Конспект занятия по исследовательской деятельности детей средней группы. Конспект НОД поисково-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Превращения

Анастасия Сорокина
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка»

Конспект НОД в старшей группе

Познавательно-исследовательская деятельность

Тема : «Воздух-невидимка »

Задачи :

1. Формировать у детей представление о воздухе ;

2. Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

3. Воспитывать у детей интерес к окружающему миру, любознательность.

Оборудование :

В. Ребята, отгадайте загадку :

Через нос проходит в грудь,

А потом в обратный путь.

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не можем. (Воздух )

В. Правильно, это воздух ! Я предлагаю вам сделать долгий выдох, а затем задержать дыхание; вдох, а затем вновь задержать дыхание.

В. Сколько времени мы могли не дышать? Почему? (Не хватало воздуха ) .

В. Правильно, без воздуха мы бы не смогли дышать и не только мы, люди, но и все животные и рыбы. Они дышат воздухом , который находится в воде. Он всюду, но мы его не замечаем, он невидим. Как вы думаете, почему мы не видим воздух ? (Он прозрачный) .

В. Правильно, он бесцветный и прозрачный, а сейчас закройте глаза и сделайте вдох ртом. Какой вкус у воздуха ? Снова закройте глаза и вдохните носом. Какой запах у воздуха ? Итак, что мы можем сказать о воздухе , какого он цвета? Какой у него вкус? Запах?

Воздух -это удивительная оболочка вокруг Земли. Если бы не было воздуха , все живое погибло бы от палящих лучей Солнца днем и от космического холода ночью. Без воздуха Земля бы была мертвой пустыней. Воздух-невидимка , но все-таки его можно увидеть и ощутить. Проделав некоторые опыты и эксперименты, мы постараемся это доказать .

Посмотрите на салфетку (делаю взмах веером над ней, что с ней происходит? Почему? А вы хотите ощутить движение воздуха ? Подойдите ко мне и закройте глаза (делаю взмахи веером) . Что почувствовали?

Все тела природы занимают место. А воздух ? Давайте это проверим.

В. Можем ли мы обнаружить воздух ? Давайте проверим. Берём стакан, к дну которого прикреплена бумажная салфетка. Скажите, есть ли воздух в стакане ? Давайте попробуем узнать. Перевернув стакан вверх дном, медленно опускаем его в воду, пока он не коснётся дна.

Почему бумага на дне стакана осталась сухой? Что не пустило в стакан воду?

Вывод : в стакане есть воздух , он не пустил воду и не дал намочить лист.

В. А теперь снова опустим стакан в воду, но держать его буду немного наклонно. Что появляется в воде? (пузырьки) .

В. Да, это пузырьки с воздухом . Откуда они взялись?

Воздух вышел из стакана , и его место заняла вода. Что произошло с листом? Он намок.

Вывод : Вода заняла место в стакане, вытеснив из него воздух , который мы с вами увидели в виде пузырьков.

В. Скажите, можно ли поймать воздух ? Возьмите пакет и взмахните им, и быстро-быстро закрутите снизу. Какой стал пакет? (упругий, твердый) . Что находится в пакете? (воздух ) . Теперь мы его можем даже потрогать.

Вывод : У воздуха нет определенной формы, он принимает форму того предметы, в который попадает. Люди научились использовать эти свойства воздуха – спасательный круг , надувная лодка, воздушные шары , дирижабли.

Звук свистульки.

В. Что вы слышите? Откуда появился звук? Давайте тоже подуем в свистульки. (Один дует сильнее, а второй ребенок тише)

В. Как появляется звук? (ответы детей) .

Вывод : Когда дуем в отверстие, воздух дрожит и получается звук, звуки распространяются по воздуху . На луне, где нет воздуха , как сильно бы вы не кричали вас никто, не услышит. Звук не распространяется.

В. Спасибо вам ребята, с вами было интересно работать. Поэтому хочу вам сделать маленький сюрприз, у воздуха есть еще одно свойство, с ним можно играть (мыльные пузыри) . Мы с вами пойдём на прогулку и будем запускать пузыри

Публикации по теме:

Конспект интегрированной НОД по познавательно-экспериментальной деятельности «Воздух-невидимка» в подготовительной группе Конспект интегрированной НОД по познавательно-экспериментальной деятельности «Воздух- невидимка» в подготовительной группе. Цель: Уточнение.

Конспект исследовательской НОД в старшей группе «Воздух-невидимка» Конспект НОД «Воздух невидимка» в старшей группе МБДОУ «Детский сад №5 «Радость» р. п. Базарный Карабулак Саратовской области Цель; Развивать.

Конспект ООД «Познавательно-исследовательская деятельность детей в старшей группе» Программное содержание: Формировать представление детей об окружающей действительности Цель: Доставить детям радость и удовольствие от проведенных.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Великий невидимка воздух» Тема: Великий невидимка воздух Цель: Развитие любознательности и познавательной мотивации в процессе исследовательской деятельности. Задачи:.

Задачи: Дать детям представление о воздухе, как о газообразном веществе, познакомить с его свойствами и способами его обнаружения. Закрепить.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Воздух – невидимка» Цель: Систематизировать знания детей о свойствах.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №48

Воспитатель: Варганова И.А. п. Новый городок 2016 г.

Цель:

  • Установить причину возникновения статического электричества.

Образовательные задачи:

  • обобщать знания детей об электричестве;
  • расширять представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку;
  • познакомить детей с причиной проявления статического электричества;
  • закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.

Развивающие задачи:

  • развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
  • способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
  • развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
  • вызывать радость открытий, полученных из опытов;
  • воспитывать умение работать в коллективе.

Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Материалы и оборудование к занятию:

Материалы, используемые в ходе беседы:

  • проектор;
  • ноутбук;
  • экран;
  • презентация PowerPoint;
  • фрагмент мультфильма из серии «Уроки Тетушки Совы. Школа безопасности» ;
  • письмо;
  • песня для физкультминутки.

Материалы, используемые для наблюдения и экспериментирования:

  • бейджики: младшие и старшие научные сотрудники;
  • пластмассовые трубочки;
  • кусочки шерстяной ткани;
  • пластмассовые расчески;
  • кусочки бумаги;
  • конфетти.

Материалы, используемые для дидактических игр:

  • парные карточки с изображением предметов.

Материалы, используемые для рефлексии:

  • ладошки, рисунок помогатора на ватмане, конфеты.

Предварительная работа:

рассматривание иллюстраций, беседы по теме, заучивание стихотворений, рисование электроприборов, рассматривание остановившихся часов в группе, написание письма Фиксикам.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Дети встают в полукруг

Воспитатель:

Знаем мы с детства
Слова очень мудрые
При встрече здороваться
Доброе утро!

Доброе утро, хороший мой друг!
Доброе утро всем людям вокруг!
Доброе утро небу и птицам!
-Доброе утро улыбчивым лицам!

Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день и добрый вечер! Особенно для наших детей, ведь они пришли в детский сад играть, общаться и узнавать много нового и интересного.

2. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Воспитатель:

Ребята, вы знаете, что наши пальчики умеют говорить?

Воспитатель:

А я сейчас вас научу! Они нам подскажут тему нашего занятия.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Что за шум на кухне этой? (сгибание мизинцев)

Будем жарить мы котлеты. (сгибание безымянных пальцев)

Мясорубку мы возьмем (вращение средних пальцев вокруг друг друга)

Быстро мясо провернем. (вращение указательных пальцев вокруг друг друга)

Миксером взбиваем дружно (вращение больших пальцев)

Все, что нам для торта нужно, (соединение мизинцев)

Чтобы торт скорей испечь, (соединение безымянных пальцев)

Включим мы электропечь. (соединение средних пальцев)

Электроприборы – это чудо! (движение указательными пальцами)

Жить без них нам было б худо. (Пожимаем плечами)

Воспитатель: вы догадались о теме нашего занятия?

Правильно - ЭЛЕКТРИЧЕСТВО и все, что с ним связано.

3. БЕСЕДА ОБ ЭЛЕКТРОПРИБОРАХ.

Воспитатель: Электроприборы наши верные помощники. Это сложные устройства, которые питаются электричеством и выполняют самую разнообразную домашнюю работу. Одни стирают белье, другие помогают на кухне, третьи собирают пыль, четвертые сохраняют продукты и т.д. Электроприборы сберегают наше время и силы. Представьте, что вдруг из дома исчезли бы все электроприборы. Насколько труднее пришлось бы тогда людям!

4. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧТО ЕСТЬ, ЧТО БЫЛО» .

Воспитатель: Давайте, ребята, на несколько минут вернёмся в прошлое и посмотрим, как люди обходились без электричества. Поиграем в ИГРУ «Что есть, что было» .

Перед вами на карточках изображена бытовая техника, которая помогает сейчас папам, мамам и вам, и предметы, которыми пользовались до появления электричества. Мальчики, возьмите любую карточку с изображением бытовой техники. А вы, девочки, карточку с изображением предмета, которым пользовались раньше, и найдите пару.

Дети берут карточку с изображением электроприбора и подбирают пару:

стиральная машина – корыто, пылесос – веник, электроплита – русская печь, электролампа – свеча, вентилятор – веер, миксер – венчик, чайник – самовар, магнитофон – гармонь, балалайка, калькулятор – счеты, швейная машина - игла.

Воспитатель: - Молодцы! С заданием справились. Вы увидели, как было раньше, порадовались, как стало удобно сейчас. Но электричество таит в себе опасность.

5. БЕСЕДА ОБ ЭЛЕКТРИЧЕСТВЕ.

Воспитатель: Ребята, что такое электрический ток, кто знает?

Воспитатель: - Я сейчас вам объясню. Давайте посмотрим на доску. Вы видели, как течёт вода в реке? Так вот, электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течёт вода, а по проводам маленькие-премаленькие частицы – электроны. И течёт эта электрическая река по проводам в определённом направлении. Вырабатывают электрический ток большие мощные электростанции. Затем ток очень высокого напряжения течёт по толстым проводам высоковольтной линии. Потом попадает на специальные подстанции, которые снижают его напряжение. И только после этого по обычным проводам электричество перетекает в наши дома, попадая в выключатели и розетки. Но подробнее вы узнаете об электричестве на уроках физики, когда пойдёте в школу. (Демонстрация слайдов) .

6. СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ.

Стук в дверь. Вносят письмо и посылку.

Воспитатель: Ребята, это же письмо от Фиксиков. Помните, мы с вами писали письмо Фиксикам и просили их отремонтировать наши часы. Вот мы получили от них ответ.

Кто такие Фиксики? Это такие вымышленные персонажи, которые живут в электроприборах, ухаживают за ними, ремонтируют, а значит продлевают жизнь приборам, а Фиксики в свою очередь питаются энергией от этих приборов. Фиксики помогают приборам, а приборы Фиксикам.

Давайте прочитаем письмо.

«Привет, ребята! Мы получили ваше письмо, в котором вы просили отремонтировать часы в вашей группе. Теперь все в порядке, ваши часы опять работают. Вы не будете опаздывать на обед после прогулки, во время будете ложиться спать.

Нам очень понравилось в вашей группе. У вас столько много игрушек. Нолику очень понравилось играть на металлофоне. Дедус рассмотрел ваши книги. И даже успел нам прочитать сказку, пока мы разбирались с вашими часами. Там все оказалось просто. Нужно было правильно вставить батарейку. Мы вас сейчас научим. Вставлять надо так – плюс к плюсу, минус к минусу. Запомните это. Вам это пригодится. И папам своим скажите. (Рассматривание батарейки) .

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что за сила такая скрывается в батарейках?

Воспитатель: Да, когда правильно вставляешь батарейку, через часы идет электрический ток. Поэтому они показывают верное время.

Ребята, в батарейках живёт неопасное электричество.

7. ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА, БЕСЕДА О ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ.

Воспитатель: Ребята, но есть бытовые электроприборы, в которых живет опасное электричество? Какие это электроприборы, вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: А чем оно опасно, вы тоже знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Но каждый из вас должен знать и помнить, как правильно обращаться с электричеством, как пользоваться электроприборами, чтобы не было беды.

Посмотрите маленький мультфильм и запомните некоторые правила безопасности:

  1. Не дотрагивайся до проводов и электроприборов мокрыми руками!
  2. Пользуйся только исправными электроприборами! Не оставляй их включёнными без присмотра!
  3. Не играй с розетками!
  4. Уходя из дома, гаси свет и отключай электроприборы!
  5. Не оставляй включённую плиту без присмотра. Не включай её без необходимости!

А главное правило пользования электроприборами для дошкольников – нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие.

«Ой, чуть не забыли. На вашем магнитофоне мы услышали нашу любимую песню. Мы на всякий случай тоже его проверили. С вашим магнитофоном все в порядке. Так что можете слушать песни и танцевать» .

Воспитатель: Ребята, а давайте потанцуем. (Физминутка «Помогатор» ) .

9. ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ.

«Ребята, мы приготовили для вас сюрприз. Там у вас в группе столы стоят. Это наших рук дело. Хотите поиграть с нами? Мы научим вас ловить неопасное электричество. Да-да, мы не ошиблись. Такое как в батарейке. Электричество еще бывает неопасное, тихое, незаметное, оно живет повсюду, само по себе. И если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Если согласны, то предлагаем вам превратиться в волшебников.

Произнесите все вместе слова: раз, два, три, четыре, пять – хочу волшебником я стать.

Мы приглашаем вас в лабораторию, где вы научитесь ловить доброе электричество.

Кстати, о нашем путешествии мы рассказали Дим Димычу. Он и помог нам написать это письмо. И предложил отправить вам еще и посылку. Откройте ее после того, как поработаете в лаборатории.

Удачи вам, ребята!

Ждем новых писем от вас. Будем рады вам помочь!»

Воспитатель: Пойдемте, ребята, поиграем! Раз, два, три, четыре, пять – хочу волшебником я стать. (Дети – младшие научные сотрудники, воспитатели – старшие научные сотрудники) . Теперь мы с вами научные сотрудники, старшие и младшие.

Я профессор электрических наук.

В нашей экспериментальной лаборатории необходимо выполнять правила безопасности, ведь некоторые предметы могут быть опасны при неосторожном обращением с ними. Ребята, так как вы еще маленькие, мы будем работать только с неопасным электричеством. Есть электричество опасное, а есть электричество и неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его «поймать» , то с ним можно очень интересно поиграть. Я приглашаю вас в страну «Волшебных предметов» , там мы узнаем, где прячется неопасное электричество.

Перед детьми на столе лежат кусочки шерстяной ткани, пластмассовые палочки, бумажные бабочки.

Воспитатель: - Дети, возьмите палочку и прикоснитесь к бумажным бабочкам. С бабочками что-то происходит? (Нет)

Как же заставить бабочек притянуться к палочке?

Предположения детей.

Сейчас мы сделаем обычные палочки волшебными, электрическими. Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите им палочку. Медленно поднесите её к бабочкам и тихонько поднимите её. Что же происходит с бабочками? (Бабочки притянулись к палочке)

Как же палочка стала электрической? (Её натёрли кусочком ткани)

А на себе вы когда-нибудь ощущали лёгкий треск, а иногда даже искры, когда снимали одежду?

Вывод: электричество живёт в одежде, в шерстяной ткани. Молодцы вы поймали электричество.

Воспитатель: А теперь попробуем сделать другие предметы волшебными.

Перед детьми на лоточках конфетти и пластмассовые расчёски.

Воспитатель: Ребята, прикоснитесь расчёской к конфетти. Что произошло с конфетти?

Предположения детей.

Воспитатель: - Возьмите расчёски и потрите их о волосы. Поднесите расчёски к конфетти. Что произошло?

Ответы детей.

Вывод: В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать расчески о волосы, они стал электрическими, наэлектризовались.

Воспитатель: Это электричество опасно, как вы думаете?

Ответы: Нет, оно доброе, неопасное, с ним можно поиграть.

Воспитатель: Ну что, ребята, вам понравилось быть волшебниками? Что мы с вами узнали об электричестве? (Бывает опасное и неопасное) . За это огромное спасибо фиксикам. Давайте посмотрим, что еще нам прислали Фиксики. Ой, смотрите, это конфеты. Фиксики знают, что все дети любят сладости.

Что больше всего понравилось вам? Что нового вы узнали? О чем расскажите мамам и папам?

11. РЕФЛЕКСИЯ.

Давайте поблагодарим Фиксиков за часы, которые они починили, за интересные открытия в лаборатории, за сладкие призы.

Вы знаете, что у Фиксиков есть вот такой знак – ручка – ростопырка. Ладонь с тремя растопыренными пальцами. Иногда это жест приветствия, но чаще всего это знак хорошо проделанной работы.

Я предлагаю вам каждому оценить свою работу. У меня есть вот такой Помогатор, но нем нет ладошки. Ладошки прикреплять будете вы. Зеленый цвет, если считаете, что отлично сегодня поработали и вам было интересно, желтый, если не очень хорошо и будете в дальнейшем стараться, и красный если совсем недовольны своими ответами или вам было скучно.

Дети крепят ладошки.

Воспитатель: Конечно же, дети активно отвечали на вопросы, с интересом выполняли сложные задания, поэтому на Помогаторе у нас зеленые ладошки!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2010.
  2. Дыбина О.В. Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов для дошкольников. М., 2010.
  3. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. М., 2003

Последний год в детском саду является переходным этапом к школьному обучению. У детей 6–7 лет происходит переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому, появляется интерес к сложным играм с распределением ролей и выполнением правил. Старшие дошкольники любознательны, эмоционально восприимчивы, стремятся проявлять инициативу в умственном и практическом экспериментировании.

Организация познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками 6–7 лет

Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Формирование у ребёнка исследовательских навыков и способность самостоятельного поиска информации - цель организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду согласно ФГОС. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность. Познавательно-исследовательская деятельность проявляется и в самостоятельных занятиях, сопровождающих игровую активность. Способность ставить вопрос в связи с возникновением неизвестного или пока малоизученного объекта и находить ответ свидетельствует о высоком уровне умственного и психического развития будущих первоклассников.

Познавательно-исследовательская деятельность воспитанников подготовительной группы становится более самостоятельной

Чем больше ребёнок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения.

Л. С. Выготский

«Воображение и творчество в детском возрасте»

Возрастные особенности старших дошкольников

Разрабатывая систему занятий по исследовательской деятельности в подготовительной группе, воспитатель учитывает возрастные особенности детей 6–7 лет:

  • Способность саморегуляции поведения. Старшие дошкольники обладают большей усидчивостью, они умеют самостоятельно планировать темп и качество практической деятельности так, чтобы избежать переутомления. В подготовительной группе можно проводить длительные исследования во время познавательных занятий и прогулок.
  • Высокий уровень развития диалогической речи, формирование навыков монологической речи. В беседах с воспитателем и в группе дети активно обмениваются высказываниями, чётко формулируют вопросы и дают ответы. К концу обучения в детском саду ребёнок умеет составлять небольшие монологи в устной форме (поздравление аудитории с каким-либо событием, презентация проекта, отчёт о выполненном исследовании).
  • Развитие мыслительных способностей. Дети этого возраста ориентируются в пространственных и временных показателях, сравнивают качества и свойства объектов, способны к обобщению и классификации полученной информации. Совершенствуется умение устанавливать причинно-следственные связи, дети выстраивают логические цепочки из многих звеньев.
  • Креативность. Старшие дошкольники часто принимают спонтанные решения, выполняют задания в неожиданном ключе. Творческий подход наблюдается в различных видах детской деятельности: в устных рассказах, составлении историй на основе наглядного материала, в рисунках, во время игр, опытов и экспериментов.
  • Формирование навыка самооценки. К семилетнему возрасту ребёнок начинает осознавать уровень своих возможностей, способностей и знаний. Он оценивает результаты своей деятельности, но для большинства старших дошкольников наблюдается тенденция к завышенной самооценке.

Старшие дошкольники уже имеют успешный опыт выступлений перед аудиторией

Задачи познавательно-исследовательской деятельности

Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников в детском саду направлена на решение ряда задач:

  • Расширение представлений об объектах окружающего мира.
  • Обучение самостоятельному планированию этапов исследовательской деятельности.
  • Совершенствование речевых навыков, обогащение активного словарного запаса специальными терминами.
  • Развитие аналитического типа мышления: совершенствование навыков сравнительного анализа, обобщения, классификации, подведения итогов продуктивной деятельности.
  • Поощрение инициативности и самостоятельности в работе, создание положительной мотивации к экспериментированию.
  • Создание дружеской атмосферы и сплочённости детского коллектива, развитие умения работать в команде.

Над реализацией поставленных задач воспитатель совместно с детьми работает на занятиях различных видов: по изучению окружающего мира (НОД), формированию элементарных математических представлений (ФЭМП), подготовке к обучению грамоте, речевых, творческих, спортивных и музыкальных занятиях.

Например, изучение различий гласных и согласных звуков можно начать с проведения исследования: «Произнесите звуки [а], [о], [у], [и]. Открыт ли рот? Где находится язык? Как проходит голос?» (Свободно). «Теперь произнесите звук [б]. Рот был открыт? Произнесём звук [р]. Где находится язык? Как проходит голос?» (Встречается препятствие - губы, зубы). Формулируется вывод исследования: при произнесении согласных звуков голос встречает на пути какую-либо преграду, при произнесении гласных - проходит свободно.

Ребята получают новые знания также во время прогулки, проводя наблюдения за объектами живой и неживой природы. Старшие дошкольники участвуют в длительных исследованиях, наблюдая за изменениями объекта: рост растений, изменение осадков в зависимости от температурных условий, движение светил в течение года, фазы Луны.

Результаты экспериментов удивляют дошкольников, поэтому они стремятся проводить опыты снова и снова

Методика организации исследовательской деятельности

Воспитателю необходимо создать условия, в которых дети смогут проявить свои исследовательские способности:

  • Наличие ситуации или вопроса, активизирующего желание решить проблему, ответить на вопрос. Эксперимент проводится не ради развлечения или зрелищности, но является методом познания мироустройства.
  • Проведение устного анализа проблемной ситуации. В подготовительной группе дети анализируют самостоятельно, воспитатель контролирует степень погружения в проблему и правильность изложения мыслей, направляет при необходимости уточняющими вопросами.
  • Определение гипотезы для проведения практического подтверждения/опровержения (эксперимента, опыта, наблюдения, изучения макета или модели).
  • Фиксирование результатов исследования (в специальных журналах, на карточках и т. п.) и формулирование выводов.
  • Создание ситуации успеха. На занятии с исследовательской направленностью каждому воспитаннику должна предоставляться возможность высказывания предположений, озвучивания полученных результатов во время эксперимента.
  • Педагог контролирует практическую деятельность детей и следит за выполнением техники безопасности, положения которой повторяются перед проведением каждого опыта.

Интерес поддерживается успехом, к успеху ведёт интерес. А без успеха, без радостного переживания победы над трудностями нет интереса, нет развития способностей, нет обучения, нет знания.

В. А. Сухомлинский

Внимание и интерес детей поддерживаются посредством различных форм организации исследовательской деятельности. Воспитанников подготовительной группы увлекают такие формы работы, как:

  • Изучение явлений и событий общественной жизни, явлений природы. Исследование того, что происходит в настоящем времени. Это может быть наблюдение за появлением и исчезновением радуги во время прогулки, экскурсия на производство или предприятие (в магазин, промышленный комбинат, библиотеку, на почту), изучение технологии укладки асфальта и других дорожных работ, приготовления и использования цемента, его свойств, когда ведётся ремонт в детском саду.

    Проведение наблюдений за солнцем потребует наличия у воспитанников солнцезащитных очков

  • Рассматривание наглядного материала. Детям старшего дошкольного возраста интересно изучать макеты и модели объектов, которые позволяют узнать об их устройстве или функционировании (макеты планет, вулкана, кораллового рифа, модели подводной лодки, робота-погрузчика, лунохода, космического спутника). Информационный поиск осуществляется также путём рассматривания иллюстрированных энциклопедий и тематических плакатов. В подготовительной группе может проводиться исследовательская работа при помощи мнемотехники: ребята знакомятся с каким-либо процессом во время рассматривания специальных карт. Мнемокарты представляют собой последовательность информационных картинок.

    Старших дошкольников интересуют модели и макеты реальных объектов

  • Коллекционирование и классифицирование. Поиск предметов по определённой тематике - процесс длительный и увлекательный, если имеет целью разностороннее изучение объектов методом сравнения и систематизации. Собранные объекты дети оформляют в мини-выставки, гербарии, альбомы, ящички. Старшие дошкольники владеют написанием печатных букв, под контролем педагога они подписывают экземпляры коллекции, присваивают номера.

    Изготовление коллекции семян поможет ребятам закрепить знания об овощных культурах

  • Эксперименты и опыты. Старшие дошкольники самостоятельно проводят по словесным инструкциям практические исследования объектов, внимательно наблюдают за демонстрацией сложных опытов педагогом. В подготовительной группе детское экспериментирование может сохранять элементы игровой деятельности.

    Опыты с водой - одни из самых любимых у дошкольников

  • Игры-путешествия. Организуются для поиска информации об отдалённых территориях и областях: Северный полюс, Африка, Вселенная, джунгли, океанское дно. Структура игры состоит из виртуального перемещения ребят в исследуемый мир, решения познавательных задач, обобщения новой информации. Во время путешествия дети изучают географические карты, фотографии и иллюстрации, видеоматериалы. Перемещения можно проводить пространственные и временные (в эпоху динозавров, ледниковый период, в гости к первобытным людям, во времена строительства пирамид в Египте и т. п.).

    Дошкольники с удовольствием включаются в работу по созданию макетов объектов исследования

  • Исследовательские проекты. Старшие дошкольники работают над групповыми и индивидуальными проектами по изучению тем в различных областях: «Экология», «Общественно-социальная деятельность», «Животный и растительный мир», «Космос», «География». Итоги проектной деятельности оформляются в виде информационных стендов, плакатов, фотоальбомов, лэпбуков, макетов. Организуется презентация завершённого проекта, на которой воспитанники рассказывают слушателям (родителям, ребятам младших групп, приглашённым гостям) о важности изучения этой темы, поставленных задачах, этапах выполнения исследования.

    Победителям конкурса исследовательских проектов вручаются грамоты и призы

Таблица: виды познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников

Для проведения экспериментов с некоторыми материалами дошкольникам могут потребоваться фартуки и маски

Виды занятий исследовательской направленности

Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ находит своё воплощение в следующих видах активности дошкольников:

  • Занятия НОД по изучению окружающего мира. Классическая форма организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. Старшие дошкольники показывают большую степень самостоятельности в устных заданиях и практических действиях. Разнообразить занятия НОД можно, комбинируя различные формы работы (беседы, изучение наглядного материала, наблюдения, опыты, дидактические и подвижные игры, включение аудиоматериалов). Дети 6–7 лет воспринимают словесные описания образов, находящихся вне их чувственного опыта (космические объекты, рассказы о других материках, древних животных), для этого тема занятия должна заинтересовать воспитанников, на что направлено мотивирующее начало каждого занятия.
  • Интегрированное занятие. Представляет собой синтез познавательной, социально-коммуникативной и художественно-эстетической областей и исследовательской деятельности, что реализуется в формах работы: прослушивание художественного текста или музыкальной композиции, познавательная беседа, ситуативный разговор, экспериментирование, наблюдение, продуктивная деятельность. Цель интегрированного занятия - разностороннее изучение темы или проблемной ситуации.

    Например, на занятии «Что такое воздух?» в подготовительной группе раскрытие образовательных областей реализуется в проведении эвристической беседы и опытов («Познание»), физкультминутки «Надувные игрушки» («Физическое»), проговаривании плана исследования и обсуждении результатов («Речевое»), создании аппликации «Ветер колышет деревья» («Художественно-эстетическое»).

  • Нетрадиционные занятия: спектакль, кукольное представление, квест, концерт, КВН, интеллектуальные игры (викторины, «Своя игра», «О, счастливчик!», «Следствие ведут знатоки»), консультация (дети выступают в роли консультантов для младших товарищей). Эти формы занятий содержат развлекательный компонент, дошкольники активно выполняют творческие задания и следят за раскрытием темы.
  • Экологические акции. Проведение мероприятий в поддержку бережного отношения к природе требуют обширной предварительной работы: изучение какой-либо экологической проблемы, прогнозирование в случае неблагоприятного развития событий (загрязнение воздуха, воды и почвы, гибель растений и животных), поиск информации о способах решения проблемы, практический вклад.
    Варианты экологических акций в подготовительной группе детского сада: «Одень дерево» (действия по защите деревьев на территории ДОУ от морозов - укутывание), «Покормите птиц!» (создание кормушек и обеспечение кормом птиц, остающихся зимовать), «Утилизация батареек» (акция по сбору использованных носителей энергии и передача их в утилизацию), «Зелёный десант» (акция по озеленению территории ДОУ или по очистке прилегающей территории от мусора).

Участие в экологических акциях учит дошкольников заботиться о родной природе

Проведение занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе ДОУ

Согласно нормам СанПиН занятие НОД в подготовительной группе проводится в первой половине дня (лучше в середине недели, когда умственные способности находятся на пике активности) и длится не более получаса. Проводить наблюдения с исследовательской направленностью можно во время утренней или вечерней прогулки в течение 7–15 минут.

Формы детской деятельности должны быть разнообразными. В подготовительной группе достаточно одного задания на физическую активность (зарядка, танцевальная разминка или подвижная игра). В качестве смены деятельности проводятся музыкальные паузы, просмотр мультипликационного эпизода по теме занятия, коллективное заучивание поговорок, стихотворных отрывков.

Духовную полноту и насыщенность жизни может дать только широкое, разностороннее образование, пытливое познание мира, активное стремление к знанию, радость знания.

В. А. Сухомлинский

«О воспитании»

Проведение опытов с надувными шарами наглядно демонстрирует дошкольникам, что воздух имеет вес

В подготовительной группе воспитатель даёт словесные инструкции и описания к выполнению опытов, дети учатся выполнять исследование по графической схеме. Прямой показ используется для демонстрации сложных опытов и в индивидуальном порядке для ребят, испытывающих затруднения. Старшим дошкольником предлагаются задания на прогнозирование результатов исследования и фиксирование полученной информации. Ребята работают над созданием гербариев и коллекций, ведут дневники погоды и опытных наблюдений, заполняют карточку эксперимента, дополняют символами пустой шаблон схемы опыта.

Таблица: схема построения плана исследования

Этап исследования Пример хода детского экспериментирования
Постановка вопроса Мотивационное начало занятия. Дети получили видеописьмо от сказочного персонажа, в котором он говорит, что видел, как ребята проводили опыты на плавучесть различных материалов. Дошкольниками было установлено, что железо тонет. Персонаж интересуется, а все ли предметы из металла, тонут, например, корабли. Воспитанники формулируют вопрос: «Почему не все железные предметы тонут в воде?».
Целеполагание Воспитанники предлагают варианты решения проблемы, приходят ко мнению, что за плавучестью различных предметов из металла нужно понаблюдать в лаборатории.
Выдвижение гипотез Ребята размышляют, каким образом можно определить условия плавучести железных предметов (провести эксперимент с опусканием на поверхность воды различных по объёму и форме объектов, сделанных из одного материала).
Проверка гипотезы Экспериментирование в лаборатории с железной пластиной, кубиком, бруском, шариков, миской, корабликом.
Анализ полученных результатов Дети увидели, что одинаковые по весу металлические предметы по-разному ведут себя при погружении в воду (меньшие по объёму тонут, с большим размером плавают на поверхности, обладают плавучестью).
Подведение итогов исследования, формулирование выводов Не тонут в воде те металлические предметы, общая плотность которых меньше плотности воды.

Дошкольники на практике ищут ответ на вопрос, почему одни металлические предметы тонут в воде, а другие плавают

Мотивирующее начало занятия

От того, в какой мере ребёнок заинтересован темой занятия, зависит его инициативность в непосредственно исследовательской работе. Воспитатель увлекает ребят наводящими вопросами, рассматриванием необычного наглядного материала. Стимулируют заинтересованность проблемные ситуации, элементы игры, сюрпризные моменты. Прогнозируя положительное восприятие начального этапа, педагог выстраивает занятие в общей направленности (помощь сказочному персонажу, путешествие по неизведанному миру, поиск ответа на важный вопрос).

Необычный наглядный материал можно использовать в начале занятия, что активизирует познавательную деятельность дошкольников

От мотивации и эмоционального настроя дошкольников в начале занятия во многом зависит итоговый результат исследовательской деятельности.

Таблица: примеры мотивирующего начала занятия

Тема познавательного исследования Вариант мотивирующего начала занятия
Формирование представлений о природном явлении - извержении вулкана (занятие «Огнедышащая гора - вулкан»).
  • Сюрпризный момент. В группу приходит видеописьмо от сказочного персонажа. Он сообщает, что видел макет горы, который ребята сделали на прошлом занятии. Герой рассказывает ребятам легенду об огнедышащей горе и просит объяснить ему, что же это за гора.
  • Проведение беседы с использованием наглядного материала (схемы строения вулкана, фотографии спящих вулканов, пробуждающихся и извергающихся).
Расширение представлений о свойствах твёрдых материалов: древесина, пластмасса, пенопласт, металл, бумага, ткань, резина (занятие «Путешествие на остров»).
  • Создание игровой ситуации. Воспитатель предлагает ребятам отправиться в морское путешествие к удивительному острову. Проводятся подвижные игры «Мы медузы», «Осьминожки», «Море волнуется - раз!», звучит аудиозапись шума морских волн.
  • Сюрпризный момент. Ребята находят бутылку («Дети, волны принесли нам послание в бутылке!»), в ней находится алгоритм проведения опытов на исследование плавучести различных материалов.
Знакомство с экологической проблемой загрязнения воздуха и её возможными последствиями для природы и человеческого организма (занятие «Мы исследователи»). Проведение эвристической беседы:
  • «Что такое воздух?»,
  • «Для чего человеку нужен воздух?»,
  • «Как мы можем увидеть воздух?»,
  • «Может ли воздух стать вредным для растений, животных и человека?».

Таблица: картотека тем по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе

Тема занятия Задачи исследования
  • «Вода и лёд»,
  • «Снежное царство»,
  • «Куда пропали лужи?»,
  • «Путешествие капли».
Расширение представлений о свойствах воды, её формах (жидкой, твёрдой, газообразной) и условиях перехода от одной формы к другой.
  • «На свету и в темноте»,
  • «Увлажнение и засуха»,
  • «Тепло или холодно».
Формирование представлений об условиях роста растений.
«Невидимый и близкий» Расширение представлений о свойствах воздуха, его значении для жизни на Земле.
«Откуда берётся звук?» Формирование представлений о колебании предметов.
  • «Тени на стене»,
  • «Свет повсюду».
  • Расширение представлений об источниках света (природных и искусственных).
  • Формирование представлений о значимости света для жизни на Земле.
«Зеркало, зеркало» Расширение представлений о свойствах зеркал и их использовании.
«Почему двигаются предметы?» Знакомство с понятиями «тяга» и «сила трения».
«Почему не тонет корабль?» Знакомство с зависимостью плавучести предметов от формы, размера, веса.
«Сахар» Расширение представлений о свойствах сахара, способах его получения и использования.
«Соль» Расширение представлений о свойствах соли, способах её добывания и применения.
«Клей» Знакомство с различными видами клея (ПВА, силиконовый, моментальный) и их свойствами.
«Цемент» Знакомство со свойствами цемента и способами его использования.
  • «Очистка воздуха»,
  • «Как очистить почву?»,
  • «Почему стала грязной вода?».
Знакомство с понятием «экологическая проблема».
«Измерение длины предметов»
  • Знакомство со способами измерения длины.
  • Формирование умения работать с линейкой, сантиметром, курвиметром.
  • «Айсберг»,
  • «Вулкан»,
  • «Коралловый риф»,
  • «Выше гор могут быть только горы».
Знакомство с природными объектами при помощи изучения макетов.
  • «Мы исследователи»,
  • «Юные учёные»,
  • «Познаём, исследуем, творим».
  • Совершенствование навыков экспериментирования.
  • Осваивание проектной деятельности.

Воспитанникам подготовительной группы вполне можно доверить работу с микроскопом

Временной план занятия в подготовительной группе

Конспект занятия НОД и интегрированного занятия с исследовательской направленностью разрабатывается педагогом с учётом возрастных особенностей воспитанников и обязательным включением физических и игровых элементов. Занятие с исследовательской направленностью в подготовительной группе длится 30 минут и состоит из следующих компонентов:

  • Организационный момент - 1 минута.
  • Мотивирующее начало занятия - 3–5 минут.
  • Построение плана исследования - 2–3 минуты.
  • Физическая активность - 2–3 минуты.
  • Практическое исследование (наблюдение, проведение опыта, экспериментирование) - 10–15 минут.
  • Фиксирование результатов исследования - 1–2 минуты.
  • Подведение итогов - 1 минута.

Таблица: примеры временного плана занятий на разные темы

Тема занятия Организационный момент Мотивирующее начало Проговаривание этапов исследования (планирование) Физическая активность Практическая работа Фиксирование результатов Подведение итогов
«Путешествие в Эру динозавров» 1 минута.
  • Создание игровой ситуации. При помощи импровизированной машины времени ребята переносятся в доисторические времена.
  • Просматривание видеоматериалов.
2 минуты. Подвижная игра «Динозаврики».
3 минуты.
Изучение различных видов динозавров (по фигуркам и материалам иллюстрированной энциклопедии).
13–15 минут.
Распределение (классифицирование) картинок с динозаврами на карточке по подгруппам: травоядные и хищные; плавающие, сухопутные, летающие.
1–2 минуты.
1 минута.
«Листья жёлтые над городом кружатся» 1 минута. Сюрпризный момент. В группу приходит белочка (роль исполняет воспитанница старшей группы) и просит помочь ей в ответе на вопрос: «Почему листья на деревьях в лесу стали желтеть и опадать?».
3 минуты.
2 минуты. Физкультминутка «Дерево всё выше».
2 минуты.
Исследование листьев деревьев при помощи микроскопа (наличие и отсутствие хлорофилла).
14 минут.
Оформление страницы гербария.
2 минуты.
1 минута.
«Берегите воду!» 1 минута.
  • Изучение наглядного материала (плакатов, фотографий, видеоролика) о загрязнении воды.
  • Проведение познавательной беседы об этой экологической проблеме.
3 минуты. Зарядка «Капельки - бух! Капельки
- прыг!».
2 минуты.
Опытная деятельность по очистке воды.
15 минут.
Заполнение карточки исследования.
1 минута.
1 минута.

Изучение видов динозавров перенесёт дошкольников в удивительный мир доисторической природы

Таблица: пример конспекта познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе

Автор Ковалевская Н. Н., воспитатель МБДОУ Д/с «Радуга», г. Исилькуль, Омская область.
Название «Гербарий. Деревья на участке детского сада»
Цель Расширять и обогащать знания детей об особенностях осенней природы и деревьях на участке детского сада.
Задачи
  • Закрепить знания детей о строении листа.
  • Систематизировать знания о деревьях на участке детского сада, о том, как наступает листопад.
  • Продолжать знакомить с сезонными изменениями в живой природе.
  • Расширять и активизировать словарь по теме.
  • Формировать умение использовать знания, полученные опытным путём.
  • Создать условия для творческой деятельности детей.
Предварительная работа
  • Наблюдения,
  • беседы,
  • чтение художественной литературы,
  • совместно с родителями посадка деревьев на участке детского сада,
  • поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Деревья»,
  • рассматривание деревьев на прогулке, экскурсиях в детском саду и дома.
Формы организации деятельности
  • Решение проблемной ситуации,
  • ситуативный разговор,
  • работа в творческой лаборатории,
  • беседа,
  • загадывание загадок.
Материалы
  • Листья разных пород деревьев,
  • презентация «Лист»,
  • белый картон,
  • клей ПВА, салфетки,
  • иллюстрации деревьев с названиями,
  • лупы,
  • простой и цветные карандаши.
Ход занятия Мотивационный этап.
В.: Мы с вами в течение месяца очень хорошо потрудились. Мы изучили строение листа, узнали, почему осенью листопад. Что ещё мы с вами сделали? (Собрали листья для гербария).
Мы потрудились как настоящие учёные-исследователи. Как вы думаете, мы всё сделали? (Нет, не всё, учёные свои исследования записывают в специальные книги - энциклопедии).
А мы можем создать небольшую энциклопедию о деревьях нашего участка? Что нам для этого понадобится? (Ответы детей).
Основной этап.
В.: Прежде чем приступить к работе, повторим, что мы знаем о деревьях и листопаде.
  1. Беседа о листопаде.
    • Уж пахнет в воздухе дождём,
      Всё холоднее с каждым днём.
      Деревья свой наряд меняют,
      Листочки потихонечку теряют.
      Понятно всем, как дважды два -
      Пришла … (Осенняя пора).
    • Дни стали короче,
      Длинней стали ночи,
      Урожай собирают.
      Когда это бывает? (Осенью).
      В.: Почему вы решили, что это загадки про осень?
      По каким признакам можно определить, что пришла осень?(Стало холодно, улетели птицы, опадают листья и т. д.).
      Какой признак осени самый красивый?
      Что происходит с листьями, прежде чем они опадут?
      Почему листья меняют цвет?
      Почему листья опадают?
      Что образуется в основании черешка? Где находится основание черешка? (Выслушивает ответы детей на каждый вопрос).
  2. Повторение строения листа (презентация).
    В.: Вы всё сказали правильно. А теперь напомните мне строение листа. (Лист состоит из листовой пластинки и черешка).
    А мы можем заглянуть в середину листа? (Посмотреть в микроскоп). Мы с вами рассматривали листочки через микроскоп? Что вы там видели? (На листовой пластинке видна сеточка. Сеточка - это сосуды, по которым движется вода, питательные вещества).
    Но если заглянуть в середину листа через микроскоп учёного, который увеличивает в тысячи раз, то мы увидим, что в каждом листике полным-полно чудесных зелёных зёрен. Как называются эти зелёные зёрнышки? Кто помнит? (Хлорофилл).
    Кроме зелёных зёрнышек в листьях есть и другие - жёлтые, красные, бордовые. Пока работали зелёные зёрнышки, других зёрнышек видно не было, но растворились зелёные - и остались только жёлтые, красные, бордовые. Вот листья и изменили свой цвет.
  3. Беседа «Деревья нашего участка».
    В.: Мы с вами вспомнили строение листа и что такое листопад, но ничего не рассказали о самих деревьях. Какие деревья растут на участке детского сада? (Вяз, берёза, рябина, клён, дуб).
    У всех деревьев листья одинаковые по форме? Как мы узнаём, от какого дерева лист? (По форме листа).
    А расцветка у всех листьев осенью одинаковая? (У берёзы - жёлтая, у клёна - жёлтая и красная, у рябины - бордовая, у дуба - коричневая).
  4. Исследовательская и продуктивная деятельность.
    В.: Молодцы! Теперь вы готовы к выполнению научной работы.
    Нам надо будет разделиться на 5 групп по 2 человека. Каждая группа будет собирать материал об одном дереве. (Иллюстрация дерева, листочек из гербария, рисунок листа - как он выглядит, если рассмотреть его через микроскоп).
    Вы можете ещё раз рассмотреть свои листочки через лупу. Рассмотреть форму листа. Проходите за столы. Приступайте к работе.
    Каждая подгруппа рассказывает о своём дереве. Воспитатель дополняет.

Итоговый этап.
Вопросы для рефлексии:

  • Что мы сегодня делали?
  • Вам понравилось?
  • Какое у вас настроение?

Примеры организации познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе

Предлагаем ознакомиться с опытом проведения занятий в ДОУ по исследовательской деятельности и экспериментированию с детьми 6–7 лет.

Видео: открытое занятие по экспериментированию «Молекулы и пузырьки»

Видео: опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе (изучение свойств воды)

Видео: опытно-экспериментальная деятельность «Зимняя вода»

Видео: открытое занятие «Секреты лимона»

Видео: НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Самый главный волшебник»

Видео: НОД «Путешествие в лабораторию профессора Почемучкина»

Анализ и диагностика познавательно-исследовательской деятельности воспитанников

Для оценивания результатов и эффективности познавательно-исследовательской деятельности воспитанников педагогом проводится диагностика по следующим критериям:

  • умение постановки проблемы;
  • грамотное формулирование вопросов;
  • построение алгоритма действий для решения проблемы;
  • выдвижение гипотез;
  • выбор способов исследования;
  • умение описывать наблюдения во время исследовательского процесса;
  • наличие мыслительных умений (анализирование, сравнивание, обобщение, систематизация);
  • степень самостоятельности на каждом этапе проведения исследования;
  • способность к умозаключениям, выводам, подведению итогов.

Педагог оценивает степень самостоятельности воспитанника при проведении опытов, умение формулировать выводы

О высоком уровне познавательно-исследовательской деятельности свидетельствует наличие устойчивой мотивации к решению проблемных ситуаций и поиску ответов на поставленные вопросы, самостоятельное построение алгоритма исследования и проведение практической работы (опытов), грамотная формулировка полученных сведений, правильное построение выводов. Ребёнок с развитым исследовательским типом мышления проявляет инициативу в выборе материалов и инструментов для проведения наблюдений, не боится выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, доводит начатое до конца с целью получения соответствия озвученной гипотезе или опровержения её.

Для выявления отношения воспитанников к экспериментальной деятельности и определения уровня овладения исследовательскими навыками воспитатель может предложить детям вести специальный журнал, в котором фиксируются результаты проделанной работы. Вместе с тем педагогу рекомендуется вести диагностические карты на каждого воспитанника, в которые он заносит данные собственных наблюдений за исследовательской активностью детей.

Диагностика может проводиться и в форме индивидуальной беседы с использованием специальных заданий

Развитие познавательной деятельности как тема по самообразованию педагога ДОУ

Педагог ДОУ постоянно совершенствует своё профессиональное мастерство, повышает квалификацию и развивается. Занимаясь самообразованием по теме развития познавательной деятельности старших дошкольников, воспитатель изучает методы и подходы по созданию условий для формирования у детей основ познавательного, интеллектуально-личностного и творческого развития.

Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами.

К. Чуковский

Большое внимание педагог должен уделить созданию условий для детского экспериментирования. В помещении группы организуется исследовательский уголок или центр науки. Возможна подготовка отдельной комнаты для функционирования кружка по познавательно-исследовательской деятельности. В исследовательском уголке или лаборатории должно быть выделено место для демонстрации проектов воспитанников или для тематических выставок. Для хранения познавательной литературы, материалов для опытов и приборов выделяются стеллажи, доступ к которым будет открыт всем ребятам. Для проведения опытов продумывается место: демонстрационный стол, ученические парты и стульчики. Наглядно должны быть представлены правила техники безопасности при проведении опытов (например, в виде плаката).

При возникновении у ребят затруднений при проведении опытов педагог всегда приходит на помощь

Таблица: этапы работы по самообразованию воспитателя в рамках темы «Развитие познавательной деятельности дошкольников»

Этап работы по самообразованию Содержание деятельности
Теоретический этап
  • Изучение нормативных документов и научно-методической литературы, в которых говорится о значимости и способах организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников (ФГОС и разработанные в его рамках учебные программы).
  • Изучение практического опыта коллег по интересующей тематике: в педагогических журналах и информационных порталах по дошкольной педагогике широко представлены материалы по организации экспериментальной деятельности детей (проведение проектов в условиях ДОУ, конспекты отдельных занятий и прогулок исследовательской направленности).
  • Разработка тематического планирования: постановка общих целей и задач предполагаемого курса обучения с таблицей конкретных занятий для каждой возрастной группы дошкольников.
Практический этап Осуществляется внедрение в практику подготовленной теоретической базы. Педагогом организуются занятия по исследовательской деятельности в соответствии с учебным планом в первой половине дня или открывается кружок по дополнительному образованию. В течение учебного года воспитатель проводит тематические собрания или консультации для родителей, в которых знакомит их с задачами экспериментальной деятельности и показывает достигнутые детьми результаты. Педагог должен стремится привлекать детей к проектной деятельности, участию в городских и региональных конкурсах. О результативности работы воспитатель сообщает на педсоветах, семинарах и круглых столах для коллег.

Фотогалерея: примеры создания условий для исследовательской деятельности дошкольников

В исследовательском уголке размещаются различные материалы для проведения опытов Материалы исследовательского уголка должны находиться в свободном доступе детей При работе в мини-лаборатории обязательно соблюдение техники безопасности При организации исследовательского уголка важно предусмотреть пространство, где дети будут работать с материалами Работа с микроскопом требует аккуратности, но оставляет у детей незабываемые впечатления В опытной лаборатории могут заниматься не все дети, а только наиболее мотивированные Педагог обязательно знакомит воспитанников с оборудованием исследовательского кружка

Образование - высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность - учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса - часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.

Конспект НОД

Поисково-исследовательской деятельности

для детей старшей группы

МДОУ д/с №2

Рогулева Татьяна Николаевна -

Воспитатель МДОУ детский сад №2

г. Маркса

Конспект НОД поисково-исследовательской деятельности

для детей старшей группы

«Превращения. А что это такое?»

Цели: Знакомство со словом «превращения», поиск превращений. Развитие умения фиксировать действие превращение на основе употребления пар слов: «был – будет», «был – стал». Освоение схемы «превращения». Формирование действия превращения на основе практических действий.

Материал: картинки с изображением сказочных героев, с животными, с изображением последовательного изменения роста человека; карточки со схематичным изображением превращений; 3 стаканчика с водой, чайные ложки, соль, сахар, марганцовка, марля, костюм фокусника.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, мы сегодня на занятии будем говорить о превращениях. Подумайте и скажите, где бывают превращения?

Дети: В сказках.

Воспитатель: Вспомните и назовите превращения в сказках.

Выслушиваются ответы детей.

Воспитатель: кто сможет сказать, что такое превращение?

Ответы детей.

Воспитатель: как мы узнаем, что превращение произошло?

Дети: Что-то или кто-то изменился, стал другим.

Воспитатель : Правильно. Итак, превращение – это когда кто-то или что-то был одним, а потом стал другим. Но превращения бывают не только в сказках, но и в настоящей жизни. Вот, например, сейчас у нас день, а потом будет что?

Дети: Ночь.

Воспитатель: Во что ночь потом может превратиться?

Дети: Опять в день.

Педагог показывает картинку с детенышем животного.

Воспитатель: Это кто?

Дети: Котенок.

Воспитатель : Правильно. И назовем его Кузя. А это кто? (показываю картинку с взрослым животным)

Дети: Это кот.

Воспитатель: Как вы думаете, может ли это быть один и тот же кот?

Дети: Да. Сначала он был маленьким, а потом вырос, и стал большим.

Воспитатель: Правильно. Котенок превратился в кота, потому что он вырос. И вы тоже превратитесь во взрослых людей. И звать вас так же будут, как и сейчас. Но превращаться вы будете медленно.

(Показываю картинки с изображением последовательного изменения роста человека). А давайте тоже сделаем маленькое превращение из пластилина. Можно из кубика сделать шарик?

Дети: Да.

Дети лепят шарик, разминая холодный пластилин.

Воспитатель. Пластилин был, какой?

Дети: Холодный, и в виде кубика.

Воспитатель : А стал каким?

Дети: Теплый, и в виде шарика.

Воспитатель: Произошло превращение. Давайте поиграем в игру «Угадай превращение». Я буду говорить предмет, а вы, во что он превратится.

(дерево – деревянный дом, зернышко- цветок, щенок – собака, вода – лед и т.д.) Может кто - то придумает свои превращения.

Воспитатель: А вы знаете, что можно изобразить схематично превращение.. Рисуется стрелочка, показывая направление превращения. От лягушки к царевне или наоборот. Я сейчас раздам листочки, и вы схематично изобразите, что во что превращается.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: А теперь отдохнем и поиграем в игру «Море волнуется раз».

«Море волнуется раз,

Море волнуется два,

море волнуется три,

цветочная фигура ….. замри». (звериная)

Воспитатель: А фокусник, это волшебник или это настоящее превращение? Вы произнесите волшебные слова 3 раза и мы посмотрим, может что то произойдет!

Ахалай - Махалай, превращения начинай! (ухожу переодеваться)

Фокусник: Здравствуйте, ребята! Скажите, кто я такой? Кем я была и в кого превратилась? Я очень рад, что вы меня пригласили в гости в ваш детский сад. Сейчас я вам покажу фокусы-превращения. Как вы думаете, что нам надо для этого?

Ответы детей

Фокусник: Есть у меня волшебная палочка – это обычная чайная ложка. Она сегодня будет моей помощницей. Главное ребята, это – внимание, превращение нужно заметить. Итак, мы начинаем: Эх, Аахалай, да Махалай, превращения начинай!

Первое превращение .

Мне понадобится стакан с водой и соль. Я чайной ложкой беру соль и опускаю в воду, дотрагиваюсь волшебной палочкой, мешаю… Раз, два, три! Соль исчезла. Что с ней произошло, как вы думаете?

Дети: Соль растворилась.

Фокусник: А что стало с водой? Она поменяла цвет?

Дети: Вода стала соленой и не поменяла цвет.

Фокусник: Молодцы! А теперь это превращение вы сами сделайте.

Предлагаю прейти ко второму превращению .

Возьмем стаканы с чистой воды, а теперь самое главное. Берем волшебной палочкой сахар и опускаем ее в воду. Размешиваем нашей помощницей – чайной ложкой. Ребята, изменила ли цвет вода? Куда делся сахар? Попробуйте на вкус свою воду. Какая на вкус стала вода?

Дети: Вода не поменяла цвет, а сахар растворился в воде.

Фокусник: Ребята, что вы наблюдали? Что изменилось?

Дети: Мы наблюдали, как сахар и соль растворилась в воде. Вода поменяла вкус. В первом случае, она стала соленая, а во втором сладкая.

Фокусник: Молодцы! Я приготовил еще одно превращение. Посмотрите, ребята, я беру этот стакан и наполняю его водой, и помешиваю. А теперь опускаю в стакан вот этот марлевый мешочек (в мешочке 2-3 кристаллика марганцовки). Вот посмотрите, кристаллики марганцовки прячутся в воде, они исчезают, а вода при этом меняет цвет. Пофантазируйте, и скажите, на что похожи растворяющиеся кристаллики?

Ответы детей.

Фокусник: Я закончил свой сеанс. Мои превращения понравились вам?

Дети: Да.

Фокусник: Мне пора. До новых встреч. Ахалай - Махалай, превращения продолжай! (ухожу переодеваться)

Воспитатель: Итак ребята, в кого я опять превратилась? Мы сегодня говорили о превращениях. Вам понравилось находить превращение и самим его делать?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда на следующих занятиях мы продолжим эту тему, и будем исследовать новые превращения.

Редькина Татьяна Павловна

Воспитатель, МАДОУ "Детский сад №65", Сыктывкар, Республика Коми

Редькина Т.П. Опытно-исследовательская деятельность детей подготовительной группы в процессе НОД (экология) // Совушка. 2017. N3(9)..02.2020).

Заказ № 36491

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, O.Л Князева).

Реализуя программу «Радуга» (Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др), я столкнулась с противоречием. Одной из задач является задача формирование самостоятельности, целеустремленности у детей, умение ставить перед собой задачу и добиться ее решения. Но задача не связана с исследовательскими методами обучения. Ее реализация основана на репродуктивных, объяснительно-иллюстративных методах обучения. В программе С.Н. Николаевой «Юный эколог» тоже, по моему мнению, не хватает исследовательской деятельности. Большинство рекомендованных занятий построены на основе беседы.

Поэтому в своей работе я активно использую исследовательский метод. Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Следует подчеркнуть, что именно в дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления, становление познавательных интересов, развитие продуктивной и творческой деятельности, расширение взаимодействия. Экспериментирование является основным видом ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности. И неслучайно в работах многих отечественных педагогов Н.Н. Поддьякова (1995 год), А.П. Усовой, Е.Л. Панько говорится, что именно экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как:

Уметь видеть проблему и ставить вопросы;

Уметь доказывать;

Делать выводы;

Высказывать предположения и строить планы по их проверке.

Именно исследовательский метод является одним из основных методов, который помогает дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Ведь экспериментирование включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. То есть детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников и наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы.

Поэтому я разработала систему опытно-экспериментальной деятельности на занятиях экологии.

Система опытно-экспериментальной деятельности на занятиях экологии. подготовительная группа

Тема

Тема деятельности

Цель деятельности

Описание

«Планета Земля в опасности»

«Глобус своими руками»

Создать с детьми глобус для работы с ним в течение года.

Моделирование планеты (папье-маше), с частями суши, рельефом. Описание в методике работы с детьми (2,с. 10)

«Обитатели нашего уголка природы».

«Растения пьют»

Показать детям жизнедеятельность растений (потребление воды).

В стаканчик с подкрашенной водой ставится черенок цветущего растения (с белыми цветами, лучше бальзамин - у него быстрое всасывание жидкости). Цветок растения окрасится в цвет красителя воды.

Почему цветок окрасился? (растение «пьет», разносит воду по всем частям)

«Влаголюбивые и засухоустойчи-

вые комнатные растения».

«Влаголюбивые и засухоустойчи-

Показать приспособленность растений к условиям обитания в местах с повышенной и пониженной влажностью; способы накапливания, сбережения влаги и наоборот.

Обломить несколько черенков или отдельных листьев (засухоустойчивых: толстянка, алоэ, влаголюбивых: бальзамин, лист бегонии) и проследить изменения. Влаголюбивые подвянут. Почему? У них широкие листья с тонкой покрывающей кожицей, которые активно испаряют влагу. А засухоустойчивые остались неизменны. Они накапливают воду в стеблях и листьях, листья покрыты толстой кожицей, чтоб снизить испарение влаги, а кактусы редуцировали листья в иглы, чтоб сохранить накопленную в стволе влагу.

«Почему белые медведи не живут в лесу?»

«А белый ли белый медведь? И почему белый медведь не мерзнет»

Показать как прозрачные волоски шерсти образуют белый мех медведя.

Накануне занятия следует провести опыт «Какая поверхность сильнее нагревается: белая или черная?».

Рассмотреть через мультимедийный пректор фото кожи медведя - она черного цвета.

Чтоб лучше нагревалась. Но ведь она под белым мехом, а белый цвет отталкивает солнечные лучи. Рассмотреть фото шерстинок белого медведя - они прозрачные.

Так почему шкура медведя белая? Проследить как меняется цвет силуэта «чернокожего» медведя при накладывании на него несколько слоев прозрачной полиэтиленовой пленки. Медведь стал белым и незаметным на снегу, а прозрачные шерстинки пропускают солнечные лучи к темной коже медведя, и согревают его в лютые морозы.

«Беседа об осени»

«Почему листья осенью желтеют»

Показать детям зависимость выработки хлорофилла растениями от продолжительности светового дня.

Этот опыт надо начинать примерно за неделю. Чтоб на занятии был уже результат. Растение поставить в темный шкаф и выставлять на постоянное место на пару часов, или прикрыть фотопленкой один лист и никуда растение не убирать (это более гуманно к живому объекту). Хлорофилл вырабатывается только на свету. Нет света - лист желтеет (желтый пигмент в растениях есть всегда).

«Знакомство с лягушками и их жизнью в естественных условиях»

«Почему глаза и ноздри лягушки находятся на одном уровне»

Показать приспособленность лягушки находиться в двух средах обитания одновременно.

Предложить детям погрузить резиновые игрушки-лягушки в воду, чтоб на поверхности были только ноздри и глаза. Показать на мультимедийном проекторе фото такой позы лягушки.

Зачем лягушке такая особенность?

Чтоб их кожа не пересыхала на солнце, чтоб их не было видно сухопутным хищникам, а сами лягушки видели все вокруг и могли бы дышать воздухом. Предложить то же проделать с игрушкой зайца, волка…

У каких животных есть такая особенность? (бегемот, крокодил) Почему?

«Как видит лягушка»

Показать особенности зрения лягушек.

Привязать к указке леску к концу лески привязать пластмассовую муху, но детям не показывать, что на конце лески. Махнуть перед детьми указкой с мухой.

Увидели, что было на конце лески? (нет). Посадить «муху» на стол. - Разглядели кто это?

Лягушка видит все наоборот. Движущие предметы хорошо, а неподвижные вообще не видит. Неподвижные предметы она не видит, потому что те не опасны и не съедобны

«Сравнение рыб и лягушек».

«Как видят рыбы»

Показать особенности зрения рыб, приспособленность к среде обитания; зависимость развития разных органов чувств от глубины обитания и степени прозрачности воды.

Небольшими группами сесть вокруг прозрачных емкостей (можно 3-литровые банки), наполненных прозрачной водой. Посмотреть друг на друга, приблизившись близко к емкостям.

Хорошо видно друг друга? (да). Потом посмотреть отодвинувшись на расстоянии.

Хорошо видно друг друга? (плохо)

Так и рыбы видят - они близоруки.

Влить молоко в емкости с водой и посмотреть через мутную воду.

Хорошо видно? (ничего невидно).

Как же рыбы ориентируются в мутной, темной, придонной воде?

Показать на мультимедийном проекторе боковую линию рыб и донных рыб с усиками (сомы, налимы)

«Беседа о кроте»

«Как видит крот»

Показать приспособленность крота к подземному образу жизни.

Рассмотреть на фотографии глаза крота. Глаза есть, но срослись веки. Предложить детям одеть очки с непрозрачной пленкой (превратиться в крота).

Посмотрите друг на друга, хорошо видите? (ничего не видно)

А теперь посмотрите на лампы и поводите рукой перед глазами. Что видите? (тени от руки). Почему крот так видит? (зрение под землей, в полной темноте не нужно).

«Почему мех крота ложится в разных направлениях»

Взять кусочек натурального меха (крот) и просунуть его сквозь трубочку (туннель норы) по росту шерсти и против.

Как легче «кроту» было проходить по туннелю? (по росту шерсти)

Почему у крота шерсть ложится в разных направлениях? (чтоб крот не застревал в норе, мог легко передвигаться как вперед, так и назад).

«Слепые землекопы»

Проект «Слепые землекопы»

Показать разнообразие животных, приспособленных к жизни под землей.

Презентация «Слепые землекопы»

«Что мы знаем о птицах?»

«Как видят птицы»

Показать зависимость расположения глаз от типа питания.

Предложить детям встать, ведь голубь летает высоко. -Где расположены глаза? (по бокам) - Поверните голову вправо, как можно дальше, поводите глазами посмотрите. Запомните, что вы видите. Вот сколько голубь видит правым глазом. А теперь поверните голову влево. Левый глаз оказался на боку. Посмотрите, сколько птица видит левым глазом. Много видит голубь? (все вокруг себя)

А теперь посмотрите на сову. У нее так же расположены глаза? (прямо) Почему у голубя по бокам, а у совы прямо? (голубю надо видеть хищника, дорогу для спасения, а сова нацелена на жертву перед собой). Предложить определить по фотографиям птиц хищных и жертв.(беркут, синица или др, с четко выраженным направлением взгляда). Примечание: у зверей четко выражено направление глаз (кошки - мыши, тигры - антилопы, волки - зайцы).

«Полет листа бумаги»

Показать важность площади опоры о воздух для полета.

Предложить детям взять два листа бумаги, один скомкать в шарик и опустить их одновременно с высоты поднятых рук.

Какой лист упал раньше? (скомканный) - Почему?

Расправленный лист легкий и широкий, опирается о воздух, поэтому может немного планировать. Провести аналогию с расправленным крылом птицы.

«Сохраним елку - красавицу!»»

«Елочки - школьницы»

Показать сколько елок вырубается на праздник.

Для начала провести аналогию с человеческим возрастом. Елочки до 10 лет называются школьницами. Предложить посчитать сколько елочек срубят для семей детей, посещающих группу, две группы, весь детский сад, 3 детских сада поселка? Число огромно и очень поражает детей.

«Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу»

«Маскировка»

Уточнить приспособительные особенности животных.

Моделирование маскировки. Описание в методике работы с детьми (2, с. 64)

«Этажи леса»

Показать, что все животные занимают свою пищевую нишу в лесу. И никто никому не мешает.

Моделирование этажей леса. Описание в методике работы с детьми (2, с. 64)

«Волк и лиса - лесные хищники»

«Чьи ноги быстрее»

Показать, как особенность внешнего вида влияет на способ добычи пищи.

Моделирование при помощи «ног - циркулей». Описание в методике работы с детьми (2 . с. 72) Лучше приготовить на каждого ребенка или комплект на двоих.

Подвижная игра «Поймаем зайца»

Объяснить, почему волки зимой сбиваются в стаи.

Лето - один ребенок «волк» догоняет ребенка «зайца». Зима - этот же ребенок, но с одетой резинкой на уровне икр (моделирование затрудненного бега по снегу) догоняет зайца (заяц гораздо легче волка и не проваливается глубоко в снег, поэтому ноги свободные). Догнать не получается. На помощь позвать еще несколько детей. «Стая» зайца загоняет в кольцо. Вывод: одному волку в лесу не выжить, а стае проще прокормиться.

«Лес в жизни человека»

«Как появился рисунок на поверхности деревянной мебели»

Показать как образуется текстурный рисунок на деревянных поверхностях.

Раскатать два разных по цвету пласта пластилина, наложить друг на друга и закатать в рулет. Стекой, смоченной водой разрезать рулет под разными углами. Целесообразно перед этой работой показать детям прямые срезы деревьев, с четким рисунком годовых колец.

«Заповедные места и памятники природы»

Сюжетная игра «Некультурные туристы»

Показать, как активно исчезают экземпляры флоры и фауны из природы из-за экологической неграмотности людей.

Разложить фотографии цветов и пригласить на «экскурсию» детей - «некультурных туристов», которые «сорвали» всего по одному цветочку. Сколько исчезло и не дало потомство цветов? Такую же игру можно провести и с насекомыми, раковинами и др. объектами природы.

«Кому нужна вода?»

«Капля за каплей»

Показать сколько воды теряется из-за подтекания кранов.

Начать занятие в умывальной, обратив внимание на капающий кран. - Много в капельке воды? Много воды уходит в канализацию из капающего крана?

Предложить поставить емкость под капающий кран и проверить в конце занятия, сколько воды накапало. Можно для убедительности сделать несколько отметок в течение дня.

«Обитатели водоёма»

Фото-загадки «Животное водоема»

Закрепление умений определять по внешнему виду представителей различных экосистем.

Посмотрев на фотографии незнакомых животных определить по внешнему виду и выбрать тех, которые приспособлены к обитанию в воде (выхухоль, утконос, калан, болотная черепаха, тритон и др.все зависит от знаний детей).

«Что живет в воде, что растет в воде»

«Почему завяла валлиснерия»

Показать детям полную зависимость от воды водных растений.

Отщипнуть лист валлиснерии (можно любого водного растения). Она буквально на глазах начинает вянуть.

«Почему ива плачет»

Показать детям гуттацию (от лат. gutta — капля, выделение листьями растений капельножидкой воды) ивы

В емкость с водой положить шерстяные мокрые и отжатые нитки «стебли ивы», так чтоб нитки свисали из емкости. Через несколько секунд с них начинает капать вода.

Ива - одно из немногих древесных растений, способных к гуттации, Происходит, когда корнями поглощается воды больше, чем испаряется листьями.

Праздник «Земля, с днём рождения тебя!»

В рамках праздника проведение различных акций: «Вторая жизнь бутылки»; «Чистый двор»; «Чистая группа» и др.

«Зелёная служба Айболита - весенний уход за комнатными растениями»

Показать способы размножения растений, виды корневой системы.

Посадка и пересадка комнатных растений.

Литература:

  1. Николаева С.Н. Программа экологического воспитания дошкольников «Юный эколог»
  2. Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. М.: Новая школа, 1995.
  3. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. М.: Сфера, 2005.

Top