Когда начинать и как закалять ребенка со слабым иммунитетом: воздушные и солнечные ванны, водные процедуры и физические нагрузки. Как и когда можно начинать закаливание детей

Состояние здоровья ребенка довольно часто совершенно не устраивает его родителей. Нет, он не то чтобы все время больной, но уж больно часто болеет. Приходит участковый врач, в очередной раз диагностирует очередное ОРЗ, назначает лечение. Лечим. Помогает. Через пару недель - опять шмыгает носом.
Условия почти идеальные - своя детская комната, игрушки, сыт, одет, обут, в доме тепло и никаких сквозняков, прекрасный детский сад... Все равно болеет. Отрицательные родительские эмоции постепенно накапливаются. Мама конфликтует с начальством в связи с получением очередного больничного по уходу за ребенком. Папе все это тоже надоело; до чего дошло - его уже в аптеке, что по соседству с домом, знают в лицо! Надо что-то делать!
А что делать? Ответ кажется очевидным - закаливать . А как? С чего начать? Что это вообще за штука такая, закаливание ?
Начнем с определения термина.
Итак, ЗАКАЛИВАНИЕ - повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (например, пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами.
Родители, внутренне готовые к тому, что, мол, "хватит нянчиться, пора закаливать ", искренне надеются получить в этой статье четкую программу действий - в воде какой температуры и сколько времени купать, как потом обливать, сколько секунд ходить босиком и какое количество приседаний сделать перед завтраком. Любителей программ и планирования сразу же придется огорчить: подобных сведений автор предложить не может. Наши задачи совершенно иные. Во-первых, объяснить суть закаливания , его цели и способы их достижения. Во-вторых, добиться того, чтобы, проводя над детьми эксперименты, носящие условное название "закаливающие процедуры ", взрослые отдавали отчет своим действиям.
Совершенно очевидно, что многие внешние факторы способны вызывать болезни, которые носят название "простудных заболеваний". К наиболее частым причинам "простуд" относят, прежде всего, переохлаждение как общее (плохо оделись, холодно в квартире), так и локальное (например, промочили ноги). С одной стороны, взаимосвязь "холод-болезнь" совершенно очевидна, с другой, совершенно непонятна.
Озираясь по сторонам, наблюдая за животными - собаками, что бегают по ноябрьским лужам, воронами, что сидят на проводах в лютый январский мороз - невольно начинаешь ощущать некую человеческую неполноценность, некоторую оторванность от природы. Неужели за более развитые мозги приходится расплачиваться абсолютной неспособностью жить по законам природы? Нет, вполне можно объяснить связь простуды и экстремальных физических воздействий - провалились в прорубь, например. Но почему болезнь возникать лишь потому, что дунуло из открытого окна, лишь потому, что в ботинки попал снег, лишь потому, что в школе потерял шапку и пятиминутную дорогу домой шел с непокрытой головой? Почему?
Ответы на поставленные вопросы следует искать в самом раннем детстве. Ведь новорожденный человеческий детеныш обладает врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей среды . Стабильность этих условий, например, постоянная и отнюдь не низкая температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер) приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации отключаются за ненадобностью. К огромному-преогромному сожалению, именно стабильность внешних физических факторов является чуть ли не главным проявлением родительской любви. К чему это приводит? К тому, что физические факторы, для человека вовсе не экстремальные, - движущийся воздух, именуемый страшным словом "сквозняк", или температура в комнате +17 °С становятся источником повышенной опасности.
Таким образом, следует сделать очень важное заключение: новорожденный ребенок в закаливании не нуждается. Он закален самой природой, тысячелетиями естественного отбора. Следует всего-навсего так организовать уход за младенцем, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы . Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур как воздуха, так и воды, использовать все возможности для максимального по продолжительности контакта с естественными факторами природы, проще говоря, побольше гулять и в любую погоду. Не надо экстремизма! Не надо окунать детей в прорубь, не надо часами держать их на солнце и совершенно не обязательно бегать по снегу босиком.
Тем не менее, естественное воспитание, основанное на поддержании природных способностей, вступает в глубокие противоречия, как с отечественной педиатрией, так и с отечественным менталитетом. Ситуация близка к тупиковой хотя бы потому, что 99% мам и пап благополучно заболевают после того, как посидят на сквозняке или промочат ноги. Неудивительно, что эти факторы однозначно расцениваются как опасные, и ребенка от подобных угроз будут всячески оберегать.
Сама проблема закаливания возникает, как правило, именно в тех семьях, где дети желанны и любимы, где родители готовы на всяческие жертвы и личные ограничения, лишь бы ребенку было хорошо. Закаливание всегда должно рассматриваться как попытка вернуть утраченное, попытка вскочить в уходящий поезд, попытка пересмотреть традиционные родительские представления о том, что для ребенка плохо и что хорошо.
Вышеизложенное следует рассматривать в качестве некой теоретической базы, позволяющей понять, что главная задача родителей не в том, чтобы ребенка закалять. Главное сделать так, чтобы ребенок в закаливании не нуждался. Но это все теория. Имеем факт: постоянные простуды. Признаем, были не правы. Готовы исправляться. С чего начать?
Начать с того, что понять: на любого человека - неважно взрослый это или ребенок - постоянно оказывает воздействие совершенно определенная совокупность внешних воздействий. Воздействия эти условно могут быть разделены на две группы. Первая - факторы естественные (природные) - знаменитые, воспетые в песнях и сказках солнце, воздух и вода. Вторая - факторы цивилизации - место жительства, бытовая химия, учеба в школе, телевизор, одежда, транспорт и т. д. и т. п.
Возникшее вследствие неадекватного воспитания угнетение врожденной устойчивости к совершенно обычным для человеческого организма природным воздействиям, вполне может быть устранено. Для этого надо совсем не много - принципиально изменить образ жизни, сделать его естественным.
Естественный образ жизни предусматривает приоритетный контакт с вышеупомянутыми естественными факторами и максимальное ограничение контактов с "вредностями цивилизации". Именно такой способ существования пробуждает заложенные в человеке адаптационные механизмы . Логичное следствие - многократное повышение устойчивости организма , снижение, как частоты, так и тяжести болезней.
Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является. Малоподвижность. Почти постоянное пребывание в помещении - школа, домашние задания, часовые бдения возле телевизора, детская комната с кучей игрушек. Кормление, несопоставимое с реальными энергетическими затратами, избыток бытовой химии.
Читатели, разумеется, вполне могут возразить - дескать, совсем не у каждого ребенка есть своя комната с кучей игрушек, и не каждые родители могут позволить себе избыток еды, и не все дети часами делают уроки. Так-то оно так. Но весь парадокс как раз и заключается в том, что не имеющие лишнего веса двоечники из малообеспеченных семей в закаливании , как правило, не нуждаются!
Рассмотрим теперь основные составляющие естественного образа жизни , весьма желательные для взрослых и абсолютно обязательные для детей, особенно в тех житейских ситуациях, когда на семейном совете рассматривается вопрос о том, что ребенка пора закалять .

    Двигательная активность. В школу пешком или, может, одну остановку подъехать на автобусе? Посмотреть кино или поиграть в футбол? Что вообще полезнее для здоровья - шахматы или теннис? В воскресенье всей семьей делаем генеральную уборку, формируя трудовые навыки, или в воскресенье всей семьей отправляемся на природу, а генеральную уборку совершаем за два вечера в будни? Надо ли отвечать на эти вопросы? Надо ли объяснять, что проявлять двигательную активность лучше под открытым небом, а не между полом и потолком?

    Одежда. Не мешает двигаться. Количество умеренное, поскольку потливость вызывает простуды чаще, чем переохлаждение.

    Питание. Аппетит как главный критерий целесообразности приема пищи вообще и как эквивалент энергозатрат в частности. Не хочет есть - значит, не потратил должного количества энергии (на поддержание температуры тела, на уже упомянутую нами двигательную активность).

Совершенно особый вопрос - посещение детских коллективов (школа, детский сад). Понятно, что воспитательнице детского сада сослаться на "плохую погоду" и не выходить из помещения проще, чем, во-первых, всех одевать-раздевать и, во-вторых, выслушивать потом от Сережиной мамы претензии - мальчик заболел потому, что было сыро.
Школа, это вообще отдельная тема. Мы все дружно смирились с тем, что школа - источник знаний. А со здоровьем как? Ведь благосостояние нашего народа не настолько велико, что у всех есть дома тренажеры, бассейны и площадки для тенниса. Остается лишь на школу надеяться. Но не тут то было...
Почему математика 4 раза в неделю, а физкультура 2? Нищие спортзалы с осыпающимися потолками, какие тренажеры, нам бы хоть пару новых волейбольных мячей! 90 минут в неделю на двигательную активность и 20 минут из этих 90 - перекличка, "равняйся", "смирно", "на первый-второй рассчитайся". Ботаника, природоведение и география, не выходя из класса. Дополнительные занятия. Количество домашних заданий таково, что добросовестное отношение к учебе способно подорвать самое крепкое здоровье.
Минуточку, воскликнет нетерпеливый читатель, у нас ведь тема "закаливание "! А закаливание тут при чем?
Очень даже при чем, поскольку именно закаливание сплошь и рядом пытаются сделать заменителем естественного образа жизни.
Классическая ситуация: славная девочка Леночка - отличница. Она много читает и любит мультики, помогает маме мыть посуду, дополнительно занимается английским языком, а по воскресеньям в дом приходит учительница музыки (в прошлом году дедушка на сэкономленную двухлетнюю пенсию купил пианино). У Леночки много игрушек и книг, хронический тонзиллит, аденоиды, низкий гемоглобин, аллергия на апельсины и шоколад. За зиму она 5 раз болела ОРЗ и 1 раз бронхитом. Леночкин папа первым сделал вывод о том, что ребенка надо закаливать и был поддержан на семейном совете (пять голосов "за", теща воздержалась). В доме даже нашлась изданная массовым тиражом брошюра "Закаливание". Начать решили с обливаний. В книжечке была таблица - с какой температуры начать и как температуру снижать. Каждый день (перед сном) Леночку обливали - начали с 34 °С, каждую неделю температуру воды снижали на 1 градус, дошли до 30 °С, но в классе у всех был грипп, а в книге написано - в случае заболевания температуру повысить, опять вернулись к 34 °С... В принципе, закаливать оказалось очень даже просто - какие-то 10 минут в день потратить на дополнительные водные процедуры.
Описанный вариант действий весьма типичен и, что самое главное, - с одной стороны, абсолютно безвреден для ребенка, а с другой - очень удобен для родителей. Ничего не меняя в целом и тратя максимум 15-20 минут в день на закаливающие процедуры , взрослые и, на первый взгляд, вполне разумные люди, пребывают в глубоком убеждении касательно того, что они ребенка закаляют .
Давайте еще раз вернемся к теоретической основе закаливания . Некий физический фактор, например сквозняк, вызывает простудные заболевания. Если же этот фактор будет постоянным, вначале кратковременным (дозированным), а затем более длительным, то организм к нему (сквозняку) привыкнет и не будет болезненно реагировать. Из теории - практический способ закаливания - сегодня посидим 20 секунд возле открытого окна, завтра минуту, послезавтра 2 минуты, в идеале через 3 месяца будем спать с открытой форточкой. Промокшие ноги - болезнь. Нальем в ванну тепленькой водички и попрыгаем перед сном 2-3 минуты. На следующий день сделаем воду чуть холоднее, а прыгать будем чуть дольше. В идеале через полгода будем бегать по лужам в тапочках.
Ребенок неделями не выходит гулять, не снимает шапочек и шерстяных носков, ест с уговорами, часами сидит возле телевизора, но перед сном его обливают (обтирают) водой и с чувством глубокого удовлетворения ложатся спать.
Именно такой теорией и именно такими практическими действиями внедряется закаливание в нашу повседневную жизнь.
В подавляющем большинстве случаев, "закаливающие процедуры" не приносят ребенку ни пользы, ни вреда, но оказывают огромную пользу нервной системе родителей. Закаливание является большим жирным крестиком на совести мамы и папы - мол, мы сделали все, что могли.
Так что не закалять ? Закалять , но правильно и понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Начинать не с обтираний и обливаний, не с открытия форточки на 20 секунд. Начинать с решения глобальных вопросов: распорядок дня, интенсивность обучения, еда, сон, детская комната, одежда, спорт.
Раз и навсегда определить некие правила, обязательные к исполнению - гулять в любую погоду и всячески поощрять двигательную активность, никогда не заставлять есть, свести до минимума контакты с бытовой химией, предоставить возможность одеваться самому (самому определять количество вещей). Если ребенок не вылезает из болезней, определиться с дополнительными учебными нагрузками (музыка, иностранные языки). Лишние знания при дефиците здоровья не делают человека счастливым. Привести в порядок детскую комнату, выкинуть накопители пыли, каждый день - влажная уборка. Не свежий воздух дозировать, а дозировать телевизор, дозировать уроки, дозировать шашки-шахматы и крестики-нолики. Дарить не игрушки и шоколадки, дарить свежий воздух - не из окна, а в лесу, цветы - не в вазе, а в поле, воду - в реке, а не из водопровода.
Только такой образ жизни может сделать ребенка счастливым. А практическая реализация подобных действий требует от родителей не только желания, но и времени. Это гораздо сложнее и хлопотнее, чем обтирать теплой водичкой пять минут в день.
Прямая связь здоровья ребенка и возможностей родителей находить время для укрепления этого самого здоровья представляется очевидной. Но имеем, что имеем - печальную окружающую среду, низкий уровень материального благосостояния, постоянный поиск средств к существованию, дефицит здоровья у самих родителей. Легко сказать: "все свободное время - гулять". Надо ведь иметь свободное время. Легко сказать "прохладный душ по утрам". Надо ведь иметь горячую воду - без горячей воды трудно сделать прохладную, только холодная получается. Рука не поднимается проветривать комнату, в которой и без проветривания + 15 °С.
Перечень причин, мешающих закаливанию можно продолжать, но сил мириться с детскими болезнями уже не осталось, а желание делать хоть что-нибудь усиливается с каждым днем. Важный аргумент в пользу необходимости действий - болезнь ребенка, сама по себе, требует времени и немалых средств (лекарства, диета, финансовые потери в связи с невозможностью ходить на работу). Итак, конкретные рекомендации, долгожданные ответы на извечный вопрос "что делать?".
Понять, что имеется два варианта действий. Первый вариант - относительно пассивный - коррекция образа жизни. Что, как и в каком направлении корректировать мы уже определили. Сразу же заметим - подобных перемен совершенно достаточно для постепенного возврата утраченного здоровья. Второй вариант - активный. Перемены образа жизни плюс некие дополнительные мероприятия (те самые закаливающие процедуры), позволяющие вернуть утраченное заметно быстрее.
Рекомендуемая схема активного варианта действий примерно такова.
Начать с физических нагрузок. Проснуться на час раньше обычного и в любую погоду устроить пробежку. Не бег на месте в комнате, а на свежий воздух! Пробежались 5-10 минут (никуда не торопимся, спокойно, никаких рекордов на скорость и дальность), остановились, еще 5-10 минут - комплекс элементарных гимнастических упражнений (помахали руками, покрутили тазом, попрыгали, поприседали) и побежали домой. Итого - максимум 30 минут. Дома - водные процедуры, душ или из ковшика облились теплой водичкой (пока папа бегал, мама подогрела воду), почистили зубы. Позавтракали. Пошли в школу (детский сад). Постепенно увеличиваем дальность и время пробежек, усложняем гимнастические упражнения, уменьшаем количество одежды.
Описанному варианту действий помешать может только лень . Никаких других оправдательных мотивов просто не существует. Можно допустить (хотя и не очень хочется), что родители не могут позволить себе выходной на природе и прогулки с ребенком после работы. Но час в день по утрам выкроить можно и нужно. За этот час ребенок получит гармоничный комплекс воздействий - собственная двигательная активность + вода и свежий воздух. Автор гарантирует, что, найдя в себе силу воли ежедневно просыпаться на час раньше, вы уже через месяц почувствуете перемены к лучшему - не только в отношении здоровья ребенка, но и в отношении своего собственного здоровья!
При осуществлении любых закаливающих мероприятий следует неукоснительно соблюдать три главных принципа:

    систематичность - раз уж начали, не идите на попятную, не ищите повода сегодня пропустить;

    постепенность - плавное увеличение интенсивности и продолжительности воздействий;

    учет индивидуальных особенностей - возраста, психологической настроенности самого ребенка, сопутствующих болезней, бытовых факторов.

Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Всегда имеет смысл делать акцент именно на те варианты действий, к которым стремится сам ребенок. Нравится ему, например, ходить босиком. Очень хороший вариант закаливания - родителям лишь остается не забывать о постепенности и систематичности.
Обращаю внимание: закаливание помогает предотвратить лишь те болезни, которые связаны с неблагоприятным воздействием именно физических факторов окружающей среды. Закаливание ни коим образом не может уменьшить частоту инфекционных болезней - если в детском саду ветрянка или началась эпидемия гриппа - заболеет обязательно. Но именно закаливание позволяет многократно уменьшить тяжесть и продолжительность болезней, частоту и вероятность осложнений.
Еще раз подчеркиваю главное. Ребенок не нуждается в закаливании, ребенок нуждается в естественном, гармоничном образе жизни. Максимальная двигательная активность, максимально возможное пребывание на свежем воздухе, достаточный минимум одежды, чистая, прохладная детская комната - в десятки раз важнее и целесообразнее любых гимнастик, обливаний и обтираний. Справедливость именно такого положения вещей нередко постигается родителями слишком поздно, когда якобы любовь, якобы уход и якобы забота приносят плоды в виде целого букета болезней.

Большинство детей сразу после начала посещения детского сада начинают часто болеть. Именно тогда родители задаются вопросом о том, как правильно закалять ребенка?

Врачи рекомендуют приступать к закаливанию практически с первых дней жизни. Даже зимой младенцы могут принимать воздушные и солнечные ванны, а также гулять. Мамы считают, что одних прогулок достаточно для укрепления иммунитета, но это не так. Методов и способов оздоровления существует несколько.

По мнению врачей и родителей, закаливание детей – это процедуры, укрепляющие иммунитет, при этом на организм ребенка воздействуют природные факторы: солнечный свет, вода и воздух. Основаны иммуностимулирующие занятия на контрасте температур, что увеличивает сопротивляемость организма.

Доктор Комаровский считает, что систематические занятия позволяют улучшить работу всех основных систем организма. С их помощью:

  • ускоряется обмен веществ;
  • улучшается сон;
  • повышается аппетит;
  • нервная система становится устойчивее.

Целью закаливания является адаптация организма к внешним стрессовым факторам. Дети, которым проводили укрепляющие процедуры, не заболевают от промоченных ног или внезапно сменившейся погоды. Закаленный малыш способен противостоять вирусам и большинству бактерий, так как его иммунные клетки постоянно готовы отразить атаку вредоносных агентов.

Врачи доказали, что при проведении укрепляющих мероприятий улучшается клеточная структура.

Общие правила

Перед тем как начать закалять ребенка, необходимо ознакомиться с правилами проведения этих мероприятий:

  1. Заручитесь поддержкой врача. Без его рекомендаций нельзя самостоятельно назначать процедуры.
  2. О здоровье необходимо заботиться с рождения. Поэтому получите консультацию педиатра как можно раньше.
  3. Проводите все процедуры регулярно, иначе организм отвыкнет от них, и иммунитет вернется на исходные позиции. Если вы стараетесь не кутать кроху, то менять свое решение не нужно. Комаровский рекомендует применять это правило для всех методов оздоровления.
  4. Соблюдайте последовательность проведения занятий. Не стоит использовать для купания младенца ледяную воду. Понижайте градус жидкости постепенно, начинайте с комфортных температур.
  5. Учитывайте состояние здоровья малютки и его желание. Если он не хочет обтираться мокрым полотенцем, то могут появиться психосоматические симптомы. Организм неадекватно отреагирует: появится кашель или заложенность носа.
  6. Процесс должен доставлять радость, иначе он не сможет стать ежедневным ритуалом. Правильно выбирайте время. Занимайтесь укреплением иммунитета, когда малыш здоров, бодр, весел.
  7. Нельзя начинать мероприятия во время болезней или обострения хронических патологий.

Соблюдая эти правила, вы сможете правильно организовать закаливание. Если ребенок заболел в самый разгар общеукрепляющих мероприятий, проконсультируйтесь с врачом. При незначительных симптомах простуды обычно разрешают проводить закаливающие процедуры, но щадящими способами.

Методы закаливания

Существует три метода, помогающих увеличить сопротивляемость организма к внешним воздействиям.

На помощь можно призвать природные силы:

  1. Воду: обтирание, обливание, умывание, общая ванна. Способы, связанные с водной стихией, самые эффективные. Даже взрослым рекомендуется контрастный душ, а для детей он обязателен.
  2. Воздух. С первых дней после выписки из роддома врачи рекомендуют ежедневно раздевать кроху, на некоторое время укладывать его на пеленальный столик. Предварительно проветривайте помещение до легкой прохлады (18-10 градусов). Дополнительно рекомендовано ходить босиком по земле или специальным коврикам, одеваться по погоде. Одевайте здорового подвижного ребенка чуть легче, чем себя.
  3. Солнце. Под его лучами синтезируется витамин D, важный для усвоения кальция и укрепления иммунитета. Старайтесь не допускать появления ожогов, перегревания.

Врачи считают лучшим способом, позволяющим быстро закалить ребенка, купание в открытом водоеме. При нем сочетаются все виды воздействия на организм. Начинать плавать с крохой нужно при нагреве воды до температуры не ниже 23-х градусов. Отправляйте кроху плескаться несколькими заходами, длительность каждого должна быть не более 10 минут.

Если у родителей есть возможность, то летом стоит посещать морское побережье – соленые воздух и вода благоприятно действуют на нервную систему, иммунные клетки, обмен веществ.

Врачи запрещают закаливать малышей, если у них обнаружены проблемы со здоровьем:

  • пороки сердца разной степени;
  • анемия (недостаток гемоглобина в крови);
  • острая стадия респираторных заболеваний, сопровождающаяся повышением температуры тела;
  • тяжелые неврологические патологии;
  • истощение.

Перед тем как начать закалять недоношенных детей, проведите полное обследование, получите рекомендации невролога, педиатра. Для таких детей нужно составить собственную программу оздоровления, включающую в себя физиотерапию, посещение соляной комнаты, сенсорное развитие. Комаровский утверждает, что закаливание ребенка не избавит его от заболеваний, это лишь укрепляющая иммунитет процедура.

Оздоровление при помощи солнца

Световоздушное воздействие заключается в регулярных летних прогулках. С малышами необходимо начинать гулять в тени деревьев. Выбирайте время, когда солнце не слишком активно – с 9 до 11 утра. Температура воздуха должна быть не ниже 19 градусов, при этом чадо оденьте легко. Выбирайте хлопчатобумажную одежду. При использовании этого метода укрепления организма важно знать признаки перегрева:

  • потливость;
  • покраснение лица;
  • вялость.

При их появлении нужно напоить малыша и увести его домой. Признаки перегрева могут появиться в тени, если на улице душно. В жару стоит воздержаться от прогулок, а сделать упор на водные процедуры.

После появления первого загара можно оголить ручки и ножки ребенка, чтобы начался синтез витамина D. Через 1-2 недели можно принимать солнечные ванны с малышом, раздетым до плавок, при этом температура должна быть от 22 до 29 градусов. На солнце нужно находиться не более 5 минут, а потом лучше всего спрятаться в тени.

При принятии солнечных ванн на голове ребенка должна быть светлая косынка или панама.

Укрепление иммунитета при помощи воды

Водные процедуры доступнее остальных методов. Их совмещают с ежедневными гигиеническими процедурами. Обтирания сначала проводятся сухим полотенцем, затем можно использовать влажное. Обтирания стоит внести в список ежедневных мероприятий летом, чтобы уже через несколько месяцев организм крохи смог противостоять болезням. Начинают обтирания с рук и ножек ребенка.

Утренним умыванием тоже можно закалить растущий организм. Превратить процедуру из гигиенической в лечебную, поможет снижение температуры воды с 28-29 градусов до 20. После прогулок умываться можно прохладной водой, если ручки ребенка теплые. В течение дня дайте крохе тазик с прохладной водой, чтобы ребенок мог вдоволь поплескаться.

Контрастный душ всегда начинается с теплого обливания, а заканчивается холодным. Сначала разница температур невелика, но каждую неделю диапазон увеличивается. Направлять струи следует на ноги, руки и спину. Не поливайте живот и лицо.

После вечернего купания окатите малютку прохладной водой. Вам потребуется облить ребенка более чем двумя литрами прохладной воды сразу. Первое обливание проведите жидкостью, нагретой до 36 градусов, постепенно снижайте температуру на 1-2 градуса. Сначала обливайте только ножки. Эта процедура дает отличный иммуностимулирующий эффект.

Плаванье в открытой воде или бассейне на свежем воздухе помогает сделать организм малыша максимально крепким. Начните плавать с ребенком, когда вода нагреется до 22 градусов, время пребывания в воде устанавливайте индивидуально. Самым маленьким достаточно провести там до 5 минут, постепенно увеличивайте время.

Появление на коже мурашек, дрожание, посиневшие губы – признак того, что купание в водоеме нужно прекратить. Организм при таких симптомах переохладился, стал уязвимым для болезней.

Воздушные ванны

Закаливать воздухом можно разными способами:

  • ежедневные прогулки;
  • проветривание помещения в любое время года;
  • оптимальный выбор одежды;
  • хождение босиком;
  • воздушные ванны.

О пользе прогулок знает каждая мама. Гулять надо от 1 до 6 часов в день, но помните, что пребывание на свежем воздухе не должно быть в ущерб остальным занятиям. Грудничков можно выводить на улицу в период дневного сна. Идеально, если мама может оставить кроху летом в коляске на веранде частного дома или балконе. Это позволит совместить домашние заботы и прогулку. Зимой на улице не стоит долго быть из-за опасности обморожения личика или переохлаждения.

Оптимальная температура в квартире 22 градуса. Проветривать помещение необходимо в любое время года. Современные пластиковые окна позволяют получать доступ к свежему воздуху круглый год, благодаря откидывающимся створкам. Зимой их можно держать минимально открытыми, а летом откидывать на максимум. Вместо постоянного проветривания, открывайте створки на 10-15 минут 2-3 раза в день.

Обязательно проветривание вечером перед сном. Ночью температура воздуха в комнате ребенка может быть на 4 градуса ниже дневной, это позволит сделать сон крепче.

Отдавайте предпочтение одежде из натуральных тканей и не кутайте малыша, учитывайте, его подвижность. Летом найдите площадку, по которой кроха сможет походить босиком. Это отличный массаж для ног, укрепляющий свод стопы.

Старайтесь сочетать все виды закаливания, чтобы развивать иммунитет чада органично. Пребывание на воздухе совмещайте с солнечными ваннами, а также с водными процедурами, если есть возможность.

Чаще всего вопрос о закаливании как способе укрепления детского иммунитета перед родителями встает, когда ребенок постоянно болеет простудами, гриппом, ОРЗ. Тогда папа с мамой задумываются о выборе закаливающих процедур. С чего нужно начинать закаливание трехлетнего ребенка? Какие способы подойдут для таких детей?

В наше время существует множество методов и систем закаливания детского организма. Но для детей трех лет лучше использовать следующие:

  1. Обтирание мокрым полотенцем.
  2. Полоскание горла и ротовой полости.
  3. Обливание водой.
  4. Ходьба босиком.
  5. Пляжный массаж.

Как же грамотно начать использование этих процедур?

Педиатры советуют начинать с полоскания горла. Для трехлетнего малыша это интересно и просто. Необходимо на стакан кипяченой воды добавить чайную ложку натуральной морской соли (без ароматизаторов и прочих веществ). Другой вариант - полоскание горла отваром календулы, ромашки либо добавление на стакан воды ½ чайной ложечки спиртового раствора календулы. Жидкость не должна быть теплой, но и не слишком холодной. Лучше начинать с температуры 25 градусов и снижать ее до 18 постепенно, в течение недели. Этот вид закаливания наилучшим образом подойдет для тех деток трехлетнего возраста, которые страдают тонзиллитами.

Читайте также

После привыкания к полосканию в течение недели-двух можно добавлять обтирания мокрым полотенцем. Начинают такую процедуру сугубо с конечностей. Два или три дня нужно обтирать руки и ноги малыша полотенцем, смоченным в прохладной воде (18-20 градусов), движениями вверх-вниз. Сила нажима должна быть нарастающей, а в конце процедуры обязательно досуха вытереть конечности полотенцем. На четвертый день область закаливания расширяется, и обтирается уже все тело. Последовательность процедуры такая: ручки, грудь, живот, затем спина, ножки. Через месяц проведения полосканий в сочетании с обтираниями можно добавить и контрастное обливание водой. Опять же, процедура начинается сугубо с конечностей. В этом случае обливать надо ножки ребенка. В одном тазу должна быть горячая вода (40-45 градусов), в другом холодная (20-25). Начинать нужно с обливания ступней горячей водой и ней же заканчивать. Смена температур должна происходить 4-5 раз. Далее, через несколько дней, обливаются уже ножки выше колена. Адаптация к этой процедуре составляет 14 дней. После этого можно переходить к обливанию тела ребенка. Первый раз - это горячее-холодное-горячее обливание. После этого малыша растирают теплым полотенцем. Так действуют на протяжении недели. А уже со второй можно добавить еще два чередования температур.

Альтернатива обливанию - ходьба босиком и пляжный массаж. Начинать рекомендуется с ходьбы босиком по резиновому коврику со специальными пупырышками. Пусть дитя это делает, проснувшись утром и за час перед укладыванием спать на ночь. По своей сути, коврик является стимулятором биологически активных точек на стопах ребенка. Затем, дней через 10 привыкания к коврику, можно пробовать ходить по траве босиком, начиная с 2 минут и увеличивая продолжительность такой ходьбы в течение недели до 10 минут.

Пляжный массаж - это не только ходьба на пляже по гальке. Ее можно принести домой и предлагать малышу ходить по ней на дне тазика. Вода в нем сначала должна быть температурой 27-29 градусов. Ее нужно постепенно снижать. Ребенок может топтаться по камушкам, стоя, или перекатывать их стопами, сидя на стульчике и опустив ноги в таз. Таким образом приводятся в состояние активности иммунные зоны на стопах трехлетнего ребенка.

Что касается периода начала закаливающих процедур, то, конечно же, лучше это делать летом. Когда похолодает, ходьба босиком по траве заменяется пляжным массажем.

Главное в проведении закаливающих процедур - их систематичность. При этом сами манипуляции должны вызывать у малыша положительные эмоции. Таким детям нужно предварительно объяснить цель таких процедур. В три годика дети уже способны понять, что закаливание - лучше таблеток и уколов.

Неприятно, когда болеют дети. Но если это все таки случается, взрослые приступают к лечению, не задумываясь, а без микстур и таблеток… Подавив симптомы болезни, взрослые успокаиваются, думая, что удалось загнать еще глубже вылечить болезнь ребенка.

И жизнь продолжается… до следующей болезни.

Если ребенок заболел обычной простудой, взрослые винят холод или вирусы. Если болезнь посерьезнее, тогда считают, что кто-то заразил. Но никто не ищет истинные причины болезни. Родители идут к врачу, который потратит на прием не более 10 минут, не расспросив даже о предыстории болезни, о самих родителях и прочее, сразу поставит диагноз или отправит на анализы. А родители, успокоенные компетенцией врача, будут безукоризненно следовать рекомендациям, давать ребенку антибиотики и уповать на великую силу медикаментов….

Единицы задумаются об истинных причинах болезни, единицы обратят внимание на рацион питания ребенка , на его образ жизни и физическую активность. Всем остальным же будет достаточно выписанных лекарств.

Организм ребенка очень крепок с самого рождения при условии, что его иммунитет не был подорван прививками и искусственным вскармливанием… Утверждаю так, по следам случаев, когда новорожденных выкидывали, оставляли на холоде и прочее, но не смотря на это, маленьким человечкам удавалось как-то сохранять жизнь.

Если ребенок ведет активный образ жизни, а не сидит целыми днями перед компьютером и телевизором, если ребенок получает максимальное количество живых продуктов, а не промышленно переработанных, если предпочитает подвижные игры на воздухе, любит солнце и воду, болезни будут беспокоить его гораздо реже, чем тех детей, которые всего этого не любят.

И в родительских силах сделать так, чтобы малыш приучился к здоровому образу жизни с первых минут своего рождения.

Банально?

И так понятно?

Но ведь каждый это понимает, но и каждый борется со своими вредными привычками, что уж говорить о детях. Только мы, родители, можем быть примером им, нашим детям. Так что получается с рождением детей, не мы их всему учим, а они нас… :). Мы становимся лучше, а вместе с нами и наши детки.

О формировании привычек питания у детей вы можете прочитать , а как превратить зарядку в игру . В этой же статье мы попробуем разобрать, как без особых усилий закаливать ребенка дома .

Не знаю, как у других родителей, у меня процедура закаливания ассоциировалась всегда с какими-то сложными действиями. 🙂 Перед глазами всегда всплывали люди, плавающие в проруби, обливающиеся с головой ведром холодной воды или дети, бегающие по снегу голышом.

Да, перед такими картинками, сердце замирало в восхищении, а разум в полной уверенности, что это не для меня, так как требует очень сильной силы воли и регулярной и длительной практики.

С появлением же дочки отношение поменялось, я стала понимать, что закаливание – это вполне естественная процедура , которая при грамотном подходе вовсе не требует каких-то сверхусилий ни от меня, ни от ребенка. А прочитав книгу Никитиных, я совсем успокоилась и поняла, что закалять ребенка можно дома легко и непринужденно.

Но самое интересное, благодаря именно моим действиям по закаливанию своей малышки в домашних условиях , мне косвенно пришлось закаливаться самой. Ведь не могу же я ходить по дому в шерстяных носках, когда дочка радостно бегает босиком. Или укутываться в теплые куртки, когда ребенок одет на прогулку гораздо легче, чем я. А контрастный душ так вообще стал моей необходимостью по утрам. 🙂

Итак, перейдем к делу:

1. С самого рождения приучайте ребенка находиться в помещении голышом. Для некоторых звучит странно. :). Но таким образом вы даете организму развивать свою собственную терморегуляцию. Не зря все педиатры советуют устраивать младенцам воздушные ванны. Если вы не делали этого с рождения, не удивляйтесь, почему ваш ребенок начинает зябнуть, находясь в комнате без одежды, его способность к самостоятельной терморегуляции спит, так как ей не давали развиваться.

Очень многие родители устраивают своим новорожденным воздушные ванны, но почему-то совсем про них забывают, когда ребенок чуть подрастает.

Мой опыт: когда дочка была младенцем, я устраивала ей воздушные ванны, сейчас оглядываясь назад, считаю, что их количество можно было и увеличить. Когда она стала перемещаться по квартире самостоятельно, я раздевала ее, и она с удовольствием щеголяла голышом. Сейчас моей дочери скоро 6 лет, и первое, что она делает, когда приходит домой, скидывает с себя все одежду, оставаясь в одних трусиках. 🙂

2. Позволяйте своему чаду ходить по дому босиком. Именно босиком, без тапочек, туфелек, ботиночек и даже не в носках. У Никитиных на этот счет есть отличная глава про терморегуляцию стоп. К сожалению, ее я прочитала недавно, а то было бы чем аргументировать опасения нашей прабабушки, которая охала и ахала каждый раз, как видела моего ребенка бегающего по полу босиком. «Ножки-то совсем ледяные»,-говорила она, но ребенок утверждал, что ему не холодно.

Оказывается, что хождение босиком позволяет человеческой стопе регулировать температуру. Как пишут Никитины у собак температура стопы ровно такая же, как и температура поверхности по которой они ходят. Именно эта способность позволяет животным ходить босиком по снегу и не отмораживать себе лап. У человека на стопах происходит то же самое. Температура стопы подстраивается под температуру поверхности. Поэтому не стоит удивляться холодным ножкам вашего ребенка и его утверждению, что ему совсем не холодно.

На улице используйте любую возможность запустить своего ребенка на пробежку босиком.

3. Еще один простой способ закаливания малыша – это позволить ему мыть руки, да и вообще умываться холодной водой. Конечно, если ребенок пришел с прогулки чернее трубочиста, холодной водой не отмоешься… Но умываться по утрам, чистить зубы, мыть руки перед едой и после туалета, все эти процедуры можно делать и под холодной водой.

Когда ребенок еще совсем маленький можно поливать его ножки холодной водой. Я делала это по несколько раз на дню, когда подмывала свою малышку.

4. Четвертый способ – контрастный душ. Это уже ближе к обливаниям, но если превратить эту процедуру в игру и не доводить ее до абсурда, включая сразу ледяную воду, можно привить любовь ребенка к контрастному душу так, что он войдет в привычку. А там и до обливаний холодной водой рукой подать:).

Мой опыт: К сожалению, контрастный душ вошел в нашу жизнь совсем недавно. Дочка любит стоять под душем и греться, а в один прекрасный день я предложила ей немного охладиться, потом снова погреться. Ей безумно понравилось. И теперь она сама просит сделать ей контрастный душ даже тогда, когда я про него забываю или мне лень или некогда. 😉

Чтобы приучить ребенка к контрастному душу, нужно выполнять некоторые правила, чтобы он действительно его полюбил:

  • Когда вы только начинаете практиковать контрастный душ, вода не должна быть слишком холодной. Наоборот, лучше сделать ее чуть теплой, чтобы ребенок просто почувствовал небольшую разницу.
  • Не стоит менять температуру воды с прохладной на горячу слишком быстро. Досчитайте до 60, чтобы было веселей, придумайте какую-нибудь считалочку. Минута прохладной воды, минута теплой, если ребенок хочет погреться подольше, позвольте ему это.
  • Чем больше у вас будет переходов с холодной не горячую воду тем лучше, но их должно быть не менее трех.
  • Всегда хвалите ребенка, отмечайте его успехи и ни в коем случае не торопитесь, понижая температуру прохладной воды. Тише едешь, дальше будешь.

5. И последний способ скорее можно отнести к уличному. Всегда одевайте ребенка по погоде, выходя на прогулку. Слишком укутанные дети становятся неповоротливыми и малоподвижными. Ребенок, сидящий в коляске, замерзнет быстрее, чем бегающий малыш, учитывайте это, каждый раз выходя на улицу. Одевайте ребенка в несколько слоев, чтобы можно было снять лишний слой одежды, а не жарить его, если малыш перегреется.

Не бойтесь дождя, снега и сильного ветра, все эти погодные явления только укрепят иммунитет, они страшны лишь тепличным детям, которые редко гуляют и боятся промочить ноги.

Закаливание ребенка 2 лет является основным профилактическим мероприятием и важным методом повышения сопротивляемости организма ребенка к простудным заболеваниям. При этом нужно учитывать, что начинать закаливание необходимо только при условии, что ребенок здоров. Общим правилом в начале закаливания являются процедуры, требующие постоянного длительного применения. Желательно закаливание начинать с младенчества и продолжать всю жизнь.

Закаливание ребенка 2 лет является основным профилактическим мероприятием и важным методом повышения сопротивляемости организма ребенка к простудным заболеваниям. При этом нужно учитывать, что начинать закаливание необходимо только при условии, что ребенок здоров. Общим правилом в начале закаливания являются процедуры, требующие постоянного длительного применения. Желательно закаливание начинать с младенчества и продолжать всю жизнь.

Дело в том, что через две недели после прекращения закаливающих процедур возникает заметная деадаптация, а через два месяца все, что ребенок приобрел за период закаливания, он может потерять.

Самым распространенным видом закаливания является закаливание водой. Его необходимо проводить в комплексе с другими методами, в частности, со световоздушными ваннами и закаливанием солнцем.
Закаливание ребенка 2 лет водой нужно начинать летом или ранней осенью, в комнате при температуре воздуха в пределах 20-22°С. Летом, при теплой погоде, процедуру можно проводить на открытом воздухе (лучше в утренние часы).

Неотъемлемой процедурой так же являются влажные обтирания, которые можно начинать с двухмесячного возраста, пользуясь при этом махровым полотенцем или специальной варежкой из этой же ткани. Температура воды для детей раннего возраста должна быть не ниже 33-34°С, а в зимнее время - 34-35°С. В дальнейшем температура воды постепенно снижают на 1°С, доводя ее до 28-30°С.

В школьном возрасте можно снизить температуру воды до 18-20°С. После обтирания тело вытирают насухо, слегка растирая его до легкого покраснения. Через 1,5 месяца влажных обтираний можно переходить к обливанию, но только малышам старше одного года.

Проводить процедуру закаливания также можно во время гигиенической ванны.
Детям до 6-ти месяцев их проводят два раза в неделю, затем обливают водой на 1-2°С ниже гигиенической ванны, и постепенно снижают температуру воды для обливания до 24-25°С.
Детям старше одного года проводят обливание с температурой воды на 1-2°С ниже, чем при обтирании, постепенно снижая до 20°С.

Детям после двух лет можно принимать душ в течение двух минут, затем хорошо растереть тело полотенцем до покраснения кожи.

Таким образом, при правильном проведении закаливающих процедур, ребенка можно закалять довольно длительное время и получить хороший результат - крепкое здоровье.

Как закаливать ребенка?

Закаливание воздухом

Первой закаливающей процедурой для грудного ребенка являются воздушные ванны. Нужно помнить, что температура воздуха в комнате:

для новорожденного ребенка должна быть 23С,
в возрасте от 1 до 3 мес - 21С,
от 3 мес до 1 года - 20С,
старше 1 года - 18С.

Грудным детям свойственны высокие энергетические затраты и потребление кислорода (больше чем у взрослых в 2,5 раза). Поэтому необходимо проветривать помещения 4-5 раз в день по 10 - 15 мин зимой, держать летом почти постоянно открытыми форточки. Проветривание с помощью форточки или фрамуги проводят в присутствии детей; температура воздуха снижается на 1 - 2С, что является закаливающим фактором. При сквозном проветривании воздухообмен происходит гораздо быстрее, чем через форточку, но его желательно производить при отсутствии ребенка в комнате. Возможно использование бытовых кондиционеров.

В летнее время новорожденных можно выносить на прогулку практически сразу после рождения, вначале на 20 - 40 мин, быстро увеличивая время до 6 - 8 ч в день. Зимой в средней полосе России новорожденных выносят на улицу на 5-7 мин и постепенно доводят нахождение на воздухе до 1,5 - 2ч два раза в день. В безветренную погоду с ребенком в возрасте до 3 мес можно гулять при -10С, старше 3 мес - 12С, старше 6 мес - 15С. Дети старше 1,5 лет гуляют не менее двух раз в день по 2,5 - 3 ч при температуре не ниже -15 - 16С. В возрасте до 1,5 - 2 мес ребенок зимой на улице спит на руках у взрослого и только более старшие дети - в коляске, так как в связи с несовершенством терморегуляции у маленького ребенка может наступить переохлаждение, даже если его положили в теплую коляску.

Непосредственно воздушные ванны начинают проводить еще в родильном доме, когда при смене пеленок ребенок остается на короткое время без одежды. Благоприятным моментом является не только температурное воздействие на организм, но и диффузия кислорода через кожу в кровь, так как проницаемость кожи в раннем возрасте очень высока. Воздушные ванны нужно проводить в хорошо проветриваемом помещении при температуре воздуха 20-22С для грудных детей и 18-19С для детей 1-2 лет. Вначале длительность процедуры - 1-2 мин, каждые 5 дней она увеличивается на 2 мин и доходит до 15 мин для детей до 6 мес и до 30 мин после 6 мес. Максимальное время воздушных ванн для детей 2-3 лет - 30- 40 мин.

Воздушные ванны всегда должны сочетаться с движением детей, гимнастическими упражнениями. Постепенное облегчение одежды во время воздушных ванн помогает регулировать силу раздражающего действия воздуха в процессе закаливания. Дети старше 1,5 лет принимают обычно воздушные ванны во время утренней гимнастики, сначала в трусах, майках, носках и тапочках. Позже можно оставлять только трусы и тапочки. Детей с признаками пониженной адаптации к изменению температуры окружающего воздуха (стойкая бледность кожных покровов, цианотическая мраморность дистальных отделов конечностей, жалобы на дискомфорт) нельзя отстранять от щадящих закаливающих процедур. Например, ребенок может быть раздет частично, воздушные ванны можно проводить всего 5 мин, но несколько раз в день.

Следует обратить внимание на правильный выбор одежды не только в момент закаливания. Одежда должна ограждать ребенка летом от перегревания, зимой - от переохлаждения. Чрезмерно теплая одежда и повышенная температура воздуха, вызывает перегрев организма. Шея и волосистая часть головы становятся влажными от пота. В таких условиях небольшой сквозняк может вызвать переохлаждение. Прогулка на свежем воздухе при правильной организации является одним из важных моментов закаливания.

Важным мероприятием является сон на свежем воздухе в зимнее время года, начиная с 2-3 недельного возраста ребенка сначала 2, а затем 3 раза в день. При температуре воздуха до -10°С начинают с 25-30 минут, увеличивая продолжительность сна до 1-1,5 часов.

Насморк не противопоказание для прогулок. Нужно только предварительно прочистить нос. Лицо новорожденного ребенка и зимой должно быть открыто, но ватное одеяло вокруг лица нужно устроить как бы в виде колодца.

Закаливание детей

Закаливание водой

Водное закаливание оказывает более мощное воздействие на организм, чем воздушные. Это связано с тем, что теплопроводность воды в 30 раз, а теплоемкость в 4 раза больше, чем воздуха. В зависимости от температуры воды водные процедуры делятся на холодные (ниже+20C), прохладные (+21-+33°C), тепловатые (+34-+35C), теплые (+36-+40C) и горячие (+41о и выше). А также на общие и местные, традиционные и нетрадиционные.
Различают 3 фазы реакции организма на действие пониженной tо воды. Первая - повышенный спазм сосудов кожи, при более глубоком охлаждении - и подкожно-жировой клетчатки. Вторая - в связи с адаптацией к низкой температуре воды происходит вазодилатация, кожа становится красной, снижается АД, активируются тучные клетки и лейкоциты сосудистых депо кожи и подкожной клетчатки. Эта фаза характеризуется улучшением самочувствия, увеличением активности. Третья (неблагоприятная) - исчерпываются приспособительные возможности организма, кожа приобретает синюшно-бледный оттенок, появляется озноб.

При систематическом использовании водного закаливания первая фаза сокращается и быстрее наступает вторая. Самое главное, чтобы не наступила третья фаза.

Традиционные водные процедуры

Вносить элемент закаливания необходимо в обычные водные процедуры (умывание, подмывание, купание). Методика закаливания зависит от возраста ребенка. 1. Возраст ребенка от рождения до 2 мес

Общие ванны: ребенка купают ежедневно водой температуры 37-36С в течение 5 мин, затем обливают водой с температурой на 2С ниже.
Подмывание, умывание, которое длится 1-2 мин, вначале проводят при температуре воды 28С, через каждые 1 - 2 дня и снижают на 1-2С и доводят до 20-22С.
Местное влажное обтирание: рукавичкой, смоченной водой температуры 33-36С, обтирают ручки от кисти до плеча, затем ножки от ступни до колена в течение 1-2 мин. Один раз в пять дней температуру понижают на 1С и доводят до 28С. Необходимое условие - каждую часть тела вытирают насухо до легкого покраснения сразу после ее влажного обтирания.

2. Возраст ребенка от 2 до 9 мес

1 и 2 как в предыдущей возрастной группе.
Общее влажное обтирание. Сначала обтирают верхние конечности, затем нижние и, наконец, грудь и спину. Температура воды такая же, как при местных обтираниях В воду можно добавить соль (2 чайные ложки соли на 1 стакан воды). Необходимо соблюдать то же правило
Каждую часть тела вытирать насухо сразу после ее обтирания.

3. Возраст ребенка от 9 мес до 1 года

1 и 2 как в предыдущих возрастных группах.
Общее обливание. Ребенок может сидеть или стоять. Гибкий шланг душа нужно держать на 25 - 30 см от тела ребенка. Струя воды должна быть сильной. Сначала обливают спину, затем грудь, живот, в конце- руки. После обливания вытирают насухо до легкого покраснения. Вначале температура воды 35-37С, затем каждые 5 дней ее снижают на 1С и доводят до 28С.

4. Возраст ребенка от 1 года до 3 лет
Можно использовать общие обтирания со снижением температуры воды до 24С, общие обливания температуры до 24-28С. С 1,5 лет можно применять душ, который оказывает более сильное воздействие, т.к кроме То воды, здесь включается еще и механическое влияние. Длительность процедуры до 1,5 мин; температура воды и ее снижение - как при общем обливании.

Купание в открытом водоёме разрешается детям с 1,5 - 2 лет. Душ и купание в ванне, водоёме или бассейне сопровождается механическим воздействием воды, которые оказывают массирующее действие. Купание в открытом водоёме- один из лучших способов закаливания. На организм одновременно действуют воздух, солнце, сопротивление воды и движение. Начало купаний состоит из окунаний в воду 1-2 раза. После этого ребёнка вытирают полотенцем. Далее длительность купаний постепенно увеличивается. Температура воды должна быть не ниже +21С при температуре воздуха не ниже +25С. Плавание вызывает у детей ярко выраженные положительные эмоции.

Закаливание детей контрастное

Контрастное и нетрадиционное закаливание

К интенсивным (нетрадиционным) методам закаливания относят любые методы, при которых возникает хотя бы кратковременный контакт обнаженного тела человека со снегом, ледяной водой, воздухом отрицательной температуры.
Физиологическая незрелость организма детей раннего возраста, в первую очередь незрелость нейроэндокринной системы, является нередко причиной не повышения, а подавления иммунной активности, быстрого развития стадии истощения при чрезмерном закаливании ребенка к холоду. Поэтому практически все авторы, занимающиеся вопросами закаливания детей раннего возраста, считают купание детей в ледяной воде противопоказанным.

Однако существует контрастное закаливание как переходная ступень между традиционным и интенсивным закаливанием. Это контрастные ножные ванны, контрастное обтирание, контрастный душ, сауна, русская баня и др.

Наиболее распространенным методом для детей является контрастное обливание ножек. Ноги предварительно нужно согреть. В ванну ставят два таза так, чтобы вода покрывала ноги до середины голени. В одном из них температура воды всегда равна 38-40С, а в другом (в первый раз) на 3-4С ниже. Ребенок сначала погружает ноги в горячую воду на 1-2 мин (топчет ими), затем в прохладную на 5-20C. Число попеременных погружений 3 - 6. Каждые 5 дней температуру воды во втором тазике понижают на 1ОС и доводят до 18-10С. У здоровых детей заканчивают процедуру холодной водой, а у ослабленных - горячей. Можно проводить с настоем трав. (Для более интенсивного охлаждения - настой мяты; горячий настой - с разогревающими растениями: тимьяном, тысячелистником, пижмой, сосновыми и еловыми иголками). У более старших и закаленных детей при наличии положительных эмоций можно постепенно повышать температуру горячего настоя до 40-42С, а холодного снизить до 4-6С.

Более старшим детям контрастные ножные ванны можно заменить контрастным душем: экспозиция горячей воды 40-50С в течение 1 мин, затем в течение 10-20C проводят обливание холодной водой с минимальной температурой 10-15С. Чередуют 5 -10 раз.

В сауне (суховоздушной бане) используется высокая температура воздуха в парной (около 60-90С) с низкой влажностью и охлаждением в бассейне с температурой воды 3-20С, а зимой купание в снегу. При отсутствии противопоказаний, желании родителей ребенок может посещать сауну с 3 - 4 лет, 1 раз в неделю, вначале в виде одного захода на 5 - 7 мин при температуре в парной около 80С на высоте верхней полки. Затем можно довести до трехкратного посещения парной на 10 мин с последующим охлаждением.

В нашей стране широко используется закаливающий эффект русской бани. Основой его является строгое соблюдение контрастного цикла: нагревание -охлаждение - отдых, формула закаливающего цикла - 1:1:2. Для детей раннего возраста, только привыкающих к русской бане, достаточно одного цикла. В парильном отделении вначале следует находиться не более 3-5 мин, через несколько посещений можно увеличить время до 5 - 10 мин. Вначале охлаждение лучше проводить обливанием, затем холодным душем, позднее - купанием в холодной воде, в том числе и в проруби, обтиранием снегом. Постепенно количество заходов в парную увеличивают до 4 - 5.

В русской бане часто на раскаленные камни льют не простую воду, а банные коктейли в виде ароматического настоя трав. (Для антисептического эффекта используют мяту, шалфей, тимьян, лист эвкалипта; с успокаивающей целью - тимьян, мяту, душицу, ромашку, березовые почки, зеленую хвою ели; тонизирующее действие оказывают почки тополя, цветочные корзинки пижмы обыкновенной, листья зубовки; улучшают дыхание листья березы, дуба, липы, трава душицы, тимьяна). Широко используют в русской бане веники, причем каждый веник вызывает специфический эффект (березовый- болеутоляющий, успокаивающий и бронхолитический; дубовый - успокаивающий, противовоспалительный, липовый- бронхолитический, мочегонный, а также помогает при головной боли, простудных заболеваниях, пихтовый - помогает при радикулитах, невралгии, ольховый - при миалгии, рябиновый - оказывает возбуждающее действие.

Закаливание детей солнцем

Закаливание солнцем

Ультрафиолетовые лучи активно влияют на иммунологическую резистентность организма. Однако нужно помнить, что чувствительность к ультрафиолетовым лучам тем выше, чем меньше возраст ребенка. Поэтому солнечные ванны детям до одного года противопоказаны. Крайне осторожно они назначаются детям от 1 года до 3 лет, и только в более старшем возрасте их проводят достаточно широко, но после предварительного недельного курса ежедневных световоздушных ванн. В рассеянных солнечных лучах достаточно много ультрафиолетовых и сравнительно мало, в отличие от прямого солнечного излучения, инфракрасных лучей, которые вызывают перегревание организма ребенка, что особенно опасно для детей с повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью. В осенне-зимний и весенний периоды прямые солнечные лучи не вызывают перегревания, поэтому попадание их на открытое лицо ребенка не только допустимо, но и необходимо.
Летом рекомендуют проводить световоздушные ванны при температуре воздуха 22С и выше для грудных детей и при 20С для детей 1 - 3 лет, лучше в безветренную погоду. Поведение ребенка в момент проведения ванны должно быть активным. Продолжительность первой ванны у грудных детей 3 мин, у более старших - 5 мин с ежедневным увеличением до 30 - 40 мин и более. Прямые солнечные ванны (после тренировки световоздушными) у детей более старшего возраста проводятся не более 15 -20 мин, всего за лето не более 20 - 30 ванн. Абсолютным противопоказанием к проведению солнечных ванн является температура воздуха 30С. После солнечных ванн, а не до них, детям назначают водные процедуры, причем обязательно нужно вытереть ребенка, даже если температура воздуха высокая, так как при влажной коже происходит переохлаждение детского организма. Искусственное ультрафиолетовое излучение в настоящее время многие авторы рекомендуют назначать детям раннего возраста крайне осторожно, учитывая его возможное канцерогенное действие.

Основные правила закаливания ребенка

1. Приступать к закаливанию можно в любое время года.
2. Закаливание эффективно только тогда, когда его проводят систематически; без постоянного подкрепления достигнутые результаты снижаются.
3. Нельзя резко увеличивать продолжительность и силу закаливающих воздействий. Нарушение принципа постепенности может вызвать переохлаждение и заболевание ребенка.
4. Закаливающие процедуры нельзя начинать, если ребенок болен.
5. Эффективность закаливающих процедур увеличивается, если их проводят комплексно.

6. Процедура должна нравиться ребенку, вызывать положительные эмоции.

Вместе с мамой и папой

Известно, что дети любя подражать взрослым, и будет очень хорошо, если эту способность ребенка родители используют для того, чтобы воспитать у него прочную привычку к гимнастике и закаливающим процедурам. Утреннюю зарядку дети и родители могут делать вместе!

Специальными наблюдениями установлено, что у детей, которые даже только три раза в недели (осенью и зимой соответственно одетые) выполняют гимнастические упражнения на воздухе, снижается активность бактериальной флоры носоглотки, иными словами, им начинают меньше угрожать острые респираторные заболевания.

К 4 году ребенок уже заметно выносливее, чем на третьем. Он может, например, непрерывно идти пешком от 20 до 40 минут. Приучайте его к ходьбе! Прогулка с мамой и папой за город, в парк оставит у него радостные впечатления и будет очень полезной.

Одно из самых любимых летних занятий детей этого возраста - катание на велосипеде. В 3-4 года малыши легко овладевают трехколесным, а с 5 лет и двухколесным. Длительность непрерывного катания на велосипеде - от 15 до 30 минут.

Зимой детей всегда привлекает катание с гор на санках. Очень хорошо! Пусть только ребенок, согласно известной русской поговорке, полюбит и саночки возить: следите, чтобы он сам подымался с ними в гору! Так он и не озябнет, и физическая тренировка будет эффективнее.

С 4-5 лет учите детей ходить на лыжах; вначале - правильно стоять на них, затем - ходить без палок, и, только когда они хорошо овладеют этим умением, можно вручить им палки.

Малыша 4-5 лет можно поставить и на коньки. Вначале он будет уставать уже через 10-15 минут, но чем увереннее он начнет чувствовать себя на льду, тем дольше сможет кататься - по 40-60 минут (с перерывами каждые 20 минут).


Top