Мини-проект для младшей группы на тему: Фольклор. Педагогический проект в первой младшей группе «Фольклор и малыши Народное творчество 1 младшая группа
Фольклор – народное творчество, художественная коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения и идеалы. Фольклор, в переводе с английского языка, означает «народная мудрость, народное знание». Произведения фольклора (сказки, легенды, былины) помогают воссоздавать характерные черты народной речи, напевной и мелодичной.
ЗНАЧЕНИЕ ФОЛЬКЛОРА ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА: Если фольклор в жизни малыша будет появляться с первых дней, когда уже закладываются его характер и способности. Он способствует как развитию речи, так и нравственному воспитанию. Язык потешек и песенок отличается образностью, богатством, лаконичностью. Мелодичность звучания и рифмы помогают детям запоминать слова, а звукосочетания позволят быстрее освоить правильную и красивую речь, даже если она состоит из сложных для произнесения фонетических конструкций. Насыщенность песенок и потешек яркими и меткими выражениями значительно обогащает речь ребенка.
Основные цели и задачи проекта: Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы) для развития речи, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Знакомство детей с народными праздниками и традициями, народными играми.
Этапы реализации проекта в период октябрь-ноябрь этап: На занятиях по развитию речи дети рассматривали картинки Васнецова Ю. 2 этап: В свободное время читали детям произведения народно- прикладного искусства(Сорока-белобока; Чики-чеки-чек аллочка; Конь, мыши водят хоровод.) 3 этап: В группе создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству. Мини библиотека с картинами и произведениями народно-прикладного искусства. 4 этап: В свободное время разучивали с детьми потешки: Птичка, Сорока-белобока. 5 этап: Проводили досуг в группе (кукольный театр «Колобок») 6 этап: Провели занятие по развитию связной речи детей с использованием произведений художественной литературы и искусства. 7 этап: Провели литературный досуг с использованием произведений художественной литературы и искусства «Курочка Ряба». 8 этап: Подготовка презентации, анализ проделанной работы.
Педагогический проект в 1младшей группе
«Фольклор. Значение фольклора в воспитании дошкольника»
Участники проекта : дети 1младшей группы, воспитатели, родители.
Вид проекта : познавательно – творческий, групповой, совместный.
Актуальность: в современном мире у детей появляется большой интерес к народным традициям, праздникам, а в целом к знаниям культурных ценностей своего народа. Усвоение и принятие детьми этих ценностей возможно тогда, когда сохраняется их целостность и взаимосвязь. Трудно переоценить ту роль, которую играет устный фольклор в процессе становления личности ребёнка.
Гипотеза : Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, будет развивать художественно – образное, ассоциативное мышление, воображение ребёнка, которое позволяет активизировать его самые разнообразные творческие проявления. То есть потешка является инструментом педагогического воздействия на ребёнка.
Предмет исследования : фольклор.
Объектом исследования является потешка, которая используется с целью ознакомления детей с устным народным творчеством.
Этап 1. Поисковый .
Цель: содействие развитию представления детей об окружающем мире через использование в воспитательно – образовательном процессе потешки.
Задачи: 1. дать образное представление об истоках и значении потешки.
2. Приобщить детей к традициям народной культуры.
3. Научить видеть внутренний мир человека и красоту природы.
4. Развивать эмоционально – нравственную сферу ребёнка средствами фольклора.
5. Воспитывать любовь к людям и животным, желание заботиться о них.
Предполагаемые итоги реализации проекта :
1. Знание детьми информации о малых формах фольклора потешка, пословица, поговорка, закличка и другие.
2. Понимание значения слова «потешка».
3. Умение самостоятельно организовывать сюжетно – ролевые игры, используя полешку.
4. Создание картотек всех видов потешек.
5. Заучивание детьми потешек.
Сбор сведений
1. Задать вопросы:
Что вы знаете о потешках?
Какие потешки вы знаете?
О ком бы вы хотели ещё унать потешки?
Разработка плана проекта
1. Отобрать иллюстрации к потешкам;
2. Найти литературу, рассказывающую о потешках;
3. Отобрать героев потешек;
4. Обратиться за помощью к родителям.
Этап 2. Аналитический .
План проекта «Потешка»:
1. Выбор темы и разработка проекта (октябрь).
2. Изучение и анализ литературных источников, учебно – методических и игровых материалов, современных научных разработок, рассказов о потешках (ноябрь).
3. Составить анкету и провести опрос среди родителей. Проанализировать их отношение к поданному вопросу (ноябрь).
4. Создать информационный стенд для родителей (декабрь).
5. Составление рабочего плана реализации проекта (декабрь).
6. Знакомство детей с потешкой (январь).
7. Тема: герои потешек (художественная деятельность, сюжетно – ролевые игры) (февраль – март).
8. Тема: предметы быта (театральные инсценировки, дидактические игры) (март – апрель).
9. Взаимодействие с родителями (постоянно).
Разработка проекта
1. Создать развивающую среду:
Внести в группу картины с иллюстрациями к потешкам.
Пополнить уголок книги сборниками потешек.
Изготовить альбом «Потешки».
2. Организовать непосредственную образовательную деятельность.
Речевое развитие. Тема: «Чтение потешки «Козушка – белоногушка».
Художественная литература. Чтение потешек.
Продуктивная деятельность (рисование) – «Подарок Петушку», «Блинчики, оладушки такие, как у бабушки».
3. Совместная деятельность воспитателя с детьми.
Изготовление с детьми карточек с иллюстрациями к потешкам;
Экскурсии по территории детского сада;
Наблюдение на прогулке;
Чтение художественной литературы по теме проекта;
Беседа с детьми по содержанию потешек.
4. Самостоятельная деятельность детей.
Настольные и дидактические игры;
Сюжетно – ролевые игры.
5. Взаимодействие с семьёй.
Подготовить анкету для родителей;
Выставка рисунков детей и их родителей с иллюстрациями к потешкам.
Этап 3. Практический .
Формы работы Содержание
1. Непосредственная образовательная деятельность
Познавательная деятельность (речевое развитие).
Знакомство детей с потешкаи. Проговаривание отдельных фраз за воспитателем.
Социально – личностное развитие.
Тема: «Катя умывается», «Маша кушает».
Художественная литература.
Чтение потешек про животных, о людях; потешек, используемых во время режимных моментов.
Продуктивная деятельность (рисование).
Тема: «Подарок для Петушка», «Блинчики, оладушки такие, как у бабушки».
2. Совместная деятельность с детьми, осуществляемая в ходе режимных моментов
Игровая деятельность: с/р игры: «Катя умывается», «Уложим куклу Оля спать», «Маша обедает» и другие.
Экскурсия по территории детского сада.
Чтение потешек про животныж, о людях.
Знакомство с другими видами фольклора.
Беседа с детьми «Какие потешки я знаю».
3. Самостоятельная деятельность
Рассматривание картин, иллюстраций к потешкам.
Рисование животных, птиц героев потешек.
Раскрашивание раскрасок с животными и птицами.
Организация сюжетно – ролевых игр.
Лепка горошка, пряничков для животных.
4. Взаимодействие с семьёй
Подготовка анкеты для родителей.
Информация на стенде.
Консультации для родителей о значении фольклора при воспитании детей.
Этап 4. Презентация проекта .
Цель : изготовление мини – книжки.
1. Дети делятся на небольшие подгруппы;
2. Каждая подгруппа разукрашивает того или иного героя потешки;
3. Каждая подгруппа рассказывает о своем герое в 2 – 3 предложениях;
4. Оформление страниц совместно с воспитателями;
5. Оформление книги с потешками.
Этап 5. Контрольный .
1. Рефлексивная беседа: О каких ещё потешках вы хотите узнать?
2. Беседа с родителями.
Белашова Татьяна Анатольевна
Педагогический проект в первой младшей группе «Фольклор и малыши»
Педагогический проект в первой младшей группе
На тему: Фольклор и малыши»
План проекта:
1. Информационная справка о проекте
2. Реализация проекта
1 этап – подготовительный
2 этап – практический
3 этап – заключительный
3. Выводы
4. Используемая литература
1. Киселева Л. С., Данилина Т. Д. «Проектный метод в деятельности ДОУ».
2. Гербова «Занятия по развитию речи».
3. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности».
4. Богатеева З. А. «Чудесные поделки из бумаги».
5. Николаева С. Н. «Экологическое воспитание в д/саду».
6. Лебедева E.X. «Простые поделки из бумаги и пластилина».
7. Шебеко B.Л., Ермак Н. Н. «Физкультурные праздники в детском саду».
8. Карпухина Н. А. «Педагогика нового времени».
9. Сборник «Первые шаги».
10. Картушина М. Ю. «Сценарии оздоровительных досугов», «Забавы для малышей», «Конспекты логаритмических занятий с детьми 2-3 лет».
Актуальность проекта:
Закладывать основы нравственности следует с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, к окружающим людям
Под влиянием разнообразных жанров устного народного творчества происходит нравственное развитие детей, формирование нравственного качества, понятия о нормах поведения
Детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как отражает в играх, песнях, сказках жизнь и деятельность людей многих поколений
Проблема
Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через малые формы фольклора (народные потешки).
Игровая мотивация
Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Цель:
Развивать наглядно-действенное мышление. Стимулировать поиск новых способов решения практических задач при помощи различных предметов (игрушек, предметов быта).
Задачи:
1. Развивать восприятие детей, речь, добиваясь правильного и четкого произношения слов. Повышать интерес к потешкам.
2. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков: побуждать детей к использованию различных способов для достижения цели, стимулировать к дальнейшим побуждающим действиям и «открытиям».
3. Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться.
4. Развивать эмоциональный отклик на любимое литературное произведение посредством сюжетно-отобразительной игры; стимулировать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы из знакомых сказок.
5. Вызывать у детей эмоциональный отклик на музыкальное произведение, побуждать их выполнять совместные движения под музыку.
6. Учить воспринимать художественное произведение слухом, зрением, осязанием; искренне от души сострадать, возмущаться, радоваться.
Участники проекта:
воспитатели группы, специалисты ДОУ, родители и дети первой младшей группы.
Предполагаемый результат
1. Развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта.
2. Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка.
3. Ребенок проявляет интерес к игре с рифмой и словом.
4. Словотворчества детей.
молодым специалистам мои проекты очень помогут в работе
МК ДОУ Порошинский детский сад № 12
ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
МЛАДШАЯ ГРУППА № 2
Визитная карточка проекта
Место проведения :
МКДОУ «Порошинский детский сад №12
Срок проведения: с 15.01.2018 по 25.01.2018
Воспитатели младшей группы № 2:
Васильева Елена Геннадьевна
Кузова Алина Константиновна
Паспорт проекта
Тип проекта : познавательно – творческий
Тип проекта по количеству участников : групповой
Продолжительность проекта : краткосрочный
Ожидаемый результат:
Развивать интерес к народному творчеству , желание рисовать и лепить народную игрушку , слушать сказки, учить песни, потешки. Воспитывать любовь к Родине.
Участники проекта
Проект проводится с детьми младшей группы при участии родителей .
Актуальность и выбор темы
проекта
Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности.
Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Цель проекта:
Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с народным творчеством и промыслами.
2. Дать представление о народных игрушках
3. Развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
4. Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям.
5. Привлечь родителей и детей к совместному творчеству «
Этапы реализации проекта:
1 этап – организационный
. составление и обсуждение поэтапного плана работы;
Постановка цели, задач, актуальность проекта;
Подбор методической, справочной и
художественной литературы по данной теме;
Подобрать фото и видиоматериалы;
Подбор необходимого оборудования и
пособий для практического обогащения
проекта.
Подбор материала для организованной деятельности с детьми, иллюстраций с изображением народных промыслов, народных игрушак (матрешки, дымковская игрушка).
2 этап – Реализация проекта
Игровая деятельность:
. Сюжетно- ролевые игры
«В гостях у Матрешек» .
. Дидактические игры:
«Золотые ложки. Отгадай предмет» .
«Украсим матрешку» ,
пазлы на тему русских народных сказок .
«Подбери цвет» .
. Подвижные игры и эстафеты
«Карусель» , «Наседка и цыплята» , «Гуси – лебеди»
Учебно- познавательная деятельность:
Рассматривание картинок, иллюстраций по теме, беседы
Беседы с детьми и показ иллюстраций народных игрушек . Альбомы народных промыслов
. проведение с детьми группы тематических НОД:
Рассказы и беседы об игрушке- матрешке.
ИЗО:
Народная игрушка «Матрешка»
лепка. «Крендельки- баранки»
беседы о быте и традициях древней руси.
Интегрированное занятие:
«Путешествие в сказку Колобок»
ИЗО: дымковская игрушка «Уточка»
Художественно – речевая деятельность
Пересказ сказки «Репка» , чтение Русских народных сказок. «Бычок – черный бочок, белые копытца» . «Волк и семеро козлят» «Гуси лебеди», «Маша и медведь», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка».
Разучивание песен и потешек «Курочка – рябушечка» , «На улице три курицы» , «калачи», Слушание народных песен «Петушок» , «Ладушки» .
Театрализация сказок
Взаимодействие с родителями
Консультация для родителей « Роль фольклора в развитии речи детей»
Папка- передвижка «Народные промыслы России»
. Индивидуальные беседы, помощь детям в разучивании: потешек, загадок, считалок
3 этап - Заключительный
Подведение итогов работы
Составление отчета о проекте
Игра –путешествие « В гостях у бабушки Авдотьи»
Результат
Познакомились с русскими народным творчеством
Расширение представления о народном искусстве
Повышается интерес к фольклору, дети разучили детские частушки, потешки;
Дальнейшее развитие проекта
Продолжить работу по формированию познавательной активности детей
Расширять и систематизировать знания детей по этой теме
Фольклор для малышей 2-4 лет
Мини проект «Фольклор для малышей», рассчитан на детей в возрасте 2-4 лет, материал будет интересен воспитателям, родителям.
В настоящее время, народная культура, традиции русского народа стираются. Понимая это нельзя быть равнодушным к истокам – национальной культуры. Именно сейчас, возникает необходимость знакомить детей с лучшими традициями нашего народа.
Ранний период жизни ребёнка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малышей. Прекрасно, если родители способны обогатить среду, в которой он растёт. А народное поэтическое слово, как раз и сможет обогатить эту духовную среду.
Тип проекта: познавательный,краткосрочный (1 месяц)
Цель проекта: Развитие личности ребёнка, его внутреннего и духовного мира, успешное овладение родным языком, по средствам народного творчества и народных традиций.
Задачи проекта:
1. Создание развивающей среды для приобщения детей к культуре русского народа;
2. Формирование и обогащение словаря;
3. Развитие художественно-творческих способностей;
4. Развитие нравственно-эмоциональных чувств таких как: сопереживание, доброта, честность.
Участники проекта: дети первой младшей группы, родители воспитанников, воспитатель.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
1. Обсудить с родителями выбор темы проекта и его значение
2. Подобрать материал и оформить уголок “Русское народное творчество”
3.Оформление участка по мотивам РНС "Колобок"
2 этап – основной
Познакомить детей с русскими народными сказками, потешками, загадкам.
Познакомить детей с музыкальными инструментами
Познакомить детей с народными играми, танцами
3 этап заключительный
Ожидаемые результаты:
Для детей: Научиться узнавать и рассказывать потешки.
Играть в русские народные игры.
Обыгрывать потешки и русские народные сказки. Получить знания о музыкальных инструментах.
Для родителей: понять и изучить роль фольклора в развитии детей
Для воспитателя: обогащение и расширение знаний о русском народном творчестве, создание памятки для родителей.
1 этап – подготовительный
Для достижения цели я создала все необходимые условия для приобщения детей к народному творчеству и народной культуре. Вместе с родителями создала в группе уголок в русском, народном стиле. Который называется -"Русское народное творчество".
В уголок ”Русское народное творчество” поместила предметы русского быта: кухонную утварь (самовар, крынки, деревянные ложки и т.д.), разместила куклу в национальном костюме, каравай, который выполнили родители из соленого теста, самовар. В поисках предметов русской старины, участвовали родители моих воспитанников, а также их дедушки и бабушки. Детям было интересно, рассмотреть куклу в национальном костюме,самовар, ведь детям этого возраста невозможно рассказать о предметах русского быта, малышам нужно самим всё потрогать, поиграть с ними.
Вместе с родителями оформили участок по мотивам русской народной сказки “Колобок”
2 этап – основной
Всю свою работу разделила на три этапа.
На первом, знакомила детей с русскими народными сказками, потешками, загадкам.
Мною был оформлен книжный уголок, где были подобраны книжки – малышки, книжки – театры, русские народные сказки, потешки и т.д.
Сделала альбом, который назвала Русское народное творчество и поместила туда иллюстрации по этой теме.
Русские народные сказки открывают новую страницу эмоциональной жизни ребёнка. Содержание первых сказок направленно на пробуждение первых проявлений сочувствия, сопереживания, душевному и физическому состоянию героя или другим персонажем. Например, печаль и слёзы – «дед плачет, баба плачет».
Родители воспитанников совместно с детьми нарисовали и разукрасили рисунки к РНС, которые были оформлены мною в общую папку.
Вот несколько рисунков к РНС:
Сказка "Колобок"
Сказка "Теремок"
Сказка "Гуси-лебеди"
Потешки подобрала по таким темам как:
- Домашние и дикие животные, имитирующие поступки человека: «Собака на кухне пироги печёт», «Кисонька – мурысенька», «Сорока – белобока»,
«Лиса по лесу ходила», «Сидит белка на тележке», «Мишка косолапый» и другие.
- Олицетворяющие природу: «Травка – муравка со сна поднялась», «Солнышко – ведёрышко», «Радугу – дуга» и другие.
- Отражающие элементы народного быта и знакомящие с действиями человека: «Еду – еду к бабе, к деду», «Ой ду ду…! Потерял пастух дуду!», «Ладушки, ладушки!» и другие.
- Олицетворяющие материнскую любовь и взаимодействие «больших» и «маленьких»: «Коза – хлопота», «Курочка – тараточка», и другие.
– Потешки-небылички: «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор», «Под меленкой, под вертеленкой» и другие.
- Раскрывающие или олицетворяющие нравственно – этические категории: «Тили – бом! Тили – бом! Загорелся Кошкин дом!», «Сорока – сорока», «Пошла Маня на базар» и другие.
- Имеющие прямое отношение к ребёнку по имени: «Пошёл котик во лесок», «кто у нас хороший?» и другие.
Совместно с родителями оформила сборник: "Матрёшкины потешки",все потешки, которые там собраны приносили сами родители.
Дети любят проводить время в книжном уголке, самостоятельно рассматривают иллюстрации, проговаривают выученные потешки.
Для лучшего запоминания этих потешек и прибауток, я стараюсь применять их во всех режимных моментах в работе с детьми.
Передавала детям радость и бодрость, которые нам дарит вода, эмоционально обыгрывала самые простые, обыденные ситуации.
Во время умывания:
«Водичка, водичка,
Умой Паше (Юли) личико,
Чтобы щёчки краснели,
Чтобы глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок».
При причесывании:
«Чешу, чешу волосыньки,
Расчесываю косыньку,
Расти коса до пояса,
Не вырани не волоса…»
Приятно было наблюдать, как дети используют потешки во время игры в «дочки-матери», как бережно и с любовью относились к куклам.
Большое внимание уделила колыбельным песням,они формируют первый словарный запас ребёнка, образную картину мира, выраженную в слове. Они содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки детям.
В них создаются хорошо знакомые детям образы, например, образ кота. При чём это не просто кот, а котенька, коток, котик, котя.
Котя, котенька, коток,
Котя, серенький хвосток,
Приди, котик, ночевать,
Нашу деточку качать.
Уж как я тебе коту
За работу заплачу -
Дам кусочек пирога
И кувшинчик молока.
Формируется образ голубей, которых ласково называют гуленьки
Люли, люли, люленьки.
Прилетели гуленьки.
Прилетели гуленьки,
Сели возле люленьки.
Стали люленьку качать.
Стали Катю усыплять.
В группе мы начали использовать такой прием, как прослушивание аудиозаписи с колыбельными песнями во время тихого часа при подготовке детей ко сну.
В группе был оформлен музыкальный уголок, где я поместила народные музыкальные инструменты. Это: колокольчики, трещётки, балалайка,дудочка, гармошка. Ребятишки под аккомпанемент музыкальных инструментов исполняли песенки, пляски, что способствовало музыкальному развитию детей.
На третьем этапе, знакомлю детей с народными играми, танцами.
Особым интересом у детей пользуются игры русского народа, такие как «Утица», «Пчёлы и ласточка», «Кот и мыши», «Солнышко – ведрышко» и другими, которые развивают ловкость, быстроту движений, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, потешки делают процесс игры более интересным и содержательным.
Особое место занимают народные праздники, в которых наши малыши с удовольствием участвуют. Праздники объединяют в себе почти все элементы воспитания: песню, игру, сказку, загадку, художественную деятельность.
3 этап заключительный
Создание памятки для родителей - «Роль родителей в возрождении русских традиций»