Дружат дети всей планеты конспект. Конспект НОД по изобразительной деятельности(рисование)

Цель: Формировать у детей понятия дружбы между людьми разных национальностей. Развивать речь детей.

Образовательные:

  • продолжать знакомить детей с разными народами, населяющими планету;
  • познакомить с культурой этих народов;
  • показать, в чем состоит различие и сходство людей разных рас;
  • вызвать интерес, любознательность к культуре, языку, деятельности, быту других народов;
  • воспитывать доброжелательное отношение ко всем народам Земли;

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к обычаям, культуре других народов, населяю­щих нашу планету;

Развивающие:

  • продолжать работу по расширению кругозора детей, а также представления о мире;
  • развивать умения участвовать в совместной игре с другими детьми;
  • развивать умение игрового общения;
  • учить описывать внешний вид людей;
  • обогащать словарь, закрепляя новые слова;
  • учить подбирать родственные однокоренные слова;
  • упражнять в подборе синонимов, в составлении сложных прилагательных, состоящих из простых прилагательных и существительных;
  • развивать интонационную выразительность речи, упражнять в изменении силы голоса, совершенствовать артикуляционный аппарат, развивать речевое дыхание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитатель МДОУ

д/с «Черемушки» г. Балашова

Жижина Ирина Владимировна

Непосредственная образовательная деятельность

в подготовительной группе «Солнышко»

на тему: «Дружат дети всей земли»

Цель: Формировать у детей понятия дружбы между людьми разных национальностей . Развивать речь детей.

Образовательные: продолжать знакомить детей с разными народами, населяющими планету;

  1. познакомить с культур ой этих народов;
  2. показать, в чем состоит различие и сходство людей разных рас;
  3. вызвать интерес, любознательность к культуре, языку, деятельности, быту других народов;
  4. воспитывать добр ожелательное отношение ко всем народам Земли;

Воспитательные:

  1. воспитывать уважение к обычаям, культуре других народов, населя ю щих нашу планету;
  2. Развивающие: продолжать работу по расширению кругозор а детей; а также представления о мире; развивать умения участвовать в совместной игре с другими детьми, развивать умение игрового общения; учить описывать внешний вид людей, обогащать словарь, закрепляя новые слова; учить подбирать родственные однокоренные слова, упражнять в подборе синонимов , в составлении сложных прилагательных , состоящих из простых прилагательных и существительных; развивать интонационную выразительность речи, упражнять в изменении силы голоса, совершенствовать артикуляционный аппарат , развивать речевое дыхание .

Интеграция образовательных областей : коммуникация, познание (ФЦКМ , ФЭМП ), физическая культура, здоровье, музыка , чтение художественной литературы, безопасность, социализация .

Виды детской деятельности: игровая, музыкально-художественная, коммуникативная, восприятие художественной литературы

Материал:

  1. магнитофон, аудио записи «Большой хоровод», восточная музыка и т.д.;
  2. доска с макет ом Земного шара;
  3. физическая карта России с изображением живущих на ней народов разных национальностей ;
  4. мольберт, волшебный экран с изображениями народов разных стран, их жилища и т.д. ;
  5. атрибутика Феи цветов: цветик-четырехцветик, указка;
  6. картонные куклы разных рас ;
  7. танграм «Колумбово яйцо» ;
  8. карточки с цифрами на одной стороне, на другой стороне с буквами;
  9. бумажный хоровод народов мира ;
  10. льдины из картона

Предварительная работа:

  1. изучение карты мира для детей, гл о буса;
  2. беседа с детьми на тему: «Люди каких национальностей живут в нашей стране» , рассматривание иллюстрационного материала по теме ;
  3. просмотр мультфильма и чтение произведения чтение сказки Катаева В. «Цветик-семицветик»;
  4. просмотр мультфильма «Катерок» ;
  5. чтение стихов, пословиц, поговорок о дружбе;
  6. загадывание загадок о дружбе;
  7. разучивание наизусть стихи о дружбе;
  8. изготовление атрибутов: картонных кук ол разных рас , цветик а- четырехцветик а, волшебного экрана с изображениями народов разных стран, их жилища и т.д., одной большой льдины для подвижной игры, бумажного хоровода народов мира, карточек с цифрами на одной стороне, на другой стороне с буквами,
  9. на каждого ребёнка: конверт с игрой «Колумбово яйцо», по 2 льдины;
  10. подвижная татарская игра «Хлопушка», бурятская народная игра «Волк и ягнята», игра народов Севера «Ловля Оленей» и т. д.;
  11. танец «Чунга-Чанга»;
  12. решение головоломок.

Дружат дети всей земли

Ход НОД:

  1. Введение в тему.

Под песню «Из чего наш мир состоит» (муз. Б.Савельева, сл. М.Тани ча) дет и в х од я т в центр зала, образуя круг.

«Солнечный круг»

Воспитатель: - Давайте возьмемся за руки, посмотрим на того, кто ст о ит рядом с нами, и улыбнемся соседям своей самой доброй улыбкой.

Теперь мы можем опустить руки, но сила и дружба останутся с нами.

И начнем наше путешествие...

  1. Посмотрите на карту - сколько разных народов живет в нашей стране ! А как называется наша страна?

Дети: Наша страна называется Россия.

Воспитатель: - Народы, каких национальностей живут в нашей стране? (Ответы детей)

  1. Наша страна во всем мире не одна, существуют ещё много разных стран, в которых живут люди с разным цветом кожи, глаз и волос…
  2. Давайте мы с вами отправимся в путешествие по земному шару на поиски новых друзей. Путешествие будет необычное.
  3. Закройте на минутку глаза и не подглядывайте. Сейчас пр о изойдет маленькое превращение.

2. Игровая ситуация.

Звучит волшебная музыка. Воспитатель перевоплощается в Фею цветов.

Фея Цветов:

  1. Теперь можно открыть глаза. Ну вот, ребята. Я превратилась в Фею цветов.

А значит, больше всего на свете я люблю что? (Цветы.)

- Правильно, цветы. Их у меня очень много разных, красивых, но есть среди них и волшебные. Один из своих цветиков-четырехцвети ков я принесла вам. Вот он. С его помощью можно очутиться в любом уголке Земли. Нужно только оторвать один лепесток и четко произ нести волшебные слова: «В цветнике цветут цветы. Поиграем с ними мы».

Давайте скажем все вместе громко... Дети произносят громко .

А теперь тихо, ве дь это все-таки волшебные слова.

3. Пу тешествие по земному шару.

Включается экран: Дети монголоидной расы.

- Ребята, смотрите - «проснулся» волшебный экран! с изображением японской девочки.)

  1. Как вы думаете, из какой страны может быть эта девочка? (Из Япони и .)
  2. Как вы догадались? (Разрез глаз, национальная прическа и одежда.)
  3. Ребята, как сказать одним словом , что у человека узкие глаза, темные волосы . (У зкоглазый, темноволосый) . У японцев светлая кожа, но есть люди и с жёлтой кожей. Как сказать одним словом , что у человека жёлтая кожа? (Желтокожий) .
  4. Совершенно верно, эта девочка из Страны Восходящего Солн ца - Японии.

Одежду, которую носят японцы, называется кимоно (как мужская , так и женская).

- Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре расположена страна Япония. Фея цветов показывает указкой Японию .

- Люди этой страны выращивают чай, рис, употребляют в пищу морепродукты (креветки, кальмары, разную рыбу), любят заниматься изготовлением кукол из дерева, из бумаги, плетение корзин и вееров.

В Японии необычные многоэтажные (многоярусные) храмы , с необычной формой крыши (показ иллюстрации - буддийский храм) и высокие красивые горы (показ иллюстрации Фудзия ма) .

(На экране появля е тся иллюст раци я с изображением японск их детей .) Японские дети многое могл и бы рассказать нам о своей стране, только как же мы их поймем? (Выслушиваются вари анты ответов детей.)

  1. Мы смогли бы понять друг друга с помощью языка нашего лица (мимики) и рук (жестов).
  2. Давайте пошлем им наше приветствие. В Японии люди приветствуют друг друга поклоном корпуса. (Воспитатель демонстрирует де тям, а те повторяют.)
  1. А как бы нам подружиться с эт ими детьми ?
  2. Что любят делать все дети на большой планете? (Играть.)
  1. В Японии очень любят различные головоломки, среди них (вос питатель демонстрирует) и танграм - выкладывание геометрических фигур - есть и другое название этой игры: Колумбово яйцо. Мы сейчас с вами поиграть в такую игру.
  2. Возьмите каждый по конверту и сядьте на ковёр лицом к экрану и так, чтобы друг другу не мешать.

«ТАНГРАМ»

- Откройте конверт. Каждому из вас предлагается набор десяти ф и гур. Вы должны сложить все фигуры так, чтобы у вас получилось яйцо. (Звучит восточная музыка.)

Дети выполняют задание на ковре, возле мольберта, а затем рассматривают, что получилось.

  1. Ребята, вам понравилась эта игра? (Да)
  2. Молодцы, ребята! В се справились с заданием . А теперь складывайте свои детали в конверт .
  1. На память о нашей встрече нам осталась кукла - японк а и еще интересная игра ТАНГРАМ, в которую вы сможете поиграть в свободную минутку.
  1. Теперь нам отправляемся дальше. Отрываем еще один лепесток и вспоминаем волшебные слова... (Дети встают в круг и повторяют волшебные слова.)

Включается экран: Дети негроидной расы.

  1. Посмотрите, от наших слов экран снова проснулся. И теперь он показывает нам девочку с черным цветом кожи. Как её назвать одним словом? (Чернокожая)
  1. Кто из вас знает, где жив ё т девочка с черным цветом кожи?

Дети: - Д евочка с чёрным цветом кожи жив ё т в Африке .

- Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре расположена Африка . Фея цветов показывает указкой Африку.

А теперь расскажите, как выглядит девочка.

- Ребята, как сказать одним словом, что у девочке большие глаза, карие глаза, темные волосы , кудрявые волосы.. . (К ареглаз ая , большеглазый, темноволосый)

  1. Какая одежда у неё?

Дети : В Африке очень жарко, поэтому и одежда у девочки лёгкая .

- Они неравнодушны к бусам и браслетам (как мужчины, так и женщины), жители разных племён Африки предпочитают одежду красного, оранжевого, коричневого и зеленого цветов.

- А вот как выглядит жилище коренных жителей Африки. Жилище - однокамерное круглое, квадратное или прямоугольное в плане, с конусообразной крышей. Строительным материалом служат глина, камень, кустарник, трава, дерево, ветки, солома, пальмовая древесина, бамбук, листья банана и фикусовых;

Они занимаются земледелие м: выращивают некоторые виды пшеницы и кофе, бобовые; скотоводством (верблюды ), крупный и мелкий рогатый скот, лошади, ослы. Основная пища - каши, лепёшки, кислое молоко, мясо, жаренное на вертеле, рыба, чай, кофе.

  1. Мы не знаем языка этих народов, и поэтому опять поздоров а емся без слов. Некоторые племена в Африке здороваются носами, вот так. (Воспитатель показывает.)
  2. Теперь вы сами поздоровайтесь друг с другом, по-африкански.
  3. Как вы думаете, ребята, что больше всего любят делать афр и канские дети? Дети : А фр и канские дети больше всего любят танцевать.

- Тогда, как вам кажется, как легче всего будет с ними подр у житься? (Это потанцевать по- африканки.)

Танец «Чунга-Чанга».

- Ну что ж, ребята, мы нашли новых друзей и в жарких странах.
В память о них у нас осталс я этот танец и африканская кукла.

  1. Сколько у нас осталось еще лепестков?

Дети : У нас осталось еще 2 лепестк а.

- Отрываем еще один и снова вспоминаем волшебные слова. (Фея цветов предлагает детям повторить ее ясно и отчетливо, на одном выдохе. )

Включается волшебный экран: Эскимосы (монголоидная раса).

Посмотрите на экран!

  1. Как называется народ, живущий на Севере? (Ненцы, эскимосы, якуты, чукчи.)
  2. Где живут эскимосы? (Н а севере нашей страны , там где холодно.) Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре живут эскимосы.

- Как вы думаете, почему эт и дети так тепло одеты? (ответы детей). Эскимосы шьют одежду и обувь из шкур убитых на охоте животных. Непромокаемую обувь изготавливают из выделанных тюленьих шкур без шерсти.

  1. А теперь расскажите, как выглядят дети?
  2. Ребята, как сказать одним словом, что у человека узкие глаза, темные волосы (Узкоглазый, темноволосый). Как сказать одним словом, что у человека жёлтая кожа? (Желтокожий) .

Какое у детей настроение?

Вы сказали, что дети веселые. Как еще можно сказать, какие они? Подберите к слову веселые слова, близкие по смыслу (радостные, бодрые, довольные, оживленные).

  1. Вы знаете, ребята, у эскимосов очень необычные дома. Их ж и лище называется иглу.
  2. Так как это северный народ, то даже жилище свое они строят из больших обточенных кусков льда. В нем раскладывают меховые шкуры, разводят огонь. Суровый мороз снаружи не даст растаять то л стым слоям снега, и пурга не страшна.
  3. А еще эскимосы занимаются оленеводством, любят ох о титься и ловить рыбу.
  4. Ребята, давайте подберём родственные слова к слову «рыба». Ответы детей: рыбка, рыбак, рыболов, рыбёшка, рыбацкий, рыбный, рыбачить.
  5. А теперь подберём родственные слова к слову «охота» ». Ответы детей: охотник, охотиться, охотничье, охотничий.
  6. Молодцы, ребята.
  7. А здороваются эскимосы , помахивая руками. (Дети показывают.)
  8. Вы хотите с ними подружиться? Тогда давайте поиграем в люб и мую игру эскимосских детишек «Белые медведи».

Подвижная игра «Белые медведи ». Проводится под музыку «Песенка о медведях»

Ход игры.

Дети разбиваются на две дружные команды. У каждого и г рока (медведя) по две льдины. По сигналу первые медведи нач и нают перемещаться с льдины на льдину, стараясь не оступиться. Нужно добраться до большой льдины и там дожидаться остальных. Когда все медведи доберутся до большой льдины, надо постараться удержаться всем вместе, чтобы никто не очутился в ледяной воде.

- Молодцы, вы проявили настоящую крепкую дружбу в этой н е
легкой борьбе со льдинами, и про вас действительно можно сказать,
что у вас, как в пословице: « Крепкую дружбу и топором не разрубишь » .

- Ребята, а какие вы знаете пословиц ы о дружбе ?

1 ребёнок: Старый друг, лучше новых двух.

2 ребёнок: Друга ищи, а нашел, береги.

3 ребёнок: Друзья познаются в беде.

4 ребёнок: Дружба заботой да подмогой крепка!

5 ребёнок: Живи не скупись с друзьями делись!

6 ребёнок: Где дружба прочна, там хорошо идут дела.

7 ребёнок: Добро потеряешь - опять наживёшь,

Друга потеряешь - уже не вернёшь.

  1. Ну что ж, и в холодных странах мы тоже нашли себе друзей, не похожих на нас. И память о них осталась эта подвижная игра и эскимосская кукла .
  1. У нас последний лепесток, а нам ведь нужно вернуться д о мой...

Давайте-ка, скажем, волшебные слова... Тихо …

Включается волшебный экран : Дети европеоидной расы,

Включился наш волшебный экран. (Фотографии детей из дет ского сада.)

А это дети нашего детского сада. Они очень дружные, любят играть, танцевать, умеют читать и считать.

И они приготовили для вас один сюрприз.

Посмотрите, здесь лежат карточки с разными цифрами. Каждый из вас должен взять по одной карточке и разложить их в правильной последовательности, по порядку (от 1 до 10). Переверните карточки и тогда мы сможем про читать что-то очень важное.

Дети выполняют задание под музыку.

Давайте прочитаем, что у нас получилось. (Мир и дружба.)

Почему это важные слова?

А вы по-настоящему дружные ребята?

Для вас важно будет, какого цвета кожа, волосы или какой раз рез глаз у того, кто захочет с вами поиграть?

А что важно для дружбы? (Доброта, отзывчивость, уважение, забота, понимание, поддержка и внимание к другому...)

И на память вам ребята дарят русскую куклу .

4. Стихи о дружбе:

1 ребёнок: Дружба - это тёплый ветер,

Дружба - это светлый мир,

Дружба - солнце на рассвете,

Для души весёлый пир.

Дружба - это только счастье,

Дружба - у людей одна.

С дружбой не страшны ненастья,

С дружбой - жизнь весной полна.

Друг разделит боль и радость,

Друг поддержит и спасёт.

С другом - даже злая слабость

В миг растает и уйдет.

Верь, храни, цени же дружбу,

Это высший идеал.

Вам она сослужит службу.

Ведь дружба - это ценный дар!

2 ребёнок: Голубь белый, голубь смелый

Сделал он большое дело

По полям, лесам летал

И от нас привет всем детям

Белым, желтым всем на свете

Белый голубь передал.

3 ребёнок:
«Мы разные».

Вместе живут на огромной планете
Разные взрослые, разные дети.
Внешностью разные и цветом кожи,
Но, безусловно, мы в чём-то похожи!

Всем нам счастливыми хочется быть,
Новые звёзды на небе открыть,

Годы пройдут, и мы станем взрослее,
Ростом повыше, по жизни мудрее,
И поменяется мир весь вокруг,
Но рядом останется преданный друг!

4 ребёнок: «Много у меня друзей»

Много у меня друзей:
Лена, Танечка, Сергей.
С Леной песенки поём,
С Таней мы гулять пойдём,

А Серёжке целый день
Нас дразнить совсем не лень!
Здесь все дружно мы живём:
Вместе учимся, растём,

Узнаём про всё на свете,
О других таких же детях,
Как они живут и чем
Заниматься им не лень.

Всем дружить необходимо –
Ане, Вите, Насте, Диме,
Все мы – лучшие друзья,
Друг без друга нам нельзя.

Мы умнеем и растём,
Здесь мы весело живём.
Пусть воспитательница верит

– Мы её не подведём!

5 ребёнок: «Про дружбу»

Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.

Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!

6 ребёнок: «Дружба – это дар»

Дружба – это дар нам свыше,
Дружба – это свет в окне;
Друг всегда тебя услышит,
Он не бросит и в беде.

Но не каждому дано
Знать, что дружба есть на свете,
Что с друзьями жить легко,
Веселее с ними вместе.

Кто без друга прошагал
По дороге жизни этой,
Тот не жил – существовал.
Дружба – это мир планеты.

Действительно, мы такие разные - взрослые и дети Земли: чем же мы отличаемся друг от друга?

Мы разговариваем на разных языках;

По-разному одеваемся;

Выглядим по-разному;

У нас разные жилища (дома);

Мы живем в разных уголках земного шара.

Вы пока еще дети, но скоро станете взрослыми. И от вас будет зависеть мир и счастье на нашей планете, оттого, научились ли вы дру жить с детства!

Глядя на вас, я убедилась, что вы все очень дружные, добрые, внимательные ребята и всегда сможете прийти на помощь друг другу.

5. «Дружат дети всей земли»

Ребята, давайте в знак большой дружбы детей всей Земли возьмем хоровод

и соедини м его вокруг зем ного шара .

Как красиво у вас получилось.

А теперь давайте возьмемся за руки, встанем в полукруг и споём песню « Б ольшой хоровод » .

Дети заводят хоровод под песню Б. Васильева на слова А. Хайта «Большой хоровод». - … Пусть все люди Земли с нами встанут в него. Пусть повсюду звучат только радость и смех. Пусть без слов будет песня понятна для всех!

Воспитатель: Спасибо вам, ребята, за вашу активную и заинтересованную работу. Сегодня мы с вами познакомились с народами разных стран, самое главное это дружить с людьми независимо от цвета кожи , глаз , волос .


В подготовительной к школе группе важно создавать эстетическую среду, способствующую развитию творческого потенциала детей, предоставляя возможность принятия самостоятельных творческих решений. В творчестве ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя, лучше понимает свой внутренний мир и мир собственных фантазий. Коллективное творчество формирует условия как для индивидуальной работы, так и для работы в команде, где каждый создаёт свой маленький шедевр ради общей творческой идеи. Аппликация на тему «Праздничный хоровод» является благодатной платформой для реализации творческого потенциала и воспитателя, и детей, где любая педагогическая находка может найти отклик в открытых сердцах детей.

Педагогическое руководство по организации занятий

В подготовительной группе основная цель работы - приобщение детей к прекрасному, воспитание любви и интереса к изобразительному искусству и творчеству, эстетике и чувству цветовой и композиционной гармонии.

На занятиях по аппликации дети 6–7 лет вырезают из бумаги и наклеивают вырезанные части или целые фигуры. Основными художественными средствами в аппликации являются цвет, выразительность контура. Значительное место занимает силуэтное вырезание. Интересной работой, развивающей навык вырезывания, может быть передача формы с натуры.

Важное значение в подготовительной к школе группе приобретает процесс оценивания работ. Воспитатель должен учить детей обращать внимание на форму, цветовое решение, расположение фигур, а также сюжетное и композиционное решение. Кроме того, подобный творческий анализ развивает аналитические способности, речь, способность выражать своё мнение, кругозор. Каждое занятие должно завершаться оценкой детских работ с помощью наводящих вопросов педагога.

Подготовка к занятию по коллективной аппликации на тему «Праздничный хоровод»

Тематические вариации

Аппликация на тему «Праздничный хоровод» открывает широкие перспективы для проявления фантазии и творческих идей как педагога, так и ребят. Проведение занятия можно приурочить к календарному празднику: День защиты детей, День народного единства. Педагогическая смекалка поможет воспитателю придумать праздничные мероприятия, которых нет в календаре: приход весны, праздник русского костюма, праздник русской матрёшки, праздник объединения всех детей планеты. Аппликация на данную тему может быть как коллективной, так и индивидуальной. Однако коллективное творчество способствует сплачиванию детского коллектива, развитию познавательного интереса, а также стремлению к достижению общей творческой идеи и результата.

Использование различных техник

В подготовительной группе усложняется работа по данной теме с помощью приёмов декорирования и использования традиционных и нетрадиционных техник выполнения аппликации либо их креативного комбинирования. В зависимости от уровня общей подготовки детей воспитатель может ограничиться традиционными техниками и предложить детям по шаблону обвести фигуру и вырезать из целого листа бумаги или выполнить симметричную аппликацию. Нетрадиционные техники являются прекрасным средством развития воображения, вдохновения, детской одарённости и пытливости в создании будущих шедевров не только на занятиях аппликацией. Среди нетрадиционных техник, которые воспитатель может использовать на занятии по теме «Праздничный хоровод», следующие: квиллинг (создание композиций из закруженных в спирали полосок бумаги), торцевание (можно использовать в качестве приёма декорирования наряду с симметричной или силуэтной аппликацией), аппликация из гофрированной бумаги или ткани.

Варианты оформления основы для хоровода

Основа для расположения хоровода из детских работ делается педагогом заранее самостоятельно, если она будет предметом предварительной беседы в начале занятия, и по замыслу воспитателя, дети не должны знать о теме предстоящего занятия. Ещё одним вариантом может быть совместная работа с детьми. Воспитатель может привлечь небольшую группу детей из 3–4 человек, чтобы вместе поработать над заготовкой. Такой вид работы может стать логическим продолжением темы, которую с детьми обсуждали на других занятиях, и ребята знают, к какому занятию они готовятся и чему оно посвящено.

Основа для размещения хоровода из детских работ непосредственно зависит от темы занятия. Примером могут послужить следующие идеи:

  1. «Хоровод дружбы» – изображение земного шара в центре большого листа бумаги и хоровод мальчиков и девочек из разных стран, в разных костюмах, разных национальностей. Можно дополнить элементами рисования и сделать вокруг хоровода отпечатки цветных детских ладошек.
  2. «Весенний хоровод» – изображение девушки Весны в ярко-зелёном сарафане, венке из первых весенних цветов в центре большого листа бумаги и хоровод девочек в декорированных сарафанах. Можно дополнить цветами и бабочками из гофрированной бумаги.
  3. «Хоровод русских красавиц» – изображение русских берёзок в солнечный день (можно использовать нетрадиционные техники рисования или аппликации) и хоровод девочек в русских сарафанах.
  4. «Зима пришла» – изображение ёлки, запорошённой снегом, в центре тонированного в светло-голубой цвет ватмана, и вокруг хоровод снеговиков. Можно снег на ёлке сделать с помощью обрывной техники аппликации.
  5. «Золотая осень» – изображение девушки Осени в золотом сарафане, украшенном дарами природы - листья, ягоды - в центре большого листа бумаги и вокруг хоровод девочек в жёлтых, оранжевых и красных сарафанах, декорированных осенними мотивами или по замыслу детей. Украсить оставшееся пространство можно с помощью падающих листьев, выполнив их в разных техниках рисования или аппликации (например, сухие листья из гербария).

Рекомендации по подготовке конспекта к занятию по аппликации на тему «Праздничный хоровод» в подготовительной группе

В начале занятия воспитатель несколько минут отводит на активизацию познавательной деятельности детей, которая, в свою очередь, способствует формированию целостной картины для выполнения учебного задания. В зависимости от темы занятия воспитатель подбирает различный материал для беседы с детьми. В качестве мотивирующего начала можно использовать сценки, стихи, загадки, беседы о праздниках, использование дидактического материала, а также игровых технологий. Можно водить хоровод с детьми, наряженными, например, в русские национальные костюмы или костюмы разных народов. Использование музыкального сопровождения играет положительную роль в восприятии детьми новой темы, вдохновляет их на продуктивную работу, активизирует воображение: песни о родине, фольклорные произведения, фортепианный цикл «Времена года» П.И. Чайковского, сценки из музыкальных спектаклей.

При составлении конспекта занятия необходимо обратить внимание на последовательность и виды работ, которые планируется задействовать и правильно распределить время на каждый учебный этап:

  1. Предварительная работа (3–5 минут)
  2. Основная часть (17–20 минут)
  3. Физкультминутка (1–2 минуты)
  4. Заключительная часть (подведение итогов) (2–3 минуты)

О.Н. Мищук. Занятие по аппликации на тему «Возьмёмся за руки, друзья!»

Когда ребёнок творит, он познаёт мир.

Организационная образовательная деятельность
Вид деятельности Тема/Материалы Задачи/Программное содержание
Аппликация «Хоровод дружбы»
Материалы.
Украшенная основа для коллективной композиции, цветная бумага, ножницы, клей, кисточки, глобус.
Учить детей вырезать из бумаги стилизованные силуэты людей, развивать эстетическое восприятие, умение располагать фигуры в одной композиции (вокруг земного шара).
Обогащать знания об окружающем мире: уточнить представление о континентах, разных народах, дружбе.
Воспитывать аккуратность, усидчивость.
Этап занятия Содержание НОД
Предварительная работа Рассмотреть глобус, закрепив знания о континентах. Вспомнить, какие континенты соответствуют цветам олимпийских колец.
Закрепить знания о разных народах и национальностях.
Основная часть Беседа по теме «Все народы должны дружить»
Воспитатель вносит глобус и спрашивает ребят, знают ли они что это такое. Ответы детей. Уточнить, что это модель нашей планеты Земля, на которой живёт много разных народов.
Читает стихотворение о Земле.

Красивая наша планета Земля!
Моря, океаны, леса и поля,
Ветра и туманы, дожди и снега:
Землянину каждому ты дорога!

Уютная наша планета - Земля.
Здесь всё - для комфорта, здесь всё - для жилья.
Планету украсили люди труда,
Построив дороги, сады, города.

О, как беззащитна планета Земля,
Пред теми, кто власть в мире нашем деля,
Взорвать и разрушить планету готов –
Наш общий, любимый, единственный кров.

Из Космоса может свалиться беда,
И жизнь на планете прервётся тогда.
Как шарик хрустальный, планета хрупка.
Храни её, доброго Бога рука!

Земля - наш ковчег, наша родина, дом,
В котором мы с вами все вместе живём.
Давайте Добро созидать и творить,
И Землю, как мать, и беречь, и любить!

Панасюк Л.

Воспитатель спрашивает у детей о том, что на глобусе изображено голубым, жёлтым, зелёным цветами (моря и океаны, суша, леса). Уточняет, что на нашей планете пять континентов и предлагает детям вспомнить их названия.
Говорит, что в мире много стран, больших и маленьких, в которых живут люди разных национальностей, они говорят на разных языках, у них разные традиции и обычаи, а также национальные костюмы.
Игра «Кто живёт в этой стране»
Воспитатель называет страны, дети - народ, который в ней проживает. (Например, Россия - россияне).
Уточняют, что все народы разные, но всех должна объединять дружба и уважение, в мире не должно быть войн и распрей.
Вспоминают пословицы о дружбе .
Дружба - великая сила.
Не бросай друга в несчастье.
Лучше друг верный, чем камень драгоценный.
Маленькая дружба лучше большой ссоры.
Без друга в жизни туго.

Педагог предлагает вспомнить олимпийский символ дружбы народов. (Олимпийские кольца). Задаёт детям вопрос о том, что означают пять переплетённых колец. (Пять континентов). Европа - голубой, Азия - жёлтый, Африка - чёрный, Австралия - зелёный, Америка - красный.
Воспитатель говорит, что Олимпийские кольца - это не только символ дружбы и встречи всех спортсменов Земли, но дружбы и единения всех народов.

Ребёнок читает стихотворение о дружбе народов.
Сегодня, когда так много наций в мире,
И мы плечом стоим сейчас друг к другу,
Нельзя играться жизнями, как в тире,
Не замечая в чьём-то сердце вьюгу.
Мы разные, конечно, все снаружи,
Но в наших жилах кровь одна течёт,
И в самые холодные вновь стужи,
Цвет кожи будет уж не в счёт.
У нас, у всех одни и те же чувства,
И сердце одинаково стучит,
В душе, должно быть, всё-таки не пусто,
Когда о помощи народ другой кричит.
Да, разные у нас традиции и вера,
Но это ведь на главное для нас.
Должна создаться в мире счастья сфера.
Чтоб на лице улыбка родилась.
Я призываю всех людей планеты,
Объединиться, стать одной семьёй.
И в жизни главные для каждого ответы,
Найдём, покончив с нравственной войной!

Педагог говорит, что сегодня они сделают хоровод дружбы всех детей нашей планеты, где девочки и мальчики будут держаться за руки и водить хоровод вокруг Земли. (Вносит большой лист бумаги, в центре которого изображён земной шар). Мы с вами выберем пять цветов, как и цвета олимпийских колец, которые будут символизировать дружбу детей разных континентов нашей планеты.

Описание схемы выполнения аппликации.

Физкультминутка Гимнастика «Марш дружбы»
Я иду, и ты идёшь, – раз, два, три. (Дети шагают на месте).
Я пою, и ты поёшь, – раз, два, три. (Дети дирижируют двумя руками, стоя на месте).
Мы идём, и мы поем, – раз, два, три. (Дети шагают на месте, взявшись за руки).
Очень дружно мы живём - раз, два, три. (Дети шагают на месте и хлопают в ладоши).
Заключительная часть (подведение итогов) Давайте ещё раз скажем, что объединяет все народы на Земле. (Дружба). Какой лучший способ проявить дружбу? (Помочь другу, взяться за руки друзьям и водить хоровод по кругу, символизируя вращение нашей планеты).
Давайте рассмотрим получившиеся фигурки детей, и вспомним, с каких континентов они приехали к нам в гости, чтобы взявшись за руки, показать, как важна дружба для каждого человека на Земле.

Описание порядка выполнения аппликации

Особое внимание педагогу следует уделить объяснению всех этапов выполнения аппликации:

  1. Заготовку из цветного прямоугольного листа складываем пополам цветной стороной внутрь. (Рисунок 1);
  2. Простым карандашом прорисовываем контур - можно по шаблону - мальчика или девочки в платье. Если уровень подготовки детей достаточно высок, этот этап может быть опущен. (Рисунок 2);
  3. Держим заготовку в левой руке, правой начинаем вырезать силуэт человечка. Ножницы держим прямо, направляя от себя;
  4. Разворачиваем готовую форму человечка. (Рисунок 3);
  5. Аккуратно намазываем клеем, и под руководством воспитателя наклеиваем на лист-основу с земным шаром. Все дети наклеивают человечков, чтобы получился хоровод.

Фотогалерея: шаблоны для аппликации

Сворачивание листа пополам Контур человечка для вырезания Девочка и мальчик

Программное содержание:

  • Показать детям различия и сходство людей разных рас, вызвать уважение к людям разной расовой принадлежности: вызвать интерес, любознательность, воспитывать благожелательные отношение ко всем народам Земли.
  • Формировать у детей этические представления, знания о категориях добра и зла, дружбы.
  • Развивать умение отражать в рисунке действительность.
  • Передавать особенность внешнего вида человека через живопись.
  • Отрабатывать детали: зрачок, блик.
  • Закрепить оттенки через смешивание красок.
  • Соблюдать технику во время рисования: сушить кисть, правильно набирать краску на кисть, использовать разные кисти №5 и №1. воспитывать аккуратность.

Материал оборудование:

  • Кукла Лу-Лу,
  • атлас Мира,
  • игрушки куклы разных рас,
  • магнитофон,
  • бумага,
  • краски,
  • салфетки,
  • вода,
  • фото детей разных рас,
  • сундучок.
  • бумага,
  • гуашь,
  • кисти №1 и №5,
  • палитра,
  • плакат с надписью "Мы друзья",
  • нарисованные образцы: глаза, губы, брови, нос, подарки от ЛУ - Лу

Предварительная работа:

  • Беседы о людях проживающих на разных континентах, рассматривание иллюстраций, атлас Мира, знакомство с пословицами и сказками о дружбе, песнями.
  • Беседа о расах населяющих нашу планету. Чем похожи и чем отличаются (внешний вид). Готовый шаблон лица.

Ход занятия

Ребята, я хочу вас хочу пригласить в увлекательное путешествие в страну мира и добра, под названием Дружба. Мы живём с вами на одной большой планете.

Как называется наша планета? (Земля) Мы с вами земляне. - На земле живёт много людей. Все они похожи друг на друга, но и разные, т.е. отличаются одни от других.

Как вы думаете, чем похожи все люди на Земле?

(Они умеют думать, говорить, у всех людей похожие строения тела. Бывают весёлыми и грустными, добрыми и злыми).

А чем отличаются люди друг от друга? (Толстые и худые, высокие и низкие, отличаются цветом кожи, разрезом глаз). В разных местах Земли свой климат, поэтому возникло три расы людей. Они отличаются цветом кожи, формой глаз и типом волос.

Посмотрите на свой цвет кожи.

Какая она? (Светлая) Такие, как мы с вами жители Европы, Америки и Австралии.

(В Европе солнце светит редко, часто идут дожди и бывают туманы, поэтому тут живут люди со светлой кожей и светлыми волосами.) Дети рассматривают кукол светлой расы - европейцы.

А ещё есть люди, которые живут в степях Азии, Монголии, Японии, на Крайнем Севере. Там дуют сильные ветры - это родина людей со смуглой (жёлтой) кожей и узкими глазами. (Дети рассматривают куклу монголку).

Как вы думаете, какие люди живут в Африке?

В Африке жарко, там ярко светит солнце. От его палящих лучей защищает тёмная кожа и пышная шапка волос. Этих людей мы называем чернокожие.

Стук в дверь.

Дети, к нам приехал, а гостья из Африки. А зовут её Лу-Лу. Ей очень хочется познакомиться с вами поближе, чтобы рассказать своим друзьям о нас.

Воспитатель предлагает детям рассказать стихотворения Зои Александровой "Родина".

Дети, как называется страна, в которой мы живём?

(Мы живём в России).

Столицей нашей родины является? (Москва)

А как называется наш город? (Оренбург)

Где находится детский сад? (п. Ростоши, ул. Успенская д.б).

Дети я предлагаю взять нашу гостью с нами в страну Дружбы (ответы детей).

Ещё издавна люди на нашей Земле стремились к добру и ненавидели зло. А ведь Земля наш общий дом. Мы должны беречь его, охранять от войн и других бед, украшать, трудиться, высаживая парки и леса. Чтобы каждому на Земле жилось хорошо и спокойно. Поэтому первая остановка

"Остров Пословиц"

(Дети читают название остановки)

Какие пословицы о дружбе вы знаете?

(ответы детей)

Молодцы. Помогите мне сложить эти пословицы. Объясните в чём её суть.

"Не имей сто рублей, а имей сто друзей".

(Звучит музыка, и дети пролезают в тоннель).

Меняется заставка

"Сказочная долина"

Я думаю, вы все знаете, что в сказках всегда происходят чудеса, добро побеждает зло. Добрые сказки всегда учат добру.

Нам нужно вспомнить, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. А поможет

нам в этом сказочный сундук (Дети отгадывают сказки и авторов).

Последняя сказка.

Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из сказки Цветик Семицветик Катаев)

Дети, а если бы у вас был волшебный цветок, что бы вы хотели пожелать всем детям нашей планеты?

(Ответы детей)

Посмотрите, какой волшебный красивый цветок выложили мы.

Ребята вам всем известно, что любимым занятием в детском саду является игра.

Вы любите играть?

У нашей гостьи Лу-Лу тоже много друзей в Африке. Они любят играть в подвижные игры. Она рассказала об одной из них. Подвижная игра "Друг к дружке".

Нам пора продолжить путь.

Встаньте парами. Вы знаете, что с песней и другом всегда легче и веселей идти. (Дети поют песню "Если с дpyroм вышел в путь").

Выходят в коридор и читают название следующей остановки

Город Мастеров"

Ребята, вы сегодня рассказали, что на земле живут люди разных рас. Знаете чем они похожи и чем отличаются. Я предлагаю нарисовать для Лу-Лу портреты друзей и подарить их ей.

Если я говорю слово портрет, значит, что мы рисуем?

Человека.

Мы нарисуем портреты и Лу - Лу покажет их своим чернокожим друзьям и расскажет, что на земле живут не только люди с тёмной кожей, но и светлокожие и смуглые.

Я предлагаю вам сесть за стол.

Ваня, какого человека ты будешь рисовать? Значит, какого цвета глаза будут? А волосы?

Лена, какой разрез глаз у смуглого человека?

Приступаем к выполнению.

Во время рисования обращаю внимание на технику.

Дети рисуют портреты своих друзей разной расы.

По мере выполнения работы вешаю работы на плакат. По окончанию рассматриваем работы, любуемся, отмечаем, что портреты соответствуют той или иной расе.

Затем дарят свои рисунки Лу-Лу и приглашают в хоровод "Шире круг".

Лу-Лу прощается с детьми и дарит детям амулеты Дружбы и приглашает к себе в Африку.

Длительность 20 мин.

Светлана Землянухина



В. -Ребята,сегодня я для Вас принесла глобус. Скажите, а что такое

Ответы детей - Глобус-это модель Земли .

В-А что же такое Земля ?

Ответы детей-Земля-это наша планета , на которой мы живем.

В. - Да, ребята. Земля – наш общий дом для многих людей, которые живут в разных странах и на разных континентах. У людей много общего и конечно люди многим отличаются друг от друга.

Скажите, что общего между людьми всей планеты ?

Ответы детей-Строение тела (ноги, руки, голова) -все люди умеют говорить

В-Чем люди отличаются?

Ответы детей-Говорят на разных языках, отличаются цветом кожи (есть темнокожие и светлокожие,есть люди с узким разрезом глаз, а есть с широким, большие и маленькие,молодые и старые.

В-Сегодня я предлагаю Вам отправиться в путешествие по Земному шару, на поиски новых друзей. А путешествовать мы с Вами будем на большом корабле.

П. И. «Кораблик» (дети производят ее самостоятельно)

(дети

Ветер по морю гуляет

(Руки наверх раскачиваем) (звучит звук ветра)

И кораблик подгоняет

(Дуем)

(Руки на поясе и легкий бег)

Начался вдруг сильный шторм (звук ветра)

Прогремел на небе (звук грома)

(Хлопки, гром)

Наш кораблик закачался

Вверх с волной сперва умчался,

(Руки изображают волны)

А потом упал он вниз

(Сели)

Вверх (Встали)

Вниз (Сели)

На экране слайд №1 (девочка из Японии)

В. - Интересно ребята, в какую страну приплыл наш корабль?

Ответы детей - Япония.

В. - Почему Вы так считаете?

Ответы детей - Девочка одета в кимоно, кимоно-это национальная одежда Японии. Разрез глаз - узкие, волосы темные.

В. - Правильно, ребята - это страна Япония. Еще ее называют страной восходящего солнца.

Слайд №2 (Приветствие)

В. - Как же нам с Вами поздороваться с девочкой из Японии, мы ведь не знаем японского языка, но есть язык жестов. В Японии есть обычай – приветствовать друг друга поклоном корпуса. Давайте и мы с вами поприветствуем друг друга по-японски. (Дети встают со стульчиков и приветствуют друг друга) .

Слайд №3 (Буддийский храм)

В. - В Японии есть горы. Одна из них показана на экране. Как же она называется?

Ответы детей - Фудзияма.

В-Еще японские дети очень любят различные головоломки, ребусы. В одну из таких игр предлагаю вам сейчас поиграть. (Дети садятся за столы . «Геоконт» -игра.)

В - Что же у вас получилось? Какие геометрические фигуры (Подходит к детям и спрашивает, какая фигура получилась у ребенка) .

Эта игра останется у нас в группе, и вы сможете в нее играть, а нам пора отправляться дальше.

П. И. «Кораблик» (фрагмент)

Руки вытянуть вперед, наш кораблик, вдаль плывет-

Сядем мы в него друзья, поплывем и ты, и я!

Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

Птичка весело поет, наш кораблик вдаль плывет

(Выполнять движения по тексту)

Стало палубу качать, ногу к полу прижимать,

Крепче ногу прижимай, а другую расслабляй!

(дети встали со стульчиков, покачиваются то вправо, влево)

Ветер по морю гуляет

(Руки наверх раскачиваем) (звучит звук ветра)

И кораблик подгоняет

(Дуем)

Он бежит себе в волнах, на раздутых парусах

(Руки на поясе и легкий бег)

Начался вдруг сильный шторм (звук ветра)

(Сильно раскачиваем руками и делаем круг)

Прогремел на небе (звук грома)

(Хлопки, гром)

Наш кораблик закачался

(Руки в сторону, ноги врозь начали качаться)

Вверх с волной сперва, умчался,

(Руки изображают волны)

А потом упал он вниз

(Сели)

Вверх (Встали)

Вниз (Сели)

Слайд №6 (Дети Африки )

В- В какую же страну мы с Вами приплыли?

Ответы детей-Африка

В- А как вы догадались?

Ответы детей - Дети темнокожие , с большими глазами и черными кучерявыми волосами.

Слайд №7 (Приветствие)

В. - Но как же нам с ними поздороваться? Ведь африканского языка мы ведь не знаем. Давайте поприветствуем наших африканских детей касанием носика так, как показано на слайде.

Слайд №8 (Украшения)

В-Люди в Африке очень любят различные украшения : бусы, браслеты, серьги. Как вы считаете, они покупают украшения или делают самостоятельно?

Ответы детей - Делают сами. Много ярких красок : желтый, зеленый, оранжевый.

Слайд №9 (Национальная одежда)

В-Это национальная одежда африканцев. Ребята опишите ее.

Ответы детей-Легкая и яркая.

Слайд №10 (Дома африканцев)

В-Это жилища африканцев. Из чего они их делают?

Ответы детей - Бамбук, солома, глина, листья.

Слайд №11 (Африканские охотники)

В - Чем же люди занимаются в Африке?

Ответы детей - Земледелием , охотой, выращиванием плодов.

Слайд№12 (Африканский танец)

В - Больше всего и взрослые, и дети в Африке любят танцевать. Мы с вами тоже знаем один африканский танец. И сейчас мы, для наших африканских друзей его станцуем.

Дети танцуют танец «Чунга - Чунга»

Фрагмент мультфильма «Кораблик»

Вот мы с вами и познакомились с Африкой, а теперь пора отправляться дальше.

П. И «Кораблик» Фрагмент.

Слайд №13 (Северные народы)

В - Как сразу стало холодно, где же мы с вами оказались?

Ответы детей - Это Север нашей планеты.

В - Почему вы так думаете?

Ответы детей - Теплая одежда, потому что очень холодно, узкие глаза, везде много снега и льда.

Слайд №13 (Приветствие)

В. - Давайте поприветствуем друг друга и наших северных друзей. Приветствуют они друг друга, махая ладошкой.

Слайд №14 (Занятия)

В. - Чем на севере нашей планеты занимаются люди?

Ответы детей - Занимаются оленеводством, рыболовством.

Слайд №15 (Жилища)

В-Это ребята, дома северных жителей, как же они называются?

Ответы детей-Иглу (сделан из кусков снега и льдин) и чум (из веток деревьев и шкур животных в основном оленьи)

Слайд №16 (Медвежонок на льдине)

В-Ребята, я слышу как кто-то просит нашей помощи. Посмотрите, медвежонок ушел один, без мамы - медведицы, и его на льдине унесло далеко- далеко. Мы с вами поможем медвежонку. У нас есть небольшие льдинки, из них мы построим дорогу, и медвежонок вернется к маме.

Игра в блоки «Дьеныша»

Детям раздаются схемы, и они выкладывают дорожку для медвежонка

Слайд №17 (Медвежонок с мамой-медведицей)

В-Вот мы и помогли медвежонку. Напоминаю, что уходить одним из дома нельзя!

П. И «Кораблик» Фрагмент.

Слайд №18 (Дети нашей группы )

В - Волшебный кораблик вновь приплыл в наш любимый детский сад. Это дети нашей группы , они у нас очень добрые, смелые и умные. Умеют читать и считать. Ребята, перед вами волшебные примеры, если вы правильно все решите, и расставите ответы по

Если, вы расставите цифры по порядку, то у вас получится важное для всех людей слово. Дети решают примеры с помощью числового ряда и в конце выкладывают слово дружба .

В-А сейчас в знак большой дружбы всех людей на планете мы с вами сделаем белых голубей и выпустим их в небо. Почему говорят голубь мира?

Ответы детей - Символ чистоты, и дружбы .

Дети под музыку «Летите голуби, летите» садятся за стол и делают аппликацию.

В – Вы молодцы ребята, я знаю, что ваша дружба останется надолго . И не важно, какой цвет кожи у человека, волос или разрез глаз. Важно помнить, что дружба самое главное слово для всех людей на планете.

Федосова Елена Александровна
МКДОУ №77, город Курск
воспитатель 1 категории

Конспект

интегрированного ПОЗНАВАТЕЛЬНО ДОСУГА

«Дружат дети всей земли»

в группе оздоровительной направленности для детей от 5 до 6 лет

Цель: Формировать у детей понятия дружбы и взаимоуважения между людьми разных национальностей.

Задачи:

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к обычаям, культуре других народов, населяющих нашу планету;
  • воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к Родине: ее природе, обычаям, традициям;
    • воспитывать чувства общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей, живущих на Земле, в России, в округе;
    • способствовать духовно-нравственному развитию детей;развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи;
    • воспитывать вежливое отношение к сверстникам;
    • воспитывать социальную толерантность, интерес и уважение к людям других национальностей;
    • воспитывать чувство гордости за нашу Родину - Великую страну Россию;
    • воспитывать стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира, уважительно относиться к людям различных национальностей.

Образовательные:

  • продолжать знакомить детей с разными народами, населяющими планету;
  • познакомить с культурой этих народов
  • показать, в чем состоит различие и сходство людей разных рас;
  • вызвать интерес, любознательность к культуре, языку, деятельности, быту других народов;
  • знакомить детей с культурой и обычаями национальностей ближайшего окружения;
  • формировать чувство симпатии к разной национальной культуре, обычаям, традициям, играм;
  • формирование у детей дошкольного возраста чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам;
    формировать представление о том, что на Земле много стран и разных народов;
  • формировать представление о своей родной стране России и о сплоченности всего мира, о том, что все люди мира живут на одном “круглом” земном шаре;
  • закреплять знания о том, что люди различных национальностей имеют свою культуру, обычаи, национальные традиции, имеют различия во внешнем облике и общие сходства по образу жизни.

Коррекционно - образовательные:

  • 1.Обогащать и уточнять активный словарный запас детей по теме «Дружба народов».
  • 2.Совершенствование грамматического строя речи:
  • -учить подбирать родственные слова к слову «рыба», «охота»; подбиратьк слову «веселые» слова близкие по смыслу,
  • -дидактическая игра « Назови одним словом »,
  • -закреплять умение правильно употреблять в речи предложно-падежные конструкции.
  • 3.Закреплять произношение поставленных звуков в связной речи.

Развивающие:

  • продолжать работу по расширению кругозора детей, а также представления о мире;
  • развивать умения участвовать в совместной игре с другими детьми;
  • развивать умение игрового общения; описывать внешний вид людей, обогащать словарь, закрепляя новые слова; подбирать родственные однокоренные слова, упражнять в подборе синонимов, в составлении сложных прилагательных, состоящих из простых прилагательных и существительных;
  • развивать интонационную выразительность речи, упражнять в изменении силы голоса, совершенствовать артикуляционный аппарат, развивать речевое дыхание;
  • развивать память, творческое воображение, логическое мышление, координацию речи с движением;
  • расширять национальное самосознание; закрепить умение вести диалог, отвечать на вопросы, участвовать в общей беседе;
  • продолжать работу по обогащению и активизации словаря;
  • развивать интерес к различным формам изучения и закрепления нового материала;
  • развивать художественный вкус.

Оздоровительные:

  • формировать правильную осанку, культурно-гигиенические навыки;
  • укреплять дыхательную мускулатуру, учить детей дышать через нос;
  • сохранять и укреплять психическое и физическое здоровье;
  • создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Интеграция образовательных областей :

1.«Социально-коммуникативное развитие»

2.«Познавательное развитие»

3.«Речевое развитие»

4.«Художественно-эстетическое развитие»

5.«Физическое развитие»

Форма проведения:

  • игра - путешествие.

Методы:

  • зрительный, словесный, практический, игровой.

Приемы :

  • создание проблемной ситуации, игровой, хоровые и индивидуальные ответы детей, использование средств ТСО.

Виды детской деятельности:

  • игровая, музыкально-художественная, коммуникативная, восприятие художественной литературы.

Предварительная работа:

  • изучение карты мира для детей, глобуса;
  • беседа с детьми на тему: «Люди каких национальностей живут в нашей стране»,рассматривание иллюстрационного материала по теме;
  • просмотр мультфильма «Катерок», «Чунга-чанга»;
  • чтение стихов, пословиц, поговорок о дружбе;
  • загадывание загадок о дружбе;
  • разучивание наизусть стихотворений о дружбе;
  • изготовление атрибутов: картонных кукол разных рас;
  • игра «Танграм»;
  • танец «Чунга-Чанга»;
  • беседы на тему: «Что значит дружить?», «Пословицы и поговорки о дружбе», чтение русских народных сказок, сказок народов мир;
  • слушание музыкальных композиций о дружбе;
  • рассматривание тематических альбомов о национальностях (татары, башкиры, чуваши, дагестанцы и др.)

Базовые понятия:

  • Родина, страна, Россия, страны мира, планета, дети, люди разных национальностей, дружба народов мира, любовь к Родине, гордость за свою страну

Используемые педагогические технологии:

1.Технология развивающего обучения.
2. Личностно-ориентированный подход.
3. Информационно - коммуникативная технология.

НОД имеет практическое назначение: дети могут посмотреть и показать свою страну на глобусе.

Материал:

  • магнитофон, аудио записи «Летите, голуби, летите…», «Дружат дети всей земли», «Так давайте устроим большой хоровод», « Из чего наш мир состоит», «Песенка о медведях»;
  • указка;
  • картонные куклы разных рас;
  • игра «Танграм»;
  • разноцветные флажки: желтый, белый, коричневый, триколор.
  • мультимедийный экран с изображениями народов разных стран, их жилища и т.д.,
  • 10 маленьких льдинок и 2-х больших льдин для подвижной игры «Белые медведи», бумажные голуби

Ход досуговой деятельности:

1.Оргмомент:

Под песню «Из чего наш мир состоит» (муз.Б.Савельева, сл. М.Танича) дети входят в центр зала, образуя круг.

  • Здравствуй, солнце золотое,
    Здравствуй, небо голубое,
    Здравствуй, маленький дубок,
    Здравствуй, вольный ветерок,
    Здравствуй утро, здравствуй день
    Нам здороваться не лень. (Дети здороваются с гостями)
  • Давайте возьмёмся за руки и передадим друг другу частичку своего тепла.

2. Вводная часть:

Воспитатель :

  • Для того, что бы определить тему нашего сегодняшнего разговора, я предлагаю вам послушать песню.
    (Фонограмма песни «Я, ты, он, она - вместе дружная страна»)
  • Ребята, о чём эта песня? О чём мы с вами будем беседовать? (о нас, о дружбе, о нашей планете, о Родине)
    А как вы думаете, что обозначает слово Родина? (место, где родились, где растем, где живут родные и близкие - твоя семья. Родина — значит родная).

Воспитатель:

  • На земле живёт очень много людей. И все они совершенно разные, не похожие друг на друга.

Дети:

Большие и маленькие, грустные и весёлые,

Худые и толстые, смуглые и белые.

Воспитатель:

Все они живут в разных городах, в разных странах, говорят на разных языках, носят разную одежду.

Каждая страна имеет свою культуру, свои традиции, свои национальные костюмы.

На земле много стран, но в какой бы стране не жил человек, он мечтает о мире, о счастье для себя и для своих детей.

Совсем не важно, к какой национальности относится человек. Главное, чтобы он был добрым, отзывчивым, и тогда рядом с ним будут настоящие друзья.

Ребята, посмотрите, вот у меня волшебный глобус, это макет нашей Земли, здесь обозначены все страны, которые есть на нашей планете.

Какие страны вы знаете?(Украина, Италия, Франция Америка…)

  • - А сейчас поиграем в игру «Кто, где живет?» (с мячом).
  • - Я называю страну, а вы называете народ, который там живет.

Америка — …

Япония — …

Китай — …

Англия — …

Франция — …

Италия — …

Испания— ….

  • Ребята, а хотите мы с вами сегодня отправимся в путешествие по разным странам. Тогда я вас приглашаю в увлекательное путешествие, узнать кто в каких странах живет. Ну что, готовы?

Ну-ка глобус, закрутись, Путешествие начнись!

прикрепляя желтый флажок с названием Япония на глобусе)

3. Путешествие по земному шару.

Включается экран:

Ребята, смотрите — «проснулся» волшебный экран! (На экране появляется иллюстрация с изображением японской девочки.)

  • Как вы думаете, из какой страны может быть эта девочка? (Из Японии.)
  • Как вы догадались? (Разрез глаз, национальная прическа и одежда.)
  • Совершенно верно, эта девочка из Страны Восходящего Солнца — Японии.
  • Ребята, посмотрите вот здесь, на карте расположена страна Япония.

(Звучит музыка и входит японка в национальном костюме)

Воспитатель:

v В Японии люди приветствуют друг друга поклоном корпуса. (Демонстрирует детям, а дети повторяют.)

v Что вы знаете о моей стране?

Национальная одежда у японцев называется - кимоно (как мужская, так и женская). Ее шьют из целого куска ткани и закрепляют на талии специальным поясом, который называется - оби, а на ноги одевают деревянную обувь, И называется она - гета.

v Может кто-нибудь из вас знаком с японской кухней?

Люди этой страны выращивают чай. Японцы любят есть свежие сырые продукты. Вареного они едят мало; употребляют в пищу в основном рис и морепродукты: креветки, кальмары, устрицы и особые острые приправы. Японцы берут еду не вилками и ложками, а специальным палочками.

v А как называется традиционное японское жилище?

Традиционное японское жилище одноэтажное и называется - минка. Ее строили из дерева, а крышу крыли черепицей. В Японии также есть и необычные многоэтажные (многоярусные) храмы, с необычной формой крыши (показ иллюстрации - буддийский храм) и высокие красивые горы (показ иллюстрации Фудзияма). Одним из символов Японии является веточка цветущей сакуры.

v А чем японцы любят заниматься?

Они любят заниматься изготовлением кукол из дерева, из бумаги, плетением корзин и вееров.

(На экране появляется иллюстрация с изображением японских детей.)

v Японские дети многое могли бы рассказать вам о своей стране, только как же вы их поймете?(Выслушиваются варианты ответов детей.)

Мы смогли бы понять друг друга с помощью языка нашего лица (мимики) и рук

(жестов).

v А вы бы хотели подружиться с этими детьми?

v Что любят делать все дети на большой планете? (Играть.)

v В Японии очень любят различные головоломки, среди них игра «Танграм» — выкладывание геометрических фигур. Хотите сейчас поиграть в такую игру.

Возьмите каждый по конверту и сядьте на ковёр так, чтобы друг другу не мешать.

«ТАНГРАМ»

v — Откройте конверт. Каждому из вас предлагается набор десяти фигур. Вы должны сложить все фигуры так, чтобы у вас получилась картинка, которая изображена на конверте. (Звучит восточная музыка.)

(Дети выполняют задание на ковре, возле мольберта, а затем рассматривают, что получилось.)

v Ребята, вам понравилась эта игра? (Да)

Молодцы, ребята! Все справились с заданием. А теперь складывайте свои детали в конверт. На память о нашей встрече я вам оставлю куклу - японку и еще интересную игру «ТАНГРАМ», в которую вы сможете поиграть в свободную минутку.

(Раскручиваю глобус, и останавливаю, прикрепляя коричневый флажок с названием Африка на глобусе)

Этим флажком мы отметим страну, в которую попадём.

Включается экран:

Посмотрите, от наших слов экран снова проснулся. И теперь он показывает нам девочку с темным цветом кожи. Как её назвать одним словом? (Темнокожая)

  • Кто из вас знает, где живёт девочка с темным цветом кожи?

Дети: - Девочка с таким цветом кожи живёт в Африке.

  • Ребята, посмотрите, вот здесь, на земном шаре расположена Африка.

(Звучит музыка и входит африканец в национальном костюме)

Воспитатель:

Ребята, к нам сегодня пришел представитель этой страны! Он хочет с вами поздороваться.

Мы не знаем языка этих народов, и поэтому поздороваемся без слов. А как правильно поздороваться он нам сейчас покажет.

v Во всех странах мира люди, встречаясь, желают друг другу добра. Но внешне это выглядит по-разному.

v Очень красивый ритуал приветствия в северных странах Африки . Когда они здороваются, то подносят свою правую руку сначала ко лбу, потом к груди и к губам.

(Показывает.)

v Теперь вы сами поздоровайтесь друг с другом, по-африкански

v А что вы знаете об Африке?

Дети:

В Африке много стран, там очень жарко, поэтому и одежда у африканцев лёгкая.

Они неравнодушны к бусам и браслетам (как мужчины, так и женщины), жители разных племён Африки предпочитают одежду красного, оранжевого, коричневого и зеленого цветов.

v А вы знаете, как выглядит жилище коренных жителей Африки?

Жилище Африканцев называется - рондавель. Оно однокамерное круглое, квадратное или прямоугольное, с конусообразной крышей. Строительным материалом служат глина, камень, кустарник, трава, дерево, ветки, солома, пальмовая древесина, бамбук, листья банана и фикусовых.

v А чем же они занимаются?

Они занимаются земледелие м: выращивают пшеницу и кофе, бобовые; разводятверблюдов, крупный и мелкий рогатый скот, лошадей. Основная пища — каши, лепёшки, кислое молоко, мясо, жаренное на вертеле, рыба, чай, кофе.

v Как вы думаете, ребята, что больше всего любят делать африканские дети?

Дети:

- Африканские дети больше всего любят танцевать.

v Одна из важных традиций у африканских народов - это ритуальные танцы. Есть танцы воинов, танцы плодородия и другие. Каждый год в Кении проводится музыкальный карнавал, куда съезжаются представители всех племен. Они проходят пестрым шествием по городу, играют на музыкальных инструментах, потом начинается катание на национальных лодочках- доу и скачки на осликах.

v Тогда, как вам кажется, как легче всего будет с ними подружиться?

(Это потанцевать по- африканки.)

Танец «Чунга-Чанга».

v Ну что ж, ребята, вы нашли новых друзей и в жарких странах.
В память о них у вас остался этот танец и африканская кукла.

- Ну-ка глобус, закрутись, Путешествие продлись!

(Раскручиваю глобус, и останавливаю, прикрепляя флажок на дальнем Севере на глобусе)

Этим флажком мы отметим место, в которое попадём.

Включается волшебный экран:

Воспитатель:

  • Посмотрите на экран.
    • Как вы думаете, откуда может быть эта девочка? (С Севера.)
    • Как вы догадались? (Узкие глаза, теплая меховая одежда.)
    • Совершенно верно, эта девочка с Севера.
    • Ребята, посмотрите вот здесь, на земном шаре расположен Север.
  • Мы не знаем языка этих народов, и поэтому опять поздороваемся без слов. А как правильно поздороваться, нам покажет настоящий представитель северных народов. (Звучит музыка и входит эскимос)
    • А здороваются северные народы, помахивая руками или ударяют знакомого по плечу и голове; так они проверяют, насколько человек готов к сильным морозам и суровым условиям жизни. Теперь вы сами поздоровайтесь друг с другом.

v А вы знаете, как называется народ, живущий на Севере? (Ненцы, эскимосы, якуты, чукчи.)

v Ребята, а что вы знаете об этих народах?

Дети:

Эскимосы живут на самом дальнем севере нашей страны там, где очень холодно.

Поэтому они так тепло одеваются. У них необычная одежда. Она называется -кухлянка . Это - шуба с капюшоном. На ноги одевают меховые штаны и сапожки, которые называются - унты . Эскимосы шьют одежду и обувь из шкур добытых на охоте животных. Непромокаемую обувь изготавливают из выделанных тюленьих шкур без шерсти.

v А вы знаете, как выглядит жилище коренных жителей Севера?

У эскимосов очень необычные дома. Их жилище называется иглу.Так как на их родине большую часть года лежит снег, поэтому эскимосы научились строить себе жилище из снега и

из больших обточенных кусков льда. Снежный дом называется иглу .

Этот дом складывается из снежных блоков в форме половинки шара. Вход в иглу находится ниже уровня пола. В нем раскладывают меховые шкуры и, чтобы согреться зажигают плошку с жиром. Суровый мороз снаружи не даст растаять толстым слоям снега, и пурга не страшна.

v А чем занимаются эскимосы?

А еще эскимосы занимаются оленеводством, любят охотиться и ловить рыбу.

v Ребята, давайте подберём родственные слова к слову «рыба».(Ответы детей: рыбка, рыбак, рыболов, рыбёшка, рыбацкий, рыбный, рыбачить.)

v А теперь подберём родственные слова к слову «охота» ».(Ответы детей: охотник, охотиться, охотничье, охотничий.)

(На экране появляется изображение эскимосских детей)

v А теперь расскажите, как выглядят дети?

У них узкие глаза и цвет кожи желтый.

v Ребята, как сказать одним словом, что у человека узкие глаза, темные волосы (Узкоглазый, темноволосый). Как сказать одним словом если у человека красные щеки? (Краснощекий)

v Какое у детей настроение?(Они веселые)

v Вы сказали, что дети веселые. Как еще можно сказать, какие они? Подберите к слову веселые слова, близкие по смыслу (радостные, бодрые, довольные, оживленные ).

v Молодцы, ребята.

Вы хотите подружиться с эскимосскими детьми? Тогда давайте поиграем в любимую игру эскимосских детей «Белые медведи».

Подвижная игра «Белые медведи». (Проводится под музыку «Песенка о медведях»)

Ход игры.

Дети разбиваются на две дружныекоманды. У каждого игрока (медведя) по две льдины. По сигналу первые медведи начинают перемещаться с льдины на льдину, стараясь не оступиться. Нужно добраться до большой льдины и там дожидаться остальных. Когда все медведи доберутся до большой льдины, надо постараться удержаться всем вместе, чтобы никто не очутился в ледяной воде.

v Молодцы, вы проявили настоящую крепкую дружбу в этой не
легкой борьбе со льдинами, и про вас действительно можно сказать,
что у вас, как в пословице: «Крепкую дружбу и топором не разрубишь».

v Ребята, а какие вы знаете пословицы о дружбе .

1 ребёнок: Старый друг, лучше новых двух.

2 ребёнок: Нет друга ищи, а нашел, береги.

3 ребёнок: Друзья познаются в беде.

4 ребёнок: Дружба заботой да подмогой крепка!

5 ребёнок: Один за всех - все за одного.

6 ребёнок: Где дружба прочна, там хорошо идут дела.

7 ребёнок: Добро потеряешь - опять наживёшь,

друга потеряешь - уже не вернёшь.

8 ребенок : Человек без друзей, что дерево без корней.

v Ну что ж, и в холодных странах вы тоже нашли себе друзей, не похожих на вас. И память о них вам осталась эта подвижная игра и эскимосская кукла.

- Ну-ка глобус, закрутись, Путешествие продлись!

(Раскручиваю глобус, и останавливаю, прикрепляя флаг триколор с названием Россия на глобусе)

Этим флажком мы отметим страну, в которую попадём.

  • Мы с вами родились и живём в одной из самых больших и прекрасных стран на планете Земля.
  • Как называется наша страна? (Россия ) Какое красивое и звонкое имя у нашей Родины.
  • Мы с вами живём в России, значит мы….(Россияне ),
  • На каком государственном языке говорят граждане России? (русском )
  • Россияне - люди какой национальности? (русские ).
  • На территории России проживают более 100 национальностей, подумайте, как можно назвать нашу страну? (многонациональная ).

Ребенок : (показ мультимедиа)

Живут в России разные народы с давних пор,

Одним тайга по нраву - другим степной простор,

У каждого народа язык свой и наряд,

Один черкеску носит, другой надел халат,

Один рыбак с рожденья, другой оленевод,

Один кумыс готовит, другой качает мед,

Одним милее осень, другим милей весна,

А Родина Россия у нас у всех одна!

Ребенок:

1. - Мы живём с вами в России. Мы россияне, мы русские. Наша Родина славится широкими полями, густыми лесами, полноводными реками и трудолюбивым, дружелюбным и хлебосольным народом. Россия - это огромная страна, где живут представители разных национальностей? Да, здесь живут и казахи, и татары, и белорусы, и украинцы, и армяне, и русские. И как замечательно, что все они живут в мире и согласии.

2.- В России очень много городов, один из них наш с вами город. Мы живем в Курске, он очень красивый и древний. Наш город Курск находится на реке Кур. А еще он стоит высоких холмах. На одном из них находится Красная площадь. В нашем городе также живут люди разных национальностей. Здесь живут русские, украинцы, грузины, мордва, татары, немцы, африканцы.

Дети читают стихи :

Как повезло тебе и мне!
Мы родились в такой стране,
Где люди все — одна семья,
Куда не глянь — кругом друзья!

Давайте будем дружить друг с другом,
Как птица с небом, как травы с лугом,
Как ветер с морем, поля с дождями,
Как дружит солнце со всеми с нами!

(Исполняют песню:«Дружат дети всей земли»)

(Звучит русская музыка и выходит воспитатель в русском костюме )

Ребята, а вы знаете, как здороваются на Руси? (рукопожатием, наклоном головы, приподниманием головного убора, помахиванием руки и просто словом «Здравствуйте»). Покажите, как мы здороваемся по-русски.
Воспитатель:

Ребята, я предлагаю вам составить рассказ « Я горжусь своей страной! »

Я буду говорить вам начало предложения, а вы по очереди его продолжать.

Я горжусь своей страной, потому что...... (продолжает Лена К.)

Я горжусь своей страной, потому что...... (продолжает Маша М.)

Я здесь родился и живу,

Очень красивая природа, много лесов, полей и рек,

Мы самые сильные, смелые и отважные,

У нее богатая история,

Я говорю на русском языке,

Наша страна самая большая и сильная,

У нас самые интересные сказки,

Мы - непобедимы.

Воспитатель:

  • А сейчас в знак большой дружбы всех людей на планете я предлагаю вам сделать аппликацию «Дружат дети всей земли». Ребята, как вы думаете, почему говорят «Голубь мира»?

Потому что голубь - это символ чистоты и дружбы.

(давайте перед работой мы с вами разомнем руки)

Пальчиковая гимнастика «Нам хорошо»

Мы на огромной планете живем, (руки в стороны)

Здесь у каждого свой дом, (руки домиком)

Есть работа и друзья, (кулачек об кулачек)

Мама, папа есть (хлопаем в ладоши) и Я! (обнимаем себя).

(Дети под музыку «Летите голуби, летите…»делают аппликацию на планете деревья, дома, облака.)

  • Ребята, я знаю, что ваша дружба останется надолго, а что бы мы могли пожелать людям всей Земли? (ответы детей ).

Можем пожелать жить в мире и согласии,

Беречь, не обижать животных и птиц,

Много трудиться на благо и процветание своей страны,

Дружить друг с другом.

Воспитатель : Молодцы ребята. Что нового мы с вами узнали на занятии? Что сегодня интересного было? Что было трудно? Какие задания выполняли?

Воспитатель:


Top