Консультация для родителей «Пальчиковые игры и развитие психических функций. Консультация для родителей на тему «Пальчиковые игры

Пальчиковые игры имеет важное значение в воспитании дошкольников.

Ведь такие игры – это не только увлекательные и эмоциональные занятия, но и замечательные упражнения для развития мелкой моторики. По сути, пальчиковые игры, выполняют функцию массажа и гимнастики рук и ног малыша, которые влияют на детский организм наилучшим образом. Кроме того, во время занятий, развивается речь ребенка и раскрывается творческая деятельность. Таким образом, во время игры ребенок научится самостоятельно играть при помощи пальчиков и рук, а также заучит интересные стишки, которые являются незаменимым дополнением пальчиковой игры.

Кроме того, игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают уме­ние подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают рече­вую активность ребёнка; развивается память воображение и фантазия.

Известно, что нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребе­нок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи (так как при этом индуктивно происхо­дит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение на­выков письма.

Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Персонажи и образы наших пальчиковых игр - паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик - нравятся малышам с полутора-двух лет, дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.

Такие игры очень увлекательны и способствуют взаимопониманию между детьми и взрослыми. Забавные персонажи пальчиковых игр просты и понятны малышам – коза и зайчик, дождик и солнышко, паучок и муха с восторгом воспринимаются детьми от полутора лет. Они с большим воодушевлением копируют все движения взрослых и повторяют за ними стишки. Использование пальчиковых игр для дошкольников научит их счету, ознакомит с определениями «верх-низ», «лево – право» и создаст чувство уверенности в себе. Существуют игры, в которых пальцы загибаются или действуют поочередно и они похожи на небольшие сказки. Освоить такие пальчиковые игры и продемонстрировать их могут ребятишки, начиная с 4-5 лет. Можно придумывать персонажей, наряжая кончики пальцев бумажными колпачками или прорисовывая на них глазки и улыбающийся ротик.

Пальчиковые игры, предлагаемые для малышей, помогают развитию детского творчества, поэтому ребенка надо чаще хвалить, даже если у него не все получается с первого раза. Особенно нравятся детям пальчиковые игры с пением. Такое сочетание способствует более эффективному проведению занятий.

Предлагаем некоторые примеры пальчиковых игр, которые используются у нас в средней группе (дети 4-5 лет).

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил,

Паучков на землю смыл.

Солнце стало пригревать,

Паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке. Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).

Хлопок ладонями по столу/коленям.

Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

Действия аналогичны первоначальным

"Паучки" ползают на голове.

Рыбка в озере живёт

Рыбка в озере плывёт

(ладошки соединены и делают плавные движения)

Хвостиком ударит вдруг

(ладошки разъединить и ударить по коленкам)

И услышим мы – плюх, плюх!

(ладошки соединить у основания и так похлопать)

На лужок пришли зайчата,

Медвежата, барсучата,

Лягушата и енот.

На зелёный на лужок

Приходи и ты, дружок! (сгибать пальчики в кулачок в ритме потешки, при перечислении животных сгибать пальчики на обеих руках поочерёдно, на последней строчке помахать ладонями)

Моя семья

Этот пальчик – дедушка (разжимаем поочередно пальцы из кулачка,начиная с большого)

Этот пальчик –бабушка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – мамочка

Этот пальчик – я

Вот и вся моя семья! (вращаем разжатой ладошкой)

Нарядили ножки (поочерёдно поглаживать одной рукой другую)

В новые сапожки.

Вы шагайте, ножки,(шагать пальчиками по столу)

Прямо по дорожке.

Вы шагайте - топайте,(постукивать пальчиками)

По лужам не шлёпайте,(погрозить пальчиком)

В грязь не заходите,

Сапожки не рвите.

Уточка, уточка,

По реке плывет.

Плавает, ныряет, (плавные движения кистями рук справа налево)

Лапками гребет. (имитация движения лапок утки в воде)

Сидит белочка в тележке,

Подает она орешки: (сжать пальчики в кулачок)

Лисичке-сестричке, (разогнуть большой палец)

Воробью, синичке, (разогнуть указательный и средний пальцы)

Мишке толстокожему, (разогнуть безымянный палец)

Заиньке усатому. (разогнуть мизинец)

На двери висел замок, (сжать руку в кулачок)

Взаперти сидел щенок. (разжать указательный палец)

Хвостиком вилял, (двигать указательным пальцем со стороны в сторону)

Хозяев поджидал.

Упражнение «Пять пальцев»

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев,

Пять держальцев,

Чтоб строгать, чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Раз, два, три, четыре, пять.

Упражнение «Апельсин»

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька для ежат,

(поочередно загибают пальцы на правой руке)

Эта долька для стрижат,

Эта долька для утят,

Эта долька для котят,

Эта долька для бобра,

А для волка - кожура.

(Разводят руки.)

Он сердит на нас, беда!

Разбегайтесь кто куда.

(имитируют бег пальцами по столу)

Упражнение «Капуста»

Цель: для развития движений руки и снятия мышечного напряжения в кисти.

Мы капусту рубим-рубим.

(двигают прямыми ладонями вверх-вниз)

Мы капусту солим-солим.

(поочередно поглаживают подушечки пальцев)

Мы капусту трем-трем,

(потирают кулачок о кулачок)

Мы капусту жмем-жмем.

(сжимают и разжимают кулачок)

Упражнение «Пальчики – семья»

(поочередно загибают пальцы на руке)

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик Я –

Вот и вся моя семья.

(сжимают и разжимают кулачки)

Игра «Пальчики»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми

Братиков не разбуди.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

Упражнение «Здравствуй»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

(Т. Сикачева)

Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

Пальчиковые игры для дошкольников

Консультация для родителей ДОУ "Пальчиковые игры с детьми - дошкольниками"

Автор : Лисюнина Татьяна Павловна
должность : воспитатель МДБОУ "Детский сад № 58" станица Новомышастовская Красноармейского района Краснодарского края
Описание материала: данный материал можно использовать воспитателям средней группы для проведения бесед с родителями или как раздаточный материал родителям для ознакомления с вопросом пальчиковых игр.
актуальность: тренировка движениями пальцев и кистей рук ребенка способствует развитию мышления. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно."
Цель: повышение педагогической компетентности родителей воспитанников ДОУ.
Задачи:
1. Просветительская работа среди родителей воспитанников;
2. Организация совместной работы с родителями по вопросам развития речи и мышления через пальчиковую гимнастику.
Содержание консультации:
Здравствуйте, родители!
Сегодня нами будет затронута тема пальчиковых игр с детьми.
При движении пальцев рук и кистей идет тренировка не только руки,но и некоторых отделов головного мозга-это было в начале замечено, а позже и доказано ученными, занимающимися вопросами изучения головного мозга. Давно было подмечено,что развитие моторики руки и артикуляционного аппарата ребенка шло параллельно. Поэтому очень важно обращать внимание на то, как держит ребенок ложку и карандаш, как справляется с ножницами,кисточкой и пластилином. Педагог Сухомлинский сказал: «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев». Но еще раньше нашими предками была подмечена зависимость речи и руки ребенка. Следуя этому знанию наши предки придумали множество игр, способствующих развитию мелкой моторики руки ребенка: "Ладушки", "Сорока-белобока". Большое значение для развития моторики руки имеют игры с мозаикой, мелким конструктором, вкладышами, шнуровками, крупяными куколками, пластилином, рисование по точкам.
Наиболее приемлемыми играми по развитию моторики руки являются пальчиковые игры,их можно использовать в любом месте, для их хранения не нужно много места,ими может овладеть как педагог,так и родитель. Когда ребенок вместе с движениями запоминает стихотворение,это способствует развитию памяти. Но возможно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно возможно! Можно научить ребенка самостоятельно сочинять целые истории и показывать их пальчиками и кистью рук. Для пальчиковых игр можно использовать любые детские стихотворения и потешки, песенки, сказки. Так же существует множество пособий и авторских книг по пальчиковым играм. Большой популярностью среди педагогов ДОУ пользуется книга Ермаковой С.О. "Пальчиковые игры".
Пример из книги:
" Всех помощников опять
Надо быстро сосчитать:
Этот брат дрова рубил,
Этот братец щи варил,
Этот брат готовил кашу
На семью большую нашу.
Этот веником махал,
Чисто-чисто подметал.
Ну а этот маленький
Спал у нашей маменьки.
1–2 строчки - хлопаем в ладоши или растираем их одна о другую.
3–8 строчки - в соответствии с текстом стихотворения пальцами одной руки растираем пальцы второй руки, начиная с большого, так, чтобы у «маменьки» «спал» мизинец. Затем повторяем все для другой руки."
Когда ребенок начнет хорошо усваивать упражнения по пальчиковым играм, можно будет их усложнить,но следить за тем,чтобы выполнение их не доставляло ребенку большого труда и было выполнено с удовольствием.

Консультация для родителей. Пальчиковые игры - одно из средств развития речи детей младшего дошкольного возраста.

“Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев.
От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли”.
В.А. Сухомлинский

Речь – это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую зависит от умственной деятельности: она определяется ею и вместе с тем является показателем уровня умственного развития малыша.
Речь начинает формироваться и развиваться в раннем детском возрасте в процессе общения с окружающими людьми. Она играет основную роль в умственном и эмоциональном развитии, является основой социального взаимодействия, регулятором поведения.
Развитие речи – процесс сложный, протекающий у каждого ребенка по-разному. Он заключается в овладении разговорной речью, развитии понимания обращено речи, выражении своих мыслей, чувств, впечатлений языковыми средствами. Правильность и своевременность процесса развития во многом зависит от речевой среды и практики, воспитания и обучения.
Речевые области мозга ребенка формируются под влиянием импульсов, поступающих от кистей, а точнее, от ладоней и пальцев рук. Ведь на ладонях и пальцах находится огромное количество рецепторов, биологически активных точек, активизирующих деятельность мозга. Поэтому важно, чтобы движения рук, мелкие движения пальцев были разнообразными и энергичными, чтобы работало как можно больше пальцев – и как можно чаще. А наша с вами задача – сделать такого рода работу еще и интересной. Но что может быть интереснее игры?
Игра – это ведущий вид деятельности в детском возрасте. Именно она дает возможность ребенку развиваться. Играть с малышом могут не только родители, но и бабушки, дедушки, старшие дети, которые много времени проводят с малышом.
Игра должна быть интересна обоим – и ребенку, и взрослому. Это ни в коем случае не урок, трудный, утомительный для ребенка и неприятный для взрослого.
Ниже хотелось бы привести примеры игр, способствующих развитию мелкой моторики рук и речи:
1. Пассивная гимнастика для пальчиков (поглаживания и растирания рук, вибрация). Нужно помнить, что такой массаж не должен приносить неприятных ощущений. Продолжительность такого массажа 3-5 минут.
2. Активная гимнастика для развития мелкой моторики:
Вот какие разные! Ребенку по очереди дают потрогать различные предметы: кусочек меха, кожи, грубого полотна, атласную ленту, шелковый платок, поролоновую губку для мытья посуды (только новую) и т.д. Для этой игры можно завести свою коробку, куда вы можете складывать все материалы.

Важно: все предметы, используемые в играх, должны быть безопасными для ребенка!
Пирамидки. Дети очень любят собирать и разбирать пирамидки. Выбирая пирамидку в магазине, отдайте предпочтение той, у которой кольца разного диаметра равномерно увеличиваются к основанию. Такая игрушка развивает не только пальчики малыша, но и логическое мышление.
Сборные матрешки. Деревянная матрешка – прекрасное средство для развития ручных умений и мышления малыша, традиционная народная дидактическая игрушка.
Белкины гостинцы. Расскажите ребенку, что встретили на улице белку, которая передала для малыша грецкий орех или шишку. Предложите ребенку положить предмет между ладонями и делать круговые движения, чтобы почувствовать, какой он шершавый. Это своеобразный массаж ладошек и пальчиков.
Лепим из пластилина. Купите ребенку пластилин и предложите слепить цилиндр, скатать шарик, сделать змейку. Оказывайте ребенку посильную помощь. Кроме пластилина можно использовать тесто для лепки, которое также можно купить в магазине, а можно сделать самим.
Рецепт теста для лепки: 150 г пшеничной муки высшего сорта; 150 г нейодированной поваренной соли «Экстра», то есть мелкого помола (можно измельчить обычную соль в кофемолке); 100 г холодной воды, чайная ложка детского крема.

Рисуем пальчиками. Можно предложить ребенку порисовать пальчиками. Для этого сейчас в продаже есть специальные краски. Можно использовать любые другие. Главное, чтобы краски были нетоксичные и густые. Попросите ребенка нарисовать, для начала, прямые линии, геометрические фигуры, простейшие узоры. Рисовать можно не только красками, но и на манной крупе. Для этого на яркий поднос тонким слоем насыпьте манную крупу. Проведите пальчиком ребенка. Получится контрастная линия.
Бусы. Вы можете найти в продаже готовые комплекты для игры, куда входит шнурок, разноцветные бусины. Но такую игру можно изготовить и самим. Для этого потребуется шнурок и старые бусины или пуговицы с большими отверстиями. Пусть ребенок фантазирует, нанизывая бусы в произвольном порядке.
К таким играм, относятся различные шнуровки и мозаики, которые не менее полезны для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.
Разноцветные прищепки. Из картона или плотной бумаги можно вырезать простые формы (круг для солнышка, полукруг для ежа). Далее взрослый предлагает ребенку прицепить прищепки, в результате у ребенка получается солнышко или ежик.
Золушка. Данная игра проводится только под присмотром взрослого. В миске смешиваем белую и красную фасоль (позже можно использовать горох, или рис с гречкой). В две другие миски ребенок сортирует крупу. Данную игру можно изменить, предложив ребенку выложить крупой какую-то картинку (дорожку, цветок, волны и т.п.).

Важно: при игре с мелкими предметами взрослый должен находиться рядом с ребенком! Дети очень любят класть мелочь в рот, нос, уши!

3. Упражнения без речевого сопровождения, когда взрослый показывает ребенку определенные движения руками, а малыш повторяет (Например, коза рогатая, зайчик, человечек).

4. Упражнения с речевым сопровождением (различные пальчиковые гимнастики «Замок», «Семья», «Кулачок», «Овощи», «Засолка капусты»).

«Замок»
Т.А.Ткаченко

На двери висит замок. Соединить пальцы обеих рук в замок.
Кто его открыть бы смог? Пальцы сцеплены в замок, руки тянуться в разные стороны.
Мы замочек постучали, Не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга.
Мы замочек покрутили, Движения сцепленными пальцами от себя к себе.
Потянули. Пальцы сцеплены, руки потянуть в разные стороны.
И открыли. Расцепить пальцы.

«Моя семья»

Этот пальчик – дедушка, Руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная с большого.
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья! Энергично сжать руку в кулак несколько раз.

Как вы могли убедиться, игры просты, и многие из них можно изготовить своими руками, но, не смотря на свою простоту, они очень интересны и увлекательны.
Играйте с ребенком, общайтесь с ним, у вас все получится! Удачи вам!
Литература:
1. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов/А.Е. Белая, В.И. Мирясова. – М., 2002.
2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп-топ – 1,2: Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми. – М., 2004.
3. Краузе Е. Логопедия. – СПб.. 2003.
4. Теплякова О.Н. Игры для развития речи малышей. – М.,2007.

Игра - один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята более старшего возраста играют молча.

Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы!

Так что же такое пальчиковые игры? Все помнят стишок из детства: «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали…». Так учителя проводили физкультминутки на уроках в начальной школе. Этот стишок и есть прообраз пальчиковых игр.

По своей сути пальчиковые игры - это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Вы можете просто почитать их малышам и попросить подвигать пальчиками так, как они этого хотят.

Пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, т.к. при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

Главная цель пальчиковых игр - переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Я надеюсь, что стихи и игровые движения понравятся вам и вашим детям, подарят радость общения и принесут ощутимую пользу.

«Перед нами елочка: сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку»

Шишечки, показывают кулачки

Иголочки, указательные пальцы

Шарики, пальцы сжимают в круг

Фонарики, показывают «фонарики»

Зайчики, показывают «ушки зайца»

И свечки, прижимают ладони и пальчики друг к другу

Звезды, прижимают ладони с раздвинутыми пальцами

Человечки». ставят средний и указательный пальцы на колени

«Кот на печи стучат кулачком о кулачок

Сухари толчет,

Кошка в окошке показывают как шьют иголкой

Полотенце шьет.

Маленькие котята поднимают руки на уровень груди, опустив кисти вниз

На печке сидят, и качают головой вправо-влево

На печке сидят

Да на котика глядят. показывают руками «очки»

Все на котика глядят

И сухарики едет». щелкают зубками

«Мы вот так, мы вот так, «мнут тесто» руками

Тесто разминали.

Мы вот так, мы вот так, пальчики вместе, движение рук от себя и к себе

Тесто раскатали.

Вот такой, вот такой, широко в стороны развести руки

Будет пряничек большой.

Вот такой, вот такой, поглаживание ладошек по очереди

Будет пряник золотой.

Пряничек, пряничек движение «пекут пирожки»

Испекли ребятки.

Пряничек, пряничек

Очень, очень сладкий.

Кушайте, кушайте, руки вытягивают вперед, ладонями вверх

Угощайтесь, гости!

Приходите к нам еще, манят к себе

Очень, очень просим!»

«Курочка - рябушечка не спеша «проходятся» указательным и средним

По двору гуляла, пальцем по бедрам

По двору гуляла,

Цыпляток считала.

Раз, два, три, четыре, пять! загибают пальчики на одной руке

Посчитаю их опять: грозят указательным пальцем

Раз, два, три, четыре, пять!» загибают пальчики на другой руке

«Вот как наши ребятишки дети «скребут» пальчикам по бедрам

Расшалились, словно мышки:

Ловко пальчиками трут,

Словно лапками скребут.

Ш - ш - ш…» трут ладошкой о ладошку

«Этот пальчик мой танцует. дети стучат указательным пальцем по бедру

Этот вот кружок рисует. делают круговые движения средним пальцем

Этот пальчик ловко скачет, стучат безымянным по бедру

Будто легкий, легкий мячик.

А мизинчик, мой малышка, царапают мизинцем по ноге

Коготком скребет как мышка.

А большой мой, толстячок, прижимают большой палец к ладони

Спать улегся на бочок.

А теперь все по порядку сжимают и разжимают пальцы

Пальцы делают зарядку.

Что, устали? Отдыхайте, сжимают пальцы в кулачок

Спите, пальцы, засыпайте!»

(при повторе выполняются движения другой рукой)

1. Как в лесу на кочке выпускают пальчики из кулачков

Расцвели цветочки.

Пр.: Цветики, цветики, «фонарики»

Цветики цветочки - 2р.

С ветерком шептались трут ладошку об ладошку
Солнцу улыбались. кивают головками

«Падал снег на порог. дети плавно опускают руки сверху вниз

Кот слепил себе пирог. показывают как пекут пирог

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек. делают волнообразные движения руками

Пирожки себе пеки грозят указательным пальцем

Не из снега - из муки». покачивают пальцем из стороны в сторону

«Сорока - белобока дети на ладошке «варят» кашу

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала, поочередно загибают пальцы с мизинца

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала! показывают большой палец

Ты воды не носил, грозят указательным пальцем большому пальцу

Дров не рубил,

Каши не варил -

Тебе нет ничего! разводят обе руки в стороны

Вот тебе горшок пустой, сжимают пальцы в кулак

Иди в угол и постой!» указательным пальцем показывают на угол

«Вымыли мы ручки, вымыли мы ножки, имитация мытья рук

Поиграли в ладушки, ладушки - ладошки! хлопки в ладоши

Во дворе цыплятам накрошили крошек, «крошим хлеб»

Поиграли снова в ладушки - ладошки! хлопки в ладоши

Гладили котенка чистыми ладошками, одной рукой поглаживаем другую

С ним мы поиграли в ладушки - ладошки! хлопки в ладоши

Улеглись ладошки прямо на дорожку… руки положили на колени

Как они устали - ладушки - ладошки!» поглаживание рука об руку

«Девочки и мальчики! вытягиванием руки в стороны, машем крыльями

Совсем как попугайчики.

Крылышками помашите,

Хохолками потрясите, наклоны головы вправо-влево

Друг на друга посмотрите, поворачиваются к соседу и смотрят в глаза

В джунгли вместе полетите, руки в стороны, машем крыльями

На пальму опуститесь,

Крылышками встряхните!»

«На лесной лужайке показываем «ушки зайчика»

Разыгрались зайки:

Лапками хлопали, хлопки

Ножками топали, топают ногами

Ушками махали, делаем «ушки зайчика» и махаем кистями рук

Выше всех скакали. прыжки на двух ногах

Глазками глядели, руки к глазам «хлопаем глазками»

Песенку пропели:

Ля-ля-ля! Ля-ля-ля! болтаем руками

Ля-ля-ляйки!

Ах, какие мы веселые зайки!»

«Есть у киски глазки показывают свои глазки

Есть у киски ушки показывают ушки и шевелят ими

Есть у киски лапки, сжимают и разжимают кулачки

Мягкие подушки.

Киска, киска, не сердись грозят пальчиком

Не царапай деток,

Брысь!» хлопок в ладоши

«Утром рано я встаю, свою песенку пою,

И со мною дружно в лад подпевают сто ребят! руки вверх, расставив пальцы

Подпевают сто ежей, руки в замок, большие пальцы соединены, остальные прямые

Подпевают сто ужей, соединены ладони, волнообразные движения

И поют ее зайчата, «ушки зайчика»

И поют ее лисята, «лисьи лапки»

Под землею старый крот прищуривание глаз, «мордочка крота»

Эту песенку поет.

А в берлоге медвежата, руки в стороны, переваливание с ноги на ногу

А в болоте лягушата, «лягушачьи лапки»

Очень важный бегемот выставление вперед живота, руки на животе

С удовольствием поет.

Даже страшный крокодил соединив ладони, расставив пальцы, «пасть крокодила»

Эту песню разучил!

Промурлыкала нам кошка «кошачьи лапки»

Песню, сидя на окошке. кладут голову на «лапки»

Слышишь, указательный палец вверх

Как под нашей крышей руки над головой, «крыша домика»

Эту песню поют мыши? «мышиные лапки»

Утром рано мы встаем,

Хором песенку поем».

«Наши девочки и наши мальчики руки на поясе

Ловко прыгают, как мячики,

Головой слегка качают

И красиво приседают.

Ручками хлопают вот так, вот так,

Ножками топают вот так, вот так,

Кулачки сжимают вот так, вот так,

Ладошки раскрывают вот так, вот так.

На ладошки мы подуем,

Наши пальчики разбудим шевелят ими

Наши пальчики проснулись кисти вверх

Мы проснулись, мы проснулись сгибают пальцы

И друг другу улыбнулись. соединяют пальцы

Стали пальцы обниматься руки в замок

Стали пальцы целоваться касаются подушечками пальцев

А потом и баловаться. фонарики

Подошла Ладошка выставление ладоней

И сказала: - Крошки! шевелят пальцами

Хватим вам играть, хватит баловаться взмахи кистями

Надобно трудиться! руки вместе

А мы хотим резвиться! фонарики

Но тут пришел Кулачок,

Пальцы спрятались кулачки

Молчок палец к губам

Так вот они какие, наши пальцы озорные!

Маму-Ладошку не слушают,

Папу-Кулачка огорчают!

Ай-я-яй, стыд и срам!

Пальчики не стыдно вам?

Пальцы спрятались в подмышках

И тихонько там сидят.

Им, конечно, очень стыдно

Маму с папой обижать.

Ладно, пальцы, выходите,

На ребяток поглядите руки в стороны

Поглядели, поглядели, сразу же повеселели фонарики

Будем, будем мы трудиться руки соединили

А потом, уже резвиться!» хлопают по коленям

«Ах, как жутко на лесной лужайке руки, на щеки, покачивание головой

Бедному игрушечному зайке «ушки зайчика»

Кружится над зайкой стрекоза руки в кулаки, выставив указательный и

средний пальцы, быстро ими шевелить

И глядит, глядит во все глаза. «глаза стрекоза»

И пчела все уши прожужжала, приставляют пальцы к ушам - «не слышать»

У нее ужаснейшее жало. руки в кулак, выставление указательного пальца

И жуки рогатые ползут руки на колени, перебирание пальцами

Ахнуть не успеешь взяться за голову руками

Загрызут. пощекотать кого-нибудь рядом

Бегают по зайчику мурашки быстро перебирать пальцами по груди

Ах, как страшно зайчику-бедняжке. «ушки зайчика»


Шпаргалка для родителей

«Пальчиковые игры для малышей»

Консультация для родителей

« Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры»

Пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребенок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие игры предназначены для детей от полугода; интерес к ним сохраняется примерно до пяти лет. Малыши выполняют упражнения для одной руки, трех-четырехлетние дети задействуют все пальцы, а после четырех лет в игру вводятся различные предметы - шарики, кубики и т.п.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

Насколько ребёнку понравится игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.

Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.

Для малыша двух-трёх лет некоторые игры станут особенно интересны, если вы для его пальчиков свернёте бумажные колпачки-куколки. Фломастером можно нарисовать на колпачке глазки, ротик, рубашку, пуговки, вырезать из цветной бумаги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и др.

Этапы разучивания игр:

    Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

    Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.

    Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.

    Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

    Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

    Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.

    Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

    Пальчиковые игры с детьми до 1.5 лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.

    Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.

    Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.

    Используйте максимально выразительную мимику.

    Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.

    Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.

    Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

    Начните с простых пальчиковых игр:

Качели

Задрожали ветви елей.

Мы в восторге от качелей.

Мы летаем вверх и вниз,

Вместе с нами веселись. (Т. Сикачева)

Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее - двумя руками.От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз

Белка

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому...

(Народная песенка)

Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.

Тише, тише, не шумите,


Наших деток не будите!

Птички станут щебетать,

Будут пальчики вставать.

Раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слово «вставать» - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы. Упражнение выполнять вначале одной рукой, затем - второй, а в заключение - двумя руками.

Встали пальчики

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики - «Ура!»

В детский сад идти пора!

(М. Кальцова)

Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных - «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.

Жук


Я веселый Майский жук.

Знаю все

Сады вокруг,

Над лужайками

Кружу,

А зовут меня

Жу-жу...

(А. Береснев)

Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Шевелить «усами».

Комарик

Не кусай, комарик злой!

Я уже бегу домой.

Сжать кулачок.

Указательный палец выдвинуть вперед (это - «хоботок», которым «комарик» пытается «укусить» ребенка). Мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить вниз (это - «лапки»).

С какого возраста можно начинать использовать пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику?

- Пальчиковую гимнастику следует начинать делать в возрасте полугода (с 6 – 7 месяцев). Ежедневно в течение 2 – 3 минут поглаживайте ручки ребенка, разминайте его ладошки и пальчики. Это даст малышу необходимую сенсорную «пищу». Пальчиковые игры следует начинать использовать в общении с ребенком с двух лет.

Пальчиковые игры – не единственное средство развития мелкой моторики рук ребенка. Например, можно дать малышу макароны – пусть сидит, перебирает. Что лучше помогает развивать координацию рук?

Конечно, можно и даже нужно использовать все возможные способы развития мелкой моторики рук ребенка (игрушки, рисование, лепка и т.д.). Но пальчиковые игры обладают весомым преимуществом: ребенок осваивает их в процессе живого и эмоционально-насыщенного общения со взрослым.

Если Вы используете в общении с ребенком пальчиковые игры, значит, Вы помогаете его развитию. Ведь, как известно, у малышей развитие мелкой моторики рук всегда влечет за собой и развитие речи. А развитие координации движений руки способствует подготовке руки к письму и рисованию.


Top