Какие бывают ткани названия. Ткань, которая держит форму: обзор материалов

В настоящее время промышленность предлагает огромный ассортимент различных тканей для одежды , каждая из которых имеет свои особенности, структуру и свойства. Свойства тканей определяются характеристиками входящего в их состав волокна. Сегодня материалы для шитья выпускают на основе натуральных и химических волокон.

Натуральные ткани и волокна, идущие на их производство, могут быть растительного, животного и минерального (асбест) происхождения. В первую группу (растительных тканей) включены те, которые изготовлены из волокон хлопчатника, стеблей льна, конопли, джута, дрока и т. п. Группу натуральных тканей животного происхождения представляют шерстяные, а также изготовленные из пуха овец, коз, кроликов, викуньи, ламы, верблюдов, альпаки.

Самостоятельную группу волокон животного происхождения составляет натуральное шелковое волокно, которое представляют собой застывшие выделения из особых желез гусениц шелкопряда.

Химическое волокно условно делят на 2 группы: искусственное и синтетическое. Первые получают посредством специальной переработки сырья, которое имеет минеральное, растительное или животное происхождение. Синтетическое волокно производят способом синтеза исходных веществ, в качестве которых могут выступать газ, нефть, каменный уголь и пр.

Из искусственных тканей наибольшую популярность приобрели вискозные (получаемые на основе раствора полимера целлюлозы), ацетатные (изготавливаемые путем обработки раствора ацетилцеллюлозы), а также медно-аммиачные. Химические синтетические ткани изготавливают из капронового, лавсанового, хлоринового и нитронового волокна.

Свойства тканей

Как уже было замечено выше, все ткани различаются по свойствам, которые зависят от качества и характерных особенностей исходного сырья. Ниже предложены характеристики наиболее распространенных и часто используемых в швейном деле тканей.

Хлопчатобумажные ткани. Это один из наиболее распространенных материалов для изготовления одежды, белья, а также аксессуаров домашнего обихода. Популярность их обусловлена высоким качеством и особыми свойствами, к числу которых можно отнести гигроскопичность, прочность и высокую степень гигиеничности.

Выполненные из хлопчатобумажных тканей изделия отличаются привлекательным внешним видом. К тому же их легко стирать и гладить.

Хлопчатобумажные ткани выпускают как с использованием чистого сырья (хлопка), так и с добавками (натуральным и искусственным волокном).

Льняные ткани. Равно как и хлопчатобумажные, льняные ткани относятся к группе плательно-бельевых. В сравнении с первыми они несколько грубее по фактуре, однако не уступают им в гигиеничности, износостойкости и прочности, легко стираются.

Известно, что ткани, изготовленные из чистого льна, сильно мнутся и их довольно трудно гладить. Добавление в процессе производства к исходному сырью искусственного или синтетического волокна позволяет придать льняным тканям значительную большие упругость и несминаемость.

Для тканей, изготовленных из высококачественных сортов льна, характерны шелковистость, блеск, пластичность и упругость.

Натуральные шелковые ткани. Ткани из натурального шелкового волокна имеют очень привлекательный внешний вид. Их главные характеристики – гигиеничность, износостойкость и прочность. Шелк отличается характерным блеском, степень которого зависит от способа переплетения и вида крутки нитей основы и утка.

Шелковое полотно легкое и нежное по фактуре. Оно пластично, что позволяет драпировать его при шитье одежды, его легко стирать и гладить. Шелковые ткани креповой группы устойчивы к сминанию.

Шерстяные ткани. Исходным сырьем для производства шерстяных тканей являются шерсть и пух животных (овец, кроликов, ламы и т. д.). Ткани из шерсти характеризуются прочностью, гигиеничностью. Кроме того, они хорошо сохраняют тепло.

В зависимости от толщины нитей шерстяные ткани бывают тонкими (креповые) и толстыми (драп, твид). Тонкое шерстяное полотно отличается легким шелковистым блеском.

Ткани из шерсти пластичны, мягки, прочны. Добавление в сырье волокон других видов позволяет сделать их более упругими, устойчивыми к свойлачиваемости (образованию катышков) и сминанию.

Вискозные ткани. По химическому составу вискозные ткани сходны с льняными и хлопчатобумажными. Равно как и последние, они отличаются гигиеничностью и имеют привлекательный внешний вид. Кроме того, их легко стирать.

Особенно популярен в швейном производстве вискозный штапель, основными характеристиками которого являются легкий шелковистый или матовый блеск, мягкость, пластичность, текучесть, благодаря которым его можно драпировать.

Главным недостатком вискозного полотна является сравнительно низкая прочность (особенно при увлажнении). К тому же после стирки оно дает значительную усадку и легко сминается.

Указанные выше негативные свойства вискозных тканей в процессе их производства уменьшают путем добавления в исходное сырье синтетического и иных видов волокна.

Ацетатные ткани. Эти ткани относятся к группе искусственных, различаются по внешнему виду и фактуре. В большинстве случаев ацетатное полотно своей блестящей и гладкой поверхностью напоминает шелковое.

Ацетатные ткани имеют ряд существенных недостатков, среди которых следует указать легкую сминаемость, невысокую гигиеничность, сравнительно низкую прочность. Глажению такое полотно подвергается лишь во влажном состоянии.

Полиамидные ткани. Главными свойствами полиамидных тканей являются привлекательный внешний вид, прочность, устойчивость к сминанию, низкая гигроскопичность. Такие ткани

отличаются шелковистой поверхностью. Их легко стирать. Помимо прочего, к главным преимуществам полиамидного полотна относятся высокие грязе– и водоотталкивающие свойства.

Среди недостатков следует упомянуть снижение прочности и уменьшение яркости цвета при длительном воздействии солнечных лучей, а также быстрое впитывание жира.

Смесовые ткани. Смесовыми называют ткани, при производстве которых было использовано волокно нескольких видов. Большинство таких тканей характеризуется повышенной устойчивостью к сминанию, гигиеничностью и прочностью. Как правило, их легко стирать и гладить.

Трикотажное полотно

Трикотажным называют полотно, изготовленное из одной или нескольких нитей. Его производят с использованием специальных вязальных машин.

При пошиве и эксплуатации изделий из трикотажа учитывайте его основные свойства. Главной характеристикой трикотажного полотна является значительная в сравнении с другими тканями растяжимость. При этом растянуть его можно в разных направлениях.

Одним из достоинств трикотажа является низкая сыпучесть. Благодаря этому края выкроенных деталей можно не обрабатывать, оставляя срезы открытыми. Однако к повреждению полотна может привести прорубание нитей, что впоследствии приводит к распусканию петель.

Нетканое полотно

Нетканые материалы – синтепон, флизелин, прокламелин и пр. – используют главным образом для укрепления основных деталей кроя.

Флизелин – современный материал, широко применяемый в швейном производстве для выполнения прокладочных деталей. Сегодня он заменил такие прокладочные ткани, как коленкор, бортовка и бязь.

Прокладками, выкроенными из него, чаще всего укрепляют пояса, воротники и манжеты.

Синтепон , некогда заменивший такой популярный подкладочный материал, как ватин, изготавливают из синтетического волокна.

Главными характеристиками синтепона являются упругость, способность сохранять тепло и удерживать форму. Помимо этого, он негигроскопичен, вследствие чего не промокает. Его легко стирать и сушить.

Алфавитный указатель тканей

АЖУРНАЯ ТКАНЬ: тканый или трикотажный материал с тонкими, похожими на кружевные сквозными узорами.

БАРХАТ: ткань с густым, длинным (2-3мм), прямым ворсом. Бархат зачастую кроится в направлении против ворса.

БАТИСТ: легкая ткань полотняного переплетения из тонковолокнистого хлопка, льна, шерсти или вискозы.

БЕЛЬСЕТ: ткань из микроволокна с похожей на кожицу персика ворсистой и мягкой поверхностью, имитация велюровой кожи.

БУКЛЕ: ткань с неровной, узловатой поверхностью, которую образует пряжа с утолщениями.

ВЕЛЬВЕТ, БАРХАТ В РУБЧИК: собирательное название бархатных тканей с продольными рубчиками разной ширины, от очень узких до широких (1).

ВЕЛЮР: собирательное название мягких ворсистых тканей с густым коротким ворсом.

ВИШИ: двухцветная ткань в контрастную прямоугольную клетку, из хлопка или смешанных волокон.

ВОРСОВЫЙ ЭЛАСТИК: тонкое джерси с ворсистой поверхностью, напоминающей бархат.

ВУАЛЬ: прозрачная ткань полотняного переплетения, чаще всего из хлопка.

ВЯЗАНОЕ ПОЛОТНО: материал, имитирующий ручное вязание (9).

ГАБАРДИН: плотная ткань из хлопка, шерсти или из химических волокон с ярко выраженным мелким диагональным рубчиком на лицевой стороне, идущим всегда слева снизу направо вверх.

Рубчик придает габардину эффект ткани в полоску (5).

ГЛЕНЧЕК: ткань с рисунком из наложенных друг на друга клеток. Клетки могут отличаться по цвету или быть тон-в-тон (6).

ГОБЕЛЕН: пестрая узорчатая ткань приглушенных цветов с расплывчатыми переходами от одного цвета к другому.

ДВУХСТОРОННЯЯ ТКАНЬ: собирательное название тканей, которые имеют две различные лицевые стороны.

ДЕНИМ: джинсовая ткань, у которой окрашена только нить основы. Уточная нить - белая. Благодаря такому переплетению лицевая сторона чаще всего синяя или черная, а изнаночная - белая (2).

ДЖЕРСИ: собирательное название разнообразных трикотажных материалов, от легкого джерси-поло до толстого шерстяного джерси.

ДЖИНСОВЫЕ ТКАНИ: ткани преимущественно хлопчатобумажные, часто с небольшим ворсом. Предварительно выстиранные для того, чтобы придать характерный для джинсовой одежды слегка поношенный вид.

ДРАП: мягкие объемные ткани с длинным ворсом.

ДЮВЕТИН: так называемый фальшивый бархат - ткань атласного переплетения из хлопка или вискозы с утолщенными уточными нитями. После крашения ткань начесывают, и она становится шероховатой.

ДЮШЕС: очень блестящий высококачественный сатин из шелковых или химических волокон.

ЖАККАРД: собирательное название всех тканей, в узоре которых чередуются различные виды переплетения нитей. Применение разных нитей для основы и утка (например, матовой и блестящей, светлой и темной) усиливает этот эффект (7).

ЖОРЖЕТ И КРЕП-ЖОРЖЕТ: ткань ИЗ сильно перекрученных нитей креповой крутки имеет неровную, мелко структурированную поверхность. Ткань мягкая, струящаяся на ощупь - «песчаная».


ИСКУССТВЕННЫЙ МЕХ: собирательное название для тканей или трикотажных материалов, покрытых густым ворсом, которые хорошо имитируют натуральные меха и очень различны по длине ворса и расцветке.

КЛОКЕ: креповая двухслойная тканье «пузырчатой» поверхностью. В процессе отделки нижний слой ткани стягивается, и верхний слой образует неравномерные вздутия. Клоке нельзя утюжить.

КОЖА: натуральные шкуры животных. Различают наппа-кожу (лайковую) с гладкой поверхностью и кожу велюр с ворсистой поверхностью.

КРЕП: собирательное название тканей с зернистой, узлистой поверхностью, приобретенной благодаря креповой крутке пряжи, переплетению нитей или тиснению на ткани.

КРЕП С ПРОДОЛЬНЫМИ СКЛАДКАМИ: искусственный креп с поверхностью, напоминающей древесную кору.

КРЕПДЕШИН: тонкая тканье неровной поверхностью из пряжи креповой крутки полотняного переплетения, имеет зернистую поверхность.

КРИНКЛ, КРЭШ: жатые ткани. Складки часто замяты в долевом направлении и выражены более или менее сильно.

КРУЖЕВО: существует много разновидностей кружев: вышитые (плауэнские), тканые (машинные), плетенные на коклюшках (валансьенские) или вязанные крючком (басонные).

ЛАВАБЛЬ: хорошо переносящая стирку легкая креповидная струящаяся ткань, с гладкой поверхностью, из шелковых или химических волокон.

ЛАМЕ: блестящая, переливчатая ткань с металлическими и другими блестящими эффектными нитями.

ЛОДЕН: средние и тяжелые шерстяные ткани, очень плотные, благодаря валянию, и очень ноские. Ворсистый лоден - покрытая длинным, прилегающим в одну сторону ворсом ткань, сукно-лоден - тканье матовой поверхностью без ворса, напоминающей фетровую.

МАТЛАССЕ: двойная ткань с рельефным, как бы «стеганым» узором.

МАХРОВАЯ ТКАНЬ: объемная мягкая ткань из петлистой пряжи.

МОКРЫЙ ШЕЛК: шелковая ткань, которая после стирки и трения приобрела слегка пушистую «персиковую» поверхность. Мокрый шелк не стирают, а отдают в химическую чистку.

МУАР: ткань репсового переплетения с тонкими нитями основы. Имеет волнистый узор, который наносится при тиснении (каландрировании).

МУСЛИН: легкая и неплотная ткань полотняного переплетения, преимущественно хлопчатобумажная или шерстяная.

ОРГАНЗА: прозрачная жесткая ткань полотняного переплетения.

ПАЛЕТ: ткань или трикотажный материал с нашитыми сверкающими пластинками из металла.

ПАНБАРХАТ: очень блестящая бархатная ткань с прессованным ворсом.

ПАПИЙОН: шерстяной поплин с мелким поперечным рубчиком.

ПЕПИТА: ткань в мелкую светло темную клетку (6).

ПИКЕ: ткань с рельефным рисунком, напоминающим машинную строчку.

ПЛОТНАЯ ТАФТА: средней плотности хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения.

ПОДКЛАДОЧНАЯ САРЖА: ткань, у которой обе стороны «лицевые»: одна поверхность креповая, матовая, а другая - блестящая, гладкая.

ПОПЛИН: ткань репсового переплетения, которое образуется очень тонкими нитями основы и более толстыми нитями утка.

РЕПС: ткань с ярко выраженными рубчиками, чаще всего поперечными.

РИБАНА: эластичное полотно с видимыми поперечными переплетениями нитей. Как на изнаночной, так и на лицевой стороне можно разглядеть своеобразные косички из мелких петелек пряжи. В основном ткань рибана применяется для отделки готовых изделий – для формирования манжетов, воротников и т.д. Однако она может использоваться и как основной материал для пошива белья или предметов гардероба.

«РИМСКОЕ ДЖЕРСИ»: тяжелый мало-эластичный двухсторонний трикотаж, чаще всего из высококачественной натуральной шерсти, с обеих сторон имеющий лицевые петли.

САРЖА: грубая хлопчатобумажная ткань с диагоналевым эффектом.

САТИН: очень гладкая, мягко падающая ткань с блестящей поверхностью.

ТРИКОТАЖ С МАХРОВОЙ/ВОРСОВАННОЙ ИЗНАНОЧНОЙ СТОРОНОЙ: полотно из хлопка или смеси хлопка с другими волокнами (8).

СИРСАКЕР: ткань, у которой вся поверхность или отдельные полосы напоминают древесную кору. У настоящей ткани с этим названием эффект достигается благодаря особому переплетению нитей, у «фальшивой сирсакер» - благодаря отделке (химической обработке) ткани.

СУКНО: шерстяная ткань полотняного переплетения, которая благодаря валянию и заключительному начесу приобретает поверхность, напоминающую войлок.

ТАФТА: ткань из натурального шелка или химических волокон. Жесткость приобретается в процессе отделки (химической обработки), и поэтому тафта сильно мнется.

ТВИД: ткань из грубой шерстяной узловатой пряжи, имеющая вид ручной отделки. Основа и уток часто бывают разной окраски.

ТЕРМОВЕЛЮР: пушистая ткань с двухсторонним ворсом, очень теплая, воздухопроницаемая.

ТКАНЬ «В ЕЛОЧКУ»»: ткань саржевого переплетения с ярко выраженными диагонально направленными полосками (4).

ТКАНЬ «КУРИНАЯ ЛАПКА»»: ткань с мелким рисунком, напоминающим клетку. Для ткани типичны зубчики на углах клеток (3).

ТРИКОТАЖ В РУБЧИК: эластичный материал с чередующимися лицевыми и изнаночными петлями.

ТЮЛЬ: прозрачная сетчатая ткань, часто с сотовой структурой.

ФАСОННАЯ: тканье мелким узором, который образуется сменой вида переплетения. Чаще всего с матово-блестящим эффектом.

ФИЛ-А-ФИЛ: ткань со ступенчатым мелким рисунком, который образуется чередованием светлых и темных нитей основы и утка.

ФЛАНЕЛЬ: собирательное название тканей из хлопка, вискозы или шерсти, с одно- или двухсторонним начесом.

Как узнать вид материала

Чтобы проверить какой именно у вас материал, поднесите зажженную спичку к узенькой полоске ткани.

Натуральные растительные волокна (хлопок, лен, конопля) легко поджигаются. Горят большим ярким пламенем. Ощущается запах жженой бумаги. После сгорания остается воздушный пепел серо-белого цвета.

Натуральные животные волокна (шерсть) горят медленно. Пламя слабое, подрагивающее. Ощущается характерный запах паленого волоса. Зола черная или коричневая, легко крошащаяся.

Натуральный шелк. При горении ощущается запах паленых волос, менее неприятный, чем при горении шерсти. На конце горевшей нити образуется обугленный хрупкий шарик, легко дробящийся.

Искусственные волокна (вискозный шелк, хлопкоподобные и шерстеподобные) горят быстро ярким пламенем, как растительные волокна. Ощущается запах жженой бумаги. Пепел светлый.

Полиамидные волокна горят без запаха и одновременно плавятся. После удаления из огня горение прекращается. На конце горевшей нити образуется медленно остывающая пластическая масса, сильно обжигающая. Остынув, она превращается в твердый шарик.

Полиэфирные волокна горят как полиамидные, но более устойчивы к повышенной температуре.

Полиакрилонитрильные волокна горят без запаха и плавятся. После удаления из огня продолжают гореть, превращаясь в пластическую массу. Остынув, образуют твердый шарик.

Ткань имеет широкое применение. Ее могут использовать не только для пошива одежды, но и для пошива штор. Шторы являются важной часть любого интерьера, ведь с помощью их можно наполнить помещение уютом и комфортом. На сегодняшний день, ткани для штор представлены в широком ассортименте, что позволяет подобрать наиболее подходящий вариант и воплотить любой дизайнерский замысел.

Акрил — бумажное синтетическое волокно с рядом доказанных высоких качеств. Формоустойчивое, защищенное от моли.

Альпака — лёгкая ткань из шерсти лам альпака в технике полотняного или саржевого переплетения, а также шерсть одноименного домашнего животного. Шерсть мягкая, тонкая, с шелковистым блеском, очень ценная.

Атлас — плотная шёлковая или полушёлковая ткань атласного переплетения с гладкой блестящей лицевой поверхностью.

Ацетат — вискоза с ацетатной основой. Ткань легкая и гладкая. Легко стирается, формоустойчивая.

Бархат — ткань с разрезанным ворсом, которую получают посредством особого переплетения нитей: четыре попарно образуют верхнюю и нижнюю основу, а пятая — ворс. Бархат с высоким ворсом называют плюшем. Ещё существует уточный бархат, который называют полубархатом, плисом или вельветом.

Батист — хлопчатобумажная мягкая или хлопчатобумажная с шелком, плотная, легкая и нежная на ощупь ткань, которая вырабатывается полотняным переплетением из очень тонкой гребенной пряжи в основе и утке.

Букле — грубая ткань полотняного переплетения, из фасонной пряжи, имеющей крупные узелки, расположенные на некотором расстоянии друг от друга, в основе и утке́ или только в утке, в результате чего ткань приобретает шишковатую поверхность.

Вельвет — хлопчатобумажная ткань с густым ворсом и продольными рубчиками на лицевой стороне, по фактуре напоминающая бархат. Используется для пошива одежды и обуви.

Велюр — название некоторых материалов, имеющих мягкую ворсовую бархатистую лицевую поверхность

Вискозное волокно, вискоза — искусственное целлюлозное волокно, получаемое переработкой природной целлюлозы. Производится в виде текстильных и кордовых нитей и штапельного волокна.

Войлок — плотный нетканый текстильный материал из валяной шерсти. Изготавливается обычно в виде полотнищ, которые имеют различную толщину, в зависимости от назначения.

Габардин — шерстяная ткань, вырабатываемая из мериносовой пряжи, очень тонкой, кручёной в два конца для основы, и менее тонкой, одинарной — для утка. Благодаря применению особого вида переплетения — сложной саржи, на лицевой поверхности образуется резко выраженный мелкий рубчик, идущий наклонно под углом 60-70°.

Гипюр — плетёное кружево с выпуклым узорным рисунком, в котором элементы рельефного неправильного узора соединены между собой тонкими связками.

Гобелен — шерстяная, хлопковая, шелковая на ощупь мягкая безворсовая ткань с добавлением синтетических волокон. Вырабатывается эта ткань сложным крупноузорчатым переплетением из трех, четырёх и более систем нитей; она двухслойная, тяжелая или среднетяжелая, крупноузорчатая, гладкокрашеная или меланжевая.

Деграде - ткань любой плотности и любого состава с плавным переходом от одного цвета к другому.

Джерси — основовязанное (из многих нитей) трикотажное полотно из шерстяных, хлопчатобумажных, шелковых, вискозных или синтетических нитей. Обладает определенной эластичностью и способностью растягиваться.

Жаккард — плотная ткань с крупным узором. При этой технологии тканого переплетения рельефный рисунок вплетается в основу. Количество нитей как основы, так и утка может достигать нескольких сотен, ткань выполняется на специальных жаккардовых ткацких станках.

Жоржет — шерстяная, легкая, очень тонкая, полупрозрачная ткань, на ощупь жестковатая. Вырабатывается полотняным переплетением (в основе плотность нитей значительно выше, чем в утке). Выпускается гладкокрашеной и напечатанной. Эта ткань похожа на креп-жоржет. Из жоржета шьют дамские нарядные платья, блузы.

Креп — шелковая ткань, обычно однотонная. Благодаря особой выделке имеет шероховатую поверхность, будто с бугорками.

Крепдешин — шелковая ткань с умеренным блеском, поверхность мелкозернистая вследствие применения в утке попеременно крепа левой и правой крутки. Вырабатывается ткань полотняным переплетением из шелка-сырца в основе и крепа в утке; она может быть гладкокрашеной и напечатанной. Из крепдешина шьют блузки, платья, изготовляют шали.

Креп-жоржет — шелковая ткань, тонкая, полупрозрачная, более блестящая, чем крепдешин. Вырабатывается полотняным переплетением, из крепа в основе и утке, отличается жесткостью, упругостью, сыпучестью. Из данной ткани шьют платья, блузки, используют для отделки.

Креп-сатин — шелковая ткань, относящаяся к группе тканей из искусственных нитей и представляющая собой ткань атласного переплетения с гладкой блестящей лицевой стороной и матовой с креповым эффектом изнанкой (поверхностная плотность — 250 г/м²). Обе стороны могут использоваться как лицевые.

Креп-шифон — ткань, относящаяся к креповой подгруппе группы тканей из натуральных шелковых нитей, вырабатываемая полотняным переплетением из перекрученного шелка-крепа в основе и утке (поверхностная плотность — 25 г/м²). Для креп-шифона характерна матовая поверхность.

Кружево — декоративные элементы из ткани и ниток. Общим признаком всех видов кружева является ажурный узор, образованный разнообразными переплетениями нитей. Кружево используется для пошива одежды (юбок, блузок, платьев ит.д.), в оформлении одежды, в частности, рукавов, воротничков, а также женского нижнего белья.

Крэш — жатая ткань. Долговечные складки, морщины и заломы, которые создаются на ткани благодаря длительному воздействию пресса.

Лайкра — высокорастяжимое (до 400 %) волокно, применение которого в смеси с другими обеспечивает высокую растяжимость и эластичность полотна. Нашло широкое применение при выработке полотен, используемых для изделий, плотно облегающих фигуру человека — купальников, спортивной одежды, платьев, брюк и пр.

Лоден — шерстяная ткань, тяжелая или среднетяжелая, на ощупь грубая. Поверхность ткани увалена, застил закрывает ткацкое переплетение.

Льняная ткань — это ткань с гладкой поверхностью и матовым блеском, получаемая изо льна. Льняное волокно получают из кожицы растения. Лен считается однолетним растением семейства льновых. В настоящее время самые качественные ткани производят в Италии, Бельгии и Ирландии, а больше всего этой ткани выпускается США и Канада.

Манчестер - ткань уточно-ворсового переплетения.

Махровая ткань (просторечное название — «махра») — это натуральная ткань, поверхность которой состоит из ворса (петель основных нитей). Ворс может быть как одинарным (односторонним), так и двойным (двусторонним). Кроме односторонней и двухсторонней, различают также ткань с рельефным рисунком в структуре махры и ткань со стриженным ворсом (стриженная махра).

Мохер — пряжа из шерсти ангорской козы. Мохер достаточно прочен, легок, хорошо сохраняет тепло.

Муар — шелковая ткань с волнистыми разводами.

Муар-антик — муар с крупными разводами.

Муслин — тончайшая ткань из хлопка, льна или шелка с полотняным переплетением. Часто использовался для платьев или штор.

Набивная ткань — ткань, поверхность которой украшена печатным рисунком. Первоначально набивная ткань вырабатывалась ручным способом — набивкой (набойкой). Впоследствии термин «Набивная ткань» стали применять также для тканей, на которых рисунок наносится тканепечатающими машинами.

Органза — тонкая жесткая прозрачная ткань, сделанная из полиэстера, шёлка или вискозы.

Парусина — тяжёлая плотная конопляная, льняная или полульняная ткань из толстой пряжи.

Парча — тяжёлая ткань из шёлка или полиэстера с узором, выполненным металлическими нитями с золотом, серебром или их сплавами с другими металлами. Часто металлическая нить (или сплющенная металлическая нить — ленточка) навивается на льняной, шёлковый, хлопчатобумажный уток.

Пике — ткань, трикотажное полотно, вырабатываемое из хлопчатобумажной пряжи или химических волокон сложным переплетением. Плотная хлопчатобумажная ткань в два утка с рельефными поперечными рубчиками или реже выпуклыми геометрическими узорами на лицевой стороне. Узор обычно бывает мелкий, несложный (ромбы, квадратики, соты), полоска практически не встречается. Из хлопчатобумажного пике шьют летние платья, костюмы, летние шляпы, детскую одежду, бельё. Также идёт на отделку, воротнички и т. п. Пике из искусственного шёлка выпускается с продольными рубчиками на лицевой стороне. Оно используется только как плательная ткань.

Полиуретановые волокна или эластомерная полиуретановая нить — это синтетическая нить, получаемая на основе полиуретановых каучуков.

Поплин — хлопчатобумажная, шелковая или шерстяная ткань (т. н. ложнорепсовая или рубчиковая), плотная, блестящая, гладкая, мягкая. Вырабатывается полотняным переплетением. Вследствие того, что уточные нити распрямлены, а плотность основных нитей больше, чем уточных, лицевая сторона и изнанка ткани созданы из основных нитей, образующих мелкий поперечный рубчик.

Репс — хлопчатобумажная или шёлковая ткань, образованная переплетениями, производными от полотняного переплетения — осно́вный или уто́чный репс. У основного репса более длинные (усиленные) основные перекрытия, чем уточные, у уточного — наоборот, уточные перекрытия длиннее основных.

Рогожа — грубая хозяйственная ткань. Первоначально производилась из волокон растения рогоз (отсюда и название), а позже и из лыка (мочала). Назвать рогожу тканью (в сегодняшнем понимании) можно только условно. Используется для шитья юбок, костюмов, брюк и другой одежды.

Саржа — хлопчатобумажная, шёлковая или искусственная ткань с диагональным переплетением нитей; вырабатывается в основном гладкокрашеной и набивной. Используется как подкладочная, платьевая, техническая и т. п. ткань.

Ситец — лёгкая хлопчатобумажная гладкокрашеная или набивная ткань полотняного переплетения, вырабатываемая из сурового миткаля с помощью красильно-отделочных операций. Обыкновенно плотность ситца составляет от 80 до 100 г/м². Ситец используется для пошива лёгкой верхней одежды, мужских сорочек, постельного белья.

Стёганое полотно (стёганая ткань) — это прошитые насквозь два куска ткани, между которыми находится слой ватина или ваты

Тартан — плотная шерстяная ткань в клетку, используемая для пошива одежды.

Тафта — разновидность глянцевой плотной тонкой ткани полотняного переплетения из туго скрученных нитей шёлка, хлопка или синтетических органических полимеров (Химические волокна). Применяется для пошива нарядной и вечерней одежды, декора и обивки мебели, изготовления товаров народного потребления и художественной гимнастики.

Твид — шерстяная ткань, эластичная, среднетяжелая, мягкая на ощупь, с небольшим ворсом, обычно саржевого (диагонального) переплетения. Бывает меланжевая, мулинированная ткань, чаще с цветными узелками. Из данной ткани шьют дамские платья, юбки, костюмы, пальто, а также мужские пиджаки, брюки и головные уборы.

Тик — плотная ткань саржевого или полотняного переплетения нитей с продольными широкими пестроткаными или печатными цветными полосами. Вырабатывается из льняной или хлопчатобумажной пряжи. Используется для матрацев, мебельных чехлов, занавесей и т.д.

Тюль — лёгкая прозрачная сетчатая гладкая или узорчатая ткань (хлопчатобумажная, полушёлковая и др.). Гладкий тюль вырабатывается из двух систем нитей на тюлевых машинах; он используется для изготовления и отделки женского платья и белья, а также штучных изделий (сеток, вышивок и т. д.). Тюль узорчатый, или гардинный, вырабатывается на гардинных или кружевных машинах и применяется для занавесей, покрывал, накидок и др

Фатин — лёгкая сетчатая ткань средней жёсткости, вуаль из полиэстерной нити. Полупрозрачная, матовая или блестящая. В отличие от тюля, фатин всегда гладкий и однородный. Применяется для изготовления балетных пачек, пышных подъюбников (для свадебных и бальных платьев), а также предметов тканого декора: лент, бантов, искусственных цветов и т.д. Также фатин используется как основа для вышивки и вязания крючком.

Фланель — хлопчатобумажная, шерстяная или полушерстяная ткань полотняного или саржевого переплетения, с пушистым двусторонним или односторонним равномерным редким начёсом.

Флок — очень практичный материал, по удобству использования (очистка, уборка) сравним с натуральной кожей, но в отличие от неё свободно «дышит» в жару и не дубеет в мороз. Имеет высокую степень непромокаемости. Имеет поверхность, приятную на ощупь. Может окрашиваться в различные цвета. Бывает с тиснением и так называемый «флок на флоке» — многослойное покрытие.

Хлопок — волокно растительного происхождения, покрывающее семена хлопчатника. Хлопок идет на текстильную обработку для получения хлопчатобумажной пряжи.

Шанжан или Хамелеон — ткань хлопчатобумажная или шелковая, пестротканая, любой плотности, с контрастной фактурой основы и утка. Применяя различно окрашенные нити для основы и утка при выработке гладких тканей, получают эффект переливающегося цвета, т. н. эффект «шанжан».

Шёлк — мягкая ткань из нитей, добываемых из кокона шелкопряда. Длина шелковой нити из одного кокона достигает 800—1000 м. Нить имеет треугольное сечение и, подобно призме, отражает свет, что вызывает красивое переливание и блеск.

Шёлковый шантунг — это лёгкая шелковая ткань с хаотичным уплотнением нитей; из неё шьют сорочки, блузы, платья, костюмы.

Шифон — очень тонкая и лёгкая шёлковая ткань из туго скрученных нитей, чем достигается её прозрачность. В качестве волокна также может быть использован полиамид.

Шотландка — ткань, вырабатываемая из хлопчатобумажной, шерстяной пряжи, различных химических нитей саржевым переплетением с рисунком в крупную клетку, типичным для тканей национальной шотландской одежды. Шотландку используют для пошива школьной формы, платьев и верхних мужских сорочек. Второе, менее распространённое, но более правильное название узора шотландки и самой ткани — тартан, то есть плотная шерстяная ткань в клетку, используемая для пошива шотландских юбок — килтов.

Эластичные ткани – универсальная красота

Эластичная, хорошо тянущаяся ткань всегда находится в тренде модной индустрии. Одежда из такого материала элегантно облегает фигуру, а при драпировке образует мягкие красиво ниспадающие складки. Рассмотрим основные виды эластичных полотен, их свойства, особенности пошива и ухода.

Большинство современных текстильных материалов не может похвастаться особой упругостью и растяжимостью. А ведь именно эти качества необходимы для купальных и спортивных костюмов, чулок и колготок, нижнего белья и многих других предметов одежды. Еще каких-то 70 лет назад проблема казалась практически неразрешимой.

Но в середине 50-х годов прошлого века выход был найден: ведущие специалисты американского концерна «Дюпон» получили уникальное по свойствам волокно. Новый материал приобрел название «спандекс», которое образовалось при перестановке букв в слове «to expand» — растягивать. В Европе эту ткань чаще именуют эластаном или лайкрой.

Волокно спандекса образовано гибкими полиуретановыми фрагментами, соединенными между собой так называемыми «мостиками» — жесткими связями. Именно они не дают частичкам разойтись и определяют упругость и эластичность материала.

Как самостоятельное полотно эластан, или elastic, как говорят сами производители, практически не встречается, но его добавление в натуральные, искусственные или синтетические ткани наделяет их новыми характеристиками. Самыми значительными достоинствами считаются следующие:

  • эластичность и упругость. Полотно не только замечательно растягивается, но и возвращается к первоначальной форме;
  • прочность и износостойкость. Подсчитано, что введение в ткань волокон лайкры продлевает срок ее службы почти в два раза;
  • устойчивость к внешним воздействиям. Материалы не выгорают на солнце, не разрушаются в соленой воде и не теряют свой цвет;
  • несминаемость. Изделия с эластаном не требуют глажки;
  • устойчивость к загрязнениям. Пятна с поверхности ткани легко смываются водой.

Немаловажным является и такой факт, что, будучи по своей сути 100%-й синтетикой, спандекс ничуть не уменьшает воздухопроницаемость натуральных материалов. В одежде из хлопка, льна, шелка или шерсти с добавлением лайкры кожа по-прежнему свободно «дышит».

Интересный факт! Пожалуй, единственное, чего боится спандекс, – это химические вещества, в особенности соединения хлора. Замечено, что после частого посещения бассейнов с хлорированной водой ткань купальников истончается и теряет свой цвет. Чтобы этого не произошло, нужно сразу же после плавания тщательно прополоскать одежду в проточной воде и высушить.

Приставка, изменяющая свойства тканей

Итак, сделать более эластичной и тянущейся можно практически любую ткань. При этом многие производители даже не стараются придумать новым материалам названия, а всего лишь добавляют приставку «стрейч», что в переводе с английского означает «тянущийся», «растяжимый».

В зависимости от того, насколько эластичным должно быть новое полотно, доля эластана составляет от 2 до 30% от массы основного волокна. А в зависимости от состава главной ткани различают следующие виды тянущейся материи:

  • стрейч-коттон. Используется при пошиве летних рубашек, брюк, платьев, блузок, сарафанов и других изделий. Отличается хорошей аэрацией и гипоаллергенностью;
  • стрейч-лен. Добавление незначительного количества лайкры позволяет избавиться от главной проблемы льняных тканей – сильной сминаемости;
  • стрейч-деним. Особенно актуален для женских джинсов, которые должны идеально сидеть на фигуре;
  • стрейч-шелк. В этом материале удачно сочетаются блеск и красота шелковых нитей с прочностью и упругостью эластана. Чаще всего применяется для нижнего белья, постельных принадлежностей или вечерних нарядов;
  • стрейч-шерсть. Юбки или брюки из такой ткани не только облегают фигуру, но и весьма практичны – не мнутся при постоянном сидении на стуле или в автомобильном кресле;
  • стрейч-бархат. Роскошная ткань для создания вечерних туалетов или свадебных нарядов;
  • стрейч- сатин. Блестящая прочная материя с большой палитрой цветов и оттенков. Из нее чаще всего шьют карнавальные костюмы или одежду для театральных постановок;
  • стрейч-жаккард. Благодаря присутствию лайкры ткань становится более прочной и устойчивой к механическим повреждениям, что позволяет использовать ее для изготовления обивки мягкой мебели, автомобильных чехлов, а также верхней женской и мужской одежды.

Интересный факт! Оказывается, спандекс успешно применяется не только в текстильной, но и в медицинской отрасли. Эластичные бинты, бандажи, компрессионное белье и разнообразные фиксаторы повязок делают с участием этого уникального материала.

Виды материала

Ткани с добавлением лайкры на первый взгляд не имеют отличий от обычных. Однако после приложения усилия становится понятно, к какому виду стрейчевых материалов они относятся.

По способу производства эластичные полотна разделяют на две группы:

  1. Двухмерный спандекс, или моно-стрейч. В них лайкра добавляется либо к основной, либо к уточной нити. Они могут растянуться только в одном направлении.
  2. Четырехмерный спандекс, или би-стрейч. Здесь улучшению подлежат обе нити, поэтому ткань отлично тянется как в длину, так и в ширину.

Волокна эластика бывают матовыми или блестящими, прозрачными или полупрозрачными. Эти свойства используют, когда нужно придать материалу глянец или, напротив, сделать его более незаметным.

Коротко о самых распространенных эластичных тканях

Стрейчевые ткани выглядят весьма презентабельно. Кроме того, они очень комфортны и практичны. К наиболее известным можно отнести следующие.

Название этого трикотажного материала переводится как «тянущийся в обе стороны». Действительно, его полотно способно увеличиться в размерах на 300%.

К достоинствам бифлекса можно причислить его прочность, устойчивость насыщенных цветов, неприхотливость в уходе. Ткань отлично впитывает влагу и быстро сохнет. Она обладает хорошей теплопроводностью, поэтому в одежде из бифлекса будет комфортно даже в жару.

Основное применение материала – пошив купальников, сценических и карнавальных костюмов, спортивной одежды. Очень часто встречается бифлекс с различными декоративными эффектами: мерцающий, голографический или матовый.

Эту прекрасно тянущуюся синтетическую ткань именуют по-разному. Производители называют ее «трикотаж-спорт», а сами атлеты и гимнасты – «вторая кожа».

В составе материала помимо лайкры присутствуют полиэстер, придающий ему прочность, и вискоза, благодаря которой полотно блестит и переливается, как атлас или шелк. Иногда допускается незначительное количество хлопка, чтобы увеличить воздухопроводные и гигиенические свойства.

Существует две разновидности ткани: микродайвинг, из которого получаются красивые футболки, летние платья, сарафаны и блузки, и дайвинг-стрейч, применяемый для пошива утягивающего белья и спортивной формы. Одежда из этих материалов пользуется повышенным спросом у прекрасного пола, поскольку она способна не только придать фигуре красивый силуэт, но и визуально «убрать» несколько килограммов.

Джерси

Благодаря знаменитой Коко Шанель трикотажная ткань, из которой шили только нижнее белье, стала использоваться для изготовления элегантных платьев, костюмов и даже пальто. Состав материала может быть разнообразным: в него, как правило, входят и натуральные, и синтетические волокна.

Отличительной чертой джерси является значительная эластичность по основе: не увеличиваясь в длину, полотно хорошо тянется в ширину. Ткань прекрасно драпируется, образуя приятные мягкие складки. В последнее время из нее стали шить домашние халаты и пижамы, одежду для детей.

Кулирка и рибана

Два самых распространенных трикотажных полотна, которые выделяются высокой эластичностью. В составе и того, и другого материала исключительно хлопковые волокна, в которые добавляют до 5% лайкры.

Ткани не только хорошо тянутся, но и полностью безопасны и гипоаллергенны. К тому же они отлично впитывают влагу и не препятствуют аэрации. Совмещение таких замечательных свойств делает кулирку и рибану главными «детскими» материалами. Из них шьют одежду для малышей от самого рождения.

Оба сорта трикотажа обладают достаточной прочностью и устойчивостью к механическим повреждениям. При правильном уходе они долго сохраняют свою эластичность и красивый внешний вид.

К сожалению, среди множества достоинств, которыми щедро наделены тянущиеся материалы, имеются и отрицательные качества. В частности, эластичные полотна весьма капризно ведут себя при пошиве. Чтобы процесс создания нового изделия приносил удовольствие, нужно воспользоваться рекомендациями профессиональных мастериц:

  1. При раскрое нельзя растягивать полотно. Выкройку на ткань лучше всего прикрепить с помощью портняжного скотча, который не даст ей «соскочить».
  2. Не следует кроить стрейчевые материалы в два слоя. Они могут сместиться, и деталь получится кривой.
  3. Для шитья необходимо использовать специальные эластичные нитки. Чтобы ткань не выползала из-под лапки, проще всего подложить под нее тонкую бумагу или газету.
  4. Часто в готовом изделии плечики съезжают по рукам. Предотвратить это можно, если втачать в плечевые швы кусочки флизелина или тесьмы.
  5. Обрабатывать края лучше всего при помощи оверлока или приставки «зигзаг». Если ткань не осыпается, то швы можно оставить как есть.

Важно знать! Еще одним недостатком эластичных материалов, в особенности с натуральной основой, является высокая степень усадки при стирке. Чтобы максимально обезопасить себя от этой неприятности, полотно перед раскроем следует постирать в прохладной воде два раза. Такая предварительная обработка на языке портных называется декатировкой.

Уход за изделиями из эластичных тканей

Прежде чем приступать к стирке или чистке, необходимо внимательно ознакомиться с описаниями на ярлычке. В целом же требования к различным стрейчевым материалам можно перечислить в виде следующих правил:

  • стирать вещи лучше всего руками. При машинной стирке применять только режим для деликатного белья. Температура воды при этом не должна превышать 300С;
  • волокна эластана не выносят агрессивные химические вещества, так что стоит воспользоваться жидкими средствами и обойтись без отбеливателя;
  • выкручивать, а тем более отжимать изделия нельзя, чтобы не разрушить волокна. Предпочтительнее всего развесить одежду на плечиках над ванной и дать стечь воде;
  • сушить вещи лучше в тени, вдали от прямых солнечных лучей. Новую одежду после первой стирки желательно во влажном виде надеть на манекен, чтобы избежать усадки;
  • в глажке стрейчевые полотна чаще всего не нуждаются. Однако, если такая необходимость возникла, то утюг не водят по материи, а аккуратно переставляют, чтобы излишне ее не растянуть. Регулятор при этом должен находиться на положении «синтетика» или «шелк»;
  • эластичные ткани нельзя отпаривать, поскольку это способствует их усадке.

Следуя этим нехитрым правилам, можно долгое время поддерживать изделия из тянущихся материалов в великолепном состоянии. Спортивные костюмы и купальники, бальные и повседневные платья, чулочно-носочные изделия и домашний текстиль будут радовать яркостью цветов, мягкой шелковистой фактурой и высокими эксплуатационными качествами.

Приобретая ткань, часто руководствуется эмоциями. Просто понравилась ткань или модель платья в журнале и вам захотелось купить подходящую по цвету и узору ткань. Но для того, чтобы сшить одежду определенного назначения, имеющую те или иные свойства, нужно подобрать ткань с соответствующими характеристиками, свойствами. Нужно разбираться хотя бы в общих чертах, какие бывают виды тканей, и знать их основные отличия.

Покупая ткань, в первую очередь исследуйте ее на ощупь. Проверьте, хорошо ли она драпируется, насколько прочна, не слишком ли она тянется в длину и ширину и приятна ли для кожи.
Оберните ткань вокруг кисти руки и посмотрите, мягкая она или жесткая, легкая или тяжелая. Сожмите участок ткани рукой и проверьте, сильно ли она мнется. Все это позволит вам определить, подходит ли ткань для выбранной вами модели одежды.

Кроме того важно проверить подвержена ли ткань усадке. Для этого проутюжьте ее по изнаночной стороне горячим утюгом с паром кусочек ткани (или уголок). Если ткань садится, нужно прогладить весь кусок. Иногда, придется провести влажно-тепловую обработку и даже постирать отрез ткани в тепловой воде, прежде чем приступить к раскрою деталей.

Характеристики основных видов тканей


Отличаются высокой гигиеничностью, хорошо стираются, утюжатся, достаточно прочны и красивы. По толщине и внешнему виду эти ткани очень разнообразны - от тонких и нежных тканей, типа маркизет, батист, до плотных и прочных - джинсовая ткань, брезент. Выпускаются как из чистого хлопка, так и с примесью с другими натуральными и искусственными волокнами.


Немного грубее по внешнему виду, чем х/б ткани. Очень гигиеничны, прочны, износостойки, хорошо стираются и гладятся. Ткани из чистого льна сильно мнутся, при добавлении химических волокон приобретают упругость и несминаемость. Ткани из высококачественных сортов льна имеют мягкий шелковистый блеск, пластичны и упруги, используются для изготовления женской и детской одежды, столового и постельного белья.


(натуральные) отличаются хорошими гигиеническими свойствами, достаточной прочностью, износостойкостью. Имеют красивый блеск, который проявляется в разной степени, в зависимости от характера крутки нити и способа переплетения - от матового, нежного на прозрачном креп-шифоне, до плотного, глубокого на атласе и креп-сатине. Шелковые ткани нежны, легки, пластичны, прекрасно драпируются. Они хорошо стираются и хорошо гладятся. Креповые ткани слабо мнутся, но обладают высокой "обманчивой" усадкой, которая исчезает при проглаживании во влажном виде.


Также обладают хорошими гигиеническими свойствами, хорошо сохраняют тепло, что используется для изготовления верхней одежды. Шерстяные ткани имеют очень богатый ассортимент. От тонких и полупрозрачных креповых тканей для нарядной женской одежды, до толстых, объемных пальтовых тканей типа драп и твид. Они обладают хорошей пластичностью, упругостью, прочностью. Чистошерстяные ткани имеют недостаток - свойлачиваемость, что после стирки ухудшает внешний вид и ведет к значительной усадке.

Легкие блестящие шелка с гладкой переливающейся поверхностью. К недостаткам их относятся неудовлетворительные гигиенические свойства, сминаемость и невысокая прочность, особенно при намокании. После стирки требуется утюжка во влажном виде, иначе ткань плохо разглаживается.


Имеют шелковистую поверхность, обладают высокой прочностью и устойчивостью формы, красивым внешним видом. Выпускаются в широком ассортименте - от нарядных платьевых тканей до пальтовых и специальных. Эти ткани негигроскопичны, легко стираются, обладают водо - и грязеотталкивающими свойствами и несминаемостью. Недостатком этих тканей является потеря прочности и цвета от длительного воздействия солнечного света.
Утюжить одежду из таких тканей можно только слабо нагретым утюгом, так как при повышении температуры они расплавляются. Эти ткани широко применяются для изготовления межсезонной и специальной одежды.


Вырабатывают из нитей, содержащих различные волокна. Ассортимент таких тканей разнообразен: это и костюмно-платьевые ткани, по внешнему виду напоминающие шерстяные и льняные, и хлопчатобумажные, и различные плащевые ткани с имитацией поверхности от хлопка до шелка и шерсти. Ткани имеют разную степень гигиеничности, но, как правило, все несминаемые, хорошо стираются и гладятся, сохраняют форму и обладают достаточной прочностью.

Трикотажная ткань - это вязаное полотно (или изделие) из одной или нескольких нитей. Получается трикотаж переплетением нитей с образованием петель на вязальных машинах различных типов. В трикотажном производстве используют почти все виды нитей и пряжи, производимые для текстильного производства. При изготовлении изделий из трикотажного полотна необходимо учитывать некоторые его особенности. Так, трикотаж гораздо растяжимее, чем ткань, причем он тянется практически во всех направлениях (тогда как ткань хорошо растягивается только под углом 45°). Эту особенность следует учитывать, определяя величину припусков на свободу облегания.

Многие виды трикотажного полотна практически не осыпаются, что позволяет не обметывать внутренние срезы деталей изделия. Но при прорубании нитей у изделий из трикотажа может происходить распускание цепочки петель, что очень портит изделие. Поэтому подбирать иглы и нитки при работе с таким полотном нужно очень тщательно и выполнять машинные строчки на небольшой скорости.

Из-за большой растяжимости трикотажа при стачивании деталей швы следует слегка растягивать (чтобы в процессе эксплуатации не порвались нитки швов) или стачивать их строчкой "зигзаг". Для стачивания срезов современных трикотажных тканей можно использовать только четырехниточный оверлок.
См. Какой купить оверлок .

В основные швы изделия, несущие большую нагрузку (плечевые, швы втачивания рукавов, шов соединения лифа с юбкой), необходимо проложить укрепляющую тесьму или узкие полоски ткани.
Трикотажные полотна почти не мнутся, но менее гладить их приходится, поэтому осторожно выбирайте режим нагрева утюга; трикотаж, содержащий синтетические волокна, не выдерживает высоких температур. Перед раскроем полотно из синтетики следует хорошо прогладить, чтобы оно дало усадку до того, как изделие будет сшито.

Основные свойства тканей

При раскрое, пошиве и влажно-тепловой обработке необходимо учитывать такие свойства тканей, как усадка и прорубаемость.
Усадка - это свойство изменять размеры при хранении, стирке, влажно-тепловой обработке. Для проверки степени усаживаемости нужно смочить край ткани (с кромкой) и проутюжить. Если в этом месте кромка вытянулась, ткань может дать усадку, поэтому перед раскроем ее следует декатировать. Синтетические ткани и изделия из них (тесьма, ленты) могут давать довольно сильную усадку при проглаживании - термофиксации.

Прорубаемость - это повреждение ткани иглой при строчке. Этим отличаются ткани с большой плотностью и из крученых нитей типа креповых, ткани, содержащие вискозные волокна, и аппретированные. Особенно опасно прорубание для трикотажного полотна. Поэтому машинные иглы и нитки для таких материалов следует выбирать особенно тщательно, следить, чтобы иглы были остры, частота строчки реже, скорость работы машины нужно уменьшить.

Прокладочные и клеевые материалы

Кроме вышеперечисленных тканей для пошива, в швейной промышленности, да и в быту, все больше используются нетканые материалы. Их ассортимент достаточно широк - это разные виды ватина, прокладочные материалы, такие как флизелин, синтепон и др.


Флизелин и прокламелин являются лучшими заменителями прокладочной ткани - бортовки, коленкора, бязи и т. п. Они не растягиваются, не линяют и не дают усадку, хорошо сохраняют форму, их легко раскраивать и шить. Если на них нанесено клеевое покрытие, то значительно облегчается технологическая обработка изделия. Детали прокладки, выполняемые из клеевого флизелина или других клеевых материалов, выкраиваются без припусков на швы. Накладываются они на изнаночную сторону изделия клеевым покрытием и проглаживаются горячим утюгом. Клей расплавляется и склеивает ткань с флизелином.


Ватин - это нетканый материал, полученный из распушенных и равномерно распределенных волокон простроченных на специальных машинах. Ватин различается по составу (хлопчатобумажный, шерстяной), толщине полотна, способу скрепления волоков.


Очень хорошей утепляющей прокладкой для куртки, стеганых пальто и других видов одежды является синтепон - нетканый материал, полученный синтетических волокон. Он гораздо легче ватина, упругий, не теряет форму и не сваливается. Синтепон не гигроскопичный, благодаря чему сильно не намокает и легко высушивается. К тому же он выпускается белого цвета и при стирке утепленных вещей не линяет и не оставляет пятен на ткани верха. Изделие после стирки сохраняет форму и не теряет объемности.
См.также

Виды тканей для пошива одежды

Каждому хочется, чтобы одежда была привлекательной, модной и удобной и соответствовала своему назначению: согревала или защищала от дождя, плотно облегала или красиво драпировалась. Эти качества во многом зависят от материала, из которого пошиты пальто, платья, костюмы, куртки или нижнее белье. Какие виды тканей используются для изготовления одежды, чем они отличаются друг от друга, их основные характеристики и свойства – об этом подробно в нашей статье.

Внешний вид, структуру и качества материалов, применяемых для пошива одежды, определяет состав волокон, из которых их производят. По типу исходного сырья различают следующие группы:

  1. Натуральные. В свою очередь, подразделяются на ткани, имеющие растительное происхождение: хлопок, лен – и животное: шелк, шерсть.
  2. Искусственные. Изготавливаются при переработке природного сырья, чаще всего древесной целлюлозы.
  3. Синтетические. Являются продуктом химического преобразования полимеров, получаемых из нефти, каменного угля или газа.

Как правило, материалы, из которых шьют одежду, не состоят на 100% из волокон, принадлежащих к одной группе. Чтобы получить свойства, более полно отвечающие запросам потребителей, производят смесовые или комбинированные ткани.

С каждым годом список материалов пополняется все новыми названиями. Постараемся разобраться в этом многообразии, остановившись на наиболее распространенных тканях из каждой группы и рассмотрев их достоинства и недостатки.

Натуральные материалы

Благодаря природному происхождению волокон натуральные ткани высоко ценятся. Они позволяют коже свободно «дышать», не вызывают раздражения и не провоцируют аллергические и другие заболевания. Эти полотна настолько безопасны, что из них шьют пеленки и распашонки для новорожденных, одежду для будущих мам, постельные комплекты и нательное белье.

Хлопчатобумажные ткани

Легкая, мягкая и приятная на ощупь, одежда из хлопка всегда остается востребованной. Этому способствуют достоинства материала:

  • воздухопроницаемость;
  • гигроскопичность;
  • высокие гигиенические качества;
  • прочность;
  • легкость в уходе.

Несмотря на незначительную толщину, хлопчатобумажные полотна неплохо сохраняют тепло, что достигается за счет полой структуры волокон. Изделия из них стоят недорого и доступны любым категориям покупателей.

К недостаткам относятся повышенная сминаемость, отсутствие эластичности и низкая износостойкость. Кроме того, ткани боятся чрезмерной сырости, при которой на них образуется плесень, а волокна истончаются и перепревают.

Виды хлопковых тканей

Для улучшения свойств хлопчатобумажных материалов к ним добавляют искусственные или синтетические волокна. Некоторые полотна проходят процедуру мерсеризации — предварительную обработку раствором каустической соды, благодаря чему приобретают прочность и становятся стойкими к преждевременному изнашиванию.

Самыми известными хлопковыми тканями считаются следующие:


Важно знать! Одежда из хлопчатобумажных материалов не слишком прихотлива в уходе. Ее можно стирать в машинке, отжимать и выкручивать, гладить горячим утюгом. Однако если в полотне присутствуют синтетические или искусственные волокна, то, прежде чем положить изделие в машинку, следует внимательно прочитать описание на ярлычке.

Льняные ткани

По сравнению с хлопчатобумажными льняные ткани, которые используются для пошива одежды, выглядят более плотными, а иногда и грубыми. Им также свойственны все положительные характеристики, присущие натуральным материалам, а именно:

  • хорошая воздухопроницаемость;
  • высокая теплопроводность;
  • износостойкость;
  • гигроскопичность;
  • прочность.

Интересный факт! Доказано, что льняные волокна обладают антисептическими качествами. Они уничтожают патогенные микроорганизмы и не подвержены гниению. Недаром с древних времен на открытые раны всегда накладывали повязки изо льна.

К сожалению, в процессе эксплуатации изделий из льняных тканей возникают проблемы: одежда мнется, а при намокании дает значительную усадку. Кроме того, из-за осыпания ее тяжело кроить и сшивать. Для снижения отрицательных характеристик к чистому льну добавляют небольшое количество полиэстера.

Льняные материалы имеют классификацию по способу переплетения:

  • полотняное. С его помощью образуется большинство тканей для платьев или костюмов;
  • перевивочное. В результате получаются ажурные материалы для юбок или летних сарафанов;
  • жаккардовое. Изготовляемое на специальных станках крупноузорчатое полотно с выпуклыми рисунками или орнаментами для пошива нарядной одежды;
  • просвечивающееся. Ткань получается очень тонкой и используется для выполнения отдельных элементов изделий – пелерин, рукавов или вставок.

Вещи из чистого льна можно не только стирать при высоких температурах, но даже кипятить. Сушить их лучше всего в расправленном состоянии на горизонтальной плоскости. Чтобы полностью избавиться от складок и заломов, глажку совмещают с отпариванием.

Шерстяные ткани

Сырьем для производства этих материалов служат шерсть и пух различных животных: кроликов, овец, лам, верблюдов и других. Они обладают высокими теплосберегающими свойствами и являются довольно дорогими. Тем не менее именно этим тканям принадлежит первенство среди всех материй, предназначенных для теплой одежды, поскольку они обладают поистине уникальными свойствами:

  • гипоаллергенность;
  • малая сминаемость;
  • аэрация;
  • поглощение влаги;
  • долговечность.

Единственно, что отсутствует у чистой шерсти, – это эластичность. Эту проблему решают путем внесения в сырье 5-10% эластана, благодаря чему свитера, кофты или юбки приобретают лучшую облегаемость и упругость.

Ассортимент шерстяных тканей

Помимо чистошерстяных для пошива одежды применяют и полушерстяные ткани, в которых от 25 до 80% занимают хлопковые, шелковые или синтетические волокна. В зависимости от состава различаются и свойства этих полотен.


Интересно знать! Для того чтобы понять, состоит ли ткань из 100%-й шерсти или имеет примеси, существует простой метод . Нужно выдернуть из полотна нитку и поджечь. Чистошерстяное волокно будет гореть долго с характерным запахом паленых волос и оставит после себя шарик, который легко можно растереть пальцами.

Шелковые ткани

Натуральные шелковые полотна выглядят настолько привлекательно и утонченно, что подходят для одежды, которую надевают на различные торжественные мероприятия. В давние времена носить вещи из шелка могли себе позволить только самые состоятельные и титулованные особы. Да и теперь ткань из коконов тутового шелкопряда – удовольствие не из дешевых.

Тем не менее, высокая цена не отпугивает тех, кто дорожит не только красотой материала, но и его качеством. А положительных свойств у натурального шелка достаточно:

  • высокая гигроскопичность;
  • воздухопроницаемость;
  • терморегуляция;
  • износостойкость;
  • долговечность.

Важный факт! Шелковые полотна обладают уникальной гигиеничностью. Они буквально отталкивают все микроорганизмы и бактерии и наделены способностью к заживлению небольших ранок или ссадин на коже человека.

Как и все красавицы, шелк считается весьма капризным материалом. Он не выносит яркого солнца, а при намокании образует на поверхности непривлекательные разводы. Весьма прихотлива ткань и в уходе. Стирать изделия лучше всего руками и сушить вдали от нагревательных приборов. Гладить шелковые вещи нужно утюгом, выставив регулятор на самый щадящий режим.

Разнообразие шелковых тканей

Поскольку одежда из натурального шелка не всем по карману, многие производители стремятся удешевить продукцию и добавляют синтетические или искусственные волокна. Такие полотна тоже красивы, но уникальностью свойств похвастаться уже не могут. Они не имеют характерного переливчатого блеска, меньше струятся и плохо драпируются.

При покупке следует обращать внимание на ярлычок, поскольку к 100%-м шелковым тканям относятся следующие виды:


Из всех видов шелковых тканей, за исключением парчи, шьют красивое нижнее женское белье. Его украшают вышивкой, вставками из гипюра или кружева. Несмотря на то что такие вещи имеют значительную стоимость, они всегда пользуются повышенным спросом.

Интересный факт! Немногие знают, что существует еще один вид натуральных тканей – конопляные. Сделанная из природного чистого сырья, одежда из конопли считается самой гипоаллергенной и безопасной. К тому же она отличается повышенной прочностью, долговечностью и не «парит» тело. Медики утверждают, что ношение конопляного белья способствует выводу из организма токсинов и ускоряет обменные процессы.

Искусственные ткани

Как уже упоминалось выше, искусственными считаются материалы, получаемые химическим путем из природных компонентов. Благодаря такому происхождению они экологичны и не представляют опасности для здоровья человека. Их характеристики говорят сами за себя:

  • прочность;
  • легкость;
  • быстрое высыхание;
  • неприхотливость в уходе;
  • обширная цветовая гамма;
  • износостойкость.

Примечательно, что для производства этих материалов используется не дорогое сырье, как в случае с натуральными полотнами, а отходы деревообрабатывающей промышленности, то есть обычная целлюлоза. Очень часто искусственные волокна вводят в состав многих хлопковых или шерстяных тканей, чтобы наделить их большей прочностью и долговечностью.

Основные виды искусственных тканей

Одежда из искусственных материалов всегда востребована у покупателей. Ведь эти полотна привлекательны внешне и стоят совсем недорого. В списке самых распространенных находятся такие:


Интересно знать! Помимо производства одежды искусственные материалы применяются и в качестве наполнителя для постельных принадлежностей. Например, бамбуковые подушки и одеяла считаются наиболее экологичными и гигиеничными, они способны повторять анатомические контуры человека и тем самым создавать идеальные условия для расслабления и полноценного отдыха.

Синтетические ткани

Началом эры синтетических материалов принято считать 1938 год, когда специалистами химического концерна «Дюпон» были получены первые полиамидные волокна – «прародители» знаменитых капрона и нейлона. Технический прогресс не стоит на месте, и количество синтетических полотен, известных в настоящее время, намного превышает число натуральных и искусственных.

Свойства этих материалов зависят от исходного сырья, но все они обладают такими несомненными достоинствами:

  • высокая прочность;
  • устойчивость к истиранию;
  • низкая степень изнашиваемости;
  • долговечность;
  • простота ухода.

Конечно, синтетика не может сравниться с хлопком, шелком или шерстью по степени аэрации, гигроскопичности или безопасности. Зато она обладает эластичностью, растяжимостью и не подвержена воздействию плесени и бактерий.

Важно помнить! Одежду из синтетических материалов не рекомендуется носить в летнюю жару, так как она плохо пропускает воздух и способна создавать эффект парника. Кроме того, некоторые ткани накапливают статическое электричество и искрят, что, по мнению медиков, вызывает у людей повышенную утомляемость и раздражительность.

Ассортимент синтетических материалов

Низкая себестоимость изготовления выводит синтетические полотна на вершины продаж. Из большого количества «химических» тканей обратим внимание на самые популярные:


Сегодня каждый химический концерн считает делом чести разработать новый синтетический материал, который был бы востребован не только в текстильной, но и в других отраслях промышленности. При этом важно, чтобы синтезированные волокна обладали не только заранее запрограммированными свойствами, но и были как можно более экологичными и безопасными для человека.

Трикотажные полотна

Классификация материалов, которые используются для пошива различных предметов одежды, была бы неполной без трикотажных полотен. Их вывязывают на специальных машинах из волокон, имеющих различное происхождение: как натуральных, так и искусственных или синтетических.

Несмотря на многообразие форм, трикотажные полотна имеют общие характеристики. К достоинствам вязаных материалов можно отнести:

  • приятные тактильные ощущения;
  • эластичность;
  • гигиеничность;
  • широкий спектр применения;
  • практичность;
  • простота ухода;
  • долговечность.

Однако при использовании некачественного или дешевого сырья вязаные изделия могут быстро потерять форму – растянуться или сесть. К тому же способность плотно облегать фигуру не всегда приветствуется обладателями пышных форм. Тем не менее трикотажные вещи есть в гардеробе каждого человека.

Разнообразие трикотажа

Чаще всего при производстве вязаных полотен используется смесовое сырье. Сочетание хлопковых или шерстяных нитей с полиэстером и лайкрой делает материал прочным и несминаемым, не снижая воздухообмена и гигроскопичности. Самыми известными трикотажными тканями являются следующие:

  • дайвинг. Эта разновидность создана специально для спортивной одежды. За особое облегание и эластичность материал часто называют «второй кожей». Помимо купальников, леггинсов, лосин, утягивающего белья и гимнастических костюмов из дайвинга шьют даже бальные и вечерние платья;
  • интерлок. Натуральная плотная вязаная ткань, из которой делают ползунки, кофточки, распашонки и чепчики для новорожденных. Материал имеет двухстороннюю структуру, напоминающую резинку. Интерлок – это также уютные и красивые спортивные костюмы, футболки, пижамы, ночные рубашки и халаты;
  • кашкорсе. Эластичное полотно из 100%-го хлопка с начесом может быть гладкокрашеным или меланжевым. Применяется для пошива детских вещей;
  • кулирка. Самый распространенный трикотаж для производства нижнего белья и летней одежды. Ткань очень хорошо тянется в длину и не растягивается в ширину. Замечательно проводит воздух и впитывает влагу. Выпускается как гладкокрашеной, так и снабженной различными рисунками или принтами;
  • махра. Трикотажное полотно с петельным ворсом, расположенным с одной или двух сторон. Характерная особенность – повышенная гигроскопичность, поэтому ткань используется для пошива банных халатов и других аксессуаров для купания;
  • рибана. Благодаря особому «резиночному» вязанию полотно хорошо растягивается в ширину и прекрасно держит форму. Из него делают свитера, водолазки, спортивные костюмы и головные уборы;
  • флис. Мягкая и уютная трикотажная ткань с ворсом, напоминающая стриженую овечью шерсть. Состоит из 100%-го полиэстера. Хорошо сохраняет тепло, приятна на ощупь и не требует особого ухода. Из флиса шьют теплые спортивные костюмы, куртки, рубашки, детские комбинезоны, пижамы, женскую одежду для дома;
  • футер. Это толстая хлопчатобумажная трикотажная материя с начесом на изнаночной стороне. Очень теплая, мягкая и нежная. Основное применение – одежда для самых маленьких, разнообразные свитера, кофты, халаты и платья.

Важно знать! Чтобы трикотажные изделия служили как можно дольше, за ними нужно правильно ухаживать. Стирать их лучше с применением жидких средств, не выкручивать, а слегка отжимать и сушить в горизонтальном положении. Вязаные вещи не рекомендуется развешивать на плечиках, чтобы избежать вытягивания. Для хранения желательно использовать специальные пакеты, в которые следует положить средство от моли.

Качество, красота и комфорт одежды во многом зависят от материала, из которого она сшита. Разнообразные виды тканей, выпускаемых современной текстильной отраслью, позволяют выбрать ту, которая полностью будет соответствовать назначению вещи.


Top