Стиль одежды катрин денев яндекс. Стиль катрин денев

22 октября свой 74-й день рождения празднует французская актриса Катрин Денев . Эту легендарную блондинку и звезду фильмов «Шербургские зонтики», «Девушки из Рошфора» и «8 женщин» неоднократно сравнивали с Грейс Келли – как и княгиня Монако, Катрин покорила зрителя редким сочетанием холодной внешности и внутреннего огня. Она стала не только секс-символом своего времени, но и иконой стиля – во многом благодаря тесной дружбе с кутюрье Ив Сен-Лораном. В честь дня рождения Катрин Денев ELLE выбрал 5 самых ярких и запоминающихся образов, раскрывающих ее элегантность и уникальный шарм.

С фильма, ставшего классикой кинематографа, – «Шербургские зонтики» – началась актерская карьера Катрин. В нем она предстала в образе юной 17-летней девчонки с соседнего двора. Тепло принятая зрителями, эта картина по праву считается знаковой в творческой карьере Денев. Живой юношеский образ был создан с помощью нехитрых бьюти-средств - озорные стрелки, розовые румяна и помада, аккуратный хвостик и бантик на макушке. Романтический образ юной розовощекой красавицы в ярком желтом плаще стал классикой киножанра.

«Девушки из Рошфора»

В этой музыкальной мелодраме родные сестры Француаз Дорлеак и Катрин Денев также играли сестер - брюнетку и блондинку. Поначалу, до трагической смерти Француазы, они даже были знамениты как известные двойняшки. Несмотря на близость сестер, они были абсолютно разными - активная, харизматичная, экстравагантная Дорлеак с неправильным асимметричным лицом, самобытной пластикой и свободой во всех проявлениях резко контрастировала со спокойной уравновешенной Денев. Катрин была классической красавицей-блондинкой, чуть флегматичной, с чертами лица, которые словно застыли на полотне. Красота Катрин оказалась вневременной - ее гармония и безупречность поражали современников. Необычное стилевое решение картины лишь подчеркивало эту особенность красивейшей актрисы Франции.

Катрин была не только музой дизайнера Ив Сен-Лорана, но и его близкой подругой. Они оба были героями своего времени – каждый в своем направлении. Для фильма «Дневная красавица» знаменитый кутюрье разработал целую коллекцию платьев – специально для актрисы, которая неизменно сидела в первом ряду на каждом его показе. Именно Ив Сен-Лорану Денев обязана званием иконы стиля. Фильм «Дневная красавица», как и образ главной героини, внешне прост, но полон гениальных стилевых находок - ракурсов, фонов, речевых оборотов. Образ внешне целомудренной женщины, предающейся разврату, выстроен виртуозно - ее внутренний порок как продолжение душевной пустоты прикрыт изящными манерами и классической одеждой идеального кроя, которая смотрится современно даже сейчас. Даже в образе проститутки она остается леди - холодной, изящной и сдержанной.

ФОТО GettyImages

Специально для «Тристаны», где Катрин предстала в роли сироты с нелегкой судьбой, ей пришлось перекраситься из блондинки в шатенку и отказаться от привычного амплуа аристократичной красавицы. Несмотря на то, что к финалу героиня Денев превращается в бессердечного монстра, эта картина, раскрывшая ее внутреннюю силу и многогранность таланта, лишь добавила актрисе привлекательности в глазах зрителей. Еще один образ «ангела греха» удался Денев виртуозно - невинная жертва, провоцирующая порок, одержимая и ранимая, с огнем, который горит внутри, она заставила говорить критиков о том, что секс-символ Франции превратилась в любимую актрису артхаусного гения Бунюэля.

К атрин Денев (родилась в 1943). Собственная фамилия — Дорлеак. Драматическая актриса. Дочь драматического актера Мориса Дорлеака и Рене Денев. Закончила парижский лицей "Да Фонтэн ". В первом браке ее мужем был Дэвид Бейли, модный фотограф. Имеет двоих детей: Кристиана — от брака с кинорежиссером Роже Вадимом, и Кьяру-Шарлотту — от брака с актером Марчело Мастроянни.

Получила признание, снявшись в фильмах "Отвращение"(1965), "Шербурские зонтики"(1964), "Дневная красавица" (1967), "Последнее метро"(1980), "Глод" (1983), "Индокитай " (1993) и др.

Молчание — это ее излюбленная манера защищаться. Она так же искусно владеет молчанием, как, например, веером или, когда нужно, кинжалом. Катрин никогда не станет разговаривать с первым встречным, она строго отбирает тех, кому может доверить свои признания.

Вот некоторые из них: "Конечно, я боюсь, как и все женщины, постареть, даже немножко больше, чем остальные, потому что для актрисы это очень важно. Было бы ложью уверять в обратном".

О своей склонности к тайнам она говорит: "Я люблю все хранить в секрете. На мой взгляд, личное должно личным и оставаться. Бывает, что во время какого-нибудь интервью я иногда проговорюсь, скажу что-то сугубо личное. Редко случается, чтобы я потом не пожалела об этом".

Об Иве Сен-Лоране: "Я не часто встречаюсь с Ивом, но он знает обо мне все, как, впрочем, и я о нем. Он считает меня женщиной, которой можно довериться. Я им восхищаюсь и, как и все в его доме моделей, искренне его люблю. Я хотела бы быть обнаженной под его нарядами, всем телом ощущая шелковистость их подкладок. Платья Сен-Лорана доставляют мне прежде всего физическое удовольствие".

Подмечено, что в каждом новом интервью Катрин Денев не лишает себя удовольствия воспеть хвалу добродетельному молчанию, приводя себя в качестве примера. Многие вопросы просто выводят ее из себя: она считает их нескромными.

Почему же красавица Катрин Денев столь скрытная? Потому что французская кинозвезда отказывается подчиняться условностям. На кинематографическом горизонте она видна как на ладони. Но ее совсем незаметно, когда говорят о другой Денев, той, которая возвела сокрытие своей частной жизни в искусство, в котором ей нет равных. Дети актрисы, Кристиан и Кьяра-Шарлотта, уже выросли и живут самостоятельно. Но об их отношениях с матерью так никто никогда толком ничего и не узнал. Так же мало известно о ее любовных делах. Кроме Дэвида Бейли, Роже Вадима и Марчело Мастроянни, были и другие мужчины, оставшиеся публике неизвестными.

Катрин Денев любит, не выставляя толпе напоказ свое чувство. Она имеет на это право. Ей нравится крепко запирать на засовы все двери. Она задергивает все занавески, чтобы лучше рассмотреть собственную внутреннюю жизнь.

Катрин Денев, возможно, была бы сиреной во времена Одиссея или нимфой Эхо, оберегавшей чуткий сон Нарцисса. Лучший способ исчезнуть — это погрузиться в мужские взгляды. Она ныряет туда, теряется в них и тут же возрождается.

Неуловимая, молчаливая Денев. Внешне она выглядит недоступно и гордится этим. Она подражает тем, с кем ей не сравниться, — Дитрих или Гарбо. Как Дитрих или Гарбо, она появляется, потом исчезает, близкие друзья утверждают, будто она путешествует на облаке духа. Вздор, Денев путешествует на машине, на поезде и на самолете.

Правда, ежедневно она повторяет, точно молитву, слова Поля Валери: "У женщины, не пользующейся духами, нет будущего". Катрин обливает себя духами. Они говорят за нее. Актриса создала собственные духи, но они, впрочем, не имели успеха. Она берет пример с Мэрилин Монро, утверждавшей когда-то, что спит лишь с капелькой "Шанели № 5"...

Пылкая Мэрилин восхищала скромную Катрин, которая отказалась от обычного молчания ради того, чтобы прокомментировать по телевидению фильм "Норма Джин, или Мэрилин Монро". Редко одна обольстительница говорит о другой, пусть даже умершей. Но очарование Денев носит особый характер, и она знает: в этом соперниц у нее нет. У нее, можно сказать, автоматическое обольщение, или обольщение вечное. Она очаровывает постоянно и непрерывно.

В такие моменты Катрин Денев олицетворяет собой торжествующую женственность, напоминая о словах, сказанных Мюссе вскоре после окончательного разрыва с Жорж Санд: "И все же она самая женственная из всех женщин, которых я когда-либо знал".

50 лет — возраст подведения итогов. У Катрин Денев они и не такие уж положительные, как это может показаться. Она заставила восхищаться своей внешностью, но не отметила ею ни одну из своих ролей. Например, при имени Вивьен Ли в памяти сразу же всплывает лучистый образ Скарлетт О"Хары. Когда говорят об Изабель Аджани — образ Камиллы Клодель.

Скрытная Денев сбрасывает свою маску лишь в царстве цветов своего сада под Парижем. Сад, в свою очередь, таинственный и тихий, как и его хозяйка...

Сорок восемь процентов мужчин Франции считают, что Катрин Денев олицетворяет вечную женственность идеальнее, чем Мэрилин Монро и Софи Лорен, и готовы следовать за ней в огонь и воду. В то же время они утверждают, что ее очарование кажется волшебным, потому что Катрин Денев не обладает ни самыми красивыми глазами, ни самой красивой грудью, ни самым красивым ртом...

Соотечественники о Катрин Денев говорят: "чародейка", "соблазнительница", "нежная и отчаянная", "роковая женщина", "бесчувственная и невозмутимая"...

Утверждают, что у этой "краснеющей и бледнеющей" от скромности женщины не самый мягкий характер, а порой он даже слишком твердый и жесткий. Если она что-то решила, ее почти невозможно переубедить.

Катрин Денев родилась под знаком Весов. У женщин этого знака эротические стремления заложены в подсознании. Время от времени они с удивлением обнаруживают себя в новой постели и не могут понять, как это произошло...

Ее сын Кристиан Жак родился 18 июля 1963 года от известного французского кинорежиссера Роже Вадима, любителя отыскивать молоденьких девушек и создавать из них звезд кино.

Сам Роже Вадим признавался: "Во время съемок очень часто возникают временные связи. И в этом смысле я не единственный... Правда, мои отношения с Бардо, Денев, Фонда начались еще до того, как я стал их снимать. Мне свойственно думать о человеке и об актере как о двух разных личностях и держать обоих на расстоянии. Но иногда знание человека и доверие, которое я к нему испытываю, помогают преодолеть некоторые проблемы актерской игры. И я чувствовал, что с Брижит и Фонда это шло на пользу дела. Но в случае же с Денев это могло создать некоторые проблемы, правда, у меня она снималась всего раз..."

Когда два человека работают в одной съемочной группе и состоят в интимных отношениях, существуют две опасные ловушки. Во-первых, режиссер может утратить требовательность. Во-вторых, человек использует эти отношение как оружие, чтобы добиться своего...

Ни для кого не было секретом, что Роже Вадим страстно и нежно любил Катрин Денев. Познакомились они, когда ей было семнадцать лет, а ему тридцать два. Она была в том же возрасте, что и Брижит Бардо...

Роже Вадим ввел ее в мир "сладкой жизни", о котором Катрин Денев ничего не знала, несмотря на то что жила в известной актерской семье. С детства она была кроткой и замкнутой.

"Очень долго меня считали не то чтобы робкой, а просто-напросто недалекой, — рассказывала Катрин. — Представьте хорошенькую девушку, которая ничего не в состоянии сказать, — очень быстро за ней закрепляется соответствующая этикетка. Я не любила игр. Рано сама научилась читать. Больше всего любила патетичных героинь Эмилии Бронте и вздрагивала от женщин Франсуа Мориака..."

В светских и кинематографических кругах Парижа появилось, как многие тогда утверждали, "клише" Брижит Бардо. Но если Б.Б. сразу же включилась в богемную жизнь и при этом не ощущала неловкости, то Катрин Денев вела себя тихо, вызывая у присутствующих только уважение и восхищение. Мужчины считали за честь поближе познакомиться с очаровательной особой, никак не вписывающейся в "гнездо", которое должно было стать частью ее повседневной жизни.

Роже Вадим, порой злясь, давал ей "советы": "Верь мне, женская красота сама по себе нуль. Она ничего не значит, если обладательница не будет ее демонстрировать как флаг, как оружие и как меч..."

В 1962 году он поручил ей сыграть главную роль в фильме "Порок и добродетель". Фильм имел успех. Однако от знакомых друзей и коллег Катрин Денев услышала о том, что Роже Вадим разочарован своей новой партнершей, прежде всего, как актрисой.

А любовь? Неистовая любовь продолжалась. Но неожиданно ее как "ножом срезало"... Что же произошло?

Стеснительная Катрин случайно майским днем познакомилась в Париже с Дэвидом Бейли — молодым, красивым мужчиной, который оказался знаменитым английским фотографом, работавшим в журнале "Плейбой". Это он "запустил" на орбиту мировой моды Джейн Шримптон, ставшую лучшей манекенщицей Европы, своей элегантностью и чувственностью сводившую с ума миллионы поклонников.

Дэвид не знал французского, мог сказать всего лишь два-три предложения. Катрин же в то время еще не могла говорить по-английски. Но для обостренных весной чувств незнание языка не имело никакого значения. Влюбленные интуитивно ощутили, что нужны друг другу.

Катрин и Роже, несмотря на прерванный роман, остались друзьями. Более того, новый друг Катрин стал приятелем Роже Вадима. А когда Дэвид и Катрин решили обручиться, Роже Вадим прислал поздравление: "Прости, что не понимал, как дорога ты мне. Твой Роже".

Но по причинам, известным только ей одной, Катрин Денев ушла от Дэвида и осталась с сыном, занялась его воспитанием. Вадим часто звонит ей по телефону, считая, что во многом виноват он. "Катрин — мой единственный грех", — сказал он журналистам. Катрин разговаривала с ним как с братом.

"Когда прошла страсть, любовь между нами стала естественной. Любовь для меня важнее славы, а счастье важнее успеха. Передо мной отчетливо встала дилемма, — вспоминала Катрин Денев. — Когда я приняла решение родить ребенка, я уже знала, что мы расстанемся с Вадимом, но это не имело никакого значения, как и разлука с Марчелло... Мне важен был Вадим не как муж, а как отец будущего ребенка. После долгих раздумий я решилась. И могу сказать, что счастлива. Я мать, а мать никогда не бывает одинокой. Материнство приносит радость. Правда, оно есть некоторый вид взвешенного жертвования собой.

Освободившись от опекунства Роже, я смогла ощутить в себе внутренние силы. Знаете почему? Потому что стала сама зарабатывать..."

Красивые женщины — гордые женщины. Наверное, потому, что отмечены магической силой свыше. Не каждая женщина в двадцать три года с ребенком на руках откажется от предложения о браке.

Более того, аналогичная ситуация произошла у Катрин Денев с Марчелло Мастроянни. Возникший между ними любовный роман стоил обоим много сил и нервов. Несколько лет Марчелло метался между Римом и Парижем, пока не решился осесть во французской столице. Катрин любила его, но не желала уничтожать семью Марчелло. Она решительно отказывала ему в браке. Но Марчелло не падал духом, он искал любую возможность, чтобы Катрин стала его женой. Узнав, что она беременна, он немного успокоился. Однако и рождение дочери (Кья-ра-Шарлотта родилась 28 мая 1972 года) не смогло изменить решение Катрин Денев.

Страстный Марчелло Мастроянни "первый любовник Европы" получил такой удар ниже пояса, что еще долго не мог прийти в себя. Он был вынужден возвратиться к своей семье. Нужно отдать должное Катрин и Марчелло: несмотря на прессу, на желание журналистов "вывалять" их в грязи, они смогли найти в себе силы пройти через все вставшие перед ними трудности, воспитать Кья-ру-Шарлотту и остаться друзьями.

Дети Катрин Денев продолжают семейную традицию — они актеры, а Кьяра-Шарлотта Мастроянни даже снялась вместе со своей прекрасной мамой в фильме не менее известного кинорежиссера Клода Лелуша "Только вдвоем".

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

Мини юбки и яркие пластмассовые украшения, облегающие брючки, свободный образ хиппи 60-х и элегантные платья а-ля Одри Хепберн - 1960-е годы считаются легендарными в мире моды. Они были яркими и динамичными, стоит ли удивляться, что современная мода то и дело возвращается к стилю тех времен. На подиумах и в повседневных образах можно узнать характерный крой платья или купальника.

Кто же эти женщины, которые повлияли на стиль целой эпохи? В первую очередь стоит назвать Мэри Куант. Это британский модельер, предложившая в своих коллекциях мини юбки. Хотя сначала придуманные ею модели вызвали негодование, очень скоро девушки во всем мире подхватили эту новаторскую идею. Кроме того, она ввела в моду короткие шорты, яркий макияж с акцентом на глаза, короткие стрижки.

Мэри Куант и ее модели

Иконы стиля

Но не только модельеры оказывали влияние на моду 1960-х годов. Это время ассоциируется с некоторыми кинозвездами и другими медийными личностями. Одна из самых известных - . Конечно, она стала примером элегантности еще в 50-х. Но именно в рассматриваемом десятилетии она воплотила образ Холли Голайтли (фильм «Завтрак у Тиффани») - длинное черное платье, которое оставляет открытыми плечи, перчатки, высокая прическа, и бриллианты.

Жаклин Кеннеди и Одри Хепберн


Образцом элегантности стала и . Женщины восхищались ее приталенными костюмами в сочетании с шляпками-таблетками и солнцезащитными очками.

В 60-е немало девушек мечтали выглядеть как Катрин Денёв. Прекрасное чувство стиля сделало ее музой знаменитого кутюрье Ив Сен Лорана. Певица Шер использовала в своих нарядах стиль хиппи. А спутница жизни участника «Битлз» Джона Леннона Йоко. Она демонстрировала аутентичные ансамбли в белом цвете: мини платья, высокие сапоги и широкополые шляпы.

Йоко, Шер и Катрин Денев


Пальто яркого цвета и высокие сапоги - еще один тренд 60-х.

Пальто 60-х

Особенности фигуры

Мода в 60-х претерпела кардинальные изменения. Теперь особенно цениться стали не - пышные бедра и грудь, узкая талия - а очень худощавые. Ярким пример - известная модель того времени Твигги. Она стала первой моделью с 40 размером одежды, хотя тенденция сохранилась и после нее. Ее образ инфантильной девушки в коротких платьях произвел настоящий фурор. Еще одна ее изюминка - ярко подведенные огромные глаза.

Модель Твигги


Еще одна модель, отличающаяся такой же стройностью - Верушка. Она тоже одна из ярчайший представительниц эпохи, которая не боялась экспериментировать с одеждой и макияжем.


Также 60-е - это эпоха хиппи. Для них характерно смешение стилей, нарочитая небрежность в одежде, ценится этническая направленность, украшения ручной работы.

Черты хиппи 60-х

Что носили в 60-х

Наверняка модницы интересуются, какая одежда была актуальной в 60-х. Ведь современная мода нередко предлагает детали из прошлого, в том числе купальники. Если посмотреть фото тех времен, то легко придти к выводу, что стоит немного поменять декор на платье или брюках, сшить их из другой ткани, и они будут соответствовать 21 веку.

Платья и брюки

Мода 60-х отличалась женственностью и демократичностью, любые вещи, даже купальники подчеркивали достоинства. Неудивительно, что девушки с удовольствием носили платья.

В ту эпоху они были такими:


1960-е - время сексуальной революции. Женщины чувствуют себя свободными и раскрепощенными, все меньше становится ограничений - и они начинают носить брюки. В первую очередь это модели клеш или укороченные модели. Мода позволяет носить облегающие фасоны, которые обращают внимание на достоинства фигуры. Деловые леди выбирают , в моде смокинги и короткие жакеты.

Модели брюк

Купальники

Меняются даже купальники. Они становятся не такими закрытыми, как в 50-е, женщины смело носят бикини. А некоторые дизайнеры предлагают очень откровенный вариант - купальники монокини, оголяющие грудь.

Купальники

Аксессуары: сумочки, очки, украшения

Сумки эпохи 60-х дополняют женственный образ, чаще жесткой формы.


В 60-е годы в моду входят яркие разноцветные пластмассовые украшения.

Стильные очки 60-х годов


Аксессуары

Прически, макияж

Девушки часто стригутся коротко. Благодаря актрисе Мие Фэрроу становится актуальной прическа «пикси».

Хочется повторить образ Твигги? Нужно мини платье и накладные ресницы.

Другая актриса - Бриджит Бардо - сделала популярной небрежную, объемную копну волос. Такую прическу называют «бабетта», по имени героини фильма. Ее считают одной из культовых причесок, которую пытались повторить женщины во всем мире, создавая роковой образ.

Прически, стрижки и укладки


Макияж призван подчеркнуть глаза, очень популярны накладные ресницы.



Модные 60-е в наше время

Модные тенденции 1960-х востребованы и в наше время. Конечно, используются другие ткани, фурнитура, аксессуары. Но силуэты платьев, особенно свободная трапеция или женственный фасон с пышной юбкой, часто мелькают на подиумах. Возвращается любовь к броской бижутерии. Или другой вариант - минимализм: черное платье, жемчуг и . Также актуальны брючные костюмы, белые блузки и галстуки, в том числе и для женщин. Даже купальники соответствуют той эпохе.

Современная трактовка 60-х годов


Если женщина хочет примерить для себя новый образ, то фотосессия в стиле 60-х в этом поможет. Характерный макияж, женственное и прическа - образ даст возможность вернуться в прошлое.

Образы для фотосессии


Мода постоянно меняется. Но она не только предлагает новое, а и возвращается к старому. Стиль 1960-х годов снова актуален, так что стоит обратить внимание на его направления в одежде. Добавьте новые линии и силуэты в свои комплекты, не бойтесь примерять платья, брюки или купальники.

ПРАВИЛЬНЫЙ ЦВЕТ ВОЛОС

Катрин Денев в молодости: брюнетка

Безусловно, Денев и брюнеткой была чудо как хорошо, но стоило ей в 1962 году, уже после знакомства с Роже Вадимом, во время съемок картины "Сатана там правит бал", перекраситься в блондинку...

Катрин Денев в молодости: блондинка

Сияющий, благородный, жемчужно-пшеничный оттенок сделал из просто привлекательной девушки удивительной красоты актрису. Правильно подобранный цвет волос подчеркнул в Денев главное: внешнюю холодность, сочетающуюся с пылкой душой.

УМЕРЕННОСТЬ


Умеренность - главная добродетель элегантности. Денев и в жизни, и на экране всегда предстает в сдержанных и лаконичных образах, в которых нет места лишним аксессуарам, броскому макияжу, кричащим деталям и чрезмерно ярким цветам. Самым известным и одним из самых элегантных стал образ главной героини в черном платье с белым школьным воротничком в ленте "Дневная красавица". Все наряды для картины создавал , но именно это платье стало прототипом для множества похожих моделей, которые носят и в наши дни.

Но первым безусловным успехом Денев стала роль Женевьевы в мюзикле "шербурские зонтики", где она предстала юной, наивной, но сильной и несломленной молодой женщиной. В первой половине картины Денев появляется в лаконичных - как в раз в духе господствовавшей молодежной моды 60-х - нарядах голубого, розового и других пастельных оттенков.

Катрин Денев: кадр из х/ф "Шербурские зонтики" (1964)

Каноническим стал лимонно-желтый плащ, в котором Женевьева заглядывала в витрину магазина зонтиков. Но и тут, несмотря на ленты в волосах, ребяческие цвета и скромные украшения, образ Денев предельно аккуратен и сдержан: перчатки, клатч, "гвоздики" в ушах.

ИЗЫСКАННОЕ БЕЛЬЕ


Катрин Денев: кадр из х/ф "Дневная красавица" (1967)

В той же "Дневной красавице" Денев не раз появляется в нижнем белье, но в каком! Казалось бы, роль роковой и расчетливой соблазнительницы требует более смелых цветов и моделей, но на актрисе мы видим невинный белый комплект, украшенный скромным кружевом.

Катрин Денев: кадр из х/ф "Дневная красавица" (1967). Дома героиня Денев ложилась спать в ночной сорочке с розочками, что подчеркивало ее противоречивую натуру - холодность и страстность одновременно

Пояс для чулков был в то время обычным и незаменимым атрибутом. В общем, не слишком перегруженное кружевом лаконичное нижнее белье - первый шаг на пути к элегантности в стиле Катрин Денев.

ЧЕРНЫЙ


Катрин Денев: кадр из х/ф "Тристана" (1970)

Для фильма "Тристана" Денев пришлось не только перекраситься в шатенку и отказаться от амплуа благородной аристократки, но и облачиться во все черное. Хотя что может быть благороднее черного цвета? Единственное "но": черный выглядит стильно и элегантно только в дорогих тканях.

Катрин Денев: в черном

Выбирай черную одежду из максимально дорогого (в рамках доступного для тебя) сегмента и соблюдай режим сна - тогда черный будет на тебе смотреться так же роскошно, как на Катрин Денев.

Анималистичные принты

Начиная с 1960-х годов на экране и в жизни Катрин Денев на личном примере доказывает, что леопардовый принт может быть лаконичным, сдержанным, уместным и в нем нет ни капли вульгарности. Чего только стоит ее пальто с леопардовой отделкой в фильме «8 женщин» или плащ, в котором она пришла на показ Эди Слимана для Celine в этом году.

© Bertrand Rindoff Petroff/Getty Images

© Tony Barson/WireImage

© Ron Galella, Ltd./WireImage


Бант

Согласно модной вселенной Катрин Денев, бантов не может быть слишком много. Если корсаж платья украшен одним крупным бантом, ничто не мешает надеть на голову второй, чуть скромнее.

Эта деталь — один из излюбленных приемов актрисы. Она подвязывала бантами волосы, использовала их в качестве пояса, галстука и других аксессуаров. В отдельную категорию можно выделить так называемые pussycat bow blouse — очень модные в 1970-е и 1980-е годы блузки с длинными рукавами и бантами на груди.


С возрастом любовь Катрин Денев к этой детали заметно ослабла. Сегодня единственные банты, которые вы сможете увидеть, будут на носах туфель актрисы.


Водолазки

Образы Катрин Денев конца 1960-х — начала 1970-х невозможно представить без облегающей водолазки в рубчик. Она носила их с трапециевидными юбками, заправляла в широкие брюки, но особенно удачны сочетания водолазок, выдержанных в строгой палитре, и крупных солнцезащитных очков с линзами яркого цвета.

© Juergen Vollmer/Popperfoto/Getty Images

© Gianni Ferrari/Cover/Getty Images

© Jerome Prebois/Kipa/Sygma via Getty Images


Головные уборы и аксессуары для волос

От пестрых шелковых каре до легкомысленных бархатных бантов и лент, от французских беретов и кепи до богемных широкополых шляп и мужских котелков. Денев носит любые головные уборы так, что ее образы никогда не выглядят ни избыточно, ни инфантильно.

© Mondadori Portfolio via Getty Images

© Tony Kent/Sygma via Getty Images


Дневная Красавица

Культовая картина Луиса Бунюэля сделала Катрин Денев иконой стиля. «Дневная красавица» — адаптация романа французского писателя Жозефа Кесселя, впервые опубликованного в журнале Gringoire в 1928 году. По сюжету фильма Северина Серизи, богатая представительница буржуазного класса, со скуки идет работать в бордель, где проводит время с 14 до 17 часов дня, пока ее муж находится у себя в офисе.


Silver Screen Collection/Getty Images

Именно с этой картины началась крепкая дружба между Катрин Денев и Ивом Сен-Лораном. Спустя десятилетия после выхода «Дневной красавицы» на экраны Денев отметила, что фильм получил статус культового во многом благодаря костюмам Северины, которые создал дизайнер. Один из знаковых предметов картины — закрытое черное платье с белым воротником, напоминающее форму горничной. После выхода фильма эти платья стали невероятно популярными и получили название Belle de jour — платье «дневной красавицы».


Европейские дизайнеры

Денев можно назвать популяризатором европейской моды на мировой арене. На протяжении долгих лет ее связывала не только работа, но и дружба со многими европейскими дизайнерами, среди которых Ив Сен-Лоран, Жан-Поль Готье, Пьер Карден, Пако Рабан, Андре Курреж, Роже Вивье и многие другие.


Жан-Поль Готье

Дизайнер нередко создает наряды для официальных мероприятий, на которых появляется актриса (например, для Каннского кинофестиваля). Денев — непременная гостья практически всех его показов, а в 2011 году она даже вышла на подиум в качестве модели.

Во время большой выставки дизайнера в Grand Palais в 2015 году в одном из залов была использована запись голоса Катрин Денев в качестве звукового сопровождения экспозиции.


Катрин Денев и Жан-Поль Готье

Bertrand Rindoff Petroff/Getty Images


Золотые серьги-кольца

В коллекции украшений Денев немало интересных предметов ювелирного и дизайнерского искусства, но в отдельную категорию стоит выделить лаконичные серьги-кольца крупного и мелкого калибра. Если вы хотите создать образ, максимально соответствующий тому, как выглядела Денев в 1970-е, без таких украшений точно не обойтись.


Kurt Krieger/Corbis via Getty Images


Ив Сен-Лоран

Этот творческий союз был настолько же прочным, как дружба Юбера де Живанши и Одри Хепберн. Считается, что знакомство дизайнера и актрисы состоялось во время съемок «Дневной красавицы», но на самом деле впервые они пересеклись еще в 1965 году. Актрисе очень понравились образы, которые предлагал Сен-Лоран в то время, и она попросила его сделать что-то особенное для приема в Лондоне, на котором должна была присутствовать королева. Тогда дизайнер охотно откликнулся на просьбу и создал платье с вышитым красным нагрудником. После этого Сен-Лоран сшил для актрисы еще одно платье — к мероприятию, посвященному фильму «Девушки из Рошфора», в котором Денев играла со своей сестрой Франсуазой Дорлеак.

Специально для «Дневной красавицы» Сен-Лоран взял за основу элементы, характерные для его коллекций того времени, и разработал вещи, идеально вписывающиеся в контекст картины. Особенно удачно дизайнер поработал с палитрой. Например, вначале мы видим Северин в скромных оттенках — сером, бежевом, но по мере развития сюжета ее наряды становятся все более провокационными, а кожаные и виниловые плащи, в которых появляется главная героиня, намекают на образы в стиле садомазо.


Wilson/Mirrorpix/Getty Images

Несмотря на то что Денев критиковала дизайнеров, создающих туфли на 12-сантиметровых шпильках, в которых, по ее мнению, невозможно сделать и пары шагов, сегодня сама Денев нередко носит туфли на высоких каблуках. Лодочки Christian Louboutin и Maison Ernest — ее постоянные спутники не только на официальных мероприятиях, но и в повседневной жизни. Впрочем, нередко ее можно увидеть в мокасинах Tod’s.


Очки овальной формы

Поскольку стиль Катрин Денев формировался в конце 1960-х, ее образы впитали все лучшее, что было в то время. Солнцезащитные очки в овальной оправе — один из таких примеров. У актрисы было множество моделей в разных цветах, с яркими или же затемненными линзами. В 1989 году Денев даже запустила собственную линию оптики совместно с брендом Viva, в которую, впрочем, вошли самые разные формы. Сейчас купить такие очки можно разве что на Ebay. Зато компания Marcolin Eyewear не первый год создает оправы, посвященные актрисе.


George Stroud/Daily Express/Hulton Archive/Getty Images


Платье-трапеция

Это самый популярный силуэт 1960-х годов, предложенный Сен-Лораном в его дебютной коллекции для Christian Dior. На французском языке такие платья называются trois trous — с тремя отверстиями. Катрин Денев очень любила эту модель, так что ее гардероб немыслим без простого трапециевидного платья, которое она сочетала с туфлями на низких каблуках.


Reg Lancaster/Getty Images


Роже Вивье

Если сегодня Роже Вивье носит почетный титул Фаберже мира туфель, то в 1960-е годы он был лишь в процессе возведения своей империи. По просьбе Сен-Лорана Вивье создал туфли на низком квадратном каблуке с металлическими пряжками, которые должны были идеально подойти к платью А-силуэта, придуманному дизайнером. Модель туфель из лакированной искусственной кожи получила название «Пилигрим».

Культовой эта пара стала после того, как в них появилась Катрин Денев все в той же «Дневной красавице». После выхода фильма на экраны, по официальным данным Roger Vivier, пара была раскуплена в количестве более 200 тысяч экземпляров, а среди клиенток французского бренда оказались герцогиня Виндзорская и Жаклин Кеннеди-Онассис. Кроме того, «Пилигримы» стали самой копируемой парой 1960-х.


Фрагмент кадра из фильма «Дневная красавица»


Смокинг

Одно из ключевых модных нововведений Сен-Лорана — женский смокинг, который просто не мог обойти стороной его музу (как бы ни скромничала сама Денев). Пиджак, вторящий линиям тела, брюки с высокой талией, белая рубашка, застегнутая наглухо, волосы, сдерживаемые ободком и, конечно же, галстук-бант. В таком же образе Денев снималась в рекламе Chanel № 5.

Кстати, любовь к андрогинным, но в то же время чувственным образам, передалась и ее дочери Кьяре Мастроянни. Один из самых известных, а заодно и лучших выходов актрисы — Венецианский кинофестиваль 2016 года, где она была председателем члена жюри. Мастроянни появилась на красной дорожке в брючном костюме из мужской коллекции Gucci.


Кэтрин Денев и Серж Гейнсбур

Jean Pimentel/Kipa/Sygma via Getty Images


Тренчкот

Пресса называет Катрин Денев одной из главных представительниц необуржуазного стиля. Местом силы парижской богемной буржуазии в 1970-е был Левый берег Сены. К слову, именно там и находился легендарный магазин Сен-Лорана. Важным элементом такого стиля был, есть и остается бежевый тренчкот. Несмотря на то что самая известная модель принадлежит английскому бренду Burberry, ассоциируется тренч именно с Парижем. Во многом благодаря кино. Денев носила тренч (причем именно Burberry) в «Шербурских зонтиках», фильме, который ее прославил, а также до сих пор отдает предпочтение этому плащу в повседневной жизни.


John Springer Collection/CORBIS/Corbis via Getty Images


Укладки повышенной сложности

С 1960-х годов и до сегодняшнего дня Денев много экспериментирует с прическами. Тонкие косы, формирующие тугой пучок, классическая бабетта, пышный начес, строгое каре, ракушки, локоны, шиньоны и многое другое. Впрочем, одна из самых любимых причесок актрисы — классический конский хвост. Денев часто делала такую, надевая объемное меховое манто, вечернее платье, расшитое стеклярусом, и другие вещи повышенной нарядности. За счет такой простой прически образы приобретали толику важной небрежности: актриса выглядела безупречно, но при этом не складывалось впечатление, что она провела за сборами сутки.

Кстати, Катрин Денев — брюнетка, а цвет волос изменила, начав сниматься в кино. В интервью зарубежным изданиям она нередко хвалит продукты для волос Кристофа Робена, ее официального колориста. Актриса утверждает, что именно благодаря этому бренду ее волосы выглядят так хорошо.

© George Freston/Getty Images

© Metro-Goldwyn-Mayer Pictures/Sunset Boulevard/Corbis via Getty Images


Фантазийные колготки

Колготки ярких цветов или же украшенные психоделическими узорами — порождение моды 1960-х годов. Они стали популярны одновременно с мини-юбкой и достаточно долго удерживали свое место в списке ключевых трендов. Катрин Денев была не исключением и охотно носила такие: на фотографиях конца 1960-1970-х годов ее нередко можно увидеть в узорных колготках, впрочем, чаще всего черного цвета.


Bettmann / Contributor


Хельмут Ньютон


Top