Что нужно для каллиграфии новичку. Как сделать почерк красивым: секреты каллиграфии

Итак, мастер-класс по каллиграфии. Шла я к нему очень долго и наконец дошла:-)

Компания в нас там собралась очень приятная. Представляете, 10 человек и все такие же маньяки, как я сама! 5 часов разговаривать про буквы, объясняться им в любви и учиться писать закорючечки. Я реально оказалась на седьмом небе. Как же я обожаю, когда меня учат и заботливо следят за тем, чтобы я все делала правильно! Какой же это кайф. Какое удовольствие в чистом виде, что к правильно приложенным усилиям прилагается своевременная поддержка.

Под катом можно посмотреть на мои первые каракули. Сразу скажу - это правда каракули, а не сказано для того, чтобы вы меня начали переубеждать в обратном. Я никогда до этого не занималась научной каллиграфией, только художественной самодеятельностью. Добиться мастерства за 5 часов занятий - это было бы анекдотом, честное пионерское. Поэтому пост просто отчетный, что я вообще начала заниматься относительно новой для меня вещью, что мне просто дико понравилось и что я хочу еще!

Это мастерская, в которой проходят занятия. Я каждый раз радуюсь немецкой находчивости. Старую угольнодобывающую шахту в Эссене полностью переделали под мастерские, выставочные и концертные залы. Просторы там необыкновенные и атмосфера сразу рабочая. Это как раз все девочки смотались на перекус, а я спокойно, чтобы никого не смущать, пофотографировала на телефон.


Это другая часть того же стола

Началось занятие с того, что Ильзе Штрэтер раздала нам всем папочки, подписанные ее рукой. В них была информация о материалах, содержание МК, примеры написания букв и прочее.

Первым шагом была разминка. Нужно и можно было пробовать разные материалы и стараться в начертании чего-то, что было бы НЕ похоже на настоящие буквы. Пердлагалось поупражняться в абракадабре - расслабить кисти рук и почувствовать материал. Сначала непрерывными строчками, потом упражняясь в псевдо-китайских иерогливах, то есть в начертании чего-то, похожего на отдельные символы. Это мои марания бумажки и мое рабочее место.

А потом началось! Ильзе раздала нам образцы начертания гуманистического курсива, которым писали в Италии еще во времена Возрождения. Причем на листиках были заботливо обозначены и последовательность нанесения крючочков, и угол, под которым нужно ставить перо. Надо ли рассказывать, что руки с непривычки вообще не слушались!

Ильзе показала, какие перышки для этого дела более подходящие, как их правильно наполнять чернилами, где пробовать и с чего начинать. Я над каждой буквой сидела так, что в итоге не успела до конца занятий научиться и половине алфавита. Еще раз повторюсь - это пробные начертания. Здесь я пристреливалась и училась элементарно перо правильно держать. Правильно написанных букв здесь практически нет - это фотография самых первых проб пера в начале занятия.

Не без интереса узнала, что подобные курсивы лучше писать перышком Nr.2 - это такое с плоским кончиком 2мм шириной. Тогда толщина линий буквы регулируется не нажимом, как в случае с остроконечным перышком, а обусловлена самой формой пера - можно немного поворачивать и получать толстые и тонкие линии, свойственные динамичным шрифтам. Так же было важно узнать, что форма и размер пера напрямую влияют на высоту строки. Обязательное правило: 5 штрихов пера - высота строчной буквы. Поэтому если перо 2мм, высота строки будет 1см. Если при толщине пера 2мм взять меньшую высоту строки, то шрифт будет казаться жирненьким и неуклюжим. Поэтому чем больше перо - тем крупнее должнв быть и буквы.

Это в столовой лежали разные примеры работ. Я как увидела на них цветные перышки, не смогла спокойно пройти мимо - люблю я это дело.

Книги, которые советует Ильзе. Их можно было листать и фотографировать. Я решила, что сделаю фото и просто возьму их в библиотеке, чтобы спокойно полистать.

Эту книгу Ильзе посоветовала сразу купить - она с диском, на котором записаны подробные видеоуроки мастера с объяснениями. Мы даже кусочек про начертание прописных букв смотрели прямо на занятии. Урок про начертание прописных букв: основные формы, где нужно, а где нельзя выползать за строчку, под каким углом ставить перо и т.д. К книге есть и тетрадка для упражнений. Я себе сразу заказала и то, и другое.

Если вдруг вы читаете и слушаете на немецком, вот ссылка на амазон на эту книгу: Neue Wege zur Kalligraphie: Eine Schrift - 1000 Variationen. Mit DVD и на тетрадку для упражнений: Übungsheft (Neue Wege zur Kalligraphie) . Ильзе говорит, что это самая лучшая книга, какую можно придумать для начинающих.

А это уже дома - разложила свои сокровища и давай писать дальше. Писать пока толком не получается, но я хотя бы рада, что запомнила у львиной доли алфавита, в какой последовательности наносить штрихи и как вертеть перо. Нагло попробовала соединить буквы в слово и тут же получила от Ильзе по шапке:"Не торопись! Так этот шрифт не соединяют! Это не пропись в первом классе начальной школы!" Теперь осталось дело за малым - упражняться, пока не станет получаться. Вообще Ильзе повторила за первый день порядка 100 раз фразу:"Сначала научитесь базе, а проявлять оригинальностьт будете потом, когда элементарному научитесь!" И это как бальзам - я тоже уверена в правильности такого подхода, но попробовать-то хотелось:-)

Посмотрим, что принесет завтрашний день занятий. По программе будет работа над индивидуальными проектами. Моя в шоке. Какие еще проекты? Я только писать начала и еле-еле запомнила, как буквы выводить, координация движений пока почти нулевая, правильности никакой. Но зато сколько кайфа! Так что уже радуюсь второму дню и уже сейчас знаю, что хочу в марте на следующий двухдневный курс. Хотя бы чтобы поупражняться к этому времени сверить с Ильзой результат.

Так что продолжение следует. Заведу я лучше отдельный тег "каллиграфия", чтобы если в итоге начну заниматься серьезно, проследить прогресс.

Выработка хорошего почерка у учащихся - одна из основных задач школы при обучении письму.

Для осуществления этой задачи программы рекомендуют строить обучение письму на систематически подобранном материале, доступном возрасту учащихся, соблюдать последовательность в развитии навыков написания букв, входящих в состав слов и путем специальных упражнений устранять индивидуальные отклонения и недостатки, нарушающие четкость и разборчивость письма.

Для занятий чистописанием выделяется из уроков русского языка один урок в шестидневку. В первом классе в первом полугодии эти занятия происходят в связи с занятиями по букварю 3-4 раза в шестидневку в пределах до 10 минут в первой четверти и до 15 минут - во второй. Во втором полугодии I класса и во II классе занятия чистописанием ведутся два раза в шестидневку, для чего выделяется половина урока на каждое занятие из уроков русского языка * .

__________
* Программа начальной школы, изд. 1935 г.

В первом полугодии учащиеся овладевают письмом всех строчных букв: пишут элементы букв и буквы, затем слова и короткие предложения.

Во втором полугодии дети овладевают письмом заглавных букв, упражняясь главным образом в письме имен. Заглавные буквы пишутся простым шрифтом, как и строчные, за исключением Б, Е, В, Д, Р.

Во II классе продолжается и закрепляется работа I класса. Учащиеся учатся писать более ускоренно (сравнительно с первым годом), четко и красиво, по двум линейкам и изучают начертание заглавных букв общепринятым шрифтом . Индивидуальные отклонения и недостатки, нарушающие разборчивость письма, устраняются путем постановки специальных упражнений для отдельных учащихся в виде переписывания целых слов, слогов, букв или их элементов.

Обучение письму чернилами следует начинать в неграмотных классах в конце сентября, а в грамотных - со второй недели пребывания детей в школе. Надо завести каждому ученику перочистку, сделанную из фланелевых или суконных кусочков материи.

В целях воспитания наилучшего отношения ученика к тетради следует выставлять в классе образцы лучших детских работ, чтобы стимулировать учащихся на правильный, красивый, четкий и ровный почерк и на опрятность тетради.

Предлагаемые прописи дают учителю образцы правильного письма, а ученику помогают научиться правильно писать на систематически и целесообразно подобранном материале. Материал для чистописания расположен от легкого к трудному. Начиная с упражнений на букву К, материал дан параллельно обучению грамоте по букварю. Этот материал дает образцы правильного начертания букв, правильного соединения букв в слова и правильной организации странички.

Прописи обслуживают учащихся I и II классов, но они могут быть полезны в целях исправления почерка и для учащихся III и IV классов.

Для первого класса прописи содержат все виды работ по чистописанию соответственно программе, изд. 1935 г.

Для второго класса даются:

а) предварительные упражнения с переходом на более мелкий шрифт;

б) начертание строчных и прописных букв, расположенных в порядке трудности, а также слова с этими буквами;

в) образец урока на заглавные буквы П и Т, раскрывающий систему работы; подобным же образом строятся и другие уроки на ту или иную букву;

г) связный текст на различные способы соединения букв в словах.

Если учитель найдет нужным число упражнений по каждому виду работ увеличить, то это он может сделать на специально -подобранных упражнениях, согласованных как с задачами чистописания, так и правописания.

Каждый урок чистописания строится по следующему плану:

  1. Постановка цели работы сегодняшнего урока.
  2. Приготовление к письму тетради и ручки.
  3. Проверка уменья держать тетрадь и ручку; наблюдение за правильностью посадки.
  4. Показ учителем на доске слов письменным шрифтом с анализом букв на составные элементы.
  5. Разбор написанного с точки зрения начертания: откуда начать и где кончить, как соединить один штрих с другим, как соединить одну букву с другой и т. д.
  6. Письмо одной строчки самостоятельно и под счет.
Работа с прописями. Учащиеся самостоятельно рассматривают и прочитывают текст прописи, который они будут писать, находят знакомые буквы, выделяют новую букву, сравнивают свое письмо с написанным в прописи. После такой подготовки дети пишут в прописи самостоятельно, а учитель может работать с другим классом, если их у него два.

Учет работы. В процессе работы или по окончании занятий чистописанием учитель просматривает тетради учащихся, указывая общие недочеты и недочеты каждого ученика, исправляя их путем написания образца на классной доске или в тетрадях учащихся.

В деле обучения письму огромную роль играет письмо самого учителя. Показ здесь- лучший способ обучения. Вот почему учителю нужно позаботиться о техническом совершенстве письма на доске и в тетради ученика. Письмо учителя должно быть просто, четко и красиво, с соблюдением нормальных форм букв, без употребления всяких лишних или условных штрихов и излишних украшений (зигзаги, хвостики, росчерки и пр.).

Каждый учитель, прежде чем писать на доске, должен хорошо ознакомиться с текстом и начертанием букв в прописи. Если учитель этого не сделает, может получиться большое расхождение в начертания букв в прописи и в его образце на доске, а тогда и прописи, как наглядное пособие, потеряют свое значение.

Боголюбов Н.Н. Методика чистописания

Учеб. пособие для пед. училищ. - 2-е изд., испр. и доп. - Ленинград: Учпедгиз, 1955


Уникальное издание. Очень подробно описана методика обучения красивому письму. Сегодня, обычные школьные прописи 1955 года, кажутся каллиграфией. Прописи прилагаются.


Приступая к 5-му изданию Курса каллиграфии и конторской скорописи, книгоиздательство «Круг Самообразования» оставило без изменения общий план издания, сохранив главным образом, простоту и общедоступность изложения. Цель издания - дать возможность каждому в короткое время самостоятельно научиться писать быстро и красиво-оправдалась тем успехом, какой выпал на долю первых четырех изданий «Курса каллиграфии».

Красивый и беглый почерк является неотложной потребностью всякаго грамотнаго человека. Он необходим для учителей, чиновников, конторщиков, банковых служащих, приказчиков, чертежников, артельщиков, торговцев и т. д.-словом, в очень многих занятиях, широко распространенных. Неясный и уродливый почерк очень часто служит причиной материальнаго неустройства тех лиц, которым приходится на службе или в своем деле заниматься корреспондированием.

Нет такого уродливого почерка, которого нельзя было-бы исправить и сделать красивым. Предлагаемая система обучения ведет к исправлению почерка наиболее верным и наиболее коротким путем.

Особое внимание обращено на то, чтобы учащийся относился к делу сознательно т. е., чтобы понимал, для чего делается каждое упражнение, и чтобы видел, что это упражнение действительно необходимо. При самообучении такое сознательное отношение к делу вполне обеспечивает успех в занятиях.

Полный курс каллиграфии и конторской скорописи заключается в шести отделах:

1) Предварительныя упражнения;

2) Каллиграфический почерк;

3) Конторская скоропись;

4) Прямое письмо;

5) Рондо и готик;

6) Изящные шрифты: Батард, Фрактурный, Модно-Славянский.

Для удобства практических занятий, к теоретической части курса прилагается альбом изящно выполненных таблиц, в которых приведены образцы всех букв, цифр и шрифтов.

Возникновение каллиграфии относится к глубокой древности.

На самых древних египетских, вавилонских и ассирийских памятниках встречаются надписи, которые показывают,что искусство воспроизводить письменные знаки уже в те далекие от нас времена было высоко развито. В древнем Китае каллиграфия достигла высокой степени совершенства.

Письменные знаки, употребляемые нами в настоящее время, ведут свое происхождение не от египетских и китайских письмен, а вернее всего от финикийских. Древние греки, повидимо, заимствовали свой алфавит у финикиян и, значительно видоизменив его, передали затем древним римлянам. Здесь он подвергся новым изменениям и вместе с христианством почти в неизменном виде распространился по всей Европе. Только в Германии средневековые монахи придали латинскому шрифту угловатую и кудреватую форму и выработали так называемый готический шрифт. На русский алфавит латинский шрифт оказал также сильное влияние, но часть букв нашего алфавита заимствована из греческого.

Уже в древней Греции, а затем в Риме каллиграфия пользовалась большим почетом и очень высоко ценилась. Книгопечатание в то время еще не было изобретено, и единственным способом составления книг было писание их на пергаменте. Этот способ требовал большого искусства, так как о скорописи тогда еще не знали, и единственным письменным шрифтом был тот самый шрифт, который теперь употребляется в типографиях, т.-е. в те времена писали печатными буквами.

Расцвет каллиграфии относится, однако, к второй половине средних веков, когда особенно быстро стал возрастать спрос на книги. В эту эпоху были созданы удивительные по красоте и изяществу шрифты. Не только почти все так называемые фигурные шрифты (рондо, готик и др.) но и многие из теперешних типографских шрифтов перешли к нам по наследству от средневековых каллиграфов. В последние годы как раз можно было наблюдать в типографском деле возвращение к средневековым шрифтам.

С изобретением книгопечатания каллиграфия теряет свое прежнее значение и на долгие годы останавливается в своем развитии. Окончательно, однако, каллиграфия никогда не была вытеснена, а в последнее десятилетие интерес к ней снова возродился,- и в развитии каллиграфии наступил новый период расцвета еще более пышного, чем в средние века.

Область применения каллиграфии в настоящее время чрезвычайно обширна. Необыкновенное развитие книгопечатания, неслыханный рост газетнаго дела, огромное распространение рекламы, наконец, вывесочное и плакатное дело создали обширный спрос на разнообразнейшие фигурные шрифты. Число таких шрифтов в настоящее время уже очень велико, но каждый день приносит нам в этой области что-нибудь новое. Таким образом, вытесненная сначала изобретением типографских шрифтов, каллиграфия в настоящее время призвана к новой жизни дальнейшим развитием того же типографского дела.

Изобретение книгопечатания совершило огромный переворот в книжном деле и впервые создало возможность широкого распространения грамотности. Одновременно с распространением грамотности явилась потребность в таких письменных знаках, которые по своей форме были бы проще каллиграфических и не требовали для своего воспроизведения ни особого искусства, ни большой затраты времени. Научившись читать, люди захотели также уметь писать, и притом писать легко и быстро. Фигурные каллиграфические шрифты совершенно не годились для этой цели. Необходимо было выработать скорописный шрифт, которому не трудно было бы обучиться, необходимо было значительно упростить прежние каллиграфические шрифты. Это и было сделано, но не сразу, а постепенно.

Старинная скоропись очень сильно отличается от теперешней скорописи. В прежнее время не торопились жить и не торопились писать. Поэтому в старинной скорописи мы встречаем чрезвычайное обилие разнообразных завитков, украшений и росчерков, которые крайне затрудняли и замедляли писание. Наше деловое время совершенно отбросило все эти каллиграфические хитрости и тонкости и выработало простую экономную скоропись. Прежняя же скоропись превратилась в наше время в так называемый каллиграфический (министерский) шрифт, который стоит на границе между действительно каллиграфическими (фигурными) шрифтами и скорописью.

Введение всеобщего обучения в Европе в значительной степени содействовало упрощению скорописи. В последние 20 лет педагоги посвятили немало сил этому вопросу и не только ввели в скорописный шрифт упрощения, но и выработали метод обучения письму, который в наиболее короткое время дает наиболее верные результаты. Вслед за педагогами, вопросом о выработке почерков занялись крупные ученые, которые с физиологической и психологической точки зрения подвергли изучению вопрос о движениях, совершаемых при писании. Посредством многочисленных опытов были изучены движения пальцев, кисти, предплечья, плечевого сустава и всей руки (исследование Джедда, Гольдшейдера и Крепелина) и определена скорость писательных движений у больных и здоровых людей; время затрачиваемое на каждую букву алфавита (исследования Гросса и Диля), и влияние алкоголя на писательные движения (исследования Мейера). Наконец, был произведен целый ряд наблюдений над зависимостью угла наклона букв к линейке от длины пальцев и руки а также от угла, образуемого тетрадью с краем стола (исследования Маркса Лобзена).

Опыты эти и исследования еще далеко не закончены. Среди педагогов, например, нет единогласия по вопросам, связанным с обучением письму: одни стоят за прямой шрифт, другие отстаивают наклонный. Наконец, есть серьезные исследователи, которые предлагают некоторые видоизменения современного скорописного шрифта (напр., перенесение нажима, изменение формы закругления). Среди таких педагогов отметим Георга Ланга, написавшего большое исследование о современной скорописи. В общем целом, работы педагогов за последния 20 лет устранили из обучения письму немало предрассудков и ошибок и открыли новые пути обучения письму.

При составлении настоящего «Курса каллиграфии и конторской скорописи» мы руководились стремлением объединить в одно целое все более или менее прочно установленные выводы современной научной педагогики.

При писании совершается целый ряд движений,- пальцами, кистью руки предплечьем и всей рукой. Главное требование, которому должна удовлетворять всякая система обучения письму, заключается поэтому, в том, чтобы она приучала учащегося к свободным и твердым писательным движениям, т. е. к таким движениям, которые при наименьшем усилии или напряжения мускулов давали наибольший результат. Свободные и уверенные движения представляют основу каллиграфии и скорописи. Почерк не может быть свободным и красивым, если он не опирается на свободные движения. Поэтому развитие свободных писательных движений должно составлять главную цель всякой системы обучения письму .

С этой точки зрения спор о прямом и наклонном письме имеет второстепенное значение. Ни прямой, ни наклонный почерк не противоречат свободе писательных движений. Трудно даже сказать, при каком почерке свобода движений больше. Поэтому и прямое и наклонное письмо одинаково пригодны. Нельзя, сказать того же о почерке, наклоненном влево (а не вправо, как обыкновенно). Такой наклон самым решительным образом противоречит свободе писательных движений, так,как буквы, наклоненные влево, можно писать, лишь неестественно выгнув правую руку и поставив ручку не вдоль бумаги, как обыкновенно, а поперек. Поэтому-то такой вымученный почерк производит крайне неприятное, отталкивающее впечатление.

К вопросу о прямом и наклонном письме мы еще будем иметь случай вернуться в отделе, посвященном прямому письму, - и там мы разовьем свои взгляды полнее.

Для того, чтобы научиться писать, нужно научиться свободных писательных движениях.

Обучение письму есть или точнее должно быть обучением свободным писательным движениям.

В этом-то и заключается основа нашей системы.

Поэтому-то в ней такое видное место уделено целому ряду упражнений, цель которых заключается в развитии свободы писательных движений. Учащийся должен с полным сознанием отнестись к этим упражнениям, понять их цель и вдуматься в самую систему. Он должен твердо, ясно и неуклонно помнить, что без свободы писательных движений ему никогда не удастся добиться свободного и правильного почерка. А эта свобода может быть достигнута только путем строгого выполнения предлагаемых нами упражнений. Поэтому-то мы самым подробным образом разбираем каждое упражнение и стремимся к тому, чтобы, приступая к нему, учащийся совершенно ясно понимал, для какой цели дано это упражнение и какие движения оно развивает.

Курс наш рассчитан не только на тех лиц, которые еще не умеют писать и лишь начинают учиться, но в одинаковой степени и на тех, кто уже учился писать, но обладает плохим, испорченным почерком и желает исправить его. И для тех, и для других наши упражнения одинаково важны: причиной дурного почерка всегда бывают несвободные, неправильные, связанные или же неуравновешенные движения. Наши упражнения дают возможность отучиться от таких неправильных и несвободных движений.

Учащимся важно также помнить, что, не работая, ничего нельзя добиться. Приобрести красивый, беглый почерк каким-нибудь чудом невозможно: для этого нужно поработать. А работать - значит аккуратно выполнять все упражнения и не торопиться вперед. В течение всего курса мы неустанно будем повторять: не торопитесь вперед, в противном случае вам придется вернуться назад. Помните, что особенно в каллиграфии и скорописи нужно придерживаться золотого правила: тише едешь, дальше будешь. Идите дальше лишь тогда, когда прочно усвоите старое: чем меньше вы будете торопиться вперед, тем скорее и успешнее доберетесь до конца.

Мы почли необходимым не только привести образцы упражнений в нашем курсе, но и выделить их в особый альбом. При чтении курса постоянное заглядывание в альбом было бы обременительно. Поэтому мы ввели образцы наших упражнений в текст. С другой стороны, пользоваться образцами, помещенными в тексте, при писании упражнений также было бы неудобно: книга легко треплется, да и ставить ее на стол неудобно. Гораздо большие удобства в этом случае представляет таблица, которую удобно поставить против себя на столе и на которой нет ничего, кроме необходимых в данный момент упражнений.


Прописи старого образца по русскому, украинскому и белорусскому языкам (узкая линейка, на каждую букву).

Но довольно предисловий! На этой странице выложены прописи по русскому языку для «первого класса», которые я изготовил в полном соответствии со своими понятиями о том, какими им надлежит быть.

Во-первых, я вернулся к частой косой линейке , которая так облегчала жизнь первоклашкам в пору моего детства.

Во-вторых, образец буквы повторяется несколько раз на строке. После каждого образца следует пробел, куда ребенок вписывает свою букву. Это нужно для того, чтобы в поле зрения ребенка всегда находился именно образец, а не его же собственная корявая буква, написанная минутой раньше .

В-третьих, пространство, отведенное ребенку для тренировки, никак не ограничено . Даже если ему не хватило листа для того, чтобы научиться писать какую-либо букву, точно такой же лист всегда можно распечатать заново. А значит, появляется возможность сформулировать задание для ребенка таким образом, что работать халтурно и наспех не будет иметь никакого смысла. Не «испиши столько-то строк», а «напиши столько-то красивых букв».

Впрочем, не хочу утомлять читателя пространными комментариями и методическими указаниями. Сами прописи расскажут о себе красноречивее меня.

Файлы для скачивания:

  • Чистый лист с линовкой;
  • Пример страницы (для быстрого ознакомления);
  • Образцы написания букв (алфавит);
  • Прописи (палочки, крючочки и русские буквы, 73 страницы);
  • Украинские и белорусские буквы ґ, є, і, ї, ў, Ґ, Є, І.

Каждый день желаю здоровья автору когда занимаюсь письмом с дочкой -первоклассницей! Кончились слезы,истерики и нервотрепка! Посадить заниматься теперь не проблема, у ребенка все получается и это прибавляет энтузиазма.Когда отработаем букву в этих прописях-в школьной уже пишет все правильно и красиво.(по прописям программы Гармония писать научиться нереально).Еще раз большое спасибо. Теперь всем знакомым рекомендую.

Огромное спасибо за Ваш сайт! Я нашла то,что долго искала-мои родные детские прописи, которые позволили мне иметь хороший почерк. Не могу видеть спокойно почерк своей дочери, она учится в 5 классе. Разрушена целостная система обучения детей, которая оттачивалась десятилетиями, взамен созданы программы-уроды, и это,к сожалению касается не только чистописания.

Подскажите, пожалуйста, а в каком количестве Вы рекомендуете распечатывать каждый лист? Достаточно ли в одном экземпляре? Я имею в виду, что некоторые буквы (элементы) не очень получаются, следует ли переходить к другим или стоит отрабатывать написание буквы до получения удовлетворительного результата?

Тренироваться писать каждый элемент, каждую букву надо до тех пор, пока не будет получаться более или менее прилично (хотя перфекционизм тоже не к чему). Эти прописи, на мой взгляд, тем и хороши, что всякую страницу можно распечатать любое число раз - столько, сколько нужно. По моему опыту, больше всего экземпляров требуется для самых первых страниц - с палочками и крючочками. Еще одно любопытное наблюдение: даже если ребенок научился идеально выводить "базовый" крючок, это еще совсем не значит, что у него сразу начнет хорошо получаться буква "и", которая состоит из двух таких одинаковых крючков.

Вы рекомендуете для прописей особую ручку (её мы нашли и купили) и ламинированную бумагу, а вот её мы найти в продаже не можем. Подскажите, пожалуйста, какую-нибудь самую распространённую марку такой бумаги, возможно, я что-то не так поняла...

Леонид Некин
Я не то, чтобы что-то рекомендую, а рассказываю о своих собственных предпочтениях, которые у Вас могут оказаться другими - с учетом Вашей конкретной ситуации, о которой мне ничего неизвестно. Я как-то упомянул, что мне нравится капиллярная ручка "Stabilo point 88". Что же касается бумаги, то я использую обычную бумагу для струйных и лазерных принтеров плотностью 80 грамм на квадратный метр, распечатывая на ней файлы прописей. У малышей, которые только начинают учиться писать, капиллярная ручка может на этой бумаге немного расплываться, потому что малыши выводят буквы очень медленно и часто давят изо всех сил. На мой взгляд, это не является недостатком такой бумаги. Наоборот - у ребенка появляется дополнительная обратная связь, благодаря которой он быстрее учится писать правильно - так, чтобы капиллярные чернила не расплывались. Ламинированную бумагу я никогда не пробовал - я думаю, что она не нужна, хотя, наверное, чернила не будут на ней расплываться даже у маленького ребенка.

Но возник вопрос по написанию маленькой буквы г. Неужели она пишется именно так? Мне всегда казалось что она просто вписывается в одну наклонную клетку, а у Вас вписана в две.

Леонид Некин
Может быть, Вы и правы насчет одной клетки. Но согласно идее, которая заложена в основу прописей, буква "г" - это не просто буква "г", но еще и базовый элемент, который встречается в написании букв "п", "р" и "т" и сам, в свою очередь, базируется на букве-крючочке "i".

Забавное открытие! На экране просто пропуски для написания букв, а на распечатке страницы тонкие контурные буковки для их последующего обведения. Очень приятно и полезно, спасибо Вам за заботу!!

Леонид. Спасибо большое за Ваш сайт, надеюсь, что мне очень помогут ваши прописи исправить почерк. Я распечатала чистый лист и попробовала написать алфавит, это просто супер, никогда такие красивые буквы не получались, в тетрадки просто в линейку (как сейчас продают), в такой разлиновке, всё просто и понятно, как вести ручку. Прочитала Вашу статью про ручки, купила себе по Вашим рекомендациям, теперь буду стараться. Может показаться странным, что я взрослая девушка, пишу прописи, но мне очень срочно нужно исправить почерк. В детстве мне его не поставили, мучаюсь до сих пор. Я специалист с красным дипломом, прочитала не одну научную статью про постановку почерка в начальной школе. Но Ваши прописи внесли самый большой вклад. Спасибо большое!

я не смог понять как из ваших прописей сделать тетрадь.

В частности если рассматривать полную пропись (где 73 листа), у Вас каждый лист разделен красной линией, я так понимаю это линия сгиба, а сгибая по ней сделать нормальную тетрадь не получается. Также если просто прошить все листы по левой стороне то не очень смотриться красная линия по центру. Может быть у Вас есть вариант где правая и левая часть разнесены на отдельные листы, или файл без красной полосы по центру.

Леонид Некин
Я совсем не предполагал, что из этих листов будут делать тетрадь. Для начала, нет более верного способа испугать ребенка, как предъявить ему сразу весь объем предстоящей работы. Далее, вовсе не факт, что ребенку понадобится ровно один экземпляр каждого листа. По моему опыту, для того чтобы научиться писать более или менее прилично самые первые палочки и крючочки, требуется по нескольку листов. И вообще, весь смысл этих прописей состоит в том, что листы допечатываются по мере надобности. Наконец, писать на одном листочке просто удобнее, чем в толстой тетради (из 73 листов). Красная линия посередине проведена для того, чтобы строчки не казались слишком длинными, а не для того, чтобы по ней сгибать. Хотя, пожалуй, можно и согнуть, но не в ту сторону, чтобы получалась тетрадь, а в другую - чтобы получился как бы один маленький двусторонний лист.

Все 4 файла распечатываются неправильно.

Леонид Некин
Тогда проблема, похоже, в Вашем принтере (возможно, ошибка в программе, его обслуживающей). Вы можете попробовать перед тем, как печатать, зайти из окошка печати в "свойства принтера" и что-нибудь там поменять, например, изменить качество печати на самое лучшее из всех возможных (может быть, сейчас у Вас выбран вариант "Черновик"?). В "расширенных свойствах" (доступных из окошка печати Adobe Reader) можно попробовать выбрать "печать как картинку". Если это ошибка программирования, то может помочь даже небольшое изменение масштаба (например, 99% или 101%). В порядке эксперимента, можно также попробовать изменить ориентацию бумаги с портретной на альбомную.

Если ничто это не поможет, остается радикальное средство - конвертировать PDF-файл в какой-нибудь растровый формат, например, TIFF или BMP (только не JPG, так как этот формат "теряет" качество).

Елена
Принтер Canon. С качеством печати в свойствах принтера я уже экспериментировала - толку мало. Мне помогло изменение масштаба и изменение ориентации бумаги на альбомную, как Вы мне подсказали. (сама бы точно не догадалась). Я изменила сразу две настройки (вполне возможно, достаточно было бы настроить что-то одно). Качеством печати очень довольна. СПАСИБО ВАМ!!!

на экране все отлично, но при печати косые линии отсутствуют. Распечатывала на лазерном принтере.
проблема, как оказалось, в цвете. При цветной печати все отлично(!), при черно-белой печати косые линии практически не видны(еле заметны).

В готовых "Прописях для начинающих" очень плохо пропечатываются фоновые линии,- и косые, и горизонтальные.
(Никакой "экономии тонера" и выставлено "Наилучшее качество печати").

Леонид Некин
Судя по тому, что Вы упомянули про тонер, речь идет о черно-белом лазерном принтере. Он передает голубую линию серым цветом, точнее отдельными черными точками на белом фоне. В толщину линии попадает не слишком много таких точек, отчего линия видна очень плохо. Пока мне пришло в голову вот что. У всякого (особенно черно-белого) принтера где-то в установках должна быть предусмотрена возможность отображать любой цвет (в том числе голубой) чисто черным. Если этой возможностью воспользоваться, то проблема будет решена.

Это лучший сайт по правописанию!

Наш товарищ Игорь Ильин из Ленинграда прислал разлиновки для занятий каллиграфией и чистописанием.

Для работы с прописью был сгенерирован pdf файл, который позволяет печатать разные типы разлиновки. Пропись, как известно, используется как образец, а писать можно на листах А4 с распечатанной разлиновкой. 5 типов разлиновки - 5 уровней сложности.

Теги: ,

Почерк, как умение рисовать, - своего рода искусство. Часто человек не может понять собственного почерка, например, при быстрой диктовке. Сегодня правильное и понятное письмо отходит на второй план, уступая место электронным документам. Но есть ситуации, когда письменная речь должна быть понятна и разборчива. Как исправить почерк и сделать его красивым, расскажет эта статья.

Примеры

Как добиться красивого почерка

Почерк относится к талантам, ведь он напрямую связан с руками. Красивое письмо - род искусства рисования. Не так давно в школах был специальный предмет, направленный на формирование четкого и красивого почерка. Назывался он каллиграфия.

Сегодня школьников уже не заставляют исписывать страницы с одним крючком, чтобы довести написание до идеала. Программа направлена на освоение навыков письма. При этом красоте и аккуратности почерка отводятся последние роли.

Но если за детьми и формированием их почерка следят родители и учителя, то как взрослому человеку научиться писать понятно и правильно? На случай если взрослый человек желает подправить или изменить почерк, существуют несколько полезных советов.

Выбор пишущего инструмента

Удобный пишущий инструмент - ключ к красивому почерку. Не так важно ручка или карандаш. Важно то, что пишущий инструмент удобно лежит в руке и позволяет пользоваться им, не напрягая руку.

Посадка при письме

Правильная посадка при работе с письмом помогает не ощущать дискомфорта. Спину нужно держать прямо, а лист, на котором пишется текст, следует расположить под удобным для написания углом.

Прописи

Главный совет по улучшению почерка - заново прописать задания в школьных прописях. Они помогут вспомнить о правильном написании соединений между буквами и попрактиковаться в их отработке.

Практика

При выработке стиля почерка важно помнить, что постоянная практика позволит лучше запомнить правильное написание всех буквенных элементов. Важно стараться писать чаще и внимательно следить за выполнением написания. К примеру, если не получается написание отдельного элемента буквы или соединение, стоит выписать его на отдельный лист и прописывать до тех пор, пока не получится удовлетворительный результат.

Неторопливость

Не стоит ожидать, что почерк улучшится через час сидения за прописью. При работе над почерком важно делать работу вдумчиво и не торопясь. Если не нравится получившийся результат, стоит над ним поработать еще и сравнить с тем, что было ранее. Прогресс в работе может наступить как через неделю, так и через несколько месяцев.

Фантазия и шрифты

При работе над написанием стоит подключить фантазию или взять за образец понравившиеся прописные шрифты на компьютере. На специальных сайтах много картинок с прописными буквами. В интернете можно найти изображение с понравившимся шрифтом. Возможно, идея дополнить собственный стиль письма длинными росчерками или изящными завитушками, поможет при работе над красотой и стилем почерка.

Смена пишущего инструмента

После освоения одного инструмента стоит попробовать другие приспособления. Если использовалась шариковая ручка, стоит практиковать маркер или перьевую авторучку. Это важно чтобы выработанный почерк не менялся при использовании разных по своей конфигурации инструментов. Таким образом, можно отрегулировать нажим на бумагу и удобный хват для каждого типа ручки или карандаша.

Написание иностранного алфавита

Освоение прописных иностранных букв помогает при внесении правок в собственный почерк. Начать стоит с азов - английский алфавит, написанный красивым почерком, выглядит в достаточной мере похожим на русский, что помогает при проработке проблемных мест на ассоциативном уровне.

С помощью таких несложных советов можно полностью изменить свой почерк, сделав его каллиграфическим. Однако правильный почерк для школы не всегда подходит для взрослого человека.

Почерк взрослого человека несет в себе отпечаток личности и ее уникальность.

Прекрасный, каллиграфический почерк – реальное искусство, которому дозволено обучиться. Положительно выводить буквы, писать не спеша, копировать примеры каллиграфического почерка – вот некоторые советы, которые могут сгодиться на первом этапе обучения положительному письму.

Инструкция

1. Для классического написания букв, используйте особые тетради – прописи. Обыкновенно такими тетрадями пользуются первоклашки для обучения написания прописных букв. Также приобретете книги по обучению каллиграфии и верному письму. Делайте упражнения в форме написания отрывков из разных рассказов повседневно, уделяя несколько часов письму. Со временем ваша рука привыкнет выводить положительно очерченные буквы. Но не торопитесь сразу переходить к написанию сложноподчиненных предложений. Для начала разберитесь с алфавитом, с специальным вниманием и старанием прописывая всякую букву.

2. Наймите репетитора по обучению каллиграфическому почерку . Изредка независимого постижения материала по книгам бывает неудовлетворительно, чай необходимо, дабы специалист со стороны оценил ваши старания по превосходству. Допустимо, вам покажется, что вы теснее достигли некого мастерства (почерк стал внятен окружающим огромнее, чем прежде), но на самом деле окажется, что впереди еще длинный путь к улучшению письма. Мелкие недостатки письма, положительное держание ручки под необходимым уклоном – на все это и многое другое сумеет указать только специалист по каллиграфическому почерку .

3. Посетите уроки изобразительного искусства и черчения. Обучитесь рисовать, ровно чертить геометрические фигуры, от руки прорисовать верной формы окружность. Со временем вы «набьете» руку, и ваш почерк преобразится до неузнаваемости, в классном смысле. Зачастую дозволено услышать, что знание рисовать – это прирожденное мастерство, но, как знаменито, если есть непреодолимое желание чему-то обучиться, то это неукоснительно получится!

4. Приобретете детские раскраски, в которых дозволено не только докрашивать фигуры, но и по пунктирам их дорисовывать. Так вы обучитесь точному сведению пунктирной линии в сплошную, что сгодится, при выведении на письме букв, состоящих из вертикальных линий, как буквы – «г», «р», «ц» и т.д.

Пишет “как курочка лапой”, “как доктор” – такое сегодня зачастую дозволено услышать про почерк того либо другого человека. Немного того, что со времен Петра I шрифт рукописей непрерывно изменялся и упрощался, так теперь с становлением компьютерной техники, люди вовсе перестали писать от руки. И теснее немного кто может похвастаться каллиграфическим почерком .

Вам понадобится

  • – особая пропись;
  • – пишущие инструменты.

Инструкция

1. В дореволюционное время в школах каллиграфия была отдельным предметом и считалась дюже значимой наукой. Тогда красоту написанным буквам придавал тот факт, что слова на бумагу наносились отрывным методом. А значит было огромнее вероятностей и времени, дабы старательно выводить буквы. Впрочем позже очередных школьных преобразований 1968 года Министерством образования было принято решение, что нужно увеличивать скорость письма у детей посредством отказа от отрывной повадки написания букв. Тогда же отменили и особую разлиновку тетрадей, которая помогала положительно писать слова на бумаге. Следственно для того дабы обучиться писать каллиграфически, необходимо применять особые прописи. В них размечена особая разлиновка, которая помогает писать буквы под положительным уклоном. Также в такой прописи нанесены точки, по которым надобно обводить букву так, как это положено по нормам каллиграфии. Стержневой плюс такой разметки в том, что рука пишущего механически принимает нужное расположение и прописывает букву по верной траектории.

2. Базируется правило каллиграфии на том представлении, что у всей буквы есть своя формула написания. Зная ее, человек, тот, что пишет, механически будет знать? куда и как надобно ставить ручку, как положительно вести линию и где буква на письме должна закончится. И финально же, каллиграфическое письмо неукоснительно должно быть отрывным. Напротив прописать прекрасно букву не получится. Чай такое написание слов – с небольшими передышками, считается самым физиологичным для человека. Все линии в буквах и словах обязаны быть плавными, мягко закругленными и доведенными до логичного заключения.

3. Также на красоту почерка влияет много других факторов. Один из них – неправильная поза во время письма. Никогда сидящий криво человек с низко опущенной головой и неестественно вывернутой шеей не начнет писать прекрасно. Буквы обязаны быть написаны с одним наклоном, т.е. на бумаге выглядеть единообразно. Если же человек сидит ненормально, то у него периодично меняется угол зрения, а значит и наклон букв. А это теснее нарушение законов каллиграфии.

4. Еще одно из условий для выработки прекрасного почерка – верное расположение бумаги для написания. Лежать она должна ровно с максимально возможным наклоном 20 градусов (не огромнее!). Середина написанного текста должна соотносится с серединой груди. Это тоже помогает сберегать наклон букв при письме в положительном направлении.

5. Ну и безусловно же, не стоит расстраиваться, что вначале не все получается, что на написание одного слова уходит дюже много времени. Все это с навыком прогрессирует и приобретает нужную скорость. Но позже нескольких упорных тренировок ваш почерк теснее вряд ли назовут уродливым и непонятным.

Прекрасный почерк ценился во все времена. Радостные владельцы каллиграфического почерка могли получить работу, недостижимую для тех, кто нехорошо пишет. И даже теперь, когда обыкновенную ручку потихоньку вытесняет компьютерная клавиатура, прекрасный почерк не потерял своего значения. Близким людям славно получить весточку, написанную именно вашей рукой. И различные документы все равно доводится заполнять вручную довольно регулярно.

Вам понадобится

  • – прописи;
  • – перьевая ручка;
  • – шариковая ручка;
  • – бумага в линейку и в клетку.

Инструкция

1. Оцените свой почерк и определите его недочеты. Добросовестно ответьте себе на вопрос, довольно ли он рассудителен, ровно ли вы пишете буквы и их элементы. Подумайте также о том, какой бы почерк вы хотели. Допустимо, придется освоить новые элементы букв. Отличнее это сделать сразу, переучиваться несколько раз абсолютно незачем.

2. Обучение каллиграфии немного чем отличается от обучения письму первоклассника. Достаньте прописи. Их дозволено приобрести либо скачать из интернета и распечатать. Испробуйте ту же последовательность, по которой прежде обучали детей. Позаботьтесь о верной позе. Сядьте прямо, положите лист немножко наклонно, возьмите положительно карандаш.

3. Напишите несколько строчек прописей остро отточенным простым карандашом. Представьте, что вы только учитесь писать. Усердствуйте писать все элементы ровно, верно соблюдая пропорции и наклон. Если вы контролируете процесс, довольно будет одного либо 2-х занятий письма карандашом.

4. Напишите несколько строк ручкой-вставочкой и примитивными чернилами. Начинайте с элементов букв, после этого пишите всецело буквы, строчные и прописные. Если вы хотите украсить свой грядущий почерк какими-либо завитушками на прописных буквах, постигайте их теперь. Самое же основное - пишите ровно, соблюдая наклон и нажим. Высота букв должна быть тоже ровной, следственно пишите вначале пропись в две линейки.

5. Испробуйте что-нибудь написать на листе в клетку. Усердствуйте, дабы высота букв приблизительно равнялась 2/3 клетки. Пускай вертикальные полоски вас не смущают, пишите буквы с тем наклоном, тот, что вы для себя предпочли. Наблюдательно следите за высотой букв и нажимом.

6. Освоив письмо на листах в клетку, переходите на тетрадь в одну линейку. Усердствуйте соблюдать высоту букв, она в прекрасном почерке составляет около 1/3 расстояния между линейками либо чуть огромнее. Высота прописных букв чуть не доходит до расположенной выше линейки.

7. Испробуйте написать несколько строк авторучкой. Пишите не элементы букв, а слова либо небольшие тексты. Следите за высотой букв, соотношением высоты и ширины. Прекрасно выводите элементы соединений.

8. Переходите на шариковую либо гелевую ручку. Соблюдайте все те же правила, что и при работе карандашом и перьевыми ручками. Прекрасный нажим, классический для перьевых ручек, при работе шариковой менее невидим, но делать его все равно надобно. Прекрасные буквы получаются только в том случае, если ваши движения верны и точны.

9. Перейдя на шариковую ручку, проконтролируйте процесс. Постарайтесь не все время глядеть на тетрадку. Задумайтесь на какое-то время о оглавлении текста, а не о том, как он будет выглядеть на листе. Потом посмотрите, что у вас получилось. Если вы перестали наблюдательно следить за тем, как пишете, а буквы все равно получаются ровными и прекрасными, то все в порядке. Если же отвлекаясь, вы перестаете писать верно, надобно еще какое-то время наблюдательно контролировать занятия.

Видео по теме

Полезный совет
Зрелый человек, которому не надобно каждому учиться снова, может обойтись и без промежуточных этапов. Напишите несколько прописей карандашом, дабы осознать последовательность движений и обучиться соизмерять усилия. После этого дозволено перейти сразу на шариковую ручку. Но в этом случае надобно больше сурово контролировать движения.

Одна из задач исходной школы – обучить детей писать каллиграфически, впрочем даже вдалеке не все взрослые обладают этим навыком. Обучиться писать каллиграфически дозволено самосильно, применяя определенные правила.

Инструкция

1. Для начала примите верное расположение тела. Для этого сядьте на стуле прямо, голову чуть наклоните вперед. Если вы правша, то положите левую руку на стол и перенесите на нее часть веса тела, единовременно придерживайте этой рукой бумагу. Если вы левша, то точку опоры перенесите на правую руку. Та рука, которой вы пишите, должна едва касаться поверхности стола.

2. Возьмите инструмент для письма – ручку либо перо, – в рабочую руку. Огромным пальцем прижмите ручку к ногтевой фаланге среднего пальца. Указательный слегка согните и придерживайте ручку сверху. Удерживать пишущий инструмент в руке надобно без напряжения.

3. Оставшиеся два пальца расслабьте и разогните – лишнее напряжение в них будет мешать плавным движениям руки. Проверьте верное расположение ручки, иной рукой вытянете ее за верхний конец. Если она скользит вольно, значит вы все делаете верно.

4. Начните тренироваться в каллиграфическом написании букв, проведя на бумаге линии произвольной формы. Вначале пишите под углом в 30 градусов, после этого под углом в 45 и 90 градусов. Главно обучиться соблюдать наклон под заданным углом. Соблюдайте последовательность: писать необходимо только сверху вниз и слева направо.

5. Тренируйтесь в написании буквы «о», всякую линию проводите за один прием и старательно соединяйте соприкасающиеся линии. Это необходимо для написания округлых знаков. Во время написания не меняйте расположение руки, потому что угол может измениться.

6. Обучитесь писать сурово вертикальные штрихи. При написании штриха не ориентируйтесь на предшествующий, если у него изменен угол наклона, – каждая линейка штрихов может наклониться. Следите за дыханием, и штрихи рисуйте на выдохе. Избегайте слишком стремительных и безмерно неторопливых движений, выберите комфортный для себя темп письма.Каллиграфическое написание требует определенной решительности от автора и является итогом напористых тренировок.

Обратите внимание!
Первое время упражнения делайте медлительно и методично, увеличение скорости будет натуральным процессом.

Полезный совет
К написанию трудных букв переходите понемногу, как только освоите технику примитивных упражнений.

Видео по теме

Всем добрый день! Мое имя Сергей и я хочу вам рассказать о том, какой почерк считается каллиграфическим и что нужно, чтобы научиться писать красиво, таким же почерком, как профессиональные каллиграфы. Начну с азов. Что же такое каллиграфия? Каллиграфия – это искусство красивого почерка, широко распространенное в Японии. Люди учатся писать с помощью обыкновенной кисти и чернил на рисовой тонкой бумаге, чтобы письмо оставалось красивым и ровным, понятным другим людям и вам.

Зачем писать красивым почерком?

21-й век – век технологий и инноваций. Все чаще и чаще мы печатаем, сидя за ноутбуком или компьютером, стуча по клавишам или набирая текст на экране планшетов и телефонов. Вроде, как и незачем красиво писать, правда? Ведь личные блокноты и дневники читать никто не будет, а зачем сейчас еще писать на бумаге? Ровный, красивый и понятный почерк необходим человеку не только ради самоуважения или уважения тех, кто читает это, но и по ряду многих других причин:

  • изящный и четкий почерк дисциплинирует разум, не давая мыслям разбегаться и путаться
  • красивый почерк будет великолепно смотреться в открытках любимым людям, а также в качестве изящной личной подписи, которую не скоро забудут.
  • каллиграфический почерк не вызывает негативной реакции у читающего человека, напротив, он вызывает восхищение и симпатию к тому, кто писал строки. Люди подсознательно уважают тех, кто аккуратен во всем, включая письмо

Знали ли вы, что по вашему почерку можно многое о вас сказать? Каждый завиточек, каждая буковка, ее наклон и размер, нажим ручкой при письме и цвет чернил – все это может рассказать знающему человеку о вас практически все, что можно знать – характер, предпочтения, вкусы, особенности. Стоит уделить внимание и время своему почерку, поскольку он – неотъемлемая часть вас самих.

У кого самый красивый почерк?

Все мы знаем, что хуже почерка врача просто не бывает – эти закорючки и иероглифы способны довести нас до трясучки уже одним своим видом, а рецепты невозможно прочитать без помощи фармацевта в аптеке. Но у врачей не требуют чистоты письма, а существуют и такие профессии, для которых чистое и аккуратное письмо – обязательное требование. Как правило, это учителя, библиотекари, а также художники-каллиграфисты.


Не стоит думать, что красивому почерку можно обучиться только в детстве или в школе. Немного желания – и все получится в любом возрасте!

Сейчас существует больше пятнадцати направлений каллиграфии, и каждое из них зависит от алфавита той страны, в которой применяется – и это не только Япония. С образцами разных алфавитов, написанных каллиграфическим почерком, вы можете легко познакомиться в интернете, на тематических форумах. В России каллиграфия выражена в самом простом виде – прописью, которой учат детей – дошколят и школьников с первого по пятый класс. При желании, вы можете взять детские тетради и на примере попробовать себя в прописи.

Тренируем кисть руки

Дорога к красивому каллиграфическому почерку начинается с правильной постановки кисти руки. Расскажу, как выработать навык четкого и красивого письма. Для хорошей моторики стоит сделать небольшую гимнастику перед письмом – покрутить кисти, сжать-разжать кулаки несколько раз, похрустеть пальцами. Только затем приступайте к самому процессу – вы можете тренироваться в специальных детских тетрадях, а можно и на самом обычном листе А4.

Старайтесь полностью контролировать каждое ваше движение, вплоть до дрожи в кисти, и прописывайте каждую букву до тех пор, пока не достигнете автоматизма. Обязательными условиями являются тишина и хорошее освещение – не стоит тренироваться ночью или на голодный желудок, а также в условиях, которые мешают концентрации. Для хорошего и быстрого результата хватит 20 минут в день, можно делать перерывы, если обстоятельства мешают работе.

Как и любая тренировка, каллиграфия требует постоянной практики и сильного стремления. Придется часто переписывать весь алфавит, а также некоторые тексты. Не спешите, не перенапрягайте руку – болящие мышцы вам спасибо не скажут. Обязательно следите за мелочами – размер, равномерность, пробелы, наклон – все это должно быть строго одинаковым. Постоянными тренировками и усердием, выполнением упражнений, вы сможете научиться каллиграфическому почерку и развить в себе этот полезный навык.


Top