«Мнемотехника» и «изучение иностранного языка» несовместимые понятия?! Давайте разберемся. Метод цицерона для запоминания иностранных слов Метод цицерона запоминание английских слов

В хорошо знакомой комнате нужно мысленно расставлять запоминаемые единицы информации, в нашем случае иностранные слова. Представляя себе комнату, или несколько комнат, скажем, свою квартиру, нужно расставить образы в определенном порядке. Закрепив расположение этих образов, можно проходить по комнате и вспоминать все, что там записано.

Такой метод с системой комнаты здорово помогает при запоминании дат, событий, планов речей и многого другого. Однако, при запоминании иностранных слов возникают определенные трудности. Например, можно запомнить последовательность слов на своем языке, при этом не запоминая этих слов на иностранном. Это первое. Второе — это проблема «разбросанности» слов по всей квартире в произвольном порядке. Третья загвоздка — как запомнить написание слов (если необходимо).

На занятиях я знакомлю учеников с сутью метода и предлагаю запомнить заранее заготовленный список слов, которые, как я думаю, они не знают. В качестве полигона выбираются их квартиры. Они чертят себе примерный план своего дома и вспоминают расположение всего внутри.

Чтобы решить вопрос разбросанности слов по квартире, мы определяем для каждой комнаты или угла комнаты свою часть речи. Получается что в одной комнате только глаголы, в другой только существительные и т. д. Это помогает сразу обратиться к нужной комнате для поиска нужных слов не проходя по всей «квартире». Но в пределах комнаты следует двигаться по часовой стрелке, а значит и расставлять образы так же.

Трудности с запоминанием произношения слова мы решаем с помощью фонетических ассоциаций. По мере возможности, ассоциация подбирается такая, чтобы в ней было какое-либо действие. Так легче запомнить.

Написание запоминаем, стараясь мысленно писать слова на предметах, к которым привязываются образы, либо вкладывая написание в фонетическую ассоциацию. Например, пятиклассник, запоминая английское слово « master », расположил плакат с изображением своего отца на стене комнаты. На плакате - соответствующая надпись. Есть еще хороший способ привязывания к другим словам с похожим написанием, которые уже хорошо знаешь. Особенно актуально для китайского языка, так как в нем много одинаковых по звучанию слов. Иероглифы, конечно же, нужно учить другим способом:). Например, изучая слово «жемчужина» (чженьчжу), ученик запомнил его как «бросать жемчужину перед истинной свиньей» (истина-чжень, свинья -чжу). Образ приклеил к шкатулке, в которой вся сцена со свиньей и происходила.

Такие же операции со словами можно делать не в мысленной квартире, а в мысленном городе. Представлять тогда нужно хорошо знакомый город, также выделив его районы для соответствующих частей речи. Причем его возможности по хранению образов безграничны, потому что в городе много «квартир», магазинов и т. д. Важно научиться связывать друг с другом образы и ассоциации. Так запоминается гораздо лучше и вспоминается гораздо легче.

На первом этапе освоения метода мы запоминаем всего по 15 слов. По мере привыкания к методу планируется повышение количества запоминаемых слов до 25, 30, 35 и т. д. Запоминание 15 слов с одновременным освоением сути метода занимает примерно 15-20 минут. Потом повторение. Результаты постараюсь описать через пробный период.

Носит имя одного из великих римский политиков, который прославился тем, что в процессе своих ярких выступлений никогда не пользовался записями. При этом оратор оперировал множеством цифр, имен, фактов, а также довольно часто использовал цитаты.

В соответствии с некоторыми источниками, метод Цицерона весьма успешно применялся задолго до официального его автора. В частности, известный древнегреческий поэт Симонид активно и успешно его практиковал.

Этот метод прост и одновременно эффективен. Другое его название – система римской комнаты. Он основывается на том, что ключевые единицы, которые надо запомнить, необходимо расставлять в мыслях в определенном порядке, представляя в голове привычное помещение. После такой процедуры достаточно лишь восстановить в памяти эту комнату, дабы восстановить все, что вы фиксировали в памяти. Цицерон, когда был занят подготовкой к публичному выступлению, прохаживался по дому и размещал в голове основные ключевые моменты своей речи в различных местах.

Перед тем, как начать практиковать запоминание по методу Цицерона, определитесь, каким образом вы планируете обходить комнату. Выберите последовательность мест, в которых вы планируете мысленно размещать ключевые единицы. Для некоторых представления комнаты в голове будет достаточно. Однако в первый раз не будет лишним пройтись по дому, как это делал великий оратор. При этом стоит выбирать привычную комнату, например – свой личный кабинет. Можете отдать предпочтение способу передвижения по часовой стрелке.

С опытом вы будете в состоянии задействовать все большее число предметов и мест, тем самым расширяя свои возможности для фиксации информации. Вы можете использовать абсолютно любые предметы. Пусть это будет диван, телевизор, полка, рабочий стол, компьютер и так далее. Мысленно перемещаться можно и слева направо, и вверх-вниз. Вам не обязательно ограничиваться только своей комнатой. Для более эффективной фиксации в памяти можно использовать знакомые маршруты и т.п.

Вам необходимо связывать ключевые моменты информации, которую вы пытаетесь запомнить, с определенными предметами посредством ассоциаций. Начиная практиковать данный метод, не будет лишним иметь в голове набор элементов комнаты. Таким образом, у вас всегда будет «подручный» набор так называемых ментальных крючков, за которые вы сможете зацепить нужные ключевые моменты.

В качестве примера рассмотрим, как можно легко запомнить список следующих элементов: велосипед, рюкзак, бутылка, пластилин. Эти элементы будут размещены последовательно в соответствии со схемой дома. Начнем мы с коридора. Необходимо использовать нестандартные связи, чтобы его воспроизведение не составило труда даже спустя долгое время.

Велосипед размещаем на вешалке возле двери, причем находится он в перевернутом положении. Такая ассоциация легко отложится в нашей голове. Далее идет рюкзак, который весит на двери, а из него выглядывает кот. В бутылку мы ставим цветок подсолнуха и размещаем его на тумбочке. Зеркало, расположенное в прихожей, полностью заклеиваем пластилином, тем самым создавая нестандартную ассоциацию и фиксируя последний ключевой элемент в нашем списке. Таким образом, у нас получился довольно необычный ассоциативный ряд, который мы легко сможем восстановить в голове.

Очень важно предварительно определить те предметы, что будут встречаться нам на пути. В противном случае есть риск того, что вы будете сами искать детали, которые будет легче связать с определенным ключевым словом. В итоге, запоминание будет неэффективным.

Разумеется, метод Цицерона стоит применять для задач значительно сложнее. Вышеописанный пример лишь помогает понять, как происходит запоминание информации . Данный метод продуктивен в процессе фиксации в памяти текста, плана на день, порядка необходимых телефонных звонков и прочего. Более того, когда информация представляет собой логически связанные данные, а не просто набор слов, вы сможете неоднократно использовать одну комнату. При этом ряды ключевых элементов не перемешаются, а вы будете в состоянии легко восстанавливать данные по конкретной теме.

Чтобы научиться использовать данный метод, достаточно нескольких тренировок. Это и является его главным плюсом, если сравнивать данную методику с другими. Более того, эту технику можно использовать в любом месте. А то помещение, где вы находитесь, может стать отличной отправной точкой для запоминания информации. Вам нет необходимости использовать метод связанных ассоциаций или долго восстанавливать цепочку, как это нужно при применении метода последовательных ассоциаций. Вам лишь нужно восстановить в памяти знакомое помещение или использовать то, где вы находитесь в конкретный момент. Вполне достаточно рассматривать комнату, при этом расставляя ключевые слова и привязывая их к каким-то предметам. Восстановить информацию также просто. Достаточно вспомнить обстановку. Применяя этот метод, вы поразитесь, насколько легко и быстро можно усвоить даже весьма сложный материал.

Метод Цицерона – это уникальный мнемонический прием , которому может научиться каждый. Даже если вы не относите себя к личностям с хорошей памятью, используя данную технику, вы легко превзойдете каждого из них.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Бывает, что придя в магазин, вы понимаете, что оставили дома список с продуктами, который вам надо было купить. Освоив метод Доминика О’Брайена, вы сможете без труда держать в голове список всего необходимого.

Возьмем 10 произвольных товаров для рассматриваемого примера:

Яблоки - молоко - сыр - масло - батарейка - шахматная доска - баскетбольный мяч - теннисная ракета - кружка - вешалка

Многие из вас смогут без особых усилий запомнить 4-5 предметов, малая часть – 7-8.

На помощь придут специальное упражнение, разработанные Домиником О’Брайеном для совершенствования памяти.

Попробуйте вспомнить, как прошел сегодняшний день, чем она запомнился, что было вчера, на прошлой неделе. Что оставило самые яркие воспоминания?

Возьмите ручку и бумагу и запишите все, что помните за прошедший день, некоторые вещи, которые вы вспомните, удивят вас своим присутствием в этом, вроде бы, самом обычном дне.

Здесь важную роль играют именно ассоциации, с каким, тем или иным событием, связаны у вас определенные воспоминания, насколько оно было яркое.

Итак, вы отправились в магазин за покупками. Поставьте мысленно каждый предмет на определенные места в пути следования. Для лучшего запоминания, придавайте образу предметов некую гипертрофированность и яркость.

По прошествии времени, вы сможете вспоминать то, что необходимо купить еще по дороге в супермаркет, ведь тебе каждый предмет четко связан с конкретными ассоциациями.

  1. Запоминание методом «цицерона»

Метод “Цицерона” – это метод запоминания, связанный с памятью на места.

Этот метод еще называют методом “мест”. Его создателем считают греческого поэта Симонида (ум. в 469 г. до Р.Х.) и рассказывают следующую историю.

“Симонида пригласили к одному богатому человеку на пир. Когда гости уже сидели за столом, поэта вызвали по важному делу, и он тотчас же вышел из комнаты. Как только Симонид вышел, комната провалилась, и все находившиеся в ней люди погибли. Чтобы похоронить погибших, их родственники и друзья попросили поэта опознать тела. И Симонид вспомнил всех, сидящих за столом по месту, которое они занимали. «Это подало ему повод к открытию того закона, что по месту можно вспомнить образ известного лица, а это привело к открытию способа запоминания”. (Г.И.Челпанов, 1900 г.)

Так было сделано открытие, что наша память тесно связана с местом. И действительно, когда мы встречаем знакомого человека, то его имя можем вспомнить только после того, как вспомним, где мы его видели. То же самое происходит и в ситуации, когда мы были чем-то заняты, а нас вдруг отвлекли. Мы сможем вспомнить, что делали или о чем думали только тогда, когда вернемся на то место.

Метод назван именем великого оратора Цицерона потому, что он первым описал и применил его для запоминания своих речей. Этот метод до сих пор используют для запоминания длинных выступлений и большого числа точной информации.

Суть метода Цицерона сводится к тому, чтобы

    выбрать какое-то хорошо знакомое место или помещение;

    выделить по порядку предметы (или места), причем важно сразу определиться с последовательностью и принять раз и навсегда один вариант обхода помещения или места, например, по часовой стрелке;

    выбирать лучше яркие и хорошо запоминающиеся предметы, которые постоянно находятся в этом месте, например, шкаф. Если же предмет регулярно меняет свое месторасположение, то возможна путаница. Например, если вазу переставить на другое место, то, “считывая” информацию вы можете назвать ее не в том порядке;

    нельзя использовать повторяющиеся предметы, т.к. может быть нарушена последовательность, когда будете вспоминать. Например, если у вас два одинаковых кресла в комнате, то выбрать лучше первое из них;

    соединять предметы, выбранные вами в комнате, с запоминаемой информацией попарно (о том, как их соединять, мы расскажем позже).

Полезные замечания

    Перед запоминанием желательно прогуляться по тому месту, на которое будете запоминать информацию.

    Подготовьте свои места и запомните последовательности предметов. Это вам понадобится для запоминания большого объема информации. Желательно иметь систему из 10 комнат, в каждой из которых выделено по 10 предметов. Тогда вы сможете на эту матрицу запомнить 1000 единиц информации! А это целый учебник!

    Один список, запомненный методом “Цицерона”, хранится в памяти до трех суток без повторения. Если вы хотите сохранить информацию надолго, то никогда не используйте этот список для запоминания другой информации. Каждый предыдущий список “стирается” под воздействием следующего. Если же вам нужно запоминать информацию только на несколько дней, то можно сегодня запоминать на один список, завтра - на другой, послезавтра – на третий, а через два дня вернуться к первому.

    Обязательным условием является контрольное припоминание

Итак, обойдем хорошо знакомое помещение по часовой стрелке. Теперь выделим последовательность предметов, т.е. 1 – дверь, 2 – кровать, 3 – занавеска, 4 – окно, 5 - книжная полка.

Обратите внимание, что в комнате есть второе окно, которое не подходит для запоминания!

6 – письменный стол, 7 – кресло

Итак, мы подготовили список предметов, отвечающий всем вышеперечисленным требованиям.

Васильева Е.Е. Васильев В.Ю. “СУПЕРПАМЯТЬ ДЛЯ ВСЕХ”

  • Тексты
  • Список слов

    Рассмотрим возможность использования метода Цицерона или как его еще называют метода дорог для запоминания последовательности слов. Если вы заранее подготовили "дорогу" или "матрицу образов" то можете начинать упражнение.

    Как запоминить?

    Запоминание списка слов с помощью метода Цицерона заключается в расставлении слов по ключевым местам вашей дороги. Вы берете первое слово и создаете ассоциацию с первым образом вашей матрицы. Затем создаете ассоциацию второго запоминаемого слова с вторым образом вашей матрицы. Этот процесс нужно продолжить до конца, пока не закончится список слов, который нужно запомнить. Если образы в вашей матрице закончились быстрее, то к этой матрице нужно присоединить другую матрицу и продолжить запоминание.

    Как вспомнить?

    Воспроизведение запомненной информации очень похоже на то, как это делалось в упражнении "Пары слов": вам известно одно из слов, нужно мысленно воспроизвести образ соответствующий паре слов, чтобы вспомнить второе слово. Затем перейти к следующему слову.

    Тройки слов

    Зачем это нужно?

    В данном упражнении вам нужно будет запоминать по методу Цицерона уже не последовательность слов, а последовательность троек слов. Зачем нужно запоминать тройки слов? Дело в том, что очень часто приходится запоминать информацию, в которой каждый запоминаемый элемент требует для запоминания несколько параметров, т.е. является не отдельным образом, а блоком, состоящим из нескольких образов или ключевых слов. Этот блок и ассоциируется с соответствующим образом вашей матрицы.

    Например, если нужно запомнить римских императоров, то неплохо бы кроме их имен запомить еще и годы рождения, смерти и правления. При запоминании таблицы Менделеева нужно запомнить не только название элемента, но и его обозначение, атомную массу и некоторые другие характеристики. Также необходимость запоминать групповые образы требуется при запоминании текстов, когда часто не удается выделить основную мысль участка текста в виде одного образа и приходится его группировать из нескольких.

    Запоминание троек

    Цель упражнения запомнить не просто слова, а набор слов. Наборы, которые вам предоставляются содержат ровно по три слова. В реальной жизни такое редко случается, но главное понять принцип и потом уже несложно будет создавать сложные образы. Обычно приходится иметь дело со списком от двух до пяти слов. Из этого набора вам нужно составить единый образ и затем создать ассоциацию с очередным местом в вашей матрице.

    Пример создания образов из трех различных объектов.

    Абажур - Кулак - Бабочка - на первое место вашей матрицы можно поместить стеклянный абажур, в форме кулака, внутри абажура вместо лампочки светится бабочка.

    Кино - Кроссворд - Писарь - на втором месте писарь, сидящий в полутемном зале кинотеатра, гусиным пером (чтоб не забыть что это именно писарь) разгадывает кроссворд.

    Тексты

    Запоминание текстов метода Цицерона можно использовать для запоминания достаточно объемной информации: например тексты, речи и т.д. Ниже описан процесс запоминания.

    Запоминание текста осуществляется в три шага

    • Разбейте текст на отдельные смысловые участки.
    • На каждом участке выберите несколько ключевых слов.
    • Из выбранных ключевых слов создайте общий образ и поместите его на соответствующее место в матрице

    Воспроизведение текста осуществляется в обратном порядке:

    • Вызовите в памяти первую ячейку вашей матрицы и воспроизведите в памяти сохраненный в ней образ
    • На основе образа вспомните ключевые слова, которые кодирует этот образ
    • По ключевым словам восстановите участок текста, закодированный данным образом

    Таким способом можно запоминать содержание достаточно длинных участков текста. Следует учитывать, что в тексте запоминается содержание, смысл, а не каждое слово дословно.

    Метод Цепочка

    Образы связываются в ассоциации попарно. Размеры образов примерно одинаковые в каждой паре. Когда вы образовали связь между первым и вторым образом, первый образ убирается из сознания переносом внимания на второй. После этого образуется взаимосвязь между вторым и третьим образом и т.д.

    Метод Цепочка - это один из самых простых мнемотехнических приемов. Суть его заключается в попарном соединении образов. При этом относительные размеры образов в каждой паре одинаковые – большие, а сами образы – яркие и запоминающиеся. Вы образовывайте связь между первым и вторым образом, а затем убираете из сознания первый образ путем переноса внимания на второй. После этого образуется взаимосвязь между вторым и третьим образом и т.д. В каждой паре образов необходимо четко различать первый и второй образ пары.

    Второй образ пары проникает в первый.

    Второй образ пары находится сверху.

    Второй образ пары находится справа.

    Всегда образуйте связи четко по определенной системе. Если ассоциация горизонтальная - первый образ размещайте слева.

    Если ассоциация вертикальная - первый образ размещайте внизу.

    Если образы при соединении проникают друг в друга - помещайте второй образ в первый. При припоминании считывайте образы в том же порядке.

    Например, нам нужно запомнить список покупок: батон, молоко, сосиски, соль, газета, батарейка. Крупно, ярко представьте себе свежий, хрустящий батон - а на нем сверху лежит пакет молока. Секунду-другую рассматривайте эту связь, а затем связывайте пакет молока со вторым образом цепочки: пакет обложен сосисками. Фиксируете связь и переходите к соли. Когда вы вспоминаете первый образ - батон, в памяти неизбежно всплывет "молоко", молоко вызовет в памяти образ сосисок и так далее по цепочке.

    Метод цепочки не требует предварительного запоминания системы опорных образов, его можно использовать без подготовки. Однако этим приемом сложно запоминать последовательности с повторяющимся элементом. Кроме того, если вы забудете одно звено, то произойдет обрыв цепочки и вам не удастся вспомнить остальные элементы.Поэтому роль цепочки в современной мнемотехнике - скорее вспомогательная и тренировочная. Но в повседневной жизни (запомнить список дел, список покупок, порядок действий по инструкции) цепочка может употребляться весьма часто.

    При выполнении тренировочных упражнений вы можете запоминать длинные последовательности образов, когда длительная сохранность связей не важна. В этом случае количество связываемых образов практически не ограничено - можно связать десятки и даже сотни образов.

    Метод Цицерона

    Мы с вами регулярно видим одни и те же зрительные образы – предметы в квартире, объекты на улице, по которой мы постоянно возвращаемся домой и т.д. Это и есть опорные образы из которых формируются естественные ассоциации. Так как связи между объектами, которые мы регулярно видим, уже существуют в нашем мозге, их запоминать не требуется. Мы их и так помним. Нужно лишь хорошо закрепить в памяти последовательность знакомых нам образов, то есть много кратно их повторить. То есть запоминаемые единицы информации надо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке. А затем достаточно вспомнить эту комнату и воспроизвести необходимую информацию. В этом и заключается суть метода Цицерона или метода Римской комнаты.

    Этот метод назван в честь одного из самых блестящих ораторов в мировой истории. Марк Тулий Цицерон (106-43гг. до н.э.)- государственный деятель Римской империи, прославился тем, что никогда не использовал в своих публичных выступлениях записи или подсказки. Цицерон воспроизводил по памяти множество фактов, дат, исторических событий и имен. Для того, чтобы запомнить в строго выверенной последовательности подготовленное выступление, Цицерон разбивал свою речь на части и каждую часть готовил в одном из своих многочисленных покоев. Непосредственно на выступлении с речью Цицерон мысленно прохаживался по своим многочисленным покоям по определенному маршруту, и это помогало ему чётко вспомнить ту часть речи, которую он там готовил.

    Согласно другим источникам, корни этого метода уходят еще в Древнюю Грецию (поэт Симонид с успехом применял эту технику). Якобы Симонид случайно выбрался живой из под обломков кровли, которая обвалилась на большую пирующую компанию. Родственники погибших просили Симонида указать, в какой части разрушившегося здания искать тела близких. Поэт, вспоминая, обнаружил, что ему удалось назвать почти всех благодаря знакомым деталям обстановки в помещении. Он счёл это наблюдение ценным и впоследствии развил мысль.Таким образом, метод Цицерона является самым древним из всех известных на сегодняшний момент техник запоминания.

    Научимся выделять опорные образы методом Цицерона на следующем примере.Рассмотрим вашу квартиру (дом). Определите для себя последовательность помещений. Например, запоминайте помещения в следующем порядке – коридор, ванная комната, кухня, большая комната, спальня, балкон.

    Затем, вам необходимо сфокусировать свое внимание на каком-то одном помещении и мысленно обойти его по периметру (причем всегда в одном направлении- почасовой стрелке). Вспомните 10 объектов в этом помещении.

    Теперь проделайте тоже самое в других помещениях и в каждом выделяйте по 10 образов (например, предметов мебели).

    В результате вы запомните последовательность из 50 объектов. То есть вы закрепите в памяти выделенные образы путем многократного припоминания.

    Вот несколько важных правил метода Цицерона:

    Зрительные образы, которые вы выделяете, не должны повторяться. Повторяться могут только названия предметов, а образы должны быть разными.
    Вам необходимо вытянуть из вашего мозга уже имеющиеся в нем связи. Поэтому выделяйте образы, вспоминая их. Пытайтесь подобрать такие образы, чтобы из них можно было выделить по пять подобразов.
    Испытайте метод Цицерона при подготовке своего выступления или при запоминании какого-либо текста.
    Последовательность работы с текстом следующая:

    Прочтите текст и ответьте на вопрос, о чём он.
    Разбейте текст на несколько смысловых частей.
    Запомните каждую часть текста в разных комнатах своей квартиры или дома, определив чётко порядок следования по ним (прихожая - ванна - туалет - кухня - гостиная - детская - спальня)
    Вслух воспроизведите весь текст с учётом последовательного изложения частей.

    Демонстрация метода на примере сказки Колобок

    1) разобьем сюжет сказки на 6 смысловых частей и каждую представим образом:
    мука - колобок на дороге - заяц - волк - медведь - лиса ест колобка
    Эти образы в мнемотехнике называются вспомогательными. Они кодируют информацию, которую мы хотим запомнить.
    Образ места, который уже существует в нашей памяти и мы его очень хорошо знаем, в мнемотехнике называется опорным образом.

    2) Соединим в нашем воображении вспомогательные образы (мука, колобок на дороге, заяц...) с опорными (кухня, гостиная, ванна...):
    мука находится в кухне;
    колобок катится по дороге в гостиной;
    заяц в ванной;
    волк в туалете;
    медведь на кухне;
    лиса ест колобка на балконе.

    3) повторяем сказку, используя вспомогательные образы, чтобы вспомнить сюжет, и опорные образы, чтобы вспомнить последовательность событий.
    Запоминая, важно представлять каждый образ чётко, крупно. Не думайте, что на эту операцию придётся затратить много времени. Для того, чтобы отложить в памяти одну пару образов, вполне хватит нескольких секунд. Прием Цицерона так прост, что некоторые специалисты даже рекомендуют обучать ему дошкольников.

    Преимущество метода Цицерона перед, например «Цепочкой», кроме того, заключается в следующем:
    - в методе Цицерона используются очень хорошо знакомые нам образы
    - в приеме "Цепочка», чтобы добраться до какого-то элемента последовательности, необходимо перебрать всю последовательность, в методе Цицерона можно перемещаться по запоминаемому материалу гораздо свободнее.
    Данный метод также удобно использовать при запоминании длинных стихов или поэм. Попробуйте применить его на практике и Вы убедитесь, что это действительно работает!

    
    Top