Можно ли ребенка в 3 месяца. Развитие ребенка в три месяца: что он должен уметь

Каждый новый день ваш малыш приобретает не только массу неповторимых впечатлений, но и необходимые навыки в развитии. Поэтому родителям так важно знать что должен уметь ребенок в три месяца?

На протяжении первых месяцев ребенок привыкал к самостоятельной жизни. Он уже адаптировался в новой среде и начинает осознанно себя вести.

Родителей интересует, какого же уровня достигает развитие ребенка в третий месяц жизни, правильно ли происходит формирование маленького организма.

Физическое развитие

Физическое развитие ребенка - это совокупность морфофункциональных особенностей организма, отражающих процессы биологического созревания малыша. Это позволяет определить выносливость и работоспособность крохи.

На протяжении первых месяцев жизни происходит существенная прибавка в росте и в весе. Параметры у мальчиков и девочек имеют сходные значения.

Малыши должны проходить ежемесячный профосмотр у педиатра, на котором врач измеряет антропометрические показатели. К третьему месяцу вес увеличивается в среднем на 850г, рост на 4см.

Эти данные имеют непосредственное отношение к нормальному физическому развитию ребенка в три месяца. Если значения идут на убыль, то врач-педиатр назначает комплекс лечебно-диагностических мероприятий.

ВАЖНО! Если у ребенка маленькая прибавка в весе, не спешите переводить его на смесь. Нужно проанализировать качество кормления грудью , и устранить ошибки!

Психомоторное развитие

Психомоторное развитие - это собирательное понятие, отражающее уровень интеллекта и двигательной активности младенца. Показатели подбираются в зависимости от врожденных и приобретенных навыков малыша и его возраста. То, что должен делать ребенок в три месяца, разбивается на соответствующие категории:

  1. Грубая моторика - это движения, затрагивающие работу крупных мышц тела:
  • если младенца положить на живот, то он вытянет ручки вперед, образовав прямой угол в локтевом суставе;
  • симметрично опираясь на предплечья, голова и грудь фиксируется на весу;
  • ноги распрямляются, таз опускается до уровня поверхности, смещая за собой центр тяжести;
  • переворачивается со спины на бок, читайте как научить ребенка переворачиваться >>>;
  • малыш устойчиво лежит на спине;
  • не заваливаясь на бок, он может оторвать ноги от опоры или свести кисти к средней линии;
  • если младенца подтянуть за руки, ноги, согнутые в коленных суставах, подтянутся к животу;
  • в положении лежа, ненадолго приподнимает и удерживает голову,узнайте, когда ребенок начинает держать голову >>>;
  • пропадают рефлексы опоры и автоматической ходьбы;
  • при попытке поставить младенца, ничего не получится, ноги останутся согнутыми.
  1. Тонкая моторика:
  • в состоянии покоя кисть находится в раскрытом положении;
  • большой палец приведен к ладони;
  • если поднести к руке малыша игрушку, он ее захватит и будет некоторое время удерживать.
  1. Перцепция:
  • следит за перемещением погремушки, поворотом головы или только фиксируя взглядом;
  • изучает собственные пальчики, следит за их действиями;
  • движения рук в сторону игрушки или к маме выполняются под зрительным контролем;
  • издает гласные звуки, после звуковой стимуляции родителем, читайте также: когда ребенок начинает агукать >>>
  1. Речевое развитие:
  • фиксация взгляда в ответ на голос взрослого, с радостным эмоциональным окрасом;
  • интонационная выразительность издаваемых звуков;
  • первые нечеткие слоговые комбинации, отражающее настроение;
  • «гуление».
  1. Социальное поведение, эмоциональное и коммуникативное развитие:
  • на появление человеческого лица, ребенок реагирует улыбкой, подробнее о том когда ребенок начинает улыбаться >>>
  • не различает своих и чужих;
  • при общении со взрослым может смеяться в голос (активно выраженный «комплекс оживления»). Читайте статью, чтобы узнать, когда ребенок начинает смеяться ?
  1. Развитие мышления:
  • придерживая грудь рукой, младенец активно кушает;
  • при насыщении, язычком выталкивает сосок из своего рта;
  • появление простых ассоциаций и формирование причинно-следственной связи.

Родителям важно знать особенности психомоторного развития ребенка в три месяца. Отслеживая умения младенца, при обнаружении отклонений следует проконсультироваться по этому поводу с педиатром. Врач может посоветовать необходимый комплекс упражнений, для полноценного формирования навыков.

Психическое развитие

Психическое развитие ребенка в три месяца постоянно корректируется в зависимости от окружающей его обстановки. Если малыш находится в состоянии, которое доставляет ему дискомфорт, он будет плакать. При испуге, недовольстве или при проявлении черт своего характера, гневный рев младенца будет обращен в сторону родителей.

ВАЖНО! Капризы ребенка стоит отличать от признаков беспокойства. В 3 месяца рано говорить об избалованности.

В трехмесячном возрасте ребенок радостно общается с использованием продолжительных звуковых цепочек. Он нуждается в общении, поэтому старается любой ценой привлечь внимание взрослых. Меняя интонацию и жестикулируя руками, младенец принимает полноценное участие в беседе. Что делает ребенок в три месяца, смотрите в этом видео:

Формирование навыков

Малыш изучает окружающий мир с помощью рук, поэтому желание все потрогать способствует развитию у ребенка третьего месяца жизни следующих навыков:

  1. укрепляются мышцы фаланг пальцев;
  2. развиваются хватательные рефлексы, подробнее о них и других рефлексах новорожденного >>>;
  3. закладываются умственные способности;
  4. формируется тактильное восприятие действительности.

ВАЖНО! Не стоит беспокоиться, если отклонения от стандартной схемы незначительны, ведь ребенок - это живой организм, развивающийся по своей собственной программе.

Но, несмотря на собственную индивидуальность малыша, родители не должны пропустить отклонение в развитии. Стоит насторожиться, если не приобретены следующие навыки у ребенка в три месяца:

  • Отсутствует зрительная реакция на какие-либо громкие звуки. Не поворачивает голову в сторону источника шума. Узнайте как и когда новорожденный начинает слышат ь>>>;
  • Ни в каком положении ребенок не может даже кратковременно удержать голову навесу;
  • Не интересуется предметами, которые его окружают. Не разглядывает и не тянет в рот свои ручки;
  • При общении со взрослым не происходит ответной реакции. Малыш не улыбается и не издает гласных звуков при контакте с родителями;
  • Взглядом не следит за перемещением вокруг него предметов.

Если родитель считает перечень, что умеет ребенок в 3 месяца, уже пройденным этапом в его развитии, значит необходимо ориентироваться на более старшие показатели. Ни в коем случае не прекращать занятия с малышом, продолжать расширять его возможности и уровень познания.

Особенности развития недоношенного ребенка

К категории недоношенных относятся дети, рожденные раньше срока, функционально незрелые, имеющие вес меньше 2,5кг и длинной тела не более 45см. С анатомо-физиологической точки зрения, такие новорожденные отличаются непропорциональным телосложением, не сомкнутыми швами черепа, гиперемией кожных покровов и другим. Малыши требуют более тщательного ухода и оптимально повышенных условий окружающей среды.

Вес при рождении (г) <1000 1001-1500 1501-2000 >2500
Прибавка

в три месяца

рост (см) 600-700 600-700 700-800 700-800
вес (г) 2,5 4,2 3,6 3,6

ВАЖНО! Разница в освоении навыков по отношению к зрелым детям составляет около двух месяцев, в зависимости от степени недоношенности младенца.

Характерными особенностями развития недоношенного ребенка в три месяца являются:

  1. Преобладающими действиями являются сон и еда. Очень важно равномерно распределять нагрузки на кости черепа. Для этого необходимо укладывать голову малыша на разную сторону, постоянно чередуя;
  2. Изменение настроения проявляется сменой выражения лица;
  3. Малыш уже умеет фиксировать взгляд на родителях, поднимать и удерживать голову;
  4. Улыбка отсутствует, но мимически реагирует на тактильный контакт;
  5. Формируется хватательный рефлекс;
  6. Выраженное визуальное и акустическое сосредоточение.

Для правильного развития недоношенного ребенка в три месяца необходимы ежедневные занятия с младенцем. Гимнастика, массаж, купание, ласковое общение, все это пойдет только на пользу малышу, и он сможет догнать своих сверстников по всем показателям.

Среди педиатров бытует мнение, что 3-4 месяц жизни малыша является решающим в развитии. К этому возрасту ребеночек не выглядит так беспомощно, как при рождении, начинает проявлять любознательность и осознанность в поведении. Однако любящие мамы и папы, особенно родители первенца, часто слишком обеспокоены вопросом нормального развития ребенка. Для решения этой проблемы достаточно знать, что умеет делать трехмесячный ребенок.

Есть определенный набор стандартных качеств, типичных для крохи 3-х месяцев. На эти нормы стоит ориентироваться, оценивая степень развития ребенка. Каждый человек развивается, особенно в начале жизни, по индивидуальному плану, поэтому не стоит загонять своего новорожденного малыша в строгие рамки - возможны незначительные отклонения от общепринятых стандартов.

В развитии ребенка 3 месяца - своеобразный рубеж, поскольку малыш осваивает много новых навыков, становится не таким беспомощным. К этому времени в его арсенале уже есть некоторые умения

Малыш изучает окружающий мир

Основная задача молодых родителей – быть внимательными к поведению маленького члена семьи, замечать все изменения в настроении малыша. В 3-4 месяца ребенок уже обладает набором способностей, свидетельствующих о полноценном и гармоничном развитии (рекомендуем прочитать: ). Что же дети умеют в 3 месяца? Младенец уже начинает интересоваться практически всем, что его окружает, причем вне зависимости от своего пола:

  • Начинает проявлять активный интерес к окружаемую миру.
  • Появляется координация в некоторых движениях. Старается удерживать головку, когда лежит на животике, начинает приподнимать тело, упираясь на локотки и задерживаться в этом положении.
  • Уже умеет поворачивать голову в разные стороны.
  • Обращает внимание на интересующие его предметы, хорошо видит, ненадолго задерживает взгляд на них.

Ребенок знакомится с окружающими людьми

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

  • С вниманием смотрит и слушает людей, которые с ним разговаривают.
  • Узнает мамин и папин голос.
  • Реагирует на разные голосовые интонации.
  • Широко улыбается, когда видит родителей - в педиатрии эта особенность называется «социальная улыбка» (подробнее в статье: ).
  • Начинает манипулировать своим голосом. Внимательной маме не трудно различить смысл плача ребенка: что-то болит или он просто требует внимания.
  • Плач слышен меньше, чем в предыдущих месяцах. Ребенок плачет уже не больше 1 ч. в сутки.
  • Начинает много гулить. В 3 месяца - это основной способ общения с родителями, выражения эмоций и привлечения внимания.

Трехмесячный малыш явственно различает родителей и чужих, радостно улыбается близким людям. По интонации плача или гуления мама может примерно понять, что нужно малышу

Развивается хватательный рефлекс

  • В 3 месяца врожденный хватательный рефлекс теряется, сейчас хватательные движения становятся осознанными.
  • Ладони открываются, все реже сжимаются в кулачки. Может поймать и удерживать в ручках движущийся предмет.
  • Пытается попробовать на вкус все, что попадает к нему в руки.
  • Интересуется своим лицом, пытается потрогать глазки и нос, внимательно наблюдает за своими движениями рук.
  • Начинает управлять своим телом, поскольку к трем месяцам мышечный тонус заметно уменьшается.
  • Тянет ручки к родителям. Напрягает мышцы, имитируя подтягивание, когда его пытаются взять на руки.

Насколько грудничок физически активен?

  • 3-месячный малыш раскачивает тело, лежа на спине - так он старается перевернуться на живот.
  • Умеет отталкиваться ножками от бортиков кроватки или диванчика. Поэтому сейчас уже родителям не стоит оставлять ребенка в местах, откуда он может упасть и травмироваться.
  • С удовольствием играет в импровизированный футбол в положении лежа.

Сводная таблица умений и навыков:

Сфера развития Что происходит?
Движения Кроха может свободно держать головку около 30 секунд, находясь на руках у взрослого. Увеличивается объем движений верхних конечностей: малыш довольно высоко поднимает ручки, из положения лежа на животе приподнимается, опираясь на локотки и предплечья. Головку в таком положении удерживает уже около 1 минуты. Если малыша поддерживать под мышки, он будет опираться ступнями о поверхность, выпрямляя ножки в коленных суставах. К концу месяца некоторые детки научаются поворачиваться на бочок.
Зрение Рассматривает объекты, находящиеся на расстоянии не не более 60 см. от глаз. Сосредотачивается на лице взрослого около 10 секунд. Устойчиво и с интересом следит за игрушкой, поворачивая головку. Рассматривает свои ручки до 5 минут.
Слух Слуховые реакции совершенствуются: формируется звуковая локализация. На громкий звук малыш поворачивает глазки, а затем и голову. Отрицательно реагирует на резкие звуки - вздрагивание и плач.
Эмоции Крик и плач становится не столько "требовательным", сколько "просящим": появляются паузы, как ожидание ответа. "Комплекс оживления" проявляется в полной мере - улыбка становится самой разной в зависимости от обстоятельств, совершенствуется мимика в целом.
Речь Появляется гуление - гласные звуки в разных сочетаниях (ааа, аэ, ау, агу). К концу месяца развивается певучее гуление - протяжные звуки разной интонации (вокальные игры).

Все время стоит помнить, что каждый малыш развивается по особому личному графику. Однако заметные существенные отклонения от норм могут указывать на наличие патологических состояний и нарушений функции умственного развития. Для грудничка в 3 месяца ненормально постоянно плакать с неизменным выражением эмоций, это касается и девочек, и мальчиков, и является поводом для консультации у педиатра. О причинах детского плача в видео-школе доктора Комаровского:

Когда стоит беспокоиться?

Вне зависимости от ярких проявлений индивидуальности в 3,5-4 месяца малыш должен обладать определенными способностями (рекомендуем прочитать: ). Если к этому периоду у малыша нет большинства характерных возрастных навыков, родители должны проявить бдительность и обязательно показаться с ребенком врачу. Серьезным поводом для волнений могут быть такие факты:

  • грудничок до сих пор не держит голову, даже в течение нескольких минут;
  • не реагирует на громкий шум, не поворачивает голову на громкий голос;
  • не обращает внимания на яркие игрушки и не тянется к ним;
  • не следит взглядом за движущимся предметом;
  • не разглядывает свои руки, пальцы, не пытается пощупать лицо;
  • может долго, надрывно, бесцельно плакать.

Наличие подобных отклонений у ребенка – это обязательный повод обращения к педиатру либо к невропатологу. После соответствующих обследований и заключения врачей, родители обязаны приложить максимум усилий для того, что бы малыш догнал своих сверстников по психофизическим показателям. Лучшими друзьями ребенка в три месяца должны стать развивающие яркие погремушки, которые в игровой форме помогают малышу познавать окружающий мир и гармонично развиваться.


Интерес малыша к ярким заметным игрушкам - важный фактор, свидетельствующий о правильном гармоничном развитии

Мероприятия, корректирующие развитие

Внимательные и заботливые родители обязаны следить за темпами развития своего малыша, корректировать возможные отклонения. Устранять возникшие проблемы следует только под наблюдением врача после установления причин отклонений, следуя рекомендациям специалистов. Если ребенок до 4 месяцев не проявляет интереса к игрушкам, не узнает голос мамы и папы, не улыбается, равнодушен к окружающему миру, следует проводить ежедневные развивающие занятия с использованием новых ярких погремушек, игрушек и предметов:

  1. Совершенствованию зрения и способности к фокусировке взгляда помогут цветные погремушки. Приобретите несколько детских погремушек разного цвета. Медленно передвигайте их на уровне глаз малыша, чтобы у ребенка была возможность сфокусировать взгляд.
  2. Пользу музыкальных игрушек для грудничка переоценить сложно. Они способствуют развитию внимания и слуха. Хорошо, если есть возможность повесить музыкальную карусель над детским манежем. Малыш будет смотреть, слушать и пытаться схватить ее.
  3. Подбирайте игрушки с различной формой, размером, фактурой. Такое разнообразие параметров в руках малыша будет развивать мелкую моторику, которая имеет непосредственную связь с речью.
  4. Мотивируйте ребенка к движению, ползанию. Заинтересуйте его яркой игрушкой, чтобы у него возникло желание дотянуться до нее, при этом помогайте малышу, подставив под ножки свою ладонь, чтобы он мог упираться и отталкиваться. Так легко и быстро можно сформировать немаловажную способность к ползанию.
  5. Постоянно общайтесь с ребенком, разговаривайте, читайте, пойте и танцуйте вместе, чаще берите на руки кроху, больше обнимайте и целуйте. Эмоциональная связь с мамой – это залог гармоничного и полноценного развития.

Активное общение с родителями для трехмесячного малыша - залог правильного развития. Следует уделять ребенку как можно больше времени, привлекать его к разным видам активности

Заключение

Нельзя относиться к жизни самого близкого человечка невнимательно и безалаберно. Если своевременно не заметить отклонения и пропустить момент, когда решить проблему можно эффективно и быстро, последствия могут быть печальными. Регулярно посещайте педиатра и ежедневно занимайтесь, играйте с ребенком. Не делайте самостоятельных скоропостижных выводов, не паникуйте. На этом этапе большинство отклонений поддаются коррекции.

Информацию о том, что же должны уметь дети в 3 месяца, можно найти в специальных таблицах (не забывайте, что точных данных не существует) или посмотреть видеоролик.

В педиатрии существуют критерии норм физического и психического развития детей грудного возраста. Здравомыслящие родители должны их знать, чтобы сравнить достижения своего малыша с общепринятыми. Это важно, поскольку поможет выявить задержку развития на начальном этапе, когда своевременно принятые меры смогут полностью исправить ситуацию. Нормативы четко прописаны для каждой возрастной группы: с первого по двенадцатый месяц. Далее пойдет речь о том, что должен уметь ребенок в 3 месяца жизни, будут приведены некоторые советы, которые помогут малышу развиваться гармонично.

Развитие к 3 месяцам

Младенец рождается с функционально незрелыми системами жизнедеятельности. Не исключение и нервная система. Развитие высшей нервной деятельности сопряжено с безупречной работой органов чувств, которые являются переносчиками информации об окружающем мире. А новая информация заставляет подстраиваться и развиваться. Как же должны функционировать анализаторы у трехмесячного крохи?

Зрительная система

Правильное функциональное развитие зрительного анализатора очень важно. Иногда глаза называют структурой головного мозга, вынесенной на поверхность. Зрение дает восемьдесят процентов информации об окружающем мире и тем самым активно стимулирует развитие нервной системы. Что должен уметь делать трехмесячный малыш:

  • фиксировать предмет бинокулярно (двумя глазами);
  • следить за перемещением взрослых в комнате;
  • наблюдать за движением крупной яркой игрушки;
  • рассматривать свои ручки.

Ручки – это начало осознания себя. Ребенок с удовольствием любуется ими, перебирая пальчиками, сжимая кулачок.

Активно помогайте крохе. В вашем арсенале должны быть зеленые, красные, синие игрушки ярких сочных оттенков. Они должны быть достаточно большими. Показывайте ребенку картинки, книжки с крупными рисунками. В комнату малыша должен хорошо попадать солнечный свет. Цвето- и светостимуляция способствуют полноценному созреванию фоторецепторов (палочек и колбочек) сетчатой оболочки глазного яблока. Чаще носите ребенка на руках в вертикальном положении, гуляйте. Так картинка восприятия окружающей действительности будет подобна той, которую ощущает взрослый человек, стоя на ногах. Это более информативно, нежели позиция лежа на спине.

Слуховой анализатор

Ребенок начинает слышать, находясь еще в утробе матери. В три месяца кроха:

  • негативно реагирует на громкие звуки, выражая это плачем;
  • поворачивает голову в сторону звукового раздражителя. Правда, отмечена закономерность, заключающаяся в том, что мальчики проявляют реакцию более вяло и медленно по сравнению с девочками. То же наблюдается и с моторным развитием. Как правило, карапузы-мальчишки отстают от своих сверстниц: позже начинают переворачиваться, сидеть, ползать, ходить. Ученые это связывают со стимулирующим действием женских половых гормонов — эстрагенов на структуры головного мозга;
  • положительно настроен на тихую нежную музыку. Можете включать малышу приятные мелодии, но злоупотреблять не стоит, так как это может нарушить нормальный режим сна и бодрствования;
  • любит голос мамы и папы, эмоционально на них реагирует.

Тактильное чувство

Кроха постоянно ощупывает свое тело, предметы одежды, постельные принадлежности. Развитие осязания способствует росту клеток коры головного мозга. Держите под рукой предметы из разных материалов (дерево, металл, кожа, пластик, хлопок), отличающиеся по текстуре (шероховатые, гладкие). Малыш должен трогать твердые и мягкие, теплые и холодные вещи. Используйте кубики, шарики, конусовидные, цилиндрические, пирамидальные игрушки. Тактильное познание объемных фигур улучшает пространственное восприятие мира. Не забывайте, что трехмесячные груднички, как и все дети до 3 лет, активно используют помимо подушечек пальчиков в качестве органа осязания язык. Часто вы будете наблюдать, как ребенок сосет пеленку или завязочку от шапочки. Следите, чтобы мелкие детали не попали в гортань.

Вкус и обоняние

Малыш отлично чувствует вкус. Он позитивно реагирует на сладкий и морщится от горького и кислого. Вкусовые рецепторы расположены не только на языке, как у взрослого человека, но и на слизистой оболочке щек и губ.

У ребенка хорошо развито обоняние. Он чувствует запах молока и легко идентифицирует маму даже без зрительного контакта. Неприятные запахи вынуждают его отстраниться.

Не забывайте о гигиенических аспектах. Уход за глазами, ушами, носом, кожей должен проводиться надлежащим образом.

Безусловные рефлексы

Малыш рождается с рядом безусловных рефлексов (автоматизмов). Некоторые из них остаются пожизненно – рефлекс глотания, моргание при прикосновении к роговице глаза, рвотный рефлекс при попадании инородного тела на корень языка. А часть из них — проходящие (транзиторные) — они должны исчезнуть, каждый в свой срок. И если этого не происходит, то можно заподозрить задержку развития нервной системы. К третьему месяцу должны исчезнуть следующие рефлекторные действия:

  • ребенок не должен вытягивать губы, если по ним несильно ударить пальцем;
  • малыш не развернет голову в сторону раздражителя, если прикоснуться к зоне близкой к углу рта;
  • при надавливании на ладонную поверхность кисти кроха не будет открывать рот, как делал в первые два месяца жизни;
  • когда новорожденного ставят на твердую поверхность, он упирается ножками и начинает совершать непроизвольные шаги, если его направят, теперь такой особенности вы наблюдать не будете;
  • младенец повернет голову в сторону, если его положить на живот – природная защита от удушья. Трехмесячный ребенок уже может держать голову, поэтому такой рефлекторный акт ему больше не нужен;
  • в позиции лежа на спине в конечностях не будет отмечаться напряжение мышц-разгибателей, а при положении на животе – мышц-сгибателей, как это было при рождении. Сейчас физиологический гипертонус мышц уходит, ручки и ножки расслабляются. Это необходимый процесс, он помогает ребенку учиться управлять своими движениями.

Появляется новый рефлекс если кроху расположить свободно в воздухе спинкой кверху, его голова будет занимать вертикальное положение, а спина изогнется дугой.

Рефлекторная деятельность ребенка меняется из-за усиления влияния коры головного мозга.

Нервно-психическое развитие

Психическое развитие ребенка в 3 месяца ознаменуется ярко выраженным комплексом оживления. Малыш привыкает к своим родителям, чувствует свою защищенность и привязанность к маме и папе. На теплые слова и ласковые обращения начинает давать реакцию:

  • улыбается при виде взрослых и при их попытке завязать беседу;
  • эмоционально реагирует на свои новые успехи;
  • начинает гулить (ворковать) – звуки исходят из задней части ротовой полости.

Это первый этап речевого развития у детей, которое заканчивается к четырем годам, когда слова становятся понятными на сто процентов. Вербальные навыки ребенка в 3 месяца могут быть более прогрессивными. Некоторые малыши уже умеют лепетать – произносить отдельные гласные и согласные звуки с разной интонацией. Но не расстраивайтесь, если пока этого не произошло. Говорить о том, что имеется задержка речевого развития (ЗРР) пока рано.

Вы можете помочь трех месячному крохе осваивать вторую сигнальную систему полноценно. Чаще общайтесь с ним. Пойте детские песенки, рассказывайте развивающие стишки, потешки, прибаутки с дублированием слов и слогов. Копируйте звуки малыша, и он станет повторять за вами. Таким образом мы развиваем грудничка и упрочняем социальную связь с ним, что имеет колоссальное значение в формировании высшей нервной деятельности. То, что умеет ребенок в 3 месяца, напрямую зависит от вас.

Моторные функции

Движения малыша становятся менее хаотичными, приобретая закономерность и подконтрольность. Что умеет делать ребенок в 3 месяца:


Важность сна

Правильное развитие органов чувств благоприятствует оптимальному развитию нервной системы. Но не менее важной стороной вопроса является оптимизация режима сна. Недостаточный сон становится причиной вялости ребенка, плаксивости, способствует задержке нервно-психического развития. Малыши на грудном вскармливании чаще просыпаются по ночам, так как эвакуация молока из желудка происходит быстрее искусственной смеси. Будет неплохо, если кроватка крохи будет стоять рядом с вашей, чтобы в случае пробуждения вы могли его быстро усыпить.

Некоторые считают, что на животе дети спят дольше, реже просыпаются ночью. Такая поза уместна, если малыш часто срыгивает. Однако такой сон требует постоянного наблюдения за ребенком. Никакие предметы не должны мешать дыхательным путям.

Формируйте ритм дневного сна. Засыпание малыша через равные промежутки времени будет удобно как для него самого, так и для вас. Это поможет спланировать свою деятельность в то время, пока ребенок спит.

Если у малыша остаются проходящие рефлексы, существует подозрение на то, что органы чувств работают неполноценно, а психо-моторные функции не развиваются, это насторожит курирующего педиатра. Вероятнее всего, он назначит дополнительные методы обследования, консультацию невролога и других необходимых смежных специалистов. Но не стоит переживать, если ребенок пока не освоил лишь некоторые навыки. Возможно, это его индивидуальная особенность. Соблюдайте все рекомендации и назначения врача, выполняйте все процедуры и делайте массажи. Это поможет крохе быстрее догнать своих ровесников.

В 3 месяца малыш активно растет и развивается, овладевает новыми навыками и умениями, знакомится с окружающим миром. Ребенок уже узнает маму, папу и других близких людей, пытается приподняться на ручках, когда лежит на животе, радуется, заливаясь смехом, выражает недовольство громким плачем и капризами.

У 3 месячного малыша вырабатывается собственный распорядок дня и режим питания, он все меньше спит и больше бодрствует, теперь ему интересно не просто лежать, а трогать игрушки, общаться с мамой и разглядывать окружающую обстановку.

Развитие 3 месячного ребенка

За эти 4 недели ребенок достигает максимальной прибавки в весе и росте – примерно 900 г и 2-2,5 см. Практически каждый день малыш учится чему-то новому, и список его достижений растет постоянно.

Наиболее характерным для третьего месяца жизни ребенка является "комплекс оживления", когда он радуется, активно двигает руками и ногами при приближении к кроватке мамы. Этот комплекс свидетельствует о нормальном психофизическом развитии 3 месячного ребенка.

Когда малыш находится в вертикальном положении на руках у родителей, он уже вполне уверенно удерживает голову, а лежа на животе, старается немного приподнять плечи. Если поставить малыша на твердую поверхность, он хорошо упирается стопами.

Ребенку в 3 месяца уже недостаточно просто разглядывать игрушку, теперь он стремится с ней поиграть. У малыша просыпается познавательный интерес, он тренирует тактильные ощущения, укрепляет мелкие мышцы пальцев.

Режим 3 месячного ребенка меняется, он меньше спит и больше бодрствует, с ним уже можно побеседовать, так как он все сильнее интересуется звуками вокруг. Если малыш слышит звон колокольчика или телефонный звонок, он не просто ищет глазами источник звука, но и старается повернуть голову, чтобы понять, что это и откуда.

В конце 3 месяца жизни младенец должен уметь:

  • Поднимать голову на 45° лежа на животе;
  • Следить глазами за предметом, перемещаемым перед ним по дуге на расстоянии 15 см от лица.

Режим дня 3 месячного ребенка

Режим сна и бодрствования в этом возрасте, как правило, уже сформирован. Ночью малыш спит на протяжении 8-10 часов, изредка просыпаясь поразмяться. Не стоит вставать к ребенку при малейшем шорохе, тогда со временем он перестанет пробуждаться. Несмотря на то, что ночной сон достаточно длителен, кроха спит и днем. Всего в режиме 3 месячного ребенка 3-4 дневных сна по 1,5-2 часа.

Как правило, лучше всего младенец засыпает и спит на свежем воздухе. Гулять с малышом рекомендуется до трех раз в день, а общая продолжительность прогулки должна составлять примерно 6 часов. Рекомендуется гулять в любую погоду, за исключением дней, когда идет сильный дождь или на улице мороз ниже 10°С.

День малыша должен обязательно начинаться с утренних гигиенических процедур: мама умывает лицо и глазки, протирая их ватным диском, смоченным в чистой воде, по мере необходимости прочищает носик и ушки. В течение дня нужно подмывать младенца каждый раз, когда он сходит в туалет, используя воду с мылом, если он покакал.

В режиме дня 3 месячного ребенка особого внимания заслуживает сеанс вечернего купания перед отходом ко сну. Если малыш чрезмерно возбудим и долго не может успокоиться после ванны, его можно искупать в обед. Комфортная температура воды для младенца – 37-38°С, хорошо добавлять отвары трав, например, ромашки или череды.

Питание 3 месячного ребенка

Режим кормления трехмесячного малыша зависит от способа вскармливания. Детки на грудном вскармливании, как правило, кушают по требованию, то есть без каких-либо временных ограничений. По-другому обстоят дела с малышами-искусственниками. Их рекомендуется кормить 6 раз в сутки каждые 3,5 часа, делая перерыв в шесть часов ночью. Недоношенные и ослабленные дети требуют более частых кормлений – 7 раз каждые три часа.

Другие особенности питания 3 месячного ребенка строго индивидуальны. Например, для детей с плохим аппетитом или недостаточной прибавкой в весе устанавливается свой режим кормлений. Как только введен прикорм, они переводятся на питание каждые 4 часа пять раз в день, ночной перерыв составляет 8 часов.

Количество жидкости, необходимой малышу, определяется состоянием здоровья, характером вскармливания и климатическими условиями проживания. На 1 кг массы тела, как правило, требуется 100-120 мл жидкости. Если младенец испытывает чувство жажды, то дополнительно назначается от 50 до 200 мл в сутки. Воду малышу дают между кормлениями или во время ночных пробуждений по 1-2 чайной ложки.

Рациональное питание 3 месячного ребенка – это, прежде всего, материнское молоко. Последние исследования показали, что в первые 3-4 месяца малыша следует кормить исключительно грудным молоком. Ранний прикорм в виде соков и пюре может привести к аллергическим реакциям или нарушениям пищеварения.

Введение прикорма с 3,5 месяцев оправдано лишь в случае недостаточного прироста массы тела, при признаках рахита или анемии, а также тогда, когда малыш находится на искусственном или смешанном вскармливании.

Прикорм вводится осторожно, начиная с нескольких капель сока, разведенного в кипяченой воде или с чайной ложки фруктового пюре без сахара. В случае отсутствия аллергических и других реакций через 3-5 дней можно увеличить предлагаемый объем прикорма.

Начинать лучше с яблочного, а затем постепенно познакомить малыша с другими фруктовыми и овощными соками. Перед введением любого прикорма следует проконсультироваться с педиатром.

Развивающие занятия и игры для ребенка 3 месяцев

Игры и развивающие занятия просто необходимы малышу трех месяцев, ведь его навыки совершенствуются с каждым днем, формируются новые условные рефлексы, развиваются личностные особенности.

В развитии 3 месячного ребенка большую роль по-прежнему играют занятия на фокусировку взгляда. Необходимо стимулировать младенца фиксировать взгляд на разных предметах – неподвижных и движущихся. Например, можно предложить малышу понаблюдать за яркой игрушкой, перемещая ее в разные стороны.

Музыкальные игрушки, издающие различные звуки, также интересны крохе, ведь они развивают не только внимание и зрение ребенка, но и слух. Различные погремушки и колокольчики можно повесить на кроватку. Тогда малыш будет слышать их при движении, а со временем попытается схватить, что является хорошей профилактикой гипертонуса.

Тактильные ощущения для детей 3 месяцев также очень важны. Младенца можно познакомить с разными материалами и предметами, предложив ему различные по фактуре, форме и величине игрушки.

Любое желание младенца двигаться следует поощрять, ведь благодаря этому он со временем научится переворачиваться, ползать и сидеть. Малыша нужно мотивировать, привлекать его внимание, например, положив рядом яркую игрушку, которую он захочет рассмотреть и потянется поближе к ней.

В режиме 3 месячного ребенка должны быть не только сон и кормления, но и игры, и общение с мамой, ведь только таким образом младенец будет правильно и полноценно развиваться и быстрее освоит соответствующие возрасту навыки.

Недавно появившееся в семье создание из маленького пищащего комочка постепенно начинает превращаться в младенца с осмысленным взглядом. Говорить о каком-то воспитании в период 3-х месяцев еще рано – это этап рефлекторного восприятия мира. Основная работа родителей на данной фазе – обеспечить достаточный уход новорожденному и приучить к режиму.

Физиологическое развитие: питание, сон, рефлексы

Малыш уже более активен в движениях и начинает проявлять повышенный интерес к окружающему миру. Зрительное сосредоточение на предметах длиться теперь порядка 8 сек. 3-х месячный малыш внимательно наблюдает за движущимися перед ним предметами и различает их, выделяя новые объекты. Правда, новизна в данном возрасте пока что вызывает не интерес, а тревогу, иногда провоцируя испуг.

Ребенок 3 месяца требует активного развития и полноценного ухода, исходя из физиологических особенностей.

Развитие. В этот же период идет и цветовое восприятие, но на уровне условно-рефлекторных связей. Пространственные же ощущения (в частности – глубины) младенцу этого возраста еще не знакомы. На основе этих восприятий идет познавательное развитие, которое контролируют взрослые. Чем разнообразнее будет среда обитания, тем полезнее это для психологического развития младенца.

Гигиена и питание. Уход за новорожденным до 3 месяцев включает в себя ежедневные процедуры, обеспечивающие чистоту тела, носовых ходов, ушных раковин. Особое внимание уделяется режиму питания, ведь от него зависит не только здоровье, но и умственное развитие малыша.

Сон. Отрегулировав процесс питания, легче будет наладить режимы сна и бодрствования. В этой возрастной категории грудничок уже не засыпает сразу после приема пищи, а продолжает познавать мир. Поэтому желательно выработать четкие ритуалы последовательности действий.

Эти ассоциации начнут рефлекторно впитываться подсознанием малыша, что в дальнейшем обеспечит родителям спокойную размеренную жизнь.

Как ухаживать за 3 месячным ребенком?

Уход за ребенком в 3 месяца включает в себя гигиенические процедуры, которые позволяют содержать малыша чистым и здоровым, а значит, спокойным. Рефлекторное восприятие новорожденным гигиенических особенностей автоматически в дальнейшем сыграют свою роль в выработке определенных привычек.

Все процедуры, входящие в гигиену, выполняются в одни и те часы либо сопряжены с другими действиями. Например, купание проводится перед 10-часовым кормлением (вечерним), и это станет постепенно сигналом к последующему сну.

Помимо купания малыша следует регулярно подмывать, и делается это после каждого испражнения. При этом уход за мальчиком несколько отличается – в данном возрасте у них при обмывании половых органов ничего дополнительно не следует предпринимать, чтобы избежать заражения крайней плоти.

У девочек же подмывание производится тщательно и рассматривается, как обязательная гигиеническая процедура. Каждой конкретной части тела необходимо уделять определенное внимание.

Как ухаживать за трехмесячным ребенком:

  • после водных процедур (купаний и обмываний) ухаживают за кожей малыша, защитив ее от раздражений. Для этого обычно используется детская присыпка, но при достаточно сухой коже лучше взять специальное масло;
  • при возникновении опрелостей на коже 2 раза в день применяют мазь «Траумель С», нанося ее тонким слоем;
  • во время купания моются ушки. При этом очищаются только раковины, и не затрагивается слуховой проход;
  • здоровые глазки в особом промывании не нуждаются, а вот с закисью нужно сразу же бороться, используя препарат «Окулохеель»;

Носик. У новорожденных носовая полость снабжена хорошей системой самоочищения, позволяющей удалять грязь и слизь с помощью чихания. Если же нос забит, и слизь мешает дышать грудничку, ее удаляют аккуратно ватной палочкой во время купания, увлажнив физиологической жидкостью типа «Эуфорбиум композитум С».

Ногти. Периодически обрезаются ноготки, и проводится эта процедура, пока малыш спит и расслаблен. При этом пользоваться следует не маникюрными ножничками, а щипчиками.

Ухоженный малыш и психически спокоен, и физически более здоров, поэтому активнее вовлекается в различные игры.

Игры и гимнастика

Младенец на 3-м месяце жизни достаточно подвижен и подобным образом начинает ощущать окружающий мир. Наиболее развито движение рук, которыми малыш тянется к предметам, прикасается к маме или просто активно размахивает ими в воздухе.

Способность тактильного восприятия поможет сделать общеукрепляющую гимнастику частью воспитания ребенка и духовно, и физически. Подобные действия, превращенные в своеобразную игру, доставляющую малышу удовольствие, подсознание рефлекторно воспримет, как естественный способ изучения мира.

Поэтому уход за 3 месячным ребенком обязан включать в себя игровые действия укрепляющей гимнастики, цель которой – научить младенца ощущать свое тело.


Top