Рекомендации: «Как определить готовность ребенка к поступлению в школу». Как определить, готов ли Ваш ребенок к школе: вопросы к психологу Методики для определения готовности к школе

Настал новый век, и появляются дети, многие из которых характеризуются как индиго. Нынешнее поколение очень сильно отличается от предыдущего. Многие дети обладают определёнными способностями: могут читать, писать, считать, при этом не будучи ещё школьниками. Соответственно, возникает вопрос: «Во сколько лет отдавать ребенка в школу?» Некоторые родители в этой ситуации начинают считать, что находиться ещё один год до школы дома ребёнку будет скучно. А это значит, что непременно надо оформляться в школу. Но есть трудность - ему пока нет 7 лет. А именно данный возраст лучший для поступления в школу. А есть противоположный вариант: ребёнку уже практически 7, он многое знает и обладает умениями, но в плане психологии ещё совершенно не готов к школе. А ведь скоро он станет ещё старше. Допустимо ли отдать ребёнка в школу в 8 лет, не поздно ли это?

Для родителей мальчиков выпуск ими школы в 18 лет подобен кошмарному сну. Ведь юношу сразу заберут в армию, но и отбирать у ребёнка ещё один год отдыха как-то не хочется. Как же быть в данном случае?

Во сколько лет отдавать ребенка в школу?

До того как углубиться в психологические аспекты этой темы, посмотрим, с какого возраста по законодательству России ребёнок может посещать школу. По закону дети могут посещать подобные учебные заведения по достижению 6,5 лет, если нет противопоказаний, но не позднее 8. При подаче родителями заявления и разрешении директора, ребёнка могут принять раньше или позже установленного срока.

Следовательно, дети должны поступать в школу с 6,5 до 8 лет. Именно в эти рамки желательно вписаться родителям. Хотя, конечно, допустимо и более ранее поступление в школу, если было принято взвешенное решение.

А можно ли не отдавать обязательно должны получить образование. Поэтому оставлять их без обучения нельзя. В некоторых случаях ребёнок может находиться на домашнем обучении.

Практикуется также дошкольная подготовка. Сейчас особенно часто такое встречается в частных школах. Там имеются определённые группы раннего развития для детей, чем-то напоминающие детсадовские.

В 1 класс ребёнка надо непременно отдать до 8 лет. Иначе вы будете иметь дело с органами опеки и даже можете лишиться родительских прав.

Как определить, можно ли в школу чаду? Прежде чем решить, в каком возрасте отдавать ребенка в школу, надо разобрать ряд факторов. Рассмотрим их подробнее.

Интеллектуальные особенности

Это для школы один из важнейших факторов. Родителям нужно понять, хорошо ли ребёнок разговаривает, может ли запоминать события. Важны его внимательность и мышление. А также нужно определить при помощи психолога, насколько малыш соответствует нормам первоклассника.

Ребёнку готов в 1 класс, если он:

  • имеет связную речь и запас слов, соответствующий нормативам для 1 класса;
  • по картинке может придумать сюжет;
  • ребёнок нормально говорит звуки и знает, где они находятся в слове;
  • умеет читать небольшие слова с определённой скоростью;
  • знает печатные буквы;
  • отличает геометрические фигуры друг от друга;
  • определяет свойства предметов;
  • умеет считать от 1 до 10 и в обратном порядке, складывать и вычитать простые значения;
  • различает цвета и называет их правильно;
  • хорошо складывает пазлы;
  • запоминает стишки и поёт песенки, повторяет скороговорки;
  • раскрашивает картинки строго по контуру.

Чтобы отдать ребенка в школу в 6 лет, не надо пытаться его полностью подготовить, иначе он очень быстро устанет от учебы. Он будет обладать практически всеми умениями и ему будет неинтересно. В этом случае родители обязаны продумать, в какую школу лучше отдать ребенка, возможно, есть смысл оформить ребёнка в заведение с повышенными требованиями.

Не стоит считать, что школа полностью обучит всему. Она даёт только начальные знания, которые помогают ребёнку лучше адаптироваться в социуме. Следовательно, родители должны быть готовы к тому, что с малышом нужно будет много заниматься.

Эмоциональный фон

Ваше чадо должно быть собрано и уметь принимать обдуманные решения. Мысль отдать ребенка в школу в 6 лет может возникнуть, если он достаточно умный для своего возраста. Но если он не готов эмоционально, то откажитесь от этой идеи. Ребенок может заработать серьёзные проблемы в психическом плане.

Мотивация к учёбе и зрелость нервной системы будущего первоклашки

Ребёнок должен иметь мотивацию пойти в школу. По мнению психологов, для того чтобы узнать готовность малыша к обучению, надо задать ему простой вопрос: «Хочешь ли ты идти в школу? И зачем?» От ответа будет зависеть, готов ли он к учебе. Если единственная мотивация ребёнка - это игра, то будет правильным отложить школу на один год.

Прежде чем решить, отправлять ли ребёнка в первый класс, надо оценить зрелость нервной системы. Если его отдать чересчур рано, то выдержать 45 минут урока для него будет очень сложно. Поэтому думайте об этом заранее.

Мнение педиатров

Что нужно, чтобы отдать ребенка в школу? По мнению педиатров, необходимо провести несколько тестов. Так можно будет проверить физическую готовность ребенка к школе. Итак:

  1. Ребенок может дотянуться рукой через голову до верха противоположного уха.
  2. У малыша правильно сформированы коленные чашечки и фаланги пальцев, изгиб стопы выражен.
  3. Идёт смена молочных зубов.
  4. Ребёнок способен удерживать равновесие на 1 ноге.
  5. Умеет кидать и ловить мячик.
  6. Оттопыривает большой палец при рукопожатии.
  7. Развита мелкая моторика.

Немаловажную роль играет состояние здоровья: насколько часто болеет ребёнок, имеются ли хронические болезни и т. п. Если есть необходимость, то ваш педиатр посоветует на время отложить этот момент и уточнит, во сколько лет отдавать ребенка в школу.

И всё же, в каком бы возрасте вы ни решили отдать своего ребёнка в школу, желательно укрепить его здоровье. Для этого можно съездить перед началом учебного года на море, например, а также вплотную заняться режимом дня ребёнка, его сном и питанием. Обязательно вылечить все очаги хронической инфекции.

Навыки общения и самостоятельность

Для первоклассника очень важно уметь разговаривать со сверстниками и взрослыми, а также иметь адекватную самооценку. Также ребёнок должен не замыкаться в обществе чужих людей.

В каком возрасте отдавать ребёнка в школу? Это во многом будет зависеть от его самостоятельности. Ведь он должен уметь сам одеваться и обуваться, кушать, ходить в туалет и выполнять другие элементарные действия.

Пол ребенка

Пол играет существенную роль в погружении в школьную обстановку. Так, родители мальчиков хотят отдать сыновей пораньше, чтобы они побыстрее смогли выучиться и жить самостоятельной жизнью, а девочек, наоборот, хочется оставить возле себя подольше. Но на самом деле именно маленькие дамы готовы к учёбе раньше ребят.

Важную роль в готовности к учёбе определяет зрелость полушарий мозга. У девочек скорее развивается левое, отвечающее за речь и связанную с ней деятельность. Поэтому в начальных классах им учиться проще.

У мальчишек скорее развивается правое полушарие. Оно отвечает за пространственно-временную ориентацию, а данная функция совсем не требуется в начальных классах.

Тревожность и темперамент

Тревожность - это индивидуальная черта каждого человека, которая очень сильно влияет на то, во сколько лет отдавать ребенка в школу. Так, мальчики, имеющие тревожность выше среднего, озабочены в первую очередь отношениями с учителями и своей учебной деятельностью. В то время как девочки, имеющие уровень тревожности ниже среднего, озабочены в основном отношением сверстников.

Играет важную роль для обучения детей темперамент. Труднее всего обучаться девочкам-холерикам и мальчикам-меланхоликам. Такие дети имеют нетипичное представление про учебу в школе, по мнению учителей.

Просто мальчики такого склада характера слишком ранимы и могут заплакать, если их кто-то расстроит или обидит. К несчастью, ни сверстники, ни учителя не принимают такого поведения.

Девочки-холерики, напротив, очень подвижны. Поэтому не могут высидеть весь урок спокойно. К тому же они привыкли отстаивать свою правоту до последнего, иногда даже посредством драк.

Детки-флегматики слишком медлительны и спокойны. Ученикам с подобным темпераментом порой сложно учиться.

Самый благоприятный для учебы темперамент - сангвиник. Эти дети в меру общительны и любознательны, не конфликтны, вписываются практически в любой коллектив.

Важнее всего этот показатель в начальной школе. Далее на него уже особо не реагируют ни дети, ни учителя.

Поэтому, прежде чем определить, во сколько лет отдавать ребенка в школу, обратитесь к специалистам. Если ребёнку уже 7, но психолог утверждает, что надо повременить, стоит прислушаться.

Мнение психологов

Что нужно, чтобы отдать ребенка в школу? Родители задают этот вопрос очень часто. Поэтому психологи выяснили несколько причин, по которым стоит отложить посещение школы.

  1. Психологические особенности: нет мотивации к обучению, кроме игровой деятельности; у вас родился ребёнок, когда старшему исполнилось 7 лет; в семье сложный период.
  2. Медицинские: у ребёнка имеются психические расстройства; в недавнем времени у него была травмирована голова или позвоночный столб; есть хронические болезни.

Что будет, если в школу ребёнок пойдёт с 8 лет?

Если ваш ребёнок не готов к школьной скамье, то стоит хорошенько всё обдумать, взвесить все "за" и "против".

Когда отдавать ребенка в школу? Комаровский - известный на всю Россию педиатр - утверждает, что 6,5-7 лет - это идеальный возраст для посещения малышом учебного заведения. Так как именно в этот период времени у детей меняется тип деятельности с игровой на познавательную. Хотя доктор Комаровский признаёт, что, поступив в школу, первое время ребёнок станет больше болеть.

Каждый ребёнок - личность. И лучше родителей его не знает никто. Может, именно вашему ребёнку необходимо пойти в школу в 8 лет. Только принимая подобное решение, помните, что, возможно, ваше чадо будет ощущать себя некомфортно, когда поймёт, что в его классе дети младше, чем он сам. Чтобы убрать все сомнения, посоветуйтесь с детским психологом.

Когда надо задуматься об оформлении ребёнка к школе?

Цель воспитания состоит в том, чтобы научить ребёнка быть самостоятельным. Так вот, вы воспитываете его с самого его рождения, всячески стараетесь его чему-нибудь научить. В итоге к 5-6 годам он накапливает необходимый «багаж» знаний для обучения в школе.

И вот возникает вопрос: "Когда же задуматься об оформлении ребёнка в учебное заведение?"

Как вы наверняка поняли из нашей статьи, процесс подготовки к обучению довольно сложен и многогранен. Поэтому необходимо задуматься уже за девять месяцев до первого сентября. Обязательно обратитесь к психологу, ведь он должен проверить ребёнка на предмет готовности к школе.

Если окажется, что ваше чадо не совсем готово к школе, то у вас будет время доработать то, что необходимо.

Решение о возрасте оформления ребёнка в школу - это очень важный и ответственный шаг. Нужно все обдумать и взвесить.

Необходимо создать атмосферу праздника в первый день учёбы ребёнка. Украсьте квартиру и сделайте семейное торжество. Ведь ребёнок должен знать, что начинается новый этап в его самостоятельной жизни, полный взлётов и падений.

Декабрьский ребенок и учеба

Когда отдавать в школу декабрьского ребенка? Родители задают этот вопрос довольно часто психологам. И они отвечают на вопрос так: «Всё зависит только от ребёнка». Так как каждый - это личность. Кто-то готов учиться раньше. Потому, что с восприятием и сообразительностью всё в норме. А иной и в 7 лет совершенно не готов к школе.

Обязательно сначала нужна консультация психолога. А уж он подскажет, какой сделать выбор. Возможно, специалист подскажет, над чем нужно поработать, чтобы заполнить недостающие "пробелы". Если малыш хиленький и значительно меньше ростом, чем все остальные в классе, также желательно, конечно же, немного подождать.

Небольшое заключение

Прочитав статью, надеемся, вы нашли ответы на волнующие вопросы. Теперь понятно, что семилетний возраст ещё не означает, что вашему любимому ребёнку пора в школу. Нужно учитывать, конечно же, и другие факторы. Надеемся, что теперь вы сможете принять действительно верное решение.

Мои дорогие читатели, здравствуйте! Мы с вами уже обсуждали, стоит ли ребёнка и пришли к выводу, что каждый будущий первоклассник индивидуален. Кто-то в 6 лет готов «грызть гранит науки», а кто-то и в свои «без пяти минут восемь» с сожалением расстаётся с детским садом.

Ребёнок вряд ли поможет вам с подсказкой, идти ему уже в первый класс или нет. Как определить готовность ребёнка к школе, могут знать лишь взрослые. Есть ли такие лакмусовые бумажки, которые дают зелёный свет, чтобы сесть за школьную парту?

План урока:

Что может проверить психолог?

Повторяя пройденный материал, напомню, что у психологов умения читать и писать – не самое важное в жизни будущего первоклассника. При определении уровня готовности детсадовца переступить школьный порог «лекари детских душ»:

  1. в первую очередь, отталкиваются от настойчивого желания ребёнка;
  2. затем изучают имеющую немаловажную роль стадию коллективизации, то есть умение сотрудничать;
  3. анализируют третий показатель на к получению знаний – умение жить по инструкции, то есть подчиняться и выполнять чужие требования.

Чтобы убедиться, что малыш действительно отвечает перечисленным психологическим условиям окунуться в новый для него мир, радеющие за своё чадо родители нередко идут на приём к психологу и там уже «с глаза на глаз» выясняют, готов или ещё не очень.

Что делает с ребёнком психолог? Изучает его внутренний мир при помощи тестов. Многие пользуются тестом «зрелости», разработанным американской Джеральдиной Чейни. Она предлагает проанализировать уровень подготовки по нескольким блокам, состоящим из вопросов на:

  • познание;
  • базовый опыт;
  • языковое развитие;
  • эмоциональное развитие;
  • слуховые способности;
  • зрительное восприятие;
  • отношение к книгам.

Иные психологи предпочитают ориентационное графическое тестирование по Керну-Йирасеку. Оно состоит из:

  • рисунка человека (мужской фигуры);
  • рисунка — копии фразы, состоящей из письменных букв;
  • рисунка – копии набора точек.

В этом тесте предусмотрена своя система баллов , а дополняет его интеллектуальный опросник.

Что может проверить педагог?

Существует педагогическая диагностика, разработанная учёными в помощь воспитателям детсадов. Она позволяет определить в общем смысле, готов ли на уровне имеющихся знаний ребёнок к школе. Эти несложные тесты помогают выявить «дырки».

Задание 1 на умение сориентироваться на плоскости и сосчитать

Подобие Д. Эльконина. Не клетчатом листочке закрашивается чёрным цветом одна клетка. Ребёнку даются карандаши красного, синего, жёлтого и зелёного цветов. Ему требуется найти чёрный квадратик и по указанию педагога отсчитывать энное количество клеточек вправо-влево-вниз-вверх и закрашивать указанным цветом.

Задание 2 на элементарное сложение-вычитание и понимание задачи

Для него требуется также листок в клетку. Даётся простейшая задачка по типу «в комнате 3 кошки и 2 собаки». Нарисовать надо столько кружочков, сколько всего животных. И далее «из комнаты ушли 1 кошка и 1 собака». Нарисовать надо столько квадратов, сколько животных осталось.

Задание 3 на проверку развития речи

Педагоги проверяют:

  • , умение определять место звука в слове (в начале – середине — в конце) и способность выделить интонацией необходимый;
  • навыки составления предложений из 3-5 слов и определения их порядка (1-е, 2-е, последнее);
  • способность объединять понятия, например, «томат, огурец и тыква – овощи»;
  • умение составлять по картинкам рассказы.

Задание 4 на запоминание

В данном случае проверяется:

  • умение читать и знать автора, который их написал;
  • навыки сказки, рассказа.

Задание 5 на простейшие математические навыки с числами

Педагоги проверяют будущего первоклассника:

  • знает ли цифры от 0 до 9;
  • умеет ли считать до 10 туда-обратно;
  • может ли назвать предыдущее и последующее числа;
  • знаком ли со знаками «+» и «-»;
  • может ли сравнить больше-меньше;
  • определяет ли геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг).

Задание 6 на знание окружающего мира

Такие тесты предполагают, что ребёнок должен знать:

  • внешний вид распространённых растений (ель, берёзка, ромашка, колокольчик и прочие);
  • различия между дикими и домашними животными, основные признаки внешнего вида птиц и прочей живности, их отличия, например, вороны от дятла;
  • признаки сезонов природы, например, что есть осенью, а что зимой;
  • названия всех месяцев;
  • названия всех дней недели.

Помимо всего прочего у потенциального первоклассника педагоги обязательно спросят название страны, города и улицы, где он живёт, номер дома и квартиры, полные имена мамы-папы, бабушки-дедушки, их род занятий.

Что могут проверить педиатр и стоматолог?

Да-да, не удивляйтесь. Очень много вопросов и обсуждения на тему, готов ли ребёнок к школе, ведут именно к педиатру и стоматологу. Медики тоже вносят свою лепту и выделяют возраст паспортный и биологический. С паспортным всё понятно – посчитайте, сколько лет-месяцев-дней с момента рождения. А как определить подходящий для школы возраст биологический?

Скажем сразу, в медицине у многих паспортный и биологический возраст не совпадают, последний может запаздывать с интервалом до 1,5 лет. Что это значит? А значит это, что выпроваживать за школьную парту лучше тогда, когда имеется к тому психофизиологическая готовность детского организма.

Для определения биологического возраста применяют филиппинский тест, в основе которого лежит полуростовой скачок роста – существенное вырастание в длину детских рук и ног. Попросите своего дошкольника дотянуться правой рукой до мочки левого уха, сделав это через макушку головы. Если он это делает без труда, то можно говорить, что к школе он готов.

«Как от этого зависит «школьная зрелость?!» — удивитесь вы. Медики объясняют просто: филиппинский тест показывает не только развитие детского скелета, но и насколько созрела нервная система и насколько детский мозг готов воспринимать и перерабатывать информацию. Педиатры считают, что поспешить отдать ребёнка в школу до того, как произошёл этот самый скачок, помогающий работоспособности,– значит, обречь его на провалы в учёбе.

О повышении способности направить все силы организма уже не на физическое развитие, а на учёбу можно судить и по зубам. Когда стоматологи фиксируют у вашего ребёнка – это благоприятный знак, чтобы к физиологическому развитию добавить умственное. В средние века в Китае и Японии так и определяли «вошедшего в разум» ребёнка, уже способного отвечать перед законом.

Что может проверить родитель?

Предлагаю составить на листочке бумаги две графы «за» и «против», или «+» и «-», чтобы с выполнением тестирований их заполнить.


Ну вот, постепенно на Ваш листочек легли плюсы и минусы, осталось только их подсчитать, если есть ещё сомнения – подтвердиться на приёме у психолога и принять окончательное решение.

Делитесь, как у вас получилось справиться с этими тестами и готовы ли вы собирать портфель?

Успешной вам подготовки к школе!

Для многих родителей большой проблемой является момент, когда их чадо готовится к началу школьного обучения. Этот этап важен для семьи, поэтому психологи рекомендуют начинать получение фундаментального образования только тогда, когда малыш полностью для этого созреет. Полная готовность поможет пережить жизненные изменения легче. Узнать, готов ли ребенок к школе, можно при помощи комплексного тестирования. Его проводят педагоги и психологи. Сам родитель может провести диагностику, но результаты ее будут не точны. Домашнее прохождение тестов поможет лишь найти слабые стороны в подготовке малыша, определить, на что лучше всего обратить внимание.

Несколько лет назад для поступления первоклассникам было достаточно физической готовности. Она заключается в достижении возраста 6.5 – 7 лет. Будущий школьник должен соответствовать параметрам:

  • наличие 2 и более постоянных зубов;
  • соответствие веса и роста возрасту;
  • снижение числа респираторных заболеваний за последний год;
  • хронические заболевания отсутствуют или длительно не проявляли себя;
  • отсутствие функциональных и психических отклонений (или они незначительны);
  • группы здоровья с 1 по 3;
  • до 1 – 2 незначительных логопедических дефектов.

Перечисленные признаки физического созревания до сих пор актуальны. Точно установить, соответствует ли физическое развитие фактическому возрасту, можно при помощи всесторонней диагностики. Она проводится у всех детей, которые посещают дошкольные учреждения. Если малыш не садовский, то родителям нужно заблаговременно пройти специалистов. Состав обследования:

  • посещение врачей узкой специализации: ЛОР, офтальмолог, уролог (или гинеколог), хирург, ортопед, стоматолог, дерматолог, невролог, психолог;
  • дополнительные консультации с узкими специалистами (если есть проблемы – логопедические, психиатрические отклонения);
  • исследования крови (на сахар, биохимическое определение состава, развернутый анализ);
  • исследования мочи и кала;
  • осмотр педиатра.

Участковый врач подводит итог всех исследований, он проводит замеры роста, веса, объема головы и грудной клетки. По необходимости могут быть назначены дополнительные исследования. Все данные заносятся в карту, для школьных медицинских работников.

Начинать проходить врачей необходимо еще весной, чтобы до начала учебного года посетить дополнительные консультации.

Интеллектуальная готовность

Для определения интеллектуальной готовности проводят тест Керна Йерасека. Он состоит из 3 частей:

  • создание рисунка по описанию;
  • копирование фразы, написанной строчными буквами;
  • повторение рисунка из точек.

Самостоятельное определение готовности ребенка к школе с помощью представленного теста возможно, но результат будет нечетким. Педагоги-психологи, изучая результаты, замечают самые незначительные отклонения, а родители склонны идеализировать творчество своего чада.

Тест Йерасека относится к категории сложных, но его применяют практически во всех школах. Интересно то, что оценка результата проходит по обратной пятибалльной шкале, то есть «5» — худший результат, а «1» — лучший.

Разберемся, как определить готовность ребенка к школе самостоятельно. В качестве тренировки предложите пройти малышу такой тест:

  1. Рисунок человека женского пола. Четко прорисованная фигура, лицо, детали одежды оцениваются в 1 балл, 4-ку ставят за схематичный рисунок, 5-ку за каракули. Промежуточные баллы малыш получает за отсутствие деталей, нечеткую прорисовку.
  2. Напишите на листе фразу из трех слов. Если ребенок повторит ее аккуратно, не отклонит строку больше чем на 30 градусов и не увеличит буквы в несколько раз, то поставьте ему 1 балл. Градация остальных оценок проводится аналогично первому заданию.
  3. Нанесите на лист 10 точек небольшой группой, попросите дошкольника повторить ее. Если он хорошо повторил образец, то поставьте ему 1 балл. Отказ от выполнения задания – 5 баллов.

Считается отличным результатом получение дошкольником от 3 до 5 баллов. Допустимым от 6 до 9. Оценка свыше 10 баллов означает, что малыша еще рано отдавать в школу. Необходимо дополнительно заниматься с ним, пройти тщательное обследование у логопеда, психолога, невролога и психиатра. Если во всех трех заданиях были получены «пятерки», то это тревожный сигнал, скорее всего малышу требуется помощи специалиста.

Это не единственный тест на интеллект, который придется пройти дошкольнику. Во время собеседования при зачислении в первый класс всегда ставятся дополнительные задачи:

  1. Проверка обобщения. Перед ребёнком ставится задача одним словом назвать изображения на картинке: деревья, фрукты, овощи и прочие. Родители могут самостоятельно сделать карточки с такими картинками для занятий.
  2. Графические диктанты помогают определить, насколько хорошо кроха ориентируется в пространстве.
  3. Тест на внимание. Будущий школьник должен уметь сосредотачиваться, иначе он не сможет справиться с учебной нагрузкой. Простейший способ проверки внимания – просьба определить, какое слово длиннее.
  4. Умение составить рассказ по картинкам, способность ориентироваться во времени. Для этого способа диагностики также потребуется распечатать или вырезать из детской книжки картинки, которые будут поэтапно иллюстрировать рассказ. Родитель или педагог читает историю, а потом просит чадо разложить картинки правильно. Одновременно с этим проверьте память, попросите кроху пересказать историю.

Дополнительные баллы на проверке знаний получают те дети, которые знают азы чтения и умеют решать простейшие примеры. Родителям следует чаще разговаривать с чадом, чтобы он мог строить развернутые фразы. При подготовке к тестам старайтесь избегать оценок, не говорите дошкольнику вслух, что он не справился.

Психологи считают готовность ребенка как личности одним из немаловажных факторов. Во время вступительных испытаний проверяют степень подготовки ребенка путем собеседования. У детей 6 лет часто не пройден этап личностного роста. Если спросить их о желании пойти в школу, то большинство отвечает отрицательно. Это свидетельствует о важном упущении со стороны родителей. В качестве подготовки взрослые должны регулярно проводить беседы, рассказывать о школе и особенностях обучения в ней.

Старайтесь сформировать положительный образ учебного заведения в глазах ребенка. При этом он не должен быть утопическим. Многие малыши считают школу подобием детского сада. Они не понимают, что им придется менять образ жизни.

Еще один важный аспект личностной готовности – изменение поведения ребенка. Если раньше большую часть дня его занимала игра, то к 7 годам он должен вести познавательную деятельность. Он становится более самостоятельным, учится контролировать свои действия, осваивает навыки моторного развития.

Важно до школы успеть пройти стадию социализации: научиться общению, построению взаимоотношений, самообслуживанию. Некоторые родители сознательно ограждают ребенка от детского коллектива. В дошкольном учреждении он получает навыки послушания, учиться разговаривать с другими детьми, решать конфликтные ситуации, договариваться.

Мотивация и особенности подготовки дошкольника

Формирование мотивационной готовности – обязанность родителей. Она напрямую связана с созреванием дошкольника как личности. Некоторые дети до 7 лет не готовы менять свою жизнь, они берут с собой на занятия игрушки и отвлекаются на них в течение урока. Это типичный признак не готовности к школе. Если вы не хотите, чтобы ваше чадо осталось в первом классе на второй год, то стоит заранее понаблюдать за ним.

Попробуйте организовать занятия дома в виде урока. Поиграйте с малышом «в школу», посмотрите: как он будет реагировать на необходимость достать карандаши, отвечать на вопросы, слушать разъяснения. Дополнительно необходимо посещать детский сад, группы кратковременного пребывания.

Если вы забрали ребенка из дошкольного учреждения по причине частых болезней, стоит изменить свое решение. С 3 до 7 лет формируется иммунитет, если ограждать кроху от недугов, то болеть он начнет в начальной школе. Это приведет к повышенным нагрузкам и отставанию в программе.

Беседуйте на тему ожиданий от школы, обсуждайте главный вопрос – почему малыш хочет учиться. В 7 лет на него возможны разные ответы. Стоит тревожиться, если ожидания сводятся к новому ранцу или красивым тетрадям. Мягко мотивируйте получить образование, чтобы стать врачом, поваром или другим специалистом. Приводите в пример кумиров ребенка, которые отучились в школе, чтобы достичь профессиональных высот. К 7 годам кроха все чаще задумывается о будущей профессии, он может часто менять предпочтения, но стоит в разговоре обязательно упоминать необходимость сначала окончить школу. Это поможет ребенку осознать необходимость фундаментального образования для дальнейшей самореализации в жизни.

Особенности адаптации в школе у неподготовленных детей

Родители должны заниматься подготовкой ребенка и понимать, что перемены затронут жизнь всей семьи.

Семилетнего ребенка невозможно оставить дома на дополнительный год, по стандартам образования ему необходимо посещать школу. Основной проблемой ребенка, который не полностью готов к новому этапу обучения, является изменение режима дня. Внедрить новшества необходимо заранее, чтобы кроха адаптировался до 1 сентября. Распорядок дня не должен выглядеть как строгое расписание, укажите по часам, что должен делать кроха, но оформите список ярко и красочно. Можно взять за основу готовые шаблоны с любимыми мультипликационными героями малыша.

Тем, кто посещал детский сад, сложно отказаться от дневного сна. Разрешите малышу отдыхать, но подгадаете время так, чтобы это не мешало обучению и выполнению домашних заданий. Сократите время сна, если это необходимо. По мере взросления младший школьник самостоятельно откажется от минут отдыха.

Если ребенок не смог осилить тест Йерасека, то необходимо заняться мелкой моторикой. Родители допускают серьезную ошибку во время обучения навыкам письма – заставляют ребенка часами писать однообразные крючки или буквы. Вместо этого необходимо использовать упражнения на развитие мелкой моторики. Простейшей игрой является сборка моделей из мелких деталей конструктора.

Психологи одной из основных проблем считают личностную незрелость будущих школьников. Бороться с этим нужно совместными усилиями учителей и родителей. Если кроха робок и застенчив, скажите об этом педагогу. Он поможет наладить ему отношения с одноклассниками при помощи игр.

Такого ребенка обязательно нужно хвалить и привлекать к выполнению домашних обязанностей. Даже за попытку справиться с любым заданием поощряйте чадо. В первом классе редко используют традиционную оценочную систему, так как критические замечания могут ранить младшего школьника. Замечайте только положительные попытки, приободряйте ребенка при неудачах.

Готов ребенок к новой школьной жизни или нет, определяется по совокупности таких особенностей:

  • морфологических;
  • психологических;
  • личностных.

Степень их сформированности зависит от:

  • правильного созревания организма дошкольника (особенно ЦНС);
  • уровня развития его психических процессов;
  • социальной среды, в которой малыш воспитывался;
  • личностных качеств, которые у него выработались;
  • наличия основных универсальных учебных умений.

Представим основные виды готовности к обучению в школе и их характеристики в таблице.

Физическая

Уровень физического и биологического развития, состояние здоровья.

Психологическая

Интеллектуальная

Наличие необходимой базы знаний, готовность воспринимать и усваивать новую информацию.

Социальная

Готовность взаимодействовать с окружающим социумом.

Личностная

Сформированная внутренняя позиция, являющаяся основой для сознательного вступления в роль школьника.

Эмоционально-волевая

Умение управлять своими мотивами, желаниями, настроением. Наличие нравственных установок.

Специальная

Основные учебные умения

По оценкам специалистов готовность к школьному обучению формируется у детей в период между шести- и семилетним возрастом. Однако каждый ребенок имеет индивидуальный темп развития. Решение о том, отдавать ли его в школу, должно приниматься на основе оценки всего перечня необходимых качеств.

Физическая готовность

Такой вид готовности к обучению в школе, как физическая готовность определяется на основе соответствия уровня развития организма ребенка основным возрастным нормам. Необходимо учитывать целый ряд критериев.

  1. Уровень биологического развития:
  • рост;
  • масса;
  • работоспособность;
  • система условных словесных реакций;
  • зрелость пищеварительной и мочевыделительной системы.
  1. Состояние здоровья и анализаторных систем. Для определения состояния здоровья перед поступлением в школу ребенок должен пройти медицинский осмотр и получить заключение о том, что он здоров и может обучаться в общеобразовательном учреждении. Особое внимание уделяется проверке зрения и слуха, которые имеют первостепенное значение для восприятия информации.

При наличии каких-либо медицинских отклонений или противопоказаний необходимо отсрочить зачисление в первый класс, пройти курс лечения или позаботиться о создании для ребенка специальных условий обучения.

Общее физическое развитие. Определяется по наличию основных физических качеств:

  • ловкость;
  • скорость;
  • сила;
  • скоординированность движений.

Уровень развития основных видов движений:

  • прыжки;
  • наклоны;
  • приседания;
  • ползание.

Развитие мелкой моторики рук:

  • держать ручку или карандаш;
  • проводить четкие линии;
  • перекладывать мелкие предметы;
  • складывать лист бумаги.

Гигиенические умения, навыки самообслуживания. Ребенок должен самостоятельно:

  • умываться;
  • чистить зубы;
  • мыть руки;
  • пользоваться туалетом;
  • одеваться;
  • застегиваться и завязывать шнурки;
  • следить за своим внешним видом;
  • пользоваться столовыми приборами;
  • убирать за собой посуду;
  • организовывать рабочее место;
  • собирать, складывать и убирать свои вещи.

Знания по основам здоровья. Ребенок обладает знаниями о:

  • важности быть здоровым;
  • необходимости беречь здоровье;
  • режиме дня;
  • значимости занятий спортом.

Физически здоровый и подготовленный ребенок , изменившемуся режиму дня и уровню нагрузок.

Психологическая готовность

Рассмотрим виды психологической готовности к школе, которая охватывает несколько аспектов.

Умственная готовность включает:

  • достаточный багаж знаний об окружающем мире;
  • умение оперировать имеющимися знаниями для решения различных задач;
  • любознательность, потребность в получении новых знаний;
  • уровень мыслительной деятельности, который обеспечит усвоение новых знаний;
  • наличие словесно-логического и образного мышления;
  • развитую речь, достаточный словарный запас;
  • сформированные сенсорные навыки;
  • устойчивое внимание;
  • крепкую память.

Интеллектуальная подготовка к поступлению в школу является необходимым условием для успешного овладения учебной программой.

Социальная готовность базируется на таких компонентах:

  • коммуникативность;
  • стремление общаться со сверстниками, устанавливать с ними дружеские отношения;
  • умение выслушивать собеседника;
  • готовность соблюдать очередь;
  • готовность идти за лидером или самому проявлять лидерские качества;
  • понимание социальной иерархии, готовность подчиняться требованиям старших.

Основы взаимоотношения ребенка с окружающим миром закладываются в семье и развиваются в процессе посещения дошкольного учреждения. «Домашние» дети труднее приспосабливаются к условиям школьного коллектива.

Личностная готовность к поступлению в школу связана со степенью формирования внутреннего настроя ребенка на то, что меняется его роль в обществе, меняется отношение взрослых и их система запросов к нему. Первоклассник должен сознательно принимать позицию школьника и иметь . Важно, чтобы его положительная мотивация не базировалась на внешних аспектах (приобретение новой одежды, обладание канцелярскими принадлежностями и т.д.), а на том, что посещая школу, он станет умнее, сможет развивать свои способности и навыки.

К тому же ребенок должен быть готов, что в семье его будут считать более взрослым и самостоятельным. Поэтому увеличится количество требований и семейных обязанностей. В этом плане особенно сложная ситуация складывается в семьях, где еще есть дети дошкольного возраста.

Эмоционально-волевая готовность подразумевает наличие таких аспектов:

  • радостное ожидание поступления в школу;
  • принятие целей образовательной деятельности и положительное отношение к ним;
  • способность подчинять свои мотивы коллективным;
  • умение сознательно управлять своим поведением в соответствии с нравственными установками;
  • стремление преодолевать трудности;
  • стремление достигать высоких результатов в своей деятельности;
  • сознательное определение некоторых положительных и отрицательных качеств своего характера и готовность меняться;
  • присутствие сдержанности, усидчивости, самостоятельности, настойчивости, дисциплинированности и организованности.

Высокий уровень эмоционально-волевой готовности к школе является ключом к успешному обучению. Ведь в таком случае, даже имея проблемы на начальном этапе школьной адаптации, ребенок сможет их преодолеть и не будет испытывать трудности в дальнейшем.

Специальная готовность

Специальная готовность к школьному обучению заключается в том, что ребенок обладает некоторыми универсальными учебными умениями:

  • называть буквы;
  • читать слоги или слова;
  • считать, прибавлять и отнимать в пределах 10;
  • писать отдельные элементы;
  • рисовать простые предметы;
  • выполнять несложные физические упражнения.

Это лишь примерный список. Обычно такие умения формируются в ходе специальных занятий, которые проводятся в детском саду. Их наличие необходимо для изучения школьных предметов, предусмотренных учебным планом.

Важно, чтобы все основные виды готовности ребенка к школе были сформированы на достаточном уровне. Только в таком случае в условиях систематического обучения у ребенка не наступит ухудшение здоровья, он будет справляться с предъявляемыми требованиями, успешно усвоит школьную программу и социально-психологически адаптируется к школьной жизни.

В возрасте шести, семи лет у ребенка возможен очередной возрастной кризис. Ему надоедают детские игры, изменяется поведение. Ребенок начинает отрицать прежние ритуалы, он уже большой, вырос, и малышовые занятия ему ни к чему. Причем устанавливаться в своей взрослости ребенок может по-разному, перестает убирать за собой, уворачивается от маминых объятий. В общем, протестует, как может. Нагрянуть кризис может как в шесть, так и в восемь лет, в зависимости от внутреннего, эмоционального развития малыша. Этот кризис семи лет, как условно называют его психологи, и определяет готовность ребенка к школе.

Ритмы развития у каждого ребенка разные. Кто-то в пять с половиной лет уже готов к получению знаний за партой, а некоторым детям и в семь лет рано. Не нужно пугаться, что ребенок пойдет в школу позже других. Это избавит вас от многих проблем. На вопрос хочет ли ребенок в школу, практически каждый малыш ответит утвердительно. А как же, ведь ему купят красивый портфель, яркие ручки и карандаши, он наденет школьную форму. В действительности дальше этого мечты ребенка не заходят, да и как он это представит, в школе же он ни разу не был.

Как рассказать ребенку, что его ждет после первого в его жизни звонка на урок? Некоторые родители, чтобы усилить для ребенка привлекательность обучения расписывают все в розовых красках, идеализируют школу. Столкнувшись с реальностью, ребенок часто разочаровывается, ведь школа не оправдала его надежд. Также нельзя описывать школьные занятия как тяжелые утомительные будни. Ребенок испугается, и будет воспринимать занятия, как исполнение повинности. Следует объяснить малышу, что учиться здорово, но в школе ему придется выполнять ряд правил, подчиняться определенным требованиям и посмотреть за его реакцией, если его не испугали трудности, то он действительно готов учиться.

Также не маловажным является социальная и психологическая подготовка ребенка. Понаблюдайте, как он общается со сверстниками, может ли найти компромисс, умеет ли сдерживать эмоции и желания. В возрасте шести лет ребенок уже довольно четко осознает себя в окружающем мире. Адекватная оценка себя должна быть примерно следующей: «Я самый замечательный, но что-то умею лучше других, что-то хуже, но я из-за этого не переживаю, так и должно быть». Утверждения же типа «Я неумеха» или «Я самый, самый», должны заставить вас насторожиться.

Если малыш хорошо читает, считает, любознателен, не спешите записывать его в первый класс. Оцените его психологическую готовность к этому шагу. Ведь если малыш очень ранимый, обидчивый, или наоборот агрессивен, неуступчив, неусидчивый в школе ему будет сложно, здесь возможны и проблемы с учителями, с одноклассниками, плохая успеваемость, последующее за этим нежелание посещать школу. Пусть побудет дома еще годик, наиграется, повзрослеет. Того, что интерес учебе у ребенка пропадет бояться не стоит. Малыш каждый день познает новое, можно играть с ним в развивающие игры, стоит записаться на курсы подготовки к школе. Ребенок почувствует, что делает что-то важное, значимое и через годик сядет за парту без проблем.


Top