Что такое золото скифов? Сокровища скифов: история золотой коллекции музеев Крыма.

Золотая скифская пектораль, из музея в Киеве

Те, кому доводилось путешествовать днепровскими степями, в большинстве своем распаханными да изрезанными лесопосадками, наверняка обращали внимание на периодически встречающиеся на пути земляные курганы. Сотворенные много веков назад эти рукотворные земляные сопки, как и египетские пирамиды, уже давно стали частью природного ландшафта.

Изначально об их происхождении высказывали самые невероятные версии: одни полагали, будто высокие холмы в плоской степи специально насыпали перед войной, чтоб с их высоты высматривать приятеля; другие считали курганы чем-то вроде пограничных столбов, отделяющих территорию проживания одного древнего народа от другого; третьи же отводили курганам роль своеобразных могильников, содержащих в своих недрах усыпальницы древних царей и несметные сокровища.

Последняя версия в скором времени подтвердилась.
Во все времена и не один раз в непосредственной близости от курганов — то на пашне во время земляных работ, то в карьерном отвале - находили диковинные золотые бляхи, обрывки золотой фольги, потемневшие от времени сосуды.

Так, во второй половине XIX века крестьяне в окрестностях Никополя, добывая песок в одном таком холме, прозванном местными жителями «Луговой могилой», нашли золотые изделия с отчеканенными на них изображениями странных чудовищ. Счастливые обладатели находок доложили об этом происшествии в местное управление, а чиновники уже поведали археологам. В результате последовавших за этим раскопок удалось найти могилу скифского царя, останки которого обильно украшали золотые предметы.

Скифы - этот мощный племенной союз более тысячелетия занимал территории современной Украины и Молдовы, Скифскую культуру считают одной из самых поразительных в истории, и ее наследие для Европы так же велико и значимо, как кельтское или славянское. Правда, до недавнего времени о скифах было известно не очень много, основным источником информации являлись описания их быта и обычаев, сделанные древнегреческим историком Геродотом. Он, как известно, любил путешествовать и даже лично посетил греческую колонию Ольвию, расположенную в устье Днепро-Бугского лимана, то есть в непосредственной близости от территории проживания скифов.

Откуда появились скифы в Северном Причерноморье - неизвестно. Этот народ неплохо обосновался на занятых землях, развил самобытную культуру, наладил торговые отношения с соседями и даже позволял себе ходить войной на более агрессивных соседей. В общем, все, как обычно, не считая того факта, что именно скифы первыми стали добывать в степях Украины золото.

Более того, скифы из этого благородного металла создали целый культ. Золото применяли в быту, обильно украшали драгоценными бляшками одежду и обувь, покрывали военную амуницию, конскую сбрую и, совершенно не жалея, закапывали огромное количество золотых украшений вместе с умершими. Приверженность скифов к золоту являлась их странной, удивительной особенностью. Тот же Геродот писал, что серебро и медь этим народом употреблялись в ограниченных количествах, а предпочтение они отдавали исключительно золоту. И действительно, археологические находки показывают: ни до, ни после скифов этот металл не был так распространен в степном регионе нынешней Украины. Ни одна другая культура древности, даже «богатые золотом Микены», не могли в этом отношении соперничать со Скифией.
Золото у этого степного народа считалось символом богатства, олицетворяло огонь, солнце, царскую власть и, что самое главное, вечную жизнь. Чтобы покрыть им как можно большую площадь тела, скифские мастера разработали специальную технологию - ручную вытяжку золотой фольги и чеканку из нее бляшек с оригинальными изображениями.

Помимо золотых бытовых принадлежностей и украшений, скифы оставили после себя множество курганов. Правда, спустя два с половиной тысячелетия внешний вид их заметно изменился. Некогда курганы являлись не просто земляными сопками, а довольно примечательными архитектурными сооружениями. Насыпи некоторых погребальных холмов имели облицовку из камней или деревянных срубов, несли на себе широкие цветные пояса из глины, окружались глубокими рвами. И все это было предназначено для того, чтобы скрывать от человеческих глаз довольно сложные подземные мавзолеи, катакомбы, склепы.

По информации Геродота, главный культовый центр Скифии располагался между реками Днепр и Южный Буг. Именно владыкам степной Скифии принадлежат крупнейшие из курганов, подлинные степные пирамиды, накрывающие, словно куполами гробницы могущественных царей Причерноморья. Гробницы, наполненные золотом не менее щедро, чем погребальные камеры египетских фараонов. А так как скифы ценили места захоронений своих предков превыше всего, то, конечно же, старались защитить могилы, для чего использовали насыпи высотой подчас более 20 метров.
Однако золото, на то и золото, чтобы испокон веков будоражить людские умы. Тайны происхождения скифского богатства не давали покоя грекам, римлянам и персам. Откуда скифы брали золото в таких количествах — никто не знал. И, вместе с тем, хорошо было известно, что сколько-нибудь значительных рассыпных месторождений или золотон0сных жил в Скифии не имелось.

Создавалось впечатление, что древние умельцы, подобно алхимикам средневековья, попросту владели секретом извлечения драгоценного металла из подручных средств. Но то, как они это делали, оставалось тайной, открыть которую не удавалось ни силой, ни хитростью. Так что, за незнанием золотоносного источника, алчным до чужих богатства неприятелям оставалось только промышлять грабежом. И если греки и римляне в конечном итоге решили не связываться с хитрым и воинственным степным народом, то царь персов Дарий I, прослышав о скифских богатствах, в 512 году до н. э. вторгся на территорию Северного Причерноморья, приказал разрушить скифские гробницы и извлечь оттуда все найденные сокровища.

Справедливости ради следует отметить, что он все же предупредил о своем намерении и предложил отдать ему сокровища добровольно. «У нас есть отеческие могилы. Найдите их и попробуйте разрушить, и тогда узнаете, станем мы сражаться за эти могилы или нет», — так ответили скифы Дарию. Воинственные степняки вместо того, чтобы принять бой с огромной, превосходящей их в силе и численности армией, разумно ограничились партизанской тактикой, измотав внезапными атаками неповоротливое войско захватчиков. Так они отстояли свои земли.

Когда же скифы исчезли так же внезапно, как и появились, могилы их предков остались без защиты и в курганы ринулись охочие до легкой наживы кладоискатели. Правда, добраться к легендарным сокровищам оказалось не так уж просто. Требовалось немало усилий, чтобы раскопать многометровую земляную насыпь, а скрыть столь масштабные раскопки, естественно, не представлялось возможным. Земляные работы «черных археологов» неизменно привлекали внимание как простых жителей, так и конкурентов, а особенно властей. Вот и приходилось нелегальным искателям сокровищ проявлять поспешность, что, как известно, ни в одном деле до добра не доводит. К тому же, против разорения могил восстали и сами их обитатели. Как вскоре выяснилось, не только фараоны умели защищать свои захоронения проклятиями.

В 1862 году, археологи приступили к раскопкам кургана, расположенного в 20 км от Никополя и называемого в народе Чертомлыкским. Уже предварительный анализ извлеченных из земли артефактов показал: это захоронение какого-то могущественного скифского правителя. Однако найденная усыпальница оказалась разграбленной. В ней удалось обнаружить лишь разбросанные кости погребенного, остатки деревянного ложа, на котором покоился прах, несколько золотых вещей — перстень с изображением быка, бляшки с фигурами животных и растений и бронзовые наконечники стрел. Тем не менее, археологи не отчаивались.

Как показывала практика, нередко подобные захоронения за фальшивой погребальной камерой оборудовали специальными тайниками, в которые и помещали настоящие сокровища. Судя по всему, скифы хорошо понимали, насколько напичканные золотом курганы притягательны для грабителей. Такой тайник обнаружился и в Чертомлыкском кургане. И хранилось в нем немало драгоценных вещей: золотая пластина от ножен меча, золотая обкладка колчана с изображенными на ней сценами из греческой мифологии, золотое крученое ожерелье, золотые браслеты и кольца, пояс, отделанный золотыми бляшками. Обнаружилось также и то, что в эту тайную камеру вел грабительский ход. И в том месте, где он соединялся с сокровищницей, археологи нашли раздавленного обвалом расхитителя гробниц в окружении множества украденных им золотых вещей.

Курган после раскопок «черных археологов»

Впрочем, возмездие загробного мира практически никогда не останавливало «черных археологов». Обилие захороненного в курганах золота заставляло забывать о страхе. А запасы его, судя по всему, были огромны. К примеру, знаменитый курган Солоха, расположенный в Запорожской области, разоряли на протяжении нескольких столетий, и золота в нем, казалось, не убывало. Отчасти это объяснялось огромными размерами кургана — в диаметре он достигает 100 метров, в высоту — 18.

Серьезные исследования Солохи начались в 1912 году и связаны они с именем профессора Петербургского университета Николая Веселовского. Первичный осмотр кургана показал, что он не избежал печальной участи разграбления, но Веселовский по опыту знал, что дилетантам, охотящимся исключительно за золотом, редко удавалось обобрать могилу дочиста. Да и в кургане могло оказаться несколько захоронений. Внутреннее чутье не подвело русского профессора: спустя два сезона археологических работ, исследователи за свою веру и упорный труд получили заслуженное вознаграждение. Обнаруженные тайники хранили массу золотых предметов, обладавших редкой исторической ценностью. Самой выдающейся находкой этого кургана, прославившейся на весь мир, стал искусно выполненный золотой гребень весом 294 грамма.

Дальше - больше. Ровно 40 лет назад, летом 1971 года, на близ города Орджоникидзе Днепропетровской области археологи извлекли из раскопа поистине удивительные украшения. Под восьмиметровой насыпью открылись богатейшие, не потревоженные ни древними, ни нынешними грабителями, погребения скифской царицы и мальчика, лежавшего в алебастровом саркофаге. В полном соответствии с описанием Геродота, одежда покойников ослепляла золотым блеском. Царица лежала в платье, расшитом золотыми пластинками с орнаментами и изображениями животных, а ее шею обнимал массивный обруч-гривна из того же благородного металла, с мастерски выполненными фигуркам львов. Высокая шапка также несла на себе тонко сработанные золотые пластины. К сожалению, главная камера — место погребения самого царя — до момента раскопок не сохранилась. Судя по всему, все, что в ней было ценного, успели вынести беспринципные разорители.

При входе в царскую усыпальницу археологи нашли тайник, не замеченный грабителями, в котором обнаружилась - нагрудное украшение скифского царя IV века до н. э., весящая более килограмма (если быть точным, то 1 кг 150 г). В диаметре это украшение достигало 30,6 сантиметра и было выполнено из золота 958-й пробы. Всего же из Толстой Могилы исследователи извлекли около 4,5 килограмма уникальных золотых изделий.
Как полагают некоторые знатоки скифской культуры, все до сих пор найденное в древних погребениях золото лишь видимая часть айсберга. Ведь Скифия славилась целой династией царей, и могилы большинства из них до сих пор не обнаружены. Да и немало грандиозных, еще не обследованных курганов ждут своего часа.

Золото скифов, отправленное на выставку в Амстердам из Крыма, должно быть передано Киеву. Такое парадоксальное решение сегодня принял суд в Нидерландах. Но точка в этом деле еще не поставлена. Крымские музеи сейчас готовят апелляцию. Юристы говорят, что постановление суда нарушает не только положения контрактов, но идет вразрез с принятыми во всем мире принципами музейного сотрудничества.

Решение окружного суда Амстердама создало опаснейший прецедент в музейном деле. Судьи не определились, кому принадлежат экспонаты: крымским музеям или Украине. При этом они считают, что фрагменты материальной истории Крыма должны быть переданы в Киев на том основании, что они являются частью культурного наследия Украины. Срок их декларации на вывоз уже истек. А этот документ якобы надо оформить в Министерстве культуры Украины.

«Окружной суд Амстердама постановил, что позиция крымских музеев, состоящая в том, что экспонаты являются частью культурного наследия Крым, не является юридически правильной. Во время организации и прибытия выставки Крым являлся частью Украины», - отметила судья.

Крымским музеям дали три месяца, чтобы обжаловать решение в Верховном суде Нидерландов. В центральном музее Тавриды, конечно, ожидали иного решения. Ведь по контракту коллекции должны быть возвращены туда, откуда были взяты. Договор о выставке заключался между музеями, а не между государствами.

«Естественно, мы рассчитывали на справедливое решение суда, но подразумевали, что решение может быть и таким. Естественно мы воспринимаем решение как политически мотивированное и несправедливое по отношению к крымским музеям, наша позиция была неоднократно озвучена, сейчас мы готовим апелляцию в соответствии с голландским и российским законодательством, и будем подавать в апелляционную инстанцию с надеждой на рассмотрение», - сообщил директор Центрального музея Тавриды Андрей Мальгин.

Нидерланды хотят, чтобы теперь вопрос о собственности экспонатов решали Министерство культуры Украины и крымские музеи. Директор амстердамского музея Алларда Пирсона - там проходила выставка - сам был обескуражен решением суда.

«Судья перевел спор в плоскость международного права. Они даже не стали рассматривать вопрос о собственности, решив, что это вопрос относится к компетенции украинского права. И они придали больше значение тому, что у коллекций истекли декларации на вывоз из страны», - отметил директор музея Алларада Пирсона Вим Хупперец.

Выставка «Крым: золото и секреты Черного моря» открылась в музее Алларда Пирсона в феврале 2014 года, ровно за месяц до воссоединение Крыма с Россией. Когда выставка закрылась, экспонаты Музея исторических ценностей Украины, в том числе золотые украшения из сарматских курганов, вернулись в Киев. Но предметы из коллекций четырех крымских музеев: Бахчисарайского заповедника, центрального музея Тавриды, заповедника Херсонеса Таврического и Керченского заповедника застряли в Амстердаме. А это около 500 единиц хранения. Это не только ювелирные изделия, но и редчайшие предметы из керамики, бронзы и мрамора периода античности.

Подобное решение суда может сильно усложнить культурные обмены между Россией и Нидерландами. Кто теперь даст гарантию того, что межмузейный договор о выставке не дает гарантий того, что ценнейшие экспонаты после их перемещения вернуться домой.

На фоне скандала выставка крымских древностей стала невероятно популярной. Возле скромного музея Алларда Пирсона - это часть отделения археологии университета Амстердама - выстраивались невиданные очереди. В залы, где хранятся крымские коллекции, никого не пускают.

Постановление Окружного суда Амстердама, который решил, что коллекция скифского золота из Крыма должна отправиться в Киев, уже прокомментировали в российском Минкульте: «Министерство культуры РФ считает, что данное решение является крайне негативным прецедентом, которое принято вопреки нормам международного права о защите культурных ценностей. Оно противоречит не только положениям контрактов, но и грубо нарушает принципы международного межмузейного обмена. Музейные предметы должны вернуться в Крым, где были обнаружены и где десятилетиями хранились».

Конечно, первыми ассоциациями при слове «скифы» является представление курганов, диких наездников, покоривших территории Крыма и Причерноморья. До этого на землях жили греки, с которыми и произошло столкновение племен. Скифы смогли победить даже персов с помощью грамотных партизанских ходов. Поэтому культура и умственное развитие племени находилось на высоком уровне. Об этом также свидетельствуют раскопки курганов, где часто обнаруживают скифское золото.

Скифское золото

Сокровища скифов будоражили умы историков и археологов, поскольку о них упоминал еще сам Геродот в своих писаниях. Тем более что территории проживания скифов находились относительно рядом. Проживание племен в степях Украины длилось долго, поэтому производство изделий, в том числе и украшений, было налажено. Кроме того, скифы в ювелирном деле стали сотрудничать с греками, которые объяснили им тонкости работы. Именно греки считались высококлассными ювелирами.

Особенности скифского ювелирного дела

Изначально украшения изготавливались только для верхушки поселения скифов, но потом изделия смогли себе позволить приобрести даже простые люди, правда количество золота в них было уменьшено. Изготавливали скифы более дешевые изделия, состоявшие из бронзы. Часть наследия так и называют - скифско-греческим искусством, а часть приписывают только изделиям скифов.

Скифское золото имеет характерные особенности, которые оценивают археологи:

  • Причина изготовления скифами украшений заключалась в том, что так можно было соперничать с греками и доказать могущество своего поселения.
  • Обязательно изделие должно было нести какой-то смысл, рассказывать сюжет или символизировать что-то. Изделия ради изделий никто не делал, поскольку их ценность была бы незначительной.
  • Несмотря на то что скифы были завоевателями, то есть варварами, они ничего не разрушали. Изделия славились тонкостью линий, завершенностью образов и изделий. Украшения объединили лучшие черты обеих культур. Чтоб отличить греческие украшения от скифских, нужно обратить внимание на мотив: если он связан с мифологией и античностью, значит, изделие сделано греками.
  • Существовали мужские и женские украшения. Отличить их можно было по мотивам изделия или внешнему виду. Мужские украшения были выполнены грубее, носили воинственный характер, и мотивы были связаны с войнами и завоеваниями или агрессивными животными.
  • Именно любовь племени к животным выделила отдельный стиль скифской культуры, который назывался «скифский звериный стиль». А также отдельные черты украшений указывают на то, что у поселений были свои религиозные обряды и они были жрецами.

Появление первых ювелирных украшений датируется концом бронзового века, тогда люди уже умели обрабатывать драгметалл, придавать ему форму и внешний вид. Так и родился прообраз современной ювелирной отрасли. Если говорить о самом древнем украшении наследия скифов, то его примерный возраст - 20 тысяч лет.

Большинство изделий было найдено в курганах. Курганы - это насыпи земли, которые имели погребальное значение. В таких местах хоронили только очень богатых скифов или храбрых воинов. А скифское золото обнаруживалось при раскопках археологами. Первые украшения нашли еще при правлении Петра первого: именно он понял, что курганами нужно заниматься, поскольку там хранится большое количество золота, и оно может быть разграблено.

Но из-за революционных процессов и смене власти во время Российской империи не было организовано четкой разработки и добычи украшений скифов.

Золото как часть культуры

Золото племена использовали именно потому, что считали его божественным, магическим веществом. Их привлекал блестящий внешний вид изделий, и они считали украшения оберегом даже в боях. Толщина таких вещей - несколько миллиметров, но они часто выглядели грубоватыми, поскольку скифам хотелось вместить как можно больше золота в изделие. А также существовали массивные нагрудные украшения в виде бляшек, на них часто изображали головы животных, причем в объеме, а не в плоскости.

Самым распространенным считалось изображения оленя или козы - животных, которых видели племена. Но иногда попадались и вымышленные существа, значение которых разгадать сложно. Распространены среди них такие изображения, как:

  • грифоны;
  • химеры;
  • сфинксы.

Несколько изделий могут похвастаться полноценным сюжетом, но также с неразгаданным смыслом. Возможно именно так скифы выражали мысли по поводу сотворения мироздания.

Остальные племена, которые располагались рядом со скифами, также пользовались их техникой обработки золота и изготовления из него украшений. Например, племена готов и гуннов принесли технику на территорию Европы, где ее переняли даже кельты. Именно мастера из Скифии считались лучшими ювелирами.

Хотя длилось такое торжество недолго, поскольку крымские земли и часть территории имели благоприятный климат, и было много желающих завоевать эту местность. Поэтому поселение скифов постепенно выместили и ассимилировали сарматы. Сарматские ювелиры больше склонялись к использованию своей мифологии и мотивов в творчестве, а также дополняли украшения драгоценными камнями, например, бирюзой или разбавляли творчество стеклом.

Где находят украшения?

Самые известные курганы на территории Скифии:

  1. Куль-Оба.
  2. Чертомлык.
  3. Солоха.

Именно там обнаружили массивные и красивые украшения, которые хотят заполучить себе все музеи мира. Часть скифского золота сегодня хранится в «Эрмитаже» (Санкт-Петербург), а остальная часть - в музеях Крыма. В 2017 году некоторые коллекционные экземпляры были вывезены на выставку за границу из Крыма, после чего украинской стороной были предъявлены претензии на право владения ими. До сих пор эти изделия не вернулись в музеи Крыма.

В связи с большим спросом на золото скифов, одесские мастера изготовили изделие самостоятельно и выдали его за корону Царя Скифии - Скилура. Этот «экспонат» долгое время находился на хранении в Лувре, пока не раскрылась настоящая история вещи и экспертиза не доказала поддельность изделия.

Самым знаменитым и подлинным украшением племени считается нагрудная пектораль. Она упоминается в каждом учебнике истории как венец скифского ювелирного мастерства и развития племени. Нашли ее во время раскопок кургана «Толстая Могила» на территории Днепропетровска. Раскопки велись под руководством Бориса Мозолевского, археолога и по совместительству поэта, который увлекался культурой племени. Действие происходило в 1971 году и казалось бесперспективным, но мечта ученого пересилила скептицизм исследователей.

Обнаружение золотой пекторали перевернуло историю и стало знаковым событием, поскольку работа была выполнена чрезвычайно точно, а вес изделия был больше килограмма. Полное значение и оценку сюжета пекторали не поняли до сих пор. Отдельные фрагменты, которые расшифрованы, дают возможность понять культуру быта скифов, их повседневную жизнь. Открытие стало полноценной сенсацией века. А вот второй склеп возле «Толстой Могилы» не раз подвергался ограблениям и действиям черных копателей. Несмотря на это, там обнаружили останки воинов, на которых были золотые венки, а их лица закрывались пластинами из золота.

Коллекция скифского золота насчитывает самые запоминающиеся и массивные изделия. Среди них:

  • браслет со сценами терзания оленя хищниками;
  • бляшка скифского всадника;
  • скифский браслет;
  • бляшка со сценой побратимства;
  • зеркало из золота;
  • налобник с нащечниками;
  • скифское ожерелье.

Кроме украшений или приспособлений из драгметалла, в курганах часто обнаруживают предметы быта скифов, которые больше несут историческую ценность, чем материальную. По поводу открытия известных изделий из золота выпускают монеты, марки и другие памятки. Сейчас добыча изделий считается по-прежнему перспективным и прибыльным направлением в археологии.

» письмом одного из наших читателей. Орфаграфея и пункттация сохранены 🙂

Был как-то недавно в историческом музее в Керчи. Где услышал историю про то, что скифское золото из скифских курганов делали не скифы, а древние греки. Причём современным мастерам до уровня, с которым изготовлены эти изделия, ещё пахать и пахать. В самом музее скифских украшений почти не было, чтобы вынести собственное суждение. Поэтому решил проанализировать интернет.

Скифское золото, в общем, заинтересовало. И чтобы разобраться, я рассматривал скифские украшения из золота (и не только). И самое основное, что заметил: даже тогда было две категории изделий:

  • ширпотреб и попса (хоть и из золота)
  • действительно красивые вещи с художественным вкусом и эстетической ценностью (пусть даже из бронзы).

Изделия из первой категории сделает в наше время даже ребёнок. Фотографий этих побрякушек мы приводить не будем 🙂 Мы остановимся на вещах из второй категории. Подобных которым (по мастерству и по форме) на сегодня действительно практически никто не делает.

В чём отличие? И в тонкости работы. И в точности деталировки. И в живости композиции. И, в первую очередь, в силовых линиях (подробнее про них — в статье «Композиция - как она есть. Силовые линии и равновесие «, прим. ред.). И в душе, чем бы она ни была. Есть чему поучиться, однако 🙂

Для примера рассмотрим вот это изделие:

Что мы видим? Мы видим сложную, возможно ритуальную композицию. Целостность которой обеспечивается как раз теми самыми силовыми линиями. Что за силовые линии? Это условные линии, которые проходят через те или иные детали композиции по определённой закономерности. В частности, именно они отвечают за «настроение» картины. Схематически одну из сотен силовых линий этой фигуры можно представить так:

Что мы видим? Что силовая линия плавная. Она образует в первую очередь спираль, то расширяющуюся, то сужающуюся. Этим достигается интересный эффект. Так, на первый взгляд, здесь изображено нападение некоего саблезубого хищника на некое лошадеобразное животное. Однако если бы художник ставил бы себе цель изобразить нападение и агрессию (а скифы это умели), силовая линия не была бы такой плавной и гармоничной. Она была бы резкой, оборванной. Но не такой умиротворяющей.

Так что на второй взгляд видно: никакое это не сражение. Что — неизвестно. Но нечто мирное и, скорее всего, имеющее отношение к обрядам трансформации. Так, действующие лица:

  1. дерево со странными змеевидными ветвями,
  2. та самая саблезубая собачка
  3. лошадь / конь
  4. птица с кривым клювом и большими когтями (возможно, ворон)
  5. голова животного, подобного барану
  6. небольшая голова птицы, похожей на большую птицу.

При этом собака порождает / изрыгает ворона, ворон порождает / изрыгает барана. Баран, если следовать силовой линии, попадёт прямо в лошать сзади. Судя по аналогии порождения, лошадь порождает / изрыгает собаку. Маленький ворон пытается залететь в ухо лошади, замыкая цикл двойной трансформации. Дерево служит фоном и поддержкой для этих операций.

Скорее всего, мы видим перед собой отрывок из какого-то мифа, который в качестве осколка сохранился в русских волшебных сказках, когда в магическом состязании герой и антигерой принимают поочерёдно облик различных животных / предметов.

Вот такая вот оказалась простая на первый взгляд фигурка… А всё благодаря силовым линиям. Ну и мастерству работы.

Ну а теперь насладимся скифским искусством (а не ширпотребом; критерий — наличие и качество силовых линий + качество работы), насколько это позволяет сделать интернет:

Скифы — это ираноязычные племена, которые начали миграцию в наши края намного позже остальных индоевропейцев. Тем не менее, тогда разница между иранскими языками и языками местного населения была не настолько велика (как сейчас), чтобы люди не смогли друг друга понять. Чем они, в общем-то, и занялись (не считая кратких периодов войн и междуусобиц).

Само собой, наилучшие ювелирные изделия могли быть созданы исключительно в периоды достатка, мира и расцвета ремёсел. Потому что если над тобой висит угроза разорения — зачем делать что-то действительно красивое?

Бронзовый олень, навершие ритуального посоха:

Чудесный улыбающийся лось:

Загадочная клювастая и хвостатая штуковина в качестве набалдашника для ритуального посоха:

Очаровательный бычок:

Замечательная лошадка:

Филигранные головы львов:

Златорогий (буквально) олень; навершие ритуального жезла:

Браслетик:

Отличный динамичный олень, в котором автор решил подчеркнуть силовые линии не только формой скульптуры, но и отметками на поверхности оленя (наверное, чтобы потомки глупых вопросов не задавали 🙂):

Загадочная штука непонятного назначения:

Один из моих любимых — улыбающийся лось:

Красивая поясная бляха, полная силовых линий:

Улыбающиеся головы, навершия ритуальных посохов:

Ещё один из самых любимых, золотой кабанчик:

Чудесный бронзовый олень / лось с символичными симметричными рогами.

Золотая пластинка с оленем:

Красивая рукоятка меча:

Чудесная скульптурная композиция, где крылатый лев добивает коня. Обратите внимание на мастерство передачи умирающего животного — часть уже копытами вверх, часть ещё сопротивляется:

Золотая рукоятка меча:

Конечно, сейчас говорят, что это всё делали не скифы, а греки…

Но это не особо важно. Важно мастерство и тонкость работы.

Кстати, если эти греки были такими мастерами, готовили такие вещи для пришельцев (а иногда и врагов) скифов, то где их работы для себя лично, в греческом стиле и на греческие темы?..

Молчит наука 🙂

Так что возможно, нас ждут в будущем новые открытия в этой области…

Надеюсь, я смог вас убедить, что среди ширпотреба скифского золота попадаются настоящие жемчужины.

Отважные воины, непревзойдённые ремесленники, хорошие скотоводы… Всё это о скифах - одном из самых загадочных народов, появление которого учёные называют «внезапным», что конечно же, небезосновательно.

Возникновение скифов датируется VII веком до нашей эры. Заселив довольно обширную территорию – равнины от западной части Дуная до восточной части Дона, скифы уже были народом со своей культурой и чётко сформированной государственностью, где была и верховная, и исполнительная власть. Откуда прибыли скифы на эти территории, с чего начинается история данного народа, по сей день остаётся загадкой, хотя в настоящее время и выдвигается несколько основных версий.

Имея на то время лучшее вооружение и высоко подготовленную армию, более пятисот лет скифы держали в страхе своих «соседей», например, более слабых фракийцев. Однако есть исторические подтверждения тому, что скифы громили и очень серьёзных соперников, среди которых мощнейшая держава Ахеменидская Персия, армия которой составляла более 6 000 воинов.

Армия скифов была не такой многочисленной, а разгромили противника они благодаря собственной непревзойдённой тактике ведения военных действий. Спустя время, скифы пошли на Египет и разгромили сильнейшее войско фараона Псамметиха. Примеров можно привести ещё много, но ясно одно: эпоха скифов – одно из самых ярких пятен в истории тех народов, которые когда-либо заселяли территорию современной Украины и южной России.

Своё существование Скифия прекратила в конце III века после поражения германскими племенами. Часть народа была уничтожена захватчиками, оставшееся население слилось с завоевателями.

Помимо отважной армии и жестокости, которая проявлялась в отношении других народов, скифы прославились ещё и необычайной любовью к роскоши. Один из примеров - «богатейшие» места захоронений.

Усопших хоронили в насыпных курганах, которые заполняли большим количеством золотых изделий (золото у этого народа, как впрочем, и у многих других, ассоциировалось с вечной жизнью и богатством). Интересно, что так скифы провожали в мир иной не только богатую знать, но и простых людей. Одежда, в которой хоронили усопшего, была вся обшита золотом.

Для этого, скифами даже была разработана определённая технология производства золотых изделий, которая представляла собой ручную вытяжку золотой «фольги», из которой выдавливали тонкие бляхи или так называемые медальоны. На них были вытеснены различные изображения.

Этой работой занимались специально обученные ремесленники, а секреты создания золотых украшений, которые нашивались на погребальное одеяние, передавались из поколения в поколение. Помимо этого, при захоронении знати, скифы клали в могилы ещё и довольно массивные изделия из золота. Очень часто скифы прикрывали благородным металлом даже лица умерших - накрывали их масками, выполненными из золотой фольги.

Кроме того, что золото скифов имеет особую манеру исполнения, объектами для изображений на этих изделиях выступают в основном животные. Три их основные группы: хищники, копытные и птицы. Встречаются также и вымышленные фантастические животные. Нельзя не отметить и тот факт, что изображениям всех зверей на золоте скифов характерен весьма ограниченный набор поз. Например, хищники из семейства кошачьих спят свернувшись, копытные стоят на кончиках копыт, оленей скифы изображали в лежачей позе с подогнутыми ногами и т.д.

К сожалению, вообразить себе весь масштаб золотого наследия одного из самых удивительных и загадочных народов современному человеку не представляется возможным. Курганы грабили, как во времена скифов (причём промышляли этим не только соседние поселения, но и сами скифы), так и после. Очень много курганов было «растаскано» германскими племенами, захватившими Скифов. Возможно, нетронутых мест захоронений уже и вовсе не осталось, по крайней мере, тех, где была захоронена скифская знать. Для опытных кладоискателей определить, где спрятано золото, не составляет труда.

К тому же, сориентировать в структуре такого места захоронения достаточно просто. В основном, грабители использовали такой способ – проделывали узкий лаз непосредственно к месту, где покоился усопший, снимали с него золото и возвращались обратно.

Уцелевшее и сохранившееся до наших дней золото скифов можно увидеть в Музее исторических драгоценностей Украины, которую по праву называют «Золотой кладовой». Известия о том, что древние артефакты могли быть вывезены новыми властями за территорию страны в качестве залога под новые кредиты и финансирование, взбудоражило многих. И дело даже не в том, что данные экспонаты являются золотым запасом Украины. Изделия скифов выполнены из низкопробного золота и имеют исключительно культурную ценность - это наследие народа, заселявшего территорию современной Украины и восточной части России за тысячу лет до нашей эры.

Существует также мнение, что сокрытие или вывоз артефактов может иметь и более глубокий смысл – уничтожение фактов, которые опровергают мифологическое «еврейское первородство». К слову, когда речь заходит об «арабской весне», войне против Сирии и Ирака, тоже часто упоминается о похищении артефактов. Есть предположение, что до сокровищ, которые хранились в Киеве (если, конечно, их вывоз, действительно, имеет место быть), дотянулись те же руки, которые причастны к исчезновению древностей из музеев Каира и Маллави, Иракского национального музея в Багдаде и т.д. Однако докопаться до правды не представляется возможным.

История местонахождения золота скифов, хранившегося в Музее исторических драгоценностей Украины, на сегодняшний день покрыта такой же тайной, как и история возникновения самого народа.


Top