизни детей проявляются все важные особенности психики, происходит формирование личности и осмысленной деятельности. Это важный период, и родители должны обратить внимание на то, как живет их малыш.

Для правильного психологического развития в этом возрасте необходимо иметь друзей, заниматься творческой деятельностью и играми. Если малыш лишен всего этого, то ему придется трудно . Формирование личностных качеств может пройти дольше, что вызывает задержку в развитии.

До 4 лет малыш уже должен многому научиться, в том числе разговаривать правильно, общаться и знакомиться, играть в совместные игры. Сейчас он активен, полон жизненной энергии . Дети активно хотят играть друг с другом. Обязательно давайте им такую возможность, иначе может начаться торможение развития.

Что дети уже умеют?

В возрасте 3-4 лет дети уже довольно самостоятельны –
насколько это может быть. Они умеют сами играть, хотя внимание взрослых им очень приятно. Теперь их занимают подвижные ролевые игры. Концентрация на игре сохраняется долго. Для правильного развития ребенка необходимо, чтобы он находился в обществе других детей. быть постоянно дома, пусть с самыми лучшими игрушками и любящими людьми, недостаточно для его развития.

Особенность этого возраста – быстрое становление личности. Чем больше времени кроха проводит среди других детей, тем большему может научиться.
Детский сад обычно способствуют развитию . Там дети развиваются быстрее, приобретают большую самостоятельность. Процесс адаптации к садику выводит психологическое развитие на новый уровень.

Основные навыки ребенка сейчас определяют прогресс психологического развития. Здесь играют роль речь, игровая и творческая деятельность, особенности мышления и умение общаться с другими детьми и взрослыми.

Речь

Особенности речи детей младшего дошкольного возраста заключаются в том, что малыш начинает разговаривать не только с живыми объектами. Речь нужна ему во время игры, он иллюстрирует свои действия, проговаривает фразы и слова. Теперь речь более развитая. Правильно используются существительные, глаголы, предложения становятся длиннее и сложнее.

Малыш теперь может планировать. Свои планы, идеи для игр он высказывает родителям, другим детям. Теперь для него вполне доступно использование будущего времени. С помощью речи он фиксирует в памяти многие вещи. Запоминание происходит проще, если проговорить что-то вслух несколько раз.

Игры

Детские игры в этом возрасте видоизменяются. Дети придумывают развитый сюжет, который повторяет привычные для них действия . Сейчас игровые сценарии – это семья, поход в садик, школу, прогулка. Все это комбинируется, воспроизводя обычную жизнь ребенка. Мальчиков интересуют игры с машинками, техникой . Девочки уже сейчас проявляют первый интерес к детям, малышам. Они могут выступать в роли мамы или сестры куклы.

Особенности игры зависят не только от пола, но и от общего развития малыша. Чем оно выше, тем сложнее сценарий игры. Необходимо привлекать других людей. В крайнем случае их можно заменить другими игрушками. У детей огромное желание играть. Нельзя подавлять его, навязывая длительные занятия, походы в развивающие кружки . Для всего должно найтись время, но сейчас именно игра – это движущая сила развития психики, мышления, речи.

Многие школы раннего развития используют игровой подход к обучению малышей от 4 лет. Таким образом даже иностранный язык может даваться очень легко. Конечно, игры есть и остаются самым желанным детским занятием. Малыш может делиться с родителями своими игровыми переживаниями. Например, игрушка/кукла заболела – тут малыш проецирует свою прошлую болезнь на игрушки. Благодаря хорошо развитой ситуационной логике у детей их игры становятся все более реалистичными.

Творчество

Творчество для детей 3-4 лет служит базисом для дальнейших занятий. Образы довольно бедны – мало кто из малышей сейчас уже обладает хорошими задатками для рисования, конструирования, лепки. Творческая деятельность направлена на развитие мелкой моторики, общее развитие психики . Это деятельность умиротворяет, дает возможность сконцентрироваться на процессе.

У детей творчество обычно вызывает положительные эмоции . Это момент, когда можно показать себя, продемонстрировать свое видение мира. Характерная особенность этой деятельности – повторение по образцу. Малыш не может придумать сам, а накапливает разнообразие образов, конструкций, которые ему показывают взрослые . Только позднее у него получится творить самому.

В возрасте 4 лет, если ребенок занимался творческой деятельностью, обычно начинает проявляться первая самостоятельность. Он уже не хочет использовать показанные ему цвета для рисунка, а выбирает собственные. Итогом может быть «зеленое солнце», «синие люди» и другие несвойственные для привычных объектов цвета и формы .

Мышление

Мышление развивается активно только тогда, когда в этом есть потребность. Для детей 3-4 лет в садике вводят короткие занятия: стихи, пересказ сказки, описание картинки, логические задачки. Так стимулируется логическое и ситуационное мышление. Дети уже понимают вопросы, могут отвечать на них . Общение и игры тоже стимулируют мыслительный процесс.

Сейчас же важно научить ребенка простым действиям:

  • мыть руки перед едой без напоминания;
  • собирать игрушки после игры;
  • самостоятельно завязывать шнурки, застегивать пуговицы.

Малыши делятся опытом друг с другом, в играх и на занятиях уже могут высказывать свое мнение. В этом возрасте начинает развиваться самооценка малыша, его моральные качества. Например, кроха сам себя ограничивает, сопровождая это словесным указанием. Обходит лужу, говоря себе, что так он не испачкается.

Социальная жизнь

Дети с радостью общаются между собой. Пока еще очень легко завязывать знакомства и дружбу. Конечно, при условии, что малыш не ограничен в здоровых социальных контактах. Все же даже в возрасте 4 лет малыши уже подчиняют общение ряду норм и правил. Их же они используют для оценки поведения. Моральные нормы играют важное значение – дети стараются придерживаться их.

В игровой деятельности всегда отчетливо видны семейные отношения. Дети копируют их.

Обязательно нужно следить за своими словами и действиями дома, иначе потом может быть много вопросов из детского садика по поводу лексикона родителей .
Малыш в игре воспроизводит только знакомые ему образы:
  • семья, дом, родные;
  • отношения воспитателя и детей в садике;
  • сказочные сюжеты.

Так малыши утверждают свое видение мира. Общаясь, они учатся, начинают лучше разговаривать, заучивают новые слова. Без игры и частого общения психика приходит в состояние стагнации . Детский сад, подготовительные занятия к школе, кружки, прогулка в парк – везде можно найти друзей и необходимое общение.


Top