Тибетские монахи и их жизнь. Аскеза и айфоны: как живут тибетские монахи  Как живут тибетские монахи

Как вы считаете, по силам ли человеку провести зиму в заваленной снегом пещере на высоте 3-4 километров, без огня, в легкой одежде или вовсе без нее (!), и при этом не замерзнуть?! Любой врач категорически ответит, что нет. А вместе с тем, каждый год десятки тибетских лам-отшельников выдерживают это испытание без малейшего ущерба для здоровья. Их необыкновенная "морозоустойчивость" приписывается умению концентрировать "тумо". Этим термином обозначают в Тибете жар, тепло, но не просто тепло, исходящее, к примеру, от раскаленной жаровни, а специфическую энергию, выделяемую организмом исключительно вследствие длительных медитативных тренировок.

Очень немногие ламы знакомы со всеми категориями тумо. Однако его феноменальное действие, сохраняющее человеку жизнь в условиях жестоких морозов и снежных бурь высокогорных пустынь известно всем тибетцам. Старые ламы, обучающие искусству тумо, хранят свои методы в глубокой тайне, утверждая, что сведения, приобретаемые понаслышке, совершенно бесполезны. Для успешной практики тумо необходимы личные наставления учителя.

На фотографии Вы видите как изучают феномен Туммо (сознательное повышение температуры тела или Йогу Тепла) на одном из тибетских монахов - создаётся низкая температура в помещении и при помощи различных датчиков считывается информация о состоянии человека, входящего в состояние медитации Туммо.

В монастыре на севере Индии легко одетые тибетские монахи тихо сидели в комнате, где температура была всего 4.5 градуса по шкале Цельсия. Применяя йоговскую технику, известную как Туммо, они вошли в состояние глубокой медитации. Другие монахи погружают простыни метр на два в холодную воду (9.5 градусов) и кладут их на плечи медитирующих. У нетренированных людей такие холодные обертывания вызвали бы неконтролируемую дрожь.
Если температура тела в этих условиях падает, наступает смерть. Но вскоре над простынями начал подниматься пар. Как результат телесного тепла, продуцируемого монахами во время медитации, простыни высохли примерно за час.
Присутствующие монахи сняли простыни, потом повторно накрыли медитирующих холодными влажными простынями. Каждый монах должен высушить три простыни за несколько часов.
Каким образом они это сделали? Герберт Бенсон, который изучает Туммо уже 20 лет, отвечает: "Буддисты чувствуют, что реальность, в которой мы живем, не является главной. Имеется другая реальность, в которую мы можем постучаться, и которая не затрагивается нашими эмоциями, нашим повседневным миром. Буддисты верят, что это состояние сознания может быть достигнуто добрыми деяниями для других и медитацией. Жар, который они генерируют во время этого процесса, есть просто побочный продукт медитации Туммо."

Положительных результатов могут добиться лишь ученики, уже имеющие специальную подготовку в различных дыхательных упражнениях, способность к невероятной, доходящей до глубокого транса, концентрации мысли. Наконец, нужно получить специальное разрешение от ламы, обладающего особым статусом. Посвящению всегда предшествует длительный испытательный период, который, среди прочего, дает учителю возможность проверить, обладает ли кандидат достаточно крепким здоровьем.

Поупражнявшись в течение месяца-двух под пристальным руководством гуру, послушник отправляется в отдаленное и совершенно безлюдное место в горах, на высоте не менее 4 километров. Ламы утверждают, что нельзя тренироваться по методу тумо где-нибудь в селении или рядом, потому что загрязненный дымом и различными наземными запахами воздух противодействует усилиям ученикам может серьезно навредить его здоровью.

Монах-ученик, расположившись в подходящем месте, уже не может ни с кем видеться. Только гуру иногда приходит проверить, не умер ли послушник в экстремальной ситуации.

Кандидат должен тренироваться каждый день до рассвета. С восходом солнца его ожидает новый комплекс упражнений. Еще задолго до рассвета монах выходит из своей пещеры или шалаша. Как бы ни было холодно, он совершенно гол или одет в легкую рубашку. Каждый, кто посвятил себя тумо, навсегда отказывается от шерстяной одежды и никогда не приближается к огню.

Начинающим разрешается сидеть ночью на соломенной циновке. Продвинувшиеся в учении сидят на голой земле, а достигшие высшей стадии обучения - на снегу, на льду, либо в ручье с ледяной водой. Упражнения выполняются только натощак, при полном запрете питья воды. Разрешены также всего две позы - "лотоса" или когда ступни упираются в землю, а колени - в подбородок.

Начинается тренировка с дыхательных упражнений: вместе с выдыхаемым воздухом монах изгоняет из себя алчность, гордыню, гнев, зависть, лень. При вдохе "втягиваются" дух Будды, пять мудростей - все благородное и высокое, что существует в мире.

В ходе следующих за этим десяти этапов упражнений необходимо полностью сосредоточиться на видении огня и связанном с ним ощущении тепла, полностью избавившись от других ощущений и мыслеобразов.

Период обучения тумо заканчивается подобием экзамена. Зимней лунной ночью уверенные в своем умении ученики отправляются с гуру на берег стремительного горного потока. Если воды уже скованы льдом, то вырубается прорубь. Выбирается ночь, когда дует холодный резкий ветер и трещит мороз - такие ночи в Тибете не редкость.

Кандидаты тумо совершенно голыми усаживаются, скрестив ноги, на землю. В ледяную воду окунают простыни и закутывают в них учеников - они должны высушить их собственным телом. Как только простыня высыхает, ее снова окунают в воду и набрасывают на послушника. И так - до восхода солнца. Побеждает тот монах, который своим телом высушит больше простыней. Есть посвященные, которые высушивали на себе до 40 простыней за ночь!

Помимо этого экзамена, существуют еще много способов проверки степени владения тумо.

Например, испытание снегом.Ученик садится в сугроб. Количество растаявшего на нем снега и величина радиуса таяния служат показателем интенсивности излучаемого им тепла.

В начале обучения ощущение и выделение тепла бывает только во время тренировок; как только концентрация мысли и дыхательная гимнастика прекращаются, холод дает о себе знать и может даже убить человека. Однако у тех лам, которые систематически занимались тренировкой тумо долгие годы, генерация тепла при понижении температуры становится естественной функцией, срабатывающей автоматически.

Истинный лама-тумо - человек, всегда одетый в платье из легкой х/б ткани либо в особую белую юбку - отличительный знак посвященного в тайны тумо.

Им в "противовес" существуют анахореты, суперспециалисты в области тумо. Они превосходят обычных лам-тумо, ибо отказываются даже от легкого платья и живут отшельниками высоко в горах в заснеженных ледяных пещерах - совершенно голые, по нескольку лет, а некоторые и до самой смерти, питаясь редкими приношениями учеников, не ведая ни огня, ни охапки соломы на своем промерзшем каменном ложе. Это отнюдь не миф, это реальные люди, причем не столько уж малочисленные - их видели многие европейцы.

И ещё. Медики в полном недоумении разводят руками... 65-летний монах, Сахадж Махарадж не принимал пищу ровно год. Каждый день он обходился лишь несколькими стаканами теплой воды. Невероятно, но никакого блефа в этой истории нет, чему лучшие свидетели - врачи, наблюдающие все это время за монахом. “Когда мысли направлены в правильное русло, человек не чувствует ни голода, ни жажды, ни жары, ни холода”,- объясняет Сахадж Махарадж свой феномен». И далее в статье: «В горных монастырях в Гималаях подтверждением монашеской зрелости является такое испытание. На пронизывающем ветру в 20-градусный мороз монах в одной набедренной повязке должен высушить теплом своего тела несколько мокрых простыней. И что вы думаете - высушивает. Знаменитый американский медиум Артур Форд в своей книге «Жизнь после смерти...» пишет следующее: «В земной жизни известны такие случаи (например, знаменитая немецкая женщина-мистик Тереза Нойманн или известная своей святой жизнью индийская женщина, которую звали Иогананда), когда люди могли усваивать излучения вместо нашей обычной пищи. В течение многих лет они обходились без земной пищи».
Ярким примером человека, в полной мере черпающего энергию из окружающей среды, был Порфирий Корнеевич Иванов. Он ходил в шортах и босиком в любое время года, ежедневно по несколько раз в день обливался холодной водой, в том числе и на морозе, в последние годы питался один раз в неделю изюмом. В годы войны немцы возили его, раздетого, в лютые морозы на мотоцикле по Киеву, обливали холодной водой, закапывали в снег и даже сажали в колодец. А он выжил, потому что умел использовать прану.

Как живут тибетские монахи

Тибет. При одном только упоминании о нем, возникает ощущение некоей практически осязаемой таинственности. С незапамятных времен на Тибет стекались светлейшие умы, мистики, авантюристы, а также простые смертные. Всех их объединяло лишь одно: жажда ответов на непроизносимые вопросы.

Буддизм совершенно обоснованно считается наиболее мирной религией. Это мнение подтверждает многовековая история. «Просветленные» никогда никого не принуждали примкнуть, не пытались повсеместно насаждать свои постулаты, ни о каком игни эт ферро не могло быть и речи. Но, несмотря на полное отсутствие насилия, Буддизму удалось повсеместно приобрести неисчислимое количество последователей.

День из жизни тибетского монаха

Попытаемся, приоткрыв завесу тайны, взглянуть на совершенно обособленный мирок под названием тибетский монастырь. Образ монашеской жизни достаточно замкнут. Жаждущие просветления весьма немногословны, но поистине терпеливы. Мир, погрязший в суете не достоин внимания, истинный смысл в стараниях и умении ждать. Стремящийся получить все и сразу слишком отвлечен погоней за мнимым, такому человеку не дано обладать высшим знанием. Тайны Тибета подвластны лишь пришедшему с истинными духовными устремлениями, тому, для кого совершенствование является первостепенной самоцелью.
Итак, обитель существует изолированно от внешнего мира. Единственное связующее звено - это караван с продовольствием. Однако большинство продуктов питания выращивается и производится самими ламами. Более предпочтительным считается ручной труд, исключающий использование даже такого инвентаря, как соха или плуг.
Тибетские ламы практикуют вегетарианство, но позволительно употреблять в пищу молоко и яйца. В виду скудного ассортимента продуктов, поступающих на стол, логична приверженность к раздельному питанию. Застольный монашеский этикет исключает торопливое поглощение пищи на фоне оживленной беседы. Ламы едят, молча, не спеша и весьма сосредоточенно. Что же касается порции, то она должна быть достаточной, чтобы всего лишь насытить и поддержать жизненные силы для работы и молитвы.
День каждого из монахов начинается молитвой и ею же завершается. В перерывах же между оными протекают медитации, а также вершатся более суетные дела, способствующие порядку на территории монастыря и тому подобному.


Отшельничество

Существует особый тип тибетских монахов - отшельники. Одни из них просто удаляются в пещеры, не давая обета молчания. Их посещают все желающие, караваны намеренно прокладывают маршрут, пересекающийся с местом обитания монаха-отшельника. Такая встреча сулит не только безопасность во время странствия, но и мудрые наставления, ибо монах не бросает слов на ветер. Вторая категория отшельников подвергает свое физическое тело страшнейшим испытаниям во имя скорейшего просветления. С их же позволения лам замуровывают в пещерах или хижинах, оставляя лишь небольшое отверстие для еженедельной передачи пищи.
Лишенные света и обреченные на вечное молчание. Страдающие от лютого холода и неутолимого голода, монахи-отшельники безропотно следуют по пути просветления. Известно, что такие условия, кроме прочего, часто провоцируют приступы кислородного голодания, повергающие в состояние транса. Таким образом, лама добивается ощущения духовной свободы, во имя которой он прибег некогда к заточению. Когда душа отшельника является в монастырь сообщить о смерти своей физической оболочки, монахи проникают в пещеру, извлекают из нее тело. Немного погодя расчлененное отшельничье тело оставляют на съеденье грифам. Сия традиция связана с каменистостью тибетской местности, исключающей возможность захоронения. Дрова же слишком ценны, чтобы переводить их на отжившую материальную форму, лишенную содержания.
Тибет поистине величав и по-прежнему не теряет своей чарующей привлекательности. Он изобилует сакральными знаниями, которые весьма неохотно раскрывает лишь тем, кто чист намерением и искренен в поиске.

ИСТОРИЯ ТИБЕТА

Тибет – район Центральной Азии, расположенный на Тибетском нагорье. Традиционно его территория делилась на провинции У-Цанг, Кхам и Амдо.

В различные периоды истории он был или независимым государством, или территорией в составе Монгольской империи, или вассальной землей Китая.

Когда же появились первые тибетцы? Это, как многое на Тибете, окутано магической тайной. Наиболее известны две легенды. По первой, относящейся к религии Бон, царь Тибета спустился с Небес по серебряной нити. По второй, более близкой буддизму, скальная дьяволица Брангринмо, воплощенная Тара, безответно влюбилась в давшего обет безбрачия царя обезьян Брангринпо, являвшегося воплощением Авалокитешвары (Будды сострадания). Перепробовав все способы обольщения, дьяволица в отчаянии пригрозила Брангринпо, что, если он не полюбит ее, она будет убивать людей из соседних земель и заселит весь Тибет демонами. Сострадательный царь не мог допустить этого и ответил на желание Брангринмо взаимностью. Место, где это произошло, находится в долине Ярлунг, в районе современного Цзетана, и считается священным.

Дети обезьяны – плод их страсти – и были первыми тибетцами. Потомки Брангринпо и Брангринмо научились шить одежду, выращивать хлеб, у них отпали хвосты, и, в конце концов, они превратились в людей.

Но не только красивые легенды рассказывают о Тибете, не менее прекрасна и удивительна реальная история этой удивительной страны.

Фактически вся история Тибета связана с приходом и развитием буддизма. Принесенный из Индии, он адаптировался и развился именно в Тибете. Будучи очень гибким учением, буддизм успешно поглотил в себе религию Бон, главенствовавшую ранее на тибетской земле, но позаимствовал у нее пышные и красочные ритуалы, а также традиции и мистерии.

Пожалуй, наиболее знаменательным в истории Тибета является правление 33-го по счету царя Сронцзенгампо (VII век), который позднее стал считаться воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары (покровители Тибета). Царь приложил много политических усилий, чтобы жить в мире с соседними государствами. В том числе женился на китайской принцессе императорской династии Вэнь-Чен и на Бхрикути, дочери правителя Непала, укрепив тем самым связи с соседями.

Жены привезли с собой и традиции буддизма, и предметы культа. Особенно важным был дар Вэнь-Чен, которая подарила царю большую статую Будды, считающуюся и ныне (она находится в монастыре Джокханг в Лхасе) одной из главных святынь Тибета. Тибетская традиция почитает этих принцесс как воплощения двух ипостасей бодхи-саттвы Тары – зеленой и белой.

Сначала буддизм очень медленно укоренялся в тибетском обществе, оставаясь в целом религией инородной и чуждой тибетцам. Ситуация начала меняться в середине VIII века, когда царь Тисрон-дэцзан пригласил для проповеди одного из крупнейших буддийских ученых и философов того времени – Шантаракшиту, внесшего важный вклад в развитие как мадхьямаки, так и йогачары. Он основал первые буддийские монастыри, прежде всего монастырь Самьелинг, или просто Самье, близ Лхасы, ставшей приблизительно в это время столицей Тибетского государства. Шантаракшита также впервые постриг в монахи несколько тибетцев из знатных кланов.

В первой половине IX века Тибетом правил царь Ралпачан, отличавшийся исключительным благочестием. При нем начинается регулярная работа по переводу санскритских канонических текстов на тибетский язык.

Однако вскоре над буддизмом в Тибете сгустились тучи: в начале 40-х годов IX века царь был убит своими сановниками, и на тибетский престол вступил брат Ралпачана – Лангдарма, который отказался от поддержки буддизма и восстановил все привилегии бонского жречества. Но один из буддийских монахов, Палдордже, «преисполнившись сострадания к царю», убил его и после этого удалился в уединение, посвятив всю свою жизнь изучению махаянских текстов и медитации. Гибель царя-гонителя и сейчас празднуют в регионах распространения тибетского буддизма.

После убийства Лангдармы началась борьба за власть, приведшая в конечном итоге к распаду Тибетского царства на отдельные феодальные владения. Наступили темные десятилетия тибетской истории, растянувшиеся до начала XI века. Но единым Тибет станет только в XVII веке, при Далай-ламе V, Великом Нгаван Лобсан Гьяцо (1617–1682). В этом же веке в Лхасе возвели грандиозный дворец-монастырь Далай-лам – Потала, поражавший воображение современников.

Авторитет Далай-ламы V был настолько велик, что калонг (премьер-министр) тибетского правительства решил скрыть от всех факт его смерти, что позднее привело к серьезным проблемам. Ведь Далай-ламы считались воплощениями бодхисаттвы Авалокитешвары. А в соответствии с махаянским учением, Будды и высшие бодхисаттвы обладают способностью магически порождать так называемые «превращенные» тела. Одним из таких «превращенных тел» Авалокитешвары и считался Далай-лама V.

Как правило, Далай-лама перед смертью сам указывал возможное место своего будущего рождения. Иногда государственный оракул Тибета, входя в транс, вещал от имени вошедшего в него божества. Затем (обычно через два-три года после смерти иерарха) специальная комиссия из высокопоставленных лам отправлялась в предполагаемое место и по особым приметам отбирала кандидатов из числа мальчиков соответствующего возраста. Потом кандидатов везли в Лхасу, где они должны были пройти дополнительные испытания. Например, перед детьми клали разные красивые и блестящие вещи, а среди них одну невзрачную вещь покойного. Если мальчик тянулся к этой вещи, это было важным аргументом в его пользу. Окончательный отбор происходил при помощи жеребьевки.

Но, поскольку смерть Далай-ламы V скрывалась, предписанное время поисков его нового «явления» миновало, Далай-лама VI был определен неправильно. Выбранный первоиерарх оказался весьма одаренным поэтом, но мало подходил для своего сана. После его смерти началась смута, но в конце концов за ним признали статус законного Далай-ламы, и был найден Далай-лама VII как его новое «превращение».

С середины XVIII века Тибет пребывал в мире и покое и представлял собой уникальную страну, добросовестно реализующую некий «буддийский проект», а монахами стала четвертая часть населения страны. Абсолютное большинство тибетцев отличались благочестием, участвовали в диспутах, слушали лекции по классической буддийской философии, писали новые схоластические и медицинские трактаты.

Время шло, и многое изменялось в Тибете.

С 1959 года это не отдельное государство, а автономная территория.

Сейчас этнические тибетцы исповедуют тибетский буддизм и религию бон. С момента вхождения в состав Китая официальным языком на территории Тибета является китайский, однако делопроизводство разрешено вести на тибетском, также в начальной школе обучение зачастую ведется на тибетском, с постепенным переходом (к старшим классам) на китайский язык. Но обучение в школах повсеместно платное, и большая часть населения совершенно неграмотна.

Все монастыри Тибета сейчас контролируются Комитетами коммунистического демократического управления. Члены Комитета – китайцы – живут в монастырях и проводят в жизнь религиозную политику китайского правительства.

Комитеты официально установили критерии приема тибетцев в монастыри. Так, кандидату должно быть не менее 18 лет, он должен «любить свою страну и Коммунистическую партию, иметь разрешение родителей и получить одобрение Комитета демократического управления монастырями и согласие областных или районных властей в Бюро общественной безопасности. Кандидат и его родители должны быть политически благонадежными».

Монахи немногочисленных тибетских монастырей (95 % их были разрушены в середине XX века) ведут замкнутый и довольно размеренный образ жизни. С внешним миром они сообщаются только тогда, кода в обитель приходит очередной караван с продовольствием. Никаких других средств общения у них не существует. Их день начинается с молитвы и ею же заканчивается. Между молитвами монахи выполняют необходимую для существования монастыря работу и предаются медитациям.

Монахи очень молчаливы, что придает им еще больше загадочности. Они считают, что мир суетен и добиться понимания высшего смысла можно лишь терпением. Только пришедшему ради знания, ради совершенствования своей души будут открыты тайны Тибета.

Из книги Одноразовые подгузники: популярное руководство пользователя автора Евгений Олегович Комаровский

ИСТОРИЯ Как много дел считались невозможными, пока они не были осуществлены. Плиний Старший В самом конце ХIX века в городе Милфорд, что в американском штате Небраска, в скромном семействе Миллзов родился мальчик, получивший от родителей гордое имя Виктор. Детство нашего

Из книги Тибетская медицина автора Петр Александрович Бадмаев

Из книги Чай – великий целитель. Сорта и их лечебные свойства, профилактика заболеваний. Травяные чаи, лечебные свойства... автора Нина Александровна Теленкова

Исторические сведения о врачебной науке Тибета Система врачебной науки Тибета получила начало в Индии в самой глубокой древности, а развивалась и процветала преимущественно в Тибете.Имена первых представителей врачебной науки Тибета, равно как и имена многих

Из книги Движение любви: Мужчина и Женщина автора Владимир Васильевич Жикаренцев

Схема системы врачебной науки Тибета Врачебная наука Тибета свою стройную, логически последовательную систему изображает схематически в виде девяти деревьев, растущих из трех самостоятельных корней.Из первого корня растут два дерева, имеющие двенадцать ветвей,

Из книги Настольная книга гейши автора Элиза Танака

Из книги Правда о тазобедренном суставе. Жизнь без боли автора Сергей Михайлович Бубновский

История Какую историю предлагают народу, такой жизнью он и живет.Для начала совсем немного фактов из истории. В начале семнадцатого века, когда династия Романовых пришла к власти, была проведена реформа русского языка и письменности. Были переписаны новым языком все

Из книги Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья автора Николай Михайлович Амосов

История фэн-шуй Фэн-шуй получил свое рождение более двух тысяч лет назад в Китае. Трудно представить, что эта древняя практика, просуществовав столько веков, дошла до наших дней. Интерес к нему не только не угасает, а наоборот, с каждым годом все возрастает. Сейчас фэн-шуй

Из книги Целебный чай автора Николай Илларионович Даников

История моей болезни. К счастью, уже история! Я припарковал машину практически ко входу в здание. До своего кабинета оставалось 20 шагов, но до этого надо было еще выбраться из машины. Хорошо, что кресло в машине ортопедическое и я подогнал его под контуры своего тела. С

Из книги Живые рецепты, выдержавшие 1000-летнее испытание временем автора Савелий Кашницкий

История Никто специально не разваливал Союз. Стоило только Горбачеву чуть толкнуть, и пошло - поехало! Это называется «самоорганизация». Но в дальнейшем было сделано много ложных шагов. Я не смогу их все перечислить.Горбачев начал свою деятельность генерального

Из книги Введение в психологическую теорию аутизма автора Франческа Аппе

История Сейчас мир охвачен страхом перед экологической катастрофой. В один голос: газеты, митинги, симпозиумы ученых, конференции правительств: «Человечество смертно!» Впрочем, не стоит преувеличивать, угроза миру реально не воспринимается. Реальность для каждого: смог,

Из книги Как я похудела на 55 кг без диет автора Татьяна Рыбакова

История чая История чая уходит в глубокую древность. В Китае ему посвящали поэмы, стихи, считали, что эликсир молодости – это и есть чай. Вот строки из поэмы о чае: «…Первая чашка увлажняет губы; вторая уничтожает мое одиночество; третья исследует мои внутренности, чтобы

Из книги Как лечиться чаем: зеленым, черным, травяными, экзотическими автора Ольга Владимировна Романова

Уникальное лекарство Тибета – Вода Тибетский код на воду для исцеленияКак приготовить целебную кипяченую воду? Берут 1 л чистой воды и кипятят ее так долго, пока не останется одна четверть литра – 1 стакан. Вот этот стакан и выпивают. В профилактических целях

Из книги Рэйки – искусство исцеления руками автора Ирина Владимировна Дмитриева

История Впервые термин «синдром Аспергера» использовала Lorna Wing (1981а), которая ввела эту диагностическую категорию, чтобы выделить тех очень способных аутистов, которые не подходили под критерии Каннера, будучи при этом молчаливыми и отчужденными. Она перечислила шесть

Из книги автора

Моя история Начнем с того, что причиной написания этой книги стало желание систематизировать все знания, которыми я обладаю, а, поверьте, их за годы экспериментов над собой скопилось довольно много.Экспериментировать над собой и своим весом я начала довольно рано,

Из книги автора

История чая Родина чая – Китай. Первое упоминание о чайном растении встречается в I в. н. э., во времена династии Хань. Однако полагают, что китайцы пили чай уже в III в. до н. э. О том, как было обнаружено чайное растение, в Китае сложена не одна легенда. В чашку Божественного

Из книги автора

История Искусство рэйки – это способность исцелять на физическом, психическом и духовном уровнях. Исцеление происходит через руки целителя, которые передают универсальную жизненную энергию. Это искусство возникло в глубокой древности. Им в совершенстве владели Будда

С давних времен считалось, что тибетские монахи - это попросту отшельники, которым не нужны ни деньги, ни семья, ни дом, а всего лишь молитва. У них особый ритм жизни, который включает в себя правильное питание, здоровый сон, работу на свежем воздухе и медитации.

Но нужно ли себя загонять в такие рамки? Стоит ли променять радости жизни на продление судьбоносных линий? Ответы на все эти вопросы и не только будут рассмотрены далее в статье.

Мифы о долине вечности

Если заглянуть в историю, то можно отыскать много случаев, когда говорилось о том, что тибетские монахи всесильны. Проявления таких возможностей крылись далеко не в физических способностях человека. Речь шла о религии, которую проповедовали эти люди.

Тибетский буддизм - это одно из направлений вероисповедания, когда молитвы приходили из других культур, и образ единого Бога складывался постепенно. Ведь множество канонов изначально пришло из Китая.

Одним из порожденных мифов является левитация. Конечно, многие всяческими способами стараются доказать, что она существует, и некоторые туристы, которые посещали горы Тибета, говорили, что видели все своими глазами.

Но на самом деле, это больше относится к неопознанному феномену или загадке, так как тибетские монахи обладают гипнотическими возможностями, им внушить что-либо о своих «парящих» способностях не составит труда. Также это относится к мифам об их возможностях к телепортации и телекинезу.

Молчание во имя жизни

Полноценно секреты тибетских монахов до сих пор не раскрыты. Мало что известно о тайне их долголетия. Но все же исследователям этого явления удалось установить несколько фактов.

Одним из важных принципов этих мужчин является тишина, молчание. Полная изоляция от общества дает им гармонию и спокойствие. Тем самым они ставят барьер от негативного влияния на свою ауру и чакры.

Спустя несколько лет после такого режима жизни общение с тибетскими монахами становится очень сложным, так как добиться от них многословности и полноты ответа практически невозможно. Также при диалоге они не выражают каких-либо эмоций, и это вполне объяснимо.

Психологи утверждают, что отсутствие каких-либо чувств обосновано тем, что нет никакого негативного влияния на психику человека. Стрессы и излишняя суета - враги вечной молодости.

Витаминизированное питание

Молодость тибетских монахов в основном зависит от правильного приема пищи. Они рассчитывают порции, каждый на свой организм, где учитывают критерии роста и веса.

Для них основная задача - это не переедать, так как потом может возникнуть проблема избыточного веса и нарушения обмена веществ. В еде они отдают предпочтение низкокалорийным продуктам, которые насыщены витаминами.

Горное закаливание

Тибетские монахи начинают день с 6 утра. Главным ритуалом после сна является восход на вершину склона, где они приветствуют солнце и читают молитвы. Далее следуют обливание холодной водой и физические упражнения, которые способствуют укреплению иммунитета.

Напоследок монахи принимают солнечные ванны в течение 15 минут, для того чтобы получить энергию и воссоединиться с природой. Такая процедура полезна не только для физического здоровья, а и для психологического состояния.

Жилье для отшельников

Тибетские монастыри - это главное пристанище для таких мужчин. Вы нигде не найдете подобного рода помещения в центре города или даже на окраине. Атмосферу умиротворения и полного отчуждения можно прочувствовать лишь в горах. Там протекают реки, воды которых отключают сознание и дают насладиться духом природы.

Состояние транса для тибетских монахов - привычное явление, для них оно безобидно, но достичь такой нирваны обычному человеку будет достаточно трудно и даже опасно.

Хоть они и не привыкли к общению, каждое утро посвящают групповым занятиям, где выполняют упражнения и читают мантры.

Секреты здоровья

Открытие возможностей человеческого организма и всех протекающих в нем процессов является неотъемлемой частью познания восточных отшельников.

Главной причиной болезней они считают самопрограммирование на плохой результат. Когда человек заведомо настроен на необратимые процессы в его организме.

Наталья Судьина исследовала проблематику восточных секретов сохранения здоровья и выпустила книгу, получившую название «Тибетские монахи. Золотые рецепты исцеления».

В ней открываются новые возможности человеческого организма, исследуются различные чакры, которые влияют на общее состояние, а также расписаны упражнения, способные укрепить физический дух.

Ведь здоровье начинается прежде всего с самого познания: если вы не знаете своего тела, то не знаете о себе ничего.

Составить своё пособие с таинственным названием «Тибетские монахи. Золотые рецепты исцеления» может, в принципе, каждый, кто побывал в этой загадочной восточной стране. Откройте что-то новое, и энергия вернется к вам, наполняя новой силой.

Смиренное одеяние

Одежда тибетских монахов отличается от нарядов других представителей буддизма. Она шьется только из натуральных тканей и состоит из трех компонентов:

1. Антаравасака (внутренняя ткань) - прямоугольный кусок, которым оборачивают нижнюю часть тела и фиксируют поясом на талии.

2. Уттара санга - большой отрез ткани, который используют как накидку на верхнюю часть тела.

3. Сангати - более плотное одеяние, которое состоит из двух слоев и служит как утеплитель в холодное время года.

Красную расцветку носят те монахи, которые приняли монашеские обеты и только частично относятся к этому культу, а желтые накидки предназначены для тех, кто прошел полное посвящение в тибетскую семью Бхикшу.

Всё же нам удалось разыскать несколько советов тибетских монахов для тех, кто стремится продлить свою жизнь на долгие годы. Главное, как и было сказано выше, придерживаться правильного режима питания.

Ежедневно нужно выпивать по одному сырому яйцу, но не смешивая с какими-либо другими продуктами, лучше всего принять с утра натощак, когда желудок полностью освободился от пищи.

Избавьтесь от вредной привычки пить кофе: оно задерживает жидкость в организме и нарушает обмен веществ, что в более позднем возрасте сказывается на работе его систем.

Старайтесь пережёвывать пищу тщательно до состояния однородной массы, так как насыщение приходит не сразу, а спустя 20 мин. - так вам значительно легче будет пересмотреть свой рацион и сократить излишние порции.

Не смешивайте мясо с продуктами, которые в себе содержат повышенное количество углеводов. С точки зрения ученых, последняя пища очень долго переваривается, и комбинирование таких веществ в одной порции будет энергозатратно для организма, что впоследствии приведет к чрезмерной сонливости и увеличению желудка.

Не забывайте и о физических упражнениях, тибетские монахи, фото которых вы можете увидеть в статье, посвящают чуть ли не целый день активным тренировкам, ведь сильный дух должен содержаться в здоровом теле.

Конечно, некоторые методы могут показаться сложными для человека, у которого день расписан по минутам и которому требуется много энергии для воплощения всех задуманных планов. Но нет ничего невозможного для того, кто стремится к своей заветной цели - познать тайны тибетских монахов. Тем более что это позволит значительно улучшить состояние своего здоровья и открыть в себе много новых возможностей.

Если верить Ши Цзин («Книге песен»), то первым проявлением человеческого счастья является долголетие. А чтобы его достигнуть, нужно блюсти себя – воздерживаться от излишеств в пище, держать свое тело и ум в чистоте и соблюдать здоровый образ жизни.
Тибетским монахам известно гораздо больше подобных секретов молодости и долголетия. Так, одной из основ древней тибетской медицины является бережное отношение к своему здоровью.

Каждый из нас не должен совершать в жизни плохих деяний, избегать мести, хвастовства, зависти, ненависти и гнева. Все эти чувства разрушают нас изнутри, доводя тело и разум до изнеможения.

Конечно, узнать подробно все тайны, которые хранят в своих кельях тибетские монахи, абсолютно невозможно. Ведь они ведут отшельнический образ жизни, посвящая большую часть своего времени молитвам, труду и медитации. Свои рецепты долголетия они не желают выставлять напоказ, и нам остается только догадываться о том, что же дает монахам ту самую силу и здоровье. Однако проанализировать их режим дня и условия жизни мы можем прямо сейчас.

Природа и жилье тибетских монахов

Тибетские монастыри находятся высоко в горах, где царит покой, гармония и тишина. Благодатная земля, способная дать душе и телу отдохновение, свежий воздух, горные реки и дивные растения - все эти условия как нельзя лучше способствуют умиротворению и здоровому образу жизни.

Тибетские монахи ведут правильный, размеренный образ жизни. Ежедневные групповые занятия, где они тренируют себя духовно и физически, чистота и уют, который монахи поддерживают в своем жилье, отсутствие громких звуков и мантры, которые они читают - такой уклад жизни, безусловно, благоприятно сказывается на их здоровье и способствует долголетию.

Одежда тибетских монахов

Одежда монахов свободна и легка, не стесняет движений. Это невероятно полезно для хорошего кровообращения, а натуральные материалы не раздражают кожу. Любой специалист подтвердит, что ношение легкой свободной одежды очень полезно для нашего здоровья.

Распорядок жизни монахов

Современные специалисты уверены: человеческому организму необходимо придерживаться определенного режима. Именно так живут тибетские монахи: их повседневная жизнь очень строго регламентирована, даже расписана по определенной схеме. Постоянные физические нагрузки и нахождение на свежем воздухе - это не только секрет их долголетия, но и жизненная необходимость. Ведь монахи работают на полях для того, чтобы обеспечить себя пропитанием.

Еще одно важное правило в их ежедневном распорядке: правильный режим дня. Ведь, как мы помним, время здорового сна составляет 8 часов - за них наш организм успевает отдохнуть и полностью восстановиться. Но самое главное заключается в том, что ложиться спать необходимо за 2-3 часа до полуночи, а вставать в 6 утра. Такой график приводит наши биоритмы в норму и помогает телу работать более плодотворно.

Уход от суеты

Все, кто имел счастье общаться с тибетскими монахами, отмечали важную особенность ведения их диалога: это немногословность и отсутствие эмоций. Психологи подтверждают правильность такого подхода к беседам. Отсутствие эмоций означает прежде всего отсутствие негативных эмоций, которые вызывают многочисленные болезни. Беспокойство, суета и нервозность - вот что необходимо исключить из своей жизни, чтобы чувствовать себя лучше.

Закаливание и правильное питание

Утренний подъем тибетских монахов - это определенный ритуал. Встав в 6 часов, они восходят на высокий горный склон, где выполняют определенное упражнение. Его особенность четко отражается в названии: «белый журавль приветствует солнце». Оно укрепляет всё тело и наполняет человека энергией ци, поддерживающей активную жизнедеятельность организма.

Кроме того, ежедневные закаливающие процедуры на свежем воздухе и солнечный свет тоже как нельзя лучше способствуют укреплению здоровья и долголетию. Солнечные ванны, которые длятся примерно по 10 - 15 минут, способны излечить кожные болезни, а холодная вода, которой монахи обливают тело, усиливает иммунитет.

Наконец, умеренное питание - это, пожалуй, основной секрет долголетия тибетских монахов. Ведь количество принимаемой нами пищи должно равняться такому объему, который позволяет организму поддерживать нормальную жизнедеятельность. Переедание вредит человеку, растягивает его желудок, а следствием излишков является ожирение и нарушение правильного обмена веществ.

В заключение необходимо отметить, что духовную жизнь монахов Тибета невозможно понять и осмыслить простому человеку. Ведь стать аскетом, отдалиться от людей, уединившись высоко в горах или пустынях - это под силу не каждому из нас. Но увеличить продолжительность жизни и укрепить здоровье можно с легкостью.

Достаточно лишь правильно понять цели своей жизни, осмыслить ее и немного изменить привычный уклад. Избавьтесь от излишеств в негативных эмоциях и пище, вставайте с рассветом и делайте утреннюю зарядку, откажитесь от кофе, алкоголя и курения, и слово «долголетие» приобретет для вас не только теоретическое, но и практическое значение, пишет


Top