Олег табаков последние годы жизни. Где живет олег табаков

На 83-м году жизни в Первой градской больнице скончался российский актер, народный артист СССР, режиссер театра и кино Олег Табаков. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу МХТ им. Чехова. «Олег Павлович скончался после тяжелой продолжительной болезни», - заявили в театре. Из-за кончины худрука до 14 марта все спектакли в театре отменены. Прощание с актером пройдет в стенах МХТ, о дате сообщат позднее, отметили в пресс-службе театра.

Замминистра культуры Александр Журавский заявил, что, по предварительной информации, Табакова похоронят на Новодевичьем кладбище, передает «РИА Новости».

Президент Владимир Путин выразил соболезнования родным и близким Табакова. «Путину сообщили о прискорбной новости - кончине Олега Павловича Табакова», - отметил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.

В конце ноября СМИ сообщили, что Табаков попал в отделение реанимации Первой градской больницы из-за воспаления легких. «Олег Павлович поступил в первую Градскую больницу в крайне тяжелом состоянии», - рассказали «Интерфаксу» 27 ноября в пресс-службе медучреждения. Позже Табаков подтвердил факт госпитализации агентству городских новостей «Москва».

В тот же день сын артиста заявил журналистам, что Табаков госпитализирован на плановое стоматологическое обследование. В пресс-службе театра «Табакерка» также заявили, что Табаков проходит плановое обследование по направлению «стоматология» и о «реанимации речи не идет». 29 ноябре телеканал РЕН ТВ и интернет-издание Life сообщили, что Табакова экстренно прооперировали. Его состояние после операции оценивалось как стабильно тяжелое, он находился на аппарате искусственной вентиляции легких.

В начале декабря врачи сообщили о некотором улучшении состояния здоровья Табакова. 27 декабря РЕН ТВ сообщил, что Табаков введен в медикаментозную кому. В январе 2018 г. в Первой градской больнице подтверждали, что Табаков продолжает проходить лечение и находится в состоянии искусственной комы.

Отмена спектаклей

Из-за госпитализации Табакова в конце ноября в «Табакерке» отменили спектакль «Год, когда я не родился». Спектакль отменен по техническим причинам, сообщалось на сайте театра.

В декабре Табаков должен был играть в трех спектаклях в Московском художественном театре (МХТ) им. А. П. Чехова. Спектакли с его участием были также отменены, говорится на сайте театра. Речь идет о таких постановках, как «Дракон» (5 и 12 декабря) и «Юбилей ювелира» (7 декабря). Вместо этих спектаклей 5 декабря на основной сцене состоялся спектакль «№13D», а 7 декабря - спектакль «Контрабас».

Биография Табакова

Табаков родился 17 августа 1935 г. в Саратове в семье врачей. В школьные годы (1950-1953 гг.) занимался в театральном кружке «Молодая гвардия» Дворца пионеров и школьников г. Саратова. После окончания школы Табаков поступил в Школу-студию МХАТ на курс Василия Топоркова. На третьем курсе впервые сыграл роль в кино (фильм «Тугой узел»).

В 1957 г. Олег Ефремов создал при Школе-студии МХАТ Студию молодых актеров, на базе которой потом появился театр «Современник». Табаков был самым молодым из шести основателей нового театра. Его первой работой в театре была роль студента Миши в спектакле «Вечно живые». С 1957 по 1983 г. Табаков был ведущим артистом «Современника».

В 1977 г. Табаков вместе со студентами очистил и отремонтировал бывший угольный склад на Чаплыгина, 1а. Позже помещение превратилось в подвал «Табакерка». С 1978 г. в «Табакерке» начали ставить спектакли. Только в 1986 г. «Табакерка» получила от властей города официальный статус театра. С 2000 г. Табаков параллельно совмещал художественное руководство двумя театрами - «Табакеркой» и МХТ им. Чехова, играл роли в этих же театрах, руководил кафедрой актерского мастерства в Школе-студии МХТ, а также занимался продюсированием и съемкой в кино. Табаков является полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством» (1998 г., 2005 г., 2010 г., 2015 г.), был членом Совета по культуре и искусству при президенте России. Табаков снялся более чем в 120 фильмах.

Олег Табаков – легенда и выдающийся деятель советского и российского кинематографа, всенародно любимый артист, неординарная и яркая личность, родился 17.08.1935 г. в Саратове.

Детство

Родился будущий великий артист во врачебной семье. Его детство пришлось на нелегкие военные, а юность – на послевоенные годы.

Первые годы жизни были беззаботными и счастливыми, в окружении любящих родителей и заботы бабушек. Но война заставила рано испытать голод, холод и лишения, закалив характер и заставив слишком рано повзрослеть.

Отец почти с первых дней войны ушел на фронт, прошел всю войну в качестве главного врача санитарного поезда. Семью Табакова вместе с тысячами других беженцев эвакуировали на Урал, где мать сутками напролет лечила раненых в военном госпитале. Так случилось, что война разлучила его родителей навсегда и фактически он рос без отца.

После войны Табаков с матерью вернулся в Саратов и там пошел в мужскую гимназию. Жизнь потихоньку налаживалась, отстраивались города, снова заработали клубы и местный Дворец пионеров. Табаков записался в театральный кружок, который с удовольствием посещал до самого окончания школы.

Ему несказанно повезло с педагогом – Натальей Сухостав. Талантливая актриса долгое время играла на сцене саратовского театра и воспитала целую плеяду выдающихся актеров.

Быстрый старт

К моменту окончания школы Олег Табаков уже сделал свой выбор – только актерская карьера. Благодаря стараниям своего педагога, он блестяще выдержал вступительные экзамены и огромный творческий конкурс и с первой же попытки поступил в школу-студию МХАТ, будучи зачисленным на курс к талантливому режиссеру Василию Топоркову.

Занимался он с огромным удовольствием, все свободное время проводя на театральной сцене. По праву входил в число самых старательных и талантливых студентов. Уже на третьем курсе он получил приглашение на первую серьезную роль в фильме «Тугой узел».

Психологичеки сложная социальная драма не могла полностью раскрыть неординарный и яркий талант Табакова. Однако он приложил все старания, чтобы максимально точно выполнить задачу, поставленную перед ним режиссером.

«Тугой узел» стал своеобразной стартовой площадкой, с которой начался нескончаемый киномарафон Олега Табакова, снявшегося за свою творческую жизнь более чем в 120 фильмах. Таким количеством экранных ролей, многие из которых навсегда вошли в историю российского кинематографа, не может похвастаться ни один актер. Но весь этот путь был еще впереди.

Современник «Современника»

Во время учебы другой талантливый актер Олег Ефремов создает при МХАТе студенческую независимую театральную студию, которая ставит совершенно неординарные для того времени как классические, так и ультрасовременные спектакли. Она так и называется — студия «Современник».

Активное участие в жизни коллектива принимает и юный Олег Табаков. А после выделения «Современника» в самостоятельную творческую единицу, он остается работать в «Современнике».

Одним из ведущих актеров «Современника» Олег Табаков остается на протяжении долгих 15 лет, за которые он сыграл более 30 ярчайших ролей, каким-то чудом успевая одновременно активно работать и на съемочных площадках.

Из-за такой безумной нагрузки не выдержало сердце и на пороге своего тридцатилетия он попадает в больницу с первым своим инфарктом. Врачи категорически запретили Табакову жить в подобном режиме, но лишь немного оправившись после болезни, он снова окунается в творческий водоворот.

После того, как любимый им «Современник» начали раздирать творческие и организационные противоречия, Табаков становится на сторону Ефремова и через некоторое время переходит вместе с ним во МХАТ.

Однако со своей творческой колыбелью он до сих пор состоит в самых теплых отношениях и не раз играл в нем роли в качестве приглашенного актера.

МХАТ и «Табакерка»

Чувствуя себя состоявшимся зрелым актером, уже в 1973 году Олег Табаков начинает свою преподавательскую деятельность и создает собственную театральную студию.

Спустя всего три года по приглашению ГИТИСа он набирает свой первый курс, основу которого составляют как раз выпускники его студии. Позже собственные курсы были у Табакова и во МХАТе, где он занимал должность ректора с 1986 по 2000 г.

Мечта Табакова о своем театре начала осуществляться в 1977 году, когда не без помощи друзей и путем неимоверных усилий ему удалось получить в долгосрочную аренду заброшенный полуразвалившийся угольный склад, который после длительного ремонта превратился в ставший знаменитым на всю Москву подвальный театр «Табакерка».

Спектакли «Табакерки» пользовались огромным успехом, и вскоре она стала известной не только в СССР, но и в театральных кругах за его пределами. Из-за межтеатральных творческих интриг официально статус театра студия не получила, а это означало, что она остается самодеятельным коллективом и не имеет многих юридических прав.

В том числе и официально принимать актеров в штат.

Это сильно затрудняло работу театра и стало одной из причин того, что к 1983 году он практически прекратил свою работу, так как актеры вынуждены были буквально разрываться между «Табакеркой» и теми театрами, в труппе которых они числились на законных основаниях.

На несколько лет Олег Табаков уезжает преподавать за границу, чтобы как-то выжить в условиях перестройки и последовавшего за ней кризиса.

Современный Табаков

В 1987 «Табакерка» наконец-то получает статус театра и возобновляет свою работу, которая опять начинается с ремонта помещения. Табаков набирает новую труппу из самых талантливых выпускников своих курсов и с этого времени «Табакерка» становится одним из лучших творческих коллективов страны. Однако к этому времени у Табакова появляется и множество других обязанностей.

С 2000 года он становится во главе МХАТ, сменив на этом посту умершего Олега Ефремова, бессменно руководившего им более 20 лет. А в 2005 он наконец-то начинает капитальную реконструкцию театра, которая превратила его в современную классику. Кроме того, он продолжает играть в «Современнике» и сниматься в кино.

В 2008 году Табаков открывает альтернативное учебное заведение для будущих актеров: студию-пансион, театральный колледж, в котором студенты полностью погружаются в творческий процесс. Сейчас его колледж успешно конкурирует с ведущими театральными школами страны. С 2012 года является советником президента по вопросам культуры.

Личная жизнь

С первой супругой Людмилой Крыловой Табаков прожил около 20 лет, и она родила ему сына и дочь. Сын Антон с юных лет начал сниматься в кино и пробовал заниматься режиссурой. В 80-х увлекся ресторанным бизнесом, в котором добился немалых успехов. С отцом поддерживает теплые отношения.

Вторая супруга, Марина Зудина, получила статус законной жены после 10 лет томительного ожидания, когда Табаков разрывался между двумя любимыми женщинами. Она младше мужа на 30 лет, и это долго было поводом для многочисленных пересудов.

Арифметика жизни Олега Табакова внушает безмерное уважение и тонкий трепет.

За спиной у Олега Павловича 60 лет службы в театре и больше 100 ролей в кино.

В 21 год Олег, он же Лелик, вошел в правление самого молодого и самого революционного по тем временам московского театра «Современник».

В 29 лет получил инфаркт.

В 32 — первую Государственную премию.

В 35 стал директором «Современника».

В 39 начал «учить детей», взяв себе первых учеников.

В 50 встал у руля Школы-студии МХАТ.

В 52 создал свою «Табакерку», театр на улице Чаплыгина.

До 82 лет выходил на сцену.

Когда родился старший сын…

О том, что для Олега Табакова театр всегда был на первом месте, говорят многие факты его биографии. Вот, например, родился первенец: старший сын Антон. Ему бы побольше внимания уделить… Не тут-то было!

Олег Табаков с сыном Антоном. Фото: www.globallookpress.com

Вот как рассказывал об этом несколько лет назад Антон Табаков:

— По иронии судьбы я появился на свет на родине отца, в Саратове, где гастролировал «Современник». Из роддома в Москву меня «депортировали» в люльке с незнакомой стюардессой. Та долго отказывалась от «подарка», пока родители не поклялись ей, что ребенка непременно встретят. Встретили. И, надеюсь, ни с кем не перепутали.

Прелести кочевой театральной жизни я испытал вскоре после своего рождения. Как-то, опаздывая на поезд, папа с мамой (актрисой театра «Современник» Людмилой Крыловой . — Ред.) бежали по перрону, схватив меня, тогда еще младенца, в охапку. Состав вот-вот должен был тронуться, поэтому ребенка, словно какой-то сверток, начали по рукам передавать в вагон. Едва родители, запыхавшись, прыгнули на подножку, поезд отошел от перрона. Думаю, сцена была впечатляющая. В общем, в раннем возрасте, да и потом, конечно, жизнь родителей я не облегчал. Однажды, рассказывал отец, не зная, как меня унять, он не придумал ничего лучшего, чем залезть в деревянную кроватку и сунуть мне свою грудь.

Людмила Крылова с сыном Антоном. Фото: www.globallookpress.com

Отец вместе с Олегом Ефремовым и Евгением Евстигнеевым в те годы трудился над созданием «Современника» и все свое время уделял любимому детищу. На собственных чад — меня, Мишу и Дениса — времени практически не оставалось.

— Но вами наверняка занимались бабушки и дедушки. Кем были родители Олега Павловича?

— Дедушка Павел Кондратьевич был удивительный! В своих рассказах он поразительным образом умел сочетать научные познания с цитатами классиков, наизусть читал Аверченко... Приезжая в Москву из Саратова, дедушка всякий раз останавливался не у нас, а как человек независимый предпочитал жить в гостинице «Пекин»: для него это был своего рода шик. Для меня же походы к нему становились еще одним развлечением. Дедушка к тому времени был в разводе, очень любил женский пол, и, естественно, ему хотелось произвести впечатление.

Моя бабушка была первой или второй супругой Павла Кондратьевича, а вообще у дедушки было столько жен, что эту цифру даже страшно произнести вслух. В те годы он работал в санатории «Пады» под Саратовом, мы летом ездили к нему погостить. Дед выращивал фантастически вкусные помидоры «бычье сердце». Благодаря своим познаниям в области биохимии он их так удобрял, что они были немыслимых размеров и весили по 2,5 килограмма каждый.

Бабушка, папина мама Мария Андреевна , жила с нами. Врач-рентгенолог, светская дама и эстетка, рожденная в местечке Балта, она всегда была подчеркнуто вежлива и корректна. Надо сказать, Мария Андреевна (а до нее — баба Катя и баба Аня, мои прабабки) с трепетом относилась ко всему, что связано с фамилией Табаковых. В то время мы жили в коммунальной квартире, у нас не было телефона, а чтобы позвонить по автомату, надо было спускаться вниз. Родители бесконечно спорили, кто это сделает. Отец просил: «Люся, ну пойди позвони, мне срочно надо...». Мама отвечала: «Я не могу, ты же понимаешь...» Начиналась перепалка, во время которой качающая меня в колясочке баба Катя с умилением говорила: «Вот Антошенька вырастет, он-то и будет бегать для папки по телефону звонить».

Артисты Людмила Крылова и Олег Табаков. 1964 г. Фото: РИА Новости / Мирослав Муразов

А еще у меня была замечательная няня Мария Николаевна . Она растила моего отца в Саратове. Потом он перевез ее в Москву, и она стала пестовать меня. Поставив на ноги сначала папу, затем — меня, Мария Николаевна, верующая одинокая женщина, с чувством выполненного долга решила, что пора помирать. Зачем жить дальше? Она не видела в этом смысла, тем более что была очень больным человеком: ее мучили тромбофлебит и куча других недугов. И вот Мария Николаевна начала договариваться с отцом: вот, мол, Олежек, ты меня похорони там-то, у меня есть сберкнижка, все готово... Но родилась сестра Сашка — и случилось чудо: няня воскресла, хотя действительно была на пороге смерти. Обретя смысл жизни, она еще восемь лет жила, забыв о своих болячках.

Мне было лет пять, когда папе и Евгению Александровичу Евстигнееву выделили малогабаритные квартиры в новом блочном пятиэтажном доме в районе метро «Аэропорт». Но очень скоро мы перебрались на Тверскую-Ямскую, в довольно большую квартиру, правда, на последнем этаже и, как положено, с протечками.

Казалось, он работал 24 часа в сутки

— Отец в те годы был общественным директором «Современника», ходил с большим портфелем и помогал решать в театре административно-хозяйственно-художественные вопросы. Он всегда или почти всегда делал то, что хотел, и по-другому жить не мог. Так что определенный его культ существовал и дома. Если был голоден — все кидались его кормить. Если был сыт — веселился, шутил, и все радовались вместе с ним. Мама пыталась обратить внимание на заботы, связанные с ней, с детьми, с домом, но отца они волновали мало.

Актеры московского театра «Современник» Евгений Евстигнеев, Олег Табаков и Андрей Мягков в сцене из спектакля «Большевики» по пьесе Михаила Шатрова. 1969 г. Фото: РИА Новости

Казалось, он работал 24 часа в сутки. Думаю, из-за этого в 29 лет у него случился обширный инфаркт. Положение было настолько серьезным, что друзья приходили к нему прощаться. Только после этого папа научился отдыхать. Например, вернувшись с репетиции, он всегда спал перед вечерним спектаклем. Вокруг могло происходить что угодно, — гроза, землетрясение — но отец знал, что организм нуждается в восстановлении, и мог спать стоя, лежа, сидя. Эта способность передалась и мне. Хотя я никогда не думал, что мне она может пригодиться. Тем более что я сам, в отличие от отца, не слишком серьезно относился к театру. Отец таланта во мне не видел и рекомендовал обратить внимание, например, на завод «Калибр».

— Когда вы осознали, что ваш отец — знаменитый актер?

— Мне кажется, я всегда предполагал это, потому что видел его не только дома, но и на экране. Другое дело, что я считал это естественным. Однажды произошла такая история. Мы поехали к дедушке в деревню Пады под Саратовом (мы часто ездили туда на папиной «Волге», всегда по одной и той же дороге, мимо разных русских деревень со старинными названиями типа Конь-Колодец) и где-то возле Воронежа попали под дикий проливной дождь. Представьте себе: грунтовая дорога, мокрая глина, суглинок, колеса пробуксовывают... Короче, застряли капитально. Под жутким ливнем, в ночном кошмаре пытаемся в ближайшей деревне отыскать трактор. Долго стучим в дверь какого-то дома, пока нам наконец не открывают... А дальше — немая сцена. В те дни (это были семидесятые годы) по телевизору как раз демонстрировался фильм «Семнадцать мгновений весны». Вышедший на крыльцо сельчанин просто обалдел: предположить, что в его деревне Конь-Колодец застрянет машина «самого Шелленберга», он, понятное, дело, не мог. Нас не только вытащили, но и обогрели, накормили и оставили ночевать. Вот она, волшебная сила искусства!

Олег Табаков в роли Шелленберга. 1973 г. Фото: РИА Новости

— Вы обижались на отца?

— Я обижался на отца всегда. И то, что он не взял меня к себе на курс, а потом в театр, — это как раз ерунда. Другое дело, я считал, что он очень мало уделяет мне внимания, что несправедлив, слишком категоричен. Хотя в «Табакерку» отец все-таки меня взял...

— Ну о чем-то вы с ним все-таки беседовали?

— Помню, папа рассказывал, что в молодости покупал по 10-15 экземпляров приложения к журналу «Красноармеец», в котором печатались «Озорник» Ардова, «Прекрасная дама» Толстого, «Золотой теленок», и хранил эти книжечки до тех пор, пока они не становились дефицитом, после чего продавал их за большие деньги. А в 9 лет он припрятывал от родителей довески от буханки: хлеб тогда выдавали по карточкам. Когда скопленные кусочки по весу составили целую буханку, он отнес их немецкому военнопленному, который ремонтировал школу, а тот в обмен сделал ему деревянный автомат…

12 ярких ролей Олега Табакова в кино

Удавалось ли отцу скрывать свой обман?

— Если уж вернуться к теме обид, то больше всех в нашей семье, вне всякого сомнения, страдала мама. Когда папа стал директором «Современника», она фактически осталась без ролей. Отцу проще было сказать ей, чем кому-либо из артистов: «Люся, ты пойми, я исполняющий обязанности директора театра. Ну как я могу? Ну дам тебе роль, и как я буду людям в глаза смотреть? Неловко, некорректно это...» Иногда он был искренен, иногда кривил душой...

— И вы, и ваша сестра Александра были сильно обижены на Олега Павловича, когда он ушел к Марине Зудиной. Какую боль он причинил вашей маме, и говорить не приходится…

— Родители не ладили давно. Часто скандалы возникали из-за ерунды, из-за какого-то пустяка, а закончиться могли чем угодно. Удавалось ли отцу скрывать свой обман? Мне было понятно, что происходит, думаю, матери — тоже. Да и Саша, вне всякого сомнения, догадывалась. Но мы делали вид, что все нормально. Папа потом объяснял, что скрывал роман с Мариной исключительно из нежелания причинить нам боль. Он сам испытал это на себе, когда его отец, которого он очень любил, оставил мать. Вернувшись с войны, мой дед привез новую семью и ушел из дома. Папа тогда действительно очень страдал (в ту пору ему было лет 13), но я не уверен, что воспоминания о тех переживаниях были главной причиной того, что он так долго не решался оставить нас. В каком-то интервью отец рассказал об эпизоде, который все расставил на свои места. Будто в очередной раз, вернувшись со съемок, уставший и раздраженный, он спросил нас с Сашей: «Что вас связывает со мной?» Мы вроде ушли от ответа, и тогда что-то в нем надорвалось. Ему показалось, что дома его не уважают, тем более что отношения с мамой уже лет десять как испортились, и она в порыве не раз говорила: «Нам надо развестись». Мне его рассказ кажется слишком театральным. Может, он спрашивал, может, мы что-то отвечали. Но не те слова и не в том контексте. Мать многое позволяла отцу и делала все, чтобы ему было хорошо, комфортно, чтобы он мог заниматься любимым делом.

Олег Табаков и актриса Марина Зудина с сыном Павлом и дочерью Машей. Фото: РИА Новости / PR-департамент BOSCO

Представить Олега Табакова вне сцены было действительно трудно. Сам он признался как-то: «Занятие театром — работа почти солдатская. Не хочется — надо! Холодно — надо! Жарко — надо! Я был директором „Современника“, когда умерла мама. Похоронил ее — и тут же должен был выйти на сцену… Человек должен быть счастлив от того, что он делает. Если бы мне не давали играть, я бы платил, чтобы выйти на сцену… Немного, рублей по триста, но платил бы…»

Олег Табаков был госпитализирован днем 27 ноября 2017 года. Артист пришел на плановый прием к стоматологу, откуда был срочно доставлен в реанимацию Первой градской больницы. Как рассказали в театре "Табакерка", актеру в частной столичной клинике ставили имплантаты.

ПО ТЕМЕ

Позже стало известно, что у Табакова диагностировали сепсис. Каким образом артист получил заражение крови, не уточнялось.

Здоровье актера резко ухудшилось днем 28 ноября. Его подключили к аппарату искусственной вентиляции легких и установили трахеостому (искусственное дыхательное горло – трубка, которая помещается в трахею). Позже состояние Олега Павловича удалось стабилизировать.

В первых числах января 2018 года у Табакова наблюдалась положительная динамика. Сообщалось, что он реагировал на осмотр и жаловался на умеренную боль в области легких, где был установлен дренаж. По словам медиков, актер ориентировался в пространстве и времени. К сожалению, улучшения оказались временными.

30 января в СМИ распространилась тревожная информация о состоянии Табакова. Говорили, что у него начались судороги и, вероятно, отказывает головной мозг. 12 марта Олег Табаков скончался, артиста отключили от аппарата жизнеобеспечения. Информацию о смерти актера подтвердили в пресс-службе театра, которым он руководил, передает РЕН ТВ.

Олег Табаков – основатель, художественный руководитель театра под руководством Олега Табакова ("Табакерка"), удостоен звания "Народный артист СССР", является лауреатом Государственных премий СССР (1967) и России (1997), а также полным кавалером ордена "За заслуги перед Отечеством" и членом Совета по культуре и искусству при президенте России.

В 2000 году стал художественным руководителем МХТ имени Чехова. На его счету более 120 работ в кино и около 100 – в театре.

В 1957 году он стал актером и режиссером Студии молодых актеров при МХАТ, возглавляемой Олегом Ефремовым, которая вскоре была преобразована в самостоятельный театр "Современник". В театре дебютировал в роли студента Миши в спектакле "Вечно живые".

В 1966 году он сыграл Александра Адуева в "Обыкновенной истории" Виктора Розова. Спектакль со временем был перенесен на экран ТВ, удостоен Государственной премии СССР. Затем были роли в спектаклях "Четвертый" Константина Симонова, "Баллада о невеселом кабачке" Эдварда Олби (Лаймон), "Назначение" Александра Володина (Лямин), "По московскому времени" Леонида Зорина (Маврин), "С вечера до полудня" Виктора Розова (Лева), "Декабристы" Михаила Шатрова (Рылеев) и др.

В 1968 году по приглашению театра "Чиногерны клуб" Табаков сыграл в Праге (Чехословакия, ныне Чехия) одну из любимых ролей — Хлестакова в спектакле "Ревизор" Николая Гоголя.

В 1970-1976 годах одновременно с актерской деятельностью Табаков занимал должность директора "Современника".

С 1976 года до 1983 года Олег Табаков оставался в "Современнике" в качестве артиста на так называемых разовых ролях.

В 1983 году артист был принят в труппу МХАТ, где дебютировал в роли Сальери в "Амадее" Петера Шеффера. Играл в спектаклях "Скамейка" Александра Гельмана, "Кабала святош" Михаила Булгакова (Бутон, Мольер), "Горе от ума" Александра Грибоедова (Фамусов), "Тартюф" Жана-Батиста Мольера (Тартюф).

В 1976-1986 годах Табаков выпустил два курса в ГИТИСе, ставших основой Студии на улице Чаплыгина, которая позже была преобразована в Московский театр п/р О. Табакова.

На сцене этого театра артист сыграл Меера Вольфа ("Матросская тишина" Александра Галича), Петра Адуева ("Обыкновенная история" Гончарова), Херба Таккера ("Я хочу сниматься в кино" Нила Саймона), Ивана Коломийцева ("Последние" Максима Горького), Степана Алексеевича Судакова ("Год, когда я не родился" по пьесе Виктора Розова "Гнездо глухаря") и др.

В 1960-1970-х годах он снимался в таких фильмах, как "Шумный день" (1960), "Живые и мертвые" (1963), "Война и мир" (1965-1967), "Гори, гори, моя звезда" (1969), "Семнадцать мгновений весны" (1972-1973), "Каштанка" (1975), "Двенадцать стульев" (1976), "Д"Артаньян и три мушкетера" (1978), "Несколько дней из жизни И.И. Обломова" (1979).

Среди его киноработ — картины "Полеты во сне и наяву" (1983), "Человек с бульвара Капуцинов" (1987), "Ближний круг" (1991), "Сирота казанская" (1997), "Президент и его внучка" (2000), "Статский советник" (2005), "Поклонница" (2012), "Тот еще Карлсон" (2012), "Вечное возвращение" (2012), "Кухня. Последняя битва" ().

Олег Табаков много работал на радио. Им были записаны такие работы, как "Юность Герцена" Александра Герцена (1957), "Станция первой любви" Владимира Амлинского (1959), "Убить пересмешника" Харпер Ли (1963), "На дне" Максима Горького (1969), "Предел возможного" Иосифа Герасимова (1979), "Ревизор" Николая Гоголя (1987), "История одного города" Михаила Салтыкова-Щедрина (1996), "Один день Ивана Денисовича" Александра Солженицына (2000), "Анна Каренина" Льва Толстого () и другие.

Широкую известность приобрели также работы Табакова по озвучиванию мультипликационных фильмов: "Бобик в гостях у Барбоса" (1977), "Трое из Простоквашино", "Каникулы в Простоквашино", "Зима в Простоквашино" (1978-1984), "Ежик плюс черепаха" (1981), "Волк и теленок" (1984) и другие.

Всего в театре, в кино, на радио и телевидении Табаков сыграл около 200 ролей .

Олег Табаков — народный артист СССР (1988), лауреат Государственных премий СССР (1967) и РФ (). Лауреат премии президента РФ в области литературы и искусства (2002). Он был удостоен многочисленных профессиональных премий и наград. Среди них — премии "Золотой Овен" (1994), "Золотая маска" (1996, 2017), "Хрустальная Турандот" (1999, 2004, 2011, 2015), премии "Чайка" (2003, 2005), премия Европейской культуры "Треббия" (2011).


Top