Развитие ребенка по методу. Методика раннего развития ребенка: обзор существующих систем

Автор книг для родителей рассказывает о своем опыте раннего развития годовалой дочери. Какие развивающие пособия выбрать? Авторам каких методик верить? Как взрослому получать от всего этого удовольствие? И что опасного в увлечении только "развивающими" играми и игрушками?

Не ждите результата

Воодушевленная великой идеей раннего развития почти годовалой Даши, я начала скупать "развивающие пособия": паззлы для самых маленьких (по 2-4 элемента), пирамидки, крупную мозаику, разрезные картинки, а также рамки и вкладыши.

Последние — это фанерные или картонные дощечки (планшеты) с отверстиями или выемками разных форм и размеров. Задача игры — подобрать вкладыши к соответствующим отверстиям. Классические рамки по методике Монтессори — с геометрическими фигурами. Но сейчас в продаже имеется огромное количество других тематических дощечек (животные, фрукты, цвета и так далее) — с подложкой (то есть рисунком внутри в качестве подсказки) или без.

Также у нас в доме появились обучающие книжки на разные темы (например, "Противоположности", "В зоопарке", "Цвета и формы", "Изучаю себя"). Затем настал черед "фотоальбомов".

"Фотоальбомы" — это условное название. На самом деле вместо фотографий увлеченная мама вставляет в кармашки картинки с изображением разных предметов, обитателей животного мира и пр. Рядом подпись, желательно написанная "по складам" — в духе методики Н.Зайцева. Альбомы должны быть тематическими ("овощи", "одежда", "мебель", "музыкальные инструменты", "дорожные знаки", "породы собак" и так далее). Это такой замечательный способ знакомства малыша с окружающим миром.

Картинки и надписи к ним я брала из книги Л.Даниловой "Как дать ребенку энциклопедические знания". Сейчас в продаже имеется множество специальных наборов картинок, систематизированных по определенным темам.

И вот все было готово для занятий. Но... жизнь внесла свои коррективы. Ребенку подсовываемые мамой картинки были абсолютно неинтересны. Нет, интересны, но секунды на три. Потом внимание переключалось на россыпь паззлинок на ковре, еще через мгновение — на красочные рамки и вкладыши, потом на обслюнявленные бублики от пирамидки... Затем это все отшвыривалось, и ребенок уползал бродить по квартире. Я бегала за ней с альбомами: "Смотри, смотри, это тукан, а вот это рыба налим"... Без толку. Что тукан, что налим, что баян с гармонью Даше были одинаково безразличны.

Внутри меня затрепыхалось беспокойство. Но потом, к счастью, на глаза попался опыт одной мамы. Она рассказывала, что ее мальчик пристрастился к тем же альбомам только в 1 год и 3 месяца. Я поняла, что еще не все потеряно, и, помня заветы специалистов не форсировать события, стала ждать.

Чем мы еще занимались в тот момент? Пытались строить башни из кубиков: я строила, а Даша ломала. Ничего, успокаивала я себя, это период сейчас такой — разрушения. Пора созидания впереди. Наши игры в мячик, рамки и вкладыши, стишки-потешки-песенки — все это было каким-то... неуклюжим. Я не видела в Даше даже искры реакции на мои старания.

Я хорошо усвоила предостережения "не растите гения", "не гонитесь за рекордами", "не нагружайте ребенка". Но установка "не ждите реакции и результата" как-то прошла мимо меня. И только потом, немного поумнев, я поняла, что не нужно ждать — ни интереса, ни отклика, ни того, что малыш порадует маму своими успехами. От ребенка вообще ничего не нужно ждать! Не только в пору его раннего детства — вообще никогда.

И надо гнать от себя мысли о том, что я, мол, занимаюсь "ранним развитием" своей дитятки, как это здорово, какая я молодец. У таких занятий не должно быть ни скрытого, ни явного подтекста, ни каких-либо амбициозных целей, кроме одной — удовольствия от совместного времяпрепровождения. Все материнские порывы должны идти от сердца, а не потому что "так надо", "полезно" и "правильно".

Вот оно, раннее развитие!

Успехи, как это обычно бывает, стали заметны тогда, когда их уже никто не ждал. В тот самый 1 год и 3 месяца у Даши проснулся "зверский аппетит". Ей стало интересно буквально все — и тематические альбомы в первую очередь. Мы стали изучать их каждый день, по чуть-чуть: я пролистывала странички, называла картинки, а Даша увлеченно слушала. Рейтинг самых популярных тем возглавили животные — домашние и дикие.

Занимаясь с Дашей, я открыла для себя много нового. Например, научилась отличать болонку от пекинеса, узнала, как выглядит камбала и кто такой долгопер... Я вспомнила, что самая длинная река на земле — это Нил, самый большой остров — Гренландия, а самое глубокое, самое чистое да к тому же самое "старинное" озеро — наш Байкал.

И это было только начало! Мой ребенок потом еще не раз помогал мне по-новому взглянуть на привычные вещи и вытащить из закоулков памяти пыльные мешки знаний. В один памятный день я увидела, что Даша сама стала брать альбомы с полочки и рассматривать их. И мое материнское сердце успокоилось окончательно — процесс пошел.

Одновременно с альбомами ребенок "подсел" на всевозможные рамки и вкладыши и похожие на них фанерные игры. (Правильное название — развивающие доски Сегена. Это фанерные планшеты с выемками разной степени сложности: например, несколько одинаковых собачек разного размера; картинка, состоящая из нескольких деталей, и прочее.)

Другим нашим любимым развлечением стала игра в "забавную пирамидку". Это 8 ярких пластмассовых стаканчиков, окрашенных во все цвета радуги, которые можно складывать один в другой или, перевернув вверх дном, строить из них башню-пирамидку. Тут и изучение цветов, размеров, и знакомство с понятиями "больше-меньше".

В тот же самый момент муж уехал в командировку в Венгрию и привез оттуда Даше подарок — большой "логический куб" с множеством отверстий в виде разных геометрических фигур (еще одно название такой игрушки — сортер). В них-то и надо было просунуть подходящие по форме детали. Причем кубик оказался повышенной сложности: помимо банальных круга, квадрата, овала там были дырочки для полукруга, эллипса, прямоугольного, равнобедренного и равностороннего треугольников, пяти-, шести-, восьми-, десятигранников и даже параллелепипеда.

"Производители случайно ничего не перепутали? — подумалось мне. — Это точно развивающее пособие для детей второго года жизни?"

Каково же было мое удивление, когда, потыкавшись недельки три, Даша стала наполнять "логический куб" на счет раз. Именно тогда я окончательно поверила Масару Ибуке — мозг маленького ребенка имеет практически неограниченные возможности. Нужно только каждый день заниматься с ним "зарядкой".

Подход к ребенку

Впрочем, к каждому ребенку нужен свой подход. Как-то раз я предложила трехлетней Даше раскрасить картинку — девочку с санками. К слову сказать, раскрашивать она тогда еще совсем не умела. Но учиться когда-то надо начинать, правда? Ребенок с энтузиазмом взял было фломастер и... положил его на место.

— Нет, мам, у меня не получится.

— А ты попробуй. Смотри, это совсем несложно, — и я раскрасила девочке шапочку.

Даша ни в какую:

— Нет, у меня не получится.

И тут меня прорвало.

— Не получается у тех, кто даже не пытается научиться, Даша. Если ты не будешь пробовать, не будешь стараться, у тебя действительно ничего не выйдет. Получается только у тех, кто берется за дело, и тренируется, тренируется, тренируется, не боясь ошибок. Ни у кого сразу не получается, но если вообще ничего не делать, то не получится никогда. Вот!


Я выдохнула. Потом задумалась. Кому я все это сказала? Трехлетней девочке? Да разве может такая кроха понять все эти причинно-следственные связи "взрослого мира", а тем более взять их на заметку?

Кроме того, поднабравшись опыта в "раннем развитии", я поняла для себя несколько важных вещей:

  1. Мария Монтессори, супруги Никитины тысячу раз правы, советуя никогда не делать за малыша то, с чем он может справиться сам. Играя с ребенком, ни в коем случае не надо тут же указывать ему на его ошибки и подсказывать, "как надо" и "как правильно". Пусть ошибается, пусть делает так, как считает нужным. Потому что только напрягая свою головку, придумывая собственные способы решения задачи, он научится думать и творить. Только так он вырастет внутренне свободным и уверенным в собственных силах. Хорошо бы эту установку перенести на все остальные сферы жизни ребенка. В будущем он меньше всего будет нуждаться в том, чтобы ему настоятельно советовали, как жить и что делать.
  2. Если у малыша что-то не получается, и он со злостью отшвыривает игрушку с явным намерением больше никогда к ней не подходить, нужно попытаться минимизировать этот негатив. И еще раз спокойно и ненавязчиво показать, объяснить, подбодрить, поддержать веру в себя. "У тебя обязательно получится, ты такой молодец!".

Но... Что же я увидела после того, как умолкла? Даша, вздохнув, робко взяла фломастер и стала разрисовывать девочке варежки. Неумело, конечно, то и дело вылезая за "границу", но она старалась! Вечером мы с гордостью показывали "девочку с санками" пришедшему с работы папе, который, конечно, чуть в обморок не упал от такой красоты. А Даша с тех пор поверила в свои силы и попросила накупить ей раскрасок. Кто бы мог подумать, что такое безнадежное дело, как "взрослая лекция", поможет ей преодолеть "барьер" и начать заниматься тем, что, как она считала, у нее никогда не получится.

"Бесполезные" игры

Как-то незаметно для себя самой я стала заниматься с ребенком только "развивающими" играми, напрочь позабыв про игры "бесполезные" (прятки, салочки, дочки-матери и прочие). Ситуацию спасла появившаяся в нашей жизни Дашина няня — Наташа. Она была музыкальным руководителем в детском саду и подрабатывала у нас два раза в неделю.

— Современные дети совершенно не умеют играть, — запомнила я Наташины слова. — И это самая большая проблема, когда они приходят в детский сад.

Нашей няне я до сих пор безмерно благодарна. За то, что она просто замечательный человек. За то, что за два года ее работы у нас мне не в чем было ее упрекнуть. Но в первую очередь за то, что она научила моего ребенка играть.

У Наташи это получалось очень естественно. Они с Дашей брали плюшевые игрушки, придумывали роли, ситуации (магазин, "у доктора", на улице, в гостях, в зоопарке и тому подобное), обыгрывали их, развивая воображаемый сюжет. И хотя моя девочка в тот момент говорила только отдельные слова, игра получалась и поглощала дочку целиком. И очень-очень скоро я заметила, что она уже не ходит за мной хвостиком, не просит, чтобы ее развлекали, а с удовольствием играет сама.

Как научить малыша играть самостоятельно?

  • Детским играм в одиночестве мешают два чувства: чувство незащищенности и чувство неуверенности в себе. Чтобы чувствовать защищенность, нужно, чтобы мама постоянно находилась в зоне видимости. А чтобы ощущать уверенность в себе, нужно, чтобы мама все время подбадривала и хвалила ("Как хорошо у тебя получается! Ты молодец!").
  • Чтобы малыш стал играть самостоятельно, надо показать ему, как это делается. Поэтому сначала какое-то время играем вместе с ним — в самые разные игры и игрушки, которые есть дома. Показываем всевозможные варианты (можно так, а можно эдак), экспериментируем и, конечно же, фантазируем.
  • Иногда, когда малыш в затруднении, помогаем ему выбрать игру, предлагаем что-то. Покупая новую игрушку или игру, также сначала играем вместе.
  • Совсем необязательно тут же срываться и бежать, когда ребенок зовет играть. Если мы заняты, можем спокойно (и твердо) сказать: "Я занята, но обязательно поиграю с тобой, когда освобожусь". Так мы даем ему понять, что мама — отдельный человек со своими потребностями, и у нее тоже могут быть свои дела.

Кстати, увлеченно играя, ребенок постигает окружающий мир намного глубже и многограннее, чем при выполнении "развивающих" заданий, поскольку прилагает значительные душевные усилия и задействует творческое воображение. Для малыша очень важно пережить различные эмоциональные состояния. Пережить самому, а не изучить по картинкам. Он должен сам научиться радоваться, сопереживать, заботиться, быть внимательным и прочее. Примерять на себя различные социальные роли и смотреть на мир с разных точек зрения. Только тогда его развитие можно будет назвать полноценным.

Теперь я знаю: "бесполезных" занятий для малыша не бывает. Любая игра, любое интересное взаимодействие с взрослым развивает его, дает новые знания и умения, делает более смышленым, самостоятельным, зрелым. И не нужно бояться, что втянувшийся в сюжетно-ролевые игры ребенок привыкнет к участию взрослого и уже не сможет без него обойтись.

Сможет! Не может тот, кому постоянно не хватает внимания, с кем мало играют, кому в самом раннем детстве не показали, как весело, интересно и с пользой можно проводить время.

Хорошая методика, у меня мама с братиком обычно по ней занимается, но в основном с электронным учебником. Он сейчас у меня в 3 классе. Ему очень нравится, глаза горят, желание есть, быстро информацию усваивает.

02.11.2015 17:20:58, Елена Каркавцева

Очень правильная статья. ППКС.

Замечательная статья! огромное спасибо за советы.

Очень понравилось! Особенно для нас актуальна тема самостоятельных игр))) Спасибо за полезные советы!

Очень интересная статья с полезными выводами!!!

Комментировать статью "Ребенку — 1 год. Раннее развитие: с чего начинать?"

Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми. Нашла в Ютубе интересный фильм по раннему развитию: "Как научить ребенка с рождения учиться и в 7 лет закончить школу - методика П.В. Тюленева...

Обсуждение

Наконец-то в телепрограммах "Лучше всех"(Первый телеканал) и "Удивительные люди" (Россия-1) показали интереснейшие результаты, раннего развития по системе МИР, изложенной в книгах:"Как ускорить интеллектуальное развитие ребенка" (1995 г.), "Читать - раньше, чем ходить" и других книгах П.В. Тюленева (см.: [ссылка-1] обучение чтению, наукам, иностранным языкам,.шахматам, феноменальное физическое развитие, музыкальное развитие и другие результаты, начало которым было положено в 1988 году, см.:- [ссылка-2] и на этом сайте в этой телеконференции.
Честь и хвала Максиму Галкину, замечательному ведущему телеканала, мужу великой Аллы Пугачевой, осмелившемуся показать великолепные результаты раннего развития на Первом не только всей стране, но и, думается, всему миру.
Смотрите и восхищайтесь, воспитывайте своих детей выдающимися людьми и гениями! :)

03.03.2017 06:55:46, Запомнитьхорошо

Краткий обзор.. Методики раннего развития. Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми. Вот тут есть видео по теме: Как научить ребенка с рождения учиться и в 7 лет окончить школу...

Обсуждение

Вот тут есть видео по теме: Как научить ребенка с рождения учиться и в 7 лет окончить школу? - см.: [ссылка-1]

Что получится, если мама и бабушка не будут мешать детям заниматься по по этой системе школьной программе с рождения?

Здесь, на видео можно увидеть, что самостоятельно занимавшийся по системе П.В.Тюленева ребенок, не ходя ни разу в школу, уже в 7 лет "сдает" экзамены за среднюю школу:
- читает наизусть "Евгений Онегин", все стихи М.Ю. Лермонтова и т.д.- по программе школы.
- по математике ребенок прошел все темы решил все задачки до 7-го класса, и т.д. - в других видео тоже есть..

Главный секрет в том, чтобы мама и бабушка не знали, что ребенок занимается и читает школьные учебники, вместо сказок!

Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева Как видится школьная жизнь ребенку, чьи интеллектуальные способности не развиты? Замечательные результаты раннего развития: ребенка в 2 года научили печатать буквы и...

Обсуждение

Сейчас у нас в стране сложно воспитывать умных людей...

Да, по вашим ссылкам посмотрела и предлагаемый материал и саму книгу...
В книге, на странице 12 рассказывается как обычные родители(без специального образования) самостоятельно воспитали детей такими успешными, что их все признают одаренными, талантливыми... Приводятся факты и примеры из истории;
"... Факт 1. Вот, например, история, которую знают почти все родители целой страны, Гермнии. В середине прошлого века отец Карла Витте, священник, еще до рождения ребенка, во время одной из проповедей, поспорил с современными ему педагогами, что воспитает выдающегося человека...В результате, уже в девять лет его сын, маленький Карл поступил в Лейпцигский университет, и через год блестяще сдал все экзамены.Замечу, что по рекомендациям отца Витте были воспитаны многие выдающиеся люди, в том числе и основатель кибернетики Норберт Винер.И все они получили начальное образование дома, до 5-6 лет, стали "вундеркиндами" благодаря применению рекомендаций своими родителями, еще до школьного возраста..."
Да, вот если бы действительно родители поняли до конца важность воспитания и образования детей в нынешних условиях и смогли объединиться...

Развивающие игры. Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман Всего семь книжек: " Развитие цветовосприятия у детей от 1 года до 2 лет ", " Развитие Книги по раннему развитию. Глен Доман " Как развить интеллект ребенка " Сессиль Лупан "Поверь...

35 методик раннего развития. Методики. Раннее развитие. 35 методик раннего развития. Несправедливость к раннему развитию чревата большими проблемами для родителей и Какой мне смысл, развивать детей?! - мне за это не платят, и не обучали, как это делать.

Обсуждение

Здравствуйте Друг и товарищ детей и родителей:))
ПОчитала ВАс и как-то уж больно в тему попало.
Вот объясните мне, пожалуйста ДЛЯ ЧЕГО развивать детей?
Ответ:
Чтобы объяснить, надо знать, на языке какого социума Вы говорите и понимаете?
На всякий случай попробую "объяснить" на нескольких языках:
1) на языке "развитого" ребенка
2) на языке родителя
3) на языке педагога традиционного
4) на языке педагога - новатора Бориса Павловича Никитина
5) на языке педагога - новатора Виктора Федоровича Шаталова
6) на языке экономиста - социолога
7) на языке фильма "Дух времени", то есть с позиций глобалиста, последователя или потомка "комиссара цветной (красной) революции", засланного в Россию в 1917 - 1919 г.
8) на языке комиссаров "цветной революции" засланных в 1991 - 1999 г. согласно телепрограммам о Чубайсе, интервью руководителя Гос. комитета имущества Полеванова, и других авторов Приватизации-1 и Приватизации-2 (жилых домов), начавщейся во время "кризиса";
9) на языке макроэкономиста
10) на языке микроэкономиста
12) на языке демографа

Жизнь, социум сами корректируют личность, ребенка и всех корректировщзиков мы знаем.
1) есть хорошие корректировщики: педагоги или родители, которые вдохновляют и хвалят, и есть плохие, которые заставляют "учиться" и ругают
2) Родители - корректировщики:
2.а. Родители, которые доводят свою любовь к ребенку до абсурда и лицемерно прикрывают свою безответственность «любовью»: «Главное – любить ребенка!! Я хочу, чтобы ребенок не слишком развивался - как я им буду управлять? Хочу, чтобы ребенок всегда был мой, жил со мной, даже замуж или жениться не дам! Или разрешу, но потом разведу - лишь бы мой ребенок был при мне и внук - тоже! Поэтому не буду его развивать: пусть он будет беззащитен, беспомощен - тогда он будет всегда при мне! Пусть играет в игры, употребляет пиво или наркотики и т.п. - лишь бы был всегда рядом!
2.б. Хочу, чтобы ребенок пошел дальше меня - пусть развивает моё дело, будет умнее и предприимчивее меня, - мне самому не удержать в руках свою корпорацию, пусть знает правила поведения православных, иудеев, мусульман, буддистов и точно знает, что с ним могут сделать конкуренты этих вероисповеданий; пусть в совершенстве владеет математическими методами - в условиях конкуренции нужны точные модели; пусть владеет словом - без пиара при капитализме на проживешь; пусть занимается спортом, имеет какой-нибудь разряд - спорт поможет ему быть в хорошей интеллектуальной форме, жить долго и сохраняет здоровье, пусть будет самостоятельным и помощником мне и матери, строго соблюдает главную заповедь Библии: "Почитай отца и мать своих, чтобы продлились дни твои на этой земле", а всё остальное - от лукавого, и т.д. и т.п.

Перечень с 13 по 23-ю методику раннего развития:
13. Методика Сухомлинского, или: сто кружков и клубов для детей в каждом детском саду и школе - педагоги из Германии, Швейцарии, Франции приезжали осваивать опыт Павлышской средней школы.
14. Борис и Лена Никитины, 1957 - 1968 г., Обучение с рождения до школы. Результаты: семеро детей, чтение с 3-х лет; самый высокий в мире IQ, 100 % здоровье, в школу поступили сразу в 3 - 4 класс; - ПК не было, использовались: домашние вещи, "Интеллектуальные игры". Класс: "Папа - воспитатель", "Методика образа жизни семьи", "Методика для многодетных семей".
15. Николай Зайцев, 1980 г. обучение чтению с 3 - 4 лет, результаты: начало чтения в 3 - 4 года. - используются: кубики, таблицы, карточки Зайцева, ПК - не используется. Класс: "Методика педагогическая".
16. Методика Тюленева, "сибирская методика достижения макс. результатов", Томск: начинать читать, раньше, чем ходить, а также считать, знать ноты, предпринимать, играть в шахматы..., ролевые игры, 1988 - 1995, 1988 г., двое детей, последователи во многих странах, обучение желательно начинать с беременности и с рождения, журналистика, химия. дизайн, геномика, книга "как воспитать будущего президента" и др. Результаты: тексты, документы, чемпионы и т.п. ...rebenokh1.narod.r-u/recordmir.htm
17. Методики компилятивные, популяризаторские и т.п. - в книгах, изданных после 2000 года. Первушина, Данилова, Маниченко, Жукова и др., класс: "сборные компиллятивные методики".
Остальные методики - последователи и распространители старых идей и пособий - Монтессори и др.
Во многих случаях нельзя смешивать разные методики – получается как в радуге – «белый цвет», то есть, пусто…
18. Методики коммерсантов, владельцев магазинов: нельзя считать методикой набор пособий, сделанных по идеям создателей методик, например, Домана, Никитина, Монтессори, Тюленева, Зайцева…
При беспорядочном применении такие пособия тоже не дают серьезных результатов, отвлекают и развлекают ребенка.

Далее пп. 19 - 21 анализ методик раннего развития не предназначен для верующих и ли сектантов:
19. Христианские методики. Православная методика - слушать в церкви или читать различные книги Библии или, в детском варианте - по воскресеньям в воскресных школах по определенному каноническому расписанию. Здесь потеряна суть религии, как скрытой педагогической методики – Ветхий завет, Закон Божий и все «религиозные обряды» были написаны больше для того, чтобы донести мудрость и правила разумного поведения прежде всего до детей, путём поведения и исполнения религиозных традиций и порядков взрослыми.
В Законе Божьем имя бога запрещено употреблять и обращение к всевышнему используется только для того, чтобы повторять и исполнять законы, правила поведения, медицинские, социальные и иные предписания. В Православии же, напротив, из 613 заповедей обращают внимание только на 10, десять заповедей, то есть, всего 0,15 %, в тысячу раз меньше, чем требует религия! Имя же Бога не только повторяется беспрестанно, вместо того, чтобы повторять мысли, ради которых придуман бог!
Кроме того, делаются бесчисленные изображения, что категорически запрещено в Законе Божьем: «не сотвори изображения всякого и не поклоняйся…».
То есть форма подменила содержание, чего так боялся основатель единобожия, Моисей, воспитанный, напоминаю, как фараон, царь или, по нашему, как президент.
То есть кто-то специально «идолами» и изображениями устранил, вытеснил из православия суть, тексты, мысли и интеллект, заменил чтение слепым поклонением изображениям, службой на церковнославянском языке, и, поэтому никто ничего не понимает.
Именно поэтому православные народы стремительно вымирают.
Протестантские методики. Чтобы простой народ мог читать и знал Библию (книги Торы и еще 50 книг) Лютер перевел её с латинского на немецкий.
20. Мусульманская методика: отец обязан читать (ребенку) избранные тексты из Корана до 5-ти раз в день. Коран читается в некоторой форме стихов. Этим достигается сильное запоминание многих законов Торы, Законов Божьих, которые излагаются в интерпретации Корана: почитание родителей, кодирование от вредных привычек и всё, запреты на пьянство и проч. - что наблюдается у мусульман. Это самая мощная по воздействию методика, поскольку отец ежедневно, до пяти раз воздействует на ребенка словом и примером.
21. Иудейская методика - мать обязана обучать с зачатия, во время беременности, а отец строго обязан с первых же дней жизни ребенка каждую субботу читать младенцу книгу фараона - "Библию", пятикнижие Моисея или по другому - Тору, и только эту книгу! Почему? - понятно, воспитанник фараона Моисей - это вам не Чуковский, Заходер, Пушкин или какой другой писатель... Кроме того, в принципе, в этой методике задумано, что ребенок должен три раза в день слышать, как отец повторяет молитвы, избранные псалмы, по расписанию.
22. Методика по Каббале - буквы алфавита - основа Вселенной. Всё сводится к сочетанию и комбинациям из букв алфавита, к формулам, которым придается мистическое и чудодейственное значение.
23. Методика Бронникова: обучение слепого или слабовидящего ребенка видеть. ... Результаты, говорят, положительные!

Продолжение часть 3 следует:)

Конференция " Раннее развитие " " Раннее развитие ". Раздел: Методики раннего развития (какие существуют методики по развитию детей в детском саду). Анализ методик раннего развития и соотв. детский сад. Тут, мне кажется, большая путаница наблюдается.

Обсуждение

Из известных имен Вы забыли Монтессори и Лупан.
По поводу результатов - зарегистрируйтесь на сайте Лены Даниловой и почитайте дневнички (многие в закрытом доступе, поэтому нужна регистрация, а не гостевой визит). Там мамы смесь из методик устраивают - из какой что больше подходит ребенку и не боятся сами экспериментировать.
Про своего ребенка скажу, что на данный момент в ходу практически все перечисленное (кроме Лупан) - и Данилова, и Никитины, и Монтессори, и Зайцев, и Доман, и мои собственные идеи:-). Вот только Тюленева нет, но как-то я не очень прониклась его громкими лозунгами.

Вы затронули очень актуальную тему. Сейчас моему ребенку 2, 3. В свое время с 9м до 1 г посещали Монтессори. Потом школу раннего развития (лека, рисование, танцы) Сейчас опять вернулись к Монтессори. Надо сказать что эффект «скачок» в развитии ощутим, сравнивая с детишками которые ни куда не ходят. Купили кубики Зайцева (но большого интереса пока нет, и сложно самой без помощи внедрять эту методику).
Я думаю так все должно быть своевременно, не насильственно и умеренно (также ни кто не отменяет игры, чтение и т.д. дома). Большинство родителей отводят в школы развития, что бы не заниматься самому, лень как бы это не странно звучало!
Мне кажется до 3 лет наиболее приемлема (в разумных пределах) методика М. Монтессори (2-3 раза в неделю по 2 часа)

Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми. Методики раннего развития. хотелось бы узнать как лучше развивать ребенка после года.

Обсуждение

Лучше всего начать с изучения этих сайтов, масса материалов по самым разным областям развития.
http://www.danilova.ru/
http://www.babylib.by.ru/
А здесь ссылки по темам. Очень удобно:
http://www.babyclub.ru
Здесь рисование:
http://sveta-andreeva.narod.ru/
Здесь математика:
http://naturalmath.com/baby/world/
Разные игры:
http://ten2x5.narod.ru/sunduk.htm

Презентации:
http://pers-o.club-internet.fr/fr_ru/zhem.htm
http://www.mast.queensu.ca/~-alexch/f_s/anna/ppt_presents.htm
http://www.wunderkinder.narod-.ru
http://myfamilyschool.narod.ru/rusindex.html
http://www-.babyroom.narod.ru/prezent.html

Содержание статьи:

Все родители желают, чтобы их ребенок был умным, здоровым, и развитым в физическом и психическом аспекте. В раннем возрасте ребенок познает окружающий мир через игру. Для этого, предполагая различные занятия, родители играют с ним. Гипотетически можно предположить, что ребенок уже при рождении обладает определенным багажом знаний. Природа постаралась, чтобы малыш обрел его в процессе внутриутробного развития.

Программа максимум предполагает не только обстоятельство, при котором ребенок растет здоровым и умным, но и необходимость всестороннего гармоничного развития личности. Это понятие вкладывает в себя спорт, занятия музыкой, какие-либо иные ценности. В родительской практике можно встретить много вещей, которые, на их взгляд, могут помочь в этом. Одни включают грудным детям классические произведения Моцарта и Вивальди, другие берут грудных детей на экскурсию в музей. Некоторые родители даже дают уроки английского языка своим грудничкам.

Но все ли это полезно на самом деле? Может быть, во всем этом много лишнего? Сейчас идей и советов, связанных с детским развитием, такое огромное количество, что от них реально может голова пойти кругом.

Многообразие видов развития

По утверждению Анны Раппопорт, под развитием следует понимать процесс, связанный с активным воспитанием ребенка в возрастном диапазоне от 0 до 2-3 лет. Это явление сопряжено с явной пользой, хотя в свое время испытало много насмешек со стороны общества. Причина этого состоит в том, что воплощение подобного явления в жизнь сопряжено с наличием множества форм и различных трактовок.

Процесс воспитания детей до трех лет является антагонистичным тому, что принят в традиционном понимании обучения детей 6-7 лет, основанном на канонах культуры Европы. Смысл предполагает занятия, как с грудными детьми, так и с младшими и средними дошкольниками.

Принимая во внимание традиционную возрастную психологию, развитие детей раннего возраста может существовать в трех видах. Это деление осуществлено в зависимости от адекватности по отношению к категории возраста:

1. Преждевременный вид. Психика малыша по ряду причин не может воспринять тот объем информации, который пытаются в нее «втолкнуть». Это в полной мере относится и к навыкам, которые так старательно пытаются ему привить. Вполне понятно, что, скажем, научить младенца сидеть в таком возрасте просто невозможно. Как бы это не пытались сделать, не позволят его физиологические особенности.

2. Позднее развитие. При этом имеет место ситуация с точностью до наоборот. Ребенку пытаются привить то, что он уже давно должен иметь в своем арсенале знаний и умений. Например, считается поздним обстоятельство, при котором ребенок начал читать только после 8 лет. Безусловно, он научится этому, но процесс будет протекать с меньшей продуктивностью и рациональностью. Ребенку исполнилось 10 лет, а его родители отдают в балетную школу. Поздно. Как говорится, поезд уже ушел. Никогда уже не получится из этого ребенка первоклассного танцовщика.

3. Своевременный вариант. При нем можно наблюдать ситуацию, при которой возраст и параметры ребенка находятся в полном соответствии с его знаниями и навыками, что ему прививают. Эта разновидность является самым адекватным видом. При ней все находится в гармоничном соответствии. Главной задачей является правильная постановка цели. Действия родителей никогда не должны идти в разрез с желаниями ребенка. Все должно быть подкреплено здравым смыслом и учетом его физического состояния.

Основы воспитания

Как только кроха появилась на свет, с этого момента уже начинается процесс его воспитания. При нем создаются условия, которые настроят малыша на знакомство с музыкальным миром, живописью. Малышу необходимо читать сказки, осуществлять прокручивание аудиозаписей. Необходимо создавать уголки, которые заполнены различными предметами. Все это будет способствовать тому, что у крохи будут развиваться органы чувств и его двигательная активность. С ребенком должна активно общаться не только мать, но и другие родственные люди. В разговорном плане информация не должна ограничиваться лишь тем, какое вкусное пюре предстоит ему скушать.

Необходимо ему, например, сообщать, что скоро начнется дождь и с неба польются потоки воды. Необходимо ему в доступной форме объяснить, откуда вообще она там берется. Или, скажем, объяснить, что бусинка никогда не пройдет именно по этому лабиринту. Этого не даст ей сделать другая бусинка, стоящая у нее на пути. Объясняются различные иные моменты.

Проще говоря, мероприятия направлены не только на подготовку к детскому дошкольному или школьному учреждению. Они предполагают нечто большее, а именно - создание такой атмосферы, в которой дитя получит всестороннее духовное и гармоничное развитие. Усилия должны быть направлены на развитие у ребенка логического мышления, внимания и фантазии. Он должен научиться синтезу и анализу информации. Но не стоит стремиться воспитать из ребенка вундеркинда. Далеко не каждому дана такая способность от природы.

Воспитание детей в раннем возрасте может идти с применением различных методик. Каждая из них имеет свои положительные стороны. Но в то же время они предполагают наличие и определенных недостатков. Чтобы наглядно представить их суть, следует более подробно остановиться на характеристиках, которые предполагают методики раннего развития детей.

Гленн Доман и его методика

Этот автор являлся в конце прошлого столетия довольно известным американским физиотерапевтом. Его стараниями разработана целая теория воспитания малышей в раннем возрасте. Изначально методика Гленна Домана была разработана применительно к детям, у которых отмечались различные нарушения деятельности ЦНС. Но с течением времени она прошла адаптацию и на здоровых детях. Оказалось, что она вполне применима и для здорового детского контингента. Лейтмотивом данной концепции является утверждение, согласно которому дети в возрасте до 6 лет лишь только познают окружающий их мир. В это время научить их чему-либо просто невозможно. Это надо начинать делать лишь тогда, когда ребенок усаживается на школьную скамью. В этом данная теория тесно переплетается с воззрениями, сопряженными с традиционным европейским воспитанием.

Доман настоятельно рекомендует показ детям различных карточек, на которых написаны какие-либо слова. Начинать делать это можно с 1-4 месяцев жизни. Подобные действия позволят малышу более быстро освоить письма и чтение. Аргументируется это тем, что в памяти происходит отложение определенных букв. Карточка должна содержать крупные буквы. Написанное слово произносится громко и четко.

Процедура с разными карточками повторяется многократно. В этом случае, считает ученый, ребенком будет запоминаться и написание, и произношение. Если на карточке написано, скажем «апельсин», то можно одновременно с этим показывать и настоящий фрукт. Такой способ визуального восприятия будет способствовать более быстрой адаптации к окружающей обстановке. В этом возрасте этого для ребенка будет вполне достаточно. Не надо наивно полагать, что он сможет прочитать сложный объемный роман.

Практика свидетельствует о том, что после таких занятий дети быстрее учатся писать и читать, более активно происходит адаптация к окружающей обстановке.

Такая методика не является идеальной, а недостатки ее можно отыскать в самой сути. Вряд ли малыш в возрасте одного года способен усидеть на одном месте столько времени, сколько требуется для этого при подобном обучении. Многим детям более интересны активные игры или просмотр мультфильмов, чем длительные утомительные занятия, проведение которых связано с использованием одной позы сидя. Он осилит не более четырех карточек. Затем его внимание переключится на что-то другое. Такая методика более применима к тем малышам, которые являются медлительными по своему характеру.

Мария Монтессори

Будучи педагогом, философом и активным политическим деятелем, она оказалась более прозорливой, чем предыдущий автор. Методика Монтессори оказалась способной провести учет того обстоятельства, при котором имеет право на существование утверждение о том, что малышу гораздо предпочтительнее активно двигаться, а не рассматривать картинки сидя. По ее рекомендациям комната разбивается на различные зоны, а малышу предоставляется полная свобода выбора своей деятельности. Пусть он делает именно то, что ему больше всего хочется делать в данный момент.

Будь то педагог или родитель, главной задачей здесь является вызвать у крохи заинтересованность в его действиях. Ему надо объяснить и показать более рациональный способ использования тех или иных предметов. Надо позаботиться о том, чтобы весь ассортимент предметов в помещении был соразмерен параметрам малыша. Все здесь должно быть маленьким, посуда, книги, иные предметы. Даже полки по размерам должны быть такими, чтобы малыш сам без проблем достал все, что ему нужно. Ничего страшного, если кто-то будет использовать фарфоровый сервис. Это приучит малыша к аккуратности и концентрации своего внимания.

Вальдорфская система

Ее направление связано с физическим воспитанием малыша. Помимо этого, по ней ему прививается творческое начало. Особое внимание уделяется активным играм, танцам. В рамках этой системы осуществляются действия, при которых методики развития речи, математические занятия оказываются на втором плане. Главным условием при ней является то, что развитие качеств и навыков должно вестись без всякого опережения. При методике добиваются согласованности несколько иных составляющих гармонического развития личности малыша. К ним, прежде всего, относится умственная, физическая и духовная сфера.

Эту концепцию не используют, проводя обучение, местом для которого является обычная школа и детский сад. Наблюдается обособленность Вальдорофских школ и детских садов. В них для занятий с детьми не найти тех игрушек, материалом для изготовления которых служат искусственные компоненты. Преобладающими являются деревянные игрушки, предметы из глины и камня. Телевизор и компьютер в процессе воспитания используется минимально. Больше внимания уделяется прогулкам на свежем воздухе и чтению книг.

В программе обучения иностранный язык используется уже с первого класса. В то же время, больше занятий посвящено рисованию и лепке. По этой концепции акценты расставлены на культурной составляющей личности ребенка.

Зайцев и его система

Единственной отечественной методикой, которая приобрела большую популярность на всей территории после распада Советского Союза, является система Зайцева. Питерский автор является педагогом-новатором. Он изложил концепцию методики обучения малышей грамоте, используя при этом кубики. Основным контингентом для ее использования являются детки в возрасте 3-4 лет. Автором предложены различные средства для достижения результата при использовании данной методики. Этими средствами являются кубики, карточки, таблицы и даже коротенькие песенки (попевки Зайцева). Обучаясь, дети переходят от таблицы к таблице, а все это сопровождается пританцовкой и пением. Кубики Зайцева служат своеобразными «складами». На них отмечается расположение слогов. Их педагог и просит детей произнести и запомнить. Этот метод, по мнению автора, является альтернативой обучению азбуке.

Кубики имеют различный цвет, что определяется тем, мягкий или твердый характер имеет слог. При помощи кубиков можно построить слово, целое словосочетание. Но это делается только тогда, когда все слоги ребятками хорошо усвоены. Надо отметить, что дети с удовольствием готовы осваивать эту методику. Этим в определенной степени и объясняется ее популярность. Этой методикой сглаживаются острые углы несовершенства образования дошкольников и школьников современности.

Наряду с этим, существуют и другие методики, на которых можно остановиться несколько подробнее.

Концепция Домана-Маниченко

Автор явился последователем Домана в нашей стране и обрел широкую известность. Его концепция обрела чрезвычайно популярный характер. Он одновременно занимался педагогикой и психологией. Андрей Маниченко основал собственную компанию, которая получила название «Умница». Его методика прошла адаптацию применительно к образовательному процессу в нашей стране. Главным отличием от начальной авторской концепции является то, что в основу обучения заложена игровая форма. Предполагается активное участие самого ребенка в воспитательно-образовательном процессе.

Концепцию данной методики можно свести к следующим позициям:

1. Уроки небольшой продолжительности, проходящие в виде игры.
2. Комплексность в обучающем процессе. Карточки постепенно заменяются книгами.
3. При занятиях используются различные средства. Это могут быть самые различные средства обучения.

Развитие по методике Сесиль Лупан

Она была мамой, которая все свои увлечения направила на изучение раннего развития. Своих двух дочек она воспитывала по методике Доман. На практике она смогла сама ощутить все ее плюсы и минусы. Естественно, ей были внесены в методику определенные коррективы, необходимость которых была обусловлена результатами, полученными на собственном опыте. Преимущество перед авторской методикой Домана состояло в том, что она расставила акценты на индивидуальности каждого ребенка, а не на средних показателях статистики, которые имели место у родоначальника подобной концепции.

Она более тонко подобрала различные методы обучения. При этом учитывались склонности ребенка к чему-либо, повышенный интерес к проведению того или иного занятия.

Система Сесиль Лупан основана на следующих позициях:

Лучшими учителями для малышки являются его собственные родители. Ребенку небезразлично, что взрослые проявляют интерес к его потребностям. Но чрезмерную опеку проявлять все же не стоит.

Ребенок обучается с использованием игровых форм. Занятия происходят до тех пор, пока родители не увидят, что кроха проявляет признаки усталости. Занятиям малыш должен быть всегда рад. Вместе с ним этому радуются и родители. Не следует заниматься проверкой знаний ребенка. Больше должно быть импровизации и меньше действий, направленных на создание заготовок.

Познавать мир следует начинать с речи. Ребенок нуждается в необходимости постоянных разговоров с ним. Говорить надо даже тогда, когда ребенок пока еще ничего не понимает.

Для того, чтобы в полной мере раскрылись природные способности ребенка, подходить к каждой крохе надо индивидуально, с применение элементов гибкости и чуткости.

Поскольку физическая активность является основой для умственного развития, ей надо уделять особое внимание. Автор всесторонне выступает за пользу плавания грудничков, пропагандируя при этом методику Клэр Тиммeрманс.

Развиваем таланты по методике Синити Сузуки

Этот автор являлся японским скрипачом. Им была основана школа талантов. По его убеждению, музыкальность не является проявлением таланта, а представляет собой лишь способность, которую можно и важно развивать. Для него игра на различных инструментах сродни обучению основам родной речи и в достижении цели в обоих случаях нет никакой принципиальной разницы. Некоторые его методику называют «Метод родного языка». Его воспитанники блестяще играли на скрипке, восхищая своей игрой рядом присутствующих людей. Это в полной мере доказывает то, что подобная методика имеет право на существование.

Принципиальные моменты методики:

1. Основа обучающего процесса лежит в любви, заботе и внимании родителей. Доброжелательность атмосферы будет способствовать тому, что способности ребенка раскроются в полной мере.

2. Начало привития любви к музыке должно идти с момента его рождения.

3. Обучение музыке предполагает присутствие многократных повторений, а это будет способствовать развитию трудолюбия. Ребенок научится понимать смысл того произведения, которое он исполняет.

4. Обучение должно рассматриваться, как игра, а не прямая обязанность. Тогда этот процесс для ребенка будет только в радость.

Масару Ибука и его методика

Будучи японским инженером и успешным бизнесменом, он явился одним из создателей известной японской фирмы «Sony». Но большую известность он получил как автор, которым была создана уникальная методика, связанная с ранним развитием детей. Она получила название система Масару Ибука. В ней даются рекомендации, касающиеся абсолютно любой стороны жизни детей раннего возраста. Он был отцом единственного сына, который страдал серьезным недугом. Название ему аутизм. Это обстоятельство и заставило его изучать различные методики, связанные с воспитанием и образованием.

Все свое внимание он сконцентрировал на детях и подростках. Основываясь на результатах наблюдений, он написал книгу «После трех уже поздно». По его мнению, в первые три года жизни ребенка у него происходит формирование умственных способностей. Для обучения крохи этот период является «золотым» временем. Родителям упускать его никак нельзя.

Основные моменты:

В первые годы у ребенка закладываются основы для всей его последующей жизни. За дачей родителей является обеспечение благоприятной среды для этого. Необходимо постоянное общение с малышом, проявление заботы и ласки по отношению к нему. Автор считает, что окружение в развитии ребенка является определяющим фактором.

«Перекормить» ребенка новой информацией невозможно. Мозг просто сам заблокирует доступ к избытку информации.

Важным является ознакомления малыша с настоящим искусством. Его знакомят с различными репродукциями полотен известных художников, предлагают прослушивать произведения выдающихся композиторов.

Ребенка нельзя снабжать большим количеством игрушек. Это будет способствовать рассеиванию внимания, а не его концентрации.

Если проявлять строгость, то это надо делать в первые годы жизни младенца. Потом будет поздно, поскольку у ребенка уже сформируется чувство самоуважения. В тоже время, если излишне давить на ребенка, то это непременно вызовет протест с его стороны.

В раннем возрасте малышей нужно обучать иностранным языкам.

Если ребенок проявляет творческую инициативу, то он должен со стороны родителей получать всяческие поощрения.

Необходима постоянная двигательная активность. Ее надо тренировать с самого младенческого возраста.

Каким способом будет проходить воспитание ребенка - решают сами родители. Но не надо подходить к этому вопросу с излишней фанатичностью. Все делается в строгом соответствии с индивидуальными особенностями малыша.

Отношение родителей к подобным методикам самое различное. Есть, как их сторонники, так и противники. Сколько людей, столько и мнений. На это влияют разные стереотипы, которые присутствуют в том или ином обществе. С ними, естественно, сталкивается практически каждый родитель, что и накладывает отпечаток на формирование отношения к этому вопросу.

Как бы там ни было, никогда не следует забывать о том, что каждому малышу свойственно присутствие определенных возрастных норм и особенностей.

О раннем развитии младенцев очень «любят» рассуждать педагоги, психологи и сами родители. Правда, последние, как правило, плохо себе представляют - в чем заключается ранее развитие ребенка, действительно ли оно полезно, можно ли его стимулировать не опасаясь негативных последствий, и что о раннем развитии думают детские врачи.

Самый соблазнительный в представлении большинства родителей нюанс любой методики раннего развития детей состоит в том, что она, якобы, обещает вырастить из вашего малыша истинного гения. Но в действительности ни одна из существующих систем раннего развития не дает подобных гарантий.

Методики раннего развития: говорим ли мы об одном и том же?

Когда речь заходит о раннем развитии, то чаще всего мы имеем в виду некие неординарные спортивные, творческие или интеллектуальные навыки, которыми по нашему мнению, ребенок может и должен овладеть в самом раннем возрасте, насколько это вообще возможно.

Желательно, чтобы он вообще на свет рождался уже с дипломом о среднем образовании и биркой, указывающей в какой именно области сей ребенок - будущий гений...

Но поскольку испокон времен и по сей день подобный багаж к рождению ребенка, увы, так и не прилагается, разные толковые и талантливые педагоги придумали всевозможные методики для раннего развития детей.

Важно, чтобы вы понимали: методики раннего развития (и мы не устанем это повторять) - это не «открывашки», которые «раскрывают» личность вашего малыша, словно консервную банку, обнажая перед вами все его одаренности, способности и таланты. Нет, отнюдь!

Прежде всего, все без исключения методики раннего развития нацелены на то, чтобы помочь вашему малышу как можно быстрее и органичнее «влиться» в структуру окружающего его мира, понять ее, «подружиться» с ней, научиться извлекать из нее пользу для себя. Одним словом, они учат детей быстро и легко адаптироваться в постоянно меняющихся условиях окружающего мира, да еще так, чтобы самим детям при этом было познавательно, весело и нескучно.

И лишь некоторые из методик сообщают, что на общем фоне гармоничного развития детской личности начинают проявляться его неординарные способности в той или иной области: искусств, точных наук, некоего прикладного мастерства и т.д.

Самые известные методики раннего развития:

  • Школа Монтессори. Согласно , учитель, ребенок и среда обучения формируют так называемый «треугольник обучения». Учитель должен создать для ребенка естественную среду, подготовив учебные помещения таким образом, чтобы обстановка поощряла независимость, свободу с умеренными ограничениями, а также способствовала ощущению порядка. Группы с детьми разных возрастов - важная отличительная черта методики Монтессори. Младшие дети учатся у детей старшего возраста, взрослыми детьми могут укреплять свои знания, обучая младших детей вещам, которые они уже освоили. Такая взаимосвязь отражает реальный мир, в котором люди работают и общаются с людьми всех возрастов и способностей.
  • Метод Береславского. Система обучения детей по довольно популярна в наши дни как система самостоятельного раннего развития (нет нужды обучаться при каком-то специализированном центре или детском саде). Методика позволяет даже совсем крошечных детей (начиная аж с полутора-двух лет) обучить чтению и письму, а также логическому мышлению и принятию решений.
  • Методика Домана. Изначально была разработана для того, чтобы помогать развивать возможности детей с повреждениями мозга посредством программы интенсивной умственной и физической стимуляции. Но начиная с 1960-х годов эта методика начала активно применяться и при воспитании обычных, здоровых детей. Согласно методике Домана, период от рождения до 6 лет является для детей решающим в плане обучения и развития внутреннего потенциала.
  • Методика Зайцева. Самое знаменитое учебное пособие - это одноименные кубики. Кубики Зайцева можно успешно применять как дома, так и в любом детском саду. Пособие представляет собой разные по размерам и цветам кубики, на которых изображены сразу все склады русского языка. Занятия с кубиками позволяют детям постарше (от 3 лет) очень быстро научится бегло читать, а малышам (от 1 года) помогают начать активно говорить а, спустя пару лет, беспроблемно читать.
  • Методика Ибука. Одна из самых известных методик раннего развития. По мнению автора, она отнюдь не стремиться воспитывать из ребенка гения. Все люди, при условии отсутствия физических недостатков, рождаются с одинаковым потенциалом. То, как они потом делятся на умных или глупых, вежливых или агрессивных – зависит целиком от воспитания. По сути своей - это некий свод наблюдений и правил, которые нацелены на то, чтобы ребенок рос в первую очередь счастливым.

Все вышеперечисленные методики раннего развития за тот или иной период истории своего существования доказали свою эффективность и полезность - выбирайте любую на ваш вкус, или сочетайте сразу несколько. Они все, чуть разными способами, но примерно с одинаковой степенью успеха, действительно помогают личности маленького ребенка «найти свое место» в окружающем мире, наладить с ним взаимовыгодное общение, научиться быстро адаптироваться к образу той социальной группы, в которой ребенок существует.

Многие родители самостоятельно изучают основы и принципы той или иной авторитетной методики раннего развития, и применяют этот опыт в повседневном общении со своим малышом...

При этом обучение в рамках раннего развития обычно построено таким образом, чтобы максимально стимулировать в малыше любознательность, коммуникативность, умение приобретать и использовать свой опыт и другие полезные качества.

Что развивать в маленьком ребенке?

Чтобы приобщить малыша к раннему развитию, совсем необязательно отдавать его в руки специалистов и специальные учреждения. Не обделенные интеллектом и культурно подкованные родители могут и сами заниматься со своими детьми. Другое дело - чем именно заниматься?

Увлекаясь теорией раннего развития ребенка, очень важно не поддаться соблазну и не превратить собственного малыша в «звезду бродячего цирка».

А именно: двухгодовалого малыша вполне можно заставить запомнить флаги всех европейских государств и безошибочно их узнавать. И у вас всегда будет эффектный «козырь» в рукаве, чтобы «заткнуть за пояс» других родителей, которые время от времени любят похвастаться талантами и достижениями своих детей.

Ваш Петя научился считать до пяти? А Ваша Сонечка отличает красный от синего? Что ж, неплохо. Но мой-то, глядите, уже эксперт по европейским стягам! Безусловно, вы сорвете шквал аплодисментов. Правда, эта ваша семейная гордость в данном случае не имеет никакого отношения к раннему развитию.

Если вы не будете повторять с ребенком названия государств и присущие им флажки ежедневно - то к пяти годам у него от этого умения не останется и следа. Более того - он как не имел представления о заученных государствах, так и будет оставаться в неведении относительно их.

Это мнимые знания, бестолковые и непрактичные. Балласт, от которого детская память рано или поздно избавится. Так стоит ли тратить усилия на приобщение ребенка к бесполезным и бессмысленным знаниям?

Если речь идет о младенце или малыше до 2 лет, то развивать в нем следует в первую очередь те навыки, которые явно пригодятся ему сейчас, пригодятся в будущем, а также станут первой ступенькой к освоению более сложных умений.

Иногда врачи называют эти навыки «инстинктивными» - они не относятся к разряду высокоинтеллектуальных достижений и талантов, но они резко повышают активность ребенка в области социальной и природной адаптации. Причем, эта активность будет присуща этому ребенку и в будущем. На практике все выглядит гораздо проще и веселее, чем в теории. Например, малыша в возрасте 1,5-2 лет уже вполне можно обучить:

Различать несколько цветов. И лучше всего - на конкретных прикладных вещах и предметах. «Желтый банан - это спелый и вкусный фрукт. А зеленый банан - неспелый и совсем не вкусный. Красная или синяя ягода - спелая и вкусная. А вот эта зеленая ягода (обязательно показывайте оговариваемые предметы на картинках или «вживую» ) - не зрелая и может быть даже ядовита, это есть нельзя». И тому подобное...

Чему бы вы ни пытались обучить вашего ребенка - всегда приводите примеры. Десятки, сотни примеров! Только через наглядные примеры малыш способен воспринять знание. Никакие абстрактные объяснялки ему в возрасте до 6-7 лет в принципе недоступны - имейте это ввиду.

Как только ваш карапуз сообразит, что вкус и спелость бананов можно узнать по цвету - его конкурентноспособность в социуме и способность к самосохранению сильно возрастут. Судите сами: в следующий раз, когда перед детишками поставят блюдо с бананами, лучше всех себя будет чувствовать именно ваш ребенок - он сможет быстро и точно выбрать из всей кучи бананов самый спелый и вкусный фрукт.

А если в свои 2 года ваш карапуз сможет не только добыть себе самый вкусный и «выгодный» плод, но и по своей инициативе поделится своей «добычей» с кем-то другим (с вами или с ребятишками на площадке) - вы можете смело похвалить себя за то, что вы действительно талантливый, потрясающий педагог. Ведь способность к проявлению эмпатии, сочувствия, щедрости и тому подобных качеств - это тоже признак зрелой личности.

Различать запахи. Особенно полезно научить ребенка распознавать приятные запахи (например, аромат цветов, фруктов, горячего хлеба, свежескошенной травы и т.п.), а также «тревожные и опасные» запахи: например, запах дыма, гари, бензина и т.п. На этом можно придумать множество интересных, веселых, обучающих игр.

Различать форму похожих предметов. Куда уж проще - набрать охапку осенних листьев во дворе, а потом для каждого листочка найти «родное» дерево. «Это кленовый листик, клен выглядит вот так (и покажите малышу само дерево ). А это дубовый листочек, а вон и сам дуб...».

А через пару дней пусть ваш малыш уже сам покажет вам деревья, от которых собранные листики «сбежали»... Подобные игры быстро прививают ребенку навык идентифицировать похожие предметы. Каким бы простецким ни показалось вам подобное занятие, оно может реально обучить вашего кроху способности быстро адаптироваться в условиях выбора. Вы замечали, как нередко, например, перед прилавком с кефирами-йогуртами стоят люди в глубокой задумчивости? Им реально тяжело выбрать из массы похожих товаров что-то для себя. Чаще всего, они берут либо то, что уже пробовали недавно, либо то, что берет в свою корзинку рядом стоящий человек.

Вам подтвердят многие психологи - современные люди часто страдают от того, что теряются перед множеством однотипных форм (будь то выбор одежды, продуктов и т.п.). Хотя этот навык - уверенного и осознанного выбора - легко можно привить еще в самом раннем детстве.

О чем бы вы ни говорили с вашим малышом, всегда старайтесь снабдить ваше повествование яркой простой иллюстрацией или демонстрацией предмета "вживую".

Говорить на нескольких языках. Натура маленького ребенка очень податлива и способна воспринимать объем информации гораздо больший, чем вы можете себе представляете. И билингвы (дети, которые воспитываются сразу на двух языках) в наше время не редкость.

Иногда причиной тому становятся международные браки, а порой родители специально начинают обучать кроху языкам еще с младенчества. Но тут очень важно соблюдать правило: если вы хотите, чтобы ваш ребенок свободно говорил на нескольких языках, он должен практиковать эти языки каждый день.

Кстати, билигвами называются люди, которые владеют лишь двумя зыками. Если вы или ваш ребенок разговаривает на трех, четырех или пяти языках, то имя вам - полилингв. А если вы тот редкий тип людей, что владеет шестью и более языковыми культурами - то вы определенно полиглот.

Знания - ничто без практики!

Под ранним развитием можно понимать множество прекрасных навыков. Для детей от 2-3 лет, это как правило: освоение иностранных языков (параллельно с родным), способность читать и писать в раннем возрасте, спортивный, или, например, музыкальный таланты и т.д. У совсем крошечных малюток до года раннее развитие - это поступательное освоение рефлексов (например, хватательного или шагающего) на ранних сроках и т.п.

Однако, помните - то, что вы в этом малыше развиваете (или только пытаетесь развить), должно быть частью его повседневной жизни. Например, если вы с 6 месяцев приучаете вашего сына или дочь к иностранным языкам, то на протяжении многих лет он должен слышать эти языки и пользоваться ими ежедневно - только тогда в этом будет смысл, прогресс и толк.

Вы можете на пальцах объяснить трехгодовалому мальчишке основные принципы термодинамики - и он вас, вероятно, даже поймет. И даже будет повторять эти тезисы в кругу своих сверстников на глазах их изумленных родителей. Но если это не будет иметь никакого продолжения, регулярности и практического подкрепления, то к десяти годам этот ребенок в плане знаний по термодинамике будет таким же «нулем», каким он был и в два года. Не тратьте время на пустые, «тупиковые» познания! Занимайтесь с малышом тем, что:

  • имеет развитие. (Умение распознавать простые цвета можно усложнять знакомством с многообразием цветовых оттенков, с навыками рисунка и т.п.)
  • имеет практическую пользу. (Вы помните - умение распознавать цвета дает малышу возможность выбрать для себя самый вкусный и «выгодный» банан).
  • нравится вашему ребенку. (Любое занятие в рамках раннего развития должно приносить ребенку неподдельное удовольствие, удовлетворять его любопытство, смешить и веселить его, одним словом - доставлять ребенку положительные эмоции).

Как узнать, не перегружен ли малыш тем или иным занятием?

Нагрузка для малышей совсем нежного возраста (до 2-3 лет) определяется исключительно индивидуальными особенностями ребенка, его личным режимом дня, его интересами и желаниями.

Если малыша завораживает музыка, что мешает вам слушать ее постоянно, пока малыш бодрствует? Да ничего! Или почему бы не позволять ребенку вдоволь «изучать» книжки, если он действительно ими увлечен? Существует немало детей, которые в младенчестве, едва научившись сидеть и стоять, часами могли разглядывать яркие книжные иллюстрации или страницы глянцевых журналов - как правило, такие ребятишки в будущем очень рано, легко и быстро учатся читать.

Чем бы ни занимался ваш ребенок, которому еще нет 3-х лет, критерий «перегруженности» будет всегда один - у малыша пропадет желание этим заниматься. Он начнет капризничать или плакать, переключать свое внимание или проситься спать. В этот момент очень важно мгновенно переключить ребенка но что-то другое.

Но если ребенок не демонстрирует признаков усталости или скуки, а явно наслаждается каким-либо занятием (собирает кубики в пирамидку, слушает музыку из проигрывателя, разглядывает красочные иллюстрации в журналах) - он может делать это сколько угодно долго.

Раннее развитие не должно мешать здоровью!

Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы в погоне за музыкальными, или, скажем, интеллектуальными достижениями вы забыли о том, что для ребенка 1-3 лет крайне важна физическая активность и свежий воздух. Если в угоду развивающим занятиям, малыш станет меньше и реже гулять, меньше двигаться и уставать физически - это может нанести ущерб его здоровью.

Физическая активность столько же важна для успешного созревания гармоничной личности ребенка, как и интеллектуальные (а также эмоциональные и прочие) навыки...

Не забывайте, что физические нагрузки - плавание, ползание, длительные прогулки и любое активное движение - очень важны для малыша. Напомним, что множество органов и систем в организме ребенка продолжают формироваться спустя несколько лет после его рождения.

Например, свод стопы приобретает правильную форму только лишь к 7-12 годам. Причем благодаря именно тому, что по природе своей ребенок до этого возраста - особенно физически активен: прыгает, скачет, носится и т.п.

Кстати, именно поэтому официального диагноза в медицине не существует, хотя сама по себе эта проблема существует, и довольно остро: многие маленькие дети в наше время отчасти лишаются физической активности в пользу так называемого интеллектуального раннего развития. И вместо того, чтобы играть в догонялки и «классики», они сидят сиднем, осваивая азы шахматной игры или иностранные языки. Что в результате приводит к «пробелам» в формировании скелетно-мышечной системы ребенка...

Не лишайте малыша прогулок - он должен «пропрыгать» и «пробегать» свое детство ради собственного здоровья, это заложено в человеческого детеныша природой.

А если вы хотите, чтобы при этом его интеллект тоже не скучал и развивался - ищите компромисс! Например: наймите ему молодую няню со знанием французского языка: пусть вместе прыгают на свежем воздухе и при этом разговаривают по-французски. Разумный компромисс всегда найдется!

Грамотный подход

Толковые, благоразумные родители понимают: методики раннего развития - это не способ вырастить из своего ребенка будущего Моцарта, Паваротти, Хокинга или Эйнштейна. Подобные амбиции провальны уже по сути своей.

Все существующие курсы и школы раннего развития малышей - это лишь прекрасная возможность поддерживать и удовлетворять потребность любого ребенка в познании окружающего мира. Через спорт, через музыку, через визуальное восприятие, через математику, через языки - способов познавать окружающий нас мир десятки, сотни. Ваша задача лишь определить - какой именно из этих способов «по сердцу» вашему малышу более, чем другие...

Никакая методика раннего развития не способна сама по себе сделать вашего ребенка счастливым. Более того, даже если ваш малыш освоит все существующие методики раннего развития еще до своего пятилетия - это отнюдь не гарантия того, что в 25 он станет преуспевающим и довольным жизнью человеком.

Итак, любящие, благоразумные и ответственные родители, решившие «подвергнуть» своего малыша той или иной методике раннего развития, должны твердо помнить:

  • Раннее развитие заключается не в том, чтобы вырастить из ребенка гения. А в том, чтобы научить ребенка некоторым навыкам взаимовыгодного коммуницирования с окружающим миром. Отсутствие страха и недоверия, любознательность, стремление к общению, способность с состраданию и щедрости, доброта.
  • Знания, которые дают методики раннего развития, должны быть практичными и полезными для повседневной жизни ребенка.
  • Методика раннего развития, какой бы эффективной и авангардной она ни была, не должна препятствовать естественному развитию всего организма или угрожать физическому здоровью ребенка.

Первые годы жизни для ребенка очень важны, ведь именно в это время закладываются основы интеллекта, физического и эмоционального развития, он быстро осваивает этот мир и учится в нем жить. И крайне важно научить его всем ранним аспектам деятельности человека, повлиять на развитие речи детей раннего возраста и помочь адаптироваться малышу в этом непростом мире.

Чтобы развивать физические особенности ребенка, родителям можно прибегнуть к помощи книг в области раннего развития малышей. Методика Бориса и Елены Никитиных твердит о том, что обязательно стоит развивать малыша физически, так как в нем от природы заложено огромное количество возможностей, которые, если из не развить, просто угаснут.

Грудничок имеет три рефлекса :

  • Хватательный;
  • рефлекс плавания;
  • шаговый рефлекс.

Если не запустить и развивать эти рефлексу у ребенка, то плавание и ходьба, да и любое другое физическое развитие будет даваться малышку гораздо легче. Никитины также предлагают ввести в доме для детей дошкольного возраста, 4-6 лет спортивные комплексы. Обязательно использование методик закаливания и массажа.

Глен Доман также предложил очень интересную методику по развитию детей. Физическое развитие, согласно тому, что пишет Доман, должно быть системным. Он предлагает целую серию упражнений и игра, которые затронут все группы мышц на теле карапуза от 0 до 3 лет. Доман считает что динамическая гимнастика крайне важная для малышей.

Динамическая гимнастика для малышей

Исследования показали, что если ребенка с рождения занимали такой динамической гимнастикой, которую рекомендует Доман, то уже очень быстро дети начинали опережать своих одногодок. Можно сказать, что физические упражнения и координация движений малыша принимают активное участие в интеллектуальном развитии и становятся ступенькой к активному познанию мира. Если вы будете развивать ребенка как рекомендует Доман, то вы быстро увидите результаты этой методики у вашей крохи.

Методика Домана включает набор физических упражнений :

  • на двигательные навыки;
  • на мануальные навыки;
  • на равновесие.

Эмоциональное развитие

Для ребенка от 0 до 3 лет очень важно развитие эмоциональной сферы. Родители должны уделить этому максимум внимания. До полутора лет карапуз будет неосознанно осваивать и перенимать поведение родителей, поэтому очень важно, что они были спокойными и умиротворенными.

Основные этапы эмоционального развития ребенка

Самая простая методика по развитию эмоциональной сферы состоит в поддержке и вере в своего малыша, а также полное принятие любой его особенности.

Совет: Чтобы карапуз нормально развивался эмоционально, родители должны любить его, быть спокойными рядом с малышом и ограждать его от собственных эмоциональных перепадов.

Вы должны открыто проявлять свою любовь к малышу, принимать его полностью таким, какой он есть. Старайтесь, чтобы у карапуза формировалось только хорошее отношение к себе, хвалите его и верьте в его. Предлагайте ему задания которые он может выполнить и постарайтесь помогать ему понимать свои чувства и желания, также объясняйте, что другие люди тоже имеют свои чувства и желания и их нужно уважать.

Предоставьте малышу дошкольного возраста свободу в рамках разумного и пусть он действует самостоятельно, рискует, ошибается и приобретает опыт.

Поощряйте его интерес к играм, музыке, движению, чтению, рисованию, чтобы карапуз получал хорошие и позитивные эмоции.

Игры для раннего развития детей

Игры для раннего развития детей должны быть простыми, но при этом у каждой игры должна быть задача, которая будет полезной для .

Первая игра обогащает двигательный опыт детей и вызывает желание поиграть с родителями, но также она поощряет в детях самостоятельность и инициативность. Посадите детей на стульчики, это будут домики. Говорите:

«Дождик, дождик,
Хватит тебе, дождик, лить,
Сидят дома деточки,
Словно птички в клеточке.
Солнышко, солнышко,
Посвети немножко,
Выйдут детки погулять,
Станут бегать и играть».

Детки начинают бегать, хлопать в ладошки, можно включить музыку и потанцевать. Под слова воспитателя «Опять пошел дождь» малыши бегут в домики.

Вторая игра направлена на позитивные эмоции и развитие в целом. Поиграйте с малышом в обычные прядки, чрезвычайно веселит, когда люди то появляются, то исчезают.

Не забывайте играть с детьми 2-3 лет в кубики, собирать пирамидку, рисовать красками и мелками, играть на музыкальных инструментах. Игра должна быть не только полезной, но и приносящей удовольствие малышу.

Методика Марии Монтессори

Методика Марии Монтесори в основном базируется на том, что у карапуза должна быть полная свобода действий. Кроха должен обучаться играючи, но при этом все упражнения он должен выполнять самостоятельно.

Конечно же, родители по задумке этой программы должны помогать, но при этом не мешая. Подход к карапузу должен быть индивидуальным и должен учитывать все особенности ребенка дошкольного возраста. «Помоги мне сделать самому» – вот принцип занятий системы Монтессори.

Во многих городах существуют детские сады, которые основаны на основах . Для каждого малыша разработан план развития в специальной среде. Воспитатель должен организовать деятельность крохи так, чтобы потенциал получил максимальное развитие.

Учим цвета и развиваем моторику

Такую среду Монтесори можно создать и дома, в результате малыш от 0 до 3 лет будет проявлять свои способности на глазах у родителей, у него будет развиваться творческое и логическое мышление, память, концентрация внимания, воображение и фантазия, а также моторика. Начать занятие по принципам методики Монтесори можно с 8-10 месяцев.

Игры Никитина

Игры, основанные на принципах программы Никитина, позволяют развивать интеллект ребенка, основываясь на переходах от простого к сложному. При этом в развитии используются принципы творческой деятельности и учитываются особенности ребенка дошкольного возраста.

С самого раннего возрасте дети получают пищу для размышлений и развития творческих способностей, играя в игры Никитина. Также эта методика позволяет действовать поэтапно, создавая для детей условия ступеньки, которые слегка опережают развитие способностей малышей. Дети будут самостоятельно расти и развиваться, поднимаясь до рубежа знаний данного этапа и потом их будет ждать следующая ступенька.

Игра “Сложи квадрат”

Все игры Никитина разнообразны и карапузу никогда не будет скучно, его не нужно будет заставлять что-то делать, малыш будет сам хотеть играть. Более того, Ира будет стимулировать родителей держать себя в руках и не мешать малышу делать что-то самому, принимать решения и сталкиваться с их последствиями.

Кубики Зайцева

В основе раннего развития Зайцева лежат кубики как наглядные пособия. Также это могут быть карточки, таблицы, веселые песенки. Все эти материалы позволяют детям легко усваивать материал во время развлечений и игры. Главный принцип методики Зайцева – это обучения играя.

Чтение по кубикам Зайцева. Логопед Н.Пятибратова

Кубики Зайцева позволяют детям читать уже начиная с двух лет. Этот складовой метод позволяет легко и просто научить малыша чтению в ходе игры. Можно приобрести звучащие кубики Зайцева, тогда малыш будет самостоятельно развивать словоформирующее творчество. Начать занятия по методике Зайцева можно с 1,5-2 лет. Главное не запускать занятия с детьми, когда они достигнут дошкольного возраста.

Полезные книги

«Учим ребенка читать» Валерия Марусяка предлагает родителям совокупность игр и упражнений, которые постепенно возводят малыша к чтению и заинтересовывают его держать книгу в руках. Эта книга прекрасно подойдет для детей дошкольного возраста и для родителей, которые не любят торопить события.

В книге «Гармоничное развитие ребенка» подробно описана уникальная система, которую разработал Глен Доман. Она ориентирована на занятия родителей и деток, при чем родители должны принимать самую активную роль в развитии малыша и его играх, так считает Доман. Упражнения, которые разработал Доман, стимулируют память и уже в первый год жизни у малыша формируется богатая база знаний. Доман предлагает учить с малышом разные факты из областей биологии, географии, истории и других, с первых месяцев учить буквы, чтение и счет.

Книга «Поверь в свое дитя» Сесиль Лупан считается одно из самых известных в мире, она предлагает раскрытие индивидуального потенциала малыша, превращая обучение в игру. Научится читать можно через пение букв по мотивам детских песенок, Считать – загадывая несложные загадки. Родителям не нужно будет заставлять малыша заниматься, занятия можно проводить тогда, когда у крохи будет настроение, но не стоит забывать о регулярности.

Рано или поздно перед каждой сознательной молодой мамой возникает вопрос: какая методика раннего развития достойна ее чада?

Одни авторы считают, что физическое развитие более ценно, чем эмоциональное или интеллектуальное, другие — наоборот. Кто-то уверен, что обучать чтению малыша пора с рождения, а кто-то — что до школы не стоит торопиться. А еще бытует мнение, что все это — просто выкачка денег из родителей…

Главное, чем вы должны руководствоваться при выборе методики развития, — это здравый смысл и любовьк своему малышу.

В помощь вам — обзор наиболее популярных методик раннего развития.

Методика Марии Монтессори

На сегодняшний день это одна из самых распространенных методик развития ребенка. Мария Монтессори, выдающийся педагог и психолог, называла свою методику «системой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде ».

Развитие детей по Монтессори — это одновременно дисциплина и свобода, серьезная работа и захватывающая игра. Система охватывает возрастные диапазоны 0-3 года и 3-6 лет.

Главный принцип методики Монтессори гласит: «Помоги мне это сделать самому!» То есть взрослый должен понять, что ребенка волнует в данный момент, создать подходящую для занятий среду и мягко научить пользоваться этой средой.

Основные положения системы Монтессори:

  • Ребенок активный. Роль взрослого непосредственно в акции обучения вторична. Он помощник, а не наставник.
  • Ребенок сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.
  • Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети «становятся» учителями, при этом учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.
  • Дети принимают самостоятельные решения .
  • Занятия проходят в специально подготовленной среде.
  • Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.
  • Полноценное саморазвитие как следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах.
  • Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них.
  • Уважение к детям — отсутствие запретов, критики и указаний.
  • Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.

Как видно, все в данной системе подталкивает малыша к саморазвитию, самовоспитанию и самообучению при ненавязчивой помощи взрослых.

Методика Зайцева

Создатель методики — педагог Н.А. Зайцев — обещает, что ребенок с помощью специальных кубиков научится читать за очень короткое время. В чем же секрет?

Согласно методике Зайцева, обучение детей чтению происходит по складам, а не по буквам или слогам.

Все «кубики Зайцева» различны по цвету, размеру и звону внутри них. Это помогает ребенку отличать гласные и согласные, мягкие и звонкие.

На каждой грани кубика написан один из складов. Ребенок запоминает не написание каждой буквы, а сразу отдельные склады: ка-, ку-, ки-, ко-, ба-, би-. А затем малыш легко может сложить склады в слова — ба-ба, ку-би-ки .

Зайцев утверждает, что чтение по складам гораздо проще дается ребенку, чем изучение сначала букв, а потом слогов и слов. Ведь дети начинают говорить складами и слышат произносимую речь тоже складами.

  1. От общего к частному и от частного к общему.
  2. От конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.
  3. Обеспечение наглядности (не только от слова глядеть) с использованием различных каналов восприятия.
  4. Системная подача материала.
  5. Алгоритмизация учебных действий.
  6. Учет физиологии восприятия учебной информации.
  7. Охрана здоровья учащихся.

Методика Никитиных

«То, что у нас сложилось, назвать системой, видимо, еще нельзя. Но основные принципы, которыми мы руководствуемся, выделить можно.

  1. Легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортснаряды вошли в повседневную жизнь с самого раннего детства, стали для них как бы средой обитания наравне с мебелью и другими домашними вещами.
  2. Свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Ребята занимаются, сколько хотят, сочетая спортивные занятия со всеми другими видами деятельности.
  3. Наше родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, наше участие в их играх, соревнованиях, самой жизни.

Все эти принципы были выработаны в практике жизни, в общении с детьми. Мы пользовались ими интуитивно, неосознанно, преследуя лишь одну цель: не мешать развитию, а помогать ему, причем не давить на ребенка в соответствии со своими какими-то замыслами, а наблюдать, сопоставлять и, ориентируясь на самочувствие и желание ребенка, создавать условия для дальнейшего его развития ».

Самые популярные игры-головоломки Никитиных:

  • Сложи узор
  • Сложи квадрат
  • Уникуб
  • Точечки
  • Кубики для всех
  • Дроби
  • Рамки и вкладыши Монтессори

Методика Глена Домана

Глен Доман — американский врач-нейрофизиолог, который разработал методику ускоренного физического и интеллектуального развития детей от самого рождения. Его главная идея такова: «В любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставив ему неограниченные возможности в жизни» .

Цель занятий по Доману — познакомить ребенка с множеством точных, ясных и увлекательных фактов. Для этого факты нужно строго систематизировать по категориям и разделам знаний (биты).

Фотографии или рисунки наклеивают на карточки размером 30 на 30, с другой стороны которых пишут точные сведения.

Пример из книги Домана:

Также Доман придает большое значение раннему физическому развитию, так как оно связано со способностями малыша и его интеллектом. С самого рождения ребенку предоставляют свободу движений и закрепляют его врожденные рефлексы: он должен шагать, плавать, хватать, ползать.

В следующем материале мы рассмотрим еще несколько распространенных методик раннего развития детей.


Top