Что развивает квиллинг. Занятия квиллингом для детей старшего дошкольного возраста

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей ДОУ по теме

«Квиллинг как средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста»

Выполнила: воспитатель МБДОУ №25 Буданцева Анна Андреевна

Цель: формировать у педагогов представление об одном из видов декоративно-прикладного искусства - квиллинге, как средстве развития творчества детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области работы с бумагой;

Научить на практике создавать простейшие фигуры из квиллинга;

Показать возможности квиллинга для развития творческих способностей детей.

Оборудование: полоски бумаги для квиллинга,зубочистки, картон, клей, ножницы.

Предварительная работа:

Подбор методической литературы, материала по теме;

Подготовка материала для практической работы.

Ход мастер-класса

1.Постановка проблемы

Доказано, что дошкольный возраст сенситивен и наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психических процессов, составляющих основу творческой деятельности. Поэтому развитие детского творчества - одна из главных задач дошкольного воспитания, как отмечают Е.А. Флерина, Т.С. Комарова, Г.Г. Григорьева и т.д. Эффективным средством развитиятворчества в старшем дошкольном возрасте в условиях ДОУ могут стать занятия квиллингом. Кроме того это еще и замечательный способ развития мелкой моторики. Этот вид работы с бумагой очень нравится детям, однако многие педагоги боятся использовать его на практике, т.к. плохо представляют себе сам процесс. Сегодня мы познакомимся с квиллингом как видом искусства и научимся выполнять простые поделки.

Из истории квиллинга

Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время во многих европейских странах и в Соединенных Штатах, где получила название «квиллинг». У квиллинга длинная история: филигранная обработка бумаги была известна еще древним египтянам, которые в качестве основного материала использовали папирус, также это искусство было известно на Среднем Востоке и в Китае. Во Франции и в Италии бумажная филигрань начиная с XVI века, использовалась монахами для украшения и обрамления священных образов, как скромный заменитель золотой и серебряной филиграни. Из этих стран искусство бумажной филиграни распространилось в Англии, первоначально активно практикуясь в знатных домах времен Стюарта, чтобы в дальнейшем утвердиться вплоть до викторианского периода. Специализированные журналы представляли технику квиллинга и различные проекты с подробными объяснениями: классические предметы для декора, коробочки для чая и для инструментов, «грелки» на чайник, различные шкатулки и корзины. Даже проводились настоящие учебные курсы по квиллингу в самых элитных школах. Ценительницами этого искусства считаются такие коронованные особы, как дочь Георга III Элизабет, которая, говорят, подарила своему врачу ширму, выполненную в технике квиллинга, королева Мария и царица Александра, которые коллекционировали его образцы, а также такие интеллектуалы, как Джейн Остен и сестры Бронте. Из Англии квиллинг перекочевал в Северную Америку с колонизаторами, и здесь в первой половине XIX века некоторые столяры-краснодеревщики изготавливали коробочки и шкатулки с вставленными стенками, декорированными в технике бумажной филиграни, как если бы речь шла о мозаике. Эту необычную обработку и называют мозаикой. Начиная с конца XIX века популярность квиллинга постепенно пошла на убыль, почти до полного забвения, чтобы снова возродиться в наши дни в более современной форме, но с очарованием и изысканностью, не уступающими тем, что были в прошлые века. У этой техники много поклонников во всем мире. В Англии в 1983 году был создан «Квиллинг союз Англии», настоящая корпорация квиллинга, которая получает письма со всех континентов. По ее инициативе в 1992 году был организован Первый Международный фестиваль квиллинга, во время которого можно было полюбоваться старинными изделиями и современными творениями. По квиллингу проводились две крупные выставки: первая в 1927 году в Лондоне, другая - в 1988 году в Нью-Йорке, в Флориан-Папп Галерее, где были выставлены на продажу настоящие шедевры.

С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению - она не развалится и не сломается. Одним словом, квиллинг - это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.

В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда его переняли на Востоке. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь. В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества. (Рассказ сопровождается показом слайдов-иллюстраций.)

Надо заметить, что корейская школа квиллинга несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей. Мастера восточной школы предпочитают выполнять закручивание при помощи тонкого шила. Замену ему можно смастерить из толстой иглы и пробки. С детьми удобнее всего использовать простые зубочистки. Это приводит нас к вопросу об инструментах для квиллинга . Мастера квиллинга используют достаточно много инструментов. Это:

Шило. Желательно приобрести шило диаметром около одного миллиметра. Обычно шило имеет конусообразную форму, что может быть неудобно. В этом случае можно воспользоваться любым калёным стерженьком подходящего диаметра. Шило (стержень) используется для намотки спирали из бумажной полосы. При этом необходимо контролировать усилие натяжения бумаги, ручка инструмента должна быть удобной для этой цели. Можно изготовить такой инструмент из пробки от бутылки и иголки с длинным и широким ушком.

Пинцет. Кончики должны быть острыми, точно совмещёнными. Для выполнения работ высокой точности. Зазубринки на конце нежелательны, т.к. могут оставлять следы на бумаге. Усилие при сжатии должно быть удобным для Ваших рук, обеспечивая надёжный захват с наименьшим давлением.

Ножницы . Как и пинцет, должны иметь заострённые концы. Для максимально точной нарезки бахромы.

При работе с детьми достаточно ограничиться зубочистками. Клей лучше использовать ПВА – бутылочки с дозатором удобны для детей и он прочно соединяет детали.

Бумага для квиллинга сейчас доступна в книжных магазинах. Она представляет собой нарезанные полоски шириной 3 мм. Можно приобрести пачку цветной бумаги для принтеров и нарезать ее. Для детей можно нарезать полоски чуть более широкие – 5-7 мм. Подойдет также двухсторонняя тонированная бумага для детского творчества.

Техника квиллинга

На первый взгляд техника бумагокручения несложна. Полоска бумаги для квиллинга свивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты для квилинга на кончик острого шила. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для квиллинга. Так Вы сможете подушечками пальцев почувствовать, однородно ли формируется рулон, и во время скорректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая квилинговая фигура.

Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины.

Всего существует 20 базовых элементов для квилинга, но принцип остаётся тем же: сворачиваем, прищипываем - используя свою фантазию, Вы всегда сами можете придумать новые элементы квиллинга.

2.Практическая часть

Сегодня мы все вместе попробуем изготовить букет. Для этого каждый из Вас сделает несколько цветочков и листиков. Перед Вами на столах лежат необходимые материалы (полоски бумаги, клей, зубочистки, подносы для складывания готовых элементов). Мы начнем с простых элементов,с которых можно начинать работу с детьми. Прежде чем начать, предлагаю подготовить наши пальчики, как Вы сделаете это с детьми. Вспомните любую пальчиковую игру и проведете ее с нами (2-3 человека).

Пальчиковая гимнастика: “На морском дне"

Вот плывут медузы в гости, на арбузы.

Шевелит усами рак - старый доблестный моряк.

Рыбки веселятся и по дну резвятся.

А по дну гуляет краб, охраняет рыбий штаб.

Вот морские петушки выпрямляют гребешки.

Все крутились, веселились и куда-то схоронились.

Что случилось? Что стряслось?

Подплывает страшный гость.

Тишина, плывет акула!

Пасть разинула, зевнула.

Улеглась на бочок и уснула на часок.

Теперь наши руки подготовлены к работе, можно приступать.

Изготовление элементов «капля» и цветочков из них.

Создание коллективной работы (см.приложение 1)

3.Обратная связь, подведение итогов.

Вот такой замечательный букет у нас получился. Надеюсь, и вы получили удовольствие в процессе его создания.

Итак, наш мастер-класс подходит к концу.Выскажите, пожалуйста ваши замечания, пожелания.

Обмен мнениями-

В заключение предлагаю Вам сделать следующее задание. Теперь, когда Вы получили первоначальное представление о том, что такое квиллинг, попробуйте каждый сформулировать тезисно- в чем заключается польза занятий квиллингом с детьми?

Пять минут работают самостоятельно, затем обмениваемся мнениями и формулируем общие положения:

Польза от занятий квиллингом с детьми:

1.Развивает мелкую моторику, тактильные ощущения.

2.Способствует развитию эстетического вкуса, воображения.

3.Способствует развитию усидчивости, терпения, воспитывает аккуратность.

4.Способствует расширению кругозора, помогает в изучении цветов, форм.

5.способствует развитию образного и пространственного мышления.

6.Учит следовать устным инструкциям.

7.Стимулирует развитие памяти.

На этом наш мастер-класс подошел к концу. Спасибо за сотрудничество.

Список литературы

1.Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы.-М:Издательство «Скрипторий 2003», 2007г.

2.Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. -Москва. Просвещение, 1991.

3. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей [Текст]: пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2003. – 40 с.

Интернет-ресурсы

1.http://allforchildren.ru/

2. .http://stranamasterov.ru/


Пояснительная записка .
« Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев . От пальцев образно говоря , идут тончайшие ручейки , которые питают источник творческой мысли . Другими словами : чем больше мастерства в детской ладошке , тем умнее ребенок ».
Сухомлинский В . А .
Однойизглавныхзадачобученияивоспитаниядетейназанятияхприкладнымтворчествомявляетсяобогащениемировосприятиявоспитанника, т. е. развитиетворческойкультурыребенка, развитиетворческогонестандартногоподходакреализациизадания, воспитаниетрудолюбия, интересакпрактическойдеятельности, радостисозиданияиоткрытиядлясебячто- тонового.
Даннаяпрограммаимеетхудожественно- эстетическуюнаправленность, котораяявляетсяважнымнаправлениемвразвитииивоспитании. Являясьнаиболеедоступнымдлядетей, прикладноетворчествообладаетнеобходимойэмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программапредполагаетразвитиеудетейхудожественноговкусаитворческихспособностей.
Внастоящеевремяискусствоработысбумагойвдетскомтворчественепотерялосвоейактуальности. Бумагаостаетсяинструментомтворчества, которыйдоступенкаждому.
Бумага- первыйматериал, изкоторогодетиначинаютмастерить, творить, создаватьнеповторимыеизделия. Онаизвестнавсемсраннегодетства. Устойчивыйинтересдетейктворчествуизбумагиобуславливаетсяещёитем, чтоданныйматериалдаётбольшойпростортворчеству. Бумажныйлистпомогаетребёнкуощутитьсебяхудожником, дизайнером, конструктором, асамоеглавное- безграничнотворческимчеловеком. Претерпеваяколоссальныеизменениясдревнихвремён, бумагавсовременномобществепредставленабольшиммногообразием. Цветнаяибелая, бархатнаяиглянцевая, папируснаяишпагат- онадоступнавсемслоямобщества. Спомощьюбумагиможноукраситьелку, сложитьголоволомку, смастеритьзабавнуюигрушкуиликоробочкудляподаркаимногое, многоедругое, чтоинтересуетребенка.
Какужеотмечалось, бумагапопадаетврукиребенкассамогораннегодетства, ионсамостоятельносоздаетизнееобразысвоеговнутреннегомира. Обычныйматериал- бумага- приобретаетновоесовременноенаправление, имможноработатьвразныхтехниках.
Детистворческимиспособностямиоченьпытливыеиактивные. Такиедетимогутсамостоятельноприниматьрешения, которыезависяттолькоотнегосамого. Детиспособнысоздатьчто- тоновое, оригинальное, унихукаждогосвойвзгляднакрасоту. Втворчествеуребенкаразвиваютсятакиеумственныекачества, как: моделирование, воображение, наблюдательность, умениеанализироватьисопоставлять, творческоемышлениеит. д.
Еслиговоритьодошкольниках, торазвитиеунихмелкоймоторикирукспособствуетдальнейшемууспешномуобучениювшколе. Однимизспособовразвитиямелкоймоторикипальцеврук– этоконструированиеизбумаги. Конструированиеизбумагиотноситсякхудожественно- эстетическомуразвитию. Существуетмноготехникпоработесбумагой: складывание, сгибание, разрезание, сминаниеидр. Конструированиеизбумагисиспользованиемразныхтехниксложныйвиддеятельностидошкольников, дляэтогоудетейдолжныбытьхорошоразвитыпространственныепредставления.
История
Квиллингвозникещев14веке, сейчасонпереживаеточередноерождение. Многихпривлекаетто, чтотакуюкрасотуможносоздатьсвоимирукамиизбумажныхполос.
Словоквиллингпришловрусскийязыкизанглийского: quillingпроисходитотсловаquill, чтовпереводеозначает« пероптицы».
Альтернативныминазваниямиэтоговидарукоделиятакжеслужаттакиесловакак« бумагокручение» и« бумажнаяфилигрань».
Историявозникновенияэтоговидарукоделияоченьинтереснаиуходитсвоимикорнямиглубоковпрошлое.
Впервыезаговорилионёмв14- начале15векавЕвропе, апервыесоздателиукрашенийвэтойтехникебылимонахи.
Именноониделалиоченькрасивыемедальоны, закручиваяпозолоченнуюбумагунакончикептичьихперьев. Именноотсюдаипоявилосьназваниеквиллинг.
Бумагавсредневековыевременабыладорогой, поэтомупозволитьделатьподелкииукрашенияизнеёмоглитолькохорошообеспеченныелюди, восновномквиллингомзанималисьтолькодамыизвысшегообщества.
Темболее, чтобумаганедолговечнаисчитаетсянепрактичнымматериаломдляизготовлениячего- либо.
Нов19векемоданабумагокручениесновавозобновляется, такойвидрукоделиястановитсясновапопулярным, имногиедамыспешатсотворитьчто- тоособенное, причудливоеизамысловатое.
Вначале20векаквиллингсноватеряетсвоюпопулярность, однакокконцувеканаступаетнекийбум.
Квиллингнетолькоприобрёлбылуюславу, ноимногократноеёпреумножил. Мастераквиллингавовсеммиресоздаюттончайшееобъёмноебумажноекружево, котороеможетбытьосновой, какдляпрактичныхвещей, такидлядуховногонаслаждения.

Квиллинг для начинающих
Техникаквиллингможносоздаватьогромноеколичествовещей. Поройвоображениюдаженеподвластнывсеидеи, которыелегкореализуютсянапрактике.
Поделкивтехникеквиллингоченьнеобычные, огромноеколичествозавитков, спиралей, тугихнамотоктонкихбумажныхполоссливаютсяипереплетаютсяводномпроизведенииискусства.
Цветоваяпалитраоченьбогатая, поэтомуводнойработемогутбытьиплавныепереливыоттенководногоцветаияркиесочетаниянасыщенныхцветов.
Длябольшегоразнообразиямастерапоквиллингуиспользуютнетолькообычныеполоскибумаги, ноибумагусбахрамой- миллиметровымивертикальныминадрезамисоднойизсторонполоски.
Длявыполненияработвтехникеквиллингнетребуютсяособенныеприспособлениеидорогостоящиематериалы. ЧащевсегодлялюбыхработвэтойтехникебудетдостаточнополосцветнойбумагииклеяПВА, вкачествеосновы, ккоторойприклеиваетсяизделие, можноиспользоватькартон, картон, обшитыйтканью.
Детилегкоовладеютэтимискусством, иоткрываютдлясебяпутьктворчеству, развиваятемсамымихфантазиюихудожественныевозможности.
Программапостроена“ отпростогоксложному”. Рассматриваютсяразличныеметодикивыполненияизделийизбумагиикартонасиспользованиемсамыхразнообразныхтехник(бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация).
“ Волшебныйквиллинг” - такназываетсякурс. Онпредлагаетразвитиеребенкавсамыхразличныхнаправлениях: конструкторскоемышление, художественно- эстетическийвкус, образноеипространственноемышление. Всеэтонеобходимосовременномучеловеку, чтобыосознатьсебягармоничноразвитойличностью. Создаваясвоймиризбумаги, ребенокготовитсястатьсозидателемдоброгомира. Вэтоммы, педагоги, видимосновнуюнеобходимостьсегодняшнегодня.

Ведущая идея данной программы - созданиекомфортнойсредыобщения, развитиеспособностей, творческогопотенциалакаждогоребенкаиегосамореализации.
Цель программы – всестороннееинтеллектуальноеиэстетическоеразвитиедетейвпроцессеовладениеэлементарнымиприемамитехникиквиллинга, какхудожественногоспособаконструированияизбумаги.
Задачи программы :
Обучающие
Знакомитьдетейсосновнымипонятиямиибазовымиформамиквиллинга.
Обучатьразличнымприемамработысбумагой.
Формироватьуменияследоватьустныминструкциям.
Знакомитьдетейсосновнымигеометрическимипонятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершинаит. д. Обогащатьсловарьребенкаспециальнымитерминами.
Создаватькомпозициисизделиями, выполненнымивтехникеквиллинга.
Развивающие :
Развиватьвнимание, память, логическоеипространственноевоображения.
Развиватьмелкуюмоторикурукиглазомер.
Развиватьхудожественныйвкус, творческиеспособностиифантазиидетей.
Развиватьудетейспособностьработатьруками, приучатькточнымдвижениямпальцев, совершенствоватьмелкуюмоторикурук, развиватьглазомер.
Развиватьпространственноевоображение.
Воспитательные :
Воспитыватьинтерескискусствуквиллинга.
Формироватькультурутрудаисовершенствоватьтрудовыенавыки.
Способствоватьсозданиюигровыхситуаций, расширятькоммуникативныеспособностидетей.
Совершенствоватьтрудовыенавыки, формироватькультурутруда, учитьаккуратности, умениюбережноиэкономноиспользоватьматериал, содержатьвпорядкерабочееместо.
Принципы , лежащие в основе программы :
доступности(простота, соответствиевозрастнымииндивидуальнымособенностям);
наглядности(иллюстративность, наличиедидактическихматериалов). “ Чемболееоргановнашихчувствпринимаетучастиеввосприятиикакого- нибудьвпечатленияилигруппывпечатлений, темпрочнееложатсяэтивпечатлениявнашумеханическую, нервнуюпамять, вернеесохраняютсяеюилегче, потомвспоминаются” (К. Д. Ушинский);
демократичностиигуманизма(взаимодействиепедагогаиученикавсоциуме, реализациясобственныхтворческихпотребностей);
научности(обоснованность, наличиеметодологическойбазыитеоретическойосновы).
“ отпростогоксложному” (научившисьэлементарнымнавыкамработы, ребенокприменяетсвоизнанияввыполнениисложныхтворческихработ).
Тематиказанятийстроитсясучетоминтересоввоспитанников, возможностиихсамовыражения. Входеусвоениядетьмисодержанияпрограммыучитываетсятемпразвитияспециальныхуменийинавыков, уровеньсамостоятельности, умениеработатьвколлективе. Программапозволяетиндивидуализироватьсложныеработы: болеесильнымдетямбудетинтереснасложнаяконструкция, менееподготовленным, можнопредложитьработупроще. Приэтомобучающийиразвивающийсмыслработысохраняется. Этодаетвозможностьпредостеречьребенкаотстрахапередтрудностями, приобщитьбезбоязнитворитьисоздавать.
Впроцессеработыпопрограмме“ Волшебныйквиллинг”, детипостоянносовмещаютиобъединяютводноцелоевсекомпонентыбумажногообраза: материал, изобразительноеицветовоерешение, технологиюизготовления, назначениеидр.

Программа создана на основе авторской программы кружка «Волшебный Квиллинг» Э.Р. Киреева. При разработке также были рассмотрены авторские программы аналогичного характера Т.В. Куцак «Квиллинг», О. И. Дасевич «Волшебный квиллинг» , В.Н. Рябцевой «Бумажная симфония», В.А. Осиповой «Волшебный квиллинг» Т.А, Несмеянова «Кружевные тайны квиллинга».. Следует отметить, что тематика занятий выстроена в соответствии с календарно-тематическим планированием общеобразовательной программы МБДОУ «Детский сад №2» г. Болхов.

Комплекс занятий выстроен по принципу «от простого к сложному» с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей.

“Волшебный квиллинг” - так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.

Ведущая идея данной программы- создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Цель программы всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

    Обучающие

· Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.

    Обучать различным приемам работы с бумагой.

    Формировать умения следовать устным инструкциям.

    Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

    Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.

    Развивающие:

      Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

      Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

      Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

      Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

      Развивать пространственное воображение.

    Воспитательные:

    Воспитывать интерес к искусству квиллинга.

    Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

    Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

    Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Принципы, лежащие в основе программы:

    доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

    наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);

Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

В процессе работы по программе “Волшебный квиллинг”, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

Словесный (беседа, рассказ);

Наглядный (показ готовых работ, наблюдение за процессом накручивания бумажных лент на инструмент и придания им нужной формы, работа по образцу и др.)

Практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Формы организации работы с детьми

– индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);

– фронтальная (при выполнении коллективных работ каждая подгруппа выполняет определенное задание);

– коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей)

Особенности проведения занятий

1. Занятия проводятся с детьми 5-6 лет.(дети старшей и подготовительной групп.)

2. Тематика занятий рассчитана на 1-2 занятия.

3. В занятиях необходимо чередовать время работы с кратковременным отдыхом (физкультминутки).

4. Использовать метод синхронной работы (педагог поэтапно показывает способ выполнения той или иной детали, дает нужные советы).

5. Задания даются детям от простого к сложному. На первых занятиях дети учатся кручению, выполняя плоскостные предметы (цветы, животные).

6. На занятиях необходимо использовать художественное слово, музыку, что способствует образному восприятию темы, оказывает эмоционально-эстетическое воздействие.

Техническое оснащение занятий.

Для занятий в кружке необходимо иметь:

Оборудование и инструменты :

Цветную бумагу;

Гофрированный картон;

Картон белый и цветной;

Зубочистка;

Бумажные полоски шириной 5-7 мм;

Ножницы;

Карандаши простые;

Линейка;

Кисточки для клея;

Салфетки;

Клеенка;

Инструмент для квиллинга.

Организационно-методическое обеспечение программы
(возраст детей, сроки реализации, режим занятий)

Программа “ Волшебный Квиллинг” рассчитана на 2 года. Продолжительность занятия составляет:

В старшей группе- 25мин.

В подготовительной- 30мин.

Год обучения

Количество занятий

Кол-во детей в группе

вся группа

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе учащиеся:

– научатся различным приемам работы с бумагой;

– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;

– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

– познакомятся с искусством бумагокручения;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Способы поверки результатов :

    Выставки детских работ в детском саду.

    участие в интернет-конкурсах творческого мастерства,

    награждение лучших грамотами,

Развитию творческих способностей дошкольников придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Одним из эффективных средств развития индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, воображения, мышления - является продуктивная художественно – творческая деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством техники квиллинг».

3.1. Актуальность, цели и задачи опыта работы.

"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок".

В.А.Сухомлинский.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель - воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин,Н.А.Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина), подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка.

Развитию творческих способностей дошкольников придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Одним из эффективных средств развития индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, воображения, мышления - является продуктивная художественно – творческая деятельность, способствующая:

  • развитию способности нестандартно мыслить;
  • готовности к активности творческого характера;
  • умению создавать креативные продукты собственной деятельности;
  • формированию эстетического отношения к миру.

Цель: определить содержание, методы и формы развития творческих способностей и формированияконструктивных навыков работы с бумагой у детей дошкольного возраста посредством техники квиллинг.

Задачи:

  • проанализировать имеющиеся в педагогической и психологической литературе подходы к развитию у дошкольников творческих способностей, формирования конструктивных навыков работы с бумагой посредством техники квиллинг;
  • определить методы и приемы работы, повышающие эффективность развития творческих способностей дошкольников;
  • разработать систему работы по развитию творческих способностей, посредством техники квиллинг;
  • познакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квилинга, обучить детей приемам и способам выполнения работ из бумаги;
  • повысить уровень развития мелкой моторики; процессов мышления, внимания, памяти, воображения; эстетических чувств и художественно-творческих способностей;
  • воспитывать такие качества личности, как усидчивость, волю, умение планировать свою деятельность, аккуратность в работе;
  • вовлечь родителей воспитанниковв совместную творческую деятельность.

Ожидаемый результат

  • научатся различным приемам работы с бумагой;
  • будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
  • научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;
  • будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
  • разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
  • овладеют навыками культуры труда;
  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
  • будут установлены партнерские взаимоотношения с родителями, через мотивацию на совместную художественно-эстетическую деятельность.

В основу опыта положены общедидактические принципы, определяющие основные положения, содержание, организационные формы и методы воспитательно-образовательного процесса развития певческих навыков и музыкальных способностей детей.

  1. Принцип научности предполагает подкрепление всех мероприятий научно обоснованными и практически адаптированными методиками.
  2. Принцип активности и сознательности - успех в работе мы определяем через обеспечение высокой степени инициативы и творчества всех субъектов образовательного процесса.
  3. Принцип систематичности и последовательности. Принцип предполагает систематическую работу по развитию творческих способностей дошкольников, постепенное усложнение содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической деятельности, сквозную связь предлагаемого содержания, форм, средств и методов работы.
  4. Принцип доступности и индивидуализации. Работу по развитию творческих способностей детей строю с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  5. Принцип комплексности, целостности педагогических процессов. Развитие конструктивных навыков и творческих способностей осуществляю в комплексе всех их составляющих.
  6. Принцип развивающего обучения. Использую в работе с дошкольниками методы развивающего обучения, стараюсь создать условия для развития творческой личности, умеющей разрешать нестандартные ситуации.
  7. Принцип демократичности и гуманизма. Взаимодействие педагога и ребенка в социуме, реализация собственных творческих потребностей.
  8. Принцип «От простого к сложному». Научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении творческих работ.
  9. Принцип художественности. Отбор материала осуществляю с позиции его художественной и эстетической ценности.
  10. Принцип увлеченности. Основан на эмоциональном восприятии и является важнейшим условием для достижения единства воспитательной, познавательной и эстетических задач.
  11. Принцип наглядности. Для того чтобы донести до детей информацию интересно и доступно, необходимо изготовить ряд пособий, соблюдая требования к культуре показа и к оформлению наглядности.

3.2. Этапы реализации опыта работы.

Этапы работы над методической темой

Мероприятия по реализации опыта работы

Срок реализации

I.Подготовительный

Цель – провести анализ научно-методической литературы

1. Ознакомление с теоретическими основами технологии квиллинг;

2. Диагностика дошкольников с целью выявления

уровня развития творческих способностей и конструктивных навыков.

  1. Составление перспективного плана по созданию условий для обучения детей технике квиллинг.

2010

II. Практический

Цель – внедрение техногогийквилинга в практику работы ДОУ, внесение корректив.

  1. Разработка учебно-методического комплекта, включающего в себя; календарно - тематическое планирование для II младшей, средней и старше- подготовительной группы;
  2. Составление перспективного плана ознакомления детей с художественными особенностями и конструктивными возможностями бумаги;
  3. Создание электронной картотеки методических пособий по данной теме.
  4. Разработка системы работы, перспективного плана, конспектов занятий;
  5. Составление картотек игр и упражнений.

2010-2011

младший

возраст

2011-2012

средний возраст

2012-2013

Старший

возраст

  1. Аналитико-обобщающий

Цель - обобщить опыт работы .

  1. Диагностика развития творческих способностей детей.

2. Опрос родителей и педагогов, анализ предложений.

3.Транслирование опыта работы:

  • открытые мероприятия;
  • выступления на методических мероприятиях различного уровня;
  • оформление наглядного материала.

2013 - 2014

  1. Система внедрения технологии киллинг в образовательный процессе ДОУ.

Бумагокручение (также квиллин г англ. quilling - от слова quill (птичье перо)) – искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги .Квиллинг для детей – прекрасная возможность развивать творческие способности,настойчивость и моторику рук.

Технология квиллинга несложна: узкие полоски бумаги накручиваются на любой тонкий стержень, затем снимаются уже в виде роллов – бумажных спиралей, далее ролл раскручивается до определенных размеров, конец бумажной полоски фиксируется клеем. Полученной спирали можно придать желаемую форму (например, «капли» или «треугольника»). Все полученные элементы наклеиваются на основу или склеиваются между собой, создавая определенную композицию.

В своей работе с детьми я использую лишь часть базовых элементов квиллинга (тугая и свободная спираль, «капля», «глаз», «стрелка», «квадрат», а так же открытые формы: «сердечко», «рожки», «завиток»). Детскийквиллинг не предусматривает создание сложных, замысловатых фигур и элементов из скрученной в ролы бумаги.

Данная техника имеет ряд преимуществ перед другими направлениями декоративно – прикладного искусства:

  • относительно дешевые и доступные материалы (цветная офисная бумага и клей ПВА);
  • легко изготавливаемые приспособления для выполнения элементов в технике квиллинга (на основе зубочистки или пластмассовой трубочки);
  • легко доступные для усвоения приемы работы в данной технике, развивающие мелкую моторику;
  • большая возможность для самовыражения и проявления творческих способностей;
  • изделия в технике квиллинга высокохудожественны и гармонично сочетаемы в современном интерьере.

Занимаясь развитием художественного творчества и развитием способностей у детей, считаю, что различные виды продуктивной деятельности, в частности, квиллинг, влияет на развитие способностей к творческой деятельности.

Формируя у детей трудолюбие, учу их ставить цель, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующей цели. При этом учитываю особенности трудовой деятельности дошкольников, стремление ребенка сделать что-то самостоятельно, развиваю такие качества личности, как активность, самостоятельность, целеустремленность, инициативу. В процессе работы внимание детей направляю на логическую последовательность действий, которая приводит к лучшему результату.

В процессе выполнения коллективных работ осуществляю нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываю следующие умения :

  • договариваться о совместной работе, ее содержании;
  • работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
  • планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;
  • радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Все коллективные работы имеют целевое назначение. Подвожу детей к тому, чтобы вместе создать картину, украсить группу, выполнить панно для досуга, декорации к играм, книжку-ширму, иллюстрировать сказки, стихотворения, что будет являться конечным результатом творческой работы.

Во время выполнения работы учу детей общаться друг с другом и с взрослым.Поэтому моя цель – помочь ребенку обрести личностную свободу и научить владеть языком искусства как средством чувственной и духовной ориентации в окружающем мире природы и человеческой культуры.

В работе с детьми я использую эффективные методы и приемы:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
  • наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных
  • форм работы.
  • групповой – организация работы в группах.
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
  • и другие.

А также использую общие способы стимулирования творческой активности:

  • обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со своей стороны, отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению многоаспектного мышления;
  • обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
  • поощрение, высказыванияоригинальныхидей;
  • обеспечение возможностей для упражнения и практики;
  • использование личного примера творческого подхода к решению проблем;

Мной разработаны этапы деятельности с детьми младшего и старшего дошкольного возраста, в процессе обучения технологии квиллинг:

1 год обучения (младший возраст)

  1. Ознакомление детей с качествами и свойствами бумаги.
  2. Дидактические игры с использованием геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника), напоминающих базовые элементы квиллинга.
  3. Игры и упражнения для развития творческого воображения у младших дошкольников.

2 год обучения (средний возраст)

  1. Ознакомление с историей возникновения квиллинга.
  2. Знакомство с новой техникой обработки бумаги – бумагокручение (базовый элемент квиллинга «спираль», «капля», «глаз»); составление несложных композиций.
  3. Дидактические игры.
  4. Пальчиковые игры, способствующих развитию мелкой моторики рук.

3 год обучения (старший возраст)

  1. Продолжение знакомства с базовыми элементами квиллинга («глаз», «ромб», «месяц», «стрелка», «сердечко», «рожки», «завиток», составление композиций.
  2. Работа детей по готовым карточкам схемам.
  3. Самостоятельное изготовление детьми схем.
  4. Дидактические игры.
  5. Пальчиковые игры, способствующих развитию мелкой моторики рук.
  6. Игры и упражнения для развития творческого воображения.

Таким образомсоеденение игры, труда и обучения в единое целое, позволило обеспечить единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних).

  1. Создание условий для развития творческих способностей посредством техники квиллинг в образовательном процессе ДОУ.

Для реализации поставленных задач и использования техники квиллинг была подобрана методическая литература:

Обоснование применения

«Бумажные поделки в детском саду. Квиллинг. Удивительные вещи - своими руками»

И. В. Новикова

Год издания: 2012

В данной книге предложена серия занятий, которые могут быть использованы в детском саду и начальной школе для обучения детей квиллингу.
Книга адресована воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, а также родителям .

«Квиллинг. 70 моделей и композиций из гофрированного картона, бумажной ленты, бумажного шнура»

И. Богатова

Год издания: 2012

Работа с гофрированным картоном, бумажной лентой и бумажным шнуром очень занимательна, интересна и одновременно доступна, а готовые изделия и композиции украсят ваш дом, станут достойными подарками друзьям и не перестанут удивлять своей уникальностью. Это простой и очень красивый вид рукоделия, не требующий больших затрат. Книга, предлагаемая вашему вниманию, предназначена для всех, кто любит мастерить своими руками, для родителей, заинтересованных в разностороннем развитии своих детей, для педагогов дошкольных учреждений.

«Бумажная филигрань» А.И. Быстрицкая. 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008

Книга рассказывает о древнейшем искусстве - квиллинге (бумажной филиграни). Скрутив их в спираль и придав нужную форму, можно сделать изящные картины, нарядные поздравительные открытки, оригинальные настенные панно и даже объемные композиции. Автор подробно описывает все приемы этого самобытного искусства, для которого нужны лишь бумага, спица и клей. В книге представлены цветные фотографии готовых изделий.
Адресовано детям дошкольного и школьного возраста, их родителям, школьным учителям, руководителям художественных кружков.

«Гофрированный картон»

Е.А. Ступак

Год издания: 2012

Модели, представленные в книге, выполнены из полосок гофрированного картона путём скручивания. Вы сможете сделать забавные фигурки животных, оригинальные магниты на холодильник, коробочки и подставки, новогодние украшения - все это прекрасные подарки друзьям и близким к любому празднику. Издание адресовано родителям, школьным учителям, руководителям художественных кружков для занятий с детьми 6-10 лет.

Интернет - ресурсы

http://paper-studio.ru/gallery1.htm – галерея работ в технике бумагокручения студии бумажного творчества
http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/587 – раздел «квиллинг» на сайте «Страна мастеров»
http://www.flickr.com/groups/quillingcardsandcrafts/pool/ - галерея работ в технике бумагокручения.

А так же разработан учебно-методический комплект , включающий:

  • календарно - тематическое планирование для II младшей, средней и старше- подготовительной группы;
  • перспективный план ознакомления детей с художественными особенностями и конструктивными возможностями бумаги;
  • тематический план игр и упражнений по развитию творческих способностей детей;
  • тематический план игр и упражнений по развитию мелкой моторики детей;
  • тематический план работы с родителями;
  • электронную картотеку методических пособий по данной теме.

С целью улучшения качества работы пополнила предметно-развивающую среду:

  • изготовила комплект наглядно – дидактического и демонстрационного материала;
  • альбомы с изображением поделок, выполненных в технике квиллинг;
  • карточки с изображением базовых элементов квиллинга;
  • карточки-схемы для выполнения поделок.

Для эффективности воспитательно-образовательной работы по данной теме создала:

  • картотеку заданий и игр, способствующих развитию мелкой моторики рук;
  • картотеку с играми и упражнениями пальчиковой гимнастики;
  • картотеку с играми и упражнениями, развивающими творческое воображение;
  • картотеку игр, направленных на развитие конструктивно – пространственного мышления.

Таким образом, условия, созданные в ДОУ, позволяют обеспечить развитие творческих способностей детей посредством Квиллинга.

3.5.Взаимодействие с родителями воспитанников.

Вовлекла родителей в совместную творческую деятельность, с целью повышения их педагогическую компетентность в области художественно-эстетического развития детей. Разработала консультации для родителей: «Квиллинг – бумажная филигрань»; «Развитие мелкой моторики рук в процессе занятий квиллингом»; «Квиллинг – не так уж и сложно: работаем с детьми дома»; памятка для родителей «Квиллинг – как средство развития детей».

Совместно с родителями приобрели необходимый материал и оборудование для занятий квиллингом. Были проведены семинар - практикум, и мастер- класс для родителей и педагогов детского сада «Волшебный квиллинг», «Квиллинг вместе с детьми»

Работами детей оформлялись холлы дошкольного учреждения, групповые помещения, оформлялись праздничные костюмы, изготавливались поздравительные открытки для сотрудников ДОУ и родителей; была оформлена выставка «Наш цветник», работы принимали участие в выставке Дома ремесел, посвященному Дню матери, в Межмуниципальном интернет конкурсе творческих работ «Цветы для красоты», дети изготавливали поздравительные открытки для своих родителей и сотрудников дошкольного учреждения.


МДОУ «ДСОВ №101»

«Квиллинг, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Составила:

воспитатель

Денисюк О.П.

Братск, 2011 г.

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумажная филигрань – старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.

Квиллинг (в переводе с англ. обозначает – БУМАГОКРУЧЕНИЕ) – искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток

В 15 веке это считалось искусством. В 19 - дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И, только в конце прошлого столетия, квиллинг снова стал превращаться в искусство.

В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее в Лондоне. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению - не развалится и не сломается. В общем, квиллинг - это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.

Бумага - первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное - безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат - она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал - бумага - приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.

Инструмент для квиллинга также бывает различный. В Европе для скручивания полосок используют пластмассовую или металлическую палочку с расщепленным концом. Некоторые и сами делают подобный инструмент, например, из стержня для шариковой ручки, на конце которого сделана прорезь. Мне не очень понравилась эта идея, так как при скручивании получается деталь с крупным и неровным отверстием в центре. Однако для детей этот инструмент подходит.

Бумага. Бумага должна быть цветной с двух сторон. Подходит цветная бумага для принтеров «Радуга». Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных магазинах. Если же такой возможности нет, то можно полоски нарезать самим. Ширина полосок для квиллинга, обычно, 3-7 мм.

В процессе работы в технике «квиллинг”, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.

Цель – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи :

Обучающие:

Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.

Обучать различным приемам работы с бумагой.

Формировать умения следовать устным инструкциям.

Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.

Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.

Развивающие:

Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к искусству квиллинга.

Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Список литературы

1. А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.-”Просвещение”, Москва 1982.

2.Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- “Росмэн”, Москва 1996.

3. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.-”Университет”, Москва 2000.

4. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”.- Полигон С.-Петербург 1998.

5. http://stranamasterov.ru/technics

Консультация для родителей «Техника квиллинг руками ребёнка»

Квиллинг - способ создания великолепных композиций при помощи скручивания длинных тонких полосок цветной бумаги. Изящные цветы, бабочки, пчелы, объемные композиции, картины, украшения для фоторамок и коробочек, природные композиции, портреты и др. - всё это может быть исполнено в необычной технике - квиллинг.

Что развивает квилинг

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумажная филигрань это – старинная техника обработки бумаги,

распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает дошколятам путь к творчеству, развивает их фантазию, художественные возможности, формирует речевую активность, помогает справиться с речевыми проблемами.

Квиллинг (в переводе с англ. обозначает – БУМАГОКРУЧЕНИЕ) - искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению - не развалится и не сломается.

Следовательно, квиллинг - это возможность увидеть необычные возможности обычной разноцветной бумаги бумаги.

Известно, что бумага - первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное - безгранично творческим человеком.

Бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал - бумага - приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.

Бумага. Бумага должна быть цветной с двух сторон. Подходит цветная бумага для принтеров «Радуга». Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных магазинах. Если же такой возможности нет, то можно полоски нарезать самим. Ширина полосок для квиллинга, обычно, 3-7 мм.

В процессе работы в технике «квиллинг”, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.

Квилинг помогает овладеть :

Различными приемами работы с бумагой.

Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д.

Обогащает словарь ребенка специальными терминами.

Квилинг развивает :

Внимание, память, логическое и пространственное воображения.

Мелкую моторику пальцев рук и глазомер.

Художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

Способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

Пространственное воображение.

Квилинг воспитывает:

*Интерес к искусству квиллинга.

*Культуру труда; совершенствует трудовые навыки.

*Умение играть в коллективе, расширяет коммуникативные способности детей.

*Аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Что нам потребуется:

Бумага для квиллинга

В продаже можно найти специальную бумагу для квиллинга. Она продается как цельными листами, так и уже готовыми полосками. Если у вас нет возможности приобрести такую бумагу, можете воспользоваться обычной двусторонней. Главное, чтобы эта бумага была прокрашена внутри.

В качестве основы для поделок (картин, открыток) следует использовать обычный белый или цветной картон не имеющий гладкую (глянцевую поверхность, либо, на картонную основу приклеить подложку из шероховатого материала, например обойного листа. Таким образом сцепление картона и изделия будет наиболее прочным и долговечным.

Инструменты для квиллинга

Основной вид деятельности в квиллинге - это закручивание бумажных полосок. Накручивать их можно на зубочистки, спицы для вязания, стержень от шариковой ручки. Удобнее всего работать со специальным инструментом для квиллинга.

Клей

Чаще всего для квиллинга используют клей ПВА. Выбирайте тюбики с тонким носиком - дозатором.

Занимайтесь квиллингом вместе со своим ребёнком, поверьте, это принесёт вам радость и приятные ощущения от совместно проведённого времени, позволит лучше понять и узнать своего малыша.

Удачи вам в начинаниях!


Top