Патриотизм истоки традиции значение. Патриотизм как социально-историческое явление

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Экономический факультет

Кафедра социологии и социальной работы


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по основе педагогики

на тему: Патриотическое воспитание детей и подростков народными традициями христиан.


Студентка Хохлова В. А.

Научный руководитель: к.п.н. доц. Голуб Евгения Викторовна


Оренбург - 2014



Введение

Что такое патриотическое воспитание

Заключение


Введение


Воспитание гражданина - патриота сегодня - есть залог гарантированного нашего будущего. Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от усилий дееспособных и ответственных людей, любящих свою Родину, заботящихся о ней, способных отстаивать её интересы. Остроактуальная, проблема патриотического воспитания подрастающего поколения, которая определяется двумя факторами: во-первых, она связана с общим интересом современного общества к истокам отечественной культуры, к духовным ценностям нашего прошлого; во-вторых, социокультурными изменениями менталитета россиян, что отразилось в инновационной основе организации деятельности общеобразовательной школы, открыло перспективы для подлинной организации патриотического воспитания подрастающих поколений на культуре и традициях российского народа.

Именно патриотическая идея является тем фундаментом, на котором во все времена консолидируются все слои российского общества на основе народных традиций. На основе народных традиций настоящий человек, патриот чтит память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость. Возрождая, суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества. Исходя из этого, сформируем задачи исследования:

-дать термин и охарактеризовать патриотического воспитания;

-изучить традицию как основу патриотического воспитания детей и подростков;

-выявить задачи и роль патриотического воспитания.


1. Что такое патриотическое воспитание


Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине.

Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. В настоящее время интерес к вопросам теории и практики патриотического воспитания в контексте этнокультурных традиций обусловлен его важнейшими функциями в духовном развитии личности и сохранении культурной преемственности поколений. Под традицией понимается:

.Всё, что устно перешло от поколения на другое;

.Обычай, установившийся порядок в быту.

Традиция является одной из важнейших категорий культуры. Традиции народной педагогики в области патриотического воспитания можно условно разделить на группы: фольклорные, празднично-игровые, природ сберегающие и ремесленно-трудовые. Традиции народной педагогики носят коллективистический характер. Праздники, обряды, обычаи происходят на фоне коллективного участия в них взрослых и детей, поэтому забота о Родине, общий труд понимается в народе как коллективное дело. Время доказало необходимость и действенность традиций народной педагогики, выявило огромный патриотический потенциал всех видов народного искусства. Например, игровые и плясовые песни - образно яркие, напевные, поэтичные. Исполняя с детьми эти песни, можно устраивать импровизированные хороводы и пляски, выделяя, прежде всего, ярко выраженное игровое начало. Стремление к игре, к актерству присуще детям. Игра доставляет им радость. Поэтому элементы игры в той или иной мере могут быть внесены почти в любую песню. Тогда пение может сопровождаться разыгрыванием действия по сюжету песни. Иначе говоря, происходит разыгрывание элементов народной драмы, заложенных во многих игровых и плясовых песнях. Но и сказки являются важными воспитательными средствами, в речении столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания, убедительно доказала педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа, должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка. Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение. Образность - важная особенность сказок. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера: отвага, трудолюбие, остроумие; такие черты как физическая сила, смелость, мужество. Носителями традиций являются не только отдельные герои, воины, прославившие себя и Отечество подвигами, но и целые коллективы, воинские части, корабли, соединения. Чувство любви к Родине начинается у ребенка с привязанности к дому, к природе, окружающей его, к родному селу, городу. Развитие, углубление патриотических чувств тесно связано с формированием представлений о родном крае. Поэтому необходимо постепенно расширять круг знаний ребенка о своей стране. Например, в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации определяет: «Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите». Это воспитывало у русских людей качества, которые всегда отмечали как союзники, так и противники: решительность в наступлении, стойкость в обороне, храбрость, взаимовыручка и презрение к смерти в критические моменты боя.

В связи с этим особая тема бесед на музыкальных занятиях - о Родине. К сожалению, хороших песен для детей на эту тему совсем немного, но педагоги все-таки могут выбрать и современные песни и что-то из классики, чтобы пробудить интерес у ребят к самой теме, создать определенный настрой. Конечно, патриотическое воспитание, безусловно, должно начинаться в дошкольные года, но для того, чтобы с малых лет растить патриотов, педагоги должны представлять себе, в чем состоит своеобразие патриотизма ребенка-дошкольника, каковы пути и методы патриотического воспитания в детском дошкольном учреждении. Так, следует осознавать, что в дошкольном детстве патриотическое воспитание неразрывно связано с эстетическим, в частности, с музыкальным. Проведение музыкальных тематических вечеров со слушанием песен революционных и военных лет, о родной стороне способствует развитию у детей патриотических чувств, положительных эмоций, вызывает интерес к обычаям, традициям, культуре своего народа. Раньше традиции являлись самым действенным средством воспитания трудолюбия, т.е. существовала традиция потомственной профессионального труда, когда дети приобретали профессиональные навыки и умения чаще всего от родителей, работая рядом с ними. В настоящее время преемственность трудовой культуры заключается не в передаче узкопрофессиональных навыков и умений или секретов профессии отцов и дедов, а в привитии глубокого уважения к труду и его результатам, в формировании здорового желания быть полезным людям, обществу, навыков и привычек организованности, самодисциплины, работоспособности и собранности.

Таким образом, под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и ребенка в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества.


Традиция как основа патриотического воспитания детей и подростков


В условиях многонациональности российского государства в системе образования важное значение приобретают вопросы воспитания у подрастающего поколения как чувства уважения к другим народам, так и чувства любви к Родине. Необходимо отметить, что, начиная с 90-х годов 20 века, молодое поколение россиян контактирует с новыми социальными посредниками и реалиями. Оно уже не приемлет устоев и ценностей прежней общественной системы, появился новый социальный тип личности. В этих условиях важным является становление обновленной системы патриотического воспитания, формулировка новых задач и повышение эффективности его форм и методов. Одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальных традиций русской национальной школы. Это вызвано несколькими причинами.

Во-первых, многие ощущают, что мировоззренческая пустота, возникшая после отторжения коммунистической идеологии, быстро заполняется культом «золотого тельца», внушается безнравственная мысль, что все способы обогащения приемлемы в период «дикого» капитализма, поры первоначального накопления средств.

Во-вторых, обращение педагога к традиционным ценностям русской культуры объясняется и тем, что именно в наши дни открыто, заговорили о том, что ныне реально встал вопрос о самом существовании того, что мы называем русской цивилизацией.

В-третьих, воспитывать детей на традициях отечественной культуры необходимо уже потому, что они в большинстве своём - русские. Без знаний основ народной жизни, родного фольклора, классического искусства невозможно воспитывать интерес и уважение к культуре других народов: ведь Россия - многонациональное государство. Если человек не знает истоков своей национальной культуры, ему чужда и культура другого народа.

В-четвёртых, педагог в наши дни ясно видит, что некоторые средства массовой информации занимают откровенно враждебную позицию по отношению к русской культурной традиции, русскому человеку, русскому языку.

В-пятых, русский образ жизни во многом утрачен, а ведь он основан на гармоничном существовании человека с природой, на взаимном уважении и ладе в семье. В отношениях между молодыми людьми и пожилыми людьми между верующими и неверующими людьми.

В основе традиций лежит длительный опыт социальной группы, её нормы, символы, обряды, обычаи, фольклор создают своеобразный сценарий поведения человека в определённых ситуациях. Устойчивая сторона культуры - это традиции, благодаря которым передается и закрепляется социальный опыт от поколения к поколению; это условия, при которых поддерживается опыт, обосновывается и узаконивается простой ссылкой на его существование в прошлом. Традиция - это самый ранний способ обеспечения единства поколений и целостности субъекта культуры. Традиции присущи всем культурным регионам и тесно связаны с этнокультурой. Они выступают как специфическая память, а это непременное условие не только существования, но и развития культуры в случае создания качественно новой её ступени. Традиции по форме глубоко национальны. Именно в них сосредоточены единство и многообразие культур разных народов. Каждый народ в силу своего уклада жизни создаёт только присущие ему традиции. Нравственная система каждого народа сугубо традиционна с точки зрения её формирования и развития.

Таким образом, основа - это историческая память - т. е. средство утверждения самодостаточности народа, национального достоинства, веры в свои силы и условие самоопределения. Патриотическое воспитание детей и подростков, основа на традициях народной педагогики, есть сложный, системный и последовательный педагогический процесс, направленный на формирование субъективно-значимого опыта приобщения к ценностям народной культуры, любви и уважения к малой Родине, её истории, родному языку, своему народу, его обычаям и идеалам.


Задачи и роль патриотического воспитания


Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Выделим задачи:

·воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

·формирование бережного отношения к природе и всему живому;

·воспитание уважения к труду;

·развитие интереса к русским традициям и промыслам;

·формирование элементарных знаний о правах человека;

·расширение представлений о городах России;

·знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

·развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

·формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Основная цель патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формирования у них ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому.

Роль патриотического воспитания является воспитанием любви к своей семье, своей Родине, бережное отношение к окружающему миру, уважение к традициям и истории способствует становлению личности настоящего гражданина, уважающего себя и других людей, обладающего высокой нравственностью, проявляющего национальную и религиозную толерантность, что является признаками гуманного и демократического общества. Особое роль в патриотическом воспитании имеет изучение подростками отечественной истории, в ходе которого происходит осмысление ими исторического опыта народа, формируется ценностное отношение к отечественной культуре, обусловливающее их гражданскую позицию, выбор направлений и способов самореализации в социальной практике. Усиление воспитательных функций учебного процесса, содержания курсов отечественной истории является сегодня одной из целей модернизации образования. Перед общеобразовательной школой стоят задачи формирования у подростков ценностного отношения к отечественной истории и культуре; чувства гордости за ратные и трудовые подвиги народа; готовности к реализации активной гражданской позиции в практической деятельности во имя развития культуры, социальной и производственной сфер жизни страны, укрепления ее позиций на международном уровне. Таким образом, задачи патриотического воспитания играют важную роль в воспроизводстве культуры и всех сфер духовной жизни, в реализации многовековых усилий сменяющих друг друга поколений сделать жизнь богаче, краше, содержательнее, в обеспечении преемственности нового и старого, в гармоническом развитии общества и личности. Они существуют, поддерживаются народными массами во всех сферах общественной жизни: трудовой, социально-политической, семейно-бытовой, социально-культурной и т.д.

патриотический воспитание традиция толерантность


Заключение


В целом обобщение результатов проведенной работы позволяют сделать следующие выводы:

Среди традиций народной педагогики, наиболее отвечающих патриотическому воспитанию детей и подростков - фольклорные (использование фольклорных жанров с патриотической тематикой: сказок, песен, пословиц, загадок и др.); празднично-игровые (приобщение детей к празднично-игровой культуре, являющейся для ребёнка родной), природ сберегающие (привитие бережного отношения к природе родного края), ремесленно-трудовые (воспитание трудолюбия через включение в народные промыслы, характерные для людей, проживающих в данной местности).

К сожалению, в настоящее время школьное патриотическое воспитание практически сошло, как говорится, «на нет». Этому за последние годы способствовало немало факторов: усиленное насаждение СМИ, мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной, так сказать, базовой идеологии.

Кроме того, воспитание патриотизма затруднено отсутствием методической литературы, в которых педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме.

Смысл их заключается в объяснении реальных понятий добра и зла, обращении сознания школьников к высоким идеалам отечественной истории. Прадеды и деды защитили страну, разгромили гитлеровские армии. А нынешнее поколение? Что мы сделали? В наши дни, в начале нового тысячелетия, эти вопросы: гражданства, гражданского общества, исторического наследия, правового воспитания приобрели особую актуальность. Ведь дети вырастают, на их место приходят другие, при заботливой поддержке близких, учителей, педагогов, какие традиции заложили? Они обретают свой путь в жизни все новые поколения.


Список использованной литературы


1.Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания // Педагогика. - 2005. - № 6. - С. 59-63.

.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.». Постановление Правительства Российской Федерации 11 июля 2005 г. № 422

.Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. - 2005. - № 8. - С. 17-21.

.Маленкова, Л. И. Теория и методика воспитания / Л. И. Маленкова. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - С. 90-100.

.Плигин А. А.. Личностно-ориентированное образование: история и практика. / Монография. - М.: «КСП+», 432 с., 2003

.Подласый И. П. Педагогика. В 2 томах. Том1./ Общие основы. Процесс обучения. Издательство: Владос Год издания: 2010 г.- 574 стр.

.Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ Издательство: М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.

.Подласый И. П. / Педагогика: учебник для бакалавров - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Юрайт; ИД Юрайт, 2013 - 696 с. - Серия: Бакалавр. Базовый курс.

.Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации // Российская газета 2014 - С.5-10.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Доклад на Всероссийской научно-общественной конференции " ", состоявшейся 28 марта 2014 г. в Москве.

«Новый советский патриотизм есть факт, который бессмысленно отрицать. Это есть единственный шанс на бытие России. Если он будет бит, если народ откажется защищать Россию Сталина, как он отказался защищать Россию Николая II и Россию демократической республики, то для этого народа, вероятно, нет возможностей исторического существования» (Г.П.Федотов)

Русского историка и религиозного философа Георгия Петровича Федотова (1886–1951), четверть века прожившего в эмиграции, трудно заподозрить в любви к сталинскому режиму. В статье «Защита России», опубликованной в 4-м номере парижской «Новой России» за 1936 г., мыслитель не берется оценивать «силу и живучесть нового русского патриотизма», носителем которого является «новая знать», управляющая Россией. Более того, он сомневается в силе патриотического чувства рабочих и крестьян, «на спинах которых строится сталинский трон». То есть для Федотова было очевидно различие между патриотизмом, как идеологическим конструктом, и патриотическим чувством, носителем которого является народ.

Но эта двойственность патриотизма - внешняя, т.к. по своей природе он представляет собой взаимосвязь двух принципов - социально-политического и нравственного (рис. 1), двух измерений - малой и большой Родины и двух проявлений - чувства любви к Родине и готовности к защите Отечества.

Рис. 1. Сущность патриотизма

По своей глубинной сути патриотизм выступает основанием удовлетворения потребности в обеспечении безопасности личности и социума. В его основе лежат два архетипических образа: Матери, олицетворяющей родную землю, и Отца, символизирующего государство.

Так что же такое патриотизм: «последнее прибежище негодяя» (по определению автора знаменитого «Словаря английского языка» Самуэля Джонсона), «орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей» (в понимании Л.Н.Толстого) или «добродетель» и «любовь ко благу и славе Отечества» (по убеждению Н.М.Карамзина и В.С.Соловьева)? Где грань между национализмом, настоящим и ложным патриотизмом? Совместим ли патриотизм с общечеловеческими ценностями?

Проблема патриотизма представляла и представляет собой одну из самых актуальных в сфере духовной жизни российского общества. Не удивительно, что только за время существования новой российской государственности отношение к патриотизму в разных социальных группах колебалось и продолжает варьироваться от полного неприятия до безусловной поддержки. Сегодня в России о патриотизме заговорили все - от монархистов до коммунистов, от державников до интернационалистов.

Мало кто будет спорить с тем, что почти две трети истории нашего народа представляет собой борьбу за независимость. Неудивительно, что в таких этих условиях патриотизм стал краеугольным камнем государственной идеологии. Надо учитывать и то, что формирование патриотической идеи, совпавшее по времени с возникновением Русского государства, с самого начала оказалось связанным с выполнением ратного (воинского) долга. Как идея объединения русских земель в борьбе с врагами он отчетливо звучит в «Повести временных лет» и проповедях Сергия Радонежского, в «Слове о полку Игореве» и «Слове о законе и благодати» Иллариона.

Но при этом, обращает на себя внимание отсутствие в русских былинах единого типа воина-героя. Но всех их (Микулу Селяниновича и Илью Муромца, Садко и Никиту Кожемяки) объединяет любовь к «отеческим гробам» и стремление «постоять за землю Русскую».

Показательно, что термин «патриот» получил хождение в России только в XVIII ст. в связи с Северной войной. В своем труде, посвященном этой войне, вице-канцлер барон П.П.Шафиров впервые применил его со значением «сын Отечества». Именно для петровского времени характерен рост национального самосознания в целом и государственного начала в нем, в частности. Можно считать, что при первом российском императоре патриотизм приобрел характер государственной идеологии, главным девизом которой стала формула «Бог, Царь и Отечество». Напутствуя воинов перед Полтавской битвой, Петр Великий подчеркивал, что сражаются они за государство, свой род и православную веру. «Учреждение к бою», «Артикул воинский», «Устав ратных и пушечных дел» и «Морской устав», - все эти и иные законы петровской эпохи закрепили патриотизм как норму поведения, прежде всего, воина. Позже великий русский полководец А.В.Суворов использовал в этом же значении термин «отечественник». И это не случайно. Ведь своим происхождением слово «патриотизм» обязано греческому «соотечественник», берущему свое начало от древнегреческого «патра», что означало род. Вспомним, что древние мыслители считали отношение к Отечеству самым благородным помышлением. Для античности патриотизм выступал главной нравственной обязанностью члена полиса, вкладывая в это понятие не только военную защиту города-государства, но и активное участие в управлении полисом. К сожалению, в российской истории (в том числе по ряду объективных причин) патриотизм как чувство Гражданина своего Отечества получило гораздо меньшее развитие, нежели его военная составляющая.

Как идеология патриотизм представляет собой идеологическую основу эффективного функционирования социальных и государственных институтов, один из механизмов легитимности власти и инструмент формирования социально-политической и психологической идентификации народа. Для всей российской истории центральной составляющей патриотизма была державность, понимаемая как характеристика политического, экономического, военного и духовного могущества страны в мире, а также способность оказывать влияние на международные отношения. Но державность всегда была и некоторым недостижимым идеалом государственного устройства, приобретавшего иногда весьма неожиданные черты, как например, самодержавная республика у К.Д.Кавелина.

Очевидно, что характер патриотизма обусловлен исторической эпохой и спецификой государственности. В царской России, например, долг перед Отечеством, преданность царю, ответственность перед обществом развивались из поколения в поколение. Для императорской России, с ее попытками культивирования общегосударственного патриотизма, основным содержанием «теории официальной народности» стали идеи державности и народности как опоры на собственные традиции. Не случайно, именно история рассматривалась в качестве главного предмета в воспитании гражданственности и патриотизма подданных Российской империи.

В свою очередь, истоки советской державности лежат в идее «строительства социализма в одной, отдельно взятой стране». Усиление государственно-патриотических начал оказалось связано с понятием «новой социалистической Родины». Заметим, что формирование советского патриотизма шло под лозунгом «вобрать в себя лучшие традиции русской истории» и при обращении к идее славянского единства. В основание нового патриотизма было положено сочетание любви к Родине (патриотизм в традиционном понимании) и идеи строительства коммунизма и интернационализма. Необходимость защиты социалистического Отечества подкреплялась убеждением в превосходстве социализма над капитализмом и обосновывалась учением о справедливых и несправедливых войнах. То есть речь шла о защите более прогрессивного общественного строя, который служил образцом для остальных народов мира («Все мы знаем, что Земля начинается с Кремля»).

Впрочем, активное обращение к традиционным национальным ценностям произошло лишь во время Великой Отечественной войны, когда встал вопрос о выживании не только советской власти, но и нации, как таковой. Именно этим было обусловлено обращение коммунистической власти к русской православной церкви и воспроизведение в массовой пропаганде образов таких национальных героев, как Александр Невский и Дмитрий Донской, Козьма Минин и Дмитрий Пожарский, Александр Суворов и Михаил Кутузов, Федор Ушаков и др.

Но содержание и направленность патриотизма определяются, в том числе, духовным и нравственным климатом общества. О патриотических качествах русского народа писали вольнодумец А.Н.Радищев и декабристы Н.П.Муравьев и С.Пестель, революционеры-демократы В.Г.Белинский, Н.А.Добролюбов и Н.Г.Чернышевский, русские философы В.С.Соловьев, И.А.Ильин, В.В.Розанов, Н.А.Бердяев и др. Показательно, что у них под патриотизмом понимались не только готовность к защите Отечества, но и гражданское достоинство. На волне преобразований Александра II, реформ С.Ю.Витте и П.А.Столыпина, патриотизм все больше воспринимался в российском обществе как некая школа воспитания гражданственности и ответственности за судьбу своего Отечества.

Так, согласно И.А.Ильину, сама идея Родины предполагает в человеке начало духовности, отражающей особенности людей разных национальностей. Говоря о патриотизме, А.И.Солженицын видел в нем «цельное и настойчивое чувство любви к своей нации со служением ей не угодливым, не поддержкой несправедливых ее притязаний, а откровенным в оценке пороков, грехов и в раскаянии за них». О величайшем патриотизме, поднимавшем людей на подвиг в дни битвы за Москву, писал в своих воспоминаниях Г.К.Жуков. Другими словами, патриотизм - это не только идеологическая конструкция, но и ценность, позиционируемая в общей системе индивидуальных и общественных ценностей. Прежде всего, он относится к высшим ценностям, т.к. разделяется более чем половиной социальных групп страны. Патриотизм является и общепринятой ценностью, в силу того, что поддерживается более чем 3⁄4 населения (или, по крайней мере, доминирующей ценностью, разделяемой более чем половиной граждан). Патриотизм, несомненно, ценность, интегрирующая общество, и активная, т.к. предполагает осознанное и эмоционально нагруженное действие. И, наконец, в силу своей двойственной природы, он относится к терминальным (целевым) ценностям и, одновременно, к ценностям инструментальным, служащим средством по отношению к целям.

Как нравственный феномен, патриотизм предполагает практические действия по преодолению национальной ограниченности, уважение к личности и преобразующую человеческое сообщество деятельность. Роль патриотизма возрастает на крутых изломах истории, требующих резкого повышения напряжения сил граждан, и, прежде всего, во время войн и нашествий, социальных конфликтов и политических кризисов, стихийных бедствий и т.п. Именно в кризисных условиях патриотизм выступает как атрибут жизнеспособности и даже, нередко, просто выживаемости социума. Сегодняшнюю ситуацию, связанную с попытками изоляции России, вполне можно рассматривать как форс-мажорную, всегда в истории нашей страны приводившую к консолидации населения, его сближению с властью и усилению государственно-патриотических начал.

Впрочем, это не значит, что в остальные периоды истории, патриотизм не функционален. Он представляет собой одно из основных условий эффективного функционирования социальных и государственных институтов, а также источник духовных и нравственных сил и здоровья общества. Если французские просветители XVIII в. отмечали зависимость патриотических чувств от государства и его законов, то Гегель связывал патриотизм, прежде всего, с чувством доверия граждан к государству.

К сожалению, уже во второй половине 1980-х гг. у «прорабов перестройки» сложился взгляд на патриотизм как отжившую ценность, мешающую строить новое демократическое общество. Более того, абсолютизируя внутреннюю связь идеологии и политики, постсоветская элита, сама того не подозревая, вслед за К.Марксом, увидела в идеологии вообще и в патриотизме, в частности, ложную форму сознания. Неудивительно, что в 1990-е гг. исследователи нередко подчеркивали «неустойчивый, аморфный, неопределенный характер» российского патриотизма.

Свои позитивные плоды дала только «реабилитация» патриотизма накануне 50-летия Победы над фашизмом. В начале 2000-х гг., если судить по данным опроса РосБизнесКонсалтинга, патриотами себя считали 42% россиян, и только 8% к таковым себя не относили. Руководство страны созрело к признанию, что новая государственность должна опираться не только на уважение к закону, но и на чувство гражданского долга, высшим проявлением которого является патриотизм. Не менее важным моментом стало осознание, что без четко сформулированной идеи защиты интересов России невозможно выработать суверенную внешнюю политику.

Дефицит (или даже системный кризис) патриотизма в современной России связан с ревизией самого понятия «патриотизм» в связи с разрушением идеологической оболочки социализма. Это привело к дискредитации любых идеологических механизмов легитимации власти, - именно этим объясняется сохранение конституционного запрета на государственную идеологию в современной России. Отчасти «дискриминация» государственной идеологии вызвана непониманием того, что идеи представляет собой не только порождение интересов определенных социальных слоев, но и ценности, укорененные в народном сознании.

Думается, что спор по этому поводу неокантианцев и марксистов давно потерял свою актуальность. На практике разрушение патриотизма в России привело не только к ослаблению постсоветской государственности, но и к размыванию социальных и духовных основ российского общества. Не удивительно, что даже понятие Родины девальвировалось и потеряло свое сущностное содержание.

Но идеология является неустранимым элементом общественной жизни и формой включения людей в общественную связь. Трудно согласится с И.Валлерстайном и его последователями, что только наличие врага придает идеологии (в том числе патриотизму) жизненную силу и интегрирующий характер. Конечно, вне морали и права любая идеология потенциально опасна для общества. Но в том и состоит особенность патриотизма, как уже указывалось, что именно любовь к Родине, вне зависимости от наличия врага, выводит патриотическое чувство за рамки политического эгоизма и создает защиту от идеологических манипуляций.

В сегодняшней России возрождение патриотизма властями напрямую связывается только с идеей восстановления статуса великой державы. Это понятно, т.к. только гордость своей страной, народом и его историей может стать конструктивной основой патриотического чувства. Но при этом не принимается во внимание, что в отечественной истории державность всегда сочеталась с другими ценностными компонентами: православной верой в дореволюционной России или интернационализмом в СССР (рис. 2). Можно утверждать, что в формировании идей державности и величии России, патриотизма и преданности Отечеству, особого пути России и т.п., составляющих важнейшие компоненты политического сознания россиян, немаловажную роль сыграла именно православная вера. Но очевидно, что патриотическая формула дореволюционной России «За веру, царя и отечество!» никак не встраивается в современное российское общество.

Рис. 2. Составляющие патриотической идеи

Думается, сегодня патриотизм как механизм идентичности народа, которая является базовой потребностью человека, и легитимизации власти также невозможен без второй ценностной составляющей - принципа социальной справедливости. Вспомним, что в архетипах российского сознания закон и право лишь тогда выступают ценностью, когда к ним добавлено прилагательное «справедливый». Справедливость всегда была не просто сохранением в российской жизни традиционно-общинных форм социальной регуляции, но и своеобразной нравственной самозащитой личности в внеправовом государстве.

При таком подходе патриотические настроения выступают существенным фактором мобилизации и социально-политической активности. Другими словами, патриотизм подразумевает коллективную национальную идентичность. Без сформированного позитивного образа страны, в котором присутствует идея державности, граждане современной России не смогут закрепить свою национальную идентичность.

Следует учитывать, что патриотизм является важной составной частью национальной идеи, поисками которой российская власть озабочена с конца 1990-х гг., и которая должна способствовать самоидентификации России в мировом сообществе. В свою очередь, идеология патриотизма, как основа стратегии успешного развития страны, в силу своей понятности может быть воспринята большей частью российского общества в качестве инструментария выхода из духовного кризиса и пути обретения настоящего суверенитета. И здесь потребуется усилие над собой, а не насилие над другими. Кроме того, никакое внешнее освобождение не будет эффективным без освобождения внутреннего. Давайте прислушаемся к словам А.И.Герцена о консерватизме не только трона и амвона, но и самого народа. Или к рассуждениям С.Л.Франка о сознательном патриотизме как осознании ценности национального бытия и его организации в лице государственности. Сегодня, как никогда, важен и «перевод» идеи патриотизма с языка этнического на язык общенациональный.

ПРИМЕЧАНИЯ

Федотов Г.П. Защита России // Судьба и грехи России. В 2-х тт. Т. 2. М.: Изд-во «София», 1992. С. 125.

См., например: Краткий политический словарь. М.: Политиздат, 1989. С. 411; Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т.: Т. 2. М.: Большая рос. энцикл., 1999. С. 409; Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. 5-е изд. М.: Политиздат, 1986. С. 538.

См., например: Государственная идеология и общенациональная идея. М.: Клуб «Реалисты», 1997; Лутовинов В.И. Патриотизм и проблемы его формирования у российской молодежи в современных условиях. Автореф. дис... д-ра филос. наук. М., 1998; Патриотизм народов России: традиции и современность. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. М.: Триада-фарм, 2003.

Бескровный Л.Г. Русская армия и флот в XVIII веке (Очерки). М.: Военное изд-во Министерства обороны СССР, 1958. С. 147; Патриотическое воспитание военнослужащих на традициях российской армии. М.: ВУ, 1997. С. 48–52; Пушкарев Л.Н. Менталитет и политическая история России: переломные этапы. // Менталитет и политическое развитие России. Тезисы докладов научной конференции. Москва, 29–31 окт. 1996 г. М.: ИРИ РАН, 1996. С. 6.

См., например: Цицерон. Диалоги «О государстве», «О законах». М.: Наука, 1966. С. 87.

Форсова Н.К. Духовный поворот в Советской ментальности в условиях Великой Отечественной войны, его последствия // Великий подвиг. К 55-летию Победы. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2000. С. 35–36.

Белинский В.Г. Сочинения. Т. 4. М.: Изд-во АН СССР, 1954. С. 489; Восстание декабристов: в 8 т. Т. 7. М.: Госполитиздат, 1927. С. 86; Ильин И. Мы были правы // О грядущем России / Под ред. Н.П.Полторацкого. М.: Воениздат, 1993. С. 333–334. и др.

Солженицын А. Публицистика. В 3 т. Т. 1. Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни. Ярославль; Верхневолжское кн. изд-во, 1995. С. 65.

Жуков Г.К. Величие победы СССР и бессилие фальсификаторов истории // Роман-газета. 1994. No 18. С. 101.

Классификацию ценностей см.: Горяинов В.П. Эмпирические классификации жизненных ценностей россиян в постсоветский период // Полис. 1996. No 4; Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях. М.: Ин-т философии РАН, 1994.

Гегель Г. Работы разных лет. Т. 2. М.: Мысль, 1971. С. 70.

Крупник А.А. Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в воинской среде: Автореф. дис. ...канд. филос. наук. М., 1995. С. 16.

Новикова Н. Патриотизм - готовность пожертвовать всем, если это не вредит вашему бизнесу // Профиль. 2002. No 42. С. 4.

Идентичность является одним из наиболее эффективных механизмов мобилизации населения, а критерии идентификации, в свою очередь, выстраиваются с помощью идеологии как совокупности идей и идеалов.

Подробнее о механизме формирования и активизации идентичностей см.: Брубейкер Р., Купер Ф. За пределами «идентичности» // Ad Imperio. 2002. No 3. С. 61–116.

Методический материал в помощь руководителям групп общественно-государственной подготовки по теме:

«Патриотизм и проблемы духовно-нравственной безопасности России».

ВОПРОСЫ:

1. Сущность, истоки и особенности российского патриотизма.

2. Патриотическое сознание воинов как фактор формирования морального духа армии.

3. Быть верным воинскому долгу - конкретное проявление патриотизма российских воинов.

4. Пути формирования у военнослужащих преданности Отечеству и верности воинскому долгу.

Российские Вооруженные Силы традиционно были сильны духом, высокими нравственными и боевыми качествами личного состава, обладали высокими чувствами патриотизма, долга и чести. Воспитание этих духовных ценностей было и остается важнейшей задачей в деятельности командиров, воспитателей, армейской общественности.

1. Сущность, истоки и особенности российского патриотизма.

Что же такое патриотизм? Патриотизм (от греческого слова patris -родина) - это осознание конкретным человеком своего особого, любовного отношения к Отечеству, проявляющегося в целенаправленной деятельности для прогрессивного развития и процветания Родины.

Чувство патриотизма как общественное духовное явление включает несколько компонентов, среди которых основное место занимают патриотическое сознание и патриотическая деятельность.

Патриотическое сознание представляет собой систему идей, взглядов, традиций, чувств и настроений наций, социальных групп, личности, служащих побудительными мотивами патриотической деятельности по развитию Отечества и его защите.

Патриотическая деятельность - это совокупность действий, направленных на реализацию патриотических целей, на укрепление могущества и авторитета страны.

Можно с уверенностью сказать, что уже на заре нашей истории у вождей княжеских дружин возникла серьезная необходимость воспитания у дружинников высокого чувства преданности лидеру, любви к своей земле.

На первых порах патриотизм проявлялся как личностное качество. По мере накопления в народе патриотической силы и энергии, понимания необходимости национального объединения личностный патриотизм постепенно приобретал общенациональное значение.

Именно патриотизм, национальное единство обусловили победы русских воинов и изгнание с русской земли татаро-монгольских завоевателей, польских интервентов в смутное время и других захватчиков.

Впервые патриотизм получил, можно сказать, правовое закрепление в "Уставе ратных и пушечных дел..." (1607 г.) и стал нормой отношения к родной земле, поведения русского воина.

При Петре 1 чувство патриотизма ставилось выше всех ценностей и добродетелей, являлось важнейшим критерием при определении кандидатов на получение чинов, наград и мотивом в бою. Напутствуя воинов перед Полтавской битвой, Петр I говорил: "И так, не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество..."

Последователи Петра I - великие полководцы и военачальники Суворов, Кутузов, Скобелев и другие большое внимание уделяли воспитанию чувства патриотизма у офицеров и солдат. Это было одной из причин, почему их войска не знали поражений. Их опыт по воспитанию подчиненных ценен и для нашего времени, его необходимо изучать и использовать.

Проблема патриотизма, познание его сущности привлекали внимание выдающихся общественных деятелей и ученых России и получили теоретическую разработку. Так, русские революционные демократы XIX века А.И. Герцен, В.Г. Белинский. Н.Г. Чернышевский утверждали, что патриотизм имеет социальные корни и отвечает интересам народа.

Значительное внимание разработке проблемы патриотизма уделяли русские мыслители и философы Н. Бердяев, В. Соловьев. И. Ильин. Последний, в частности, в чувстве патриотизма отмечал прежде всего духовность человека. "Именно духовная жизнь, - писал И. Ильин, есть то, за что и ради чего можно и должно любить свой народ, бороться за него и погибнуть за него. Через нее все получает свое истинное значение и подлинную ценность".

Дух патриотизма - универсальный нравственный идеал. Он лежит в основе всякой национальной военной системы, в противном случае она не имеет никакой ценности. Проявление патриотизма русского воина уникально, ибо имеет глубокие исторические и социальные корни (см. схему).

Схема

Какие же силы питали патриотизм русских воинов?

Во-первых, это естественное чувство самосохранения, зашита своего места обитания, российской земли от различных завоевателей. Чувство это формировалось долгим историческим опытом, выстрадано драматической судьбой Отечества и передается от поколения к поколению. По подсчетам исследователей, только за период с 1368 по 1893 год, то есть за 525 лет, россияне 329 лет воевали.

Во-вторых, патриотизм русской армии имел особую силу и крепость еще и потому, что в ней даже на ранних этапах ее существования наемничество не имело широкого распространения, а затем совсем изжило себя. Армия, за редким исключением, пополнялась соотечественниками. которым была присуща любовь к Отечеству.

В-третьих, патриотизм русской армии питали мощные силы православия. На страницах Евангелия утверждалось. что "нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". Русская Православная Церковь имеет вековые традиции патриотического воспитания. Идеологическую основу патриотического воспитания россиян, армии составляли идеи православия, самодержавия, народности, воплощенные в призыве "За Веру, Царя и Отечество!"

Особое внимание церковь всегда уделяла воспитанию чувства патриотизма в армейской среде. Сознавая огромную ответственность людей ратного труда за судьбы Отечества, церковь с самых древних времен окружила их заботой, вниманием и любовью. Она не совершала никаких специальных молебнов о людях какой-либо другой профессии, а лишь о военных.

Такое исключительное внимание церкви к армии объясняется тем, что именно от нее. как в прошлые времена, так и теперь, в большей степени, чем от какого-либо другого государственного института зависит судьба народа и государства. Здесь особенно ощутима цена ошибки или преступления. Особенно страшными и разрушительными могут быть последствия нравственной распущенности и упадка.

Церковь заботится о нравственном и духовном состоянии воина еще и потому, что он обязан быть предан своему долгу особым образом, как никто другой. Ведь выполнение воинского долга требует самого ценного - отдания собственной жизни. А это может сделать только высоконравственный, идеологически подкованный человек. Простое следование уставу или закону не может заставить человека переступить черту, отделяющую его жизнь от смерти. Самопожертвование - это осознанное, нравственное проявление.

В-четвертых, патриотизм русских воинов зиждился на их сознании, на убеждениях, а не вносился в их умы насильственно. Русские полководцы и военачальники видели силу русского солдата в его душе, сердце и старались найти путь к ним. Здесь использовались различные средства, формы, методы, но главными были - забота о солдате и личный пример начальника.

Работа по воспитанию чувства патриотизма у русских воинов имела свои плоды. Героизм русских воинов общеизвестен, ему отдавали должное даже противники. Так, Фридрих II после Семилетней войны (1756 - 1763 гг.) вынужден был признать, "что ни один солдат в мире не сравнится с русским гренадером". А Наполеон о русском солдате так высказался: "Русский солдат создан для побед, умей только его водить. Если бы под мою команду дали русских солдат, я с моими маршалами давно бы завоевал Индию".

Каковы же особенности российского патриотизма, и в чем они проявляются?

Прежде всего в искренней любви русских людей к родной природе, которая особенно проявляется у россиян, оказавшихся в силу различных причин за рубежом. Им трудно забыть обширные просторы России, ее поля, луга, леса и реки. А белая береза стала символом России и всегда ассоциируется с любовью к родным краям.

В способности к быстрой мобилизации всех своих физических и духовных сил в случае угрозы Отечеству. Россияне неоднократно доказывали, что в критические моменты для страны они готовы сделать все: переносить неслыханные жизненные тяготы, терпеть невзгоды, передавать на нужды страны личные сбережения и ценности, вступать добровольцами в народное ополчение и в армейский строй, лишь бы спасти от серьезной опасности свою страну, ее народ.

Патриотизм россиян интернационален. В многонациональной стране, где многие народы имеют относительную самостоятельность, в случае опасности все выступают единым фронтом против завоевателей, а в мирное время - против стихийных бедствий и природных катаклизмов. Об этом свидетельствуют исторический опыт нашей страны, проведение контртеррористической операции в Чечне в настоящее время и взаимопомощь различных регионов при решении народнохозяйственных задач. И среди награжденных за героизм, проявленный как в военное, так и в мирное время, можно встретить представителей самых разных народов.

Патриотизм россиян сочетается с их гордостью и достоинством. Это обусловлено авторитетом страны на международной арене, ее геополитическим положением, достижениями в науке, культуре, образовании и в военной области. Хотя Россия переживает сейчас далеко не лучшие времена, но ее потенциальные возможности, а главное настрой и высокая ответственность граждан за судьбы Родины позволят им преодолеть временные трудности и вывести страну на передовые рубежи мирового прогресса.

Таким образом, исторический опыт свидетельствует, что патриотизм является мощной духовной силой, позволяющей России и ее воинам на крутых поворотах истории мобилизовывать свои ресурсы и добиваться значительных успехов в возрождении страны и армии.

Сегодня мы заново осмысливаем значение патриотизма для судеб и ее граждан начала нового века и тысячелетия. Спасение и возрождение требует пересмотра ряда сложившихся за последние десятилетия позиций в структуре отечественного общественного сознания, как на обыденном, житейском, так и на идеологическом уровнях. Этот пересмотр касается и форм общественного сознания, таких как духовно-нравственная, государственно-правовая, политическая, религиозная, эстетическая и проч.

И это понятно. Процесс осознания себя в эпоху реформирования российского общества идет неоднозначно и весьма противоречиво. На это есть основания. Превращение России из супердержавы в нищую страну нанесло удар по национальной гордости, национальному достоинству, патриотическим и гражданским чувствам населения, выросших на высших пределах гордости за свою страну. А сегодня средства массовой информации, особенно электронные, представляют нам перспективу мрачного, мазохистки -сладостно - самоубийственного будущего, что ни как не отвечает установкам старших поколений, знающим самоотверженность во имя будущего на собственном опыте.

В течение продолжительного времени нам активно навязываются стереотипы западной и общественной психологии под маской духовной свободы:индивидуализм, жесткое имущественное расслоение вместо социального равенства, эгоизм вместо коллективизма, прагматизм вместо духовности, жажда наживы вместо трудового заработка, агрессивная предприимчивость вместо трудовой активности, развлекательная «массовая культура » вместо художественной классики, культ насилия вместо любви и дружбы.

Естественно, что мир культуры «существователя » (Н. В. Гоголь) отторгает человека от окружающих людей, внушает ему иллюзию самодостаточного Робинзона. Стоит ли удивляться отсутствию гражданственности, патриотизма, доброжелательности, взаимовыручки и чуткости в отношениях значительной части населения, особенно молодёжи, современной России.

Естественно, что происходит это неуклонно и чаще всего в извращенном виде:среди молодежи большое распространение получили алкоголизм, наркомания, проституция, неадекватные биологическому полу сексуальные ориентации и т. д. Эйфория вседозволенности, отсутствие нравственных «тормозов » ведёт к размытости представлений о собственном предназначении в пространстве жизнедеятельности.

При этом упорно навязывается мнение, что нашей может стать весь мир, все лучшие образцы и стандарты культуры находятся в Европе и США, но не в России;у нас в стране все плохо -поэтому нужно или уехать в другую страну, или сосредоточиться только на себе и близких. В общении и поведении различных социальных групп утвердились «диснеевские », «вестерновские »или детективные манеры: развязность, вседозволенность, грубость, хамство, открытое пренебрежение элементарными нормами культурного взаимодействия, примитивность чувствования и мышления.

В условиях пока несостоявшейся демократии эгоизм и индивидуализм все больше поглощают альтруизм, гражданственность, патриотические устремления.

Реформы призванные возродить Россию, по нашему мнению, не могут иметь в своей основе чужеродные идеи и нравы, характерные для нетрадиционных обществ, впитавших в собственную идеи насилия, принуждения, ловкачества, обмана, предательства, разврата, пресмыкательства перед силой и т. д. Это -глубоко чуждо природе нашего народа, традицией которого является духовность, нравственность, гуманизм, свобода и т. д. , и не может стать фундаментом для выхода страны из кризиса, а тем более для ее будущего процветания.

Сегодня у России нет более главной идеи, ценности, чем . Его мощный потенциал направлен на консолидацию российского общества и духовно -нравственному, политическому и экономическому возрождению России.

В истории России было немало фактов, когда народ сплачивался вокруг патриотической и национальной идеи и не раз побеждал внутреннего или внешнего врага, например во времена Александра Невского, Дмитрия Донского, польско-литовской интервенции периода Смутного времени, или «бироновщины », или, как это произошло в 1941 году, однако «чубайщина» оказалась устойчивей, если ей так долго дано разрушать страну.

Патриотические чувства, можно предполагать, есть у большинства людей. Но у нашего народа в силу его многотрудной исторической судьбы оно испокон веков особое. В нем первоисточник трудолюбия, героизма, долготерпения, скромности, преданности, ответственности -словом, всего того, что на протяжении столетий воспринимается как русский национальный характер и душа народа, который свято привержен своему Отечеству.

Сила России-это не только дарованные Богом богатейшие минеральные ресурсы, огромная территория, освоенная нашими предками, созданная трудом многих поколений экономика и культура, но и это, что зовется «дымом Отечества », составляющим нетленный пласт духовности нашего народа. Сегодня Россия —это 13%земной суши, однако только 7, 5%населения и 1, 6%мирового валового продукта, что представляется абсолютным регрессом по сравнению с царской Россией 1913 года. На душу населения в России приходится 11, 6 га земли, что во много раз больше, чем в любой другой стране мира (в Японии —0, 29 га, Великобритании —0, 41, Италии-0, 49, Китае- 0, 76, Франции-0, 94, США-3, 35 га). Современный россиянин в четыре раза богаче природно-территориальными ресурсами и жизненным пространством, чем среднестатистический житель планеты.

Россия является одной из богатейших стран мира по природным ресурсам. По ресурсному потенциалу на душу населения России нет равных. Россия —единственная крупная держава, которая полностью обеспечена энергоресурсами. Высокая потенциальная ценность разведанных и предварительно оцененных запасов полезных ископаемых в нашей стране в мировых ценах составляет 28, 6 трлн долл. , прогнозный потенциал —140 трлн долл. Так, современная Россия владеет примерно 15 —20%прогнозных и 6% доказанных мировых запасов нефти, 42%газа, 43%угля, 25%мировых запасов древесины. Мы осуществляем 11 %мировой добычи нефти, 28%газа, 14% угля, 25%алмазов, 5, 5%золота. Россия находится на втором месте в мире по разведанным запасам золота и пятом —по среднему содержанию золота в рудных месторождениях. В то же время, например, Япония зависит от иностранных энергоресурсов на 82%, Германия и Франция —на 50 —52%, США —на 23%.

Как видим, этот потенциал огромен. Однако, обладая в планеты и огромными запасами других природных ресурсов, Россия пока не смогла воспользоваться этим преимуществом в интересах национального развития, неуклонно скатываясь в последние годы на позиции должника развитых государств мира. Ее внешний долг составил 130 млрд дол. (по другим данным —150 млрд дол.). Это означает, что сегодня каждый дееспособный гражданин России уже должен 2 тыс. долл. иностранным кредиторам. За десять лет реформы Россия переместилась с 5-го места в мире по ВВП на душу населения на 47 ступеней вниз, уйдя из группы стран со средним уровнем производства и благосостояния (ВВП на душу населения —от 5 до 10 тыс. дол. в год)в компанию бедных развивающихся стран.

Такова цена за утрату или ослабление патриотической ориентации нашего общества. Можно сказать, что патриотизм в чем-то равнозначен необходимому для общества уровню производительности труда и организационной культуры:как и эти последние, он выражает внутреннюю «подтянутость » населения страны, добровольное и активное служение населения интересам общества и государства, Державе, Отчизне.

Именно поэтому проблема духовности личности, ее духовной готовности и служению России, своему народу, выполнение патриотического долга по защите интересов Отечества должно рассматриваться как главное звено развития российского общества на фоне обвального распада евроазиатской державы-СССР.

В этом плане для нас интересны исследования, анализирующие причины распада всех существующих в мировой истории империй. Среди комплекса причин ученые выделили главную -падение общественных нравов и чувства патриотизма ниже критического уровня.

Исследуя быт и жизнь египтян, персов, римлян, ранних и поздних кочевников, других народов, создавших великие государства, ученые пришли к выводу, что в период бурного роста могущества все государства еще не обладали ни материальными богатствами, ни высокоразвитой наукой и культурой. Но зато граждане будущих великих империй от простолюдина до самого знатного горели желанием исполнить свой долг лишь бы жило, процветало и славилось их милое, бесценное .

А что по этому поводу утверждает история языка? Патриот (от греческого «земляк, соотечественник »)-это человек любящий свое Отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и действующий во имя Родины.

Действительно, даже самые страшные поражения и полное обнищание Рима во вторую Пуническую войну не в состоянии было поколебать могучего патриотизма его бойцов и расшатать государственный организм.

Когда патриотизм сменился полным равнодушием и судьбе отечества, и народной славе, человеческому величию, когда всюду стала править только страсть к наживе, тогда некогда могучий Рим, несмотря на свое кажущееся величие и блеск, стал настолько слаб, что уже не мог сопротивляться даже одиночным ударам менее цивилизованных племен.

Исторический опыт свидетельствует, что основу формирования у людей высокого морального духа всегда составляли идеи патриотизма, любви к своему Отечеству, готовность сражаться за него до полной победы. Для русского этноса идеи патриотизма всегда стояли очень остро, рассматривались в широчайшем диапазоне. Они включала историческую проблематику, вопросы русского национального самосознания и менталитета, «русской идеи », исторической миссии России и выбора путей ее развития.

Представляется, что это и послужило тому, что как в истории отечественной мысли, так и в современной политической практике трактовки понятия «патриотизм »характеризуется многовариантностью, большим разнообразием толкований и неоднозначностью. Диапазон толкования термина очень велик:от идеально-возвышенного до ругательно-уничижительного.

Патриотизм, вместе с тем, был и остаётся - нравственным и политическим принципом, - социальным чувством, содержание которого выражается в любви к своему Отечеству, преданностью ему, гордости за его прошлое и настоящее, стремлении и готовности его защищать. - патриотизм -одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками борьбы за свободу и независимость родины.

Патриотизм -это духовное явление, которое имеет большую устойчивость, долго сохраняется в народе при его уничтожении, а в 3-4 поколении умирает. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное служение Отечеству.

Не лишены этого высокого чувства и духовного начала русские люди. Россия -это государство с многовековой историей, традициями, а русский патриотизм имеет глубокие корни. У россиян как у евроазиатского народа, в сознании и менталитете общественное всегда было приоритетным над личностным, положение и роль личности в российской истории всегда подчинялись той цели, которая на данном историческом этапе выступает идеалом сплочения нации.

Таким образом, патриотизм в России в течении долгого времени понимался как готовность поступиться личными интересами на благо Отечества, безграничная вера в мощь российского государства и власти, патернализм, самоотверженность. Воспитание у молодежи патриотизма и чувства национальной гордости, национального достоинства в соответствии с традициями было характерно для России на протяжении веков.

Где же начало патриотизма его истоки?Патриотизм первоначально возник как естественное сильное чувство здорового человека, племени к воспроизводству своего рода на защищаемом жизненном пространстве. Мы всегда болеем за близких, за людей своего круга, за свой мир, территорию.

Вытеснение же, ущемление естественной жизни этноса вызывало защитную реакцию -патриотизм.

Свидетельства о таком качестве людей, как патриотизм, встречались в военно -исторических документах и летописях еще в IХ веке. Патриотизм и более позднего периода носило как бы личностный характер. Он проявлялся в преданности своему князю и дружине. Хотя дружинники могли переходить от одного князя к другому, однако такие случаи были редкостью -верность высоко ценилась в русском воинстве. Для дружинников считалось позором оставлять поле сражения, и наоборот, князь считал постыдным бросить свое войско.

Испытания, выпавшие на долю русского народа, военная мощь его врагов, покорение значительной части территории татаро-монголами ускорили накопление в народе патриотической силы и энергии, осознание необходимости национального объединения. Личностный патриотизм соединялся с идеей национального единства и постепенно приобретал общенациональное значение.

В этой связи не следует забывать, о чем говорил Владимир Мономах (1053-1125) перед удельными русскими князьями на съезде в Любече:«Пошто губим русскую землю, сами же себе делая котору, половцы землю нашу несут розну и радуются, когда между нами встает рать. Будем едины сердцем и соблюдем Русскую землю » (62;С. 18).

Достаточно напомнить о многочисленных сражениях в защиту своей земли, своей страны. В наших сердцах хранится память о Ледовом побоище Куликовской битве, , о Полтавском и , о разгроме интервентов, германских фашистов и японских милитаристов.

Объединение на патриотической основе резко повышает могущество российского государства, укрепило патриотическую идею и прочно соединило его с государственностью. В «Уставе ратных и пушечных дел » 1607-1621 г. г. патриотизм закреплялся законодательно.

Дискуссия на тему: В ЧЁМ ИСТОКИ ПАТРИОТИЗМА урок развития речи в 11 классе Цель урока:    воспитание чувства патриотизма; развитие устной речи учащихся; закрепление на практике правил устного выступления.     «Я на всё решусь, чтобы только ещё иметь счастье видеть славу России, и последнюю каплю крови пожертвую ее благосостоянию». П.И. Багратион «Не говорю, чтобы любовь к Отечеству должна ослеплять нас и уверять, что мы во всем лучшие; но русский должен по крайней мере знать себе цену свою». Н.М. Карамзин «Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете». В.В. Путин «Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей Родины». Дж. Кеннеди Вступление Тема дискуссии: «В чём истоки патриотизма?» Любая страна рассыплется в прах, если ее граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше. Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой. Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему-то она не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила от хамства и грубости. Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не столько в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям. Дискуссия это вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какаялибо проблема с целью достичь взаимоприемлемого ее решения. 1. С чего начинается Родина?      Как вы понимаете слова «родина», «патриотизм»? Считаете ли себя патриотом? Почему? Какие поступки надо совершить, чтобы их назвали патриотическими? Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины? Хотели бы вы уехать из России? Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимает семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, друзья, любимые книги, природа – такие простые ценности становятся основой настоящей любви к Родине.   Родина – Отечество, страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит. Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу. 2. Гордитесь ли вы своей страной?    В какие именно моменты испытываете национальную гордость? Интересуетесь ли героическим прошлым нашей страны? Испытываете ли горечь за поражения и ошибки? Какие эмоции вызывает у вас гимн нашей страны? В последнее время стало модным ругать недавнее прошлое нашей страны, кричать о покаянии. Ругать свою историю – все равно, что придавать анафеме своих родителей. 3. Считаете ли вы себя истинно русским человеком?     Как различаете понятия «русский» и «россиянин»? Как относитесь к чистоте русской речи? Гордитесь ли тем, что живете в России? Что такое национализм? «О, громкий век военных споров, свидетель славы россиян!» А. Пушкин  Национализм – один из принципов идеологии и политики, заключающийся в проповеди национальной обособленности и исключительности, недоверия к другим нациям и межнациональной вражде. Все люди под одним небом живут.(Восточная поговорка) Нацистская германия преподнесла миру чудовищный пример геноцида. Сейчас появилось множество неонацистских партий и движений, которые используют идеи расизма и шовинизма для повышения своего авторитета и популярности. Новоявленные лидеры заявляют о несправедливых притеснениях со стороны «чужих» и необходимости навести порядок силой, для чего создаются боевые отряды. И чем меньше у человека внутренней культуры, тем проще убедить его в собственной исключительности и наличии врагов. Из всеобщей декларации прав человека: Все люди рождены свободными и равными в правах. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски. Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными Декларацией, независимо от национальности, языка, расы, пола, религии; социального происхождения, политических убеждений, богатства или бедности; величины и мирового значения его страны. 4. Связываете ли вы свой патриотический долг с воинской службой?     Нужны ли стране профессиональные военные? Кто из вас хочет поступить в военные училища? Престижна ли профессия офицера? Вы за или против службы в армии? В древних Афинах человек, не прошедший воинской службы, не мог стать полноправным гражданином. Еще недавно служба в рядах советской армии считалась почетной обязанностью каждого молодого человека. В настоящее время в российской армии много острых вопросов: низкая зарплата, проблемы с жильем, оборонная промышленность недостаточно финансируется, из-за этого русская армия недостаточно оснащена современной военной техникой. А Наполеон говорил, что народ, который не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую. 5. Кто такой патриот современной России?     С чего и как нужно начинать патриотическое воспитание? Нужно ли патриотическое воспитание в школе? Необходимо ли формирование личности самостоятельного человека? Нужно ли нести ответственность за себя, своих друзей, как относитесь к взаимовыручке? Дух России жив и будет жить! Храни огонь родного очага И не позарься на огни чужие – Таким законом наши предки жили И завещали нам через века: Храни огонь родного очага! Лелей лоскут отеческой земли Как ни болотист, как ни каменист он, Не потянись за черноземом чистым, Что до тебя другие обрели. Лелей лоскут отеческой земли! И если враг задумает отнять Твоим трудом взлелеянное поле, Не по страничке, что учился в школе, Ты будешь знать, за что тебе стоять. Ты будешь знать, за что тебе стоять! (О. Фокина, ученица моск. школы) Вопросы для анкетирования: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Считаете ли вы себя патриотом? Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию родины? Хотели бы вы уехать из России? Хотели бы вы родиться и жить в другой стране? Почему? Престижна ли профессия российского офицера? Вы за или против службы в армии? Нужно ли патриотическое воспитание в школе? Читаете ли вы периодические издания? Помогают ли вам книги в разрешении трудных ситуаций? Есть ли у вас пример для подражания? Кто?


Top