Детская садовница. Воспитатель в дореволюционной россии Первые детские сады появились под руководством

Марина Гришина
История возникновения детского сада

История детского сада

Само название - «Детский сад » было придумано в 1837 году педагогом Фридрихом Вильгельмом Августом Фрёбелем. Им же было создано учреждение для игр и занятий детей младшего возраста» в городе Бад-Бланкенбурге. Хотя данное учреждение существовало всего около двух лет. Название «Детский сад » он придумал из соображений, что дети - цветы жизни и выращивать их должны садовницы.

В России первые детские сады были открыты в 60-х гг. XIX века. Они были частными и дорогостоящими, поэтому были не доступны для простых людей. Впервые упоминается о детских садах в 1859 г . (г. Гельсингфорс, ныне - столица Финляндии Хельсинки) . В Москве же первый детский сад был открыт только в 1866 г. при пансионе девиц Герке.

Первый платный детский сад был открыт в Гельсингфорсе в 1859 г. Седмиградским, второй в Петербурге в 1863 г. женой профессора Петербургского университета С. А. Люгебиль, третий - в Гельсингфорсе в 1863 г., четвертый - в Петербурге в 1863 г. редактором журнала “Детский сад А . С. Симонович.

В период с 1866 по 1870 г. было открыто несколько платных детских садов частными лицами в Иркутске, Воронеже, Москве, Смоленске, Тбилиси, Санкт-Петербурге. В 1868-1869 годах в Москве были открыты четыре платных детских сада , принадлежавших Мамонтовой, Левенштерн, Соловьевой и Римской-Корсаковой. В 1893 году в Москве было 7 платных частных детских садов для детей обоего пола (35 девочек и 21 мальчик) . Все они находились при учебных заведениях и представляли собой подготовительные школы для детей самого младшего возраста.

В данные детские сады принимались деть от 3 до 8 лет. Там с ними занимались педагоги, дети играли в подвижные игры. Кроме этого Симонович начала издавать журнал «Детский сад » , в котором рассказывалось о дошкольном образовании.

Современные Российские детские сады делятся на четыре большие группы : муниципальные, частные (коммерческие, ведомственные и домашние (семейные) . Качество и разнообразие предоставляемых услуг, количество детей в группе и наличие специальных развивающих программ зависит от типа выбранного садика. Расскажем подробнее о каждом из возможных вариантов.

«Муниципальные»

Большая часть читающих эту статью в детстве посещала именно муниципальный (государственный) садик. Современных родителей к выбору подобного варианта обычно подталкивают следующие причины : невысокая стоимость, близость от дома и пресловутый человеческий фактор. Порой в муниципальных садиках работают удивительные люди - милые и улыбчивые воспитательницы или полные творческой энергии заведующие, которые и привлекают в садик «клиентов» .

Основные минусы : переполненность (в группах зачастую бывает до 25 или даже 30 человек, скудное питание, недостаток внимания со стороны воспитателей.

«Общеобразовательная программа» муниципальных садов включает в себя прогулки, физкультуру, рисование, музыку и лепку, реже - английский и посещения бассейна.

«Ведомственные»

Цена вопроса выше, чем в муниципальном саду, но ниже, чем в частном. Помимо цены, недостатком ведомственного сада может стать его недоступность для детей «со стороны» (тех, чью родители никак не связаны с организацией-куратором) .

Детей в группах меньше, питание разнообразнее. Поскольку программы и порядки такого детский сада определяются предприятиями и организациями, в чьем ведомстве он находится, желательно заранее с ними ознакомиться. Записывая малыша в ведомственный садик, проверьте наличие у него государственной аттестации и лицензии.

«Частные»

Достоинств у таких садиков немало - это и небольшое количество детей в группе (как правило, около 10 человек, и внимательное к ним отношение, и разнообразие развивающих программ, и продуманное меню (причем едят детишки не из щербатых тарелок времен СССР, а из красивой посуды веселых расцветок). К каждой группе «прикреплен» педиатр, логопед и психолог.

Для родителей вариант удобен в том числе тем, что частные сады обычно работают до 21.00 (а некоторые даже круглосуточно) .

Совершенству нет предела - некоторые частные садики могут предложить воспитанникам занятия верховой ездой, посещение сауны и бассейна, теннисные корты, меню для юных гурманов и индивидуальное - для аллергиков, занятия иностранными языками. Разумеется, за все это придется заплатить отнюдь не малые деньги.

«Семейные»

Несмотря на то, что домашние детские сады - удовольствие дорогое, интерес к ним со стороны родителей все возрастает. И это неудивительно, ведь в таком садике малышу могут обеспечить максимум заботы и внимания (в «группе» обычно бывает не больше пяти человек, учесть его индивидуальные особенности и пристрастия (например, потребность в диетическом питании) .

Если вы решили отдать предпочтение семейному садику, постарайтесь поговорить с кем-то из родителей уже посещающих его детишек. Также осмотрите помещение, в котором располагается садик (зачастую это частная квартира, в которой оборудуется спальня и игровая) .

Публикации по теме:

История детского сада «Аленький цветочек» (к юбилею ДОУ) ИСТОРИЯ ДЕТСКОГО САДА «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» В СТИХАХ Энергетик - поселок такой, расположился он в зоне речной, Построен был для работников.

Детские сады родились не в России, но, пожалуй, именно у нас они получили наибольшее распространение. Сам термин «детский сад» был изобретен.

История возникновения города Беседа с детьми подготовительной к школе группы История возникновения города Беседа с детьми подготовительной к школе группы Цель: знакомство с историей возникновения города, его развитием.

Конспект занятия «История родного детского сада» в рамках методической разработки «Мы из Придонья» Цель: познакомить с историей детского сада. Задачи: Расширить знания детей о своем детском саде, привлечь внимание к его истории, уточнить.

Конспект НОД для детей старшей группы «История возникновения Кубани» Цель: формировать нравственно - патриотическое отношение дошкольников к родному краю, Родине. Задачи: Обучающие: Познакомить с историей.

Шаброва Наталья
Воспитатель в дореволюционной России

Воспитатель - это человек , который осуществляет воспитание подрастающего человека. Если рассматривать данное понятие в узком профессиональном смысле, то воспитатель - это некое должностное лицо, осуществляющее, возложенные на него регламентом воспитательные функции .

В дореволюционной России высоко ценились педагогические труды Локка и Руссо. В своих работах эти ученые мужи неизменно отмечали, что воспитатель подрастающего поколения должен пользоваться в обществе особым статусом и уважением. Богатые семьи России нанимали воспитателей своим детям , как правило из числа жителей Западной Европы. В чести были гувернеры и гувернантки из Франции, Германии, Швеции и Дании. Реже встречались гувернеры из числа жителей Туманного Альбиона.

Известно, что у будущего великого поэта России Алесандра Сергеевича Пушкино было три гувернера. В девятилетнем возрасте ему пригласили в качестве домашнего воспитателя эмигранта-француза графа Монфора. Граф Монфор отличался изысканными манерами и прекрасным аристократическим воспитанием . Вероятно, воспоминания далекого детства легли в основу этих пушкинских строк :

«Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь,

Так воспитаньем , слава богу,

У нас немудрено блеснуть»

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» .

Вторым наставником молодого поэта стал иезуит Русло, который, впрочем, не долго задержался в имении родителей Александра. Сурового иезуита не устраивал дух вольнодумства, царивший в семье Пушкиных. Вскоре он отбыл по приглашению Санкт-Петербургского пансиона, куда его взяли в качестве учителя латыни. Третьи наставником стал месье Шедель. Однако этот француз оказался плутом и мошенником и ему вскоре отказали от дома.

Как видно на примере А. С. Пушкина в дореволюционной России не так-то просто было найти хорошего воспитателя для ребенка даже весьма обеспеченным семействам. А что уж говорить о простолюдинах? В лучшем случае детей воспитывали безграмотная бабка или старшие братья и сестры. Отцы и матери, вынужденные тяжелым трудом добывать хлеб насущный, не имели времени для полноценного и всестороннего воспитания детей .

Ведущие русские педагоги 19 века К. Д. Ушинский, А. С. Симонович, Е. И. Конради в своих работах постоянно указывали на необходимость создания института детских воспитателей . В этом они видели залог полноценного развития детей. Ведущие педагоги писали, что воспитатели обязаны быть людьми всесторонне образованными, должны обладать передовыми взглядами и повсеместно применять новаторские методы воспитания и обучения детей . Особо отмечалось именно дошкольное воспитание , как фундамент будущего развития человека. Видный российский мыслитель Виссарион Белинский писал, что первоначальное воспитание должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека, который мог бы впоследствии быть тем или другим, не переставая быть человеком.

Педагог К. Д. Ушинский особую роль отводил в воспитании детей «детской садовнице» , как он именовал воспитательниц . В своих работах он описывал её не иначе, как «обладающей педагогическим талантом, доброй, кроткой, но в то же время с твердым характером, которая бы по страсти посвятила себя детям этого возраста и, пожалуй, изучила все, что нужно знать для того, чтобы занять их".

Будущие воспитатели детских садов посещали всевозможные курсы, где слушали лекции ведущих педагогов того времени. На обучающих курсах делался акцент на то, что воспитатель должен не только осуществлять кормление детей, уход и присмотр за ними, но и в совершенстве владеть методами, а также приемами обучения и развития ребенка. Именно воспитатели детских садов (которые появились в России во второй половине 19 века) зачастую стали носителями самых передовых педагогических идей того времени.

Первыми воспитательницами детских садов стали женщины. Социальный портрет их таков : молодая женщина от 18 до 25 лет, православного вероисповедания, из разночинцев, как правило выпускница гимназии либо курсистка. Иногда в качестве воспитателей выступали немки , окончившие в Германии курсы, которые открывали при Учительских женских семинариях.

Фундамент, который был заложен в дореволюционной России , оказался прочной основой и отправной точкой для развития института воспитателей дошкольных образовательных учреждений современной России .

Публикации по теме:

«Я - воспитатель» Видео У меня до сих пор нет водительских прав и своей машины. Я ни разу не была за границей. отпуск я провожу не на островах, а в деревне у родственников.

«С любовью к России». Мероприятие ко Дню России в летнем школьном лагере для учащихся 1–6 классов С ЛЮБОВЬЮ К РОССИИ. (мероприятие к 12.06 в летнем школьном лагере (центре дневного пребывания) для детей 1-6классов) Цель: познакомить с.

Цель:Прививать любовь к Родине, воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою страну, чувствовать свою причастность к её жизни. День.

Информационная карта участника регионального этапа Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России - 2017» [Леонова Татьяна Александровна 1. Общие сведения Субъект Российской Федерации РФ Населенный пункт г. Орел Дата рождения (день, месяц,.

Я - воспитатель. Я работаю в воспитателем в МБДОУ "Аликовский детский сад №1 "Родничок" в с. Аликово Чувашской республики. На свете есть.

Материалы для участия в III Всероссийском конкурсе «Воспитатель России» Материалы для участия в III Всероссийском конкурсе «Воспитатели России» Номинация «Лучший воспитатель образовательной организации» 1. Общая.

Фраза о том, что «дети - цветы жизни», знакома многим. Можно сказать, она зародилась в XIX веке, когда в Германии появился первый Kindergarten - «детский сад», где малыши могли развивать свои навыки под присмотром добрых и мудрых «садовниц». У истоков этой идеи стоял педагог Фридрих Фрёбель. Вскоре его теория стала популярна во многих странах, в том числе и в России. Последовательниц ее в конце XIX — начале XX веков в Российской империи называли «фребеличками». Благодаря одной из них в 1863-м году в Петербурге и был открыт первый в стране детский сад.

Деятельная «фребеличка»

Аделаиде Симонович было 22 года, когда она совершила настоящий переворот в российской системе воспитания детей.

Аделаида Симонович с дочерью, 1864 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Теорией общественного дошкольного воспитания она увлеклась во время своей поездки в Швейцарию. С ранних лет средняя дочь четы Бергман, хозяев небольшой лавки колониальных товаров, тяготела к наукам. Она блестяще сдала экзамен на право работать домашней учительницей, но пылкой целеустремленной натуре этого было мало. Он стала «бредить» об университетском образовании. Воплотить в России свою мечту она не могла: в те годы «особам женского пола не дозволялось посещать университетские лекции». Тогда вместе со своим мужем Яковом Симоновичем она отправилась за границу, где господствовали более демократичные правила в сфере образования.

Молодых людей влекли передовые идеи, они хотели обосноваться в Европе, где могли бы открыть свою «свободную школу», посещать занятия которой могли бы эмигранты. Но судьба распорядилась иначе.

Однажды Аделаида попала на курс лекций, в которых рассказывалось о работе детских садов в Женеве. Организованы они были по фрёбелевской системе, названной так в честь Фридриха Фрёбеля. Знаменитый в те годы педагог был ярым сторонником идеалистической немецкой философии и считал, что педагогика должна основываться на ее принципах. По его мнению, главной задачей дошкольной подготовки является воспитание развитие природных особенностей ребёнка, его самораскрытие. А достичь этого в 3-4-летнем возрасте проще всего через игру.

От теории Фрёбель перешел к делу и в 1840-м году в Бланкенбурге открыл первое учебное воспитательное заведение для детей дошкольного возраста, назвав его «детским садом». Говоря о необходимости, заботливого «взращивания» молодого поколения, он проводил аналогии с растениями в саду. Поэтому культивированием у детей желательных социальных навыков, по его мнению, должны были заниматься «садовницы». Фактически впервые в истории он создал целостную систему общественного дошкольного воспитания, обогащенную практическими пособиями.

Детские сады заняли ведущее положение в системе дошкольного воспитания во многих странах. Фото: Public Domain

Его «ноу-хау» не оставило равнодушной Аделаиду и ее супруга: Симоновичи приняли решение вернуться в Россию, чтобы воплотить в жизнь смелый в те годы эксперимент и открыть на родине «детский сад».

«Звено между семьей и школой»

Первый детский сад в России был платный, и позволить отдать свое чадо могли состоятельные родители. За детьми присматривали «садовницы», которые, по мнению Аделаиды, должны были быть «образованы, энергичны, строги, но не злопамятны, взыскательны, но не придирчивы». Для малышей были созданы комфортные условия: был двор с садиком для игр и занятий, просторные залы и рекреации.

Детям в процессе игр показывали жизнь крестьян, учили русскому народному творчеству.

«Детский сад есть воспитательное заведение для малолетних детей от трех до семи лет без различия сословий, религии и пола. Он не есть заведение, в котором дети только играют между собой, как дома, не руководимые никем; точно так же он не есть учреждение, в котором имеется только надзор за поведением детей, чтобы не шалили, - писала Аделаида. - Цель детского сада - физическое, умственное и последовательно нравственное развитие детей. Он дополняет таким образом недостаточное (по многим причинам) семейное воспитание и вместе с тем подготовляет ребенка к поступлению в школу. Поэтому детский сад есть связывающее звено между семьей и школой».

При этом она подчеркивала, что между занятиями школы и детского сада должна быть строгая черта: «Школа занимается серьезно наукой, и детский сад, если хотите, серьезно игрою».

«Школа занимается серьезно наукой, и детский сад, если хотите, серьезно игрою», - считала Аделаида Симонович. Фото: Public Domain

Несмотря на популярность заведения, средств на его содержание стало не хватать. В 1869-м году он был закрыт.

Семья Симоновичей перебралась на Кавказ, где в начале 70-х годов открыла детский сад в Тифлисе. Лишь в 1878-м году они вернулись в Петербург.

Первый бесплатный

Стоит отметить, что идею Аделаиды вскоре подхватили представительницы благотворительного «Общества дешевых квартир в Петербурге». В 1866-м году под их патронажем открыли так называемый народный детский сад для детей низших слоев населения, который был абсолютно бесплатным.

Там детей знакомили со священным писанием, учили молиться, рисовать и лепить. При заведении работала также школа, была прачечная и кухня и швейная мастерская для пошива детского белья.

Содержание таких учреждений было достаточно затратным и поэтому они не могли долго продержаться без поддержки. Кроме того в городе стали появляться противники таких заведений. В числе них были врачи, которые называли детские сады рассадниками болезней. Они отмечали, что в садах воспитанники становятся слишком нервными, так как «садовницы» делают ставку на умственное развитие малышей. Кроме того мелкие работы плохо сказываются на зрении, а пение - на голосе.

В начале ХХ века во всей России лишь около 1000 детей посещали детские сады. Фото: Public Domain

В итоге, историки отмечают, что развитие дошкольных учреждений шло крайне медленно. В итоге в начале ХХ века во всей России лишь около 1000 детей посещали детские сады и так называемые начальные школы. Эта сфера практически не финансировалась. Так, к примеру, в 1913-м году в государственном бюджете по статье «Занятия с детьми дошкольного возраста» предусматривались затраты в среднем на одного ребенка-дошкольника в размере 1 копейки в год.

Все изменилось в 1917 году. Уже в ноябре была принята официальная «Декларация по дошкольному воспитанию», гарантировавшая бесплатное образование и воспитание детей дошкольного возраста. Осенью 1917 года в России было уже 280 детских садов.

Возникновение детских садов связано с именем немецкого педагога Фридриха Фребеля (1782-1852). В 1837 году он организовал первое учебное и воспитательное заведение для детей дошкольного возраста, которое назвал детским садом (Kindergarten: Kinder – дети, Garten – сад). «Это последнее название имеет двоякое значение: во-первых, Ф[ребель] придерживался мнения, что сад, в котором дети могли бы играть и знакомиться с жизнью растений, составляет необходимую принадлежность такой школы; во-вторых, оно символически указывает на сходство детей с растениями, требующими умелого и тщательного ухода» (Энциклопедический словарь Брокгауза – Ефрона, 1902 г., т.36а, 690). Такие воспитательные учреждения для приходящих детей так и назывались детские сады Фребеля (П. Тимошенко «Очерки науки о воспитании», 1866, I, 34).

В России с 1866 года издается педагогический журнал «Детский сад». Но для названия учебно-воспитательного учреждения для дошкольников использовалось и прямое заимствование из немецкого языка. Так, в письме Н.А. Герцен Н.А. Огаревой от 28 сентября 1873 года читаем: «Володя и Алеша ходят в киндергартен» (Архив Огаревых, с.94); Н.А.Огарева пишет дочери Лизе 28 марта 1875 года: «Послали ли вы книгу о киндергартене М-ме Gцtz?» (там же, с.167).

Преподавательницами в таком детском саду стали Kindergдrtnerinnen, буквально - детские садовницы. Но как назвать их по-русски? С этой трудностью столкнулся известный русский агрохимик и публицист А.Н. Энгельгардт. Он пишет о семье многодетного скотника: «Мне ужасно нравится этот «детский сад», где все дети постоянно заняты, веселы, никогда не скучают, не капризничают, хотя в «саду» нет никакой «Gдrtnerin», которая выбивалась бы из сил, чтобы занять детей бесполезными работами…» (А.Н. Энгельгардт. Из деревни. Письмо первое. 1872 г. - 1987, 51-52).

Буквальный перевод детская садовница (или просто садовница, если из контекста было ясно, что речь идет о детском саде) мы регулярно находим в педагогической литературе конца XIX - начала ХХ века. В 1880 году в Санкт-Петербурге выходит книга

К.Р. Шильдбаха «Детская гимнастика. Руководство для родителей, учителей и детских садовниц». Профессия, о которой идет речь, с самого начала была женской, хотя в Энциклопедическом словаре Брокгауза – Ефрона упоминаются «заведения для обучения и подготовки детских садовников и садовниц» (т.36а, 691). Терминологическое словосочетание детская садовница существовало в русском языке более полувека. Мы находим его в 20-х годах ХХ века: «…работник, ведающий благоустройством рабочих: доктор, сестра милосердия, детская садовница, руководитель спортом, библиотекарь» (А.У. Зеленко «Современная Америка», 1923 г., 67); «Понадобились специалистки-дошкольницы, начали открываться колледжи для подготовки д/садовниц (так! –Н.А.), педагогические отделения при школах II ступени для подготовки садовниц свыше 1000 детских садовниц» (Н.Н. Ильин. «Педагогическое образование за границей и у нас», 1927 г., с. 20). В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова (1940 г., т.4, с.22) у слова садовница есть и такое толкование:

«3. Воспитательница, преподавательница в детском саду (педаг[огическое] арго)». Последняя помета имплицитно содержит указание на то, что в общелитературном и разговорном языке такие преподавательницы назывались как-то иначе.

Да, для них существовало и другое название. Вс.В. Крестовский в романе «Торжество Ваала» (1891-1895 гг.) пишет: «Я брал уроки в «детском саду» у фребеличек». В широко известных мемуарах

И.Г. Эренбурга читаем: «…со мною работали поэтесса Ада Чумаченко и молодые фребелички» (И.Г. Эренбург. Люди, годы, жизнь. 1962, 1, 336). Это слово попало и в словари: «Фребеличка (дореволюц.). Воспитательница детей дошкольного возраста по методу немецкого педагога Фребеля. / Слушательница курсов, подготовляющих таких воспитательниц» (Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н.Ушакова. Т.4, 1940 г., с. 1116). Сейчас это слово совершенно вышло из употребления и мало кому известно.

Место детской садовницы и фребелички заняло слово воспитательница. Это слово существует в русском языке с давних пор. В словарях оно отмечается с 1771 года. Это коррелят женского рода к существительному воспитатель, имеющий достаточно широкое значение. В Словаре русского языка XVIII века (т.4, с.85) на слово воспитательница даны примеры, из которых ясно, что речь идет о гувернантке: «И вся беда произошла от того, что воспитательница Евгении была француженка!» («Московский Меркурий», 1803 г.). В «Воспоминаниях» В.А. Соллогуба (1860-1880 гг.) княгиня Ливен названа воспитательницей великих княжон (1998, 49); она, разумеется, была не гувернанткой, а начальницей над всеми педагогами, обучавшими царских дочерей. В романе

Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» (1879-1880 гг.) воспитательницей названа генеральша, к которой попала в качестве воспитанницы сиротка Софья, будущая мать Алеши и Ивана Карамазовых. Все перечисленные значения понятны современному читателю и не требуют пояснений. От них был вполне естественным переход к значению «дошкольный педагог». Старые значения не утратились языком окончательно. Поэтому официальное название педагога, работающего с дошкольниками, – воспитательница детского сада.

Если детский сад - буквальный перевод немецкого Kindergarten, то слово ясли - семантическая калька французского слова crиche. 1. ясли, кормушка в хлеву; 2. детские ясли. В основу такого названия детского учреждения для самых маленьких положено евангельское свидетельство о рождении Иисуса Христа в укрытии для скота: новорожденного младенца положили на солому в ясли, то есть кормушку для животных - коров, овец, лошадей. В современном русском языке первоначальное значение слова ясли (кормушка для скота) почти полностью утрачено, основным с середины XIX века становится привычное нам значение «воспитательное учреждение для самых маленьких детей». Еще в «Гигиене» Ж. Беккереля 1852 года (с. 25) читаем: «В России существует только один Младенческий приют, основанный в 1847 году, именно Младенческий приют княгини Барятинской; но этот Приют (или «Ясли», как обыкновенно называют подобные приюты в буквальном переводе с французского Crкches)… может служить образцом…».

Наталия АРАПОВА, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник филологического факультета МГУ

ВНИМАНИЕ!

Пожалуйста, не забудьте, что имя существительное множественного числа ясли при склонении во всех косвенных падежах сохраняет ударение на первый слог: У меня ребенок в яўслях; С текущего года садаўм-яўслям увеличили финансирование. Особенно часто ошибки при склонении этого слова появляются в родительном падеже: У нас в районе не хватает яўслей и яўслей-садоўв.

Первая коллективная обучающая работа с маленькими детьми возникла в Европе. Попытка создать учреждение для работы с детьми была предпринята Р. Оуэном в 1802 году в Шотландии. Но само определение «детский сад» введено в обиход Фридрихом Фрёбелем, известным немецким педагогом, который воплотил свою блестящую идею, находясь на 60-м году жизни.

Фридрих Фребель

Знакомство Фрёбеля с директором образовательной школы А.Г. Грунером, последователем Иогана Пестолацции - основателя системы развивающего обучения ребенка, зародило во Фридрихе необычайную любовь к педагогике.

Всю жизнь Фрёбель посвятил изучению этой интересной науки и совершенствованию своих знаний в ней. Идеалистические идеи педагога, сформировавшиеся под влиянием немецкой философии, предполагали концепцию саморазвития человека, то есть его божественного начала. Согласно принципам Фрёбеля, ребенок от природы наделен многими талантами, которые при умелом и грамотном подходе можно и нужно развивать. Так, малыш в обязательном порядке должен получить дошкольную подготовку, чтобы выявить свои исключительные индивидуальные природные данные и начать их совершенствовать.

Дети, по мнению Фрёбеля, являются божьими растениями, цветами и основная задача учителя, как работника сада, выращивать их с особой любовью. Отсюда название такого учреждения для образовательной работы с детьми - «Kindergarten» - переводится как «детский сад ».

Именно Фридрихом Фрёбелем созданы основные принципы функционирования детского сада и выработана методика подготовки детей, основанная на теории игры. Творческая интерпретация идеи Иогана Пестолацци успешно реализовалась на практике первым основателем детского сада.

Посещать такой детский сад могли даже дети бедных семей. Детей кормили 3 раза в день и занимали различными развивающими занятиями. Но платы, установленной за пребывание в саду, оказалось недостаточно для содержания подобного учреждения, Фридрих платил всем воспитателям из своего кармана. Спустя два года детский сад закрылся. Но слухи о подобном опыте распространились по миру, и в различных частях стали появляться новые учреждения, специализирующиеся на дошкольном образовании.

Первые детские сады открылись в России спустя 30 лет первого опыта Фридриха Фребеля. Появились они в г. Семиградском и в г. Петербурге. На тот момент такие учреждения были платными и достаточно дорогостоящими, их могли позволить себе только люди, обладающие значительными финансовыми возможностями. В детские учреждения принимались дети от 3 до 8 лет, с ними занимались опытные педагоги, которые путем игровых методик развивали способности детей и готовили к поступлению в школу.

Во времена бурного развития детских садов, вышел журнал «Детский сад», издателем которого стала А.С. Симанович – основательница четвертого детского сада в Петербурге. В журнале подробно излагались новейшие принципы работы с детьми перед школой.

Первый совершенно бесплатный детский сад открылся в 1866 году при благотворительной организации, где детей обучали рисованию, макраме, популярным техникам ручной работы, молитвам и многим другим направлениям. Здесь же было организовано швейное производство детской одежды, кухня и школа. Подобное учреждение просуществовало непродолжительное время в связи с недостаточным финансированием и вскоре закрылось, как это произошло и с детским садом Фрёбеля.

Но прорыв в области дошкольного образования начал давать свои плоды: спустя тридцать лет в России стало появляться множество детских садов для различных слоев населения. Каждый родитель мог получить место для своего ребенка согласно своим финансовым возможностям. С тех пор большое внимание стало уделяться образованию педагогов, занимающихся развитием малышей. Воспитатели посещали множество курсов на дошкольную тематику и совершенствовали свои навыки работы с детьми.


Top