Дагестанские мужчины каких любят девушек. Кто такие дагестанцы и почему они ведут себя «не так»

Год назад познакомилась с дагестанцем. Он сразу же начал проявлять к мне симпатию.Изначально понимала, что данные отношения ни к чему большему не приведут. Начинала их для того, чтобы развлечься, отвлечься, приятно провести время, но не более. В тот период переживала расставание с бывшим парнем, с которым встречалась около 2 лет. Расстались по моей инициативе, но все же было неприятно. В то время, я еще не воспринимала новые отношения даже элементарно как отношения, ибо для меня религия достаточно важна.Я четко понимала, что мои родители вероятнее всего будут против. Изначально, мы встречались очень редко, потом все чаще и чаще. Я и не заметила, как быстро привыкла к нему, хотя месяца через два постоянно пыталась прекратить данные отношения, понимая, что будущего нет и, чем раньше мы расстанемся, тем будет лучше. Я знакомилась с другими мужчинами, проводила с ними время, развлекалась с подругами, различные клубы, тусовки. Я искала причины для ссор, но до сих пор не могу понять, зачем он всегда останавливал меня, просил не бросать его, даже плакал из-за меня. Он относился ко мне, как ни один человек не относился (хотя отношений у меня было приличное количество). Это определенно мне льстило и вместо точки, я снова ставила многоточие. Он дарил мне цветы, подарки, прощал мне все, мог приехать ко мне просто чтоб постоять под балконом, выкладывал мне сердечки из цветов, говорил и писал невероятные слова. Первые несколько месяцев мы никогда не заговаривали о религии. Для меня эта тема была табу, и он не начинал ее. Однажды, я попросила узнать подругу о том, что он ждет от этих отношений, на что он сказал, что хочет будущего и вследствие того, что он родился, вырос и его семья живет в славянских местах, обычаев он практически не соблюдает. После месяцев пяти я все же решилась заговорить на эту тему. Он сказал, что запрета на брак между людьми разной религии нет. Я сказала, что мои родители никогда этого не примут, да и его родители тоже. Он мне ответил: «С чего ты взяла? Все возможно и осуществимо“. Я все равно пыталась расстаться, но он держал меня, просил, умолял. Я знала, что он любит меня. И решила рискнуть, попробовать, подумала, почему мы должны расставаться сейчас, раз нам невероятно хорошо вместе? Тогда я понимала, что рано или поздно, но нам придется разойтись и, надеялась, что это произойдет по любой банальной причине, не важно, но только не из-за религии. Мы стали проводить все больше и больше времени вместе, я невероятно привязалась к этому человеку и испытывала очень сильные чувства, эмоции, но держала его на расстоянии, не давала себе полюбить его. Я перестала общаться с подругами, друзьями, перестала куда-либо ходить развлекаться, а если и ходила, то только с ним. Мы проводили все время вдвоем. Он просил не держать на расстоянии его, дать волю всем чувствам, просил серьезности. И я сдалась. Он говорил, что хочет прожить со мной всю свою жизнь, быть только со мной всегда, просилменя быть только с ним всегда. У меня все равно возникали иногда мысли, и я спрашивала, когда мы расстанемся, имея ввиду невозможность быть вместе. Он отвечал, что это глупость, что мы не расстанемся. Он говорил, что встретил ту единственную, с которой хотел бы провести всю свою жизнь. И я верила. Я даже начинала думать, что если это действительно настолько сильная любовь, то и мои родители поймут, и я могла бы попробовать их убедить в этом когда-нибудь потом, в будущем. Он ездил к себе на родину, и я думала, что если не суждено нам быть вместе, он поймет это именно там, в той обстановке. Но он продолжал писать и говорить, что всегда хочет быть со мной, что я единственная в его жизни, и что он меня встретил для будущего. Я снова пыталась ссориться. Но он снова просил и умолял не бросать его, снова писал слово «всегда» и я понимала, что тоже люблю его и не могу без него. Я гнала от себя грустные мысли, пыталась наслаждаться тем, что есть. Но они никогда не оставляли меня. Он видел, что я действительно полюбила, знал, что нужен мне и я серьезна в своих чувствах. И в этот момент он стал отдаляться. Все было, как и раньше, но я чувствовала, что что-то не так. Мы начинали постоянно ссориться, инициатором всегда была я, но он уже не стремился мириться. Я думала, что он всегда прибежит, сам извиниться. Но этого не происходило. И начинала все я. В это время, я как-то забыла о религии и думала, что это кризис в наших отношениях, что надо пережить, попробовать, рискнуть. Мы стали реже видеться. Он перестал мне говорить слово “всегда“. Однажды мы разговаривали и я почему- то спросила у него:“ Сможем ли мы быть вместе?“.Это был очень тяжелый разговор. Он ответил нет. Так принято по их обычаям. Он жениться только на своей девушке. Я говорила ему, что нужно бороться за любовь, за чувства. Просила поговорить с родителями. Он сказал нам не суждено быть вместе никогда. Мы не сможем. Он знает ответ родителей, т.к. в его семье уже возникала такая ситуация. Я спрашивала зачем тогда были все те слова и он отвечал, что говорил то, что чувствовал, не думая о будущем.В итоге решили остаться друзьями, но он все равно меня держит, звонит,пишет,ищет встреч,говорит,что я все еще его девушка, хотя родители сказали ему жениться через год(возможно даже и раньше,а это он так говорит).Он продолжает писать, говорить, что любит очень сильно, не дает общться с другими молодыми людьми.С одной стороны умом я понимаю, что все это лапша на уши, но с другой все еще испытываю к нему сильные чувства. И не видеться не получается, и закончить это все.Действительно хочу быть друзьями, потому что человек хороший,но как дружить с ним ума не приложу. Посоветуйте что-нибудь или расскажите свою историю отношений с дагестанцем.

текст: Владимир Лактанов

Когда в Дагестане на улице звучит выстрел, никто не оборачивается. Привыкли

За двое с половиной суток в Махачкале, куда я приехал на матч между «Анжи» и «Спартаком», я исходил весь город вдоль и поперек. Но это было днем. Представление о менталитете местного населения я получил после одной ночной прогулки. Мне надо было пройти до гостиницы не более 500 метров, но за это время ко мне подошли три человека с одной и той же просьбой - разменять 500 рублей по 100. Разумеется, этих людей я проигнорировал. Но следом ко мне приблизился еще один человек, одетый в стиле «непритязательный casual». В Москве бы такого назвали «гопником». Между нами состоялся следующий диалог:

– Извини, братан, мелочь есть?

– Слушай, если у тебя есть такая возможность, выручи мелочью, я буду очень благодарен. Если же тебе это доставит неудобства, то не надо мне ничего давать, я не обижусь.

Я был потрясен. Таких вежливых и культурных «гопов» я еще не встречал. Стоит ли говорить, что почти вся мелочь, звеневшая в моих карманах, перекочевала в руки прохожего. Я удалился, долго еще слыша слова благодарности в свой адрес. Эти встречи в ночной Махачкале стали наглядным примером расслоения дагестанского общества на «элиту» и маргиналов.

«Элита» - это интеллигентные, адекватные, приветливые люди. Для них правила гостеприимства и уважение к старшим - священные понятия. А маргиналы - такие же, как везде: свистят вслед девушкам, задевают на улице плечом мужчин, чтобы спровоцировать перепалку, вслед за которой обычно следует драка, пьянствуют, употребляют наркотики, занимаются «гоп-стопом». Но отличие дагестанских представителей этой социальной прослойки в том, что в их поведении отчетливо прослеживается национальная тематика. Нет ничего плохого в том, чтобы считать свою нацию лучшей. Более того, любой человек должен гордиться собственной национальной принадлежностью. Но когда представитель отдельной национальности заявляет, что его народ наделен превосходством, а остальные - шваль, подобные умонастроения надо выжигать каленым железом. Именно такой радикальный метод и надо применять к тем, кто стреляет в воздух на свадьбах, устраивает беспредел в армии, танцует лезгинку там, где это не принято, открывает в соцсетях группы с экстремистскими лозунгами.

В Дагестане у меня возникло впечатление, что именно представители подобных маргинальных слоев приехали с Северного Кавказа в Москву, а все культурные представители этой республики остались дома. Такой вывод я сделал, исходя из общения с дагестанцами на улицах, в кафе, на стадионе, в самолете, такси. Адекватные дагестанцы и сами крайне негативно относятся к тем, кто едет в крупные города «воевать», презирая законы и местные моральные устои, кто стремится доказать свою крутость, разжигает межнациональную рознь и позорит нацию.

Ужиться русским с дагестанцами мешают не только маргиналы, но и ряд черт национального характера жителей Северного Кавказа. Менталитет у них складывался веками, и в итоге получился таким, что законы для дагестанца не идут ни в какое сравнение с «понятиями». Одна женщина в самолете Москва – Махачкала рассказывала соседям, что им пришлось уехать из российской столицы домой, потому что ее брат до полусмерти избил кастетом какого-то парня лет шестнадцати, который приставал на улице к ее 12-летней дочери. Отморозок, пристающий к ребенку, - это, конечно, возмутительно, но российская машина правосудия в состоянии наказать этого человека. Тем не менее дагестанцы решили действовать по-своему, в результате чего не вписались в московскую жизнь и, потерпев фиаско, едут домой. При этом я заметил, что женщина ни капли не осуждает поступок своего брата.

Дагестанцы не могут проигрывать. Ни в одной игре, ни в одном соревновании. Для них это позор, так что проигрывать они не умеют и не имеют на это права. Видимо, из-за такой черты характера на дорогах Махачкалы творится абсолютная анархия: водители игнорируют разметку, переходящих проезжую часть пешеходов и устраивают гонки по ужасающему дорожному покрытию. Не удивительно, что статистика ДТП с участием пешеходов в Дагестане остается недопустимо высокой.

Нравы в Дагестане крутые и бескомпромиссные. Поэтому в республике существует культ оружия. У всех водителей такси я видел пистолеты, без того или иного оружия махачкалинцы просто не выходят на улицу. В анкетах дагестанцев, размещенных в социальных сетях, практически у всех молодых людей есть фото с оружием в руках. У охранников магазинов - автоматы, по улицам ходят люди в камуфляже и с оружием. В столице Дагестана великое множество оружейных магазинов, цены в которых не особо кусаются. Видимо, поэтому никто в Махачкале не поднимает панику, когда слышит выстрелы, - люди к ним привыкли. Простой пример: когда я шел по улице, сзади прозвучал выстрел. Я напрягся, но женщины, которые шли передо мной, даже не обернулись. При этом в Дагестане высокая степень террористической угрозы, движение ваххабитов имеет некоторое влияние на население. Профилактикой терроризма местная полиция занимается в том же ключе: я не раз видел, как полицейские останавливают случайную машину на улице, выволакивают из нее водителя и, чуть ли не заламывая тому руки, сажают в полицейскую «Газель», а затем начинают обыскивать его автомобиль.

Исходя из всего этого, можно сделать следующие выводы: менталитет в Дагестане особенный, и его надо принять как данность. Но только этот менталитет дагестанцы должны оставлять дома, когда уезжают из республики жить или учиться. К сожалению, не все это понимают. Осознание того, как можно и нужно себя вести и дома, и в гостях, - своеобразный тест на адекватность для дагестанца, «лакмусовая бумажка», признак, отличающий маргиналов от «элиты». И нормально то, что каким бы гостеприимным хозяином я ни был, у себя в городе я радушно приму «элиту», но буду в шею гнать тех, кто нарушает существующие нормы общественной жизни.

Строгий, гордый, величественный и мудрый Кавказ - это захватывающие дух природные пейзажи, внушительные горы и живописные равнины. Народы, которые заселяют эти территории, такие же сильные духом, строгие, гордые, мужественные, задумчивые и умудренные опытом. Одним из таких народов являются дагестанцы. Им свойственны свои специфические черты, которые их отличают от других у них свои обычаи и менталитет.

Дагестанцы - это не единая нация, а своеобразный конгломерат народов. В чем их особенность, почему Дагестан называют территорией с уникальным и специфическим народом? Какие они - дагестанские мужчины и женщины? В статье пойдет речь о специфических чертах характера и менталитете дагестанцев.

Особенности дагестанской внешности

В Дагестане проживают более 30 народностей, половина из которых являются коренными жителями. Поэтому неправильно характеризовать всех дагестанцев по единому стандарту. Например, образ сельских жителей отличается от образа городских, горные представители народа отличаются от равнинных жителей.

Основные черты дагестанской внешности это:

  • Высокий рост (более 170 сантиметров).
  • Прямые жесткие волосы от черного до светло-каштанового оттенка.
  • Цвет глаз - серый, черный, карий.
  • Расположение глаз «переднеазиатское», или горизонтальное, глазная щель узкая.
  • Брови прямые, очень часто сросшиеся.
  • У мужчин волосяной покров развит нормально, борода и усы негустые.
  • Лицо длинное и узкое. Черты лица несколько угловатые, с заметными скулами.
  • Лоб длинный, прямой, узкий, кончик иногда приподнят. Часто лоб и нос образуют одну линию.
  • Губы пухлые.
  • Подбородок не выступающий, но высокий.
  • Затылок выпуклый. Уши высокие с длинными мочками.

В Интернете часто обсуждают красоту и внешние данные дагестанцев. Очень сложно однозначно утверждать - красивые дагестанские мужчины или нет. Красота - это очень относительное понятие. Следует отметить, что у многих представителей этого народа достаточно яркие восточные черты, которые придают определенный шарм.

Забота о доме

Традиционно забота о доме, детях, семье - это одна из святых обязанностей дагестанских мужчин. Вся жизнь их посвящена обустройству и совершенствованию быта. В народе желают друг другу: «Чтобы твой дом здравствовал!» В этом пожелании вся суть отношения к своему и чужому дому: уважение, почитание, бережное отношение и пожелание процветания.

Гостеприимство

Дагестанцы свято чтят традиции гостеприимства и почитания старших. Гостеприимство - это обычай, в разной степени свойственный многим народам, но у горцев он возведен в культ. Сколько бы хлопот это не доставляло хозяину, вне зависимости от экономического положения семьи уважающие себя дагестанцы сделают все, чтобы достойно встретить гостей. Существует правило: все лучшее (кровать, пища, вино, комната) - гостю. Даже в наши дни дети спрашивают, если находят деликатес, для них это или для гостей.

Уважение к старшим

Национальной характеристикой дагестанских мужчин и женщин является почитание старших. Это древняя характерная особенность бытовых и семейных отношений. Старость имеет свои преимущества: молодые люди всегда уступают место старикам, первым начинает говорить всегда тот, кто старше, в присутствии стариков молодые всегда стоят, при стариках нельзя курить и пить, им первым подают воду и пищу. Почитание старших передается из поколения в поколение. Неуважительное отношение к старикам порицается в обществе, такому человеку могут выкрикнуть проклятия в след.

Уважение к женщине

Многие исследователи подчеркивают приниженное и бесправное положение женщин в среде мусульманского Востока, но среди них дагестанские девушки относительно свободны. Женщины не носили паранджу, чадру, здесь не было распространено женское затворничество.

Уважение к женщине в обществе выражается в обычаях и обрядах. Например, когда дагестанская девушка проходит мимо группы мужчин, они прекращают смех, чтобы она не подумала, что они смеются над ней. При появлении в обществе взрослой женщины (как в прошлом, так и в настоящее время) принято вставать в знак уважения к ней. Достоинство и честь девочек и женщин строго оберегается. Посягательство на честь женщины служило и продолжает служить поводом для кровной мести. При этом наказание, мщение, убийство не совершается в присутствии женщины.

Если женщина без головного убора и с распущенными волосами бросалась в центр сражающихся, дагестанцы вмиг останавливали кровопролитие и враждующие расходились.

Следует отметить, что у дагестанских мужчин отношение к женщине формировалось исходя из двух исторических предпосылок. С одной стороны, у мальчиков с рождения воспитывалось уважительное отношение к матери, они осознавали необходимость заботиться о родных женщинах: матери, сестре, жене, дочери или других родственниках. Забота и оберегание женщины - святой долг мужчины.

Но с другой стороны, женщина всегда занимала подчиненное положение в семье, то есть последнее слово всегда оставалось и остается за мужчиной. До сих пор сохраняется разделение обязанностей по дому на мужские и женские, чаще всего женщины не работают, а занимаются домашними делами (готовят, стирают, убирают, растят детей). Мужчины зарабатывают деньги и обеспечивают семью всем необходимым.

Межнациональные браки

Взаимоотношения в межнациональных браках очень сложные из-за разности менталитетов, мировоззрений, культур. Как правило, до сих пор у дагестанцев принято создавать браки с представителями своего народа. Но бывают и исключения, когда возникающие отношения между русской женщиной и дагестанским мужчиной перерастают в брак. Следует отметить, что взаимоотношения могут быть гармоничными только в том случае, если соблюдаются традиции и обычаи каждого партнера, если есть уважительное отношение к культуре народа своего супруга или супруги.

  • уважительно относиться к нему и его родственникам;
  • не перечить мужу в присутствии посторонних;
  • не провоцировать его;
  • не создавать искусственно ситуаций, в которых проявилась бы его ревность;
  • быть гостеприимной;
  • ответственно относиться к своим домашним обязанностям;
  • быть скромной и воспитанной.

Ответственность

Особенностью дагестанских мужчин является ответственность. Слово для них дороже жизни: если он что-то пообещал - сделает. Но даже самые ответственные способны забывать о мелочах, особенно если это касается бытовых вопросов, например, купить лампочку, отремонтировать шкаф, установить Интернет и так далее.

Как и все мужчины восточного типа, дагестанцы умеют много и красиво говорить, способны в мгновение вскружить голову комплиментами. Но везде есть свои подводные камни: дагестанцы очень религиозные, не каждый сможет нарушить традиции рода и жениться на христианке. Если у него уже есть своя семья, то он никогда не уйдет из нее. Семья - это святое, хотя романов на стороне может быть множество.

Отношение к деньгам

Дагестанские мужчины любят красиво ухаживать, дарить подарки, совершать широкие жесты. Им нравится исполнять желания. Но минусом таких жестов является транжирство, а самым страшным злом многих представителей народа являются азартные игры и казино. У многих восточных мужчин сложные взаимоотношения с деньгами, и дагестанские представители сильного пола - не исключение.

Эмоциональность

Дагестанские мужчины умеют открыто проявлять свои чувства - это положительная черта, которая помогает выстраивать отношения, потому что понятно, что именно чувствует человек, можно корректировать свои действия, чтобы улучшить взаимоотношения.

При этом, если возникают вопросы, которые касаются их самих или их здоровья, они очень сдержанные. Например, при переломе руки дагестанский мужчина на вопрос врача о том, что случилось, чаще всего ответит, что поцарапался. Вот так проявляются сдержанность и чувствительность.

Но следует отметить и негативную сторону эмоциональности - ревность, чаще всего абсолютно беспричинная. В отношениях мужчины могут постоянно проверять почту, мобильные телефоны, социальные сети. В случае семейных разборок нельзя выводить мужчину из себя. Конечно, у каждого свой темперамент, но рукоприкладство или разгром помещения - самые распространенные проявления бурного темперамента.

Религиозность

Особенностью народа является следование духовной традиции, несмотря на то, что население Дагестана очень разнообразно. Практически 90 % жителей исповедуют ислам, оставшиеся 10 % - иудаизм и христианство. Распространяться религия в Дагестане начала еще в VII веке. Первоначально она появилась в Дербенте, затем на равнинной территории. Но господствующей религией в Дагестане ислам стал только в XIII веке. Такое длительное его распространение связано с и только после нашествия татаро-монголов ислам стал религией всех народностей республики. Среди жителей есть как шииты, так и сунниты.

Все хорошо, что в меру. Среди дагестанцев встречаются и ярые религиозные фанатики. Они верят, что действуют во имя Бога. Прежде чем заводить семью с дагестанским мужчиной, следует прояснить некоторые моменты: его отношение к женщине и ее роли в семье, его отношение к религии, его отношение к детям. Во многом религиозность отражается на других аспектах жизни человека. Например, строгое соблюдение религиозных обычаев и традиций в быту, подчиненное положение женщины, многодетность и так далее.

Какие они - современные дагестанские мужчины?

  • Это прежде всего самые гостеприимные люди на планете. При встрече всегда улыбаются и жмут руку.
  • Уважение к старшим возведено в культ и в ранг закона. Любой старик будет иметь почет и уважение среди молодежи.
  • Среди мужчин нет никаких поцелуев.
  • Они очень не любят отчества, всегда обращаются только по имени.
  • Очень талантливые, среди них много танцоров, певцов и поэтов.
  • Очень любят петь патриотические песни.
  • Любят должности и внешние атрибуты: машина, кабинет, яркая одежда.
  • У мужчин развиты сильные лидерские качества, всегда берут инициативу на себя.
  • Любят соревноваться по любому поводу и очень болезненно переживают поражения.
  • Любят мясо на огне и хинкали.
  • Легко теряют самоконтроль. Если хотите вывести дагестанца из состояния равновесия, заденьте его патриотизм или укажите на слабости.
  • Открытые, про них можно смело сказать «душа на распашку».
  • Не любят иронию, абстрактные шутки. Все сказанное принимают за чистую монету.
  • Они очень эмоциональные, любят размахивать руками, кричать, громко выражать свои мысли.
  • Многие любят лошадей и собак, причем увлекаются ими серьезно.
  • Знают свой род чуть ли не до 7-го колена.
  • Пренебрежительно относятся к закону, считают себя свободными людьми.
  • Щедрые, отдадут последнее своему соседу.
  • Умеют дружить, для друга пожертвуют всем, что есть.
  • Очень любят свою Родину, язык, культуру и обычаи.

Самые известные дагестанские мужчины

Народы Дагестана дали стране и миру великих поэтов, ученых, художников, спортсменов, композиторов и других деятелей искусства и культуры:

  • Абдулагатов Ильмутдин - ученый физико-математических наук.
  • Айтберов Тимур - историк, специалист по дагестанской историографии, средневековому Дагестану, персидским и арабским рукописям, истории ислама в Дагестане.
  • Аливов Яхья - знаменитый физик.
  • Альдеров Альберт - генетик в области зерновых культур.
  • Алиев Шамиль - разработчик космических технологий и ракетного оружия.
  • Апашев Магомед - доктор технических наук.
  • Темиров Руслан - ученый в области нанотехнологий.
  • Темиров Юсуп - радиоэлектронщик.
  • Халидов Гамид - ученый, изобретатель.
  • Шихсаидов Музакир - знаменитый физик, в настоящее время работает директором АО "Дагтелеком" в Махачкале (Дагестан).
  • Хангишиев Мужаедин - авиаконструктор, изобретатель.
  • Шихсаидов Амри Рзаевич - историк, специалист по дагестанской историографии, средневековому Дагестану, истории ислама в Дагестане и Махачкале.
  • Магомедов Наби - известный химик.
  • Магомедов Мурад - археолог, специалист по истории в период раннего средневековья.
  • Магометов Александр - лингвист, специалист по лезгинским языкам и языкам даргинской группы.
  • Махов Магомед - заслуженный врач Российской Федерации.
  • Нажмудинов Гаджи - специалист в сфере философии и истории зарубежной философии, социальной культурологии, антропологии.
  • Султанов Казбек - специалист по культуре и литературе народов Кавказа.
  • Талибов Букар - специалист по лезгинским языкам, лингвист.
  • Тарланов Замир - литературовед, лингвист, специалист по русским пословицам и литературному языку XVIII века, по агульскому языку.
  • Батдалов Мухтаритдин - знаменитый архитектор.
  • Гамзатов Гаджи - литературовед.
  • Гусейнов Абдусалам - советский и российский философ.
  • Даидбеков Адильгерей - профессиональный инженер Дагестана.
  • Каяев Али - дагестанский религиозный деятель и ученый.
  • Курбанали Акаев - серебряный призер чемпионата мира в 2007 году по кикбоксингу.
  • Сапиюлла Карачаев - чемпион Европы 1978 года по вольной борьбе.
  • Меджид Бектемиров - чемпион России по боям без правил (2007), чемпион мира по боям без правил (2008).
  • Джамал Касумов - двукратный чемпион мира по кикбоксингу. Чемпион мира (2005), Европы (2004).
  • Гаджиев Гаджи - заслуженный тренер России.

Кроме того, Дагестан дал миру таких великих поэтов: Гамзатова Расула, Алиева Фазу, более 60 героев Великой Отечественной войны, например, Исмаилова Абдулхакима и многих других. Продолжать можно до бесконечности. На весь мир прославилась школа вольной борьбы. Здесь появился один из лучших борцов в истории, трехкратный чемпион Олимпийских игр - Сайтиев Бувайсар, а дзюдоисты и Хайбулаев Тагир принесли стране первые золотые медали на Лондонской Олимпиаде 2012 года.

Изначально Аида не собиралась выходить за Омара. Познакомились они год назад – соседка Аиды выходила замуж за друга Омара. А потом он стал за ней ухаживать, и она поняла: «Он – мой человек. Это было мое решение». В Дагестане, где еще существуют браки по сговору родителей, это важно.

Правду она говорит или соблюдает традицию – не понять. Местных девочек воспитывают с идеей, что мужчины должны их добиться. «Если парень захочет, он придумает, как меня найти», – объясняет мне подружка Аиды. Подобная уверенность может существовать только в городе, где все друг другу – братья, кунаки и соседи.

– Ты мужа должна бояться? – спрашиваю я Аиду.

– Бояться? – она растеряна. – Нет, уважать должна. Семья дает чувство уверенности. Нас с детства учат, что в браке нужны терпение и смирение. Каждая девочка знает: она вырастет, выйдет замуж и будет заботиться о муже.

Еще меня уверяют, что каждая девочка знает, что муж будет единственным мужчиной в ее жизни – местные женщины держатся за свою невинность так же твердо, как мужчины – за свою нефть. Что логично: и то и другое – приватизация недр, неопровержимый аргумент в будущем сватовстве.

Папа, подари!

Вопрос приданого и калыма обсуждается во время сватовства. Родители жениха должны предоставить молодым жилье – отдельную квартиру или свои комнаты в доме. Они же покупают невесте украшения и целый чемодан одежды. «Мне подарили норковую шубу Black Lama – до колен, с капюшоном, очень красивую, а еще золото – цепочку, браслеты, кольцо и серьги с бриллиантами, сапоги, туфли и сумки, белье, вообще всю одежду – зимнюю и летнюю, – перечисляет Аида. – Одели от и до, поэтому я даже не взяла ничего из дома родителей. Со временем я, конечно, поеду туда, что-то заберу, что-то раздам, но пока мне ничего не нужно».

Родители невесты покупают мебель – кухню, спальню, гостиную – и все, что потребуется в хозяйстве: от постельного белья до ершика для унитаза. Откладывать деньги начинают с рождения детей. Мамы маленьких мальчиков гордо рассказывают, что уже приготовили все золото для будущих жен.

Правда, кровавых простыней гостям не выносят, но и в ЗАГС не спешат. Потому что главное – это магари. Ритуал, который проводит мулла. Аида с Омаром до ЗАГСа так и не дошли.

– А что было бы, если бы вы расписались, а магари не сделали?

– Так нельзя, это грех.

Зато можно сделать магари и завести себе вторую жену. Это не грех. Зато можно с женой развестись, сказав три раза: «Ты мне больше не жена». Зато развод – вещь почти немыслимая.

Но за поверхностной патриархальностью скрывается что-то еще – трудноуловимое ощущение гармонии, которую эти люди сохранили. И Аида, и Пати, и Марьям выглядят гораздо более счастливыми, чем большая часть моих московских знакомых. Дагестанские девушки работают. Они прекрасно выглядят и не производят впечатление забитых и покорных. А на мужей своих смотрят с такой любовью, которую за здорово живешь не сыграешь.

«Ну, ты пойми, Бог – не фраер. Какими он создал аварских мужчин, такими же он создал и аварских женщин. Под горячую руку лучше не попадаться», – объясняли мне знающие люди.

Нет это не так..Конечно я об общей тенденции. а не об отдельных фактах.
Женщина мать его детей и потому всегда уважаема.Просто дагестанские женщины как правило достаточны умны мудры и воспитаны чтобы не выпячивать свое важное место в семье особенно публично.Они никогда не будут оспаривать ни слова ни решения мужчины публично.А для русских женщин часто это вполне допустимое явление. которое воспринимается ими как..свобода.

-1 Mari77 (Марьям) 2 февраля 2011 в 13:11

автор поста мыслит как все...не восточные люди... Для меня мужчина в семье - это закон!! папа - закон!! младший брат - закон!! нужно научиться верить своим мужчинам, доверять им, и подчинять будет только в удовольствие!!....хотя почему подчиняться?! нехорошее слово, позволять мужчине быть выше себя - это удовольствие!!
а то в России женщины жалуются, что мужчины гвоздь в доме прибить не хотят, ну так позволь мужчине быть главным и он сам все будет делать!! а то как болтать, так баба первая, а как работать, она вспоминает кто в доме мужчина

  • +1 Inda7113 (Инда) 2 февраля 2011 в 13:20

    опять парад шаблонов и штампов.
    И русские разные и не все дагестанские мужчины благородны и умны чтобы с радостью им подчиняться.
    да и вообще есть разные модели семьи

    0 maxuda (хозяйка ада) 2 февраля 2011 в 13:59

    Эльвира, не слушайте кто что говорит. Ваш мужчина вас ценит? Если да, то и будьте с ним счастливы, а если нет, так это просто не ваш мужчина, и дело не в том, что он дагестанец, просто не ваша судьба.
    А, вообще в целом к женщинам они относяться уважительно, и к русским тоже, если сама женщина ведет себя достойно.

    Все мои знакомые дагестанцы очень ценят своих жен. И чем дальше - тем больше. В большинстве семей доминирует женщина, но как-то ненавязчиво. Это не бьет по интересам супруга. Но когда речь идет о каких-то важных кардинальных решениях - тут первое слово принадлежит мужчине.

    +2 qazwsxedc (дима) 2 февраля 2011 в 14:43

    женщина ни кому не должна подчиняться. что значти мнения мужчины или братв-закон? что за эпоха средневековья. В семье важны оба мнения! Приведу некоторые высказывания::
    1.Нет Указа в Природе, чтобы женщина была привязана только к домашнему очагу! Истинно, она – Мать-Хранительница Мира. Потому нет ни одной области в жизни, где мог бы безраздельно царствовать мужчина, именно это безраздельное царствование одного Начала и есть порождение темной эпохи. Творчество одинаково заложено в обоих Началах. В мужчине оно было ярче выявлено только потому, что женщина была лишена того же образования и тех же возможностей упражнять свои творческие силы на широком поприще.
    2.Нет Указа в Природе, чтобы женщина была привязана только к домашнему очагу! Истинно, она – Мать-Хранительница Мира. Потому нет ни одной области в жизни, где мог бы безраздельно царствовать мужчина, именно это безраздельное царствование одного Начала и есть порождение темной эпохи. Творчество одинаково заложено в обоих Началах. В мужчине оно было ярче выявлено только потому, что женщина была лишена того же образования и тех же возможностей упражнять свои творческие силы на широком поприще.
    3.Циничное отношение к женщине, умаление и унижение ее возможны только среди народов уходящих.
    4.Именно, напрасно думают, что сейчас нет узаконенного социального рабства. И самое вопиющее из них – это рабство мысли и рабство женщины. Неужели все значение женщины должно быть сведено лишь к роли родильницы, и кормилицы, и увеселительницы мужчины? Но какого же низкого мнения о себе мужчина, если его увеселительница должна быть лишена высшего умственного развития. Но нельзя идти против эволюции, и мы уже знаем, как дорого стоит человечеству каждое такое сопротивление.
    5.Существует древнейшее изречение – «там, где женщины почитаются и охраняются, там царит [благоденствие] и боги радуются».
    6.Считаю, что женщина должна быть даже образованнее и культурнее мужчины, ибо именно она закладывает первые понятия государственности в своей семье.
    7.Неправильны книжные утверждения, что все Религии и Учения полны суждений о низшей природе женщины. Все подобные суждения в них есть именно те искажения и добавления, которые были внесены позднее власть утверждающими из своекорыстия и грубого невежества. Истинно неповинны в этом вопиющем невежестве Великие основатели Религий и Учений. Примем во внимание, через сколько нечестных алчных рук и на протяжении скольких тысячелетий прошли эти Учения!
    8.Велика справедливость Космическая! Унижая женщину, мужчина унизил себя! В этом нужно искать объяснение скудости проявления мужского гения в наши дни.
    9.Мое сердце так болит за женщин, и особенно видя, как еще многие женщины сами унижают себя и задерживают свою эволюцию. Сейчас время героическое и нужны женщины-подвижницы во всех смыслах и на всех поприщах.
    10.Я так верю в женский здравый смысл, в женский магнетизм, в женское сердце и способность к самоотверженному труду. Не забудем, что заповедано женщине спасти мир.
    Можно много еще превести утверждени разных людей,но толку не будет,если женщина будед перекладывать ответствеенность на других. Так что Эльвира, дерзайте. Все в ваших руках!

  • 
    Top