Использование информационно-коммуникационных технологий в экологическом воспитании младших школьников. Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Россия, г. Лысково

e-mail: *****@***ru

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы эффективного и безопасного использования информационно-коммуникационных технологий в детей старшего дошкольного возраста.

Береги свою планету –

ведь другой, похожей, нету!

Экология, экологическая ситуация, экологический кризис… Эти слова сегодня звучат практически ежедневно. По результатам термин «экология» - один из самых распространенных и часто употребляемых на нашей планете. И это не случайно. Существующие в настоящее время нормы взаимодействия с природой неизбежно ведут к экологической катастрофе, к угрозе всем формам жизни на Земле. Потребительское отношение к природе – одна из глобальных проблем современности, и одной из актуальнейших вопросов современного общества является проблема формирования экологической культуры личности.

Начальным звеном непрерывной системы экологического образования по праву необходимо рассматривать дошкольное экологическое образование. Ведь именно дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Как свидетельствуют психолого-педагогические исследования, в этом возрасте можно сформировать не только систему знаний, умений и навыков взаимодействия с окружающей действительностью, но и систему ценностных ориентаций, позитивного поведения и деятельности. Именно поэтому так важно уже на этом возрастном этапе воспитать правильное понимание природы, ценностное, бережное, заботливое отношение к ее объектам, развить потребность в познавательном общении с природным окружением.


Результативность экологического образования дошкольников во многом обуславливается теми внешними условиями, в которых находится ребенок. Одним из таких средств, по праву, может выступать (ИКТ). Современные педагогические технологии в , в том числе и ИКТ, направлены на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Информационно-коммуникационные технологии проникают в систему дошкольного образования, широко используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми. Сегодня уже невозможно представить себе современный детский сад без использования информационно-коммуникационных технологий, будь то просто приготовленная презентация POWER POINT, компьютерная обучающая программа или скаченные материалы из сети Интернет. В условиях нашего детского сада имеется возможность широкого использование ИКТ в различных видах . Использование информационно-коммуникационных средств не только расширяет возможности предоставления информации, но и активно детей в процесс познания, обеспечивая реализацию индивидуально-ориентированного подхода к обучению, намного расширяют диапазон применяемых способов действий, обеспечивают гибкость управления познавательным процессом. Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет также оперативно и объективно проверить уровень экологических представлений дошкольников, что весьма существенно в процессе обучения.

Современные исследования в области дошкольной педагогики, свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 5–7 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребёнка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. Компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребёнка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только путем целесообразно организованного взаимодействия педагога, ребёнка и компьютера можно достичь положительного результата. Но важно максимально обезопасить информационную среду для детей. Информация неизбежно оказывает воздействие на человека, значит, она должна фильтроваться, быть достоверной, полной, непротиворечивой. Если взрослый человек справляется с этой задачей (и то не всегда и не каждый), то ребенок этого делать еще не умеет. А значит, он нуждается в защите своего информационного окружения со стороны взрослых людей. В детском саду, конечно, со стороны педагогов. Решение задач экологического образования дошкольников c использованием ИКТ, осуществляется при непосредственном и обязательном участии педагога. Именно он должен помочь воспитанникам сделать правильный выбор, обеспечить передачу ценностей экологической культуры, закладывать основы бережного отношения к природе в этом возрасте. Активно используемые информационно-коммуникационные технологии расширяют образовательное пространство по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Применение ИКТ позволяет нам сделать образовательный процесс экологической направленности более привлекательным, эмоциональным, ярким, насыщенным большим количеством иллюстративного материала, с использованием звуковых импровизаций и и по-настоящему современным.


Экологическое воспитание детей базируется на деятельностном подходе. Интерактивные экологические игры, игры – путешествия, игры – загадки, ребусы, кроссворды, викторины, физкультурные минутки, пальчиковые игры, рассматривание иллюстрации, репродукции картин, плакатов включаем как в содержание организованной образовательной деятельности, так и в другие режимные моменты. Наш опыт показывает, что периодическое использование ИКТ, а именно дозированное педагогом использование способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм. Дети, знакомые с развивающими играми, предпочитают их «стрелялкам» и «бродилкам». Опасно зацикливание ребенка на компьютерной игре. Коллективное же участие в игре помогает избежать данной зависимости. Дети привыкают совместно оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир один на один с компьютером.

В связи с внедрением информационных технологий в процесс образования, существенно изменился подход к экскурсиям, как основным приемам в экологическом воспитании. Возникли новые виды экскурсий – виртуальные (похожие, неотличимые), интерактивные.

Виртуальная экскурсия даёт возможность посетить недоступные места, предложив уникальное путешествие. Виртуальная экскурсия, конечно, не заменит личное присутствие, но позволит получить достаточно полное впечатление о новом месте. Например, мы с детьми старшей группы провели виртуальные экскурсии: «Экскурсия по заповедным местам родного края» (Оленья гора, волжские луга), «Керженский государственный природный заповедник », «Ледоход на Волге». При подготовке к виртуальной экскурсии воспитателю необходимо выбрать объект, выяснить его образовательное значение, ознакомиться с ним, определить содержание, цели и задачи экскурсии, определить сопроводительный текст. Роль виртуальных экскурсий велика, так как ребенок может являться активным участником событий данной экскурсии.

В образовательной деятельности по экологии на помощь могут прийти интерактивные, мультимедийные экскурсии, разработанные самим педагогом. Интерактивные экскурсии «Путешествие с грачом», «Приключения на », «В царстве грибов» дети принимают с огромным удовольствием, в ходе увлекательных игровых ситуаций с детьми закреплялись правила безопасного поведения в природе. Составляющими данных экскурсий выступают видео, звуковые файлы, анимация (одушевлённость — метод создания серии снимков, рисунков, цветных пятен, кукол или силуэтов в отдельных фазах движения, с помощью которого во время показа их на экране возникает впечатление движения существа или предмета), а также репродукции картин, изображения природы, портреты, фотографии. В материалы таких экскурсий мы включили художественное слово и доступные для восприятия дошкольника научные определения, исторические факты.

Заканчивается любая экскурсия итоговой беседой, в ходе которой педагог совместно с дошкольниками обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выделяет самое существенное, выявляет впечатления; намечает творческие задания для них: нарисовать увиденное, создавая в рисунке образ или сюжет, добавляет двигательную деятельность – подвижные игры. Любая экскурсия требует соответствующей подготовки и планирования. Для таких экскурсий нужен интернет и желание воспитателя.

Так же надо помнить о том, что задача педагога сделать компьютер своим помощником, но в то же время не навредить здоровью детей. Взрослым важно знать о том, что детям 5-7 лет можно «общаться» с компьютером не больше 10 минут в день 3-4 раза в неделю. Ведущие мировые специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей:

● исследовательский характер,

● легкость для самостоятельных занятий ребенка,

● развитие широкого спектра навыков и представлений,

● высокий технический уровень,

● соответствие возрасту,

● занимательность.

Нельзя бездумно идти на поводу бурно развивающегося прогресса, принося в жертву здоровье будущего поколения, но вместе с тем нельзя забывать, что компьютеры - это наше будущее. Но только при обязательном соблюдении норм и правил работы с использованием будет достигнута «золотая середина».

Таким образом, грамотное использование ИКТ в экологическом образовании старших дошкольников совершенствует экологические представления детей, формирует гуманное отношение к природным объектам и развивает навыки взаимодействия ребенка с природой, создает благоприятные условия для формирования личности воспитанников и отвечает запросам современного общества.

Библиографический список

1. Калинина ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008

2. Коркина психологической оценки компьютерных игр и развивающих компьютерных программ [Текст] // Психологическая наука и образование, 2008, № 3, С. 19-24.

3. , Зуйкова экологической культуры дошкольников через информационно-коммуникационные технологии [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 53-56.

4. Ревнивцева -коммуникационные технологии в дошкольном образовательном учреждении [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 67-69.

5. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраст: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / . — 5-е изд., испр. и доп. — М. :Издательский центр «Академия», 2013. — 224 с.

6. Смирнова у экрана: чем опасны оковы телерабства / // Дошкольное воспитание. 2002, №7, С.4-11.

7. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008

8. Хожателева –коммуникационные технологии в дошкольном образовании // Молодой ученый. — 2016. — №5.6. — С. 111-112.


ИКТ в экологическом образовании старших дошкольников.

«Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает»

Георг Зиммель

Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Инновационные технологии значительно расширяют возможности педагогов.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. В работе по экологическому образованию мы применяем различные формы работы. Такие, как:

Непосредственно образовательную деятельность

Экскурсии

Практическую деятельность в природе

Природоохранные акции

Экологические проекты

Проведение экологических олимпиад и викторин

Выпуск детьми и родителями экологических плакатов и газет

Кружок «Юный эколог»

Экологическая тропа.

Одной из наиболее эффективных форм работы с дошкольниками является применение компьютерных технологий и мультимедийных презентаций. Зачастую для проведения НОД по экологии недостаточно информации и наглядного материала. На помощь приходит компьютер. Целью такой работы является использование информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе, что способствует повышению качества и доступности информационного материала и повышению эффективности образования.

Задачами , которые стоят перед педагогом в образовательном процессе являются:

Обеспечить высокое качество воспитательно-образовательной работы по ознакомлению детей с природой на основе использования инновационных

технологий;

Обеспечить научно-методическое и материально-техническое сопровождение работы по экологии в деятельности педагогов;

Сделать родителей активными участниками экологической работы в ДОО.

Опыт нашей педагогической деятельности показывает, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности с детьми.

При грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса, ИКТ для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.

Остановимся на преимуществах использования

интерактивных материалов.

Данные материалы:

    привлекают пассивных слушателей к активной деятельности;

    делают образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;

    активизируют познавательный интерес, мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)

    реализовывают личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;

    использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала.

    использование новых приёмов объяснения и закрепления, особенно в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей.

    дисциплинируют самого воспитателя, формирует его интерес к работе.

    Разработка технологии с включением ИКТ базируется на комплексных (интегрированных) занятиях (досугах). Технология разрабатывается по какой-либо из образовательных областей (музыка, художественная литература, познание).

Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого количества иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями.

Для использования компьютерных технологий в работе с дошкольниками необходимо создать информационную базу данных: самостоятельный поиск, обмен опытом, использование энциклопедий и развивающих дидактических игр. Мультимедийные презентации содержат в себе образный тип информации, понятный дошкольникам. Применяя принцип наглядности, который способствует активизации непроизвольного внимания, становится возможным донести информацию в доступной для ребенка форме.

Требования, предъявляемые к педагогу,

работающему с применением ИКТ

    владеть основами работы на компьютере.

    иметь навыки работы с мультимедийными программами.

    владеть основами работы в Интернет.

    создавать собственные образовательные ресурсы.

Как и любые занятия, занятия с ИКТ требуют времени, правильного их использования, терпения и внимания со стороны педагогов.

Заключение

Информационные технологии прочно входят в нашу жизнь, дошкольные учреждения не исключение. Все чаще педагоги используют ИКТ на занятиях в детских садах, что способствует легкому усвоению материала детьми.

Кананцова Анастасия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 18
Населённый пункт: г.Ленинск-Кузнецкий
Наименование материала: Консультации для воспитателей
Тема: Экологическое воспитание детей с использованием ИКТ технологий (презентации)
Дата публикации: 29.05.2017
Раздел: дошкольное образование

Консультации для воспитателей

Экологическое воспитание детей с использованием

ИКТ технологий (презентации).

Воспитатель: Кананцова А.А.

Познание родной природы является источником первых знаний.

Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их

сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на

чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

Для того чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо

направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к

природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной

работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития

дошкольников – умственного, эстетического, нравственного воспитания.

Психолого-педагогические исследования последних десятилетий А. В.

Запорожца, Н. Н. Поддьякова, Н. Н. Николаевой, И. Д. Зверева, И. Т.

Суравегиной позволяют определить и конкретизировать предмет, содержание

этого направления педагогики - связать их с исходными понятиями экологии.

Именно привнесение научно-экологического подхода позволяет

переориентировать ознакомление детей с природой на экологическое

воспитание и уже в младшем возрасте начать формирование экологической

культуры.

В процессе экологического образования дошкольников я активно использую

разнообразные методы: практические, наглядные и словесные. Известно, что

использование в педагогической практике разнообразных нетрадиционных

методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает их

познавательную активность, повышает эффективность работы педагогов в

целом. Для повышения мотивации детей к занятиям по экологическому

воспитанию в детском саду мы привлекаем неисчерпаемый потенциал

компьютерных прикладных программ и презентации.

В методическом пособии Ю. Солоницина представлены технологии

организации работы с детьми дошкольного возраста с использованием

презентаций.

Изучение специальной литературы убедило нас в том, что использование

мультимедийных игровых технологий при ознакомлении детей с животными,

растениями, экосистемами, недоступными для их восприятия, игровые ИКТ

повысят у детей познавательную активность на обучающих занятия, так как

аудиовизуальная информация, является наиболее эффективной для

восприятия и запоминания.

В процессе игры начинает формироваться интерес к учебной деятельности и

игровая мотивация постепенно смещается на учебную. Использование

обучающих мультимедийных игр позволяет формировать у детей умение

самостоятельно осваивать материал, так как художественное оформление

экологических игр с использованием мультимедиа технологий имеет для

ребёнка особую привлекательность и значительно повышает познавательный

интерес, облегчают понимание и запоминание информации, так как

компьютерные технологии изложения подключают не только слуховую,

визуальную, моторную, но и эмоциональную память.

Таким образом презентации, экологические игры облегчают понимание и

запоминание информации, так как компьютерные технологии изложения

подключают не только визуальную, но и эмоциональную память.

Использование презентаций игр позволяет организовать нетрадиционный

подход к воспитанию экологической культуры, повысить творческую и

познавательную активность дошкольников в процессе обучения, а также

заинтересовать родителей в участие в проектной деятельности по

экологическому воспитанию с использованием ИКТ.

Использование интерактивного оборудования в экологическом воспитании дошкольников.

Милецкая Вера Владимировна воспитатель, МАОУ СОШ №30 Г.Томск

«Природа для нас – кладовая солнца с великими сокровищами…

И охранять природу значит охранять Родину»

(М.М.Пришвин)

В настоящее время воспитание любви и уважения к родному краю, природе является важнейшей составляющей нравственного воспитания. Только познание природы поможет воспитать хорошего гражданина, желающего оберегать и охранять ее. Ведь именно познание родной природы является источником первых знаний. Наша задача направлять процесс восприятия окружающего мира, чтобы дети правильно воспринимали явления природы . Экологическое воспитание дошкольников влияет на всестороннее развитие личности и является основой формирования образа жизни.

Мы живем в эпоху информационных технологий и применение интерактивного оборудования позволяет нам идти в ногу со временем, дает возможность увидеть таинства и явления живой и неживой природы, виртуальные экскурсии дают возможность посетить недоступные места на планете, позволяют получить достаточно полное впечатление о мире в целом. Но мы не должны забывать, что применение интерактивных средств требует тщательной организации и соблюдения всех требований СанПиНа в соответствии с возрастом детей.

Использование в педагогической практике разнообразных нетрадиционных методов и приемов помогает предотвратить утомление детей, поддерживает их познавательную активность, повышает эффективность работы педагога в целом. Наглядный метод является ведущим в дошкольном возрасте ,поэтому возрастает необходимость в увлекательной информации и обширном наглядном материале. Интерактивный стол ActivTable - это интерактивное, мультимедийное устройство, которое поддерживает одновременную работу за ним до шести пользователей в режиме multitouch (12 одновременных касаний). Для творческого педагога предоставляется возможность создавать свои оригинальные и интересные задания, которые можно демонстрировать и использовать в образовательной деятельности, делая ее незабываемой для воспитанников.

Применение интерактивных средств во время непосредственной образовательной деятельности с использованием интеграции разных разделов программы, позволяет нам формировать у дошкольников более полное представление об окружающей действительности. Игры на интерактивном столе интересны для детей,так как дети сами являются участниками процесса, они могут передвигать картинки, зачеркивать их, увеличивать или уменьшать изображения. Дети активно проявляют свой интерес к знаниям, они охотно отвечают на вопросы. Яркие красочные изображения вызывают у детей положительный эмоциональный отклик. За счет этого повышается интерес к изучаемому материалу и эффективность всего обучающего процесса, тренируется внимание и память, развивается воображение и творческие способности. Наше дошкольное учреждение оснащено современным интерактивным оборудованием: телевизор, музыкальный центр, ноутбук, интерактивный стол, проектор, интерактивная доска.

Реализуя комплексно-тематическую модель планирования, мы стараемся, к каждой теме создать свой интерактивный ресурс. Например, при изучении темы «Лиственные деревья», нами была разработана игра «Четвертый лишний».Суть игры состоит в том, что ребенок должен на интерактивном столе найти лишнюю картинку и зачеркнуть её (клен, береза, дуб, ель). Дидактическая игра «С какого дерева лист»(найти с какого дерева лист,соединить линией с деревом). При изучении темы «Грибы» нами была создана игра «Съедобные- несъедобные» (собрать в корзину только съедобные грибы). Данные разработки могут быть использованы как на интерактивном столе,так и на интерактивной доске. Использование интерактивных технических средств является лишь дополнением среди многообразия форм и методов в экологическом воспитании дошкольников.

Применение интерактивного оборудования с целью экологического воспитания дошкольников, позволяет повышать познавательную активность и любознательность каждого ребенка. Вызывает у него еще больший интерес к природе и окружающему миру и помогает педагогу эффективно организовать образовательную деятельность с детьми.

Список литературы:

Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании.-М.,2013.

Соломенникова О.А.
Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада.-М.,2013.

Прохорова Л.Н. Экологическое воспитание дошкольников.-М.,2010.

Потребительское отношение к природе – одна из глобальных проблем современности, и одной из актуальнейших вопросов современного общества является проблема формирования экологической культуры личности.

Береги свою планету –

ведь другой, похожей, нету!

В процессе экологического образования дошкольников используются разнообразные методы:

Практические (игры, ребусы, загадки, акции);

Наглядные (экскурсии, иллюстрации, репродукции картин, плакаты);

Словесные (художественное чтение, беседы).

Для проведения деятельности по экологическому образованию дошкольников необходима увлекательная информация и обширный наглядный материал. На помощь приходит компьютер. Возможности его огромны и позволяют заинтересовать детей, применяя принцип наглядности экологического содержания.

В формировании экологической культуры у дошкольников используются специализированные или адаптированные компьютерные программы: обучающие, диагностические развивающие.

Коммуникация - передача и восприятие информации. К числу наиболее ключевых функций языка относятся:

Коммуникативная функция (язык, как средство передачи информации от одного человека другому);

Эпистемическая функция (достоверная, научная);

Познавательная функция (язык как средство хранения и переработки информации).

В связи с внедрением новых информационных технологий в процесс образования существенно изменился подход и к экскурсиям как основным приемам в экологическом образовании дошкольников.

Возникли новые виды экскурсий – виртуальные (похожие, неотличимые), интерактивные.

Виртуальная экскурсия даёт возможность посетить недоступные места, предложив уникальное путешествие. Виртуальная экскурсия, конечно, не заменит личное присутствие, но позволит получить достаточно полное впечатление о новом месте.

В образовательной деятельности по экологии на помощь могут прийти интерактивные, мультимедийные экскурсии, разработанные самим педагогом.

Составляющими данной экскурсии могут выступать видео, звуковые файлы, анимация (одушевлённость - метод создания серии снимков, рисунков, цветных пятен, кукол или силуэтов в отдельных фазах движения, с помощью которого во время показа их на экране возникает впечатление движения существа или предмета), а также репродукции картин, изображения природы, портреты, фотографии.

В материалы таких экскурсий могут быть включены художественное слово и доступные для восприятия дошкольника научные определения, исторические факты.

Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой педагог совместно с дошкольниками обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выделяет самое существенное, выявляет впечатления; намечает творческие задания для них: нарисовать увиденное, создавая в рисунке образ или сюжет, добавляет двигательную деятельность – подвижные игры.

Любая экскурсия требует соответствующей подготовки и планирования. При подготовке к виртуальной экскурсии воспитателю необходимо выбрать объект, выяснить его образовательное значение, ознакомиться с ним, определить содержание, цели и задачи экскурсии, определить сопроводительный текст.

Роль виртуальных экскурсий велика, так как ребенок может являться активным участником событий данной экскурсии.

Например: «Экскурсия по лесным зонам Черноземья», «По озеру Байкал», «Экскурсия по заповедным местам родного края». «Экскурсия в удивительный мир природы». Для таких экскурсий нужен интернет и желание воспитателя. А дети их принимают с огромным удовольствием.

ИКТ – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. И чаще всего из-за нехватки средств, медленно и болезненно эти новшества приживаются в детских садах. Но прочно и основательно. И даже не стоит задаваться вопросом: дает ли столь раннее приобщение ребят к сложной технике хоть, сколько положительный результат? Ответ однозначный. Да.

Однако обратим внимание на слова одного из древних подвижников Максима - исповедника, который говорил, что нет вещей дурных по своей природе, но есть вещи дурные по своему употреблению.

Нельзя бездумно идти на поводу бурно развивающегося прогресса, принося в жертву здоровье будущего поколения, но вместе с тем нельзя забывать, что компьютеры - это наше будущее. Но только при обязательном соблюдении норм и правил работы с использованием компьютерной техники будет достигнута «золотая середина».

Настоящее формирование гуманной личности и экологическое воспитание проходит красной нитью через ознакомление дошкольников с живой природой и через приобщение детей к природе.

Возможности компьютера позволяют заинтересовать детей, применяя принцип наглядности, который способствует активизации непроизвольного внимания, через которое происходит запоминание образовательной информации. Задача педагога сделать компьютер своим помощником, но в то же время не навредить здоровью детей.

Помощь ИКТ в работе современного педагога по экологическому воспитанию дошкольников весома:

  • подбор иллюстративного материала к образовательной деятельности и для оформления стендов, уголков в группе по экологическому развитию;
  • создание презентаций по вопросу экологического образования дошкольников;
  • подбор дополнительного познавательного материала, составление сценариев праздников и других мероприятий экологической направленности;
  • обмен опытом, знакомство с наработками других педагогов России и зарубежья:
  • возможность расширить творческие способности самого педагога по экологическому образованию, что оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников.

Общаясь на форумах с коллегами всей России, можно заявить о себе и своей деятельности педагогическому сообществу по вопросу формирования у дошкольников экологической культуры.

Создание своего сайта поможет представить накопленный опыт по экологическому воспитанию дошкольников коллегам, родителям и детям.

Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательный образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность. Позволяет, не только в увлекательной форме привлечь внимание детей, но и наглядно показать взаимосвязи животных и растений. Тем самым улучшить качество результатов знаний и умений по экологическому воспитанию.

Технические средства ИКТ применяемые в образовательной деятельности в ДОУ: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, видеомагнитофон; телевизор, принтер, сканер, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера.

К сожалению, не все детские сады могут позволить себе такое оснащение. И как следствие, не все воспитатели применяют их в работе, а зачастую и пользоваться ими не умеют. Современный мир не стоит на месте. Изменения, происходящие в данный момент в образовании, заставляют педагога, помимо его воли, изучать новые технологии и внедрять их в свою практику. ИКТ начинают занимать свою нишу в воспитательном образовательном пространстве ДОУ, а соответственно и в экологическом образовании дошкольников.

Сегодня ИКТ позволяет:

  • показать информацию экологического содержания на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как основной виду деятельности дошкольника – игра;
  • в доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал по экологическому образованию, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;
  • привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими;
  • способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.

В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности, в том числе и в деятельности экологической направленности. Образовательная деятельность в детском саду имеют свою специфику: она должны быть направлена на эмоциональность, яркость, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых импровизаций и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.

Применение ИКТ позволяет сделать образовательный процесс экологической направленности более привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

Литература:

  1. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В., Мозаика-Синтез М., 2011.
  2. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддъяков Н.Н., и др. М.: Линка-пресс, 1988.
  3. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. Фомичева О.С. М.: Гелиос АРВ, 2000.
  4. "Упражнения для оздоровления детей 6-7 лет". Каралашвили Е., Дошкольное воспитание.

Top